Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 11

 

 

39 

 

 

ЭБС:

 

 

1. 

Электронная  библиотечная  система 

«Консультант 

студента»

  [Электронный  ресурс]  /  ООО  «ИПУЗ»  г. 

Москва.  –  Режим  доступа:  http://www.studmedlib.ru  – 
карты индивидуального доступа.

 

по договору, 

срок оказания услуги 

01.01.2019– 31.12.2019 

 

2. 

«

Консультант  врача

.  Электронная  медицинская 

библиотека»  [Электронный  ресурс]  /  ООО  ГК 

«ГЭОТАР» 

г. 

Москва. 

– 

Режим 

доступа: 

http://www.rosmedlib.ru  –  карты  индивидуального 

доступа.

 

по договору, 

срок оказания услуги 

01.01.2019– 31.12.2019

 

3. 

Электронная  библиотечная  система  «

ЭБС  ЛАНЬ

»  - 

коллекция  издательства  «Лаборатория  знаний» 

[Электронный ресурс] / ООО «ЭБС ЛАНЬ». – СПб. – 

Режим доступа: http://www.e.lanbook.ru через IP-адрес 

университета,  с  личного  IP-адреса  по  логину  и 
паролю. 

по договору, 

срок оказания услуги 

01.01.2019– 31.12.2019

 

4. 

Электронная 

библиотечная 

система 

«

Букап

» 

[Электронный  ресурс]  /  ООО  «Букап»  г.  Томск.  – 

Режим  доступа:  http://www.books-up.ru  – через  IP-

адрес  университета, с  личного  IP-адреса по логину и 
паролю. 

по договору, 

срок оказания услуги 

01.01.2019–31.12.2019

 

5. 

Электронно-библиотечная  система  «

ЭБС  ЮРАЙТ

» 

[Электронный 

ресурс] 

ООО 

«Электронное 

издательство  ЮРАЙТ»  г.  Москва.  –  Режим  доступа: 
http://www.biblio-online.ru 

– 

через 

IP-адрес 

университета,  с  личного  IP-адреса  по  логину  и 

паролю. 

по договору, 

срок оказания услуги 

01.01.2019– 31.12.2019

 

6. 

Информационно-справочная  система 

КОДЕКС

  с 

базой 

данных 

№ 

89781 

«Медицина 

и 

здравоохранение»  [Электронный  ресурс]  /  ООО  «ГК 

Кодекс».  –  г.  Кемерово.  –    Режим  доступа: 
http://www.kodeks.ru/medicina_i_zdravoohranenie#home 

через IP-адрес университета.  

по договору, 

срок оказания услуги 

01.01.2019– 31.12.2019

 

7. 

Справочная  правовая  система 

Консультант  Плюс

 

[Электронный  ресурс]  /  ООО  «Компания  ЛАД-ДВА». 

– М.– Режим доступа: http://www.consultant.ru через IP-

адрес университета. 

по договору, 

срок оказания услуги 

01.01.2019– 31.12.2019

 

8. 

Электронная библиотека КемГМУ  

(Свидетельство о государственной регистрации базы 

данных № 2017621006  от 06.09 2017г.) 

неограниченный

 

 

Компьютерные презентации: 

 

1. 

Теоретические основы фтизиатрии 

Компьютер кафедры 

фтизиатри 

2. 

Методы диагностики туберкулеза 

Компьютер кафедры 

фтизиатрии 

3. 

Туберкулез органов дыхания 

Компьютер кафедры 

фтизиатрии 

4. 

Туберкулез внеторакальных локализаций 

Компьютер кафедры 

фтизиатрии 

5. 

Туберкулез  в  сочетании  с  другими  заболеваниями  и 
состояниями 

Компьютер кафедры 

фтизиатрии 

40 

 

6. 

Организация противотуберкулезной помощи 
населению.

 

Компьютер кафедры 

фтизиатрии 

 

5.2 

Учебно-методическое обеспечение  дисциплины

 

 

№ 
п/п 

Библиографическое описание 

рекомендуемого источника 

литературы 

Шифр библиотеки 

КемГМУ 

Число экз. в 
библиотеке, 

выделяемое 

на данный 

поток 

обучающихся 

Число 

обучающих

ся на 

данном 

потоке 

Основная литература 

Фтизиатрия [Электронный ресурс] : 
учебник / М. И. Перельман, И. В. 
Богадельникова. - 4-е изд., перераб. 
и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.  
- URL : «Электронные издания 
КемГМУ» http://moodle.kemsma.ru  
 
 

10 

Дополнительная литература

 

Перельман,   М.И.  
Фтизиатрия: национальное 
руководство [Электронный  ресурс]  / 
Аксенова  В.А.,  Апт  А.С.,  Баринов 
В.С.  и  др.  /  Под  ред.  М.И. 
Перельмана  -  М.  :  ГЭОТАР-Медиа, 
2010. 

512 

с.

 

-URL:ЭБС  

«Консультант  врача.  Электронная 
медицинская 

библиотека»  

http://www.rosmedlib.ru

 

 

 

 

Король, 

О. 

И.

 

Фтизиатрия 

[Комплект] 

справочник 

c  

приложением  на  компакт-диске  /  О. 
И.  Король,  М.  Э.  Лозовская,  Ф.  П. 
Пак.  -  Электрон.  текстовые  дан.  - 
СПб. : Питер, 2010. - 272 с. 

616-002.5 

К 683 

 

10 

 

Мишин, В.Ю. 
 Туберкулинодиагностика [Электрон
ный ресурс] / Мишин В.Ю. - М. : 
ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 136 с. 
(Серия "Библиотека врача-
специалиста").- URL:ЭБС  
«Консультант врача. Электронная 
медицинская библиотека»  
http://www.rosmedlib.ru 

 

 

 

 

41 

 

 

5.3. Методические разработки кафедры  

№ 
п/
п 

Библиографическое описание 

рекомендуемого источника 

литературы 

Шифр 

библиотеки 

КемГМУ 

Число экз. в 
библиотеке, 

выделяемое 

на данный 

поток 

обучающихся 

Число 

обучающихся 

на данном 

потоке 

Пьянзова Т.В.: Фтизиатрия.  
[Электронный  ресурс]:    Учебно-
методическое 

пособие 

для 

организации 

самостоятельной 

работы  ординаторов  клинических 
специальностей  // Т. В.  Пьянзова, 
И.  Ф.  Копылова,  Н.Н.  Вежнина,; 
Кемеровский 

государственный 

медицинский 

университет, 

Кафедра  фтизиатрии.  -  Кемерово  : 
[б.  и.],  2016.  -  47  с.  -  URL  : 
«Электронные  издания  КемГМУ» 
http://moodle.kemsma.ru  

 

 

10 

Копылова, 

И.Ф.: 

Организация 

противотуберкулезных 
мероприятий 

[Электронный 

ресурс]:  учебное  пособие  /  И.Ф. 
Копылова,  Т.И.  Байбородова,  Т.В. 
Пьянзова 

Кемеровский 

государственный 

медицинский 

университет,  Кафедра  фтизиатрии. 
-  Кемерово  :  [б.  и.],  2018.  -  68  с.  –  
URL  :  «Электронные  издания 
КемГМУ» 

h

ttp://moodle.kemsma.ru 

 

 

10 

 

 

6.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ 

Наименование  

кафедры 

Вид 

помещения  

(учебная 

аудитория,  

лаборатория,  

компьютерный 

класс) 

Местонахождение 

(адрес, 

наименование 

учреждения, 

корпус, 

 номер 

аудитории) 

Наименование 

оборудования и 

количество, 

год ввода в 

эксплуатацию 

Вместимость, 

чел. 

Общая 

площадь  

помещений,  

используемых 

в  

учебном 

процессе 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

Фтизиатрии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учебная 
комната № 1 

Химиков 5, 
КОКПТД, 
терапевтический 
корпус, 1 этаж, 
кафедра 
фтизиатрии 

Стол – 15, стул – 
15; 2009 
Стенды с 
наглядными 
материалами 

15 

120м2 

Учебная 
комната № 2 

Химиков 5, 
КОКПТД, 
терапевтический 
корпус, 1 этаж, 
кафедра 
фтизиатрии 

Стол – 15, стул – 
15; 2009 
Стенды с 
наглядными 
материалами 

15 

42 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учебная 
комната № 3 

Химиков 5, 
КОКПТД, 
терапевтический 
корпус, 4 этаж, 
легочно-
терапевтическое 
отделение №4 

Стол – 15, стул – 
30; 2009 
Стенды с 
наглядными 
материалами 

30 

Учебная 
комната № 4 

Рутгерса 18, 
КОКПТД, детское 
туберкулезное  
отделение №1. 

Стол – 5, стул – 
17; 2009 
Стенды с 
наглядными 
материалами 

15 

Лекционный 
зал 

Химиков 5, 
КОКПТД, 
хирургический 
корпус, 2 этаж, 
отделение 
урогенитального 
туберкулеза 

Мультимедийный 
проектор – 1 шт. 
(2011), 
Ноутбук – 1 шт.  
(2011 г) 
Операционная 
система – Linux 
Стенды с 
наглядными  
материалами 
 

60 

Лаборантская 

Химиков 5, 
КОКПТД, 
терапевтический 
корпус, 1 этаж, 
кафедра 
фтизиатрии 

Стол – 2, стул – 
2, персональный 
компьютер – 1 
(2014), МФУ – 1 
(2014) 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

43 

 

Лист изменений и дополнений РП 

 

 

Дополнения 

и 

изменения 

в 

рабочей 

программе 

 

дисциплины  

________________________________________________________________ 
 

           

(указывается индекс и наименование дисциплины по учебному плану) 

На 20__ - 20__  учебный год. 
 
 
Регистрационный номер РП _____ . 
 
Дата утверждения «___»_________201_г. 
 
 

Перечень дополнений и 

изменений, внесенных в 

рабочую программу 

РП актуализирована на заседании 

кафедры: 

Подпись и печать 

зав.научной 

библиотекой 

Дата 

Номер 
протокола 
заседания 
кафедры 

Подпись 
заведующего 
кафедрой 

В рабочую программу вносятся 
следующие изменения 
1. ……………………; 
2…………………и т.д. 
 
или 

делается 

отметка 

о 

нецелесообразности  внесения 
каких-либо 

изменений 

на 

данный учебный год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования 

«Воронежский государственный медицинский 

университет имени Н.Н. Бурденко» 

Министерства здравоохранения Российской Федерации 

(ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России) 

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

ПРОГРАММА 

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ 

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 

Уровень высшего образования

 – подготовка кадров высшей квалификации 

(аспирантура) 

Направление подготовки:

 31.06.01 КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 

Направленность подготовки: 

14.01.16-ФТИЗИАТРИЯ  

Квалификация, присваиваемая по завершении образования 

Исследователь. Преподаватель-исследователь 

Форма обучения: 

очно 

Нормативный срок освоения программы:

 3 года 

Воронеж, 2017 

Основная  профессиональная  образовательная  программа  подготовки  научно-

педагогических  кадров  в  аспирантуре  (далее  программа  аспирантуры)  по  направлению 
подготовки  31.06.01 КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА по направленности (специальности) 
14.01.16-ФТИЗИАТРИЯ  (уровень  подготовки:  подготовка  научно-педагогических  кадров 
высшей  квалификации)  составлена  в  соответствии  с  федеральным  государственным 
образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 
Клиническая  медицина  (уровень  подготовки  кадров  высшей  квалификации), 
утвержденным  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации 
от3.09.2014г. № 1200). 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Условные обозначения …………………………………………………………………..  

1.

 

Общие положения ………………………………………………………………………..   

2.

 

Нормативные документы для разработки ОПОП аспирантуры…………………….. 

3.

 

Общая характеристика ОПОП аспирантуры……………………………………….…  7 

4.

 

Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ОПОП 
аспирантуры……………………………………………………………………………...     8 

5.

 

Характеристика профессиональной деятельности выпускника, освоившего ОПОП 
аспирантуры………………………………………………………………………………    8 

6.

 

Требования к результатам освоения ОПОП аспирантуры……………………………     9 

7.

 

Содержание и организация образовательного процесса при реализации ОПОП 
аспирантуры……………………………………………………………………………...    55 

8.

 

Соответствие ОПОП аспирантуры требованиям ФГОС к условиям реализации 
программы………………………………………………………………………………...   

8.1 Соответствие ОПОП аспирантуры общесистемным требованиям     ФГОС к 

реализации программы…………………………………………………………….. 

8.2 Кадровое обеспечение ОПОП аспирантуры……………………………………… 

8.3 Соответствие ОПОП аспирантуры требованиям ФГОС к    материально-

техническому и учебно-методическому обеспечениюпрограммы ……………. 

8.3.1 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения 

ОПОП аспирантуры ……………………………………………………………….. 

61 

61 

61 

62 

 

63 

 

 

 

9.

 

Соответствие ОПОП аспирантуры требованиям ФГОС к финансовому 
обеспечению программы………………………………………………………………..      

64 

 

Приложение 1. Учебный план подготовки в аспирантуре 

 

Приложение 2. Рабочая программа дисциплины  «Иностранный язык» 
Приложение 3  ФОС дисциплины «Иностранный язык» 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» 
Приложение 5. ФОС дисциплины «История и философия науки» 

 

Приложение 6. Рабочая программа дисциплины «Методология научных исследований» 
Приложение 7. ФОС дисциплины «Методология научных исследований» 

 

Приложение 8. Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания» 
Приложение 9. ФОС дисциплины «Методика преподавания» 
 

 

Приложение 10. Рабочая программа дисциплины «Внутренние болезни» 
Приложение 11. ФОС дисциплины «Внутренние болезни» 

 

 

Приложение 12. Рабочая программа дисциплины «Неотложные состояния» 
Приложение 13. ФОС дисциплины «Неотложные состояния» 
 

 

Приложение 14. Рабочая программа дисциплины «Фармакология, клиническая 
фармакология» 
Приложение 15. ФОС дисциплины «Фармакология, клиническая фармакология» 
 

 

Приложение 16. Рабочая программа дисциплины «Клиническая  лабораторная 
диагностика» 
Приложение 17. ФОС дисциплины «Клиническая  лабораторная диагностика» 

 

 

 

 

Приложение 18. Рабочая программа дисциплины «Основы статистического анализа» 
Приложение 19. ФОС дисциплины «Основы статистического анализа» 
 

 

Приложение 20. Рабочая программа дисциплины  «Иностранный язык в 
специальности» 
Приложение 21. ФОС дисциплины «Иностранный язык в специальности» 
 

 

Приложение 22. Рабочая программа дисциплины  «Иностранный язык в 
медицинскихисследованиях»     
Приложение 23. ФОС дисциплины «Иностранный язык в медицинских исследованиях» 

 

Приложение 24. Рабочая программа  практики по получению профессиональных   
умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика) 
Приложение 25. ФОС практики по получению профессиональных   умений и опыта 
профессиональной деятельности (педагогическая практика) 

 

Приложение 26. Рабочая программа  практики по получению профессиональных   
умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательская практика) 
Приложение 27. ФОС практики по получению профессиональных умений и опыта 
профессиональной деятельности (научно-исследовательская практика) 

 

Приложение 28. Рабочая программа «Научные исследования» Блок 3 
Приложение 29. ФОС дисциплины «Научные исследования» Блок 3 

 

Приложение 30. Программа «Государственная итоговая аттестация» Блок 4 
Приложение 31. ФОС дисциплины «Государственная итоговая аттестация» Блок 4 
Приложение 32. Рабочая программа «Актуальные требования к представлению 
результатов научной работы аспиранта» (факультатив) 
Приложение 33. ФОС дисциплины «Актуальные требования к представлению 
результатов научной работы аспиранта» (факультатив) 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ 

 

ГИА – Государственная итоговая аттестация; 

 

З.Е. – зачетные единицы; 

 

ИУП – индивидуальный учебный план; 

 

ОД – обязательные дисциплины; 

 

ОПК – общепрофессиональные компетенции; 

 

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа 

 

ПК – профессиональные компетенции 

 

ПП –программа практики; 

 

РПД – рабочая программа дисциплин; 

 

сетевая форма- сетевая форма реализации образовательных программ; 

 

УК – универсальные компетенции; 

 

УП – учебный план; 

 

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего 

образования;  

 

ФОС – фонды оценочных средств; 

 

ФТД – факультативные дисциплины. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Основная  профессиональная  образовательная  программа  подготовки  научно-

педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре (далее ОПОП аспирантуры) 
по  направлению  подготовки  31.06.01  КЛИНИЧЕСКАЯ  МЕДИЦИНА,  реализуемая  в 
Федеральном  государственном  бюджетном  образовательном  учреждении  высшего 
образования  «Воронежский  государственный  медицинский  университет  им.  Н.  Н. 
Бурденко»  Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации  (далее  Университет)  
является  нормативно-методическим  документом,  регламентирующим  содержание  и 
организационно-методические формы обучения.  

Программа 

аспирантуры 

разработана 

на 

основании 

Федерального 

государственного образовательного стандарта высшего образовании (далее ФГОС ВО) по 
направлению  подготовки  31.06.01  КЛИНИЧЕСКАЯ  МЕДИЦИНА  (уровень  подготовки 
кадров  высшей  квалификации),  утвержденного  Приказом  Министерства  образования  и 
науки РФ N 1200 от 03 сентября 2014. 

ОПОП  аспирантуры  регламентирует  цели,  ожидаемые  результаты,  содержание, 

условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки 
выпускника по данному направлению подготовки и профилю (научной специальности) и 
включает  в  себя:  рабочий  учебный  план  с  календарным  учебным  графиком,  рабочие 
программы  дисциплин  (модулей),программы  практик,  научные  исследования,  и 
методические 

материалы, 

обеспечивающие 

реализацию 

соответствующей 

образовательной технологии. 

 

2.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОПОП АСПИРАНТУРЫ 

Программа аспирантуры разработана в соответствии с нормативными документами:

 

 

Федеральный  закон  Российской  Федерации:  N  273-ФЗ  «Об  образовании  в 
Росссийской Федерации» от 29 декабря 2012 г. 

 

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  высшего  образования  по 
направлению  подготовки  31.06.01  Клиническая  медицина  (уровень  -  подготовка 
кадров  высшей  квалификации),  утвержденный  Приказом  Минобрнауки  России  от 
03.09.2014  N  1200  и  зарегистрированный  в  Минюсте  России  15  октября  2014  г.  N 
34331; 

 

Порядок  организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по 
образовательным  программам  высшего  образования  -  программам  подготовки 
научно-педагогических  кадров  в  аспирантуре  (адъюнктуре)»,  утвержденным 
Приказом Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1259; 

 

Приказ  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской  Федерации  от  8 
сентября  2015  г.  №608н  «Об  утверждении  профессионального  стандарта  «Педагог 
профессионального  обучения,  профессионального  образования  и  дополнительного 
профессионального образования» (зарегистрирован 24 сентября 2015 г. №38993) 

 

ПриказМинобрнауки  России  от  12.09.2013  г.  №1061  «Об  утверждении  перечней 
специальностей и направлений подготовки высшего образования»; 

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.04.2015 г. № 
464  (зарегистрирован  Минюстом  России  29.05.2015  г.)  «О  внесении  изменений  в 
федеральные  государственные  образовательные  стандарты  высшего  образования 
(уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;  

 

 

 

ПриказМинобрнауки  РФ  от  27.11.2015  г.  №  1383  «Об  утверждении  положения  о 
практике  обучающихся,  осваивающих  основные  профессиональные образовательные 
программы высшего образования»; 

 

ПриказМинобрнауки  РФ  от  18.03  2016  г.  №  227  «Об  утверждении  Порядка 
проведения  государственной  итоговой  аттестации  по  образовательным  программам 
высшего  образования  –  программам  подготовки  научно-педагогических  кадров  в 
аспирантуре  (адъюнктуре),  программа  ординатуры,  программам  ассистентуры  - 
стажировки»; 

 

Порядок приемана обучение по образовательным программам высшего образования – 
программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный 
приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 № 13 

 

Локальные  нормативные  акты  ФГБОУ  ВО  ВГМУ  им.  Н.  Н.  Бурденко  Минздрава 
России,  регламентирующие  организацию  и  осуществление  образовательной 
деятельности  по  программам  подготовки  научно-педагогических  кадров  в 
аспирантуре. 

 

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПОП АСПИРАНТУРЫ 

Цель

  ОПОП  аспирантуры  –  подготовка  высококвалифицированных  научных  и 

научно-педагогических  кадров  для  медицинской  науки,  медицинского  образования  и 
здравоохранения  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  по  направлению  подготовки 
31.06.01  «Клиническая  медицина».  Программа  нацелена  на  выполнение  аспирантом 
самостоятельного  научного  исследования,  направленного  на  решение  актуальной  и 
имеющей значение для клинической медицины научной задачи. 

Задачи

 ОПОП аспирантуры: 

 

формирование  умений  и  навыков  самостоятельной  научно-исследовательской  и 
педагогической деятельности; 

 

углубленное изучение методологических и теоретических основ медицинской науки; 

 

ознакомление  с  инновационными  медицинскими  технологиями  в  соответствии  с 
направлением и профилем подготовки; 

 

совершенствование 

знания 

иностранного 

языка, 

ориентированного 

на 

профессиональную деятельность; 

 

совершенствование  философского  образования,  в  том  числе  ориентированного  на 
профессиональную деятельность; 

 

воспитание  гуманизма,  гражданственности,  патриотизма,  толерантности,  развитие 
системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности.

 

Обучение  по  программе  аспирантуры  по  направлению  подготовки  31.06.01 

«Клиническая медицина» осуществляется в очной форме обучения.  
Программа  аспирантуры  направлена  на  освоение  всех  видов  профессиональной 
деятельности, к которым готовится выпускник и завершается присвоением квалификации 
«Исследователь. Преподаватель-исследователь». 

Объем  программы  аспирантуры  (ее  составной  части)  определяется  как 

трудоемкость  учебной  нагрузки  обучающегося  при  освоении  указанной  программы  (ее 
составной  части),  включающая  в  себя  все  виды  его  учебной  деятельности, 
предусмотренные учебным планом для достижения планируемого результата обучения. В 
качестве  унифицированной  единицы  измерения  трудоемкости  и  учебной  нагрузки 
обучающегося  при  указании  объема  программы  аспирантуры  и  ее  составных  частей 
используется зачетная единица. 

Объем  программы  аспирантуры  в  зачетных  единицах,  не  включая  объем 

факультативных  дисциплин  (модулей),  и  сроки  получения  высшего  образования  по 
программе аспирантуры по различным формам обучения, при сочетании различных форм 
обучения, при ускоренном обучении, срок получения высшего образования по программе 

 

 

аспирантуры  инвалидами  и  лицами  с  ограниченными  возможностями  здоровья 
устанавливаются ФГОС. 

Объем  программы  аспирантуры  не  зависит  от  формы  получения  образования, 

формы  обучения,  особенностей  индивидуального  учебного  плана,  в  том  числе 
ускоренного обучения. 

Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц (далее - З.Е.), вне 

зависимости  от  формы  обучения,  применяемых  образовательных  технологий.  З.Е.  для 
программ  аспирантуры  эквивалентна  36  академическим  часам  (при  продолжительности 
академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам. 

Срок освоения ОПОП аспирантуры в очной форме обучения – 3 года. 
Объем  программы  аспирантуры,  реализуемый  за  один  учебный  год,  не  включая 

объем  факультативных  дисциплин  (модулей)  (далее  –  годовой  объем  программы),  при 
очной форме обучения составляет 60 З.Е. 

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также 

при  ускоренном  обучении  годовой  объем  программы  устанавливается  университетом  в 
размере не более 75 З.Е. 

Образовательная  деятельность  по  программе  аспирантуры  осуществляется  на 

государственном языке Российской Федерации. 

 

Паспорт специальности14.01.16-Фтизиатрия  

 

Формула  специальности

:  Фтизиатрия  –  область  медицинской  науки  о 

туберкулезе  как  инфекционном  заболевании  человека.  Предметом  ее  исследования 
является  заболевание,  вызванное  специфическим  возбудителем  -микобактериями 
туберкулеза.  Основное  внимание  фтизиатрии  направлено  на  изучение  этиологии, 
патогенеза  и  патоморфологии  туберкулеза  у  человека,  методов  выявления,  диагностики, 
клиники,  лечения,  эпидемиологии  и  распространенности  его  среди  населения; 
профилактики, организации противотуберкулезных мероприятий и их эффективности. 

Области исследований: 

 

1.

 

Патогенез  туберкулеза,  изучение  свойств  возбудителя  микобактерий  туберкулеза, 

взаимодействие  возбудителя  туберкулеза  и  организма  больного,  методы  выявления 
микобактерий  туберкулеза,  иммунологические,  генетические,  патоморфологические, 
биохимические, патофизиологические изменения в организме больных в процессе болезни 
и лечения.  

2.

 

Клинические проявления туберкулеза органов дыхания у детей, подростков и взрослых, 

нарушения  функции  органов  дыхания  и  других  органов  и  систем  при  туберкулезе, 
туберкулез с сопутствующими заболеваниями, диагностика туберкулеза органов дыхания 
с  использованием  клинических,  лабораторных,  лучевых,  бронхолегочных  и  других 
методов  исследования,  дифференциальная  диагностика  туберкулеза  органов  дыхания  и 
других заболеваний легких.  

3.

 

Лечение  туберкулеза  органов  дыхания:  химиотерапия,  патогенетическая  терапия, 

санаторно-курортное  лечение,  амбулаторная  химиотерапия,  организационные  формы 
проведения химиотерапии, реабилитационное лечение туберкулеза и его последствий.  

4.

 

Выявление,  эпидемиология  и  статистика  туберкулеза,  диспансерное  наблюдение  за 

контингентами  больных  туберкулезом,  организация  борьбы  с  туберкулезом. 
Профилактика,  противотуберкулезная  вакцинация,  химиопрофилактика,  санитарная 
профилактика 

туберкулеза, 

лучевая 

диагностика, 

туберкулинодиагностика, 

бактериологическая  и  молекулярно-генетическая  диагностика  в  выявлении  туберкулеза, 
эпидемиология туберкулеза в меняющихся условиях, изучение резервуара туберкулезной 
инфекции  и  путей  заражения,  взаимозаражения  туберкулезом  человека  и  животных, 
новые  формы  противотуберкулезных  мероприятий,  диспансерной,  стационарной  и 
санаторной работы, статистической отчетности и обработки статистических данных.  

 

 

5.

 

Внелегочный  туберкулез,  патогенез,  распространенность,  статистика,  выявление, 

организация противотуберкулезных мероприятий, диспансерное наблюдение за больными 
туберкулезом костей и суставов, мочевых и половых органов, лимфатических узлов, глаз, 
желудочно-кишечного тракта, кожи и других локализаций. 

 
 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ 

ОСВОЕНИЯ ОПОП АСПИРАНТУРЫ 

К освоению ОПОП аспирантуры допускаются лица, имеющие образование не ниже 

высшего  (специалитет),  и  принимаются  в  аспирантуру  по  результатам  сдачи 
вступительных экзаменов на конкурсной основе. 

Порядок  приема  в  аспирантуру  и  условия  конкурсного  отбора  определяются 

Порядок  приемана  обучение  по  образовательным  программам  высшего  образования  – 
программам  подготовки  научно-педагогических  кадров  в  аспирантуре,  утвержденным 
приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 № 13и соответствующим локальным актом 
ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России. 

Программы вступительных испытаний в аспирантуру разработаны в соответствии с 

государственными образовательными стандартами высшего образования. 

 

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

ВЫПУСКНИКА, ОСВОИВШЕГО ОПОП АСПИРАНТУРЫ 

 

Область  профессиональной  деятельности

  выпускника  включает  охрану 

здоровья граждан. 

Объектами профессиональной деятельности 

выпускников, освоивших ОПОП 

аспирантуры, являются: 

 

физические лица; 

 

население; 

 

юридические лица; 

 

биологические объекты; 

 

совокупность  средств  и  технологий,  направленных  на  создание  условий 

для охраны здоровья граждан. 

Виды  профессиональной  деятельности

,  к  которым  готовятся  выпускники, 

освоившие ОПОП аспирантуры: 

 

научно-исследовательская  деятельность  в  области  охраны  здоровья 

граждан,  направленная  на  сохранение  здоровья,  улучшение  качества  и 
продолжительности  жизни  человека  путем  проведения  прикладных  исследований  в 
биологии и медицине; 

 

преподавательская  деятельность  по  образовательным  программам 

высшего образования. 

Задачи профессиональной деятельности выпускника аспирантуры: 

Аспирант  должен  быть  подготовлен  к  решению  профессиональных  задач  в 

соответствии  с  профильной  направленностью  ОПОП  аспирантуры  и  видами 
профессиональной деятельности: 

в научно-исследовательской деятельности

 

анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований 

в клинической медицине путем применения комплекса исследовательских методов при 
решении конкретных научно-исследовательских задач; 

 

проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного 

исследования с использованием современных методов и информационных технологий; 

 

 

10 

 

организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными 

партнерами,  в  том  числе  с  иностранными,  поиск  новых  социальных  партнеров  при 
решении актуальных научно-исследовательских задач; 

в преподавательской деятельности

 

изучение  возможностей,  потребностей  и  достижений,  обучающихся  в 

условиях  высшего  и  дополнительного  профессионального  медицинского  и 
фармацевтического образования и проектирование на основе полученных результатов 
индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития; 

 

организация  процесса  обучения  с  использованием  современных 

педагогических технологий; 

 

проектирование образовательных программ; 

 

проектирование  новых  дисциплин,  а  также  форм  и  методов  контроля  и 

различных  видов  контрольно-измерительных  материалов,  в  том  числе  на  основе 
информационных технологий; 

 

организация  взаимодействия  с  коллегами  и  социальными  партнерами,  в 

том  числе  с  иностранными,  поиск  новых  социальных  партнеров  при  решении 
актуальных научно-методических задач. 

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОПОП АСПИРАНТУРЫ 

В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть 

сформированы: 

 

универсальные  компетенции 

(УК),

  не  зависящие  от  конкретного  направления 

подготовки; 

 

общепрофессиональные  компетенции 

(ОПК),

 

определяемые  направлением 

подготовки; 

 

профессиональные 

компетенции 

(ПК),

 

определяемые 

направленностью 

(профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки. 
 

Выпускник,  освоивший  программу  аспирантуры,  должен  обладать 

следующими УК

 

способностью  к  критическому  анализу  и  оценке  современных  научных 

достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических 
задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); 

 

способностью  проектировать  и  осуществлять  комплексные  исследования,  в  том 

числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с 
использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); 

 

готовностью 

участвовать 

в 

работе 

российских 

и 

международных 

исследовательских  коллективов  по  решению  научных  и  научно-образовательных  задач 
(УК-3); 

 

готовностью  использовать  современные  методы  и  технологии  научной 

коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); 

 

способностью  следовать  этическим  нормам  в  профессиональной  деятельности 

(УК-5); 

 

способностью  планировать  и  решать  задачи  собственного  профессионального  и 

личностного развития (УК-6). 

Выпускник,  освоивший  программу  аспирантуры,  должен  обладать 

следующими ОПК

 

способностью  и  готовностью  к  организации  проведения  прикладных  научных 

исследований в области биологии и медицины (ОПК-1); 

 

способностью и  готовностью  к проведению прикладных научных  исследований  в 

области биологии и медицины (ОПК-2); 

 

способностью и готовностью к анализу, обобщению и публичному представлению 

результатов выполненных научных исследований (ОПК-3); 

 

 

11 

 

готовностью  к  внедрению  разработанных  методов  и  методик,  направленных  на 

охрану здоровья граждан (ОПК-4); 

 

способностью и готовностью к использованию лабораторной и инструментальной 

базы для получения научных данных (ОПК-5); 

 

готовностью  к  преподавательской  деятельности  по  образовательным  программам 

высшего образования (ОПК-6). 

Выпускник,  освоивший  программу  аспирантуры,  должен  обладать 

следующими ПК

 

способностью  и  готовностью  к  самостоятельной  научно-исследовательской 

деятельности  в  профессиональной  области  в  соответствии  с  направленностью 
подготовки  (профилем)  с  использованием  фундаментальных  и  прикладных 
дисциплин и современных способов лабораторно-инструментальной диагностики в 
клинической  и  экспериментальной  медицине  с  целью  получения  новых  научных 
данных,  ориентированных  на  сохранение  здоровья,  улучшение  качества 
и продолжительности жизни человека (ПК-1); 

 

способность  и  готовность  к  проведению  клинико-экономического  анализа 

разработанных методик и методов, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-
2); 

 

способностью  и  готовностью  самостоятельно  приобретать  и  использовать  в 

практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях 
знаний,  непосредственно  не  связанных  со  сферой  деятельности,  расширять  и 
углублять своё научное мировоззрение (ПК-3); 

 

способность  и  готовность  к  междисциплинарному  взаимодействию  и  умению 

сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-
исследовательских  и  прикладных  задач  в  рамках  направления  (профиля) 
подготовки (ПК-4); 

 

способностью  и  готовностью  к  преподавательской  деятельности  по 

дополнительным 

профессиональным 

программам 

в 

соответствии 

с 

направленностью подготовки (профилем) (ПК-5); 

 

способностью  и  готовностью  к  применению  современных  информационно-

коммуникационных технологий в преподавании дисциплин в высшей школе (ПК-
6). 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..