МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОЗДАНИЕ ТЕСТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ (ТЕСТОВЫЕ ОБОЛОЧКИ VTS И Тест.NET)

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 



 

 

1       2        3        4

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОЗДАНИЕ ТЕСТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ (ТЕСТОВЫЕ ОБОЛОЧКИ VTS И Тест.NET)


2016

 

Введение

Переход всего человечества от постиндустриальной фазы развития к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему – увеличение количества и повышение качества учебной информации при инвариантном учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация.

Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний – наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.


Цель данного пособия - оказание помощи преподавателям в создании тестов и использование тестовых оболочек VTS и Тест.Net

РАЗДЕЛ 1. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

    1. Тестирование как метод педагогического контроля.

      Существует несколько современных определений тестов для педагогической области. Приведем некоторые из них.

      Тест это объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

      Тест это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности.

      Тест стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей.

      Как правило, стандартизация подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

      В сфере педагогического тестирования существуют два основных подхода:

      1. Нормативно-ориентировочный.

      2. Критериально-ориентированный.

      Их главное отличие друг от друга заключается в способе интерпретации результатов измерения тестовых баллов.

      Для первого подхода характерно сопоставление индивидуального результата с результатами других учащихся. Эти тесты лучше всего подходят для решения задач, связанных со сравнением уровня учебных достижений, ранжированием и отбором:

      • сравнение индивидуальных результатов учащихся со среднегрупповыми;

      • сравнение учебных достижений отдельных испытуемых, проведение на этой основе ранжирования учащихся;

      • сравнение между собой достижений учебных групп и учебных заведений;

      • отбор фиксированного количества испытуемых, например, при приеме в учебное заведение или переходе на следующую ступень (уровень) образования1.


        image

        1 Харламов И.Ф. Педагогика – Москва, 1994 г.

        В основе второго подхода лежит сопоставление индивидуальных результатов тестирования с общим объемом знаний, который должен быть усвоен учащимся на данном этапе обучения. Эти тесты используются для решения задач, связанных с оценкой доли учебного материала, усвоенного испытуемым.

        Основные из этих задач следующие:

      • оценка доли учебного материала, усвоенной учащимся;

      • сопоставление с требуемым стандартом образования достижений отдельных учащихся учебных групп;

      • аттестация учебных заведений на основании сопоставления знаний с требуемым стандартом;

      • выбор стратегии дальнейшего обучения;

      • диагностика трудностей в обучении;

      • отбор испытуемых, достигших необходимого уровня знаний, например, при окончании учебного заведения.

        Четкое осознание задач педагогического контроля необходимо потому, что от них зависит не только выбор способа интерпретации тестовых баллов, но и методы конструирования и особенности применения педагогических тестов. Важно отметить, что возможно совмещение обоих подходов в одном тесте. Такие тесты наиболее информативны, но их разработка отличается повышенной сложностью.

        Следует отметить, что на традиционных устных экзаменах преподаватель лишь на основе ответа на вопросы одного билета, представляющего весьма незначительную часть программы, вынужден судить об уровне усвоения всей программы.

        Субъективизм и ошибка в оценке знаний преподавателем снижают мотивацию учебной деятельности студента, вызывают стрессы и способствуют появлению эмоциональных барьеров в отношениях между студентами и преподавателями.

        Экзаменационная оценка на традиционном устном экзамене зависит не только от уровня действительных знаний студентов, но и от индивидуальной толерантности к тревоге, умения общаться, приспосабливаться к экзаменационному стрессу, а также от типовых ошибок экзаменаторов, к которым относятся:


        image

      • чрезмерная снисходительность или строгость;

      • искусственное занижение экзаменатором оценки;

      • ошибки, вызванные уровнем подготовки группы (в хорошо подготовленной группе преподаватель склонен занижать оценки, так как стремится воспроизвести свойственную ему схему распределения оценок);

      • ошибки, получившие название «гало-эффекта», в которых обнаруживается влияние на оценку контакта студента с преподавателем на экзамене и экзаменационные установки преподавателя по отношению к студенту. Результат оценка преподавателя чаще всего не совпадает с той оценкой,

        какую дает студенту реальная жизнь2.

        Считается, что экзаменационный тест является не только более объективным методом оценивания, но и более щадящим по сравнению с устным экзаменом. Установлено также, что в условиях тестирования уровень тревожности у студентов ниже, а степень внимания выше и физиологические характеристики состояния организма более благоприятны.

        Кроме того, к существенным преимуществам тестового экзамена относятся:

        1. Унифицированные требования.

        2. Единые критерии и нормы оценки.

        3. Экономия времени преподавателя и студента.

        На тестовой проверке низка вероятность формирования у студента отрицательных эмоций по отношению к предмету: проверка носит безличный характер, а неудача студента не связывается с личностью преподавателя.


    2. Целеполагание и планирование при разработке теста.

Разработка теста начинается с формулирования его цели, то есть определения того, что тест должен измерять (конкретный раздел или весь курс данной дисциплины).

Первоначально цель тестирования формулируется в общем виде. Для того чтобы приступить к разработке тестовых заданий, необходимо ее конкретизировать. Должны быть четко и однозначно описаны все знания, умения и навыки, владение


image

2 Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.

которыми проверяется с помощью теста, т.е. необходимо четкое описание области содержания теста.

Для того чтобы в адекватно отразить область содержания теста он должен включать разнородные по содержанию задания и выполняются следующие требования.

Во-первых, в тесте пройденный учебный материал представляется в полном объеме, включаются все разделы изученной дисциплины, проверяются все знания, умения и навыки, которые должны быть приобретены студентами.

Во-вторых, разделы изученной дисциплины представляются в тесте пропорционально их удельному весу в учебном курсе: наиболее важные и объемные разделы представляются большим количеством заданий и наоборот.

В-третьих, тестовые задания должны однозначно относиться к области содержания теста так, чтобы для правильного ответа на задание было достаточно владения только тем материалом, который изучался.

После формулирования цели теста и ее конкретизации в виде отдельных знаний, умений и навыков, переходят к составлению плана теста. Делается примерная раскладка необходимого числа заданий на каждый раздел, исходя из общего предельного числа, обычно не превышающий 30-60 коротких заданий разного уровня сложности. Число заданий, выделяемых на каждый раздел, зависит от его важности в изучении дисциплины.

После разбивки заданий разрабатывается перечень задач, которые ставятся перед тестированием, например: умение давать определения; знание законов, принципов, правил; умение применять их для решения предложенных примеров; умение находить сходство и различия; умение представлять материал в различных презентабельных формах.


1.3. Требования к разработке тестовых заданий

После формулирования цели теста и составления плана теста переходят к разработке тестовых заданий. При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.

Правила для разработки тестовых заданий:

  • Валидность теста (Valid - пригодынй, годный). «Валидность» обозначает пригодность теста для той конкретной цели, для которой он используется. Различают содер жательну ю - это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала, функциональную - соответствие теста оцениваемому уровню усвоения.

  • Равная представленность - содержание заданий в тесте разных учебных тем, понятий, правил, действий и т.д.

  • Определенность - задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все студенты однозначно понимали смысл того, что у них спрашивается.

  • Заданная мера трудности.

  • Однозначность - варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

  • Компактность - наличие одного существенного признака, не более 10-15 слов, словосочетаний, среднее время на задание должно составлять 1,5-2 мин.

  • Пригодность для контроля знаний с помощью компьютера. Так же следует отметить что:

  • при тестировании следует пользоваться в качестве ориентира не вопросом, а суждением, которое может быть или истинно, или ложно;

  • при решении задачи требуется переход от формулировки неполного представления исходных данных к выявлению истинного содержания;

  • тестовые задания должны обладать выразительностью, семантической силой, давать возможность идентифицировать предметную область;

  • не годятся для формулирования тестовые задания нечетко отнесенные к предмету словосочетания (например: «что представляет из себя модель?»);

  • в формулировке тестовых заданий не рекомендуется использование повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.);

  • нежелательны ответы типа: «все выше перечисленное верно», «все указанные ответы неверны» и т.д.;

  • лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот;

  • ни одно задание теста не должно служить подсказкой для ответа на другое;

  • все повторяющиеся слова в ответах выносят в содержание задания, такие слова как «является», «называется» опускаются;

  • необходим тщательный отбор дистракторов (от англ. "to distrakt" – отвлекать) – неправильных, но правдоподобных ответов.


      1. Формы тестовых заданий

        Можно выделить тестовые задания четырех основных форм:

  • задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответов;

  • задания закрытой формы, в которых испытуемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;

  • задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

  • задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать правильный порядок действий или процессов.

    Задания открытой формы

    В заданиях открытой формы готовые ответы не даются, их должен получить или придумать сам испытуемый. Задания открытой формы бывают двух типов:

  • задания на дополнение;

  • задания со свободно конструируемым ответом.

    Общие тр ебования к задания м н а доп олнение

  • каждое задание, как правило, должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком, точками или рамкой;

  • прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;

  • дополнение лучше выносить в конец предложения, ответ должен генерироваться по мере чтения задания;

  • все прочерки рекомендуется делать одной длины;

  • после прочерка, если это требуется, указываются единицы измерения;

  • текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;

  • в тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание.

    Пример

    Задание

    Правильный ответ

    Поле связи основной таблицы … ключом, если между таблицами установлена связь 1:1.

    Поле связи основной таблицы является ключом, если между таблицами установлена связь 1:1.

    Фраза … используется для сравнения значения какого-либо столбца с одним из перечисленных значений.

    Фраза IN используется для сравнения значения какого-либо столбца с одним из перечисленных значений.


    Задания со свободно конструируемым ответом

    Преимущества заданий со свободно конструируемым ответом:

  • легко разрабатывать;

  • интересны и разнообразны в содержательном плане;

  • позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли;

  • стимулируют к учебе;

  • отсутствует угадывание. Недостатки:

  • нетехнологичны (не поддаются автоматической проверке, требуют времени на проверку);

  • субъективны в проверке, поэтому потенциально менее надежны;

  • требуют большего времени на выполнение, поэтому позволяют проверить меньшее содержание, потенциально имеют более низкую валидность;

  • интерпретация результатов значительно затруднена.

    Пример

    Задание

    Правильный ответ

    Закончить предложение:

    Основной единицей обработки данных иерархической модели является….

    Закончить предложение:

    Основной единицей обработки данных иерархической модели является запись.


    Задания закрытой формы

    Задания с выбор ом одного правильного от вета (предлагается несколько ответных альтернатив, но только один ответ – правильный).

    Достоинства:

  • полнота охвата по содержанию (содержание практически любой дисциплины может быть отражено в этой форме заданий);

  • полнота охвата по проверяемым уровням учебной деятельности – от простого запоминания до более сложных уровней, таких, как анализ, применение знаний в нестандартной ситуации, понимание и т.д.;

  • эффективность (быстрота тестирования позволяет предложить больше заданий в одно и то же время)

  • технологичность (могут проверяться автоматически и легко адаптируются в компьютерную форму тестирования);

  • простота подсчета первичных баллов;

  • объективность (существует эталон правильного ответа, поэтому не проверяются экспертами);

  • возможность обратной связи: дистракторы, выбранные студентами, могут дать педагогу информацию о проблемах в обучении и в составлении теста (в хороших заданиях правильный ответ выбирает максимальное число испытуемых, а выборы неправильных ответов распределены равномерно,

    «хороший» неверный ответ выбирается большим числом слабых учеников, выбор неверного ответа большим количеством сильных студентов говорит о том, что что-то не так с этим дистрактором, выбор дистрактора малым количеством студентов говорит о его малом правдоподобии);

  • хорошо развита теория разработки и анализа заданий;

  • грамотно написанные задания этой формы валидны и надежны. Недостатки:

  • возможность угадывания (слабо подготовленные ученики пытаются угадать правильный ответ на наиболее трудные задания теста);

  • непригодность для измерения уровня достижения некоторых учебных целей, например, умение приводить примеры, порождать оригинальные идеи; проверка различных стратегий решения задачи и т.д.;

  • трудность разработки (разработка закрытых заданий требует больших затрат времени и сил по сравнению с другими формами тестовых заданий.

    Пример

    Если вычитаемое увеличили на 12 единиц, а разность также увеличилась на 15 единиц, то уменьшаемое

    А. Увеличилось Б. Уменьшилось


    Задания с выборо м наиболее правильного ответа .

    Предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых могут быть и неправильные, и правильные, но в разной степени, от испытуемого требуется выбрать наиболее правильный ответ.

    Пример

    1. Решение неравенства х+1/х > 1/х- 1 1) х>0

      2) х>0 или -1 <х<0

      Первый ответ здесь частично правильный; полностью правильным является второй ответ.


      Задания с выборо м нескольких правильных ответов

      Предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых может быть несколько правильных. Испытуемый должен выбрать все правильные ответы. Эти задания требуют от студента более сложных мыслительных операций. Работая с заданиями, студент вычленяет главные существенные признаки, анализирует каждый ответ.

      Если не оговаривать число правильных ответов, а считать задание выполненным, когда отмечены все правильные ответы, то вероятность угадывания, например в тестах, содержащих 5 вариантов ответов, уменьшается с 0,2 до 0,03.

      Пример

      Интегральных параметра среды, влияющие на функцию принятия решения

      1. Неопределенность Б. Сложность

      2. Динамичность Г. Определенность Д. Ограниченность


    Задания на установление соответствия

    Они могут быть двух типов:

    1. Соответствия взаимно - однозначные: любому элементу из левого столбца соответствует только один элемент из правого столбца и наоборот

    2. Соответствия не взаимно - однозначные: различным элементам из левого столбца может соответствовать один и тот же элемент из правого столбца

    Требования к задан иям на установлен ие соответствия

    • задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств (столбцов) с соответствующими названиями, обобщающими все элементы столбца;

    • правый столбец должен содержать хотя бы несколько дистракторов, еще лучше, когда число элементов правого столбца приблизительно в два раза больше числа элементов левого столбца;

    • все дистракторы в одном задании должны быть равновероятно правдоподобны;

    • элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;

    • всё задание необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

      Пример

      Даны термины и пояснения к ним:

      1. Домен а Операция реляционной алгебры

      2. Схема отношения б Язык манипулирования данными

      3. Индекс в Строка отношения

      4. Проекция г Список имен атрибутов

      5. Кортеж д Множество значений атрибута

      6. DML е Средство ускорения операции поиска в таблице Установить соответствие между терминами и пояснениями к ним:

        1

        2

        3

        4

        5

        6


        Задания на установление правильной последовательности

        Эти задания позволяют проверить умения студентов устанавливать связи между явлениями, процессами и объектами:

    • довольно специфичны, содержание многих дисциплин не поддается трансформации в эту форму;

    • проверяют определенные знания (алгоритмические, процессуальные, процедурные, технологические);

    • трудны в разработке.

    ПРИМЕР

    Установить последовательность выполнения нормализации отношений:

      1. Заполнение информацией нормализованных таблиц;

      2. Выполнение операции реляционной алгебры “ проекция”;

      3. Выявление полных зависимостей не ключевых атрибутов от ключа;

      4. Выявление частичных зависимостей не ключевых атрибутов от ключа;

      5. Определение первичного ключа;

      6. Выявление транзитивных зависимостей не ключевых атрибутов от ключа.

        1

        2

        3

        4

        5

        6


          1. Принципы составления дистрактов.

        1. Принцип противоре чия – варианты ответов представляют понятия, которые являются видами одного и того же рода, но при этом одно понятие указывает на некоторый признак, а другое этот признак отрицает, не заменяя его другим.

    ПРИМЕР

    При вводе новой записи в дополнительную таблицу :

    1. выполняется контроль целостности связей на совпадение значений полей связи основной и дополнительной таблиц;

    2. контроль целостности связей не выполняется.


    2. Принцип проти воположности – варианты ответы к заданиям подбираются контрарными по смыслу, то есть антонимичными.

    ПРИМЕР

    Укажите степень связи между объектами УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ и ГРУППА:

    1. Один ко многим

    2. Многие к одному


    3. Принцип кла ссификации подбирают варианты ответов, которые не противостоят один другому, а отображают основные стороны явления или процесса.

    ПРИМЕР

    С чего начинается проектирование БД?

    1. С нормализации отношений;

    2. С выбора СУБД;

    3. С анализа предметной области.


    4. Принцип куму ляции – содержание второго ответа вбирает в себя содержание первого и, кроме того, содержит дополнительную информацию.

    ПРИМЕР

    Универсальным отношением называется:

    1. Отношение, которое содержит только ключевые поля

    2. Отношение, включающее все представляющие интерес атомарные значения атрибутов.

    3. Любое отношение, состоящие из строк и столбцов


    5. Принцип сочетан ия – в каждом ответе представляются различные сочетания элементов.

    ПРИМЕР

    Атрибут К транзитивно зависит от L, если для атрибутов L, М, К выполняется условие:

    1. L→K→M

    2. K→M→L

    4. L→M→K


    6. Принцип цепоч ки – последнее слово первого ответа становиться первым словом второго ответа, последнее слово второго ответа становиться первым словом третьего и т.д.

    ПРИМЕР

    Выберите свойства системы классификации:

    1. гибкость, емкость, степень заполненности;

    2. степень заполненности, включаемость, замкнутость;

    3. замкнутость, степень входимости, гелиотропность.


    7. Принцип граду ирования – варианты ответов отражают качественные или количественные изменения объекта, процесса или явления.

    ПРИМЕР

    Матрица А коэффициентов при неизвестных в ограничениях исходной задачи в двойственной задаче…

    1. Умножается на (-1);

    2. Транспонируется;

    3. Удваивается.


      1. Оценка качества и надежности тестовых заданий

        Трудность задания является традиционным показателем при анализе задания.

        Трудность задания - процент испытуемых, верно выполнивших данное задание.

        Наиболее эффективными считаются задания с уровнем трудности 50 %. Если все задания такие, то максимальна дифференцирующая способность теста и распределение баллов за выполнение тестов близко к нормальному. Следует стремиться к отбору заданий с трудностью 40-60 %.

        Для нормативно-ориентированных тестов задания, трудность которых меньше 20 % и больше 80 % , как правило, отбрасываются и заменяются новыми.

        Предлагается включать в тест:

  • 20% тестовых заданий малой трудности (более 70% правильных ответов);

  • 70% средней трудности (25 – 69% правильных ответов);

  • 10% тестовых заданий большой трудности (менее 25% правильных ответов).

    Для повышения трудности теста в него включают больше заданий высокой трудности, а для понижения трудности – больше заданий низкой трудности.

    Подбор заданий по показателю трудности важен. Так, при выборе слишком трудных заданий валидность и надежность теста резко снизятся (ухудшение статистических характеристик оценивания из-за небольшого числа правильных решений, вероятность случайной оценки, влияние неудач на работу испытуемых). Слишком простые задания приведут к однообразию результатов (большинство справляется со всем набором пунктов теста), их незначительной вариативности, затрудняющей оценивание, могут вызвать негативное отношение к тесту.

    Основная задача анализа трудности заданий теста сводится к выбору оптимальных по сложности пунктов теста, а значит, и упорядочиванию, отдельных заданий в нем. Обычно, если задачу решает большинство студентов, ее (как легкую) помещают в начале теста, если задачу решает незначительный процент испытуемых, то ее (как трудную) помещают в конце теста. Одну-две самых легких задач ставят перед основными задачами теста и используют в качестве примера. Расположение заданий по возрастанию ступеней трудности, выраженных долей или процентом лиц данной выборки, решивших соответствующую задачу, позволяет примерно определить порог трудности для индивидуального испытуемого, характеризующий его место в группе.

    Практика тестирования свидетельствует, что максимум информации об индивидуальном уровне знаний, навыков и умений студентов обеспечивают задания средней трудности (50%).

    Различающая способность задания - эта характеристика показывает, насколько эффективно тестовое задание различает студентов, овладевших и не овладевших учебным материалом.

    Валидность теста выражает степень, в которой тест измеряет именно то, что он должен измерять. Валидность по содержанию в сущности означает систематическую проверку содержания теста с тем, чтобы установить, соответствует ли оно репрезентативной выборке измеряемой области знаний, навыков или умений.

    Надежность теста. Под надежностью понимают согласованность результатов проведения теста на одной и той же группе испытуемых при разных условиях.

      1. Определение критериев для выставления оценки студентам по результатам тестирования

    В качестве параметра оценки работы студента можно использовать

  • коэффициент успешности (зависимость числа действий, выполненных обучаемым безошибочно с первого раза от общего числа действий);

  • параметр усвоения (сравнение затрат времени на выполнение программы педагогом и студентом);

  • количество набранных баллов – с помощью коэффициента усвоения (отношение суммы баллов за правильно выполненные задания к общему числу возможных баллов);

  • типы оценки (позитивный и негативный) при позитивной оценке за каждый верный ответ начисляется определенное количество баллов, если испытуемый не стал отвечать, то он получает ноль баллов, при негативном оценивании, кроме этого, за каждый неправильный ответ снимаются баллы, что сдерживает попытки отвечать наугад.

Рекомендуемы для теста, включающего в себя уровни сложности следующие критерии:

оценка “удовлетворительно” выставляется при условии решения студентом не менее 51% от всех заданий, из них не менее половины заданий простого уровня и не менее половины заданий более высоких уровней сложности;

оценка “хорошо” выставляется при условии решения не менее 71% при условии решения всех заданий простого уровня и не менее четверти задания второго уровня сложности;

оценка “отлично” выставляется при условии решения не менее 91%, при условии решения не менее 70% заданий простого уровня, 70% заданий более сложных уровней сложности.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

Процесс обучения определяется целью приобретения учащимися определенного объема знаний, формирования умений и навыков. Необходимым элементом учебного процесса наряду с сообщаемой информацией является контроль знаний учащихся.

Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования. Эффективность такой методики во многом зависит, прежде всего, от специфики самой учебной дисциплины и целей обучения; от качества используемых программных продуктов и уместности их использования для конкретных учебных целей; а также от форм представления учебной информации (в частности от уровня ее визуализации).

В общем и целом, по сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование (КТ) имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования; объективность в оценке; конфиденциальность при анонимном тестировании; тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у студентов.

Говоря об объективности в оценке, следует отметить факторы, которые более объективному (не зависящему от субъективных установок преподавателей) подходу к процедуре оценивания: одинаковые инструкции для всех испытуемых; одинаковая система оценки результатов тестирования; автоматизированный подсчет баллов испытуемых.

Далее мы рассмотрим основные правила работы с тестовыми оболочками VTS (для локального тестирования) и Тест.NET для удаленного тестирования с помощью сети Интернет.

РАЗДЕЛ 3. ТЕСТОВАЯ ОБОЛОЧКА VTS.

3.1 Объекты тестовой оболочки. Папка программы содержит следующие элементы: Файл TInfo.exe – запускает программу тестирования.

Файл ТМаker.exe – предназначен для создания нового теста.

Tests – содержит файлы с тестовыми вопросами.

Result – папка содержит текстовой файл с результатами тестирования. Данная программа не требует установки на ПК пользователя.

image

Но для корректной работы требуется установить файлам TInfo.exe и ТМаker.exe совместимость Windows 98. Для этого требуется выделить файлы и вызвать контекстное меню (левой кнопкой мыши) выбрать команду свойства и на закладке «Совместимость» активировать «Запустить программу в режиме совместимости с:» и из предложенного списка выбрать Windows 98/Windows Me


3.2. Создание теста преподавателем.

      1. Ввод основных данных

        Запускаем двойным щелчком мыши файл ТМаker.exe в появившемся окне программы на закладке «Ввод данных» вводим требуемые данные (предмет, тема автор теста, тип теста, порядок воспроизведения вопросов). Также возможны дополнительные установки:

        • установка возможности оценивая вопросы по баллу сложности;

        • возможность прикрепления к вопросам и ответам рисунков (для этого требуется, что бы рисунки хранились в папке теста);

        • возможность разделять вопросы по группам (используется если преподаватель проводит тестирование сразу по нескольким разделам изучаемой дисциплины, что позволит при случайном выборе вопросов охватить все проверяемые разделы, данные группы не присваивают степень сложности);

        • использовать специальные группы индивидуальной настройки (данная настройка позволяет сделать группы по уровню сложности).

        image

        После определения основных данных прейдем к непосредственному созданию тестовых вопросов.

        3.2.2 Создание вопросов и ответов

        Перейдем на закладку «Вопросы и ответы»

        Окно содержит ряд полей который следует заполнить: Вопрос № - содержит тестовый вопрос

        Группа, к которой относиться вопрос

        Тип ответа на вопрос - один правильный вариант, несколько правильных вариантов, вариант ответа вводимый с клавиатурой (в данном случае ответ будет зачтен как верный, если студент введет текст идентичный эталонному ответу вплоть до запятой и регистра)

        Варианты ответов – для добавления и редактирования ответов следует нажать на

        кнопку «Редактирование ответов» image после ввода всех вариантов, галочкой отмечаем правильный (правильные) ответы.

        Также в этом окне можно указать балл сложности. И для перехода к созданию другого вопроса следует нажать кнопку сохранить.

        image

      2. Определение параметров теста.

Для удобства параметры разделены на группы.

Группа «Общие». Обратите внимание, что преподаватель может регулировать количество вопросов из общей базы, перемешивание вариантов ответа ограничить время тестирования и т.д.


image


Группа «Группы». Обратите внимание что можно определить номера обязательных вопросов включаемых в тест и номера вопросов которые не будут задаваться во время тестирования.

image

Группа «Оценка». В данном окне преподаватель может редактировать критерии оценки


image


При выборе «Равномерное распределение процентов на правильные и не правильные ответы»

image

Группа «Защита теста». Данная группа содержит настройки по защите теста во время входа, редактирования, выхода, а также определяет возможность студентов обращаться к другим функциям ОС и программному обеспечению.

image

Группа «Обработка результатов». Определяет вывод и сохранение результатов прохождения тестирования.

image

После создания теста следует определить настройки параметров (Пункт меню сервис)

image

Выполнить операции проверить и сохранить.

После создания теста, ввода базы вопросов и определение настройки тестирования необходимо произвести операцию сохранения (пункт меню тест - сохранить).

image

    1. Редактирование ранее созданного теста преподавателем.

      Для редактирование требуется выбрать пункт меню «Тест» и команду открыть, в появившемся окне выбрать редактируемый тест и нажать «Выбрать»

      image

      Далее проводить операции аналогично пункту 2.

    2. Тестирование студентов.

Для проведения тестирования запускаем файл TInfo.exe


image


В появившемся окне ввести данные тестируемого и выбрать тест для прохождения. И далее перейти к прохождению теста («Начать тестирование»)

image

Обратите внимание на комментарий в нем указывается тип вопросов (один вариант ответа, несколько вариантов ответов, ответ вводиться с клавиатуры). После определения правильного ответа следует поставить галочку (галочки если ответов несколько) и нажать принять ответ.

После окончания тестирования на экране отображаются результаты ответа и также в папке Result создается текстовой файл с результатами тестирования.


image image


Обратите внимание что при последующих прохождениях теста файл результатов до записывается поступающей информацией, информация о предыдущем тестирование не удаляется.

РАЗДЕЛ 4. ТЕСТОВАЯ ОБОЛОЧКА ТЕСТ.NET.

    1. Объекты и установка тестовой оболочки

      Программа состоит из дух элементов, устанавливаемых на рабочий компьютер: Тест.NET Преподаватель install.exe (модуль создания теста) и Тест.NET Студент install.exe (модуль прохождения теста).

      База тестовых вопросов храниться на сервере. Для прохождения теста студентами требуется подключение к сети Интернет и регистрация на сайте www.htk-spmi.ru. Количество попыток – 3. Если студент остался не доволен своими результатами, то, на усмотрение преподавателя, может получить разрешения на дополнительные попытки прохождения теста. Проверка теста преподавателем осуществляется так же через Интернет.

    2. Создание теста преподавателем.

      Для создания теста запускаем приложение Тест.NET Преподаватель.


      image

      Главная форма содержит две вкладки “Данные теста” и “Вопросы и ответы”. Заполняем параметры теста: предмет, автор, тема, количество вопросов для прохождения, выбираемых случайным образом из базы, ограничение по времени и критерий оценки. Обязательно сохраняем параметры. Далее непосредственно переходим к содержательному наполнению.


      image


      Описание элементов расположенных на вкладке “Вопросы и ответы”:

      1. Окно ввода вопроса;

      2. Сохранить вопрос;

      3. Удалить вопрос;

      4. Вставка и удаление изображения;

      5. Выбор типа вопроса;

      6. Верные и неверные ответы на вопросы;

      7. Шесть полей для ввода вариантов ответов, соответственно вариантов может быть максимум 6;

      8. Очистки вариантов ответов;

      9. Кнопки навигации, переход между вопросами;

      10. Кнопка перехода к нужному вопросу (после выбора номера нужного вопроса);

      11. Программное меню содержащее пункты “Проверить тест”, “Отправить тест”, ”Настройки”.


      image


      Тестовая оболочка позволяет в тестировании использовать вопросы следующих типов:

      • задачи с однозначным/множественным выбором ответа,

      • задания на установление соответствия,

      • задания на установление правильной последовательности (на упорядочение).


      image

      После заполнения требуемых полей, и для перехода к следующему вопросу обязательно выполнить операцию сохранения image.

      После создания теста проверяем его на корректность (пункт меню Сервис –

      Проверить тест)


      image

      При наличии некорректных параметров, вносим требуемые изменения.

      Далее проверяем настройки (пункт меню Сервис – Настройки). Адрес и порт представлены на картинке:

      image

      Далее передаем тест на сервер (пункт меню Сервис – Отправить тест).

    3. Тестирование студентов.

Для прохождения тестирования студенты должны установить на свой компьютер Тест.NET Студент install.exe и иметь доступ к сети Интернет.

При запуске тестовой оболочки студент должен пройти авторизацию и настройку системы:

image

Логин и пароль соответствуют регистрации студента на сайте www.htk- spmi.ru.

Далее ему будет представлен список тестов разрешенных для прохождения.


image

После выбора теста, студент получает от сервера случайный набор вопросов из базы и приступает к выполнению

image

  1. навигация по вопросам;

  2. кнопка для завершения тестирования и получения оценки;

  3. выбор правильных ответов;

  4. оставшееся до окончания тестирования время.

Вопросы с однозначны и множественным выбором ответа определяются визуально.

image image

Вопрос с однозначным выбором ответа Вопрос с множественным выбором

ответа

После прохождения тестирования студенту будет представлена статистика с количеством правильных ответов и соответствующей оценкой.

image

А так же будут представлены результаты тестирования, где студент может посмотреть вопросы, на которые он дал не верный ответ

image

Результат тестирования формируются в ведомость и предоставляются преподавателю.

Server:TestlAN


Результаты тестирования.


Дата

Время

Лоrмн

Предмет

Тема

оценка

10-07-2013

17 00:20

std_ 132368

Экологические основы прнродополъзовання

контрольный тест - попытка 1

3

10-07-2013

171048

std_ 132368

Экологиче.ские основы

прнродополъзовання

контрольный те.ст - попытка 2

2

10-08-2013

1730:28

std_ 132368

Экологиче.ские основы

прнродополъзовання

контрольный те.ст - попытка 3

4

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний, М. Иссл. центр, 1994

  2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002.

  3. Баранов Р. Д., Кошелева Т. М. Осуществление контроля знаний студентов методом тестирования с использованием технических средств.— http://www.ineu. megalog.ru/konf/.

  4. Галеев, Д.Л. Храмов, А.П. Светлаков, О.В. Колосов. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции

    «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», апреля 2003 г.

  5. Жуков А. Обзор программ для компьютеризированного контроля знаний методом тестирования.— //xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/my/reviews

    /2002/, 2002

  6. Зорин С. Ф. Разработка автоматизированной системы контроля знаний студентов по дисциплине «Экономика предприятия». МГВМИ, 2007.

  7. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.

  8. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010.

  9. Казиев В. М. Введение в практическое тестирование. — М.: Интуит.ру, Бином. Лаборатория Знаний, 2008.

  10. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.

  11. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.

  12. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.

 

 

 

////////////////////////////