Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 16

 

 

№ 

Наименование раздела дисциплины 

Виды учебной работы (час) 

Оценочные

средства 

Л 

Сем  ПЗ 

СР 

всего 

4.

 

 

Очаговый туберкулез легких 

10 

21 

 

5.

 

 

Инфильтративный туберкулез легких.                                                              

18 

10 

37 

 

6.

 

 

Туберкуломы 

12 

10 

31 

 

7.

 

 

Кавернозный   туберкулез легких 

12 

10 

27 

 

8.

 

 

Фиброзно-кавернозный туберкулез легких  1 

18 

10 

37 

 

9.

 

 

Казеозная пневмония. 

18 

10 

37 

 

10.

 

 

Цирротический туберкулез легких 

10 

21 

 

11.

 

 

Туберкулезный плеврит 

12 

10 

28 

 

12.

 

 

Туберкулез верхних дыхательных путей 

10 

23 

 

1.1.5 

Модуль  5. Туберкулез в сочетании с 
другими заболеваниями 

28 

62 

48 

144 

 

1.

 

 

Тема 1. Туберкулез и хронический бронхит  1 

13 

 

2.

 

 

Тема 2. Туберкулез и бронхиальная астма 

13 

 

3.

 

 

Тема 3. Туберкулез и рак легкого   

13 

 

4.

 

 

Тема 4.Туберкулез и сердечно – 
сосудистыезаболевания 

 

11 

 

5.

 

 

Тема 5. Туберкулез и заболевания органов 
пищеварения 

 

14 

 

6.

 

 

Тема 6. Туберкулез и сахарный диабет 

 

16 

 

7.

 

 

Тема 7. Туберкулез и психические 
заболевания 

 

16 

 

8.

 

 

Тема 8. Туберкулез, алкоголизм и 
наркомания. Туберкулез кожи   

 

16 

 

9.

 

 

Тема 9. Туберкулез и ВИЧ-инфекция 

16 

 

10.

 

 

Тема 10. Туберкулез и беременность 

 

16 

 

1.1.6 

Модуль 6.  Внелегочной туберкулез у 
взрослых детей и подростков 

28 

62 

48 

144 

1.

 

 

Тема 1.Мочеполовой туберкулез у 
взрослых, детей и подростков 

12 

10 

28 

 

2.

 

 

Тема 2. Костно-суставной туберкулез у 
взрослых, детей и подростков 

14 

28 

 

3.

 

 

Тема3.Туберкулез периферических 
лимфатических узлов у взрослых, детей и 
подростков 

 

16 

 

4.

 

 

Тема 4. Абдоминальный туберкулез у 
взрослых, детей и подростков 

 

16 

 

5.

 

 

Тема 5. Туберкулез женских половых 
органов разных возрастных групп 

 

16 

 

6.

 

 

Тема 6.Туберкулез мозговых оболочек и 
центральной нервной системы у взрослых, 
детей и подростков 

14 

28 

 

7.

 

 

Тема 7. Туберкулез кожи и подкожной 
клетчатки 

 

12 

 

1.1.7 

Модуль 7. Лечение туберкулеза 

16 

40 

64 

60 

180 

 

№ 

Наименование раздела дисциплины 

Виды учебной работы (час) 

Оценочные

средства 

Л 

Сем  ПЗ 

СР 

всего 

1.

 

 

Тема 1

.  Принципы лечения больных 

туберкулезом

 

10 

16 

15 

45 

 

2.

 

 

Тема 2. Химиотерапия 

10 

16 

15 

45 

 

3.

 

 

Тема3. Патогенетическое лечение 

10 

16 

15 

45 

 

4.

 

 

Тема 4. Коллапсотерапия и хирургические 
методы лечения туберкулеза органов 
дыхания 

10 

16 

15 

45 

 

 

ИТОГО: 

66 

260 

466 

396 

1188 

 

 

6.2. Распределение лекций 

п/№  Наименование тем лекций 

Объем  

в часах 

1. 

История  развития  фтизиатрии  в  России  и  мире.  Законодательные  и 
регламентирующие документы в разделе противотуберкулезных мероприятий. 

2. 

Вопросы эпидемиологии туберкулеза.  

3. 

Обзор  основных  показателей,  отражающих    эпидемическую  ситуацию  по 
туберкулезу в России и мире  

4. 

Организация противотуберкулезной помощи населению 

5. 

Основные методы выявления туберкулеза. 

6. 

Туберкулез  у  детей  и  подростков:  особенности  течения,  рентгеноло-
гическая характеристика. 

7. 

Осложненное течение клинических форм первичного туберкулеза 

8. 

Диссеминированный туберкулез легких: клиника, лечение. 

9. 

Очаговый  туберкулез  легких:  критерии  активности.  Дифференциальная 
диагностика. 

10. 

Инфильтративный  туберкулез  легких:  патоморфология,  клиника, 
течение, дифф. диагностика. 

11. 

Туберкулемы  легких:  патоморфология,  клиника,  течение,  дифф. 
диагностика. 

12. 

Кавернозный. 

Фиброзно-кавернозный 

туберкулез 

легких. 

Цирротическийтуберкулез легких. 

2  

13. 

Туберкулез  верхних  дыхательных  путей:  трахеи,  бронхов.  Плеврит 
туберкулезной этиологии. 

14. 

Туберкулез в сочетании с другими заболеваниями: Туберкулез и ХОБЛ, 
Туберкулез  и  сахарный  диабет,  туберкулез  в  сочетании  с  психическими   
заболеваниями и т.д. 

15. 

Внелегочные  формы  туберкулеза:  туберкулез  органов  мочеполовой 
системы, костно-суставной туберкулез и другие локализации. 

16. 

Туберкулезный менингит: клиника, диагностика, лечение.  

17. 

Основные принципы лечения больных туберкулезом 

18. 

Химиотерапия – этиотропное лечение туберкулеза 

19. 

Патогенетическая терапия туберкулеза: показания, эффективность. 

20. 

Коллапсотерапия туберкулеза: показания и техника наложения ИПП. 

21. 

Диссеминированные  поражения  легких  при  системных  и  генерали-
зованных заболеваниях 

п/№  Наименование тем лекций 

Объем  

в часах 

22. 

Антибактериальная  и  химиотерапия  туберкулеза:  классификация 
препаратов, эффективность, осложнения. 

23. 

Хирургические методы в лечении туберкулеза 

24. 

Спонтанный   пневмоторакс:   этиология, клиника, лечение. 
Легочные кровотечения. 

25. 

ВИЧ-инфекция. СПИД. 

26. 

Вирусный гепатит В, С.  

27. 

Токсические поражения печени 

28. 

Неотложные  состояния  и  интенсивная  терапия  при  туберкулезе  органов 
дыхания и его осложнениях. 

29. 

Экспертиза трудоспособности при заболеваниях легких 

30. 

Пути профилактики туберкулеза 

 

ИТОГО (всего – 66  часов) 

66 

 

6.3. Распределение тем практических занятий: 

п/№  Наименование тем практических занятий 

Объем в часах 

1. 

Эпидемиология туберкулеза 

12 

2. 

Организация противотуберкулезной помощи населению 

3. 

Флюорография – основной метод своевременной диагностики 
туберкулеза у взрослых.  Туберкулинодиагностика у детей. 

4. 

Лабораторные методы диагностики туберкулеза 

5. 

Туберкулинодиагностика 

6. 

Роль эндоскопических, функциональных методов в диагностике 
туберкулеза. Биопсия. 

7. 

Клинические формы первичного туберкулеза 

8. 

Диссеминированный туберкулез легких у детей и взрослых. 

9. 

Очаговый туберкулез легких,  клиника, диагностика. 

10. 

Инфильтративный туберкулез легких. Особенности нижне-долевой 
локализации инфильтративного туберкулеза. 

10 

11. 

Туберкуломы.  Дифференциальная диагностика округлых 
образований в легких. 

10 

12. 

Кавернозный, фиброзно-кавернозный, цирротический туберкулез легких. 

13. 

Туберкулезный плеврит. Эмпиема плевры. 

10 

14. 

Туберкулез верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов. 
Бронхоскопия, как метод диагностики в туберкулезе. 

15. 

Туберкулез  и хронический бронхит. Бронхиальная астма и туберкулез 

16. 

Туберкулез легких и заболевания желудочно-кишечного тракта. 

17. 

Туберкулез и сахарный диабет. 

18. 

Туберкулез органов дыхания в сочетании с раком легкого 

19. 

Туберкулез органов дыхания у беременных 

20. 

Туберкулез на фоне психических заболеваний, алкоголизма, наркомании 

21. 

 Туберкулез мочеполовой системы. 

п/№  Наименование тем практических занятий 

Объем в часах 

22. 

Туберкулез костей и суставов. 

23. 

Туберкулез периферических лимфатических узлов у взрослых, 
детей и подростков 

24. 

Абдоминальный туберкулез. 

25. 

Туберкулез женских половых органов  разных возрастных групп 

26. 

Туберкулез кожи и подкожной клетчатки  

27. 

Туберкулезный менингит у детей. 

28. 

Дифференциальная диагностика  туберкулезного менингита с опу-
холью мозга и нарушением мозгового кровообращения 

10 

29. 

Основы комплексного лечения больных туберкулезом. 

12 

30. 

Организация лечения больных с впервые выявленным туберкулезом 
легких. 

31. 

Коллапсотерапия и патогенетические методы  лечения. 

32. 

Муковисцидоз 

33. 

Дифференциальная   диагностика  туберкулеза с неспецифическими 
пневмониями. 

34. 

Дифференциальная диагностика полостных образований легких. 

35. 

Микозы 

36. 

Спонтанный пневмоторакс,  амилоидоз, кровохарканье. 

37. 

Статистика в туберкулезе. 

38. 

Хирургические методы в лечении туберкулеза 

39 

Дифференциальная диагностика диссеминированного поражения  
легких  в рентгенологическом аспекте. 

10 

40. 

Дифференциальная диагностика заболеваний плевры 

41. 

Комбинированная химиотерапия и ее роль. 

10 

42. 

Факторы определяющие частоту и скорость развития лекарственной 
устойчивости микобактерий. 

43. 

Лабораторные критерии лекарственной устойчивости микобактерий 
к различным химиопрепаратам. 

44. 

Хроническое легочное сердце. 

45. 

Патофизиологические расстройства при туберкулезе. 

46. 

Патогенез  туберкулеза с позиций новой иммунологии. Основы 
иммунологии и особенности иммунного ответа при туберкулезе.  

47. 

Патоморфология и патоморфоз туберкулеза. Классификация. 

48. 

Диспансерный  метод в противотуберкулезных мероприятиях. 

49. 

ВИЧ-инфекция как фактор риска по заболеванию туберкулезом 

50. 

Вирусные гепатиты 

51. 

Внутрибольничные инфекции 

52. 

Токсические поражения печени 

10 

53. 

Хронический панкреатит 

10 

54. 

Работа специализированной МСЭ. 

16 

55. 

Экспертиза трудоспособности при заболеваниях легких 

12 

п/№  Наименование тем практических занятий 

Объем в часах 

56. 

Роль учреждений ПМСП в организации раннего выявления больного 
туберкулезом 

16 

57. 

Пути профилактики туберкулеза 

16 

58. 

Саркоидоз.  

12 

59. 

Силикоз и силикотуберкулез: клиника, течение, рентгенологическая 
картина.  

12 

60. 

Пневмокониозы 

10 

61. 

ХОБЛ 

16 

 

ИТОГО (всего – 466  часов) 

466 

 

6.4. Распределение тем семинаров: 

п/№  Наименование тем семинаров 

Объем в часах 

1. 

История фтизиатрии 

2. 

Теоретические основы туберкулеза 

3. 

Эпидемиология туберкулеза 

4. 

Организация противотуберкулезной помощи населению 

5. 

Флюорография – основной метод своевременной диагностики 
туберкулеза у взрослых.  Туберкулинодиагностика у детей. 

6. 

Лабораторные методы диагностики туберкулеза 

7. 

Туберкулинодиагностика 

8. 

Роль эндоскопических, функциональных методов в диагностике 
туберкулеза. Биопсия. 

9. 

Клинические формы первичного туберкулеза 

10. 

Диссеминированный туберкулез легких у детей и взрослых. 

11. 

Очаговый туберкулез легких,  клиника, диагностика. 

12. 

Инфильтративный туберкулез легких. Особенности нижне-долевой 
локализации инфильтративного туберкулеза. 

13. 

Туберкуломы.  Дифференциальная диагностика округлых 
образований в легких. 

14. 

Кавернозный, фиброзно-кавернозный, цирротический туберкулез 
легких. 

15. 

Туберкулезный плеврит. Эмпиема плевры. 

16. 

Туберкулез верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов. 
Бронхоскопия, как метод диагностики в туберкулезе. 

17. 

Туберкулез  и хронический бронхит. Бронхиальная астма и туберкулез 

18. 

Туберкулез легких и заболевания желудочно-кишечного тракта. 

19. 

Туберкулез и сахарный диабет. 

20. 

Туберкулез органов дыхания в сочетании с раком легкого 

21. 

Туберкулез органов дыхания у беременных 

22. 

Туберкулез на фоне психических заболеваний, алкоголизма, 
наркомании 

23. 

 Туберкулез мочеполовой системы. 

п/№  Наименование тем семинаров 

Объем в часах 

24. 

Туберкулез костей и суставов. 

25. 

Туберкулез периферических лимфатических узлов у взрослых, детей 
и подростков 

26. 

Абдоминальный туберкулез. 

27. 

Туберкулез женских половых органов  разных возрастных групп 

28. 

Туберкулез кожи и подкожной клетчатки  

29. 

Туберкулезный менингит у детей. 

30. 

Дифференциальная диагностика туберкулезного менингита с опухо-
лью мозга и нарушением мозгового кровообращения 

31. 

Основы комплексного лечения больных туберкулезом. 

32. 

Организация лечения больных с впервые выявленным туберкулезом 
легких. 

33. 

Коллапсотерапия и патогенетические методы  лечения. 

34. 

Муковисцидоз 

35. 

Дифференциальная   диагностика  туберкулеза с неспецифическими 
пневмониями. 

36. 

Дифференциальная диагностика полостных образований легких. 

37. 

Микозы 

38. 

Дифференциальная диагностика диссеминированного поражения  
легких  в рентгенологическом аспекте. 

39. 

Дифференциальная диагностика заболеваний плевры 

40. 

Комбинированная химиотерапия  - цели и задачи. 

41. 

Факторы определяющие частоту и скорость развития лекарственной 
устойчивости микобактерий. 

42. 

Лабораторные критерии лекарственной устойчивости микобактерий 
к различным химиопрепаратам. 

43. 

Хроническое легочное сердце. 

44. 

Патофизиологические расстройства при туберкулезе. 

45. 

Патогенез  туберкулеза с позиций новой иммунологии. Основы 
иммунологии и особенности иммунного ответа при туберкулезе.  

46. 

Патоморфология и патоморфоз туберкулеза. Классификация. 

47. 

Диспансерный  метод в противотуберкулезных мероприятиях. 

48 

ВИЧ-инфекция как фактор риска по заболеванию туберкулезом 

49. 

Вирусные гепатиты 

48. 

Внутрибольничные инфекции 

49. 

Токсические поражения печени 

50. 

Хронический панкреатит 

51. 

Работа специализированной МСЭ. 

52. 

Экспертиза трудоспособности при заболеваниях легких 

53. 

Роль учреждений ПМСП в организации раннего выявления 
больного туберкулезом 

54. 

Пути профилактики туберкулеза 

п/№  Наименование тем семинаров 

Объем в часах 

55. 

Саркоидоз.  

56. 

Силикоз и силикотуберкулез: клиника, течение, рентгенологическая 
картина.  

57. 

Пневмокониозы 

58. 

ХОБЛ 

 

ИТОГО (всего – 260  часов) 

260 

 

6.5. Распределение самостоятельной работы ординатора 

п/№  Наименование вида СР 

Объем в часах 

1.

 

 

Модуль 1.Осложнения туберкулеза органов дыхания  

Тема 1. Легочное кровотечение – дежурство в течение 10 дней 

60 часов 

2.

 

 

Модуль 2.  Туберкулез у детей и подростков  

Тема 1. Первичная туберкулезная интоксикация у детей и подростков

 

36 часов 

3.

 

 

Модуль 3.  Туберкулез у детей и подростков  

Тема 2.  Туберкулез органов дыхания у детей и подростков

 

36 часов 

4.

 

 

Модуль 2.  Туберкулез у детей и подростков  

Тема 3. Туберкулезный менингит у детей 

30 часов 

5.

 

 Моделирование ситуации больного ребенка, подростка с последующим 
оказанием поэтапной врачебной помощи в форме интерактивного диалога 
с использованием обучающих задач с программным обеспечением ПК 

40 часов 

6.

 

 Моделирование ситуации неотложного состояния больного при 
осложнениях туберкулеза с последующим оказанием первой 
доврачебной и врачебной помощи в форме интерактивного диалога 
с использованием обучающих задач с программным обеспечением ПК 

46 часов 

7.

 

 Рефераты 

50 часов 

8.

 

 Работа с электронными образовательными ресурсами 

64 часа 

9.

 

 Эссе о профессии 

34 часа 

 

ИТОГО (всего – 396 часов) 

396 

 
 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

Список литературы. 

Основная 

1.

 

Перельман М. И. Фтизиатрия: учеб. / М. И. Перельман.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 
446 с.  

2.

 

Перельман М. И. Фтизиатрия: учеб. [Электронный ресурс] / М. И. Перельман. – М.: 
ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 446 с.- Режим доступа: (www.studentlibrary.ru) (ЭБС 
«Консультант студента») 

3.

 

Фтизиопульмонология: учебник [Электронный ресурс] / Мишин В.Ю., Григорьев 
Ю.Г., Митронин А.В. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 504 с. - Режим доступа: 
(www.studentlibrary.ru) (ЭБС «Консультант студента») 

Дополнительная литература  

1.

 

Александрова А.В. Рентгенологическая диагностика туберкулеза органов дыхания. / 
А.В.Александрова.- М.:Медицина,1983. 

2.

 

Болезни  органов  дыхания:  руководство  для  врачей:  в  4  т.  /под  ред.Н.Р.Палеева.-
М:Медицина,1989. 

3.

 

Внелегочной  туберкулез:  руководство  для  врачей.  /под  ред.  А.В.Васильева.-

СПб:Фолиант, 2000. 

4.

 

Розенштраух  Л.С.  Дифференциальная  рентгенодиагностика  заболеваний  органов 
дыхания и средостения: руководство для врачей: в 2 т.- М.:Медицина,1991. 

5.

 

Туберкулез: учебное пособие /под ред. Н.А.Васильева.-М.:Медицина,1990. 

6.

 

Туберкулез  у  детей  и  подростков:  учебное  пособие  /под.  ред.  В.А.  Аксеновой.-
М.:ГЭОТАР – Медиа,2007. 

7.

 

Фтизиатрия:  национальное  руководство  /под  ред.  М.И.Перельмана.-М.:  ГЭОТАР  – 
Медиа,2007. 

 

Законодательные и нормативно-правовые документы, гарантирующие   

противотуберкулезную помощь населению РФ 

1.

 

Закон  Российской  Федерации  от  18.06.01  №77-ФЗ  «О  предупреждении 
распространения туберкулеза в Российской Федерации»; 

2.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.01 № 892 «О реализации 
закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»; 

3.

 

Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 
22.04.2003  г.  №  62  «О  введении  в  действие  санитарно-эпидемиологических  правил 
СП.3.1. I295 -03»; 

4.

 

Приказ  Минздрава  России  от  23.05.03  №109  «О  совершенствовании 
противотуберкулезных мероприятий  в Российской Федерации». 

5.

 

29 декабря  2010 года издан Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении Порядка 
оказания  медицинской  помощи  больным  туберкулезом  в  РФ».    Зарегистрирован  в 
Минюсте  РФ  31.01.2011  г.  №  19640  «Порядок  оказания  медицинской 
помощибольным туберкулезом в Российской Федерации» 

(с полной версией нормативных документов можно познакомиться на сайте skkptd.com)

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 

Курс  туберкулеза  располагает  пятью  учебными  комнатами  для  проведения 

практических  и  семинарских  занятий  со  студентами,  компьютерным  классом.  Учебные 
комнаты  оснащены  негатоскопами  для  чтения  рентгенограмм,  демонстрационными 
таблицами, ситуационными задачами, а также тестовыми заданиями по изучаемым темам, 
рентгенограммами в достаточном количестве  для разбора по изучаемым темам.  
Преподавание проводят: 
Профессор кафедры, доктор медициских наук - 1; 
Ассистенты кандидаты медицинских наук – 3; 

 

Перечень материально технического обеспечения: 

1.

 

Таблицы. 

2.

 

Муляжи. 

3.

 

Патологоанатомические препараты. 

4.

 

Диафильмы. 

5.

 

Наборы флюорограмм. 

6.

 

Наборы рентгенограмм. 

7.

 

Карты программированного контроля. 

8.

 

Наборы клинических задач. 

9.

 

Методические разработки . 

10.

 

Методические указания и инструкции МЗ РФ по туберкулезу: 

11.

 

Приказ  №  109  от  21.03.2003  г.  «О  совершенствовании  противотубекулезных 
мероприятий в Российской Федерации». 

12.

 

ЭВМ для обучения и контроля знаний. 

13.

 

Программы для ЭВМ по темам: кровотечения; первичный и вторичный туберкулез. 

14.

 

Аппарат для дачи кислорода тяжелым больным. 

15.

 

Компрессорные ингаляторы – индивидуальные. 

16.

 

Аппарат для наложения пневмоперитонеума и пневмоторакса. 

17.

 

Кварцевые лампы. 

                                              

9. Фонд оценочных средств

Оценочные средства 

После окончания каждого этапа программы и в процессе обучения именяются 
различные формы контроля (тестовый зачет, дифференцированный зачет, вопросы 

для самоконтроля).Тестовый контроль и ситуационные задачи распределены по модулям. 

Вопросы для собеседования  

по дисциплине ФТИЗИАТРИЯ 

 
1.

 

Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие 
деятельность органов и учреждений  здравоохранения, правовые вопросы. 

2.

 

Организация фтизиатрической службы в стране. 

3.

 

Социальные и эпидемиологические условия для развития заболеваемости туберкулезом. 

4.

 

Фактор риска заболевания туберкулезом. 

5.

 

Эпидемиология туберкулеза в России и Ставропольском крае. 

6.

 

Организация противоэпидемиологических мероприятий при туберкулезе. 

7.

 

Возбудитель туберкулеза, его биологические свойства, средства выявления и культивации. 

8.

 

Патогенез и патоморфология туберкулеза. 

9.

 

Состояние иммунной системы при туберкулезе. 

10.

 

Патофизиологические нарушения дыхания, возникающие при специфическом инфекционном процессе. 

11.

 

Методы клинического, лабораторного, функционального обследования больных туберкулезом. 

12.

 

Методика рентгенологического  обследования органов грудной клетки. 

13.

 

Показания к бронхоскопии и биопсии при заболевании туберкулезом и другой 
патологии органов дыхания. 

14.

 

Клиническая классификация туберкулеза. Остаточные изменения после 
перенесенного туберкулеза. 

15.

 

Клиническая и рентгенологическая семиотика основных форм туберкулеза органов 
дыхания и заболеваний органов дыханий, сходных с туберкулезом. 

16.

 

Клиническая и рентгенологическая семиотика основных форм внелегочного туберкулеза: 
мочеполового и костно-суставного. 

17.

 

Осложнения туберкулеза органов дыхания и меры их  предупреждения. 

18.

 

Туберкулез у детей и  подростков, особенности клиники и течения. 

19.

 

Раннее выявление туберкулеза у детей и подростков. 

20.

 

Профилактика туберкулеза у детей и подростков. 

21.

 

Клиника и диагностика внелегочных форм туберкулеза: периферических и 
мезентериальных лимфатических узлов, кожи, глаз. 

22.

 

Туберкулез ЦНС. Клиника и диагностика. 

23.

 

Неотложная помощь, применяемая при угрожающих состояниях в клинике туберкулеза. 

24.

 

Принципы и методы комплексной терапии туберкулеза. 

25.

 

Методы и средства патогенетической терапии. 

26.

 

Фармакодинамика противотуберкулезных препаратов. Побочные реакции, меры их 
профилактики и лечения. 

27.

 

Показания  и принципы санаторного лечения больных туберкулезом. 

28.

 

Показания к хирургическому лечению больных туберкулезом. 

29.

 

ВТЭК при туберкулезе. 

30.

 

Специфическая и неспецифическая профилактика туберкулеза. 

31.

 

Работа фтизиатра в очаге туберкулезной инфекции. 

32.

 

Основы диспансеризации больных туберкулезом. Группы диспансерного учета больных. 

33.

 

Задачи  противотуберкулезной пропаганды и методы санитарного просвещения. 

34.

 

Группа риска по туберкулезу среди взрослых и детей. Работа участкового терапевта 
и педиатра по раннему выявлению туберкулеза в группе риска. 

35.

 

Первичный туберкулез у взрослых. Клиника, диагностика и диф. диагностика 
(саркоидоз, опухоли и кисты средостения). 

36.

 

Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов у детей и  подростков. Клиника,  диагностика 
и диф. диагностика (лимфогрануломатоз, опухоли средостения, кисты средостения). 

37.

 

Первичный туберкулезный комплекс. Клиника, диагностика и диф. диагностика с 
острой, затяжной, хронической пневмониями. 

38.

 

Очаговый туберкулез легких. Клиника, диагностика и диф.диагностика (очаговая 
пневмония, метастазы опухолей в легких). 

39.

 

Диссеминированный туберкулез. Классификация по вариантам течения, морфологической картине. 

40.

 

Острый диссеминированный туберкулез. Клиника, диагностика и диф. диагностика 
(саркоидоз, коллагенозы, милиарныйкарценоматоз). 

41.

 

Диссеминированные поражения легких:  узелковый периартериит, синдром Гудпасчера, 
синдромВегенера, системная красная волчанка, саркоидоз,  идиопатический 
фиброзирующийальвеолит, экзогенный аллергический альвеолит. Принципы 
диагностики. 

42.

 

Подострый и хронический диссеминированный туберкулез легких. Клиника, диагностика. 
Осложнения. Мероприятия по предупреждению осложнений, неотложная помощь. 

43.

 

Дифференциальная диагностика подострого и хронического  
диссеминированноготуберкулеза легких (хроническая пневмония, хронический 
бронхит, микобактериозы, метастатические опухоли легких и др.) 

44.

 

Инфильтративный туберкулез легких. Клиника, рентгенологическая картина. 
Диагностика.диф. диагностика: острая пневмония, острый абсцесс легкого, рак легкого. 

45.

 

Казеозная пневмония.  Клиника,  диагностика, диф.диагностика: крупозная 
пневмония, острая деструктивная пневмония, рак легкого. 

46.

 

Туберкулома. Клиника, диагностика, диф.диагностика (доброкачественные опухоли, 
периферическая форма рака легкого, аспергиллома, заполненная киста легкого. 

47.

 

Кавернозный и фиброзно-кавернозный туберкулез легких. Клиника, диагностика, 
диф.диагностика (хронический абсцесс легкого, поликистоз и другие пороки 
развития). 

48.

 

Туберкулезный плеврит. Клиника, диагностика, диф.диагностика с плевритами 
опухолевой, воспалительной и другой природы. 

49.

 

Туберкулез гортани,  трахеи,  бронхов. Клиника, диагностика. Бронхологическое 
исследование. Диф.диагностика (опухоли доброкачественные, злокачественные, 
хронический бронхит). 

50.

 

Туберкулез ЦНС. Клиника, диагностика, диф. диагностика: серозный менингит, 
гнойный менингит, опухоли головного мозга, абсцесс мозга. 

51.

 

Лечение туберкулеза. Дозировка препаратов. Методы введения. Продолжительность курса 
стационарной химиотерапии в  зависимости от клинических форм туберкулеза и фазы процесса. 

52.

 

Рациональные комбинации АБП на различных этапах лечения больных туберкулезом. 

53.

 

Показания к хирургическому лечению больных туберкулезом  органов дыхания.  
Методы хирургического лечения. Коллапсотерапия. Показания и противопоказания. 

 
 

Критерии оценки: 
Оценка  «отлично» 

выставляется  ординатору  если  он  глубоко  и  прочно  усвоил 

программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его 
излагает,  умеет  тесно  связывать  теорию  с  практикой,  свободно  справляется  с  задачами, 
вопросами  и  другими  видами  применения  знаний,  не  затрудняется  с  ответом  при 

видоизменении  заданий,  использует  в  ответе  материал  монографической  литературы, 
правильно  обосновывает  принятое  решение,  владеет  разносторонними  навыками  и 
приемами выполнения практических задач.  

Оценка «хорошо»

выставляется ординатору если он твердо знает материал, грамотно и по 

существу  излагает  его,  не  допуская  существенных  неточностей  в  ответе  на  вопрос, 
правильно  применяет  теоретические  положения  при  решении  практических  вопросов  и 
задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.  

Оценка  «удовлетворительно» 

выставляется  ординатору,  если  он  имеет  знания  только 

основного  материала,  но  не  усвоил  его  деталей,  допускает  неточности,  недостаточно 
правильные  формулировки,  нарушения  логической  последовательности  в  изложении 
программного материла, испытывает затруднения при выполнении практических работ. 

Оценка «неудовлетворительно» 

Оценка  «неудовлетворительно»  выставляется  ординатору,  который  не  знает 
значительной  части  программного  материала,  допускает  существенные  ошибки, 
неуверенно,  с  большими  затруднениями  выполняет  практические  работы.  Как 
правило,  оценка  «неудовлетворительно»  ставится  ординаторам,  которые  не  могут 
продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. 

 

Шкалы оценивания 
Шкала (баллы) 

Оценка 

от 4,5 до 5,0 

«

отлично

» 

от 3,5 до 4,0 

«

хорошо

» 

от 2,7 до 3,0 

«удовлетворительно»

 

менее 2,7 

«неудовлетворительно» 

 

Пример 1:  Тестовый контроль знаний врача-ординатора фтизиатра по теме: «Лечение туберкулеза» 

001.  Лечебная тактика при туберкулезе определяется 

а)

 

возрастом больных 

б)

 

клинической формой туберкулеза и наличием деструктивных изменений 

в)

 

наличием массивногобактериовыделения 

г)

 

наличием сопутствующих заболеваний и их характером 

д)

 

всем перечисленным 

002.  Под комплексным лечением больного туберкулезом понимают 

а)

 

одновременное использование ряда лечебных средств и методов 

б)

 

использование лечебных средств и методов, направленных на одни и те же звенья патологического процесса 

в)

 

использование лечебных средств и методов, направленных как на возбудителя заболевания, 
так и на различные звенья и механизмы возникшего  патологического процесса 

003.  Задачей комплексного лечения больного туберкулезом является 

а)

 

воздействие на возбудителя заболевания 

б)

 

улучшение фармакокинетики химиопрепаратов и повышение их концентрации 
восновой зоне специфического процесса 

в)

 

повышение уровня защиты факторов организма больного, улучшение 
репаративных процессов и нормализация процессов метаболизма 

г)

 

снижение выраженности нежелательного побочного действия химиопрепаратов 

д)

 

все перечисленное 

004.  Составными элементами комплексного лечения является 

а)

 

химиотерапия 

б)

 

патогенетическая терапия 

в)

 

симптоматическая терапия и лечение неотложных состояний 

г)

 

хирургическое лечение 

д)

 

все перечисленное 

 

Пример 2: Теоретические основы фтизиатрии. 

 

001. Возбудители туберкулеза относятся к виду 

а)

 

бактерий 

б)

 

грибов 

в)

 

простейших 

г)

 

вирусов 

 

002. Выделяют все следующие типы микобактерий туберкулеза, кроме 

а)

 

бычьего типа 

б)

 

птичьего типа 

в)

 

человеческого типа 

г)

 

атипичных 

 

003.  Наибольшую роль в эпидемиологии и клинике туберкулеза человека играют 

а)

 

микобактерии птичьего типа 

б)

 

микобактерии человеческого типа 

в)

 

атипичные микобактерии 

г)

 

микобактерии бычьего типа 

004. К основным биологическим особенностям возбудителя туберкулеза, которые  делают 

его устойчивым к внешним воздействиям, относятся все перечисленные, кроме 
а)

 

своеобразия строения оболочки микобактерий 

б)

 

усиленного размножения 

в)

 

среды обитания и способности выработать устойчивость к химиопрепаратам 

г)

 

большого содержания липидов 

Пример ситуационной задачи 

Задача № 001 

Девочка 1 год 9 месяцев.  

Анамнез  жизни:

  ребенок  от  IV  беременности,  4-х  преждевременных  родов. 

Беременность у матери протекала с токсикозом и нефропатией. Девочка родилась на 33-ей 
недели.  Масса  тела  при  рождении  1500  г,  оценка  по  Апгар  -  3/5  баллов.  В  периоде 
новорожденности 

находилась 

в 

отделении 

недоношенных. 

Выписана 

в 

удовлетворительном состоянии под наблюдение невропатолога по месту жительства. 
Вакциной БЦЖ не вакцинирована. Перенесла ОРВИ в 10 и 11 месяцев. 

Анамнез заболевания:

 перед вакцинацией БЦЖ поставлена реакция  Манту с 2ТЕ 

ППД-Л – в 1 год и 4 мес. – 8 мм. Обследована по поводу положительной реакции Манту. 
При  рентгенологическом  обследовании  органов  грудной  клетки  выявлены  изменения  в 
легких,  ребенок  консультирован  в  диспансере,  сделан  Диаскинтест  –  15  мм., 
рекомендована госпитализация в специализированный стационар. 

При  поступлении:

  состояние  средней  тяжести.  Температура  тела  36.7  С.    Масса 

тела  -  9100  г.    Выражены    симптомы    интоксикации,  симптомы  лимфоаденопатии.  В 
легких выслушивается жесткое дыхание, перкуторно - над легкими ясный легочный звук, 
частота дыхания  - 34 в  I мин. Тоны сердца ясные, ритм правильный, частота сердечных 
сокращений  -  132  уд/мин.  Живот  мягкий,  безболезненный.  Печень  и  селезенка  не 
увеличены. Со стороны других органов отклонений не выявлено. 

Общий анализ крови:

 Hb - 103 г/л. Эр - З.5х10^/л. Лейк - 7.4х10^/л. п/я - 1%. с/я - 

68%, э - 1%. л - 28%. м - 2%, СОЭ - 5 мм/час. 

Общий  анализ  мочи:

  реакция  -  кислая,  плотность  -  1022,  белок-  следы,  плоский 

эпителий - в значительном количестве, лейкоциты - 3-5 в п/з. 

Рентгенограмма органов трудной клетки:

 справа определяется инфильтративно-

ателектатическое затемнение с четкими границами, расширение тени средостения  вправо 
за  счет  увеличенных  всех  групп  лимфоузлов  с  нечеткими  контурами  и  слева 
инфильтративное изменение в области бронхопульмональных лимфоузлов. 

Задание 

1.

 

Оцените действия педиатра, фтизиатра. 

2.

 

На основании каких признаков можно заподозрить заболевание? 

3.

 

Проанализируйте  данные  лабораторных  показателей  и  рентгенограммы  органов 

грудной клетки. 

4.

 

Наметьте план дополнительного обследования. 

5.

 

Оцените показатели туберкулиновых проб и дайте заключение. 

6.

 

Сформулируйте клинический диагноз. 

7.

 

Назначьте лечение. 

8.

 

Объясните основные патогенетические звенья в развитии патологии процесса. 

9.

 

Выделите факторы, способствующие развитию этого заболевания. 

10.

 

С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику? 

11.

 

Какие возможны варианты исхода бронхолегочного процесса? 

12.

 

Какие мероприятия необходимо проводить после выписки ребенка из стационара? 

 

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 «РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

 

УТВЕРЖДЕНО 

Учебно-методическим советом  

ГБОУ ДПО РМАПО 

«26» октября 2015 г., протокол № 5 

_________ Председатель совета 

 
 

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

ПРОГРАММА 

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ 

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 

 

Уровень образовательной программы: высшее образование.  

Подготовка кадров высшей квалификации

 

 

Научная специальность 

14.01.16  Фтизиатрия 

 

Укрупненная группа направлений подготовки 

31.00.00 Клиническая медицина 

 

Направление подготовки 

31.06.01 Клиническая медицина 

 

Отрасль науки 

14.00.00 Медицинские науки 

 

Группа специальностей 

14.01.00 Клиническая медицина 

 

Отрасль науки, по которой присуждается ученая степень: 

Медицинские науки 

 

Квалификация, присваиваемая по завершении образования 

Исследователь. Преподаватель-исследователь 

 

Форма обучения 

очная/заочная 

 

Москва 

 2015 

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ 

 

по разработке основной профессиональной образовательной программы 

высшего образования  - программы подготовки научно-педагогических 

кадров в аспирантуре по научной специальности 

14.01.16 «Фтизиатрия» 

 

№ 

пп. 

Фамилия, имя, отчество 

Ученая степень, 

звание 

Занимаемая 

должность 

Место 

работы 

Рабочая группа разделов  

Сельцовский Петр 
Петрович 

д.м.н.,  
профессор 

заведующий кафедрой  
фтизиатрии 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Свистунова  
Анна Семеновна 

д.м.н.,  
профессор 

профессор кафедры  
фтизиатрии 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Богородская  
Елена Михайловна 

д.м.н. 

профессор кафедры  
фтизиатрии 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Слогоцкая  
Людмила Владимировна 

д.м.н. 

профессор кафедры  
фтизиатрии 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Белевский  
Андрей Станиславович 

д.м.н.,  
профессор 

профессор кафедры  
фтизиатрии 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Скрябин  
Сергей Анатольевич 

к.м.н., 
доцент 

доцент кафедры 
фтизиатрии 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Горбунов  
Александр Викторович 

к.м.н. 

доцент кафедры 
фтизиатрии 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Борисова  
Марина Ильинична 

к.м.н., 
доцент 

доцент кафедры 
фтизиатрии 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

По методическим вопросам 

Астанина  
Светлана Юрьевна 

к. п. н., 
доцент 

начальник учебно-
методического 
управления 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Хусаинова  
Инзира Юрисовна 

 

специалист учебно-
методического 
управления 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

Яковлева 
Наталья Алексеевна 

 

начальник отдела учебно-
методического 
обеспечения 

ГБОУ ДПО 

РМАПО 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Общие положения 

1.1. 

Основная  профессиональная  образовательная  программа  высшего  образования  – 

программа  подготовки  научно-педагогических  кадров  в  аспирантуре  по  направлению 
31.06.01  Клиническая  медицина  (уровень  подготовки  кадров  высшей  квалификации)  (далее 
соответственно – программа аспирантуры), реализуемая по научной специальности

 14.01.16 

«Фтизиатрия» 
1.2.  Цели  и  задачи    программы  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16  
«Фтизиатрия» 
1.3.  Нормативно-правовые  основы  разработки  программы  аспирантуры  по  научной 
специальности 14.01.16  «Фтизиатрия» 

1.4.  Характеристика  профессиональной  деятельности  выпускников,  освоивших  программу 
аспирантуры по научной специальности 

14.01.16  «Фтизиатрия»

 

1.5.  Структура  программы  аспирантуры  по  научной  специальности  14.01.16  
«Фтизиатрия»

 

1.6.  Требования  к  уровню  подготовки,  необходимому  для  освоения  программы 
аспирантуры по специальности 14.01.16 «Фтизиатрия» 

2. Паспорт научной специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»

 

3.  Требования  к  результатам  освоения  программы  аспирантуры  по  научной 
специальности 14.01.16 «Фтизиатрия» 
4. Требования к государственной итоговой аттестации аспиранта 
5.  Документы,  регламентирующие  содержание  и  организацию  образовательного 
процесса  при  реализации  программы  аспирантуры  по  научной  специальности 
14.01.16 «Фтизиатрия» 

 

5.1. График учебного процесса  

 

5.2. Учебный план подготовки аспиранта 

 

5.3. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей)  

 

5.4.  Рабочая программа научных исследований

 

 

5.5. Программы практик 

 

5.6. Индивидуальные планы подготовки аспирантов 

 

5.7. Отчетные документы по результатам подготовки аспирантов 

6. Условия реализации программы аспирантуры по научной специальности 14.01.16 
«Фтизиатрия»

 

6.1. Общесистемные требования к реализации программы аспирантуры 
6.2. Требования к кадровым условиям реализации программы аспирантуры 
6.3.  Требования  к  учебно-методическому  и  материально-техническому  обеспечению 
программы аспирантуры 
6.4. Требования к финансовому обеспечению программы аспирантуры 

7.  Документы,  подтверждающие  освоение  программы  аспирантуры  по  научной 
специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»

 

Приложения: 

Приложение  1.Программа  вступительного  экзамена  в  аспирантуру  по  дисциплине 
специальности 14.01.16 «Фтизиатрия»

 

Приложение 2. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии 
Приложение  3.  Программа  вступительного  экзамена  в  аспирантуру  по  иностранному 
языку 
Приложение  4.  Программа  кандидатского  экзамена  по  дисциплине  специальности 
14.01.16  Фтизиатрия 
Приложение 5. Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки 
Приложение 6. Программа кандидатского экзамена по иностранному языку 
Приложение 7. Кадровое обеспечение учебного процесса 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..