Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 2

 

 

Раздел дисциплины 1 «Теоретические основы фтизиатрии»
Тема 1: Туберкулез как медико-социальная проблема современности. Эпидемиология туберкулеза в
мире, России, Алтайском крае. Эпидемиология туберкулеза в 19-21 веках. Эпидемиологическая
ситуация, связанная с туберкулезом в России и Алтайском крае в период с 1990 года по настоящее
время. Программы ВОЗ по ликвидации туберкулеза, Национальный план борьбы с туберкулезом
Тема 2: Источники и пути заражения туберкулезом. Резервуар туберкулезной инфекции. Этапы
развития туберкулеза с эпидемиологической точки зрения. Источники туберкулеза. Факторы риска
инфицирования туберкулезной инфекцией. Патогенез первичного инфицирования микобактериями
туберкулеза. Основные предрасполагающие факторы. Пути распространения туберкулезной
инфекции в организме. Фазы альвеолярная, гематогенная, лимфогенная. Роль Т-клеточного
иммунитета при туберкулезе.
Раздел дисциплины 2 «Работа противотуберкулезного диспансера. Совместная работа
противотуберкулезного диспансера и медицинских учреждений общего профиля»
Тема 1: Инфекционный контроль туберкулеза. Понятие, уровни мероприятий. Понятие
нозокомиальной трансмиссии туберкулеза. Мероприятия по минимизации риска
внутрибольничного инфицирования.
Тема 2: Организация выявления туберкулеза среди взрослых и детей. Профилактические
медицинские осмотры взрослого населения, детей и подростков. Организация проведения
медосмотров. Группы риска заболевания туберкулезом: социальные, медицинские,
эпидемиологические.
Тема 3: Выявление туберкулеза у взрослых и детей в общей лечебной сети (ОЛС). Массовая
иммунодиагностика и проверочная флюорография. Выявление и диагностика туберкулеза. Раннее,
своевременное и позднее выявление туберкулеза. Современные методы верификации диагноза на
этапах оказания медицинской помощи. Особенности диагностики и подтверждения диагноза
туберкулеза в общей лечебной сети: ЦРБ, городская поликлиника, многопрофильный стационар.
Схема написания истории болезни больного туберкулезом ребенка.
Диагностика туберкулеза по клиническим признакам, верификация диагноза туберкулеза на этапе
общей лечебной сети и в противотуберкулезных учреждениях.
Тема 4: Особенности работы противотуберкулезной службы. Противотуберкулезная служба
России. Противотуберкулезный диспансер. Совместная работа противотуберкулезного диспансера
и медицинских учреждений общего профиля по выявлению и диагностике туберкулеза. Группы
диспансерного учета больных туберкулезом. Основные понятия: инфицированность, активный и
неактивный туберкулез, клиническое излечение туберкулеза, исходы туберкулеза, остаточные
изменения после излеченного туберкулеза. Медицинская реабилитация больных туберкулезом.
Тема 5: Очаги туберкулеза. Инфекционный контроль туберкулеза в медицинских учреждениях.
Понятие и классификация эпидемических очагов туберкулеза. Характеристика очагов. Совместная
работа ПТУ и Роспотребнадзора по их оздоровлению. Дезинфекция в очагах туберкулеза.
Раздел дисциплины 3 «Профилактика туберкулеза»
Тема 1: Специфическая профилактика туберкулеза. Патогенез первичного инфицирования
туберкулезом. История создания вакцины БЦЖ. Характеристика вакцинного штамма, его свойства,
показания и противопоказания к вакцинации/ревакцинации. Сравнительная характеристика
постинфекционного и поствакцинного иммунитетов. Особенности течения туберкулеза при
первичном инфицировании. Понятия «первичный» и «вторичный» туберкулез. Особенности
вакцинного штамма и поствакцинного иммунитета. Осложнения вакцинации: категории, методы
диагностики и особенности заполнения медицинской учетной документации.
Раздел дисциплины 4 «Диагностика туберкулеза»
Тема 1: Характеристика возбудителей туберкулеза. Методы обнаружения возбудителей туберкулеза
в патологическом материале: микроскопия, культуральные, молекулярно-генетические,
патоморфологические.
Тема 2: Иммунологическая диагностика туберкулеза. Туберкулинодиагностика. Исторические
сведения о туберкулине, виды туберкулинов. Ответные реакции организма на введение
туберкулина. Интерпретация результатов туберкулинодиагностики. Диаскинтест. Интерфероновые
тесты in vitro.

стр. 18

Тема 3: Рентгенологическая синдромная диагностика туберкулеза органов грудной полости.
Основные рентгенологические синдромы: очаговой тени, округлой тени, участка затенения,
кольцевидной тени, внутригрудной лимфаденопатии, просветления. Дифференциальная
диагностика.
Тема 4: Иммунологическая диагностика туберкулеза. Понятие инфицированности и латентной
туберкулезной инфекции. Туберкулинодиагностика: массовая и индивидуальная. Тесты с
использованием рекомбинантных белков: цели применения. Понятие превентивного лечения
туберкулеза: показания, организация проведения.
Раздел дисциплины 5 «Формы туберкулеза»
Тема 1: Клиническая классификация туберкулеза, соотношение с МКБ-10. Формулирование
диагноза туберкулеза в соответствие с российской клинической классификацией. Особенности и
преимущества патогенетического подхода к классификации туберкулеза, возможности диагностики
туберкулеза с учетом знаний о вовлечении в процесс отдельных анатомических структур органов.
Тема 2: Сочетанная патология ВИЧ-инфекция и туберкулез: эпидемиология, патогенетические
особенности, клиника, диагностика, подтверждение диагноза. Профилактика туберкулеза у
больных ВИЧ-инфекцией. Дифференциальная диагностика вторичных заболеваний у больного на
поздних стадиях ВИЧ-инфекции.
Тема 3: Лимфогенные формы туберкулеза. Патогенетические особенности, клиника, диагностика,
верификация. Особенности внелегочных форм туберкулеза лимфогенного происхождения.
Тема 4: Гематогенные формы туберкулеза: патогенетические особенности, клиника, диагностика,
верификация. Особенности внелегочных форм туберкулеза гематогенного происхождения.
Тема 5: Легочно-паренхиматозные и бронхогенные формы туберкулеза: патогенетические
особенности, клиника, диагностика, верификация. Дифференциальная диагностика пневмоний.
Раздел дисциплины 6 «Лечение туберкулеза. Неотложные состояния»
Тема 1: Неотложные состояния во фтизиатрии. Легочное кровотечение: классификация, патогенез,
клиника, диагностика, лечение. Спонтанный пневмоторакс: классификация, патогенез, клиника,
диагностика, лечение.
Тема 2: Основные принципы лечения туберкулеза. Понятие химиотерапии, исторические сведения
о противотуберкулезных препаратах и режимах химиотерапии. Современные режимы и схемы
химиотерапии. Виды устойчивости МБТ. Лечение туберкулеза детей и подростков: режимы
химиотерапии, схемы химиотерапии, принципы назначения противотуберкулезной терапии.
Лечение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.
Противотуберкулезные препараты и их побочные реакции. Основные нежелательные явления
противотуберкулезных препаратов, их мониторинг и способы купирования.

9. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Демонстрация способов решения типичных задач на практических занятиях.

9.1

Проблемно ориентированная лекция.

9.2

Тестовые технологии

9.3

Коммуникационно-информационные  технологии (видео лекции)

9.4

- работа с электронными образовательными ресурсами (учебники, учебные пособия, материалы
для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям здоровья
обучающихся и для их восприятия информации;
- работа в специальных версиях сайта АГМУ и платформы MOODLE для слабовидящих;
- обеспечение возможности дистанционного изучения учебного материала на платформе
MOODLE;
- технологии оценки результатов учебной деятельности: экспертные методы (наблюдение, анализ
продуктов внеучебной деятельности, самооценка, мнение о продвижении студента со стороны его
одногруппников, преподавателя и др.) и объективизированные методы (анализ письменных ответов

Образовательные технологии в условиях инклюзивной практики

стр. 19

и работ обучающихся; интегральная оценка (за всю работу в целом), дифференцированная оценка
(вычленение в работе отдельных аспектов), а также самооценка и самоанализ обучающихся;
- технология взаимодействия преподавателя и специалистов психолого-педагогического
сопровождения (запросы к специалистам по рекомендациям условий организации
образовательного процесса и др.).

* В подразделе 6.2 «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
указываются электронные варианты учебных изданий из электронных ресурсов АГМУ и/или
ресурсы в рамках договоров с поставщиками:
- если в подразделах 6.1.1 «Основная литература» и 6.1.2 «Дополнительная литература» отражена
малоэкземплярная литература в печатном варианте;
- если в подразделах 6.1.1 «Основная литература», 6.1.2 «Дополнительная литература» и
подразделе 6.1.3. «Методические издания» отсутствует литература в печатном варианте.

ПРИМЕЧАНИЕ

стр. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Особенности организации обучения по дисциплине для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
1. Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

при необходимости

осуществляется на основе адаптированной рабочей программы с использованием
социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной
реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений
с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано
как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

2. В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья предусмотрено:

1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: 
• размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в
адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий; 
• присутствие ответственного за оказание организационно-педагогической помощи обучающимся; 
• выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт);
2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
• обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 
3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата: 
• возможность обучения в специализированных учебных аудиториях, перечень которых утвержден
приказом ректора.

3. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по
дисциплине.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к
ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Категории студентов

Формы

С нарушением слуха

- в печатной форме;
- в форме электронного документа;

С нарушением зрения

- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;

С нарушением опорно-двигательного аппарата

- в печатной форме;
- в форме электронного документа;

Категории студентов

Виды оценочных средств

Формы контроля и оценки результатов
обучения

С нарушением слуха

Тест

преимущественно письменная
проверка

С нарушением зрения

Собеседование

преимущественно устная проверка
(индивидуально)

4. Проведение промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья по дисциплине (модулю) проводится в доступной форме:

стр. 21

С нарушением опорно-
двигательного аппарата

Решение дистанционных
тестов, контрольные
вопросы

организация контроля с помощью
электронной оболочки MOODLE

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
процедура оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю) может проводиться в
несколько этапов. Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных
образовательных технологий. 

5. Использование основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения
дисциплины.

 

Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
предоставляются:
- основная и дополнительная учебная литература в виде электронного документа в фонде
библиотеки и / или в электронно-библиотечных системах; 
- бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература и специальные
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; 
- услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 

6. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса
по дисциплине:

- лекционные аудитории - мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с
нарушениями слуха); 
- учебные аудитории для практических занятий (семинаров) и самостоятельной работы -
стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным
компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским
дисплеем для студентов с нарушением зрения. 

стр. 22

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

дисциплины

  

«Фтизиатрия» 

 
Специальность

  31.08.51 Фтизиатрия

 

Общая трудоемкость дисциплины 1008/28 (час/зач. ед.) 
 

Цели и задачи дисциплины:   

Цель: 

подготовка  высококвалифицированных  специалистов  по  фтизиатрии,

 

 

обладающих  необходимым  объемом  профессиональных  и  организационных  знаний  и  
компетенций,  в  соответствии  с  требованиями,  предъявляемыми  практическим 
здравоохранением  к  специалистам  данного  уровня,  способного  и  готового  для 
самостоятельной профессиональной деятельности.  

          Задачи:

  

1.

 

Формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний по специальности 

фтизиатрия; подготовка врача-фтизиатра, обладающего клиническим мышлением, хорошо 
ориентирующегося  в  сложной  патологии,  имеющего  углубленные  знания  смежных 
дисциплин. 

2.

 

Формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих 

профессиональных интересов. 

3.

 

 Формирование компетенций врача-фтизиатра, готового решать профессиональные 

задачи  в    профилактической,  диагностической,  лечебной,  реабилитационной,  психолого-
педагогической,  организационно-управленческая  сферах  деятельности  в  области 
фтизиатрии. 

Дисциплина  «Фтизиатрия»  относится  к  базовой  части  Блока  1  «Дисциплины 

(модули)» учебного плана по специальности 31.08.51 Фтизиатрия.  

Изучение  данной  учебной  дисциплины  направлено  на  формирование  у 

обучающихся следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций: 

 

Номер/ 

индекс 

компетенции 

Содержание компетенции  

УК-1 

готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу 

ПК-1 

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на 
сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование 
здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) 
распространения туберкулёза, его раннюю диагностику, выявление 
причин и условий возникновения и развития туберкулёза, а также 
направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека 
факторов среды его обитания 

ПК-2 

готовность  к  проведению  профилактических  медицинских  осмотров, 
диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения 
 за здоровыми и хроническими больными.  

ПК-4 

готовность  к  применению  социально-гигиенических  методик  сбора  и 
медико-статистического  анализа  информации  о  показателях  здоровья 
взрослых и подростков 

ПК-5 

готовность к определению у пациентов патологических состояний, 
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии 
с Международной статистической классификацией болезней и проблем, 
связанных со здоровьем 

ПК-6 

готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании 
фтизиатрической медицинской помощи 

 

ПК-8 

готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, 
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, 
нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном 
лечении. 

 

Разделы дисциплины: 

- Организация противотуберкулезной помощи населению. 

- Теоретические основы фтизиатрии. 

- Методы исследования больных туберкулезом. 

- Туберкулез органов дыхания у взрослых, детей  и подростков. 

- Внелегочный туберкулез у детей, подростков и взрослых.  

- Туберкулез органов дыхания в сочетании с другими заболеваниями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение 

 

 
Специальность 

31.08.51 Фтизиатрия

 

Общая трудоемкость дисциплины - 72 час / 2 зач.ед 

 

Цели и задачи дисциплины:   
Цель:

  формирование  у  врача-специалиста  возможностей  применения  основных 

принципов  организации  профилактики,  оказания  медицинской  помощи  и  управления 
персоналом в  деятельности медицинских организаций и их структурных подразделений 

Задачи: 

 

Ознакомление  со  статистикой  общественного  здоровья  и  статистикой 

здравоохранения,  ознакомление  с  методикой  изучения  заболеваемости  населения, 
основных  демографических  процессов  и  других  показателей  состояния  здоровья 
населения. 

 

Изучение организационных принципов охраны здоровья населения в современных 

условиях  с  овладением  необходимыми  для  практического  врача  навыками  организации 
профилактики, оказания медицинской помощи и управления персоналом. 

Дисциплина  «Общественное  здоровье  и  здравоохранение»  относится  к  базовой 

части  Блока  1  «Дисциплины  (модули)»  учебного  плана  по  специальности  31.08.51 
Фтизиатрия

.

  Изучение  данной  учебной  дисциплины  направлено  на  формирование  у 

обучающихся следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций: 

 

Номер/ 

индекс 

компете

нции 

Содержание компетенции  

УК-2 

готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, 
этнические, конфессиональные и культурные различия 

ПК-10 

готовностью к применению основных принципов организации и управления в 
сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их 
структурных подразделениях 

ПК-11 

готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с 
использованием основных медико-статистических показателей 

 

Разделы дисциплины: 

 

 

Общественное здоровье и охрана здоровья населения в деятельности медицинской 

организации  

 

Правовое регулирование медицинской деятельности  

 

Управление в медицинской организации

 

 

 

 
 
 
 

 

 

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

дисциплины «Педагогика» 

 

Специальность

 31.08.51 Фтизиатрия

 

Общая трудоемкость дисциплины 36 час. / 1 з.е.  

 

Цель изучения дисциплины  
Целью

  освоения  дисциплины  является  общетеоретическая  и  комплексная 

психолого-педагогическая подготовка, создающая готовность к участию в педагогической 
деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего 
и 

высшего 

фармацевтического 

образования, 

а 

также 

по 

дополнительным 

профессиональным  программам  для  лиц,  имеющих  среднее  профессиональное  или 
высшее  образование  в  порядке,  установленном  федеральным  органом  исполнительной 
власти,  осуществляющем  функции  по  выработке  государственной  политики  и 
нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  здравоохранения,  в  сочетании  с 
готовностью  к  формированию  у  населения,  пациентов  и  членов  их  семей  мотивации, 
направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих. 

Задачи:

  

 

Получение  знаний  в  области  организации,  планирования  и  практического 

осуществления обучения по программам среднего и высшего медицинского образования 
или  среднего  и  высшего  фармацевтического  образования,  а  также  по  дополнительным 
профессиональным программам 

 

Получение  знаний  в  области  психолого-педагогических  методов  создания 

мотивации,  направленной  на  сохранение  и  укрепление  своего  здоровья  и  здоровья 
окружающих  

 

Формирование умений подготовки занятий 

 

Навыков подготовки визуальных средств обучения для проведения занятий. 
Дисциплина  «Педагогика»  относится  к  базовой  части  Блока  1  «Дисциплины 

(модули)» учебного плана по специальности 31.08.51 Фтизиатрия. 

 

Изучение  данной  учебной  дисциплины  направлено  на  формирование  у 

обучающихся следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций: 

  

Номер/ 

индекс 

компетен

ции 

Содержание компетенции  

УК-3 

Готовность к участию в педагогической деятельности по программам 
среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего 
фармацевтического образования, а также по дополнительным 
профессиональным программам для лиц, имеющих среднее 
профессиональное или высшее образование в порядке, установленном 
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по 
выработке государственной политики и нормативно-правовому 
регулированию в сфере здравоохранения 

ПК-9 

Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей 
мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и 
здоровья окружающих 

 

Разделы дисциплины:

  

 

 

Правовые основы организации высшего медицинского образования  

 

Основы дидактики  

 

Педагогическая психология  

 

Мотивация 

 

 

 

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

дисциплины «Медицина чрезвычайных ситуаций» 

 

 
Специальность:

 31.08.51 Фтизиатрия

.

 

Общая трудоемкость дисциплины 72 часа/ 2 зач. ед. 

Цели и задачи дисциплины:  
Цель:

  совершенствование  теоретических  знаний  и  практических  навыков  по 

медицине катастроф. 

Задачи: 

овладение  теоретическими  знаниями  и  практическими  умениями  по 

медико-тактической  характеристике  катастроф,  организации  лечебно-эвакуационных 
мероприятий  в  ЧС,  организации  оказания  медицинской  помощи  и  особенностям 
патологии у пострадавших в ЧС. 

Дисциплина «Медицина чрезвычайных ситуаций» относится к базовой части Блока 

1 «Дисциплины (модули)» учебного плана по специальности 31.08.51 Фтизиатрия. 

Изучение  данной  учебной  дисциплины  направлено  на  формирование  у 

обучающихся следующих профессиональных компетенций (ПК): 

 

Номер/ 

индекс 

компетен

ции 

Содержание компетенции  

(или ее части) 

ПК-3 

Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации 
защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении 
радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных 
ситуациях. 

ПК-7 

готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в 
том числе участию в медицинской эвакуации 

ПК-12  готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в 

том числе медицинской эвакуации 

 

Разделы дисциплины: 

 

Медико-тактическая характеристика катастроф  

 

Организация медицинского обеспечения населения в ЧС  

 

Основные способы и принципы защиты больных, медицинского персонала, населения 

в ЧС  

 

Особенности патологии пострадавших в ЧС 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

дисциплины «Патология» 

 
 

Специальность 31.08.51 Фтизиатрия

 

Общая трудоемкость дисциплины 72/2  (час/зач. ед.) 

 

Цели и задачи дисциплины:  

 

Цель:

  подготовка  квалифицированного  врача  лечебного  профиля,

 

обладающего 

системой  знаний,  умений,  практических  навыков,  универсальных  и  профессиональных 
компетенций,  способного  и  готового  для  самостоятельной  профессиональной  деятельности  в 
должности врача. 

Задачи:

 

1.

 

освоить правила формулирования диагноза; 

2.

 

ознакомиться с основами клинической морфологии; 

3.

 

овладеть  навыками  интерпретации    морфологических  заключений,  произведенных 

патологоанатомом по прижизненному материалу. 
4.

 

обучение умению проводить патофизиологический анализ профессиональных задач врача, 

а также модельных ситуаций; 
5.

 

формирование  методологической  и  методической  основы  клинического  мышления  и 

рационального действия врача; 
6.

 

формирование  навыков  изучения  научной  литературы  и  официальных  статистических 

обзоров. 

Дисциплина  «Патология»  относится  к  базовой  части  Блока  1  «Дисциплины 

(модули)»  учебного  плана  по  специальности  31.08.51  Фтизиатрия.  Изучение  данной 
учебной  дисциплины  направлено  на  формирование  у  обучающихся  следующих 
профессиональных (ПК) компетенций: 

 

Номер/ 

индекс 

компетен

ции 

Содержание компетенции  

ПК-5 

готовность к определению у пациентов патологических состояний, 
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в 
соответствии с Международной статистической классификацией 
болезней и проблем, связанных со здоровьем 

 
Разделы дисциплины: 

 

Типовые нарушения обмена веществ 

 

Патофизиология органов и систем 

 

Клиническая патофизиология 

 

«Учение о болезни. Учение о диагнозе» 

 

«Аутопсии. Категории расхождения диагнозов. Ятрогении» 

 

«Клиническая морфология» 

 

 
 
 
 
 

 

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

дисциплины

  

«Пульмонология» 

 

Специальность  31.08.51 Фтизиатрия 

Общая трудоемкость дисциплины 108/3 (час/зач. ед.) 
 

Цели и задачи дисциплины:   
Цель:

 подготовка высококвалифицированных специалистов по фтизиатрии,  обладающих 

необходимым объемом профессиональных и организационных знаний и  компетенций, в 
смежной  дисциплине  пульмонологияв  в  соответствии  с  требованиями,  предъявляемыми 
практическим здравоохранением к специалистам данного  уровня, способного и готового 
для самостоятельной профессиональной деятельности.  

 Задачи:  

1.  Формирование  базовых,  фундаментальных  медицинских  знаний  по  специальности 
фтизиатрия в области пульмонологии. 
2.    Овладение  теорией  и  практикой  общих  закономерностей  развития  патологических 
процессов  в  легких,  определяющих  возникновение  и  течение  заболевания,  клиникой, 
дифференциальной диагностикой; 
 3.  Овладение  основными  методами  исследования  больных  с  неспецифическими 
заболеваниями легких; 
4.  Овладение  принципами  лечения,  реабилитации  и  профилактики  неспецифических 
заболеваний легких. 
 5.  Формирование  компетенций  врача-фтизиатра,  готового  решать  профессиональные 
задачи  в    профилактической,  диагностической,  лечебной,  реабилитационной,  психолого-
педагогической, организационно-управленческая сферах деятельности. 
           Дисциплина  «Пульмонология»  относится  к  базовой  части  Блока  1  «Дисциплины 
(модули)» учебного плана по специальности 31.08.51 Фтизиатрия.  

Изучение  данной  учебной  дисциплины  направлено  на  формирование  у 

обучающихся следующих профессиональных (ПК) компетенций: 

 

Номер/ 

индекс 

компетенции 

Содержание компетенции  

ПК-5 

готовность  к  определению  у  пациентов  патологических  состояний, 
симптомов,  синдромов  бронхолегочных  заболеваний,  нозологических 
форм  в  соответствии  с  Международной  статистической  классификацией 
болезней и проблем, связанных со здоровьем  

ПК-6 

готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании 
пульмонологической  медицинской помощи 

 

Разделы дисциплины: 
 

- Социально-гигиенические аспекты болезней органов дыхания. 
- Теоретические основы пульмонологии 
- Методы обследования больных с заболеваниями органов дыхания. 
- Анатомия и пороки развития органов дыхания, заболевания легких. 
- Заболевания, связанные с различными патогенными факторами инфекционной и 
неинфекционной природы. 
- Бронхиальная астма. Аллергические заболевания легких. 

 
- Гранулематозы, фиброзирующие альвеолиты и другие заболевания неясной этиологии, 
обусловленные диффузным поражением соединительной ткани. 
- Патологические состояния, связанные с нарушениями легочного кровообращения или 
приобретенным поражением сосудов легких. 
- Опухоли легких и средостения. 
- Лечение заболеваний органов дыхания. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 

 

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

дисциплины

  

«Особенности туберкулеза внелегочной локализации» 

 

Специальность  31.08.51 Фтизиатрия 

Общая трудоемкость дисциплины 216/6 (час/зач. ед.) 
 

Цели и задачи дисциплины:   
Цель:

  Усовершенствование  знаний  врачей  об  этиологии,  патогенезе,  клинике, 

диагностике  и  лечении  туберкулёза  внелегочных  локализаций.  Получение  врачами 
систематизированных теоретических знаний по фтизиатрии.  

 Задачи:  

1.  Получение  врачами  систематизированной  теоретической  и  практической 

информации  по  внелегочному туберкулёзу. 

2.  Повышение      знаний  врачей  по  вопросам  эпидемиологии,  патогенеза,  клиники, 

диагностики, лечению и диспансеризации больных внелегочным туберкулёзом   

3.  Усовершенствование  основных  навыков  и  владений  врачей  по    курации, 

лечению,  дис-пансеризации,  ведению  отчётной  и  учётной  документации  при  работе  с 
больными с внелегочным туберкулёзом 

           Дисциплина 

«Особенности 

туберкулеза 

внелегочной 

локализации» 

относится  к  вариативной  части  Блока  1  «Дисциплины  (модули)»  учебного  плана  по 
специальности 31.08.51 Фтизиатрия.  

Изучение  данной  учебной  дисциплины  направлено  на  формирование  у 

обучающихся следующих профессиональных (ПК) компетенций: 

 

Номер/ 

индекс 

компетенции 

Содержание компетенции  

ПК-5 

готовность  к  определению  у  пациентов  патологических  состояний, 
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии 
с  Международной  статистической  классификацией  болезней  и  проблем, 
связанных со здоровьем 

ПК-6 

готовность к ведению и лечению населения, нуждающегося в оказании 
фтизиатрической медицинской помощи 

 

 
Разделы дисциплины: 
 

- Мочеполовой туберкулез у взрослых, детей и подростков  
- Костно-суставной туберкулез 
- Туберкулез периферических лимфатических узлов 
- Абдоминальный туберкулез  
- Туберкулез глаз 
- Туберкулез мозговых оболочек и ЦНС 
- Туберкулез кожи и подкожной клетчатки 
 

 
 
 
 
 

 

11 

 

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

дисциплины

  

«Туберкулез и Вич» 

 

 

Специальность  31.08.51 Фтизиатрия 

Общая трудоемкость дисциплины 216/6 (час/зач. ед.) 
 

Цели и задачи дисциплины:   
Цель:

  повышение  уровня  теоретических    и  практических  знаний  по  вопросам, 

туберкулёза    на  фоне  ВИЧ-инфекции,  проведения  ВААРТ  у  ВИЧ-инфицированных 
пациентов 

на 

фоне 

туберкулеза, 

методики 

профилактики, 

диспансеризации  

фтизиопульмонологических  больных    и  больных  с  сочетанием  туберкулёза  и  ВИЧ-
инфекции 

 Задачи:  

1.  Получение  врачами  систематизированной  теоретической  и  практической 

информации  по  ВИЧ-ассоциированному туберкулёзу. 

2.Повышение      знаний  врачей  по  вопросам  эпидемиологии,  патогенеза,  клиники, 

диагностики,  лечению  и  диспансеризации  больных  туберкулёзом    и  с  сочетанием 
туберкулёза и ВИЧ-инфекции.  

3.  Усовершенствование  основных  навыков  и  владений  врачей  по    курации, 

лечению,  дис-пансеризации,  ведению  отчётной  и  учётной  документации  при  работе  с 
больными, при сочетании у них туберкулёза и ВИЧ-инфекции. 

           Дисциплина  «Пульмонология»  относится  к  вариативной  части  Блока  1 

«Дисциплины (модули)» учебного плана по специальности 31.08.51 Фтизиатрия.  

Изучение  данной  учебной  дисциплины  направлено  на  формирование  у 

обучающихся следующих профессиональных (ПК) компетенций: 

 

Номер/ 

индекс 

компетенции 

Содержание компетенции  

ПК-5 

готовность  к  определению  у  пациентов  патологических  состояний, 
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии 
с  Международной  статистической  классификацией  болезней  и  проблем, 
связанных со здоровьем при ВИЧ-ассоциированном  туберкулезе 

ПК-6 

готовность к ведению и лечению ВИЧ-положительных пациентов, 
нуждающихся в оказании фтизиатрической медицинской помощи 

 

 
Разделы дисциплины: 
 

- Организация противотуберкулёзной помощи больным туберкулёзом и с сочетанием 
туберкулёза и ВИЧ-инфекции. 
- Теоретические основы фтизиатрии и ВИЧ-инфекции 
- Обследование больных туберкулёзом и   при сочетании туберкулёза с ВИЧ-инфекцией 
- Туберкулёз и ВИЧ-инфекция: клинические основы 
- Дифференциальная диагностика ВИЧ-ассоциированного туберкулёза. 
- Лечение больных туберкулёзом, особенности - на фоне ВИЧ-инфекции 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..