Бизнес-планирование - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Бизнес-планирование

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Бизнес-планирование - часть 1

 

 

 

Содержание 

 

Введение........................................................................................................... 4 
1. Система планирования и контроля (система планов и отчетов 
предприятия).................................................................................................... 8 

1.1  Понятие системы планирования и контроля .................................... 8 
1.2  Системный анализ характерных признаков системы 
планирования и контроля ............................................................................ 9 
1.3  Принципиальные подходы к построению системы 
планирования и контроля .......................................................................... 14 
1.4  Характеристика отдельных подсистем планирования................... 17 

2. Структура и содержание разделов бизнес-плана................................... 26 

2.1  Общий раздел (резюме)..................................................................... 26 
2.2  Описание предприятия...................................................................... 27 
2.3  Описание отрасли .............................................................................. 28 
2.4  Описание продукции (работ, услуг) ................................................ 29 
2.5  Описание рынка ................................................................................. 30 
2.6  Описание производства..................................................................... 31 
2.7  Управление и организация производства ....................................... 32 
2.8  Финансовый план .............................................................................. 33 
2.9  Прогноз финансовых коэффициентов и инвестиционной 
эффективности............................................................................................ 37 
2.10  Анализ чувствительности ................................................................. 39 

3. Представление (презентация) бизнес-плана потенциальным 
инвесторам ..................................................................................................... 41 
4. Основные этапы бизнес - планирования................................................. 42 
5. Финансовые планы и отчеты в системе GAAP ...................................... 49 

5.1  Типы счетов и бухгалтерские проводки.......................................... 49 
5.2  Финансовые отчеты и их взаимосвязь............................................. 51 
5.3  Годовые отчеты.................................................................................. 64 

6. Методика финансового планирования и анализ проекта в системе 
Project Expert.................................................................................................. 66 

6.1  Построение финансовой модели предприятия ............................... 66 
6.2  Анализ корректности построения финансовой модели................. 85 
6.3  Анализ проекта .................................................................................. 86 
6.4  Финансовая модель действующего предприятия........................... 92 

7. Список литературы ................................................................................. 102 
8. Приложение ............................................................................................. 104 
 
 

 

 

 

3

Введение 

 

Развитие  рыночных  отношений  в  России,  общий  упадок  экономики 

привели  к  изменениям  структуры  процессов  управления  в 
промышленности. 

Отсутствие 

централизованного 

распределения 

средств,  ставит  перед  предприятиями  задачу,  где  найти  резервы  на  их 
поддержание  и  развитие.  Ответ  один:  искать  эти  резервы,  а  при 
необходимости  привлечь  инвесторов,  которые  вложат  деньги  в  Ваш 
бизнес.  Естественно  что,  вкладывая  средства  в  какое-либо  дело, 
инвестор хочет быть уверенным, что его деньги не только не пропадут, 
но  и  принесут  прибыль.  Предприятия,  желающие  привлечь  инвесторов 
(акционеров)  или  получить  кредиты,  должны  представить  материалы, 
доказывающие эффективность проектируемого производства. 

Тенденция  подтверждается  также  повышением  спроса  на 

специалистов  в  области  стратегического  планирования,  бизнес-
планирования  и  логистики.  К  сожалению,  ситуация  осложняется  тем, 
что  профессионалы,  обладающие  соответствующими  знаниями  и 
навыками, практически отсутствуют. 

К  числу  основных  целей  обращения  к  процедурам  бизнес-

планирования следует отнести: 

1. Создание стратегии развития бизнеса. 
2. Определение тенденций развития предприятия. 
3. Совершенствование  какого-либо  продукта,  работ  или  услуг  и  в 

конечном итоге технологических и управленческих процессов. 

4. Моделирование бизнес-процессов. 

 

Таким  образом,  бизнес-планирование  следует  понимать  несколько 

более  широко  чем  «чистое  планирование».  В  связи  с  этим  особое 
значение  для  руководителей  и  специалистов  приобретает  умение 
правильно  пользоваться  мощным  инструментом  анализ  и  принятия 
решений – «технологией» бизнес-планирования.  

Можно  выделить  три  основные  причины,  почему  мы  должны 

планировать бизнес: 

1. Сам процесс бизнес-планирования, включает обдумывание идеи, 

заставляет  Вас  объективно,  критически  и  беспристрастно  взглянуть  на 
предприятие  во  всей  его  полноте.  План  способствует  предотвращению 
ошибок,  дает  возможность  понять,  для  чего  Вы  все  это  делаете  или 
будете  делать.  Это  хорошо  проложенный  маршрут,  отражающий 
строгую  очередность  действий  и  приоритеты  на  пространстве 
ограниченных  ресурсов.  Это  финансовый  план  (бюджет)  в  котором 
рассчитаны  доходы  и  расходы  от  основной  производственной, 
инвестиционной и финансовой деятельности. 

 

 

4

2. Бизнес-планирование  является  тем  рабочим  инструментом, 

который  при  надлежащем  использовании  поможет  Вам  эффективно 
принимать  решения,  контролировать  и  управлять  предприятием,  что  в 

свою  очередь  является  основой  успеха. «То,  что  планируется, - 
делается», - говорил  известный  консультант  по  управлению  Питер 
Дрюккер. 
 

3. Законченный  план  бизнеса  является  средством  для  сообщения 

Ваших  идей  другим  заинтересованным  людям.  Он  производит 
благоприятное  впечатление  на  людей,  с  которыми  Вы  предполагаете 
сотрудничать или уже делаете свой бизнес, таких как: инвесторы, банки, 
совладельцы  и  служащие.  Он  в  полной  мере  характеризует  Ваши 
таланты и уровень профессионализма. 

 

 
Вопросам  бизнес-планирования  посвящено  большое  количество 

зарубежной  и  отечественной  литературы,  однако,  это  не  означает,  что 
существуют  единые,  жестко  установленные  стандарты.  Выполняя 
процедуры  планирования,  специалист  оперирует  набором  «сухих» 
данных,  однако  сам  процесс  планирования – описание  пути 
превращения  идеи  в  связанную  реальность,  требует  наряду  с  высокой 
компетентностью творческих способностей и в первую очередь, потому, 
что  каждый  проект,  в  своем  роде  уникален.  Другими  словами,  бизнес-
план  скорее  произведение  искусства.  Несмотря  на  то,  что  творческое 
начало  действительно  является  важным  для  процесса  планирования, 
существуют  определенные  принципы,  которые  являются  общими  для 
разработчиков  бизнес-планов  независимо  от  страны  и  отрасли 
экономики. 

 
Следует отметить, что в развитой рыночной экономике бизнес-план 

используется не только в инвестиционных проектах, но и во всех сферах 
предпринимательства  и  является  рабочим  инструментом,  позволяющим 
исследовать  и  оценить  любое  конкретное  направление  и  перспективы 
деятельности  предприятия  или  фирмы  на  определенном  рынке  в 
сложившихся организационно-экономических условиях. 

 
В России выделяют четыре типа бизнес планов: 
-  внутренний бизнес-план; 
-  бизнес-план  для  получения  кредитов,  с  целью  пополнения 

текущих активов (оборотных средств); 

-  бизнес-план для привлечения инвесторов; 
-  бизнес-план финансового оздоровления. 
 
Что такое бизнес-план? 
Это  развернутое  обоснование  проекта,  дающее  возможность 

всесторонне  оценить  эффективность  принятых  решений,  планируемых 
мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный 
проект.  

 

 

5

 

Бизнес-план должен: 
-  во-первых,  показать,  что  продукт  или  услуга  найдут  своего 

потребителя,  установить  емкость  рынка  сбыта  и  перспективы  его 
развития; 

-  во-вторых,  оценить  затраты,  необходимые  для  изготовления  и 

сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг; 

-  в-третьих,  определить  прибыльность  будущего  производства  и 

показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, 
регионального и государственного бюджета. 
 

Современная  российская  экономика  предъявляет  к  специалистам  в 

области  управления  финансами  и  экономистам  следующие  требования: 
иметь  профессиональные  знания,  которые  необходимы  для  работы  в 
рыночной  экономике  и  практические  навыки  для  выполнения 
следующих работ: 

-  исследовать  рынок  и  определять  виды  и  объемы  продаж 

пользующихся высоким спросом; 

-  прогнозировать  динамику  спроса,  предложений  и  уровень 

рыночных цен на выпускаемую продукцию; 

-  разрабатывать стратегические планы развития предприятия и его 

структурных подразделений; 

-  выбирать оптимальные методы, формы и системы планирования, 

организации  и  управления  производством  в  условиях  свободных 
рыночных отношений; 

-  разрабатывать 

бизнес-планы 

производства 

новых 

конкурентоспособных  товаров  и  определять  их  эффективность  и 
безубыточность; 

-  координировать  работу  персонала  предприятия,  привлекать 

способных сотрудников и предоставлять им необходимые полномочия и 
свободу в сфере их планово-экономической деятельности; 

-  проводить  анализ  и  контроль  результатов  производственно-

хозяйственной деятельности; 

-  принимать оперативные решения; 
-  обосновывать  важнейшие  направления  научных  исследований, 

осуществлять  своевременное  обновление  выпускаемой  продукции, 
развитие  новых  технологий  и  форм  организации  производства  и 
предпринимательства; 

-  составлять уставы и учредительные договоры на открытие новых 

малых и средних предприятий; 

-  осуществлять 

обоснование 

инвестиционных 

проектов, 

определять объемы и источники необходимых финансовых ресурсов; 

 

 

6

-  готовить  аналитические  записки  и  отчеты  о  финансово-

экономическом  состоянии  предприятия  и  предоставлять  высшему 
руководству 

письменные 

предложения 

о 

совершенствовании 

деятельности с необходимыми обоснованиями. 

В  процессе  бизнес-планирования  должны  принимать  участие 

следующие  специалисты:  технологи,  экономисты,  финансисты, 
кадровики, юристы - при непосредственном участии и под руководством 
руководителя предприятия. 

 
Первая задача
, которую должны решить разработчики - получение и 

подготовка  достоверной  исходной  (статистической,  аналитической  и 
прогнозной)  информации  для  проработки  проекта.  При  этом  следует 
помнить,  что  результаты  принятых  решений,  полученные  в  итоге, 
напрямую  зависят  от  качества  исходных  данных.  Кроме  того,  любые 
изменения,  вносимые  в  исходную  информацию  на  конечной  стадии 
разработки проекта, влекут за собой пересчет всего проекта.  

 
Вторая задача, стоящая перед составителями бизнес-плана, - четкое 

понимание содержания инвестиционных мероприятий, их целей.  

 
Это, в свою очередь, обеспечит возможность выполнения следующей 

задачи - поиска  наиболее  рациональных  и  эффективных  путей 
реализации поставленных целей. 

 
Третья,  наиболее  важная  задача - всесторонняя  и  объективная 

оценка эффективности планируемых инвестиций. 

 

Руководителям  предприятия  важно  понимать,  что  все 

исследования и расчеты они проводят, прежде всего, для себя, они 
сами  должны  убедиться  в  эффективности  и  перспективности 
задуманных  мероприятий,  а  затем  убедить  в  этом  и 
потенциального инвестора.

 

 
 

 

 

7

1. Система планирования и контроля (система планов и отчетов 

предприятия) 

 

Эксперты  и  аналитики  отмечают,  что  источник  проблем  на 

российских предприятиях кроется: 

-  в неопределенности целей; 
-  в низкой эффективности управления; 
-  в 

деструктивном 

(ненормальном) 

подходе 

к 

бизнес-

планированию; 
-  в  принятии  необоснованных  решений  из-за  отсутствия 
оперативной управленческой информации; 
-  в  неэффективности  планирования  и  управления  финансами  и 
издержками производства; 
-  в  неправильном  оформлении  пакета  документов  для  получения 
инвестиций. 

Современное  бизнес-планирование  заключается  в  определении 

будущего 

желаемого 

состояния 

всего 

предприятия, 

которое 

основывается  на  взаимодействии  процессов  микроэкономического 
исследования  прошлого  и  настоящего  состояния  предприятия, 
моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. 

В  процессе  бизнес-планирования  выделяют  пять  основных  этапов: 

ретроспективный  анализ  финансово-хозяйственной  деятельности  и 
аудит  маркетинга,  разработка  общих  целей  на  среднесрочную  или 
долгосрочную  перспективу,  определение  конкретных  задач,  выбор 
основных путей и средств их достижения, контроль за их выполнением. 
 

1.1 Понятие системы планирования и контроля 

 

Планирование и контроль представляет собой процессы обработки 

информации.  Эти  процессы  осуществляются  с  использованием 
специфических методов и инструментов. 

Входом  для  этих  процессов  служит  информация  о  внешней  и 

внутренней среде окружающей предприятия. 

Выходом  –  планово-контрольная  информация,  которая  отражается 

в планах и отчетах. 

Плановая  информация  определяет  цели  и  мероприятия, 

характеризующие 

будущие 

события, 

имеющие 

отношения 

к 

предприятию. 

Фактическая  информация  отражает  уже  произошедшие  события, 

сравнивая  фактическую  с  плановой  информацией  можно  получить 
контрольную информацию. 

С позиции системного подхода различают: 

-  систему планирования и контроля; 
-  систему планов и отчетов. 

 

 

 

8

С  одной  стороны,  в  качестве  элементов  системы  планирования  и 

контроля  могут  рассматриваться  руководители  и  вспомогательный 
управленческий  персонал,  осуществляющие  процессы  планирования  и 
контроля, т.е. соответствующие планово-контрольные расчеты, которые 
представляются в форме планов и отчетов. 

 
Процессы 

планирования 

и 

контроля 

характеризуются 

следующими специфическими признаками: 

 
-  аналитической и прогнозной информацией о развитии внешней и 

внутренней среды предприятия в качестве исходной информации; 

-  методами планирования и контроля, используемые при обработке 

информации; 

-  планово-контрольной  информацией,  содержащейся  в  планах  и 

отчетах в качестве выходной информации; 

-  субъектами  планирования  и  контроля  (руководители  и  их 

помощники, 

оснащенные 

соответствующими 

вспомогательными 

средствами  обработки  информации,  прежде  всего  компьютерами  и 
программным обеспечением). 

 
Система  планирования  и  контроля  является  результатом
 

целенаправленной 

интеграции 

всех 

существенных 

процессов 

планирования и контроля и образует базу для их координации. 
 

1.2 Системный анализ характерных признаков системы 

планирования и контроля 

 

Согласно  системному  подходу  система  планирования  должна 

обладать  целенаправленностью,  целостностью  или  полнотой,  а  также 
специфическим описанием и целевой ориентированной структурой.  

Важнейшими 

требованиями, 

предъявляемыми 

к 

системе 

планирования  и  контроля,  и  одновременно  ее  признаками  являются 
следующие: 
-  целенаправленность 
-  целостность и полнота 
-  структуризация  планов  по  содержанию,  масштабам  и  временным 
параметрам 
-  целевая ориентация и интеграция разделов плана (частных планов): 

  содержательная интеграция 
  интеграция во времени 
  содержательная и временная интеграция 

-  гибкость, актуальность, эффективность. 
 

 
 

 

 

9

Целенаправленность. 

 

Формирование  отдельных  разделов  общего  плана  или  частных 

планов  должно  вытекать  из  целей  верхнего  уровня  предприятия 
(материальных,  стоимостных  и  социальных)  и,  наоборот,  после 
проверки возможностей достижения этих целей сводиться к нимПланы 
служат 

инструментом 

наглядного 

представления 

целевых 

показателей  и  возможностей  их  достижения,  а  отчеты – 
инструментом  наглядного  представления  фактического  уровня 
достижения целей. 

Планово-контрольные  расчеты  должны  строиться  на  основе 

важнейшей стоимостной цели – стремления к возможно более высокому 
финансовому  результату  и,  прежде  всего - обеспечения  ликвидности. 
Эти  расчеты  должны  помогать  принимать  решения,  проводить 
мероприятия и осуществлять контроль. 

 

Целостность и полнота. 

 

При  помощи  системы  планирования  и  контроля  руководители 

предприятия  получают  информацию  о  будущих  и  свершившихся 
событиях,  которая  отражает  процессы  и  взаимосвязь  предприятия  и 
рынка.  Только  совокупность  пересекающихся  планов  дает  системное 
представление о событиях и процессах. 

Планово-контрольные  расчеты  должны  обеспечивать  эффективное 

планирование  и  контроль  финансового  результата  и  его  компонентов  с 
учетом  пересекающихся  целей,  потенциалов  и  мероприятий  во  всех 
подсистемах и на предприятии в целом. 

 

Структуризация планов по содержанию, масштабам и временным 

параметрам. 

Процессы  планирования  и  отдельные  планы  характеризуются 

содержанием,  объемом  и  параметрами  времени.  При  этом  следует 
начать  с  желаемого  выхода,  т.е.  со  специфицированных  планов, 
поскольку,  таким  образом,  в  значительной  степени  определяются  сами 
процессы и требуемый выход. 

С  точки  зрения  содержания  планы  должны  быть  проблемно-

ориентированны. 

С  точки  зрения  масштаба  представления  и  степени  детализации 

информации планы бывают грубыми или детализированными. 

С точки зрения временных параметров (срочности) различают: 

-  краткосрочные планы (на один год и меньше); 
-  среднесрочные планы (на 3-5 лет); 
-  долгосрочные планы (на 5-10 и более лет). 
При  планировании  специальных  объектов  (проектов)  в  качестве 

плановых периодов иногда выделяют: 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..