Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 20

 

 

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н.  Бурденко 

Минздрава России

УТВЕРЖДАЮ 

Декан стоматологического  факультета

профессор 

->______ Д-Ю. Харитонов

подпись

 

“ 

ЯЛ

 

” 

ь и а ь я

 

2017г.

Рабочая  программа

по______________________________ фтизиатрии

(наименование дисциплины)

для специальности_________ 31.05.03  Стоматология

(наименование специальности)

форма обучения_________________ очная______________

(очная, заочная)

факультет  _____________________ стоматологический
кафедра_________________________ фтизиатрии________
курс  ___________________________ третий_____________
семестр_________________________IV.
Лекции_________________________ 6 ч.  (часов)

Практические занятия____________ 18 ч.  (часов)

Самостоятельная раб ота__________ 12 ч.  (часов)

Всего часов (ЗЕ)__________________36 ч.  (1  ЗЕ)

 

 

1.

 

Цель и задачи дисциплины: 

 

Цель

  освоения  учебной  дисциплины 

фтизиатрии

  состоит  в  формировании 

компетенций по системным фундаментальным знаниям, умениям и навыкам по 
раннему выявлению, диагностике, дифференциальной диагностике, лечению и 
профилактики  туберкулеза,  необходимых  для  последующей  практической 
деятельности врача-стоматолога. 

 

Задачами

 дисциплины являются: 

-

 

формирование  представлений  студентов  о  современном  состоянии 

фтизиатрии,  об  особенностях  эпидемиологической  ситуации  по  туберкулезу  в 
РФ; 

-

 

изучение  студентами  знаний  об  источниках  и  путях  распространения 

туберкулезной  инфекции,  о  группах  повышенного  риска  по  заболеванию 
туберкулезом среди населения;  

-

 

формирование  представлений  студентов  о  методах  раннего  выявления, 

диагностики, дифференциальной диагностики, лечения туберкулѐза; 

-

 

формирование представлений студентов о туберкулиновой пробе Манту 

с 2 ТЕ, диаскинтесте и данных флюорографического обследования; 

-

 

формирование 

представлений 

студентов 

о 

специфической 

и 

неспецифической  профилактике  туберкулеза,  работе  противотуберкулезной 
службы по раннему выявлению туберкулеза; 

-

 

изучение  особенностей  клиники,  диагностики  туберкулѐза  челюстно-

лицевой области;  

-

 

формирование  представлений  студентов  о  роли  учреждений  общей 

лечебной сети в диагностике внелѐгочных форм туберкулѐза; 

-

 

изучение  осложнений  туберкулеза  органов  дыхания  (кровохарканье, 

лѐгочное  кровотечение,  спонтанный  пневмоторакс)  и  оказанию  неотложной 
помощи этим больным; 

-

 

изучение  оформления  медицинской  документации  (экстренного 

извещения,  медицинской  карты  амбулаторного  и  стационарного  больного 
туберкулезом);  

-

 

изучение  научной  литературы  и  официальных  статистических  обзоров, 

основных положений законов и постановлений по туберкулезу в РФ; 

-

 

формирование представлений о навыках общения в коллективе с учетом 

этики и деонтологии. 

 

2.

 

Место дисциплины в структуре ООП: 

 

Учебная 

дисциплина 

(модуль) 

фтизиатрия 

относится 

к 

профессиональному циклу, базовая часть

.

 

- Дисциплина Б1.Б.1. Философия, биоэтика: 

(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля)

 

 

 

Знания:

 

методов и приемов философского анализа проблем; взаимоотношения "врач- 

пациент",  "врач-родственники";  выдающихся  деятелей  медицины  и  здравоохранения, 
выдающихся  медицинских  открытий,  влияния  гуманистических  идей  на  медицину; 
морально-этические  норм,  правил  и  принципов  профессионального  врачебного  поведения, 
прав  пациента  и  врача,  основных  этических  документов  международных  и  отечественных 
профессиональных 

медицинских 

ассоциаций 

и 

организаций; 

 

 Умения:

 

защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста; 

  

Навыки:

 

изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, 

публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов; 
принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; информирования пациентов 
различных возрастных групп и их родственников и близких в соответствии с требованиями 
правил"  информированного  согласия". 

 

-    Дисциплина  Б1.Б.18.  Микробиология,  вирусология  –  микробиология  полости

 

рта: 

Знания:

 

классификации,  морфологии  и  физиологии  микроорганизмов  и  вирусов,  их 

влияние  на  здоровье  человека,  методов  микробиологической  диагностики;  применения 
основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;

 

Умения:

 

проводить микробиологическую и иммунологическую диагностику;

 

Навыки:

 

микроскопирования  и  анализа  гистологических  препаратов  и  электронных 

микрофотографий. 

 

- Дисциплина Б1.Б.19. Иммунология – клиническая иммунология: 

Знания:

 

структуры  и  функции  иммунной  системы,  ее  возрастные  особенности, 

механизмов развития и функционирования, основных методов иммунодиагностики, методов 
оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной терапии;

 

Умения

охарактеризовать  и  оценить  уровни  организации  иммунной  системы 

человека, 

оценить 

медиаторную 

роль 

цитокинов; 

обосновать 

необходимость 

клиникоиммунологического  обследования  больного,  интерпретировать  результаты  оценки 
иммунного  статуса  по  тестам  1-го  уровня;  интерпретировать  результаты  основных 
диагностических  аллергологических  проб;  обосновать  необходимость  применения 
иммунокорригирующей терапии;

 

Навыки:

 

алгоритмом  постановки  предварительного  иммунологического  диагноза  с 

последующим  направлением  к  врачу  аллергологу-иммунологу;  основами  врачебных 
диагностических  и  лечебных  мероприятий  по  оказанию  первой  врачебной  помощи  при 
неотложных  и 

угрожающих  жизни  состояниях  с  иммунными  нарушениями. 

 

- Дисциплина Б1.Б.20. Патофизиология – патофизиология головы и шеи: 

Знания:

 

понятий этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, 

принципов классификации болезней; основных понятий общей нозологии; функциональных 
систем организма человека, их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней 
средой в норме и при патологических процессах;

 

Умения:

 

интерпретировать  результаты  наиболее  распространенных  методов 

лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических 
процессов в органах и системах пациентов; обосновать характер патологического процесса и 
его 

клинические 

проявления, 

принципы 

патогенетической 

терапии 

наиболее 

распространенных  заболеваний;  обосновать  необходимость  клинико-иммунологического 
обследования больного;

 

Навыки:

 постановки предварительного диагноза на основании результатов 

лабораторного и инструментального обследования пациентов. 

 

 

 

 

 
 
 - Дисциплина Б1.Б.21. Патологическая анатомия – патанатомия головы и шеи: 

Знания:

 

структурные основы болезней и патологических процессов, морфологические 

изменения  органов  и  тканей  при  патологических  процессах,  типичные  морфологические 
изменения кожи и ее придатков при острых и хронических патологических процессах.

 

Умения: 

анализировать патологические состояния различных органов и систем

 

Навыки:

 

интерпретация результатов наиболее распространенных функциональных 

методов исследования; обосновать характер патологического процесса и его клинические 
проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний в 
стоматологии. 

 

-Дисциплина Б1.Б.26. Внутренние болезни: 
  

Знания:

 

этиология, патогенез, клинические проявления основных заболеваний 

внутренних органов;

 

 Умения:

 

сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента, владение 

профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, лечения больных 
и профилактики стоматологических заболеваний, определить состояние, требующее 
неотложной стоматологической и медицинской помощи, выходящей за рамки компетенции 
стоматолога общей практики, и немедленно обратиться к соответствующим специалистам; 
проводить диагностику и лечение пациентов с острыми заболеваниями полости рта; 
обосновать фармакотерапию у конкретного больного, определять способы введения, режимы 
и дозу лекарственных средств; использовать методы первичной и вторичной профилактики.

 

Навыки:

 

владение методами общего клинического обследования пациентов разных 

возрастов; интерпретации результатов наиболее распространенных лабораторных и 
функциональных методов исследования; алгоритмом постановки предварительного 
диагноза; алгоритмом постановки клинического диагноза больным; алгоритмом выполнения 
основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой 
врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. 

 

- Дисциплина Б1.Б.29 Лучевая диагностика: 

Знания

современных 

методов 

рентгенологического 

обследования; 

общих 

методологических  принципов  описания  изменений  при  исследовании  органов  грудной 
полости;

 

Умения:

 

обосновать  назначение  оптимальных  методов  рентгенологического 

исследования,  определить  основные  рентгенологические  синдромы  при  патологии  органов 
груд 
ной  полости;

 

Навыки:

 

интерпретации результатов лучевых методов диагностики и формулирования 

рентгенологического заключения (рентгенологического диагноза). 

 

- Дисциплина Б1.Б.26. Дерматовенерология: 

Знания:

 

основных клинических проявлений заболеваний кожи и подкожной клетчатки, 

особенностей их диагностики и наблюдения; особенностей оказания медицинской помощи 
при неотложных состояниях; основных клинических проявлений кожных и венерических 
болезней, специфических инфекционных заболеваний (сифилис, актиномикоз) и их 
клинические проявления в челюстно-лицевой области;

 

Умения:

 

оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости 

оказания ему медицинской помощи;

 

 

 

Навыки:

 

алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим 

направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту. 

 

- Дисциплина Б1.В.ОД.6. Фармакология: 

Знания:

 

классификацию и основные характеристики лекарственных средств, 

фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению 
лекарственных средств, применение и побочные эффекты основных групп лекарственных 
препаратов; лекарственные формы препаратов для внутреннего и наружного применения; 

Умения:

 

анализировать действие лекарственных средств по совокупности их 

фармакологических свойств и возможность их использования для лечения больных; 
выписывать рецепты лекарственных средств, исходя из особенностей их фармакодинамики и 
фармакокинетики, при определенных заболеваниях и патологических процессах у 
стоматологического больного.

 

Владения:

 

назначение лекарственных средств при лечении, реабилитации и 

профилактике различных стоматологических заболеваний и патологических процессов. 

 

Требования к результатам освоения дисциплины: 

Процесс  изучения  дисциплины  направлен  на  формирование  следующих 

компетенций: 

 

ОК – 1   способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу 

ОПК – 4  способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в 

профессиональной деятельности 

ОПК-6  Готовность к ведению медицинской документации 

ПК – 5  Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов 

осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных ис-
следований с целью распознавания состояния или установления факта наличия 
или отсутствия стоматологического заболевания 

ПК - 6 

способность к определению у пациентов основных патологических состояний, 
симптомов, синдромов стоматологических заболеваний, нозологических форм в 
соответствии с Международной статистической классификацией болезней и про-
блем, связанных со здоровьем (МКБ);  

ПК-13 

Готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и 
формированию навыков здорового образа жизни 

 

В результате изучения дисциплины студент должен: 

Знать:  

- основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, ос-

новные нормативно-технические документы во фтизиатрии; 

-  правила врачебной этики и деонтологии в работе с больными туберкулѐзом и колле-

гами; 

-  медико-социальных факторы среды, их роль в развитии туберкулѐза у взрослого на-

селения и подростков; 

- группы риска по развитию туберкулѐза; 
- этиологию, патогенез туберкулѐза; 
- структуру инфекционной службы, транспортировку больного туберкулѐзом в ста-

ционар: правила изоляции при госпитализации больных, санитарно-гигиенические требова-
ния к устройству, организации и режиму противотуберкулѐзных учреждений; 

-критерии диагноза туберкулѐза; 
- особенности сбора анамнеза у больного туберкулѐзом;  

 

 

- основные методы клинического, лабораторного и инструментального обследования 

больного туберкулѐзом; 

- организацию массовой туберкулинодиагностики среди населения;  
- отбор пациентов для вакцинации и ревакцинации вакциной БЦЖ с учетом результа-

тов массовой туберкулинодиагностики; 

- особенности этиотропного и патогенетического лечения больных туберкулѐзом;  
- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных проти-

вотуберкулѐзных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при 
лечении основных патологических синдромов туберкулѐза и неотложных состояний; 

- организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, вопросы экс-

пертизы нетрудоспособности больных туберкулѐзом и медико-юридической помощи населе-
нию. 

 

Уметь: 

- анализировать состояние здоровья населения и влияния на него факторов окружаю-

щей и производственной среды; 

- применить правила врачебной этики и деонтологии в работе с коллегами  и  боль-

ными туберкулѐзом; 

-  формировать группы повышенного риска по заболеванию туберкулѐзом; 
- оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психического 

здоровья больного туберкулѐзом (культурные, этнические, семейные, социальные факторы 
риска); 

- оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему 

медицинской помощи; 

-  наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, 

для уточнения диагноза туберкулѐза и получения достоверного; 

- заполнять историю болезни; 

 

 

-  оценить  результаты  лабораторных,  инструментальных  методов  диагностики  тубер-

кулѐза; 
 

 

- оценить результаты массовой туберкулинодиагностики и проводить отбор пациентов 

для  вакцинации и ревакцинации вакциной БЦЖ  с  учетом результатов массовой туберкули-
нодиагностики; 
 

 

- поставить предварительный диагноз  –  синтезировать информацию о пациенте с це-

лью определения патологии и причин, еѐ вызывающих; 

подобрать индивидуальный вид оказания помощи больному туберкулѐзом в соответ-

ствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;

 

назначить этиотропную и патогенетическую терапию больному туберкулѐзом; 

-  разработать план терапевтических (хирургических) действий  с учетом формы ту-

беркулѐза и особенностей еѐ лечения; 

-  сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и 

патогенетических средств; 

- оказывать первую помощь при неотложных состояниях у больных туберкулѐзом; 

-

выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия 

- проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вто-

ричной профилактике туберкулѐза; 
 

 

- осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости ор-

ганизма к неблагоприятным факторам внешней среды; 
 

 

- заполнять типовую учетно-отчетную документацию в противотуберкулѐзном учреж-

дении.

 

   
   

Владеть: 

 

 

-

оценками состояния общественного здоровья; 

-

навыком определения принадлежности пациента к  группе риска по развитию тубер-

кулѐза; 

интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; 

- правильным ведением медицинской документации

;

 

- алгоритмом постановки предварительного диагноза туберкулѐза

;

 

- интерпретацией результатов массовой туберкулинодиагностики среди населения для 

отбора пациентов для вакцинации и ревакцинации вакциной БЦЖ

;

 

 

 

- методами общеклинического обследования для выявления основных патологических 

симптомов и синдромов у больного туберкулѐзом

;

 

-основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказа-

нию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у больных 
туберкулѐзом

;

 

-правилами оформления медицинской документации

;

 

- алгоритмом развернутого клинического диагноза. 

 

Результаты  
образования 

Краткое содержание и характе-
ристика  (обязательного)  поро-
гового  уровня  сформированно-
сти компетенций 

Номер  ком-
петенции 

Знать:

 принципы взаимодействия макро- 

и микроорганизма и факторы, способст-
вующие возникновению инфекционной 
болезни и туберкулеза; 

Уметь:

 анализировать особенности ин-

фекционного процесса в его проявлениях 
на различных уровнях би логической 
структуры; 

Владеть:

 навыками оценки проявлений 

инфекционного процесса, его изменчи-
востью, влияния природных и социаль-
ных факторов среды. 

Общекультурные компетен-
ции  

способность к абстрактному 
мышлению, анализу, синтезу

 

ОК – 1  

Знать:

 основы медицинской и врачебной 

этики и деонтологии при работе как с 
пациентами, так и с медицинским персо-
налом и коллегами по работе; 

Уметь

: применять основы медицинской 

и врачебной этики и деонтологии при 
работе как с пациентами, так и с меди-
цинским персоналом и коллегами по ра-
боте; 

Владеть

: навыками медицинской и вра-

чебной этики и деонтологии при работе с 
инфекционными больными, с медицин-
ским персоналом и коллегами по работе 

Общепрофессиональные 
компетенции 

способность и готовность реа-
лизовать этические и деонтоло-
гические принципы в профес-
сиональной деятельности

 

ОПК – 4  

Знать-

 ведение типовой учетно-отчетной 

медицинской документации в противо-
туберкулѐзном учреждении 

Уметь -

- заполнять историю болезни; 

Владеть - 

правильным ведения меди-

Способность к ведению меди-
цинской документации 

ОПК-6 

 

 

цинской документации 

 

 

 

Знать

-особенности сбора анамнеза у 

больного туберкулѐзом  
- основные методы клинического, лабо-
раторного и инструментального обследо-
вания больного  туберкулѐзом 
- ведение типовой учетно-отчетной ме-
дицинской документации в противоту-
беркулѐзном учреждении 
- критерии диагноза различных клиниче-
ских форм туберкулѐза лѐгких 
-  клиническую  картину,  особенности  те-
чения  возможные  осложнения  клиниче-
ских форм туберкулѐза и туберкулѐза че-
люстно-лицевой области

 

Уметь 

- определить статус больного ту-

беркулѐзом собрать анамнез, провести 
опрос, провести физикальное обследова-
ние больного туберкулѐзом; 
- оценить состояние пациента для приня-
тия решения о необходимости оказания 
ему медицинской помощи 
- заполнять историю болезни; 

Владеть

-правильным  ведения медицин-

ской документации 
- интерпретацией результатов лабора-
торных, инструментальных методов ди-
агностики туберкулѐза 
- алгоритмом постановки предваритель-
ного диагноза туберкулѐза 

Готовность к сбору и анализу 
жалоб пациента, данных его 
анамнеза, результатов осмотра, 
лабораторных, инструменталь-
ных, патолого-анатомических и 
иных исследований с целью 
распознавания состояния или 
установления факта наличия 
или отсутствия стоматологиче-
ского заболевания 

ПК-5 
 

Знать:

  этиологию,  патогенез  инфекци-

онных  заболеваний  и  туберкулеза;  кли-
ническую  картину,  особенности  течения 
и возможные осложнения инфекционных 
заболеваний  и  туберкулеза,  протекаю-
щих в типичной форме; основные клини-
ческие  проявления  вируса  иммунодефи-
цита  человека  (ВИЧ-инфекции);  клини-
ческие  проявления  туберкулеза  челюст-
но-лицевой 

области; 

Уметь

: предположить наличие инфекци-

онной болезни и туберкулеза у пациента; 
выделить  ведущие  клинические  синдро-
мы;  оценить  тяжесть  течения  инфекци-
онной болезни и туберкулеза; диагности-
ровать  неотложные  состояния  у  инфек-
ционных  больных  и  определить  даль-

способность к определению у 
пациентов основных патологи-
ческих состояний, симптомов, 
синдромов стоматологических 
заболеваний, нозологических 
форм в соответствии с Между-
народной статистической клас-
сификацией болезней и про-
блем, связанных со здоровьем 
(МКБ); 

ПК-6 
 

 

 

нейшую 

медицинскую 

тактику; 

Владеть

:  алгоритмом  постановки  пред-

варительного диагноза 

Знать–

медико-социальных факторы  

среды, их роль в развитии туберкулѐза у 
взрослого населения и подростков 

методы санитарно-просветительной ра-

боты  
- основы профилактической медицины, 
организацию профилактических меро-
приятий, направленных на укрепление 
здоровья 
-  эпидемиологический  процесс  при  ту-
беркулѐзе

 

Уметь- 

- проводить с населением при-

крепленного участка мероприятия по 
первичной и вторичной профилактике 
туберкулѐза 
-  осуществлять  профилактические  меро-
приятия  по  повышению  сопротивляемо-
сти  организма  к  неблагоприятным  фак-
торам внешней среды

 

Владеть

- оценками состояния общест-

венного здоровья 
 

Готовность к просветительской 
деятельности по устранению 
факторов риска и формирова-
нию навыков здорового образа 
жизни 

ПК-13 
 

 
 
 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 
4.1 Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единиц, 36 часов. 

№ 
п/
п 

Раздел  учебной  дис-
циплины 

С

ем

ес

тр

 

 

Не

де

ля      ц

ик

ла

 

Виды  учебной  работы,  включая 
самостоятельную  работу  обучаю-
щегося и трудоемкость (в часах) 

Формы  текущего 
контроля  успевае-
мости  (по  неделям 
семестра) 

Форма 

промежуточной 
аттестации  (по  се-
местрам) 

Лек
ции 

Практ

заня-
тия 

Се-
мина-
ры 

Са-
мост. 
работа 

 

Введение во фти-
зиатрию. Этиоло-
гия, патогенез ту-
беркулѐзной ин-
фекции. Диагно-
стика туберкулѐза

 

6  1 

 

Р1  (рейтинго-
вый 

раздел)

 

Тестирование 
Опрос 


 

Клинические 
формы  туберку-
лѐза 

6  1 

 

Р2 

рейтинго-

вый 

раздел)

  

тестирование,  
опрос,  решение 

 

 

ситуационной 
задачи, 

эссе 

(фрагмент  исто-
рии болезни) 

Туберкулѐз челю-
стно-лицевой об-
ласти 

6  1 

 

Р3  (рейтинго-
вый 

раздел)

 

тестирование,  
опрос,  решение 
ситуационной 
задачи, 

эссе 

(фрагмент  исто-
рии болезни) 

Организация 
противотуберку-
лѐзной помощи. 
Профилактика 
туберкулѐза 

6  1 

 

Р4  (рейтинго-
вый 

раздел)

 

тестирование,  
опрос,  решение 
ситуационной 
задачи, 

эссе 

(фрагмент  исто-
рии болезни) 

Р5  –  История 
болезни 

 
4.2 Тематический план лекций 

№ 

Тема 

Цели и задачи 

Содержание темы 

Часы 

История  развития  уче-
ния о туберкулезе.  
Этиология, патогенез, 
методы диагностики, 
раннего выявления и 
профилактики туберку-
леза. 

Формирование пред-
ставлений о туберку-
лѐзе как медико-
социальной проблеме

 

1.Туберкулѐз как медико-
социальная проблема. 
2. История фтизиатрии.  
3.Возбудитель туберкулѐ-
за.

 

2ч. 

Клиничекие формы ту-
беркулеза органов ды-
хания. Клиника, диагно-
стика, лечение. 

Формирование пред-
ставлений об эпиде-
миологии туберкулѐ-
за в РФ и мире. 

 

1

определение, патогенез, 

клиника, диагностика, 
дифференциальная диагно-
стика различных форм ту-
беркулѐза 
2. определение, патогенез, 
клиника, диагностика, 
дифференциальная диагно-
стика инфильтративного 
туберкулѐза 
3. определение, патогенез, 
клиника, диагностика, 
дифференциальная диагно-
стика казеозной пневмо-
нии.

 

2ч 

10 

 

 

Лечение  туберкулѐза. 
Туберкулез челюстно-
лицевой области.  

Формирование пред-
ставлений о совре-
менных подходах к 
выявлению больных 
туберкулѐзом. Фор-
мирование представ-
лений о методах ле-
чения туберкулѐза, 
принципах химиоте-
рапии.

 

1. историческая  справка о 
лечении туберкулѐза в раз-
ные времена и эпохи 
2. принципы лечения 
3. режимы химиотерапии 
4. коллапсотерапия 
5. хирургическое лечение  
6. патогенетическая тера-
пия туберкулѐза 
7. Выявление больных ту-
беркулѐзом челюстно-
лицевой области. 

2ч 

 
 
 
4.3 Тематический план практических и семинарских занятий

№ 

Тема 

Цели и задачи 

Содержание темы 

Обучающийся 

должен знать 

Обучающий-

ся должен 

уметь 

Часы 

1. 

Этиология, па-
тогенез тубер-
кулѐза.  Эпиде-
миология. Кли-
ническая клас-
сификация. Са-
нитарно-
эпидемический 
режим во фти-
зиатрии. Кура-
ция больных. 

Формирование 
представлений о 
туберкулѐзе как 
медико-социальная 
проблеме, об эпи-
демиологии тубер-
кулѐза в РФ и мире.

 

- Туберкулѐз как ме-
дико-социальная 
проблема; 
- этиология, патоге-
нез туберкулѐзной 
инфекции; 
- эпидемиологиче-
ский процесс при 
туберкулѐзе, основ-
ные эпидемиологи-
ческие показатели;  
- группы риска по 
заболеванию тубер-
кулѐзом; 
- санитарно – проти-
воэпидемический 
режим и инфекцион-
ный контроль в про-
тивотуберкулѐзном 
учреждении. 

-основы  законо-
дательства  Рос-
сийской  Феде-
рации по охране 
здоровья  насе-
ления, основные 
нормативно-
технические 
документы 

во 

фтизиатрии 
-правила 

вра-

чебной  этики  и 
деонтологии  в 
работе  с  боль-
ными  туберку-
лѐзом  и  колле-
гами. 

 

- анализиро-
вать состояние 
здоровья на-
селения и 
влияния на 
него факторов 
окружающей 
и производст-
венной среды 
- применить 
правила вра-
чебной этики 
и деонтологии 
в работе с 
коллегами  и  
больными ту-
беркулѐзом 

3 ч. 

2. 

Методы лабора-
торной и рент-
генологической 
диагностики 
туберкулеза. 
Туберкулино-
диагностика.  

Формирование 
представлений о 
современных мето-
дах диагностики 
туберкулѐза, выяв-
лении больных 
туберкулѐзом

 

- Клиническая клас-
сификация туберку-
лѐза; 
- методы обследова-
ния 
- иммунодиагностика 
туберкулѐза (тубер-
кулиновые пробы и 
Диаскинтест); 
- рентгенодиагности-
ка заболеваний орга-
нов дыхания (алго-
ритм описания об-
зорной рентгено-
граммы органов 
грудной полости) 
- КТ и МРТ - диагно-
стика 
- эндоскопическая, 
морфологическая и 

- особенности 
сбора анамнеза 
у больного ту-
беркулѐзом  
- основные ме-
тоды клиниче-
ского, лабора-
торного и инст-
рументального 
обследования 
больного тубер-
кулѐзом 
- ведение типо-
вой учетно-
отчетной меди-
цинской доку-
ментации в про-
тивотуберку-
лѐзном учреж-
дении 

- определить 
статус больно-
го туберкулѐ-
зом собрать 
анамнез, про-
вести опрос, 
провести фи-
зикальное об-
следование 
больного ту-
беркулѐзом; 
- оценить со-
стояние паци-
ента для при-
нятия решения 
о необходимо-
сти оказания 
ему медицин-
ской помощи 
- заполнять 

3 ч.

 

11 

 

 

диагностика;  
- верификация диаг-
ноза туберкулѐза; 
- курация больных.

 

- методы диаг-
ностики, диаг-
ностические 
возможности 
непосредствен-
ного исследова-
ния больного 
туберкулѐзом 
- критерии ди-
агноза различ-
ных клиниче-
ских форм ту-
беркулѐза лѐг-
ких 
- клиническую 
картину, осо-
бенности тече-
ния возможные 
осложнения  
клинических 
форм туберку-
лѐза 
- массовую ту-
беркулинодиаг-
ностику, ее цели 
и задачи  
- организацию 
массовой ту-
беркулинодиаг-
ностики среди 
населения  
- отбор пациен-
тов для вакци-
нации и ревак-
цинации вакци-
ной БЦЖ с уче-
том результатов 
массовой ту-
беркулинодиаг-
ностики 

историю бо-
лезни; 
- оценить ре-
зультаты ла-
бораторных, 
инструмен-
тальных мето-
дов диагно-
стики тубер-
кулѐза 
- наметить 
объем допол-
нительных 
исследований 
для уточнения 
диагноза и 
получения 
достоверного 
результата 
- проводить 
отбор пациен-
тов для вакци-
нации и ре-
вакцинации 
вакциной 
БЦЖ с учетом 
результатов 
массовой ту-
беркулиноди-
агностики 

 

3. 

Клинические 
формы туберку-
леза (первич-
ный,  диссеми-
нированный, 
туберкулѐзный 
менингит, ту-
беркулѐзный 
плеврит). Кли-
ника, диагно-
стика, диффе-
ренциальная  
диагностика. 

- Формирование 
представлений о 
данных формах 
туберкулѐза орга-
нов дыхания,  
- Формирование 
представлений о 
выявлении боль-
ных данной фор-
мой туберкулѐза

 

- патогенез первич-
ного туберкулѐза  
- основные методы 
клинического, лабо-
раторного и инстру-
ментального обсле-
дования больного  
первичным туберку-
лѐзом 
- клинические фор-
мы первичного ту-
беркулѐза 
- клиническая карти-
на туберкулѐзной 
интоксикации, ту-
беркулѐза внутри-
грудных лимфатиче-
ских узлов, первич-
ного туберкулѐзного 
комплекса; 
- методы диагности-
ки, диагностические 
возможности непо-

- особенности 
патогенеза пер-
вичного тубер-
кулѐза  
- основные ме-
тоды клиниче-
ского, лабора-
торного и инст-
рументального 
обследования 
больного  пер-
вичным тубер-
кулѐзом 
- массовую ту-
беркулинодиаг-
ностику, ее цели 
и задачи  
- ведение типо-
вой учетно-
отчетной меди-
цинской доку-
ментации в про-
тивотуберку-

- определить 
статус больно-
го туберкулѐ-
зом собрать 
анамнез, про-
вести опрос, 
провести фи-
зикальное об-
следование 
больного дан-
ной формой 
туберкулѐза; 
- заполнять 
историю бо-
лезни; 
- оценить ре-
зультаты ла-
бораторных, 
инструмен-
тальных мето-
дов диагно-
стики больно-
го данной 

3 ч.

 

12 

 

 

средственного ис-
следования больного 
первичным туберку-
лѐзом 
- критерии диагноза 
первичного туберку-
лѐза; 
- дифференциальная 
диагностика первич-
ного туберкулѐза; 
- осложнения пер-
вичного туберкулѐза. 

лѐзном учреж-
дении 
- методы диаг-
ностики, диаг-
ностические 
возможности 
непосредствен-
ного исследова-
ния больного 
первичным ту-
беркулѐзом 
- критерии ди-
агноза первич-
ного туберкулѐ-
за 
- клиническую 
картину, осо-
бенности тече-
ния возможные 
осложнения 
первичного ту-
беркулѐза 

формой ту-
беркулѐза  
- провести 
дифференци-
альную диаг-
ностику дан-
ной клиниче-
ской формы 
туберкулѐза

 

4. 

Клинические 
формы туберку-
леза (очаговый, 
инфильтратив-
ный, казеозная 
пневмония, ту-
беркулема, ка-
вернозный, 
фиброзно-
кавернозный 
туберкулез, 
цирротический). 
Клиника, диаг-
ностика, диф-
ференциальная  
диагностика. 

- Формирование 
представлений о 
данных формах 
туберкулѐза орга-
нов дыхания,  
- Формирование 
представлений о 
выявлении боль-
ных данной фор-
мой туберкулѐза

 

- патогенез первич-
ного туберкулѐза  
- основные методы 
клинического, лабо-
раторного и инстру-
ментального обсле-
дования больного  
первичным туберку-
лѐзом 
- клинические фор-
мы первичного ту-
беркулѐза 
- клиническая карти-
на туберкулѐзной 
интоксикации, ту-
беркулѐза внутри-
грудных лимфатиче-
ских узлов, первич-
ного туберкулѐзного 
комплекса; 
- методы диагности-
ки, диагностические 
возможности непо-
средственного ис-
следования больного 
первичным туберку-
лѐзом 
- критерии диагноза 
первичного туберку-
лѐза; 
- дифференциальная 
диагностика первич-
ного туберкулѐза; 
- осложнения пер-
вичного туберкулѐза. 

- особенности 
патогенеза пер-
вичного тубер-
кулѐза  
- основные ме-
тоды клиниче-
ского, лабора-
торного и инст-
рументального 
обследования 
больного  пер-
вичным тубер-
кулѐзом 
- массовую ту-
беркулинодиаг-
ностику, ее цели 
и задачи  
- ведение типо-
вой учетно-
отчетной меди-
цинской доку-
ментации в про-
тивотуберку-
лѐзном учреж-
дении 
- методы диаг-
ностики, диаг-
ностические 
возможности 
непосредствен-
ного исследова-
ния больного 
первичным ту-
беркулѐзом 
- критерии ди-
агноза первич-
ного туберкулѐ-
за 
- клиническую 
картину, осо-
бенности тече-

- определить 
статус больно-
го туберкулѐ-
зом собрать 
анамнез, про-
вести опрос, 
провести фи-
зикальное об-
следование 
больного дан-
ной формой 
туберкулѐза; 
- заполнять 
историю бо-
лезни; 
- оценить ре-
зультаты ла-
бораторных, 
инструмен-
тальных мето-
дов диагно-
стики больно-
го данной 
формой ту-
беркулѐза  
- провести 
дифференци-
альную диаг-
ностику дан-
ной клиниче-
ской формы 
туберкулѐза

 

3 ч.

 

13 

 

 

ния возможные 
осложнения 
первичного ту-
беркулѐза 

5. 

Туберкулез по-
лости рта и че-
люстно-лицевой 
области, под-
нижнечелюст-
ных лимфатиче-
ских узлов. Ди-
агностика, кли-
ника, диффе-
ренциальная 
диагностика. 
Лечение тубер-
кулѐза. 

Формирование 
представлений о 
методах лечения 
туберкулѐза, прин-
ципах химиотера-
пии. 

методы лечения 

туберкулѐза 
- принципы и методы 
химиотерапии ту-
беркулѐза 
- основные и резерв-
ные противотубер-
кулѐзные препараты 
- режимы химиоте-
рапии 
- коллапсотерапия 
туберкулѐза: искус-
ственный пневмото-
ракс и исскуствен-
ный пневмоперито-
неум 

хирургические ме-

тоды лечения

виды 

операций при тубер-
кулѐзе, показания и 
противопоказания к 
различным операци-
ям

 

особенности 

этиотропного и 
патогенетиче-
ского лечения 
больных тубер-
кулѐзом  
- принципы и 
методы химио-
терапии тубер-
кулѐза 
 

подобрать 

индивидуаль-
ный вид ока-
зания помощи 
больному ту-
беркулѐзом в 
соответствии с 
ситуацией: 
первичная 
помощь, ско-
рая помощь, 
госпитализа-
ция

 

назначить 

этиотропную 
и патогенети-
ческую тера-
пию больному 
туберкулѐзом 
- разработать 
план терапев-
тических (хи-
рургических) 
действий с 
учетом формы 
туберкулѐза и 
особенностей 
еѐ лечения 
- сформулиро-
вать показа-
ния к избран-
ному методу 
лечения с уче-
том этиотроп-
ных и патоге-
нетических 
средств 

3 ч.

 

6. 

Организация 
противотубер-
кулѐзной служ-
бы. Профилак-
тика туберкулѐ-
за. Неотложные 
состояния (лѐ-
гочное кровоте-
чение, спонтан-
ный пневмото-
ракс). Защита 
истории болез-
ни. 

Формирование 
представлений о 
неотложной вра-
чебной помощи 
при развитии ос-
ложнений туберку-
лѐза. 
 
Формирование 
представлений об 
организации и сис-
теме противоту-
беркулѐзной по-
мощи населению, 
функциях и задачах 
противотуберку-
лѐзного диспансе-
ра. 
 
Формирование 
представлений об 
организации и сис-

- клиника и диагно-
стика осложнений 
туберкулѐза 
- уметь поставить 
предварительный 
диагноз при разви-
тии осложнений у 
больного туберкулѐ-
зом 
- cтруктура противо-
туберкулѐзной служ-
бы; 
 - функции противо-
туберкулѐзной служ-
бы; 
-  Принципы  профи-
лактики; 
-  специфическая  и 
неспецифическая 
профилактика  тубер-
кулѐза; 
-  организация мас-

- клинику и ди-
агностику ос-
ложнений ту-
беркулѐза 
- уметь поста-
вить предвари-
тельный диаг-
ноз при разви-
тии осложнений 
у больного ту-
беркулѐзом 
- методы сани-
тарно-
просветитель-
ной работы  
- основы про-
филактической 
медицины, ор-
ганизацию про-
филактических 
мероприятий, 
направленных 

подобрать 

индивидуаль-
ный вид ока-
зания помощи 
больному ту-
беркулѐзом в 
соответствии с 
ситуацией: 
первичная 
помощь, ско-
рая помощь, 
госпитализа-
ция

 

назначить 

этиотропную 
и патогенети-
ческую тера-
пию больному 
туберкулѐзом 
- разработать 
план терапев-
тических (хи-

3ч.

 

14 

 

 

теме противоту-
беркулѐзной по-
мощи населению, 
современных под-
ходах к профилак-
тике туберкулѐза.

 

совой туберкулино-
диагностики среди 
населения; 
- осложнения вакци-
нации и ревакцина-
ции БЦЖ. 

на укрепление 
здоровья 
- специфиче-
скую и неспе-
цифическую 
профилактику 
туберкулѐза 

рургических) 
действий  с 
учетом формы 
туберкулѐза и 
особенностей 
еѐ лечения 

-

 

выполнять 

профилакти-
ческие, гигие-
нические и 
противоэпи-
демические 
мероприятия

 

 

4.4. Тематика самостоятельной работы обучающихся

 

Тема 

Самостоятельная работа 

 

 Форма 

Цель и задачи 

Метод. и матер. – техн. 
обеспечение 

Часы  

Этиология, 
патогенез 
туберкулѐза.  
Эпидемио-
логия. Кли-
ническая 
классифика-
ция. Сани-
тарно-
эпидемиче-
ский режим 
во фтизиат-
рии. Кура-
ция боль-
ных. 

- Курация больных 
- написание фрагмента 
истории болезни 
- написание вводного 
тестового контроля 
 

Формирование пред-
ставлений об особен-
ностях  обследования 
больных туберкулѐ-
зом; о санэпидрежиме 
в туберкулѐзной кли-
нике  
 

набор рентгенограмм и компью-

терных томограмм 
- набор тестовых заданий для тес-
тового контроля 
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулѐзом» 
- набор ситуационных задач

 

2ч. 

Методы ла-
бораторной 
и рентгено-
логической 
диагностики 
туберкулеза. 
Туберкули-
нодиагно-
стика.  

- Курация больных 
- написание фрагмента 
истории болезни 
- написание тестового 
контроля 
- работа с рентгено-
граммами  
 

Формирование пред-
ставлений о современ-
ных методах диагно-
стики туберкулѐза, 
выявлении больных 
туберкулѐзом

 

набор рентгенограмм и компью-
терных томограмм 
- набор тестовых заданий для тес-
тового контроля 
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулѐзом» 
- набор ситуационных задач 
- набор для иммунодиагностики

 

2ч. 

Клинические 
формы ту-
беркулеза 
(первичный,  
диссемини-
рованный, 
туберкулѐз-
ный менин-
гит, тубер-
кулѐзный 
плеврит). 
Клиника, 
диагностика, 
дифферен-
циальная  
диагностика. 

- Курация больных 
- написание фрагмента 
истории болезни 
- написание вводного 
тестового контроля 

 

Формирование пред-
ставлений о методах 
лечения туберкулѐза, 
принципах химиоте-
рапии.

 

набор рентгенограмм и компью-
терных томограмм 
- набор тестовых заданий для тес-
тового контроля 
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулѐзом» 
- набор ситуационных задач

 

2ч. 

Клинические 
формы ту-
беркулеза 
(очаговый, 

- Курация больных 
- написание фрагмента 
истории болезни 
- написание тестового 

Формирование пред-
ставлений о данных 
формах туберкулѐза 
орга органов дыхания,  

набор рентгенограмм и компью-
терных томограмм 
- набор тестовых заданий для тес-
тового контроля 

2ч. 

15 

 

 

инфильтра-
тивный, ка-
зеозная 
пневмония, 
туберкулема, 
каверноз-
ный, фиб-
розно-
кавернозный 
туберкулез, 
цирротиче-
ский). Кли-
ника, диаг-
ностика, 
дифферен-
циальная  
диагностика. 

контроля 
- работа т рентгено-
граммами 
-решение ситуац. за-
дач  
  

 

- Формирование пред-
ставлений о выявле-
нии больных данной 
формой туберкулѐза

 

- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулѐзом» 
- набор ситуационных задач 

 

Туберкулез 
полости рта 
и челюстно-
лицевой об-
ласти, под-
нижнечелю-
стных лим-
фатических 
узлов. Диаг-
ностика, 
клиника, 
дифферен-
циальная 
диагностика. 
Лечение ту-
беркулѐза. 

- Курация больных 
- написание фрагмента 
истории болезни 
- написание тестового 
контроля 
- работа т рентгено-
граммами 
- решение ситуац. за-
дач  

 

Формирование пред-
ставлений о данных 
формах туберкулѐза 
органов дыхания,  
- Формирование пред-
ставлений о выявле-
нии больных данной 
формой туберкулѐза

 

набор рентгенограмм и компью-
терных томограмм 
- набор тестовых заданий для тес-
тового контроля 
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулѐзом» 
- набор ситуационных задач зада-
ний для тестового контроля 
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулѐзом» 
- набор ситуационных задач

 

2ч. 

Организация 
противоту-
беркулѐзной 
службы. 
Профилак-
тика тубер-
кулѐза. Не-
отложные 
состояния 
(лѐгочное 
кровотече-
ние, спон-
танный 
пневмото-
ракс). Защи-
та истории 
болезни. 

- Курация больных 
- написание фрагмента 
истории болезни 
- написание тестового 
контроля 
- работа т рентгено-
граммами 
-решение ситуац. за-
дач   

- Формирование пред-
ставлений о данных 
формах туберкулѐза 
органов дыхания,  
- Формирование пред-
ставлений о выявле-
нии больных данной 
формой туберкулѐза

 

набор рентгенограмм и компью-
терных томограмм 
- набор тестовых заданий для тес-
тового контроля 
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулѐзом» 
- набор ситуационных задач

 

2ч. 

 
 

4.5 Матрица соотнесения тем/ разделов учебной дисциплины и формируемых в них ОК 
и ПК 

Темы/разделы  дисци-
плины 

Ко-
ли-
че-
ство 
ча-
сов 

компетенции 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..