Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 10

 

 

23 

 

№ 

п/п 

Наименование 

раздела, 

тем 

дисциплины 

Вид СРС 

Кол-
во 
часов 

С

ем

ес

тр

 

Компетенция, 

формируемая по 

теме занятия 

(содержание 
полностью с 

выделением части)

 

Результат обучения 

ФОС, 

подтверждающий 

освоение 

компетенции 

радиационной 
обстановки, 
стихийных 
бедствиях и иных 
чрезвычайных 
ситуациях  

1.2  Тема 2.  Методы 

диагностики 

туберкулеза 

Курация 
диагностического 
больного, написание 
учебного эпикриза с 
проведением алгоритма 
дифференциальной 
диагностики туберкулеза, 
интерпретации методов 
обследования 
 

12 

ПК-5 

готовность к 

определению у 
пациентов 
патологических 
состояний, 
симптомов, 
синдромов 
заболеваний, 
нозологических 
форм в 
соответствии 
с Международной 
статистической 
классификацией 
болезней и 
проблем, 
связанных со 
здоровьем

  

 

Знать: 

методы 

диагностики 

туберкулеза;

 

клинические 

проявления 

туберкулеза легочных и 

внелегочных 

локализаций; 

особенности 

течения 

туберкулеза  на  фоне 

различных 

заболеваний/состояний 

Уметь: 

поставить    

предварительный          

диагноз 

туберкулеза; 

синтезировать          

информацию 

о   

пациенте      с      целью 

установления  диагноза 

туберкулеза;  проводить 

дифференциальную 

диагностику 

туберкулеза  с  другими 

заболеваниями 

Владеть:

 

алгоритмом      

Тестовые задания 
тема 1 № 1-22 

Ситуационные 

задачи 1-5 

24 

 

№ 

п/п 

Наименование 

раздела, 

тем 

дисциплины 

Вид СРС 

Кол-
во 
часов 

С

ем

ес

тр

 

Компетенция, 

формируемая по 

теме занятия 

(содержание 
полностью с 

выделением части)

 

Результат обучения 

ФОС, 

подтверждающий 

освоение 

компетенции 

диагностики 

туберкулеза;  навыками 

интерпретации 

клинико-

рентгенологических, 

лабораторных 

и 

инструментальных 

методов  обследования 

для 

диагностики 

и 

дифференциальной 

диагностики 

туберкулеза;  навыками 

проведения 

дифференциальной 

диагностики 

туберкулеза  с  другими 

заболеваниями 

1.3  Тема 3. Туберкулез 

органов дыхания 

Курация 

больных 

легочными 

формами 

туберкулеза, 

ведение 

медицинской 
документации,  участие  в 
клинических 

разборах 

больных 
 

30 

ПК-5 

готовность к 

определению у 
пациентов 
патологических 
состояний, 
симптомов, 
синдромов 
заболеваний, 
нозологических 
форм в 
соответствии 
с Международной 
статистической 

Знать: 

методы 

диагностики 
туберкулеза;

 

клинические 
проявления 
туберкулеза легочных и 
внелегочных 
локализаций 

Уметь: 

поставить    

предварительный          
диагноз 

туберкулеза; 

синтезировать          
информацию 

о   

Тестовые задания 
тема 3 № 1-18 
Ситуационные 
задачи 6-12 

25 

 

№ 

п/п 

Наименование 

раздела, 

тем 

дисциплины 

Вид СРС 

Кол-
во 
часов 

С

ем

ес

тр

 

Компетенция, 

формируемая по 

теме занятия 

(содержание 
полностью с 

выделением части)

 

Результат обучения 

ФОС, 

подтверждающий 

освоение 

компетенции 

классификацией 
болезней и 
проблем, 
связанных со 
здоровьем

  

 

пациенте      с      целью 
установления  диагноза 
туберкулеза;  проводить 
дифференциальную 
диагностику 
туберкулеза  с  другими 
заболеваниями 

Владеть:

 

алгоритмом      

диагностики 
туберкулеза;  навыками 
интерпретации 
клинико-
рентгенологических, 
лабораторных 

и 

инструментальных 
методов  обследования 
для 

диагностики 

и 

дифференциальной 
диагностики 
туберкулеза;  навыками 
проведения 
дифференциальной 
диагностики 
туберкулеза  с  другими 
заболеваниями 

1.4  Тема  4.  Туберкулез 

внеторакальных 

локализаций 

Курация 

больных 

внеторакальными 
формами  туберкулеза  в 
внелегочного  туберкулёза 

30 

ПК-5 

готовность к 

определению у 
пациентов 
патологических 

Знать:

 методы 

диагностики 
туберкулеза; 

клинические проявления 

Тестовые задания 
тема 4 № 1-18 
Ситуационные 
задачи 13-17 

26 

 

№ 

п/п 

Наименование 

раздела, 

тем 

дисциплины 

Вид СРС 

Кол-
во 
часов 

С

ем

ес

тр

 

Компетенция, 

формируемая по 

теме занятия 

(содержание 
полностью с 

выделением части)

 

Результат обучения 

ФОС, 

подтверждающий 

освоение 

компетенции 

ведение 

медицинской 

документации,  участие  в 
клинических 

разборах 

больных 
 

состояний, 
симптомов, 
синдромов 
заболеваний, 
нозологических 
форм в 
соответствии 
с Международной 
статистической 
классификацией 
болезней и 
проблем, 
связанных со 
здоровьем

  

 

туберкулеза легочных и 
внелегочных 
локализаций;  

Уметь:

 

поставить    

предварительный          
диагноз 

туберкулеза; 

синтезировать          
информацию 

о   

пациенте      с      целью 
установления  диагноза 
туберкулеза;  проводить 
дифференциальную 
диагностику 
туберкулеза  с  другими 
заболеваниями

 

Владеть:

 

алгоритмом      

диагностики 
туберкулеза;  навыками 
интерпретации 
клинико-
рентгенологических, 
лабораторных 

и 

инструментальных 
методов  обследования 
для 

диагностики 

и 

дифференциальной 
диагностики 
туберкулеза;  навыками 

27 

 

№ 

п/п 

Наименование 

раздела, 

тем 

дисциплины 

Вид СРС 

Кол-
во 
часов 

С

ем

ес

тр

 

Компетенция, 

формируемая по 

теме занятия 

(содержание 
полностью с 

выделением части)

 

Результат обучения 

ФОС, 

подтверждающий 

освоение 

компетенции 

проведения 
дифференциальной 
диагностики 
туберкулеза  с  другими 
заболеваниями 

1.5  Тема  5.  Туберкулез 

в 

сочетании 

с 

другими 

заболеваниями 

и 

состояниями 

Курация больных с 
сочетанной патологией: 
ТБ/ВИЧ, ТБ и 
хронические 
неинфекционные 
заболевания, ведение 
медицинской 
документации, участие в 
клинических разборах 
больных. Подготовка 
реферата. 
 
 

20 

ПК-5 

готовность к 

определению у 
пациентов 
патологических 
состояний, 
симптомов, 
синдромов 
заболеваний, 
нозологических 
форм в 
соответствии 
с Международной 
статистической 
классификацией 
болезней и 
проблем, 
связанных со 
здоровьем

  

Знать: 

особенности 

течения  туберкулеза  на 
фоне 

различных 

заболеваний/состояний 

Уметь: 

проводить 

дифференциальную 
диагностику 
туберкулеза  с  другими 
заболеваниями 
 

Тестовые задания 
тема 5 № 1-14 
Ситуационные 
задачи 17-19 

1.6  Тема 

6. 

Организация 

противотуберкулез

ной 

помощи 

населению. 

Оценка  своевременности 

выявления 

туберкулеза, 

причин  несвоевременного 

и  позднего  выявления, 

работа 

с 

историями 

болезни 

умерших 

10 

ПК-2 

готовность к 
проведению 
профилактически
х медицинских 

Знать:

 

методы 

выявления 

и  

профилактики 
туберкулеза; 

порядок 

организации  массовых 

Тестовые задания 
тема 6 № 1-10 
 

28 

 

№ 

п/п 

Наименование 

раздела, 

тем 

дисциплины 

Вид СРС 

Кол-
во 
часов 

С

ем

ес

тр

 

Компетенция, 

формируемая по 

теме занятия 

(содержание 
полностью с 

выделением части)

 

Результат обучения 

ФОС, 

подтверждающий 

освоение 

компетенции 

больных, 

составление 

плана  профилактических 

мероприятий 

осмотров, 
диспансеризации 
и осуществлению 
диспансерного 
наблюдения за 
здоровыми и 
хроническими 
больными  

 

профилактических 
осмотров  населения  на 
туберкулез 

Уметь:

 

организовать 

профилактические 
медицинские  осмотры 
на  туберкулез  среди 
населения;    проводить 
профилактические 
мероприятия 

по 

туберкулезу 

среди 

населения 

Владеть:

 

навыками 

оценки 

и 

интерпретации 
результатов 
иммунодиагностики 

 

 

 

 

 

ПК-3 готовность к 
проведению 
противоэпидемиче
ских 
мероприятий

организации 
защиты населения 
в очагах особо 
опасных инфекций, 
при ухудшении 
радиационной 

Знать:

 пути 

распространения 
туберкулезной 
инфекции, методы 
неспецифической 
медицинской 
профилактики 
туберкулеза  

 
Уметь: 

организовать 

противоэпидемические 

Тестовые задания 
тема 6 № 11-20 
Ситуационные 
задачи № 19-30 
Деловая 

игра 

«Работа  в  очагах 
туберкулезной 
инфекции, 
санитарно-
просветительская 
работа 

с 

29 

 

№ 

п/п 

Наименование 

раздела, 

тем 

дисциплины 

Вид СРС 

Кол-
во 
часов 

С

ем

ес

тр

 

Компетенция, 

формируемая по 

теме занятия 

(содержание 
полностью с 

выделением части)

 

Результат обучения 

ФОС, 

подтверждающий 

освоение 

компетенции 

обстановки, 
стихийных 
бедствиях и иных 
чрезвычайных 
ситуациях  

 

мероприятия в 
медицинском 
учреждении при 
выявлении туберкулеза у 
пациента  

 

Владеть:

 

навыками 

противоэпидемических 
мероприятий  в  очаге 
туберкулезной 
инфекции; 

навыками 

санпросветработы 

в 

очаге 

туберкулезной 

инфекции 

пациентами  и  их 
родственниками» 

Всего часов 

108 

х 

х 

х 

 
 
 
 
 

30 

 

 
 
3.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

 
3.1.

 

Виды образовательных технологий 

 

1.

 

Лекции – визуализации. 

2.

 

Практические  занятия/клинические  практические  занятия  с  элементами 

визуализации. 

3.

 

Работа с дополнительной литературой на электронных носителях. 

4.

 

Решение визуализированных тестовых заданий, клинических задач. 

 
Лекционные занятия

 проводятся в специально выделенных для этого помещениях – 

лекционном зале. Все лекции читаются с использованием мультимедийного сопровождения 
и  подготовлены  с  использованием  программы  Microsoft  Power  Point.  Каждая  тема  лекции 
утверждается на совещании кафедры. Часть лекций содержат графические файлы в формате 
JPEG. Каждая лекция может быть дополнена и обновлена. Лекций хранятся на электронных 
носителях в учебно-методическом кабинете и могут быть дополнены и обновлены. 

Практические  занятия/клинические  практические  занятия

  проводятся    на 

кафедре  в  учебных  комнатах,  в  палатах  ГКУЗ  КО  Кемеровского  областного  клинического 
фтизиопульмонологического медицинского центра. Часть практических занятий проводится 
с мультимедийным сопровождением, цель которого – демонстрация клинического материала 
из архива кафедры. Архивные графические файлы хранятся в электронном виде, постоянно 
пополняются  и  включают  в  себя  (мультимедийные  презентации  по  теме  занятия, 
клинические примеры, рентгенограммы пациентов, схемы, таблицы, видеофайлы). 

На  клиническом  практическом  занятии  студент  может  получить  информацию  из 

архива  кафедры,  записанную  на  электронном  носителе  (или  ссылку  на  литературу)  и 
использовать  ее  для  самостоятельной  работы.    Визуализированные  и  обычные  тестовые 
задания  в  виде  файла  в  формате  MS  Word,  выдаются  преподавателем  для  самоконтроля  и 
самостоятельной подготовки студента к занятию.  

 

3.2.

 

Занятия, проводимые в интерактивной форме 

 

Удельный  вес  занятий,  проводимых  в  интерактивных  формах,  определяется 

стандартом (должен составлять не менее 20%) и фактически составляет 25% от аудиторных 
занятий, т.е. 9 часов. 
 

№ 

п/п 

Наименование  раздела, 

тем дисциплины 

Вид 

учебных 

занятий 

Кол-
во 
часов 

Ме

тод

ы 

ин

тера

кт

и

вн

ого 

обуче

ни

я 

Кол-во 
час 

Раздел  1.  Теоретические 
основы фтизиатрии 

ПЗ 

Дискуссия  о  роли  социальных 
факторов 

в  заболеваемости 

туберкулезом 

Раздел  2.    Методы 
диагностики туберкулеза 

ПЗ 

Контекстное 

обучение 

– 

отработка  навыков  по  анализу 
данных иммунодиагностки 

Раздел    3.  Туберкулез 
органов дыхания 

ПЗ 

Case-study    -  анализ  реальных 
проблемных 

ситуаций, 

имевших 

место 

в 

противотуберкулезной работе, и 
поиск 

вариантов 

лучших 

31 

 

№ 

п/п 

Наименование  раздела, 

тем дисциплины 

Вид 

учебных 

занятий 

Кол-
во 
часов 

Ме

тод

ы 

ин

тера

кт

и

вн

ого 

обуче

ни

я 

Кол-во 
час 

решений. 
 

Раздел  4.  Туберкулез 
внеторакальных 
локализаций 

ПЗ 

Case-study    -  анализ  реальных 
проблемных 

ситуаций, 

имевших 

место 

в 

противотуберкулезной работе, и 
поиск 

вариантов 

лучших 

решений. 
 

Раздел  6.  Организация 
противотуберкулезной 
помощи населению. 

ПЗ 

Деловая  игра  «Работа  в  очагах 
туберкулезной 

инфекции, 

санитарно-просветительская 
работа  с  пациентами  и  их 
родственниками» 

Итого: 

30 

 

 

4.

 

КОНТРОЛЬ 

И 

ОЦЕНКА 

РЕЗУЛЬТАТОВ 

ОСВОЕНИЯ                                      

ДИСЦИПЛИНЫ 

 
4.1.

 

Контрольно-диагностические материалы.  

Итоговый  контроль  проводится  в  виде  зачета  с  перечнем  вопросов  по  основным 

разделам  дисциплины.  Условиями  допуска  к  зачету  являются  посещение  лекций  и 
практических занятий, прохождения всех точек текущего контроля

 

  

4.1.1.

 

Список вопросов для подготовки к зачёту 

(в полном объёме): 

1.

 

Порядок организации массовых профилактических осмотров населения на туберкулез 

2.

 

Пути и методы массовых профилактических осмотров населения на туберкулез 

3.

 

Медицинские группы риска по туберкулезу 

4.

 

Социальные группы риска по туберкулезу 

5.

 

Кратность обследования на туберкулез лиц из различных медицинских и социальных 

групп риска 

6.

 

Иммунодиагностика туберкулеза как метод выявления 

7.

 

Тактика  врача  в  отношении  профилактики  заражения  окружающих 

в 

общесоматическом стационаре при выявлении туберкулеза у пациента 

8.

 

Тактика врача в отношении профилактики заражения окружающих в родильном доме 

при выявлении туберкулеза у пациентки 

9.

 

Лабораторные методы диагностики туберкулеза 

10.

 

Рентгенологические методы диагностики туберкулеза 

11.

 

Биопсия как метод диагностики туберкулеза 

12.

 

Клинические проявления туберкулеза легких  

13.

 

Клиника и диагностика туберкулеза центральной нервной системы 

14.

 

Клиника и диагностика абдоминального туберкулеза 

15.

 

Клиника и диагностика туберкулеза мочевыделительной системы 

16.

 

Клиника и диагностика туберкулеза половой системы 

17.

 

Клиника и диагностика туберкулеза костно-суставной системы 

18.

 

Клиника и диагностика туберкулеза кожи 

19.

 

Особенности течения туберкулеза при беременности. Тактика ведения. 

32 

 

20.

 

Клинические особенности и диагностика туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией 

21.

 

Клинические  особенности  и  диагностика  туберкулеза  у  пациентов  с  сахарным 

диабетом 

22.

 

Клинические  особенности  и  диагностика  туберкулеза  у  больных  хроническими 

неспецифическими заболеваниями легких 

23.

 

Клинические  особенности  и  диагностика  туберкулеза  у  больных,  получающих 

иммуносупрессивную терапию 

24.

 

Алгоритм диагностики туберкулеза легких 

25.

 

Алгоритм диагностики туберкулеза мочевыделительной системы 

26.

 

Алгоритм диагностики абдоминального туберкулеза 

27.

 

Алгоритмы диагностики туберкулеза половых органов 

28.

 

Дифференциальная диагностика диссеминированных процессов в легких 

29.

 

Дифференциальная диагностика при синдроме затемнения в легочной ткани  

30.

 

Дифференциальная диагностика при гидротораксе 

31.

 

Дифференциальная диагностика при округлой тени в легких 

32.

 

Дифференциальная диагностика при полости распада в легких 

33.

 

Дифференциальная диагностика туберкулезного менингита и менингоэнцефалита 

 

 

4.1.2.

 

Тестовые задания текущего контроля: 

 

1.

 

Диссеминированный  туберкулез  –  это  форма  с  разнообразным  клиническим 
течением для которой характерны: 

 
1.

 

бактериемия, обусловленная гематогенным или лимфогенным рассеиванием МБТ 

2.

 

иммунодефицит в разной степени выраженности и повышенная чувствительность 
клеток и тканей к МБТ (гиперсенсибилизаци) 

3.

 

образование  множественных  туберкулезных  очагов  в  легких  и  часто  в  других 
органах 

4.

 

все вышеперечисленное 

 

 

2.

 

Укажите  локализацию  туберкулезного  процесса  при  гематогенном  пути 
распространения: 

 

1.

 

равномерно по всем легочным полям 

2.

 

верхне-средние отделы 

3.

 

средненижние отделы 

4.

 

прикорневая 

 

3.

 

Наиболее частое осложнение диссеминированного туберкулеза: 

 

1.

 

амилоидоз 

2.

 

плеврит 

3.

 

поражение других органов 

4.

 

патологический пневмоторакс 

 

4.1.3.

 

Тестовые задания промежуточного контроля 

(2-3 примера):

 

 
1.  Укажите  наиболее  информативный  метод  исследования  мокроты  на  микобактерии 
туберкулеза: 

          1. метод простой бактериоскопии 

33 

 

          2. метод флотации 
          3. метод посева на питательные среды 
          4. люминисцентный 

 
2. Укажите наиболее частый симптом поражения органов дыхания при туберкулезе: 

          1. сухие свистящие хрипы 
          2. выраженная одышка 
          3. боли в грудной клетке 
          4. кровохарканье 
          5. кашель 

 
3.  Минимальная  кратность  флюорографического  обследования  большинства 
населения старше 15 лет: 

          1. 1 раз в 6 месяцев 
          2. 1 раз в год 
          3. 1 раз в 2 года  
          4. 1 раз в 3 года 

 
 

4.1.4.

 

Ситуационные клинические задачи

:

 

 

Задача № 1 

 

     Больная Д., 50 лет, преподаватель строительного техникума. 

Жалобы

  на  сухой  кашель,  чувство  «тяжести»  в  грудной  клетке  справа,  одышку, 

субфебрильную температуру, слабость. 

Анамнез  заболевания

.  Считает  себя  больной  в  течение  1  месяца.  Стала  отмечать 

утомляемость  во  2-ой  половине  дня,  связывала  с  нагрузкой  на  работе.  2  недели  назад 
появился  сухой  кашель,  боли  в  грудной  клетке  справа,  усиливающуюся  при  дыхании, 
температура  стала  подниматься  к  вечеру  до  субфебрильных  цифр.  Лечилась  ингаляциями, 
горчичниками.  Боль  в  грудной  клетке  прошла,  но  появилось  чувство  «тяжести»  в  правой 
половине  грудной  клетки.  Обратилась  к  терапевту,  при  флюорографическом  исследовании 
найдены патологические изменения. Госпитализирована. 

     Анамнез  жизни

.  Образование  высшее.  Вредных  привычек  не  имеет.  Материально-

бытовые условия удовлетворительные. Отмечает периодический контакт с отцом – больным 
открытой  формой  туберкулеза  легких.    Характер  туберкулиновых  проб  в  прошлом  не 
помнит. 

     Данные  объективного  обследования

:  Общее  состояние  больной  удовлетворительное. 

Левая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Перкуторно – укорочение легочного 
звука под левой лопаткой и по подмышечным линиям, здесь же  не прослушивается дыхание. 
В  остальных  отделах  легких  перкуторно  –  легочный  звук,  аускультативно  –  дыхание 
везикулярное.  Границы  сердца  в  пределах  нормы.  Тоны  сердца  ясные,  ритмичные.  Живот 
мягкий, безболезненный. Печень  и селезенка не увеличены. 
 Общий анализ крови : СОЭ – 45 мм/ч, L -10*10

/л, э -3%,  п/я – 8%, с/я - 63%, Л -20%, м – 

6%. 
Реакция на пробус аллергеном туберкулезным рекомбинантным – папула 16 мм. 
Проведена плевральная пункция. Взято 800мл жидкости. 
Анализ  плевральной  жидкости:  прозрачная,  цвет  светло-желтый,  уд.вес  1020,  белок  40г/л, 
реакция  Ривальта  +++,    лимфоциты  94%,  нейтрофилы  6%,  сахар  3,6  ммоль/л,  МБТ  не 
обнаружены. 
Посев на неспецифическую флору – роста нет. 

34 

 

 

Задания для обучающегося 

 

1.

 

Выделить синдромы заболевания. 

2.

 

Поставить наиболее вероятный диагноз по имеющимся данным. 

3.

 

Описать рентгенограмму. 

4.

 

Оценить результат исследования плевральной жидкости. 

5.

 

Обосновать поставленный диагноз. 

6.

 

Провести дифференциальную диагностику. 

 
 

Эталон ответа к задаче № 1 

 

1.

 

Синдромы: интоксикации, дыхательной недостаточности. 

2.

 

Диагноз: экссудативный плеврит туберкулезной этиологии.   

3.

 

На  рентгенограмме  –  слева  от  5  ребра  до  диафрагмы  определяется  гомогенное 
затемнение с косой границей в направлении сверху вниз и снаружи кнутри, высокой 
интенсивности, на всю ширину легочного поля. 

4.

 

Характер  плевральной  жидкости  соответствует  туберкулезному  плевриту:  жидкость 
прозрачная с преобладанием лимфоцитов. Отсутствует рост неспецифической флоры. 

5.

 

Обоснование  диагноза.  В  пользу  экссудативного  плеврита  говорят  следующие 
данные:  укорочение  перкуторного  звука  и  отсутствие  дыхания  в  нижних  отделах 
левого  легкого,  рентгенологически  –  гомогенность,  высокая  интенсивность 
затемнения  с  характерным  косым  уровнем.  В  пользу  туберкулезного  характера 
плеврита  говорят:  контакт  с  отцом,  больным  открытой  формой  туберкулеза, 
постепенное  начало  заболевания,  гиперергический  характер  реакции  на 
туберкулиновую пробу, отсутствие других причин для накопления жидкости. 

6.

 

Необходима 

дифференциальная  диагностика 

с  плевропневмонией.  Против 

плевропневмонии  свидетельствует  значительная  длительность  заболевания, 
удовлетворительное самочувствие больной, отсутствие признаков пневмонии: кашля 
с мокротой, влажных хрипов, связи с простудным фактором. 

 

           Задача № 2 

 

     Больная К., 56 лет, домохозяйка. 

    Жалобы:

  на  периодически  возникающий  кашель  с  выделением  слизистой  мокроты  без 

запаха в количестве 20 мл в сутки. 
     

Анамнез  заболевания. 

Больной  себя  не  считает.  Выявлен  процесс  случайно  при 

флюорографическом  осмотре.  Предпоследняя  флюорография  2  года  назад  –  без  патологии. 
Кашель  отмечает  в  течение  последних  6  месяцев.  3  года  назад  вернулась  из  мест  лишения 
свободы. 
     

Анамнез  жизни

.  Образование  8  классов.  Трудовая  деятельность  с  17  лет.  Имеет  сына  7 

лет, у которого месяц назад выявлен вираж туберкулиновой пробы.  
     

Объективно. 

Общее  состояние  больной  удовлетворительное.  Периферические 

лимфоузлы  не  увеличены.  Обе  половины  грудной  клетки  равномерно  участвуют  в  акте 
дыхания. При перкуссии – укорочение звука слева. Аускультативно – дыхание везикулярное, 
слева при покашливании в межлопаточной области единичные влажные средне-пузырчатые 
хрипы.    Границы  сердца  в  пределах  нормы.  Тоны  сердца  ритмичные,  громкие.    Живот 
мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. 
Общий анализ крови: Нв -120 г/л, L -6*10

9

/л, СОЭ- 16 мм/ч, э -3%, п/я – 5, с/я – 68, л- 15, м- 

7. 
Реакция на пробу Манту с 2 ТЕ ППД-Л- папула 11 мм. 

35 

 

Обзорная рентгенограмма органов грудной клетки  прилагается 

 

Задание для обучающегося:

 

 

1.

 

Выделить синдромы заболевания. 

2.

 

Поставить наиболее вероятный  диагноз по имеющимся данным. 

3.

 

Описать рентгенограмму. 

4.

 

Обосновать поставленный диагноз. 

5.

 

Провести дифференциальную диагностику. 

6.

 

Указать необходимое дообследование. 

 

Эталон ответа к задаче № 2 

 

1.

 

Синдром бронхитический. 

2.

 

Диагноз: инфильтративный туберкулез левого легкого в фазе распада. 

3.

 

Описание  рентгенограммы:  по  всему  легкому,  преимущественно  в  средних  отделах 
левого  легкого  негомогенное  затемнение  средней  интенсивности  с  нечеткими 
контурами с единичными очагами вокруг. Имеется подозрение на распад инфильтрата 
в области корня. 

4.

 

Обоснование  диагноза:  сведения  о  контакте  с  больными  туберкулезом  в  местах 
лишения  свободы;  профилактический  метод  выявления,  скудность  симптоматики  и 
физикальных  данных,  нормальные  показатели  крови,  негомогенность  фокуса 
затемнения и очаговых теней. 

5.

 

Необходима 

дифференциальная  диагностика 

  с  пневмонией.  Общие  признаки: 

жалобы на кашель с мокротой, наличие фокуса инфильтрации в левом легком. Против 
пневмонии  свидетельствует  стертость  симптоматики,  выявление  при  профосмотре, 
нормальные  показатели  ОАК,  негомогенность  затемнения,  наличие  очагов 
обсеменения.. 

6.

 

 Необходимое дообследование: 

исследование мокроты на возбудителя туберкулеза (микроскопия, ПЦР-диагностика, 

посев) 

томограмма левого легкого с целью подтверждения фазы распада. 

 
 

4.1.5.

 

Список тем рефератов 

(в полном объеме)

 

1. 

Туберкулез и беременность: современные представления о синергии двух состояний, 

диагностика, тактика ведения 
2. 

Туберкулез и ВИЧ инфекция: современные представления о синергии двух состояний, 

диагностика, тактика ведения 
3. 

Туберкулез  и  сахарный  диабет:  современные  представления  о  синергии  двух 

состояний, диагностика, тактика ведения 
4. 

Туберкулез  и  хронические  неспецифические  заболевания  легких:  современные 

представления о синергии двух состояний, диагностика, тактика ведения 
5. 

Туберкулез  и  язвенная  болезнь  желудка  и  12-перстной  кишки:  современные 

представления о синергии двух состояний, диагностика, тактика ведения 
6. 

Туберкулез  и  иммуносупрессивная  терапия:  современные  представления  о  синергии 

двух состояний, диагностика, тактика ведения 
7.  Коморбидность  больных  туберкулезом,  значение  хронических  неинфекционных 
заболеваний в патогенезе туберкулеза 
8. 

Коморбидность и причины смерти больных туберкулезом 
 

36 

 

4.2.

 

Критерии оценок по дисциплине 

 

Характеристика ответа 

Оценка 
ECTS 

Баллы  в 
РС 

Оценка 
итоговая 

Дан  полный,  развернутый  ответ  на  поставленный  вопрос, 
показана  совокупность  осознанных  знаний  по  дисциплине, 
проявляющаяся  в  свободном  оперировании  понятиями, 
умении  выделить  существенные  и  несущественные  его 
признаки, причинно-следственные связи. Знания об объекте 
демонстрируются на фоне понимания его в системе данной 
науки  и междисциплинарных связей. Ответ  формулируется 
в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, 
доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента. 

А 

100-96 

5 (5+) 

Дан  полный,  развернутый  ответ  на  поставленный  вопрос, 
показана  совокупность  осознанных  знаний  по  дисциплине, 
доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе 
прослеживается 

четкая 

структура, 

логическая 

последовательность,  отражающая  сущность  раскрываемых 
понятий, 

теорий, 

явлений. 

Знания 

об 

объекте 

демонстрируются на фоне понимания его в системе данной 
науки  и  междисциплинарных  связей.  Ответ  изложен 
литературным  языком  в  терминах  науки.  Могут  быть 
допущены недочеты в определении понятий, исправленные 
студентом самостоятельно в процессе ответа. 

В 

95-91 

Дан  полный,  развернутый  ответ  на  поставленный  вопрос, 
доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе 
прослеживается 

четкая 

структура, 

логическая 

последовательность,  отражающая  сущность  раскрываемых 
понятий,  теорий,  явлений.  Ответ  изложен  литературным 
языком  в  терминах  науки.  В  ответе  допущены  недочеты, 
исправленные студентом с помощью преподавателя. 

С 

90-86 

4 (4+) 

Дан  полный,  развернутый  ответ  на  поставленный  вопрос, 
показано умение выделить существенные и несущественные 
признаки,  причинно-следственные  связи.  Ответ  четко 
структурирован,  логичен,  изложен  литературным  языком  в 
терминах  науки.  Могут  быть  допущены  недочеты  или 
незначительные  ошибки,  исправленные  студентом  с 
помощью преподавателя. 

С 

85-81 

Дан  полный,  развернутый  ответ  на  поставленный  вопрос, 
показано умение выделить существенные и несущественные 
признаки,  причинно-следственные  связи.  Ответ  четко 
структурирован,  логичен,  изложен  в  терминах  науки. 
Однако,  допущены  незначительные  ошибки  или  недочеты, 
исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов 
преподавателя. 

80-76 

4 (4-) 

37 

 

Дан  полный,  но  недостаточно  последовательный  ответ  на 
поставленный  вопрос,  но  при  этом  показано  умение 
выделить  существенные  и  несущественные  признаки  и 
причинно-следственные  связи.  Ответ  логичен  и  изложен  в 
терминах  науки.  Могут  быть  допущены  1-2  ошибки  в 
определении 

основных 

понятий, 

которые 

студент 

затрудняется исправить самостоятельно. 

Е 

75-71 

3 (3+) 

Дан  недостаточно  полный  и  недостаточно  развернутый 
ответ.  Логика  и  последовательность  изложения  имеют 
нарушения.  Допущены  ошибки  в  раскрытии  понятий, 
употреблении 

терминов. 

Студент 

не 

способен 

самостоятельно выделить существенные и несущественные 
признаки  и  причинно-следственные  связи.  Студент  может 
конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах 
их  основные  положения  только  с  помощью  преподавателя. 
Речевое оформление требует поправок, коррекции. 

Е 

70-66 

Дан  неполный  ответ,  логика  и  последовательность 
изложения  имеют  существенные  нарушения.  Допущены 
грубые  ошибки  при  определении  сущности  раскрываемых 
понятий,  теорий,  явлений,  вследствие  непонимания 
студентом их существенных и несущественных признаков и 
связей.  В  ответе  отсутствуют  выводы.  Умение  раскрыть 
конкретные  проявления  обобщенных  знаний  не  показано. 
Речевое оформление требует поправок, коррекции. 

Е 

65-61 

3 (3-) 

Дан  неполный  ответ,  представляющий  собой разрозненные 
знания  по  теме  вопроса  с  существенными  ошибками  в 
определениях. 

Присутствуют 

фрагментарность, 

нелогичность  изложения.  Студент  не  осознает  связь 
данного  понятия,  теории,  явления  с  другими  объектами 
дисциплины.  Отсутствуют  выводы,  конкретизация  и 
доказательность 

изложения. 

Речь 

неграмотна. 

Дополнительные  и  уточняющие  вопросы  преподавателя  не 
приводят  к  коррекции  ответа  студента  не  только  на 
поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. 

Fx 

60-41 


Требуется 
пересдача 

Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины. 

40-0 


Требуется 
повторное 
изучение 
материала 

 
 

4.2.  Оценочные  средства,  рекомендуемые  для  включения  в  фонд  оценочных  средств 

итоговой государственной аттестации (ГИА) 

 

Осваиваемые 

компетенции 

Тестовое задание 

 

Ответ на 

тестовое 

38 

 

(индекс 

компетенции) 

 

задание 

ПК-2  

ЛИЦА,  ПОДЛЕЖАЩИЕ  ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ 
ОБСЛЕДОВАНИЯМ  НА  ТУБЕРКУЛЕЗ  2  РАЗА  В 
ГОД 
а) мигранты 
б) больные сахарным диабетом 
в) больные бронхиальной астмой 
г) больные язвенной болезнью 
д) освободившиеся из мест лишения свободы 

д)

 

ПК-3 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЧАГА ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ 
ИНФЕКЦИИ 1 ГРУППЫ  
а) пациент является бактериовыделителем, в очаге 
отсутствуют дети и беременные женщины, квартира 
благоустроенная 
б) пациент является бактериовыделителем, 
проживает в студенческом общежитии 
в) зоонозный очаг туберкулеза 
г) в очаге проживал больной, который умер от 
туберкулеза 
д) в очаге проживает пациент с туберкулезом почки 
с бактериовыделением, детей и беременных женщин 
в очаге нет 

б) 

ПК-5 

СИМПТОМ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ 
ПОВОДОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ НА 
ТУБЕРКУЛЕЗ ПАЦИЕНТА С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ  

а) боли в грудной клетке 

б) головная боль 

в) лихорадка более 2 недель  

г) общая слабость 
д) увеличение периферических лимфоузлов в 
нескольких группах 

в) 

 

 

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:  

5.1 ЭБС 

 

№ 
п/п

 

Наименование и краткая характеристика библиотечно-

информационных ресурсов и средств обеспечения 

образовательного процесса, в том числе электронно-

библиотечных систем и электронных образовательных 

ресурсов (электронных изданий и информационных 

баз данных)

 

Количество экземпляров, 

точек доступа

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..