С.В. Михалков «Мой щенок». Методическая разработка урока литературного чтения

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 



 

1


С.В. Михалков «Мой щенок». Методическая разработка урока литературного чтения


 

Место работы: МКОУ Зюзинская СОШ

 


 

Должность: учитель начальных классов


 

Предмет: литературное чтение


 

Класс:2


 

Тема и номер урока в теме: Писатели- детям, 8 час


 

Базовый учебник: Л.Ф. Климанова. Литературное чтение Учебник.2 класс, в 2 ч. – М.: Просвещение,2012


 


 

8.Цель урока: формирование доброго и ответственного отношения к домашним животным на примере изучения стихотворения С.В. Михалкова «Мой щенок»

Задачи:

Обучающие:

- учить пользоваться разными видами чтения, выделять в тексте главное;

- развивать и закреплять умения прогнозировать и анализировать информацию;

- учить делить текст на смысловые части.

Развивающие:

- формировать умение грамотно высказывать своё мнение о героях и их поступках;

- развивать устную речь учащихся.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь и доброе отношение к братьям нашим меньшим.

9. Планируемые результаты:

Предметные:

- знать  кратко биографию С.В. Михалкова;

- уметь  анализировать и выразительно читать стихотворение.

Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь определять тему и цель деятельности на уроке, высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.

- уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;

- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленно читать; уметь доказывать свою точку зрения словами  из текста;

- уметь делить стихотворение на части и озаглавливать.

Коммуникативные:  

слушать и понимать речь других.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.

  3. Используемые средства: дерево предсказаний, лист самоценки

  4. Используемые технологии: частично –поисковый метод, личностно-ориентированное обучение,

  5. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, аудиозапись.

  6. Структура и ход урока


 


 

Ход урока


 

  1. Организационный момент. 2мин


 

Проверка Д/З

С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? Слайд 1

-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы?

Слайд 2

-О ком пишет  поэт в своих произведениях?  (о детях, животных)


 

Назовите произведения, которые вы читали дома.(Мой секрет. Сила воли)

Кто желает прочитать вслух «Мой секрет», «Сила воли».

II. Мобилизующий этап

Речевая разминка

- Отгадайте загадку: «Лежит - молчит, пойдёшь - заворчит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт».

- Какие пословицы о собаке вы знаете? (Собака – верный друг человека)

- Почему так говорят?

- Как называют детёныша собаки? Прочитайте запись на доске.

«Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке!»

- Что это? (скороговорка)

- Какой звук отрабатывается? (щ)

- Прочитайте с удивлением (сердито, шёпотом)


 

III. Постановка учебной задачи

Сегодня мы продолжим изучать творчество Сергея Владимировича и познакомимся  с новым произведением .

Слайд 3-   Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.

( КОНЕЩ  ЙОМ)

- Какова же тема урока? (С.В.Михалков «Мой щенок») Ставлю тему на доску.


 

Слайд 4Какие задачи мы сегодня на уроке будем решать?

Продолжите предложения:

Мы познакомимся с…

Мы научимся…

Мы будем учиться…

Итак, задачи поставлены.приступаем к работе.

IV.Подготовительная беседа.

Поднимите руки те, у кого дома живут кошки, собаки (попугаи, хомячки, черепашки)Больше всего у ребят кошек и собак.

Слайд 5 -Скажите, как нужно содержать животных? нужно ли заботиться, ухаживать за домашними питомцами?

- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили» (девиз на доске)

-Как эти слова связаны с произведением  С. В. Михалкова узнаем в конце урока.


 

V. Изучение нового материала.

1.Прогнозирование

- Вы уже догадались, кто главный герой в произведении?

Слайд 6- Выберите картинку, которая подходит к слову щенок.  Кто такой щенок? ( детёныш собаки) 

- Откройте учебники.   Рассмотрите иллюстрацию на стр. 35. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит)  А вы можете сказать, почему она грустит? Давайте предположим с вами, что случилось. Поработайте в группах. На ваших столах листья, напишите на них, свои предсказания, предположения. (Работа с деревом предсказаний).

- Что нужно сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.


 

2. Первичное восприятие (аудиозапись)

-Прослушайте аудио запись произведения

3. Проверка восприятия

К какому жанру относится это произведение?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызвало у вас?


 

- Почему же грустила девочка? Верны ли были наши предположения?

3. Повторное чтение стихотворения учащимися.

Сейчас мы ещё раз перечитаем произведение, но прежде выясним значение неизвестных, новых слов и выражений, которые встретятся в произведении. Если значение слова не знаем, что надо сделать?  (обратиться к словарю или к справочнику). Значение, какого слова мы найдём в словаре учебника? Жбан – деревянный сосуд для хранения продуктов (кувшин с крышкой)


 

3.Словарная работа.

- Поработайте в парах. На ваших словах карточки. Соотнесите слово и его значение.


 

Кладовка – пристройка к дому из дерева (помещение), где хранят вещи и продукты.

Сбилась с ног – много ходила, устала.

Перекошена щека – неодинаково выглядят левая и правая стороны щёк (мордочки собаки).

Пчелиный рой – семья пчёл.

Лежит пластом – лежит, вытянувшись, и не шевелится. Сверьте свою работу с экраном и результат отметьте в листе самооценки.


 

4. Чтение стихотворения учащимися по цепочке.

Цель: постарайтесь почувствовать отношение автора к героям. Читают.

- Какие чувства вы испытывали во время чтения?


 

VI.Физкультминутка про собачку


 

V. Продолжение работы над стихотворением

1. Вторичное чтение

Прием «Чтение с остановками» (чтение стихотворения по частям).

Чтение первой части

- Как вы понимаете словосочетание «сбилась с ног»? - Почему девочка сбилась с ног?

- Как можно озаглавить эту часть?(Щенок пропал). Ставлю на доску карточку.

Чтение второй части

- Как вел себя щенок с самого утра?

- Как вы понимаете эти строки «он увидел одеяло – покрываться нечем стало»?

- Что главное в этой части?(Щенок шалит)

- Как  автор пишет о шалостях щенка?(с юмором)

- Почему так решили?

- Как можно озаглавить эту часть? (Проказы щенка) ставлю на доску карточку.

Чтение третьей части

- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка? Докажите словами из стихотворения.

- Как озаглавим эту часть? (Девочка грустит)ставлю на доску карточку.

Чтение четвертой части

- Каким вернулся щенок домой? Почему?

- Как вы думаете, эта часть стихотворения грустная или смешная?(и грустная и смешная)

- Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что нам грустно и в то же время смешно?

- Почему автор щенка называет «страшный зверь»? (он не был похож на того щенка, который жил у девочки)

- Как озаглавим эту часть? (Возвращение щенка)

Чтение пятой части

- Как теперь ведет себя щенок?

- Что значит «лежит пластом»?

- Как девочка относится к своему щенку?(ухаживает, лечит, любит. Она очень привязана к своему другу)

- Как можно озаглавить эту часть? (Девочка лечит щенка)

2. Работа над выразительным чтением.

Сейчас поработаем над выразительным чтением.

Кто напомнит, что значит читать выразительно?

Как нужно читать 1-6-ю строчки стихотворения? (С чувством тревоги)Читают.

- Как читать с 7-й по 22- ю строчки, где рассказывается о том, что делал щенок утром? ( Спокойно, с удивлением)Читают.

-  Какое чувство нужно показать, читая строчки с 23-й по 28-ю?  (грусть, тревогу).Читают.

-  Как нужно прочитать слова матери? (Спокойно)

- Как прочитать строчки, где девочка горюет, что пропал щенок? (Грустно).Читают.

- Как, ребята, вы будете читать строчки, где появляется щенок? (С чувством удивления, страха, потом -  с чувством жалости).Читают.

- Слова мамы как прочитаем?

     « Дверь закрой!

        К нам летит пчелиный рой » (Быстро и с тревогой)

- Как прочитать последние строчки стихотворения? (Сначала с чувством жалости и любви, а потом -  последние строчки с чувством гордости).

    « Я не бегаю к врачу –

        Я сама его лечу».Читают.


 

2.Характеристика героев

- На ваших столах лежат карточки. Поработайте самостоятельно.

-Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку и щенка



 

Обсуждение правильных ответов, взаимопроверка.


 


 

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Составление картинного  плана.

- Сколько частей мы выделили в произведении? (5)

На ваших партах лежат таблицы и картинки. Поработайте с ними в парах.

Деление текста на части. Познакомимся с таблицей.(Дети читают название колонок) Расположите картинки в правильной последовательности, найди название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть).


 


 

Расположи

картинки в правильной   последовательности

Выбери и подчеркни название, которое подходит к этой части

Выбери и подчеркни,  как  нанадо читать эту часть

1.

      Возвращение

щенка.

      Проказы щенка. 

      Щенок пропал.

     Девочка горюет.

 Спокойно с удивлением.

С грустной интонацией.

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости. 

2.

Возвращение

щенка.

      Проказы щенка. 

      Щенок пропал.

     Девочка горюет.

Спокойно с удивлением.

С грустной интонацией.

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости. 

 3.

Возвращение

щенка.

      Проказы щенка. 

      Щенок пропал.

     Девочка горюет.

Спокойно с удивлением.

С грустной интонацией.

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости. 

4.

Возвращение

щенка.

      Проказы щенка. 

      Щенок пропал.

     Девочка горюет.

Спокойно с удивлением.

С грустной интонацией.

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости. 

  

Слайд - Проверка по образцу

- Для чего мы составляли картинный план?  (он помогает пересказывать, восстановить события)

- Определим отношение автора к героям.

- Как относится автор к девочке? (ему её жалко)

- Как относится автор к  щенку? (он за него переживает вместе с девочкой)


 


 

- Наверное, каждый из вас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода.

- Расскажите о своих питомцах.

- Какие советы вы дали бы тем, кто только хочет завести себе друга?

- Как вы понимаете слова «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

- Чему научил вас урок?


 

- Что надо было сделать, чтобы щенок не убежал? (погулять со  щенком, закрывать дверь)

Домашнее задание (Уровневая дифференциация- на выбор): 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Составить рассказ о  своём питомце.  3.Придумать свою историю про щенка.


 

- А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять? (написать объявление)

Один ученик работал с дополнительной литературой и узнал, как пишутся объявления.


 

Ученик читает доклад.

В объявлении нужно указать,  что продаёшь или   покупаешь,   кто пропал или что нашли. Описать внешность, признаки, особые приметы.  Обязательно указать свой адрес или телефон.

Давайте посмотрим на объявления, которое написали дети. Всё ли верно написано? Исправьте ошибки.


 

- В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»


 

- Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их)   

 

-Что нового узнали? (Узнали, как писать объявление)           


 

Итог урока


 

- Чьё произведение мы сегодня читали?

- Какое произведение С. В. Михалкова мы сегодня читали? 

- Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении? Любите животных!

Чему научились? (составлять картинный план, определять  настроение, с которым надо читать произведение)


 

VII. Рефлексия


 

-А теперь подведем итог  работы на уроке.

Получили ли мы новые знания? Продолжите предложения.

1. Сегодня на уроке  я научился…
2.Сегодня на уроке  было интересно …
3. Сегодня на уроке  было трудно…
4. Сегодня на уроке  я понял, что…  

5.Мне захотелось…

Самооценка

- Давайте покормим нашего щенка. У вас на партах лежит по три косточки: жёлтая, зелёная, красная.

- Возьмите жёлтую, если вам понравилось, как вы работали на уроке, у вас всё получалось, вам было интересно.

- Зелёную, если вы работали на уроке не в полную силу.

- Красную, если у вас осталось плохое впечатление от своей работы на уроке.


 

VIII.Оценивание.


 

 

 

 

////////////////////////////