Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 18

 

 

97.

 

Критерии  излечения  и  эффективности  лечения  больных  туберкулезом.  Понятие 

качества жизни больных туберкулезом как показатель успешности лечения. 
98.

 

Противотуберкулезные 

препараты. 

Классификация 

и 

номенклатура 

противотуберкулезных препаратов. Препараты первого, второго, третьего рядов. 
99.

 

Комбинированные  противотуберкулезные  препараты.  Преимущества    и 

отрицательные стороны применения. 
100.

 

Моно- и полирезистентность микобактерий. Понятия  множественной, широкой и  

тотальной лекарственной устойчивости. 
101.

 

Особенности  лечения  больных  туберкулезом  с  различными  формами 

лекарственной устойчивости. 
102.

 

Хирургические  и  другие  инвазивные  методы  лечения  больных  туберкулезом  и 

коллапсотерапия. 
103.

 

Коллапсотерапия.  Пневмоторакс  и  пневмоперитонеум.  Механизмы  лечебного 

воздействия. Показания и противопоказания. Осложнения и эффективность применения. 
104.

 

Патогенентическое 

лечение 

больных 

туберкулезом. 

Понятие 

и 

роль 

патогенетической терапии в комплексном  лечении больных туберкулезом в зависимости 
от типов течения туберкулеза. 
105.

 

Реабилитация больных туберкулезом. 

106.

 

Типы  санаториев,  их  структура.  Показания  и  противопоказания  к  санаторному 

лечению. Сроки лечения. 
107.

 

Медико-социальная экспертиза при туберкулезе. 

108.

 

Организация 

экспертизы 

временной 

нетрудоспособности 

в 

лечебно-

профилактических организациях. 
109.

 

Экспертиза стойкой утраты трудоспособности. Критерии и определение стойкости 

утраты трудоспособности. 
110.

 

Особенности медицинской экспертизы при внелегочных формах туберкулеза. 

111.

 

Особенности сочетаний туберкулеза с другими заболеваниями. 

112.

 

Туберкулез в сочетании с бронхитами и пневмониями. 

113.

 

Туберкулез в сочетании с бронхиальной астмой, ХОБЛ и другими аллергическими 

заболеваниями легких. 
114.

 

Туберкулез и пневмокониозы. 

115.

 

Туберкулез и рак легкого. 

116.

 

Туберкулез и заболевания органов кровообращения. 

117.

 

Туберкулез и заболевания органов пищеварения. 

118.

 

Туберкулез и эндокринные заболевания. 

119.

 

Туберкулез и психические заболевания. 

120.

 

Туберкулез и другие инфекционные заболевания. 

121.

 

Туберкулез и ВИЧ/СПИД-инфекция. 

122.

 

Туберкулез как ятрогенное заболевание. 

123.

 

Туберкулез у лиц пожилого и старческого возраста. 

124.

 

Туберкулез, беременность и материнство. 

 

Приложение 2 

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии 

 

Рекомендуемый  перечень  вопросов  для  подготовки  к  вступительному  экзамену  по 
философии. 

 
1.

 

Предмет и структура философии. Философия как теория и метод. Основные функции 
философии. 

2.

 

Мифология,  религия,  философия  как  исторические  типы  мировоззрения,  их 
соотношение. 

3.

 

Философия  Древнего  Востока,  особенности  и  основные  направления.  Буддизм,  его 
разновидности. 

Конфуцианство. 

Даосизм. 

Психосоматические 

идеи 

в 

древнекитайской медицине. 

4.

 

Происхождение  и  своеобразие  античной  философии.  Космоцентризм.  Основные 
категории  античной  мысли:  Космос,  Природа,  Эйдос,  Логос,  Душа,  Мера  и  другие 
Милетская  школа.  Учение  пифагорейцев.  Античная  диалектика  (Гераклит,  апории 
Зенона). Софисты. Этический рационализм Сократа. Материализм Демокрита. 

5.

 

Объективный  идеализм  Платона.  Учение  об  идеях.  Человек  в  системе  Платона. 
Теория припоминания. Концепция государства. 

6.

 

Философия Аристотеля. (Учение о первопричинах бытия, единство материи и формы, 
политические идеи и научное наследие). 

7.

 

Эллинистическая философия. Скептицизм, Эпикур и его школа, Стоицизм. 

8.

 

Философия в Древнем Риме. 

9.

 

Основные  черты  средневековой  схоластической  философии  (Синтез  христианского 
откровения  и  античной  философии,  идея  творения,  идея  откровения,  теоцентризм). 
Проблема соотношения веры и знания. 

10.

 

Природа  и  человек  в  средневековой  философии.  Проблема  души  и  тела.  Свобода 
воли. 

11.

 

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Томизм. 

12.

 

Натурфилософия  и  пантеизм  эпохи  Возрождения.  Антропоцентризм  и  гуманизм. 
Проблема человека. Искусство и наука в философии Возрождения. Идеи античности в 
культуре Возрождения. 

13.

 

Философия 

XVII 

в.: 

естественно-научные 

предпосылки, 

формирование 

механистической картины мира и проблема метода в познании, деизм. 

14.

 

Философские  взгляды  Ф.  Бэкона.  Эмпиризм.  «Новый  органон»  и  разработка 
индуктивного метода в познании. 

15.

 

Философия  Р.  Декарта.  Дуализм,  рационализм,  «принцип  сомнения»,  учение  о 
дедуктивном методе. 

16.

 

Основные идеи философии Просвещения конца XVII-XVIII в. (культ разума, критика 
религии, идея «общего блага», просветительская трактовка человека и государства). 

17.

 

Французское  Просвещение.  Особенности  и  основные  представители  (Д.  Дидро,  Ф. 
Вольтер, П. Гольбах, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо). 

18.

 

М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев как представители русского просвещения XVIII в. 

19.

 

Немецкая классическая философия XVIII-XIX в. Общая характеристика (философия – 
«душа» культуры, роль человека в познании и истории, диалектические идеи). 

20.

 

Теория познания и этическое учение И. Канта. 

21.

 

Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля. 

22.

 

Антропологическая философия Л. Фейербаха. (Критика идеализма и религии, человек 
как природное существо, философия будущего). 

23.

 

Иррациональная философия А. Шопенгауэра (1788-1860). Этика А. Шопенгауэра. 

24.

 

Философия «переоценки всех ценностей» Ф. Ницше (1844-1900). 

25.

 

Позитивизм  (сущность,  роль  и  специфика  научного  знания,  проблема  соотношения 
науки и философии). 

26.

 

Основные идеи марксистской философии. 

27.

 

Древнерусская философия XI-XVII вв. 

28.

 

Славянофилы и западники в русской философии первой половины XIX в. 

29.

 

Философия  русской  радикальной  демократии  50-60-х  годов  XIX  в.  Н.Г. 
Чернышевский, Д.И. Писарев. 

30.

 

Экзистенциальные и этические идеи в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. 

31.

 

Русская философия конца XIX - первой половины XX в. (Вл. Соловьев, Н.Ф. Федоров, 
Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Лосев). 

32.

 

Философские  идеи  русских  врачей  естествоиспытателей.  Материалистический 
монизм  И.М.  Сеченова.  Эмпирический  рационализм  И.И.  Пирогова.  Эмпиризм  И.И. 
Мечникова. И.П. Павлов – основоположник учения об условных рефлексах и высшей 
нервной деятельности, и другие. 

33.

 

Главные направления современной философской мысли второй половины XX-начала 
XXI вв. 

34.

 

Естественно-научные  и  философские  основы  фрейдизма.  Основные  понятия 
психоанализа. Психоанализ в психологии, философии и культурологи.  

35.

 

Основные  направления  в  философии  XX-XXI  в.  (экзистенциализм,  неотомизм, 
позитивизм). 

36.

 

Философская  категория  бытия:  понятия,  основные  формы  и  подходы  в  истории 
философии. 

37.

 

Философские  и  естественно-научные  представления  о  материи.  История  и 
современность. 

38.

 

Понятие  движения,  основные  типы  и  формы  движения.  Движение  и  развитие, 
прогресс и регресс. 

39.

 

Пространство  и  время.  Эволюция  представлений  о  пространстве  и  времени. 
Социальное  пространство  и  время  как  формы  социального  бытия.  Техносфера  и 
техногенез. Понятие ноосферы. 

40.

 

Диалектика  как  общая  теория  взаимосвязи  и  развития.  Основные  категории, 
принципы и законы. Диалектика и синергетика. 

41.

 

Принцип детерминизма и связи детерминации. Детерминизм и системный подход. 

42.

 

Природа  как  объект  философского  осмысления.  Философские  образы  природы. 
Природа  и  общество.  Научные,  социально-философские,  этико-гуманистические 
проблемы экологии. 

43.

 

Проблема  антропосоциогенеза.  Труд,  речь,  общение  –  основные  факторы 
антропосоциогенеза. Человек как биосоциальное существо. Диалектика социального и 
биологического в природе человека. 

44.

 

 Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. 

45.

 

 Происхождение  и  сущность  сознания.  Сознание  и  психика.  Структура  сознания.  
Общественное и индивидуальное сознание и их соотношение. 

46.

 

 Общественное сознание, структура и формы, 

47.

 

 Специфика религиозного сознания, место религии в современной культуре. 

48.

 

 Познание  как  предмет  философского  анализа,  природа  познавательного  отношения. 
Субъект и объект познания. Основные формы и уровни познания. 

49.

 

 Научное  познание,  специфика  и  структура.  Понятие  метода.  Философский, 
общенаучный  и  конкретно-научный  методы  их  соотношения.  Основные  методы 
эмпирического и теоретического исследования. 

50.

 

 Теория истины. Классическое определение истины, проблема достоверности истины, 
понятие практики. Учение об истине в истории философии. 

51.

 

 Общие  закономерности  возникновения  и  развития  науки.  Характерные    черты  и 
многообразие  форм  научного  познания.  Взаимосвязь  научных  и  технических 
революций. Наука и нравственность. 

52.

 

Биомедицинская этика: философские, моральные и правовые аспекты. 

53.

 

 Общество как система. Типы, формы функции государства. 

54.

 

 Понятие  общественно-экономической  формации  в  историко-материалистической 
модели социальной реальности. 

55.

 

 Сущность  социальных  отношений;  их  типология.  Фундаментальные  социальные 
отношения. 

56.

 

 Философия  об  основах  социальной  жизни  человека  (семья,  государство, 
социоэтнические образования, классы). 

57.

 

 Социокультурные  типы  личности,  способы  их  формирования.  Проблема  свободы  и 
ответственности.  

58.

 

 Культура как предмет  философского анализа. Культура и цивилизация. Техногенный 
и традиционный типы цивилизации. 

59.

 

 Понятие образа жизни. Образ жизни и здоровье. 

 

Литература для подготовки к экзамену 

1.

 

Антология мировой философии. Т. 1-4. – М. 1969-1972. 

2.

 

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М. 2003. 

3.

 

Зорина  Е.  В.,  Рахманкулова  Н.  Ф.,  Соколов  А.  В.и  др.  Философия  в  вопросах  и 
ответах: Учебное пособие. 

4.

 

Кириленко Г. Г., Шевцов. Философия. Справочник студента. 

5.

 

Коршунов  А.  М.,  Рачков  П.  А.,  Тутов  Л.  А.,  Шулевский  Н.  Б.  Философия:  Курс 
лекций. М. 2001. 

6.

 

Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева. – М. 2004. 

7.

 

Социальная философия. Под ред. И. А. Гобозова. – М. 2004. 

8.

 

Философский словарь. Под. Ред. И. Т. Фролова. – М. 2001. 

9.

 

Хрестоматия по зарубежной философии конца 19-го — начала ХХ столетия / Под ред. 
А. В. Соколова. – М. 1995. 

10.

 

Хрестоматия  по  западной  философии:  античность,  средние  века,  Возрождение.  –  М. 
2003. 

11.

 

Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. – М. 2000. 

12.

 

Философия. Учебник / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М. 2007. 

 

Приложение 3 

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку 

1. Основные контрольные вопросы к экзамену 

Английский язык 

Артикль как признак существительного. Формальные признаки существительного, 

множественное  число  существительных.  Притяжательный  падеж  существительного. 
Местоимение.  Неопределенные  местоимения  some,  any,  nо  и  их  производные. 
Употребление  степени  сравнения  прилагательных  и  наречий.  Числительные 
(количественные  и  порядковые).  Оборот  there  is  (are).  Глаголы  в  Present,  Past,  Future 
Indefinite  (Simple),  Present,  Past  Perfect  Continuous  (Progressive).  Действительный  и 
страдательный  залоги.  Модальные  глаголы.  Различные  функции  глаголов  to  be,  to  have. 
Согласование  времен.  Косвенная  речь.  Употребление  настоящего  времени  в  значении 
будущего 

в 

придаточном 

обстоятельственном 

предложении. 

Употребление 

повелительного  и  сослагательного  наклонений.  Неличные  формы  глаголов  Infinitive, 
Gerund,  Participle.  Функциональные  разграничения  омонимии,  функции  one,  сложных 
инфинитивных  форм  и  их  соотнесение  с  формами  сказуемого,  инфинитива  в  простой  и 
перфектной формах после модальных глаголов. Структура простого, распространенного и 
сложного предложения. Сведения о бессоюзном придаточном предложении, об условных 
предложениях изъявительного и сослагательного наклонений. 

Немецкий язык 

Определенный 

и 

неопределенный 

артикли. 

Простое 

распространенное 

предложение.  Повествовательное,  вопросительное  и  отрицательное  предложение. 
Отрицание kein, nicht. Признаки личных форм глагола Presens, Imperfekt, Plusquamperfekt, 
Futurum  Indikativ  в  активном  и  пассивном  залогах.  Глаголы  с  отделимыми  и 
неотделимыми  приставками.  Возвратные  глаголы.  Модальные  глаголы.  Склонение  и 
основные случаи употребления неопределенных и определенных артиклей. Местоимения: 
личное, 

указательное, 

притяжательное, 

вопросительное, 

неопределенно-личное 

местоимение  man,  безличное  местоимение  es.  Имя  прилагательное.  Степени  сравнения 
прилагательных  и  наречий.  Предлоги,  требующие  Genitiv,  Akkusativ,  Dativ  и  Akkusativ. 
Числительные  (количественные  и  порядковые).  Cклонение  имен  существительных, 
существительное с определением (простым и распространенным), выраженным Partizip 1 
с  предшествующей  частицей.  Формальные  признаки  простых  и  сложных  форм 
конъюнктива. Причастие и причастные обособленные обороты. Инфинитивные обороты, 
вводимые  словами  um,  start,  ohne.  Распространенное  определение.  Способы  выражения 
модальности: lassen+Infinitiv+sein; haben+zu+Infinitiv. 

Французский язык 

Порядок  слов  в  повествовательном  и  вопросительном  предложениях.  Понятия  об 

артиклях.  Множественное  число  и  женский  род  прилагательных.  Степени  сравнения 
прилагательных  и  наречий.  Указательные  и  притяжательные  прилагательные. 
Числительные.  Приглагольные  и  самостоятельные  местоимения,  неопределённо-личное 
местоимение on, указательные местоимения се, cela, ceci, çа, относительные местоимения 
qui,  que,  dont,  вопросительные  местоимения  qui,  que,  quoi.  Глаголы  в  présent,  passé 
composé, future simple, future immédiat, в действительном залоге. Непереходные глаголы в 
сложных  временах  с  глаголом  être.  Возвратные  глаголы.  Повелительное  наклонение. 
Согласование времён. Прямая и косвенная речь. Future dans le passé. Конструкции it у а, с 
'est. Наиболее употребительные предлоги. 

Для  полного  понимания  текста  при  чтении  грамматический  минимум 

предусматривает знание признаков и форм глаголов в présent, passé composé, future simple, 
passé simple, imparfait в действительном и страдательном залогах. Сочетание глаголов faire 
и  laisser  с  неопределённой  формой  другого  глагола.  Conditionnel  présent  и  subjonctif  в 
придаточных  дополнительных  предложениях.  Неличные  формы  глагола:  инфинитив, 
причастия  настоящего  и  прошедшего  времени,  деепричастие.  Основные  союзы 
придаточных  предложений.  Абсолютный  причастный  оборот.  Сложные  формы 
инфинитива. 

Содержание и структура вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному 

языку 

На 

вступительном 

экзамене 

поступающий 

в 

аспирантуру 

 

должен 

продемонстрировать  умение  пользоваться  иностранным  языком  как  средством 
профессионального общения и научной деятельности. 

Поступающий  в  аспирантуру  должен  в  основном  владеть  орфографической, 

лексической  и  грамматической  нормами  изучаемого  языка  и  правильно  использовать их 
во всех видах речевой коммуникации. 

2. Навыки устной речи 

          На 

вступительном 

экзамене 

поступающий 

в 

аспирантуру 

должен 

продемонстрировать  владение  подготовленной  монологической  речью,  а  также 
неподготовленной  диалогической  речью  в  ситуации  официального  общения  в  пределах 
программных требований. 

Оценивается  содержательность,  логичность,  связность,  смысловая  и  структурная 

завершенность, нормативность высказывания. 
Чтение. 

Поступающий  в  аспирантуру  должен  уметь  читать  оригинальную  литературу  по 

специальности,  опираясь  на  изученный  языковой  материал,  страноведческие  и 
профессиональные знания. 

3. Перевод 

Письменный  перевод  научного  текста  по  специальности  оценивается  с  учетом 

общей  адекватности  перевода,  то  есть  отсутствия  смысловых  искажений,  соответствия 
норме языка перевода, включая употребление терминов. 

Оценивается правильность чтения и адекватность перевода. 

4. Основная литература для подготовки к экзамену: 

Английский язык: 

1. Белякова Е. И. «Английский язык для аспирантов» Учебник. Антология, 2007. 
2.  Голубев  А.П.Английский  язык  на  экзаменах  Трудные  места.  Типичные  ошибки.  -  М.: 
Флинт - 2000. 
3. Гольцова Е.В. Английский Язык для пользователей ПК и программистов: самоучитель. 
- КОРОНА-Век, 2002. 
4. Камянова Т. Практический курс английского языка. - Дом Славянской Книги, 2005. 
5.  Плужник  И.Л.,  Речапова  Е.Х.,  Рачёва  С.С.  English  for  Academic  Pursuits.  Английский 
язык для аспирантов и научных работников, ТюмГУ, 2002. 
6. М.Г. Рубцова «Полный курс английского языка», учебник-самоучитель, 2002. 
7. Смирнова, М.В. English For Computer Science Students: Учебное пособие. Наука, 2003. 

Немецкий язык: 

1. Erich Zetti, Jörg Janssen, Heidrun Müller. Aus moderner Technik und Naturwissenschaft-Max 
Hucber Verlag, 2006. 
2. Арсеньева М.Г., Цыганова И.А. Грамматика немецкого языка. СПб, 2002. 
3.  Архипов  А.Ф.    Письменный  перевод  с  немецкого  языка  на  русский  язык:  Учебное 
пособие для вузов. КДУ, 2007. 
4.  Брандес  М.П.  Переводческое  реферирование  .Немецкий  язык.  Практикум  :  Учебное 
пособие. КДУ, 2008. 
5. Попов М.Н, Крушельницкая К.Г. Советы переводчику: Учебное пособие по немецкому 
языку для вузов, Изд. 2-е, доп,. Каро, 2008. 
6. http://www.allesklar.de - Großer deutscher Webkatalog 
7. http://www.flix.de - Deutscher Internet Branchenindex - Branchenübersicht 

 
Французский язык: 

1.  Загрязкина Т.Ю., Рудченко Л.С. Французский язык для студентов естественно-научных 
и технических специальностей. - М.: Гардарики, 2004. 
2. Змеева Т.Е., Николаева И.В., Прилепская М. В. Французский язык  для  экономистов.  -
М.: Международные отношения, 2005. 
3. Ильина Т.П., Кудрявцева Н.Б. Французская грамматика для всех. Сборник упражнений. 
- М.: Просвещение, 2000. 
4.  Коржавин  А.  В.  Практический курс  французского  языка  для  технических  вузов.  -  М.: 
Высшая школа, 2007. 
5.  Коржавин  А.  В.,  Котляренко  Е.С.  Экономика.  Финансы.  Менеджмент.  Коммерция. 
Учебный французско-русский словарь справочник. - М.: Высшая школа, 2006. 
6.  Мамичева  В.  Т.  Пособие  по  переводу  технических  текстов  с  французского  языка  на 
русский. - М.: Высшая школа, 2003. 
7.    Мамичева  В.  Т.,  Савкина  Н.  П.  Лексический  минимум  французского  языка  для 
технических вузов. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004. 
8.   Мелихова Г.С. Французский язык для делового общения. - М.: Высшая школа, 2004. 
9.  Тарасова А.Н. Грамматика современного французского языка. Сборник упражнений по 
синтаксису. - М.: ООО Нестор Академик Паблишерз, 2005. 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования  

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

имени Н.Н. БУРДЕНКО» 

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 
 

УТВЕРЖДАЮ 

декан медико –профилактического 
факультета 

 

 

 

 

«14     » февраля  2017 г. 

 

 

 

Рабочая программа 

 

по 

 

 

 

 

 

фтизиопульмонологии   

 

 

 

 

 

(наименование дисциплины) 

для специальности 

 

32.05.01Медико-профилактическое дело  

 

 

 

(наименование специальности) 

форма обучения   

 

 

очная  

 

 

 

 

 

 

(очная, заочная) 

факультет    

 

 

 

медико-профилактический   

 

 

кафедра 

 

 

 

 

фтизиатрии  

 

 

 

 

 

курс   

 

 

 

 

шестой 

 

 

 

 

 

 

семестр 

 

 

 

 

В 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции 

 

 

 

 

10 ч. (часов) 

 

 

 

 

 

Зачет  

 

 

 

 

4 ч. (часа)   

 

 

 

 

 

 
Практические занятия    

 

41 ч. (час)   

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа  

 

26 ч.(часов)  

 

 

 

 

 

Всего часов(ЗЕ)   

 

 

81 ч.(2,25 ЗЕ) 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

Цель и задачи дисциплины: 

 

Цель

  освоения  учебной  дисциплины 

фтизиопульмонология

  состоит  в 

формировании  компетенций  по  системным  фундаментальным  знаниям, 
умениям  и  навыкам  по  раннему  выявлению  и  профилактики  туберкулеза, 
необходимых для последующей практической деятельности врача по обшей 
гигиене, по эпидемиологии. 

 

Задачами

 дисциплины являются: 

-

 

формирование  представлений  студентов  о  современном  состоянии 

фтизиатрии, об особенностях эпидемиологической ситуации по туберкулезу 
в РФ; 

-

 

изучение студентами знаний об источниках и путях распространения 

туберкулезной  инфекции,  о  группах  повышенного  риска  по  заболеванию 
туберкулезом среди населения;  

-

 

формирование  представлений  студентов  о  специфической  и 

неспецифической  профилактике  туберкулеза,  работе  противотуберкулезной 
службы по раннему выявлению туберкулеза; 

-

 

формирование 

представлений 

студентов 

о 

санитарно-

эпидемиологическом обследовании и наблюдении очага туберкулёза; 

-

 

формирование  представлений  студентово  туберкулиновой  пробе 

Манту с 2 ТЕ, Диаскинтесте и данных флюорографического обследования; 

-

 

изучение  осложнений  туберкулеза  органов  дыхания  (кровохарканье, 

лёгочное  кровотечение,  спонтанный  пневмоторакс)  и  оказанию  неотложной 
помощи этим больным; 

-

 

изучение  оформления  медицинской  документации  (экстренного 

извещения,  медицинской  карты  амбулаторного  и  стационарного  больного 
туберкулезом);  

-

 

изучение  научной  литературы  и  официальных  статистических 

обзоров,  основных  положений  законов  и  постановлений  по  туберкулезу  в 
РФ; 

-

 

формирование  представлений  о  навыках  общения  в  коллективе  с 

учетом этики и деонтологии. 

 

2.

 

Место дисциплины в структуре ОП ВО: 

Дисциплина  «фтизиопульмонология»  является  составляющей  базой 

части Блока 1 «Дисциплины (модули)»  ОП ВО по специальности «Медико-
профилактическое дело».  

Для  изучения  данной  учебной  дисциплины  (модуля)  необходимы 

следующие  знания,  умения  и  навыки,  формируемые  предшествующими 
дисциплинами:

 

 

Микробиология, вирусология иммунология 

(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля) 

Знания: 

классификация,  морфология  и  физиология  микобактерий 

туберкулеза, их влияние на здоровье человека, методы  микробиологической 
диагностики туберкулеза; структура и функции иммунной системы человека, 
ее  возрастные      особенности,  механизмы  развития  и  функционирования, 
основные  методы  иммунодиагностики;  методы  оценки  иммунного  статуса, 
показания и принципы его оценки,  иммунопатогенез туберкулеза, показания 
к применению иммунотропной терапии.

 

Умения:

 

определять 

кислотоустойчивые 

микобактерии 

в 

микроскопическом  мазке  патологического  материала  больного;  обосновать 
необходимость клинико-иммунологического обследования больного 

Навыки:

 

интерпретировать 

результаты 

микробиологического 

исследования  с  целью  диагностики  туберкулеза;  интерпретировать 
результаты клинико-иммунологического обследования больного 

 

Патологическая анатомия, секционный курс

 _ 

Знания: 

понятия  этиологии,  патогенеза,  морфогенеза,  патоморфоза 

болезни,  основные  понятия  общей  нозологии,  патологоанатомические 
характеристики различных клинических форм туберкулеза. 

Умения:

  определить  микроскопические  и  макроскопические  признаки 

туберкулеза. 

Навыки: 

работа  с  оптическим  микроскопом,  владение  методами 

окрашивания 

гистологических 

срезов, 

заключения 

о 

характере 

патологического процесса. 

 

Фармакология 

Знания:

  классификацию  и  основные  характеристики  лекарственных 

средств  для  лечения  туберкулеза,  их  фармакодинамику  и  фармакокинетику, 
показания и противопоказания к применению; побочные эффекты. 

Умения:

 

анализировать  действие  лекарственных  средств  по 

совокупности  их  фармакологических  свойств  и  возможность  их 
использования для лечения туберкулезного больного. 

Навыки:

  владение  назначением  дозы  лекарственных  средств  в 

соответствии  с  весом  пациента,  переносимостью  препаратов  и  с  учетом  их 
нежелательных явлений при лечении туберкулеза. 

 

Патологическая физиология 

Знания: 

отклонения  общих  анализов  крови  от  нормы  при 

воспалительных заболеваниях; иммунитет и аллергия при туберкулезе, роль 
генетических факторов при туберкулезной инфекции.

 

 

Умения: 

оценка  патологических  изменений  в  анализах  крови,  мочи, 

мокроты.

 

 

Навыки: 

интерпретация общих анализов крови и мочи, биохимических 

анализов крови

 

 

Эпидемиология, военная эпидемиология 

Знания:

  эпидемиологию  туберкулеза;  методы  эпидемиологического 

обследования очага туберкулеза и методы эпидемиологического анализа.  

Умения: 

анализировать 

основные 

статистические 

показатели, 

характеризующие ситуацию, связанную с туберкулезом.

 

Навыки: 

владения  организацией  проведения  противоэпидемических 

мероприятий в очаге туберкулеза, алгоритмом эпидемиологического надзора 
за  отдельными  группами  больных  туберкулезом;  оценкой  эффективности 
противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза.

 

 

Лучевая диагностика (Радиология) 

Знания: 

современные  методы  рентгенологического  обследования; 

общие  методологические  принципы  описания  изменений  при  лучевом 
исследовании органов дыхания.

 

Умения:

  анализировать  результаты  рентгенологического  обследования 

больных туберкулезом

 

Навыки: 

 на основании анализа рентгенологических синдромов сформулировать 

рентгенологическое заключение (рентгенологический диагноз) туберкулеза 

 

  Внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология 

Знания:

  основные  клинические  симптомы  и  синдромы  заболеваний 

внутренних  органов  и  механизм  их  возникновения;  критерии  диагноза 
различных заболеваний; 

Умения: 

обнаруживать характерные клинические и рентгенологические 

симптомы и синдромы туберкулеза; 

Навыки:

  владения  на  основе  клинических  симптомов  и  синдромов 

диагностировать туберкулез 

 

Инфекционные болезни, паразитология

Знания:

  диагностические  возможности  методов  непосредственного 

исследования  больного  инфекционного  профиля,  современные  методы 
клинического, 

лабораторного, 

инструментального 

обследования; 

особенности  организации  работы  с  больными  ВИЧ-инфекцией;  основные 
клинические проявления ВИЧ-инфекции. 

Умения:

 обнаруживать характерные клинические и рентгенологические 

симптомы и синдромы сочетанной патологии ВИЧ-инфекции и туберкулеза 

Навыки:

  владения  на  основе  клинических  симптомов  и  синдромов 

диагностировать сочетание ВИЧ-инфекции и туберкулеза 

 

Клиническая лабораторная диагностика  

Знания

: современные методы различных видов  лабораторного анализа, 

диагностическую информативность лабораторных симптомов и синдромов – 
понятие  специфичности,  чувствительности  тестов.  Прогностической 
значимости. 

Умения: 

интерпретировать результаты лабораторных исследований. 

Навыки: 

интерпретация 

результатов 

лабораторных 

методов 

диагностики

 

3.

 

Требования к результатам освоения дисциплины: 

 
Процесс  изучения  дисциплины  направлен  на  формирование  следующих 
компетенций: 

ОК-7 

Владением культуры мышления, способностью к критическому восприятия 
информации, логическому анализу и синтезу 

ОПК - 4  

Владением  основами  делопроизводства  с  использованием  и  анализом 
учетно-отчетной документации 

ПК – 2 

способностью  и  готовностью  к  использованию  современных  методов 
оценки  и  коррекции  естественных  природных,  социальных  и  других 
условий  жизни, 

к  осуществлению  санитарно-противоэпидемических 

(профилактических)  мероприятий  по  предупреждению  инфекционных

  и 

массовых  неинфекционных  заболеваний,  а  также  к  осуществлению 
противоэпидемической защиты населения  

ПК-8

 

способностью 

и 

готовностью 

к 

проведению 

санитарно-

эпидемиологических 

экспертиз

расследований, 

обследований, 

исследований,  испытаний  и  токсикологических,  гигиенических  видов 
оценок,  проектной  документации,  объектов  хозяйственной  деятельности, 
продукции, работ и услуг в целях установления и предотвращения вредного 
воздействия факторов среды обитания на человека, причин возникновения и 
распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных 
заболеваний, соответствия (несоответствия) установленным требованиям  

ПК  - 14 

способностью  и  готовностью  к  оказанию  первой  врачебной  помощи  при 
неотложных состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных 
условиях эпидемий, в очагах массового поражения  

ПК-15 

способностью и готовностью к  проведению санитарно-просветительской 
работы с населением по вопросам профилактической медицины

, к работе с 

учебной,  научной  и  справочной  литературой,  проведению  поиска 
информации для решения профессиональных задач; 

ПК – 17 

Способность  и  готовность  к  обучению  медицинского  персонала  правилам 
общения и к взаимодействию с населением, коллективом и партнерами 

 
В результате изучения дисциплины студент должен: 

Знать:  

Законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, 

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нормативные 
правовые акты Российской Федерации; 

-    правила  врачебной  этики  и  деонтологии  в  работе  с  больными  туберкулёзом  и 

коллегами; 

-  медико-социальных факторы среды, их роль в развитии туберкулёза у взрослого 

населения и подростков; 

-  методы  оценка  информации  о  санитарно-эпидемиологической  обстановке  по 

туберкулёзу; 

- знать основные методы  выявления больных туберкулезом; 
-  принципы  проведение    профилактики    туберкулёза  по  эпидемиологическим 

показаниям; 

-  организацию  эпидемиологического  расследования  с  целью  установления причин 

и условий возникновения туберкулёза, выявления лиц, контактировавших с больными; 

-    особенности  санитарно-противоэпидемических  мероприятий  в  очагах  

туберкулёза в зависимости от характера патологического процесса; 

 
- установление медицинского наблюдения и учета за лицами, подвергшимися риску 

заражения, обследование лиц, подвергшихся риску заражения туберкулёзом; 

- организацию вакцинации БЦЖ, согласно Национальному календарю прививок;  
-  основные  осложнения  вторичных  форм  туберкулёза  и  мероприятия  оказания 

неотложной помощи. 

 

Уметь: 

Оценить  информацию  о  санитарно-эпидемиологической  обстановке  по 

туберкулёзу

 

проводить  санитарно-эпидемиологических  экспертизы,  расследования  и 

оценивать соблюдение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований

 

организовывать 

профилактические 

мероприятия 

по 

предупреждению 

неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм 

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием среды обитания и 

здоровьем населения 

-    проводить  анализ  материалов  официальной  статистики  о  заболеваемости 

населения, демографических процессов, социально-экономической ситуации, санитарном 
состоянии объектов окружающей среды;  

- проводить анализа форм учетной и отчетной медицинской документации 
- разрабатывать оздоровительные мероприятия 
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях у больных туберкулёзом; 
-выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические 

мероприятия 
 

 

- осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости 

организма к неблагоприятным факторам внешней среды; 
 

 

- заполнять типовую учетно-отчетную документацию в противотуберкулёзном 

учреждении.

 

 

 

 

 

Владеть: 
-

оценками состояния общественного здоровья; 

-

навыком определения принадлежности пациента к  группе риска по развитию 

туберкулёза; 

- правильным ведением медицинской документации; 
- интерпретацией результатов массовой туберкулинодиагностики среди населения 

для отбора пациентов для вакцинации и ревакцинации вакциной БЦЖ; 

-основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по 

оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у 
больных туберкулёзом; 

 

Результаты  
Образования 

Краткое 

содержание 

и 

характеристика (обязательного) 
порогового 

уровня 

сформированности 
компетенций 

Номер 
компетенции 

Знать

основы 

законодательства 

Российской 

Федерации 

по 

охране 

здоровья 

населения, 

основные 

нормативно-технические  документы  во 
фтизиатрии 

Уметь 

-анализировать состояние 

здоровья населения и влияния на него 
факторов окружающей и 
производственной среды 

Владеть - 

оценками состояния 

общественного здоровья

 

Общекультурные  
компетенции 

Владением 

культуры 

мышления,  способностью  к 
критическому 

восприятия 

информации, 

логическому 

анализу и синтезу 

ОК-7 

 

Знать-

 ведение типовой учетно-отчетной 

медицинской документации в 
противотуберкулёзном учреждении 

Уметь - 

 заполнять учетно-отчетную 

документацию;  

Владеть 

правильным 

ведением 

медицинской документации 

Общепрофессиональные  
компетенции 

Владением 

основами 

делопроизводства 

с 

использованием  и  анализом 
учетно-отчетной документации 

ОПК-4 

 

Знать

- медико-социальных факторы  

среды, их роль в развитии туберкулёза у 
взрослого населения и подростков 
- группы риска по развитию туберкулёза 
- этиологию, патогенез туберкулёза 

специфическую и неспецифическую 

профилактику туберкулёза

 

- основы профилактической медицины, 
организацию профилактических 
мероприятий, направленных на 
укрепление здоровья 

Уметь 

- формировать группы 

повышенного риска по заболеванию 
туберкулёзом; 
-  оценить социальные факторы, 
влияющие на состояние физического и 
психического здоровья больного 
туберкулёзом (культурные, этнические, 
семейные, социальные факторы риска) 

участвовать в организации и оказании 

лечебно-профилактической и санитарно-
противоэпидемической помощи 
населению по профилактике туберкулёза 

выполнять 

профилактические, 

гигиенические  и  противоэпидемические 
мероприятия

 

Владеть

- навыком определения 

принадлежности пациента к  группе 
риска по развитию туберкулёза; 
- навыком осуществлению санитарно-
противоэпидемических 
(профилактических) мероприятий в очаге 
туберкулёзной инфекции 

способностью и готовностью к 
использованию современных 
методов оценки и коррекции 
естественных природных, 
социальных и других условий 
жизни, к 

осуществлению 

санитарно-
противоэпидемических 
(профилактических) 
мероприятий по 
предупреждению 
инфекционных

 и массовых 

неинфекционных заболеваний, 
а также к осуществлению 
противоэпидемической защиты 
населения 

ПК – 2 

 

Знать

-  

- Организацию эпидемиологического 
расследования с целью установления 
причин и условий возникновения 
туберкулёза, выявления лиц, 
контактировавших с больными.

 

установление 

медицинского 

наблюдения 

и 

учета 

за 

лицами, 

подвергшимися 

риску 

заражения, 

обследование  лиц,  подвергшихся  риску 
заражения туберкулёзом 

принципы работы врача-эпидемиолога 

в очаге туберкулёзной инфекции 

Уметь 

- оценить социальные факторы, 

влияющие на состояние физического и 
психического здоровья больного 
туберкулёзом (культурные, этнические, 
семейные, социальные факторы риска) 

выполнять 

профилактические, 

гигиенические  и  противоэпидемические 
мероприятия 

по 

профилактике 

туберкулёза 
-  проводить  расследование  в  очагах 
туберкулёза

 

Владеть

-навыком осуществлению 

санитарно-противоэпидемических 
(профилактических) мероприятий в очаге 
туберкулёзной инфекции

 

способностью и готовностью 
к проведению санитарно-
эпидемиологических экспертиз

расследований, обследований, 
исследований, испытаний и 
токсикологических, 
гигиенических видов оценок, 
проектной документации, 
объектов хозяйственной 
деятельности, продукции, 
работ и услуг в целях 
установления и 
предотвращения вредного 
воздействия факторов среды 
обитания на человека, причин 
возникновения и 
распространения 
инфекционных заболеваний и 
массовых неинфекционных 
заболеваний, соответствия 
(несоответствия) 
установленным требованиям 

ПК –8 

Знать – 

клинику, диагностику, 

принципы оказания скорой медицинской 
помощи у больных туберкулёзом 

Уметь

 – оказывать скорую медицинскую 

помощь больным туберкулёзом при 
состояниях, требующих неотложного 
медицинского вмешательства 

Владеть

 - навыками оказания скорой 

медицинской помощи больным 
туберкулёзом при состояниях, 
требующих неотложного медицинского 
вмешательства 

способностью и готовностью к 
оказанию первой врачебной 
помощи при неотложных 
состояниях на догоспитальном 
этапе, а также в экстремальных 
условиях эпидемий, в очагах 
массового поражения 

ПК –14 

Знать –

группы риска по заболеванию 

туберкулёзом 

эпидемиологический  процесс  при 

туберкулёзе

 

- основы профилактической медицины, 
организацию профилактических 
мероприятий, направленных на 
укрепление здоровья 

Уметь- 

Оценить 

информацию 

о 

санитарно-эпидемиологической 
обстановке

 

проводить с населением мероприятия 

способностью и готовностью 
к проведению санитарно-
просветительской работы с 
населением по вопросам 
профилактической медицины

, к 

работе с учебной, научной и 
справочной литературой, 
проведению поиска 
информации для решения 
профессиональных задач; 

ПК –15 

по первичной и вторичной профилактике 
туберкулёза 

осуществлять 

профилактические 

мероприятия 

по 

повышению 

сопротивляемости 

организма 

к 

неблагоприятным  факторам  внешней 
среды

 

Владеть

- оценками состояния 

общественного здоровья

 

Знать – 

правила и принципы 

профессионального врачебного 
поведения, права пациента и врача, 
морально-этические нормы, этические 
основы современного медицинского 
законодательства 

Уметь – 

защищать гражданские права 

врачей и пациентов; выстраивать и 
поддерживать рабочие отношения с 
другими членами коллектива 

Владеть –

 принципами деонтологии и 

медицинской этики; этическими и 
деонтологическими аспектами врачебной 
деятельности

 

Способность и готовность к 
обучению медицинского 
персонала правилам общения и 
к взаимодействию с 
населением, коллективом и 
партнерами 

ПК-17 

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 
4.1 Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,25 зачетных единиц, 81 час. 
 

№ 
п/
п

 

1

 

Раздел учебной 

дисциплины

 

С

ем

ес

тр

 

 

Не

де

ля ц

ик

ла

 

Виды учебной работы, 

включая самостоятельную 
работу обучающегося и 
трудоемкость (в часах)

 

Формы 

текущего 
контроля 
успеваемости 

(по 

неделям 
семестра)

 Форма 

промежуточной 
аттестации (

по 

семестрам)

 

Лек
ции 

Практ. 
Занятия 

Семи

нары 

Сам

ост. 
рабо
та 

 

Введение во 

фтизиатрию. Этика 
и деонтология. 

В 

4,5 

 

Р1 
(рейтинговый 
раздел) 

тестирование, 
опрос, решение 
ситуационной 
задачи, эссе  

Эпидемиология 

туберкулёза

 

 

В 
 

 

Профилактика 

туберкулёза 

В 

13,5 
 

 

Р2 
(рейтинговый 
раздел) 

тестирование, 

опрос, решение 

ситуационной 
задачи в 

Moodle

эссе (фрагмент 
истории болезни) 

Работа врача-

эпидемиолога при 
выявлении 
туберкулёза 

В 

 

Р3 
(рейтинговый 
раздел) 

 тестирование, 

опрос, решение 
ситуационной 
задачи, эссе 
(фрагмент 
истории болезни) 

5. 

Осложнения 

туберкулёза 

В 

4,5 

 

Р4 
(рейтинговый 
раздел) 

 тестирование, 
опрос, решение 
ситуационной 
задачи, эссе 

 

 

ИТОГО 

 

 

10 

40,5 

 

26 

Промежуточная 
аттестация – 
зачет (4ч.) 

 
4.2 Тематический план лекций 

№ 

Тема 

Цели и задачи 

Содержание темы 

Часы 

Туберкулёз как медико-
социальная проблема. 
История фтизиатрии.  

Формирование 
представленийотубе
ркулёзе как медико-
социальной 
проблеме

 

1.Туберкулёз как медико-
социальная проблема. 
2. История фтизиатрии.  
3.Возбудитель туберкулёза.

 

2ч. 

Эпидемиология 
туберкулёза.  

Формирование 
представлений об 
эпидемиологии 
туберкулёза в РФ и 
мире. 

 

1.Эпидемиология 
туберкулёза.  
2. Эпидемиологический 
процесс при туберкулёзе. 
3. Медико-биологические 
группы риска по 
туберкулёзу

 

2ч 

Профилактика 
туберкулёза 

Формированиепредс
тавленийо 
социальной, 
санитарной и 
специфической 
профилактики 
туберкулёза 

 

1. 

национальная концепция 

борьбы с туберкулёзом 
2. санитарная профилактика 
туберкулёза 
3. социальная профилактика 
туберкулёза. 

2ч. 

Санитарная 
профилактика 
туберкулёза. Работа 
врача-эпидемиолога в 
очагах туберкулёза.  

Формирование 
представлений об 
организации и 
системе 
противотуберкулёзно
й помощи населению, 
современных 

1.Организация и система 
противотуберкулёзной 
помощи населению. 
2. Профилактика 
туберкулёза.

 

2ч. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..