Бизнес-планирование - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Бизнес-планирование

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Бизнес-планирование - часть 5

 

 

План балансов 

                                                                                    (в рублях или долларах США)      

Строка 1 

мес 2 

мес … 

год 4 

год 

Денежные средства 

 

 

 

 

 

Счета к получению 

 

 

 

 

 

Сырье, материалы и комплектующие 

 

 

 

 

 

Незавершенное производство 

 

 

 

 

 

Запасы готовой продукции 

 

 

 

 

 

Банковские вклады и ценные бумаги 

 

 

 

 

 

Краткосрочные предоплаченные расходы 

 

 

 

 

 

Суммарные текущие активы 

 

 

 

 

 

   Основные средства 

 

 

 

 

 

Накопленная амортизация 

 

 

 

 

 

Остаточная стоимость основных средств: 

 

 

 

 

 

Земля 

 

 

 

 

 

Здания и сооружения 

 

 

 

 

 

Оборудование 

 

 

 

 

 

Предоплаченные расходы 

 

 

 

 

 

Другие активы 

 

 

 

 

 

Инвестиции в основные фонды 

 

 

 

 

 

Инвестиции в ценные бумаги 

 

 

 

 

 

Имущество в лизинге 

 

 

 

 

 

СУММАРНЫЙ АКТИВ 

 

 

 

 

 

Отсроченные налоговые платежи 

 

 

 

 

 

Краткосрочные займы 

 

 

 

 

 

Счета к оплате 

 

 

 

 

 

Полученные авансы 

 

 

 

 

 

Суммарные краткосрочные обязательства 

 

 

 

 

 

Долгосрочные займы 

 

 

 

 

 

Обыкновенные акции 

 

 

 

 

 

Привилегированные акции 

 

 

 

 

 

Капитал внесенный сверх номинала 

 

 

 

 

 

Резервные фонды 

 

 

 

 

 

Добавочный капитал 

 

 

 

 

 

Нераспределенная прибыль 

 

 

 

 

 

Суммарный собственный капитал 

 

 

 

 

 

СУММАРНЫЙ ПАССИВ 

 

 

 

 

 

Цель  составления  Плана  денежных  потоков  –  планирование 

фактических  поступлений  денежных  средств  на  расчетный  счет  и 
фактических платежей с учетом «реальных» сроков (графиков) по трем 
видам деятельности: по операционной (основной производственной), по 
инвестиционной и финансовой деятельности типографии. 

В отличие от плана прибылей и убытков план денежных потоков 

отражает фактическое поступление выручки от продажи продукции 
и услуг с учетом планируемых видов оплаты (по факту, по предоплате, в 
кредит, по сложным схемам и задержек поступления денежных средств 
на  расчетный  счет),  по  расчетам  с  поставщиками  материалов,  по 
выплате  заработной  платы  сотрудникам  типографии,  по  расчетам  с 
бюджетом, по оплате счетов за электроэнергию, воду, тепло и т.д. 

 

 

35

План  денежных  потоков  отражает  поступление  всех  денег  от  всех 

источников,  включая  продажу  акций  или  получаемых  в  долг,  а  также 
средств от продажи или ликвидации некоторых активов. 

 

Прогноз денежных потоков (КЭШ-ФЛО) 

 

Это самый важный документ финансового плана! 

 

(в рублях или долларах США) 

Строка 1 

мес 2 

мес …  3 

год 4 

год 

Поступления от продаж 

 

 

 

 

 

   Затраты на материалы и комплектующие 

 

 

 

 

 

   Затраты на сдельную заработную плату 

 

 

 

 

 

Суммарные прямые издержки 

 

 

 

 

 

   Общие издержки 

 

 

 

 

 

   Затраты на персонал 

 

 

 

 

 

Суммарные постоянные издержки 

 

 

 

 

 

   Вложения в краткосрочные ценные бумаги 

 

 

 

 

 

   Доходы 

по 

краткосрочным 

ценным 

бумагам 

 

 

 

 

 

   Другие выплаты 

 

 

 

 

 

   Налоги 

 

 

 

 

 

Кэш-фло от операционной деятельности 

 

 

 

 

 

   Затраты на приобретение активов 

 

 

 

 

 

   Другие 

издержки 

подготовительного 

периода 

 

 

 

 

 

   Поступления от реализации активов 

 

 

 

 

 

   Приобретение прав собственности (акций)  

 

 

 

 

   Продажа прав собственности 

 

 

 

 

 

   Доходы от инвестиционной деятельности 

 

 

 

 

 

Кэш-фло от инвестиционной деятельности 

 

 

 

 

 

   Собственный (акционерный) капитал 

 

 

 

 

 

   Займы 

 

 

 

 

 

   Выплаты в погашение займов 

 

 

 

 

 

   Выплаты процентов по займам 

 

 

 

 

 

   Выплаты дивидендов 

 

 

 

 

 

Кэш-фло от финансовой деятельности 

 

 

 

 

 

   Баланс наличности на начало периода 

 

 

 

 

 

Баланс наличности на конец периода 

 

 

 

 

 

Что  касается  затрат,  то  в  плане  прибылей  и  убытков  отражаются 

затраты  понесенные  за  период,  в  то  время  как  план  потока  денежных 
средств  отражает  фактическую  оплату  этих  затрат.  Некоторые  затраты 
могут  быть  покрыты  немедленно,  в  то  время  как  другие – через 
некоторое  время.  Для  того  чтобы  провести  согласование,  необходимо 
разобраться  в  характере  кредитной  политики  руководителя  вашего 
предприятия. 

В плане прибылей и убытков находит свое отражение амортизация, 

поскольку  это – расход.  Однако,  так  как  она  не  представляет  собой 
денежное  обязательство,  амортизация  не  включается  в  план  денежных 
потоков.  И  наоборот,  погашение  основной  суммы  долга  не  является 
расходом и поэтому не включается в план прибылей и убытков, т.е. оно 

 

 

36

представляет  собой  денежное  обязательство  и  включается  в  план 
денежных потоков. 

Другие  затраты  на  приобретение  оборудования,  нематериальных 

активов (лицензий, патентов) или на выплату дивидендов не считаются 
затратами. Они влияют на денежный поток, но не на прибыль 
 

2.9 Прогноз финансовых коэффициентов и инвестиционной 

эффективности 

 

В  дополнение  к  основным  плановым  документам  прилагаются 

анализ  спланированной  финансовой  деятельности  (анализ  финансовых 
коэффициентов)  и  прогноз  показателей  эффективности  инвестиций  в 
проект. 

Цель финансового анализа – оценка запланированной финансовой 

деятельности  предприятия  на  среднесрочную  или  долгосрочную 
перспективу. 

Показатели  платежеспособности  и  ликвидности  показывают, 

какая  будет  способность  предприятия  погашать  краткосрочную 
задолженность. 

Показатели  деловой  активности  дают  представление  о  том, 

насколько  эффективно  руководство  предприятия  будет  использовать 
активы, которые находятся в их распоряжении. 

Показатели  финансовой  устойчивости  дают  возможность, 

оценить  какова  будет  степень  долговой  зависимости  предприятия,  и 
позволяют  сделать  выводы  о  стабильности  и  способности  привлечь 
дополнительный капитал. 

Показатели 

рентабельности 

показывают 

ожидаемую 

эффективность  деятельности  предприятия,  и  какие  будут  получены 
доходы от реализации данного проекта. 

Показатели  доходы  акционеров  дают  возможность  оценить 

ожидаемые уровни доходов при покупке акции. 

 

Финансовые показатели 

 

Строка 1 

кв 2 

кв …  3 

год 4 

год 

Показатели 

платежеспособности 

и 

ликвидности 

 

 

 

 

 

Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 

 

 

 

 

 

Коэффициент срочной ликвидности (QR), % 

 

 

 

 

 

Чистый оборотный капитал (NWC), руб.      
Чистый оборотный капитал (NWC), $ US 

 

 

 

 

 

Показатели деловой активности 

 

 

 

 

 

Коэфф. оборачиваем. запасов (ST) 

 

 

 

 

 

Коэфф.  оборачиваем.  дебиторской  задолж. 
(CP) 

 

 

 

 

 

Коэфф.  оборачиваем.  кредиторской  задолж. 
(CPR) 

 

 

 

 

 

 

 

37

Строка 1 

кв 2 

кв …  3 

год 4 

год 

Коэфф. оборачиваем. рабочего капитала 

(NCT) 

     

Коэфф. оборачиваем. основных средств 

(FAT) 

     

Коэфф. оборачиваем. активов 

(TAT) 

     

Показатели финансовой устойчивости 

 

 

 

 

 

Суммарные  обязательства  к  активам (TD/TA), 

 

 

 

 

 

Долгоср. обязат. к активам (LTD/TA), % 

 

 

 

 

 

Долгоср.  обязат.  к  внеоборотн. акт. (LTD/FA), 

 

 

 

 

 

Суммарные  обязательства  к  собств.  кап. 
(TD/EQ), % 

 

 

 

 

 

Коэффициент покрытия процентов (TIE), раз 

 

 

 

 

 

Показатели рентабельности 

 

 

 

 

 

Коэфф.  рентабельности  валовой  прибыли 
(GPM), % 

 

 

 

 

 

Коэфф.  рентабельности  операц.  прибыли 
(OPM), % 

 

 

 

 

 

Коэфф.  рентабельности  чистой  прибыли 
(NPM), % 

 

 

 

 

 

Рентабельность оборотных активов (RCA), % 

 

 

 

 

 

Рентабельность  внеоборотных  активов (RFA), 

 

 

 

 

 

Рентабельность инвестиций (ROI), % 

 

 

 

 

 

Рентабельность  собственного  капитала (ROE), 

 

 

 

 

 

Доходы акционеров 

 

 

 

 

 

Прибыль на акцию (EPOS), руб. 

     

Прибыль на акцию (EPOS), $ US 

 

 

 

 

 

Дивиденды на акцию (DPOS), руб. 

     

Дивиденды на акцию (DPOS), $ US 

 

 

 

 

 

Коэффициент  покрытия  дивидендов (ODC), 
раз 

 

 

 

 

 

Сумма активов на акцию (TAOS), руб.       
Сумма активов на акцию (TAOS), $ US 

 

 

 

 

 

Соотношение цены акции и прибыли (P/E), раз   

 

 

 

 

 

Интегральные показатели 

Экономическая  оценка  инвестиций  в  проект  занимает  центральное 

место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения 
средств в проект (бизнес) предприятия. 

 

Показатель 

Рубли 

Доллар США 

Ставка дисконтирования 

 

 

Период окупаемости (PB) 

 

 

Дисконтированный период окупаемости (DPB) 

 

 

Средняя норма рентабельности (ARR) 

 

 

Чистый приведенный доход (NPV) 

 

 

Индекс прибыльности (PI) 

 

 

Внутренняя норма рентабельности (IRR) 

 

 

Модифицированная 

внутренняя 

норма 

рентабельности (MIRR) 

 

 

Длительность (D) 

 

 

 

 

38

Главная цель оценки – ответ на вопрос: «Стоит ли начинать проект, 

принесет ли он доходы, и окупятся ли инвестиционные затраты?" 

Оценка эффективности инвестиционных затрат в проект проводится 

по 

критериям, 

которые 

рассчитываются 

с 

учетом 

ставки 

дисконтирования  (используется  метод  приведения  будущих  доходов  и 
инвестиционных расходов к текущей стоимости). 

Желательно,  чтобы  представленные  планы  прошли  экспертизу  в 

независимой  консалтинговой  или  аудиторской  фирмах.  Следует 
подробным  образом  описать  потребность  в  финансовых  ресурсах, 
предполагаемые  источники  и  схемы  финансирования,  ответственность 
руководителей  проекта  и  систему  гарантий.  Особое  значение  следует 
уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей 
экономической  среды  (инфляции,  условий  проведения  платежей, 
налогового климата и т.п.). 

В  этом  разделе  необходимо  убедительно  показать,  что  авторы 

проекта  проделали  большую  аналитическую  работу  для  формирования 
финансовых  прогнозов  и  анализа  финансовых  результатов.  Должны 
быть  отражены  трудно  прогнозируемые  факторы,  их  альтернативные 
значения  для  различных  вариантов  (сценариев)  развития  событий. 
Предпочтительно  представить  результаты  анализа  чувствительности 
проекта.  Рекомендуем  все  расчеты  для  бизнес-плана  выполнять  с 
помощью компьютера на закрытых системах. 
 

2.10 Анализ чувствительности 

 

Одной  из  задач  анализа  проекта  является  определение 

чувствительности  показателей  эффективности  к  изменениям  различных 
параметров,  т.е.  разработчик  должен  дать  четкий  ответ  на  вопрос: «А 
что  произойдет,  если?…».  Именно  этот  вопрос  и  лежит  в  основе  того, 
что принято называть анализом чувствительности. 

 
Цель  анализа  чувствительности
 – определение  степени  влияния 

изменения факторов на финансовый результат проекта. 

В  рыночной  экономике  в  качестве  факторов  оказывающих 

наибольшую 

степень 

влияния 

на 

интегральные 

показатели 

эффективности инвестиционных затрат, выступают: 

-  физический  объем  продаж  продукции  или  услуг  (количество 

продаж в натуральных единицах измерения); 

-  цена на реализуемую продукцию (работы и услуги); 
-  стоимость  прямых  затрат  на  производственные  издержки  (цены 

за закупаемые сырье, материалы, комплектующие, тарифы на сдельную 
заработную, энергию и т.д.); 

-  величина 

условно-постоянных 

затрат 

на 

управление, 

производство,  маркетинг  или  коммерческих  затрат  (оплата  аренды, 
заработная  плата  штатных  сотрудников,  платежи  за  установленную 

 

 

39

мощность – электроэнергию,  затраты  на  обслуживание  и  ремонт 
основного  технологического  и  вспомогательного  оборудования,  услуги 
связи, реклама и т.д.); 

-  размер  инвестиционных  затрат:  на  покупку  оборудования,  на 

строительство (ремонт) складов для материалов и готовой продукции; на 
реконструкцию  основных  производственных  и  вспомогательных 
площадей; 

-  стоимость заемного капитала (% за кредит); 
-  и ряд других факторов (инфляция, налоги, задержки платежей). 

 

Анализ  чувствительности  проекта  заключается  в  определении 

критических  границ  изменения  факторов.  Например,  насколько 
максимально  можно  снизить  объемы  продаж  или  цены  на  продукцию, 
работы или слуги, при которых чистый приведенный доход будет равен 
нулю. 

Чем  шире  диапазон  параметров,  в  котором  показатели 

эффективности  остаются  в  пределах  приемлемых  значений,  тем  выше 
«запас  прочности»  проекта,  тем  лучше  он  защищен  от  колебаний 
различных  факторов,  оказывающих  влияние  на  результаты  реализации 
проекта. 

Анализ безубыточности 

 

Цель  анализа  безубыточности  состоит  в  определении  объема 

сбыта  при  котором  затраты  полностью  перекрываются  доходами  от 
продажи услуг и продукции. 

 

Статистический анализ 

 

Цель  статистического  анализа  состоит  в  определении  степени 

воздействия случайных факторов на показатели эффективности проекта, 
т.е.  что  произойдет  с  предприятием,  если  случайно  и  одновременно 
изменятся два или более факторов в пределах заданных нами диапазонах 
неопределенности. 

Такой 

анализ, 

можно 

провести 

только 

с 

помощью 

автоматизированной системы Project Expert. 

 

Приложение 

 

К  бизнес-плану  прилагаются  оригиналы  или  копии  документов 

документы,  которые  могут  служить  подтверждением  или  более 
подробным  объяснением  сведений,  представленных  в  бизнес-плане.  К 
таковым могут относиться следующие документы (информация): 

 

 

 

40

• биографии 

руководителей 

предприятия 

или 

проекта, 

подтверждающие их компетенцию и опыт работы; 

• результаты маркетинговых исследований; 

• отчет  ретроспективного  анализа  финансово-хозяйственной 

деятельности за три – пять лет; 

• аудиторское заключение; 

• подробные технические характеристики продукции; 

• план предприятия; 

• гарантийные  письма  или  контракты  с  поставщиками  и 

потребителями продукции; 

• договора аренды, найма, лицензионные соглашения; 

• заключения  служб  государственного  надзора  по  вопросам 

экологии и безопасности; 

• статьи из журналов и газет о деятельности предприятия; 

• отзывы авторитетных организаций и др. 

 

3. Представление (презентация) бизнес-плана потенциальным 

инвесторам 

 

Представление  проекта  не  менее  важная  и  ответственная  задача, 

чем  его  разработка.  Представляя  бизнес-план  проекта,  Вы  фактически 
продаете свой проект как хороший, качественный продукт. 

Рекомендуется при этом придерживаться следующих принципов: 
• Не перегружайте текст; документ должен быть не более 25 – 30 

страниц.  Текст  должен  быть  набран  хорошо  читаемым  шрифтом,  в 
качестве иллюстраций используйте таблицы, рисунки, схемы и графики. 

• Продемонстрируйте обязательность и компетентность в процессе 

презентации, докажите, что Вы хорошо разбираетесь в проекте. 

• Обозначьте перспективы развития предприятия. 

• Будьте реалистичны, избегайте излишнего оптимизма. 

• Обозначьте проблемы и факторы риска, а также поясните пути их 

решения. 

• Конфиденциальная  информация  может  быть  опущена  и 

представлена, в случае необходимости, дополнительным документом. 

 
Если  представить  процесс  рассмотрения  проекта  инвестором  в 

виде  последовательности  шагов,  то  обычно  он  выглядит  следующим 
образом: 

• Определение  основных  характеристик  продукта,  предприятия, 

отрасли и рынка. 

• Условия, на которых должен быть представлен капитал. 

• Финансовые  показатели  предприятия  и  прогноз  на  перспективу; 

показатели эффективности проекта. 

 

 

41

• Определение категории лиц, представляющих проект. 

• Определение того, что отличает этот проект от множества других 

(рациональное зерно). 

• Календарный план проекта. 
 
Инвестора также могут особо интересовать следующие данные: 
• процент (доля) продаваемого проекта; 

• общая цена этой доли предприятия; 

• минимальный объем инвестиций; 

• условия  предоставления  капитала  (обыкновенные  акции; 

привилегированные акции; долговые обязательства с гарантиями; заем с 
возможностью  покупки  акций  по  фиксированной  цене  в  определенный 
период  времени;  заем  с  возможностью  обращения  части  займа  в  акции 
по  желанию  кредитора;  конвертируемые  обязательства,  прямой  долг  и 
т.д.). 

4. Основные этапы бизнес - планирования 

 

Потенциальные  инвесторы  готовы  принять  участие  в  реализации 

проектов, но прежде они хотят понять: 

• Зачем вам нужны деньги? 

• Как они будут использованы? 

• Получат ли они прибыль, и какую? 

• Какие есть гарантии в получении своих денег обратно и когда. 
 
В постановлении Правительства РФ № 1373 от 30 октября 1997 г. 

дано  указание  Министерству  экономики  и  Министерству  финансов 
обеспечить  привлечение  и  осуществлять  контроль  над  целевым 
использованием  инвестиционных  ресурсов  для  финансирования 
мероприятий, связанных с реформированием предприятий. 

В этом же постановлении Правительства РФ, которое называется: 

"О реформе предприятий и иных коммерческих организации" признана 
необходимость подготовки руководителей и специалистов предприятий 
по вопросам реформирования и составления бизнес-планов. 

 
Правительство требует
• составить  бизнес-планы  на  среднесрочную  и  долгосрочную 

перспективу, 

• перейти на международные стандарты бухучета и т.д. 
 
Правительство обещает

• облегчить  доступ  к  информации,  позволяющей  предприятию 

определять свое положение на рынке и выходить на новые рынки, 

• развить ипотечное кредитование, 
• предоставить  предприятиям  свободный  выбор  методов 

амортизационной политики и прочее. 

 

 

42

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..