Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 15

 

 

 

 

60 

8. СООТВЕТСТВИЕ ОПОП АСПИРАНТУРЫ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС К 

УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

 

8.1 Соответствие ОПОП аспирантуры общесистемным требованиям ФГОС к 

реализации программы

 

ФГБОУ  ВО  ВГМУ  им.  Н.Н.Бурденко  Минздрава  России  располагает  материально-

технической  базой,  соответствующей  действующим  противопожарным  правилам  и 
нормам 

и 

обеспечивающей 

проведение 

всех 

видов 

дисциплинарной 

и 

междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской деятельности 
обучающихся, предусмотренных учебным планом. 

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным 

неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам 
(электронным  библиотекам)  и  к  электронной  информационно-образовательной  среде 
организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная 
информационно-образовательная 

среда 

обеспечивают 

возможность 

доступа 

обучающегося  из  любой  точки,  в  которой  имеется  доступ  к  информационно-
телекоммуникационной  сети  "Интернет"  (далее  –  сеть  "Интернет"),  и  отвечающая 
техническим требованиям организации как на территории организации, так и вне ее. 

Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает: 

 

доступ  к  учебным  планам,  рабочим  программам  дисциплин  (модулей), 

практик  и  к  изданиям  электронных  библиотечных  систем  и  электронным 
образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; 

 

фиксацию  хода  образовательного  процесса,  результатов  промежуточной 

аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; 

 

проведение  всех  видов  занятий,  процедур  оценки  результатов  обучения, 

реализация  которых  предусмотрена  с  применением  электронного  обучения, 
дистанционных образовательных технологий; 

 

формирование  электронного  портфолио  обучающегося,  в  том  числе 

сохранение  работ  обучающегося,  рецензий  и  оценок  на  эти  работы  со  стороны  любых 
участников образовательного процесса; 

 

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе 

синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет". 

Функционирование 

электронной 

информационно-образовательной 

среды 

обеспечивается  соответствующими  средствами  информационно-коммуникационных 
технологий  и  квалификацией  работников,  ее  использующих  и  поддерживающих. 
Функционирование  электронной  информационно-образовательной  среды  соответствует 
законодательству Российской Федерации. 

8.2 Кадровое обеспечение ОПОП аспирантуры. 

Реализация  программы  аспирантуры  обеспечивается  руководящими  и  научно-

педагогическими  работниками  ФГБОУ  ВО  ВГМУ  им.  Н.  Н.  Бурденко,  а  также  лицами, 
привлекаемыми к реализации программы аспирантуры на условиях гражданско-правового 
договора. 

Доля  научно-педагогических  работников  (в  приведенных  к  целочисленным 

значениям  ставок),  имеющих  ученую  степень    и  (или)  ученое  звание,  в  общем  числе 
научно-педагогических  работников,  реализующих  программу  аспирантуры,  составляет 
100%  процентов. 

Научный  руководитель,  назначенный  обучающемуся,  имеет  ученую  степень, 

осуществляет  самостоятельную  научно-исследовательскую  деятельность  (участвует  в 
осуществлении  такой  деятельности)  по  направленности  (14.04.16-Фтизиатрия)  
подготовки,  имеет  публикации  по  результатам  указанной  научно-исследовательской 
деятельности в ведущих отечественных и зарубежных рецензируемых научных журналах 
и  изданиях,  а  также  осуществляет  апробацию  результатов  указанной  научно-

 

 

61 

исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях. 

Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации в 

расчете  на  100  научно-педагогических  работников  (в  приведенных  к  целочисленным 
значениям  ставок)  составляет  более  2  в  журналах,  индексируемых  в  базах  данных 
WebofScience или Scopus, или более 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе 
научного цитирования, или в научных рецензируемых изданиях, определенных в Перечне 
рецензируемых изданий согласно пункту 12 Положения о присуждении ученых степеней, 
утвержденного  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  24  сентября 
2013  г.  N  842  "О  порядке  присуждения  ученых  степеней"  (Собрание  законодательства 
Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2014, N 32, ст. 4496). 

Величина среднегодового объема финансирования научных исследований на одного 

научно-педагогического  работника  (в  приведенных  к  целочисленным  значениям  ставок) 
больше,  чем  величина  аналогичного  показателя  мониторинга  системы  образования, 
утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации. 

 

8.3 Соответствие ОПОП аспирантуры требованиям ФГОС к материально-

техническому и учебно-методическому обеспечению программы 

ФГБОУ  ВО  ВГМУ  им.  Н.  Н.  Бурденко  имеет  специальные  помещения  для 

проведения  занятий  лекционного  типа,  занятий  семинарского  типа  (практических 
занятий),  групповых  и  индивидуальных  консультаций,  текущего  контроля  и 
промежуточной  аттестации,  а  также  помещения  для  самостоятельной  работы  и 
помещения  для  хранения  и  профилактического  обслуживания  оборудования. 
Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими 
средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории. 

Перечень  материально-технического  обеспечения,  необходимого  для  реализации 

программы  аспирантуры,  включает  в  себя  лабораторное  оборудование  в  зависимости  от 
степени  сложности,  для  обеспечения  дисциплин  (модулей),  научно-исследовательской 
работы  и  практик.  Конкретные  требования  к  материально-техническому  и  учебно-
методическому обеспечениюопределяются в рабочих программах дисциплин (модулей).  

Помещения  для  самостоятельной  работы  обучающихся  оснащены  компьютерной 

техникой  с  возможностью  подключения  к  сети  "Интернет"  и  обеспечением  доступа  в 
электронную информационно-образовательную среду организации. 

Библиотечный  фонд  укомплектован  печатными  изданиями  из  расчета  не  менее  50 

экземпляров  каждого  из  изданий  обязательной  литературы,  перечисленной  в  рабочих 
программах  дисциплин  (модулей),  практик,  и  не  менее  25  экземпляров  дополнительной 
литературы на 100 обучающихся. 

ФГБОУ  ВО  ВГМУ  им.  Н.  Н.  Бурденко  обеспечен  необходимым  комплектом 

лицензионного  программного  обеспечения  (состав  определяется  в  рабочих  программах 
дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению). 

Электронно-библиотечная  система  (электронная  библиотека)  и  электронная 

информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ не менее 25 
процентов обучающихся по программе аспирантуры. 

Обучающимся  и  научно-педагогическим  работникам  обеспечен  доступ  (удаленный 

доступ)  к  современным  профессиональным  базам  данных  (в  том  числе  международным 
реферативным  базам  данных  научных  изданий)  и  информационным  справочным 
системам,  состав  которых  определяется  в  рабочих  программах  дисциплин  (модулей)  и 
подлежит ежегодному обновлению. 

Учебно-методическое  обеспечение  ОПОП  аспирантуры  состоит  из  комплекса 

печатных, электронных и технических средств обучения и контроля знаний. 

Средства  обучения  включают  в  себя  учебники,  учебные  и  учебно-методические 

пособия, пособия для врачей, методические рекомендации, мультимедийные презентации, 

 

 

62 

электронные  учебники и пособия, электронные базы данных, обучающие компьютерные 
программы, комплекты плакатов, муляжей, наборы ситуационных задач. 

 

8.3.1 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения 

ОПОП аспирантуры  

В  соответствии  с  ФГОС  оценка  качества  освоения  аспирантами  образовательной 

программы аспирантуры включает: 

 

текущий  контроль  успеваемости  на  аудиторных  и  самостоятельных 

занятиях,  оценку  учебных  достижений  аспиранта  по  различным  видам  учебной 
деятельности в процессе изучения дисциплины; 

 

промежуточную  аттестацию  по  дисциплине  (модулю)  или  практике  с 

оценкой степени сформированности компетенций; 

 

промежуточную  полугодовую  аттестацию  с  комплексной  оценкой 

выполнения индивидуального учебного плана, программ научных исследований, практик, 
степени  сформированности  компетенций,  а  также  включающую  сдачу  кандидатских 
экзаменов; 

 

государственную итоговую аттестацию. 

В  соответствии  с  требованиями  ФГОС  для  проведения  текущего  контроля 

успеваемости и промежуточной аттестации аспирантов на соответствие их персональных 
достижений поэтапным требованиям ОПОП университетом создаются фонды оценочных 
средств(ФОС).  

Фонд оценочных средств  включает в себя: 
 - паспорт оценочных средств; 

 

- требования к результатам освоения дисциплины, включающие перечень 

компетенций с указанием этапов их формирования в процессе 
освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания 
компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; 

-  материалы  контроля  (контрольные  вопросы,    ситуационные  и  тестовые  задания 

для  практических  занятий,  зачетов;  перечень  тем  рефератов,  докладов,  а  также  другие 
формы контроля, позволяющие оценивать уровни образовательных достижений и степень 
сформированности компетенций.  

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания 

знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формированиякомпетенций. 

ФОС  являются  полными  и  адекватными  отображениями  требований  ФГОС  по 

данному  направлению,  соответствуют  целям  и  задачам  программы  подготовки  и  еѐ 
учебному  плану.  Они  призваны  обеспечивать  оценку  качества  компетенций, 
приобретаемых аспирантом. 

При  разработке  оценочных  средств  для  контроля  качества  изучения  дисциплин, 

практик  учитываются  все  виды  связей  между  включенными  в  них  знаниями,  умениями, 
владениями,  позволяющие  установить  качество  сформированных  у  аспирантов 
компетенций  по  видам  деятельности  и  степень  общей  готовности  выпускников  к 
профессиональной деятельности. 

Проектирование  оценочных  средств  предусматривает  оценку  способности 

аспирантов к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, 
связанных  с  недостаточностью  конкретных  специальных  знаний  и  отсутствием 
общепринятых алгоритмов профессионального поведения. 

Фонды  оценочных  средств  разрабатываются  и  утверждаются  Университетом. 

Содержание  фонда  оценочных  средств  для  текущего  контроля  успеваемости  и 
промежуточной  аттестации  обучающихся  максимально  приближены  к  условиям  их 
будущей профессиональной деятельности. 

 

 

 

 

63 

9. СООТВЕТСТВИЕ ОПОП АСПИРАНТУРЫ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС К 

ФИНАНСОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 

Финансовое  обеспечение  реализации  программы  аспирантуры  осуществляется  в 

объеме  не  ниже  установленных  Министерством  образования  и  науки  Российской 
Федерации  базовых  нормативных  затрат  на  оказание  государственной  услуги  в  сфере 
образования  для  данного  уровня  образования  и  направления  подготовки  с  учетом 
корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в 
соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных 
услуг  по  реализации  имеющих  государственную  аккредитацию  образовательных 
программвысшего  образования  по  специальностям  и  направлениям  подготовки, 
утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  2 
августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 
16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

 высшего образования 

«Ставропольский государственный медицинский университет» 

Министерства здравоохранения Российской Федерации 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 
 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

«ФТИЗИАТРИЯ» 

 

 
 
 

 
Уровень образования - 

Подготовка кадров высшей квалификации (ординатура) 

Форма обучения - 

Очная  

Срок освоения ООП - 

2 года 

Кафедра – инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО

 

Трудоемкость в зачетных единицах (ЗЕТ) 

33 

Кол-во часов – 1188 часов 
Из них: 
Аудиторных – 792 часа: 
     - лекции – 66 часов 
    - семинарские занятия - 260 
     - практические занятия – 466 часов  
Самостоятельная работа – 396 часов 
Форма итогового контроля - зачет 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рабочая  программа  специальной  дисциплины   в  соответствии  с:Приказом  Министерства 
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25 августа 2014г. 
№1094  г.  Москва    «Об  утверждении  федерального  государственного  образовательного 
стандарта  высшего  образования  по  специальности  31.08.51  Фтизиатрия  (уровень 
подготовки кадров высшей квалификации)» 
 
 

 

1.  Цели и задачи освоения дисциплины 

Цель освоения дисциплины: Подготовка  квалифицированного врача – ординатора 

по  специальности  «  Фтизиатрия  «  –  обладающего  системой  теоретических  и 
профессиональных  компетенций,  способного  и  готового  для  самостоятельной  
профессиональной  деятельности  по  организации  противотуберкулезной  помощи 
населению. 

Задачи подготовкиврача-ординатора по специальности «Фтизиатрия»:

 

1.

 

Отработка  навыков  индивидуального  подхода  к  больному  на  основе  интеграции 
знаний и умений,  полученных по всей программе обучения. 

2.

 

Освоение  перечня  работ  и  услуг  для  диагностики  заболевания,  оценки  состояния 
больного  и  клинической  ситуации  в  соответствии  со  стандартом  медицинской 
помощи. 

3.

 

Организация  и  проведение  на  врачебном  участке  лечебно-профилактических, 
противоэпидемических  мероприятий,  санитарного  просвещения,  направленные  на 
профилактику распространения туберкулеза среди населения. 

4.

 

Проведение  динамического  наблюдения  за  состоянием  здоровья  больных 
туберкулезом,  контактирующих  с  ними  лиц  и  лиц  с  повышенным  риском 
заболевания туберкулезом, состоящих на учете. 

5.

 

Уметь провести экспертизу нетрудоспособности больного туберкулезом. 

6.

 

Должен  знать  клинические  и  рентгенологические  проявления  различных 
локализаций  туберкулеза  и  уметь  их  дифференцировать  с  нетуберкулезными 
заболеваниями. 

7.

 

Уметь использовать в своей деятельности директивные документы. 

Врач-фтизиатр должен знать: 

1.

 

Конституцию Российской Федерации;  

2.

 

Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации  в  сфере  
здравоохранения;  

3.

 

Принципы организации фтизиатрической помощи в Российской Федерации;  

4.

 

Социальные  и  эпидемиологические  предпосылки  ликвидации  туберкулеза  как 
массового заболевания, факторы риска заболевания туберкулезом;  

5.

 

Эпидемиологию,  статистику  туберкулеза,  организацию  противоэпидемических 
мероприятий при туберкулезе;  

6.

 

Биологические  свойства  возбудителя  туберкулеза,  средства  его  выявления  и 
культивации;  

7.

 

Морфологию  легких  и  механизмы  защиты  аппарата  дыхания  от  повреждающих 
факторов, патогенез и патоморфологию туберкулеза;  

8.

 

Состояние иммунной системы при туберкулезе;  

9.

 

Патофизиологию  дыхания  и  патофизиологические  нарушения,  возникающие  в 
организме при специфическом инфекционном процессе;  

10.

 

Методы  клинического,  лабораторного  и  функционального  обследования  больных 
туберкулезом;  

11.

 

Методику рентгенологического обследования органов дыхания; 

12.

 

Методы  клинического,  лабораторного  и  функционального  обследования  больных 
туберкулезом;  и  принципы  диагностики  внелегочных  форм  туберкулеза 
(мочеполового, 

костно-суставного, 

периферических 

и 

мезентериальных 

лимфатических узлов, мозговых оболочек, кожи, глаз и других органов);  

13.

 

Неотложные  лечебные  мероприятия,  применяемые  при  угрожающих  состояниях 
принципы  комплексной  терапии  туберкулеза,  методы  и  средства  патогенетической 
терапии;  

14.

 

Механизмы 

действия, 

принципы 

применения 

противотуберкулезных 

химиопрепаратов, побочные реакции, меры их профилактики и лечения; показания и 
принципы санаторного лечения больных туберкулезом;  

15.

 

Показания к хирургическому лечению больных туберкулезом;  

16.

 

вопросы медико-социальной экспертизы при туберкулезе;  

17.

 

Специфическую и неспецифическую профилактику туберкулеза;  

18.

 

Основы  диспансеризации  больных  туберкулезом  и  лиц  с  повышенным  риском 
заболевания туберкулезом;  

19.

 

Задачи  противотуберкулезной  пропаганды  и  методы  санитарного  просвещения; 
статистические отчетные формы; правила санитарно-эпидемиологического режима;  

20.

 

Основы  трудового  законодательства;  правила  внутреннего  трудового  распорядка; 
правила по охране труда и пожарной безопасности. 

Врач-фтизиатр должен уметь: 

1.

 

Получать  информацию  о  заболевании,  проводить  обследование,  выявлять  общие  и 
специфические признаки заболевания; 

2.

 

Оценивать  тяжесть  состояния  больного,  применять  необходимые  меры    для  
выведения  больных  из  этого  состояния,  определить  объем  и  последовательность 
лечебных мероприятий; проводить неотложные и реанимационные мероприятия; 

3.

 

Определять  необходимость  специфических  методов  исследования  (лабораторных, 
рентгенологических, лучевых, функциональных); 

4.

 

Определять показания к госпитализации и организовать еѐ; 

5.

 

Определять план и тактику ведения больных туберкулезом, назначать необходимые 
лекарственные средства и другие лечебные мероприятия; 

6.

 

Организовать  консультацию  больного  другими  специалистами,  осуществлять 
консультацию больных с подозрением на туберкулез; 

7.

 

Осуществлять раннее выявление  и диагностику других инфекционных заболеваний; 

8.

 

Проводить необходимые противоэпидемические  мероприятия; 

9.

 

Определять  нетрудоспособность  больного:  временную,  стойкую;  направлять  на 
экспертизу по временной или стойкой нетрудоспособности; 

10.

 

Осуществлять мероприятия по реабилитации больных. 

11.

 

Составить    план  обследования  пациента  с  целью  диагностики  или  исключения 
туберкулеза и оценить его примерную стоимость; 

12.

 

Проводить  расспрос  пациента,    его  родственников,  проводить  физикальное 
обследование  больного,    формулировать    заключение    о  состоянии  здоровья 
пациента  и  предварительный  диагноз,  оформлять  медицинскую  документацию  по 
результатам обследования; 

13.

 

Обнаружить,  оценить и описать  патологические  изменения, выявляемые лучевыми 
методами исследования у больных туберкулезом; 

14.

 

Определить  показания  и  оценить    результат    кожно-аллергической  пробы  Манту  и 
провокационной пробы Коха; 

15.

 

Определить  показания  и  противопоказания  к  проведению  противотуберкулезной 
вакцинации,    ревакцинации    и    оценить    течение  прививочной  реакции  при 
внутрикожном  введении  вакцины  БЦЖ.  Определить  показания  к  проведению 
химиопрофилактики туберкулеза; 

16.

 

Определить  показания  к  проведению  антибактериальной  терапии,  оценить    ее  
переносимость    и    при  необходимости  произвести  назначения  для  устранения 
побочных реакций лекарств; 

17.

 

Диагностировать  неотложные  состояния  у  больных  туберкулезом  и  оказать  им 
первую врачебную помощь; 

18.

 

Установить   тип    очага  туберкулезной  инфекции  и  составить  план мероприятий  по 
его оздоровлению; 

19.

 

Решать  общие  деонтологические  вопросы,  связанные  с  обследованием  и  лечением 
больного туберкулезом; 

Врач-фтизиатр должен владеть: 

1.

 

Методами  диагностики  туберкулеза  –  клиническое  обследование,  рентгенография 
органов грудной полости; 

2.

 

Техникой  постановки  кожно-аллергический  туберкулиновой  внутрикожной  пробы 
Манту с 2 ТЕ, методами оценки и интерпретации результатов; 

3.

 

Методами  оценки  результатов  бактериоскопического  и  бактериологического 
исследования мокроты и другого патологического материала; 

4.

 

Методами верификации диагноза туберкулеза – бактериологический, биологический, 
морфологический, иммунологический, молекулярно – биологический; 

5.

 

Знаниями  разных  видов  и  владеть  методами  профилактики  туберкулеза  среди 
населения; 

6.

 

Методами  оформления  медицинской  документации  по  результатам  обследования 
пациента,  карты  эпидемиологического  обследования  и  наблюдения  за  очагом 
туберкулезной инфекции

Врач-фтизиатр должен владеть следующими практическими навыками: 

1.

 

Организация  фтизиатрической  помощи  в  стране,  экономика  и  управление 
здравоохранением; 

2.

 

Социальные  и  эпидемиологические  предпосылки  снижения  заболеваемости 
туберкулезом; 

3.

 

Эпидемиология, статистика туберкулеза; 

4.

 

Организация  противоэпидемических  мероприятий при  туберкулезе,  их  отражение  в 
законах, приказах а также в инструктивно - методических рекомендациях; 

5.

 

Действующие учетные и отчетные формы по туберкулезу; 

6.

 

Организация специфической  и неспецифической профилактики туберкулеза; 

7.

 

Задачи противотуберкулезной пропаганды, методы санитарного просвещения; 

8.

 

методы  клинического,  лабораторного,  рентгенологического  и  инструментального 
обследования больного туберкулезом; 

9.

 

Показания и противопоказания к бронхоскопии и биопсии при  туберкулезе и другой 
патологии органов дыхания; 

10.

 

Проведение  противоэпидемических  мероприятий,  защиту  населения  в  очагах 
туберкулезной инфекции; 

11.

 

Выполнять  основные  врачебные  диагностические    и  лечебные  мероприятия  по 
оказанию  первой  врачебной  помощи  при  неотложных  и  угрожающих  жизни 
состояниях (легочные кровотечения, спонтанный пневмоторакс и т.д.); 

12.

 

Сформулировать  методы  скрининга  у  детей  и  взрослых,  дополнительные  методы 
диагностики туберкулеза и методы верификации диагноза; 

13.

 

Сформулировать принципы дифференциальной диагностики туберкулеза; 

14.

 

Оценить совместную  работу фтизиатра и врачей других лечебных специальностей; 

15.

 

Оценить функции противотуберкулезного диспансера, его взаимодействие с другими 
лечебно – профилактическими учреждениями. 

 
2.  Место дисциплины в структуре ООП.  
 

Специальная  дисциплина  «

фтизиатрия

»  относится  к  обязательным  дисциплинам 

базовой части основной образовательной программы высшего образования (ординатура). 
            Для  решения  задач  образовательного  процесса  на  кафедре  разработан  учебно  – 
профессиональный  (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: 
Федеральный  образовательный  стандарт,  рабочую  учебную  программу,  методические 
разработки,  перечень  практических  навыков,  тесты,  экзаменационные  материалы, 
перечень информационного обеспечения образовательного процесса, тексты лекций и др. 
Изучение  дисциплины базируется на знании  фундаментальных  дисциплин: 

 Клиническая  патологическая  физиология,  клиническая  патологическая  анатомия, 
Клиническая 

фармакология, 

микробиология, 

рентгенология, 

организация 

здравоохранения  и др. 
        Знания    дисциплины  «фтизиатрия»  используется  при  изучении  дисциплин 
хирургического и терапевтического профилей. 

 

3.   Требования к результатам освоения дисциплины. 

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  следующими 

универсальными компетенциями: 

 

готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК – 1 ) 

 

готовность 

к 

управлению 

коллективом, 

толерантно 

воспринимать   

социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК – 2) 

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  следующими  

профессиональными компетенциями: 

Профилактическая деятельность: 

 

готовность    к  осуществлению  комплекса  мероприятий,  направленных  на 
сохранение  и  укрепление  здоровья  и  включающих  в  себя  формирование 
здорового 

образа 

жизни, 

предупреждение 

возникновения 

и 

(или) 

распространения  заболеваний,  их  раннюю  диагностику,  выявление  причин  и 
условий  их  возникновения  и  развития,  а  также  направленных  на  устранение 
вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК – 1); 

 

готовность  к  проведению  профилактических  медицинских  осмотров, 
диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и 
хроническими больными (ПК – 2); 

 

готовность  к  проведению  противоэпидемических  мероприятий,  организации 
защиты  населения  в  очагах  особо  опасных  инфекций,  при  ухудшении 
радиационной  обстановки,  стихийных  бедствий  и  иных  чрезвычайных 
ситуациях (ПК – 3); 

 

готовность к применению социально – гигиенических методик сбора и медико – 
статистического  анализа  информации  о  показателях  здоровья  взрослых  и 
подростков (ПК – 4); 

диагностическая деятельность: 

 

готовность  к  определению  у  пациентов  патологических  состояний,  симптомов, 
синдромов  заболеваний,  нозологических  форм  в  соответствии  с  Международной 
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК – 5); 

лечебная деятельность

:

 

 

готовность  к  ведению  и  лечению  пациентов,  нуждающихся  в  оказании 
фтизиатрической медицинской помощи (ПК -6); 

 

готовность  к  оказанию  медицинской  помощи  при  чрезвычайных  ситуациях,  в  том 
числе участию в медицинской эвакуации (ПК -7); 

реабилитационная деятельность: 

 

готовность  к  применению  природных  лечебных  факторов,  лекарственной, 
немедикаментозной  терапии  и  других  методов  у  пациентов,  нуждающихся  в 
медицинской реабилитации и санаторно – курортном лечении (ПК – 8); 

психолого – педагогическая деятельность: 

 

готовность к формированию  у населения, пациентов и членов их семей мотивации, 
направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих 
(ПК – 9); 

организационно – управленческая деятельность: 

 

готовность  к  применению  основных  принципов  организации  и  управления  в  сфере 
охраны  здоровья  граждан,  в  медицинских  организациях  и  их  структурных 
подразделениях (ПК -10); 

 

готовность  к  участию  в  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с 
использованием основных медико – статистических показателей (ПК -11); 

 

готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том 
числе медицинской эвакуации (ПК 12); 

 

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: 

№ 

п/п 

Индекс и содержание компетенции 

В результате изучения дисциплины 

обучающиеся должны 

Оценочные 

средства 

Знать 

Уметь 

Владеть 

1.

 

 

УК–1  
Готовностью  к  абстрактному  мышле-
нию, анализу, синтезу 

4,5,6,7,10; 

1,2,3,4,5; 

1,2,3,4,5, 

6; 

КВ 
Р 
С 
П 

2.

 

 

УК– 2 
Готовностью  к  управлению  коллекти-
вом,  толерантно  воспринимать  соци-
альные,  этнические,  конфессиональ-
ные и культурные различия 

1,2,3,4,19,

20;  

4,5,6,9,10,

19; 

1,2,3,4,6; 

КВ 
Р 
С 
П 
 

3.

 

 

ПК– 1 
Готовность  к  осуществлению  ком-
плекса  мероприятий,  направленных 
на  сохранение  и  укрепление  здоро-
вья  и  включающих  в  себя  формиро-
вание  здорового  образа  жизни,  пре-
дупреждение  возникновения  и  (или) 
распространения  заболеваний,  их 
раннюю  диагностику,  выявление 
причин и условий их возникновения 
и развития, а также направленных на 
устранение  вредного  влияния  на 
здоровье  человека  факторов  среды 
его обитания 

1,2,3,4,5, 
17,18,19; 

1,2,3,4,5, 

6,12,13,16; 

1,2,3,4,5, 

6; 

КВ 
Р 
ССЗ 
ТЗП 

4.

 

 

ПК– 2 
Готовность к проведению профилак-
тических  медицинских  осмотров, 
диспансеризации  и  осуществлению 
диспансерного  наблюдения  за  здо-
ровыми и хроническими больными;    

10,11,12, 

18,19; 

1,2,3,4,5, 

6,7,11,12, 

13,14; 

1,2,3,4,6; 

КВ 
П 
ТЗП 
ССЗ

 

5.

 

 

ПК– 3 
Готовность  к  проведению  противо-
эпидемических  мероприятий,  орга-
низации  защиты  населения  в  очагах 
особо  опасных инфекций, при  ухуд-
шении  радиационной  обстановки, 
стихийных  бедствиях  и  иных  чрез-
вычайных ситуациях; 

4,5,7,8,9; 

1,2,3,4,5, 

6,7,8; 

1,2,3,4,5,6;  КВ 

Р 
ССЗ 
ТЗП 

6.

 

 

ПК– 4 
 Готовность  к  применению  соци-
ально–гигиенических  методик  сбора 
и  медико  –  статистического  анализа 
информации  о  показателях  здоровья 
взрослых и подростков;  

3,4,5,6,17, 

18; 

1,3,4,5,6, 

7,8,9,11, 

18; 

1,2,3,4,5,6;  КВ 

Р 
ССЗ 
ТЗП 

№ 

п/п 

Индекс и содержание компетенции 

В результате изучения дисциплины 

обучающиеся должны 

Оценочные 

средства 

Знать 

Уметь 

Владеть 

7.

 

 

ПК– 5 
Готовность  к  определению  у  паци-
ентов  патологических  состояний, 
симптомов,  синдромов  заболеваний, 
нозологических форм в соответствии 
с  Международной  статистической 
классификацией  болезней  и  проблем, 
связанных со здоровьем;  

10,11,12, 

18; 

3,4,5,6,7,8;  1,2,3,4,5,6;  КВ 

ССЗ 
ИДЗ 

8.

 

 

ПК– 6 
Готовность  к  ведению    и  лечению 
пациентов, нуждающихся в оказании 
фтизиатрической медицинской помощи; 

6,7,8,9,10,

11,12,13, 
14,15,16; 

1,2,3,4,5, 

6,11,12, 

13,16; 

1,2,3,4,6; 

КВ 
ССЗ 
П 
ИДЗ 

9.

 

 

ПК– 7 
Готовность к оказанию медицинской 
помощи  при  чрезвычайных  ситуа-
циях,  в  том  числе  участию  в  меди-
цинской эвакуации;  

3,4,5,10; 

3,4,5,7,11,

13; 

1,3,4,6; 

КВ 
ССЗ 
П 
ИДЗ 

10.

 

 

ПК– 8 
Готовность к применению природных 
лечебных  факторов,  лекарственной, 
немедикаментозной терапии и других 
методов у пациентов, нуждающихся в 
медицинской 

реабилитации 

и 

санаторно – курортном лечении; 

14,15,16, 

18; 

2,3,4,6; 

10,12,14, 

18; 

КВ 
ССЗ 
ИДЗ 

11.

 

 

ПК– 9 
Готовность к формированию у насе-
ления, пациентов и членов их семей 
мотивации,  направленной  на  сохра-
нение и  укрепление своего здоровья  
и здоровья окружающих; 

6,7,8,9,10,

11,12,13, 

14; 

1,2,3,4,6; 

1,2,4,5,10, 

11,12,17; 

КВ 
Р 
ССЗ 
ТЗП 

12.

 

 

ПК – 10 
Готовность к  применению основных 
принципов  организации  и  управле-
ния в сфере  охраны здоровья граж-
дан,  в  медицинских  организациях  и 
их структурных подразделениях; 

1,2,11,12,

13,14,15, 

19; 

1,2,3,4,6; 

1,2,3,4,5, 
18,19,20; 

КВ 
Р 
ССЗ 
ТЗП 

13.

 

 

ПК– 11 
Готовность к участию в оценке каче-
ства  оказания  медицинской  помощи 
с  использованием  основных  медико 
– статистических показателей; 

3,5,6,7,8, 

9,10,11; 

1,2,3,4,6; 

1,2,3,4,5, 
10,11,12, 

18; 

КВ 
Р 
ССЗ 
ТЗП 

14.

 

 

ПК– 12 
Готовность к организации медицинской 
помощи  при  чрезвычайных  ситуациях, 
в том числе медицинской эвакуации;      

1,2,6,7,8; 

1,2,3,4,6; 

1,2,4,5; 

КВ 
Р 
С 
П 

 
 
 
 

4.  Объем дисциплины и виды учебной работы 

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 33 зачетных единиц (ЗЕТ), 1188 часов

№  
п/п 

Виды учебной работы 

Всего  
Часов 

1. 

Аудиторные занятия 

792 

 

В том числе: 

 

 

Лекции 

(Л)

 

66 

 

Семинарские занятия 

260 

 

Практические занятия 

(ПЗ)

 

466 

2. 

Самостоятельная работа ординаторов (СР) 

396 

 

в том числе: 

 

 

Рефераты 

 

3. 

Промежуточная аттестация (зачет) 

 

 

Общая трудоемкость дисциплины 

1188 

5.  Содержание 

МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ФТИЗИАТРИИ. 

ТЕМА 1.Краткие исторические сведения о дисциплине

. Предмет, цели и задачи 

дисциплины.  Основные  методы    изучения  дисциплины.  Связь  с  другими  науками. 
Порядок изучения. Отчетность. Используемая литература. История кафедры. 

МОДУЛЬ  2. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА.  

ТЕМА 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ЭТИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА 

Распространенность туберкулеза в различных странах. Зависимость распространенности  

туберкулеза  в  стране  от  экономического  уровня.  Инфицированность,  заболеваемость, 
болезненность  и  смертность  от  туберкулеза  в  различных  возрастных  группах. 
Современное состояние борьбы с туберкулезом в России.  

Источники и пути передачи туберкулезной инфекции. Распространенность туберкулеза среди 

животных, влияние ее на эпидемиологические показатели по туберкулезу у детей и взрослых. 

Возбудитель туберкулеза, его устойчивость к химическим и физическим веществам.  

Средства  дезинфекции.  Типы  микобактерий  туберкулеза,  формы  изменчивости. 
Лекарственно-устойчивые  микобактерии  туберкулеза.  L-формы,  фильтрующие  формы. 
"Атипичные"  микобактерии.  Эпидемиологическое  и  клиническое  значение  различных 
типов и форм микобактерий. 

ТЕМА 2. ПАТОГЕНЕЗ, ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ИММУНОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. 

 Морфологические  реакции  при  туберкулезном  воспалении.  Альтеративные,  

экссудативные  и  продуктивные  процессы.  Строение  туберкулезной  гранулемы. 
Морфология различных Клинических форм туберкулеза и его осложнений.  Морфология 
процессов 

заживления 

туберкулеза, 

остаточные 

туберкулезные 

изменения. 

Закономерности эволюции морфологических проявлений туберкулеза. 

Естественная резистентность к туберкулезу и противотуберкулезный  иммунитет, их 

механизмы,  органы  и  системы  противотуберкулезного  иммунитета.  Повышенная 
чувствительность  замедленного  типа.  Соотношение  аллергии  и  иммунитета  при 
туберкулезе.    Туберкулиновые  пробы,  механизмы  реакций  организма  на  туберкулин, 
биологическая сущность. 

 

МОДУЛЬ  3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. 

 
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯТУБЕРКУЛЕЗА. 

Значение  контакта.  Условия  труда  и  быта  больного.  Перенесенные  заболевания. 

Вредные привычки. 

Начало  заболевания  туберкулезом    и    методы    его    выявления.  Значение  осмотра,  

перкуссии и аускультации в обследовании больного туберкулезом органов дыхания. 

Обязательные диагностические методы обследования больного (диагностический минимум) – 

клиническое 

обследование, 

обзорная 

рентгенограмма 

органов 

грудной 

клетки, 

микроскопиямазка и посев мокроты на микобактерии,  туберкулиновая проба Манту с 2ТЕ, 
клинический анализы крови и мочи. 

Методы  верификации  диагноза  туберкулеза  –  бактериологические,  морфологические,  

иммунологические, молекулярно-биологические. 

Методы бактериоскопического, бактериологического и биологического обнаружения  

микобактерий    туберкулеза,  значение  их  результатов  для  диагностики  туберкулеза  и 
установления фазы туберкулезного процесса. 

Значение  биопсии    для  диагностики  туберкулеза  легких  и  других  органов.  

Гистологическое  и  цитологическое  исследование  и  их  значение  для  дифференциального 
диагноза туберкулеза. 

 

МОДУЛЬ  4. ТУБЕРКУЛЕЗ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 

ТЕМА 1. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. 

Методы  рентгенологического    обследования  больных  туберкулезом  органов 

дыхания.  Рентгенологическое  изображение  органов  нормальной  грудной  клетки  в 
различных  проекциях.  Рентгенологическое  изображение  долевого  и  сегментарного  
строения    легкого.    Схема  описания  патологических  теней  на  рентгенограмме  легких. 
Клинические  формы  туберкулеза  легких  в  рентгенологическом  изображении.  Чтение 
рентгенограмм,  томограмм,  флюорограмм,  бронхограмм.  Рентгенологическая  картина 
эволюции различных форм туберкулеза органов дыхания. 

Массовые и  групповые  обследования населения на туберкулез методом флюорографии. 

Группы  населения,  подлежащие  обязательному  и  систематическому  флюорографическому 
обследованию.  Лица  с  рентгенологически  выявленными  изменениями  в  легких  и  методика 
наблюдения  за  ними.  Организация  работы флюорографической станции, флюоротека. 

ТЕМА 2. ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА. 

Методы  определения  повышенной  чувствительности  замедленного  типа  при 

туберкулезе.  Туберкулины:    АТК,  ППД-Л.  Туберкулиновые  пробы  Пирке,    Манту,    Коха, 
показания  для  их  применения.  Реакция  на  туберкулиновые  пробы,  их  учет  и  клиническая 
трактовка. Порог чувствительности к туберкулину. 

Туберкулиновая проба Манту с 2ТЕ. Техника постановки. Применение пробы для раннего 

выявления  туберкулеза,  отбора  лиц,  подлежащих  вакцинации  и  ревакцинации,  и  изучения 
инфицированности населения туберкулезом. Использование пробы Манту для выявления лиц с 
повышенным  риском  заболевания  туберкулезом  и  нуждающихся  в  обследовании  и 
наблюдении фтизиатра. Инфекционная и поствакцинальная чувствительность к туберкулину. 

Использование  туберкулиновых  проб  для  дифференциальной  диагностики 

туберкулеза и других заболеваний. 

Специфическая  профилактика.  Вакцина  БЦЖ.  Техника  внутрикожной  вакцинации  и 

ревакцинации БЦЖ,  сроки,  методика отбора лиц, нуждающихся в ревакцинации,  учет местных  
прививочных  реакций. 

Осложнения  вакцинации  и  их  лечение.  Организация  вакцинации  и  ревакцинации. 

Химиопрофилактика,  показания  и  методика.  Организация  химиопрофилактики,  контингенты 
различных 

возрастных 

групп, 

нуждающихся 

в 

специфическойхимиопрофилактике. 

Химиопрофилактика  туберкулеза  у  лиц  с  посттуберкулезными  изменениями,  у  больных  с 
неспецифическими заболеваниями. 

 

МОДУЛЬ   5.  ТУБЕРКУЛЕЗ В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 

ТЕМА 1. ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ, КОМБИНИРОВАННЫЙ С  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ 

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЛЕГКИХ. 

Патогенез и патоморфология силикотуберкулеза. Клинические и рентгенологические 

признаки  туберкулеза  у  больных  силикозом.  Формы  и  особенности  течения  туберкулеза 
при  силикозе.  Рентгенологические  и  инструментальные  методы  диагностики 
туберкулезного  процесса  в  легких  у  больных    силикозом.    Профилактика    туберкулеза. 
Лечение    больных    силикотуберкулезом.    Сочетание    туберкулеза    с  другими 
пневмокониозами. 

ТЕМА 2.  ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ И ВИЧ. 

Патогенез  и    патоморфология    туберкулеза    у  больных  СПИДом.  Особенности 

клинической,  рентгенологической  и  микробиологической  диагностики  туберкулеза. 
Лечение туберкулеза у больных СПИДом. 

ТЕМА 3.  ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ И САХАРНЫЙ ДИАБЕТ. ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ И 

ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА. 

Клинические  и    рентгенологические    признаки    туберкулеза  у  больных  сахарным 

диабетом.  Раннее выявление, лечение и профилактика туберкулеза при диабете. 

Патогенез,  клинические  и  рентгенологические  признаки  туберкулеза  у  больных 

язвенной  болезнью  желудка  и  12-ти  перстной  кишки.  Раннее  выявление,  лечение  и 
профилактика туберкулеза у больных язвенной болезнью. 

 

МОДУЛЬ  6. ВНЕЛЕГОЧНЫЙ  ТУБЕРКУЛЕЗ У ВЗРОСЛЫХ, ДЕТЕЙ И 

ПОДРОСТКОВ. 

ТЕМА 1. ПЕРВИЧНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ – ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ, КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. 

Патогенез первичного туберкулеза. Значение массивности и "входных ворот" инфекции 

для возникновения первичного туберкулеза. Инфицирование, вираж туберкулиновых  реакций.  
Характерные  особенности  первичного  периода  туберкулезной  инфекции.  Значение 
туберкулиновых проб для диагностики первичного туберкулеза.  Параспецифические реакции. 

Туберкулезная интоксикация у детей и подростков.  Клинические признаки, течение, 

лечение и исходы. 

Первичный  туберкулезный  комплекс.  Патоморфология  первичного  комплекса. 

Гладкое  течение  и  осложненное  течение  первичного  туберкулезного  комплекса.  
Клинические признаки,  диагностика,  течение  и  лечение.  Значение бронхоскопии для  
профилактики    осложнений.    Исходы      первичного  комплекса  и  значение  остаточных 
изменений  после  его  излечения для возникновения вторичных форм туберкулеза. 

Туберкулез  внутригрудных  лимфатических  узлов.  Схемы  лимфатических  узлов  и 

лимфатических    сосудов    легких    и    средостения.  Клиническая  и    рентгенологическая 
диагностика  поражения  лимфатических  узлов.  Инфильтративный  и  туморозный  
(опухолевидный)  бронхоадениты,  течение  и  лечение.    Значение    бронхоскопии    для  
диагностики туберкулеза внутригрудных лимфатических узлов и его осложнений. 

Особенности течения туберкулеза у новорожденных  и  грудных детей. Осложнения 

первичного туберкулеза, их диагностика и лечение. Особенности диагностики и течения 
туберкулеза у подростков. 

МОДУЛЬ  7.   ЛЕЧЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА 

ТЕМА 1.  ХИМИОТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

 

Режим  и  питание  больного  туберкулезом,  противотуберкулезные  антибиотики  и 

химиопрепараты,  дозы,  методы  введения,  комбинации.  Основные  принципы 
химиотерапии:    своевременность,    длительность,  регулярность,  комплексность,  учет 
лекарственной  устойчивости  микобактерий  туберкулеза.  Виды  коллапсотерапии 
(пневмоторакс,  пневмоперитонеум)  и    оперативных    вмешательств  при  туберкулезе 
легких, показания их к выполнению. 

Отрицательные  реакции  организма  на  антибактериальные  препараты,  лечение    и  

профилактика.    Лечение    больных    туберкулезом,  страдающих  другими  хроническими 
заболеваниями, в период беременности и послеродовом периоде. 

ТЕМА 2.  ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. 

Патогенетическая 

терапия 

– 

витаминотерапия, 

противовосполительная 

нестероидная  терапия,  гормонотерапия,  коллапсотерапия.  Виды  колапсотерапии 
(пневмоторакс, пневмоперитонеум) и оперативных вмешательств при туберкулезе легких, 
показания и противопоказания. 

 

6.  Распределение трудоемкости дисциплины 

6.1.  Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля: 

№ 

Наименование раздела дисциплины 

Виды учебной работы (час) 

Оценочные

средства 

Л 

Сем  ПЗ 

СР 

всего 

1. 

Обязательные дисциплины 

66 

260 

466 

396 

1188 

 

1.1 

Специальные дисциплины 

 

 

 

 

 

 

1.1.1 

Модуль 1. «История фтизиатрии» 

22 

24 

24 

72 

 

1.

 

 

Тема 1.

История развития фтизиатрии в мире и 

России

 

10 

12 

12 

35 

 

2.

 

 

Тема  2. 

Законодательные  и  регламен-

тирующиедокументы  в  разделе  оказания 
противотуберкулезной помощи населению

 

10 

12 

12 

37 

 

1.1.2 

Модуль  2. Эпидемиология туберкулеза 

22 

24 

24 

72 

 

1.

 

 

Тема 1. Пути заражения туберкулезом

 

15 

 

2.

 

 

Тема 2. Социальная обусловленность 
туберкулеза 

 

18 

 

3.

 

 

Тема 3. Основные эпидемиологические 
показатели по туберкулезу 

19 

 

4.

 

 

Тема 4. Организация 
противотуберкулезной помощи населению 

 

20 

 

1.1.3 

Модуль 3. Основные пути и методы 
выявления туберкулеза 

14 

48 

82 

72 

216 

 

1.

 

 

Тема  1.  Массовые  профилактические 
обследования    взрослого  населения  на 
туберкулез 

16 

12 

38 

 

2.

 

 

Тема 2. Основные пути и методы вы-
явления туберкулеза у детей и подростков. 

16 

12 

38 

 

3.

 

 

Тема 3. Эндоскопические методы ис-
следования 

14 

30 

 

4.

 

 

Тема 4. Лабораторные методы иссле-
дования 

14 

12 

34 

 

5.

 

 

Тема 5. Туберкулинодиагностика 

10 

16 

36 

 

6.

 

 

Тема 6. Функциональные методы 
исследования 

20 

 

7.

 

 

Тема 7. Инвазивные методы исследования 

20 

 

1.1.4 

Модуль  4.  Туберкулез органов дыхания  20 

72 

148 

120 

360 

 

1.

 

 

Тема 1. Первичный туберкулез 

16 

12 

36 

 

2.

 

 

Тема 2. Диссеминированный туберкулез 
легких. 

16 

12 

38 

 

3.

 

 

Тема 3. Вторичные формы туберкулеза 

10 

24 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..