Бизнес-планирование - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Бизнес-планирование

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Бизнес-планирование - часть 9

 

 

получить  финансовую  проекцию  планируемой  деятельности.  Поэтому 
имитационная  модель  должна  строиться,  прежде  всего,  исходя  из 
необходимости  получения  корректных  финансовых  результатов, 
соответствующих планируемой деятельности компании. 

При  работе  с  любым  проектом  Вы  обязательно  столкнетесь  с 

необходимостью  дополнения  и  уточнения  первоначальных  исходных 
данных.  В  связи  с  этим  имитационная  модель  в  идеале  должна  быть 
построена  таким  образом,  чтобы  при  изменении  или  дополнении 
исходных  данных  Вам  достаточно  было  бы  лишь  изменить  числовые 
величины,  но  не  вносить  изменения  в  саму  модель.  На  практике  не 
всегда  удается  этого  добиться,  но,  тем  не  менее,  при  изначально 
правильном  построении  модели  в  дальнейшем  в  нее  вносятся  лишь 
минимальные  изменения.  Основной  вариант  проекта  (описывающий 
наиболее  вероятный  с  точки  зрения  разработчиков  сценарий  развития 
событий)  не  является  самоцелью.  Цель  создания  проекта - принятие 
обоснованного  решения  руководством  предприятия,  инвесторами  и 
другими  заинтересованными  лицами  относительно  его  реализации. 
Обоснованное  решение  может  быть  принято  только  на  основании 
тщательного  анализа  возможных  изменений  в  ходе  его  реализации  и 
степени  их  влияния  на  финансовые  результаты  проекта.  Правильное 
построение  модели  намного  облегчит  проведение  анализа,  что 
существенно снизит временные затраты при работе с проектом.  

С теоретической точки зрения следует стремиться к максимальной 

детализации  в  описании  планируемой  деятельности  предприятия,  ибо 
это  должно  обеспечить  максимальную  достоверность  получаемых 
результатов  и  большую  свободу  маневра  при  анализе  проекта.  Однако 
далеко  не  всегда  это  удается  сделать.  Представим  себе  предприятие, 
выпускающее  несколько  сотен  (или  даже  тысяч)  продуктов  и  при  этом 
для  производства  используется  несколько  тысяч  наименований 
материалов  и  комплектующих.  Несмотря  на  то,  что  система Project 
Expert  позволяет  создавать  модели  с  громадной  номенклатурой 
продукции,  материалов  и  других  издержек  (до 16000 наименований), 
полное  описание  стратегии  продаж  всех  продуктов,  описание  условий 
закупок всех видов материалов и комплектующих и использование их в 
производстве  продукции  представляется  бессмысленным  по  двум 
причинам:  во-первых, это отнимет колоссальное количество времени, а 
во-вторых,  на  каком-либо  этапе  ввода  исходных  данных  обязательно 
будет  сделана  ошибка,  которая  может  полностью  обесценить  всю 
осуществляемую  работу.  Поэтому  при  построении  модели  следует 
стремиться к "разумной" степени детализации, которая с одной стороны 
позволит  качественно  выполнить  работу  с  проектом  в  приемлемые 
сроки,  а  с  другой  стороны,  получить  достаточно  достоверные 
результаты. 

 

 

67

Все  эти  общие  рекомендации  будут  проиллюстрированы 

примерами  в  последующих  разделах  настоящих  Методических 
рекомендациях. 

 
Система Project Expert является  многоцелевым  программным 

продуктом, позволяющим решать разнообразные задачи в соответствии 
с  общими  целями  и  особенностями  проекта.  Это  может  быть: 
инвестиционный 

проект 

вновь 

создаваемого 

предприятия; 

инвестиционный  проект,  реализуемый  на  действующем  предприятии; 
проект обоснования реструктуризации задолженности перед бюджетом; 
проект  обоснования  предоставления  налоговых  льгот  и  т.д.  Вполне 
понятно,  что  в  каждом  из  этих  случаев  имеются    свои  подходы  к 
последовательности  анализа  проекта  и  содержанию  бизнес-плана. 
Практические советы по работе над проектом с учетом его общих целей 
и особенностей Вы найдете в настоящих Методических рекомендациях. 
 
Последовательность построения корпоративной финансовой модели 
1.  Краткое описание проекта (раздел “Проект”, модуль “Заголовок”) 
 
2.  Выбор  национальной  и  экспортно-импортной  валюты  (раздел 
“Окружение”, модуль “Валюта”) 
 
3.  Завершение  работы  с  разделом  “Проект” (модули  “Список 
продуктов”, “Отображение данных”, “Настройка расчета”) 
 
4.  Указание  начала  финансового  года  и  метода  учета  запасов  (раздел 
“Компания”, модуль “Банк, система учета”) 
 
5.  Завершение  работы  с  разделом  “Окружение” (модули  “Инфляция”, 
“Налоги” и “Учетная ставка”) 
 
6.  Работа  с  разделом  “Инвестиционный  план” (модуль  “Календарный 
план” и, если потребуются, модули “Список активов” и “Ресурсы”). 
 
7.  Работа  с  разделом  “Операционный  план” (модули  “План  сбыта”, 
“Материалы  и  комплектующие”, “План  производства”, “План 
персонала”, “Общие издержки”) 
 
8.  Описание  политики  формирования  резервных  фондов  (раздел 
«Финансирование»,  модуль  «Распределение  прибыли»)  и,  если 
возможно, льгот по освобождению части прибыли от налогообложения в 
случае  ее  реинвестирования  (раздел  «Финансирование»,  модуль 
«Льготы по налогу на прибыль») 
 

 

 

68

9.  Описание  финансового  состояния  предприятия  на  дату  начала 
проекта (раздел “Компания”, модуль “Стартовый баланс”) 
 

Обращаем 

Ваше 

внимание 

на 

то 

обстоятельство, 

что 

моделирование  внешнего  финансирования  (раздел  "Финансирование") 
не входит в финансовую модель предприятия. 

 
Модули  «Текстовое  описание»,  расположенные  в  разделах 

«Проект», «Компания», «Окружение», «Инвестиционный  план», 
«Операционный  план», «Финансирование»,  предназначены  для 
подготовки  текстовой  части  плана  развития  компании  и  могут 
заполняться независимо от построения финансовой модели. 

 
Ввод исходных данных 

 

Раздел "Проект" 

 

Модуль "Заголовок" 
При  анализе  проекта  Вам  придется  рассматривать  различные 

сценарии  развития  событий,  что  фактически  означает  создание 
нескольких  вариантов  проектов  с  различными  исходными  данными, 
которые  будут  храниться  в  различных  файлах.  Рекомендуется 
использовать  поля  "Вариант"  и  "Комментарий"  для  описания 
особенностей каждого варианта проекта. В противном случае Вы будете 
испытывать трудности при идентификации вариантов проекта. 

 
Дата начала проекта 
 

 

 

69

Казалось  бы,  никаких  сложностей  с  выбором  даты  начала  проекта 

нет.  Для  этого  следует  оценить,  какое  минимальное  время  потребуется 
на разработку проекта и на его изучение потенциальными инвесторами, 
и в соответствии с этим периодом, указать предполагаемую дату начала 
проекта.  Действительно,  так  можно  поступать  в  случае,  если 
производство  и  реализация  продукции  не  имеет  сезонного  характера,  а 
также если реализация инвестиционной стадии (строительство зданий и 
сооружений,  приобретение,  доставка  и  монтаж  оборудования  и  т.д.)  не 
зависит  от  календаря,  т.е.  когда  сроки  и  затраты  на  строительство  не 
зависят от того, когда начинать строительство - в ноябре или, скажем, в 
мае.  В  этом  случае  календарная  дата  начала  проекта  не  играет  роли  с 
точки зрения потребности в финансировании и эффективности проекта. 
Однако если вышеуказанные факторы имеют силу, требуется аккуратно 
относиться к выбору календарной даты начала проекта. Данные факторы 
имеют  большое  значение,  например,  в  сельском  хозяйстве,  лесной  и 
рыбной промышленности и т.д. Особенно осторожно нужно относиться 
к  выбору  даты  начала  проекта,  реализация  которого  планируется  в 

рамках  действующего  предприятия.  Здесь  необходимо  будет  учесть 
финансовое состояние предприятия на дату начала проекта. Финансовое 
состояние на момент начала проекта характеризует баланс предприятия 
на эту дату. Как известно, в России баланс составляется ежеквартально. 
Причем баланс на 1 апреля становится известен только к концу апреля. 
Таким образом, мы всегда оказываемся в ситуации, когда уже известный 
баланс  становится  для  проекта  несколько  устаревшим.  Каким  же 
образом  в  этих  условиях  учитывать  стартовый  баланс?  Для  решения 
этой проблемы можно предложить несколько подходов.  

 
А)  Построить  прогнозный  баланс  на  дату  начала  проекта.  Здесь 

можно использовать два способа:  

 
1-й  способ:  в  системе Project Expert создать  проект,  дата  начала 

которого  есть  дата  составления  последнего  баланса,  а  дата  окончания 
есть определенная ранее дата начала проекта. В данном проекте ввести 
последний  баланс,  описать  фактическую  и  планируемую  текущую 
деятельность  предприятия.  Рассчитать  проект  и  получить  баланс  на 
конец  проекта,  который  станет  стартовым  балансом  для  “настоящего” 
проекта.  Перенести  этот  баланс  в  модуль  “Стартовый  баланс” 
инвестиционного  проекта,  указав  примерные  сроки  погашения 
отдельных  счетов  (счета  к  получению,  счета  к  оплате,  отсроченные 
налоги и т.д.).  

 
2-й  способ:  смоделировать  изменения  статей  баланса  «вручную». 

Приведем конкретный пример. 

 
Последним  имеющимся  балансом  является  годовой  баланс  за 1998 

год.  Предполагаемая  дата  начала  проекта - 1.01.2000. На  основании 
прогноза изменений статей баланса получим предполагаемый баланс на 
1.01.2000.  Для  простоты  показываются  только  отдельные  статьи  в 
условных единицах. 

 

 

 

70

 

Наименование 

статей 

Код 

стр. 

На начало 

97 года 

На конец 

97 года 

за 97 год 

Прогноз 

на 98 год: 

- расход+ 

поступления 

На 

конец 

Изменение

98 года 

5=4-3 

7=4-6+6 

Активы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Необоротные 
активы 

 

 

 

 

 

 

Нематериальные 
активы 

110 74 

286 

+212 

-95 
+0 

191 

Основные 
средства 

120 20843 

25152  +4309 

-2515 
+100 

22737 

Незавершенное 
строительство 

130 2067 

1332 

-735 

-0 
+0 

1332 

Долгосрочные 
вложения 

140 679 

679 

+10 

689 

Прочие 
внеоборотные 
активы 

150 0 

Итого по 
разд.1: 

190 23663 

27449  3786 

-2500 

24949 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оборотные 
активы 

 

 

 

 

 

 

Запасы 210 

1741 

3331 

+1590 

-1000 
+2000 

4331 

НДС  по  приобр. 
ценностям 

220 934 

2046 

+1112 

-112 
+1000 

2934 

Дебит. 

зад-ть 

более 12м 

230 0 

Дебит. 

зад-ть 

менее 12м 

240 3013 

6243 

+3230 

-1230 
+2000 

7013 

Краткоср.  фин. 
вложения 

250 250 

200 

-50 

200 

Денежные 
средства 

260 311 

457 

+146 

457 

Прочие  оборот. 
активы 

270 0 

Итого по 
разд.2: 

 6249  12277 +6028 +2658 

14935 

И так далее 

 

 

 

 

 

 

Аналогичным образом нужно поступить со статьями пассивов. 
 

Б)  В  случае,  если  в  ближайшее  время  не  предвидится  серьезных 

изменений в финансовом состоянии предприятия в лучшую или худшую 
сторону, реализация инвестиционной стадии не зависит от времени года 
и  проект  не  имеет  сезонного  характера,  можно  поступить  следующим 
образом:  в  качестве  даты  начала  проекта  выбрать  дату,  на  которую  к 
моменту  окончания  разработки  проекта  будем  иметь  баланс 
предприятия.  Если  работа  над  созданием  проекта  началась  в  феврале 

 

 

71

1999 г. и ее планируется закончить в апреле, то в качестве даты начала 
проекта  нужно  указать 1 апреля 1999 г. (т.е.  стартовый  баланс  будет 
учтен в самом конце работы над проектом). Если же работа начинается в 
январе 1998 г.  и  должна  быть  закончена  в  марте 1999 г.,  то  в  качестве 
даты  начала  проекта  необходимо  выбрать 1 января 1999 г.  На  первый 
взгляд  кажется,  что  это  абсурд:  мы  начинаем  планировать  с  момента 
времени,  который  уже  в  прошлом.  Однако,  это  не  так.  Дело  в  том,  что 
нам  необходимо  оценить  эффективность  инвестиций  в  действующее 
предприятие,  а  значит  необходимо  учитывать  стартовый  баланс,  а 
единственный  баланс,  который  у  нас  есть,  составлен  на  прошедшую 
дату.  При  тех  условиях  на  проект,  о  которых  сказано  в  начале  п.  Б, 
оценка  эффективности  и  потребность  в  финансировании  проекта  слабо 
зависят  от  календарной  даты  его  начала.  Поэтому  такой  подход  будет 
вполне  корректным.  Если  хотя  бы  одно  из  первоначальных  условий  не 
выполняется,  то  для  учета  финансового  состояния  на  момент  начала 
проекта необходимо пользоваться методами, предложенными в п. А. 
 

Длительность проекта. 

 

 

72

Часто возникает вопрос, из каких соображений следует определять 

длительность  проекта?  Ведь,  приступая  к  работе  над  проектом,  мы  не 
можем  знать,  какой  срок  потребуется  для  достижения  приемлемых  для 
инвестора  показателей  эффективности  инвестиций.  Мы  предлагаем 
использовать  следующий  подход.  Сначала,  собрав  исходные  данные, 
необходимо  сделать  «грубый»  расчет  проекта,  который  позволит 
получить  самое  приблизительное  представление  о  сроке  его 
окупаемости.  Далее  увеличьте  рассчитанный  период  окупаемости  в 3-4 
раза и полученную величину укажите в качестве длительности проекта в 
Project Expert. Скорее всего, эта длительность окажется избыточной для 
получения  приемлемых  значений  критериев  эффективности.  Мы 
сознательно рекомендуем указывать длительность проекта «с запасом», 
ибо  в  противном  случае  может  оказаться,  что  проект  не  достигает 
требуемой  эффективности  за  первоначально  указанный  период  его 
действия и придется увеличивать длительность проекта. Тогда придется 
вводить  исходные  данные  для  дополнительных  периодов  времени  (т.е. 
потребуется  дополнительная  работа).  Если  же  длительность  проекта 
изначально  указывается  «с  запасом»,  ее  можно  будет  отрегулировать  в 
сторону  уменьшения  (см.  модуль  «Настройка  расчета»,  карточка 
«Показатели  эффективности»).  Готовя  проект  для  представления 
инвестору  важно  понимать,  что  не  следует  искусственно  увеличивать 
длительность проекта с целью получения очень высокой эффективности. 
Чем больше срок, тем больше неопределенность. Поэтому длительность 
проекта должна быть такой, чтобы критерии эффективности (NPV, IRR, 
PI, PBP и другие) удовлетворяли требованиям инвесторов и не более. У 
разных  инвесторов  разные  требования  к  проекту.  Используя  модуль 
«Настройка  расчета»  можно  подобрать  минимальную  длительность 

проекта,  позволяющую  «вписаться»  в  требования  конкретных 
инвесторов. 

 

Модуль "Список продуктов". 

Помимо  требований  к  списку  продуктов,  изложенных  в 

Руководстве  Пользователя,  существует  еще  несколько  общих 
положений,  которыми  следует  руководствоваться  при  описании 
продукции предприятия. 

 
А) Переменные издержки на производство и реализацию единицы 

описываемого  в  системе Project Expert продукта  должны  быть 
одинаковыми в течение всего проекта. Поясним сказанное на примерах. 

 
Пример  1

:  Компания  добывает  нефть,  которую  реализует  на 

внутреннем  и  внешнем  рынках.  Затраты  на  транспортировку  нефти  на 
внутреннем рынке берет на себя потребитель (нефтеперерабатывающий 
завод) - таким образом компания издержки на транспортировку не несет. 
Однако, при реализации нефти на внешнем рынке компания платит 29$ 
за транспортировку каждой тонны нефти по нефтепроводам до границы. 
Таким  образом,  хотя  переменные  издержки  на  производство  (добычу) 
тонны  нефти  одни  и  те  же  (независимо  от  того,  на  внутреннем  или 
внешнем  рынках  она  будет  реализована),  переменные  издержки  на 
транспортировку  нефти  различаются  в  зависимости  от  того  рынка,  где 
она реализуется. Поэтому для корректного построения модели в данном 
случае физически один и тот же продукт (нефть) следует описать в виде 
двух продуктов - нефть (внутренний рынок) и нефть (экспорт). 

 

 

 

73

Пример 

2

: 

Компания, 

занимающаяся 

производством 

прохладительных  напитков,  закупает  преформы,  используемые  для 
выдувания  пластиковых  бутылок  для  разлива  напитков.  Излишки 
закупаемых преформ реализуются другим компаниям-боттлерам. Таким 
образом,  к  моменту  начала  проекта  компания  реализует  два  продукта: 
напиток  (бут.)  и  преформа  (шт.).  Компания  в  рамках  инвестиционного 
проекта  планирует  закупить  оборудование  для  перехода  на 
самостоятельное  производство  преформ.  Производимые  на  месте 
преформы  будут  использоваться  тем  же  самым  образом,  что  и 
закупаемые:  часть  преформ  используется  для  выдувания  бутылок,  а 
оставшаяся  часть  реализуется  компаниям-боттлерам.  Получается,  что 
физически  осуществляется  производство  тех  же  самых  продуктов: 
напиток  (бут.)  и  преформа  (шт.).  Однако,  переменные  издержки  по 
обоим продуктам снизятся. Поэтому при построении модели продукцию 
компании  следует  описать  следующим  образом:  Напиток,  делающийся 
из  закупаемой  преформы  (бут.),  Преформа  закупаемая  (шт.),  Напиток, 
производимый из собственной преформы (бут.), Преформа собственного 
производства (шт.). 

Эти  два  примера  иллюстрируют  основные  случаи  необходимости 

искусственного  разделения  физически  одного  и  того  же  продукта: 1. 
Переменные издержки на производство единицы продукта не меняются, 
а  переменные  издержки  на  реализацию  единицы  продукта 
(транспортные, сбытовые и т.д.) различны на разных рынках; 2. За счет 
внедрения  новой  технологии  производства  принципиально  меняются 
переменные  издержки  на  производство  продукта,  а  издержки  на 
реализацию  остаются  теми  же  самыми.  Возможен  вариант,  когда 
одновременно происходит и то и другое - в этом случае физически один 
и тот же продукт искусственно разделяется на четыре продукта. 

Б) При укрупненном описании номенклатуры продукции (в случае 

если  она  составляет  несколько  сотен  или  даже  тысяч  наименований) 
необходимо,  чтобы  все  описанные  "укрупненные"  продукты  (товарные 
группы)  удовлетворяли  требованиям,  указанным  в  Руководстве 
Пользователя и в настоящих Методических рекомендациях. 

 

Модуль "Настройка расчета" 

 

Карточка «Ставка дисконтирования» 

Позволяет 

выбрать 

шаг 

дисконтирования 

по 

времени. 

Минимальный шаг дисконтирования (месяц) в общем случае приводит к 
максимальным  величинам  критериев  эффективности  инвестиций (PB, 
NPV, PI, IRR и  др.).  Общепринятой  практикой  является  расчет 
критериев 

эффективности 

инвестиций 

с 

годовым 

шагом 

дисконтирования. 

 

Карточка «Детализация» 

Активизация  флага  "Доходы  участников"  делает  доступным 

одноименный  модуль  в  разделе  "Анализ  проекта",  который  позволяет 
просмотреть  денежные  потоки  каждого  участника  финансирования 
проекта (будь то акционер или кредитор) и рассчитать индивидуальные 
критерии 

эффективности 

каждого 

инвестора. 

Рекомендуется 

активизировать  все  флаги  детализации  результатов,  поскольку  все  эти 
детализированные  результаты  должны  использоваться  на  этапе  анализа 
корректности  построенной  финансовой  модели.  Следует  отметить,  что 
система Project Expert позволяет детализировать как строки прогнозного 
Кэш-фло, так и строки прогнозного Отчета о прибылях-убытках. 

 

 

Карточка «Показатели эффективности» 

До  сих  пор  профессиональные  инвестиционные  аналитики  не 

пришли  к  единому  мнению  относительно  ответа  на  вопрос:  включать 
или  не  включать  выплаты  процентов  по  кредитам  в  денежные  потоки, 
используемые  для  расчета  критериев  эффективности  инвестиций (PB, 
NPV, PI, IRR и  др.).  Для  применения  той  или  иной  методики  расчета 

 

 

74

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..