Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 13

 

 

 

28 

при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

существенные ошибки. В целом 
демонстрация навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

 

 
 
 
 
 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 

ОПК-3:Способность и готовность к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований

 

Общая характеристика компетенции

 

Общепрофессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно 

требованиям ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, 
специальности14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности научная, научно- исследовательская. 

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать:

основные принципы анализа результатов исследования,основные нормативные документы по библиографии. 

Уметь:

 интерпретировать полученные результаты,излагать полученные данные в печатных научных изданиях, излагать полученные 

данные в устных докладах. 

Владеть:

навыками оформления библиографического списка в соответствии с действующими ГОСТами, навыками написания научной 

статьи

.

 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

 

29 

Знает: 

основные принципы 

анализа результатов 
исследования, основные 
принципы обобщения 
результатов исследования, 
правила оформления 
результатов научно-
исследовательской работы; 
основные нормативные 
документы по библиографии, 
способы представления своей 
научно-образовательной 
деятельности.

 

З1 (ОПК-3) 

В полном объеме знает 
основные принципы 
анализа результатов 
исследования, основные 
принципы обобщения 
результатов исследования, 
правила оформления 
результатов научно-
исследовательской 
работы; основные 
нормативные документы 
по библиографии, способы 
представления своей 
научно-образовательной 
деятельности.

 

 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки)  
при изложении 
теоретического и 
материала. Ответ 
отличается меньшей 
обстоятельностью, 
глубиной и полнотой. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант обнаруживает знание 
основных принципов анализа 
результатов исследования, 
основных принципов обобщения 
результатов исследования, правил 
оформления результатов научно-
исследовательской работы; 
основных нормативных 
документов по библиографии, 
способов представления своей 
научно-образовательной 
деятельности, но излагает знания 
неполно, непоследовательно, 
допускает неточности и 
существенные ошибки в 
определении понятий, 
формулировке положений. В 
целом имеет место нарушение 
логики изложения, ответ 
отличается низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-
личностной позиции. 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл. 

Умеет: 

интерпретировать 

полученные результаты, 
осмысливать и критически 
анализировать научную 
информацию, оценивать и 
проверять гипотезы, 
объясняющие причину, 
условия и механизм 
возникновения заболеваний и 
их прогрессирования;  
У1 (ОПК-3)  
применять современные 
методы и средства 
автоматизированного анализа 
и систематизации научных 
данных; сформулировать 
научные выводы, 

Умеет компетентно 
интерпретировать 
полученные результаты, 
осмысливать и критически 
анализировать научную 
информацию, оценивать и 
проверять гипотезы, 
объясняющие причину, 
условия и механизм 
возникновения 
заболеваний и их 
прогрессирования; 
применять современные 
методы и средства 
автоматизированного 
анализа и систематизации 
научных данных; 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

 

Аспирант  демонстрирует  умения 
интерпретировать 

полученные 

результаты, 

осмысливать 

и 

критически 

анализировать 

научную  информацию,  оценивать 
и 

проверять 

гипотезы, 

объясняющие причину, условия и 
механизм 

возникновения 

заболеваний 

и 

их 

прогрессирования; 

применять 

современные  методы  и  средства 
автоматизированного  анализа  и 
систематизации  научных  данных; 
сформулировать научные выводы, 
формулировать 

научные 

положения,  излагать  полученные 
данные  в  печатных  научных 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

 

30 

формулировать научные 
положения, излагать 
полученные данные в 
печатных научных изданиях, 
излагать полученные данные в 
устных докладах и online 
выступлениях, представлять в 
мультимедийных 
презентациях. 
У2 (ОПК-3) 

 

сформулировать научные 
выводы, формулировать 
научные положения, 
излагать полученные 
данные в печатных 
научных изданиях, 
излагать полученные 
данные в устных докладах 
и online выступлениях, 
представлять в 
мультимедийных 
презентациях. 
 

изданиях,  излагать  полученные 
данные  в  устных  докладах  и 
online 

выступлениях, 

представлять  в  мультимедийных 
презентациях, 

но 

допускает 

неточности 

и 

существенные 

ошибки  в  демонстрации  умений. 
Не  в  полном  объеме  соединяет 
теоретические 

знания 

с 

практическими 

умениями. 

В 

целом 

демонстрация 

умений 

отличается 

низким 

уровнем 

самостоятельности.

 

Владеет: 

методами написания 

диссертации, отчета по НИР, 
научной статьи, монографии, 
научного доклада, навыками 
оформления 
библиографического списка в 
соответствии с действующими 
ГОСТами; В1 (ОПК-3)  
методами статистической 
обработки экспериментальных 
медико-биологических данных 
с использованием современных 
ИТ, способами оформления и 
представления научных 
материалов в современных 
прикладных программах. 
В2 (ОПК-3)

 

Глубоко и полно владеет 
методами написания 
диссертации, отчета по 
НИР, научной статьи, 
монографии, научного 
доклада, навыками 
оформления 
библиографического списка 
в соответствии с 
действующими ГОСТами; 
методами статистической 
обработки 
экспериментальных медико-
биологических данных с 
использованием 
современных ИТ, 
способами оформления и 
представления научных 
материалов в современных 
прикладных программах. 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям 
на «отлично», но имеют 
место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант может 
продемонстрировать навыки 
владения методами написания 
диссертации, отчета по НИР, 
научной статьи, монографии, 
научного доклада, навыками 
оформления библиографического 
списка в соответствии с 
действующими ГОСТами; 
методами статистической 
обработки экспериментальных 
медико-биологических данных с 
использованием современных ИТ, 
способами оформления и 
представления научных материалов 
в современных прикладных 
программах, но допускает 
неточности и существенные 
ошибки. В целом демонстрация 
навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности.

 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 
деятельности. 

 

 

 
 
 

 

31 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 

ОПК-4: Готовность к внедрению разработанных методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан 

Общая характеристика компетенции

 

Общепрофессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно 

требованиям ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, 
специальности 14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности научная, научно- исследовательская.  

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать:

принципы разработки новых методов профилактики и лечения болезней человека. 

Уметь:

 работать с нормативной документацией, оформлять заявку на изобретение, полезную модель, базу данных. 

Владеть:

 навыком работы с нормативной документацией. 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

Знает: 

принципы  разработки 

новых  методов  профилактики 
и  лечения  болезней  человека, 
нормативную  документацию, 
необходимую  для  внедрения 
новых  методов  профилактики 
и  лечения  болезней  человека, 
понятия 

и 

объекты 

интеллектуальной 
собственности,  способы  их 
защиты, 

объекты 

промышленной собственности 
в  сфере  естественных  наук; 
правила составления и подачи 
заявки  на  выдачу  патента  на 
изобретение.  

В полном объеме знает 
принципы разработки 
новых методов 
профилактики и лечения 
болезней человека, 
нормативную 
документацию, 
необходимую для 
внедрения новых методов 
профилактики и лечения 
болезней человека, понятия 
и объекты 
интеллектуальной 
собственности, способы их 
защиты, объекты 
промышленной 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки)  
при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 
и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант обнаруживает знание 
принципов разработки новых 
методов профилактики и лечения 
болезней человека, нормативной 
документации, необходимой для 
внедрения новых методов 
профилактики и лечения болезней 
человека, понятий и объектов 
интеллектуальной собственности, 
способов их защиты, объектов 
промышленной собственности в 
сфере естественных наук; правил 
составления и подачи заявки на 
выдачу патента на изобретение,  
но излагает знания неполно, 
непоследовательно, допускает 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл. 

 

32 

З1 (ОПК-4)

 

собственности в сфере 
естественных наук; правила 
составления и подачи 
заявки на выдачу патента на 
изобретение. 

неточности и существенные 
ошибки в определении понятий, 
формулировке положений. В целом 
имеет место нарушение логики 
изложения, ответ отличается 
низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-
личностной позиции. 

Умеет: 

оформлять заявку на 

изобретение, полезную 
модель, базу данных; 
формулировать практическую 
значимость и практические 
рекомендации по результатам 
научного исследования; 
оформлять методические 
рекомендации по 
использованию новых 
методов профилактики и 
лечения болезней человека 
У1 (ОПК-4) 

Умеет компетентно 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 
 

Аспирант демонстрирует умения 
, но допускает неточности и 
существенные ошибки в 
демонстрации умений. Не в полном 
объеме соединяет теоретические 
знания с практическими умениями. 
В целом демонстрация умений 
отличается низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

Владеет: 

опытом внедрения в 

практику и эксплуатации 
разработанных методов. 
В1 (ОПК-4)

 

Глубоко и полно владеет 
навыком внедрения в 
практику и эксплуатации 
разработанных методов. 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 
«отлично», но имеют место 
отдельные неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант может 
продемонстрировать навыки 
внедрения в практику и 
эксплуатации разработанных 
методов, но допускает неточности 
и существенные ошибки. В целом 
демонстрация навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 
деятельности. 

 

 

 
 
 

 

33 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5 

ОПК-5: Способность и готовность к использованию лабораторной и инструментальной базы для получения научных данных 

Общая характеристика компетенции

 

Общепрофессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно 

требованиям ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, 
специальности 14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности научная, научно- исследовательская.  

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать:

основные клинико-лабораторные признаки заболеваний и состояний, выбранных в качестве объекта для научного исследования, 

основные клинико-инструментальные признаки заболеваний и состояний, выбранных в качестве объекта для научного исследования. 

Уметь:

интерпретировать полученные лабораторные данные по профилю научного исследования; интерпретировать полученные данные 

инструментальных исследований по профилю научного исследования. 

Владеть:

навыками лабораторных и/или инструментальных исследований по профилю научного исследования. 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования). 

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

Знает: 

возможности и 

перспективы применения 
современных лабораторных и 
инструментальных методов по 
теме научного исследования; 
правила эксплуатации и 
технику безопасности при 
работе с лабораторным и 
инструментальным 
оборудованием. 

В полном объеме знает 
возможности и 
перспективы применения 
современных 
лабораторных и 
инструментальных 
методов по теме научного 
исследования; правила 
эксплуатации и технику 
безопасности при работе с 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки)  
при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 
и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 

Аспирант обнаруживает знание 
возможностей и перспектив 
применения современных 
лабораторных и инструментальных 
методов по теме научного 
исследования; правил 
эксплуатации и технику 
безопасности при работе с 
лабораторным и 
инструментальным оборудованием, 
но излагает знания неполно, 
непоследовательно, допускает 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл. 

 

34 

З1 (ОПК-5) 

лабораторным и 
инструментальным 
оборудованием.

 

дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

неточности и существенные 
ошибки в определении понятий, 
формулировке положений. В целом 
имеет место нарушение логики 
изложения, ответ отличается 
низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-
личностной позиции. 

Умеет: 

интерпретировать 

полученные лабораторные 
данные по профилю научного 
исследования; 
интерпретировать полученные 
данные инструментальных 
исследований по профилю 
научного исследования; 
использовать техническую 
документацию при освоении 
методов лабораторных и 
инструментальных 
исследований; соблюдать 
технику безопасности при 
проведении исследований

.  

У1 (ОПК-5)

 

Умеет компетентно 
интерпретировать 
полученные лабораторные 
данные по профилю 
научного исследования; 
интерпретировать 
полученные данные 
инструментальных 
исследований по профилю 
научного исследования; 
использовать техническую 
документацию при 
освоении методов 
лабораторных и 
инструментальных 
исследований; соблюдать 
технику безопасности при 
проведении исследований

.

 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 
 

Аспирант демонстрирует умения 
интерпретировать полученные 
лабораторные данные по профилю 
научного исследования; 
интерпретировать полученные 
данные инструментальных 
исследований по профилю 
научного исследования; 
использовать техническую 
документацию при освоении 
методов лабораторных и 
инструментальных исследований; 
соблюдать технику безопасности 
при проведении исследований, но 
допускает неточности и 
существенные ошибки в 
демонстрации умений. Не в полном 
объеме соединяет теоретические 
знания с практическими умениями. 
В целом демонстрация умений 
отличается низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

Владеет: 

навыками 

лабораторных и/или 
инструментальных 
исследований по профилю 
научного исследования. 
В1 (ОПК-5)

 

Глубоко и полно владеет 
навыками лабораторных 
и/или инструментальных 
исследований по профилю 
научного исследования. 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 
«отлично», но имеют место 
отдельные неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 

Аспирант может 
продемонстрировать навыки 
лабораторных и/или 
инструментальных исследований 
по профилю научного 
исследования, но допускает 
неточности и существенные 
ошибки. В целом демонстрация 
навыков отличается 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 
деятельности. 

 

 

35 

аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6 

ОПК-6: Готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования  

Общая характеристика компетенции

 

Общепрофессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно 

требованиям ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, 
специальности 14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности научная, научно- исследовательская.  

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать:

требования ФГОС к целям, содержанию, формам обучения и результатам подготовки различных специальностей в медицинском 

вузе. 

Уметь:

оценивать, отбирать учебный материал с позиций его обучающей ценности. 

Владеть:

 навыками анализа собственной деятельности. 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

Знает: 

требования ФГОС к 

целям, содержанию, формам 
обучения и результатам 
подготовки различных 
специальностей в медицинском 
вузе; психологическую 
структуру и содержание 
деятельности; возрастные 
особенности обучающихся, 
теоретические основы 
использования 

В полном объеме знает 
требования ФГОС к целям, 
содержанию, формам 
обучения и результатам 
подготовки различных 
специальностей в 
медицинском вузе; 
психологическую структуру 
и содержание деятельности; 
возрастные особенности 
обучающихся, 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки)  
при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 
и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 

Аспирант требования ФГОС к 
целям, содержанию, формам 
обучения и результатам подготовки 
различных специальностей в 
медицинском вузе; 
психологическую структуру и 
содержание деятельности; 
возрастные особенности 
обучающихся, теоретические 
основы использования 
информационных технологий (ИТ) 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл.  

 

36 

информационных технологий 
(ИТ) в образовании, основные 
направления использования ИТ 
в образовании.

 

З1 (ОПК-6) 

теоретические основы 
использования 
информационных 
технологий (ИТ) в 
образовании, основные 
направления использования 
ИТ в образовании. 

самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

в образовании, основные 
направления использования ИТ в 
образовании. Но излагает знания  
неполно, непоследовательно, 
допускает неточности и 
существенные ошибки. В целом 
имеет место нарушение логики 
изложения, ответ отличается 
низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-
личностной позиции.

 

 

Умеет: 

оценивать, отбирать 

учебный материал с позиций 
его обучающей ценности,  
У1(ОПК-6) 
организовать процесс обучения 
с использованием современных 
педагогических и 
информационных технологий, 
проектировать образовательные 
программы, разрабатывать 
новые дисциплины, а также 
формы и методы контроля и 
различные виды контрольно- 
измерительных материалов, в 
том числе на основе 
информационных технологий; 
реализовывать воспитательные 
цели через преподаваемый 
предмет. 
У2 (ОПК-6)

 

 

Умеет 
компетентнооценивать, 
отбирать учебный материал 
с позиций его обучающей 
ценности, организовать 
процесс обучения с 
использованием 
современных 
педагогических и 
информационных 
технологий, проектировать 
образовательные 
программы, разрабатывать 
новые дисциплины, а также 
формы и методы контроля и 
различные виды 
контрольно- измерительных 
материалов, в том числе на 
основе информационных 
технологий; реализовывать 
воспитательные цели через 
преподаваемый предмет. 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 
 

Аспирант демонстрирует умение 
оценивать, отбирать учебный 
материал с позиций его обучающей 
ценности, организовать процесс 
обучения с использованием 
современных педагогических и 
информационных технологий, 
проектировать образовательные 
программы, разрабатывать новые 
дисциплины, а также формы и 
методы контроля и различные виды 
контрольно- измерительных 
материалов, в том числе на основе 
информационных технологий; 
реализовывать воспитательные 
цели через преподаваемый 
предмет. Но допускает неточности 
и существенные ошибки в 
демонстрации умений. Не в полном 
объеме соединяет теоретические 
знания с практическими умениями. 
В целом демонстрация умений 
отличается низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

Владеет: 

навыками 

формирования и развития 
учебно-исследовательской 

Глубоко и полно владеет 
навыками формирования и 
развития учебно-

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 
«отлично», но имеют место 

Аспирант может 
продемонстрировать навыки 
формирования и развития учебно-

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 

 

37 

деятельности у обучающихся; 
способами анализа собственной 
деятельности 
В1 (ОПК-6) 

исследовательской 
деятельности у 
обучающихся; способами 
анализа собственной 
деятельности 

отдельные неточности 
(несущественные ошибки)  
при демонстрации 
практических навыков 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

исследовательской деятельности у 
обучающихся; способы анализа 
собственной деятельности. Но 
допускает неточности и 
существенные ошибки. В целом 
демонстрация навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности 

деятельности. 
 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫПУСКНИКА АСПИРАНТУРЫ

 

по направлению подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина.

 

направленность: 14.01.16-Фтизиатрия

 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 

ПК-1:Способность и готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области в 
соответствии с направленностью подготовки (профилем) с использованием фундаментальных и прикладных дисциплин и современных 
способов лабораторно-инструментальной диагностики в клинической и экспериментальной медицине с целью получения новых научных 
данных, ориентированных на сохранение здоровья, улучшение качества и продолжительности жизни человека 

Общая характеристика компетенции

 

Профессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно требованиям 

ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, специальности 
14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности научная, научно- исследовательская.  

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать: 

этиологию, патогенез, клиническую картину и синдромологию туберкулеза, основные методы лабораторной и инструментальной 

диагностики туберкулеза; клинико-лабораторные и инструментальные критерии ургентных состояний при туберкулезе; лечебную тактику при 
туберкулезе, в том числе при неотложных состояниях 

Уметь: 

собрать  анамнез  заболевания,  провести  физикальное  обследование  пациента,  направить  на  лабораторно-инструментальное 

обследование,  на  консультации  к  специалистам;  интерпретировать  результаты  осмотра,  методов  инструментальной  и  лабораторной 
диагностики туберкулеза; своевременно диагностировать заболевание и/или неотложное состояние, назначить и провести комплекс лечебных 
мероприятий;  

Владеть:

  методами  сбора  анамнеза,  клинического  обследования  пациента  и  алгоритмами  дифференциальной  диагностики  при  

туберкулезе; умением анализировать данные клинического обследования, лабораторных и функциональных методов исследования; клинической 

 

38 

терминологией и принципами формулировки предварительного и клинического диагноза; умением назначать и проводить лечебные мероприятия 
при туберкулезе, в том числе при неотложных состояниях; 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

Знать 

этиологию, патогенез, 

клиническую картину и 
синдромологию  туберкулеза,  
основные методы лабораторной 
и инструментальной 
диагностики туберкулеза;  
клинико-лабораторные и 
инструментальные критерии 
ургентных состояний при 
туберкулезе; 
лечебную тактику при 
туберкулезе, в том числе при 
неотложных состояниях; 
З1 (ПК-1)

 

принципы и критерии отбора 
больных в клиническое 
исследование. 
З2 (ПК-1) 

В полном объеме знает 
этиологию, патогенез, 
клиническую картину и 
синдромологию 
туберкулеза,  
основные методы 
лабораторной и 
инструментальной 
диагностики туберкулеза;  
клинико-лабораторные и 
инструментальные 
критерии ургентных 
состояний при туберкулезе; 
лечебную тактику при 
туберкулезе, в том числе 
при неотложных 
состояниях; 
З1 (ПК-1)

 

принципы и критерии 
отбора больных в 
клиническое исследование.

 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки)  
при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 
и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант обнаруживает знание 
этиологии, патогенеза, 
клинической картины и 
синдромологии  туберкулеза,  
основных методов лабораторной и 
инструментальной диагностики 
туберкулеза;  
клинико-лабораторных и 
инструментальных критериев 
ургентных состояний при 
туберкулезе; 
лечебной тактики при туберкулезе, 
в том числе при неотложных 
состояниях; 
принципов и критериев отбора 
больных в клиническое 
исследование, но излагает знания 
неполно, непоследовательно, 
допускает неточности и 
существенные ошибки в 
определении понятий, 
формулировке положений. В целом 
имеет место нарушение логики 
изложения, ответ отличается 
низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-
личностной позиции. 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл. 

Уметь: 

собрать анамнез 

Умеет компетентно собрать  Умения соответствуют 

Аспирант демонстрирует умения 

Аспирант не в состоянии 

 

39 

заболевания, провести 
физикальное обследование 
пациента, направить на 
лабораторно-инструментальное 
обследование, на консультации 
к специалистам;  
интерпретировать результаты 
осмотра, методов 
инструментальной и 
лабораторной диагностики  
туберкулеза;  
своевременно диагностировать 
заболевание и/или неотложное 
состояние, назначить и 
провести комплекс лечебных 
мероприятий;  
У1 (ПК-1) 

осуществлять отбор больных в 
исследование по клиническим 
критериям включения и 
исключения, критически 
анализировать и обобщать 
полученные клинические 
данные, объективно оценивать 
эффективность изучаемых 
методов диагностики, 
профилактики, лечения, 
реабилитации, У2 (ПК-1) 
определять соотношение риска 
и пользы от изучаемых в 
соответствии с профилем 
методов вмешательства. 
У3 (ПК-1)

 

 

анамнез заболевания, 
провести физикальное 
обследование пациента, 
направить на лабораторно-
инструментальное 
обследование, на 
консультации к 
специалистам;  
интерпретировать 
результаты осмотра, 
методов инструментальной 
и лабораторной 
диагностики туберкулеза;  
своевременно 
диагностировать 
заболевание и/или 
неотложное состояние, 
назначить и провести 
комплекс лечебных 
мероприятий;  

осуществлять отбор 
больных в исследование по 
клиническим критериям 
включения и исключения, 
критически анализировать и 
обобщать полученные 
клинические данные, 
объективно оценивать 
эффективность изучаемых 
методов диагностики, 
профилактики, лечения, 
реабилитации, определять 
соотношение риска и 
пользы от изучаемых в 
соответствии с профилем 
методов вмешательства.

 

 

критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 
 

собрать анамнез заболевания, 
провести физикальное 
обследование пациента, направить 
на лабораторно-инструментальное 
обследование, на консультации к 
специалистам;  
интерпретировать результаты 
осмотра, методов 
инструментальной и лабораторной 
диагностики туберкулеза;  
своевременно диагностировать 
заболевание и/или неотложное 
состояние, назначить и провести 
комплекс лечебных мероприятий;  

осуществлять отбор больных в 
исследование по клиническим 
критериям включения и 
исключения, критически 
анализировать и обобщать 
полученные клинические данные, 
объективно оценивать 
эффективность изучаемых методов 
диагностики, профилактики, 
лечения, реабилитации, определять 
соотношение риска и пользы от 
изучаемых в соответствии с 
профилем методов вмешательства, 
но допускает неточности и 
существенные ошибки в 
демонстрации умений. Не в полном 
объеме соединяет теоретические 
знания с практическими умениями. 
В целом демонстрация умений 
отличается низким уровнем 
самостоятельности. 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

Владеть: 

методами сбора 

анамнеза, клинического 
обследования пациента и 

Глубоко и полно владеет 

методами сбора анамнеза, 
клинического обследования 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 
«отлично», но имеют место 

Аспирант может 

продемонстрировать навыки 
владения методами сбора анамнеза, 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 

 

40 

алгоритмами 
дифференциальной 
диагностики при туберкулезе;  

умением анализировать данные 

клинического обследования, 
лабораторных и 
функциональных методов 
исследования; клинической 
терминологией и принципами 
формулировки 
предварительного и 
клинического диагноза;  
умением назначать и проводить 
лечебные мероприятия при 
туберкулезе, в том числе при 
неотложных состояниях; 

В1(ПК-1) 

навыками научного 
исследования в соответствии со 
специальностью. 
В2 (ПК-1)

 

пациента и алгоритмами 
дифференциальной 
диагностики при 
туберкулеза;  

умением анализировать 

данные клинического 
обследования, 
лабораторных и 
функциональных методов 
исследования; клинической 
терминологией и 
принципами формулировки 
предварительного и 
клинического диагноза;  
умением назначать и 
проводить лечебные 
мероприятия при 
туберкулезе, в том числе 
при неотложных 
состояниях; 
навыками научного 
исследования в 
соответствии со 
специальностью. 

отдельные неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

клинического обследования 
пациента и алгоритмами 
дифференциальной диагностики 
туберкулеза;  

умением анализировать данные 

клинического обследования, 
лабораторных и функциональных 
методов исследования; 
клинической терминологией и 
принципами формулировки 
предварительного и клинического 
диагноза;  
умением назначать и проводить 
лечебные мероприятия при 
туберкулезе, в том числе при 
неотложных состояниях; 
навыки научного исследования в 
соответствии со специальностью, 
но допускает неточности и 
существенные ошибки. В целом 
демонстрация навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

деятельности. 

 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 

ПК-2: Способность и готовность к проведению клинико-экономического анализа разработанных методик и методов, направленных на 
охрану здоровья граждан 

Общая характеристика компетенции

 

Профессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно требованиям 

ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, специальности 
14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности научная, научно- исследовательская.  

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать: 

основное назначение клинико-экономического анализа. 

Уметь:

 продемонстрировать способность к аналитическому мышлению.  

 

41 

Владеть:

навыками аналитического мышления.  

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

Знать: 

теоретические основы 

клинико-экономического 
анализа 

З1 (ПК-2) 

В полном объеме знает 
теоретические основы 
клинико-экономического 
анализа 

современные правовые 
аспекты и эффективные 
формы внедрения 
результатов научного 
исследования в 
клиническую практику. 

 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 
и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант обнаруживает знание 
теоритических основ клинико-
экономического анализа, но 
излагает знания неполно, 
непоследовательно, допускает 
неточности и существенные 
ошибки в определении понятий, 
формулировке положений. В целом 
имеет место нарушение логики 
изложения, ответ отличается 
низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-
личностной позиции. 

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл. 

Уметь: 

проводить клинико-
экономический анализ 
разработанных методик.  
У1 (ПК-2)

 

Умеет компетентно 
проводить клинико-
экономический анализ 
разработанных методик.  
 

Умения соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
результатов применения 
теоретических знаний на 
практике. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант демонстрирует умения 
проводить клинико-экономический 
анализ разработанных методик, но 
допускает неточности и 
существенные ошибки в 
демонстрации умений. Не в полном 
объеме соединяет теоретические 
знания с практическими умениями. 
В целом демонстрация умений 
отличается низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
умения для профессиональной 
деятельности. 

 

 

42 

 

Владеть

:навыками клинико-

экономического анализа 
методов диагностики и 
лечения, навыками организации 
взаимодействия научной школы 
и практического 
здравоохранения

В1 (ПК-2) 

Глубоко и полно владеет 
навыками клинико-
экономического анализа 
методов диагностики и 
лечения, навыками 
организации 
взаимодействия научной 
школы и практического 
здравоохранения

 

Сформированные навыки 
соответствуют критериям на 
«отлично», но имеют место 
отдельные неточности 
(несущественные ошибки) 
при демонстрации 
практических навыков. 
Допущенные ошибки 
исправляются самим 
аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант может 
продемонстрировать навыки 
клинико-экономического анализа 
методов диагностики и лечения, 
навыками организации 
взаимодействия научной школы и 
практического здравоохранения, но 
допускает неточности и 
существенные ошибки. В целом 
демонстрация навыков отличается 
неуверенностью и  низким уровнем 
самостоятельности. 

Аспирант не в состоянии 

продемонстрировать необходимые 
навыки для профессиональной 
деятельности. 

 

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 

ПК-3:Способность и готовность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в 
том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное 
мировоззрение 

Общая характеристика компетенции

 

Профессиональная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, согласно требованиям 

ФГОС ВО должна быть сформирована у выпускников с учетом направления подготовки 31.06.01 - Клиническая медицина, специальности 
14.01.16-Фтизиатрия. Вид профессиональной деятельности научная, научно- исследовательская.  

Компетенция соотносится со следующими трудовыми функциями из профессионального стандарта «Научный работник (научная, научно-

исследовательская) деятельность)»:  

обобщенная трудовая функция:

 организация проведения исследований и (или) разработок в рамках реализации научных (научно-

технических) программ с профессиональным и межпрофессиональным взаимодействием коллективов исполнителей; 

трудовые функции: 

 

развитие научных кадров высшей квалификации; 

обобщенная трудовая функция:

 организация проведения исследований и (или) разработок, выходящих за рамки основной научной 

(научно-технической) специализации, по новым  и (или) перспективным научным направлениям с широким профессиональным и общественным 
взаимодействием; 

трудовые функции: 

 

формирование образов будущих профессий и требований к компетенциям специалистов, необходимым для развития новых 

направлений науки и технологии.

 

Входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, требуемый для формирования компетенции:

 

 

43 

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, 

должен:  

Знать:

 фундаментальные направления и научные разработки, касающиеся этиопатогенеза и методов диагностики и лечения 

туберкулеза. 

Уметь: 

самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения по диагностике и лечению 

туберкулеза. 

Владеть:

навыками самостоятельного поиска и применения в практической деятельности информации о новейших методах лечения и 

диагностики туберкулёза, новейших данных об этиопатогенезе туберкулёза. 

Рекомендации по проверке сформированности компетенции по мере реализации программы аспирантуры: - формирование компетенции 

проверяется в рамках научно- исследовательской деятельности (научные исследования).

 

 

Планируемые результаты 

обучения 

 

(показатели достижения 

заданного уровня освоения 

компетенций)

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций 

(отлично) 

(хорошо) 

 (удовлетворительно) 

 (неудовлетворительно) 

Знать: 

современные 

перспективные направления и 
научные разработки, 
касающиеся этиопатогенеза и 
методов диагностики и лечения 
туберкулеза; 
З1 (ПК-3)

 

современные подходы к 
изучению проблем 
клинической медицины с 
учетом специфики 
экономических, политических, 
социальных аспектов. 
З2 (ПК-3)

 

В полном объеме знает 
Современные 
перспективные направления 
и научные разработки, 
касающиеся этиопатогенеза 
и методов диагностики и 
лечения туберкулеза; 
современные подходы к 
изучению проблем 
клинической медицины с 
учетом специфики 
экономических, 
политических, социальных 
аспектов.

 

Знания соответствуют 
критериям на «отлично», но 
имеют место отдельные 
неточности 
(несущественные ошибки)  
при изложении 
теоретического и материала. 
Ответ отличается меньшей 
обстоятельностью, глубиной 
и полнотой. Допущенные 
ошибки исправляются 
самим аспирантом после 
дополнительных вопросов 
экзаменатора. 

Аспирант обнаруживает знание 
современных перспективных 
направлений и научных 
разработок, касающиеся 
этиопатогенеза и методов 
диагностики и лечения 
туберкулёза; 
современных подходов к изучению 
проблем клинической медицины с 
учетом специфики экономических, 
политических, социальных 
аспектов, но излагает знания 
неполно, непоследовательно, 
допускает неточности и 
существенные ошибки в 
определении понятий, 
формулировке положений. В целом 
имеет место нарушение логики 
изложения, ответ отличается 
низким уровнем 
самостоятельности, не содержит 
собственной профессионально-

Аспирант имеет 

разрозненные, бессистемные 
знания; не умеет выделять главное 
и второстепенное. В ответе 
допускаются ошибки в 
определении понятий, 
формулировке теоретических 
положений, искажающие  их 
смысл. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..