Вирусология. Программа учебной дисциплины вариативной части (2017 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

1

 

 

Вирусология. Программа учебной дисциплины вариативной части (2017 год)

 

 

М
1. Наименование дисциплины
Дисциплина «Вирусологияª включена в вариативную часть Блока 1. (модули)
Обязательные дисциплины
(модули) основной профессиональной образовательной
программы бакалавриата по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое
образование, профиля Биология, заочной формы обучения.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(модулю),
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Целью освоения дисциплины
«Вирусологияª является обучение основам
вирусологии в современном состоянии и обучение возможностям применения
полученных знаний в будущей профессии учителя биологии или научно-
исследовательской деятельности.
В результате освоения программы бакалавриата обучающийся должен овладеть
следующими результатами обучения по дисциплине «Вирусологияª
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы
Этап формирования
теоретический
модельный
практический
знает
умеет
владеет
Компетенции
Способность к
ОР-1
самоорганизации и
планировать цели и
самообразованию
устанавливать
(ОК-6)
приоритеты при
осуществлении
деятельности;
строить процесс
овладения
информацией,
отобранной и
структурированной
для выполнения
профессиональной
деятельности
(допускает ошибки;
испытывает
трудности при
планировании и
установлении
приоритетов).
ОР-2
планировать цели и
устанавливать
приоритеты при
осуществлении
деятельности;
самостоятельно
строить процесс
овладения
информацией,
отобранной и
структурированной
для выполнения
профессиональной
деятельности
(может
затрудниться при
обосновании
выбранных целей и
приоритетов).
Способность руководить
ОР-3
ОР-5
учебно-исследовательской
использовать базовые
навыками поиска
знания в учебно-
информации по
деятельностью
исследовательской
полученному
обучающихся (ПК-12)
работе обучающихся;
заданию, сбора,
разрабатывать
анализа данных,
элементы учебных
необходимых для
занятий проблемно-
решения
исследовательской
поставленных задач;
направленности
навыками разработки
учебных занятий
ОР-4
проблемно-
осуществлять
исследовательской
педагогическое
направленности
взаимодействие с
обучающимися при
проведении ими
учебно-
исследовательской
работы; оказать
помощь и содействие
в поиске информации
по полученному
заданию, сборе,
анализе данных,
необходимых для
решения
поставленных задач;
грамотно отбирать
педагогические
условия учебно-
исследовательской
деятельности как
формы организации
образовательного
процесса;
разрабатывать
учебные и
внеучебные занятия
проблемно-
исследовательской
направленности
3.
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
(должно полностью соответствовать учебному плану данной образовательной
программы)
Дисциплина «Вирусологияª включена в вариативную часть Блока 1. (модули)
Обязательные дисциплины
(модули) основной профессиональной образовательной
программы бакалавриата по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое
образование, профиля Биология, заочной формы обучения (Б1.В.ДВ.6.1 Вирусология).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды
деятельности, сформированные в процессе изучения таких дисциплин как «Цитологияª,
«Микробиологияª, «Органическая химияª.
Результаты изучения дисциплины
«Вирусологияª является теоретической и
методологической основой для изучения дисциплин:
«Генетикаª,
«Молекулярная
биологияª, «Основы биотехнологииª, «Теория эволюцииª, «Фитопатологияª.
4. Объем дисциплины
(модуля) в зачетных единицах с указанием количества
академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с
преподавателем
(по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу
обучающихся.
Учебные занятия
Всего
трудоемкость
семестра
Зач. ед.
часы
экзамен
8
3
108
4
10
85
(27 ч.)
5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с
указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных
занятий.
Количество часов по
формам обучения
Наименование раздела и тем
Раздел I. Предмет и методы вирусологии
Тема 1. Развитие учения о вирусах.
Тема 2. Понятие о вирусе как о живом существе.
Тема 3. Таксономия и номенклатура вирусов.
2
6
40
Тема 4. Вирусологическая лаборатория.
Тема 5. Методы вирусологии.
Раздел II. Морфология и ультраструктура вирусов
Раздел III. Онтогенез и репродукция вирусов
Раздел IV. Происхождение и эволюция вирусов. Роль
вирусов в экосистемах
Раздел V. Вирусные инфекции
Тема 1. Типы вирусных инфекций.
2
4
45
Тема 2. Естественная защита от вирусных инфекций. Механизмы
антивирусной защиты клеток.
Тема 3. Вирусы - возбудители болезней человека, животных,
высших растений; бактериофаги.
ВСЕГО:
4
10
85
5.2.
Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВИРУСОЛОГИИ
Вирусология как наука. Открытие вирусов. Отличия вирусов от других организмов.
Вирусы как неклеточные формы жизни. принципы классификации вирусов. Таксономия и
номенклатура вирусов. Понятие вида у вирусов. Принципы организации
вирусологической лаборатории. Методы вирусологических исследований.
ПРАКТИКУМ
1. Вирусологическая лаборатория. Правила асептики и антисептики. Стерилизация.
Методы диагностики вирусных инфекций.
Интерактивная форма: работа в микрогруппах; учебная дискуссия («Круглый столª).
2. Методы консервации и хранения вирусов. Методы культивирования вирусов. Методы
выделения вирусов из инфекционного материала. Индикация вирусов с использованием
куриных эмбрионов.
Интерактивная форма: работа в парах.
3. Методы индикации вирусов по ЦПД, реакции гемагглютинации и гемадсорбции,
методом бляшек и методом цветной пробы. Методы количественного определения
вирусов.
Интерактивная форма: работа в микрогруппах; учебная дискуссия («Круглый столª).
РАЗДЕЛ II. МОРФОЛОГИЯ И УЛЬТРАСТРУКТУРА ВИРУСОВ
Структура вириона. Структурная организация капсида и нуклеокапсида. Вирусный
геном. Ферменты, кодируемые вирусным геномом.
РАЗДЕЛ III. ОНТОГЕНЕЗ И РЕПРОДУКЦИЯ ВИРУСОВ
Этапы онтогенеза вирусов. Адсорбция. Клеточные белки - рецепторы вирусов.
Способы транслокации. Проникновение и депротеинизация безоболочных и оболочных
вирусов. Транскрипция, трансляция, репликация вирусов. Морфогенез, созревание
безоболочных и оболочных вирусов. Способы выхода вирусного потомства из клетки.
РАЗДЕЛ IV. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВИРУСОВ. РОЛЬ ВИРУСОВ В
ЭКОСИСТЕМАХ
Гипотезы происхождения вирусов. Проблемные вопросы эволюции вирусов.
Экологическое разнообразие вирусов. Участие вирусов в микробной петле. Регулирование
вирусами численности их хозяев. Вирусы как генетические векторы. Мутуализм вирусов и
их хозяев.
РАЗДЕЛ V. ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Типы вирусных инфекций. Методы индикации вирусных инфекций и
идентификации вирусов. Естественная защита от вирусных инфекций. Антивирусная
защита клеток: апоптоз, интерфероны, системы рестрикции/модификации и CRISPR/cas,
РНК-сайленсинг. Вирусы - возбудители болезней человека, животных, высших растений.
Бактериофаги.
ПРАКТИКУМ
4. Молекулярно-генетические методы исследования и диагностики вирусных инфекций.
Интерактивная форма: работа в микрогруппах.
5. Вирусы - возбудители вирусных инфекций человека.
Интерактивная форма: учебная дискуссия («Круглый столª).
6.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную
и внеаудиторную самостоятельную работу студентов.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме выполнения тестовых
заданий по дисциплине. Аудиторная самостоятельная работа обеспечена базой тестовых
материалов.
Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в формах:
- подготовки к устным докладам (мини-выступлениям);
- подготовка к защите реферата.
Материалы, используемые для текущего контроля успеваемости
обучающихся по дисциплине
Перечень вопросов для самостоятельной работы:
1. Нормативные документы лаборатории вирусологии
2. Эволюция взглядов на природу и происхождение вирусов.
3. Генетические признаки вирусов. Цель и методы их изучения.
4. Генетическая изменчивость вирусов. Мутации вирусов.
5. Проблема химиотерапии вирусных болезней: перспективы развития.
6. Умеренные фаги, явление лизогении, фаговая конверсия.
7. Взаимодействие фагов с восприимчивой клеткой.
8. Особенности репродукции фагов.
9. Взаимодействие между вирусами при смешанном заражении.
Примерный перечень тем рефератов
1. Научная деятельность Д.И. Ивановского. Открытие вирусов растений Д.И. Ивановским
и М. Бейеринком.
2. Научная деятельность Ф. Лёффлера и П. Фроша. Открытие вирусов животных.
3. Научная деятельность У. Риида. Открытие вирусов человека.
4. Открытие бактериофагов. Научная деятельность Ф. Туорта и Ф. Д’Эрелля.
5. Практическое применение бактериофагов.
6. Прионы как белковые инфекционные агенты.
7. Факторы защиты организма человека от инфекционных агентов.
8. Противовирусные препараты.
9. Вирусный канцерогенез.
10. Эпидемиология, клинические проявления, диагностика и иммунопрофилактика гриппа
и парагриппа.
11. Эпидемиология, клинические проявления, диагностика и иммунопрофилактика кори.
12. Эпидемиология, клинические проявления, диагностика и иммунопрофилактика
полиомиелита.
13. Эпидемиология, клинические проявления, диагностика вирусных гепатитов.
Проблемы лечения и профилактики вирусных гепатитов.
14. Поксвирусы, патогенные для человека. Открытие Э. Дженнером метода вакцинации.
15. Эпидемиология, клинические проявления, диагностика и возможности лечения
бешенства.
16. Возбудители природно-очаговых вирусных инфекций. Клещевой энцефалит.
Перечень вопросов к текущему и рубежному контролю знаний
Примерные тестовые вопросы для текущего контроля знаний
Тема: «Сущность вирусов. Морфология и ультраструктура вирусовª
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Максимальное количество баллов - 10
(правильный ответ на вопрос - 1 балл)
1.
Вирусы были открыты
а) Ф. Д’Эреллем
в) Д.И. Ивановским
б) Э.Э. Дженнером
г) Л. Пастером
2.
Вирусы считают живыми существами, так как они
а) образованы белками и нуклеиновыми
в) имеют упорядоченную структуру и симметрию
кислотами
б) способны взаимодействовать с клеточными
г) имеют геном, способны к самокопированию,
мембранами и проникать в клетки
обладают наследственностью и изменчивостью
3.
Покоящаяся форма вируса вне клетки хозяина это
а) вироид
в) капсид
б) прион
г) вирион
4.
Вирус мозаичной болезни табака имеет симметрию
а) спиральную
в) сложную
б) икосаэдрическую
г) кубическую
5.
Бактериофаг Т4 человека имеет симметрию
а) спиральную
в) сложную
б) икосаэдрическую
г) кубическую
6.
Комплекс капсида и вирусной нуклеиновой кислоты называется
а) суперкапсид
в) капсомер
б) нуклеокапсид
г) протомер
7.
Наружный белковый слой вирусов это
а) пепломер
в) транскрипт
б) кор
г) капсид
8.
Уникальным ферментом ретровирусов является
а) рибонуклеаза
в) репликаза
б) обратная транскриптаза
г) протеинкиназа
9.
Видимыми проявлениями действия вирусов на клеточные культуры являются:
а) ЦПД, РГА
в) внутриклеточные включения
б) бляшкообразование
г) верны все варианты пунктов а), б), в)
10.
РНК(-) вирусы обязательно содержат фермент
а) ДНК-зависимую РНК-полимеразу
в) транскриптазу
б) эндонуклеазу
г) РНК-зависимую ДНК-полимеразу
Тестовые вопросы для рубежного контроля
В ВОПРОСАХ №№ 1-20 ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В ВОПРОСАХ №№ 21-27 НАЗОВИТЕ ПОНЯТИЕ/ТЕРМИН
* - вопросы повышенной сложности
Максимальное количество баллов - 46
(правильный ответ на простой вопрос - 1 балл, на вопрос повышенной сложности - 2 балла)
1.
Бактериофаги открыли
а) Ф. Лёффлер и П. Фрош
в) Дж.Д. Уотсон и Ф. Крик
б) Ф. Туорт и Ф. Д’Эрелль
г) Ф. Жакоб и Ж. Моно
2.
Вирусы животных открыли
а) Ф. Лёффлер и П. Фрош
в) Дж. Д. Уотсон и Ф. Крик
б) Ф. Туорт и Ф. Д’Эрелль
г) Ф. Жакоб и Ж. Моно
3.
Вирусы человека впервые открыл
а) Е. Касперский
в) У. Риид
б) Дж. Макафи
г) Ф. Коэн
4.
Вирусы считают живыми существами, так как они
а) образованы белками и нуклеиновыми
в) имеют упорядоченную структуру и симметрию
кислотами
б) способны взаимодействовать с клеточными
г) имеют геном, способны к самокопированию,
мембранами и проникать в клетки
обладают наследственностью и изменчивостью
5.
Вирус мозаичной болезни табака имеет симметрию
а) спиральную
в) сложную
б) икосаэдрическую
г) кубическую
6.
Комплекс капсида и вирусной нуклеиновой кислоты называется
а) суперкапсид
в) капсомер
б) нуклеокапсид
г) протомер
7.
Наружный белковый слой вирусов - это
а) пепломер
в) транскрипт
б) кор
г) капсид
8.
Правильная последовательность этапов онтогенеза вируса:
а) адсорбция → проникновение в клетку → транслокация → репликация, репродукция → сборка
вирусных частиц и созревание
б) адсорбция → транслокация → проникновение в клетку → репликация, репродукция →
сборка вирусных частиц и созревание
в) транслокация → адсорбция → проникновение в клетку → репликация, репродукция → сборка
вирусных частиц и созревание
г) проникновение в клетку → адсорбция → репликация, репродукция → транслокация → сборка
вирусных частиц и созревание
9.
Репликация вируса - это
а) синтез дочерних нуклеиновых кислот
в) освобождение от белковой оболочки
б) синтез белковых молекул
г) синтез мРНК на матрице ДНК или РНК
10.
*Наружные выросты капсомеров называются
а) пепломеры
в) прионы
б) протомеры
г) праймеры
11.
*Лиофилизация - это
а) разрушение зараженной клетки в результате выхода вирусного потомства во внешнюю среду
б) усиленное слюноотделение у животных, больных бешенством
в) консервация вируссодержащего материала путем высушивания в замороженном состоянии в
условиях вакуума
г) образование гигантских многоядерных клеток в культуре клеток, зараженных вирусом
12.
*Уникальным ферментом ретровирусов является
а) рибонуклеаза
в) репликаза
б) обратная транскриптаза
г) протеинкиназа
13.
*При репродукции РНК(+)-вирусов отсутствует стадия
а) транскрипция
в) трансляция
б) репликация
г) инкапсидирование
14.
*РНК(-)-вирусы обязательно содержат фермент
а) ДНК-зависимую РНК-полимеразу
в) транскриптазу
б) эндонуклеазу
г) РНК-зависимую ДНК-полимеразу
15.
*Правильная последовательность этапов стандартного цикла ПЦР:
а) элонгация цепи ДНК при 70-75°С → отжиг праймеров при 40-60°С → денатурация ДНК при 90-95°С
б) отжиг праймеров при 40-60°С → элонгация цепи ДНК при 70-75°С → денатурация ДНК при 90-95°С
в) денатурация ДНК при 90-95°С → элонгация цепи ДНК при 70-75°С → отжиг праймеров при 40-60°С
г) денатурация ДНК при 90-95°С → отжиг праймеров при 40-60°С → элонгация цепи ДНК при 70-75°С
16.
*Оболочным вирусом является
а) Human papillomavirus
в) Human immunodeficiency retrovirus
б) Hepatitis A virus
г) Enterobacteria phage λ
17.
*Безоболочным вирусом является
а) Human herpesvirus 1
в) Rabies virus
б) Hepatitis C virus
г) Tobacco mosaic virus
18.
*Вирусы гриппа человека относятся к семейству
а) Orthomyxoviridae
в) Poxviridae
б) Retroviridae
г) Adenoviridae
19.
*Вирусы бешенства относятся к семейству
а) Poxviridae
в) Orthomyxoviridae
б) Rhabdoviridae
г) Flaviviridae
20.
*Enterobacteria phage T4 относится к семейству
а) Myoviridae
в) Papillomaviridae
б) Microviridae
г) Adenoviridae
21.
*Группа вирусов, клонально размножающаяся, имеющая ряд общих признаков и занимающая
определённую экологическую нишу - __________
22.
*Уничтожение микроорганизмов и вирусов, способных вызвать инфекционный процесс - __________
23.
*Метод обнаружения и определения противовирусных антител и вирусных антигенов в образцах
исследуемого материала называется __________
24.
*Культура клеток одного типа, способная выдерживать не менее
50 пересевов
(пассажей) с
сохранением исходного диплоидного набора хромосом, называется __________
25.
*Количество вируса, содержащегося в единице объёма вируссодержащего материала, называется
__________
26.
*Низкомолекулярные защитные регуляторные белки, синтезирующиеся в организме в ответ на
инфицирование вирусом, называются __________
27.
*Вирусные инфекции с сохранением вирусного генома в геноме инфицированной клетки,
характеризующиеся длительным периодом развития и разнообразием клинических проявлений,
называются __________
Примерные темы к учебной дискуссии
1. Нормативные документы и правила работы в вирусологической лаборатории.
2. Проблемы диагностики вирусных инфекций.
3. Диагностика и профилактика ОРВИ.
4. Диагностика и профилактика острыхз кишечных вирусных инфекций.
5. Естественная защита от вирусных инфекций. Химиотерапия.
6. Природно-очаговые вирусные инфекции.
7. Использование бактериофагов в биотехнологии.
Перечень учебно-методических изданий кафедры по вопросам организации
самостоятельной работы обучающихся
1. Красноперова Ю.Ю., Ильина Н.А., Касаткина Н.М., Бугеро Н.В. Микробиология и
вирусология - М.:ФЛИНТА: Наука, 2011. - 146 с.
2. Пырова С. А. Фитопатология: практикум для проведения лабораторно-
практических занятий / ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова". - Ульяновск :
ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова", 2017. - 23 с.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплине (модулю)
Организация и проведение аттестации бакалавра
ФГОС ВО в соответствии с «принципамиª Болонского процесса ориентированы
преимущественно на выработку у студентов компетенций
- динамического набора
знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые «позволятª выпускнику стать
конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться.
Традиционные средства обучения
«совершенствуютсяª в русле компетентностного
подхода. Инновационные средства обучения адаптированы для повсеместного
применения в российской вузовской практике.
Соответственно, оценка уровня подготовленности студента предполагает
использование как традиционных, так и инновационных форм (типов, видов) контроля.
Все компетенции по данной дисциплине формируются на начальном (пороговом)
уровне.
Цель проведения аттестации - проверка освоения образовательной программы
дисциплины-практикума через сформированность образовательных результатов.
Типы контроля:
Текущая аттестация представлена следующими работами: выполнение
практических заданий, подготовка рефератов, решение тестовых заданий, участие в
учебных дискуссиях («Круглых столахª).
Достоинства предложенной системы проведения аттестации: систематичность,
непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного
мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки
успеваемости студента.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает
изучение блока разделов дисциплины; помогает оценить более крупные совокупности
знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.
Контрольная работа - выполнение тестовых заданий рубежного контроля.
Итоговая аттестация - экзамен
7.1. Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы:
Этапы
Показатели формирования компетенции -
Компетенции
формирования
образовательные результаты (ОР)
компетенций
Знать
Уметь
Владеть
Способность к
Модельный
ОР-1
самоорганизации
(уметь)
планировать цели
и
планировать цели и
и устанавливать
самообразованию
устанавливать
приоритеты при
(ОК-6)
приоритеты при
осуществлении
выборе способов
деятельности;
принятия решений
строить процесс
с учетом условий,
овладения
средств,
информацией,
личностных
отобранной и
возможностей и
структурированной
временной
для выполнения
перспективы
профессиональной
достижения;
деятельности
осуществления
(допускает
деятельности
ошибки;
испытывает
трудности при
планировании и
установлении
приоритетов).
ОР-2
планировать цели
и устанавливать
приоритеты при
осуществлении
деятельности;
самостоятельно
строить процесс
овладения
информацией,
отобранной и
структурированной
для выполнения
профессиональной
деятельности
(может
затрудниться при
обосновании
выбранных целей и
приоритетов).
Способность
Модельный
ОР-3
руководить
(уметь)
использовать
учебно-
создавать условия,
базовые знания в
исследовательской
стимулирующие
учебно-
деятельностью
учебно-
исследовательской
обучающихся
исследовательскую
работе
(ПК-12)
деятельность
обучающихся;
обучающихся
разрабатывать
элементы учебных
занятий проблемно-
исследовательской
направленности
ОР-4
осуществлять
педагогическое
взаимодействие с
обучающимися при
проведении ими
учебно-
исследовательской
работы; оказать
помощь и
содействие в поиске
информации по
полученному
заданию, сборе,
анализе данных,
необходимых для
решения
поставленных задач;
грамотно отбирать
педагогические
условия учебно-
исследовательской
деятельности как
формы организации
образовательного
процесса;
разрабатывать
учебные и
внеучебные занятия
проблемно-
исследовательской
направленности
Практический
ОР-5
(владеть)
навыками поиска
способами
информации по
включения учебно-
полученному
исследовательской
заданию, сбора,
деятельности
в
анализа данных,
образовательный
необходимых для
процесс
решения
поставленных
задач; навыками
разработки
учебных занятий
проблемно-
исследовательской
направленности
7.2.
Описание
показателей и критериев
оценивания компетенций на различных
этапах их формирования, описание шкал оценивания:
КОД диагностируемого
НАИМЕНОВАНИЕ СРЕДСТВА,
образовательного результата
РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ)
используемого для текущего
дисциплины
п/п
ДИСЦИПЛИНЫ
оценивания образовательного
ОР-1
ОР-2
ОР-3
ОР-4
ОР-5
результата
ОК-6, ПК-12
ОС-1
Раздел I. Предмет и
ОС-2
1
+
+
+
+
+
методы вирусологии
ОС-3
ОС-4
Раздел II. Морфология
ОС-3
2
и ультраструктура
+
+
+
+
+
ОС-4
вирусов
Раздел III. Онтогенез и
ОС-3
3
+
+
репродукция вирусов
ОС-4
Раздел IV.
Происхождение и
ОС-3
4
эволюция вирусов.
+
+
ОС-4
Роль вирусов в
экосистемах
ОС-1
Раздел V. Вирусные
ОС-2
5
+
+
+
+
инфекции
ОС-3
ОС-4
Промежуточная
6
ОС-5
+
+
аттестация
Итоговая аттестация
7
ОС-6
+
+
(экзамен)
Критерии и шкалы оценивания
ОС-1 Выполнение задания на практическом занятии
Шкала
оценивания
Этапы формирования
КРИТЕРИИ
(максимальное
компетенций
количество
баллов)
Выполнение задания по предлагаемой схеме.
Оценивается:
Модельный
умение пользоваться предложенными материалами и
(уметь)
лабораторным оборудованием;
5
Практический
правильность последовательности этапов работы в
(владеть)
соответствии с планом или протоколом;
соблюдение правил техники безопасности.
Оформление хода работы в лабораторной тетради.
Теоретический
Оценивается:
(знать)
изложение требуемых разделов методики опыта и
Модельный
5
аккуратность записей;
(уметь)
правильность отображения итогов работы в таблицах,
Практический
рисунках, схемах, расчетах и т.п.
(владеть)
Формулировка студентом выводов по результатам
работы.
Оценивается:
Теоретический
соответствие итогов работы поставленной цели;
(знать)
изложение наиболее вероятных причинно-
5
Модельный
следственных связей; аргументированность
(уметь)
интерпретации достигнутого результата опыта или
наблюдений;
лаконичность суждений.
Теоретический
Мероприятие текущего контроля (ОС-2, или ОС-3, или
(знать)
10
ОС-4)
Модельный
(уметь)
Всего
25 баллов
ОС-2 Мини-выступления («Круглый столª)
В ходе занятия по схеме «круглого столаª заслушиваются мини-выступления
студентов по заранее выбранной теме, проводится обсуждение основных положений,
проблемных вопросов, соответствующих изучаемому разделу дисциплины. Темы
сообщений могут быть предложены из вопросов, предназначенных для самостоятельного
изучения студентами или вопросов из наиболее сложных тем, требующих
дополнительного акцентирования внимания и объяснения. Темы сообщений могут быть
выбраны студентом по его желанию и согласованы с преподавателем. Сообщения могут
быть представлены как в устной форме, так и с использованием мультимедийной техники.
Регламент «круглого столаª должен предусматривать возможность работы всех студентов
на занятии и возможность получения каждым студентом максимально возможного
количества баллов за работу на занятии.
Максимальное количество баллов за работу студента в ходе «круглого столаª - 10.
Шкала
оценивания
Этапы формирования
КРИТЕРИИ
(максимальное
компетенций
количество
баллов)
Студент знает общие понятия, концепции и
методологические аспекты изучаемого вопроса,
особенности реализации основных процессов
Теоретический
жизнедеятельности растительных организмов на
(знать)
разных уровнях организации и адаптаций к
10 баллов
условиям среды
Студент имеет представление об основных методах,
Модельный
применяемых в исследованиях, связанных с
(уметь)
изучаемой темой
Критерии оценивания:
0 баллов:
студент не подготовился к занятию.
1-2 балла:
студент не подготовил запланированное сообщение; принимает участие в обсуждении
рассматриваемых вопросов и при этом ориентируется лишь в общих понятиях и
основных положениях из обсуждаемой темы;
студент выступил с запланированным сообщением, но использовал упрощенные,
поверхностные суждения, демонстрировал слабую подготовку; в обсуждении темы
участие не принимал.
3-4 балла:
студент выступил с запланированным сообщением, но использовал упрощенные,
поверхностные суждения, демонстрировал слабую подготовку; принимает участие в
обсуждении рассматриваемых вопросов, при этом ограничивается общими знаниями
и понятиями.
5-6 баллов:
студент выступил с запланированным сообщением, но ограничился общими
суждениями; принимает участие в обсуждении вопросов
«круглого столаª,
демонстрирует знание материала по обсуждаемой теме;
студент выступил с запланированным сообщением, продемонстрировал хорошую
подготовку и знание материала по теме сообщения; принимает участие в обсуждении
рассматриваемых вопросов, при этом ограничивается общими знаниями и понятиями.
7-8 баллов:
студент хорошо подготовился к выступлению с сообщением, продемонстрировал
глубокое и всестороннее знание материала; разбирается в сущности рассматриваемых
вопросов, знает терминологию, делает верные умозаключения, но допускает
незначительные ошибки в суждениях, которые исправляет с помощью преподавателя.
9-10 баллов:
студент подготовил полный, структурированный доклад по теме сообщения,
продемонстрировал глубокое и всестороннее знание материала; активно принимает
участие в обсуждении вопросов, на «круглом столеª, свободно оперирует понятиями
и терминологией, делает правильные умозаключения, использует межпредметные
связи.
ОС-3 Защита реферата
Реферат
- краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких
источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки
зрения. Реферат
- одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких
источников. Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе
классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Студентам предлагается выполнение обзорных рефератов-конспекты.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы
(пункты,
подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем
(необязательная часть реферата).
Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их
содержание.
Этапы
Шкала оценивания
Критерий
формирования
(максимальное
компетенций
количество баллов)
Соответствие плана теме реферата;
соответствие содержания теме и плану реферата;
2
полнота и глубина раскрытия основных понятий
проблемы
умение обобщать, сопоставлять различные точки
зрения по рассматриваемому вопросу,
2
аргументировать основные положения и выводы
Теоретический
умение работать с литературой,
(знать)
систематизировать и структурировать материал;
2
правильное оформление ссылок на используемую
литературу
грамотность и культура изложения
2
владение терминологией и понятийным аппаратом
2
проблемы.
Всего:
10 баллов
ОС-4 Тестовые вопросы для текущего контроля знаний
За каждый правильный ответ студенту дается 1 балл.
Максимальное количество баллов за тест - 10.
Шкала
оценивания
Этапы формирования
КРИТЕРИИ
(максимальное
компетенций
количество
баллов)
Студент знает общие понятия, концепции и
методологические аспекты изучаемой темы,
особенности реализации основных процессов
жизнедеятельности растительных организмов на
разных уровнях организации и адаптаций к
Теоретический
10 баллов
условиям среды.
(знать)
Студент имеет представление об основных методах,
применяемых в исследованиях функциональной
активности растений и математических методах
анализа опытных данных.
ОС-5 Контрольная работа
(Тестовые вопросы для рубежного контроля знаний)
Шкала
оценивания
Этапы формирования
КРИТЕРИИ
(максимальное
компетенций
количество
баллов)
Студент знает общие понятия, концепции и
методологические аспекты изучаемого предмета.
Теоретический
46
Студент имеет представление об основных методах,
(знать)
применяемых в вирусологии.
ОС-6 Экзамен
Этапы формирования
Количество
Критерий
компетенций
баллов
экзаменуемый не обнаруживает понимания
предложенного вопроса и/или даёт ответ, который
содержательно не соотносится с поставленным
вопросом;
экзаменуемый не ориентируется в понятиях,
Теоретический
0 - 19
определениях и/или не владеет терминологией по
(знать)
существу вопроса;
экзаменуемый знаком лишь с некоторыми
основными понятиями, терминами из темы,
близкой к предложенному вопросу.
экзаменуемый ограничивается общими понятиями
20 - 40
и/или даёт общий ответ пор теме, близкой к
предложенному вопросу;
экзаменуемый плохо ориентируется в основных
понятиях, определениях, терминах;
экзаменуемый допускает систематические ошибки
в названиях, терминах и т.п.
экзаменуемый ограничивается общими понятиями
по предложенному вопросу;
экзаменуемый
использует
упрощенные
определения, трактовки;
41 - 59
экзаменуемый путается в терминах и понятиях, но
исправляет ошибки по ходу ответа с помощью
преподавателя.
Модельный
экзаменуемый демонстрирует знание базового
(уметь)
материала по предложенному вопросу;
экзаменуемый владеет лишь основными терминами
и понятиями и использует упрощенные
60 - 80
определения;
экзаменуемый допускает ошибочные суждения,
неточности, которые исправляет в процессе ответа
с помощью преподавателя.
экзаменуемый дает полный, структурированный
ответ по существу предложенного вопроса;
экзаменуемый свободно оперирует терминами и
понятиями;
81 - 99
экзаменуемый может допустить не более
3-х
незначительных
ошибочных
суждений,
неточностей или оговорок, которые исправляет в
процессе ответа с помощью преподавателя.
экзаменуемый
показывает
всесторонние,
систематические и глубокие знания по
Практический
предложенному вопросу;
(владеть)
экзаменуемый свободно и безошибочно оперирует
терминами и понятиями;
экзаменуемый
знаком
с
дополнительным
100 - 120
материалом, выходящим за рамки основной
учебной программы;
экзаменуемый может допустить не более
2-х
несущественных
ошибочных
суждений,
неточностей или оговорок, которые исправляет
самостоятельно в процессе ответа.
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Открытие вирусов и развитие учения о вирусах.
2. Сущность вирусов. Отличия вирусов от других организмов. Вирусы как живые
существа.
3. Критерии классификации вирусов. Основные таксоны.
4.
Принципы современной таксономии вирусов. Понятие вида вируса.
5.
Структура вириона. Капсид.
6.
Структура вириона. Нуклеокапсид. Особенности вирусного генома.
7.
Этапы онтогенеза вирусов. Адсорбция.
8.
Этапы онтогенеза вирусов. Транслокация.
9.
Этапы онтогенеза вирусов. Проникновение и раздевание.
10.
Этапы онтогенеза вирусов. Транскрипция и трансляция.
11.
Этапы онтогенеза вирусов. Репликация.
12.
Этапы онтогенеза вирусов. Морфогенез, созревание и выход вирусного потомства из
клеток.
13.
Происхождение и эволюция вирусов. Факторы, ограничивающие существование
вирионов во внешней среде.
14.
Роль вирусов в экосистемах. Экологическое разнообразие вирусов. Участие вирусов в
микробной петле.
15.
Роль вирусов в экосистемах. Вирусы как регуляторы численности организмов в
экосистемах. Вирусы как генетические векторы.
16.
Роль вирусов в экосистемах. Мутуализм вирусов и их хозяев.
17.
Типы вирусных инфекций.
18.
Основные механизмы антивирусной защиты клеток. Апоптоз. Антивирусное действие
интерферона.
19.
Основные
механизмы
антивирусной
защиты
клеток.
Системы
рестрикции/модификации, CRISPR/cas, РНК-сайленсинг.
20.
Вирусы человека - возбудители респираторных вирусных инфекций.
21.
Вирусы человека - возбудители острых кишечных инфекций. Возбудители вирусных
гепатитов.
22.
Вирусы человека
- герпесвирусы, возбудители оспы, бешенства. Вирус
иммунодефицита человека.
23.
ДНК-содержащие вирусы животных. ДНК-содержащие ретровирусы.
24.
РНК-содержащие вирусы животных. РНК-содержащие ретровирусы.
25.
Особенности вирусных заболеваний растений. Особенности вирусов, инфицирующих
растения. Принципы номенклатуры фитовирусов. Меры борьбы с вирусными
заболеваниями растений.
26.
Биоразнообразие фитовирусов.
27.
Общая характеристика бактериофагов. Особенности онтогенеза бактериофагов.
28.
Биоразнообразие бактериофагов.
29.
Основные требования и принципы выделения вирусов из инфекционного материала.
Признаки наличия вируса в зараженных культурах клеток.
30.
Идентификация вирусов методом молекулярных зондов.
31.
Идентификация вирусов с использованием полимеразной цепной реакции.
32.
Принципы организации вирусологической лаборатории.
33.
Правила асептики и антисептики, принятые в вирусологии.
34.
Методы лабораторной диагностики вирусов и вирусных инфекций.
35.
Основные методы консервации вирусного материала.
36.
Выделение и культивирование вирусов в куриных эмбрионах.
37.
Культуры клеток для выделения и культивирования вирусов.
38.
Культуры тканей и органов для выделения и культивирования вирусов. Ростовые
питательные среды.
39.
Лабораторные животные как экспериментальные модели в вирусологии. Способы
заражения животных вирусами.
40.
Индикация вирусов по цитопатическому действию в культуре клеток и нейтрализации
ЦПД.
41. Индикация вирусов по реакции гемагглютинации и реакции гемадсорбции.
Идентификация вирусов по РТГА.
42. Индикация вирусов методом бляшек и методом цветной пробы.
43. Титр вируса. Принципы определения титра вируса в единицах 50%-го действия на
живые объекты.
44. Титр вируса. Методы определения титра вируса в единицах гемагглютинирующего
действия.
45. Титр вируса. Метод определения титра вируса в единицах локальных инфекционных
повреждений.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,
навыков и
(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенции.
Краткая характеристика процедуры реализации текущего и промежуточного
контроля для оценки компетенций обучающихся представлена в таблице.
Представление
Наименование
Краткая характеристика процедуры
оценочного
оценочного
п/п
оценивания компетенций
средства
средства
в фонде
1
Учебная дискуссия
Проводится по избранным темам
(«Круглый столª),
(вопросам), предложенным
Комплект тем
мини-выступления
преподавателем. Обсуждаются
важнейшие теоретические вопросы.
2
Защита реферата
Оценивается интерпретация студентом
вопросов из выбранной темы на основе
Комплект тем
разных источников.
3
Тестовые задания
Выполняется в форме письменного
тестирования по теоретическим вопросам
Тестовые задания
раздела или темы. Регламент - 1-1.5
минуты на один вопрос.
4
Контрольная
Выполняется в форме письменного
работа
тестирования по теоретическим вопросам
Тестовые задания
курса. Регламент - 1-1.5 минуты на один
вопрос.
5
Экзамен в форме
Проводится в заданный срок, согласно
устного
графику учебного процесса. При
собеседования по
выставлении оценки учитывается уровень
Комплект
вопросам.
приобретенных компетенций студента.
примерных
Компонент «знатьª оценивается
вопросов к
теоретическими вопросами по
экзамену
содержанию дисциплины, компоненты
«уметьª и «владетьª -
практикоориентированными заданиями.
В конце изучения дисциплины подводятся итоги работы студентов на практических
занятиях путем суммирования заработанных баллов в течение семестра.
Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине
В конце изучения дисциплины подводятся итоги работы студентов на лекционных и
лабораторных занятиях путем суммирования заработанных баллов в течение сессии.
Максимальное
количество
Максимальное
№ п/п
Вид деятельности
баллов за
количество баллов
занятие
1.
Посещение лекций
2
4
2.
Посещение практических занятий
1
5
3.
Работа на занятии
25
125
Мероприятия рубежного контроля
4.
46
46
- контрольная работа
5.
Экзамен
120
120
ИТОГО:
3 зачетные единицы
300
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента
Посещение
Работа на
Итоговая
Посещение
лабораторных
лабораторных
Контроль
Итоговая
сумма
лекций
и практических
и практических
ная работа
аттестация
баллов
занятий
занятиях
Кол-во баллов
по видам работ
2
1
25
(за 1 занятие)
экзамен
46
300
Суммарное
120
максимальное
2×2=4
5×1=5
5×25=125
кол-во баллов
ИТОГО:
300
Критерии и шкала оценивания оценивания знаний студентов на экзамене:
По итогам 8 семестра (трудоёмкость
3 зачетные единицы) студент набирает
определённое количество баллов, которое соответствует оценке по принятой
четырёхбалльной шкале, характеризующей качество освоения студентом знаний, умений
и навыков по дисциплине:
Оценка
(3 ЗЕ)
«отличноª
271-300 баллов
«хорошоª
211-270 баллов
«удовлетворительноª
151-210 баллов
«неудовлетворительноª
0-150 баллов
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для
освоения дисциплины
Основная литература
1. Фирсов Г. М. Вирусология и биотехнология : учебное пособие. - 2 ; дополненное. -
Волгоград : ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет, 2015. -
2. Нетрусов А.И.; Котова И.Б. Микробиология: учебник. - М.: Академия, 2006. - 349 с.
3. Белясова Н. А. Микробиология : учебник / Н.А. Белясова. - Минск : Вышэйшая школа,
Дополнительная литература
1. Павлович С.А. Микробиология с вирусологией и иммунологией.
-
3.
- Минск
:
Издательство
"Вышэйшая
школа",
2013.
-
799
с.
URL:
2. Гиббс А. Основы вирусологии растений: перевод с английского / под ред. проф. И. Г.
Атабекова. - Москва : Мир, 1978. - 432 с.
3. Генкель П.А. Микробиология с основами вирусологии:
[учебное пособие для
билогических факультетов пед. институтов]. - Москва : Просвещение, 1974. - 271 с.
4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник.
- М.:
Медицинское информационное агентство, 2006. - 702 с.
5. Мудрецова-Висс К. А. Основы микробиологии : Учебник. - 5 ; испр. и доп. - Москва ;
Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М",
6. Поздеев О.К. Медицинская микробиология: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского.
- М.: ГЭОТАР-мед, 2001. - 765 с.
7. Красочко П. А. Вирусы и прионы в патологии животных и человека / П.А. Красочко. -
Минск
:
Белорусская
наука,
2012.
-
426
с.
URL:
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернетª,
необходимых для освоения дисциплины (модуля).
Интернет-ресурсы
1.
(Электронный ресурс. - Режим доступа:
2.
(Электронный ресурс. - Режим доступа:
3.
(Электронный ресурс. - Режим доступа:
4.
(Электронный ресурс. - Режим доступа:
Электронные библиотечные системы (ЭБС), с которыми сотрудничает
«УлГПУ им. И.Н. Ульяноваª
Название ЭБС
№, дата договора
Срок
Количество
использования
пользователей
1
«ЭБС ZNANIUM.COMª
Договор
с 31.05.2017 по
№ 2304 от
31.05.2018
6 000
19.05.2017
2
ЭБС
Договор № 1010 от
с 22.08.2016 по
«Университетская библиотека
26.07.2016
21.11.2017
6 000
онлайнª
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Лекционные, практические или лабораторные занятия должны подчиняться
последовательному системному подходу. Изучение материала направлено на
формирование в сознании студентов устойчивых межпредметных связей с другими
дисциплинами биологического
профиля: молекулярной биологией, биохимией,
цитологией, генетикой, эволюционной теорией, микробиологией, экологией и др.
В изложении теоретического материала наиболее эффективен проблемный подход,
активирующий познавательную деятельность студентов. Требуется применение
наглядного и демонстрационного материала
(таблиц, видеосюжетов, презентаций,
моделей и т.п.).
Деятельность преподавателя при проведении лабораторных занятий направлена на
совершенствование у студентов навыков интеллектуальной работы, способности
анализировать факты для ответов на поставленные проблемные вопросы.
В начале занятия преподаватель определяет цель, формулирует основные вопросы
и проблемы по изучаемой теме. В конце занятия подводятся итоги, формулируются
выводы, решения, проводятся упражнения на закрепление знаний и т.п. Преподаватель
оценивает работу, ответы и выступления студентов на занятии. Заблаговременно
преподаватель должен дать студентам перечень вопросов для подготовки по теме
следующего занятия.
Для организации текущего контроля знаний проводится текущий опрос, тестовые
задания, заслушиваются мини-доклады, оценивается выполнение рефератов.
Значительная доля учебной работы по дисциплине отводится на самостоятельное
изучение студентами. Студент при содействии преподавателя овладевает навыками
самостоятельной работы с учебной и научно-исследовательской литературой. На лекциях
студент получает основополагающий материал в рамках базовой программы изучаемой
дисциплины, но ряд вопросов по усмотрению преподавателя требует самостоятельного
изучения.
Подготовка к практическим или лабораторным занятиям включает
самостоятельную работу студентов над научной, учебной и периодической литературой.
На лабораторных занятиях каждый студент имеет возможность проверить глубину
усвоения учебного материала, показать знание понятий, терминов, законов, методов
вирусологии.
Планы практических занятий
1. Вирусологическая лаборатория. Правила асептики и антисептики. Стерилизация.
Методы диагностики вирусных инфекций.
Интерактивная форма: работа в микрогруппах; учебная дискуссия («Круглый столª).
2. Методы консервации и хранения вирусов. Методы культивирования вирусов. Методы
выделения вирусов из инфекционного материала. Индикация вирусов с использованием
куриных эмбрионов.
Интерактивная форма: работа в парах.
Тест «Сущность вирусов. Морфология и ультраструктура вирусовª.
3. Методы индикации вирусов по ЦПД, реакции гемагглютинации и гемадсорбции,
методом бляшек и методом цветной пробы. Методы количественного определения
вирусов.
Интерактивная форма: работа в микрогруппах; учебная дискуссия («Круглый столª).
4. Молекулярно-генетические методы исследования и диагностики вирусных инфекций.
Интерактивная форма: работа в микрогруппах.
5. Вирусы - возбудители вирусных инфекций человека.
Интерактивная форма: учебная дискуссия («Круглый столª).
Контрольная работа
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине
(модулю), включая перечень
программного обеспечения и информационных справочных систем
(при
необходимости)
Архиватор 7-Zip,
Антивирус ESET Endpoint Antivirus for Windows,
Операционная система WindowsPro 7 RUS Upgrd OLP NL Acdmc,
Офисный пакет программ Microsoft Office Standard 2010 OLP NL
Academic,
Программа для просмотра файлов формата DjVu WinDjView,
Программа для просмотра файлов формата PDF Adobe Reader XI,
Браузер Google Chrome,
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления
образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Наименование специальных
Оснащенность специальных
Перечень лицензионного
помещений и помещений для
помещений и помещений для
программного обеспечения.
самостоятельной работы
самостоятельной работы
Реквизиты подтверждающего
документа
пл. 100-летия со дня
Посадочные места - 20
* Архиватор 7-Zip, открытое
рождения В.И. Ленина, д.4
Шкаф книжный закрытый -
программное обеспечение,
аудитория 339
3 шт, шкаф гербарный - 6
бесплатная
Лаборатория морфологии и
шт,
стол
письменный
лицензия, пролонгировано.
систематики растений
однотумбовый - 1 шт, стол
* Антивирус ESET Endpoint
трапециевидный - 2 шт, стул
Antivirus for Windows, лицензия
- 27 шт, доска 3х-створчатая
EAV-0120085134, договор
- 1 шт; телевизор «Samsungª-
№260916 от 12.12.2016 г.,
1 шт, проектор Epson EB-
действующая лицензия.
W03
-
1 шт, ноутбук
* Операционная система
Samsung - 1 шт, микроскоп
Windows 7 Home Basic OEM,
«Микромед С11ª - 15 шт.,
договор 0368100013812000019-
микроскоп
бинокулярный
0003977-01 от 18.12.12 г.,
МБС - 2 шт.
действующая лицензия.
* Офисный пакет программ
OfficeProPlus 2007 RUS OLP
NL Acdmc, договор №09-
АЕ01278350 от 22.10.2009 г.,
действующая лицензия.
* Программа для просмотра
файлов формата DjVu
WinDjView, открытое
программное обеспечение,
бесплатная лицензия,
пролонгировано.
* Программа для просмотра
файлов формата PDF Adobe
Reader XI, открытое
программное обеспечение,
бесплатная лицензия,
пролонгировано.
* Браузер Google Chrome,
открытое программное
обеспечение, бесплатная
лицензия, пролонгировано.
пл. 100-летия со дня
Посадочные места - 22
* Архиватор 7-Zip, открытое
рождения В.И. Ленина, д.4
Шкаф книжный закрытый -
программное обеспечение,
аудитория 341
3 шт, шкаф книжный
бесплатная
Лаборатория основ
закрытый - 1 шт, шкаф
лицензия, пролонгировано.
фитодизайна и
книжный открытый - 2 шт,
* Антивирус ESET Endpoint
практической биологии
шкаф стеклянный - 2 шт,
Antivirus for Windows, лицензия
шкаф закрытый - 1 шт, стол
EAV-0120085134, договор
химический - 13 шт, стол
№260916 от 12.12.2016 г.,
большой химический - 1 шт,
действующая лицензия.
стул - 25 шт, доска
* Операционная система
одностворчатая - 1 шт,
Windows 7 Home Basic OEM,
термостат - 1 шт,
договор 0368100013812000019-
микроскопы - 8 шт (Биолам-
0003977-01 от 18.12.12 г.,
6 шт.; МБР- 2 шт.), проектор
действующая лицензия.
NEC V300X - 1 шт,
* Офисный пакет программ
микроскоп «Микромед С11ª
OfficeProPlus 2007 RUS OLP
- 15шт., холодильник - 1 шт,
NL Acdmc, договор №09-
микроскоп бинокулярный
АЕ01278350 от 22.10.2009 г.,
биологический - 1 шт,
действующая лицензия.
ноутбук Аsus - 1 шт.
* Программа для просмотра
файлов формата DjVu
WinDjView, открытое
программное обеспечение,
бесплатная лицензия,
пролонгировано.
* Программа для просмотра
файлов формата PDF Adobe
Reader XI, открытое
программное обеспечение,
бесплатная лицензия,
пролонгировано.
* Браузер Google Chrome,
открытое программное
обеспечение, бесплатная
лицензия, пролонгировано.
пл. 100-летия со для
73 моноблока, соединённых
* Архиватор 7-Zip, открытое
рождения В.И. Ленина, д.4
локальной
компьютерной
программное обеспечение,
Медиацентр
сетью; беспроводная сеть Wi-
бесплатная
Fi; стационарный проектор;
лицензия, пролонгировано.
экран;
5 ЖК-мониторов,
2
* Антивирус ESET Endpoint
ЖК-панели;
система
Antivirus for Windows, лицензия
видеоконференцсвязи
-
EAV-0120085134, контракт
Polycom
HDX6000HD;
№260916-ЛД от 12.12.2016 г.,
акустическая
система:
действующая лицензия.
вокальная аудиосистема и
* Операционная система
акустические колонки.
Windows 7 Домашняя
расширенная, действующая
лицензия, договор
№0368100013812000013-
169793 от 20.12.2012 г.,
действующая
лицензия.
* Офисный пакет программ
OfficeProPlus 2013 RUS OLP
NL Acdmc,
Open License: 61704351,
договор
№0368100013812000013-
169793 от 20.12.2012 г.,
действующая лицензия.
* Программа для просмотра
файлов формата DjVu
WinDjView, открытое
программное обеспечение,
бесплатная лицензия,
пролонгировано.
* Программа для просмотра
файлов формата PDF Adobe
Reader XI, открытое
программное обеспечение,
бесплатная лицензия,
пролонгировано.
* Браузер Google Chrome,
открытое программное
обеспечение, бесплатная
лицензия, пролонгировано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////