Бизнес-планирование - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Бизнес-планирование

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Бизнес-планирование - часть 4

 

 

сокращенная  версия  бизнес-плана,  содержащая  основные  результаты 
проработки всех последующих разделов.  

 

Основные моменты общего раздела: 

-  краткая  характеристика  предприятия:  когда  организовано,  для 

каких  целей;  права  собственности  на  землю  и  здания,  форма 
собственности, организационно-правовая форма;  

-  цель  инвестиционного  проекта:  основные  моменты  будущего 

производства;  характеристика  услуг  по  выпуску  продукции,  основные 
отличия  от  услуг  аналогичного  рода,  оказываемых  другими 
предприятиями;  

-  предполагаемый  объем  производства  в  натуральных  единицах  и 

объем реализации в денежном выражении;  

-  возможности  и  способы  реализации  проекта:  основные 

потребители, потенциальные клиенты;  

-  объемы затрат на производство;  
-  себестоимость единицы продукции;  
-  цена единицы продукции;  
-  возможные  источники  финансирования:  кредиты,  долевое 

участие;  

-  предполагаемые  объемы  финансирования  (сроки  получения, 

суммы, сроки погашения обязательств);  

-  на что будут израсходованы полученные инвестиции; 
-  предполагаемая  эффективность  проекта:  срок  окупаемости, 

прибыльность, чистый приведенный доход и т.д. 
 

 

2.2 Описание предприятия  

 

Для  российских  предприятий  наиболее  актуальным  является 

инвестиционный  проект  технического  переоснащения  действующего 
производства.  

Поэтому 

раздел 

рекомендуется 

начать 

с 

характеристики 

действующего предприятия. Ознакомившись с которой, потенциальный 
инвестор  должен  убедиться  в  сегодняшнем  положении  предприятия  в 
рыночном пространстве отрасли. 

 

Для этого надо указать: 

•  когда  предприятие  создано,  для  какой  цели,  т.е.  для  выпуска  какой 

продукции; 

•  форма  собственности  на  землю  и  здание,  организационно-правовая 

форма; 

•  где  предприятие расположено: в крупном городе или районе, какой 

регион обслуживает; 

•  в  каком  здании  размещается  производство:  приспособленном, 

ветхом, новом; площадь помещений и участка; 

 

 

27

•  тип производства, характер выпускаемой продукции;  

•  производственная мощность, уровень ее использования;  

•  численность работников, их квалификация;  

•  основные  заказчики;  имеет  ли  предприятие  стабильных  клиентов, 

соотношение  крупных  и  мелких  заказчиков  по  числу  и  объему 
заказов; 

•  основные поставщики материалов.  

 

Описав  состояние  предприятия  на  текущий  момент,  следует 

перейти  к  содержанию  инвестиционного  проекта,  т.е.  к  характеристике 
той  продукции  (работ  и  услуг),  для  выполнения  которых  предприятию 
необходимы  капитальные  вложения.  Чаще  всего  это  будет  описание 
какой-либо  технологической  операции  или  технологического  процесса, 
внедрение 

которого 

позволит 

предприятию 

выпускать 

конкурентоспособную продукцию. 

 

Здесь рекомендуется отметить: 

•  отечественное  или  импортное  оборудование  намерено  приобрести 

предприятие; 

•  страна, фирма-изготовитель;  

•  основные  преимущества  выбранной  модели  машины,  желательно 

привести сравнительные характеристики различных марок;  

•  необходимое количество машин;  

•  возможности 

приобретения, 

имеются 

ли 

предварительные 

договоренности;  

•  сроки  и  условия  поставки  оборудования,  установки,  обучения 

кадров;  

•  ориентировочная  стоимость  оборудования  (в  том  числе  перевозка, 

таможенные платежи, налоги и т.д.);  

•  возможность  установки  на  имеющихся  площадях,  необходимость 

расширения площадей;  

•  возможность 

использования 

имеющегося 

на 

предприятии 

оборудования в проектируемом технологическом процессе; привести 
перечень оборудования, срок службы, остаточную стоимость.  

 

2.3 Описание отрасли 

 

Описание  отрасли  должно  включать  в  себя  следующую 

информацию: 

 
-  определение  экономического  сектора  отрасли  (производство, 

услуги и т.п.); 

-  перечень  основной  продукции  и  услуг,  предлагаемых 

предприятиями данной отрасли промышленности; 

-  влияние сезонности на объем реализации; 

 

 

28

-  географическое  положение  отраслевого  рынка  (локальный, 

региональный, национальный, международный); 

-  описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает 

работать предприятие; 

-  характеристика имеющихся основных клиентов; 
-  характеристика потенциальных клиентов; 
-  наиболее  перспективные  клиенты  (указать  в  порядке  убывания 

спроса на продукцию и услуги); 

-  общий объем продаж по отрасли и тенденции изменения рынка; 
-  перечень основных конкурентов; 
-  доля рынка, принадлежащая конкурентам; 
-  слабые и сильные стороны конкурентов; 
-  возможности  конкурентов:  их  тактика,  продукция,  цены, 

рекламный  пакет,  имидж,  местонахождение,  персональные  продажи, 
связи с отдельными людьми и организациями. 

 
 

2.4 Описание продукции (работ, услуг)  

 

Цель  настоящего  раздела - показать  потенциальному  инвестору 

конкурентоспособность 

проектируемой 

продукции, 

которая 

обеспечивается  инвестиционными  мероприятиями  (модернизацией 
производства).  

Конкурентные  преимущества  могут  быть  достигнуты  различными 

путями, например:  

•  выпуск 

высококачественной 

продукции 

с 

высокими 

потребительскими свойствами, обосновывающими высокие цены;  

•  выпуск  дешевой  продукции  с  более  низкими  потребительскими 

свойствами, но доступных широкому кругу потребителей;  

•  выпуск продукции с различными вариантами оформления;  

•  выпуск  уникальных  продукции,  рассчитанных  на  узкий  круг 

потребителей с достаточно высокими доходами;  

•  оперативный выпуск продукции в очень короткие сроки.  
Авторы  инвестиционного  проекта  в  зависимости  от  поставленных 

целей идут по определенному пути обеспечения конкурентоспособности 
продукции.  

У  разработчиков  бизнес-плана  для  предприятия  не  возникнет 

никаких сложностей при описании любого товара, его потребительских 
свойств.  Целесообразно  приложить  к  описанию  фотографии  образцов 
продукции.  

Кроме собственно описания продукта, необходимо подчеркнуть его 

преимущества  по  сравнению  с  другими  аналогичными  продуктами 
предприятий-конкурентов.  Желательно  представить  сведения  в  виде 
таблицы. 

 

 

29

 

2.5 Описание рынка  

 
Для предприятия наиболее сложно разработать этот раздел бизнес-

плана,  так  как  исследование  рынка  до  недавнего  времени  не  было 
свойственно  нашей  экономике,  что  и  вызвало  отсутствие  такого  рода 
навыков у широкого круга практических специалистов. 

Следует  признать,  что  провести  самостоятельно  развернутое 

маркетинговое  исследование  предприятие  не  сможет:  для  этого 
необходимы профессионалы и значительный объем средств.  

Поэтому для локальных задач технического переоснащения можно 

рекомендовать  менеджерам  представить  потенциальному  инвестору 
описание рынка услуг того региона, на который распространяется сфера 
деятельности предприятия.  

Материалы  данного  раздела  должны  убедить  потенциального 

инвестора,  что  определенные  виды  продукции,  предлагаемые 
предприятием, найдут своего потребителя. 

Для этого разработчикам бизнес-плана необходимо: 
•  дать  характеристику  региона,  в  котором  оно  предлагает  или 

планирует  свои  услуги  (количество  городов,  поселков  и  деревень; 
численность  населения  по  возрастному  и  социальному  составу; 
количество  предприятий,  фирм,  организаций,  учреждений  социально-
культурного назначения и отрасли, в которых они работают; количество 
предприятий  и  виды  выпускаемых  ими  продукции;  характеристика 
транспортных связей и т.д.); 

•  указать  основных  конкурентов,  которые  оказывают  клиентам 

аналогичные услуги, производят такую же продукцию в том же регионе;  

•  отметить  конкурентоспособность  планируемой  к  выпуску 

продукции,  т.е.  подчеркнуть  преимущества  проектируемых  услуг  по 
сравнению с имеющейся на рынке подобной продукцией;  

•  охарактеризовать 

основных 

потребителей 

продукции, 

обосновать,  почему  выпуск  именно  данной  продукции  привлечет 
заказчиков;  

•  перечислить 

потенциальных 

клиентов, 

имеются 

ли 

предварительные  договоренности  (протоколы  о  намерениях)  с 
заказчиками или покупателями;  

•  оценить  реальный  и  потенциальный  объем  сбыта  в  начальный 

период  и  на  перспективу,  указать  объем  продукции,  на  который 
предприятие с определенной степенью гарантии может получить заказы 
в своем регионе;  

•  указать  прогнозные  цены  (политику  ценообразования)  и  схемы 

платежей  (оплата  по  факту,  по  предварительной  оплате,  по  продаже 
продукции в кредит т.д.).  

 

 

30

Кроме  того,  рекомендуется  показать потенциальному инвестору те 

мероприятия,  которые  планируется  провести  для  продвижения  услуг  и 
продукции на рынок:  

•  реклама  услуг  и  каналы  ее  доставки  до  потенциальных 

потребителей (печатные издания, прямая рассылка прайс-листов, радио, 
телевидение  и  т.п.)  и  в  каком  объеме  планируется  рекламная 
деятельность предприятия;  

•  методы стимулирования продаж: система скидок, льгот и т.п.;  

•  сервис:  техническое  обслуживание,  обеспечение  запчастями  и 

другими материалами, качество упаковки, способ доставки. 

 

2.6 Описание производства 

 

Инвестиционный  проект  в  настоящее  время - это,  как  правило, 

проект 

технического 

перевооружения 

предприятия, 

замена 

оборудования. 

В связи с этим раздел следует начать с характеристики действующих 

на  предприятии  технологических  процессов  и  оборудования,  которые 
войдут составной частью в инвестиционный проект. 

Здесь рекомендуется отметить: 

•  возможность  использования  в  инвестиционном  проекте 

существующей технологии с точки зрения ее прогрессивности; 

•  перечислить 

действующее 

основное 

технологическое 

оборудование  с  указанием  его  возраста;  показать  возможность  его 
использования  или  продажи  с  учетом  обеспечения  необходимых 
параметров качества продукции. 

Далее приводится характеристика проектируемого технологического 

процесса:  

•  излагается  суть  технологических  аспектов  инвестиционного 

мероприятия, технологическая схема производственного процесса;  

•  перечисляются  изменения  в  процессе  производства,  требуемые 

для реализации проекта;  

•  приводится  перечень  и  характеристики  оборудования,  которое 

необходимо закупить для достижения поставленных задач;  

•  поясняется, каким образом новое оборудование будет размещено 

на  имеющихся  площадях  или  же  необходимы  перепланировки, 
расширение;  

•  перечисляется  оборудование,  которое  будет  ликвидировано  или 

продано (с указанием цены реализации);  

•  определяется 

объем 

выпуска 

продукции 

(мощность 

предприятия),  который  будет,  достигнут  в  результате  инвестиционных 
мероприятий, обосновывается его величина;  

•  рассчитываются потребности в основных материалах;  

 

 

31

•  рассчитываются  потребности  в  ресурсах  (электроэнергия,  тепло, 

вода); 

•  определяется 

численность 

персонала 

с 

указанием 

квалификационных характеристик. 

Отдельно рекомендуется остановиться на факторах, гарантирующих 

бесперебойную работу предприятия:  

•  откуда и как поступают материалы и комплектующие;  

•  на  каких  условиях  закупаются  (в  кредит  или  по  предоплате) 

материалы;  

•  устойчивы ли связи с поставщиками материалов;  

•  каким 

транспортом 

доставляются 

материалы, 

наличие 

подъездных путей;  

•  как  обеспечивается  отгрузка  и  реализация  готовой  продукции, 

какие  санкции  предусматриваются  за  нарушение  сроков  вывоза 
продукции. 

В заключении определяется себестоимость производства и затрат га 

реализацию продукции, рассчитываются затраты на производство всего 
объема товара и на единицу продукции. 
 

2.7 Управление и организация производства  

 

Рассматривая представленный проект, инвестор большое внимание 

уделяет команде управления. Интересно, что западные инвесторы часто 
говорят,  что  вкладывают  средства  в  менеджеров,  а  не  в  идеи  и  не  в 
продукцию.  

При  составлении  этого  раздела  бизнес-плана  необходимо,  чтобы 

руководители  предприятия  четко  представляли  себе  структуру  (схему) 
управления будущим производством.  

Для этого необходимо: 
•  представить  сведения  о  тех  лицах,  которым  предстоит  сыграть 

ведущую роль в развитии предприятия; 

•  представить  схему  организационной  структуры,  показывающую 

связи и разделение ответственности должностных лиц; 

•  указать, 

насколько 

предприятие 

обеспечено 

кадрами 

соответствующей квалификации, как будет организовано их обучение; 

•  представить  систему  мотивации  оплаты  труда  и  материального 

стимулирования.  

Из организационной схемы предприятия, должно быть четко видно: 

кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать и 
как  их  деятельность  намечается  координировать  и  контролировать. 
Поскольку  из-за  организационной  неразберихи  нередко  терпят  крах 
даже  самые  многообещающие  проекты,  такого  рода  информация  очень 
интересует потенциальных инвесторов. 
 

 

 

32

2.8 Финансовый план  

 

Цель  раздела - рассчитать  ожидаемые  финансовые  результаты  

деятельности (бюджет) проектируемого предприятия, который является 
важнейшим критерием оценки проекта для инвестирования. 

Ознакомление 

с 

финансовым 

планом 

должно 

показать 

потенциальному инвестору, на какую прибыль, он может рассчитывать и 
какова способность заемщика обслуживать долг.  

Разработка  этого  раздела  достаточно  сложна  и  трудоемка,  так  как 

для составления финансового плана в структуре и объеме, отвечающем 
международным  требованиям  и  требованиям  инвесторов,  необходимо 
проведение  значительного  объема  расчетов.  Кроме  того,  сложность 
состоит  еще  и  в  том,  что  показатель  оценки  проекта  и  понятие 
эффективности  проекта,  используемые  у  нас  до  настоящего  времени, 
коренным образом отличаются от принятых в международной практике 
и современных требований инвесторов. 

При  разработке  бизнес-планов  сложных  проектов,  требующих 

больших  объемов  капитальных  вложений  и  с  длительными  сроками 
реализации,  рекомендую  использовать  автоматизированную  систему 
планирования и анализа эффективности инвестиций PROJECT EXPERT, 
разработанную Российской фирмой PRO-INVEST Consulting. 

Ниже  показаны  основные  документы  финансового  плана  и  их 

структуры, принятые в международной и отечественной практике: 

1. План (прогноз) прибылей и убытков 
2. План (прогноз) движения денежных средств 
3. План (прогноз) балансов. 

Цель  составления  Плана  прибылей  и  убытков – в  общей  форме 

представить  результаты  производственной  деятельности  предприятия  с 
точки зрения прибыльности. Этот расчет обычно состоит из следующих 
разделов:  реализация,  себестоимость  реализованной  продукции  или 
услуг,  операционные  затраты  и  получаемые  (до  уплаты  налогов) 
прибыли или убытки. 

 
План прибылей и убытков разрабатывается в первую очередь. 

 

Всегда  помните  о  том,  что  интересует  потенциальных  инвесторов, 

т.е. тех кто будет читать бизнес-план: 

-  Кредитора,  прежде  всего,  волнует  вопрос  платежеспособности 

предприятия; 

-  венчурных инвесторов – потенциал роста прибыли. 

 

 

 

33

План прибылей и убытков 

(в руб. или долларах США) 

Строка 1 

мес 2 

мес …  3 

год 4 

год 

Валовый объем продаж 

 

 

 

 

 

Потери 

 

 

 

 

 

Налоги с продаж 

 

 

 

 

 

Чистый объем продаж 

 

 

 

 

 

Материалы и комплектующие 

 

 

 

 

 

Сдельная зарплата 

 

 

 

 

 

Суммарные прямые издержки 

 

 

 

 

 

Валовая прибыль 

 

 

 

 

 

Налог на имущество 

 

 

 

 

 

Административные издержки 

 

 

 

 

 

Производственные издержки 

 

 

 

 

 

Маркетинговые издержки 

 

 

 

 

 

Зарплата административного персонала 

 

 

 

 

 

Зарплата производственного персонала 

 

 

 

 

 

Зарплата маркетингового персонала 

 

 

 

 

 

Суммарные постоянные издержки 

 

 

 

 

 

Амортизация 

 

 

 

 

 

Проценты по кредитам 

 

 

 

 

 

Суммарные 

непроизводственные 

издержки 

 

 

 

 

 

Другие доходы 

 

 

 

 

 

Другие издержки 

 

 

 

 

 

Убытки предыдущих периодов 

 

 

 

 

 

Прибыль до выплаты налога 

 

 

 

 

 

Суммарные  издержки,  отнесенные  на 

прибыль 

 

 

 

 

 

Прибыль от курсовой разницы 

 

 

 

 

 

Налогооблагаемая прибыль 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль 

 

 

 

 

 

 

Цель  составления  Плана  балансов  –  получить  представление  о 

будущей  стоимости  активов,  обязательств  и  собственного  капитала  на 
определенные даты (моменты) бизнес-плана. 

По активам балансов можно проследить структуру, соотношение и 

тенденции  изменения:  суммарных  текущих  активов,  остаточной 
стоимости  основных  средств,  сумм  инвестиционных  затрат  в  основные 
фонды и в ценные бумаги. 

В  пассивах  балансов – суммарные  краткосрочные  обязательства, 

долгосрочные займы и суммарный собственный капитал. 

Эти  сведения  дают  возможность  быстро  получить  необходимый 

минимум  справочных  данных,  не  вдаваясь  в  детальное  изучение 
приводимых финансовых прогнозов. 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..