Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 8

 

 

68

4.3

 

Туберкулом

ы,округлые

 

образования

 

в

 

легких

Дифференциальная

 

диагностика

 

туберкуломы.

4

ПК-6

4.4

Плевриты

Полисерозиты,

 

плевриты:

 

специфические,

 

неспецифические

2

ПК-6

4.5

Хронически

е

 

формы

 

туберкулеза

Дифференциальная

 

диагностика

 

синдрома

 

кольцевидной

 

тени

2

ПК-6

4.6

Осложнени

я

 

и

 

неотложны

е

 

состояния

  

во

 

фтизиатрии

Легочное

 

кровотечение.

Сердечно

 –

легочная

 

недостаточность.Диагностика.Ле
чение.

2

ПК-6

V

5.1

Внелегочный

туберкулез

Туберкулез

 

ЦНС

Дифференциальная

 

диагностика

 

менингитов

2

ПК-6

5.2

Тубекулез

 

костей

 

и

 

суставов

Туберкулез

 

костей

 

и

 

суставов.Диагностика,леченеие,п
рофи
лактика.

4

ПК-6

YI

6.1

Лечение

 

туберкулеза

Химиотера
пия

 

туберкулез
а

Противотуберкулезные

 

препараты,

 

режимы

 

химиотерапии,

 

лечение

 

лекарственно-устойчивого

 

туберкулеза

2

ПК-5

ПК-6

ПК-8

6.2

Лечение

 

больных

 

туберкулез
ом

 

с

 

ВИЧ

Клиника

 

ВИЧ-инфекции

 

в

 

сочетании

 

с

 

туберкулезом.

 

Особенности

 

лечения

 

сочетанной

 

инфекции

2

ПК-5

ПК-6

ПК-8

6.3

Патогенети
ческие

 

методы

 

лечения,
санаторно-
курортное

 

лечение

Дезинтоксикационное

 

лечение,

 

гормоноиерапия,

 

антиоксиданты,

 

кумысолечение

2

ПК-5

ПК-6

ПК-8

6.4

Хирургиче
ские

 

и

 

коллапсоте

Методы

 

и

 

эффективность

 

хирургического

 

лечения

4

ПК-5

69

рапевтичес
кие

 

методы

 

лечения

ПК-6

ПК-8

YII

7.1

Нетуберкулез
ные

 

заболевания

Пневмонии

Этиологическая

 

классификация

 

пневмоний.

 

Лечение

 

пневмоний.

2

ПК-5

ПК-6

ПК-8

7.2

Саркоидоз

Эпидемиология

 

саркоидоза.

 

Клиническая

 

классификация

 

саркоидоза.

 

Саркоидоз

 

органов

 

дыхания.

 

Саркоидоз

 

кожи.

2

ПК-5

ПК-6

ПК-8

ИТОГО:

52

     

Требования

 

к

 

самостоятельной

 

работе

 

слушателей.

 

Рекомендации

 

к

  

оформлению

 

курсовой

 

работы:

Курсовая

 

работа

 

выполняется

 

в

 

объеме

 20-30 

страниц

 

шрифтом

 Times New Roman 

14. 

Страницы,

 

рисунки,

 

таблицы

 

необходимо

 

пронумеровать.

 

В

 

работе

 

должны

 

быть

 

выводы

 

и

 

предложения,

 

перечень

 

литературы.

 

Курсовая

 

работа

 

подаётся

 

на

 

кафедру

 

для

 

дальнейшего

 

рецензирования.

 

В

 

рецензии

 

преподаватель

 

кафедры

 

(рецензент)

 

указывает,

 

достигнута

 

ли

 

цель

 

работы,

 

соответствует

 

ли

 

содержание

 

характеру

 

избранной

 

темы,

 

а

 

выводы

 - 

изложенным

 

фактам,

 

полноту

 

использования

 

рекомендованной

 

литературы,

 

степень

 

грамотности

 

изложения,

 

актуальность,

 

оформление.

 

Рецензент

 

отмечает

 

положительные

 

и

 

отрицательные

 

стороны

 

работы,

 

оценивая

 

курсовую

 

работу

 

по

 

пятибалльной

 

системе.Слушатель,

 

не

 

выполнивший

 

курсовую

 

работу,

 

считается

 

имеющим

 

задолженность.

70

Примерные

 

темы

 

аттестационных

 

работ.

1.

Химиотерапия

 

туберкулеза.

2.

Лекарственно-устойчивый

 

туберкулез.

3.

Патогенетическое

 

лечение

 

туберкулеза.

4.

Диссеминированные

 

процессы

 

в

 

легких.

5.

Легочно-сердечная

 

недостаточность.

6.

Легочное

 

кровотечение.

7.

Спонтанный

 

пневматоракс.

8.

Костно-суставной

 

туберкулез.

9.

Мочеполовой

 

туберкулез.

10.

Туберкулезный

 

менингит.

11.

Лимфаденопатии

 

у

 

детей.

12.

Туберкулез

 

и

 

ВИЧ-инфекция.

13.

Бронхообструктивный

 

синдром.

14.

Саркоидоз.

15.

Рак

 

легких

 

и

 

туберкулез.

16.

Полисерозиты.

17.

Пневмокониозы

 

и

 

туберкулез.

18.

Туберкулез

 

и

 

материнство.

19.

Работа

 

в

 

очагах

 

туберкулезной

 

инфекции.

20.

Туберкулинодиагностика.

21.

Хирургическое

 

лечение

 

туберкулеза.

22.

Санаторное

 

лечение

 

туберкулеза.

23.

Туберкулез

 

и

 

алкоголизм.

4.Формы

 

и

 

методы

 

контроля

4.1.Формы

  

промежуточной

 

аттестации

 

обучающихся:

Тестирование,

 

зачет.

4.2. 

Примеры

 

контрольно-оценочных

 

материалов

 

по

 

результатам

 

освоения

 

учебного

 

модуля

 1:

4

1. 

Исторические

 

этапы

 

развития

 

фтизиатрии

2. 

Концепция

 

этиологической

 

«микробиологической

 

и

 

молекулярно-биологической

 

диагностики

 

туберкулеза

3. 

Современную

 

систематику

 

микобактерий

4

 

В

 

качестве

 

оценочных

 

средств

 

могут

 

использоваться

 

тестовые

 

задания,

 

ситуационные

 

задачи,

 

контрольные

 

вопросы.

 

В

 

качестве

 

примера

 5 

шт.

71

4. 

Алгоритм

 

исследований

 

диагностического

 

материала

 

для

 

выявления

 

и

 

дифференциальной

 

диагностики

 

больных

 

туберкулезом

 

этиологическими

 

методами

 

исследование

 

в

 

лабораториях

 

различных

 

уровней

5. 

Микобактериозы

6. 

Патологическая

 

анатомия

 

различных

 

форм

 

туберкулеза,

 

туберкулезное

 

воспаление

7. 

Патогенез

 

первичного

 

и

 

вторичного

 

туберкулеза

8. 

Иммунитет

 

при

 

туберкулезе

9. 

Иммунологическая

 

диагностика

 

туберкулеза

10. 

Эпидемиология

 

туберкулеза

 

РБ

 

и

 

РФ

 

мировая

 

статистика

 

туберкулеза

11.Какие

 

клинические

 

формы

 

милиарного

 

туберкулеза

 

Вы

 

знаете?

12.

Особенности

 

начала

 

заболевания

 

милиарного

 

туберкулеза.

13.

Характер

 

бактериовыделения

 

при

 

милиарном

 

туберкулезе.

14.

Характер

 

туберкулиновой

 

чувствительности

 

при

 

милиарном

 

туберкулезе.

15.

Клинические

 

проявления

 

тифоидной

 

формы

 

милиарного

 

туберкулеза

 

и

 

ее

 

ведущие

 

симптомы.

1.

Определите

 

последовательность

 

действий

 

медперсонала

 

(врача

 

и

 

медсестры)

 

при

 

постановке

 

пробы

 

Манту.

Клиническое

 

обследование

 

ребенка.

 (2)

Измерение

 

температуры

 

тела

 

(по

 

показаниям)

  (3)

Введение

 

туберкулина

  (5)

Обработка

 

места

 

введения

 

туберкулина

 70% 

спиртом.

 (4)

Выяснение

 

данных

 

об

 

иммунизации

 

против

 

других

 

инфекций.

 (1)

2.

Признаками

 

гиперергической

 

пробы

 

Манту

 

у

 

взрослого

 

являются:

Размер

 

папулы

 

более

 21 

мм.

 *

Везикула.

 *

     3 

Гиперемия.

Лимфангиит.

 *

Регионарный

 

лимфаденит

 *

3.

Задачей

 

комплексного

 

лечения

 

больного

 

туберкулезом

 

является:

1.

воздействие

 

на

 

возбудителя

 

заболевания;

2.

улучшение

 

фармакокинетики

 

химиопрепаратов

 

и

 

повышение

 

их

 

концентрации

 

в

 

основной

 

зоне

 

специфического

 

процесса;

3.

повышение

 

уровня

 

защиты

 

факторов

 

организма

 

больного,

 

улучшение

 

репаративных

 

процессов

 

и

 

нормализация

 

процессов

 

метаболизма;

4.

снижение

 

выраженности

 

нежелательного

 

побочного

 

действия

 

химиопрепаратов;

5.

все

 

перечисленное.

 *

4.

Проявлениями

 

милиарного

 

туберкулеза

 

является

 

все

 

перечисленное

 

ниже,

 

кроме:
а)

 

нарастающей

 

до

 

высоких

 

цифр

 

температуры;

72

б)

 

незначительного,

 

обычно

 

сухого

 

кашля;

в)

 

сильного

 

кашля

 

с

 

мокротой

г)

 

появления

 

одышки

 

и

 

тахикардии.

5.

Наиболее

 

частыми

 

локализациями

 

патологического

 

процесса

 

при

 

остром

 

милиарном

 

туберкулезе

 

являются:

а)

 

легкие

 

и

 

печень

б)

 

легкие

 

и

 

селезенка;

в)

 

печень

 

и

 

селезенка;

г)

 

селезенка

 

и

 

почки;

д)

 

легкие

 

и

 

оболочки

 

головного

 

мозга.

Задача

 1.  

В

 

детское

 

отделение

 

ПТД

 

поступил

 

ребенок

 

 

лет,

 

заболел

 

остро,

 

температура

 39 

С.

 

Ребенок

 

рос

 

в

 

неполной

 

семье,

 

мать

 

часто

 

оставляла

 

его

 

с

 

малознакомыми

 

людьми.

 

В

 

роддоме

 

вакцинирован,

 

рубчика

 

на

 

левом

 

плече

 

нет.

 

Проба

 

Манту

 

в

 1 

год

 

и

 2 

года

 

отрицательная.

 

Ребенок

 

пониженного

 

питания,

 

отстает

 

в

 

физическом

 

развитии,

 

бледен.

 

Периферические

 

лимфоузлы

 

не

 

увеличены.

 

Выслушивается

 

жесткое

 

дыхание.

 

В

 

крови

 

умеренный

 

лейкоцитоз,

 

лимфопения.

 

Микобактерии

 

туберкулеза

 

методом

 

люминесцентной

 

микроскопии

 

не

 

обнаружены.

 

На

 

обзорной

 

рентгенограмме

 

наблюдаются

 

двусторонние

 

мелкоочаговые

 

изменения

 

по

 

всем

 

легочным

 

полям.

 

задание:

Какой

 

клинической

 

форме

 

туберкулеза

 

соответствует

 

клинико-рентгенологическая

 

картина

 

у

 

данного

 

ребенка:

а)

 

очаговый

 

туберкулез

б)

 

инфильтративный

 

туберкулез

в)

 

милиарный

 

туберкулез

 *

г)

 

фиброзно-кавернозный

 

туберкулез

Задача

 2.

 

Больной

 13 

лет.

 

Страдает

 

инсулинзависимым

 

сахарным

 

диабетом.

 

Год

 

назад

 

наблюдался

 

в

 

противотуберкулезном

 

диспансере

 

по

 

поводу

 

туберкулезной

 

интоксикации.

 

Через

 

неделю

 

после

 

перенесенного

 

гриппа

 

вновь

 

появились

 

лихорадка

 

до

 39,5 

С,

 

сильный

 

озноб.

 

В

 

течение

 5 

дней

 

наблюдался

 

участковым

 

терапевтом

 

амбулаторно

 

с

 

диагнозом:

 

ОРВИ.

 

Состояние

 

прогрессивно

 

ухудшалось,

 

госпитализирован

 

в

 

инфекционную

 

больницу.

 

При

 

обследовании

 

состояние

 

тяжелое.

 

Лихорадка

 

гектическая.

 

Аускультативно

 

в

 

легких

 

ослабленное

 

дыхание.

 

Тахикардия,

 

соответствующая

 

пульсу.

 

Рентгенологически

 

диффузная

 

«размытость»

 

легочного

 

рисунка.

 

Был

 

установлен

 

диагноз

 

токсического

 

течения

 

ОРВИ,

 

назначены

 

антибиотики

 

широкого

 

спектра

 

действия

 

пенициллинового

 

ряда,

 

симптоматическое

 

лечение.

 

Несмотря

 

на

 

проводимые

 

мероприятия

 

73

состояние

 

ухудшалось,

 

на

 15 

сутки

 

заболевания

 

появились

 

признаки

 

дыхательной

 

недостаточности.

 

Произведена

 

смена

 

антибиотиков

 

на

 

цефалоспорины.

 

Эффекта

 

от

 

лечения

 

не

 

наблюдалось.

 

Больной

 

стал

 

заторможен,

 

спутанность

 

сознания,

 

появилась

 

рвота,

 

не

 

связанная

 

с

 

приемом

 

пищи,

 

ригидность

 

затылочных

 

мышц,

 

положительные

 

симптомы

 

Кернига

 

и

 

Брудзинского.

 

Сделана

 

повторная

 

рентгенография

 

органов

 

грудной

 

полости:

 

по

 

всем

 

легочным

 

полям

 

выражены

 

мелкие

 

очаговые

 

тени.

Задание:

1.

Определите

 

форму

 

туберкулеза.

2.

Имелись

 

ли

 

факторы

 

риска

 

развития

 

туберкулеза

 

у

 

больного?

3.

Какие

 

диагностические

 

мероприятия

 

необходимо

 

провести

 

для

 

установления

 

диагноза?

4.

Каковы

 

причины

 

несвоевременной

 

диагностики

 

туберкулеза.

5.Рекомендуемая

 

литература

Литература

 

к

 

учебному

 

модулю

 

«Фтизиатрия».

Основная

5

:

1.

Аксёнова

 

В.А.

 

Туберкулёз

 

у

 

детей

 

и

 

подростков:

 

Учебное

 

пособие.

 

для

 

системы

 

послевузовского

 

проф.

 

образования

 

врачей

 –

М.:

 

ГЭОТАР-Медиа,

 

2007. –

272с.

2.

Александрова

 

Н.В.

 

Современные

 

модели

 

психотерапии

 

при

 

ВИЧ/СПИДе:

 

учебное

 

пособие

 

для

 

врачей

 

и

 

психологов/

 

Н.В.Александрова,

 

М.Ю.Городнова,

 

Э.Г.Эйдемиллер.

 –

СПб.:

 

Речь,

 2010. –190 

с.

3.

Аминев

 

Х.К.,

 

Кулавский

 

В.А.

 

и

 

др.

 

Туберкулез,

 

беременность

 

и

 

материнство

 

Учебное

 

пособие

 

для

 

врачей.

 –

Уфа:

 

Изд-во

 

ГБОУ

 

ВПО

 

БГМУ

 , 2011.- 20 

с.

4.

Баранов

 

А.А.

 

и

 

др.

 

Стандарты

 

ведения

 

больных.

 

Клинические

 

рекомендации.

 

М.:

 

ГЭОТАР-Медиа,

 2011. –1376 

с.

5.

Васильев

 

А.Ю.,

 

Кулюшина

 

Е.А.,

 

Серова

 

Н.С.

 

Рентгенология:

 

учебное

 

пособие

 

для

 

сист.

 

послевузовского

 

проф.

 

образования

 

врачей

 // 

Карманные

 

атласы

 

по

 

лучевой

 

диагностике

 / 

под

 

ред.

 

С.К.Терновского

 –

М.:

 

ГЭОТАР-Медиа,

 2008. –

115 

с.

6.

ВИЧ-инфекция

 

и

 

СПИД.

 

Национальное

 

руководство:

 

руководство/

 

Ассоциация

 

медицинских

 

обществ

 

по

 

качеству;

 

гл.

 

ред.

 

В.В.Покровский.

 –

М.:

 

ГЭОТАР-Медиа,

 2013. –606 

с.

5

 

Основная

 

учебная

 

литература

 

включает

 

учебные

 

издания

 

(учебники,

 

учебные

 

пособия),

 

научные

 

издания

 

(монографии),

 

национальные

 

руководства,

 

стандарты,

 

клинические

 

рекомендации

 

изданные

 

за

 

последние

  5-  10   

лет,

 

освещающие

 

содержание

   

всех

 

разделов

 

образовательной

 

программы.

74

7.

Внелёгочный

 

туберкулёз.

 

Руководство

 

для

 

врачей.

 

Под

 

редакцией

 

проф.

 

А.В.Васильева.

 –

СПб.:

 

ИКФ

 

«Фолиант»,

 2000. –561 

с.:

 

ил.

8.

Гольштейн

 

В.Д.

 

Первичный

 

туберкулез

  

у

 

взрослых.-М.:Издательство

 

БИНОМ,

 2013-112 

с.

9.

Диссеминированные

 

заболевания

 

легких

 / 

под

 

ред.

 

М.М.Ильковича.

 –

М.:

 

ГЭОТАР-Медиа,

 2011. –480 

с.

10.

Иванов

 

А.К,

 

Сологуб

 

Т.В,

 

Суханов

 

Д.С.

 

Туберкулез.

 

Особенности

 

течения,

 

возможности

 

фармакотерапии:

 

учебное

 

пособие

 

для

 

врачей

 –

СПб.,

 2009. –105 

с.

11.

Левашов

 

Ю.Н.,

 

Репин

 

Ю.М.

 

Руководство

 

по

 

лёгочному

 

и

 

внелёгочному

 

туберкулёзу

 –

СПб.:

 

ЭЛБИ-СПб.,

 2006. –

514с.

12.

Мишин

 

В.Ю.

 

Туберкулез

 

легких

 

с

 

лекарственной

 

устойчивостью

 

возбудителя:

 

учебное

 

пособие,

 

[рек.

 

УМО

 

по

 

мед.

 

и

 

фармац.

 

образованию

 

вузов

 

России

 

для

 

системы

 

послевуз.

 

проф.

 

образования

 

врача]

 –

М.:ГЭОТАР-МЕДИА,

 2009. –

201 

с.

13.

Павлунин

 

А.В.

 

и

 

соавторы.

 

Особенности

 

течения

 

первичного

 

туберкулеза

 

в

 

разных

 

возрастных

 

группах/под

 

ред.

 

А.В.

 

Павлунина.

 

Н.Новгород:Изд.

 

Нижегородской

 

гос.мед.академии,

 2014 110 

с.

 

с:ил.

14.

Павлунин

 

А.В.

 

и

 

соавторы.

 

Туберкулез

 

органов

 

дыхания

 

под

 

ред.

 

А.В.

 

Павлунина,

 

к.м.н.

 

А.С.

 

Шпыркова,

 - 

Н.Новгород:

 

Издательство

 

Нижегородской

 

гос.мед.академии,

 2012 424 

с.,

 

с:ил.

15.

Перельман

 

М.И.

 

Фтизиатрия+СD.

 

Национальное

 

руководство.

 –

М.:ГЭОТАР-

МЕДИА,

 2007. –512 

с.

16.

Пульмонология:

 

Национальное

 

руководство/

 

под

 

ред.

 

А.Г.

 

Чучалина

 – 

М.ГЭОТАР

 – 

Медиа,

 2009-960 

с.

17.

Туберкулез

 

органов

 

дыхания,

 

руководство

 

для

 

врачей/под

 

ред.Н.А.Броженко.-

 

СпецЛит,

 2012-368 

с.

 

с:ил.

 

18.

Туберкулез

 

и

 

ВИЧ-инфекция

 

у

 

взрослых,

 

руководство/В.Н.Зимина

 

и

 

соавт.

 

М.:

 

ГЭОТАР

 – 

Медиа,

 2014, 224 

с.

 

с:ил.

Дополнительная

6

:

1.

Аминев

 

Х.К.,

 

Гарифуллин

 

З.Р.

 

Организация

 

и

 

тактика

 

хирургического

 

лечения

 

больных

 

туберкулезом

 

с

 

полирезистентностью

 

и

 

множественной

 

лекарственной

 

устойчивостью

 

возбудителя:

 

методические

 

рекомендации

 

для

 

врачей

 –

Уфа:

 

Изд-во

 

Штайм,

 2005. – 16 

с.

2.

Ганцев

 

Ш.Х.

 

Руководство

 

к

 

практическим

 

занятиям

 

по

 

онкологии.

 

Учебное

 

пособие.

 

М.:

 

МИА,

 2007-416 

с.

3.

Жарков

 

П.Л.

 

Рентгенологические

 

критерии

 

затихания

 

и

 

полной

 

ликвидации

 

костно-суставного

 

туберкулезного

 

воспаления:

 

научное

 

издание

 –

М.:

 

Видар,

 

2007 –103 

с.

75

4.

Нечаев

 

В.В.

 

и

 

др.

 

Социально-значимые

 

инфекции.

 

Монография

 

в

 

2-х

 

часиях./

 

Ч.1

 

Нечаев

 

В.В.,

 

Иванов

 

А.К.,

 

Пантелеев

 

А.М./

 

М-во

 

здравоохранения

 

и

 

социал.развития

 

Рос.

 

Федерации,

 

Гос.

 

Образоват.

 

Учреждение

 

высш.проф.образования

 

С.-Петерб.гос.мед.акад.им.

 

И.И.

 

Мечникова.

 – 

Санкт-

Петербург:

 

ООО

 

«Береста»,

 2011.- 440 

с.

5.

Саркоидоз:

 

Монография

 

под

 

редакцией

 

Визеля

 

А.А.

 ( 

серия

 

монографий

 

российского

 

респираторного

 

общества:

 

гл.редактор

 

серии

 

А.Г.

 

Чучалин)

 – 

М.:

 

издательство

 

Холдинг

 

«Атмосфера»,

 2010 – 416 

с.,

 

ил.

6.

Респираторная

 

медицина.

 

«Текст»:

 

уч.

 

пособие

 

для

 

системы

 

послевузовского

 

профессионального

 

образования

 

врачей.

 / 

под

 

ред.

 

А.Г.

 

Чучалина/

 

М.:

 

ГЭОТАР-Медиа

 2007.814 

с.

7.

Трахтенберг

 

А.Х.,

 

Чиссов

 

В.И.

 

Рак

 

легкого:

 

атлас.

 –

М.:

 

ГЭОТАР-Медиа,

 2008. 

–632 

с.

8.

Хокканен

 

В.М.

 – 

Туберкулез

 

глаз:

 

этиология,

 

патогенез,

 

клиническая

 

картина.

 

Уч.пособие.

 

Издательство

 

СПбМАПО,

 

2010.-24с.

9.

Чернеховская

 

Н.Е.,

 

Коржева

 

И.Ю.,

 

Андреев

 

В.Г.,

 

Поваляев

 

А.В.

 

Легочные

 

кровотечения.

 –

М.:

 

МЕДпресс-информ,

 2011. –

128с.

10.

Чужов

 

А.Л.,

 

Беллендир

 

Э.Н.

 

Туберкулез

 

и

 

другие

 

микобактериальные

 

инфекции

 

кожи

 

(патогенез,

 

диагностика,

 

лечение)/

 

Под

 

ред.

 

чл.-корр.

 

Проф.

 

Ю.Н.

 

Левашева

 

СПб.:

 

ЭЛБИ-СПб,

 2007 – 128 

с.,

 

илл.

Нормативные

 

документы.

1.

Федеральный

 

закон

 

от

 21.11.11 

г.

 

№323

 

«Об

 

основах

 

охраны

 

здоровья

 

граждан

 

Российской

 

Федерации»

 

с

 20, 47, 54.

2.

Федеральный

 

закон

 

«О

 

предупреждении

 

распространения

 

туберкулеза

 

в

 

РФ»

 

от

 08.06.2001 

 

77-ФЗ

 

 

изменениями

 

от

 21.08.2004 

г.)

3.  

Приказ

 

МЗ

 

РФ

 

от

 15.11.2012 

г.

 

 

932-н

 

«Об

 

утверждении

 

порядка

 

оказания

 

медицинской

 

помощи

 

больным

 

туберкулезом»

4.  

Приказ

 

МЗ

 

РФ

 

от

 21.03.2003 

г.

 

№109.

 

Приложение

 

№4.

5.  

Приказ

 

МЗ

 

РФ

 

от

 29.10.2009 

г.

 

№855.

 

Объявлено

 

Приложение

 

№2

 

к

 

Инструкции

 

по

 

применению

 

туберкулиновых

 

проб

 

(приложение

 

№4

 

к

 

приказу

 

МЗ

 

РФ

 

от

 21.03.2003 

№109)

6.

Приказ

 

 951 

от

 29.12.2014 

г.

 

«Об

 

утверждении

 

методических

 

рекомендаций

 

по

 

совершенствованию

 

диагностики

 

и

 

лечения

 

туберкулеза

 

органов

 

дыхания».

7.

Приказ

 

МЗ

 

РФ

 

от

 29.10.2009 

г.

 

№855.

 

Объявлено

 

Приложение

 

№2

 

к

 

Инструкции

 

по

 

применению

 

туберкулиновых

 

проб

 

(приложение

 

№4

 

к

 

приказу

 

МЗ

 

РФ

 

от

 21.03.2003 

№109)

76

8.

Приказ

 

Минздрава

 

России

 

от

 8 

октября

 2015 

№707н

 

«Об

 

утверждении

 

Квалификационных

 

требований

 

к

 

медицинским

 

и

 

фармацевтическим

 

работникам

 

с

 

высшим

 

образованием

 

по

 

направлению

 

подготовки

 

«Здравоохранение

 

и

 

медицинские

 

науки»

9.

Приказ

 

Министерства

 

труда

 

и

 

социальной

 

защиты

 

РФ

 

от

 31 

октября

 

2018г.

 

№684н

 

«Об

 

утверждении

 

профессионального

 

стандарта

 

«Врач-фтизиатр»

10.

Приказ

 

Минздрава

 

России

 

от

 13.03.2019 

N124н

 

“Об

 

утверждении

 

порядка

 

проведения

 

профилактического

 

медицинского

 

осмотра

 

и

 

диспансеризации

 

определенных

 

групп

 

взрослого

 

населения”

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

 

1.1.

 

Цели и задачи освоения дисциплины 

1.1.1.

 

Целями  освоения  дисциплины  «Фтизиатрия»  являются  формирование  знаний 

умений и навыков по выявлению, диагностике легочного и внелегочного туберкулеза 
и проведения профилактических противотуберкулезных мероприятий

 

 

1.1.2.

 

Задачи  дисциплины:  развитие  практических  навыков  по  выявлению  и 

диагностике туберкулеза; обучение приёмам  дифференциальной диагностики туберкулеза с 
другими  заболеваниями;  выработка  умений  осуществлять  противоэпидемические 
мероприятия в отношении туберкулезной инфекции. 

 

1.2.

 

Место дисциплины  в структуре ООП ВО 

1.2.1.

 

Дисциплина относится к вариативной части. 

 
1.2.2.

 

Для  изучения  дисциплины  необходимы  знания,  умения  и  навыки, 

формируемые  предшествующими  дисциплинами/практиками:  при  обучении  по 
основной  образовательной  программе  высшего  образования  по  специальности 
«Лечебное дело», «Педиатрия». 

 

1.2.3.

 

Изучение дисциплины необходимо для получения знаний, умений и навыков, 

формируемых последующими дисциплинами/практиками: практики, государственная 
итоговая аттестация, профессиональная деятельность. 
 
В  основе  преподавания  данной  дисциплины

 

 

 

  лежат  следующие  виды 

профессиональной деятельности:  

1. профилактическая  
2. диагностическая 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.3.

 

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

 

 

№п/п 

Компетенции 

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны 

Код 

вид 
деятельн
ости 

Содержание компетенции 

Знать 

Уметь 

Владеть 

Оценочные средства 

ПК-2 / 
профила
ктическа
я 
 

готовность  к  проведению  профилактических 
медицинских 

осмотров, 

диспансеризации 

и 

осуществлению  диспансерного  наблюдения  за 
здоровыми и хроническими больными

 

этиологию 

и 

патогенез 
туберкулеза; 
эпидемиологи
ю  туберкулеза, 
методы 
выявления 

и  

профилактики 
туберкулеза; 
порядок 
организации 
массовых 
профилактичес
ких  осмотров 
населения 

на 

туберкулез 

выделять 
медицинские  и 
социальные 
группы  риска 
по туберкулезу; 
организовать 
профилактичес
кие 
медицинские 
осмотры 

на 

туберкулез 
среди 
населения;  
проводить 
профилактичес
кие 
мероприятия 
по  туберкулезу 
среди 
населения 

навыками 
оценки 

и 

интерпретаци
и  результатов 
иммунодиагн
остики 

Текущий контроль: 

Тестовые задания 

Тема 1 № 3-7, 9-25 

Тема 6 № 11-20 

 

Деловая игра 

«Работа в очагах 

туберкулезной 

инфекции, 

санитарно-

просветительская 

работа с пациентами 

и их 

родственниками» 

Промежуточная 

аттестация: 

Контрольные 

вопросы № 1-6 

ПК-3 / 
профила
ктическа
я 

готовность к проведению противоэпидемических 
мероприятий

,  организации  защиты  населения  в 

очагах  особо  опасных  инфекций,  при  ухудшении 
радиационной  обстановки,  стихийных  бедствиях  и 
иных чрезвычайных ситуациях 
 

пути 
распространен
ия 
туберкулезной 
инфекции, 
методы 
неспецифическ

организовать 
противоэпидем
ические 
мероприятия  в 
медицинском 
учреждении 
при  выявлении 

навыками 
противоэпиде
мических 
мероприятий 
в 

очаге 

туберкулезно
й  инфекции; 

Текущий контроль: 

Тестовые задания 

Тема 1 № 1,2,8 

Тема 6 № 1-10 

Ситуационные 

задачи 19-30 

 

 

ой 
медицинской 
профилактики 
туберкулеза 

туберкулеза  у 
пациента 

навыками 
санпросветра
боты  в  очаге 
туберкулезно
й инфекции 

Промежуточная 

аттестация: 

Контрольные 

вопросы № 7-8 

ПК-5 / 
диагност
ическая 

готовность 

к 

определению 

у 

пациентов 

патологических 

состояний, 

симптомов, 

синдромов  заболеваний,  нозологических  форм  в 
соответствии  с Международной  статистической 
классификацией  болезней  и  проблем,  связанных 
со здоровьем 

 

методы 
диагностики 
туберкулеза;

 

клинические 
проявления 
туберкулеза 
легочных 

и 

внелегочных 
локализаций; 
особенности 
течения 
туберкулеза  на 
фоне 
различных 
заболеваний/со
стояний 

поставить    
предварительн
ый          
диагноз 
туберкулеза; 
синтезировать          
информацию  о   
пациенте      с   
целью 
установления 
диагноза 
туберкулеза; 
проводить 
дифференциаль
ную 
диагностику 
туберкулеза  с 
другими 
заболеваниями 

алгоритмом      
диагностики 
туберкулеза; 
навыками 
интерпретаци
и 

клинико-

рентгенологи
ческих, 
лабораторных 
и 
инструментал
ьных  методов 
обследования 
для 
диагностики и 
дифференциа
льной 
диагностики 
туберкулеза; 
навыками 
проведения 
дифференциа
льной 
диагностики 
туберкулеза  с 
другими 
заболеваниям
и 

Текущий контроль: 

Тестовые задания 

Тема 2 № 1-22 
Тема 3 № 1-18 
Тема 4 № 1-10 
Тема 5 № 1-14 

Ситуационные 

задачи 1-18 

Промежуточная 

аттестация: 

Контрольные 

вопросы № 9-33 

 

1.4.

 

Объем учебной дисциплины  и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы 

Трудоемкость всего 

Семестры 

в  зачетных 
единицах 
(ЗЕ) 

в  академи-
ческих 
часах (ч) 

 

 

Трудоемкость  по 
курсам (ч) 
 

 

Аудиторная работа

, в том числе: 

36 

 

36 

     Лекции (Л) 

0,16 

 

     Лабораторные практикумы (ЛП) 

 

 

 

 

     Практические занятия (ПЗ) 

0,83 

30 

 

30 

    Клинические практические занятия (КПЗ) 

 

 

 

 

     Семинары (С) 

 

 

 

 

Самостоятельная  работа  студента

  (СРС),  в 

том числе НИРС 

108 

 

108 

Промежуточная аттестация: 

зачет (З) 

 

 

 

 

экзамен (Э)   

 

 

 

Экзамен / зачёт

  

 

 

 

 

ИТОГО 

144 

 

144 

 

2.

 

Структура и содержание дисциплины 

 

Общая трудоемкость модуля дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 ч. 

 
2.1.

 

Учебно-тематический план дисциплины 

 

№ 
п/п 

Наименование разделов и тем 

С

ем

ес

тр

 

В

се

го ч

ас

ов

 

Виды учебной работы 

СРС 

Аудиторные часы 

Л 

ЛП 

ПЗ 

КПЗ 

С 

 

Раздел 1. Фтизиатрия 

3   

 

 

 

 

 

 

Тема 

1. 

Теоретические 

основы 

фтизиатрии 

3  12 

 

 

 

Тема  2. 

  Методы  диагностики 

туберкулеза 

3  18 

 

 

 

12 

Тема  3. Туберкулез органов дыхания 

3  36 

 

 

 

30 

Тема  4.  Туберкулез  внеторакальных 
локализаций 

3  36 

 

 

 

30 

Тема  5.  Туберкулез  в  сочетании  с 
другими заболеваниями и состояниями 

3  26 

 

 

 

20 

Тема 

6. 

Организация 

противотуберкулезной 

помощи 

населению. 

3  16 

 

 

 

10 

 

Экзамен / зачёт 

3  зач

 

 

 

 

 

 

 

№ 
п/п 

Наименование разделов и тем 

С

ем

ес

тр

 

В

се

го ч

ас

ов

 

Виды учебной работы 

СРС 

Аудиторные часы 

Л 

ЛП 

ПЗ 

КПЗ 

С 

ет 

 

Всего  

3   

 

30 

 

 

108 

 

2.2.

 

Лекционные (теоретические) занятия 

 

№ 

п/п 

Наименование 

раздела, 

тем 

дисциплины 

Содержание  лекционных 

занятий 

Кол-
во 
часов 

С

ем

ес

тр

 

Компетенция, 

формируемая по 

теме занятия 

(содержание 
полностью с 

выделением части)

 

Результат обучения 

ФОС, 

подтверждающий 

освоение 

компетенции 

Раздел 1. 
Фтизиатрия

 

х 

 

 

х 

х 

х 

1.1  Тема 1. 

Теоретические 

основы фтизиатрии 

Эпидобстановка по 
туберкулезу. Факторы, 
способствующие 
развитию туберкулеза. 
Медицинские и 
социальные группы риска 
по туберкулезу. 
Современные 
представления о 
патогенезе туберкулеза. 
Звенья эпидемического 
процесса.  
Клинические, 
лабораторные, 
иммунологические, 
рентгенологические и 
морфологические методы 
диагностики туберкулеза. 
Достоверные признаки 
туберкулеза.  

 1 

ПК-2 готовность к 
проведению 
профилактически
х медицинских 
осмотров, 

диспансеризации и 
осуществлению 
диспансерного 
наблюдения за 
здоровыми и 
хроническими 
больными

  

 

Знать:

  этиологию  и 

патогенез  туберкулеза; 
эпидемиологию 
туберкулеза,  

Уметь:

 

выделять 

медицинские 

и 

социальные 

группы 

риска по туберкулезу 

Тестовые задания 
тема 1 № 3-7, 9-25 
 

 

ПК-3 готовность к 
проведению 
противоэпидемиче
ских 
мероприятий

организации 
защиты населения 
в очагах особо 
опасных инфекций, 
при ухудшении 
радиационной 

Знать:

 пути 

распространения 
туберкулезной инфекции 

 

Тестовые задания 
тема 1 № 1,2,8 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..