Руководство по геодезическому контролю сооружений и оборудования промышленных предприятий при их эксплуатации - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Руководство по геодезическому контролю сооружений и оборудования промышленных предприятий при их эксплуатации - 2004 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

Руководство по геодезическому контролю сооружений и оборудования промышленных предприятий при их эксплуатации - часть 14

 

 

 

 

Таблица 6.7 Фрагмент ведомости результатов измерений элементов схемы контроля отклонений колонн  

от вертикали и съемочных осей продольных рам Главного корпуса ТЭС (см. рис. 6.3) 

Номера 

осей 

Проектные 
расстояния 

между осями  

колонн 

Измеренные расстояния 

между осями  

колонн 

Измеренные расстояния 

от отвесных линий до 

осей колонн  

на поперечниках 

Схема 

измерений 

на нижнем 

горизонте 

(отм. +0,20) 

на верхнем 

горизонте 

(отм. +21,00) 

на нижнем 

горизонте 

на верхнем 

горизонте 

1

,i

i

S

 

)

(

1

,

H

i

i

l

 

)

(

1

,

B

i

i

l

 

)

H

i

 

)

B

i

 




3а 
3б 






10 
11 
12а 

 
12 000 
11 500 
1 000 
11 500 
12 000 
12 000 
12 000 
12 000 
12 000 
12 000 
12 000 
11 500 

 
11 985 
11 509 
1 015 
11 478 
12 007 
12 002 
11 982 
11 995 
12 001 
12 019 
12 004 
11 491 

По ряду А 
11 972 
11 537 
1 002 
11 527 
12 038 
11 978 
12 029 
12 004 
11 969 
12 017 
11 968 
11 512 

 
 
 
455 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
569 

 
 
 
472 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
540 

   

1        2     3а 3б     4       5       6      7       8      9      10     11  12а  

)

B

(

i

,

i

l

1

+

 

)

H

(

i

,

i

l

1

+

 

НГ 

3

a(B) 

12

a(H) 

12

a(B) 

ВГ 

3

a(B) 

 

Примечание. Все размеры даны в мм. 

 

 

Таблица 6.8 Фрагмент ведомости обработки результатов измерений отклонений колонн продольных рам  

Главного корпуса ТЭС от проектных (оптимальных) осей (см. рис. 6.3) 

Номера 

осей 

Вычисление отклонений осей колонн от оптимальных осей здания на нижнем горизонте 

Проектные  
расстояния 

Измеренные  

расстояния 

Начальные  

отклонения 

Поправки 

Отклонения  

от оптимальных осей 

1

,i

i

S

 

1

,i

i

l

 

i

1,

-

i

i

1,

-

i

i

S

-

l

x

 

ср

х

-

v

 

v

x

x

d

i

i

 

По ряду А 


3а 
3б 






10 
11 
12а 

12 000 
11 500 
1 000 
11 500 
12 000 
12 000 
12 000 
12 000 
12 000 
12 000 
12 000 
11 500 

11 985 
11 509 
1 015 
11 478 
12 007 
12 002 
11 982 
11 995 
12 001 
12 019 
12 004 
11 491 


-15 
-6 
+9 
-13 
-6 
-4 
-22 
-27 
-26 
-7 
-3 
-12 

+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 
+10,15 

+10,15 
-4,85 
+4,15 
+19,15 
-2,85 
+4,15 
+6,15 
-11,85 
-16,85 
-15,85 
+3,15 
+7,15 
-1,85 

                                 

k

x

x

ср

/

]

[

 = -132/13 = -10,15                        -132 

Примечания:    1.  Все  размеры  даны  в  мм.    2.  При  измерениях  по  граням  колонн  все  результаты  приведены  к 

измерениям  по  осям,  для  этого  к  измеренным  результатам  добавлены  проектные  привязки  колонн  к  осям  здания  и 
учтены размеры сечения колонн 

 

 

Окончание табл. 6.8 

Номера 

осей 

Вычисление отклонений осей колонн от оптимальных осей здания на верхнем горизонте 

Изм. расстояния  

от отвесных линий до 

осей колонн  

на поперечниках 

Отклонения 

осей колонн 

на 

поперечниках 

Изм. 

расстояния 

между осями 

колонн 

Отклонения осей 

колонн  

относит. левого 

поперечника 

Поправки в откл. за 

счет невязки 

размерной цепи 

между отвесами 

Отклонения осей  

колонн от оптимальных 

осей здания  

на верхнем горизонте 

Наклон 

колонн 

)

H

j

i

 

)

B

j

i

 

.

)

(

поп

B

dx

 

)

B

(

i

,

i

l

1

+

 

)

B

(

i

dx

 

k

/

f

v

-

=

 

v

dx

dx

)

B

(

i

опт

)

B

(

i

+

=

 

i

η

 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

По ряду А 


3а 
3б 






10 
11 
12а 

 
 
455 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
569 

 
 
472 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
540 

 
 
-12,85 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
+27,15 

11 972 
11 537 
1 002 
11 527 
12 038 
11 978 
12 029 
12 004 
11 969 
12 017 
11 968 
11 512 

-21,85 
-49,85 
-12,85 
-10,85 
+16,15 
+54,15 
+32,15 
+61,15 
+65,15 
+34,15 
+51,15 
+19,15 
+31,15 




-0,40 
-0,80 
-1,20 
-1,60 
-2,00 
-2,40 
-2,80 
-3,20 
-3,60 
-4,00 

-21,85 
-49,85 
-12,85 
-11,25 
+15,35 
+52,95 
+30,55 
+59,15 
+62,75 
+31,35 
+47,95 
+15,55 
+27,15 

-32,00 
-45,00 
-17,00 
-30,40 
+18,20 
+48,80 
+24,40 
+71,00 
+79,60 
+47,20 
+44,80 
+8,40 
+29,00 

)

(

)

(

)

(

.

)

(

B

j

H

j

поп

H

поп

B

i

i

dx

dx

-

)

(

,

)

(

,

)

(

)

(

1

1

3

-

i

i

B

i

i

B

a

B

i

S

l

dx

dx

 – знак (+) по ходовой линии от 3а к оси 12а, знак (-) – 

против ходовой линии от 3а к оси 1.    

мм;

 

4

27,15

-

15

31

  

-

12

12

,

)

(

)

(

прав

a

лев

a

dx

dx

f

    

мм

10

5

2

2

.

.

проект

m

f

доп

        

 

 

 

Рис. 6.15. Фрагмент исполнительной схемы отклонений элементов продольной рамы Главного корпуса ТЭС (по 

ряду А)

 

Масштабы: для конструкций 1 : 500, для отклонений 1 : 10. 

Условные обозначения: 
 – фактические отклонения осей колонн от проектного положения;  
 – фактические отклонения горизонтальных элементов от проектного положения. 
Примечания:  1. Все размеры даны в мм. 2. Отклонения колонн определены относительно оптимальной оси ряда. 3. 

За нулевую отметку при вычислении отклонений по высоте принята нулевая отметка здания, полученная от репера № 3 
промплощадки  с  учетом  проектной  величины  привязки.  4.  Осадки  фундаментов  приняты  равными  отклонениям  от 
проекта консолей колонн. 

45 

35 

65 

65 

52  40 

60 

50 

59 

45 

58 

54 

55 

55 

32 

45 

57 

35 

41 

38 

20 

25 

20 

39 

54 

37 

33 

69 

32 

34 

56 

35 

58 

59 

85 

64 

52 

37 

51 

61 

47 

57 

52 

55 

57 

56 

60 

33 

45 

31 

44 

43 

40 

22 

47 

15 

36 

48 

33 

34 

37 

36 

37 

64 

56 

33 

58 

59 

83 

0,00 

17,60 

20,05 

25,50 

верх 

консолей 

колонн 

верх 

подкран. 

балки 

низ 

распорки 

-22 

-50 

-13 

-11 

+15 

+53 

+31 

+59 

+63 

+31 

+48 

+16 

+27 

+10 

-5 

+4 

+19 

-3 

+4 

+6 

-12 

-17 

-16 

+7 

+3 

-2 

3а 

3б 

10 

11 

12а 

61 

36 

39 

35 

38 

21 

43 

37 

60 

59 

51  41 

61 

36 

39 

35 

38 

21 

43 

37 

60 

59 

51  41 

 

 

Рис. 6.16. Схема деформаций элементов продольной рамы каркаса Главного корпуса ТЭС (по оси А) 

Условные обозначения: 

i = 

0,0004 

– разность осадок взаимосвязанных колонн продольных рам, полученная по величинам отклонений от проекта 

консолей колонн под подкрановые балки; 

32

=

η

 

– наклон колонны в мм, полученный как разность отклонений осей колонны на верхнем и нижнем горизонтах; 

1/800

f

0

 

– относительная величина прогиба горизонтального элемента продольной рамы. 

f

0

=1/63

f

0

=1/750 

f

0

=1/1100 

f

0

=1/1000 

 f

0

=1/670 

 f

0

=1/750 

f

0

=1/2700 

 f

0

=1/630 

 f

0

=1/320 

f

0

=1/1300 

 f

0

=1/510 

f

0

=1/1

500

 

f

0

=1/1

300

 

f

0

=1/3

000

 

f

0

=1/1

300

 

 f

0

=1/1000 

f

0

=1/1

600

 

f

0

=1/560 

 f

0

=1/830 

f

0

=1/560 

f

0

=1/1100 

f

0

=1/2400

17

=

η

 

30

=

η

 

32

=

η

 

i=0,0008 

i=0,0007 

i=0,0001 

i=0,0019 

i=0,0006 

i=0,0018 

i=0,0007 

i=0,0014 

i=0,0004 

i=0,0022 

i=0,0004 

0,00 

17,60 

20,05 

25,50 

верх 

консолей 

колонн 

верх 

подкран. 

балки 

низ 

распорки 

3а 

3б 

10 

11 

12a

а 

45

=

η

 

18

=

η

 

49

=

η

 

24

=

η

 

71

=

η

 

80

=

η

 

47

=

η

 

45

=

η

 

8

=

η

 

29

=

η

 

 

 

Основными отчетными  документами, отображающими результаты съемки 

продольных рам части главного корпуса являются: 

 

исполнительные  схемы  отклонений  осей  колонн  продольных  рам  (см. 

рис. 6.15 на с. 209); 

 

схемы деформаций элементов продольных рам (см. рис. 6.16 на с. 210); 

 

ведомости  фактических  и  допускаемых  значений  наклонов  колонн  

(см. табл. 6.8); 

 

анализ  результатов  контроля  параметров  с  определением  категории 

состояния конструкций (см. табл. 6.6). 

6.5.3. 

Обработка результатов и составление отчетных документов 
высотной съемки конструкций 

Обработка  результатов  высотной  съемки  конструкций  каркаса  Главного 

корпуса включает: 

 

уравнивание, оценку точности и вычисление отметок рабочих реперов 

на исходном горизонте; 

 

вычисление фактических отметок рабочих реперов на промежуточных  

и верхних горизонтах здания; 

 

вычисление отметок контрольных точек конструкций; 

 

вычисление отклонений конструкций от проектного положения; 

 

вычисление контролируемых параметров по группам конструкций. 

Особенностью  обработки  результатов  высотной  съемки  здания  Главного 

корпуса  ТЭС  является  необходимость  выбора  исходной  базы  счета  высот.  Так 
как  в  проектах  здания  все  высоты  даются  относительно  нулевой  отметки 
(отметки чистого пола), целесообразно отметки рабочих реперов и контрольных 
точек  конструкций  иметь  в  этой  же  относительной  системе  высот  здания,  так 
как  это  упрощает  дальнейшие  вычисления  по  определению  отклонений 
конструкций от проектного положения. 

Для  высотной  посадки  здания  на  местность  в  чертежах  имеется  привязка 

нулевой отметки к системе высот строительной площадки предприятия. Если на 
территории  стабильные  реперы  внешней  системы  сохранены,  то  один  из 
реперов внутренней системы рабочих реперов нижнего горизонта привязывают 
к  внешней  системе  и,  таким  образом,  получают  отметки  реперов  в  системе 
высот площадки. Тогда отметка репера во внутренней системе определится по 
формуле 

.

.

.)

.

(

.)

.

(

о

н

с

 

внеш

Rp

с

 

внут

Rp

H

 

-

Н

H

,                             (6.42) 

где  

.)

.

(

с

внут

Rp

H

 

 – отметка репера во внутренней системе высот; 

.)

.

(

с

внеш

Rp

H

 

 –  отметка  репера  во  внешней  системе  высот  (системе 

строительной площадки предприятия); 

.

.о

н

H

 –  проектное  значение  нулевой  отметки  здания  во  внешней  системе 

высот. 

 

 

Таблица 6.9 Фрагмент ведомости уравнивания и вычисления отметок реперов  

на нижнем и верхнем горизонтах Главного корпуса ТЭС 

Названия 

реперов 

Средние величины  

измеренных  

превышений 

Веса 

превышен

ий 

Поправки 

Исправленн

ые 

превышени

я 

Отметки 

реперов 

Схема измерений  

превышений 

Ряд А  Главного корпуса 
 

)

Н

(

а

RpА

3

 

)

В

(

а

RpА

3

 

 
X 
 

)

Н

(

а

RpА

12

)

B

(

а

RpА

12

 

 
 
+19,370.3 
 
-0,126.7 
 
+0,315.1 
 
-19,503.4 
------------------- 

0,003.2

 

-

0,058.5

-

0,055.3

теор.

фак

h

-

h

h

f

 

 
 
0,42 
 
0,08 
 
0,08 
 
0,42 

 
 
+0,001.3 
 
+0,000.3 
 
+0,000.3 
 
+0,001.3 

 
 
+19,371.6 
 
-0,126.4 
 
+0,315.4 
 
-19,502.1 
 
 
 
 
 

 
+0,700.0 
 
+20,071.6 
 
+19,945.2 
 
+20,260.4 
 
+0,758.3 

П(А)

h

RpА

3а(н)

0,758.3

0,700

)

(

O

B

h

)

(

O

H

h

а

h

12

П(А)

RpА

12а(В)

3a

12a

RpА

3а(В)

RpА

12а(В)

 

Примечания:    1.  Все  размеры  даны  в  метрах.    2.  Веса  поправок  приняты  пропорционально  проектным  средним 

квадратическим  погрешностям  измерений  (см.  рис.  6.3).    3.  Отметки  исходных  рабочих  реперов  взяты  из  ведомости 
вычисления отметок реперов высотной основы на нижнем горизонте. 

 

 

 

 

Таблица 6.10 Фрагмент ведомости вычисления отметок контрольных точек (на консолях колонн)  

и определение фактических величин параметра «относительная разность осадок рам» Главного корпуса ТЭС 

Номера  

реперов  

и контрольных 

точек 

Превышения 

между репером и 

конт. точкой, мм 

Фактические 

отметки 

Н

фак.

,  

м 

Проектные 

отметки 

Н

пр.

,  

м 

Величины  

отклонений  

от проекта 

i

δ

, мм 

Разность осадок 

продольных рам 

1

+

-

=

i

i

δ

δ

i

мм 

Проектные 
расстояния 

между осями 
колонн S, мм 

Относительная 

разность осадок 

рам 

S

/

i

i

=

отн.

 

По ряду А 
RpА3а(В) 
А-1 
А-2 
А-3а 
А-3б 
А-4 
А-5 
А-6 
А-7 
RpА12а(В) 
А-8 
А-9  
А-10 
А-11 
Б-12а 

2537 
2533 
2508 
2511 
2507 
2510 
2493 
2515 
 
2697 
2720 
2719 
2711 
2702 

20,071.6 
17,534.6 
17,538.6 
17,563.6 
17,560.6 
17,564.6 
17,561.6 
17,578.6 
17,556.6 
20,260.6 
17,563.6 
17,540.6 
17,541.6 
17,549.6 
17,558.6 

 
17,600 
17,600 
17,600 
17,600 
17,600 
17,600 
17,600 
17,600 
 
17,600 
17,600 
17,600 
17,600 
17,600 

 
-65,4 
-61,4 
-36,4 
-39,4 
-35,4 
-38,4 
-21,4 
-43,4 
 
-36,4 
-59,4 
-58,4 
-50,4 
-41,4 

 
+4 
+25 
тем. шов 
+4 
-3 
+17 
-22 
 
+7 
-23 
+1 
+8 
+9 

 
12000 
11500 
 
11500 
12000 
12000 
12000 
 
12000 
12000 
12000 
12000 
11500 

 
+0,0004 
+0,0022 
 
+0,0004 
-0,0007 
+0,0014 
-0,0018 
 
+0,0006 
-0,0019 
+0,0001 
+0,0007 
+0,0008 

Примечания. 1. Отметки реперов взяты из табл. 6.8.  2. Знак (+) – наклон в сторону первой оси, знак (-) – в сторону 

последней  оси.  3.  Допустимые  величины  параметра  «относительная  разность  осадок  рам»  для  соответствующих 
категорий состояний строительных конструкций смотри в прил. 9. 

 

 

Таблица 6.11 Фрагмент ведомости вычисления отметок контрольных точек и относительных прогибов 

подкрановых балок Главного корпуса ТЭС (см. рис. 6.5) 

Номера  

реперов  

и контрольных 

точек 

Отсчеты 

по рейке, 

мм 

Фактические  

отметки,  

м 

Проектные 

отметки,  

м 

Величины 

отклонений от 

проекта, мм 

Стрела прогиба  

элемента,  

мм 

Относительный  

прогиб подкрановой 

балки 

H

фак.

 

H

пр.

 

k

c

н

S

,

S

,

S

 

 

 

)

S

S

(

S

f

к

н

c

абс

+

0,5

-

=

 

L

/

f

f

абс

отн

=

 

По ряду А 
RpА3a(B) 
горизонт 
А1,2(н) 
А1,2(с) 
А1,2(к) 

2194 
инструм. 
2280 
2301 
2275 

20,072 
22,266 
19,986 
19,965 
19,991 

 
 
20,050 
20,050 
20,050 

 
 
-64 
-85 
-59 

 
 
 
-23,5 

 
 
 
1/510 

А2,3(н) 
А2,3(с) 
А2,3(к) 

2274 
2272 
2251 

19,992 
19,994 
20,015 

20,050 
20,050 
20,050 

-58 
-56 
-35 

 
-9,5 

 
1/1300 

А3,4(н) 
А3,4(с) 
А3,4(к) 

2250 
2285 
2248 

20,016 
19,981 
20,018 

20,050 
20,050 
20,050 

-34 
-69 
-32 

 
-36,0 

 
1/330 

А4,5(н) 
А4,5(с) 
А4,5(к) 

2249 
2270 
2253 

20,017 
19,996 
20,013 

20,050 
20,050 
20,050 

-33 
-54 
-37 

 
-19,0 

 
1/600 

Примечания:  1. Съемка произведена нивелиром с малого штатива установленного на середине балки моста крана 

(тележка  установлена  в  крайнее  положение  моста  крана).    2.  Отметка  репера взята  из  табл.  6.8.    3.  Знак  (-)  –  прогиб 
балки, знак (+) – выгиб вверх балки.  4. Допустимые величины параметра «относительный прогиб подкрановых балок» 
для соответствующих категорий состояний строительных конструкций приведены в прил. 9.  5. 

К

С

Н

S

,

S

,

S

 

 

 –  величины 

отклонений от проекта соответственно начальной, средней и конечной контрольной точки балки. 

 

 

После получения по формуле (6.42) отметки исходного рабочего репера во 

внутренней  системе  высот  здания  производят  уравнивание  нивелирных  ходов, 
проложенных на нижнем горизонте, и вычисляют уравненные значения отметок 
всех  рабочих  реперов  на  нижнем  горизонте.  Уравнивание,  оценка  точности  и 
вычисление  отметок  производятся  аналогично  подобным  процессам  при 
измерении осадок сооружений (см. раздел 3) и здесь не приводятся. 

Имея  отметки  рабочих  реперов  на  поперечниках  блока  здания  на  нижнем 

горизонте  по  каждому  ряду  здания,  уравнивают  ходы,  проложенные  через 
промежуточные  и  верхние  горизонты,  используя  измеренные  превышения  из 
передачи  высот  по  рулеткам  и  ходы  связи  реперов  на  горизонтах.  Фрагмент 
размерной цепи и пример уравнивания результатов нивелирования приведены в 
табл. 6.9 (с. 212). 

Вычисление  отметок  контрольных  точек  конструкций  в  каждом  цехе  и 

горизонте  осуществляется  по  методике,  применяемой  для  вычисления 
промежуточных  точек  при  нивелировании  трасс  автомобильных  и  железных 
дорог.  Фрагмент  ведомости  вычислений  смотри  в  табл.  6.10  (с.  213)  и  6.11  (с. 
214). 

Вычисление  отклонений  отметок  контрольных  точек  конструкций  от 

проектных значений осуществляют по формуле 

пр

фак

фак

н

Н

Н

-

)

(

,                                       (6.43) 

где 

фак

H

 –  фактическая  отметка  контрольной  точки  во  внешней  системе 

здания; 

пр

H

 – проектная отметка контрольной точки, взятая из чертежа. 

Если  стабильные  реперы  внешней  системы  отсутствуют,  вычисление 

фактических отметок сначала производят в произвольной системе высот. Приняв 
отметку  одного  из  реперов  внутренней  системы  на  нижнем  горизонте  равной, 
например,  1,00  м,  после  вычисления  отметок  всех  точек  конструкций  в  данной 
системе  высот,  переходят  к  внутренней  системе  высот  здания.  За  исходную 
отметку  принимают  проектную  отметку  контрольной  точки  конструкции, 
получившей  по  результатам  съемки  меньшую  осадку,  и  производят  пересчет 
отметок. 

Величины  отклонений  контрольных  точек  и  деформаций  горизонтальных 

конструкций показывают на исполнительных схемах поперечных и продольных 
рам блоков или частей здания, совмещая для большей наглядности эти схемы со 
схемами  отклонений  контрольных  точек  вертикальных  конструкций. 
Фрагменты таких схем представлены на рис. 6.12, 6.13, 6.15, 6.16. 

Выводы 

и 

рекомендации. 

Сравнительный 

анализ 

результатов 

геодезического контроля отклонений и деформаций конструкций поперечных и 
продольных рам Главного корпуса ТЭС (см. табл. 6.6) показал: 

1.   Незначительное  число  колонн  каркаса  получили  отклонения  осей  от 

вертикали,  превышающие  предельное  значение  параметра  и  находятся  в 
аварийном состоянии. Особенно это проявляется по колоннам ряда А в осях 7 – 
8.  На  наклоне  колонн  могли  сказаться  как  недопустимые  разности  осадок 

 

 

фундаментов,  зарегистрированные  в  данном  месте,  так  и  невыявленный  брак 
при  монтажных  работах.  Рекомендуется  срочно  произвести  сначала 
выборочную проверку конструкций и узлов их соединения на наличие трещин в 
указанном  месте, известить  о результатах  проектную  организацию и,  в  случае 
подтверждения  опасных  тенденций  развития  деформаций,  провести  срочный 
капитальный ремонт, включая усиление конструкций. 

2.   Прогибы  ферм  покрытия  не  превышают  допустимых  величин, 

следовательно  по  данному  признаку  они  находятся  в  хорошем  и 
удовлетворительном  состоянии.  То  же  можно  сказать  и  о  перекрытиях,  где 
только 2% конструкций превысили допустимое значение параметра. 

3.   Относительный 

прогиб  подкрановых  балок  мостовых  кранов 

турбинного  и  котельного  цехов  для  4%  конструкций  вышел  за  допустимое 
значение, а 4% – за предельное. Это проявилось в балках ряда А в осях 1 – 2 и 3 
–  4.  Согласно  прил.  6  для  этих  конструкций  рекомендуется  провести 
тщательное обследование и срочно решать вопрос об их капитальном ремонте 
или замене. 

 

 

7. 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА 
ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ 
СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ 
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГК ПОДКРАНОВЫХ 
ПУТЕЙ МОСТОВОГО КРАНА ГЛАВНОГО КОРПУСА ТЭС-2400 МВТ) 

7.1. 

Общая технологическая схема контроля параметров 

Для  выполнения  некоторых  технологических  процессов  производства,  а 

также  перемещения  грузов  и  людей,  проектные  решения  многих 
производственных зданий и сооружений промышленных предприятий содержат 
средства  технического  оснащения  –  грузоподъемные  лифты  и  пассажирские 
подъемники  в  сборе  с  направляющими  путями,  эскалаторы  с  направляющими 
путями 

и 

поддерживающими 

металлоконструкциями, 

затворы 

гидротехнических  сооружений  с  направляющими,  грузоподъемные  краны  и 
механизмы с подкрановыми конструкциями. 

Лифты и  подъемники  необходимы  при  эксплуатации объектов  с  большим 

перепадом высот. Они используются для перемещения небольших грузов весом 
до 2 т  и персонала при обслуживании и ремонте оборудования и строительных 
конструкций.  Их  устраивают  на  высоконапорных  плотинах,  многоэтажных 
производственных  и  вспомогательных  зданиях,  высоких  многоствольных 
дымовых трубах ТЭС и т. п. 

Эскалаторы (тоннельные и поэтажные) служат для перемещения большого 

потока людей и грузов. Их устраивают в метро и аэропортах, крупных зданиях с 
большим количеством работающего персонала и т. п. 

Затворы,  и  особенно  их  самый  распространенный  вид  –  плоские 

скользящие затворы, служат для регулирования пропуска воды водосбросными 
плотинами, перекрытия камер шлюзов, перекрытия турбинных водоводов и т. п. 

Грузоподъемные 

краны 

и 

механизмы 

являются 

самыми 

распространенными средствами технического оснащения зданий и сооружений 
промышленных  предприятий.  Если  тали  и  лебедки  используют  в  большей 
степени  при  монтаже  легких  конструкций  и  деталей  оборудования,  то  краны 
используют практически повсеместно как при сборочных и монтажных работах 
в  процессе  строительства,  так  и  при  ремонтных  работах  в  процессе 
эксплуатации.  Некоторые  виды  кранов  используют  в  технологических  циклах 
производства. 

Все  названные  выше  средства  технического  оснащения  зданий  и 

сооружений  передвигаются  по  направляющим  путям.  Безопасность  работы  и 
нормальные  условия  эксплуатации  средств  технического  оснащения  в 
значительной мере зависят от геометрии направляющих путей. 

Контроль  за  состоянием  направляющих  путей  и  самими  средствами 

оснащения сооружений осуществляется геодезическими методами и средствами 
измерений. 

 

 

Технология  геодезического  контроля  деформаций  средств  технического 

оснащения  зданий  и  сооружений  и  их  направляющих  путей,  определяющих  
качество их работы, содержит три основных процесса: 

1)  проектирование  технологии  контроля,  включающее  в  себя,  согласно 

разделу 2: 

 

выбор объектов, параметров и процессов контроля; 

 

разработку  схем  съемочных  работ,  расчеты  точности  измерений 

элементов схем, выбор методов и средств измерений; 

 

разработку методов обработки результатов измерений и форм отчетной 

документации по контролю; 

2)  проведение 

контроля 

деформаций 

конструкций 

на 

объекте, 

включающее в себя: 

 

подготовку  персонала,  приборов,  приспособлений,  маркировку 

съемочных точек (при необходимости); 

 

проведение мероприятий по технике безопасности; 

 

выполнение измерений; 

3)  обработку и анализ результатов измерений, включающие в себя: 

 

проверку и обработку первичной документации; 

 

уравнивание; 

 

вычисление деформаций конструкций; 

 

заполнение паспорта контроля или составление технического отчета. 

7.2. 

Выбор объектов, геометрических параметров, разработка методов, 
назначение точности контроля параметров 

Общие принципы, технологическая схема  проектирования, а также выбор 

объектов,  параметров,  процессов  проектирования  контроля  геометрических 
параметров,  характеризующих  техническое  состояние  средств  технического 
оснащения  зданий  и  сооружений  промышленных  предприятий  по  единой 
номенклатуре  отраслей  [59],  изложены  в  разделе  2  и  здесь  подробно  не 
излагаются.  Однако  следует  отметить,  что  при  выборе  объектов,  подлежащих 
контролю 

технических 

состояний 

необходимо 

руководствоваться 

нормативными документами и литературными источниками [4, 35, 87, 94, 100, 
102,  103,  104,  117,  126,  128,  129,  135,  137,  142],  материалами  технического 
проекта,  требованиями  по  выбору  объектов  и  параметров,  изложенными  в 
разделе  2.  Некоторые  важные  и  широко  распространенные  в  практике  виды 
контролируемых  параметров  средств  технического  оснащения  зданий  и 
сооружений приведены в прил. 9 – 11. 

При проектировании процессов контроля средств технического оснащения 

зданий  и  сооружений  дается  краткая  характеристика  технических  и 
экономических  показателей  самого  изделия  и  конструкций,  связанных  с  его 
работой. На основании этих показателей, а также инструкций по его монтажу и 
эксплуатации,  устанавливают  для  каждого  изделия  параметры  и  допуски  на 
них,  категорию  контроля,  методы  контроля  по  объемной  и  временной 
характеристикам  и  управляющему  воздействию.  Как  правило,  для  контроля 

 

 

геометрических  параметров  изделия  и  конструкций,  связанных  с  его  работой, 
применяют  пассивный  и  летучий  контроли.  Виды  и  допустимые  значения 
деформаций  конструкций,  если  они  не  назначены  проектом,  выбирают  из 
нормативных документов [103, 126, 135, 137, 153, 154]. 

При выборочном контроле местные деформации отдельных частей изделия 

и  сопутствующих  его  работе  конструкций  (прогибы,  смещения,  раскрытия 
трещин)  измеряют  раздельно  простыми  средствами  измерений  относительно 
осей,  плоскостей,  узлов  и  площадок  самой  конструкции.  При  сплошном 
контроле  конструкций  применяют  общие  системы  высот  и  осей  в  пределах 
сферы  действия  изделия.  Контроль  параметров  осуществляют  на  основе 
материалов  высотных  и  плановых  исполнительных  съемок.  При  съемочных 
работах  применяют  разнообразнейшую  измерительную  технику  –  от 
измерительных  линеек  до  современных  точных  приборов.  Выбор  средств 
измерений зависит от требуемой точности  контроля параметров, величин этих 
параметров и условий измерений. 

Рассмотрим  технологию  проектирования  процессов  геодезического 

контроля  на  примере  наиболее  распространенного  средства  технического 
оснащения  производственных  зданий,  в  том  числе  и  Главного  корпуса  ТЭС-
2400 МВт, мостовых кранов и их подкрановых путей. 

Как  сказано  в  работе  [82],  из  всего  разнообразия  геодезических  работ, 

связанных с контролем средств технического оснащения зданий, самое широкое 
распространение  в практике  эксплуатации  сооружений  получили  геодезические 
работы  по  контролю  подкрановых  путей  мостовых  кранов,  как  наиболее 
распространенных  средств  технического  оснащения  промышленных  зданий  и 
сооружений. Эти работы наиболее сложны в техническом отношении и зачастую 
требуют  высокой  точности  измерений.  Это  связано  прежде  всего  с 
разнообразием  видов  и  габаритов  кранов  и  крановых  конструкций,  различной 
протяженностью  путей  и  пролетов  кранов,  условиями  эксплуатации  самих 
кранов  и  условиями  ведения  геодезических  работ  в  цехах.  Поэтому  основное 
внимание в дальнейшем уделим именно этим средствам технического оснащения 
зданий и сооружений. 

Грузоподъемные краны относятся к оборудованию повышенной опасности. 

Поэтому,  для  обеспечения  безопасной  эксплуатации  грузоподъемных  кранов 
установлен  государственный  технический  надзор  за  их  изготовлением  и 
эксплуатацией,  осуществляемый  органами  Госгортехнадзора.  Изготовление, 
устройство  и  эксплуатация  грузоподъемных  кранов  осуществляются  в 
соответствии  с  «Правилами  устройства  и  безопасной  эксплуатации 
грузоподъемных  кранов»  [121].  Наряду  с  этими  условиями  в  различных 
отраслях  промышленности  существуют  дополнительные  ведомственные 
условия  и  требования  эксплуатации  [103],  связанные  с  особенностями 
конкретных производств. 

Для  того,  чтобы  грузоподъемные  краны  и  их  подкрановые  пути 

соответствовали 

техническим 

условиям, 

указанными 

нормативными 

документами  предусмотрен  ряд  мероприятий,  одним  из  которых  является 

 

 

систематический  контроль,  в  процессе  которого  определяются  фактические 
параметры путей и габариты кранов. 

Пусть, например, предстоит контролировать подкрановые пути мостового 

крана  турбинного  цеха  Главного  корпуса  ТЭС,  расположенные  на  отметке 
+20,05  м.  Проектные  размеры  путей  приведены  на  рис.  7.1  и  7.2,  а 
характеристика путей – в таблице прил. 2. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 000 

1.13  

Б 

1.14  

А

 
 
А 

10 

L

кр

 = 42 500 мм 

L

пр

 = 45 000 мм 

11 

12 

тупик 

Рис. 7.1. Проектные размеры подкрановых путей 

          крюк   

   колонна 

пролет цеха (L

пр 

= 45 000 мм) 

консоль колонны 

подкрановая балка 

     рельс 

колесо крана 

мост крана 

нивелир 

Б 

А 

g

тележка крана 

Ферма покрытия  

пппеперекрытия 

ось рельса 

пролет крана (L

кр 

= 42 500 мм) 

Рис. 7.2. Схема поперечного разреза цеха с мостовым краном 

 

 

Согласно  «Правил  Госгортехнадзора»  [121],  а  также  ведомственных  

МУ  34-70-116-85  [103]  (см.  выписку  в  таблице  прил.  2),  у  представленного 
выше  объекта  (подкрановых  путей)  должны  контролироваться  следующие 
диагностические признаки: 

1)  разность отметок рельсов в одном разрезе пролета здания с допустимой 

величиной: 

на опорах   

20

.

.

.

прол

отм

тех

δ

δ

мм; 

в пролете   

.

.

.

прол

отм

тех

δ

δ

25 мм; 

2)  разность  отметок  рельсов  на  соседних  колоннах  с  допустимой 

величиной при расстоянии между ними: 

до 10 м    

шага

отм

тех

δ

δ

.

.

10 мм; 

свыше 10 м    

шага

отм

тех

δ

δ

.

.

15 мм; 

3)  отклонение расстояний между осями рельсов от проектного значения с 

допустимой величиной 

l

δ

δ

тех.

15 мм; 

4)  смещение оси рельса с оси подкрановой балки с допустимой величиной 

осей

см

тех

δ

δ

.

.

20 мм; 

5)  отклонение  оси  рельса  от  прямой  на  участке  40  м  с  допустимой 

величиной 

.

.

прям

тех

δ

δ

20 мм; 

6)  взаимное  смещение  торцов  смежных  рельсов  по  высоте  и  в  плане  с 

допустимой величиной 

торцов

тех

δ

δ

.

2 мм; 

7)  относительный  прогиб  железобетонных  подкрановых  балок  для 

электрических кранов 

.

600

1/

.

.

прог

тех

δ

δ

 

Кроме  названных  выше  диагностических  признаков,  для  составления  в 

дальнейшем качественного проекта рихтовки путей и дальнейшего контроля его 
выполнения,  следует  производить  дополнительные  измерения  следующих 
параметров: 

1)  расстояний от оси рельса до грани колонны – по всем поперечным осям 

цеха; 

2)  боковых габаритов кранов; 
3)  пролетов кранов; 
4)  зазоров между верхом тележки кранов и фермами по центру пролетов. 
Согласно разделу 2 и свойств объекта, приведенных в таблице прил. 2, для 

указанного 

типа 

технологического 

оборудования, 

контролируемых 

геометрических  параметров,  технико-экономических  показателей  объекта  и 
условий  его  эксплуатации,  по  табл. 2.3,  2.4, 2.5 назначены  следующие  методы  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..