Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 14

 

 

 

44 

личностной позиции. 

Уметь: 

самостоятельно 

приобретать и использовать в 
практической деятельности 
новые знания и умения по 
диагностике и лечению 
туберкулеза, а также знания и 
умения, непосредственно не 
связанные с профилем 
подготовки; 
У1 (ПК-3) 
получать новую информацию 
путём анализа данных из  
научных источников, 
непосредственно не связанных 
с направлением (профилем) 
подготовки и сферой 
деятельности. 
У1 (ПК-3)

 

Умеет компетентно 
самостоятельно 
приобретать и использовать 
в практической 
деятельности новые знания 
и умения по диагностике и 
лечению туберкулеза, а 
также знания и умения, 
непосредственно не 
связанные с профилем 
подготовки; 
получать новую 
информацию путём анализа 
данных из  научных 
источников, 
непосредственно не 
связанных с направлением 
(профилем) подготовки и 
сферой деятельности. 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 
 

Аспирант демонстрирует умения 
самостоятельно приобретать и 
использовать в практической 
деятельности новые знания и 
умения по диагностике и лечению 
туберкулеза, а также знания и 
умения, непосредственно не 
связанные с профилем подготовки; 
получать новую информацию 
путём анализа данных из  научных 
источников, непосредственно не 
связанных с направлением 
(профилем) подготовки и сферой 
деятельности, но допускает 
неточности и существенные 
ошибки в демонстрации умений. 
Не в полном объеме соединяет 
теоретические знания с 
практическими умениями. В целом 
демонстрация умений отличается 
низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

Владеть: 

навыками  

самостоятельного поиска, 
критической оценки и 
применения в практической и 
научно-исследовательской 
деятельности информации о 
новейших методах лечения и 
диагностики  туберкулеза, 
новейших данных об 
этиопатогенезе  туберкулеза; 
В1 (ПК-3) 
навыками самостоятельного 
приобретения знаний и умений, 
необходимых для ведения 
научно-исследовательской 
деятельности, непосредственно 
не связанных с профилем 

Глубоко и полно владеет 
навыками  
самостоятельного поиска, 
критической оценки и 
применения в практической 
и научно-
исследовательской 
деятельности информации о 
новейших методах лечения 
и диагностики туберкулеза, 
новейших данных об 
этиопатогенезе туберкулеза; 
навыками самостоятельного 
приобретения знаний и 
умений, необходимых для 
ведения научно-
исследовательской 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 
«отлично», но имеют место 
отдельные неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант может 
продемонстрировать навыки  
самостоятельного поиска, 
критической оценки и применения 
в практической и научно-
исследовательской деятельности 
информации о новейших методах 
лечения и диагностики 
туберкулеза, новейших данных об 
этиопатогенезе туберкулеза; 
навыки самостоятельного 
приобретения знаний и умений, 
необходимых для ведения научно-
исследовательской деятельности, 
непосредственно не связанных с 
профилем подготовки, 
но допускает неточности и 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 
деятельности. 

 

 

45 

подготовки.  
В2 (ПК-3)

 

 

деятельности, 
непосредственно не 
связанных с профилем 
подготовки.  

существенные ошибки. В целом 
демонстрация навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4 

ПК-4:Способность и готовность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей 
знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач в рамках направления (профиля) подготовки 

Общая характеристика компетенции

 

Профессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно требованиям 

ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, специальности 
14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности научная, научно- исследовательская.  

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать: 

основные перспективные направления взаимодействия специальности «Фтизиатрия» со смежными дисциплинами. 

Уметь: 

использовать в профессиональной деятельности фундаментальные и прикладные медицинские знания; осуществлять 

сотрудничество с представителями из других областей знаний в ходе решения поставленных задач. 

Владеть:

основами использования междисциплинарных связей при решении профессиональных задач. 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

Знать:

 основные принципы 

интеграции с представителями 
других областей знаний при 
решении научно-
исследовательских и 
прикладных задач в рамках 
подготовки по специальности; 
З1 (ПК-4) 
основные перспективные 

В полном объеме знает 
основные принципы 
интеграции с 
представителями других 
областей знаний при 
решении научно-
исследовательских и 
прикладных задач в рамках 
подготовки по 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 

Аспирант обнаруживает знание 
основных принципов интеграции с 
представителями других областей 
знаний при решении научно-
исследовательских и прикладных 
задач в рамках подготовки по 
специальности, основных 
перспективных направлений 
взаимодействия специальности 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл. 

 

46 

направления взаимодействия 
специальности «Фтизиатрия» 
со смежными дисциплинами в 
рамках глубокого изучения 
этиопатогенеза туберкулеза и 
поиска путей оптимизации 
медикаментозного и 
немедикаментозного лечения 
туберкулеза 
З2 (ПК-4)

 

специальности; 
основные перспективные 
направления 
взаимодействия 
специальности 
«Фтизиатрия» со смежными 
дисциплинами в рамках 
глубокого изучения 
этиопатогенеза туберкулеза 
и поиска путей 
оптимизации 
медикаментозного и 
немедикаментозного 
лечения туберкулеза. 

и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

«Фтизиатрия» со смежными 
дисциплинами в рамках глубокого 
изучения этиопатогенеза 
туберкулеза и поиска путей 
оптимизации медикаментозного и 
немедикаментозного лечения 
туберкулеза.Но излагает знания 
неполно, непоследовательно, 
допускает неточности и 
существенные ошибки. В целом 
имеет место нарушение логики 
изложения, ответ отличается 
низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-
личностной позиции. 

Уметь:

 использовать в 

профессиональной 
деятельности фундаментальные 
и прикладные медицинские 
знания; осуществлять 
сотрудничество с 
представителями из других 
областей знаний в ходе 
решения поставленных задач. 
У1 (ПК-4) 

Умеет компетентно 
использовать в 
профессиональной 
деятельности 
фундаментальные и 
прикладные медицинские 
знания; осуществлять 
сотрудничество с 
представителями из других 
областей знаний в ходе 
решения поставленных 
задач. 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 
 

Аспирант демонстрирует умение 
использовать в профессиональной 
деятельности фундаментальные и 
прикладные медицинские знания; 
осуществлять сотрудничество с 
представителями из других 
областей знаний в ходе решения 
поставленных задач. Но допускает 
неточности и существенные 
ошибки в демонстрации умений. 
Не в полном объеме соединяет 
теоретические знания с 
практическими умениями. В целом 
демонстрация умений отличается 
низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

Владеть: 

основами 

использования 
междисциплинарных связей 
при решении 
профессиональных задач; 
навыками постановки и 
решения научно-
исследовательских и 

Глубоко и полно владеет 
основами использования 
междисциплинарных связей 
при решении 
профессиональных задач; 
навыками постановки и 
решения научно-
исследовательских и 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 
«отлично», но имеют место 
отдельные неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 

Аспирант может 
продемонстрировать основы 
использования 
междисциплинарных связей при 
решении профессиональных задач; 
навыки постановки и решения 
научно-исследовательских и 
прикладных задач, 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 
деятельности. 

 

 

47 

прикладных задач, 
коммуникационными навыками 
в рамках подготовки по 
специальности. 
В1 (ПК-4)

 

прикладных задач, 
коммуникационными 
навыками в рамках 
подготовки по 
специальности. 

исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

коммуникационные навыки в 
рамках подготовки по 
специальности. Но допускает 
неточности и существенные 
ошибки. В целом демонстрация 
навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5 

ПК-5:Способность и готовность к преподавательской деятельности по дополнительным профессиональным программам в 
соответствии с направленностью подготовки (профилем) 

Общая характеристика компетенции

 

Профессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно требованиям 

ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, специальности 
14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности педагогическая, научно- исследовательская.  

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать: 

андрагогические принципы обучения. 

Уметь: 

организовать процесс обучения с использованием современных педагогических технологий. 

Владеть:

 навыками способами анализа собственной деятельности; способами организации взаимодействия с коллегами и социальными 

партнерами. 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

Знать:  

особенности обучения 
взрослых, андрагогические 
принципы обучения; методы 
определения возможностей, 

В полном объеме знает 
особенности обучения 
взрослых, андрагогические 
принципы обучения; 
методы определения 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки)  

Аспирант обнаруживает знание 
особенностей обучения взрослых, 
андрагогические принципы 
обучения; методы определения 
возможностей, потребностей и 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 

 

48 

потребностей и достижений 
обучающихся по программам 
дополнительного 
профессионального 
медицинского и 
фармацевтического 
образования и способы 
проектирования на основе 
полученных результатов 
индивидуальных маршрутов их 
обучения, воспитания и 
развития.

 

З1 (ПК-5) 

возможностей, 
потребностей и достижений 
обучающихся по 
программам 
дополнительного 
профессионального 
медицинского и 
фармацевтического 
образования и способы 
проектирования на основе 
полученных результатов 
индивидуальных 
маршрутов их обучения, 
воспитания и развития.

 

 

при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 
и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

достижений обучающихся по 
программам дополнительного 
профессионального медицинского 
и фармацевтического образования 
и способы проектирования на 
основе полученных результатов 
индивидуальных маршрутов их 
обучения, воспитания и развития. 
Но излагает  знания неполно, 
непоследовательно, допускает 
неточности и существенные 
ошибки. В целом имеет место 
нарушение логики изложения, 
ответ отличается низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-
личностной позиции. 

определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл.  

Уметь: 

организовать процесс 

обучения в системе 
дополнительного 
профессионального 
образования с использованием 
современных педагогических 
технологий, проектировать 
образовательные программы, 
разрабатывать новые модули и 
темы, а также формы и методы 
контроля, обучающихся по 
программам дополнительного 
образования, в том числе на 
основе информационных 
технологий. 
У1(ПК-5) 

Умеет компетентно 
организовать процесс 
обучения в системе 
дополнительного 
профессионального 
образования с 
использованием 
современных 
педагогических технологий, 
проектировать 
образовательные 
программы, разрабатывать 
новые модули и темы, а 
также формы и методы 
контроля обучающихся по 
программам 
дополнительного 
образования, в том числе на 
основе информационных 
технологий. 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 
 

Аспирант демонстрирует умения 
организовать процесс обучения в 
системе дополнительного 
профессионального образования с 
использованием современных 
педагогических технологий, 
проектировать образовательные 
программы, разрабатывать новые 
модули и темы, а также формы и 
методы контроля, обучающихся по 
программам дополнительного 
образования, в том числе на основе 
информационных технологий. Но 
допускает неточности и 
существенные ошибки в 
демонстрации умений. Не в полном 
объеме соединяет теоретические 
знания с практическими умениями. 
В целом демонстрация умений 
отличается низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

Владеть

: навыками 

формирования и развития 

Глубоко и полно владеет 
навыками формирования и 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 

Аспирант может 
продемонстрировать навыки 

Аспирант не в состоянии 
продемонстрировать необходимые 

 

49 

учебно-исследовательской 
деятельности у обучающихся; 
способами анализа собственной 
деятельности; способами 
организации взаимодействия с 
коллегами и социальными 
партнерами, поиск новых 
социальных партнеров при 
решении актуальных научно-
методических задач. 
В1 (ПК-5) 

развития учебно-
исследовательской 
деятельности у 
обучающихся; способами 
анализа собственной 
деятельности; способами 
организации 
взаимодействия с коллегами 
и социальными партнерами, 
поиск новых социальных 
партнеров при решении 
актуальных научно-
методических задач. 

«отлично», но имеют место 
отдельные неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 
 
 

формирования и развития учебно-
исследовательской деятельности у 
обучающихся; способы анализа 
собственной деятельности; 
способы  организации 
взаимодействия с коллегами и 
социальными партнерами, поиск 
новых социальных партнеров при 
решении актуальных научно-
методических задач. Но допускает 
неточности и существенные 
ошибки. В целом демонстрация 
навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

навыки для профессиональной 
деятельности. 
 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6 

ПК-6:Способность и готовность к применению современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплин в 
высшей школе

 

Общая характеристика компетенции

 

Профессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно требованиям 

ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, специальности 
14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности педагогическая, научно- исследовательская.  

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать: 

возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. 

Уметь: 

использовать ИКТ для процесса обучения. 

Владеть: 

навыками составления заданий. 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 
 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

 

50 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Знать:

 возможности 

использования современных 
информационно-
коммуникационных технологий 
(ИКТ) в учебном процессе; 
методические требования к 
электронным образовательным 
ресурсам (ЭОР); принципы 
организации дистанционного 
обучения. 
З1 (ПК-6) 

В полном объеме знает 
возможности использования 
современных 
информационно-
коммуникационных 
технологий (ИКТ) в 
учебном процессе; 
методические требования к 
электронным 
образовательным ресурсам 
(ЭОР); принципы 
организации 
дистанционного обучения. 
 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки)  
при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 
и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант обнаруживает знание 
возможности использования 
современных информационно-
коммуникационных технологий 
(ИКТ) в учебном процессе; 
методические требования к 
электронным образовательным 
ресурсам (ЭОР); принципы 
организации дистанционного 
обучения. Но излагает знания  
неполно, непоследовательно, 
допускает неточности и 
существенные ошибки. В целом 
имеет место нарушение логики 
изложения, ответ отличается 
низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально- 
личностной позиции. 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл.  

Уметь:

 использовать ЭОР для 

организации самостоятельной 
работы учащихся; использовать 
ИКТ для организации процесса 
обучения. 
У1 (ПК-6)

 

 

Умеет компетентно  
использовать ЭОР для 
организации 
самостоятельной работы 
учащихся; использовать 
ИКТ для организации 
процесса обучения.

 

 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки ) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант демонстрирует 
умениеиспользовать ЭОР для 
организации самостоятельной 
работы учащихся; использовать 
ИКТ для организации процесса 
обучения.

 

Но допускает неточности и 
существенные ошибки в 
демонстрации умений. Не в полном 
объеме соединяет теоретические 
знания с практическими умениями. 
В целом демонстрация умений 
отличается низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

Владеть:

 навыками 

критического анализа ЭОР; 
навыками составления заданий 
с использованием ЭОР. 
В1 (ПК-6) 

Глубоко и полно владеет 
навыками критического 
анализа ЭОР; навыками 
составления заданий с 
использованием ЭОР. 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 
«отлично», но имеют место 
отдельные неточности 
(несущественные ошибки) 

Аспирант может 
продемонстрировать навыки 
критического анализа ЭОР; навыки 
составления заданий с 
использованием ЭОР. Но допускает 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 
деятельности. 

 

51 

при демонстрации 
практических навыков 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

неточности и существенные 
ошибки. В целом демонстрация 
навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

МАТРИЦА СООТНЕСЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПОП АСПИРАНТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 31.06.01 

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 14.01.16-ФТИЗИАТРИЯ 

Индекс 

Наименование 

дисциплины 

Сем

естр 

Компетенции 

Универсальные 

Общепрофессиональные 

Профессиональные 

УК

-1 

УК

-2 

УК

-3 

УК

-4 

УК

-5 

УК

-6 

ОПК

-1 

ОПК

-2 

ОПК

-3 

ОПК

-4 

ОПК

-5 

ОПК

-6 

ПК

-1 

ПК

-2 

ПК

-3 

ПК

-4 

ПК

-5 

ПК

-6 

Блок 1 

Базовая часть 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.Б.01 

Иностранный язык 

1-2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.Б.02 

История и 
философия науки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариативная 
часть 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.В.01 

Методология 
научных 
исследований 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.В.02 

Методика 
преподавания 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.В.03 

Фтизиатрия 

1-4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.В.ДВ.01.

Внутренние 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52 

01 

болезни 

Б1.В.ДВ.01.
02 

Онкология  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.В.ДВ.02.
01 

Фармакология, 
клиническая 
фармакология 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.В.ДВ.02.
02 

Основы 
статистического 
анализа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.В.ДВ.03.
01 

Иностранный язык 
в специальности 

3-4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.В.ДВ.03.
02 

Иностранный язык 
в медицинских 
исследованиях 

3-4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УК

-1

 

УК

-2

 

УК

-3

 

УК

-4

 

УК

-5

 

УК

-6

 

ОПК

-1

 

ОПК

-2

 

ОПК

-3

 

ОПК

-4

 

ОПК

-5

 

ОПК

-6

 

ПК

-1

 

ПК

-2

 

ПК

-3

 

ПК

-4

 

ПК

-5

 

ПК

-6

 

Блок 2

 

«Практики» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б2.В.01(П) 

Практика по 
получению 
профессиональных 
умений и опыта 
профессиональной 
деятельности 
(педагогическая 
практика) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б2.В.02(П) 

Практика по 
получению 
профессиональных 
умений и опыта 
профессиональной 
деятельности 
(научно-
исследовательская 
практика) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53 

Блок 3

 

«Научные 
исследования» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б3.В.01(Н) 

Научно-
исследовательская 
деятельность 

1-6 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б3.В.02(Н) 

Подготовка научно-
квалификационной 
работы (диссерта-
ции) на соискание 
ученой степени 
кандидата наук 

1-6 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 4

 

Государственная 
итоговая 
аттестация» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б4.Б.01(Г) 

Подготовка к сдаче 
и сдача государст-
венного экзамена 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б4.В.01(Д) 

Представление 
научного доклада 
об основных 
результатах 
подготовленной 
научно-
квалификационной 
работы 
(диссертации) 

ФТД 

Факультативы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФТД.В.01 

Актуальные 
требования к 
представлению 
результатов 
научной работы 
аспиранта 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54 

7. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ 

РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП АСПИРАНТУРЫ 

Структура  программы  аспирантуры  включает  обязательную  часть  (базовую)  и 

часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). 

 

Базовая часть

 программы аспирантуры является обязательной в независимости от 

профиля  программы  аспирантуры,  обеспечивает  формирование  у  обучающихся 
компетенций,  установленных  ФГОС,  и  включает  в  себя  дисциплины  (модули), 
установленные  ФГОС  -  дисциплины  «Иностранный  язык»  и  «История  и  философия 
науки»,  объем  и  содержание  которых  определяются  университетом,  и  государственную 
итоговую аттестацию. 

Вариативная  часть

  программы  аспирантуры  направлена  на  расширение  и 

углубление компетенций, установленных ФГОС и включает в себя дисциплины (модули) 
и  практики,  а  также  научные  исследования,  в  объеме,  установленном  университетом. 
Содержание  вариативной  части  формируется  в  соответствии  с  профилем  программы 
аспирантуры14.01.16-Фтизиатрия 

Обязательными,  для  освоения  обучающимся  являются  дисциплины  (модули), 

входящие в состав базовой части программы аспирантуры, а также дисциплины (модули), 
практики  и  научно-исследовательская  работа,  входящие  в  состав  вариативной  части 
программы аспирантуры в соответствии с профилем указанной программы. 

Программа  аспирантуры  по  направлению  подготовки  31.06.01  –  «Клиническая 

медицина», направленность 14.01.16-Фтизиатрия состоит из следующих блоков: 

Блок  1  "Дисциплины  (модули)",  который  включает  дисциплины  (модули), 

относящиеся  к  базовой  части  программы,  и  дисциплины  (модули),  относящиеся  к  ее 
вариативной части. 

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной 
части программы. 
Блок 3 "Научные исследования", который в полном объеме относится к вариативной 

части программы. 

Блок 4 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится 

к  базовой  части  программы  и  завершается  присвоением  квалификации  "Исследователь. 
Преподаватель-исследователь". 

Дисциплины  (модули),  относящиеся  к  базовой  части  Блока  1(30  З.Е.,  1080 

час.)"Дисциплины  (модули)",  в  том  числе  направленные  на  подготовку  к  сдаче 
кандидатских  экзаменов,  являются  обязательными  для  освоения  обучающимся 
независимо от направленности программы аспирантуры, которую он осваивает. 

Набор  дисциплин  (модулей)  вариативной  части  Блока  1  "Дисциплины  (модули)" 

организация  определяет  самостоятельно  в  соответствии  с  направленностью  программы 
аспирантуры в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. 

Программы дисциплин Блока 1,  направленных на подготовку к сдаче кандидатских 

экзаменов  по  истории  и  философии  науки,иностранному  языку  и  специальной 
дисциплине,  разрабатываютсяв  соответствии  с  программами  кандидатских  экзаменов, 
утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 
октября  2007  г.  №  274  (зарегистрирован  МинюстомРоссии  19  октября  2007  г., 
регистрационный № 10363). 

В  Блок  2  "Практики"  (15  З.Е.,  540  час)  входят  практики  по  получению 

профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:  

 

 

55 

 

практика  по  получению  профессиональных  умений  и  опыта  профессиональной 

деятельности (педагогическая практика) (10 З.Е., 360 час.) 

 

практика  по  получению  профессиональных  умений  и  опыта  профессиональной 

деятельности (научно-исследовательская практика) (5 З.Е., 180 час.) 
Педагогическая практика является обязательной. 
Способы проведения практики: 

 

стационарная 

Практика может проводиться в структурных подразделениях ВГМУ. 
Для  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  выбор  мест  прохождения  практик 
должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности. 

В  Блок  3  "Научные  исследования"  (126  З.Е.,  4536  час)  входит  научно-

исследовательская  деятельность  (67  З.Е.,  2412  час.)  и  выполнение  научно-
квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук (59 
З.Е., 2124 час.) 

После  выбора  обучающимся  направленности  программы  и  темы  научно-

исследовательской  работы  набор  соответствующих  дисциплин  (модулей)  и  практик 
становится обязательным для освоения обучающимся. 
В Блок 4 "Государственная итоговая аттестация" (9 З.Е., 324 час) 
входит  подготовка  и  сдача  государственного  экзамена  (3  З.Е.,  108  час),  подготовка  и 
представление  научного  доклада  об  основных  результатах  научно-квалификационной 
работы (диссертации) (6 З.Е., 324 час). 
 

Таблица 1 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 31.06.01 – КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 14.01.16 ФТИЗИАТРИЯ 

Индекс 

Наименование 

Формируем

ые 

компетенци

и 

Объем программы Трудоемкость 

Форм

ы 

контр

оля 

Объе
м в 
З.Е. 

Всего 
час. 

Аудиторная работа 

СР 

Лек 

Пр 

контрол

ь 

Блок 1 

«Дисциплины 
(модули)» 

 

30 

1080 

112 

530 

118 

320 

 

 

Базовая часть 

 

324 

20 

148 

72 

84 

 

Б1.Б.01 

Иностранный 
язык 

ОПК-3, ПК-3, 

УК-1, УК-4,   

УК-5 

180 

 

96 

36 

48 

Экзам

ен 

Б1.Б.02 

История и 
философия 
науки 

УК-2, УК-5 

144 

20 

52 

36 

36 

Экзам

ен 

 

Вариативная 
часть 

 

21 

756 

92 

382 

46 

236 

 

Б1.В.01 

Методология 
научных 
исследований 

ОПК-1, ОПК-

2, ОПК-3, 

ОПК-4, ПК-1, 

ПК-2, ПК-3, 
УК-1, УК-3, 

72 

12 

36 

22 

Зачет 

 

 

56 

УК-4, УК-6 

Б1.В.02 

Методика 
преподавания 

ОПК-6, ПК-5, 

ПК-6, УК-5, 

УК-6 

72 

12 

36 

22 

Зачет  

Б1.В.03 

Фтизиатрия 

ОПК-1, ОПК-

2, ОПК-4, 

ОПК-5, ПК-1, 

ПК-3, ПК-4, 

УК-5, УК-6 

180 

24 

72 

36 

48 

Экзам

ен 

Б1.В.ДВ.01 

Дисциплины 
по выбору 
Б1.В.ДВ. 

 

144 

22 

72 

48 

 

Б1.В.ДВ.01.01 

Внутренние 
болезни 

ОПК-5, ПК-4 

144 

22 

72 

48 

Зачет 

Б1.В.ДВ.01.02  Онкология 

ОПК-5, ПК-4 

144 

22 

72 

48 

Зачет  

Б1.В.ДВ.02 

Дисциплины 
по выбору 
Б1.В.ДВ.2 

 

144 

22 

72 

48 

 

Б1.В.ДВ.02.01 

 
Фармакология , 
клиническая 
фармакология 

ОПК-5, ПК-4 

144 

22 

72 

48 

Зачет 

Б1.В.ДВ.02.02 

Основы 
статистическог
о анализа 

ОПК-1, ОПК-

2, ОПК-3, УК-

144 

22 

72 

48 

Зачет  

Б1.В.ДВ.03 

Дисциплины 
по выбору 
Б1.В.ДВ.3 

 

144 

 

94 

48 

 

Б1.В.ДВ.03.01 

Иностранный 
язык в 
специальности 

ОПК-2, ПК-1, 

УК-1, УК-3 

144 

 

94 

48 

Зачет 

Б1.В.ДВ.03.02 

Иностранный 
язык в 
медицинских 
исследованиях 

ОПК-2, ПК-1, 

УК-1, УК-3 

144 

 

94 

48 

Зачет  

 

Блок 2 
«Практики» и 
Блок 3 
«Научные 
исследования» 

 

141 

5076 

 

 

 

5076 

 

Блок 2

 

«Практики» 

 

15 

540 

 

  

  

540  

 

 

Вариативная 
часть 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б2.В.01(П) 

Практика по 
получению 
профессиональ
ных умений и 
опыта 
профессиональ
ной 
деятельности 
(педагогическа
я практика) 

ОПК-6; ПК-3; 

ПК-5; ПК-6; 

УК-5; УК-6 

10 

360 

 

  

  

360  

Зачет 

 

 

57 

Б2.В.02(П) 

Практика по 
получению 
профессиональ
ных умений и 
опыта 
профессиональ
ной 
деятельности 
(научно-
исследовательс
кая практика) 

ОПК-1, ОПК-

3, 

ОПК-4, ПК-2 

180 

 

  

  

 180 

Зачет 

с 

оценк

ой  

Блок 3

 

«Научные 
исследования» 

 

126 

4536 

 

  

  

 4536 

 

 

Вариативная 
часть 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б3.В.01(Н) 

Научно-
исследовательс
кая 
деятельность 

ОПК-1, ОПК-

2, ОПК-3, 

ОПК-4, ОПК-

5, ПК-1, ПК-2, 

УК-1, УК-3, 

УК-6 

67 

2412 

 

  

  

2412  

Зачет 

Б3.В.02(Н) 

Подготовка 
научно-
квалификацион
ной работы 
(диссертации) 
на соискание 
ученой степени 
кандидата наук 

ОПК-1, ОПК-

2, ОПК-3, 

ОПК-4, ОПК-

5, ПК-1, ПК-2, 

УК-1, УК-3, 

УК-6 

59 

2124 

 

 

 

2124 

Зачет  

Блок 4

 

«Государствен
ная итоговая 
аттестация» 

 

324 

 

  

  

324 

 

Б4.Б.01(Г) 

Подготовка к 
сдаче и сдача 
государственно
го экзамена  

ОПК-6, ПК-1, 

ПК-2, ПК-4, 
ПК-5, ПК-6, 
УК-1, УК-5, 

УК-6 

108 

 

  

  

108 

Экзам
ен 

Б4.В.01(Д) 

Представление 
научного 
доклада об 
основных 
результатах 
подготовленно
й научно-
квалификацион
ной работы 
(диссертации) 

ОПК-1, ОПК-

2, ОПК-3, 

ОПК-4, ОПК-

5, ОПК-6, ПК-
1, ПК-2, ПК-3, 

ПК-4, ПК-5, 
ПК-6, УК-1, 
УК-2, УК-3, 
УК-4, УК-5, 

УК-6 

216 

 

  

  

216  

Экзам

ен 

ФТД 

Факультатив
ы 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФТД.В.01 

Актуальные 
требования к 

ОПК-1; ОПК-

2; ОПК-3; УК-

1, ПК-1 

 1 

36  

 

22  

2  

12  

зачет 

 

 

58 

представлению 
результатов 
научной 
работы 
аспиранта 

Итого на подготовку аспиранта 
(без факультативов) 

 

180 

6480 

112 

530 

118 

5720 

 

 

Таблица 2 

Структура программы аспирантуры по направленности  

14.01.16-Фтизиатрия

 

по годам обучения

 

 

Структурные элементы программы 

Трудоемкость  

Семестр  

Индекс 

Наименование 

З.Е. 

часы 

Образовательная и научно-исследовательская составляющие 

 

на 1 году обучения в аспирантуре  

Блок 1 

«Дисциплины (модули)» 

 

 

 

 

Базовая часть 

324 

 

Б1.Б.01 

Иностранный язык 

180 

1-2 

Б1.Б.02 

История и философия науки 

144 

 

Вариативная часть 

 

 

 

Б1.В.01 

Методология научных исследований 

72 

Б1.В.02 

Методика преподавания 

72 

Б1.В.03 

Внутренние болезни 

72 

1-2 

Блок 3 

«Научные исследования» 

 

 

 

Б3.В.01(Н) 

Научно-исследовательская деятельность 

41 

1476 

1-2 

Б3.В.02(Н) 

Подготовка научно-квалификационной 
работы (диссертации) на соискание ученой 
степени кандидата наук 

144 

1-2 

Всего: 

60 

2160 

 

Образовательная и научно-исследовательская составляющие 

 

на 2 году обучения в аспирантуре

 

Б1.В.03 

Фтизиатрия 

108 

3-4 

 

Дисциплины по выбору (3 из 6) 

 

 

 

Б1.В.ДВ.01.01 

Внутренние болезни 

144 

Б1.В.ДВ.01.02 

Онкология 

144 

Б1.В.ДВ.02.01 

Фармакология, клиническая 
фармакология 

144 

Б1.В.ДВ.02.02 

Основы статистического анализа 

144 

Б1.В.ДВ.03.01 

Иностранный язык в 
специальности 

144 

3-4 

Б1.В.ДВ.03.02 

Иностранный язык в медицинских 
исследованиях 

144 

3-4 

Блок 3 

«Научные исследования» 

 

 

 

Б3.В.01(Н) 

Научно-исследовательская 
деятельность 

26 

936 

3-4 

 

 

59 

Б3.В.02(Н) 

Подготовка научно-
квалификационной работы 
(диссертации) на соискание 
ученой степени кандидата наук 

324 

3-4 

Блок 2               

Б2.В.01(П) 

«Практики»

Практика по 

получению профессиональных 
умений и опыта 
профессиональной деятельности 
(педагогическая практика)

 

10 

360 

ФТД 

Факультативы 

 

 

 

ФТД.В.01 

Актуальные требования к 
представлению результатов 
научной работы аспиранта 

 1 

36  

Всего (без факультатива): 

60 

2160 

 

Образовательная и научно-исследовательская составляющие 

 

на 3 году обучения в аспирантуре

 

Блок 2                

Б2.В.02(П) 

«Практики»

Практика по 

получению профессиональных 
умений и опыта 
профессиональной деятельности 
(научно-исследовательская 
практика) 

180 

Блок 3

                  

Б3.В.02(Н) 

«Научные 
исследования

Подготовка научно-

квалификационной работы 
(диссертации) на соискание 
ученой степени кандидата наук 

46 

1656 

5-6 

Блок 4

 

«Государственная итоговая 
аттестация» 

324 

 

Б4.Б.01(Г) 

Подготовка к сдаче и сдача 
государственного экзамена  

108 

Б4.В.01(Д) 

Представление научного доклада 
об основных результатах 
подготовленной научно-
квалификационной работы 
(диссертации) 

216 

Всего: 

60 

2160 

 

 

Итого на подготовку аспиранта 
(без факультатива) 

180 

6480 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..