Бизнес-планирование - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Бизнес-планирование

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Бизнес-планирование - часть 6

 

 

Проанализировав 

семилетний 

опыт 

работы 

по 

бизнес-

планированию  для  предприятий  различных  отраслей  промышленности, 
которые имеют производственную, финансовую, сбытовую и кредитную 
историю  предлагаю  последовательность  (технологию)  разработ.  Она 
включает в себя пять этапов. 

 

Первый  этап

 – ретроспективный  анализ  финансово-

хозяйственной  деятельности  предприятия  и  принятие  обоснованных 
решений. 

Цель этапа – определить причинно-следственные связи, которые 

оказали  влияние  на  создавшееся  положение,  т.е.  установить  диагноз 
«болезни», которая привела или приведет к негативным последствиям. 

 
На  первом  этапе
  необходимо  проанализировать  коммерческую, 

производственную,  финансовую  и  экономическую  деятельность 
предприятия за последние 3 года по следующим направлениям: 

1.  Финансово-хозяйственная  деятельность  по  балансам,  по 

отчетам  о  прибылях  и  убытках,  а  также  структура  затрат,  темпы 
роста/падения переменных и условно-постоянных издержек типографии 
по данным бухгалтерского учета. 

2.  Учетная  политика  и  действующая  на  предприятии  система 

налогообложения (ставки и сроки платежей). 

3.  Состояние  основных  средств  и  нематериальных  активов  (дата 

начала  эксплуатации,  балансовая  стоимость,  начисленная  амортизация, 
остаточная  стоимость,  темпы  роста/падения  цен  на  основные  средства) 
по данным бухгалтерского учета. 

4.  Задолженность  по  выплате  кредитов  (суммы,  процентные 

ставки и сроки погашения) по учетным данным бухгалтерии. 

5.  Поставщики  основных  материалов  (объемы,  цены  и  условия 

поставок, темпы роста/падения цен) по отчетным данным снабженцев. 

6.  Существующий  рынок  сбыта  (география  рынка  услуг, 

заказчики,  объемы,  цены  и  условия  продаж,  темпы  роста/падения  цен) 
на полиграфическую продукцию и услуги по отчетным данным. 

7.  Действующая организационная структура управления, штатное 

расписание, 

формы 

оплаты 

труда 

управления, 

основных 

производственных  и  вспомогательных  цехов  и  участков  (темпы 
роста/падения оплаты труда). 

В  заключении  подготовить  аналитическую  отчет  (справку)  по 

динамике  финансово-экономической  деятельности  предприятия  и 
рекомендации  (предложения)  руководителям  по  устранению  причин, 
оказавших негативное влияние на результаты. 

 
Второй этап

 –

 разработка предварительного ТЭО

 

 

43

Цель  этапа – разработать  базовый  сценарий  реализации  проекта 

на среднесрочную либо на долгосрочную перспективу. 

 
На втором этапе
 - собрать информацию, провести исследования 

и  подготовить  предварительное  технико-экономическое  обоснование 
(решение) для разработки финансового плана: 

1.  Разработать «Техническое задание» на проект. 
2.  Изучить  спрос  заказчиков  на  продукцию  и  услуги  на 

предполагаемом рынке. 

3.  Выявить конкурентов и степень их влияния на рынок. 
4.  Определить  перспективные  виды  продукции  и  услуг  на 

ближайшие три - пять лет. 

5.  Составить  прогноз  объемов  сбыта  с  учетом  сезонности  и 

жизненного цикла каждого продукта (услуги). 

6.  Определить  потребность  в  технологическом  оборудовании,  в 

материалах, производственных площадях, в квалифицированных кадрах 
и других ресурсах, необходимых для производства. 

7.  Исследовать  рынок  поставщиков  оборудования,  материалов 

(цены, условия поставок и платежей). 

8.  Провести предварительные переговоры (подписать протоколы о 

намерениях)  с  потенциальными  поставщиками  и  заказчиками  (объемы, 
цены, условия оплаты поставок и сбыта). 

9.  Разработать план (графики) реконструкции производственных и 

вспомогательных помещений, проектно-сметную документацию. 

10. Разработать предложение об изменении структуры управления 

предприятием  для  условий  рыночной  экономики,  схему  управления 
учетом  (информационные  потоки  планирования,  контроля,  принятия 
решения) и систему мотивации оплаты труда. 

11. Разработать проект плана инвестиционных и организационных 

мероприятий  (наименование  этапа,  длительность,  сроки,  стоимость, 
условия оплаты и продаж основных средств). 

12. Спрогнозировать  инфляцию  на  сбыт,  на  переменные  и 

условно-постоянные издержки, на оплату труда, на основные фонды. 

13. Изучить  условия  предоставления  инвестиций  (потенциальные 

инвесторы,  максимальные  суммы,  сроки,  процентные  ставки,  условия 
выплаты  процентов  и  погашения  кредитов,  необходимые  гарантии  и 
страховки). 

14. Разработать  план  мероприятий  по  снижению  имеющейся 

дебиторской  задолженности  и  среднего  времени  задержки  платежей 
заказчиками (в днях) за приобретенную продукцию и услуги. 

15. Разработать  план  мероприятий  по  снижению  имеющейся 

кредиторской задолженности за поставленные ресурсы. 

16. Рассчитать  показатели  (план)  сбыта  продукции  и  услуг  с 

учетом спроса, цен, жизненного цикла и сезонности. 

 

 

44

17. Рассчитать  объем  (план)  производства  продукции  и  услуг  с 

учетом  имеющихся  запасов  на  складе,  планируемых  объемов  продаж, 
потерь и запасов готовой продукции. 

18. Составить прогноз производственных издержек на материалы, 

на  оплату  труда,  услуг  сторонних  организаций,  на  амортизационные 
отчисления, на обслуживание долга. 

19. При  необходимости  произвести  переоценку  зданий  и 

сооружений, 

оборудования, 

оценить 

стоимость 

объектов 

интеллектуальной собственности (собственных изобретений, «Ноу-хау» 
и т.д.). 

20. Подготовить 

предварительное 

«Технико-экономическое 

обоснование»,  рассчитать  коммерческую  и  бюджетную  эффективность 
проекта, а также национальные экономические выгоды. 

Все  результаты  исследований  оформить  в  виде  рекомендаций 

(проекта  плана),  которые  будут использованы в качестве исходных для 
разработки бизнес-плана. 

 
Третий этап

 – разработать бизнес-план и спрогнозировать 

эффективность проекта. 

Цель 

этапа – спланировать 

финансово-хозяйственной 

деятельности  предприятия  по  оптимистичному  и  пессимистичному 
сценариям реализации проекта. 

 
На третьем этапе - 
разработать финансовые планы, отвечающие 

критериям  отбора  (выбора)  инвесторов  и  определить  потребность  в 
инвестиционных средствах: 

1.  Составить  (рассчитать)  "План  прибылей  и  убытков",  в 

котором отразить в денежном выражении объемы продаж, издержек на 
производство  и  чистую  прибыль  в  определенные  периоды  времени 
(месяц, квартал, год). 

2.  Составить  (рассчитать)  "План  балансов",  в  нем  отразить 

финансовое  состояние - структуру  активов  и  заемных  и  собственных 
средств предприятия на определенный момент времени (месяц, квартал, 
год). 

3.  Составить  (рассчитать)  "План  денежных  потоков"  по  трем 

видам  деятельности  предприятия:  по  операционной    (основной – 
производственной),  по  инвестиционной  и  по  финансовой,  в  которых 
определяются:

 

 

приток  денежных  средств - денежные  средства  на  счетах, 

доходы  от  реализации,  амортизационные  отчисления,  доходы  от 
реализации  активов,  взносы  в  уставной  капитал,  заемные  финансовые 
средства

 

отток  денежных  средств - затраты  на  производство  продукции 

(услуг),  общие  издержки  предприятия,  затраты  на  инвестиции, 

 

 

45

затраты  на  обслуживание  и  погашение  займов,  выплаты  дивидендов, 
налоговых
 и других выплат;

 

 

остаток  денежных  средств  на  конец  периода  (месяц,  квартал, 

год).

 

 

Наличие  отрицательной  величины  остатка  в  плане  денежных 

потоков  в  какой-либо  из  периодов  времени  означает,  что  предприятие 
имеет дефицит денежных средств, это служит сигналом о том, что в эти 
периоды необходимо привлечь инвестиции. 

Все  условия  и  результаты  расчетов  изложить  в  «Финансовом 

плане».  

 
Четвертый  этап

 – произвести  анализ  чувствительности 

проекта к изменению различных факторов. 

Цель  этапа – спрогнозировать  (определить)  результаты 

финансово-хозяйственной деятельности предприятия на среднесрочную 
или  долгосрочную  перспективу,  а  также  влияние  различных  факторов 
микро и макроэкономики на устойчивость проекта. 

 
На  четвертом  этапе  провести  анализ  эффективности  и 

устойчивости  проекта  по  данным  прогноза  балансов,  прибылей  и 
убытков, движения денежных средств: 

1.  Рассчитать показатели ликвидности (индексы текущей и общей 

ликвидности, чистый оборотный капитал и др.). 

2.  Рассчитать  показатели  деловой  активности  (оборачиваемости 

товарно-материальных  запасов,  оборачиваемость  средств  по  счетам 
дебиторов, период оплаты за продукцию и др.). 

3.  Рассчитать  показатели  рентабельности  (активов,  собственного 

капитала,  долгосрочных  инвестиций,  продаж,  валовой  прибыли, 
операционной прибыли и др.) 

4.  Рассчитать показатели финансовой устойчивости. 
5.  Рассчитать  показатели  эффективности  инвестиций  с  учетом 

ставки  дисконтирования  (период  окупаемости  проекта - DPB, индекс 
прибыльности - PI, чистый приведенный доход - NPV, внутренняя норма 
рентабельности – IRR и др.). 

Инвесторы отдают предпочтения проектам, у которых: 
NPV имеет положительное значение; 
PI — не менее единицы; 
IRR — превышает  ставку  дисконтирования  (например,  ставку 

долгосрочного банковского кредита). 

6.  Определить степень влияния на финансовый результат (чистый 

приведенный  доход  проекта — NPV)  различных  факторов  при  их 
изменении  (объема  продаж,  цен  реализации,  налогов,  переменных 
издержек,  условно-постоянных  издержек,  суммы  инвестиционных 

 

 

46

затрат,  стоимости  привлеченных  финансовых  средств,  ставки 
дисконтирования и многих других). 

7.  Рассчитать  точки  безубыточности  для  основных  групп 

продукции и услуг. 

Результаты  прогноза  изложить  в  «Финансовом  плане»,  либо  в 

самостоятельном разделе: «Анализ чувствительности проекта». 

 
Заключительный этап

 – подготовка материалов по проекту 

(бизнес-плана) к презентации заинтересованным лицам. 

Цель этапа – подготовка комплекта документов для презентации 

проекта местной администрации, экспертам ведомственных комиссий и 
независимым 

экспертам, 

гарантам 

и 

страховым 

компаниям, 

потенциальным инвесторам при необходимости налоговой инспекции. 

 
На  заключительном  этапе
 - оформить  бизнес-план  в 

соответствии  с  требованиями  инвестора,  провести  предварительную 
экспертизу проекта собственными силами и независимыми экспертами с 
целью определения узких мест и рисков, внести корректировки с учетом 
замечаний  экспертов.  Затем  ознакомьте  с  проектом  потенциальных 
инвесторов, соблюдая конфиденциальность. 

Будьте  готовы  к  тому,  что  инвестору  потребуется  несколько 

месяцев  на  принятие  решения  о  финансировании  вашего  проекта.  В 
деловом  мире  считают,  что  три  месяца - очень  короткий  срок.  Более 
реалистичные сроки - шесть и более месяцев. 

 
Некоторые советы руководителю проекта: 
1.  Изучите  литературу  по  анализу  финансово-хозяйственной 

деятельности, 

маркетингу, 

стратегическому 

планированию 

(составлению бизнес-планов) и анализу эффективности инвестиционных 
проектов. 

2.  При  необходимости  проконсультируйтесь  в  консалтинговой 

(консультационной)  фирме  или  прослушайте  на  семинаре  курс  лекций 
по методике разработки бизнес-плана. 

3.  Разработайте  план-график  работ,  ответственных  исполнителей 

и определите сроки их выполнения. 

4.  Сформируйте  рабочую  группу  из  наиболее  подготовленных  и 

перспективных специалистов. 

5.  Проверяйте  достоверность  исходных  данных  перед  началом 

расчетов. 

6.  Используйте  систему  Marketing Expert или Marketing Geo для 

поддержки 

принятия 

решения 

на 

всех 

этапах 

разработки 

стратегического, тактического планов маркетинга и их контроля. 

 

 

47

7.  Если  вы  будете  представлять  бизнес-план  иностранным 

инвесторам  или  в  крупные  российские  банки  рекомендую  все  расчеты 
производить на специальных (закрытых) компьютерных системах: 

•  BIZ Planner - система финансового планирования. 

•  Project Expert - программа  финансового  планирования  и 

контроля  деятельности  предприятий  и  организаций,  редназначена  для 
анализа  эффективности  инвестиций  и  управления  инвестиционными 
проектами. 

8.  Для  ускорения  и  точности  расчетов  рекомендуем  следующее 

программное обеспечение: 

•  Audit Expert - инструмент  комплексного  анализа  финансового 

состояния и результатов деятельности предприятия. 

•  Forecast Expert - система построения прогнозов (мощный пакет 

для анализа временных рядов и решения различного рода прикладных и 
научных задач). 

 

Заключение 

 

1. Маркетинговые  исследования,  разработка  бизнес-планов - это 

процессы  творческие,  требующие  индивидуального  подхода  к  каждой 
конкретной идее. 

2. Приступая  к  работе,  всегда  помните,  что  российские  и 

иностранные  инвесторы  не  желают  вкладывать  свои  средства  в 
предприятия,  которые  не  только  находятся  в  тяжелом  финансовом 
положении,  но  и  не  в  состоянии  продемонстрировать  свои 
потенциальные возможности, посредством которых будет обеспечено 
преодоление кризисного состояния и увеличение доходов. 

3. Прежде,  чем  приступить  к  переговорам  с  инвесторами, 

руководитель  предприятия  должен  быть  готов  к  тому,  чтобы 
эффективно распорядится привлеченными средствами

 

 

 

48

5. Финансовые планы и отчеты в системе GAAP 

 

Особую  роль  играет  вопрос  о  доведении  финансовой  информации 

(как  реальной,  так  и  прогностической – бизнес-планы)  о  российских 
компаниях до потенциальных инвесторов в привычном формате. 

 В  данном  разделе  представлена  информация  о  составлении 

плановых  документов  в  соответствии  с  «Общепринятыми  принципами 
бухгалтерского  учета»  США (GAAP), которая  полностью  совместима  с 
международными стандартами бухгалтерского учета (IAS). 

 
Система  обработки  бухгалтерской  информации (Accounting 

Information System – AIS) существует  для  регистрации  данных  о 
хозяйственных  операциях  и  их  преобразования  в  форму  позволяющую 
пользователям  этой  информации  принимать  экономические  решения  в 
соответствии с их интересами и компетенцией. 

 
На  внутрифирменном  уровне AIS используется  в  целях 

планирования,  составления  смет,  краткосрочного  и  долгосрочного 
управления  наличностью  и  оборотным  капиталом,  дебиторской 
задолженностью,  товарно-материальными  запасами  и  т.д.,  т.е.  данные 
системы  используются  для  так  называемого  управленческого  учета 
(management accounting). 

 

5.1 Типы счетов и бухгалтерские проводки 

 
При  ведении  бухгалтерского  учета  в  соответствии  с GAAP 

используется  семь  основных  типов  счетов,  подразделяющихся  на  две 
категории: 
 

Постоянные счета: активы, пассивы и капитал акционеров. 

 

Временные счета: доходы, расходы, прибыли и убытки. 

 

Постоянные  счета  не  закрываются  и  переходят  от  одного 

отчетного  периода  к  другому.  Их  данные  отражаются  в  балансовом 
отчете.  Эти  счета  связаны  между  собой  основным  бухгалтерским 
уравнением,  согласно  которому  активы  компании  равны  пассивам 
(обязательствам)  плюс  собственный  капитал  ее  владельцев,  т.е. 
указывающим стоимость активов и источники их формирования. 

 
Временные счета 
отражают изменения в постоянных счетах в ходе 

коммерческих  операций  компании.  По  окончании  отчетного  периода 
временные  счета  закрываются  посредством  переноса  их  остатков  на 
постоянные счета. 

 

 

49

В  бухгалтерском  учете  используется  система  двойной  записи,  т.е. 
каждая  проводка  отражается  как  минимум  в  двух  счетах  (изменение 
актива или обязательства сопровождается указанием источника средств, 

за  счет  которого  оно  происходит).  Счета  имеют  Т-образную  форму,  их 
левая  часть  называется  дебетом,  а - кредитом.  Для  соблюдения 
основного  бухгалтерского  уравнения  и  поддержания  суммарного 
равенства  дебетов  и  кредитов  в  США  принята  следующая  условная 
система увеличения или уменьшения остатков на счетах. 
 
Постоянные счета 
 

 

1. Активы 

(Assets) 

Записи по  

дебету 

означает 

увеличение 

активов 

 

Записи по 

кредиту 

означает 

уменьшение 

активов 

Собственный кап-тал  

(Owner’s Equity) 

Записи по 

дебету означает 

уменьше-ние 

собственного 

капитала 

Записи по 

кредиту 

означает 

увеличе-ние 

собственного 

капитала 

Обязательства или 

пассивы (Liabilities) 

Записи по 

кредиту 

означает 

увеличение 

обяза-тельств 

Записи по 

дебету 

означает 

уменьшение 

обяза-тельств

 

Временные счета 
 

 

1. Убытки 

(Losses) 

 

Дт                       Кт 

 

+ убытков        - убытков 

2. Прибыли 

(Gains) 

 

Дт                         Кт 

 

- прибылей       + прибылей 

Затраты 

(Expenses) 

 

Дт                         Кт 

 

+ затрат             - затрат

 

 

3. Доходы 

(Revenues) 

 

Дт                      Кт 

 

- доходов          + доходов  

 

 

В отличие от российских стандартов учета GAAP не предписывает 

соблюдения  некоего  плана  счетов  в  директивном  порядке.  Компании 
пользуются достаточно значительной свободой построения счетов. 

Укрупненные  рубрики  плана  счетов  в  целом  соответствуют 

укрупненным  рубрикам  балансового  и  других  важнейших  отчетов. 
Рубрики  плана  счетов  имеют  цифровое  кодовое  обозначение  (до 4-х 
цифр). В качестве примера  приведем достаточно распространенный, но 
тем  не  менее  далеко  не  единственный  вариант  нумерации  счетов.  Он 
предполагает, что первая цифра кода соответствует порядковому номеру 
раздела
 плана счетов: 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..