Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 19

 

 

подходах к 
профилактике 
туберкулёза.

 

Осложнения 
туберкулёза. 


Формированиепредс
тавленийоданных 
формах туберкулёза 
органов дыхания,  
- Формирование 
представлений о 
диагностике данных 
форм туберкулёза

 

1. 

легочное кровотечение 

2. спонтанный 
пневмоторакс. 

2ч. 

 
4.3 Тематический план практических и семинарских занятий

№ 

Тема 

Цели и задачи 

Содержание темы 

Обучающийся 

должен знать 

Обучающийс

я должен 

уметь 

Часы 

1. 
 

Введение в 
специальность 
фтизиатрия. 
Этика и 
деонтология во 
фтизиатрии. 

Формирование 
представлений о 
туберкулёзе как 
медико-социальная 
проблеме, об 
эпидемиологии 
туберкулёза в РФ и 
мире.

 

- Туберкулёз как 
медико-социальная 
проблема; 
- этиология, 
патогенез 
туберкулёзной 
инфекции; 

эпидемиологический 
процесс при 
туберкулёзе, 
основные 
эпидемиологические 
показатели;  
- группы риска по 
заболеванию 
туберкулёзом; 
- санитарно – 
противоэпидемическ
ий режим и 
инфекционный 
контроль в 
противотуберкулёзн
ом учреждении. 

-основы 
законодательств
а 

Российской 

Федерации  по 
охране  здоровья 
населения, 
основные 
нормативно-
технические 
документы 

во 

фтизиатрии 
-правила 
врачебной 
этики 

и 

деонтологии  в 
работе 

с 

больными 
туберкулёзом  и 
коллегами. 


анализировать 
состояние 
здоровья 
населения и 
влияния на 
него факторов 
окружающей 
и 
производствен
ной среды 
- применить 
правила 
врачебной 
этики и 
деонтологии в 
работе с 
коллегами  и  
больными 
туберкулёзом 
 

4,5ч. 

2. 
 

Эпидемиология 
туберкулёза. 
Основные 
эпидемиологиче
ские 
показатели.  

Формирование 
представлений об 
эпидемиологически
х показателях по  
туберкулёзу в мире 
и в России

 

- глобальная 
эпидемиология 
туберкулеза 
 - определение 
понятий и терминов, 
характеризующих 
эпидемиологию 
туберкулеза: 
заболеваемость, 
распространенность, 
смертность, 
бактериовыделение. 

эпидемиологическая 
ситуация по 
туберкулезу в РФ в 
целом и в различных 
регионах за 
последние 15 лет.  

- основные 
эпидемиологиче
ские показатели 
по туберкулёзу 
- тенденции в 
динамике 
основных 
эпидемиологиче
ских 
показателей по 
туберкулезу в 
РФ за 
последние 15 
лет 
- особенности 
эпидемиологиче
ских 
показателей в 
различных 

использовать 
региональные 
эпидемиологи
ческие 
показатели по 
туберкулезу 

 

4,5ч. 

-особенности 
эпидемиологических 
показателей в разных 
возрастных группах 
(взрослые и дети), 
мужчин и женщин, и 
в различных 
социальных группах.  

социальных 
групп 
 

3. 
 

Эпидемиологич
еский процесс 
при 
туберкулёзе. 
Медико-
биологические 
факторы риска . 
развития 
туберкулёза 

Формирование 
представлений об 
основных звеньях 
эпидемиологическо
го процесса. 
 
 
 

- Источники 
заражения 
- Пути передачи 
инфекции 
- Восприимчивость 
человека к 
туберкулезной 
инфекции 
- Группы риска, 
классификация 
- Классификация 
больных или лиц, 
подозрительных на 
туберкулез и 
находящихся в 
контакте с больными 
туберкулезом 

 

- Источники 
заражения 
- Пути передачи 
инфекции 

Восприимчивос
ть человека к 
туберкулезной 
инфекции 
- Группы риска, 
классификация 

Классификация 
больных или 
лиц, 
подозрительных 
на туберкулез и 
находящихся в 
контакте с 
больными 
туберкулезом 
 

определить 

принадлежнос
ть пациента к 
группе риска 
по 
заболеванию 
туберкулёзом  

4,5ч. 

4. 
 

Профилактика 
туберкулёза. 
Социальная 
профилактика. 

- Формирование 
представлений 
оосновных 
принципах 
социальной 
профилактики 
туберкулёза. 
- Формирование 
представлений о 
специфической 
профилактики. 

 

- социальная 
профилактика: 
программы РФ 

концепция 

Национальной 
российской 
программы  борьбы  с 
туберкулезом 

организация 

противотуберкулёзн
ой 

помощи 

населению

 

- основные 
группы 
диспансерного 
учета 
 

участвовать в 
организации и 
оказании 
лечебно-
профилактиче
ской и 
санитарно-
противоэпиде
мическойпомо
щи населению 
по 
профилактике 
туберкулёза 

 

4,5ч. 

5. 

 

Профилактика 
туберкулёза. 
Санитарная 
профилактика. 

Формирование 
представлений о 
санитарной 
профилактики 
туберкулёза. 

Принципы 

санитарной 
профилактики; 
- очаг тубенкулёза; 
-  типы очагов 
туберкулёзной 
инфекции 
- санитарно-
профилактические 
мероприятия в 
очагах туберкулёза 

понятие очаг, 
его границы

 

- понятие 
«вспышка» в 
очаге 
туберкулёза 
- Мероприятия 
в медицинских 
организациях 
- Регистрация, 
учет и 
государственно
е 
статистическое 
наблюдение 
случаев 
туберкулеза 
- Мероприятия

 

по  обеспечению 


осуществлять 
профилактиче
ские 
мероприятия 
по борьбе с 
туберкулёзом 
- выполнять 
профилактиче
ские, 
гигиенические 
и 
противоэпиде
мические 
мероприятия 
- определить 
характер 
противоэпиде
мических 

4,5ч. 

федерального 
государственног
о 

санитарно-

эпидемиологиче
ского  надзора  в 
области 
предупреждени
я 
распространени
я туберкулеза 
 

мероприятий в 
зависимости 
от типа очага 
туберкулёзной 
инфекции

 

6. 
 

Специфическая 
профилактика 
туберкулёза. 

Формирование 
представлений о 
специфической  
профилактике 
туберкулёза. 

Принципы 

профилактики; 
-  специфическая  и 
неспецифическая 
профилактика 
туберкулёза; 
-  организация 
массовойтуберкулин
одиагностики среди 
населения; 

осложнения 

вакцинации 

и 

ревакцинации БЦЖ. 

 

превентивную 

химиотерапию 
туберкулёза 


специфическую 
профилактику 
туберкулёза

-
организациюма
ссовойтуберкул
инодиагностики 
среди населения  
- отбор 
пациентов для 
вакцинации и 
ревакцинации 
вакциной БЦЖ 
с учетом 
результатов 
массовой 
туберкулинодиа
гностики 
- особенности 
превентивного 
лечения 
больных 
туберкулёзом 

- участвовать 
в организации 
и оказании 
лечебно-
профилактиче
ской и 
санитарно-
противоэпиде
мическойпомо
щи населению 
по 
профилактике 
туберкулёза 
- выполнять 
профилактиче
ские, 
гигиенические 
и 
противоэпиде
мические 
мероприятия

 

проводить 

отбор лиц для 
вакцинации и 
ревакцинации 
БЦЖ с учетом 
результатов  
массовой 
туберкулинод
иагностики 
- оценивать 
характер 
местной 
прививочной 
реакции и 
возможные 
поствакциналь
ные 
осложнения 
- оценивать 
эффективност
ь 
диспансерного 
наблюдения 
больных 
туберкулёзом 

 

4,5ч. 

7.  

Совместная 
работа врача-
фтизиопедиатра 
и врача-
эпидемиолога в 

- Формирование 
представлений о 
формах 
туберкулёза 
органов дыхания у 

- патогенез 
первичного 
туберкулёза  
-- клинические 
формы первичного 

- группы риска  
- особенности 
санитарно-
противоэпидем
ических 

- проводить 
отбор лиц для 
вакцинации и 
ревакцинации 
БЦЖ с учетом 

4,5ч. 

очагах 
туберкулёза у 
детей. 

детей 
- Формирование 
представлений о 
выявлении 
больных  детей 
данной формой 
туберкулёза

 

туберкулёза 
- критерии диагноза 
первичного 
туберкулёза 
- методы выявления 
больных детей 
- диспансерное 
наблюдение детского 
населения 

мероприятий в 
очагах  
туберкулёза в 
зависимости от 
характера 
патологическог
о процесса 

результатов  
массовой 
туберкулинод
иагностики 
- определить 
характер 
противоэпиде
мических 
мероприятий в 
зависимости 
от 
туберкулёзног
о процесса

 

8. 

Совместная 
работа 
фтизиатра  и 
врача-
эпидемиолога в 
очагах 
туберкулёза у 
взрослых. 

- Формирование 
представлений о 
формах 
туберкулёза 
органов дыхания у 
взрослых 
- Формирование 
представлений о 
выявлении.

 

-- клинические 
формы вторичного 
туберкулёза 
- критерии диагноза 
вторичного 
туберкулёза 
- методы выявления 
больных 
туберкулёзом 
- диспансерное 
наблюдение  

- группы риска  
- особенности 
санитарно-
противоэпидем
ических 
мероприятий в 
очагах 
туберкулёза в 
зависимости от 
характера 
патологическог
о процесса

 

определить 
составить 
алгоритм 
противоэпиде
мических 
мероприятий в 
очагах  
туберкулёза в 
зависимости 
от характера 
патологическо
го процесса; 

 
 

4,5ч. 

9. 

Осложнения 
туберкулёза. 
Клиника и 
диагностика 
осложнений, 
требующих 
неотложной 
врачебной 
помощи. 

Формирование 
представлений об 
особенностях 
течения 
туберкулёза в 
сочетании с 
другими 
заболеваниями.

 

- основные 
осложнения 
вторичных форм 
туберкулёза 
- клиника и 
диагностика 
осложнений 
туберкулёза 
- уметь поставить 
предварительный 
диагноз при 
развитии 
осложнений у 
больного 
туберкулёзом 

- основные 
осложнения 
вторичных 
форм 
туберкулёза 
- клинику и 
диагностику 
осложнений 
туберкулёза 

подобрать 

индивидуальн
ый вид 
оказания 
помощи 
больному 
туберкулёзом 
в соответствии 
с ситуацией: 
первичная 
помощь, 
скорая 
помощь, 
госпитализаци
я

 

- разработать 
план 
терапевтическ
их 
(хирургически
х) действий  с 
учетом формы 
туберкулёза и 
особенностей 
её лечения 

сформулирова
ть показания к 
избранному 
методу 
лечения с 
учетом 
этиотропных и 
патогенетичес
ких средств

 

4,5ч. 

4.4. Самостоятельная работа обучающихся

 

Тема 

 
 
 

Самостоятельная работа 

Форма 

Цель и задачи 

Методическое и материально – 
техническое 
обеспечение 

Часы  

1. Введение в 
специальность 
фтизиатрия. Этика и 
деонтология во 
фтизиатрии. 

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 
регламентирую
щими 
документами

 

Формирование 
представлений об 
особенностях  
обследования 
больных 
туберкулёзом; о 
санэпидрежиме в 
туберкулёзной 
клинике 

 

- методические указания для 
студента  
- работа с регламентирующей 
документацией (приказ МЗ РФ № 
951 от 29.12.2014) 
- работа с литературными и 
электронными источниками 
информации. 
- работа с электронными 
образовательными ресурсами, 
размещенными на  портале 

Moodle

 

3ч. 

2. Эпидемиология 
туберкулёза. 
Основные 
эпидемиологические 
показатели.  

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 
регламентирую
щими 
документами

 

Формирование 
представлений об 
эпидемиологически
х показателях по  
туберкулёзу в мире 
и в России

 

- методические указания для 
студента  
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулёзом» 
- электронные ресурсы 
библиотеки ВГМУ 
- электронными 
образовательными ресурсами, 
размещенными на  портале 

Moodle

 

3ч.

 

3. 
Эпидемиологически
й процесс при 
туберкулёзе. 
Медико-
биологические 
факторы риска . 
развития 
туберкулёза 

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 
регламентирую
щими 
документами

 

Формирование 
представлений 
оосновных 
принципах 
социальной 
профилактики 
туберкулёза. 

 

-методические указания для 
студента  
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулёзом» 
- электронные ресурсы 
библиотеки ВГМУ 
- электронными 
образовательными ресурсами, 
размещенными на  портале 

Moodle

 

2 ч. 

4. Профилактика 
туберкулёза. 
Социальная 
профилактика. 

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 
регламентирую
щими 
документами

 

Формирование 
представлений о 
санитарной 
профилактики 
туберкулёза. 

- методические указания для 
студента  
- приказ № 109 от 21.03.2003г. 
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулёзом» 
- электронные ресурсы 
библиотеки ВГМУ 
- электронными 
образовательными ресурсами, 
размещенными на  портале 

Moodle

 

3ч. 

5. Профилактика 
туберкулёза. 
Санитарная 
профилактика. 

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 

Формирование 
представлений о 
санитарной 
профилактики 
туберкулёза.

 

- методические указания для 
студента  
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулёзом» 
- электронные ресурсы 
библиотеки ВГМУ 
- электронными 
образовательными ресурсами, 

3ч.

 

регламентирую
щими 
документами

 

размещенными на  портале 

Moodle 

решение ситуационных задач на 

портале 

Moodle

 

6. Специфическая 
профилактика 
туберкулёза. 

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 
регламентирую
щими 
документами 

Формирование 
представлений о 
специфической  
профилактике 
туберкулёза. 

- методические указания для 
студента  
- Национальный календарь 
прививок  
- приказ приказ МЗ РФ № 951 от 
29.12.2014) 
- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулёзом» 
- электронные ресурсы 
библиотеки ВГМУ 
- электронными 
образовательными ресурсами, 
размещенными на  портале 

Moodle

 

3ч.

 

7. Совместная работа 
врача-
фтизиопедиатра и 
врача-эпидемиолога 
в очагах туберкулёза 
у детей. 

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 
регламентирую
щими 
документами

 

- Формирование 
представлений о 
формах 
туберкулёза 
органов дыхания у 
детей 
- Формирование 
представлений о 
выявлении 
больных  детей 
данной формой 
туберкулёза

 

- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулёзом» 
- электронные ресурсы 
библиотеки ВГМУ 
- электронными 
образовательными ресурсами, 
размещенными на  портале 

Moodle

 

3ч.

 

8. Совместная работа 
фтизиатра  и врача-
эпидемиолога в 
очагах туберкулёза 
взрослых. 

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 
регламентирую
щими 
документами

 

- Формирование 
представлений о 
формах 
туберкулёза 
органов дыхания у 
взрослых 
- Формирование 
представлений о 
выявлении.

 

- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулёзом» 
- электронные ресурсы 
библиотеки ВГМУ 
- электронными 
образовательными ресурсами, 
размещенными на  портале 

Moodle 

- решение ситуационных задач

 

3ч.

 

9. Осложнения 
туберкулёза. 
Клиника и 
диагностика 
осложнений, 
требующих 
неотложной 
врачебной помощи 

- изучение 
основной и 
дополнительно
й литературы 
- оформление 
фрагмента 
истории 
болезни 
- знакомство с 
регламентирую
щими 
документами

 

- Формирование 
представлений об 
особенностях 
течения 
туберкулёза в 
сочетании с 
другими 
заболеваниями.

 

- рабочая тетрадь «Медицинская 
карта стационарного больного 
туберкулёзом» 
- электронные ресурсы 
библиотеки ВГМУ 
- электронными 
образовательными ресурсами, 
размещенными на  портале 

Moodle 

- решение ситуационных задач 
- составление алгоритма оказания 
неотложной помощи у больных с 
легочным кровотечением и 
спонтанным пневмотораксом 

 

3ч.

 

 
4.5 Матрица соотнесения тем/ разделов учебной дисциплины и формируемых в них 
ОК и ПК 

Темы/разделы 
дисциплины 

Колич
ество 
часов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК

7

 

ОП

К

 -

 4

 

ПК 

2

 

ПК 

8

 

ПК

14

 

ПК

15

 

ПК

17

 

Общее 
кол-во 
компетен
ций  
(Σ) 

Раздел 1. Введение 
во фтизиатрию. 
Этика и 
деонтология. 

9,5 

 

 

 

Раздел 2. 
Эпидемиология 
туберкулёза 

 

16 

 

 

 

 

 

Раздел 3. 
Профилактика 
туберкулёза 

24,5 

 

 

Раздел 

4. 

Работа 

врача-эпидемиолога 
в очагах туберкулёза

 

17 

 

 

Раздел 

5. 

Осложнения 
туберкулёза 

9,5 

 

 

 

 

Итого 

77 

19 

 

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

На  кафедре  фтизиатрии  при  изучении  дисциплины  фтизиатрия  используются 

следующие образовательные технологии: 

1)

 

Проблемное обучение

 - создание в учебной деятельности 

проблемных  ситуаций  и  организация  активной    самостоятельной    деятельности 

учащихся  по  их  разрешению,  в  результате  чего    происходит    творческое    овладение 
знаниями,  умениями,  навыками,  развиваются  мыслительные  способности.Проблемные  
ситуации могут создаваться  на всех этапах процесса обучения: при опросе, закреплении, 
контроле знаний. 

Студентам предлагаются различные ситуационные задачи, работа с рентгенограммами 

по  всем  разделам  дисциплины,  где  студент  должен  самостоятельно  поставить 
предварительный диагноз, назначить дополнительные методы исследования,  

2)

 

Проектные  методы  обучения   

Работа  по  данной  методике  дает  возможность 

развивать    индивидуальные  творческие  способности  учащихся,  более  осознанно 
подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 

3)

 

Исследовательские  методы

 

в  обучении  дают  возможность  студентам 

самостоятельно  пополнять  свои  знания,  глубоко  вникать  в  изучаемую  проблему  и  
предполагать  пути  ее решения, что важно при формировании знаний, умений, навыков. 
Например, при изучении темы «Организация противотуберкулёзной помощи населению» 
студентам  предлагается  оценить  эпидемиологическую  обстановку  в  том  или  ином 
регионе, районе, области; сделать выводы об эпидемиологической ситуации, предложить 
пути решения. 

4)

 

Технология  использования  в  обучении  игровых  методов: 

ролевых,  деловых,  и 

других  видов  обучающих  игр(ролевая  игра  при  изучении  темы  практического  занятия 

«Осложнения  туберкулёза.Клиника  и  диагностика  осложнений,  требующих  неотложной 
врачебной помощи») 

5)

 

Обучение  в  сотрудничестве  (командная,  групповая  работа)-

например  при 

изучении темы «Профилактика туберкулёза» группа студентов разбивается на подгруппы, 
предлагается  разработать  план  противоэпидемических  мероприятий  в  различных  очагах 
туберкулёза,  в  подгруппе  каждому  студенту  предлагается  конкретная  роль  (врач-
эпидемиолог, врач-фтизиатр, больной и т.д.) 

6)

 

Информационно-коммуникационные – доступ в ИНТЕРНЕТ

 

7)

 

Здоровьесберегающие  технологии:

  использование  данных  технологий  позволяют 

равномерно  во  время  практического  занятия  распределять  различные    виды    заданий,  
чередовать  мыслительную  деятельность,  определять  время  подачи  сложного  учебного 
материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять  
ТСО,  что дает  положительные результаты в обучении. 

8)

 

Система 

инновационной 

оценки 

«портфолио»:

формирование  

персонифицированного  учета достижений  студента. Студент формирует «портфолио» из 
личных  достижений  при  изучении  дисциплины  фтизиатрия  (доложил  больного,  сделал 
презентацию, подготовил актуальное сообщение, доложил проблемную статью и т.д.) 

6.  ОЦЕНОЧНЫЕ  СРЕДСТВА  ДЛЯ  ТЕКУЩЕГО  КОНТРОЛЯ  УСПЕВАЕМОСТИ, 
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ  ПО  ИТОГАМ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ 
(МОДУЛЯ) 

И 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Контрольные вопросы для промежуточной аттестации (зачет): 

1. Этика и деонтология во фтизиатрии (ОК-7, ПК-17). 
2. Медико-социальных факторы среды, их роль в развитии туберкулёза у взрослого 

населения и подростков (ПК-15). 

3. Основные эпидемиологические показатели по туберкулёзу (ПК-2) 
4. Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в России и в мире (ПК-2) 
5. Принципы проведения  профилактики  туберкулёза (ПК-8, ПК-15) 
6. . Нормативно-учетная документация противотуберкулёзной службы (ОПК-4)  
7. Основы законодательства Российской федерации по борьбе с туберкулёзом  (ОК-

7, ОПК-4) 

8. Организация эпидемиологического расследования очага туберкулёза (ПК-2, ПК-

8) 

9. Эпидемический очаг туберкулеза: определение, источники, границы (ПК-2, ПК-

8) 

10. Очаги с наибольшим риском заражения туберкулёза. Противоэпидемические 

мероприятия(ПК-2, ПК-8). 

11. Очаги с меньшим риском заражения туберкулезом. Противоэпидемические 

мероприятия(ПК-2, ПК-8) 

12. Очаги с минимальным риском заражения туберкулезом. Противоэпидемические 

мероприятия(ПК-2, ПК-8). 

13. Очаги с потенциальным риском заражения туберкулёзом. 

Противоэпидемические мероприятия(ПК-2, ПК-8) 

14.Очаги зоонозного происхождения туберкулёза. Противоэпидемические 

мероприятия(ПК-2, ПК-8). 

15. Социальная профилактика туберкулёза. Организация диспансерного  

наблюдения и учета за лицами, подвергшимися риску заражения туберкулёзом (ПК-8, ПК-
15) 

16. Специфическая профилактика туберкулёза (ПК-2, ПК-8). 
17. Неотложные состояния у больных туберкулезом: легочное кровотечение (ПК-

14) 

18. Неотложные состояния у больных туберкулезом: спонтанный пневмоторакс 
(ПК-14). 
19. Работа врача-фтизиопедиатра и врача-эпидемиолога в очагах туберкулёза у 

детей (ПК-2, ПК-8,). 

20. Работа врача-фтизиатра и врача-эпидемиолога в очагах туберкулёза у взрослых. 

(ПК-2, ПК-8). 

 

Примеры тестовых заданий для самостоятельной работы студентов 

1. ПРИ РАСПРОСТРАНЕНИИ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ 
ЗАБОЛЕВАЕТ ТУБЕРКУЛЕЗОМ (ПК-2): 

 1) 1 из 5 инфицированных; 

 

 

2) 1 из 10 инфицированных; 
 3) 1 из 20 инфицированных; 
 4) 1 из 30 инфицированных; 
 5) 1 из 50 инфицированных. 

 
2. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ (ПК-
15): 

 1) применение специальных дезинфицирующих средств в очагах инфекции; 
 2) пассивную противотуберкулезную иммунизацию у контактирующих с 
больными лиц; 
 3) вакцинацию БЦЖ у неинфицированных МБТ лиц; 
 4) мероприятия по оздоровлению верхних дыхательных путей у 
контактирующих с больными туберкулезом лиц; 
 5) вакцинацию БЦЖ у инфицированных МБТ лиц. 

 
3. ИММУНИЗАЦИЯ БЦЖ ПОКАЗАНА ЛИЦАМ (ПК-2): 

 1) реагирующим на туберкулин положительно; 
 2) неинфицированным МБТ; 
 3) имеющимгиперергию к туберкулину; 
 4) имеющим отрицательную анергию; 
 5) впервые инфицированным МБТ. 

 
4. ВАКЦИНА БЦЖ СОДЕРЖИТ (ПК-2): 

 1) живые и убитые микобактерии штамма БЦЖ; 
 2) только убитые микобактерии вакцинного штамма; 
 3) атипичные микобактерии; 
 4) только L-формы МБТ; 
5) PPD-s или PPD-L. 

 
 
5. ПРИ ЕЖЕГОДНОЙ ОЦЕНКЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 
ОПРЕДЕЛЯЮТ ОБЩЕЕ ЧИСЛО БОЛЬНЫХ АКТИВНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ НА 100 
ТЫС. НАСЕЛЕНИЯ. ЭТИ ДАННЫЕ ОТРАЖАЕТ ПОКАЗАТЕЛЬ (ОПК-4): 

 1) заболеваемости; 
 2) распространенности; 
 3) смертности; 
 4) летальности; 
 5) инфицированности. 

 

6. ПРИ ЕЖЕГОДНОЙ ОЦЕНКЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 
ОПРЕДЕЛЯЮТ ЧИСЛО ВПЕРВЫЕ ВЫЯВЛЕННЫХ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ НА 
100 ТЫС. НАСЕЛЕНИЯ. ЭТИ ДАННЫЕ ОТРАЖАЕТ ПОКАЗАТЕЛЬ (ОПК-4): 

 1) заболеваемости; 
 2) распространенности; 
 3) смертности; 
 4) летальности; 
 5) инфицированности. 

 
7.  РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ ОТРАЖАЕТ 
ПОКАЗАТЕЛЬ (ОПК-4): 

 1) заболеваемости; 
 2) распространенности; 
 3) смертности; 
 4) летальности; 
 5) инфицированности. 

 
8. ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ ВЕРОЯТНОСТЬ ЗАБОЛЕТЬ ТУБЕРКУЛЕЗОМ 
ОСОБЕННО ВЕЛИКА, ЕСЛИ КОНТАКТ С БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ (ПК-2): 

 1) случайный; 
 2) эпизодический; 
 3) семейный; 
 4) производственный; 
 5) повторный. 

 
9.ПЕРВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ОТНОШЕНИИ ВЗРОСЛЫХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В 
ОЧАГЕ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ (ПК-8): 

 1) назначение противотуберкулезной терапии; 
 2) лучевое обследование органов грудной клетки; 
 3) ревакцинация БЦЖ независимо от результата пробы манту с 2 те; 
 4) диагностическая фибробронхоскопия; 
 5) оздоровление верхних дыхательных путей. 

 
 
10.ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ДОЛЖНЫ 
ПРОВОДИТЬ (ПК-8): 

1) противотуберкулезные учреждения; 
2) родильные дома; 
3)  все  диагностические  и  лечебно-профилактические  учреждения  общей 
лечебной сети; 
4) центры Госсанэпиднадзора; 
5) противотуберкулезные кабинеты и фельдшерско-акушерские пункты. 

 

Примеры ситуационных задач для самостоятельной работы студентов  

ЗАДАЧА № 1 

 

ОПК-4, ПК-2, ПК-8, ПК-15 

Больной  П.,  59  лет,  механизатор.  При  проверочном  флюорографическом 

обследовании были обнаружены патологические изменения в легких. Установлен диагноз: 
Инфильтративный  туберкулёз  верхней  доли  правого  лёгкого  в  фазе  распада,  МБТ  (+), 
лекарственная устойчивость к изониазиду. 

Проживает  в  благоустроенном  собственном  доме  с  женой  и  двумя  взрослыми 

детьми.  Дочь  больного  находится  в  родильном  доме.  Два  дня  назад  родила  здорового 
ребёнка. 

1.

 

Определите степень своевременности выявления больного 

2.

 

К какой эпидемиологической группе очагов относится место проживания больного? 

3.

 

Какие противоэпидемические мероприятия следует провести в данном очаге? 

4.

 

Где  должен  лечиться  больной  –  амбулаторно,  в  дневном  туберкулёзном  стационаре,  в 
круглосуточном туберкулёзном стационаре, в туберкулёзном санатории?  

5.

 

Следует ли вакцинировать родившегося ребёнка вакциной БЦЖ? 

ЗАДАЧА № 2 

ОПК-4, ПК-2, ПК-8, ПК-15 

Больной  Д.  55  лет.  Не  работает.  Страдает  сахарным  диабетом  в  течение  10  лет. 

Поступил  в  стационар  противотуберкулёзного  диспансера  из  приёмного  отделения 
БСМП,  куда  был  доставлен  машиной  скорой  помощи  с  подозрением  на  пневмонию.  В 
мокроте методом простой микроскопии с окраской по Цилю-Нельсену обнаружены КУМ. 
Методом ПЦР выявлена устойчивость к рифампицину. 

Установлен  диагноз:  Казеозная  пневмония  верхней  доли  правого  лёгкого  в  фазе 

распада, МБТ (+). Проживает с женой в однокомнатной квартире. 

1.

 

Определите степень своевременности выявления больного 

2.

 

К  какой  эпидемиологической  группе  очагов  относится  место  проживания 
больного? 

3.

 

Какие противоэпидемические мероприятия следует провести в данном очаге? 

4.

 

Где  должен  лечиться  больной  –  амбулаторно,  в  дневном  туберкулёзном 
стационаре,  в  круглосуточном  туберкулёзном  стационаре,  в  туберкулёзном 
санатории?  

5.

 

Какими препаратами будет проводиться химиопрофилактика у жены больного?  

 

7.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И  ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

а) основная литература

 

 

п/ 

№ 

Наименование 

Автор (ы) 

Год, место издания 

1. 

Фтизиатрия:

 учебник: 

учебник. -  4-изд., доп. и 
перераб. 

М.И. Перельман, 
 И.В. Богадельникова. 

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 446 с. 

 

б) дополнительная литература 

 

п/№ 

Наименование 

Автор (ы) 

Год, место издания 

1.  Гигиена, 

инфекционные 

болезни, 

гигиенические 

дисциплины, 
эпидемиология, 
фтизиатрия :  учеб.пособие 

под ред. 
В.И.Болотских 

Воронеж : Научная книга, 2014. - 

382 с. 

для 

медико-

профилактического 
факультета 

2. 

Фтизиопульмонология: 
учебно-методич. пособие 
для самостоятельной 
работы студентов

 

О.В. Великая, Ю.П. 
Кошелев, В.А. 
Николаев, Н.А. 
Стогова, Н.Е. 
Хорошилова 

Воронежская 

государственная 

медицинская  академия  им.  Н.Н. 
Бурденко. 

– 

Воронеж: 

Воронежский ЦНТИ, 2012. – 124 с. 

 

3. 

Туберкулез : учеб.пособие В.А. Кошечкин, З.А. 

Иванова. 

Воронеж, 2007. – 100 с. 
 

Фтизиопульмонология : 
учеб.для вузов 

В.Ю. Мишин [и др.].  Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 504 с. 

5. 

Организация 
противотуберкулезной 
помощи больным ВИЧ-
инфекцией: Пособие для 
врачей 

 О.П. Фролова 

М., 2012, 174 с. 

6. 

Фтизиатрия

национальное руководство 

под ред. М. И.  
Перельмана 

М. : ГЭО-ТАР-МЕДИА, 2007. 

7. 

Мишин В.Ю. Туберкулез 
легких с лекарственной 
устойчивостью 
возбудителя

 

В.Ю. Мишин 

Моска. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 
208с 

8. 

Приказ МЗ РФ № 951 от 
29.12.2014 «Об 
утверждении 
методических 
рекомендаций по 
совершенствованию 
диагностики и лечения 
туберкулёза органов 
дыхания» 

 

 

 

 

в) программное обеспечение, интернет ресурсы 

Программное обеспечение дисциплины фтизиатрия: 

сайт библиотеки: httplib://vrngmu.ru/ 
Электронно-библиотечная система:  

1. "Консультант студента" (studmedlib.ru) 
2. "Консультант врача" (для студентов 6-го курса!) (www.rosmedlib.ru)  
3. "Medline WithFulltext" (search.ebscohost.com)  
4. "BookUp" (www.books-up.ru)  
5. "Лань" (e.lanbook.com) 

Для обучения в ВГМУ используется система Moodle, расположенная по данному 

адресу

http://moodle.vsmaburdenko.r

 

Интернет ресурсы:

 

1. Туберкулез  [электронный ресурс] В.А. Кошечкин, З.А. Иванова] - режим доступа 

http: http: www. studmedlib.ru/book/ISBN9785970405956.Html. 

2. Фтизиатрия [Электронный ресурс]. М.И.Перельман, И.В. Богадельни-кова.4-е 

изд., перераб. и доп. ] - режим доступа: http: 

Ошибка! Недопустимый объект 

гиперссылки.

book/ISBN9785970413210.html 

3. www.cniitramn.ruЦентральный НИИ туберкулёза РАМН 

4. http://roftb.ru/ 

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: 

Базой  кафедры  служат:  КУЗ  ВО  ВОКПТД  им.  Н.С.  Похвисневой.  Коечный  фонд 

базы  кафедры  –  700  коек  (6  отделений  терапии  туберкулеза  легких,  легочно-
хирургическое  отделение,  отделение  внелегочных  форм  туберкулёза,  дифференциально-
диагностическое  отделение,  отделение  для  больных  туберкулёзом  с  ВИЧ-инфекцией,  
физиотерапевтическое отделение, бактериологическая лаборатория, флюоростанция и др.) 
и 50 коек дневного стационара. 

Кафедра  располагает  на  клинической  базе  7  учебными  комнатами.  Практические 

занятия проводятся в учебных комнатах (учебная комната № 1 – площадь 22,2 м

2

, учебная 

комната №2 1 – площадь 22,5 м

2

учебная комната № 7 – площадь 21,2 м

2

). 


 
п
\
п

 

Наименование 

дисциплины 

(модуля), 

практик в 

соответствии с 

учебным 

планом

 

Наименование 

специальных* 

помещений и 

помещений для 

самостоятельной 

работы

 

Оснащенность 

специальных 
помещений и 

помещений для 

самостоятельной 

работы

 

Перечень 

лицензионного 

программного 

обеспечения. 

 

Реквизиты 

подтверждающего 

документа

 

1.

 

 

Фтизиопульм
онология

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фтизиопульм
онология

 

Практические 
занятия

 

Лекционная 
аудитория  (Главный 
корпус, 

аудитория 

№173  )  Воронежская 
область,  г.Воронеж, 
ул.  Студенческая,  10 

 

(вид 

учебной 

деятельности: 
лекционный курс)

 

Лекционная 
аудитория 

 

(Учебно-
лабораторный 
корпус, 

аудитория 

№326)  Воронежская 
область,  г.Воронеж, 
ул.  Студенческая,  10  

 

(вид 

учебной 

деятельности: 
лекционный курс)

 

 

Учебная  аудитория 
(комната  1): 

кафедра 

фтизиаирии; 
Воронежская  область, 
г.Воронеж, 
ул.Шишкова,58  (вид 
учебной  
деятельности: 
практические 
занятия)

 

Набор 
демонстрационного 
оборудования и учебно-
наглядных 

пособий, 

обеспечивающий 
тематические 
иллюстрации, 
соответствующие 
рабочим 

программам 

дисциплин 

– 

мультимедийный 
комплекс 

(ноутбук, 

проектор, 

экран); 

усилитель 

для 

микрофона,  микрофон, 
доска  учебная,  учебные 
парты, стулья.

 

 
 

Набор 
демонстрационного 
оборудования и учебно-
наглядных 

пособий, 

обеспечивающий 
тематические 
иллюстрации, 
соответствующие 
рабочим 

программ 

дисциплин-
мультимедийный 
комплекс  

 

Kaspersky 

Endpoint 

Security  длябизнеса  - 
Расширенный  Russian 
Edition.  500-999  Node  1 
yearEducationalRenewal
License

 

-  №  лицензии:  0B00-
170706-072330-400-625, 
Количество  объектов: 
700 

Users, 

Срок 

использования  ПО:  c 
2017-07-06  до  2018-07-
14

 

-  №  лицензии:  2198-
160629-135443-027-197, 
Количество  объектов: 
700 

Users, 

Срок 

использования  ПО:  c 
2016-06-30  до  2017-07-
06

 

-  №  лицензии:  1894-
¬150618-¬104432, 
Количество  объектов: 
500 

Users, 

Срок 

использования  ПО:  c 
2015-06-18  до  2016-07-
02

 

-  №  лицензии:  1894¬-
140617¬-051813, 
Количество  объектов: 
500 

Users, 

Срок 

 

Учебная  аудитория 
(комната  2): 

кафедра 

фтизиаирии: 
Воронежская  область, 
г.Воронеж, 
ул.Шишкова,58  (вид 
учебной  
деятельности: 
практические 
занятия)

 

 

Учебная  аудитория 
(комната  27): 

ГУЗ 

ВОКПД 

им. 

Похвистневой 
Воронежская  область, 
г.Воронеж, 
ул.Шишкова,58   (вид 
учебной  
деятельности: 
практические 
занятия)

 

 

(ноутбук, 

проектор, 

экран.)

 

Стол 

для 

преподавателя, 

столы 

учебные, доска учебная, 
стулья, 
информационные 
стенды, негатоскопы.

 

Наборы 

для 

иммунодиагностики, 
наборы  рентгенограмм 
и 

комплекты 

компьюторныхтомогра
мм  по  всем  темам 
практических  занятий, 
наборы  для  оказания 
неотложной  помощи  у 
больных  туберкулезом, 
пневмотораксный 
аппарат, 

наборы 

ситуационных  задач  и 
тестовых заданий.

 

 

использования  ПО:  c 
2014-06-18  до  2015-07-
03

 

• 

Лицензии 

Microsoft:

 

-  License  –  41837679: 
Office  Professional  Plus 
2007  –  45,  Windows 
Vista Business – 45

 

-  License  –  41844443: 
Windows Server - Device 
CAL 

2003 

– 

75, 

Windows 

Server 

– 

Standard  2003  Release  2 
– 2

 

-  License  –  42662273: 
Office  Standard  2007  – 
97,Windows 

Vista 

Business – 97

 

License 

– 

44028019: 

Office 

Professional  Plus  2007  – 
45,

 

-  License  –  45936953: 
Windows Server - Device 
CAL 

2008 

– 

200, 

Windows 

Server 

– 

Standard  2008  Release  2 
– 1

 

-  License  –  46746216: 
Visio Professional 2007 – 
10,  Windows  Server  – 
Enterprise 2008 Release 2 
– 3

 

-  License  –  62079937: 
Windows  8  Professional 
– 15

 

-  License  –  66158902: 
Office  Standard  2016  – 
100,  Windows  10  Pro  – 
100

 

Microsoft 

Windows 

Terminal WinNT Russian 
OLP 

NL.18 

шт.  от 

03.08.2008

 

Операционные  системы 
приобретались  в  виде 
OEM-версий 

при 

закупках  компьютеров 
через тендеры.

 

 

• 

Единая 

информационная 
система 

управления 

учебным 

процессом 

TandemUniversity 

Лицензионное 

свидетельство 
№314ДП-15(223/Ед/74). 
Без  ограничений  по 
сроку, 2015 год

 

• 

Moodle 

система 

управления 

курсами  (электронное 
обучение.  Представляет 
собой 

свободное 

(распространяющееся 
по лицензии GNU GPL)

 

• 

MarkSQL 

(библиотечная система)

 

• 

Консультант 

Плюс 

(справочник 

правовой информации)

 

• 

Bitrix  (система 

управления 

сайтом 

университета 

и 

библиотеки)

 

• 

ABBYY  Lingvo 

11 для образовательных 
учреждений

 

• 

ABBYY  Lingvo 

12 для образовательных 
учреждений

 

• 

PROMT 

Professional 8.0

 

• 

StatisticaBase

 

 

 

Помещения 
библиотеки ВГМУ:

 

2  читальных  зала

 

(ВГМУ,  Воронежская 
область,  г.  Воронеж, 
ул.  Студенческая,  д. 
10);

 

1  зал  электронных 
ресурсов

  находится  в 

электронной   
библиотеке  (кабинет 
№5) в отделе научной 
библиографии 

и 

медицинской 
информации 

в 

объединенной 
научной  медицинской 
библиотеке: 

26 

компьютеров 

с 

выходом  в  интернет 
(ВГМУ,  Воронежская 
область,  г.  Воронеж, 
ул.  Студенческая,  д. 
10).

 

Обучающиеся  имеют 
возможность  доступа 
к  сети  Интернет  в 
компьютерном  классе 

Для  самостоятельной 
работы

  студентов:  зал 

электронных  ресурсов 
(кабинет №5)

 

 

библиотеки 
Обеспечен 

доступ 

обучающимся 

к 

электронным 
библиотечным 
системам  (ЭБС)  через 
сайт 

библиотеки: 

httplib://vrngmu.ru/

 

Электронно-
библиотечная 
система: 

 

1. 

"Консультант 

студента" 
(studmedlib.ru)

 

2. 

"Консультант 

врача"  (для  студентов 
6-го 

курса!) 

(www.rosmedlib.ru) 

 

3. 

"Medline 

With 

Fulltext" 
(search.ebscohost.com) 

 

4. 

"BookUp" 

(www.books-up.ru) 

 

5. 

"Лань" 

(e.lanbook.com)

 

Для 

обучения 

в 

ВГМУ  используется 
система 

Moodle, 

расположенная 

по 

данному 

адресу: 

http://moodle.vsmaburd
enko.ru/

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..