Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 1

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

"Алтайский государственный медицинский университет"

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России)

Закреплена за кафедрой

рабочая программа дисциплины (модуля)

Фтизиатрия

Учебный план

Кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии

31.05.02 Педиатрия

Формы промежуточной аттестации  в
семестрах:

самостоятельная работа

47,75

контактная работа

60,25

Общая трудоемкость

Часов по учебному плану

3 ЗЕТ

Форма обучения

Очная

108

в том числе:

Квалификация

Врач-педиатр

зачеты с оценкой 12

Распределение часов дисциплины по семестрам

Вид занятий

12 семестр

Итого

УП

РПД

УП

РПД

Лекции

12

12

12

12

Практические

48

48

48

48

Контроль

0,25

0,25

0,25

0,25

Контактная работа

60,25 60,25 60,25 60,25

Сам. работа

47,75 47,75 47,75 47,75

Итого

108

108

108

108

R-9

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Программа курса «Фтизиатрия» предназначена для подготовки специалистов в соответствии с
требованиями, отраженными во ФГОС ВО 31.05.02 «Педиатрия» и профессиональном стандарте
код «02.008» «Врач-педиатр участковый»  (утв. Приказом Министерства труда и  социальной
защиты Российской Федерации № 306н от 27 марта 2017 г.
Цель освоения дисциплины: способствовать становлению профессиональной компетентности
специалиста в области фтизиатрии через формирование целостного представления о современных
проблемах туберкулеза, их осмысление и овладение знаниями по выявлению, диагностике,
дифференциальной диагностике, лечению и профилактике туберкулеза для решения
профессиональных задач.
В процессе освоения дисциплины формируются следующие трудовые функции: А/01.7
Обследование детей с целью установления диагноза; А/02.7 Назначение лечения и контроль его
эффективности и безопасности; А/04.7 Проведение профилактических мероприятий, в т.ч.
санитарно-просветительной работы, среди детей и их родителей; А/05.7 Организация деятельности
медицинского персонала и ведение медицинской документации .
Трудовые функции соотнесены с профессиональными компетенциями, закрепленными за
дисциплиной.
Этапность формирования компетенции внутри дисциплины связана с последовательным
изучением содержательно связанных между собой разделов (тем) учебных занятий. Изучение
каждого раздела (темы) предполагает овладение студентами необходимыми компетенциями.
Результаты промежуточной аттестации на различных этапах формирования компетенций
показывают уровень освоения компетенции студентами. Этапность формирования компетенции
прямо связана с местом дисциплины в ООП.

2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина относится к базовой части образовательной программы.

2.1 Требования к предварительной подготовке обучающегося:

Эпидемиология

Инфекционные болезни у детей

Поликлиническая и неотложная педиатрия

Клиническая практика

Помощник врача педиатра детской поликлиники

Инфекционные болезни

2.2 Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо
как предшествующее:

Инфекционные болезни у детей

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

ОК-1:      способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

Знать:

влияние среды обитания на здоровье человека

Уровень 1

становление и развитие фтизиатрической науки

Уровень 2

Уметь:

грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать эпидемиологическую

Уровень 1

стр. 3

ситуацию, связанную с  туберкулезом, осуществлять свою деятельность с учетом
результатов этого анализа

осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа социальной ситуации,
связанной с туберкулезом

Уровень 2

Владеть:

навыками изложения самостоятельной точки зрения

Уровень 1

навыками анализа и логического мышления

Уровень 2

ОПК-6:      готовностью к ведению медицинской документации

Знать:

основную медицинскую документацию: направление на микроскопическое
исследование мокроты на КУМ, направление на исследование мокроты на ДНК МБТ
методом ПЦР, учетной формы N 089/у-туб "Извещение о больном с впервые в жизни
установленным диагнозом активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза", карту
эпидобследования очага туберкулеза

Уровень 1

знать алгоритм заполнения формы № 003/у «Медицинская карта стационарного
больного»

Уровень 2

Уметь:

заполнить направление на микроскопическое исследование мокроты на КУМ,
направление на исследование мокроты на ДНК МБТ методом ПЦР, учетной формы N
089/у-туб "Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом
активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза", карту эпидобследования очага

Уровень 1

написать учебную историю болезни

Уровень 2

Владеть:

навыками ведения основной медицинской документации

Уровень 1

навыками написания учебной истории болезни

Уровень 2

ОПК-8:      готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных

веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач

Знать:

противотуберкулезные препараты

Уровень 1

принципы и режимы химиотерапии больных туберкулезом

Уровень 2

Уметь:

выбрать режим химиотерапии больному туберкулезом

Уровень 1

обосновать назначение режима химиотерапии

Уровень 2

Владеть:

навыками диагностики побочных реакций на противотуберкулезные препараты

Уровень 1

навыками купирования нежелательных явлений химиотерапии

Уровень 2

ПК-2: способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров,

диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми

с хроническими заболеваниями

Знать:

организацию массового проведения иммунодиагностики

Уровень 1

стр. 4

организацию массового проведения флюорографии для подростков

Уровень 2

Уметь:

проводить отбор пациентов для вакцинации и ревакцинации вакциной БЦЖ с учетом
результатов массовой туберкулинодиагностики, прививочные реакции

Уровень 1

определять возможные поствакцинальные осложнения

Уровень 2

Владеть:

интерпретацией результатов рентгенологических методов исследования у подростков;
интерпретацией результатов иммунизации детей

Уровень 1

навыками описания рентгенограмм и составления рентгенологического заключения,
оценки результатов иммунодиагностики и вакцинации

Уровень 2

ПК-5: готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов

осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в

целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия

заболевания

Знать:

клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения туберкулеза;
диагностические возможности методов непосредственного исследования больного
туберкулезом ребенка и подростка

Уровень 1

современные методы клинического, лабораторного, молекулярно-генетического,
гистологического и инструментального обследования больных туберкулезом ребенка
и подростка.

Уровень 2

Уметь:

определить  статус пациента:  собрать  анамнез, провести опрос пациента и/или его
родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация,
аускультация, и т.п.)

Уровень 1

назначить современные методы клинического, лабораторного, молекулярно-
генетического, гистологического и инструментального обследования больных
туберкулезом ребенка и подростка.

Уровень 2

Владеть:

навыками интерпретации результатов клинических, лабораторных,
инструментальных методов исследования и диагностики туберкулеза; алгоритмом
постановки клинического диагноза туберкулеза

Уровень 1

навыками верификации диагноза туберкулеза

Уровень 2

ПК-6: способностью к определению у пациентов основных патологических состояний,

симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной

статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем - X пересмотр,

принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г.

Знать:

критерии диагноза туберкулеза

Уровень 1

критерии диагноза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией

Уровень 2

Уметь:

определить клиническую форму туберкулеза в соответствие с клинической
классификацией

Уровень 1

определить код заболевания в соответствии с Международной статистической

Уровень 2

стр. 5

классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра

Владеть:

алгоритмом постановки диагноза туберкулеза в соответствие с клинической
классификацией

Уровень 1

алгоритмом постановки диагноза (кода заболевания) в соответствии с
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со
здоровьем, X пересмотра

Уровень 2

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Код

занятия

Наименование разделов и тем

/вид занятия/

Семест

р/Курс

Часов

Компе-

тенции

Литература

Оценочные средства

Раздел 1. Теоретические
основы фтизиатрии

1.1

Туберкулез как медико-
социальная проблема
современности.
Эпидемиология
туберкулеза. Программы
Российской Федерации и
ВОЗ по ограничению
распространения
туберкулеза. /Лек/

Л1.1

Э2

2

ОК-1

12

1.2

Источники и пути
заражения
микобактериями
туберкулеза. Патогенез
первичного
инфицирования
микобактериями
туберкулеза. /Лек/

Л1.1

Э1 Э2

2

ОК-1

12

1.3

Теоретические основы
фтизиатрии /Ср/

Л1.1

Э2 Э5

4

ОК-1

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

Раздел 2. Работа
противотуберкулезного
диспансера. Совместная работа
противотуберкулезного
диспансера и медицинских
учреждений общего профиля.

2.1

Выявление туберкулеза у
взрослых и детей в общей
лечебной сети.
Диагностика и
верификация диагноза
туберкулеза. /Пр/

Л1.1

Э1 Э6 Э7

4

ОК-1

ОПК-6

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

стр. 6

задач

2.2

Особенности работы
противотуберкулезной
службы.  /Пр/

Л1.1

Э2 Э6 Э7

4

ОК-1

ОПК-6

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

задач

2.3

Эпидемический очаг
туберкулеза.
Инфекционный контроль
туберкулеза в
медицинских
учреждениях /Пр/

Л1.1

Э2 Э6 Э7

4

ОПК-6

ПК-6
ПК-2

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

задач

2.4

Особенности работы
противотуберкулезной
службы /Ср/

Л1.1

Э2 Э5

9

ОПК-8

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

Комплект

контрольных

вопросов

2.5

Инфекционный контроль
туберкулеза /Лек/

Л1.1

Э2

1

ОПК-6

ПК-6

12

Раздел 3. Профилактика
туберкулеза.

3.1

Специфическая
профилактика
туберкулеза. /Пр/

Л1.1

Э2 Э6 Э7

4

ПК-5
ПК-2

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

задач

3.2

Профилактика
туберкулеза /Ср/

Л1.1

Э2 Э5

2

ПК-5
ПК-2

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

задач

Раздел 4. Диагностика
туберкулеза

4.1

Характеристика
возбудителей туберкулеза.

Л1.1

Э2

2

ОК-1

12

стр. 7

Методы обнаружения
возбудителей туберкулеза
в патологическом
материале. /Лек/

4.2

Иммунологическая
диагностика
туберкулеза. /Лек/

Л1.1

Э2

2

ПК-5
ПК-2

12

4.3

Рентгенологическая
синдромная диагностика
туберкулеза органов
грудной полости. /Пр/

Л1.1

Э2 Э6 Э7

6

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

набор

рентгенограмм

4.4

Иммунологическая
диагностика
туберкулеза. /Пр/

Л1.1

Э2 Э6 Э7

4

ПК-5
ПК-2

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

задач

4.5

Диагностика
туберкулеза /Ср/

Л1.1Л3.1

Э2 Э5

10

ПК-5
ПК-2

12

Фонд тестовых

заданий

Комплект

контрольных

вопросов

Раздел 5. Формы туберкулеза

5.1

Клиническая
классификация
туберкулеза, соотношение
с МКБ-10.
Формулирование диагноза
туберкулеза.
Патогенетическая
классификация
туберкулеза.  /Лек/

Э2

2

ПК-5
ПК-6

12

5.2

Сочетанная патология
ВИЧ-инфекция и
туберкулез. /Лек/

Э2

1

ПК-5
ПК-6

12

5.3

Лимфогенные формы
туберкулеза /Пр/

Э2 Э6 Э7

6

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

стр. 8

комплект

ситуационных

задач

набор

рентгенограмм

5.4

Гематогенные формы
туберкулеза /Пр/

Э2 Э6 Э7

4

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

задач

набор

рентгенограмм

5.5

Легочно-паренхиматозные
и бронхогенные формы
туберкулеза /Пр/

Э2 Э6 Э7

6

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

задач

набор

рентгенограмм

5.6

Формы туберкулеза /Ср/

Э2 Э5

18

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

Комплект

контрольных

вопросов

Раздел 6. Лечение туберкулеза.
Неотложные состояния.

6.1

Основные принципы
лечения туберкулеза.
 /Пр/

Л1.1

Э2 Э3 Э6

Э7

6

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

комплект

контрольных

вопросов

комплект

ситуационных

задач

набор

рентгенограмм

6.2

Лечение туберкулеза.
Неотложные
состояния. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э5

4,75

ПК-5
ПК-6

12

Фонд тестовых

заданий

Комплект

контрольных

вопросов

стр. 9

6.3

Контактная работа по
промежуточной
аттестации (зачет с
оценкой) /К/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

Э4

0,25

ОК-1

ОПК-6
ОПК-8

ПК-5
ПК-6
ПК-2

12

комплект билетов

5.1. Показатели и шкалы оценивания для проведения текущего контроля и промежуточной

аттестации

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Дисциплина обеспечена оценочными средствами для проведения входного и текущего контроля
знаний. Оценка качества сформированных компетенций и освоения дисциплины осуществляется
на основе "Положения о балльно-рейтинговой системе оценке знаний студентов" и на основе
внутреннего положения кафедры, регламентирующего процедуру текущего, рубежного,
семестрового и итогового рейтинга. Все разделы дисциплин обеспечены оценочными средствами,
соотнесены с формируемыми компетенциями и   необходимыми видами контроля (текущий,
рубежный, промежуточный контроль).
В данном разделе указаны обобщенные критерии оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта
деятельности. Критерии оценки для конкретных оценочных средств обозначаются в самом
описании оценочного средства.

Критерии и показатели, используемые при оценивании собеседования на зачете с оценко (12
семестр):
85-100 «отлично» если студент строит ответ на уровне самостоятельного мышления, прочно
усвоил программный материал, грамотно и логично излагает его, не затрудняется с ответом при
видоизменении вопроса, глубоко изучил источники и литературу, умеет самостоятельно излагать
их содержание, делать обобщения и выводы
70-84 «хорошо» - если ответ обучающегося строится на уровне самостоятельного мышления,
студент твердо усвоил программный материал, излагает его грамотно и по существу, однако
допускает отдельные неточности и пробелы в знаниях
55-69 «удовлетворительно» - если студент усвоил только основную часть программного материала,
допускает неточности, непоследовательность в изложении материала, затрудняется применить
знания к анализу современной действительности, недостаточно владеет навыками делать
обобщения и выводы
менее 54 «неудовлетворительно» если студент не знает ответа ни на один вопрос.

Процедура оценивания: индивидуальное собеседование (вопросы сформулированы по отдельным
элементам задачи, обучающийся ознакомлен с аналогичной задачей в установленный срок до
собеседования, время подготовки ответа не более 30 минут); преподаватель выслушивает устный
ответ обучающегося на вопросы по отдельным элементам задачи, возможны дополнительные и
уточняющие вопросы преподавателя.

Критерии и показатели, используемые при оценивании тестовых заданий:
Ответы на 85-100% тестовых заданий соответствуют эталону 85-100 «отлично»
Ответы на 70-84% тестовых заданий соответствуют эталону 70-84 «хорошо»
Ответы на 55-69% тестовых заданий соответствуют эталону 55-69 «удовлетворительно»
Ответы менее, чем на 50% тестовых заданий соответствуют эталону менее 54
«неудовлетворительно»

Процедура оценивания: компьютерное тестирование; время выполнения тестового задания не
более минуты, тестовое задание считается выполненным только при правильном выборе (вводе)

стр. 10

всех (одного или нескольких) ответов, предполагаемых тестовым заданием.
Критерии и показатели, используемые при оценивании собеседования по ситуационным задачам
Критерии: соответствие ответа на задачу эталону

Критерий Оценка
Шкала бальная Шкала традиционная
Решение правильное и полное, включающее ответы на все элементы задачи соответствуют эталону
85-100 «отлично»
Решение правильное, в ответах на отдельных элементы задачи есть неточности  70-84 «хорошо»
Правильные ответы даны на большую часть элементов задачи  55-69 «удовлетворительно»
Отсутствуют правильные ответы на большую часть элементов задачи менее 54
«неудовлетворительно»

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом.

5.2. Темы научно-исследовательских работ

Тестовые задания
1.Ограничительно-изоляционные мероприятия в отношении больных туберкулезом подразумевают
А.госпитализацию бактериовыделителей
Б.разделение потоков больных и медицинского персонала
В.санаторно-курортное лечение больных туберкулезом

2.Внеочередная заключительная дезинфекция проводится в случае
Асмерти больного
Б.после прекращения бактериовыделения
В.выбытия больного

3.Для индивидуальной защиты от туберкулеза в противотуберкулезном диспансере медперсонал
использует
А.халат и шапочки
Б.сменную обувь
В.маски
Г.респираторы

Вопросы по темам/разделам дисциплины
1.Источники и пути заражения туберкулёзом.
2.Рентгенологический синдром внутригрудной лимфаденопатии, его значение для диагностики и
дифференциальной диагностики туберкулеза.
3.Туберкулез бронхов: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

Задания для решения ситуационной задачи
1.Больной Е. 53 лет поступил в стационар крайтубдиспансера с жалобами на слабость, быструю
утомляемость, субфебрильную температуру тела, похудание на 5 кг за 2 месяца, кашель с
небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты, одышку при незначительной физической
нагрузке, тяжесть в правом подреберье.
Из анамнеза болезни: Считает себя больным в течение последних 3 лет. Последняя флюорограмма
около 4 лет назад (без патологии). С вышеперечисленными жалобами больной обратился в
поликлинику по месту жительства, где было проведено обследование мокроты на КУМ и
рентгеновское обследование. При рентгеновском обследовании были выявлены изменения в
легких, а в мокроте - КУМ. Больной был направлен на лечение в стационар крайтубдиспансера.

5.3. Типовые оценочные средства

стр. 11

Анамнез жизни: Живет один в однокомнатной квартире, работает охранником в лечебном
учреждении.
Вопросы:
1.Определите группу очага туберкулезной инфекции
2.Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге.

Больная Л., 40 лет, воспитатель детского сада, проживает с матерью и 10-летней дочерью в 2-
комнатной квартире. Обратилась к терапевту с жалобами на слабость, недомогание, повышенную
утомляемость, фебрильную температуру тела в течение последнего месяца, снижение массы тела
на
 5 кг за полгода, редкий кашель со скудной слизисто-гнойной мокротой. Симптомы появились 1 год
назад, вначале беспокоили только общая слабость и быстрая утомляемость, затем присоединились
и остальные симптомы. Лечилась самостоятельно: таблетки от кашля, жаропонижающие. При
микроскопии мокроты по Цилю-Нельсену обнаружены КУМ3

Вопросы:
1. К каким группам риска заболевания туберкулезом относится больная?
2. Определите очаг туберкулезной инфекции
3. Какие мероприятия необходимо провести в очаге по ограничению туберкулезной инфекции?

Ситуационные задачи для собеседования на промежуточной аттестации:

Больной В. 2009 г.р. поступил в детскую туберкулезную больницу в возрасте 4 месяцев 18 дней.
Жалобы: на сухой кашель, повышение температуры до 37,80 С, слабость, снижение аппетита.
Анамнез: Родился от 1 беременности, срочных родов, масса при рождении 3200 гр. Родился с
признаками гипоксии, в первые 1,5 месяца перенес ОРВИ, острый бронхит. Вакцинирован БЦЖ в
роддоме. Ребенок из двойного семейного контакта с бактериовыделителями. У отца –
инфильтративный туберкулез в фазе распада, МБТ +. Мать обследована по контакту, выявлен
туберкулезный плеврит.
При поступлении: масса тела 6500 гр., состояние средней степени тяжести. Кашель сухой. В
физическом развитии не отстает, питание удовлетворительное. Поствакцинальный рубчик на левом
плече – 5 мм. Периферические лимфатические узлы единичные, эластичные, подвижные, 2-3
размера. Аускультативно дыхание жесткое, удлиненный выдох, свистящие хрипы над всеми
полями легких.
Туберкулинодиагностика: Реакция Манту с 2 ТЕ – 18 мм папула.
ОАК: Гемоглобин – 113 г/л, СОЭ – 27 мм/час, лейкоциты – 12,4х109 /л, э – 4%, п – 2%, с – 56%, л –
28%, м – 10%.
Вопросы:
1.

Выделите клинические синдромы.

2.

Оцените данные лабораторных методов обследования и туберкулинодиагностики.

3.

Опишите рентгенограмму по схеме и сформулируйте заключение

4.

Обоснуйте предварительный диагноз.

5.

Какие методы обследования необходимы для уточнения диагноза?

6.

В каком лечении нуждается пациент?

5.4. Типовые вопросы к промежуточной аттестации

Зачет с оценкой, 12 семестр
1.

Возбудители туберкулёза. Морфологическая изменчивость, лекарственная устойчивость.

Понятие о патогенности и вирулентности.
2.

Источники и пути заражения туберкулёзом.

3.

Методы обнаружения МБТ в патологическом материале.

стр. 12

4.

Формирование и динамика специфических туберкулёзных гранулём.

5.

Группы риска развития заболевания туберкулёзом.

6.

Декретированные контингенты.

7.

Эпидемиологический очаг туберкулёза: понятие, мероприятия по предотвращению

заболевания лиц, контактирующих с больными туберкулёзом. Меры по предотвращению
заболевания туберкулёзом медицинского персонала.
8.

Текущая дезинфекция при туберкулёзе. Заключительная дезинфекция при туберкулёзе.

9.

Группы диспансерного учёта детских и подростковых контингентов противотуберкулёзных

учреждений.
10.

Вакцина БЦЖ, БЦЖ-М:  свойства, методика вакцинации, противопоказания.

11.

Контроль и оценка прививочной реакции при вакцинации БЦЖ, БЦЖ-М.

12.

Ревакцинация: сроки, показания, противопоказания, методика проведения.

13.

Осложнения вакцинации БЦЖ: классификация, диагностика.

14.

Первичная, вторичная химиопрофилактика туберкулёза: показания, организация

проведения.
15.

Отличия инфекционного и поствакцинного противотуберкулёзного иммунитета.

16.

Патогенез первичного инфицирования.  Понятие об инфицированности МБТ.

17.

Иммунологическая диагностика туберкулёза: методы, цели проведения.

18.

Туберкулин: понятие, виды, свойства, методы использования. Ответные реакции организма

на туберкулин при пробе Манту с 2 ТЕ.
19.

Диаскинтест: свойства препарата,цель проведения, техника постановки, оценка

результатов.
20.

Активное и пассивное выявление туберкулёза.

21.

Организация выявления туберкулёза у детей, у взрослых.

22.

Клиническая классификация туберкулёза. Построение диагноза. Фазы туберкулёзного

процесса. Осложнения туберкулёза.
23.

Патогенетические формы туберкулёза.

24.

Основные рентгенологические синдромы, встречающиеся  при туберкулёзе органов

грудной полости.
25.

Рентгенологический синдром очаговости, его значение для диагностики и

дифференциальной диагностики туберкулёза.
26.

Рентгенологический синдром диссеминации, его значение для диагностики и

дифференциальной диагностики туберкулёза.
27.

Рентгенологический синдром круглой тени, его значение для диагностики и

дифференциальной диагностики туберкулёза.
28.

Рентгенологический синдром участка затенения, его значение для диагностики и

дифференциальной диагностики туберкулёза.
29.

Рентгенологический синдром кольцевидной тени, его значение для диагностики и

дифференциальной диагностики туберкулёза.
30.

Рентгенологический синдром внутригрудной лимфаденопатии, его значение для

диагностики и дифференциальной диагностики ТБ.
31.

Особенности первичного и вторичного туберкулёза.

32.

Основные клинические синдромы туберкулёза у детей и подростков.

33.

Жалобы при тубекрулезе органов грудной полости: посиндромный подход при анализе и

диагностической оценке жалоб.
34.

Изменения в клиническом анализе крови больного туберкулёзом.

35.

Гематогенный туберкулёз: этиология, патогенез, особенности диагностики и

подтверждения диагноза.
36.

Милиарный туберкулёз: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

37.

Диссеминированный туберкулёз: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика.
38.

Туберкулёзный менингит: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика.

стр. 13

39.

Лимфогенный туберкулёз: этиология, патогенез, особенности диагностики и

подтверждения диагноза.
40.

Малая форма ТВГЛУ: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

41.

ТВГЛУ: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

42.

Осложнения ТВГЛУ: его значение для диагностики и дифференциальной диагностики

туберкулёза.
43.

Туберкулёзный плеврит: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

44.

Паренхиматозный туберкулёз: этиология, патогенез, особенности диагностики и

подтверждения диагноза.
45.

Очаговый туберкулёз: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

46.

Инфильтративный туберкулёз лёгких: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика.
47.

Казеозная пневмония: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

48.

Бронхогенный туберкулёз: этиология, патогенез, особенности диагностики и

подтверждения диагноза.
49.

ВИЧ-инфекция и туберкулёз.

50.

Принципы лечения туберкулёза.  Этиологическое лечение.

51.

Противотуберкулёзные препараты для лечения впервые выявленных больных

туберкулёзом.
52.

Понятие о патогенетическом лечении туберкулёза, его принципы.

53.

Спонтанный пневмоторакс: патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика, лечение.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература*

Библиографическое описание

Электронный ресурс

Л1.1

Фтизиатрия: учеб. / Перельман М. И.,
Богадельникова И. В. - М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2010 - 448 c.

6.1.2. Дополнительная литература*

Библиографическое описание

Электронный ресурс

Л2.1

Принципы современной химиотерапии
туберкулеза: учеб. пособие для
самостоятельной аудиторной и
внеаудиторной работы обучающихся по
программе дисциплины "Фтизиатрия"
специальностей 31.05.01 - "лечебное
дело" и 31.05.02 - "педиатрия" /
Сметанина Е. А., Сметанин А. Г. -
Барнаул: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава
России, 2018 - 68 c.

http://download.asmu.ru/?filename=30650-
printsipy-sovremennoy-himioterapii-tuberuleza.pdf

стр. 14

6.1.3. Методические издания

Библиографическое описание

Электронный ресурс

Л3.1

Схема написания клинической истории
болезни больного туберкулезом ребенка:
методические  рекомендации по
написанию клинической истории болезни
для обучающихся по специальности
"Педиатрия" дисциплина "Фтизиатрия" /
Сметанин А. Г., Сметанина Е. А. -
Барнаул: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава
России, 2018 - 24 c.

http://download.asmu.ru/?filename=30499-shema-
napisaniia-klinicheskoy-istorii-bolezni.-ped.fak.pdf

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Э1

Сметанина, Е. А. Организация выявления
и диагностики туберкулеза: учеб. пособие
для студ. старших курсов, интернов,
ординаторов и слушателей факультета
повышения квалификации и
профессиональной подготовки врачей / Е.
А. Сметанина, А. Г. Сметанин; под ред.
А. Г. Сметанина..-Барнаул: Изд-во ГБОУ
ВПО АГМУ, 2016.-66с., учебная

http://lib.agmu.ru/biblioteka/yelektronnaia-
biblioteka/yelektronnaia-biblioteka/smetanina-e.-a.-
organizatsiia-vyiavleniia-i-diagnostiki/

Э2

Фтизиатрия [Электронный ресурс] :
учебник / М. И. Перельман, И. В.
Богадельникова. - 4-е изд., перераб. и доп.
- М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015

http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN978597043
3188.html

Э3

Сметанина, Е. А. Принципы современной
химиотерапии туберкулеза: учеб. пособие
для самост. аудиторной и внеаудиторной
работы обучающихся по программе
дисциплины «Фтизиатрия»
специальностей 31.05.01 – «лечебное
дело» и 31.05.02 – «педиатрия» / Е. А.
Сметанина, А. Г. Сметанин.-Барнаул:
ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России,
2018.-68с., учебная

http://www.agmu.ru/biblioteka/yelektronnaia-
biblioteka/yelektronnaia-biblioteka/smetanina-e.-a.-
printsipy-sovremennoy-himioterapii-tuberkuleza/

Э4

Сметанин, А. Г. Схема написания
клинической истории болезни больного
туберкулёзом ребёнка: метод. рек. по
написанию клин. истории болезни для
обучающихся по специальности
«Педиатрия» дисциплина «Фтизиатрия» /
А. Г. Сметанин, Е. А. Сметанина.-
Барнаул: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава
России, 2018.-24с., учебная

http://www.agmu.ru/biblioteka/yelektronnaia-
biblioteka/yelektronnaia-biblioteka/smetanin-a.-g.-
shema-napisaniia-klinicheskoy-istorii-bolezni-1/

Э5

Методические указания по организации
самостоятельной работы обучающихся на
занятиях по освоению практических
навыков

на кафедре; https://do.asmu.ru/course/view.php?
id=532

стр. 15

Э6

Методические указания по организации
самостоятельной работы обучающихся по
подготовке практическим занятиям

на платформе Moodle

Э7

Методические указания для
преподавателя по проведению
практического занятия

на кафедре; https://do.asmu.ru/course/view.php?
id=532

6.3 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения,

лицензионных электронно-библиотечных систем

БД «Электронная библиотека ВУЗа»

6.3.1

Электронно-библиотечная система «Консультант студента»

6.3.2

Платформа дистанционного обучения Moodle

6.3.3

Программное средство «САБ ИРБИС64»

6.3.4

Операционная система Astra Linux

6.3.5

Офисный пакет «МойОфис»

6.3.6

Свободное программное обеспечение Linux Mint

6.3.7

6.4 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем

1.www.nemb.ru Национальная электронная медицинская библиотека.
2.www.rmj.net Русский медицинский журнал. В свободном доступе выпуски по разным
специальностям, словари, справочники.
3. http://roftb.ru/structure/ Российское общество фтизиатров:
Клинические  рекомендации  «Выявление  и  диагностика  туберкулеза  у  детей, поступающих и
обучающихся в образовательных организациях». Федеральные клинические рекомендации по
вакцинопрофилактике туберкулеза у детей.
Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулеза органов дыхания с
множественной и широкой лекарственной устойчивостью возбудителя (Издание третье).
Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулеза у больных ВИЧ-
инфекцией.
Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулезного плеврита.
Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулезного менингита у
детей.
Федеральные клинические рекомендации по организации и проведению микробиологической и
молекулярно-генетической диагностики туберкулеза.
Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулеза органов дыхания у
детей.
Клинические рекомендации "Латентная туберкулезная инфекция (ЛТИ) у детей".
Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулезного менингита у
детей.
Клинические рекомендации "Туберкулез органов дыхания у детей".
Клинические рекомендации "Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и
обучающихся в образовательных организациях".
Федеральные клинические рекомендации по вакцинопрофилактике туберкулеза у детей.
4.Туберкулез и болезни легких https://www.tibl-journal.com/jour
5.Туберкулез и социально-значимые заболевания http://in-tub.ru/magazineonline

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Вуз располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной
и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся,
предусмотренных учебным планом образовательной программы.

стр. 16

Учебный процесс обеспечен специальными помещениями, представляющими собой учебные
аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и
индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического
обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения укомплектованы
специализированной мебелью и техническими средствами обучения служащими для
представления учебной информации большой аудитории.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную
информационно-образовательную среду вуза.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного
оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации:
мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), доска, компьютер, негатоскоп, принтер.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс и практические
занятия, и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на практическую работу
по изучению разделов дисциплины.
  Практические занятия проводятся в виде демонстрации больного, использования наглядных
пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания.
В соответствии с требованиями ФГОС в учебном процессе широко используются активные и
интерактивные формы проведения занятий (проблемно-ориентированная лекция, демонстрация
способов решения типичных задач). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах,
составляет не менее 8 % от аудиторных занятий.
Самостоятельная работа обучающихся подразумевает подготовку  к практическим занятиям и
включает работу с учебной и научно-практической литературой, образовательными ресурсами
университета (Moodle), электронной библиотекой АГМУ.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине Фтизиатрия
и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение (в разделе самостоятельной
работыобучающихся).
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам кафедры, к электронным
информационно-образовательным ресурсам Университета.
По каждому разделу дисциплины разработаны методические рекомендации для обучающихся
"Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе по имуннологии" и
методические указания для преподавателей "Методические указания для преподавателя по
проведению  практических занятий (технология обучения для каждого занятия)".
Во время изучения дисциплины обучающиеся самостоятельно проводят курацию больных,
оформляют учебную историю болезни , что способствует формированию практических навыков
(умений).
Работа обучающихся в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Освоение дисциплины способствует воспитанию у обучающихся навыков общения с  больным с
учетом этико-деонтологических особенностей патологии и пациентов. Самостоятельная работа с
пациентами способствует формированию этического поведения, аккуратности,
дисциплинированности.
Исходный уровень знаний обучающихся определяется тестированием, текущий контроль усвоения
предмета определяется устным опросом в ходе занятий,  при решении типовых ситуационных
задач и ответах на тестовые задания.
В конце изучения дисциплины фтизиатрия рабочей программой предусмотрен зачет с оценкой.

Содержание  дисциплины

стр. 17

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////