Руководство по геодезическому контролю сооружений и оборудования промышленных предприятий при их эксплуатации - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Руководство по геодезическому контролю сооружений и оборудования промышленных предприятий при их эксплуатации - 2004 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

Руководство по геодезическому контролю сооружений и оборудования промышленных предприятий при их эксплуатации - часть 15

 

 

 

 

контроля:  по  объемной  характеристике  –  сплошной;  по  управляющему 
воздействию – пассивный; по временной характеристике – летучий. 

Исходя  из  общих  качественных  свойств  объекта,  по  табл.  2.2  назначаем 

категорию  контроля  –  2,  а  по  табл.  2.7  и  назначенной  категории  контроля 
выбираем  значение  коэффициента  точности  для  пассивного  контроля  с

п

 =  0,3. 

Согласно  разделу  2.5,  производим  расчет  точности  контроля  параметров  по 
формуле (2.1) и результаты расчета заносим в таблицу прил. 2. 

7.3. 

Разработка схем съемочных работ по контролю геометрических 
параметров подкрановых путей, расчет точности измерений 
элементов схем, выбор методов и средств измерений 

Практика  работ  по  геодезическому  контролю  технического  состояния 

подкрановых  путей  [12,  15,  82,  101],  показывает,  что  наиболее  рационально 
геометрические параметры контролировать методами исполнительных съемок.  

Исполнительные  съемки  подкрановых  путей  мостовых  кранов  зданий  и 

сооружений  промышленных  предприятий  разделяют  на  плановые,  высотные  и 
координатные. 

Плановые  исполнительные  съѐмки  позволяют  обеспечить  контроль 

параметров, характеризующих плановое положения рельсов и подкрановых балок, 
а  также  контроль  боковых  зазоров  между  краном  и  колоннами.  Измерение  всех 
параметров, как правило, производится раздельно. 

Высотные  исполнительные  съемки  позволяют  обеспечить  контроль 

параметров, характеризующих высотное положение рельсов и подкрановых балок, 
а также контроль зазоров между верхом тележки крана и покрытием. Измерение 
параметров может производиться как раздельно, так и совместно. 

Координатная  съемка  позволяет  обеспечить  контроль  нескольких 

параметров,  характеризующих  плановое  и  высотное  положение  подкрановых 
конструкций совместно. 

Проектирование  геометрических  схем  и  технологических  процессов 

исполнительных  съѐмок  подкрановых  путей  мостовых  кранов  промышленных 
зданий и сооружений в большей степени зависит от габаритов кранов, путей и их 
конструктивных  решений,  а  также  от  производственных  условий  и  факторов, 
определяющих  выбор  методов  и  средств  измерений.  К  важнейшим  из  них 
относятся: 

1)  производство  геодезических  работ  в  условиях  закрытого  помещения  

и влияния производственных воздействий на выполнение измерений; 

2)  отсутствие  закрепленных  разбивочных  осей,  что  заставляет  решать 

проблему выбора осей на исходном горизонте; 

3)  степень  занятости  кранов  в  производственных  или  монтажных 

процессах, что сказывается на продолжительности и выборе средств измерений; 

4)  особенности  конструктивных  решений  пути  и  крана,  что  сказывается 

на  выборе  методики  измерений,  мест  размещения  геодезических  приборов  и 
возможностях безопасного перемещения и работы контролеров. 

 

 

Согласно  нормативных  документов  [103,  121],  величины  допустимых 

эксплуатационных  отклонений  не  зависят  от  величины  пролета  и 
протяженности  путей,  поэтому  проектные  абсолютные  погрешности  контроля 
параметров  для  одной  и  той  же  категории  контроля  будут  одинаковыми,  в  то 
время  как  относительные  погрешности  могут  различаться  даже  в  десятки  раз. 
Все  вышесказанное  говорит  о  том,  что  схемы,  методы  и  средства  измерений 
параметров  могут  широко  варьироваться.  Вместе  с  тем,  для  определенных 
типов  мостовых  кранов  и  их  путей  существуют  многократно  апробированные 
на производстве рациональные схемы и методики. 

Простые схемы и методы измерений, а впоследствии и методы обработки 

результатов  измерений,  применяют  при  небольшой  протяженности  и 
небольших 

пролетах 

путей, 

нормальных 

условиях 

воздействия 

производственной среды на измерения. 

Сложные  схемы  и  методы  измерений  применяют  при  большой 

протяженности  и  больших  пролетах  путей,  значительном  уровне  воздействий 
производственной среды на измерения. 

Полнота контроля также зависит от многих факторов. Важнейшими из них 

являются: степень повреждений путей и конструкций здания, от которых зависит 
в  последующем  объемы  рихтовочных  работ,  а  следовательно,  и  необходимость 
иметь  дополнительные  сведения  для  проектирования  рихтовочных  работ; 
требования  конкретных  нормативных  документов  к  геометрии  путей  и  кранам, 
которые  зависят  от  типов  кранов,  дополнительных  требований  конкретного 
производства. К необходимым геометрическим параметрам, по которым должен 
осуществляться  контроль  подкрановых  путей  всех  мостовых  кранов,  относятся 
параметры,  регламентируемые  «Правилами  устройства  и  безопасной 
эксплуатации  грузоподъемных  кранов»  [121],  соблюдение  которых  обязательно 
для всех предприятий министерств и ведомств. К ним относятся параметры (см. 
прил. 10): 

 

разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении; 

 

разность отметок на соседних колоннах; 

 

сужение  или  уширение  колеи  рельсового  пути  (отклонение  рельсов  от 

проектного положения в плане); 

 

взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте; 

 

зазоры в стыках рельсов; 

 

расстояние  от  верхней  точки  грузоподъемной  машины  до  потолка 

здания, нижнего пояса стропильных ферм; 

 

расстояние  от  выступающих  частей  торцов  крана  до  колонн  или  стен 

здания, перил проходных галерей. 

Перечень  дополнительных  видов  геометрических  параметров  контроля 

дается  проектной  организацией  или  заводом-изготовителем.  Как  правило, 
перечень  дополнительных  параметров  и  условий  их  применения  дается  в 
ведомственных  нормативных  документах,  в  частности,  для  подкрановых 
конструкций электростанций в [101, 103, 104 и др.]. 

 

 

Проектирование  схем  плановой  и  высотной  съемки  производят  на 

выкопировках  из  чертежей  плана  и  разреза  цеха  или  здания.  Выкопировки 
составляются в масштабах, удобных для чтения. На проектной схеме (см. рис. 7.1, 
7.2)  показывают  оси    цеха,  пролет  цеха,  положение  путей,  проектные  габариты 
крана,  расположение  съемочных  осей,  измеряемые  параметры.  При 
необходимости даются технические характеристики кранов и конструкций. 

Проектирование  методов  измерений  осуществляют  по  рекомендациям, 

изложенным  в  разделе  2.6.  Наиболее  полно  геодезические  методы  и  средства 
измерений  подкрановых  путей  изложены  в  изданиях  [12,  15,  82,  101].  При 
проектировании методов и средств измерений параметров подкрановых путей и 
крановых  конструкций  руководствуются  следующими  соображениями. 
Обеспечивая заданную точность, выбранное средство должно обладать высокой 
производительностью,  простотой  и  не  вызывать  значительного  удорожания 
ремонтных  работ  или  эксплуатационных  расходов  по  контролю  технического 
состояния  объекта,  т.  е.  обеспечивать  экономическую  целесообразность  его 
применения. 

На  основании  результатов  расчета  требуемой  точности  контроля 

геометрических  параметров  подкрановых  конструкций  турбинного  цеха 
Главного корпуса ТЭС (см. таблицу прил. 2), проектных размеров подкрановых 
путей (см. рис. 7.1, 7.2), а также методик съемочных работ и средств измерений, 
представленных  в  работах  [12,  15,  65,  67,  80,  101  и  др.]  и  прил.  3, 
рекомендуются  оптимальные  методы  и  средства  измерений  геометрических 
параметров, представленные ниже. 

В  высотном  положении  путей  выполняется  высотная  исполнительная 

съемка, включающая измерения: 

 

разностей  отметок  рельсов  на  соседних  колоннах  при  расстояниях 

между ними свыше 10 м  с погрешностью 

мм

 

5

1,

.

.

)

(

прол

отм

п

г

m

m

 

разностей  отметок  рельсов  в  одном  разрезе  пролета  здания  с 

погрешностью 

мм

 

2

шага

отм

п

г

m

m

.

)

(

 

относительных  прогибов  подкрановых  балок  мостовых  кранов  с 

погрешностью 

.

)

(

прог

п

г

m

m

 =  2  мм  (все  указанные  параметры  измеряются 

способом  веерообразного  геометрического  нивелирования  с  использованием 
нивелира  средней  или  низкой  точности,  установленного  без  штатива  или  на 
малом штативе на мосту крана и 3 м шашечных реек с уровнем); 

 

взаимного смещения торцов смежных рельсов в плане с погрешностью 

мм

 

2

0,

)

(

торцов

п

г

m

m

 (измерения  выполняются  щупом  (ГОСТ  882-75)  или 

штангенциркулем (ГОСТ 166-73) от жесткой базы). 

В  плановом  положении  путей  выполняется  плановая  исполнительная 

съемка, включающая измерения: 

 

расстояний между осями рельсов при L

кр

 = 42 500 мм с погрешностью 

мм

 

5

,

1

)

(

l

п

г

m

m

 (измерения  выполняются  стальной  рулеткой  1-го  класса 

(по ГОСТ 7502-80) с жестким фиксатором нуля и динамометром); 

 

 

 

смещений  оси  рельса  с  оси  подкрановой  балки  с  погрешностью 

мм

 

2

.

)

(

осей

см

п

г

m

m

 (выполняются измерительной линейкой (по ГОСТ 427-75)); 

 

отклонений  оси  рельса  от  прямой  линии  при 

мм

 

2

.

)

(

прям

п

г

m

m

 

(производятся  методом  бокового  нивелирования  с  применением  теодолита 
средней точности и малой шашечной рейки, при протяженности путей свыше 
150 м следует применить программу последовательных створов); 

 

взаимное смещение торцов смежных рельсов в плане с погрешностью 

мм

 

2

0,

)

(

торцов

п

г

m

m

 (измеряются 

щупом 

(ГОСТ 

882-75) 

или 

штангенциркулем (ГОСТ 166-73) от жесткой базы). 

7.4. 

Производство исполнительных съемок конструкций подкрановых 
путей 

Общая  технология  производства  высотной  и  плановой  съемки 

подкрановых  путей  здания  Главного  корпуса  ТЭС-2400  МВт  состоит  из 
основных  процессов,  описанных  в  [82].  Вместе  с  тем  при  производстве 
съемочных  работ  в  Главном  корпусе  ТЭС  необходимо  учитывать  некоторые 
особенности  конструктивных  решений,  условий  эксплуатации  здания  и 
оборудования, условий съемочных работ, которые состоят в следующем. 

1.   Ввиду  сложности  и  опасности  производства  работ  в  первую  очередь 

необходимо  выполнить  требования  по  подбору  и  подготовке  контролеров  и 
мероприятия  по  технике  безопасности,  взрыво-  и  пожарной  безопасности, 
учитывающие  взаимодействие  подрядного  и  эксплуатационного  персонала. 
Особое внимание при этом следует уделить организации безопасности  работы 
на  высоте,  работе  с  мостовыми  кранами  (при  съемке  с  мостов  кранов, 
предусматривающий  перемещения  крана  с  одного  участка  съемки  на  другой 
участок), работе вблизи электрооборудования. 

2.   До  начала  съемочных  работ  производят  рекогносцировку,  зачистку  и 

маркировку контролируемых точек конструкций в соответствии с разработанным 
проектом.  Контрольными  точками  при  высотной  съемке  путей  служат,  как 
правило,  головки  рельсов  над  опорами  (над  центром  консоли  колонны)  и  в 
пролете  (над  серединой  подкрановой  балки).  Места  постановки  рейки 
маркируют мелом или краской перед началом съемки на боковой поверхности 
рельса.  Для  створных  измерений,  которые  выполняются  способом  бокового 
нивелирования,  в  качестве  контрольных  точек  служат  боковые  грани  рельсов. 
Точность  маркировки  зависит  от  размеров  пролетов  и  шага  колонн  цеха.  При 
съемке  путей  турбинного  цеха  с  большими  пролетом  и  шагом  колонн 
достаточная точность маркировки контрольных точек составляет 5 – 10 см. 

Опыт работ по исполнительной съемке подкрановых путей показывает, что 

наиболее удобной формой полевого журнала исполнительных съемок является 
схема-журнал  (рис.  7.3).  Такой  исходный  документ  позволяет,  по  сравнению  
с  обычно  принятыми  в  геодезии  полевыми  журналами,  четко  и  наглядно  на 
одной  странице  представлять  как  всю  информацию  по  измерению  каждого 
геометрического  параметра  съемки,  так  и  следить  за  ходом  съемочных  работ, 

 

 

устранять  вовремя  возможную  путаницу  записи  многочисленных  данных, 
выполнять  первичную  обработку  результатов  измерений  и  существенно 
сокращать этим время записи, а затем и обработки результатов измерений. 

Относите

льные 

отметки 

по ряду Б 

Отсчеты 

по рейке, 

2-й участ. 

Отсчеты 

по рейке, 

1-й участ. 

Номера 

осей 

Схема 

нивелирования 

путей 

 

Б              А 

 
 

Уч.2 

 
 
 

Связ. 

точки 

 
 

Уч.1 

 

Б    А 

Отсчеты 

по рейке, 

1-й участ. 

Отсчеты 

по рейке, 

2-й участ. 

Относите

льные 

отметки 

по ряду А 

+5 

0523 

 

 

0525 

+3 

+13 

0515 

 

 

 

0535 

-7 

+22 

0506 

 

 

0531 

-3 

+24 

0504 

 

 

 

0525 

+3 

+24 

0504 

 

 

0511 

+17 

+19 

0509 

0622 

связ. 

0633 

0520 

+8 

+13 

 

0628 

0633 

 

+8 

+3 

 

0638 

 

0641 

 

+5 

 

0636 

0647 

 

-6 

+15 
 

 

0626 

туп. 

0641 

 

Рис. 7.3. Фрагмент схемы-журнала нивелирования подкрановых путей  

веерообразным способом 

7.4.1. 

Особенности высотной исполнительной съемки конструкций 
подкрановых путей 

Высотная  исполнительная  съемка  путей  в  зависимости  от  их 

протяженности и пролета цеха может производиться по различным схемам [12, 
82  и  др.].  В  турбинном  цехе  ТЭС  предпочтение  следует  отдать  наиболее 
простой  и  безопасной,  а  потому  и  часто  применяемой  в  производстве  при 
относительно небольшой  высоте крана схеме веерообразного нивелирования с 
установкой  нивелира  на  мосте  мостового  крана  (см.  рис.  7.2).  В  такой  схеме 
пути  разбиваются  на  съемочные  участки  длиной  не  более  100  м.  Нивелир 
устанавливается  без  штатива  или  на  малом  штативе  на  верхнюю 
металлическую  полку  моста  крана.  Тележка  крана  для  удобства  съемки 
перемещается  в  один  из  концов  моста,  а  сам  кран  перемещается  на  середину 
первого съемочного участка (см. рис. 7.3). В этом случае под перекрытием цеха 
в  горизонтальной  плоскости,  описываемой  нивелирным  лучом,  будет  создана 
видимость  по  всем  направлениям  съемки,  обеспечены  наибольшая 
безопасность  исполнителя  и  примерно  одинаковые  длины  визирных  лучей  до 
одноименных съемочных точек в поперечном разрезе здания, а следовательно – 
и наименьшие ошибки за угол i нивелира. Так как высота луча над головками 
рельса  будет  не  более  3  м,  следует  применить  шашечные  рейки  длиной  3  м, 
снабженные круглым уровнем для установки их в вертикальное положение. 

Нивелирование  осуществляют  по  головкам  рельсов  над  маркированными 

точками последовательно по всему участку съемки, начиная от тупика ряда А. 
Отсчеты  по  черной  стороне  шашечной  рейки  записывают  в  соответствующих 

 

 

графах  схемы-журнала  (см.  рис.  7.3).  Аналогичные  действия  производят  по 
второму  участку  съемки,  при  этом  съемку  начинают  с  последней  съемочной 
точки первого участка (связующей точки). 

После  производства  съемки  каждого  участка  путей  следует  взять 

контрольный отсчет по рейке на начальной точке (А-туп. – для первого участка 
и  А-связ.  –  для  второго  участка).  Если  полученные  отсчеты  не  превысили 
двойной  расчетной  СКП  (4  мм),  то  можно  считать,  что  потери  устойчивости 
нивелира не произошло и результаты съемки правильные. В противном случае 
съемку участка следует повторить. 

7.4.2. 

Особенности плановой исполнительной съемки конструкций 
подкрановых путей 

Плановая  исполнительная  съемка  путей  в  зависимости  от  их 

протяженности и пролета цеха может производиться по различным схемам [12, 
82  и  др.].  Наиболее  простой  и  часто  применяемой  в  производстве  при 
небольшой  протяженности  цехов  является  схема  (рис.  7.4),  в  которой  все 
геометрические параметры планового положения путей измеряются раздельно. 

Измерение расстояний между осями рельсов при проектном пролете крана 

L

кр.

 = 42 500 мм  и 

l

п

г

m

m

)

(

1,5  мм  осуществляют  стальной  рулеткой  1-го 

класса (по ГОСТ 7502-80) по всем осям цеха. Так как головки всех рельсов имеют 
одинаковую толщину, то в целях ускорения и удобства измерений их выполняют 
не по осям, а по граням рельса (рис. 7.5). При измерении в прямом ходе, начало 
делений  рулетки  со  специальным  зажимом-фиксатором  совмещают  с  левой 
гранью  первого  рельса,  полотно  рулетки  протягивают  над  головкой  второго 
рельса. После натяжения рулетки специальным ручным натяжным устройством 
имеющим встроенный динамометр, берут отсчет по ней, соответствующий левой 
грани второго рельса. 

В  обратном  ходе  начало  рулетки  совмещают  с  правой  гранью  второго 

рельса. Если расхождения измеряемой величины не превысят двойной СКП (для 
данного случая – 3 мм), то среднее значение записывают на схему (см. рис. 7.4). 

Так  как  пролеты  путей  на  электростанциях  целесообразно  подгонять  под 

средний  пролет  кранов  [65,  101],  то  этой  же  рулеткой  по  приведенной  выше 
методике измеряют пролеты кранов. Измерения производятся в одних и тех же 
условиях,  поэтому  в  результаты  измерений  не  вводят  поправки  за 
компарирование прибора и температуру, что, в конечном результате, увеличивает 
точность  измерений.  (Примечание.  На  других  предприятиях,  где  условия 
эксплуатации  кранового  оборудования  не  соответствуют  оговоренным  выше,  а 
также  технические  условия  не  оговаривают  подобные  допущения,  следует 
вводить поправки в измерения за компарирование рулетки и температуру.) 

 

 

 

По ряду Б 

Схема измерений 

По ряду А 

Смещени
е оси 
рельса с 
оси балки 

Б

i

q

мм

 

Расстояние 
от оси 
рельса до 
грани 
колонны 

Б

i

g

мм 

Отклонен
ие  
рельса  
от створа 

Б

i

y

мм 

Оси  Измеренные  

расстояния  

i

l

 

между осями  
рельсов, 
мм 
 
Ряд Б         Ряд А 

Отклоне
ние 
рельса  
от створа 

А

i

y

мм 

Расстояние 
от оси 
рельса до 
грани 
колонны 

А

i

g

мм 

Смещение 
оси рельса 
с оси  
балки  

А

i

q

мм 

 
 

 
384 

 
121 

  
6                

      х                  х    
         42522         
    
                  
           42524 
 
 
           42512 

 

Б

i

y

 

           42512 

                    

А

i

y

 

           42513 
 
 
           42522 
 
 
           42517 
 
 
           42524 
 
 
           42526 
 
 
  y         42512 
 
  Съемочные оси  
        по рядам 

         Б               А 

 
216 

 
375 

 
 

 
17 
 

 
 

 
122 

              
 

 
217 

 
 

 

 

11 
 

 
352 
 

 
122 

 

 
225 

 
384 


 
13 

 
23 
 

 
 

 
128 

 
 

 
227 

 
 

 
14 


 
12 

 
336 

 
133 

 

 
232 

 
341 

17 
 

 

 

 
 

 
148 

 
 

 
231 

 
 

 
13 

19 
 

361 
 
334 

 
149 

3б 
 
3а 

 
234 

367 
 
346 

18 
 
11 

 

 

 
 

 
144 

 
 

 
224 

 
 

 

 

14 
 

 
351 

 
146 

 

 
223 

 
354 

17 
 


 
 

 
 

 
140 

 
Туп.     
 
 

 
226 

 
 

10 
 
 
 
 

Рис. 7.4. Фрагмент схемы-журнала плановой съемки подкрановых путей 

Примечание. Средний пролет мостовых кранов L

кр.

 = 42 510 мм. 

 

 

 
 

               

Б

i

g

                                                                                

А

i

g

 

                                                      

i

 

                                    

i

 

                                                                                              

2

S

             

1

S

 

 

                           1               2                      3                          1              2    

 

 

     

 

                                        

Б

i

q

     

 

 

 

 

                 

А

i

q

 

Рис. 7.5. Разрез крановых конструкций с элементами измерений  

геометрических параметров 

Условные обозначения: 

1 – ось подкрановой балки; 2 – ось рельса; 3 – съемочная ось; 

А

i

q

Б

i

q

 = (S2 

– S1)/2 – смещения оси рельса с оси подкрановой балки; 

А

i

g

Б

i

g

 –  расстояния 

от  оси  рельса  до  грани  колонны; 

i

y

 –  отклонение  оси  рельса  от  створа;   

i

l

 – 

измеренное расстояние между осями рельсов. 

Примечания: 

 

1. 

Цех 

снабжен 

двумя 

мостовыми 

кранами 

грузоподъемностью  125/20  т  каждый.    2.  Пролет  крана  42  500  мм,  боковой 
габарит – 400 мм, проектный зазор между краном и колонной – 90 мм.  3. Балки 
путей  сборные,  железобетонные,  двутавровые  длиной  11  980  мм    и  сечением 
2 400×800  мм, рельс  марки КР-120.  4.  Высота  тележки над  головкой рельса 3 
906 мм.  5. Высота моста крана над головкой рельса 1 576 мм. 

Измерение  смещений  оси  рельса  с  оси  подкрановой  балки  при 

осей

см

п

г

m

m

.

)

(

2  мм  производят  измерительной  линейкой.  Для  этого 

измеряют  отрезки 

2

1

 

и

 

S

S

 между  гранью  рельса  и  гранью  балки  в  местах 

близких  к  маркированным  точкам  (см.  рис.  7.5).  Величина  смещения 
определяется как 

,

2

/

)

-

(

2

1

S

S

 а  направление  смещения  обозначается  стрелками. 

Измерение отклонений оси рельса от прямой линии при 

.

)

(

прям

п

г

m

m

2 мм 

Б 

А 

 

 

производят методом бокового нивелирования с применением теодолита низкой 
или средней точности и шашечной рейки небольшой длины. 

Съемку каждого рельса производят от отдельной съемочной оси (см. рис. 7.4,  

7.5). Теодолит устанавливают на расстоянии 2 – 3 м от начала рельса со стороны, 
ближней к оси А здания, со смещением от его грани на 10 – 15 см (в этом случае 
все  величины  отклонений 

Б

А

 

и

 

i

i

y

y

 от  съемочной  оси,  будут  положительными). 

Визирную  ось  теодолита  устанавливают  примерно  (на  глаз)  параллельно  оси 
рельса  и  закрепляют  зажимной  винт  алидады  горизонтального  круга.  Таким 
образом  визирная  ось  теодолита  будет  являться  съемочной  осью,  относительно 
которой  измеряют  отклонения  рельсов.  Для  измерения  отклонений  в  каждой 
маркированной  точке  рельса,  перпендикулярно  к  его  боковой  поверхности 
приставляют  рейку  нулем  к  рельсу  (как  показано  на  рис.  7.5)  и  берут  по  ней 
отсчет  с  точностью  до  1  мм.  Отсчеты  по  каждому  рельсу  записывают  в  схему-
журнал  (см.  рис.  7.4).  После  окончания  съемки  по  каждому  рельсу  следует 
выполнить  контроль  неподвижности  прибора  за  время  съемочных  работ.  Для 
этого  следует  взять  контрольный  отсчет  на  начальной  съемочной  точке.  Если 
величина  отклонения  не  превысит  двойной  СКП  (4  мм),  можно  считать 
результаты  измерений  правильными.  В  противном  случае  измерения  следует 
повторить. 

7.5. 

Обработка материалов исполнительных съемок подкрановых путей 
мостовых кранов и представление результатов измерений 

Методы  первичной  обработки  информации  по  контролю  технического 

состояния  подкрановых  путей  сооружений  в  процессе  их  эксплуатации 
методами  исполнительных  съемок  (как  и  само  производство  съемок)  не 
отражены  в  нормативной  литературе,  однако,  как  показывает  практика,  имеют 
ряд особенностей. К таким особенностям относятся: 

 

отсутствие  единых  образцов  форм  журналов,  схем,  ведомостей  и 

других  документов,  которые  наработаны,  например,  при  контроле  осадок  и 
горизонтальных смещений объектов; 

 

слабое  внедрение  в  производство  единых  вычислительных  программ 

компьютерной  обработки  материалов  съемок  (таких,  как,  например,  CREDO 
DAT для обработки широко известных геодезических работ); 

 

необходимость  решения  задач  по  выбору  оптимальных  осей 

подкрановых  путей  в  условиях  производства  съемок  от  произвольных 
съемочных  осей  (а  именно  такие  случаи,  как  правило,  встречаются  на 
действующих предприятиях, находящихся долгое время в эксплуатации). 

Документация, 

отражающая 

результаты 

геодезического 

контроля 

технического  состояния  подкрановых  путей,  может  проектироваться  в  виде 
заключения  или  технического  отчета.  Если  контролю  подвержены  единичные 
пути  какого-либо  цеха  предприятия,  то  документация  представляется  в  виде 
заключения.  Как  правило,  для  объектов  промышленных  предприятий 
используют  форму  технического  отчета,  так  как  объем  информации  по  путям 
достаточно большой. 

 

 

Отчет  по  контролю  технического  состояния  подкрановых  путей  объекта 

должен содержать краткую характеристику входной документации, сведения из 
программы контроля и документацию, отражающую результаты геодезического 
контроля. 

Рассмотрим  сущность  обработки  результатов  измерений  и  составление 

форм отчетной документации на примере съемки подкрановых путей мостовых 
кранов турбинного цеха Главного корпуса ТЭС, проектирование и производство 
измерений которых приведены выше. 

7.5.1. 

Обработка результатов измерений высотной съемки подкрановых 
путей и составление отчетных документов  

Обработка результатов измерений высотной съемки включает: 

 

вычисление относительных отметок головок подкрановых рельсов; 

 

составление профиля подкранового пути; 

Вычисление  относительных  отметок  производят  непосредственно  в 

схеме-журнале  высотной  съемки  (см.  рис.  7.3).  Относительные  отметки 
вычисляют, как правило, относительно начальной точки съемки (точка А-туп.) 
по формуле 

i

нач

исх

i

b

b

H

H

-

.

.

                                           (7.1) 

где  

i

 – отметка текущей точки; 

.

исх

H

 –  отметка  исходной  точки  участка  съемки  (для  первого  участка  за 

исходную принимается точка А-туп., ее отметка принимается равной нулю); 

.

нач

b

 – отсчет по рейке, установленной в начальной точке; 

i

b

 – отсчет по рейке, установленной в текущей точке. 

Исполнительную  схему  высотного  положения  подкрановых  путей 

составляют на листе миллиметровой бумаги, горизонтальный масштаб схемы 1 : 
500, вертикальный – 1 : 1. В нижней части листа в соответствующих графах (рис. 
7.6) выписывают относительные отметки головок рельсов по рядам А и Б. По этим 
отметкам  на  координатной  сетке  в  соответствующих  масштабах  наносят  точки 
фактического  положения  рельсов.  Соединяя  точки  положения  рельсов  соседних 
колонн  одного  ряда  прямой  линией  получают  графики  фактического  профиля 
пути. 

На основании фактического профиля пути, позволяющего наглядно видеть 

все  фактические  отклонения  от  проекта,  а  также,  имея  значения  допустимых 
отклонений  рельсов  по  высоте,  приведенные  выше,  делают  заключение  об  их 
техническом  состоянии.  Так,  например,  по  графикам  рис.  7.6  можно  сделать 
следующее заключение. 

Пути  по  ряду  А  в  осях  4-5,  а  по  ряду  Б  в  осях  5  –  6  имеют  «разности 

отметок  головок  рельсов  на  соседних  колоннах»,  превышающие  нормативные 
допустимые  значения  (15  мм).  Пути  по  рядам  А  и  Б  имеют  также  по  оси  5 
«разности  отметок  головок  рельсов  в  одном  поперечном  сечении», 
превышающие нормативные допустимые значения (20 мм).  

 

 

Вывод.  В  указанных  выше  местах  подкрановые  пути  находятся  в 

неудовлетворительном состоянии и нуждаются в рихтовке. 

Составление проекта рихтовки по геометрическим параметрам сводится к 

построению  линии  рихтовки  и  вычислению  величин  перемещений  рельсов  по 
высоте.  Этот  этап  работ  выполнен  в  соответствии  с  правилами  принятия 
проектных  решений  по  рихтовочным  работам,  описанными  в  [82].  Результаты 
проектных решений отображены на рис. 7.6. 

 

 

                                                              +30     +H мм 
Условные обозначения: 
1. Фактический профиль:            +20   
                по ряду А;   
                по ряду Б.                      +10 
                                         

 
2. Линия рихтовки: 
                по ряду А;                         0 
                по ряду Б.     
                                                        -10 
Масштабы:  
горизонтальный 1 : 500,               -20 
вертикальный 1 : 1.                      
                                             

 
 
 
 
 
 
 -Н мм 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относительные отметки головок 
рельсов по ряду А 

0

 

-6

 

0

 

+8

 

+8

 

+

17

 

+3

 

-3

 

-7

 

 

 

+3

 

Относительные отметки головки 
рельсов по ряду Б 

+

15

 

+5

 

+3

 

+

13

 

+

19

 

+

24

 

+

24

 

+

22

 

+

13

 

  

 

+5

 

Номера осей 

Туп. 

 

 

 

Величины перемещений рельсов  
по высоте при рихтовке по ряду А 

 

 

 

 

 

 

+

10

 

+

11

 

+

12

 

Величины перемещений рельсов  
по высоте при рихтовке по ряду Б 

 

 

 

 

 

 

 

 

+4

 

 

+

6       

 

Примечания:  1. Допустимая разность отметок рельсов в одном поперечном разрезе пролета здания: на опорах – 20 мм, в пролете – 25 мм, 
на соседних колоннах – 15 мм.  2. Рихтовку следует осуществить металлическими подкладками под рельсы по рекомендациям 
«Методических указаний» [104]. 

 

Рис. 7.6. Фрагмент профиля и проекта рихтовки подкранового пути турбинного цеха 

 

 

 

7.5.2. 

Обработка результатов измерений плановой съемки подкрановых 
путей и составление отчетных документов 

Обработка  результатов  плановой  съемки  подкрановых  путей  может 

производиться по различным методикам, представленным в работах [12, 15, 82, 
101  и  др.].  В  настоящей  работе  приведем  две  разных  методики,  на  примере 
которых  покажем  преимущества  обработки  результатов  измерений  по  более 
сложной методике по сравнению с упрощенной. 

Упрощенная методика [82] не требует значительных затрат на вычисления. 

Она позволяет привести измерения многочисленных параметров путей к единой 
системе  условных  координат  положения  путей.  При  этом  за  исходную 
(проектную) ось берется ось, проходящая через конечные точки рельса по ряду 
А  (рис.  7.7).  Проектная  ось  по  ряду  Б  путей  и  отклонения  точек  от  нее 
находятся  по  проектному  пролету  крана.  Исходными  данными  служат 
отклонения 

Б

 

и

 

i

i

y

y

А

 от  съемочных  осей  и  измеренные  расстояния 

i

 между 

осями головок рельсов обеих рядов. 

 

Приведение  результатов  измерений  от  произвольных  съемочных  осей  к 

проектным осям крана выполняют в следующей последовательности: 

 

 

1)  переносят съемочную ось (1) рельсов ряда А (см. рис. 7.7) параллельно 

самой  себе  в  начало  системы  координат  и  вычисляют  отклонения 

i

 от 

смещенной оси 2 

A

A

i

y

y

a

i

1

-

;                                                (7.2) 

2)  производят  разворот оси  2  на  величину 

n

 и получают отклонения 

'

i

 

от проектной оси 3 рельсов по ряду А 

                                                   

a

i

i

v

a

а

'

,                                                  (7.3) 

где          

1

-

1

-

-

n

i

a

v

n

a

;                                                 (7.4) 

3)  переносят съемочную ось (4) рельсов ряда Б параллельно самой себе в 

начало рельса и получают отклонения 

i

b

 от смещенной оси 5 

                                                    

Б

1

Б

-

=

y

y

b

i

i

;                                                 (7.5) 

4)  переносят  смещенную  ось  5  в  начало  координат  рельсов  ряда  Б  и 

получают отклонения 

''

i

b

 относительно оси 6 

'

''

1

b

b

b

i

i

,                                               (7.6) 

где            

пр

L

l

b

-

1

1

'

;                                                (7.7) 

5)  находят  величину  разворота 

n

v

 оси  6  относительно  проектной  оси 

крана 

'

''

n

n

n

b

b

v

-

,                                                  (7.8) 

где            

пр

n

n

L

l

b

-

'

;                                                 (7.9) 

6)  производят разворот оси 6 на величину  -

n

v

 и получают отклонения 

''

'

i

b

 

от проектной оси (7) рельсов ряда Б 

                                                      

b

i

i

v

b

b

''

''

'

,                                           (7.10) 

где           

                                                      

1

-

1

-

-

n

i

v

v

n

b

.                                         (7.11) 

Обработка  выполняется  в  специальной  ведомости  (табл.  7.1).  Исходными 

данными служат результаты плановой съемки параметров, приведенные в схеме-
журнале плановой съемки (см. рис. 7.4). 

Исполнительную  схему  планового  положения  подкрановых  путей 

составляют  на  листе  миллиметровой  бумаги  в  масштабах:  горизонтальный 
1 : 300, вертикальный 1 : 1. В центральной части листа на расстоянии 6  – 7 см 
друг  от  друга  проводят  координатные  оси  х  обеих  ниток  путей  (рис.  7.8). 
Перпендикулярно им проводят оси y, а также создают координатную сетку по 
числу  осей  здания.  В  соответствующих  графах  из  табл.  7.1  выписывают 

 

 

фактические величины пролетов 

i

 и фактические отклонения рельсов 

''

'

'

и

 

i

i

b

а

. По этим отклонениям на координатной сетке в соответствующих масштабах 
наносят  точки  фактического  планового  положения  рельсов.  Соединяя  точки 
положения  рельсов  у  соседних  колонн  одного  ряда  прямой  линией,  получают 
графики  фактического  положения  путей.  Затем,  по  величинам  смещений  осей 
балок  с  осей  рельсов 

Б

А

и

 

i

i

q

q

,  взятых  с  рис.  7.4,  наносят  точки  положения 

концов  балок.  Соединяя  точки  концов  балок  одного  шага  колонн,  получают 
линии планового положения балок. 

На  основании  фактического  положения  пути,  позволяющего  наглядно 

видеть  все  фактические  отклонения  от  проекта,  а  также,  имея  приведенные 
выше,  значения  допустимых  отклонений  рельсов  в  плане,  делают  заключение 
об  их  техническом  состоянии.  Так,  например,  по  графикам  рис.  7.8  можно 
сделать следующее заключение: 

1)  фактические  отклонения  расстояний  между  осями  рельсов  от 

проектного размера превышают допустимые значения (15 мм) в осях: 2 – 3, 3 – 
4, 5 – 6; 

2)  фактические  отклонения  оси  рельса  от  прямой  линии  на  участке  40  м 

по обеим ниткам путей не превышают допустимого значения (20 мм); 

3)  фактические  смещения  оси  рельса  с  оси  подкрановой  балки 

превышают допустимые значения (20 мм). 

Вывод.  В  указанных  выше  местах  подкрановые  пути  находятся  в 

неудовлетворительном состоянии и нуждаются в рихтовке. 

Составление  проекта  рихтовки  по  геометрическим  параметрам  сводится  

к  построению  линии  рихтовки  и  вычислению  величин  перемещений  рельсов  
и  балок  в  плане.  Этот  этап  работ  выполнен  в  соответствии  с  правилами 
принятия проектных решений по рихтовочным работам, описанными в [82] для 
подкрановых  путей  ТЭС.  Результаты  проектных  решений  отображены  на  рис. 
7.8. 

На  основании  фактических  отклонений  подкрановых  конструкций  от 

проектного положения и оценки точности результатов измерений (см. рис. 7.8, 
табл. 7.1) можно сделать следующие выводы: 

1)  средняя  квадратическая  погрешность  измерений  параметров  не 

превысила  расчетных  допустимых  величин  (1,5  –  2,5  мм),  следовательно, 
измерения выполнены качественно; 

2)  плановые  отклонения  подкрановых  конструкций  во  многих  местах 

имеют  недопустимые  значения,  следовательно,  техническое  состояние  путей 
неудовлетворительное  и  требуется  произвести  сдвижки  конструкций  согласно 
проекту рихтовки, показанному на рис. 7.8. 

 

 

Таблица 7.1 Ведомость обработки результатов плановой съемки подкрановых путей (все размеры даны в мм) 

Но-

мера 

осей 

Изм. 

расст. 

между 

рельсам

и 

i

l

 

Нахождение отклонений 

рельсов от оси А 

Нахождение отклонений 

рельсов от оси Б 

Контроль и оценка 

точности 

А

i

y

 

А

1

А

y

y

а

i

i

 

1

-

1

-

-

n

i

а

v

n

а

 

а

i

i

v

а

а

'

 

Б

i

y

 

Б

1

y

y

b

Б

i

i

 

;

-

1

1

'

пр

L

l

b

пр

n

n

L

l

b

-

'

 

'

''

1

b

b

b

i

i

 

'

"

-

n

n

n

b

b

v

 

1

-

1

-

-

n

i

v

v

n

b

 

b

i

i

v

b

b

''

''

'

 

''

'

'

'

-

-

i

i

пр

i

b

а

L

l

 

'

-

i

i

i

l

l

 

2

 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

Туп.  42512  226  0 

140  0 

+12 

+12 

 

+12 

42512 

42526  223  -3 

+1 

-2 

146  +6 

 

+18 

 

+3 

+21 

42523 

+3 

 

42524  224  -2 

+2 

144  +4 

 

+16 

 

+6 

+22 

42522 

+2 

42517  234  +8 

+3 

+11 

149  +9 

 

+21 

 

+10 

+31 

42520 

-3 

 

42522  231  +5 

+4 

+9 

148  +8 

 

+20 

 

+13 

+33 

42524 

-2 

42513  232  +6 

+6 

+12 

133  -7 

 

+5 

 

+16 

+21 

42509 

+4 

16 

 

42512  227  +1 

+7 

+8 

128  -12 

 

 

+19 

+19 

42511 

+1 

42512  225  -1 

+8 

+7 

122  -18 

 

-6 

 

+23 

+17 

42510 

+2 

 

42524  217  -9 

+9 

122  -18 

 

-6 

 

+26 

+20 

42520 

+4 

16 

42522  216  -10 

+10 

121  -19 

+22 

-7 

-29 

+29 

+22 

42522 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

53 

4

,

1

27

53

1)

-

(

3

]

[

2

n

m

отк

 мм. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..