Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 4

 

 

4

Дополнительная

 

профессиональная

 

программа

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»:

 

 

является

 

учебно-методическим

 

нормативным

 

документом,

 

регламентирующим

 

содержание

 

и

 

организационно-методические

 

формы

 

дополнительного

 

профессионального

 

образования.

При

 

разработке

 

дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»,

 

в

 

основу

 

положены:

Федеральный

 

закон

 

от

 29 

декабря

 

2012г.

 N 

273-ФЗ

 

"Об

 

образовании

 

в

 

Российской

 

Федерации".

Приказ

 

Министерства

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

 

от

  1 

июля

  2013 

г.

  N  499 

"Об

 

утверждении

 

Порядка

 

организации

 

и

 

осуществления

 

образовательной

 

деятельности

 

по

 

дополнительным

 

профессиональным

 

программам".

Приказ

 

Министерства

 

здравоохранения

 

Российской

 

Федерации

 

от

 3 

августа

 2012 

г.

 

66н

 

"Об

 

утверждении

 

Порядка

 

и

 

сроков

 

совершенствования

 

медицинскими

 

работниками

 

и

 

фармацевтическими

 

работниками

 

профессиональных

 

знаний

 

и

 

навыков

 

путем

 

обучения

 

по

 

дополнительным

 

профессиональным

 

образовательным

 

программам

 

в

 

образовательных

 

и

 

научных

 

организациях".

Приказ

 

Минздрава

 

России

 

от

  8 

октября

  2015 

№707н

 

«Об

 

утверждении

 

Квалификационных

 

требований

 

к

 

медицинским

 

и

 

фармацевтическим

 

работникам

 

с

 

высшим

 

образованием

 

по

 

направлению

 

подготовки

 

«Здравоохранение

 

и

 

медицинские

 

науки»

Приказ

 

Министерства

 

труда

 

и

 

социальной

 

защиты

 

РФ

 

от

 31 

октября

 

2018г.

 

№684н

 

«Об

 

утверждении

 

профессионального

 

стандарта

 

«Врач-фтизиатр»

Дополнительная

 

профессиональная

 

программа

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»:,

 

протокол

 

 66 

от

 «28» 

июня

 2019 

г.,

 

Заведующий

 

кафедрой

 

д.м.н.,

 

профессор

 

__________подпись

  

Х.К.

 

Аминев

 

Дополнительная

 

профессиональная

 

программа

  

утверждена

 

Ученым

 

Советом

 

ИДПО

 

«БГМУ»

 

протокол

 

 _____ 

от

 «_____» 

___________201__г.,

  

председатель,

 

д.м.н.

 

профессор

 ________________________ 

В.В.

 

Викторов

Разработчики:

  

Д.м.н.,

 

профессор

                      ___________________              

Р.К.

 

Ягафарова

                                                     

(подпись)

Зав.

 

кафедрой

 

фтизиатрии

 

с

 

курсом

 

ИДПО

 

___________________

(подпись)

Х.К.

 

Аминев

Доцент,

 

к.м.н.

 

___________________

(подпись)

И.Н.

 

Аталипова

5

ОПИСЬ

 

КОМПЛЕКТА

 

ДОКУМЕНТОВ

по

 

Дополнительной

 

профессиональной

 

программе

 

повышения

 

квалификации

 

врачей

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

 

 

п/п

Наименование

 

документа

1

Титульный

 

лист

1.1

Оборот

 

титульного

 

листа

 

2

Лист

 

согласования

 

программы

3

Лист

 

дополнений

 

и

 

изменений

 

дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

  

врачей

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

  

4

Состав

 

рабочей

 

группы

 

Дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»

  

5

Пояснительная

 

записка

6

Цель

 

Дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»

  

7

Общие

 

положения

8

Требования

 

к

 

итоговой

 

аттестации

 

9

Планируемые

 

результаты

 

обучения

 

9.1

Характеристика

 

новой

 

квалификации

 

и

 

связанных

 

с

 

ней

 

видов

 

профессиональной

 

деятельности,

 

трудовых

 

функций

 

и

 

(или)

 

уровней

 

квалификации

9.2

Квалификационные

 

требования

9.3

Характеристика

 

профессиональных

 

компетенций

 

врача

 

фтизиатра,

 

подлежащих

 

совершенствованию

 

в

 

результате

 

освоения

 

дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

     

врачей

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

9.4

Характеристика

 

новых

 

профессиональных

 

компетенций

 

врача

 

фтизиатра,

 

формирующихся

 

в

 

результате

 

освоения

 

Дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»

10

Учебный

 

план

 

дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

  

врачей

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

11

Календарный

 

учебный

 

график

12

Формы

 

аттестации

12.1

Формы

 

промежуточной

 

аттестации

12.2

Формы

 

итоговой

 

аттестации

 

13

Рабочие

 

программы

 

учебных

 

модулей

14

Организационно-педагогические

 

условия

 

реализации

 

программы

14.1

Законодательные

 

и

 

нормативно-правовые

 

документы

 

в

 

соответствии

 

с

 

профилем

 

специальности

14.2

Учебно-методическое

 

и

 

информационное

 

обеспечение

14.2.1

Учебно-наглядные

 

пособия

14.2.2

Перечень

 

учебных

 

учебно-методических

 

материалов,

 

изданных

 

сотрудниками

 

кафедры

14.3

Программное

 

обеспечение

 

и

 

Интернет-ресурсы

14.3.1

Программное

 

обеспечение

14.3.2

Интерактивные

 

средства

 

обучения

6

14.3.3

Интернет-ресурсы

14.4

Материально-техническое

 

обеспечение

14.5

Материально-технические

 

базы,

 

обеспечивающие

 

организацию

 

всех

 

видов

 

дисциплинарной

 

подготовки

14.5.1

Перечень

 

тематических

 

учебных

 

комнат

 

и

 

лабораторий

14.5.2

Учебные

 

помещения

14.5.2.1

Учебные

 

кабинеты

14.5.2.2

Клинические

 

помещения

15

Реализация

 

программы

 

в

 

форме

 

стажировки

16

Приложения

16.1

Кадровое

 

обеспечение

 

образовательного

 

процесса

16.2

Основные

 

сведения

 

о

 

программе

 

7

2. 

ЛИСТ

 

СОГЛАСОВАНИЯ

Дополнительная

 

профессиональная

 

программа

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»

(срок

 

освоения

 144 

академических

 

часа)

СОГЛАСОВАНО:

Проректор

  

по

 

лечебной

  

работе:

_________

__________

В.В.Викторов

(дата)

(подпись)

(ФИО)

Директор

 

института

 

последипломного

 

образования

_________

____________

В.В.

 

Викторов

(дата)

(подпись)

(ФИО)

Заместитель

 

директора

 

института

 

последипломного

 

образования

 

по

 

учебно-

методической

 

работе:

 

_________

____________

О.С.

 

Целоусова

(дата)

(подпись)

(ФИО)

Заведующий

 

кафедрой:

_________

____________

Х.К.

 

Аминев

(дата)

(подпись)

(ФИО)

8

3. 

ЛИСТ

 

ДОПОЛНЕНИЙ

 

И

 

ИЗМЕНЕНИЙ

в

 

Дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»

Дата

Код

Изменения

 

в

 

содержании

Подпись

 

заведующего

 

кафедрой

 

(протокол

 

№,

 

дата)

9

4. 

СОСТАВ

 

РАБОЧЕЙ

 

ГРУППЫ

 

по

 

разработке

 

Дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»

 

пп.

Фамилия,

 

имя,

 

отчество

Ученая

 

степень,

 

звание

Занимаемая

 

должность

Место

 

работы

1.

Аминев

 

Ханиф

 

Киямович

Д.м.н.,

 

профессор

Заведующий

 

кафедрой

 

Фтизиатрии

 

с

 

курсом

 

ИДПО

ФГБОУ

 

ВО

 

БГМУ

 

МЗ

 

РФ

2.

Аталипова

 

Ирина

 

Нурыевна

К.м.н.,

 

доцент

Доцент

 

кафедры

 

Фтизиатрии

 

с

 

курсом

 

ИДПО

ФГБОУ

 

ВО

 

БГМУ

 

МЗ

 

РФ

3.

Ягафарова

 

Роза

 

Каюмовна

Д.м.н.

Профессор

 

кафедры

 

Фтизиатрии

 

с

 

курсом

 

ИДПО

ФГБОУ

 

ВО

 

БГМУ

 

МЗ

 

РФ

10

5. 

Пояснительная

 

записка

Современная

 

эпидемиологическая

 

ситуация

 

по

 

туберкулезу

 

с

 

явной

 

тенденцией

 

к

 

стабилизации

 

показателей

 

распространенности

 

туберкулезной

 

инфекции

 

свидетельствует

 

о

 

необходимости

 

расширения

 

и

 

совершенствования

 

последипломного

 

обучения

 

по

 

фтизиатрии

 

и

 

подготовки

 

врачей-фтизиатров.

 

В

 

соответствии

 

с

 

положениями

  1 

и

  4 

статьи

  76 

Федерального

 

закона

 

«Об

 

образовании

 

в

 

Российской

 

Федерации»

 

ФЗ-273

 

от

 

29.12.2012г.,заключается

 

в

 

удовлетворении

 

образовательных

 

и

 

профессиональных

 

потребностей,

 

профессионального

 

развития

 

человека

 

обеспечении

 

соответствия

 

его

 

квалификации

 

меняющимся

 

условиям

 

профессиональной

 

деятельности

 

и

 

социальной

 

среды,

 

реализации

 

«Глобальных

 

целей

 

и

 

стратегии

 

ВОЗ

 

по

 

борьбе

 

с

 

туберкулезом».

Подготовка

 

кадров

 

по

 

фтизиатрии

 

соответствует

 

ФЗ

 

РФ

 

от

 18 

июня

 

2001г.

   

 

77-ФЗ

 

«О

 

предупреждении

 

распространения

 

туберкулеза

 

в

 

Российской

 

Федерации»

  

6. 

ЦЕЛЬ

Дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»

 

состоит

 

в

 

совершенствовании

 

и

 

получении

 

новых

 

компетенций,

 

необходимых

 

для

 

профессиональной

 

деятельности

   

и

 

повышения

 

профессионального

 

уровня

 

в

 

рамках

 

имеющейся

 

квалификации.

7. 

ОБЩИЕ

 

ПОЛОЖЕНИЯ

Цель

 

и

 

задачи

 

дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»

 

(далее

 – 

программа).

Цель

 

дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»»

 

состоит

 

в

 

повышении

 

уровня

 

теоретических

 

знаний

 

по

 

фтизиатрии,

 

практических

 

навыков

 

и

 

профессионального

 

11

мастерства

 

по

 

всем

 

разделам

 

дисциплины

 

в

 

соответствии

 

с

 

профессиональным

 

стандартом

 

«Врач-фтизиатр»

 

 

Задачи:

 

 

1. 

Углубленное

 

изучение

 

теоретических

 

основ

 

фтизиатрии.

 

2

Изучение

 

эпидемиологии,

 

статистики,

 

организации

 

противотуберкулезной

 

помощи

 

населению

3. 

Изучение

 

правовых

 

и

 

нормативных

 

документов

   

по

 

организации

 

противотуберкулезной

 

работы.

4. 

Изучение

 

клинических

 

форм

 

легочного

 

и

 

внелегочного

 

туберкулеза.

5. 

Овладение

 

новыми

 

методами

 

лечения

 

и

 

профилактики

 

туберкулеза.

 

6. 

Овладение

 

методами

 

раннего

 

выявления

 

и

 

профилактики

 

туберкулеза

 

у

 

детей

 

и

 

подростков.

7. 

Овладение

 

методами

 

профилактики

 

туберкулеза.

Категории

 

обучающихся:

 

врач-фтизиатр

 

участковый,

 

врач-фтизиатр,

 

руководитель

 

структурного

 

подразделения

 – 

врач-фтизиатр.

12

Актуальность

 

программы

 

и

 

сфера

 

применения

 

обучающимися

 

полученных

 

компетенций

 

(профессиональных

 

компетенций).

 

Подготовка

 

врачей

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

 

проводится

 

в

 

соответствии

 

с

 

Федеральным

 

законом

 

от

 21.11.11 

г.

 

№323

 

«Об

 

основах

 

охраны

 

здоровья

 

граждан

 

РФ»,

 

Федеральным

 

законом

 

«О

 

предупреждении

 

распространения

 

туберкулеза

 

в

 

РФ»

 

от

 08.06.2001 

г.

 

№77-ФЗ

 

 

изменениями

 

от

 21.08.2004 

г.),

 

приказом

 

МЗ

 

РФ

 

от

 15.11.2012 

г.

 

№932-н

 

«Об

 

утверждении

 

порядка

 

оказания

 

медицинской

 

помощи

 

больным

 

туберкулезом».

Трудоемкость

 

освоения

 

программы

  144 

академических

 

часа.

 

Форма

 

обучения,

 

режим

 

и

 

продолжительность

 

занятий

Режим

 

и

 

продолжительность

 

занятий

 

График

 

обучения

 

Форма

 

обучения

 

Ауд.

 

часов

 

Дни

 

Общая

 

продолжительност
ь

 

программы

 

(дней,

 

недель)

 

Очная

 

 

отрывом

 

от

 

работы)

 

108

18

18/(3/4) 

Заочная

 

36 

6/(1/4) 

Итого

 

144

24

24/4 

8. 

ТРЕБОВАНИЯ

 

К

 

ИТОГОВОЙ

 

АТТЕСТАЦИИ

1.

Итоговая

 

аттестация

 

по

 

дополнительной

 

профессиональной

 

программе

 

повышения

 

квалификации

 

врачей

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

 

проводится

 

в

 

форме

 

экзамена

 

и

 

должна

 

выявлять

 

теоретическую

 

и

 

практическую

 

подготовку

 

врача

 

фтизиатра

 

в

 

соответствии

 

с

 

квалификационными

 

требованиями,

 

профессиональными

 

стандартами

 

и

 

требованиями

 

соответствующих

 

федеральных

 

государственных

 

образовательных

 

стандартов

 

высшего

 

образования

 

к

 

результатам

 

освоения

 

образовательной

 

программы.

2.

Обучающийся

 

допускается

 

к

 

итоговой

 

аттестации

 

после

 

изучения

 

13

дисциплин

 

в

 

объеме,

 

предусмотренном

 

учебным

 

планом

 

Дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   «

Фтизиатрия

».

3.

Лица,

 

освоившие

 

дополнительную

 

профессиональную

 

программу

 

повышения

 

квалификации

 

врачей

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

 

и

 

успешно

 

прошедшие

 

итоговую

 

аттестацию,

 

получают

 

документ

 

установленного

 

образца

 

о

 

дополнительном

 

профессиональном

 

образовании

 

-  

удостоверение

 

о

 

повышении

 

квалификации.

Документ,

 

выдаваемый

 

после

 

завершения

 

обучения:

 

лицам,

 

успешно

 

освоившим

 

соответствующую

 

дополнительную

 

профессиональную

 

программу

 

повышения

 

квалификации

 

и

 

прошедшим

 

итоговую

 

аттестацию,

 

выдается

 

удостоверение

 

о

 

повышении

 

квалификации.

14

9. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

ОБУЧЕНИЯ

врачей,

 

успешно

 

освоивших

 

дополнительную

 

профессиональную

 

программу

 

повышения

 

квалификации

 

врачей

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

9.1. 

Характеристика

 

новой

 

квалификации

 

и

 

связанных

 

с

 

ней

 

видов

 

профессиональной

 

деятельности,

 

трудовых

 

функций

 

и

 

(или)

 

уровней

 

квалификации

.

 

Специалист

 

фтизиатр

 — 

это

 

врач

 

с

 

высшим

 

медицинским

 

образованием

 

по

 

специальности

 

«лечебное

 

дело»

 

или

 

«педиатрия»,

 

прошедший

 

интернатуру

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»,

 

владеющий

 

теоретическими

 

и

 

практическими

 

навыками

 

по

 

этой

 

и

 

смежным

 

с

 

ней

 

специальностям

 

и

 

получивший

 

итоговый

 

документ.

Врач-фтизиатр

 

после

 

получения

 

итогового

 

документа

 

о

 

постдипломном

 

профессиональном

 

образовании

 

имеет

 

юридическое

 

право

 

самостоятельно

 

оказывать

 

специализированную

 

фтизиатрическую

 

помощь.

Врач-фтизиатр

 

оказывает

 

помощь

 

индивидуально

 

или

 

совместно

 

с

 

другими

 

врачами

 

в

 

государственных

 

медицинских

 

учреждениях

 

 

противотуберкулезных

 

кабинетах,

 

диспансерах,

 

больницах,

 

санаториях,

 

детских

 

садах

 

санаторного

 

типа.)

Обязательный

 

минимум

 

квалификационных

 

требований

 

для

 

любой

 

врачебной

 

специальности

 

клинического

 

профиля

Специалист

 

врач-фтизиатр

 

на

 

основе

 

знаний,

 

полученных

 

при

 

изучении

 

дисциплин,

 

предусмотренных

 

в

 

программе

 

обучения

 

должен

 

уметь

 

следующее.

Получать

 

информацию

 

о

 

заболевании,

 

проводить

 

обследование,

 

выявлять

 

общие

 

и

 

специфические

 

признаки

 

заболевания

Оценивать

 

тяжесть

 

состояния

 

больного,

 

применять

 

необходимые

 

меры

 

для

 

выведения

 

больных

 

из

 

этого

 

состояния,

 

определить

 

объем

 

и

 

последовательность

 

лечебных

 

мероприятий;

 

проводить

 

неотложные

 

и

 

реанимационные

 

мероприятия.

Определять

 

необходимость

 

специфических

 

методов

 

исследования

 

(лабораторных,

 

рентгенологических,

 

лучевых,

 

функциональных)

Определять

 

показания

 

к

 

госпитализации

 

и

 

организовать

 

её.

15

Определять

 

план

 

и

 

тактику

 

ведения

 

больных

 

туберкулезом,

 

назначать

 

необходимые

 

лекарственные

 

средства

 

и

 

другие

 

лечебные

 

мероприятия.

Организовать

 

консультацию

 

больного

 

другими

 

специалистами,

 

осуществлять

 

консультацию

 

больных

 

с

 

подозрением

 

на

 

туберкулез.

Осуществлять

 

раннее

 

выявление

 

и

 

диагностику

 

других

 

инфекционных

 

заболеваний;

Проводить

 

необходимые

 

противоэпидемические

 

мероприятия;

Определять

 

нетрудоспособность

 

больного:

 

временную,

 

стойкую;

 

направлять

 

на

 

экспертизу

 

по

 

временной

 

или

 

стойкой

 

нетрудоспособности;

Осуществлять

 

мероприятия

 

по

 

реабилитации

 

больных.

  

9.2.  

Квалификационные

  

требования

 

Повышение

 

квалификации

 

и

 

профессиональная

 

переподготовка

 

работников

 

организуются

 

в

 

соответствии

 

с

 

квалификационными

 

требованиями,

 

утвержденными

 

приказом

 

Министерства

 

здравоохранения

 

и

 

социального

 

развития

 

Российской

 

Федерации

 

от

 7 

июля

 2009 

г.

 N 

415н

 

"Об

 

утверждении

 

Квалификационных

 

требований

 

к

 

специалистам

 

с

 

высшим

 

и

 

послевузовским

 

медицинским

 

и

 

фармацевтическим

 

образованием

 

в

 

сфере

 

здравоохранения"

 

(зарегистрирован

 

Минюстом

 

России

  9 

июля

  2009 

г.,

 

регистрационный

  N 

14292), 

с

 

изменениями,

 

внесенными

 

приказом

 

Минздравсоцразвития

 

России

 

от

 26 

декабря

 2011 

г.

 N 

1644н

 

(зарегистрирован

 

Минюстом

 

России

 18 

апреля

 

2012 

г.,

 

регистрационный

  N23879), 

квалификационными

 

характеристиками,

 

предусмотренными

 

Единым

 

квалификационным

 

справочником

 

должностей

 

руководителей,

 

специалистов

 

и

 

служащих,

 

утвержденным

 

приказом

 

Министерства

 

здравоохранения

 

и

 

социального

 

развития

 

Российской

 

Федерации

 

от

 23 

июля

 2010 

г.

 N 

541н

 

(зарегистрирован

 

Минюстом

 

России

 25 

августа

 2010 

г.,

 

регистрационный

 N 18247).

16

Приложение

 

к

 

приказу

 

МЗ

 

и

 

социального

 

развития

 

РФ

От

 23.07.2010 

г.

 

 

541н

Врач-фтизиатр

 

Должностные

 

обязанности

Выполняет

 

перечень

 

работ

 

и

 

услуг

 

для

 

диагностики

 

заболевания,

 

оценки

 

состояния

 

больного

 

и

 

клинической

 

ситуации

 

в

 

соответствии

 

со

 

стандартом

 

медицинской

 

помощи.

 

Проводит

 

экспертизу

 

временной

 

нетрудоспособности.

 

Организует

 

и

 

проводит

 

на

 

врачебном

 

участке

 

лечебно-профилактические,

 

противоэпидемические

 

мероприятия,

 

санитарное

 

просвещение,

 

направленные

 

на

 

профилактику

 

распространения

 

туберкулеза

 

среди

 

населения.

 

Проводит

 

динамическое

 

наблюдение

 

за

 

состоянием

 

здоровья

 

больных

 

туберкулезом,

 

контактирующих

 

с

 

ними

 

лиц

 

и

 

лиц

 

с

 

повышенным

 

риском

 

заболевания

 

туберкулезом,

 

состоящих

 

на

 

учете.

Должен

 

знать

Конституцию

 

Российской

 

Федерации;

 

законы

 

и

 

иные

 

нормативные

 

правовые

 

акты

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

сфере

 

здравоохранения;

 

принципы

 

организации

 

фтизиатрической

 

помощи

 

в

 

Российской

 

Федерации;

 

социальные

 

и

 

эпидемиологические

 

предпосылки

 

ликвидации

 

туберкулеза

 

как

 

массового

 

заболевания,

 

факторы

 

риска

 

заболевания

 

туберкулезом;

 

эпидемиологию,

 

статистику

 

туберкулеза,

 

организации

 

противоэпидемических

 

мероприятий

 

при

 

туберкулезе,

 

биологические

 

свойства

 

возбудителя

 

туберкулеза,

 

средства

 

его

 

выявления

 

и

 

кутивации;

 

морфологию

 

легких

 

и

 

механизмы

 

защиты

 

аппарата

 

дыхания

 

от

 

повреждающих

 

факторов,

 

патогенез

 

и

 

патоморфологию

 

туберкулеза;

 

состояние

 

иммунной

 

системы

 

при

 

туберкулезе;

 

патофизиологию

 

дыхания

 

и

 

патофизиологические

 

нарушения,

 

возникающие

 

в

 

организме

 

при

 

специфическом

 

инфекционном

 

процессе;

 

методы

 

клинического,

 

лабораторного

 

и

 

функционального

 

обследования

 

больных

 

туберкулезом;

 

методику

 

рентгенологического

 

обследования

 

органов

 

грудной

 

клетки;

 

показания

 

к

 

бронхоскопии

 

и

 

биопсии

 

при

 

заболевании

 

туберкулезом

 

и

 

другой

 

патологии;

 

клиническую

 

классификацию

 

туберкулеза;

 

классификацию

 

остаточных

 

изменений

 

после

 

перенесенного

 

туберкулеза;

 

клиническую

 

и

 

рентгенологическую

 

семиотику

 

основных

 

форм

 

туберкулеза

 

органов

 

дыхания

 

и

 

других

 

локализаций

 

специфического

 

процесса,

 

заболеваний

 

органов

 

дыхания,

 

сходных

 

с

 

туберкулезом;

 

осложнения

 

туберкулеза

 

органов

 

дыхания

 

и

 

меры

 

их

 

предупреждения;

 

клиническую

 

и

 

рентгенологическую

 

семиотику

 

заболеваний

 

органов

 

дыхания,

 

сходных

 

с

 

17

туберкулезом;

 

особенности

 

клинического

 

проявления

 

и

 

течения

 

туберкулеза,

 

его

 

выявление

 

и

 

профилактику

 

у

 

детей

 

и

 

подростков;

 

особенности

 

клиники

 

и

 

принципы

 

диагностики

 

внелегочных

 

форм

 

туберкулеза

 

(мочеполового,

 

костно-суставного,

 

периферических

 

и

 

мезентеральных

 

лимфатических

 

узлов,

 

мозговых

 

оболочек

 

кожи,

 

глаз

 

и

 

других

 

органов);

 

неотложные

 

лечебные

 

мероприятия,

 

применяемые

 

при

 

угрожающих

 

состояниях,

 

принципы

 

комплексной

 

терапии

 

туберкулеза,

 

методы

 

и

 

средства

 

патогенетической

 

терапии;

 

механизмы

 

действия,

 

принципы

 

применения

 

противотуберкулезных

 

химиопрепаратов,

 

побочные

 

реакции,

 

меры

 

их

 

профилактики

 

и

 

лечения;

 

показания

 

и

 

принципы

 

санаторного

 

лечения

 

больных

 

туберкулезом;

 

показания

 

к

 

хирургическому

 

лечению

 

больных

 

туберкулезом;

 

вопросы

 

медико-

социальной

 

экспертизы

 

при

 

туберкулезе;

 

специфическую

 

и

 

неспецифическую

 

профилактику

 

туберкулеза;

 

основы

 

диспансеризации

 

больных

 

туберкулезом

 

и

 

лиц

 

с

 

повышенным

 

риском

 

заболевания

 

туберкулезом;

 

задачи

 

противотуберкулезной

 

пропаганды

 

и

 

методы

 

санитарного

 

просвещения;

 

задачи

 

противотуберкулезной

 

пропаганды

 

и

 

методы

 

санитарного

 

просвещения;

 

статистические

 

отчетные

 

формы;

 

правила

 

санитарно-

эпидемиологического

 

режима;

 

основы

 

трудового

 

законодательства;

 

правила

 

внутреннего

 

трудового

 

распорядка;

 

правила

 

по

 

охране

 

труда

 

и

 

пожарной

 

безопасности.

Требования

 

к

 

квалификации

Уровень

 

профессионального

 

образования:

 

высшее

 

профессиональное

 

образование

 

по

 

одной

 

из

 

специальностей

 

«060101 

Лечебное

 

дело»,

 

«060103 

Педиатрия».

 

Послевузовское

 

профессиональное

 

образование:

 

интернатура

 

и(или)

 

ординатура

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»,

 

сертификат

 

специалиста

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

 

без

 

предъявления

 

требований

 

к

 

стажу

 

работы.

9.3. 

Характеристика

 

профессиональных

 

компетенций

 

врача

-фтизиатра

подлежащих

 

совершенствованию

 

в

 

результате

 

освоения

 

дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

 

повышения

 

квалификации

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

Исходный

 

уровень

 

подготовки

 

обучающихся

 

– 

сформированные

 

компетенции,

 

включающие

 

в

 

себя

 

способность/готовность:

 

Универсальные

 

компетенции

 

(УК)

 

характеризуются:

готовностью

 

к

 

абстрактному

 

мышлению,

 

анализу,

 

синтезу

 

(УК-1);

18

готовностью

 

к

 

управлению

 

коллективом,

 

толерантно

 

воспринимать

 

социальные,

 

этнические,

 

конфессиональные

 

и

 

культурные

 

различия

 

(УК-

2);

готовностью

 

к

 

участию

 

в

 

педагогической

 

деятельности

 

по

 

программам

 

среднего

 

и

 

высшего

 

медицинского

 

образования

 

или

 

среднего

 

и

 

высшего

 

фармацевтического

 

образования,

 

а

 

также

 

по

 

дополнительным

 

профессиональным

 

программам

 

для

 

лиц,

 

имеющих

 

среднее

 

профессиональное

 

или

 

высшее

 

образование

 

в

 

порядке,

 

установленном

 

федеральным

 

органом

 

исполнительной

 

власти,

 

осуществляющим

 

функции

 

по

 

выработке

 

государственной

 

политики

 

и

 

нормативно-правовому

 

регулированию

 

в

 

сфере

 

здравоохранения

 

(УК-3).

Общепрофессиональные

  

компетенции

  (

ОПК

характеризуются:

способностью

 

и

 

готовностью

 

анализировать

 

социально-значимые

 

проблемы

 

и

 

процессы,

 

использовать

 

на

 

практике

 

методы

 

гуманитарных,

 

естественнонаучных,

 

медико-биологических

 

и

 

клинических

 

наук

 

в

 

различных

 

видах

 

своей

 

профессиональной

 

деятельности;

способностью

 

и

 

готовностью

 

к

 

логическому

 

и

 

аргументированному

 

анализу,

 

к

 

публичной

 

речи,

 

ведению

 

дискуссии

 

и

 

полемики,

 

к

 

редактированию

 

текстов

 

профессионального

 

содержания,

 

к

 

осуществлению

 

воспитательной

 

и

 

педагогической

 

деятельности,

 

к

 

сотрудничеству

 

и

 

разрешению

 

конфликтов;

способностью

 

и

 

готовностью

 

использовать

 

методы

 

управления,

 

организовывать

 

работу

 

исполнителей,

 

находить

 

и

 

принимать

 

ответственные

 

управленческие

 

решения

 

в

 

условиях

 

различных

 

мнений

 

и

 

в

 

рамках

 

своей

 

профессиональной

 

компетенции;

способностью

 

и

 

готовностью

 

осуществлять

 

свою

 

деятельность

 

с

 

учетом

 

принятых

 

в

 

обществе

 

моральных

 

и

 

правовых

 

норм,

 

соблюдать

 

правила

 

врачебной

 

этики,

 

законы

 

и

 

нормативные

 

правовые

 

акты

 

по

 

работе

 

с

 

конфиденциальной

 

информацией,

 

сохранять

 

врачебную

 

тайну.

Профессиональные

 

компетенции

 

(ПК)

 

характеризуются.

Врач-фтизиатр,

 

освоивший

 

«Дополнительную

 

профессиональную

 

программу

 

повышения

 

квалификации»

 

по

 

специальности

 

«Фтизиатрия»

 

готов

 

решать

 

следующие

 

профессиональные

 

задачи:

профилактическая

 

деятельность;

предупреждение

 

возникновения

 

заболеваний

 

среди

 

населения

 

путем

 

проведения

 

профилактических

 

и

 

противоэпидемических

 

мероприятий;

проведение

 

профилактических

 

медицинских

 

осмотров,

 

диспансеризация,

 

диспансерного

 

наблюдения;

проведение

 

сбора

 

и

 

медико-статистического

 

анализа

 

информации

 

о

 

показателях

 

здоровья

 

населения

 

различных

 

возрастно-половых

 

групп,

 

характеризующих

 

состояние

 

их

 

здоровья;

диагностическая

 

деятельность;

19

диагностика

 

заболеваний

 

и

 

патологических

 

состояний

 

пациентов

 

на

 

основе

 

владения

 

пропедевтическими,

 

лабораторными,

 

инструментальными

 

и

 

иными

 

методами

 

исследования;

диагностика

 

неотложных

 

состояний;

диагностика

 

беременности;

проведение

 

медицинской

 

экспертизы;

лечебная

 

деятельность;

оказание

 

специализированной

 

медицинской

 

помощи;

участие

 

в

 

оказании

 

скорой

 

медицинской

 

помощи

 

при

 

состояниях,

 

требующих

 

срочного

 

медицинского

 

вмешательства;

оказание

 

медицинской

 

помощи

 

при

 

чрезвычайных

 

ситуациях,

 

в

 

том

 

числе

 

участие

 

в

 

медицинской

 

эвакуации;

реабилитационная

 

деятельность;

проведение

 

медицинской

 

реабилитации

 

и

 

санаторно-курортного

 

лечения;

психолого-педагогическая

 

деятельность;

формирование

 

у

 

населения,

 

пациентов

 

и

 

членов

 

их

 

семей

 

мотивации,

 

направленной

 

на

 

сохранение

 

и

 

укрепление

 

своего

 

здоровья

 

и

 

здоровья

 

окружающих;

организационно-управленческая

 

деятельность;

применение

 

основных

 

принципов

 

организации

 

оказания

 

медицинской

 

помощи

 

в

 

медицинских

 

организациях

 

и

 

их

 

структурных

 

подразделениях;

организация

 

и

 

управление

 

деятельностью

 

медицинских

 

организаций

 

и

 

их

 

структурных

 

подразделений;

организация

 

проведения

 

медицинской

 

экспертизы;

организация

 

оценки

 

качества

 

оказания

 

медицинской

 

помощи

 

пациентам;

ведение

 

учетно-отчетной

 

документации

 

в

 

медицинской

 

организации

 

и

 

ее

 

структурных

 

подразделениях;

создание

 

в

 

медицинских

 

организациях

 

и

 

их

 

структурных

 

подразделениях

 

благоприятных

 

условий

 

для

 

пребывания

 

пациентов

 

и

 

трудовой

 

деятельности

 

медицинского

 

персонала

 

с

 

учетом

 

требований

 

техники

 

безопасности

 

и

 

охраны

 

труда;

соблюдение

 

основных

 

требований

 

информационной

 

безопасности.

9.4. 

Характеристика

 

новых

 

профессиональных

 

компетенций

 

врача-

фтизиатра,

 

формирующихся

 

в

 

результате

 

освоения

 

Дополнительной

 

профессиональной

 

программы

 

повышения

 

квалификации

   

«Фтизиатрия»:

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..