Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 21

 

 

16 

 

 

 

 

ОК

-1

 

ОПК

4

 

ОП

К

 -

 6

 

ПК 

5

 

ПК 

6

 

ПК 

13

 

Общее  кол-во  ком-
петенций  
(Σ) 

Введение во фти-
зиатрию. Этиоло-
гия, патогенез ту-
беркулѐзной ин-
фекции. Диагно-
стика туберкулѐза

 

 

 

 

Клинические 
формы  туберку-
лѐза 

17 

 

 

 

 

 

Туберкулѐз челю-
стно-лицевой об-
ласти 

 

 

 

 

Организация 
противотуберку-
лѐзной помощи. 
Профилактика 
туберкулѐза 

 

 

 

 

Итого 

36 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

На кафедре фтизиатрии при изучении дисциплины фтизиатрия используются следующие 

образовательные технологии: 

1)

 

Проблемное обучение

  - создание    в  учебной  деятельности 

проблемных    ситуаций      и    организация  активной    самостоятельной    деятельности  уча-

щихся  по   их  разрешению,  в  результате чего  происходит  творческое  овладение знания-
ми,  умениями,  навыками,  развиваются мыслительные способности. Проблемные  ситуации  
могут  создаваться  на  всех  этапах  процесса обучения: при опросе, закреплении, контроле 
знаний. 

Студентам предлагаются различные ситуационные задачи, работа с рентгенограммами по 

всем разделам дисциплины, где студент должен самостоятельно поставить предварительный 
диагноз, назначить дополнительные методы исследования,  

2)

 

Проектные методы обучения  

Работа  по данной методике дает  возможность разви-

вать  индивидуальные  творческие способности  учащихся,  более  осознанно подходить  к  
профессиональному  и социальному самоопределению.  

Студентам 

 

3)

 

Исследовательские методы

 в обучении дают  возможность  студентам само-

стоятельно пополнять  свои  знания,  глубоко  вникать  в изучаемую  проблему  и  предпола-
гать  пути  ее решения,  что  важно  при  формировании знаний, умений, навыков. Например, 
при  изучении  темы  «Организация  противотуберкулѐзной  помощи  населению»  студентам 
предлагается оценить эпидемиологичекую обстановку  в том или ином регионе, районе, об-
ласти; сделать выводы об эпидемиологической ситуации, предложить пути решения. 

4)

 

Технология использования в обучении игровых методов: 

ролевых, деловых, и 

других видов обучающих игр.

 

5)

 

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) 

6)

 

Информационно-коммуникационные – доступ в ИНТЕРНЕТ 

17 

 

 

7)

 

Здоровьесберегающие  технологии:

  использование  данных  технологий  позво-

ляют равномерно во  время практического занятия распределять различные  виды  заданий,  
чередовать мыслительную  деятельность, определять  время  подачи  сложного  учебного ма-
териала,  выделять  время  на  проведение самостоятельных  работ,  нормативно применять  
ТСО,  что  дает  положительные результаты в обучении. 

8)

 

Система  инновационной  оценки  «портфолио»: 

формирование    персонифи-

цированного  учета достижений  студента. Студент формирует «портфолио» из личных дос-
тижений  при  изучении  дисциплины  фтизиатрия  (доложил  больного,  сделал  презентацию, 
подготовил актуальное сообщение, доложил проблемную статью и т.д.) 

6.  ОЦЕНОЧНЫЕ  СРЕДСТВА  ДЛЯ  ТЕКУЩЕГО  КОНТРОЛЯ  УСПЕВАЕМОСТИ, 
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ  ПО  ИТОГАМ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ  И 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ 
ОБУЧАЮЩИХСЯ 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов 

1.  Эпидемиология  и  современный  патоморфоз  туберкулеза  у  детей,  подростков  и 

взрослых. 

2. Активное и пассивное выявление туберкулѐза. Организация активного выявления ту-

беркулѐза у детей, подростков и взрослых. 

3.  Лекарственно-устойчивый  туберкулѐз  (монорезистентность,  полирезистентность, 

множественная  лекарственная  устойчивость).  Эпидемиология  и  эффективность  лечения 
больных с лекарственно-устойчивым туберкулѐзом.  

4. Противотуберкулезный иммунитет и неспецифическая резистентность организма при 

туберкулезе.  

5.  Туберкулинодиагностика.  Дифференциальная  диагностика  поствакцинальной  и 

постинфекционной аллергии у детей и подростков. 

6. Ранний период первичной туберкулезной инфекции. Первичный туберкулез:  тубер-

кулезная  интоксикация.  Хронически  текущий  первичный  туберкулез.  Патогенез,  клиника, 
диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. 

7.  Туберкулѐз  внутригрудных  лимфатических  узлов.  Диагностика,  дифференциальная 

диагностика, лечение. 

8. Туберкулез и ВИЧ/СПИД: диагностика, особенности лечения. 
9. Туберкулез и наркомания. 
10. Туберкулез и алкоголизм. 
11. Туберкулѐз и гепатит. 

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

а) основная литература 

 

п/ 

№ 

Наименование 

Автор (ы) 

Год, место издания 

1. 

Фтизиатрия:

 учебник: 

учебник. -  4-изд., доп. и 
перераб. 

М.И. Перельман, 
 И.В. Богадельникова. 

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 446 с. 

 

б) дополнительная литература 

 

18 

 

 

п/№ 

Наименование 

Автор (ы) 

Год, место издания 

1.

 

 Фтизиопульмонология: 

учебно-методич. пособие 
для самостоятельной ра-
боты студентов

 

О.В. Великая, Ю.П. 
Кошелев, В.А. Нико-
лаев, Н.А. Стогова, 
Н.Е. Хорошилова 

Воронежская  государственная  ме-
дицинская  академия  им.  Н.Н.  Бур-
денко.  –  Воронеж:  Воронежский 
ЦНТИ, 2012. – 124 с. 

 

2. 

Туберкулез : учеб. пособие В.А. Кошечкин, З.А. 

Иванова. 

Воронеж, 2015. – 100 с. 
 

3. 

Фтизиопульмонология : 
учеб. для вузов 

В.Ю. Мишин [и др.].  Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 504 с. 

4. 

Организация противоту-
беркулезной помощи 
больным ВИЧ-инфекцией: 
Пособие для врачей 

 О.П. Фролова 

М., 2012, 174 с. 

5. 

Фтизиатрия

: националь-

ное руководство 

под ред. М. И.  Пе-
рельмана 

М. : ГЭО-ТАР-МЕДИА, 2007. 

6. 

Мишин В.Ю. Туберкулез 
легких с лекарственной 
устойчивостью возбудите-
ля

 

В.Ю. Мишин 

Моска. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 
208с 

7. 

Приказ МЗ РФ № 951 от 
29.12.2014 «Об утвержде-
нии методических реко-
мендаций по совершенст-
вованию диагностики и 
лечения туберкулѐза орга-
нов дыхания» 

 

 

 

 

в) программное обеспечение, интернет ресурсы 

Программное обеспечение дисциплины фтизиатрия: 

сайт библиотеки: http lib://vrngmu.ru/ 
Электронно-библиотечная система:  

1. "Консультант студента" (studmedlib.ru) 
2. "Консультант врача" (для студентов 6-го курса!) (www.rosmedlib.ru)  
3. "Medline With Fulltext" (search.ebscohost.com)  
4. "BookUp" (www.books-up.ru)  
5. "Лань" (e.lanbook.com) 

Для обучения в ВГМУ используется система Moodle, расположенная по данному ад-

ресу

http://moodle.vsmaburdenko.r

 

Интернет ресурсы:

 

1. Туберкулез  [электронный ресурс] В.А. Кошечкин, З.А. Иванова] - режим доступа 

http: http: www. studmedlib.ru/book/ISBN9785970405956.Html. 

2. Фтизиатрия [Электронный ресурс]. М.И.Перельман, И.В. Богадельни-кова.4-е изд., 

перераб. и доп. ] - режим доступа: http: www.studmedlib.ru /book/ISBN9785970413210.html 

19 

 

 

3. www.cniitramn.ruЦентральный НИИ туберкулѐза РАМН 
4. http://roftb.ru/ 

 

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: 

Базой кафедры служат: КУЗ ВО ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой. Коечный фонд базы 

кафедры – 700 коек (6 отделений терапии туберкулеза легких, легочно-хирургическое 
отделение, отделение внелегочных форм туберкулѐза, дифференциально-диагностическое 
отделение, отделение для больных туберкулѐзом с ВИЧ-инфекцией,  физиотерапевтическое 
отделение, бактериологическая лаборатория, флюоростанция и др.) и 50 коек дневного 
стационара. 

 


 
п
\
п 

Наименование 

дисциплины 

(модуля), 

практик в со-

ответствии с 

учебным пла-

ном 

Наименование 

специальных* по-

мещений и поме-

щений для само-

стоятельной рабо-

ты 

Оснащенность

 

специальных поме-

щений и помещений для самостоя-

тельной работы 

Перечень лицензион-

ного программного 

обеспечения.  

Реквизиты подтвер-

ждающего документа 

1.

 

 

Фтизиопуль-
монология 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фтизиопуль-
монология 
Практические 
занятия 

Лекционная  ауди-
тория 

(Главный 

корпус,  аудитория 
№173  )  Воронеж-
ская 

область, 

г.Воронеж, 

ул. 

Студенческая,  10 

 

(вид  учебной  дея-
тельности:  лекци-
онный курс) 

Лекционная  ауди-
тория  
(Учебно-
лабораторный 
корпус,  аудитория 
№326) 

Воронеж-

ская 

область, 

г.Воронеж, 

ул. 

Студенческая,  10  

 

(вид  учебной  дея-
тельности:  лекци-
онный курс) 
 

Учебная 

аудито-

рия  (комната  1): 

кафедра  фтизиаи-
рии;  Воронежская 
область,  г.Воронеж, 
ул.Шишкова,58 
(вид  учебной    дея-
тельности:  практи-
ческие занятия) 
 

Учебная 

аудито-

рия  (комната  2): 

кафедра  фтизиаи-
рии:  Воронежская 
область,  г.Воронеж, 

Набор  демонстрацион-
ного  оборудования  и 
учебно-наглядных 

по-

собий,  обеспечивающий 
тематические  иллюст-
рации, 

соответствую-

щие  рабочим  програм-
мам  дисциплин  –  муль-
тимедийный  комплекс 
(ноутбук,  проектор,  эк-
ран);  усилитель  для 
микрофона,  микрофон, 
доска  учебная,  учебные 
парты, стулья. 
 
 
Набор  демонстрацион-
ного  оборудования  и 
учебно-наглядных 

по-

собий,  обеспечивающий 
тематические  иллюст-
рации, 

соответствую-

щие  рабочим  программ 
дисциплин-
мультимедийный  ком-
плекс   
(ноутбук,  проектор,  эк-
ран.) 
Стол для преподавателя, 
столы  учебные,  доска 
учебная,  стулья,  инфор-
мационные  стенды,  не-
гатоскопы. 
Наборы  для  иммуноди-
агностики, наборы рент-
генограмм  и  комплекты 
компьюторных 

томо-

грамм  по  всем  темам 

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса 
- Расширенный Russian Edition. 500-999 
Node 1 year Educational Renewal License  
-  №  лицензии:  0B00-170706-072330-
400-625,  Количество  объектов:  700 
Users, Срок использования ПО: c 2017-
07-06 до 2018-07-14 
-  №  лицензии:  2198-160629-135443-
027-197,  Количество  объектов:  700 
Users, Срок использования ПО: c 2016-
06-30 до 2017-07-06 
-  №  лицензии:  1894-¬150618-¬104432, 
Количество  объектов:  500  Users,  Срок 
использования  ПО:  c  2015-06-18  до 
2016-07-02 
-  №  лицензии:  1894¬-140617¬-051813, 
Количество  объектов:  500  Users,  Срок 
использования  ПО:  c  2014-06-18  до 
2015-07-03 
• 

Лицензии Microsoft: 

- License – 41837679: Office Professional 
Plus  2007  –  45,  Windows Vista  Business 
– 45 
-  License  –  41844443: Windows  Server  - 
Device CAL 2003  – 75, Windows Server 
– Standard 2003 Release 2 – 2 
-  License  –  42662273:  Office  Standard 
2007 – 97,Windows Vista Business – 97 

License  –  44028019:  Office  Pro-

fessional Plus 2007 – 45, 
-  License  –  45936953: Windows  Server  - 
Device CAL 2008 – 200, Windows Server 
– Standard 2008 Release 2 – 1 
-  License  –  46746216:  Visio  Professional 
2007  –  10,  Windows  Server  –  Enterprise 
2008 Release 2 – 3 
- License – 62079937: Windows 8 Profes-
sional – 15 

20 

 

 

ул.Шишкова,58 
(вид  учебной    дея-
тельности:  практи-
ческие занятия)

 

 
Учебная 

аудито-

рия  (комната  27): 

ГУЗ  ВОКПД  им. 
Похвистневой  Во-
ронежская  область, 
г.Воронеж, 
ул.Шишкова,58   
(вид  учебной    дея-
тельности:  практи-
ческие занятия)

 

 

практических  занятий, 
наборы  для  оказания 
неотложной  помощи  у 
больных  туберкулезом, 
пневмотораксный  аппа-
рат,  наборы  ситуацион-
ных  задач  и  тестовых 
заданий. 
 

-  License  –  66158902:  Office  Standard 
2016 – 100, Windows 10 Pro – 100 
-  Microsoft  Windows  Terminal  WinNT 
Russian OLP NL.18 шт. от 03.08.2008 
Операционные системы приобретались 
в  виде  OEM-версий  при закупках ком-
пьютеров через тендеры. 
 
• 

Единая  информационная  сис-

тема  управления  учебным  процессом 
Tandem University / Лицензионное сви-
детельство №314ДП-15(223/Ед/74). Без 
ограничений по сроку, 2015 год 
• 

Moodle  -  система  управления 

курсами  (электронное  обучение.  Пред-
ставляет  собой  свободное  (распростра-
няющееся по лицензии GNU GPL) 
• 

MarkSQL  (библиотечная  систе-

ма) 
• 

Консультант Плюс (справочник 

правовой информации) 
• 

Bitrix (система  управления  сай-

том университета и библиотеки) 
• 

ABBYY  Lingvo  11  для  образо-

вательных учреждений 
• 

ABBYY  Lingvo  12  для  образо-

вательных учреждений 
• 

PROMT Professional 8.0 

• 

Statistica Base 

 

 

 

Помещения 

биб-

лиотеки ВГМУ: 
2  читальных  зала

 

(ВГМУ,  Воронеж-
ская  область,  г.  Во-
ронеж,  ул.  Студен-
ческая, д. 10); 

1 зал электронных 
ресурсов

 находится 

в 

электронной   

библиотеке  (каби-
нет  №5)  в  отделе 
научной 

библио-

графии  и  медицин-
ской  информации  в 
объединенной  на-
учной  медицинской 
библиотеке: 

26 

компьютеров  с  вы-
ходом  в  интернет 
(ВГМУ,  Воронеж-
ская  область,  г.  Во-
ронеж,  ул.  Студен-
ческая, д. 10). 
Обучающиеся 
имеют возможность 
доступа  к  сети  Ин-

Для  самостоятельной 
работы

  студентов:  зал 

электронных  ресурсов 
(кабинет №5) 

 

21 

 

 

тернет  в  компью-
терном  классе  биб-
лиотеки  Обеспечен 
доступ 

обучаю-

щимся  к  электрон-
ным  библиотечным 
системам 

(ЭБС) 

через  сайт  библио-
теки: 

http 

lib://vrngmu.ru/ 
Электронно-
библиотечная  сис-
тема:  
1. 

"Консультант 

студента"  (studmed-
lib.ru) 
2. 

"Консультант 

врача"  (для  студен-
тов  6-го  курса!) 
(www.rosmedlib.ru)  
3.  "Medline  With 
Fulltext" 
(search.ebscohost.co
m)  
4. 

"BookUp" 

(www.books-up.ru)  
5. 

"Лань" 

(e.lanbook.com) 
Для  обучения  в 
ВГМУ  использует-
ся  система  Moodle, 
расположенная  по 
данному 

адресу: 

http://moodle.vsmab
urdenko.ru/ 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 
 

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

 

 
 
 

УТВЕРЖДАЮ 
Ректор _______________В.Н. Павлов 

 

 

«____»_________________2017г.

 

 
 
 
 
 
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ 

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

по специальности «Фтизиатрия» 

«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ФТИЗИАТРИИ» 

 

(СРОК ОСВОЕНИЯ 36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ) 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 

2017 г. 

 

 

 

I

.Пояснительная записка. 

Актуальность и предпосылки создания программы

 

Актуальность  дополнительной  профессиональной  программы  повышения 

квалификации  «Избранные  вопросы  фтизиатрии»  по  специальности  «Фтизиатрия» 
обусловлена  продолжающимся  ростом  распространенности  туберкулеза  ,  большим 
разнообразием  диагностических  и  лечебных  методик,  которыми  необходимо  овладеть 
современному 

врачу-фтизиатру 

для 

улучшения 

качества 

жизни 

пациентов, 

необходимостью  совершенствования  и  получения  новых  компетенций  врачебной 
деятельности, адаптированной к новым экономическим и социальным условиям с учетом 
международных требований и стандартов.  

 
2.  Цель  и  задачи

 

дополнительной  профессиональной  программы  повышения 

квалификации врачей «Избранные вопросы фтизиатрии» 

 

Цель 

дополнительной  профессиональной  программы  повышения  квалификации 

врачей  «Избранные  вопросы  фтизиатрии»  по  специальности  «Фтизиатрия»: 
совершенствование  и  приобретение  новых  компетенций,  повышение  профессионального 
уровня  в  рамках  имеющейся  квалификации,  получение  систематизированных 
теоретических  знаний,  умений  и  необходимых  профессиональных  навыков  для 
своевременного  выявления,  диагностики,  лечения  и  профилактики  туберкулеза,  при 
работе врачами-фтизиатрами. 

Задачи 

теоретической части изучения дисциплины

:

 

- Совершенствование знаний по методам раннего выявления и диагностики туберкулеза в 
разных возрастных категориях. 
-  Совершенствование  знаний  о  распространенности  и  структуре    клинических  форм 
туберкулеза. 
-  Совершенствование  знаний  о  современных  методах  лечения  туберкулеза  при 
сочетанных инфекциях. 

 

Задачи 

практической части изучения дисциплины: 

-совершенствовать  умения  и  владения  для  диагностики  туберкулеза    при  сочетанных 
инфекциях; 
-совершенствовать умения в оказании неотложной помощи

 

при сочетанных инфекциях

;

 

-совершенствовать умения и владения в проведении комплексного лечения саркоидоза;  

3. Категории обучающихся

: врачи с высшим профессиональным образованием по одной 

из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия». 
Основные : врачи фтизиатры; 
Дополнительные: терапевты, врачи общей практики,врачи инфекционисты 
 

4. Объем программы: 

36 академических часов, в том числе 36 зач.ед.  

 

5.

 

Форма обучения, режим и

 

продолжительность занятий 

 

График обучения 

 
Форма обучения 

Ауд. часов  

в день 

Дней  

в неделю 

Общая 

продолжительность 

программы, месяцев 

(час) 

с отрывом от работы, с частичным 
отрывом 

от 

работы 

и 

по 

индивидуальным формам обучения 

         
          6  

 
         6 

 
         36 

 

6.

 

Планируемые результаты обучения 

врачей,  успешно  освоивших  дополнительную  профессиональную  программу  повышения 
квалификации врачей «Избранные вопросы фтизиатрии» по специальности «Фтизиатрия»: 
 

6.1.

 

Характеристика новых трудовых функций и (или) уровней квалификации 

 

Согласно  Приказу  Минздравсоцразвития  РФ  от  23.07.2010  N  541н  "Об 

утверждении  Единого  квалификационного  справочника  должностей  руководителей, 
специалистов  и  служащих,  раздел  "Квалификационные  характеристики  должностей 
работников в сфере здравоохранения" врач - фтизиатр должен: 
 
1)

 

Оказывать 

квалифицированную 

медицинскую 

помощь 

по 

специальности 

«Фтизиатрия»,  используя  методы  диагностики,  лечения,  профилактики  и 
реабилитации.  

2)

 

Определять тактику ведения больного в соответствии с установленными стандартами с 
использованием современных методов.  

3)

 

На  основании  сбора  анамнеза,  клинического  наблюдения  и  результатов  клинико-
лабораторных  и  инструментальных  исследований  устанавливать  (или  подтверждает) 
диагноз.  

4)

 

Самостоятельно  проводить  или  организовать  необходимые  диагностические, 
лечебные,  реабилитационные  и  профилактические  процедуры  и  мероприятия  с 
применением  современных методов.  

 

6.2. Квалификационные  требования

 

Высшее  профессиональное  образование  (высшее  образование)  по  специальности 

"Педиатрия",  «Лечебное дело» : 

1)

 

послевузовское  профессиональное  образование  (интернатура  или  ординатура)  и 
сертификат  специалиста  по  специальности  "Фтизиатрия"  или  с  профессиональной 
переподготовкой по специальности «Фтизиатрия»; 

 

2)

 

послевузовское  профессиональное  образование  (интернатура  или  ординатура)  и 
сертификат специалиста по специальности "Фтизиатрия".

 

 
6.3. Характеристика профессиональных компетенций врача

 

фтизиатра, подлежащих 

совершенствованию  в  результате  освоения  дополнительной  профессиональной 
программы

  повышения квалификации по специальности «Фтизиатрия». 

Исходный  уровень

  подготовки  обучающихся  –  сформированные  компетенции, 

включающие в себя:  

Универсальные компетенции

 

готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 

Профессиональные компетенции

:  

диагностическая деятельность: 

 

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, 
синдромов    заболеваний,  нозологических  форм  в  соответствии  с 
Международной  статистической  классификацией  болезней  и  проблем, 
связанных со здоровьем (ПК-5); 

лечебная деятельность: 

 

определение  тактики  ведения  и  лечение  пациентов  нуждающихся 
терапевтической и фтизиатрической помощи (ПК-6); 

организационно-управленческая деятельность: 

 

Осуществление  комплекса  мероприятий,  направленных  на  предупреждение 
возникновения  и  /или  распространения  туберкулеза,  их  раннюю  диагностику, 
выявление  причин  и  условий  их  возникновения  и  развития,  а  также 

направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов 
среды его обитания. (ПК-10); 

 

готовность  к  участию  в  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с 
использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11). 

 

 
 

6.4  Характеристика новых профессиональных компетенций врача фтизиатра, 
формирующихся в результате освоения дополнительной профессиональной 
программы повышения квалификации врачей по специальности «Фтизиатрия»: 

Обучающийся, успешно освоивший программу , будет обладать новыми 
профессиональными компетенциями, включающими в себя: 

 

Трудовая 
функция 
(профессиональн
ая компетенция) 

Опыт 
практическ
ой 
деятельност
и 

Уметь 

Знать 

ПК-1 

 
Владение 
методами МСЭ 
при туберкулезе 
органов дыхания 

1) 
Организация 
проведения 
МСЭ при 
туберкулезе 
органов 
дыхания 

1) Интерпретировать 
данных 
функционального,, 
клинико-
рентгенологического,
лабораторного 
обследования 
больных 
 

1) определение  
предполагаемых сроков  
нетрудоспособности при 
различных формах 
туберкулеза в зависимости 
от данных 
функционального 
исследования . 

ПК-2 
 

Владеть методами 
диагностики  
туберкулеза  
в сочетании с 
ВИЧ 
инфекцией,гепати
том В,С.

 

1) 
Разрабатыва
ть план 
лечения 
больных с 
сочетанной 
инфекцией . 

1)Интерпретировать 
данные 
рентгенологического 
(в т.ч компьютерной 
томографии) 
обследования для 
постановки диагноза 
2) Назначить 
адекватное лечение с 
учетом сочетанной 
патологии 

1)Особенности течения и 
лечения туберкулеза у 
больных с ВИЧ 
инфекцией,гепатитами В,С. 

 
 
 
 

                                                      
 

                                                     

                                                     7.УЧЕБНЫЙ ПЛАН 

Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей 
«Избранные вопросы фтизиатрии» по специальности «Фтизиатрия» 

Цель: 

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей 

«Избранные вопросы фтизиатрии» по специальности «Фтизиатрия» состоит в получении 
новых компетенций в области медико-социальной экспертизы(МСЭ) больных 
туберкулезом органов дыхания, диагностики и лечения туберкулеза сочетанными 
инфекциями  необходимыми  для профессиональной деятельности и повышения 
профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. 

Категории обучающихся:

 основные : врачи фтизиатры; 

дополнительные: терапевты, врачи общей практики, врачи инфекционисты. 

Трудоемкость обучения

: 36 часов,36 зач.ед. 

Режим занятий

:6 часов в день. 

Форма обучения

: очно-заочная. 

Код 

Наименование 
Разделов дисциплин и тем 

Трудоемкость 

                        В том числе 

Вид и форма 
контроля 

ЗЕ 

Акад. 
часов 

Дистанционное 
обучение 
 

 Очное 
обучение 
 
 

 

ЭОР 
                   

Форма 
контроля 
 
 

Лек
ции 

ПЗ 

СЗ 

 

Рабочая программа учебного модуля№ 5  «Избранные вопросы фтизиатрии » 

 

 

 

 

 

1

 

Актуальные 
вопросы 
выявления и 
лечения больных 
туберкулезом  

Рубежн
ый, 
текущий 

 

 

 

Тестовый 
контроль 

Функциональные 
методы 
обследования 
больных 
туберкулезом 

Рубежн
ый, 
текущий 

 

 

 

Тестовый 
контроль 

МСЭ больных 
туберкулезом 
органов дыхания 

 

 

Тестовый 
контроль 

Туберкулез. Микст-
инфекции 

 

 

Тестовый 
контроль 

Саркоидоз 

 

 

 

 

Защита выпускной 
аттестационной 
работы 

 

 

 

 

 

Защита 
выпускной 
аттестационной 
работы 

 

Итоговая 
аттестация 

 

 

 

 

 

Экзамен в 
форме 
собеседования 

 

Итого 

36 

36 

12 

 

 

 

 

 

                           

 8.Учебно- тематический план. 

Код 

Наименование 
Разделов дисциплин и 
тем 

Трудоемкост
ь 

                        В том числе 

Вид и форма 
контроля 

ЗЕ 

Акад. 
часов 

Дистанционное 
обучение 
 

 Очное 
обучение 
 
 

 

ЭОР 
                   

Форма 
контроля 
 
 

Ле
кци
и 

ПЗ 

СЗ 

 

 

Рабочая программа учебного модуля№5  «Избранные вопросы фтизиатрии»   

Актуальные вопросы 
выявления и лечения 
больных туберкулезом 

Рубежны
й, 
текущий 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

1.1 

Выявление латентной 
туберкулезной инфекцией 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

1.2 

Диссеминированный, 
милиарный туберкулез  

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

1.3 

Этиопатогенетическая 
терапия туберкулеза 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи

 

Функциональные 
методы обследования 
больных туберкулезом 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи. 

2.1 

Определение функции 
внешнего дыхания 

2

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

2.2 

Электрокардиография 
(ЭКГ) в диагностике 
легочной недостаточности 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

2.3 

Ультразвуковые методы 
исследования. 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

МСЭ больных 
туберкулезом 
органов дыхания 

 

 

Тестовый 
Контроль 
Ситуационные 
задачи. 

3.1 

Экспертиза временной 
нетрудоспособности по 
формам туберкулеза 

 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

3.2 

Показания для 
направление на МСЭ. 
Критерии установления 

 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 

групп инвалидности. 

ные задачи 

3.3 

Знакомство с приказами и 
инструктивно-
методическими 
рекомендациями. 

 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

Туберкулез. Микст-
инфекции

 

 

 

Тестовый 
Контроль. 
Ситуационные 
задачи 

4.1 

Туберкулез и ВИЧ 
инфекция 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

4.2 

Туберкулез и гепатиты 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

4.3 

Разбор больных, 
клинические 
демонстрации  

 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

Саркоидоз

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуационные 
задачи 

5.1 

Эпидемиология , патогенез 
,клиническое течение 
различных форм 
саркоидоза 

 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

5.2 

Дифференциальная 
диагностика и лечение 
саркоидоза 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

5.3 

Разбор больных 
,клинические 
демонстрации 

 

 

 

 

 

 

Тестовый 
контроль. 
Ситуацион 
ные задачи 

6

Защита выпускной 
аттестационной работы 

 

 

 

 

 

Защита 
выпускной 
аттестационной 
работы 

 

Итоговая аттестация 

 

 

 

 

 

Экзамен   

 

Итого 

36 

36 

 

11 

 

 

 

 

 

9.Методические особенности реализации дистанционного обучения 

 

9.1Правовые основы использования ДОТ 

 

-  Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  г.  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской 
Федерации»; 
-  Приказ  Минобрнауки  РФ  от  6  мая  2005  г.  №  137  «Об  использовании  дистанционных 
образовательных технологий»; 
-  ГОСТ  Р  53620-2009  «Информационно-коммуникационные  технологии  в  образовании. 
Электронные образовательные ресурсы. Общие положения»; 
- Приказ Министерства образования и науки от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении 
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным 
профессиональным программам». 
 

Целью  дистанционного  обучения

  является  предоставление  обучающимся 

возможности  проведения  исходного  контроля,  подготовки  проектного  задания,  части 
содержания    дополнительной  профессиональной  программы  непосредственно  по  месту 
жительства.  Основными  дистанционными  образовательными  технологиями  на  цикле  ПК 

«

Избранные  вопросы  фтизиатрии

» 

являются:  интернет-технология  с  методикой 

синхронного  и  асинхронного  дистанционного  обучения.  Для  этого  на  образовательном 
портале ФГБОУ ВО БГМУ в разделе ИДПО формируется кейс, внутри которого папки по 
учебному  модулю:  вопросы  контроля  исходного  уровня  знаний,  вопросы  для 
самоконтроля  по  каждому  разделу,  тестовые  задания,  интернет-ссылки,  нормативные 
документы,  проектные  задания  для  выпускной  аттестационной  работы.  Методика 
синхронного  дистанционного  обучения  предусматривает  on-line  общение,  которое 
реализуется при технической возможности обучающихся в виде вебинара или веб-форума. 
Каждый  обучающийся  получает  свой  оригинальный  пароль,  который  дает  доступ  к 
учебным материалам портала. 

 

9.2. Реализация программы в форме стажировки  

 
не предусмотрена. 
 
 

9.3 ОСК (симуляционный курс) 
 

не предусмотрен. 

 

10.Формы аттестации 
 
10.1 Формы промежуточной аттестации 

                                

                                Примеры тестовых заданий. 

 
ВОПРОС 1: Генетическая зависимость различной поражаемости и неодинакового течения 
туберкулеза в пределах одного биологического вида организма 

1) возможна и подтверждена лабораторно и клинически* 
2) теоретически возможна, но не доказана 
3) невозможна 
4) возможна и подтверждена лабораторно 

 

ВОПРОС 2: При генерализованном туберкулез на секции (милиарный туберкулез, 
туберкулезный сепсис Ландузи) источник бациллемии при жизни 

1) часто не обнаруживается* 

          2) обнаруживается 

3) не обнаруживается 
4) обнаруживается в периферических лимфатических узлах 

 
ВОПРОС 3: Современная отечественная классификация туберкулеза построена на 
принципе 

1) клинико-рентгенологическом* 
2) патогенетическом 
3) морфологическом 
4) клинико-иммунологическом 

ВОПРОС 4: Больного с симптомами бронхита, у которого в мокроте повторно 
обнаружены БК, но на рентгенограмме и томограмме легких и органов средостения 
изменения не обнаружены 

1) госпитализировать для бронхологического обследован.и лечения* 
2) взять на учет как бациллярного и лечить амбулаторно 
3) необходимо взять на учет по 0-й группе и наблюдать 

          4) провести УЗИ грудной клетки 

 

 
ВОПРОС 5: Срок наблюдения по I группе учета обусловлен 

1) характеристикой течения заболевания* 
2) длительностью основного курса лечения 
3) завершением отчетного года 
4) рубцевание полости распада 
 

 

 

 

Примеры ситуационных задач 

 

Ситуационная задача № 1 

 

Задача №1 

 

          

Оцените данные клинического и рентгенологического обследования и дайте ответы 

на поставленные вопросы: 

Больной  В.,  36  лет.  Жалобы  на  субфебрильную  температуру,  слабость, 

повышенную  потливость,  особенно  по  ночам,  быструю  утомляемость,  небольшой  сухой 
кашель. Заболевание началось постепенно. Болен в течении месяца. 

При 

обследовании 

общее 

состояние 

удовлетворительное. 

Астеничного 

телосложения.  Температура  тела  37,1оС.  Кожные  покровы  чистые,  бледные,  румянец  на 
щеках.  Периферические  лимфатические  узлы  не  пальпируются.  Зев  чист.  Имеются 
кариозные  зубы.  Грудная  клетка  цилиндрической  формы.  Перкуторно  над  легкими 
легочный  звук,  незначительное  притупление  легочного  звука  над  верхушкой  справа. 
Дыхание  в  легких  везикулярное,  справа  в  верхних  отделах  на  фоне  жесткого  дыхания 
прослушиваются единичные сухие хрипы. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Живот 

мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги, эластичная, безболезненная. Стул 
и мочеиспускание не изменены. 

В  гемограмме:  лейкоциты  9,1х109/л,  э-3%,  п-6%,  с-59%,  л-18%,  м-14%,  СОЭ  24 

мм/ч. 

Реакция Манту с 2 ТЕ – 9 мм. Посев мокроты на БК отр. 
Рентгенологически:  справа  в  S2  на  фоне  размытого  легочного  рисунка 

полиморфные очаги диаметром 5-9 мм с нерезкими контурами, выражена наклонность к 
слиянию очагов. 
 

Вопросы: 

1. 

Ваш диагноз? 

2. 

Какая тень на рентгенограмме называется очагом? 

3. 

С каким заболеванием в первую очередь необходимо провести дифференциальную 

диагностику? 
4. 

Является ли небациллярная мокрота основанием для исключения туберкулезного 

процесса? 
5. 

В какой группе учета должен состоять данный больной? 

6. 

Какое лечение будет назначено? 

7. 

Сочетание каких препаратов наиболее эффективно? 

8. 

Возможные исходы заболевания? 

 

                                                                 

Задача №2. 

 

 

Дайте оценку клинической и рентгенологической картине данной больной и ответьте на 
поставленные вопросы. 

 

Больная  А.,  27  лет,  обратилась  на  консультацию  к  фтизиатру  по  поводу  появления 
узловатой  эритемы  на  коже  в  области  голеностопного  сустава,  общей  слабости,  ночных 
потов,  похудания  за  последний  год  на  5-6кг.  Из  анамнеза  заболевания  выявлено,  что 
ухудшение состояния отмечается после родов, когда появились боли в крупных суставах, 
субфебрильная  температура  до  37,7оС,  красновато-синюшные  пятна  на  коже  голеней. 
Больная  обратилась  к  врачу-терапевту.  Была  обследована  ОАК,  ОАМ,  биохимический 
анализ  крови,  ревмо-фактор,  Р-графия  коленных  суставов.  Выставлен  диагноз: 
Ревматоидный артрит? Лечилась по поводу данного заболевания, принимала преднизолон 
коротким  курсом.  Состояние  больной  несколько  стабилизировалось,  но  беспокоили 
слабость, потливость. Спустя 6 месяцев во время проф. осмотра на флюорографии органов 
грудной  клетки  выявлена  мелкоочаговая  диссеминация  легких,  расширение  тени  корня 
легких  с  обеих  сторон  за  счет  увеличения  лимфатических  узлов  бронхопульмональной 
группы.  Проба  Манту  с  2  ТЕ  отрицательная.  По  поводу  чего  больную  направили  на 
консультацию к фтизиатру. 
 

Вопросы: 

1. 

Ваш предварительный диагноз? 

2. 

Какие методы обследования необходимы для постановки диагноза у этой больной? 

3. 

С какими заболеваниями необходимо дифференцировать данное заболевание? 

4. 

Какие ошибки допущены при ведении больной? 

5. 

Какова тактика лечения? 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..