Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 23

 

 

 

1. АННОТАЦИЯ 

к рабочей программе дисциплины 

Б1.Б.22.3 «Фтизиатрия» 

Трудоемкость _3_з.е. 

 

1.1. Цель освоения и краткое содержание дисциплины 
Цель освоения

:  

-  формирование  у  обучающихся  профессиональных  знаний  и  практических  умений  в  области 
фтизиатрии,    во  всех  разделах  ее  многогранной  деятельности,  уделяя  особое  внимание 
вопросам этиопатогенеза, раннего выявления, диагностики, клиники, химиотерапии, проблеме 
лекарственной  устойчивости  МБТ  на  основе  владения  современными  лабораторно-
инструментальными, рентгенологическими методами исследования.

 

 

Краткое  содержание  дисциплины: 

  изучение  эпидемиологических  показателей    по 

туберкулезу,  закономерностей  взаимосвязи  различных  органов  и  систем  для  понимания 
механизмов  формирования  основных  патологических  процессов  происходящих  при 
туберкулезе,  а  также  методологических  основ  профилактики;  формирование  логического 
мышления  в  диагностике  и  лечения  туберкулеза;  роли  экологии  и  здорового  образа  жизни  в 
профилактике туберкулеза. 

 
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Фтизиатрия», 
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 

 

Планируемые результаты 

освоения программы 

(содержание и коды 

компетенций) 

Планируемые результаты обучения по дисциплине 

ПК-3   

способностью 

и 

готовностью  к  проведению 
противоэпидемических 
мероприятий,  организации 
защиты населения в очагах 
особо  опасных  инфекций, 
при 

ухудшении 

радиационной  обстановки, 
стихийных  бедствиях  и 
иных 

чрезвычайных 

ситуациях. 
 

Знать.

 Эпидемиологию туберкулеза, основные 

эпидемиологические показатели в РФ и РС(Я), значение 
социально-экономических и наследственных факторов в 
развитии туберкулеза.

 

Основные  принципы  и  способы  защиты  населения  при 
стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях  
Противоэпидемические 

мероприятия, 

проводимые 

в 

условиях противотуберкулезного учреждения.  
Дезинфекция  при  туберкулезе.  Текущая  и  заключительная 
дезинфекции.  
Методы  обеззараживания  мокроты,  дезинфекция  белья, 
посуды, помещений, борьба с мухами. 

 

Меры,  предупреждающие  распространение  лекарственно-
устойчивого туберкулеза, заражение человека туберкулезом 
от животных.  
Работа  в  туберкулезных  очагах,  меры  предупреждения 
инфицирования в очагах. Профилактические мероприятия в 
отношении беременных женщин, больных туберкулезом  
Наблюдение  за  детьми,  находящимися  в  контакте  с 
бациллярными 

больными 

Уход 

и 

вскармливание 

новорожденного от больной туберкулезом матери

 

Уметь 

Проводить  противоэпидемические  мероприятия  в  условиях 
противотуберкулезного учреждения.  
Проводить работу в туберкулезных очагах, осуществлять  
меры предупреждения инфицирования в очагах  
Проводить  профилактические  мероприятия  в  отношении 

 

беременных женщин, больных туберкулезом  
Осуществлять  наблюдение  за  детьми,  находящимися  в 
контакте с бациллярными больными.  Контролировать уход 
и  вскармливание  новорожденного  от  больной туберкулезом 
матери. 

 

Владеть  

Методиками 

противоэпидемических 

мероприятий, 

проводимых в условиях противотуберкулезного учреждения, 
в  том  числе  в  отношении  лекарственно-устойчивого 
туберкулеза.  
Методиками  санитарного  контроля  в  отношении  лиц, 
находящихся  в  условиях  наибольшей  опасности  заражения 
туберкулезом.  
Техниками  обеззараживания  мокроты,  дезинфекция  белья, 
посуды, помещений.  
Технологиями  работы  в  туберкулезных  очагах,  в  том  числе 
при наличии беременных и новорожденных.

 

 

ПК-5 

-  готовностью  к  сбору  и 
анализу  жалоб  пациента, 
данных 

его 

анамнеза, 

результатов 

осмотра, 

лабораторных, 
инструментальных, 
патолога-  анатомических  и 
иных исследований в целях 
распознавания 

состояния 

или  установления  факта 
наличия  или  отсутствия 
заболевания. 
 
 

Знать. 

 

Диагностические 

(клинические, 

лучевые, 

микробиологические,  иммунологические,  лабораторные, 
инструментальные)  методы  обследования,  применяемые  во 
фтизиатрической практике.  
Показания  к  бронхоскопии  и  биопсии  при  заболевании 
туберкулезом и другой патологии органов дыхания  
Дифференциальную  диагностику  первичных  и  вторичных 
форм 

туберкулеза. 

Закономерности 

изменения 

диагностических  показателей  при  различных  формах  и 
локализациях туберкулеза в соответствии с патофизиологией 
туберкулеза,  патогенезом  функциональных  и  тканевых 
нарушений при туберкулезе 

 

Последовательность  и  методики  обследования  пациентов 
при диагностике туберкулеза. 

 

Уметь

.  Анализировать  закономерности  функционирования 

отдельных  органов  и  систем,  использовать  знания  анатомо-
физиологических  основ,  патогенеза  туберкулеза,  основные 
методики  клинико-лабораторного  обследования  и  оценки 
функционального  состояния  организма  для  своевременной 
диагностики  туберкулеза  у  взрослых,  детей  и  подростков. 
Оценить тяжесть состояния больного.  
Назначить в необходимой последовательности лабораторные 
анализы и оценить их результаты.  
Интерпретировать  данные  лучевых  методов  исследования 
грудной клетки и средостения;  
Определить  показания  к  бронхоскопии  и  биопсии,  оценить 
их  результаты.  Выполнять  основные  диагностические 
мероприятия  по  выявлению  неотложных  и  угрожающих 
жизни состояниях.

 

Владеть

 

Отраслевыми  стандартами  обследования  для 

диагностики  туберкулеза.  Методикой  оценки  показателей 
гемодинамики,  функции  органов  дыхания,  почек,  печени, 
свертывающей системы.  
Алгоритмом  определения  плана  в  каждом  случае  клинико-
лабораторного исследования.  
Методами  диагностики  форм  заболевания  и  неотложных 
состояний при туберкулезе.  

 

Методикой проведения туберкулинодиагностики. 

 

Методикой 

оценки 

клинических, 

лучевых, 

микробиологических,  иммунологических,  лабораторных, 
инструментальных  методов  исследования  для  выявления 
туберкулеза.  

  

 

ПК-6 

способностью 

к 

определению  у  пациента 
основных  патологических 
состояний, 

симптомов, 

синдромов 

заболеваний, 

нозологических  форм  в 
соответствии 

с 

Международной 
статистической 
классификацией болезней и 
проблем,  связанных  со 
здоровьем, X пересмотра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Знать 

Содержание международной статистической классификации 
болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)  
Роль причинных факторов и причинно-следственных связей 
в  возникновении  типовых  патологических  процессов  и 
болезней,  и  туберкулеза.    Характеристику  туберкулезного 
процесса.  Классификацию  остаточных  изменений  после 
перенесенного туберкулеза. 
 

Уметь 

Оценить  причинные  факторы  и  причинно-следственные 
связи в возникновении туберкулеза.  
Выявлять  основные  патологические  симптомы  и  синдромы, 
анализировать закономерности 

 

функционирования органов и систем при различных формах 
и локализациях туберкулеза.  
Использовать  алгоритмы  диагностики  и  дифференциальной 
диагностики  туберкулеза  с  учетом  МКБ.  Сформулировать 
диагноз туберкулеза органов дыхания, определить его форму 
и  фазу  течения,  а  также  установить  осложнения  этого 
процесса  

 

Владеть  

Методами  совокупной  оценки  результатов  проведенного 
обследования (интерпретация данных опроса, физикального 
осмотра, клинического обследования, результатов 

 

современных 

лучевых, 

лабораторно-инструментальных 

обследований,  морфологического  анализа  биопсийного, 
операционного  и  секционного  материала),  позволяющими 
определить диагноз. 

 

ПК – 7 

готовностью 

к 

проведению 

экспертизы 

временной 
нетрудоспособности, 
участию 

в 

проведении 

медико- 

социальной 

экспертизы, 

констатации 

биологической 

смерти 

человека. 
 
 

Знать 

Законодательство  об  охране  труда  больных  туберкулезом, 
сотрудников и о защите населения от туберкулеза.  
Вопросы  временной  и  стойкой  утраты  трудоспособности, 
врачебно-трудовой экспертизы во фтизиатрии.  
Законодательство по охране населения от туберкулеза.  
Врачебно-трудовая 

экспертиза 

во 

фтизиатрической 

практике.   

 
Уметь 

Решить вопрос о трудоспособности больного туберкулезом.  
Оценить  эффективность  диспансерного  наблюдения  за 
здоровыми  и  больными  туберкулезом,  в  том  числе 
хроническими больными. 

 

Использовать  нормативную  документацию,  принятую  в 
здравоохранении 

(законы 

Российской 

Федерации, 

международные  и  национальные  стандарты,  приказы, 

 

рекомендации,  терминологию,  международные  системы 
единиц 

(СИ), 

действующие 

международные  

классификации), а также документацию для оценки качества 
и  эффективности  работы  медицинских  организаций,  в  том 
числе по вопросам оказания противотуберкулезной помощи 
населению.  

 
Владеть 

Методикой  наблюдения  за  диспансерными  группами 
взрослых, детей и подростков, больных туберкулезом.  
Методиками  проведения  всех  видов  диспансерной  работы 
(диагностической, 

лечебной, 

профилактической) 

в 

отношении больных туберкулезом и их окружения.

 

 

ПК- 8 
-

 

способностью 

к 

определению 

тактики 

ведения 

пациентов 

с 

различными 
нозологическими формами. 
 
 

Знать 

Клиническую  и  рентгенологическую  семиотику  основных 
форм  туберкулеза  органов  дыхания  и  других  локализаций 
специфического процесса.  
Особенности 

клинического 

проявления 

и 

течения 

туберкулеза,  его  выявление  и  профилактику  у  детей  и 
подростков.  
Особенности клиники и принципы диагностики внелегочных 
форм  туберкулеза  (мочеполового,  костно  -  суставного, 
периферических  и  мезентериальных  лимфатических  узлов, 
мозговых оболочек, кожи, глаз и других органов);  
Особенности  течения  и  исхода  в  различных  возрастных 
группах;  типичное  и  атипичное  течение  («маски» 
туберкулеза)  в  том  числе  при  наличии  сопутствующих 
заболеваний.  
Клиническую  симптоматику  и  терапию  неотложных 
состояний, осложнения туберкулеза органов дыхания и меры 
их предупреждения.  
Неотложные  лечебные  мероприятия,  применяемые  при 
угрожающих  состояниях  в  клинике  туберкулеза  и  других 
легочных заболеваний.  
Причины  возникновения  туберкулезного  процесса  в 
организме, механизмы его развития. 
Показания  к  госпитализации  больных  туберкулезом 
(плановой,  экстренной).  Принципы  комплексной  терапии 
туберкулеза  детей,  подростков  и  взрослых  (впервые 
выявленных 

и 

больных 

хроническими 

формами 

туберкулеза); 

больных 

с 

лекарственно-устойчивыми 

формами туберкулеза. 

 

Показания  к  патогенетической  и  иммуномодулирующей 
терапии при разных формах заболевания, методы и средства 
патогенетической 

терапии. 

Принципы 

и 

техники 

коллапсотерапии.  
Классификацию, 

механизмы 

действия, 

принципы 

применения 

противотуберкулезных 

моно- 

и 

комбинированных  химиопрепаратов,  побочные  реакции, 
меры их профилактики и лечения  
Современные  режимы  химиотерапии,  в  том  числе  при 
развитии 

лекарственной 

устойчивости 

микобактерий 

туберкулеза  
Принципы 

хирургического 

лечения 

туберкулеза, 

 

топографическую анатомию конкретных областей и органов, 
их  возрастную  и  индивидуальную  изменчивость,  виды  и 
технику  основных  хирургических  операций,  используемых 
при туберкулезе. 

 

Уметь 

Выявить  долокальные  и  локальные  формы  туберкулеза  у 
детей и подростков. 
Выявить внелегочные локализации туберкулеза.  
Провести  дифференциальную  диагностику  со  сходными 
заболеваниями органов дыхания. 
Сформулировать  диагноз  туберкулеза  органов  дыхания, 
определить  его  форму  и  фазу  течения,  а  также  установить 
осложнения этого процесса  
Выявить  сопутствующие  туберкулезу  заболевания  и 
определить лечебную тактику по отношению к ним.  
Назначать  больным  туберкулезом  адекватное  лечение  в 
соответствии  с  поставленным  диагнозом,  осуществлять 
алгоритм  выбора  медикаментозной  и  не  медикаментозной 
терапии  как  профильным  больным  с  туберкулезом,  так  и 
больным с другими заболеваниями органов дыхания.  
Оказывать  в  полном  объеме  лечебные  мероприятия  при 
туберкулезе  в  плановых  и  экстренных  ситуациях  при 
развитии неотложных состояний.  
Назначить  режимы  химиотерапии  в  соответствии  с 
возрастом 

больного, 

особенностями 

туберкулезного 

процесса, 

сопутствующей 

патологией 

и 

типом 

лекарственной устойчивости.  
Предупреждать развитие и купировать побочные реакции на 
противотуберкулезные препараты  
Определить 

показания 

и 

назначить 

адекватную 

патологическому 

процессу 

патогенетическую 

и 

иммуномодулирующую терапию  
Оказывать помощь при легочном кровотечении, спонтанном 
пневмотораксе, проводить реанимационные мероприятия.  

  

 

Владеть 

Отраслевыми стандартами объемов лечения во фтизиатрии.  
Способностью  к  формированию  системного  подхода  к 
анализу 

медицинской 

информации, 

опираясь 

на 

всеобъемлющие 

принципы 

доказательной 

медицины, 

основанной  на  поиске  решений  с  использованием 
теоретических  знаний  и  практических  умений  в  целях 
оптимизации лечебной тактики.  
Навыками 

назначения 

режимов 

химиотерапии 

и 

использования противотуберкулезных препаратов.  

 

 

1.3. Место дисциплины  «Фтизиатрия» 
в структуре образовательной программы 

 

Индекс 

Наименование 

дисциплины 

(модуля), практики 

Семе

стр 

изуче

ния 

Индексы и наименования учебных дисциплин 

(модулей), практик 

на которые опирается 

содержание данной 

для которых 

содержание данной 

 

дисциплины (модуля) 

дисциплины 

(модуля) выступает 

опорой 

Б1.Б.22.3

 

 
Фтизиатрия

 

А 

 

Б 1. Б. 6.1 -  
Микробиология, 
вирусология, 
иммунология. 
Б 1. Б. 6. 6 - 
Молекулярная 
диагностика 
инфекционных и 
неинфекционных 
заболеваний. 
Б 1.Б. 7. 1 - 
Общая эпидемиология 
с основами 
доказательной 
медицины. 

 
Б 1.Б.38 -  
Педиатрия, 
Б 1.Б.42 - 
Инфекционные 
болезни, 
Б 1.Б 39.2 - 
Лучевая 
диагностика 
(терапевтическая), 
Б 1.Б.41.1 - 
Госпитальная 
терапия. 
 
 

 

1.4. Язык преподавания: русский 

 

2. Объем дисциплиныв зачетных единицах с указанием количества академических часов, 

выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных 

занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 

 
Выписка из учебного плана: 
 

Код и название дисциплины по учебному плану 

Б1.Б.22.3 «Фтизиатрия»

 

Курс изучения 

Семестр(ы) изучения 

А

 семестр (10)

 

Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен) 

экзамен 

Курсовой  проект/  курсовая  работа  (указать  вид 
работы  при  наличии  в  учебном  плане),  семестр 
выполнения 

 

Трудоемкость (в ЗЕТ) 

Трудоемкость (в часах) 

(сумма строк №1,2,3), в т.ч.:

 

108 

№1. 

Контактная 

работа 

обучающихся 

с 

преподавателем (КР), в часах: 

Объем аудиторной 

работы, 

в часах

 

Вт.ч. с 

применением 

ДОТ или ЭО

1

, в 

часах

 

Объем работы (в часах) (1.1.+1.2.+1.3.): 

56 

 

1.1. Занятия лекционного типа (лекции) 

18 

 

1.2. Занятия семинарского типа, всего, в т.ч.: 

 

 

-семинары 

(практические 

занятия, 

коллоквиумыи т.п.) 

39 

 

- лабораторные работы 

 

 

- практикумы 

 

 

1.3.  КСР  (контроль  самостоятельной  работы, 
консультации) 

 

№2. Самостоятельная работа обучающихся (СРС) 
(в часах)

 

22 

№3.  Количество  часов  на  экзамен 

(при  наличии 

экзамена в учебном плане)

 

27 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

 

 

3. Содержание дисциплины. «Фтизиатрия», структурированное по темам с указанием 
отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 

 

3.1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий 

 

Тема  

Всего 

часов 

Контактная работа, в часах 

Часы 

СРС 

Лекц

ии

 

из

 н

их 

с 

при

м

ен

ен

ие

м

  ЭО и

 ДО

Т

 

С

ем

ин

ары  (

пра

кти

че

ск

ие

 з

ан

яти

я, 

коллок

ви

ум

ы)

 

из

 н

их 

с 

при

м

ен

ен

ие

м

  ЭО и

 ДО

Т

 

Лабора

торн

ые

 ра

бот

ы

 

из

 н

их 

с 

при

м

ен

ен

ие

м

  ЭО и

 ДО

Т

 

Пра

кти

кум

ы

 

из

 н

их 

с 

при

м

ен

ен

ие

м

  ЭО и

 ДО

Т

 

К

С

Р

 (ко

нс

уль

тац

ии

Тема 1. Туберкулез – 
социальная инфекция. 
Исторические сведения 
о туберкулезе. История 
развития фтизиатрии в 
России, Якутии. 
Эпидемиология 
туберкулеза, основные 
эпидемиологические 
показатели в РФ и 
РС(Я), значение 
социально-
экономических и 
наследственных 
факторов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Этиология  и 
патогенез туберкулеза. 
Клиническая 
классификация 
туберкулеза. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  3.  Современные 
методы  выявления  и 
диагностики 
туберкулеза. 
Долокальные 

формы 

туберкулёза  у  детей  и 
подростков  

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Локальные 
формы первичного 
туберкулеза, клиника 
диагностика, 
осложнения, лечение. 
Туберкулёз у детей и 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

подростков. 
Тема 5. 
Диссеминированный 
туберкулез, милиарный 
туберкулез. Подострый, 
хронический 
диссеминированный 
туберкулез. Клиника, 
диагностика, лечение. 
Туберкулезный 
менингит. Патогенез, 
клиника, диагностика, 
лечение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6.  Очаговый 
туберкулез легких. 
Клиника, диагностика, 
лечение.  
Туберкулезный плеврит

Экссудативный, 
фибринозный плеврит. 
Инфильтративный 
туберкулез, патогенез, 
клинико-
рентгенологические 
варианты, клиника, 
диагностика, лечение 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7.  
Туберкулема 

легких, 

типы 

туберкулем. 

Клиника,  диагностика, 
лечение. 

Казеозная 

пневмония, 

клиника, 

течение, 

диагностика, 

лечение, 
дифференциальная 
диагностика, лечение 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8.  Деструктивные 
формы туберкулеза. 
Патогенез, клиника, 
диагностика, 
дифференциальная 
диагностика, тактика 
консервативного и 
хирургического 
лечения.  
Кавернозный 
туберкулез, Фиброзно-
кавернозный туберкулез 
легких 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Внелегочный 
туберкулез 
эпидемиология, 
патогенез, клиника, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

диагностика, дифф. 
диагностика. Выявление 
внелегочного 
туберкулеза 
Тема 10. Общие 
принципы лечения. 
Режимы химиотерапии 
больных туберкулезом 
легких. Характеристика 
туберкулостатиков, 
классификация 
препаратов. 
Неспецифическая  
патогенетическая, 
симптоматическая 
терапия. Побочные 
реакции, их 
предупреждение и 
устранение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 11.  
Противотуберкулезный 
диспансер: функции и 
задачи. Группы 
диспансерного 
наблюдения за 
больными 
туберкулезом. 
Классификация очагов 
инфекции, работа в 
очагах туберкулеза. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 12. 

  

Социальная , 

санитарная и 
специфическая 
профилактика 
туберкулеза. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего часов 

81 

18 

 

39 

 

 

 

 

 

22 

Экзамен 

27 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

3.2. Содержание тем программы дисциплины «Фтизиатрия» 

 
 

Тема  1.

 

Туберкулез  –  социальная  инфекция.  Исторические  сведения  о  туберкулезе. 

История  развития  фтизиатрии  в  России,  Якутии.  Эпидемиология  туберкулеза,  основные 
эпидемиологические  показатели  в  РФ  и  РС(Я),  значение  социально-экономических  и 
наследственных факторов (лекции 2 часа, практические занятия 3 часа) 
 
В результате изучения темы обучающийся должен знать: 

- история фтизиатрии в РС(Я), в России и за рубежом 
-  эпидемиологию  туберкулеза,  основные  эпидемиологические  показатели  РС(Я),  в  РФ  и  за 
рубежом 
- значение социально-экономических и наследственных факторов в развитии туберкулёза 

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

 

12 

- оценивать исторические аспекты фтизиатрии  в России и за рубежом 
- оценивать основные эпидемиологические показатели по туберкулёзу  
- определить  социально-экономические и наследственные факторы в развитии туберкулёза 

В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- знаниями исторические аспекты фтизиатрии  в России и за рубежом  
- знаниями основных эпидемиологических показателей по туберкулёзу 

 
Вопросы для проверки уровня освоения темы: 

1. История развития фтизиатрии в России 
2. История развития фтизиатрии за рубежом 
3. Основные  эпидемиологические показатели по туберкулёзу в РС(Я) 
4. Основные  эпидемиологические показатели по туберкулёзу в РФ 
5. Перечислить социально-экономические и наследственные факторы в развитии туберкулёза 
 

Тесты: 
1.

  

К социальным факторам,  

 

благоприятствующим распространению туберкулеза, относятся  

 

а)  неблагоприятные жилищно-бытовые условия  

 

б) материальная необеспеченность  

 

в) низкий интеллектуальный уровень  

 

г)  беспорядочный образ жизни  

 

д) все перечисленное

  + 

 

2.

  

К высокой заболеваемости населения туберкулезом  

 

можно отнести выявление  

 

а)  100 заболевших на 100 000 населения + 

 

б) 30 заболевших на 100 000 населения 

       в) 50 заболевших на 100 000 населения  
 

в) 20 заболевших на 100 000 населения  

       г)  80 заболевших на 100 000 населения 
 
3.  К умеренной заболеваемости населения туберкулезом  
 

следует отнести показатель при выявлении  

 

а)  100 заболевших на 100 000 населения  

 

б) 30-50 заболевших на 100 000 населения + 

 

в) 20 заболевших на 100 000 населения  

       г)  80 заболевших на 100 000 населения 
       д)  70 заболевших на 100 000 населения 
 
4.  К низкому показателю болезненности населения туберкулезом  
 

можно отнести выявление  

 

а)  100 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения  

 

б) 30-50 больных туберкулезом, находящихся на учете,  

 

 

на 100 000 населения  

 

в) 20 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения + 

       г)  10 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения  
       д)  5 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения  
 
5.  К низкому показателю болезненности населения туберкулезом  
 

можно отнести  

 

а)  500 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения  

 

б) 200 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения  

 

в) 100 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения + 

       г)  80 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения  

 

13 

       д)  50 больных туберкулезом, находящихся на учете, на 100 000 населения  
 
 
 
 

 

Тема 2.  Этиология  и патогенез туберкулеза.

 

Клиническая классификация туберкулеза  

(лекции 2 часа, практические занятия 3 часа) 

 

В результате изучения темы обучающийся должен знать: 

- строение и свойства микобактерии туберкулёза 
-  пути передачи туберкулёзной инфекции 
- клеточный иммунитет при туберкулёзе 

формирование

 

повышенной чувствительности замедленного типа (ПЧЗТ)  

-  особенностях  патоморфологической  картины  в  зависимости  от  двух  последовательных 
периодов туберкулеза 
 

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

- использовать в практической деятельности  анализ путей передачи туберкулёзной инфекции 
-  использовать  в  научно-исследовательской  работе    материал    научных  исследований 
микобактерий туберкулёза. 

В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- знаниями теоретических основ фтизиатрии. 

умением

 

использовать полученные знания в научно-исследовательской работе. 

 
Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 
 
1.  Возбудители туберкулеза относятся к виду  

 

а)  бактерий + 

 

б) грибов  

 

в) простейших  

 

г)  вирусов  

 

2.  Выделяют все следующие типы микобактерий туберкулеза, кроме  

 

а)  бычьего типа  

 

б) птичьего типа  

 

в) человеческого типа  

 

г)  атипичных + 

 

3.  Наибольшую роль в эпидемиологии и клинике туберкулеза человека играют  

 

а)  микобактерии птичьего типа  

 

б) микобактерии человеческого типа + 

 

в) атипичные микобактерии  

 

г)  микобактерии бычьего типа  

 

4.  К основным биологическим особенностям возбудителя туберкулеза,  
 

которые делают его устойчивым к внешним воздействиям,  

 

относятся все перечисленные, кроме  

 

а)  своеобразия строения оболочки микобактерий  

 

б) усиленного размножения  

 

в) среды обитания и способности выработать устойчивость  

 

 

к химиопрепаратам + 

 

г)  большого содержания липидов  

 

14 

 

5.  Повышают приспособление микобактерий туберкулеза  
 

к изменяющимся условиям существования все перечисленное, кроме  

 

а)  усиленного размножения + 

 

б) трансформации  

 

в) реверсии  

 

г)  анабиоза  

 

6.  Изменения микобактерий туберкулеза происходят под влиянием  

 

а)  вакцинации  

 

б) химиопрофилактики  

 

в) химиотерапии  

 

г)  изменений внешней среды  

 

д) всего перечисленного + 

 
 

Тема 3. Методы выявления и диагностики туберкулеза. Долокальные формы туберкулёза 

у детей и подростков (лекции 2 часа, практические занятия 3 часа) 

 
В результате изучения темы обучающийся должен знать: 
-

  основы  положений  приказа  МЗ  РФ  №  951  от  29.12.2014  «Об  утверждении  методических 

рекомендаций по диагностике и лечению туберкулёза органов дыхания»

 

- основные методы выявления туберкулёза. 
- современные высокотехнологические  методы диагностики туберкулёза 
- методы сбора и исследования мокроты больного туберкулёзом. 
-  течение латентной туберкулезной инфекции у детей. 
 

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

- интерпретировать результаты туберкулинодиагностики  у детей  и Диаскинтеста. 

назначить молекулярно-генетические методы диагностики лекарственной устойчивости МБТ

 

назначить дополнительные методы исследования (неинвазивные и инвазивные

-

 

в  комплексе  оценить  результаты  анамнеза,  клинических,  инструментальных  и 

функциональных исследований, заключений специалистов  
 

В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- навыками сбора фтизиатрического анамнеза 

методиками обследования больного туберкулезом

 

 
Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 
1.  Основными объектами исследования на микобактерии туберкулеза  
 

служат все перечисленные, кроме  

 

а)  мокроты  

 

б) промывных вод бронхов  

 

в) пунктата из закрытых полостей  

 

г)  мочи  

 

д) крови + 

 

2.  Основными качественными и количественными методами  
 

определения микобактерий туберкулеза являются все перечисленные ниже,  

 

кроме

  

 

а)  метода Циля - Нильсена  

 

б) люминисцентного метода  

 

в) метода Гаффки - Стинкена  

 

15 

 

г)  иммунологического метода + 

 

3.  Основной целью массовой туберкулинодиагностики являются  

 

а)  выявление детей больных туберкулезом  

 

б) выделение групп повышенного риска  

 

 

для их дообследования в противотуберкулезном диспансере  

 

в) отбор контингентов для вакцинации и ревакцинации БЦЖ  

 

г)   определение показателя инфицированности  

 

 

и ежегодного риска инфицирования  

       д) все перечисленное + 
 

 

4.  Туберкулинодиагностика подразделяется  

 

а)  на массовую  

 

б) на индивидуальную  

 

в) на клиническую  

 

г)  на провокационную  

 

д) на все перечисленные выше + 

 

5.  К дополнительным методам рентгенологического метода исследования  
 

при заболеваниях органов дыхания относятся все перечисленные, кроме  

 

а)  флюорографии и рентгеноскопии + 

 

б) бронхографии  

 

в) ангиографии  

 

г)  рентгенографии и томографии  

 

д) компьютерной томографии  

 

6.  Рентгенологическое исследование при заболеваниях органов дыхания  
 

следует начинать  

 

а)  с флюорографии в прямой и боковой проекциях  

 

б) с рентгеноскопии в различных проекциях  

 

в) с обзорной рентгенографии в прямой и боковой проекциях + 

 

г)  с томографии легких в прямой и боковой проекциях  

 

д) с томографии средостения в прямой и боковой проекциях  

 

7.  В понятие "начальные проявления первичной туберкулезной инфекции"  
 

входит

  

 

а)  инфицирование микобактериями туберкулеза  

 

б) "малые формы" первичного туберкулеза  

 

в) первичный туберкулезный комплекс в фазе инфильтрации  

 

г)  параспецифические реакции, туберкулезная интоксикация  

 

д) ранний период первичной туберкулезной инфекции,  

 

 

туберкулезная интоксикация + 

 

8.  Основным методом выявления  
 

раннего периода первичной туберкулезной инфекции является  

 

а)  обследование детей по контакту  

 

б) туберкулинодиагностика  + 

 

в) выявление по обращаемости  

 

г)  верно все перечисленное  

 

9.  Биологическим критерием первичного инфицирования является  

 

а)  гиперергия к туберкулину  

 

б) узловатая эритема  

 

в) вираж чувствительности к туберкулину + 

 

16 

 

г)  реакция периферических лимфоузлов  

 

д) верно все перечисленное  

 

10.  Ведущим клиническим синдромом,  
 

характерным для первичного инфицирования, является

  

 

а)  лихорадка  

 

б) синдром интоксикации + 

 

в) дефицит веса  

 

г)  параспецифические реакции  

 

д) увеличение печени и селезенки  

 
 

 

Тема 4. Локальные формы первичного туберкулеза, клиника диагностика, осложнения, 
лечение. Туберкулёз у детей и подростков (лекции 2 часа, практические занятия 3 часа) 

 

В результате изучения темы обучающийся должен знать: 

- клиническую классификацию туберкулёза по МКБ -10.  
- течение локального туберкулёза у детей и подростков 
-  общие  вопросы  организации  противотуберкулёзной  помощи  и  работы  детских 
противотуберкулёзных  учреждений 

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

- провести полное клиническое обследование больного туберкулёзом ребёнка. Сформулировать 
предварительный диагноз 

 

своевременно  определить,  у  детей  и  подростков,  синдромы,  требующие  оказания 
противотуберкулёзной помощи 

 

проводить  диспансерное  наблюдение  больных  туберкулёзом  детей  и  подростков  (с  учетом 
факторов риска возникновения заболевания); 

В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

-  знаниями  проведения    противоэпидемиологических  мероприятий  в  очаге  туберкулёзной 
инфекции при выявлении локального туберкулёза у детей и подростков 
-  оформлять  и  отправлять  в  учреждение  Роспотребнадзора  экстренное  извещение  при  выявлении 
туберкулёза

 

-  методикой  работы  с  первичной  документацией  (в  стационаре,  противотуберкулёзном 
диспансере) 
 
 

Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 
1.  Регионарные лимфатические узлы поражаются в результате  

 

а)  ортоградного распространения инфекции из первичного очага  

 

б) распространения микобактерий из очага  

 

 

бронхогенным или гематогенным путем  

 

в) распространения инфекции по ходу отводящих лимфатических сосудов  

 

 

с возникновением в стенке сосудов воспалительных изменений  

 

 

продуктивного характера  

 

г)  перехода специфического процесса  

со стенки  

 

 

отводящего лимфатического сосуда на регионарные лимфоузлы  

 

д) все перечисленное  + 

 
2.  Наиболее часто используется в клинической практике  
 

следующая схема топографии внутригрудных лимфоузлов

  

 

а)  Сукенникова  

 

17 

 

б) Энгеля  

 

в) Жданова  

 

г)  Есипова - Энгеля  

 

д) Сукенникова - Есипова – Энгеля +  

 

3.  Основной причиной,  
 

способствующей осложненному течению первичного туберкулеза у детей, 

 

является  

 

а)  ранний возраст ребенка  

 

б) массивная суперинфекция  

 

в) позднее выявление заболевания у невакцинированных БЦЖ детей  

 

г)  нерациональное лечение,  

 

 

без учета чувствительности микобактерий туберкулеза  

 

д) все перечисленное  + 

 

4.  Туберкулез внутригрудных лимфоузлов наиболее часто осложняется  

 

а)  поражением крупных бронхов + 

 

б) возникновением ателектаза  

 

в) бронхолегочным поражением  

 

г)  гематогенной и бронхогенной диссеминацией  

 

д) распадом легочной ткани  

 

5.  К основным особенностям течения туберкулеза у детей раннего возраста  
 

относятся  

 

а)  наклонность к системному, одновременному поражению  

 

 

всех групп внутригрудных лимфоузлов, к казеозному их перерождению  

 

б) распространенное поражение бронхиального дерева  

 

 

с развитием свищевого варианта туберкулеза бронхов  

 

в) частое присоединение воспалительно-ателектатических изменений  

 

 

в легких с деструкцией легочной ткани  

 

г)  наклонность к гематогенной диссеминации  

 

 

и общей генерализации процесса с развитием милиарного туберкулеза 

 

 

и менингита  

 

д) все перечисленное + 

 

Задача  № 1 

 

 

У  ребенка  6  лет  после  проведения  ежегодной  туберкулинодиагностики, 

зарегистрирована    проба  Манту  с  2ТЕ  –  папула  13  мм.  Жалобы  на  сухой  кашель,  выражены 
симптомы  интоксикации.  Температура  тела  38˚С  Контакт  с  больным  туберкулёзом  не 
установлен.  Рубчик БЦЖ -  6 мм. .Предыдущие туберкулиновые пробы с 2 ТЕ - отрицательные.  
Проба диаскинтест – папула 15 мм. При осмотре ребенок астенического телосложения, кожные 
покровы  бледные,  подкожно-жировая  клетчатка  выражена  слабо,    периферические 
лимфатические  узлы  плотно-эластической  консистенции,  микрополиаденит  в  6  группах 
размером  0,3-0,5  мм.  Вес  ребенка    при  осмотре  21  кг.  В  легких  справа  в  межлопаточном 
пространстве укорочение перкуторного звука.  В гемограмме: Л- 17,9 · 10 9/л, с/я- 62%, л-17%, 
п/я-7%, э-4%, м-10%. СОЭ-20 мм/ч. 

На  рентгенограмме  органов  грудной  клетки:  корень 

правого  легкого  расширен,  просвет  основного  бронха  не  определяется,  усилен  прикорневой 
рисунок правого легкого.   

 

 

Задание: 

1.

 

Поставьте диагноз по клинической классификации 

2.

 

Назовите основные синдромы характерные для данной патологии 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..