Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 17

 

 

1. Общие положения 

 

1.1.  Основная  профессиональная  образовательная  программа  высшего 

образования – программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 
по  направлению  31.06.01  Клиническая  медицина  (уровень  подготовки  кадров 
высшей  квалификации)  (далее  соответственно  –  программа  аспирантуры), 
реализуемая по научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия» 

Программа аспирантуры представляет собой систему

 

документов, разработанных и 

утвержденных  в  Академии  с  учетом  федеральных  государственных  образовательных 
стандартов  высшего  образования  –  направление  подготовки  31.06.01  Клиническая 
медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации). 

Программа  аспирантуры  регламентирует  цели,  задачи,  ожидаемые  результаты, 

содержание,  условия  и  технологии  реализации  образовательного  процесса,  оценку 
качества подготовки аспиранта по данной научной специальности и включает в себя: 

 

учебный план; 

 

график учебного процесса; 

 

рабочие программы учебных дисциплин (модулей);  

 

программы практик; 

 

научно-исследовательскую работу;  

 

методические  материалы,  обеспечивающие  реализацию  соответствующей 

образовательной технологии.  

Форма обучения: очная (3года); заочная (4 года) 

 

1.2.  Цели  и  задачи  программы  аспирантуры  по  научной  специальности 

14.01.16 «Фтизиатрия»                                                                                             

Цель

  программы  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16  «Фтизиатрия» 

— подготовка научных и научно-педагогических кадров как в области медицинских наук, 
медицинской промышленности, профессионального образования медицинского профиля, 
так и в области научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия». 

Задачи

 

программы  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16 

«Фтизиатрия»: 

 

углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ 

научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»; 

 

формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской 

и научно-педагогической деятельности; 

 

совершенствование  знаний  в  области  истории  и  философии  науки  и 

философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность; 

 

совершенствование  знаний  иностранного  языка,  ориентированного  на 

профессиональную деятельность. 

 

1.3.  Нормативно-правовые  основы  разработки  программы  аспирантуры  по 

научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»: 

 

Федеральный  закон  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской 

Федерации»  (собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2012,  № 53,  ст.  7598; 
2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, 
№  6,  ст.  562,  ст.  566;  №  19,  ст.  2289;  №  22,  ст.  2769;  №  23,  ст. 2930,  ст. 2933;  №  26,  ст. 
3388; № 30, ст. 4263); 

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.09.2014 

№  1200  «Об  утверждении  федерального  государственного  образовательного  стандарта 
высшего  образования  по  направлению  подготовки  31.06.01  Клиническая  медицина 
(уровень  подготовки  кадров  высшей  квалификации)»  (зарегистрировано  в  Министерстве 
юстиции Российской Федерации 15.10.2014, регистрационный № 34331); 

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2009 № 

59  (ред.  от  10.01.2012)  «Об  утверждении  Номенклатуры  специальностей  научных 
работников»  (зарегистрировано  в  Министерстве  юстиции  Российской  Федерации 
20.03.2009, регистрационный № 13561); 

 

Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  19.11.2013 

№ 1259  «Об  утверждении  Порядка  организации  и  осуществления  образовательной 
деятельности  по  образовательным  программам  высшего  образования  -  программам 
подготовки 

научно-педагогических 

кадров 

в 

аспирантуре 

(адъюнктуре)» 

(зарегистрировано  в  Министерстве  юстиции  Российской  Федерации  28.01.2014, 
регистрационный № 31137); 
-              Паспорт научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»; 

 

 Устав Академии; 

 

 Положение об аспирантуре; 

 

 Правила приема в аспирантуру. 

 

1.4. 

Характеристика 

профессиональной 

деятельности 

выпускников, 

освоивших  программу  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16 
«Фтизиатрия» 

Область профессиональной деятельности:

 

охрана здоровья граждан.

  

Объекты профессиональной деятельности: 

 

физические лица; 

 

население; 

 

юридические лица; 

 

биологические объекты; 

 

совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны 

здоровья граждан. 

Виды профессиональной деятельности: 

 

научно-исследовательская  деятельность  в  области  охраны  здоровья  граждан, 

направленная  на  сохранение  здоровья,  улучшение  качества  и  продолжительности  жизни 
человека путем проведения прикладных исследований в биологии и медицине; 

 

преподавательская  деятельность  по  образовательным  программам  высшего 

образования. 

Программа  аспирантуры  направлена  на  освоение  всех  видов  профессиональной 

деятельности, к которым готовится выпускник. 

 

1.5.  Структура  программы  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16 

«Фтизиатрия» 

1.5.1.  Программа  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16  «Фтизиатрия» 

реализуется ГБОУ ДПО РМАПО на основании лицензии осуществления образовательной 
деятельности

1

 

Программа аспирантуры по научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия» имеет 

следующую структуру: 

Блок  1.  «Дисциплины  (модули)»,  который  включает  дисциплины  (модули), 

относящиеся  к  базовой  части  программы,  и  дисциплины  (модули),  относящиеся  к  ее 
вариативной части. 

Базовая часть: 

Обязательные дисциплины (ОД.А.00): 
история и философия науки (ОД.А.01); 
иностранный язык (ОД.А.02); 

                                                           

1

 Лицензия № 0476 от 21.12.2012 «На осуществление образовательной деятельности» (ОГРН 1027739445876, 

идентификационный номер налогоплательщика 7703122485, Серия 90Л01 № 0000514) 

Вариативная часть: 

специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.03); 
дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.); 
факультативные дисциплины (ФД.А.00). 
Дисциплины  (модули),  относящиеся  к  базовой  части  Блока  1  «Дисциплины 

(модули)»,  в  том  числе  направленные  на  подготовку  к  сдаче  кандидатских  экзаменов, 
являются  обязательными  для  освоения  обучающимся  независимо  от  направленности 
программы аспирантуры, которую он осваивает.  

Набор  дисциплин  (модулей)  вариативной  части  Блока  1  «Дисциплины  (модули)» 

организация  определяет  самостоятельно  в  соответствии  с  направленностью  программы 
аспирантуры в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.  

Программа аспирантуры разработана в части дисциплин (модулей), направленных 

на  подготовку  к  сдаче  кандидатских  экзаменов  в  соответствии  с  примерными 
программами,  утверждаемыми  Министерством  образования  и  науки  Российской 
Федерации

2

Блок  2.  «Практики»,  который  в  полном  объеме  относится  к  вариативной  части 

программы. 

Практики (П.А.00). 
В Блок 2 «Практики» входят практики по получению профессиональных умений и 

опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика).  

Педагогическая практика является обязательной

.  

Способы проведения практики: стационарная; выездная.  
Практика проводится в структурных подразделениях организации.  
Для  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  выбор  мест  прохождения 

практик учитывает состояние здоровья и требования по доступности. 

Блок  3.  «Научные  исследования»,  который  в  полном  объеме  относится  к 

вариативной части программы. 

В Блок 3 «Научные исследования» входят научно-исследовательская деятельность 

и  подготовка  научно-квалификационной  работы  (диссертации)  на  соискание  ученой 
степени кандидата наук.  

После  выбора  обучающимся  направленности  программы  и  темы  научно-

квалификационной работы (диссертации) набор соответствующих дисциплин (модулей) и 
практик становится обязательным для освоения обучающимся. 

Блок  4.  «Государственная  итоговая  аттестация»,  который  в  полном  объеме 

относится  к  базовой  части  программы  и  завершается  присвоением  квалификации 
«Исследователь. Преподаватель-исследователь». 

1.5.2. 

Трудоемкость освоения

  программы  аспирантуры  по  научной  специальности 

14.01.16 «Фтизиатрия»: 
 

Блок 

Индекс 

Наименование разделов и дисциплин 

(модулей) 

Трудоемкость 

(в зачетных 

единицах) 

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛИ) 

30 

 

Базовая  часть. 

Дисциплины  (модули),  в  том  числе 

направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена

 

Б.1 

ОД.А.01 

История и философия науки 

Б.1 

ОД.А.02 

Иностранный язык 

 

Вариативная  часть. 

Дисциплины  (а)  (модули/модуль),  в 

21 

                                                           

2

  Пункт  3  Положения  о  присуждении  ученых  степеней,  утвержденного  постановлением  Правительства 

Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание 
законодательства Российской Федерации, 2013, № 40, ст. 5074; 2014, № 32, ст. 4496). 

том  числе  направленные  на  подготовку  к  сдаче 
кандидатского  экзамена.  Дисциплины  (а)  (модули/модуль), 
направленные 

на 

подготовку 

к 

преподавательской 

деятельности 

 

В.1 

ОД.А.03

 

Специальные  дисциплины  отрасли  науки  и 
научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия» 

В.1 

ОД.А.04 

Педагогика и психология высшей школы 

В.1 

ОД.А.05 

Планирование и статистический анализ 
результатов НИР 

В.1 

ОД.А.06 

Неспецифическая бронхолегочная патология в 
практике фтизиатрии 

В.1 

ОД.А.07 

Лучевые исследования в практике фтизиатрии 

В.1 

ФД.А.01

 

История  и  философия  науки  (углубленный 
уровень) 

 

В.1 

ФД.А.02 

Иностранный язык (углубленный уровень) 

 

В.1 

ФД.А.03

 

Дидактика 

 

ПРАКТИКИ 

141 

 

Вариативная часть. 

В.2 

П.А.01 

Практика педагогическая

 

В.2 

П.А.02 

Производственная практика 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

132 

 

Вариативная часть 

 

В.3 

НИД.00 

Научно-исследовательская деятельность 
аспиранта и подготовка научно-
квалификационной работы (диссертации) 

132 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 

Б.2 

Базовая часть. 

 

ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ 

180 

 

1.5.3. Обучение по программе аспирантуры в организациях осуществляется в очной 

и заочной формах обучения.  

Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц (далее  - з.е.), вне 

зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации 
программы  аспирантуры  с  использованием  сетевой  формы,  реализации  программы 
аспирантуры  по  индивидуальному  учебному  плану,  в  том  числе  при  ускоренном 
обучении.   

Срок получения образования по программе аспирантуры:  
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения 

государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных 
технологий, составляет 3 года. Объем программы аспирантуры в очной форме обучения, 
реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;  

в  заочной  форме  обучения,  вне  зависимости  от  применяемых  образовательных 

технологий,  увеличивается  не  менее  чем  на  6  месяцев  и  не  более  чем  на  1  год  (по 
усмотрению организации) по сравнению со сроком получения образования в очной форме 
обучения.  Объем  программы  аспирантуры  в  заочной  форме  обучения,  реализуемый  за 
один учебный год, определяется организацией самостоятельно;  

при  обучении  по  индивидуальному  учебному  плану,  вне  зависимости  от  формы 

обучения,  устанавливается  организацией  самостоятельно,  но  не  более  срока  получения 
образования,  установленного  для  соответствующей  формы  обучения.  При  обучении  по 
индивидуальному  плану  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  организация 
вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным 

для соответствующей формы обучения. Объем программы аспирантуры при обучении по 
индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е. за один учебный год.  

При  реализации  программы  аспирантуры  организация  вправе  применять 

электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 

При  обучении  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  электронное 

обучение  и  дистанционные  образовательные  технологии  предусматривают  возможность 
приема-передачи информации в доступных для них формах. 

Реализация программы аспирантуры возможна с использованием сетевой формы.  
Образовательная  деятельность  по  программе  аспирантуры  осуществляется  на 

государственном  языке  Российской  Федерации,  если  иное  не  определено  локальным 
нормативным актом организации. 

 
1.6.  Требования  к  уровню  подготовки,  необходимому  для  освоения

 

программы 

аспирантуры по научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»  

1.6.1.  Лица,  желающие  освоить  образовательную  программу  аспирантуры  по 

научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия», должны иметь высшее профессиональное 
образование, 

подтверждающее 

присвоение 

квалификации 

«Дипломированный 

специалист». 

1.6.2.  Лица,  имеющие  высшее  профессиональное  образование,  принимаются  в 

аспирантуру  по  результатам  сдачи  вступительных  экзаменов  на  конкурсной  основе.  По 
решению  экзаменационной  комиссии  лицам,  имеющим  достижения  в  научно-
исследовательской  деятельности,  отраженные  в  научных  публикациях,  может  быть 
предоставлено право преимущественного зачисления. 

1.6.3. Программы вступительных экзаменов в аспирантуру разработаны Российской 

медицинской 

академией 

последипломного 

образования 

в 

соответствии 

с 

государственными 

образовательными 

стандартами 

высшего 

профессионального 

образования.  

 

2. Паспорт научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»  
Шифр специальности:

 

14.01.16 «Фтизиатрия»  

Формула специальности: 

Фтизиатрия – область медицинской науки о туберкулезе 

как  инфекционном  заболевании  человека.  Предметом  ее  исследования  является 
заболевание,  вызванное  специфическим  возбудителем  -  микобактериями  туберкулеза. 
Основное  внимание  фтизиатрии  направлено  на  изучение  этиологии,  патогенеза  и 
патоморфологии  туберкулеза  у  человека,  методов  выявления,  диагностики,  клиники, 
лечения,  эпидемиологии  и  распространенности  его  среди  населения;  профилактики, 
организации противотуберкулезных мероприятий и их эффективности. 

Области исследований:     

1.

 

Патогенез  туберкулеза,  изучение  свойств  возбудителя  микобактерий  туберкулеза, 

взаимодействие  возбудителя  туберкулеза  и  организма  больного,  методы  выявления 
микобактерий  туберкулеза,  иммунологические,  генетические,  патоморфологические, 
биохимические, патофизиологические изменения в организме больных в процессе болезни 
и лечения. 
2.

 

Клинические  проявления  туберкулеза  органов  дыхания  у  детей,  подростков  и 

взрослых,  нарушения  функции  органов  дыхания  и  других  органов  и  систем  при 
туберкулезе,  туберкулез  с  сопутствующими  заболеваниями,  диагностика  туберкулеза 
органов 

дыхания 

с 

использованием 

клинических, 

лабораторных, 

лучевых, 

бронхолегочных  и  других  методов  исследования,  дифференциальная  диагностика 
туберкулеза органов дыхания и других заболеваний легких. 
3.

 

Лечение  туберкулеза  органов  дыхания:  химиотерапия,  патогенетическая  терапия, 

санаторно-курортное  лечение,  амбулаторная  химиотерапия,  организационные  формы 
проведения химиотерапии, реабилитационное лечение туберкулеза и его последствий. 

4.

 

Выявление, эпидемиология и статистика туберкулеза, диспансерное наблюдение за 

контингентами  больных  туберкулезом,  организация  борьбы  с  туберкулезом. 
Профилактика,  противотуберкулезная  вакцинация,  химиопрофилактика,  санитарная 
профилактика 

туберкулеза, 

лучевая 

диагностика, 

туберкулинодиагностика, 

бактериологическая  и  молекулярно-генетическая  диагностика  в  выявлении  туберкулеза, 
эпидемиология туберкулеза в меняющихся условиях, изучение резервуара туберкулезной 
инфекции  и  путей  заражения,  взаимозаражения  туберкулезом  человека  и  животных, 
новые  формы  противотуберкулезных  мероприятий,  диспансерной,  стационарной  и 
санаторной работы, статистической отчетности и обработки статистических данных. 
5.

 

Внелегочный  туберкулез,  патогенез,  распространенность,  статистика,  выявление, 

организация противотуберкулезных мероприятий, диспансерное наблюдение за больными 
туберкулезом костей и суставов, мочевых и половых органов, лимфатических узлов, глаз, 
желудочно-кишечного тракта, кожи и других локализаций. 

Отрасль наук: 

 

медицинские науки 

 
3.  Требования  к  результатам  освоения  программы  аспирантуры  по  научной 
специальности 14.01.16 «Фтизиатрия» 

3.1.  В  результате  освоения  программы  аспирантуры  у  выпускника  должны  быть 

сформированы:  

универсальные  компетенции  (далее  –  УК),  не  зависящие  от  конкретного 

направления подготовки;  

общепрофессиональные компетенции (далее  – ОПК), определяемые направлением 

подготовки;  

профессиональные  компетенции  (далее  –  ПК),  определяемые  направленностью 

(профилем)  программы  аспирантуры  в  рамках  направления  подготовки  (далее  - 
направленность программы). 

3.2.  Выпускник,  освоивший  программу  аспирантуры,  должен  обладать 

следующими универсальными компетенциями:  

 

способностью  к  критическому  анализу  и  оценке  современных  научных 

достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических 
задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); 

 

способностью  проектировать  и  осуществлять  комплексные  исследования,  в  том 

числе  междисциплинарные,  на  основе  целостного  системного  научного  мировоззрения  с 
использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);  

 

готовностью 

участвовать 

в 

работе 

российских 

и 

международных 

исследовательских  коллективов  по  решению  научных  и  научно-образовательных  задач 
(УК-3);  

 

готовностью  использовать  современные  методы  и  технологии  научной 

коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); 

 

способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-

5);  

 

способностью  планировать  и  решать  задачи  собственного  профессионального  и 

личностного развития (УК-6).  

3.3.  Выпускник,  освоивший  программу  аспирантуры,  должен  обладать 

следующими общепрофессиональными компетенциями:  

 

способностью  и  готовностью  к  организации  проведения  прикладных  научных 

исследований в области биологии и медицины (ОПК-1);  

 

способностью  и  готовностью  к  проведению  прикладных  научных  исследований  в 

области биологии и медицины (ОПК-2); 

 

 способностью и готовностью к анализу, обобщению и публичному представлению 

результатов выполненных научных исследований (ОПК-3); 

 

готовностью  к  внедрению  разработанных  методов  и  методик,  направленных  на 

охрану здоровья граждан (ОПК-4);  

 

способностью и готовностью к использованию лабораторной и инструментальной 

базы для получения научных данных (ОПК-5);  

 

готовностью  к  преподавательской  деятельности  по  образовательным  программам 

высшего образования (ОПК-6). 

3.4.  При  разработке  программы  аспирантуры  все  универсальные  и 

общепрофессиональные  компетенции  включаются  в  набор  требуемых  результатов 
освоения программы аспирантуры.  

3.5.  Выпускник,  освоивший  программу  аспирантуры,  должен  обладать 

следующими профессиональными компетенциями

3

истории и современных тенденциях развития фтизиатрии (ПК-1);  
законодательных  и  нормативных  документов  в  сфере  здравоохранения  и  в  сфере 

образования (ПК-2); 

осуществления 

самостоятельной 

научно-исследовательской 

и 

научно-

педагогической деятельности в области фтизиатрии (ПК-3); 

диагностики, лечения и профилактики туберкулеза (ПК-4); 
организации  и  проведении  теоретических  и  экспериментальных  исследований  в 

сфере научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия» (ПК-5);  

обработки  и  интерпретации  полученных  данных,  их  обобщения  по  научной 

специальности 14.01.16  «Фтизиатрия» (ПК-6);  

методологического обеспечения научных исследований по научной специальности 

14.01.16 «Фтизиатрия» (ПК-7);  

внедрения  результатов  научных  исследований,  экспертизы  и  рецензирования 

научных работ по научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия» (ПК-8); 

преподавания  особенностей  диагностики,  лечения  и  профилактики  туберкулеза  в 

образовательных учреждениях (ПК-9). 
 

4. Требования к государственной итоговой аттестации аспиранта 

В  «Государственную  итоговую  аттестацию»  входят  подготовка  к  сдаче  и  сдача 

государственного  экзамена,  а  также  представление  научного  доклада  об  основных 
результатах 

подготовленной 

научно-квалификационной 

работы 

(диссертации), 

оформленной  в  соответствии  с  требованиями,  устанавливаемыми  Министерством 
образования и науки Российской Федерации

4

По  результатам  представления  научного  доклада  об  основных  результатах 

подготовленной  научно-квалификационной  работы  (диссертации)  организация  дает 
заключение,  в  соответствии  с  пунктом  16  Положения  о  присуждении  ученых  степеней, 
утвержденного  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  24.09.2013  № 
842 (собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 40, ст. 5074; 2014, № 32, 
ст. 4496). 

Порядок  представления    научного  доклада  об  основных  результатах 

подготовленной 

научно-квалификационной 

работы 

(диссертации) 

определяется 

локальными нормативными актами образовательной организации. 

                                                           

3

Перечень 

профессиональных 

компетенций 

программы 

аспирантуры 

организация 

формирует 

самостоятельно  в  соответствии  с  направленностью  программы  и  (или)  номенклатурой  научных 
специальностей, по  которым присуждаются  ученые степени,  утверждаемой Министерством образования  и 
науки  Российской  Федерации  (подпункт  5.2.73(3)  Положения  о  Министерстве  образования  и  науки 
Российской  Федерации,  утвержденного  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  июня 
2013 г. № 466 (собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 
37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776). 

4

  Пункт  15  Положения  о  присуждении  ученых  степеней,  утвержденного  постановлением  Правительства 

Российской  Федерации  от  24.09.2013  №  842  «О  порядке  присуждения  ученых  степеней»  (Собрание 
законодательства Российской Федерации, 2013, № 40, ст. 5074; 2014, № 32, ст. 4496) 

 

5.  Документы,  регламентирующие  содержание  и  организацию  образовательного 
процесса  при  реализации  программы  аспирантуры  по  научной  специальности 
14.01.16 «Фтизиатрия» 

5.1. График учебного процесса; 
5.2. Учебный план подготовки аспиранта; 
5.3. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей); 
5.4. Рабочая программа научных исследований; 
5.5. Программы практик; 
5.6. Индивидуальные планы подготовки аспирантов; 
5.7. Отчетные документы по результатам подготовки аспирантов. 
 

6. Условия реализации программы аспирантуры по научной специальности 14.01.16  
«Фтизиатрия»

 

Программа  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16  «Фтизиатрия» 

формируется с учетом следующего:  

Максимальный  объём  учебной  нагрузки

  аспиранта,  включающий  все  виды 

аудиторной  и  внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы,  составляет  48 
академических часов в неделю. 

Факультативные  дисциплины,  предусматриваемые  учебным  планом  подготовки 

аспиранта, 

предназначены 

для 

освоения 

дополнительной 

образовательной 

профессиональной программы и не являются обязательными для изучения.  

Зачисление  аспирантов

  очной  и  заочной  форм  обучения  проходит  на  конкурсной 

основе по результатам сдачи вступительных экзаменов по следующим дисциплинам: 

- иностранный язык; 
- философия; 
- специальный предмет. 

Обучение аспирантов

 осуществляется на основе индивидуальных планов, которые 

разрабатываются  на  основе  программы  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16  
«Фтизиатрия».  

Аттестация аспирантов

 проводится два раза в год (промежуточная и ежегодная). 

Критерии  аттестации  аспирантов  регламентированы  положением  о  назначении 
повышенных стипендий аспирантам и утверждены Ученым советом ГБОУ ДПО РМАПО. 
Аспиранты, успешно прошедшие ежегодную аттестацию, переводятся на следующий год 
обучения. Аспиранты, не прошедшие аттестацию, подлежат отчислению. 

 

6.1. Общесистемные требования к реализации программы аспирантуры 

Академия  и  кафедра  Фтизиатрии  ГБОУ  ДПО  РМАПО,  осуществляющие 

реализацию  программы,  располагают  материально-технической  базой,  соответствующей 
действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех 
видов  дисциплинарной  и  междисциплинарной  подготовки,  практической  и  научно-
исследовательской  деятельности  обучающихся,  предусмотренных  учебным  планом 
подготовки аспиранта по специальности 14.01.16  «Фтизиатрия». 

Каждый  обучающийся  в  течение  всего  периода  обучения  обеспечен 

индивидуальным  неограниченным  доступом  к  одной  или  нескольким  электронно-
библиотечным  системам  (электронным  библиотекам)  и  к  электронной  информационно-
образовательной  среде  организации.  Электронно-библиотечная  система  (электронная 
библиотека)  и  электронная  информационно-образовательная  среда  обеспечивают 
возможность  доступа  обучающегося  из  любой  точки,  в  которой  имеется  доступ  к 
информационно-телекоммуникационной  сети  «Интернет»  (далее  -  сеть  «Интернет»),  и 
отвечающей техническим требованиям организации как на территории организации, так и 

вне ее. 

Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает: 
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик и к 

изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, 
указанным в рабочих программах; 

фиксацию  хода  образовательного  процесса,  результатов  промежуточной 

аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; 

проведение  всех  видов  занятий,  процедур  оценки  результатов  обучения, 

реализация  которых  предусмотрена  с  применением  электронного  обучения, 
дистанционных образовательных технологий; 

формирование  электронного  портфолио  обучающегося,  в  том  числе  сохранение 

работ  обучающегося,  рецензий  и  оценок  на  эти  работы  со  стороны  любых  участников 
образовательного процесса; 

взаимодействие  между  участниками  образовательного  процесса,  в  том  числе 

синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». 

Функционирование 

электронной 

информационно-образовательной 

среды 

обеспечивается  соответствующими  средствами  информационно-коммуникационных 
технологий  и  квалификацией  работников,  ее  использующих  и  поддерживающих. 
Функционирование  электронной  информационно-образовательной  среды  соответствует 
законодательству Российской Федерации

5

В  случае  реализации  программы  аспирантуры  в  сетевой  форме  требования  к 

реализации  программы  аспирантуры  обеспечиваются  совокупностью  ресурсов 
материально-технического  и  учебно-методического  обеспечения,  предоставляемого 
организациями, участвующими в реализации программы аспирантуры в сетевой форме. 

Организация  обеспечена  необходимым  комплектом  лицензионного  программного 

обеспечения  (состав  определяется  в  рабочих  программах  дисциплин  (модулей)  и 
подлежит ежегодному обновлению). 

Электронно-библиотечная  система  (электронная  библиотека)  и  электронная 

информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ не менее 25 
процентов обучающихся по программе аспирантуры. 

Обучающимся и научно-педагогическим работникам обеспечен доступ (удаленный 

доступ),  в  том  числе  в  случае  применения  электронного  обучения,  дистанционных 
образовательных  технологий,  к  современным  профессиональным  базам  данных  (в  том 
числе 

международным 

реферативным 

базам 

данных  научных 

изданий)  и 

информационным  справочным  системам,  состав  которых  определен  в  рабочих 
программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению. 

Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены 

электронными  и  (или)  печатными  образовательными  ресурсами  в  формах, 
адаптированных к ограничениям их здоровья. 

При  использовании  электронных  изданий  Академия  обеспечивает  каждого 

обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим  местом  в  компьютерном 
классе и/или библиотеке в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, включая выход 
в Интернет (http://www.rmapo.ru/quality-management/info.html). 

 

6.2. Требования к кадровым условиям реализации программы аспирантуры. 

                                                           

5

 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ  «Об информации,  информационных  технологиях  и о защите 

информации»  (собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2006,  №  31,  ст.  3448;  2010,  №  31,  ст. 
4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, 
ст. 3479; № 52, ст. 6961; № 52, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 
27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (собрание законодательства Российской Федерации, 2006, 
№ 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173; № 31, ст. 4196; № 
49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, 
№ 23, ст. 2927) 

В  реализации  программы  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16  

«Фтизиатрия»  принимают  участие  15  преподавателей,  в  том  числе  7  докторов  наук,  что 
составляет  46%  от  общего  количества  профессорско-преподавательского  состава, 
привлеченного  к  учебному  процессу,  8  кандидатов  наук  –  54%,  7  доцентов  –  46% 
(приложение № 7). 

Научный руководитель, назначенный обучающемуся, имеет ученую степень (в том 

числе  ученую  степень,  присвоенную  за  рубежом  и  признаваемую  в  Российской 
Федерации),  осуществляет  самостоятельную  научно-исследовательскую,  творческую 
деятельность  (участвует  в  осуществлении  такой  деятельности)  по  направленности 
(профилю)  подготовки,  имеет  публикации  по  результатам  указанной  научно-
исследовательской,  творческой  деятельности  в  ведущих  отечественных  и  (или) 
зарубежных  рецензируемых  научных  журналах  и  изданиях,  а  также  осуществляет 
апробацию результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на 
национальных и международных конференциях. 

Научное  руководство  аспирантами  и  соискателями  осуществляют    7

 

докторов 

медицинских наук по специальности 14.01.16 «Фтизиатрия», входящих в состав кафедры 
фтизиатрии ГБОУ ДПО РМАПО. 

                 

 

6.3. 

Требования  к  учебно-методическому  и  материально-техническому 

обеспечению программы аспирантуры.  

Российская  медицинская  академия  последипломного  образования  обеспечивает 

каждого 

аспиранта 

основной 

учебной 

и 

учебно-методической 

литературой, 

методическими  пособиями,  необходимыми  для  организации  образовательного  процесса 
по всем дисциплинам в соответствии с Федеральными государственными требованиями, 
паспортом  специальности  Высшей  аттестационной  комиссией  (далее 

  ВАК), 

программами  кандидатских  экзаменов,  программами  вступительных  экзаменов 
(http://www.rmapo.ru/profeducatoin/aspirant.html). 

Помещения  для  самостоятельной  работы  обучающихся  оснащены  компьютерной 

техникой  с  возможностью  подключения  к  сети  «Интернет»  и  обеспечены  доступом  в 
электронную информационно-образовательную среду организации. 

В  случае  применения  электронного  обучения,  дистанционных  образовательных 

технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными 
аналогами,  позволяющими  обучающимся  осваивать  умения  и  навыки,  предусмотренные 
профессиональной деятельностью. 

Материально-техническая база включает в себя:  
 

Номер 

аудитории 

Название 

аудитории 

Перечень оборудования 

Ул.Поликарпова 
д.10/12; 
Ул. 
Беломорская 
д.19/38 
 

Компьютерный 
класс 

17  компьютеров  обучающихся    и  1  компьютер 
преподавателя. 
Выход в интернет 

Малый презентационный комплекс

Установленное программное обеспечение: 
Операционная система Windows 7;  
Офисное приложение  Office Professional Plus 2007 
Russian 

Ул.Поликарпова 
д.10/12; 
Ул. 
Беломорская 
д.19/38. 
Ул.  Стромынка 

Лекционные  
аудитории, 
учебные комнаты 

Средний презентационный комплекс: 

Документ Камера: Aver Vision CP300. 
Проектор: Panasonic F200NT XGA. 
Экран для проектора: ScreenLine. 
1 компьютер преподавателя 
Kraft CoolMaster. 

Номер 

аудитории 

Название 

аудитории 

Перечень оборудования 

д.10, ауд. 1-4 
Ул.  Барболина 
д.3 

Выход в интернет 
Установленное программное обеспечение: 
Операционная система Windows 7 
Офисное приложение  Office Professional Plus 2007 
Russian 
Notebook 

Ул.  Стромынка 
д.10, аудит. 1-4, 
Ул.Барболина, 
д.3. 
 

Кафедра 
Фтизиатрии, 
учебные комнаты, 
лекционный зал 

4 компьютера  
Установленное программное обеспечение: 
Операционная система Windows 7 
Офисное приложение  Office Professional Plus 2007 
Russian  
Notebook. 
Научная  и  учебно-методическая  литература  по 
дисциплинам кафедры 

 

Учебные,  учебно-методические  и  иные  библиотечно-информационные  ресурсы 

обеспечивают  учебный  процесс  и  гарантируют  возможность  качественного  освоения 
аспирантом 

образовательной 

программы 

послевузовского 

профессионального 

образования. 

Академия  имеет  собственную  библиотеку,  удовлетворяющую  требованиям 

«Примерного  положения  о  формировании  фондов  библиотеки  высшего  учебного 
заведения»,  утвержденного  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской 
Федерации  от  27.04.2000  №  1246,  соответствует  «Минимальным  нормативам 
обеспеченности  высших  учебных  заведений  учебной  базой  в  части,  касающейся 
библиотечно-информационных  ресурсов»  (с  изм.  от  23.04.2008),  соответствует  
«Федеральным  требованиям  к  образовательным  учреждениям  в  части  минимальной 
оснащенности  учебного  процесса  и  оборудования  учебных  помещений»,  утвержденных 
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986, 
и  гарантирует  возможность  качественного  освоения  аспирантом  образовательной 
программы 

послевузовского 

профессионального 

образования 

по 

заявленной 

специальности; ФГОС ВО. 

Общий  фонд  библиотеки  насчитывает  78316  названий,  296471  экземпляр,  в  том 

числе  фонд  учебных  и  учебно-методических  изданий  57 850  названий,  141556 
экземпляров.  Количество  новой  (не  старше  5  лет)  учебно-методической  литературы 
составляет  113164  экземпляра  (80%  от  общего  фонда  учебной  литературы).    Объем 
основной учебной литературы с грифами Министерства образования и науки Российской 
Федерации,    Министерства  здравоохранения  и  социального  развития  Российской 
Федерации составляет  63% (по нормативам этот  показатель должен составлять не  менее 
60%  от  всего  библиотечного  фонда).  Количество  совокупного  библиотечного  фонда  на 
одного  обучающегося  составляет  167  экземпляров,  в  том  числе  51  наименование  на 
электронных носителях (237 электронных экземпляров).  

Обеспеченность 

дополнительной 

литературой 

составляет: 

справочно-

библиографические  издания  1750  названий,  5250  экземпляров;  специализированные 
периодические  издания  130  названий,  269  экземпляров;  общественно-политическая 
литература  542  наименования,  1100  изданий;  официальные  издания  –  95  наименований, 
170  изданий.  Научные  издания  представлены  монографиями,  статьями  из  научных 
сборников,  авторефератами  диссертаций,  общее  количество  которых  насчитывает  75749 
названий, 119497 экземпляров.  

Аспиранты  имеют  возможность  также  пользоваться  Центральной  научной 

медицинской  библиотекой  1  МГМУ  им.  И.М.Сеченова,  в  том  числе  электронным 
библиотечным абонементом библиотеки. 

Фонд  дополнительной  литературы  включает  основные  специализированные 

периодические  научные  издания,  внесенные  в  «Перечень  российских  рецензируемых 
научных  журналов»,  в  которых  должны  быть  опубликованы  основные  научные 
результаты  диссертаций  на  соискание  ученых  степеней  доктора  и  кандидата  наук, 
утвержденные  Высшей  аттестационной  комиссией  Министерства  образования  и  науки 
Российской Федерации, на которые оформляется систематическая подписка: 
1. Антибиотики и химиотерапия; 
2. Архив патологии; 
3. Вестник рентгенологии и радиологии; 
4. Вестник Российской академии медицинских наук; 
5. Вестник Российской академии наук; 
6. Вестник Российской Военно-медицинской академии;  
7. Туберкулёз и болезни лёгких. 
8. Туберкулез и социально значимые заболевания. 
 

Аспиранты имеют доступ к научным журналам, размещенным в ЭБС: 
Электронные научные журналы

1. Журнал «Туберкулёз и болезни лёгких». Режим доступа: (http://www.fiot.ru/press/?2990  
10.09.2012) 
2. 

Журнал 

«Проблемы 

туберкулёза». 

Режим 

доступа: 

(http://www.medlit.ru/medrus/prtub.htm 10.09.2012) 
3.  Международный  журнал  «Туберкулёз  и  болезни  легких».  Режим  доступа:      
(http://www.ingentaconnect.com/content/iuatld/ijtld) 
4. 

Журнал 

«Пульмонология» 

Режим 

доступа: 

(http://www.pulmonology.ru/magazine/archive/) 
 

Основные порталы по специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»

1.  Всемирная  организация  здравоохранения.  Туберкулёз.  Лечение  устойчивых  к 
препаратам 

форм. 

Международные 

программы. 

Режим 

доступа:                               

[http://www.who.int/tb/ru/ 10.09.2012] 
2. . Информация о туберкулёзе. Режим доступа: [http://tuberkulez.info 10.09.2012] 
3.  Информация  о  туберкулезе  медицинских  работников  и  пациентов.  Режим  доступа: 
[http://www.hpa.org.uk/Topics/InfectiousDiseases/InfectionsAZ/Tuberculosis/NationalKnowled
geServiceTB/TBInformationPortal/ 11.09.2012] 
4.  Информационный  ресурс  по  туберкулёзу  Американской  национальной  библиотеки. 
Режим доступа: [http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/tuberculosis.html 10.09.2012] 
5. Портал Московского Общества фтизиатров 
6.Портал Российского общества фтизиатров 
7.Сайт Московского научно0-практического Центра борьбы с туберкулезом  
Режим доступа :[ http://mnprbt.ru 

 
 
6.4. 

Требования к финансовому обеспечению программы аспирантуры

 

Финансовое  обеспечение  реализации  программы  аспирантуры  осуществляется  в 

объеме  не  ниже  установленных  Министерством  образования  и  науки  Российской 
Федерации  базовых  нормативных  затрат  на  оказание  государственной  услуги  в  сфере 
образования  для  данного  уровня  образования  и  направления  подготовки  с  учетом 
корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в 
соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных 

услуг  по  реализации  имеющих  государственную  аккредитацию  образовательных 
программ  высшего  образования  по  специальностям  и  направлениям  подготовки, 
утвержденной  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 
2.08.2013  № 638  (зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской  Федерации 
16.09.2013, регистрационный № 29967). 

 

7.  Документы,  подтверждающие  освоение  программы  аспирантуры  по  научной 
специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»

 

7.1.  Обучающимся, освоившим образовательные программы высшего образования 

−  программы  подготовки  научно-педагогических  кадров  в  аспирантуре  и  успешно 
прошедшим  итоговую  аттестацию,  выдается  документ  установленного  образца  -  диплом 
об окончании аспирантуры.  
 
 

 

 

Приложения 

Приложение 1  

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности                           

14.01.16 «Фтизиатрия» 

 

Рекомендуемый перечень вопросов для подготовки к вступительному экзамену: 

1.

 

Основные принципы  здравоохранения в Российской Федерации. 

2.

 

Санитарная  статистика  как  часть  государственного  статистического  наблюдения. 

Проблемы демографии. 
3.

 

Национальный проект «Здоровье». 

4.

 

Принципы  и  основные  направления  противотуберкулезной  работы  в  Российской 

Федерации. 
5.

 

Законодательство  Российской  Федерации  и  ведомственная  нормативно- 

методическая документация в области противотуберкулезной работы. 
6.

 

Группы  диспансерного  наблюдения  (далее  –  ДН)  и  диспансерного  учета  (далее  – 

ДУ).  Сроки  лечения  и  наблюдения.  Порядок  и  критерии  перевода  из  одной  группы 
диспансерного наблюдения в другую и снятия с диспансерного учета. 
7.

 

Порядок 

мониторинга 

туберкулеза. 

Подразделения 

мониторинга 

в 

противотуберкулезных  лечебно-профилактических  организациях  (далее  –  ЛПО). 
Организация  информационных  потоков.  Уровни  обработки  информации.  Федеральный 
закон «О защите персональной информации». 
8.

 

Порядок  мониторинга  по  национальному  проекту  «Здоровье»  в  части  борьбы  с 

туберкулезом. 
9.

 

Типы  противотуберкулезных  ЛПО  в  Российской  Федерации.  Их  примерная 

структура. 
10.

 

Организация работы противотуберкулезного диспансера. 

11.

 

Функция  врачебной  должности  фтизиатра  в  стационаре  и  в  амбулаторно-

поликлиническом звене. Распределение рабочего времени участкового фтизиатра. 
12.

 

Определение    потребности  в  противотуберкулезных  препаратах  (далее  –  ПТП), 

методика, порядок оформления заявки. 
13.

 

Характеристика  активного  и  пассивного  выявления  больных  туберкулезом. 

Соотношение  клинической  структуры,  смертности  и  причин  смертности  в  группах 
больных туберкулезом, выявленных активно и по обращаемости. 
14.

 

Лабораторная диагностика туберкулеза. 

15.

 

Метод 

флюорографии. 

Исторический 

аспект. 

Возможности 

цифровой 

флюорографии.  Сравнительная  характеристика  современных  флюорографов.  Лучевая 
нагрузка  при  флюорографическом  обследовании.  Нормативное  регулирование.  Нормы 
радиационной безопасности (далее – НРБ). 
16.

 

Кожные  пробы  в  активном  выявлении  больных  туберкулезом.  Сравнительная 

характеристика  пробы  Манту  с  2ТЕ  и  пробы  с  аллергеном  туберкулезным 
рекомбинантным. Проблемы и перспективы. 
17.

 

Иммунологическая 

диагностика 

в 

активном 

выявлении 

туберкулеза. 

Квантифероновый тест.  Скрининговые методы и лабораторные методики. 
18.

 

Организация раннего выявления больных туберкулезом среди взрослого населения 

путем флюорографических профилактических осмотров. 
19.

 

Группы  риска  по  заболеванию  туберкулезом  в  зависимости  от    профессии, 

социального положения и наличия других хронических заболеваний. 
20.

 

Выявление туберкулеза у детей и подростков. 

21.

 

Туберкулинодиагностика в выявлении заболевания туберкулезом и инфицирования 

микобактериями туберкулеза (МБТ)  у детей.  Сроки проведения. Методика проведения и 
критерии оценки результатов пробы. 

22.

 

Аллерген туберкулезный рекомбинантный в выявлении заболевания туберкулезом 

у детей. Показания. Методика проведения и критерии оценки результатов пробы. 
23.

 

Лучевые  методы  в  выявлении  заболевания  туберкулезом  у  подростков.  Выбор 

метода. 
24.

 

Методика 

анализа 

эпидемиологической 

ситуации. 

Эпидемиологические 

показатели. 
25.

 

Эпидемиологическая  ситуация  по  туберкулезу  в  России  в  двадцатом  и  начале 

двадцать первого столетия. 
26.

 

Этиология туберкулеза. 

27.

 

Формы  существования  МБТ.  Полиморфизм  и  изменчивость.  Рост  и  размножение 

МБТ. Вид паразитизма. 
28.

 

Краткая сравнительная характеристика нетуберкулезных микобактерий. 

29.

 

Генетические аспекты восприимчивости к туберкулезу. 

30.

 

Туберкулезное воспаление. Взаимодействие макрофаг - микобактерия туберкулеза. 

31.

 

Роль Т-лимфоцитов в противотуберкулезном иммунитете. 

32.

 

Патологоанатомическая характеристика туберкулезного воспаления. 

33.

 

Классификация туберкулеза и принципы формулирования диагноза. 

34.

 

Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. 

35.

 

Очаговый туберкулез легких. 

36.

 

Диссеминированный туберкулез легких. 

37.

 

Казеозная пневмония легких. 

38.

 

Туберкулема легких. 

39.

 

Кавернозный и фиброзно-кавернозный туберкулез легких. 

40.

 

Цирротический туберкулез легких. 

41.

 

Туберкулезный плеврит. 

42.

 

Туберкулез верхних дыхательных путей, трахеи и бронхов. 

43.

 

Туберкулез  органов  дыхания,  комбинированный  с  пылевыми  заболеваниями 

легких. 
44.

 

Осложнения туберкулеза органов дыхания. Виды и формы. 

45.

 

Остаточные изменения туберкулеза органов дыхания. 

46.

 

Ранние и поздние рецидивы. Рецидив и реактивация туберкулезного процесса. 

47.

 

Туберкулез костей и суставов. 

48.

 

Туберкулез органов мочеполовой системы. 

49.

 

Туберкулез половых органов. 

50.

 

Туберкулез периферических лимфатических узлов. 

51.

 

Абдоминальный туберкулез. 

52.

 

Редкие локализации поражения туберкулезом органов пищеварения. 

53.

 

Туберкулез глаз.  

54.

 

Туберкулезный перикардит. 

55.

 

Туберкулез кожи. 

56.

 

Туберкулез эндокринной системы. 

57.

 

Эпидемиология туберкулеза в детско-подростковой группе населения. 

58.

 

Понятие о группах риска детей и подростков по туберкулезу. 

59.

 

Контингенты, состоящие под диспансерным наблюдением (группы III,  IV, VI ДУ, 

факторы и условия, определяющие вероятность развития заболевания). 
60.

 

Профилактика, выявление, клинические формы туберкулеза, противотуберкулезная 

работа  среди детей и подростков. 
61.

 

Иммунопрофилактика  туберкулеза  –  основные  положения  (основы  формирования 

приобретенного  иммунитета,  основные  свойства  противотуберкулезных  вакцин, 
отечественные противотуберкулезные вакцины). 
62.

 

Юридические аспекты вакцинации. 

63.

 

Туберкулинодиагностика (исторический аспект, цель, методика проведения, оценка 

результата пробы). 
64.

 

Применение аллергена туберкулезного рекомбинантного (Диаскинтеста).  

65.

 

Клинические формы туберкулеза у детей и подростков. 

66.

 

Внелегочный  туберкулёз  у  детей  и  подростков  (эпидемиология,  общие  принципы 

организации  выявления  –  взаимосвязь  с  ЛПО  общей  сети;  организация  диспансерного 
наблюдения и стационарной помощи). 
67.

 

Особенности туберкулеза у детей  разных возрастных групп и подростков. 

68.

 

Особенности  выявления  туберкулеза  у  детей  и  подростков  (роль  кожных 

диагностических  проб,  флюорографии).  Взаимосвязь  с  ЛПО  общей  сети  по  вопросам 
выявления туберкулеза при обращении за медицинской помощью. 
69.

 

Клинические, инструментальные, функциональные методы исследования. 

70.

 

Лучевые методы в диагностике туберкулеза. 

71.

 

Рентгенологические симптомы и синдромы. 

72.

 

Рентгенологические методы в диагностике туберкулеза внелегочных локализаций. 

73.

 

Лабораторная диагностика в обследовании больных туберкулезом. 

74.

 

Забор биологического материала (мокрота, кровь, моча, спинномозговая жидкость, 

ткани) их транспортировка и хранение. 
75.

 

Световая и люминесцентная бактериоскопия. Цифровые методы. 

76.

 

Культуральные  исследования.  Исследования  на  твердых  и  жидких  средах. 

Исследование  лекарственной устойчивости. 
77.

 

Молекулярно-биологические  методы  идентификации  микобактерий  туберкулеза  и 

определение  их  лекарственной  устойчивости.  Биочипы  и    полимеразно-цепная  реакция. 
Видовая и штаммовая идентификация. 
78.

 

Иммунологические методы идентификации микобактерий туберкулеза. 

79.

 

Общий  анализ  крови. Биохимический  анализ  крови.  Исследования  свертывающей 

системы крови. Анализ газов крови. 
80.

 

Исследования иммунологического статуса при заболевании туберкулезом. 

81.

 

Ультразвуковые  методы  в  диагностике  туберкулеза.  Принцип  метода.  Основные 

показания. 
82.

 

Исследование функции внешнего дыхания. 

83.

 

Кожные пробы в диагностике туберкулеза. 

84.

 

Проба Манту. 

85.

 

Внутрикожная проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным. 

86.

 

Инвазивные и инструментальные методы исследования в диагностике туберкулеза. 

87.

 

Направления профилактики в комплексе противотуберкулезных мероприятий. 

88.

 

Первичная, медико-социальная профилактика туберкулеза. 

89.

 

Вторичная  профилактика,  раннее  выявление  и  своевременное  адекватное  лечение 

заболеваний. 
90.

 

Третичная  профилактика.  Профилактика  обострений  заболеваний  и  рецидивов. 

Медико-социальная реабилитация. Роль медико-социальной экспертизы. 
91.

 

Законодательство  Российской  Федерации  и  ведомственная  нормативная  база 

профилактической работы в здравоохранении. 
92.

 

Противотуберкулезная  вакцинация  как  фактор  повышения  адаптационного 

потенциала населения путем его иммунизации. 
93.

 

Определение и классификация очагов туберкулезной инфекции. 

94.

 

Основные принципы лечения и реабилитации больных туберкулезом. 

95.

 

Стандартные  и  индивидуальные  режимы  химиотерапии  как  основной  компонент 

лечения больных туберкулезом. 
96.

 

Показания  к  индивидуальному  подходу  и  исключительность  его  применения. 

Наличие  противопоказаний  к  приему  отдельных  химиопрепаратов.  Роль  ВКК  в 
назначении индивидуального режима химиотерапии. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..