Бизнес-планирование - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Бизнес-планирование

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Бизнес-планирование - часть 3

 

 

Вспомогательной 

стоимостной 

целью 

предприятия, 

ориентированного в целом на максимизацию ценности капитала, может 
быть стремление к оптимальной расчетной прибыли за период. 

Для  предприятий,  функционирующих  в  условиях  конкуренции

кроме того, все монетарные и немонетарные цели можно рассматривать 
как цели достижения конкурентных преимуществ. 
 

Стратегическое  планирование – планирование  программы  и 

потенциала, планирование структуры потенциала 

Стратегическое  планирование – это  планирование  достижения 

целей. 

В  ходе  стратегического  планирования  на  базе  установленных 

генеральных целей определяют в долгосрочном плане: 

-  продуктово-ассортиментные программы; 
-  структуру и объемы потенциала (ресурсов), необходимого для 

производства и реализации продукции, в том числе: 

-  планирование  средств  производства  и  персонала  предприятия 

(размера предприятия); 

-  планирование  структуры  капитала  (соотношение  собственного  и 

заемного капитала); 

-  планирование структуры производств, или мощностей; 
-  планирование  организационной  структуры,  юридической  формы 

и правовой структуры предприятия; 

-  планирование системы управления предприятием; 
-  планирование  расстановки  руководящих  кадров,  формирование 

системы стимулирования руководителей; 

-  планирование 

информационной 

системы 

менеджмента 

(формирование 

системы 

планирования, 

регулирования, 

документирования и контроля). 

Стратегическое  планирование  в  широком  смысле  называют 

планированием  роста,  планированием  развития  предприятия  и 
инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер. 

Принципиальные 

способы 

действий 

по 

формированию 

направлений,  масштабов,  структуры  и  субъектов  развития  предприятия 
называют стратегиями. 

Цель  стратегического  планирования  состоит  в  том,  чтобы  через 

генерирование  и  выбор  соответствующих  стратегий  определить 
оптимальный  путь  развития  предприятия  с  точки  зрения 
повышения ценности капитала

 
Оперативное  планирование – планирование  программы  и 

мероприятий при заданном потенциале 

 

 

19

Оперативное  планирование,  прежде  всего,  является  планированием 

достижения  целей.  Оно  строится  на  генеральном  и  стратегическом 
планировании  и  зависит  от  принятой  в  результате  стратегического 

планирования  продуктовой  концепции,  структуры  потенциала  и  системы 
управления. 

В  рамках  оперативного  планирования  планируется  программа 

продуктов  и  услуг,  которые  предприятие  должно  производить  в 
краткосрочной и среднесрочной перспективе на базе заданного потенциала, 
или  мощностей,  и  необходимые  для  этого  в  отдельных  функциональных 
сферах деятельности мероприятия (операции). 

На промышленных предприятиях с функциональной организационной 

структурой к оперативному планированию относят: 

-  план сбыта; 
-  план производства; 
-  план снабжения; 
-  план НИОКР; 
-  план логистики (транспортно-складское хозяйство); 
-  план персонала, 
-  план оборудования; 
-  информационный и коммуникационный план 
-  административный  план  (система  управленческого  и  финансового 

учета) и др. 

На  предприятиях  с  продуктовой  или  региональной  организационной 

структурой относят: 

-  разработку  функциональных  планов  центральных  отделов  штаб-

квартиры 

-  планирование  мероприятий  в  разрезе  продуктовых  программ  и 

функций на уровне отдельных продуктовых или региональных отделений. 

Оперативное  планирование  в  широком  смысле  называют  также 

текущим, или регулярным. 
 

Сводное 

общекорпоративное 

планирование 

результатов 

и 

финансовое планирование 

Монетарные  и  немонетарные  планово-контрольные  расчеты  являются 

количественным  выражением  генерального  целевого,  стратегического  и 
оперативного планирования. 

Ориентированные  на  финансовые  результаты  и  ликвидность,  планово-

контрольные  расчеты,  или  планирование  и  контроль  (ПиК),  включают 
(рис.6): 

 

Генеральное целевое 

планирование 

Стратегическое планирование

Оперативное планирование 

Сводное общее 

фирменное 

планирование 

результата и 

финансовое 

планирование 

 

Рис. 6. Принципиальная схема системы планирования с 

интегрированными планово-контрольными расчетами 

 

 

20

-  ПиК  функциональных  сфер  деятельности  (расчеты  по  центрам 

прибыли и центрам издержек); 

-  сводные  общие  фирменные  ПиК – общее  фирменное 

планирование  результатов  и  финансовое  планирование  (сводное 
планирование  калькуляционной  и  балансовой  прибыли;  планирование 
денежного  потока,  инвестиций,  поступлений  и  выплат,  резервов 
ликвидности). 

 

Если  монетарные  и  немонетарные  планово-контрольные  расчеты, 

насколько  это,  возможно,  проводятся  в  рамках  генерального  целевого, 
стратегического  и  оперативного  планирования,  в  качестве  четвертого 
планового 

комплекса 

остаются 

только 

общее 

фирменное 

планирование финансово-экономических результатов и финансовое 
планирование.
 

 
Названые  четыре  плановых  комплекса  разрабатываются  в  рамках 

так называемого скользящего планирования периодически (как правило, 
ежегодно). 

 
Содержательные  основные  связи  и  временные  переплетения  этих 

четырех  плановых  комплексов  на  предприятии  с  функциональной 
структурой показаны на рис. 7. 

 
Модификации  базовой  концепции  планирования  и  контроля  в 

рамках  управления,  ориентированого  на  видение,  взаимосвязи  и 
диалог 

 
Планирование  сегодня  относится  к  важнейшим  задачам  и 

инструментам  управления  на  предприятии.  Хотя  ни  в  законах  об 
акционерных  обществах,  ни  в  коммерческом  кодексе  нет  прямых 
требований 

о 

необходимости 

планирования, 

большая 

часть 

наблюдательных  советов  предприятий  сегодня  принимает  все  решения, 
связанные  с  развитием  предприятия,  только  на  основании 
стратегических 

и  оперативных  планов.  Получило  признание 

планирование,  принимаемое  как  систематическое  предвосхищение 
будущих событий. 

 

 

 

21

 

Информация 

Аналитическая. Раннего предупреждения. Прогнозная 

I. 

Генеральное 

Целевое 

Планирование 

 

Высшая цельсохранение и успешное развитие предприятия 

Материальные цели. Социальные цели. Стоимостные цели. Результа-

ты. Ликвидность. 

Долгосрочное планирование продуктов

или продуктовой программы

II. 

Стратегическое

Планирование 

Планиро-

вание 

НИОКР

Планиро-

вание 

СБЫТА

Планирова-

ние  

ПРОИЗ-

ВОДСТВА 

Планирова-

ние  

СНАБЖЕ-

НИЯ 

III. 

 

Опера-

тивное 

планиров

ание 

 
 
 
 

Кратко-

срочное 

плани-

рование 

продук-

товой 

програм-

мы 

Планирование инвестиций,

функциональных сфер, ор-

ганизационно-правовой 

структуры, 

системы управления 

Планирование логисти-

ки

Планирование 

оборудования 

Планирование 

персонала 

Планирование инфор-

мационной и коммуни-

кационной системы 

Планирование проектов 

Планиро-

вание 

выручки 

Калькуляционное 

планирование 

результатов 

Планиро-

вание из-

держек 

IV. 

Количествен-
ное (монетар-

ное) планиро-

вание резуль-

тата и финан-

совое плани-

рование 

Финансовое 

планирование 

Балансовое плани-

рование результата 

Ценность капитала

 

 

Собственный капитал

Заемный капитал

 

 

 

Рис. 7. Система планирования на предприятии с функциональной 

организационной системой 

 

 

22

За  последние 25 лет  значительно  возросли  объем  и  интенсивность 

планирования.  Поэтому  почти  в  каждом  университете  в  курсы 
управления  предприятием  включены  и  находятся  в  центре  внимания 
вопросы  планирования.  В 12 германских  университетах  дисциплина 
«Планирование 

на 

предприятии» 

относятся 

к 

дисциплинам 

углубленного изучения. 

 
Современный  подход  к  научным  исследованиям  и  практике  в 

области планирования характеризуется следующими моментами: 

1. Все  чаще  исходным  пунктом  планирования  на  предприятии 

становится видение будущего (Vision). 

2. Возрастает  роль  сценариев  и  потребность  в  их  разработке  для 

проверки и углубления видения, целей и стратегии предприятия. 

3. Расширяется 

каталог 

целей 

предприятия. 

Необходимо 

стремиться  также  к  максимизации  расчетной  прибыли  за  период  в 
рамках  

4. оперативного управления на базе стратегической линии развития 

предприятия. 

5. До  уровня  целей  подняты  рамочные  (обязательные)  условия 

или ограничения: 
 
•  защита и улучшение окружающей среды; 

•  использование новых прогрессивных технологий; 

•  поддержка  и  защита  принципов  социально-рыночной  экономики  и 

демократического общественного устройства страны. 

 

6. В  рамках  оперативного  управления  все  шире  используется 

система  управления  на  основе  целевых  издержек (Target Costing)  в 
рамках стратегического планирования. 

7. Предметом стратегического планирования становятся стратегии 

функциональных сфер деятельности и региональные стратегии. 

8. К  главным  задачам  стратегического  планирования  на  практике 

все  в  большей  мере  относят  стратегически  ориентированное 
формирование  организационной  и  правовой  структуры  предприятия, 
системы  управления  с  соответствующими  руководящими  кадрами,  а 
также  внутренних  и  внешних  информационных  и  коммуникационных 
систем.  Ориентированное  на  отдельные  группы  персонала 
управления  на  основе  диалога
  становится  важным  условием 
идентификации предприятия. 

9. Все  большее  внимание  уделяется  процессам  реализации  и 

мониторинга стратегических планов. 

10. Интеграция  техники  и  экономики  облегчает  и  при  помощи 

компьютеров  повышает  качество  стратегического  и  оперативного 
планирования  и  контроля.  Компьютерное  планирование  продуктов, 

 

 

23

программ и инвестиций, а также технико-экономическое планирование, 
является  уже  сегодняшней  практикой  планирования.  Дело  завтрашнего 
дня,  интегрированное  планирование  с  представлением  на  экране 
компьютера  альтернативных  продуктово-ассортиментных  программ, 
планов  мощностей,  потоков  ресурсов  и  финансовых  потоков,  а  также 
расчетов стоимости предприятия. 

11. Усложнение  традиционных  управленческих  задач,  усиление 

комплексности 

управленческих 

функций 

требует 

постоянной 

гармонизации планов. 

12. Возможные  изменения  во  внешней  и  внутренней  среде 

предприятия  требуют  от  руководителей  системного  мышления  и 
анализа  чувствительности
  плановых  решений.  На  передний  план 
выходит  ориентированный  на  все  стадии  создания  новой  стоимости 
стратегический анализ и по процессный учет издержек

13. Стремление  к  совершенствованию  планирования  появляется  на 

пути 

улучшения 

процесса 

его 

организации, 

синхронизации 

планирования  стратегий  с  инвестиционным  планированием,  с  одной 
стороны,  и  оперативного  планирования  с  интегрированным  годовым 
технико-экономическим  (бюджетным)  планированием,  с  другой 
стороны.  Однако  общими  требованием  остается  избежание  излишнего 
планирования (перепланирования).
 

14. Повышение  качества  планирования  и  контроля  за  реализацией 

планов  достигается,  прежде  всего,  через  привязанное  к  плановым 
целям  стимулирование  руководителей.
  Процесс  согласования 
стратегических  и  оперативных  плановых  целей,  от  выполнения  и 
перевыполнения  которых  зависит  размер  персонального  дохода 
руководителей,  совершенно  определенно  усиливает  их  мотивацию  и 
одновременно  ведет  к  лучшему  формированию  и  достижению  целей 
предприятия. 

15. Успешное  планирование  требует  соответствующей  философии 

предприятия,  согласно  которой  необходимы  планирование  и 
определенная  культура  предприятия,  делающая  это  планирование 
возможным. 

 
Существенным  элементом  культуры  предприятия
  является 

стиль  поведения  руководителей:  стремление  служить  примером 
выполнения  своего  долга  и  открытость,  ответственность  и 
инициативность,  понимание  того,  что  такое  истинные  ценности, 
душевная  теплота.  
Стиль  становится  все  более  важным  признаком, 
определяющим тип руководства. 

В  рамках  дискуссии  о  философии  и  политике  предприятия  в 

последнее  время  особое  внимание  уделяют  видению  будущего,  или 
ведущей  идее  высшего  руководства  относительно  путей  сохранения  и 
успешного дальнейшего развития предприятия. 

 

 

24

Видение  можно  рассматривать  в  качестве  предмета  политики 

предприятия.  Оно  влияет  существенным  образом  на  оперативное  и 
стратегическое  планирование,  особенно  на  выбор  стратегии, 
организационных  структур,  системы  управления,  подбор  и 
расстановку  руководящих  кадров.
  Только  полные  сил  руководители-
лидеры,  обладающие  стратегической  волей  и  имеющие  собственное 
видение,  могут  получить  в  условиях  конкуренции  желаемую  картину 
будущего. 

 
Генерирование идеи и формулирование видения является главной 

задачей высшего руководства предприятия. Видение, сформированное 
часто в результате стратегического анализа, прогнозирования или даже в 
процессе  планирования,  конкретизируется  в  целевой  картине, 
принципах функционирования предприятия и управления им. 

Наряду с этими новыми элементами, содержательно расширяющими 

предмет управления, все большее значение приобретает комплексное 
мышление и действия.
 

 

 

 

25

 

2. Структура и содержание разделов бизнес-плана 

 

Структура бизнес-плана не имеет жестких границ. В зависимости от 

сферы  деятельности,  масштабов  проекта,  требований  потенциального 
инвестора  и  других  факторов  структура  и  содержание  бизнес-плана 
могут изменяться. Однако существуют основополагающие требования к 
содержанию, соблюдение которых принято при его составлении.  

 
В  общем  случае  содержание  бизнес-плана  должно  включать 

проработку следующих разделов:  

 1. 

Общий раздел (резюме)  

 2. 

Описание предприятия 

 3. 

Описание отрасли  

 4. 

Описание продукция (работ, услуг)  

 5. 

Описание рынка 

 6. 

Описание производства  

 7. 

Управление и организация производства  

 8. 

Финансовый план 

 9. 

Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности 

 10. 

Анализ чувствительности 

В конце бизнес плана должно быть приложение

 

Разработка  большинства  разделов  бизнес-плана  не  требует  каких-

либо  особых  навыков  и  вполне  может  быть  выполнена  практическими 
специалистами  предприятий.  Исключение  составляет,  пожалуй,  только 
финансовый  план,  требующий  привлечения  профессионалов  в  том 
случае,  если  он  выполняется  в  полном  объеме  и  с  помощью 
автоматизированных  систем  финансового  планирования  и  анализа 
эффективности инвестиций.  

Далее 

в 

соответствии 

с 

рекомендованной 

структурой 

последовательно  представлено  содержание  всех  разделов  бизнес-плана. 
Указывается,  какие  вопросы  необходимо  проработать  и  изложить  в 
каждом  разделе,  чтобы  убедить  потенциального  инвестора  вложить 
деньги в проектируемое производство.  
 

2.1 Общий раздел (резюме) 

 

 

 

26

Общий  раздел  составляется  на  заключительном  этапе  разработки 

бизнес-плана  по  результатам  проведенных  исследований  и  расчетов, 
однако  помещается  в  самом  начале  материала,  является  первым 
разделом  бизнес-плана.  Такая  форма  построения  необходима  для  того, 
чтобы  потенциальный  инвестор  с  самого  начала  ознакомления  с 
проектом  составил  себе  четкое  представление  о  содержании  и 
ожидаемых  результатах.  Для  этого  в  данном  разделе  излагается  как  бы 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..