КОМПОЗИЦИЯ И СУДЕЙСТВО ЕЗДЫ «ФРИСТАЙЛ» (КЮР) ПОД МУЗЫКУ

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛУБ СУДЕЙ ПО ВЫЕЗДКЕ

 

 

 

КОМПОЗИЦИЯ И СУДЕЙСТВО ЕЗДЫ «ФРИСТАЙЛ» (КЮР) ПОД МУЗЫКУ

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛУБ СУДЕЙ ПО ВЫЕЗДКЕ

КОМПОЗИЦИЯ И СУДЕЙСТВО ЕЗДЫ «ФРИСТАЙЛ» («КЮР») ПОД МУЗЫКУ С ОДОБРЕНИЯ FEI

Бернард Морель (Франция) - официальный международный судья по выездке

Помощь и советы: Пьер Андре (Франция), Жизель Хольстейн (Ирландия),

Эрик Летте (Швеция), Уве Мехлем (Германия), Вольфганг Нигли (Швейцария),

Маргит Отто-Крепин (Франция), Хайнц Шютте (Германия),

Николас Вильямз (Нов. Зеландия), Мариэтта Витэйдж (Бельгия)

Показ движений выездки в свободном порядке их выбора имеет давнюю традицию. В XVII веке музыкальные карусели являли собой целые представления (рис.1).

В настоящее время существуют программы по выездке свободного стиля («фристайл»), которые обогатили соревновательные мероприятия.

Программы «фристайл» направлены на усиление, на основе классической выездки, артистической стороны выступления под музыку. Благодаря влиянию этих программ вносится вклад в развитие выездки как дисциплины, которая становится более притягательной и более ценимой.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Обязательные упражнения для программы «фристайл» различного уровня точно определяются в соответствующих текстах, содержащих специальные инструкции.

Опираясь на эти правила, всадник может составить свою собственную программу для использования сильных сторон своей лошади и подчеркивая их соответствующей музыкой. Программа «фристайл» характеризуется тем, что всаднику позволяют создать свою собственную хореографию при условии, что будут показаны все обязательные движения.

Главным условием для хорошего исполнения программ «фристайл» является точное следование классическим принципам езды в соответствии с международными Правилами по выездке (§ 401+418). Поэтому оценки за технику исполнения движений идентичны оценкам за движения в предписанной программе.

Снаряжение лошади и одежда всадника - такие же, как в других видах соревнований согласно Правилам FEI (рис.2).

КОМПОЗИЦИЯ

Выступая на любом уровне, всадник должен подбирать интересные сочетания движений, требуемые по программе. Очень важны продвижение вперед, исполнение и соответствие музыке. Должны быть показаны определенная последовательность движений и точность переходов. Впечатление абсолютной гармонии дают последовательная смена движений и более спокойных моментов, а также идеальное равновесие на всех основных аллюрах, их разновидностях и в упражнениях под соответствующее музыкальное сопровождение.

1.   ХОРЕОГРАФИЯ

Технические требования

Соревнование «фристайл» должно начинаться и заканчиваться остановкой и приветствием. Это позволяет определять время для исполнения программы. Время исполнения начинается с движения лошади после приветствия и заканчивается при подходе лошади к остановке для финального приветствия.

Предписанные движения, требуемые по программе, должны быть показаны, по крайне мере, один раз. В соревнованиях уровня Большого приза позволяются комбинации движений, что увеличивает степень трудности.

В соревнованиях «фристайл» уровня Среднего приза № 1 исполнять движения высшей степени трудности не разрешается.

Таким образом, если планируется начать исполнение на галопе в программе «фристайл» уровня Среднего приза № 1, то он должен быть показан обычным образом: двойной пируэт ведет к исключению из соревнований.

Перемена ног должна исполняться серией, включающей минимум 5 перемен.

Пнаффе должно исполняться на прямой линии и состоять не менее чем из 10 движений. Таким образом, пируэт на пиаффе может рассматриваться только как дополнение уровня высшей степени сложности (рис.3).

Пассаж должен исполняться в один след на дистанции не менее 20м. Показ пассажа в два следа не считается требуемым движением: принимаются во внимание техническая трудность и вопрос артистичности.

Полупируэт на шагу разрешается. Осаживание или движения назад-вперед-назад разрешены, но могут нарушить гармонию выступления.

 

 

               

Рис. 1. Музыкальная карусель в старинные времена

Линии, по которым двигается лошадь, если только они не являются обязательными разметками, связанными с буквами на манеже, должны быть различимы и позволять судьям ясно их видеть, особенно на движениях в два следа.

Разрешены только движения и аллюры официальных соревнований. Всадник исключается из соревнований, если он показывает движения, которые не указаны в Правилах.

 

Вопреки Правилам, в соревнованиях «фристайл» разрешается держать поводья в одной руке. В этом случае свободная рука остается свободной, опущенной вниз (рис.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Поводья в одной руке, вторая рука опущена по корпусу всадника

Рис.3. Пнаффе на прямой   

линии

Об артистизме

Хорошая схема поддерживает сбалансированную работу ездой направо и ездой налево.

Она выполняется на всем поле манежа и не ограничивается движениями по прямой или обычными движениями, которые применяются в обязательных ездах (рис.5 – пример последовательности движений на рыси для лошади, исполняющей простые принимания и прибавления).

 

Она позволяет проявить лошади свои возможности и уменьшить показ ее недостатков.

В результате схема выглядит как гармоничное движение с несомненной оригинальностью без набора бесполезных украшательских движений. Исполнение одного и того же движения, частое его повторение может разрушить гармонию выступления.

Хореография должна быть тесно связана с возможностями лошади и всадника

Исполнение длинной череды трудных движений не рекомендуется, так как лошадь может утомляться. (рис.6 – примеры работы на шагу. Прибавленный шаг и собранный шаг с ½ и ¼ пируэтом).

В любом случае следует избегать всякого рода перевозбуждения, преувеличенного или показного проявления в требованиях, в соответствии с принципами классической выездки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ

Правила допускают только движения,  входящие в  обязательные программы езд, а также - для    \ соревнований «фристайл» уровня Большого приза - двойные или тройные пируэты на галопе, пируэты на ниаффе, принимание на пассаже.

Некоторые схемы включают упражнения повышенной трудности. Например, перемена ног на кругу, серпантин, фигура «восьмерка».

 

Некоторые комбинации являются комбинациями очень

высокого технического уровня. Например, прибавленный

галоп, за которым сразу же следует пируэт (рис.8),  или переходы

пиаффе- пассаж- прибавленная рысь.

 

 

 

 

 

Важно, чтобы выбранная степень трудности соответствовала уровню и
возможностям лошади и всадника.
Всадник должен знать, на какой риск он идет, планируя трудное движение. Если оно исполнено плохо, то во внимание принимаются оценки за технику, однако будет утеряна гармония, и всадник будет оштрафован также и в оценках за артистизм.

Наконец, важно, чтобы упражнения, требующие виртуозности, исполнялись бы в таких местах целой программы, где они явятся вершиной всего выступления и привлекут наибольшее внимание.

Большим достижением в представлении программы является мастерское исполнение самых трудных движений в сочетании с более простыми движениями и основными аллюрами на протяжении всего выступления.

3.        МУЗЫКА

Для зрителей самым важным элементом соревнования «фристайл» является музыка, потому что она вносит важное различие между традиционным выступлением по выездке и «фристайлом».

Выбранная музыка должна соответствовать конкретному сочетанию человек-лошадь. Это вопрос стиля, интуиции и вкуса. Возможно использование разнообразной музыки - от рока до классики. Однако, для достижения гармоничного исполнения программы необходимо, чтобы ритм аллюров лошади соответствовал ритму музыки. Вследствие этого, любое изменение аллюра должно сопровождаться изменением музыкального ритма, пли переход из одного аллюра в другой должен производиться в момент изменения музыкального ритма. Всаднику поэтому не следует планировать переходы у специально обозначенных точек манежа, их нужно делать под музыку.

Особенно приятное впечатление создается тогда, когда всадник как бы объясняет (иллюстрирует) содержание музыки. Можно использовать один отрывок музыкального произведения или же подборку нескольких отрывков.

Вариации различных упражнений в соответствии с ритмом музыки могут способствовать яркости выступления. На создание хореографии большее влияние должна оказывать музыка, а не маркировка (обозначение) манежа или обычные школьные упражнения.

Не рекомендуется исполнять езду «фристайл» на фоне маловыразительной однотонной музыки. Такие выступления не соответствуют самому духу «фристайла».

Разрешается музыка с пением, но она должна быть тщательно подобрана и не отвлекать внимание от самого выступления. Музыка с голосом редко удачно соответствует выступлению.

Музыка не должна быть слишком быстрой, заставляющей всадника «спешить». Это создает впечатление нервозности и торопливости; наоборот, музыка должна «вдохновлять» всадника и его лошадь.

Рекомендуется использовать музыку для въезда в манеж. С одной стороны, это эффектно и привлекает внимание зрителей. С другой стороны, музыка - спасательная мера, потому что она как бы контролирует правильное использование средств управления.

Следует знать, что если музыка прерывается, судья должен дать сигнал колоколом и остановить выступление всадника, а затем, как только техника будет исправлена, позволить участнику продолжить езду.

ОЦЕНКИ

В основе оценок езды «фристайл» под музыку лежат классические принципы, содержащиеся в Правилах FEI и записанные в § 401.

§ 401. Цель и основные принципы (из Правил FEI)

1.                   Целью выездки является гармоничное развитие физических возможностей и способностей лошади. В результате выездка делает ее спокойной, гибкой, а также уверенной, внимательной и энергичной. Таким образом, достигается полное взаимопонимание всадника с лошадью.

2.         Эти качества проявляются в:

 

2.1.   Свободе и равномерности аллюров;

2.2.   Гармонии, легкости и непринужденности движений;

2.3.   Легкости передних ног и подведении зада, что обеспечивает живой импульс;

2.4.   Спокойном принятии повода на протяжении всей езды без какого-либо напряжения или сопротивления.

 

3.         Таким образом, создается впечатление, что лошадь самостоятельно выполняет то, что от нее требуется. Уверенная и внимательная, она охотно подчиняется своему всаднику, оставаясь при этом абсолютно прямолинейной при движении по прямой и, соответственно, сгибаясь при движении по кругу.

4.         Шаг лошади равномерный, свободный и непринужденный. На рыси лошадь свободна, гибка, ее движения - энергичные, незатухающие, равномерные. Галоп - правильный, легкий и ритмичный. Задние конечности всегда активны. Лошадь отвечает на малейшие указания, исходящие от всадника и таким образом достигается активность всех частей ее тела.

5.         Благодаря активному импульсу и гибкости суставов, без парализующего эффекта, вызванного сопротивлением, лошадь подчиняется всаднику с готовностью и без колебаний. Она отвечает на различные его воздействия спокойно и точно, демонстрируя естественное и гармоничное равновесие, как физическое, так и психическое.

6.         При любой работе, даже на остановке, лошадь должна оставаться «в поводу». Говорят, что лошадь находится в поводу, если шея ее более или менее поднята и согнута, в соответствии со степенью ее выезженности и собранности или расширенности аллюра, а повод находится в легком и мягком упоре, при этом проявляется полное подчинение. Голова лошади неподвижна и, как правило, нос немного впереди вертикали, гибкий затылок является наивысшей точкой шеи. Не должно оказываться никакого сопротивления всаднику.

7.                   Каденция является результатом истинной гармонии, показываемой лошадью при движении с явно выраженными равномерностью, импульсом и равновесием. Ритм, который лошадь поддерживает на всех аллюрах, является неотъемлемой частью каденции. Каденция должна поддерживаться при исполнении всех упражнений и на всех видах каждого аллюра.

 

I.     ОЦЕНКИ ЗА ТЕХНИКУ ИСПОЛНЕНИЯ

Техническое исполнение упражнений оценивается таким же образом, как и в обязательных ездах. За каждое требуемое упражнение судья может ставить промежуточную оценку столько раз, сколько раз это упражнение исполняет всадник. В конце езды судья дает этому упражнению окончательную оценку, которая является синтезом промежуточных оценок, и совсем не обязательно их средней арифметической величиной.

Судья должен быть уверенным в том, что все требуемые движения были показаны (направо и налево), что разрешенные движения не были введены в программу (см. хореографию - раздел технических требований).

Если обязательные движения не были показаны, ставиться оценка «0»; эта оценка принимается во внимание, когда оценивается композиция программы. Если показываются неразрешенные движения, то всадник исключается из соревнований.

Оценки за технику должны быть выше за выступление, полное энергии, когда всадник идет на риск, называя предельный импульс, но, конечно, не совершая ошибок при выполнении движений высшей степени удности или их последовательности, требующих большого мастерства.

Езды "фристайл", хорошо выполненные, но без технических трудностей, не могут получить очень высоких оценок.

С другой стороны, тщательно разработанная хореография никогда не должна стать компенсацией за плохое выступление.

2.     ОЦЕНКИ ЗА АРТИСТИЗМ

Ритм, энергия и эластичность

Первым элементом впечатления от выступления является, главным образом, зрительное восприятие. Это -внешний вид лошади, как только она появляется в манеже подобно атлету или танцору, который вышел, чтобы покорить публику. Здесь учитывается, каким образом лошадь движется, при чистоте аллюров соблюдает ритм, подчеркиваемый музыкой.

Осанка лошади - выражена в энергии, исходящей от нее, контролируемая на собранных аллюрах и освобождаемая на прибавленных. Конечно, она связана с правильным выражением импульса, т.е. "если спина лошади мягкая и колеблется, а контакт с рукой всадника - легкий" (§ 417.3).

Артистическая сторона основывается на эластичности движений лошади, способной протолкнуть себя вперед, сохраняя равновесие, или укоротиться, сохраняя подвисание, что особенно ценно при выполнении упражнений на собранных аллюрах.

Гармония пары лошадь-всадник

Оценка за гармонию комбинации всадник-лошадь учитывает легкость, желание двигаться и грацию при выполнении лошадью движений, а также мягкость переходов из одной фигуры в другую, взаимопонимание между всадником и лошадью, чувство лошади всадником.

Хорошее взаимопонимание и слитность человека и лошади подчёркивается мягкими, осторожными средствами воздействия со стороны всадника.

Риск, на который идет всадник, показывающий движения высшей степени трудности, вознаграждается при хорошем исполнении упражнений в оценках за технику.

Артистическая сторона оценки повышается только в случае, если исполнение было легким и непринужденным.

Серьезные ошибки в движениях штрафуются как в оценках за технику исполнения, так и в оценках за артистизм, как результат недостатка гармонии.

Технически одинаково исполняя упражнения, два всадника могут иметь абсолютно разные оценки за артистизм.

 Не может удовлетворительно оцениваться артистизм, если в техническом отношении езда показана явно неудачно.

                                      Эта оценка выражает, в сущности, взаимопонимание между

                                  всадником и лошадью (рис.11), легкость и общую гармонию. Она

                                  включает в себя понятие артистического качества езды, чувство ритма,

                                  взаимное доверие, определенное в первом абзаце § 401

                                  международных Правил.

 

Хореография

Оценки за артистизм основываются на вышеупомянутых критериях (см. композицию) к схеме и исполнению движений.

Таким образом, при оценке хореографии принимаются во внимание:

       использование пространства, связь упражнений по маршруту схемы;

       ясное исполнение схемы езды с четкой последовательностью, уравновешенностью аллюров;

       выбор ключевых фигур и их расположение в схеме езды по мере их исполнения;

       производимый эффект, оригинальность выступления.

Оценка за хореографию дает преимущество над исполнением обязательных движений только в том случае, если езда построена по вышеупомянутым принципам и хорошо сбалансирована.

Степень трудности

Оценки за артистизм основываются на вышеупомянутых критериях (см. композицию) и учитывают наличие в схеме езды виртуозных упражнений и легкость их исполнения.

Таким образом, при оценке степени трудности принимаются во внимание:

       комбинация движений, выполняемая на высоком техническом уровне;

       оригинальность схемы или ситуаций (поводья в одной руке) при исполнении сверх трудных упражнений;

       последовательность упражнений, показываемых с особым мастерством, непринужденностью и легкостью.

Судья ставит хорошую оценку за высокий уровень трудной схемы езды, если она исполняется в гармонии с возможностями комбинации всадник-лошадь.

Интерпретация музыки

Выставление оценок основывается на вышеупомянутых критериях (см. композицию) и на гармонии между музыкой и хореографией.

Таким образом, принимаются во внимание:

       синхронность при изменении аллюров и музыки;

       хорошее соответствие ритма музыки ритму аллюров;

       гармония между музыкой и движениями.

Тип музыки или качество исполнения музыки не должны влиять на судью, потому что музыка воспринимается только в сочетании с хореографией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует надеяться, что судья, в своем умении автоматически объединять музыку с техникой исполнения будет руководствоваться собственным восприятием музыки и полагаться на свой опыт. Это тесно связано с общим уровнем его развития, культуры, о чем забывать нельзя.

Вот почему, прежде чем приступить к судейству программ "фристайл" под музыку и проявить в этом свои артистические эмоции, судьи должны приобрести достаточный опыт.

Кто-то может заметить, что оценки появляются в результате "усредненного11 впечатления, которое оставляет тот или иной участник.

Развитие (эволюция) программ "фристайл" под музыку в будущем, возможно, приведет к большему количеству требований в этой области; это будет касаться уровня техники исполнения, уровня композиции и артистического качества, а также других подходов к выставлению оценок.

Вот почему целью настоящей брошюры является установление правил на данное время и выработка рекомендаций, которые объединили бы взгляды судей, тренеров и всадников по этому вопросу.

Постоянно возрастающее влияние езд "фристайл" под музыку на обстановку соревнований и зрителей также требует применения общих правил.

Будем надеяться, что распространение этого вида соревнований и их хорошее понимание позволят поддерживать высокий уровень выездки, имея в виду, что "ее целью является гармоничное развитие физических возможностей и способностей лошади", что "делает ее спокойной, гибкой, уверенной, внимательной и энергичной. Таким образом, достигается полное взаимопонимание всадника с лошадью".

Париж, 10 ноября 1994 г

 

КАК СУДИТЬ ЕЗДУ "ФРИСТАЙЛ"

Выводы семинара FEI по выездке для международных и официальных международных судей (Австрия, 26-28 апреля 1996 г.)

Эрик Летте, Председатель Комиссии по выездке FEI

Переходы между пассажем и пиаффе оцениваются в том случае, когда всадник выполняет связку "пассаж-пиаффе-пассаж". Это означает, что переходы в пиаффе и из пиаффе должны быть выполнены на одном месте. Например, если всадник выполняет "шаг-пиаффе-пассаж-пиаффе", то переходы будут в разных местах, и они в оценку не включаются.

В соответствии с правилами, для приветствия всадник останавливается. Установлено, что это означает, что только во время этой остановки всадник может снять головной убор.

Приниманис на пассаже должно оцениваться только как пассаж. Но эта фигура должна быть принята во внимание и влиять на оценку "Хореография и изобретательность" (№ 18), но не рассматриваться как более   I высокая степень сложности.

Пируэты на пиаффе должны оцениваться как пиаффе. Чтобы пируэты рассматривались как элемент более высокой степени сложности и повышали оценку № 19, они должны быть выполнены правильно. Это означает, что они не должны быть слишком большими, и зад не должен уходить наружу. *

За двойной пируэт на галопе выставляется только одна оценка. Двойные пируэты должны приниматься во внимание в артистической части оценки "степень сложности и хорошо рассчитанный риск" (№ 19).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////