Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года

 

 

Стратегия
инновационного развития строительной отрасли
Российской Федерации до 2030 года
Москва, 2015 г.
1
Оглавление
1. Общие положения
4
2. Оценка состояния строительной отрасли Российской Федерации
8
2.1. Жилищное строительство
9
2.2. Градостроительство
11
2.3. Инженерные изыскания
12
2.4. Архитектурно-строительное проектирование
13
2.5. Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций,
строительных машин и механизмов
15
2.6. Техническое регулирование
16
2.7. Государственное регулирование
17
2.8. Саморегулирование
18
2.9. Кадровая политика
19
2.10. Отраслевая наука
20
Выводы по разделу
20
3. Основные направления государственной политики. Приоритеты и задачи
стратегии развития отрасли
23
4. Сроки и этапы реализации Стратегии
35
5. Ожидаемые результаты реализации основных мероприятий,
предусмотренных настоящей Стратегией
36
Приложение А. Список источников
39
Приложение Б. План мероприятий (дорожная карта) по достижению целей
инновационного развития
42
Приложение В. Жилищное строительство.
Приложение Г. Градостроительство.
Приложение Д. Промышленное и инфраструктурное строительство.
Приложение Е. Изыскания.
Приложение Ж. Архитектурно-строительное проектирование.
2
Приложение З. Промышленность строительных материалов, изделий и
конструкций, строительных машин и механизмов.
Приложение И. Техническое регулирование.
Приложение К. Государственное регулирование.
Приложение Л. Саморегулирование.
Приложение М. Кадровая политика.
Приложение Н. Отраслевая наука.
3
1.
Общие положения.
Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской
Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) разработана Министерством
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти,
национальных объединений в сфере инженерных изысканий, проектирования
и строительства, научных и образовательных организаций в рамках
исполнения пункта
2 протокола заседания президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и
инновационному развитию России от 4 марта 2014 года №2 в соответствии с
законодательными актами и иными документами, приведенными в
Приложении А.
Строительная отрасль, как и российская экономика в целом находятся
перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые
тенденции, так и внутренние барьеры развития. Эти вызовы обусловили
необходимость разработки стратегии развития строительной отрасли,
включая ее инновационную составляющую на период до 2030 года.
Первый вызов - усиление глобальной конкуренции.
Второй вызов - новая волна технологических изменений, усиливающая
роль инноваций. Формируется новая технологическая база, основанная, в том
числе на использовании биотехнологий, информатики и нанотехнологий.
Третий вызов
- возрастание роли человеческого капитала как
основного фактора экономического развития.
Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели
экономического развития России вследствие неустойчивой конъюнктуры
мирового рынка энергоносителей, и необходимость переориентации
финансирования с бюджетного на инвестиционное, включая, в первую
очередь, привлечение средств населения.
В качестве пятого вызова необходимо учитывать наличие высоких
административных барьеров, искусственный дефицит земельных участков,
4
недостаточное развитие транспортной и инженерной инфраструктур, а также
дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров.
Стратегия определяет приоритеты и основные направления
государственной политики в строительной сфере (инженерные изыскания,
проектирование и строительство), задачи, мероприятия и целевые показатели
развития строительной отрасли в Российской Федерации на период до 2030
года, включая ее инновационную составляющую.
Целью государственной политики развития строительной отрасли, в
том числе ее инновационного развития, является формирование безопасной и
комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами
проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими,
организационными и правовыми механизмами в рамках совершенствования
программ социально-экономического развития, укрепления национальной
безопасности и пространственного развития Российской Федерации.
Прогноз достижения показателей развития строительной отрасли на
период до 2030 года основан на двух вариантах сценарных условий
-
базовый сценарий
(вариант
1) и оптимистичный сценарий
(вариант
2).
Оценка текущего состояния отрасли и ее развития на период до 2030 года
будет осуществляться на основании следующих показателей.
- производительность труда в строительстве;
- объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительствоª
(млрд. рублей), в том числе по источникам финансирования;
- доля строительной отрасли в ВВП (в процентах);
- инвестиции в основной капитал, направленные на развитие
строительства (млрд. руб.);
- наличие основных фондов в строительстве (млрд. руб.);
- степень износа основных фондов в строительстве (процентов);
- производство и импорт важнейших видов
продукции для
строительной деятельности
(доля импорта в составе важнейших видов
продукции);
5
- среднегодовая численность занятых в строительстве (тыс. человек);
- уровень доступности и комфортности жилья для граждан Российской
Федерации, измеряемый следующими индикаторами:
9 ввод в действие жилых домов (в квадратных метрах общей
площади) за счет всех источников финансирования, в том числе
по категориям жилья;
9 отношение объемов финансирования объектов соцкультбыта,
инженерной, транспортной инфраструктуры к объемам
финансирования жилищного строительства;
9 доля вновь построенных за год объектов, соответствующих
нормативному классу энергоэффективности
«Сª и выше
процентах);
9 общий объем жилищного фонда Российской Федерации, в том
числе ветхого и аварийного жилья (в квадратных метрах общей
площади);
- уровень текущей обеспеченности жильем граждан Российской
Федерации, (в квадратных метрах на человека);
- уровень жилищного обеспечения отдельных категорий граждан;
- доля экологически и энергетически эффективных объектов
капитального строительства в общем объеме их ввода;
-
уровень эффективности государственного регулирования
строительной деятельности, как расчетная продолжительность процедур
получения разрешения на строительство стандартного объекта
(Дуинг
бизнес) (в днях);
- уровень текущей финансовой доступности жилья для граждан
Российской Федерации, измеряемый следующими индикаторами:
9 отношение средней цены одного квадратного метра общей
площади на первичном рынке к среднедушевому доходу граждан
Российской Федерации;
6
9 отношение средней цены одного квадратного метра общей
площади на вторичном рынке к среднедушевому доходу граждан
Российской Федерации;
9 индекс доступности жилья на первичном рынке для граждан
Российской Федерации (лет);
9 индекс доступности жилья на вторичном рынке для граждан
Российской Федерации (лет);
-
уровень развития и доступности ипотечного жилищного
кредитования для граждан Российской Федерации, измеряемый следующими
индикаторами:
9 количество выданных ипотечных жилищных кредитов
единицах);
9 объем выданных ипотечных жилищных кредитов (в рублях);
9 доля сделок с ипотекой на рынке жилья (в процентах);
9 средняя процентная ставка по ипотечному кредиту (в процентах);
- доля вовлечения в строительную индустрию альтернативных
продуктов переработки техногенных образований промышленных
предприятий
(металлургии, топливной энергетики, горнодобывающей,
химической промышленности и др.));
- уровень инновационного развития и модернизации строительной
отрасли, измеряемый следующими индикаторами:
9 количество инновационных предприятий в строительной отрасли
(в единицах);
9 количество инвестиционных проектов в сфере создания
высокотехнологичных и энергоэффективных производств
строительных материалов (единиц)).
7
2.
Оценка состояния строительной отрасли Российской Федерации.
Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль
формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и
организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для
всей экономики. Вместе с тем в строительной отрасли требуются
количественные и качественные преобразования, способствующие более
эффективному решению задач наращивания объемов строительства жилья,
реализации масштабных инфраструктурных проектов, открывающие
возможности для развития промышленно-экономического потенциала
Российской Федерации в целом.
Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических
целей развития общества определяется тем, что конечные результаты
достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и
проектов на федеральном и региональном уровнях, при этом их
финансирование осуществляется, в том числе, с привлечением
негосударственных средств, включая средства населения, доля которых
составляет более 50 процентов.
Такое положение наиболее характерно для жилищного строительства,
которое продолжает оставаться локомотивом развития отрасли и экономики
России в целом. Его показатели находились в последние годы в диапазоне
65-70 млн. кв. м ввода в год. Однако целенаправленное ослабление
избыточного государственного регулирования в жилищной сфере, свобода
предпринимательства и возможность использования денежных средств
населения позволили достичь в 2014 году рекордного объема ввода жилья -
около 81 млн. кв. м., фактически вложив в экономику страны по экспертным
оценкам свыше
4 триллионов рублей, включая не в полной мере
учитываемые государственной статистикой средства населения (малоэтажное
строительство, подготовка квартир к заселению, ремонт и пр.).
8
2.1. Жилищное строительство
Предпосылками развития жилищного строительства послужили итоги
проводимых в 90-х годах реформ по созданию цивилизованного рынка
жилья, в том числе через приватизацию жилья и предоставление
возможности населению свободно приобретать и продавать жилье на
первичном и вторичном рынках (если в 1991 году доля частного жилья
составляла 27%, то к 2015 году эта доля возросла до 86,3%). Одновременно
произошло перекладывание на население бремени собственника, и
продолжается формирование ответственного собственника. В настоящее
время население фактически обеспечивает финансирование жилья на всех
стадиях его жизненного цикла, реализуя тем самым принципы
самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления.
Основным фактором роста объемов жилищного строительства является
продолжающаяся заинтересованность и участие населения в инвестировании
жилищного строительства, при фактическом уходе государства с рынка.
Особую актуальность этому процессу придают выбытие, старение
жилищного фонда; (из 3,4 млрд. кв. м - около 30% приходится на жилые
дома первых индустриальных серий, около 20% не имеет нормативного
инженерного оборудования) и стремление населения через инвестирование в
жилищное строительство улучшить жилищные условия и сохранить свои
сбережения.
Однако
продолжающиеся
технологическая
отсталость,
энергозатратность,
высокий расход материалов,
неэффективное
государственное регулирование, недостаточный уровень комфортности и
низкое качество строящегося жилья являются сдерживающими факторами
развития отрасли и экономики страны. Такими же болезнями,
усугубленными отсутствием
индустриально-технологической основы,
градостроительных требований и регламентов, профессионального надзора и
контроля за соблюдением технологий и качеством строительства, поражено
9
индивидуальное жилищное строительство, занимающее более половины от
общих объемов ввода.
Дальнейшее
повышение
уровня
комфортности
среды
жизнедеятельности невозможно без усилий, направляемых на поддержание
эксплуатационного состояния жилищного фонда. Положительное начинание
по вовлечению собственников в финансирование капитального ремонта
общего имущества многоквартирных домов путем обязательных взносов на
капитальный ремонт общего имущества, на деле привело росту социальной
напряженности и неравенства вследствие случаев превышения федерального
стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе
семьи. Для разрешения возникшей коллизии необходимо срочно
распространить порядок предоставления субсидий на оплату жилых
помещений и коммунальных услуг на денежные средства, перечисляемые
гражданами на капитальный ремонт.
Самофинансирование строительства и эксплуатации жилья населением,
самоокупаемость сферы коммунального хозяйства, самозащита,
саморегулирование деятельности по строительству и эксплуатации жилья и
недостаточное стимулирование государством увеличения объемов
привлечения внебюджетных источников, в первую очередь средств
населения, в жилищное строительство и соответствующую инфраструктуру
позволяет обществу ставить перед государством определенные требования:
- не мешать дальнейшему развитию самостоятельности населения;
- обеспечить цивилизованную циркуляцию денежных потоков
населения в строительстве, приобретении и эксплуатации жилой
недвижимости;
- вовлекать средства населения в развитие стройиндустрии,
строительство социальных объектов, объектов дорожной и транспортной
инфраструктуры.
10
Отличительной особенностью жилищного строительства является тот
факт, что строительство жилья в последнее время осуществляется без учета
современной градостроительной политики.
2.2. Градостроительство
Современное состояние градостроительства в Российской Федерации
характеризуют: нарастающая концентрация населения в городах-
миллионерах и образуемых этими городами агломерациях; относительно
стабильное развитие городов - центров субъектов Российской Федерации,
городов
- центров добычи, переработки, транспортировки топливно-
энергетических и минерально-сырьевых ресурсов; критическое состояние
жилищно-коммунальной сферы и уменьшение численности населения
сельских населенных пунктов, поселков, малых, больших и значительной
части крупных городов; низкая транспортная связность сети городских и
сельских поселений, низкие темпы модернизации и развития местной,
региональной и межрегиональной транспортной инфраструктур; деформация
структуры землепользования в стране: доля земель застройки в землях
населенных пунктов составляет 3,47 млн. га (17,8% от земель НП РФ) или
0,2% от общей площади РФ. Отсюда — постоянный дефицит земель для
развития.
Законодательная и нормативная база в сфере градостроительства не
отвечает требованиям обеспечения роста объемов жилищного строительства
и комплексного развития территорий. Границы разработки документов
территориального планирования ограничены рамками территориально-
административных границ субъектов Российской Федерации либо
муниципальных районов и иных муниципальных образований. Их
содержание не отражает в длительном горизонте планирования перспективы
комплексного развития жилищного и иных видов строительства. Системно, в
рамках агломераций, не рассматривается структура распределения объектов
строительства по территории города и на прилегающих землях, выбытия и
11
реконструкции фонда как единого связного процесса реконструкции и
развития.
Комплексное стратегическое социально-экономическое планирование в
той форме, в которой оно осуществляется в настоящее время, не содержит в
себе конкретизированной и проектно осмысленной пространственной идеи
или стратегии развития страны. Следствием такого положения является
хаотичное развитие агломераций, неупорядоченность землевладения и
землепользования, транспортные проблемы большинства крупных городов и
другие неблагоприятные тренды.
2.3. Инженерные изыскания
В настоящее время развитие сферы инженерных изысканий
практически не происходит. Это связано с наличием многих проблем, среди
которых можно выделить:
- занижение роли инженерных изысканий при подготовке проектной
документации объектов капитального строительства, что приводит к
понижению заказчиком стоимости изыскательских работ, в результате чего
снижается качество результатов инженерных изысканий.
- отсутствие должного надзора и контроля при выполнении
инженерных изысканий со стороны заказчиков;
- отсутствие требований по обязательному выполнению инженерных
изысканий для подготовки документов территориального планирования,
градостроительного зонирования и документации по планировке территории,
что в конечном итоге приводит к большим экономическим и социальным
последствиям
(например, пос. Нефтегорск, г. Дзержинск, г. Березники,
г. Волгодонск, г. Ленск, и др.);
- отсутствие фондов материалов и данных инженерных изысканий, как
элементов информационной системы обеспечения градостроительной
деятельности;
- отставание в применяемых технических средствах и технологиях для
изыскательских работ от зарубежных аналогов, использование изношенных и
12
морально устаревших приборов и оборудования семидесятых-восьмидесятых
годов прошлого века.
2.4. Архитектурно-строительное проектирование
Модернизация и внедрение инноваций в строительстве начинаются с
подготовки проектной документации. Проектная документация дает
возможность до начала инвестиций оценить реализуемость, надежность,
экономическую эффективность объекта с различных точек зрения, включая
действующее законодательство и нормы, требования общества и
экономическую ситуацию. Решение указанных задач возложено на
проектные организации
(свыше
51 тысячи), которые в соответствии с
градостроительным законодательством объединены в 195 саморегулируемых
организаций. Общий объем проектных работ за 2014 года превысил 300
млрд. рублей.
Архитектурно-проектный комплекс в целом обеспечивает потребность
капитального строительства в проектных работах. Тем не менее, в комплексе
существует ряд проблем, влияющих на качество разрабатываемой проектной
документации и сроки ее подготовки:
- наличие неурегулированных системных вопросов в отношениях
государства, проектировщиков и изыскателей, в том числе ввиду отсутствия
единых подходов к организации проектно-изыскательской деятельности
(отсутствие стадийности проектирования, жесткие требований по наличию
разделов проектной документации для всех объектов и др.);
-
недостаточная подготовка кадров, низкая квалификация
застройщиков и заказчиков, отсутствие разумной ценовой политики в
отношении проектно-изыскательских работ, занижение заказчиками
стоимости таких работ, качество инженерных изысканий и оформления их
результатов;
- несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической
базы проектирования, в том числе по причине отсутствие единой стратегии
13
ее развития, несовершенство методологии и технологии проектирования, в
том числе при типовом проектировании;
- несовершенство института экспертизы проектной документации и
результатов инженерных изысканий по причинам отсутствия однозначно
установленной доказательной базы при представлении проектной
документации на экспертизу и согласованности стандартов проектирования и
регламентов экспертизы;
- отсутствие качественного отечественного программного обеспечения
проектных работ;
- несовершенство механизмов, обеспечивающих своевременное
включение инноваций в документы технического регулирования
строительной сферы и модернизацию процедур оценки соответствия и
признания пригодности инновационных технологий и материалов.
В настоящее время фактически ликвидирована система типового
проектирования, существовавшая в СССР. Предприняты существенные
меры, направленные на воссоздание системы типового проектирования на
принципиально новой основе с использования инновационного подхода в
проектировании, возможностей информационных технологий и соблюдения
авторских прав. В настоящее время сформирован запрос общества на
разработку типовых проектов для учреждений дошкольного образования и
школ.
Анализ показывает, что внедрение системы типового проектирования
(типовые проекты, нормали, типовые проектные решения) поможет
сократить расходы средств бюджетов всех уровней (стоимость строительства
объектов, возводимых по типовым проектам, как правило, на 10—20% ниже
стоимости аналогичных объектов, построенных по индивидуальным
проектам), а также значительно сократить объем и сроки проектирования и
строительства.
14
2.5. Промышленность строительных материалов, изделий и
конструкций, строительных машин и механизмов
Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций
представлена в Российской Федерации значительным числом
(более
10
тысяч) предприятий, в основном мелких и средних, созданных в 60-80 годах
прошлого столетия, и выпускающих необходимую для строительства
разнообразную продукцию (цемент, стекло, стеновые, нерудные и другие
материалы).
Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций в
целом обеспечивает потребности строительной отрасли. Тем не менее, доля
импортных материалов и изделий все еще высока, и темпы ее снижения
недостаточны.
Доля минерального сырья при производстве строительных материалов
составляет порядка 90 процентов, при этом вовлечения в строительную
индустрию альтернативных продуктов переработки техногенных отходов
промышленных предприятий
(металлургии, топливной энергетики,
горнодобывающей, химической промышленности и др.) не происходит.
Предприятия по производству строительных материалов, изделий и
конструкций, строительных машин и механизмов в целом по стране все еще
характеризуется технологическим отставанием от аналогичных зарубежных
предприятий. Износ основных фондов на этих предприятиях составляет
более 50%, ввод новых производств не обеспечивает восполнение износа, а
показатели по энерго- и ресурсопотреблению, производительности труда и
качеству продукции не соответствуют современным требованиям. В
результате значительная часть продукции не выдерживает конкуренции с
аналогичной импортной продукцией ни по цене, ни по качеству.
Аналогичное положение на рынке строительных машин и механизмов.
По данным федерального статистического учета отечественные машины
приобретаются в несколько раз реже, чем аналогичные машины
иностранного производства
(например, в
2013 году кранов башенных
15
произведено
220 шт., импортировано
770 шт., бетономешалок
импортировано 434 тыс. шт. произведено 39 тыс. шт.).
2.6. Техническое регулирование
Нормативная база проектирования и строительства зданий и
сооружений всех отраслей хозяйства страны формировалась в течение
десятилетий как единая национальная межведомственная системы
нормативных документов, имеющих обязательных характер и направленных
на обеспечение надежности, безопасности, снижение стоимости и
материалоемкости строительства.
В 2010-2012 годах была проведена большая работа по актуализации
нормативных документов с целью приведения устаревших норм и правил в
соответствие
с
требованиями
действующего
законодательства,
использования накопленного за последние годы опыта проектирования и
строительства, гармонизации в максимально возможной степени требования
отечественных норм с международными (в первую очередь европейскими).
Сложившаяся система технического регулирования неповоротлива,
имеет место чрезмерное государственное регулирование, проявляющееся в
излишней детализации норм, требований и стандартов, что подчас, является
тормозом для внедрения инноваций.
В настоящее время нормативная техническая база по проектированию
и строительству содержит около 1200 нормативных документов, в том числе
около 160 сводов правил, более 800 межгосударственных стандарта, 142
национальных стандарта и 34 стандарта СЭВ.
Кроме того можно отметить следующие проблемы системы
технического регулирования:
- длительные сроки разработки и принятия изменений в документы
технического регулирования;
- отсутствие координации по принятию и взаимной увязке
подзаконных актов и нормативных актов технического характера,
устанавливающих требования к проектированию и строительству объектов
16
капитального строительства, принимаемых профильными министерствами и
ведомствами;
- наличие внутренних противоречий в системах нормативно-правового
и технического регулирования;
- отсутствие единых подходов по совершенствованию документов
технического регулирования в связи с подписание договоров о Евразийском
экономическом союзе;
- не решена проблема использования стандартов организации в
качестве доказательной базы при осуществлении надзорных и контрольных
действий (Ростехнадзор, экспертиза и др.).
2.7. Государственное регулирование
Государственное регулирование выполняет одну из функций
управления строительной отраслью и представляет собой совокупность
функций контрольно-разрешительной деятельности, оценки соответствия
продукции на всех стадиях строительного цикла (экспертиза, строительный
надзор и контроль, выдача разрешение на строительство и ввод объектов в
эксплуатацию), установления сметных нормативов использования
бюджетных средств в строительстве, а также контроль за деятельностью
саморегулируемых организаций и их объединений и др.
В течение
2014-2015 годов предприняты определенные действия,
позволяющие оптимизировать эти функции: утвержден исчерпывающий
перечень разрешительных процедур в жилищном строительстве, приняты
административные регламенты выполнения государственных услуг,
расширены полномочия национальных объединений саморегулируемых
организаций, организаций негосударственной экспертизы и др.
Предпринимается попытка перевести в 2015 году сметное нормирование на
базу 2014 года и к ресурсному методу
Анализ выполнения государством этих функций позволил сделать
вывод о необходимости их оптимизации на регулярной основе и о
необходимости максимальной их передачи институтам подобным
17
саморегулированию.
2.8. Саморегулирование
Институт саморегулирования с обязательным членством в
строительном комплексе введен с принятием Федерального закона от 22
июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерацииª. С
1 января
2010 г. осуществление работ по инженерным
изысканиями,
проектированию,
строительству,
реконструкции,
капитальному ремонту объектов капитального строительства, влияющих на
безопасность объектов капитального строительства, стало возможным только
при наличии у исполнителя работ допуска, выданного саморегулируемой
организацией. На
1 января
2014 года в Российской Федерации
зарегистрировано около
218 тысяч строительных организаций и
предприятий, из них 214 тысяч являются частными. В СРО состоит 121
тысяча членов, то есть примерно 56 процентов. Совокупная численность
работающих составляет около 5 миллионов человек. По состоянию на 1 июля
2015 г. в государственном реестре СРО было зарегистрировано 511 СРО, из
них 40 - основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания,
194
- осуществляющих подготовку проектной документации и
277
-
осуществляющих строительство. Суммарный размер компенсационного
фонда составляет свыше 70 млрд. рублей.
Анализ становления института саморегулирования в строительстве
показывает, что с одной стороны функции и полномочия, предоставленные
саморегулируемым организациям, реализуются не в полной мере, а с другой
стороны отдельных полномочий не хватает или они излишне
забюрократизированы. Например, исключение из членов СРО, применение
мер дисциплинарной ответственности к руководителям СРО.
Выпало из системы саморегулирования на обязательной основе
комплексное освоение территорий путем малоэтажного жилищного
строительства, ландшафтного строительства, подготовки документов
18
территориального планирования и градостроительного зонирования,
исполнения функций заказчика строительства, а также некоторых видов
работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального
строительства. Возложенная на институт саморегулирования обязанность по
осуществлению контроля за регулярным повышением квалификации
специалистов отрасли носит формальный характер и не оказывает влияния на
качество образования.
2.9. Кадровая политика
По данным статистики в строительной отрасли занято около 6% от
общих трудовых ресурсов Российской Федерации.
В настоящее время вопрос обеспечения строительной отрасли
компетентными кадрами стоит очень остро. Сегодня практически каждая
строительная компания в той или иной мере испытывает дефицит кадров,
причем не только в отношении рабочих, но и в отношении инженерно-
технических специалистов. Действующая в настоящее время в высшей школе
болонская система подготовка специалистов не адаптирована к потребностям
отрасли. В 2015 года отрасль потеряет источник пополнения инженеров и
архитекторов, так как их подготовкой высшие учебные заведения
прекращают заниматься. Система аттестации специалистов на право
получения допуска к работам на государственном уровне отсутствует, что не
дает возможности допуска к работам и персональной ответственности
инженера, проектировщика и архитектора. В тоже время профессиональное
сообщество в лице института саморегулирования, которое могло бы взять на
себя исполнение данной функции таких полномочий в силу закона не имеет.
Кроме того, актуальными проблемами в сфере кадрового обеспечения
строительной отрасли являются:
- структурный дефицит отдельных категорий работников;
- отсутствие у выпускников вузов необходимой производственной
практики;
19
- несоответствие качества подготовки квалифицированных рабочих с
требованиями работодателей;
- резкое сокращение подготовки профильных специалистов как
рабочих, так и инженерно-технических специальностей;
- отсутствие системы профессиональной подготовки рабочих;
- снижение мотивации и интереса (или слабо выраженный интерес) у
выпускников учебных заведений работать в строительной отрасли;
- неактуальность образовательных программ современным
технологиям и отсутствие актуальных знаний у преподавателей в области
новых технологий и инновационных материалов.
В целом по стране снизилась эффективность работы факультетов и
курсов повышения квалификации, система повышения квалификации
педагогических
кадров
для
архитектурных,
строительных
и
градостроительных школ во многом не соответствует требованиям времени.
2.10. Отраслевая наука
Отраслевая наука в настоящее время практически не поддерживается
ни государством, ни бизнесом, что говорит о ее невостребованности и не
способствует активизации процессов внедрения инноваций в строительстве.
Причинами этого в основном является не обоснованно долгий процесс
внедрения научных разработок, обусловленный отсутствием утвержденного
порядка внедрения новых материалов и технологий в строительстве.
Следствием такого положения является фактическое вырождение научных
кадров и научных школ. Так с 1990 года количество отраслевых научных
организаций сократилось в десятки раз, значительно сократилось количество
новых научных разработок.
Выводы по разделу.
По итогам анализа состояния строительной отрасли можно сделать
следующие выводы.
20
1. Локомотивом развития отрасли продолжает оставаться жилищное
строительство. Данная тенденция обусловлена в первую очередь
фактическим уходом государства с рынка жилищного строительства и
заинтересованностью и участием населения в его инвестировании.
Государством недостаточно используется ресурс по привлечению
внебюджетных источников в строительство и в первую очередь средств
населения для целей решения проблем создания комфортной среды
обитания, включая ипотечное кредитование.
2. В государстве фактически отсутствует системная градостроительная
политика, предоставляющая возможность адекватного формирования
безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной
высокими стандартами проживания и развития производительных сил.
3. Необходимо переформатирование рынка жилой недвижимости
путем снижения роли финансовых посредников (девелоперов) и повышения
роли ответственных собственников, а также муниципалитетов.
4. Учитывая возрастающую долю объемов малоэтажного строительства
особое место в стратегии развития жилищного строительства должно
уделяться вопросам градостроительной деятельности при малоэтажной
застройке, в том числе градостроительной политике, техническому
регулированию, требованиям по безопасности, контролю за их соблюдением.
5.
Не в полной мере используется потенциал института
саморегулирования. Не соблюден баланс прав и ответственности. Но вместе
с тем эффективность института, в том числе за счет самофинансирования,
выше чем государственное управление отраслью. В этой связи
представляется, что системы финансирования и регулирования отраслью,
подготовки кадров, отраслевой науки, государственного контроля
(стройнадзор, госэкспертиза) и регулирования (техническое регулирование,
стандартизация и ценообразование) должны в ближайшем будущем быть
переориентированы на самофинансирование и саморегулирование.
21
6. С целью повышения эффективности создания и использования
жилищного фонда следует уделить особое внимание уделять формированию
ответственного собственника жилищного фонда на различных этапах
жизненного цикла. На этапе строительства - это различные объединения
граждан
(кооперативы, товарищества), на этапе эксплуатации
- это
товарищества
собственников
жилья,
кооперативы,
а
также
саморегулируемые организации управляющих компаний.
7. Строительная отрасль крайне зарегулирована, имеются внутренние
противоречия в системах нормативно-правового и технического
регулирования. А сами системы неповоротливы и, подчас, являются
тормозом для внедрения инноваций, как в техническом, так и в
организационном плане. До настоящего времени сохраняется значительное
количество искусственных административных барьеров.
8.
Не сформирована комплексная система применения мер
государственного принуждения для предприятий, не отвечающих
требованиям энерго- и ресурсопотребления, экологической безопасности при
одновременной
государственной
поддержке
и
экономическом
стимулировании внедрения инноваций в промышленности. Отмечается
критическая зависимость отрасли от импортных строительных материалов,
машин и механизмов, отвечающих возросшим требованиям потребителей.
9. В отрасли сохраняется кадровый голод, который без принятия в
ближайшие годы экстренных мер только усилится, как в отношении
квалифицированных рабочих, младшего технического персонала (мастер,
прораб), так и в отношении инженерно-технических работников.
10. Производительность труда в отрасли сохраняется на низком уровне,
что обусловлено в первую очередь инертностью участников строительного
рынка, низким спросом на инновации вследствие высокого спроса на жилье и
загнанностью отраслевой науки. В отрасли отсутствуют современное
отечественное программное и информационное обеспечение.
22
Решение выше перечисленных основных задач и определение целевых
показателей невозможно без совершенствования системы федерального
статистического учета в целях получения объективных показателей
использования всех финансовых источников, направленных в строительство.
При оценке эффективности проектов необходимо перейти от оценки
удельной сметной стоимости строительства объекта к удельной стоимости
совокупных затрат на весь жизненный цикл.
3.
Основные направления государственной политики. Приоритеты и
задачи стратегии развития отрасли
В целях формирования стратегии использован блочный принцип, когда
каждый блок представляет собой локальную стратегию инновационного
развития соответствующего важнейшего направления. В процессе анализа
функционирования строительного комплекса и разработки предложений по
достижению провозглашенной в стратегии цели выделены следующие блоки,
представляющие из себя отдельные стратегии по направлениям: жилищное
строительство, градостроительная политика, инфраструктурное и
промышленное строительство, инженерные изыскания, архитектурно-
строительное проектирование, промышленность строительных материалов,
техническое
регулирование,
государственное
регулирование,
саморегулирование, кадровая политика, отраслевая наука. При этом каждая
локальная стратегия разрабатывалась с использованием унифицированной
структуры, включающей в себя оценку состояния развития, показатели
развития по вариантам долгосрочного прогноза, приоритеты, цели и задачи
государственного управления, способы достижения целей, особенности
(территориальные и временные), финансовое обеспечение и его порядок,
мероприятия, план, сроки, этапы и результаты. Локальные стратегии по
указанным блокам приведены в Приложениях В - Н.
Развитие строительной отрасли должно осуществляться с учетом ухода
государства с рынка строительных услуг и передачи полномочий
23
профессиональному сообществу. При этом предполагается, что бюджетное
финансирование сохранится для объектов обороны, безопасности и других
важнейших стратегических и инфраструктурных объектов, а также для
программ жилищного строительства для отдельных категорий граждан.
Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией должна
позволить поднять производительность труда в строительной отрасли до
уровня передовых стран.
Реализация Стратегии должна осуществляться по следующим
основным направлениям (локальным стратегиям) и решать поставленные
задачи:
в жилищном строительстве
- обеспечение дальнейшего роста
объемов жилищного строительства, повышение потребительских качеств и
доступности приобретения жилья для граждан, создание условий по
повышению его инвестиционной привлекательности, в том числе для
населения, включая инвестиционную привлекательность соответствующей
инфраструктуры, а также демонополизация финансовых посредников, путем
формирования института ответственных собственников, включая, в том
числе, закрытые фонды доходных домов, расширение практики
комплексного освоения территории, включая малоэтажную застройку,
повышение энергоэффективности жилья, переход на новый уровень
индустриального домостроения и применение типовых проектов,
формирование цивилизованного рынка аренды жилья, включая
муниципальное жилье, и создание условий для внедрения инноваций и
повышения производительности труда;
в градостроительстве - формирование безопасной и комфортной
среды обитания, предпосылок для оптимального спроса на жилье,
преодоление структурных и межрегиональных диспропорций в развитии
поселений, сохранение единого экономического, социального и культурного
пространства страны, модернизация инфраструктуры и систем
жизнеобеспечения, формирование государственной градостроительной
24
политики с учетом территориального расселения России, основываясь на
интересах государства и запросах населения, как основного инвестора
жилищного строительства, в том числе путем развития и совершенствования
градостроительного законодательства и нормативного обеспечения
градостроительной деятельности, особого внимания государства и общества
к вопросам градостроительства;
в инфраструктурном и промышленном строительстве
-
использование кластерного подхода
(индустриальные парки, площадки,
особые экономические зоны), обновление транспортных коммуникаций и
инженерных систем, их интенсивное восстановление и воспроизводство на
основе разработки и реализации эффективных социальных и научно-
технических программ и проектов на федеральном и региональном уровнях;
снижение материалоемкости, энергоемкости и себестоимости строительства,
в том числе за счет модернизации строительной индустрии в направлении
энерго-, ресурсосбережения и повышения качества;
- в инженерных изысканиях - повышение изученности селитебных
территорий, повышение достоверности и надежности материалов
инженерных изысканий, формирование фондов материалов и данных
инженерных изысканий, установление надзора (контроля) за выполнением
изысканий, обеспечение перехода на новые программные продукты,
позволяющие представлять результаты инженерных изысканий в формате
3D, обеспечение подготовки специалистов, способных выполнять
комплексные инженерные изыскания для территориального планирования и
строительства;
в архитектурно-строительном проектировании - повышение качества
проектирования, обеспечение внедрения новых материалов и технологий
строительства и проектирования, включая информационное моделирование,
в том числе за счет введения обязательного для получения доступа на рынок
национального стандарта профессиональной деятельности архитектора и
инженера - проектировщика, и категорий «квалифицированный архитекторª,
25
«квалифицированный инженер-проектировщикª,
присваиваемых и
подтверждаемых в результате аттестации и при наличии опыта, повышение
роли авторского надзора, сокращение трудоемкости проектирования,
развитие системы типового проектирования, обеспечение единства и
многообразия архитектурно
- пространственной среды, сохранение
культурного и архитектурного наследия, разработка архитектурно-
строительных систем нового поколения, изменение принципов технического
регулирования проектных работ с заменой требований, предъявляемых к
процессам проектирования, на требования к нормируемому результату,
использование стадийности проектирования, включая предпроектные
работы, совершенствование системы ценообразования;
в промышленности строительных материалов, изделий и
конструкций, строительных машин и механизмов - ускоренная модернизация
основных
фондов
предприятий,
увеличение
инвестиционной
привлекательности и инновационной активности промышленных
предприятий, импортозамещение, сокращение доли минерального сырья и
его замена промышленными отходами, достижение экономически
обоснованного уровня самообеспечения субъектов Российской Федерации
производством строительных материалов и конструкций, совершенствование
нормативно-правовой и нормативно-технической базы, обеспечивающей
производство и внедрение инновационных материалов и технологий,
разработка и применение мер государственного принуждения для
предприятий, не отвечающих требованиям энерго- и ресурсопотребления (в
том числе рабочей силы), экологической безопасности и мер
государственного экономического стимулирования при внедрении
инноваций в промышленности;
в техническом регулировании
- совершенствование нормативной
правовой и технической базы в области проектирования, строительства и
стандартизации, предусматривающее безусловное сохранение необходимого
уровня безопасности в строительстве, формирование полноценной системы
26
взаимно согласованных и гармонизированных с международными (в первую
очередь европейскими) нормативно-технических документов в области
строительства, обеспечивающих внедрение инноваций;
в
государственном управлении
-
дальнейшее сокращение
административных барьеров и повышение информационной открытости
органов государственной власти и местного самоуправления в сфере
строительства,
совершенствование бюджетного планирования и
финансирования строительства объектов обороны, безопасности,
стратегических и особо важных объектов, оптимизация процесса
предоставления государственных услуг, постепенная передача ряда
полномочий от государства профессиональному сообществу (экспертиза,
строительный надзор, технологический и ценовой аудит, ценообразование,
стандартизация, подготовка (переподготовка) кадров и допуск их на рынок);
в
саморегулировании
-
дальнейшее
развитие
системы
саморегулирования строительной отрасли, обеспечение эффективного
применение механизмов саморегулирования и повышения ответственности
строительного бизнеса перед обществом, постепенное расширение
полномочий и функций института саморегулирования, перевод на
саморегулирование
(на обязательной основе) строительного надзора,
экспертизы, организаций, осуществляющих комплексную малоэтажную
застройку, заказчиков строительства, формирование внутри института
саморегулирования системы аттестации специалистов и допуска их на рынок
(архитектор, инженер);
в кадровой политике
- возрождение системы подготовки кадров
рабочих специальностей и младшего руководящего персонала
(мастер,
прораб, техник), построение и функционирование единой непрерывной
многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров;
в отраслевой науке
- формирование конкурентоспособного и
эффективно функционирующего научного сектора отрасли, основанного на
самофинансировании и самообеспечении, создание условий для разработки и
27
внедрения инновационных
(прорывных) научных разработок
(новых
материалов и технологий);
28
ПРОГНОЗ
достижения показателей развития строительной отрасли на период до 2030 года
базовый сценарий (вариант 1)
Наименование
Ед. изм.
2020 г.
2025 г.
2030 г.
Прим-е
п/п
1
Производительность труда в строительстве
2
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительствоª (млрд.
рублей), в том числе по источникам финансирования, а также:
2.1
Объем работ, по выполнению инженерных изысканий (млрд. рублей)
2.2
Объем работ, по подготовке проектной документации (млрд. рублей)
3
Доля строительной отрасли в ВВП (в процентах)
4
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие строительства
(млрд. руб.), в том числе:
4.1
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие инженерных
изысканий (млрд. рублей)
4.2
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие подготовки
проектной документации (млрд. рублей)
5
Наличие основных фондов в строительстве (млрд. руб.)
6
Степень износа основных фондов в строительстве (процентов)
6.1
Степень износа основных фондов в инженерных изысканиях (млрд. рублей)
6.2
Степень износа основных фондов в подготовке проектной документации
(млрд. рублей)
7
Производство и импорт важнейших видов продукции для строительной
деятельности (доля импорта в составе важнейших видов продукции)
8
Среднегодовая численность занятых в строительстве (тыс. человек), в том
числе:
8.1
Среднегодовая численность занятых в инженерных изысканий (тыс. человек)
29
8.2
Среднегодовая численность занятых в подготовке проектной документации
(тыс. человек)
9
Уровень доступности и комфортности жилья для граждан Российской
Федерации, измеряемый следующими индикаторами, в т.ч.:
9.1
Ввод в действие жилых домов (в квадратных метрах общей площади) за счет
всех источников финансирования, в том числе по категориям жилья
9.2
Отношение объемов финансирования объектов соцкультбыта, инженерной,
транспортной инфраструктуры к объемам финансирования жилищного
строительства
9.3
Доля вновь построенных за год объектов, соответствующих нормативному
классу энергоэффективности «Сª и выше (в процентах)
9.4
Общий объем жилищного фонда Российской Федерации, в том числе ветхого
и аварийного жилья (в квадратных метрах общей площади)
10
Уровень жилищного обеспечения отдельных категорий граждан
11
Уровень текущей обеспеченности жильем граждан Российской Федерации, (в
квадратных метрах на человека)
12
Доля экологически и энергетически эффективных объектов капитального
строительства в общем объеме их ввода
13
Уровень эффективности государственного регулирования строительной
деятельности, как расчетная продолжительность процедур получения
разрешения на строительство стандартного объекта (Дуинг бизнес) (в днях)
14
Уровень текущей финансовой доступности жилья для граждан
Российской Федерации, измеряемый следующими индикаторами, в т.ч.:
14.1
Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на
первичном рынке к среднедушевому доходу граждан Российской Федерации
14.2
Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на
вторичном рынке к среднедушевому доходу граждан Российской Федерации
14.3
Индекс доступности жилья на первичном рынке для граждан Российской
30
Федерации (лет)
14.4
Индекс доступности жилья на вторичном рынке для граждан Российской
Федерации (лет);
15
Уровень развития и доступности ипотечного жилищного кредитования
для граждан Российской Федерации, измеряемый следующими
индикаторами, в т.ч.:
15.1
Количество выданных ипотечных жилищных кредитов (в единицах)
15.2
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов (в рублях)
15.3
Доля сделок с ипотекой на рынке жилья (в процентах)
15.4
Средняя процентная ставка по ипотечному кредиту (в процентах)
16
Доля вовлечения в строительную индустрию альтернативных продуктов
переработки техногенных образований промышленных предприятий
(металлургии, топливной энергетики, горнодобывающей, химической
промышленности и др.))
17
Уровень инновационного развития и модернизации строительной
отрасли, измеряемый следующими индикаторами, в т.ч.:
17.1
Количество инновационных предприятий в строительной отрасли
единицах)
17.2
Количество
инвестиционных
проектов
в
сфере
создания
высокотехнологичных и энергоэффективных производств строительных
материалов (единиц)
31
ПРОГНОЗ
достижения показателей развития строительной отрасли на период до 2030 года
оптимистичный сценарий (вариант 2)
Наименование
Ед. изм.
2020 г.
2025 г.
2030 г.
Прим-е
п/п
1
Производительность труда в строительстве
2
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительствоª (млрд.
рублей), в том числе по источникам финансирования, а также:
2.1
Объем работ, по выполнению инженерных изысканий (млрд. рублей)
2.2
Объем работ, по подготовке проектной документации (млрд. рублей)
3
Доля строительной отрасли в ВВП (в процентах)
4
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие строительства
(млрд. руб.), в том числе:
4.1
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие инженерных
изысканий (млрд. рублей)
4.2
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие подготовки
проектной документации (млрд. рублей)
5
Наличие основных фондов в строительстве (млрд. руб.)
6
Степень износа основных фондов в строительстве (процентов)
6.1
Степень износа основных фондов в инженерных изысканиях (млрд. рублей)
6.2
Степень износа основных фондов в подготовке проектной документации
(млрд. рублей)
7
Производство и импорт важнейших видов продукции для строительной
деятельности (доля импорта в составе важнейших видов продукции)
8
Среднегодовая численность занятых в строительстве (тыс. человек), в том
числе:
32
8.1
Среднегодовая численность занятых в инженерных изысканий (тыс. человек)
8.2
Среднегодовая численность занятых в подготовке проектной документации
(тыс. человек)
9
Уровень доступности и комфортности жилья для граждан Российской
Федерации, измеряемый следующими индикаторами, в т.ч.:
9.1
Ввод в действие жилых домов (в квадратных метрах общей площади) за счет
всех источников финансирования, в том числе по категориям жилья
9.2
Отношение объемов финансирования объектов соцкультбыта, инженерной,
транспортной инфраструктуры к объемам финансирования жилищного
строительства
9.3
Доля вновь построенных за год объектов, соответствующих нормативному
классу энергоэффективности «Сª и выше (в процентах)
9.4
Общий объем жилищного фонда Российской Федерации, в том числе ветхого
и аварийного жилья (в квадратных метрах общей площади)
10
Уровень жилищного обеспечения отдельных категорий граждан
11
Уровень текущей обеспеченности жильем граждан Российской Федерации, (в
квадратных метрах на человека)
12
Доля экологически и энергетически эффективных объектов капитального
строительства в общем объеме их ввода
13
Уровень эффективности государственного регулирования строительной
деятельности, как расчетная продолжительность процедур получения
разрешения на строительство стандартного объекта (Дуинг бизнес) (в днях)
14
Уровень текущей финансовой доступности жилья для граждан
Российской Федерации, измеряемый следующими индикаторами, в т.ч.:
14.1
Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на
первичном рынке к среднедушевому доходу граждан Российской Федерации
14.2
Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на
вторичном рынке к среднедушевому доходу граждан Российской Федерации
33
14.3
Индекс доступности жилья на первичном рынке для граждан Российской
Федерации (лет)
14.4
Индекс доступности жилья на вторичном рынке для граждан Российской
Федерации (лет)
15
Уровень развития и доступности ипотечного жилищного кредитования
для граждан Российской Федерации, измеряемый следующими
индикаторами, в т.ч.:
15.1
Количество выданных ипотечных жилищных кредитов (в единицах)
15.2
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов (в рублях)
15.3
Доля сделок с ипотекой на рынке жилья (в процентах)
15.4
Средняя процентная ставка по ипотечному кредиту (в процентах)
16
Доля вовлечения в строительную индустрию альтернативных продуктов
переработки техногенных образований промышленных предприятий
(металлургии, топливной энергетики, горнодобывающей, химической
промышленности и др.))
17
Уровень инновационного развития и модернизации строительной
отрасли, измеряемый следующими индикаторами, в т.ч.:
17.1
Количество инновационных предприятий в строительной отрасли
единицах)
17.2
Количество
инвестиционных
проектов
в
сфере
создания
высокотехнологичных и энергоэффективных производств строительных
материалов (единиц)
34
4.
Сроки и этапы реализации Стратегии.
Стратегия осуществляется в соответствии с планом мероприятий
(дорожной картой) по ее реализации в три этапа.
Первый этап реализации основных мероприятий.
В ходе первого этапа реализации основных мероприятий,
предусмотренных Стратегией
(2015
-
2020 годы), осуществляются
подготовительные мероприятия, направленные на совершенствование
нормативно-правового регулирования в рамках поставленных задач, в том
числе снижение административных барьеров для всех участников отношений
в строительной отрасли, а также пилотная отработка новых форм жилищного
строительства. На данном этапе предполагается сохранение докризисных
темпов роста жилищного строительства и наращивание объемов
инфраструктурного строительства, создание механизмов достижения
целевых индикаторов развития строительной отрасли на перспективу до
2025года, а также достижение установленных значений целевых показателей
развития строительной отрасли в Российской Федерации на 2020 год.
Второй этап реализации основных мероприятий.
В ходе второго этапа реализации основных мероприятий,
предусмотренных Стратегией (2020 - 2025 годы), предполагается стабильное
развитие рынков недвижимости и ипотечного кредитования, достижение
баланса между спросом и предложением на рынке жилья, в том числе за счет
новых форм инвестирования жилищного строительства, развитие научно-
технического и промышленного потенциала отрасли. Формирование
инновационного центра строительной отрасли (строительное «Сколковоª). В
этот период должен быть обеспечен значительный рост объемов
строительно-монтажных
работ,
впервую
очередь,
жилищного,
транспортного, коммунального и социального строительства. Достижение
установленных значений целевых показателей развития строительной
отрасли в Российской Федерации на 2025 год.
35
Третий этап реализации основных мероприятий.
В ходе третьего этапа реализации основных мероприятий,
предусмотренных Стратегией
(2025
-
2030 годы), продолжается
осуществление практических мероприятий, направленных на реализацию
поставленных задач инновационного развития строительной отрасли.
Достижение установленных значений целевых показателей развития
строительной отрасли в Российской Федерации на 2030 год.
Финансовое обеспечение основных мероприятий инновационного
развития осуществляется в рамках государственно-частного партнерства в
том числе путем постепенной передачи ряда полномочий (и финансовых
обязательств) от государства к профессиональному сообществу (экспертиза,
строительный надзор, ценообразование, стандартизация, подготовка
(переподготовка) кадров и допуск их на рынок). Инновационный характер
развития
строительной
отрасли
предполагает
формирование
конкурентоспособного и эффективно функционирующего научного сектора
отрасли, основанного на самофинансировании и самоокупаемости,
формирование системы государственного стимулирования застройщиков и
строительных организаций
(субсидии, кредиты, налоговые льготы),
финансирующих разработку и осуществляющих внедрение инновационных
(прорывных) научных разработок (новых материалов и технологий).
5.
Ожидаемые результаты реализации основных мероприятий,
предусмотренных настоящей Стратегией
Основные результаты реализации основных мероприятий.
Основными результатами реализации основных мероприятий,
предусмотренных Стратегией, являются:
- создание безопасной и комфортной среды жизнедеятельности
граждан Российской Федерации, обеспеченной высокими стандартами
проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими,
организационными и правовыми механизмами;
36
- сохранение или увеличение доли строительной отрасли в валовом
внутреннем продукте, федеральном и региональном выпусках товаров и
услуг;
- увеличение производительности труда в строительной отрасли в два
раза к 2030году;
- повышение интегрального индикатора результатов развития
строительной отрасли
- индекса качества градостроительной среды до
среднеевропейского уровня;
- достижение всех целевых показателей развития строительной отрасли
в Российской Федерации на долгосрочный период, предусмотренных
Стратегией.
Качественные результаты реализации Стратегии. Качественными
результатами реализации Стратегии станут:
-
повышение качества жизни населения, способствующее
демографическому росту и закреплению населения на территории регионов
Российской Федерации; сокращение дифференциации социально-
экономического уровня регионов Российской Федерации;
-
создание градостроительной среды, конкурентоспособной с
градостроительной средой лидирующих стран Европы и юго-восточной
Азии;
- удовлетворенность населения достигнутой степенью доступности
безопасного и комфортного жилья;
- сокращение административных барьеров для всех участников
отношений в строительной отрасли; упрощение процедур взаимодействия с
органами государственной власти и местного самоуправления;
- повышение прозрачности и подотчетности государственных органов
и удовлетворенности граждан и бизнеса качеством государственного
управления в сфере архитектуры, градостроительства, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства;
37
-
развитие отраслевой науки, повышение качества системы
архитектурно-строительного образования и формирование кадрового
потенциала в сфере архитектуры, градостроительства, инженерных
изысканий, проектирования и строительства;
- развитие международного сотрудничества в области архитектуры,
градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства,
включая вопросы охраны окружающей среды.
38
Приложение А. Список источников
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 года
№172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской
Федерацииª;
2.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от
17 ноября
2008 года
№1662-р;
3.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный
Министерством экономического развития Российской Федерации;
4.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до
2020 года
(утв. распоряжением Правительства
Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р)
5.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 года №537;
6.
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от
30 ноября
2010 года
№2136-р;
7.
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской
Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 года
№151-р;
8.
Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 22 ноября 2008 года №1734-р (с учетом изменений
внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от
11 июня 2014 года № 1032-р);
39
9. Стратегия развития промышленности строительных материалов и
индустриального домостроения на период до
2020 года,
утвержденная приказом Министерства регионального развития
Российской Федерации от 30 мая 2011 года №262;
10.Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в
Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года №1201-
р;
11.Концепция открытости федеральных органов исполнительной
власти, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 января 2014 года №93-р;
12.Концепция развития механизмов предоставления государственных и
муниципальных услуг в электронной виде, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря
2013 года №2516-р;
13.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства
от 8 декабря 2011 года №2227-р;
14.План реализации в
2015-2016 годах Стратегии инновационного
развития Российской Федерации на период до
2020 года,
утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 06 марта 2015 года №373-р;
15.План реализации в
2015-2016 годах Стратегии инновационного
развития Российской Федерации на период до
2020 года,
утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 06 марта 2015 года №373-р;
16.Концепция Федеральной целевой программы развития образования
на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р;
40
17.Указ Президента России от 07 мая 2012 года №596 «О долгосрочной
государственной экономической политикеª;
18.Указ Президента Российской Федерации от 07 мая года №597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной
политикиª;
19.Указ Президента России от 07 мая 2012 года №599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и
наукиª;
20.Указ Президента России от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по
обеспечению граждан Российской Федерации доступным и
комфортным жильём и повышению качества жилищно-
коммунальных услугª;
21.Указ Президента России от 07 мая 2012 года №601 «Об основных
направлениях совершенствования системы государственного
управленияª.
41
Приложение Б. План мероприятий (дорожная карта) по достижению целей инновационного развития
Вид документа,
Ответственный
подтверждающего
Мероприятия
исполнитель
Срок
Ожидаемый результат
исполнение
(исполнитель)
мероприятия
42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////