ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения

 

  Главная      Учебники -Разные    

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

ЕГЭ. Задания с развернутым ответом


 

 

ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения


 

 


 

Данная книга поможет учащимся подготовиться к написанию мини-сочинения на ЕГЭ по обществознанию (задание 29). Приводятся рекомендации по написанию мини-сочинения, обзор типичных тем, сгруппированных по

пяти содержательным блокам («Философия», «Экономика», «Социальные отношения», «Политология», «Право»), а также образцы сочинений. С помощью этой книги учащиеся ознакомятся с темами, предлагаемыми на экзамене, и правилами их выбора, а также научатся писать мини-сочинение по обществознанию на высший балл.


 

Содержание

Раздел 1. Рекомендации по написанию мини-сочинения (задание 29) 6

Обзор типичных тем, предлагаемых для написания мини-7

сочинения

Блок «Философия» 7

Блок «Экономика» 11

Блок «Социальная психология» и «Социология» 15

Блок «Политология» 23

Конец ознакомительного фрагмента. 28

 

 

 

Ольга Викторовна Кишенкова ЕГЭ 2017. Обществознание.

Алгоритм написания сочинения

О. В. Кишенкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки РФ


 

 

 

Раздел 1. Рекомендации по написанию мини-сочинения (задание 29)

Написание мини-сочинения по обществоведческой теме – это последнее задание кон-трольно-диагностических материалов единого государственного экзамена по обществознанию. Оно является наиболее сложным для выполнения, так как ученику необходимо самостоятельно сформулировать проблему, обосновав её необходимыми теоретическими аргументами, и про-иллюстрировать конкретными примерами.

Наши рекомендации, адресованные выпускникам, нацелены на то, чтобы максимально прояснить алгоритм написания мини-сочинения, сориентировать в подборе темы.

Предлагаем для начала ознакомиться с типичными темами, предлагаемыми для написа-ния мини-сочинения на едином государственном экзамене по обществознанию.

Обзор типичных тем, предлагаемых для написания мини-сочинения

Темы мини-сочинений сгруппированы по пяти содержательным блокам. В качестве темы

  • афористические высказывания известных людей, мыслителей, общественных деятелей, пуб-лицистов, содержащих ту или иную актуальную обществоведческую проблему.


     

    Блок «Философия»

    Первый блок представляют темы, условно объединённые в раздел «Философия». Этот раздел максимально ёмкий с точки зрения представленных тем. Во-первых, предлагаются к рассмотрению темы, раскрывающие специфику общества в целом как систему целостных свя-зей и взаимодействий между составляющими её элементами. Так, к примеру, можно привести высказывание древнеримского мыслителя и политического деятеля Л. А. Сенеки: «Общество

  • свод камней, который непременно рассыпался бы, если бы каждый камень не поддерживал собою остальные». Выбрав подобную тему, ученику предстоит раскрыть проблему целостно-сти общества, взаимосвязи и взаимозависимости входящих в него институтов.

Также типично в философском блоке традиционно представляются темы, связанные с понятием «общественный прогресс». Приведём в качестве примера высказывание Н. Г. Чер-нышевского: «Прогресс есть возведение человека в человеческий сан» или афоризм Ж. Ренана:

«Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истин-ной цивилизации». И в том и в другом случае необходимо раскрыть сущность прогресса и сформулировать позицию по соотношению в прогрессивных изменениях технической и гума-нитарной составляющих.

Размышляя об общественном прогрессе, необходимо рассмотреть также отдельные спо-собы, формы, проявления социальных изменений, сопоставить и сравнить их между собой. Так, к примеру, встречается высказывание французского учёного и политического деятеля, социалиста Ж. Жореса: «Революция есть варварский способ прогресса». Приняв решение о написании мини-сочинения на эту тему, важно помнить, что проблему надо формулировать не в понимании революции как формы общественного прогресса, а существенно шире – как осмысление сути общественного прогресса в целом и сравнение его основных форм: эволюции и революции, пояснение мысли автора о варварстве в осуществлении общественных перемен, цене того, что люди обычно связывают с прогрессивностью перемен. Универсальным прави-лом при написании мини-сочинения, таким образом, становится представление расширенного проблемного поля темы. Подобный подход позволяет выявить большее количество аспектов, провести сравнительный анализ различных аспектов и сторон.

К философскому разделу также относятся темы, затрагивающие взаимосвязь человека и общества с природой, проблемы экологического кризиса, кризиса потребительского отно-шения человека к окружающей среде. Примером этой темы является высказывание Ф. М. Достоевского: «…Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры». Экологическая проблематика максимально актуальна для современного человека и его миропонимания. Раскрывая эту тему, можно выходить на понятие «коэволюции» общества и природы, сформулированное извест-ным российским учёным Н. Моисеевым.

Актуальным представляется включение в содержательный контент тем афоризмов, высказываний, обращённых к специфике современного общества, его инновационной сущ-ности, динамизму. В качестве примера приведём высказывание Стива Джобса, основателя и руководителя компании Apple: «Инновация сегодня рождает лидера».

Философский раздел включает в себя тематику философской антропологии, философ-ского осмысления сущности и предназначения человека, соотношения человека и мира, в кото-ром он живёт, понимания смысла человеческого бытия. В качестве примера приведём афоризм русского религиозного философа П. Флоренского: «Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир – в человеке, но и мир так же сложен, как и человек». Тема представляется чрезвычайно сложной для написания, так как потребует от выпускника сложных и абстракт-ных философских размышлений о природе человека, об отражении в человеке мироздания, о соотношении мира – космоса с микрокосмосом, человеком. Думается, что выбор подобной темы можно рекомендовать только хорошо подготовленным по философской проблематике выпускникам, умеющим и любящим рассуждать.

Важной проблемой философской антропологии является вопрос о взаимосвязи человека с обществом, другими людьми. Приведём в качестве примера высказывание немецкого фило-софа XIX века И. Фихте: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изо-лированно». Раскрывая тему, вводим понятие личности как совокупности социально акцен-тированных качеств человека, доказываем органичность связи человека с обществом, его раз-витии в контактах и в общении с людьми. В сочинении можно применить логический приём

«от противного», то есть смоделировать ситуацию развития человека вне контактов с людьми, изолированно, например, показать на примере семьи Лыковых, отшельников, обнаруженных в алтайской тайге. Помимо этого, можно приводить примеры о том, что у многих народов в качестве самого тяжкого наказания предусматривалось изгнание человека из родного города, села, семьи, лишение его привычного круга взаимодействия и общения.

Также к проблематике философской антропологии можно отнести высказывание австрийского врача и мыслителя З. Фрейда: «Работа как ничто другое в жизни связывает инди-вида с реальностью. В своей работе он по меньшей мере надёжно привязан к части реальности, к человеческому обществу». Важно раскрыть при выборе этой темы роль труда в формирова-нии человеческой личности, показать взаимосвязь и взаимозависимость, взаимообусловлен-ность человека и общества.

Максимально сложны для раскрытия на экзамене темы сочинений, затрагивающие гно-сеологические проблемы, проблемы истины, познаваемости мира, постижения человеком самого себя. Проиллюстрируем данную категорию тем следующими примерами: «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыс-кивать её, как золото и скрытый клад» (Д. Локк); «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» (Л. Н. Толстой); «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» (Т. Гексли); «Лишь в людях себя познать способен человек» (И. Гёте). Выбор подобной проблематики потребует от выпускника раскрытия понятия «познание», спе-цифики процесса познания, сложности путей познавательной деятельности, понятия «истина», её свойств и критериев. Последняя из приведённых тем предполагает выход на проблему само-познания, особенностей познания человеком самого себя через призму отношений к нему и понимания его другими людьми.

Кроме того, в философский блок тем включены также вопросы, связанные с философией культуры. Этот диапазон тем достаточно широк. Темы, связанные с феноменом духовности, места и роли духовной культуры в жизни общества и человека. Включаются темы, связанные с осмыслением роли культуры в социализации человека, с формированием творческой, креа-тивной сущности духовной личности. Раскрытие места и роли каждой из форм духовной куль-туры – науки, искусства, религии, морали, образования – в развитии общества – весьма веро-ятная тематика для сочинения. Приведём в качестве примеров ряд тем.

Так, регулярно присутствуют в содержательном контенте тем высказывания, связанные с образованием, школой. Высказывание английского предпринимателя и мецената Дж. Пибоди

– «Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему» – затрагивает проблему места и роли образования в обеспечении преемственности развития общества. Раскрывая тему, необходимо сформулировать понятие «образование», раскрыть его функции как с точки зрения личности, так и с точки зрения общества. Предлагаем в этой теме обратить внимание на специфику современного образования, когда представители стар-шего поколения, учителя уже не могут в чистом и готовом виде предлагать ученикам, млад-шему поколению завершённые знания. Мультиинформационная среда, генерирование и быст-рое устаревание информации предполагают акцент на освоении не столько багажа знаний, сколько познавательных и практических умений, способов деятельности, определённых цен-ностных ориентиров, компетентностей.

Поскольку современная цивилизация немыслима без научных прорывов, фундаменталь-ных открытий, восприятия человеком мира в парадигме научных знаний, регулярно встре-чаются темы, посвящённые специфике и значению науки в развитии общества. В качестве примеров приведём высказывание известного учёного, одного из основателей позитивизма в философии, Г. Спенсера: «Наука – это организованное знание». Или высказывание учё-ного-физика А. Эйнштейна, основателя теории относительности: «Наука – это попытка приве-сти хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления». При раскрытии темы обращаем внимание на систематизацию, логи-ческую стройность, последовательность научных выводов и концепций, формирование науч-ных знаний в целостные школы, направления. Помимо раскрытия понятий «наука», «научное познание», обстоятельно расписываем признаки научного знания, отличие научных знаний от иных, ненаучных знаний (обыденных, эстетических, религиозных). Полагаем необходимым проиллюстрировать тему примерами из истории науки, развития научного знания, вклада учё-ных в формирование целостной картины мира. Допустим, привести информацию о создании учёными теории света (волновая – корпускулярная – квантовая).

Заслуживают нашего внимания темы, связанные с искусством, художественной культу-рой. Они позволяют выйти на межпредметные связи, аналогии, привлечь материал, приобре-тённый на уроках литературы, мировой художественной культуры, посещения музеев, выста-вок, экспозиций. В качестве примера приведём высказывание немецкого философа Г. Гегеля:

«Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». При раскрытии темы делаем акцент на связи произведений искусства с жизнью, истори-ческими событиями, социальными явлениями, нашедшими в них своё образное отражение. В теоретическом разделе сочинения раскрываем понятие «искусство», формулируем его основ-ные признаки. В качестве примеров можно привести творчество художников эпохи Возрожде-ния, органично отразивших гуманистическую идеологию раннего Нового времени в Европе, а также творческую деятельность художников-передвижников, композиторов, объединённых в

«Могучую кучку». Весьма интересным было бы приведение произведений, отражающих эсте-тику постмодернизма и созвучных ритму, сложности, динамике современной цивилизации.

Приведём в качестве примера ещё одно высказывание Г. Гегеля: «Подлинные бессмерт-ные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам». В этой теме, напротив, делаем акцент на универсальном, общечеловеческом содер-жании великих творений искусства, отражении в художественном творчестве сущностных, вечных для человека нравственных идеалов, поисков, проблем. Интересным представляется раскрытие в этой теме фундаментального понятия «гуманизм», «гуманистические ценности», следует подчеркнуть извечную актуальность поисков гармонии человека с природой, с окру-жающими его людьми. В качестве примеров следует обратиться к произведениям античной культуры, культуры эпохи Возрождения, русскому духовному Ренессансу, представленному творчеством Феофана Грека, Андрея Рублёва, мастера Дионисия.

Проблема гуманизма, нравственных ценностей является ключевой при раскрытии тем, посвящённых роли и значению морали как феномена духовной культуры общества. Эта про-блема, в частности, отражена в высказывании учёного и гуманиста XX века А. Швейцера:

«Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизни растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуж-даются». При написании сочинения по данной теме приводим широкое толкование понятия нравственности и гуманизма, подчёркиваем специфику швейцеровского «благоговения перед жизнью», обращаем внимание на неразрывность гуманистического нравственного отношения к человеку, людям и экологического мировоззрения, бережного отношения к природе, при-знания гармоничного развития человека в единстве с природной средой. Приводя конкрет-ные примеры к этой теме, можно рассказать о деятельности гуманитарных и экологических волонтёрских организаций и фондов, помощи животным, оказавшимся на грани уничтожения, помощи животным, оказавшимся на улице, без заботы хозяев и т. д. Важно при этом подчерк-нуть деятельную, позитивную сущность моральных принципов, моральной жизни и активно-сти.

Завершают философский раздел темы, затрагивающие специфику и особенность рели-гии как формы духовной культуры и способа познания человеком окружающего мира и самого себя. Проблематика, связанная с осмыслением места и роли религии, религиозной веры в человеческой жизни представляется максимально сложной, требующей от выпускника высо-кого уровня обществоведческой подготовки. Приведём несколько тем, в которых отражается религиозная тематика. Во-первых, высказывание немецкого поэта и драматурга Ф. Шиллера:

«В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет». В контексте представлен-ной темы необходимо раскрыть сущность религии как особой, специфической формы обще-ственного сознания, сформулировать причины возникновения религиозных верований, пока-зать связь религиозных догматов и обрядов с уровнем, условиями социального бытия народов, созданных ими культур и цивилизаций. Также можно остановиться на существенных функ-циях религии в жизни человека, отражении его внутреннего духовного мира, нравственных поисков. В качестве примера, в частности, можно привести историческую обусловленность религиозных реформаций, рассказать о духовных исканиях современного человека, рождении новых религий. Аналогично раскрывается тема, заданная высказыванием французского писа-теля Анатоля Франса: «Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет почвы, на которой они живут». Контекст данной темы немыслим без приведения примеров из истории, рассказы-вающих о возникновении различных религий. К примеру, можно охарактеризовать специфику и особенности язычества древних славян, затронуть проблему двоеверия Руси, сочетания в её духовной традиции языческих и христианских основ.

Более сложный контекст – религиозно-философский, он представлен высказыванием русского философа Павла Флоренского, богослова и историка религий: «Религия есть – или, по крайней мере, притязает быть – художницей спасения, и дело её – спасать. От чего же спасает нас религия? Она спасает нас от нас, – спасает наш внутренний мир от таящегося в нём хаоса». При раскрытии темы обращаем внимание на мировоззренческие, познавательные, аксиологи-ческие, компенсаторные аспекты религии. Показываем, как целостная религиозно-философ-ская картина мира, порождённая человеческим сознанием, определяет его жизненный путь, нравственные ориентиры.

Иной контекст затронут высказыванием американского мыслителя и политического дея-теля Б. Франклина: «Без благословения небес может быть разрушено всё, что создано чело-веком, хотя бы в основе его благополучия лежали трудолюбие, бережливость, предусмот-рительность и благоразумие». Франклин акцентирует наше внимание на том, что каждому

человеку необходимо духовное, нравственное основание собственного бытия, деятельности, труда. Необходимо соизмерять содеянное с ценностями, идеалами, воплощёнными в идее Бога. Темы философского блока обладают как выраженными достоинствами, так и очевид-

ными трудностями при выборе. Достоинство – в их безусловной широте, возможности раскры-тия на предельно широком спектре понятий, теоретических положений. В этом же, по сути, и заложены трудности, поскольку философские темы сложнее раскрывать на конкретных при-мерах, положениях, ситуациях. Сложен и понятийный ряд философских тем. Большинство понятий, встречающихся в них, неоднозначны, имеют различные трактовки и интерпретации.


 

Блок «Экономика»

Второй блок тем охватывает проблемы экономического раздела курса «Обществозна-ние». Их базовое отличие – конкретика, операционально-прикладной характер, оперирование с набором явлений, процессов, которые повседневно волнуют каждого человека, связаны с материальными аспектами его бытия.

Начнём обзор ключевых тем по экономическому разделу с высказывания Л. Питера:

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограничен-ных ресурсов». Проблематика темы лежит в поле наиболее общих, базовых вопросов эконо-мической теории, понимания сущности экономики как сферы, области жизни общества, пони-мания ограниченности имеющихся в распоряжении людей экономических благ. Раскрывая тему, вводим понятие «экономический выбор» или «альтернативная стоимость», перечисляем основные факторы, определяющие выбор, приводим конкретные примеры ограниченных благ и их использования.

К ключевым фундаментальным основам экономической деятельности относится разде-ление труда и хозяйственная специализация. Рассмотрим для примера высказывание классика экономической мысли А. Смита: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда».

В рамках этой темы в первую очередь вводим само определение понятия «разделение труда». Приводим факторы, на которых основан выбор модели и типа хозяйственной деятель-ности. Нам необходимо в формате темы коснуться как принципа «абсолютного преимуще-ства», так и «относительного» или «сравнительного преимущества» в качестве основ выбора хозяйственного профиля страны, региона, фирмы.

К общетеоретическим вопросам также относится тема, выводящая на раскрытие взаимо-связи и взаимозависимости экономики с политикой. В качестве примера приведём высказыва-ние А. Минченкова: «Экономика дружит с политикой лишь на выгодных условиях». Раскрывая тему, подчёркиваем, что экономике свойственен максимальный рационализм и прагматизм, в политике же могут в большей степени присутствовать эмоциональные, конъюнктурные фак-торы, обусловленные борьбой за власть. И рациональность в политике несколько иная, чем в экономике. В этой связи иногда политические решения могут вызывать кризисные явления и процессы в экономике. И, напротив, гармонизация экономической рациональности и полити-ческого интереса всегда даёт положительный прирост.

К общим экономическим проблемам можно отнести и высказывание известного либе-рального экономиста Ф. фон Хайека: «Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели». На наш взгляд, в этой теме также необходимо сосредоточиться на проблеме экономического выбора, зависимости принимаемых решений от специфики, целей и задач конкретных обществ, эко-номических и политических систем.

Большинство экономических тем связано с пониманием сущности, специфики, отличия рыночной системы хозяйствования, особенностей функционирования рыночного механизма, основанного на балансировании спроса и предложения. Ключевые проблемы при раскрытии специфики рыночной экономики: рынок и экономическая свобода, рынок и конкуренция, ори-ентация производителя на рынке на потребительские предпочтения, рынок и доминирующая частная форма собственности и частный интерес.

Приведём несколько типичных тем, затрагивающих эту проблематику:

«Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А. Маршалл).

«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – кон-куренция» (Л. Эрхард).

«Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов» (Ф. фон Хайек).


 

При написании сочинений по приведённым высказываниям приводим само понятие рыночной экономики, раскрываем её специфику, вводим понятия спроса, предложения, закона спроса и закона предложения, формирования рыночного равновесия.

При раскрытии тем, затронутых в высказываниях Л. Эрхарда и Ф. фон Хайека, необхо-димо особо коснуться понятия рыночной конкуренции и её функций.

Альтернативой рыночной экономике выступает экономическая модель государственного социализма – экономика плановая, командно-административная. Приведём для иллюстрации фразу У. Черчилля: «Если вы разрушаете свободный рынок, вы создаёте чёрный рынок. Там, где существуют десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону». Без-условно, Черчилль является последовательным противником и критиком плановой системы хозяйствования. Характеризуя плановую экономику, на наш взгляд, необходимо затронуть объективные причины возникновения подобной модели хозяйствования, показать причины экономической неэффективности планового огосударствленного хозяйства.

Значимое место в структуре тем сочинений по экономическому разделу обществозна-ния отводится микроэкономическим проблемам: месту и роли фирмы в рыночной экономике, принципам управления фирмой, в принятии хозяйственных решений. Здесь необходимо обра-титься к характеристике основных моделей и принципов маркетинга и менеджмента, обра-тить внимание на специфику эффективного управления персоналом в современной компании. К примеру, при составлении сочинения по высказыванию известных специалистов по теории управления фирмой Т. Питерса и Р. Уотермена «Пока вы не поняли потребителя, вы не смо-жете понять существа деятельности вашего предприятия», обращаем внимание на ведущую роль потребителя в принятии хозяйственных решений. Фирме для её успешного функциони-рования необходимо изучать не только текущее состояние рынка, текущие тенденции развития потребительского спроса, но и перспективы его изменения. Только максимально точное пони-мание потребностей позволит выстроить эффективную стратегию бизнеса, позволит фирме правильно позиционировать себя на рынке.


 

К приведённой теме примыкают и следующие высказывания:

«Меняются рынки, меняются вкусы. Поэтому и компании и предприниматели в рыноч-ной конкуренции должны меняться тоже» (Э. Вэнг).

«Не работодатель выдаёт зарплату, работодатель только распределяет деньги. Зарплату выдаёт клиент» (Г. Форд).

«Маркетинг состоит в том, чтобы рассказать людям (или распространить среди людей) историю о ваших преимуществах, причём так, чтобы эти люди могли оценить такие преиму-щества» (С. Годин).

«Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).

«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовле-творить потребности тех, кого они вовсе не знают» (Ф. фон Хайек).


 

Теоретические аргументы, понятийный ряд, проблемные положения связаны с ориента-цией фирмы на спрос. Можно учесть лишь некоторые специфические акценты. Например, в сочинении по высказыванию Э. Вэнга обратить внимание на динамичность ситуации на рынке, на различные факторы, влияющие на её изменение. Выбрав высказывание Г. Форда, основа-теля крупнейшей автомобильной фирмы США, в примерах следует обратиться к опыту кон-кретных фирм, развития конкретных бизнесов, как успешных, так и не слишком. Причины неудач компаний или даже банкротств некоторых из них обусловлены в первую очередь про-счётами в анализе состояния рынка, выявлении клиентских предпочтений.

Среди тем, часто встречающихся в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию, регулярно встречаются высказывания о месте, роли и значении банковской системы, кредитных отношений в экономической жизни. Приведём в качестве примера выска-зывание Г. Форда: «Удачливый банкир в среднем менее умён и дальнозорок, чем удачливый предприниматель, и всё-таки банкир практически господствует в обществе над предпринима-телем посредством господства над кредитом».

Раскрывая тему, нам необходимо привести понятие банка как особого института финан-совой системы, раскрыть его основные функции. Прежде всего, останавливаемся на функции кредитования, предоставления свободных средств предприятиям в качестве основного источ-ника финансирования бизнеса. В этой связи необходимо затронуть механизм установления учётной ставки банковского процента – основного инструмента, влияющего на стоимость заём-ных денег для развития бизнеса.

Особо выделим высказывание К. Гепперта и К. Пата: «Центральный банк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, может сам печатать нужные ему деньги». Раскрытие этой темы потребует от нас хорошего зна-ния положения центрального банка в финансовой системе страны. Нам необходимо раскрыть особенности ЦБ, показать многообразие его функций как «банка банков», ключевого, коорди-нирующего элемента банковской системы, партнёра и оператора экономической деятельности правительства, как эмиссионного центра, центра формирования финансовой политики, анти-инфляционной деятельности.

Некоторые темы затрагивают проблемы значения, роли государства в современной рыночной экономической системе. В частности, приведём высказывание одного из крупней-ших либеральных экономистов М. Фридмана: «Роль правительства в свободном обществе – делать то, что рынок не может делать для себя сам, а именно определять, устанавливать и под-держивать правила игры».

Базовым понятием в этой теме для нас станет понятие «несовершенства рынка», то есть тех ситуаций, случаев, в которых рыночные механизмы уже не в состоянии отрегулировать в полном объёме экономическую деятельность, обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости, целостности и стабильности общества. Также приводим основные направле-ния участия государства в экономической жизни современного общества, воздействия госу-дарства на макроэкономическую стабильность, борьбу с инфляцией, поддержку важнейших предприятий в условиях экономического кризиса, экономического спада. Важно участие госу-дарства в выстраивании системы социального партнёрства бизнеса с профсоюзами, выражаю-щими интересы работников по найму, в регулировании обстановки на рынке труда, борьбе с безработицей и т. д.

Фокусной темой является тема, касающаяся проблемы разработки и принятия государ-ственного бюджета как основного финансового плана государства, включающего роспись его доходов и расходов. Примером может служить высказывание М. Станса «Выработка бюджета

есть искусство равномерного распределения разочарований». Раскрывая тему, необходимо коснуться принципов формирования бюджета, связи бюджета с ключевыми направлениями государственной политики, выстраивания в расходной части бюджета приоритетов государ-ства.

Следует расписать основные статьи доходов, формирующих бюджет, выделить и опи-сать основные расходные статьи, пояснить такие понятия, как «дефицит бюджета», «профицит бюджета», «сбалансированный бюджет». В качестве примеров приводим конкретные примеры балансирования бюджета в современной России, других государствах мира.

Реже встречаются в экзаменационных материалах темы, посвящённые проблемам тор-говли, обмена, принципам и логике их развития.

Обратимся также к темам, которые связаны с особенностями управления современными компаниями, современными моделями менеджмента.


 

Предложим несколько тем, затрагивающих данную проблему:

«Каждый вечер 95 % всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача – создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей воз-никло желание вернуться обратно. Креативность, которую они приносят в компанию, создаёт конкурентное преимущество» (Д. Гуднайт).

«Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания» (М. Вебер).


 

Выбирая данные темы, мы высказываемся об особенностях современных инноваци-онных компаний, основанных на творческом потенциале, высоких профессиональных ком-петентностях работников, приоритетной роли и значении человеческого капитала. Прежде всего, современная экономика – это экономика знаний, информации, технологий, интеллекта. Современного работника в принципе невозможно ограничить функцией точного исполнитель-ства приказов, инструкций и указаний начальника, руководителя. Вертикальные директив-ные модели управления сменяются системами горизонтальных связей, коопераций, взаимо-действий. Широкое развитие в современном мире получило фрилансерство. Именно об этом и следует писать в контексте приведённых тем.

Коснёмся ещё нескольких тем, проблем, встречающихся в разделе «Экономика». Так, вполне нам могут попасться темы, связанные с ролью, сущностью, функциями денег в эконо-мической жизни общества. Темы, в которых необходимо сформулировать понятие денег, рас-крыть и пояснить функции денег в экономике. Приведём в качестве примера высказывание К. Маркса: «Богатство деньгами есть не что иное, как богатство продуктами, превращёнными в деньги».

Важной и актуальной темой является проблема инфляции, инфляционных процессов и ожиданий в современной экономике. Инфляционные процессы характерны и для российской экономики, и каждый из нас ежедневно сталкивается с её проявлениями и последствиями: ростом цен, снижением реальных доходов и заработных плат граждан и т. д.

Приведём типичную тему по проблеме инфляции – высказывание М. Фридмана:

«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания». Тема достаточно ясная и прозрачная с точки зрения её раскрытия. Вводим само понятие «инфляции», раскры-ваем основные причины и факторы её возникновения, опасности, которые инфляция несёт экономическим субъектам, участникам экономических отношений и деятельности. Важно в контексте данных тем предложить и пояснить набор конкретных мер, которые может предпри-нять правительство в целях борьбы с инфляцией.

Завершая обзор тем, представленных в экономическом разделе, приведём темы, харак-теризующие специфику, роль и значение бизнеса, предпринимательской деятельности в хозяй-

ственной жизни общества. Подобные темы весьма характерны для экзаменационных материа-лов. Их выбор можно вполне поддержать актуальностью, связью с конкретной экономической реальностью, с которой соприкасается каждый из нас, так как каждый из нас является потре-бителем благ, произведённых теми или иными предприятиями, бизнесами.


 

Приведём темы, посвящённые предпринимательству, функциям и значениям предпри-нимательской деятельности, ответственности бизнеса перед обществом:

«Если бизнес идёт хорошо, акции в конце концов последуют этому примеру» (У. Баф-фетт).

«Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как солёный огурец – конфета» (Ч. Ф. Аббот).

«Бизнес – увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).


 

В данном случае начинаем теоретический раздел сочинения с определения предприни-мательства, расписываем функции и основные принципы предпринимательской деятельности, пишем о социальной ответственности современного бизнеса перед обществом.

В качестве примеров к темам, связанным с предпринимательством, развитием конку-рентного бизнеса, можно привести пример из истории, где будет уместно рассказать о таких предпринимателях, как Генри Форд, основатель американского автомобильного производства в Детройте Ford Motor Company, Джон Рокфеллер, основатель одной из крупнейших нефтяных компаний Standard Oil. Иллюстрацией из современности вполне можно рассказать о деятель-ности самого Билла Гейтса, основателя компании Microsoft, Стива Джобса, основателя компа-нии Apple и т. д.


 

Блок «Социальная психология» и «Социология»

Третий блок тем охватывает две области обществоведческого знания: «Социальная психология» и «Социология». Надо отметить, что именно высказывания из этого блока наи-более часто выбираются выпускниками на едином государственном экзамене. И это не слу-чайно, поскольку тематика наиболее близка и понятна старшеклассникам, связана с их личным социальным опытом, социальной практикой.

Ключевой проблемой социальной психологии является формирование личности, обре-тение индивидом социально акцентированных качеств и свойств.

Приведём ряд высказываний, в которых в качестве базового понятия фигурирует поня-тие «социализация»:

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский).

«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. А. Гельвеций).


 

Выбрав приведённые высказывания русского критика В. Г. Белинского, современного российского психолога А. Н. Леонтьева и французского философа-просветителя К. А. Гель-веция в качестве темы для написания сочинения, мы формулируем проблему – становление личности, социализация индивида, роль и значение в этом процессе природных факторов, врождённых качеств и факторов социальных, связанных с воздействием общества на чело-века. Раскрывая тему, останавливаемся на характеристике социализации как процесса освое-ния индивидом опыта, способов взаимодействия с обществом, усвоения ценностных устано-вок, знаний, практических и познавательных умений, социальных компетентностей. Человек при рождении представляет собой индивид – единичного и типичного представителя челове-ческого рода, наделённого задатками, врождёнными биологическими основами для формиро-

вания способностей. Рассказывая о социализации индивида, останавливаемся на первичной стадии этого процесса, осуществляющейся в первые годы человеческой жизни, в детстве, доми-нирующем влиянии такого агента социализации, как семья. Показываем роль деятельности в процессе формирования личностных качеств.

Помимо семьи, важнейшими институтами социализации являются образование, про-фессиональная деятельность, общественная активность, культурная среда. Рассказывая о воз-действии этих факторов, приводим характеристику вторичной социализации, её особенно-стей, расширения спектра социальных ролей, выбора самим социализирующимся субъектом направлений и агентов социализации.

Подбирая примеры к теме, можно обратиться к конкретным ситуациям, иллюстрирую-щим развитие человеческих способностей и качеств, представить литературные образы, допу-стим, становление личности героев произведений русской классической литературы (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и т. д.). Целесообразно, на наш взгляд, написать об особенностях социализации подростков, молодёжи в современном обществе, влиянии ком-пьютерной революции, сетевого мира, социальных сообществ, в которых участвуют современ-ные тинейджеры.

Подобные темы весьма комфортны для представления личного опыта и личной социаль-ной практики выпускника. Можно рассказать о том, какое влияние оказала на личностные качества семья, школа, малый социум.

Неоднократно встречалась среди экзаменационных тем фраза современного российского психолога А. Г. Асмолова: «Индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуаль-ность – отстаивают».

Рассматривая тему, останавливаемся на понятиях «индивид», «личность», «индивиду-альность». Особо рассматриваем способы защиты своей индивидуальности – уникальных, неповторимых свойств отдельного человека. Уместно в этой связи остановиться на таких явле-ниях, как конформизм, приспособленчество, подстраивание отдельных людей под позицию большинства, и, напротив, нонконформизм, приверженность человека своим предпочтениям, взглядам, убеждениям, невзирая на позицию большинства.

Своеобразнее и сложнее представлена та же самая проблема в высказывании писателя М. де Унамуно: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, это всё равно что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своём способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность её духовной жизни».

Рассмотрение различных моделей, направлений социализации предполагает высказыва-ние британского мыслителя эпохи рационализма Ф. Бэкона: «В каждом человеке природа всхо-дит либо злаками, либо сорною травою; пусть же он своевременно поливает первое и истреб-ляет второе».

Можно подчеркнуть, что человек рождается не хорошим и не плохим, подобные оценки

– это оценки социально значимые и социально акцентированные. Только другие люди, вступа-ющие в социальные связи и взаимодействия с отдельным человеком, могут оценить его каче-ства и поступки как положительные или же отрицательные. От условий социализации, окру-жения, семьи, близких зависит, какие качества будут сформированы у конкретного человека. От него же самого зависит выбор, какой путь – добра или зла – выбрать, при условии, если границы между этими понятиями у него адекватно сформируются и он сможет чётко отличить одно от другого.

Особый аспект проблемы социализации человека в обществе представляет высказывание французского просветителя Жана Д’Аламбера: «Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера». Представляется актуальным раскрытие в контексте этой темы нравственного

выбора человека, поведения в обществе, отстаивания своих убеждений, веры, позиции или подчинения внешним обстоятельствам, мнениям и влиянию других людей.

Чем опасен в человеческом обществе конформизм, приспособленчество, выбор позиции, близкой к грибоедовскому герою Молчалину? Прежде всего, беспринципностью, готовностью признать любую доминирующую позицию, подчиниться злу, стерпеть собственное унижение и унижения другого.

Важнейшему социализирующему воздействию на личность, процессу воспитания, посвя-щено высказывание английского историка Э. Гиббона: «У всякого человека бывает два воспи-тания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам».

Составляя текст, в теоретическом разделе сочинения раскрываем суть понятия «воспи-тание». Процесс воспитания – это целенаправленное воздействие на личность с целью форми-рования у неё определённых нравственных ценностей, установок, поведенческих стандартов, убеждений. Расписываем подробно воспитание «внешнее», исходящее от семьи, школы, соци-альных групп, общества в целом. Особо обращаем внимание на процесс самовоспитания, воз-действия личности на саму себя, на формирование у себя определённых качеств, стремление развить у себя добрые, позитивные, нравственные качества. Нравственные ориентиры, система координат, в которых ориентируется человек, выбирая путь добра или зла, зависят от уровня и степени воспитанности личности, развития её интеллектуальных качеств.

Аналогично высказывание немецкого философа И. Канта: «Человек может стать челове-ком только путём воспитания. Он – то, что делает из него воспитание».

Предложим ещё несколько высказываний, посвящённых проблеме воспитания личности, формирования у неё позитивных нравственных качеств, социально одобряемых ценностных установок и ориентиров.


 

«Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими» (Платон).

«Хорошее воспитание – это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других» (М. Твен).

«Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета» (З. Фрейд).

«Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями» (И. Кант).

«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанно-стей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» (Сократ).


 

Процесс формирования личностных качеств, умения владеть собой, управлять своими страстями затрагивается в высказывании русского писателя Л. Н. Толстого: «Власть над собой

– самая высшая власть, порабощённость своими страстями – самое страшное рабство». Выбрав данное высказывание для написания сочинения, мы акцентируемся на значимости процесса самовоспитания личности, воспитания умения владеть собой, контролировать свои эмоции. В контексте темы можно затронуть вопрос о значении социального контроля и самоконтроля, охарактеризовать место в структуре социального контроля правил этикета.

Процесс взаимосвязи и взаимодействия личности и общества, значимости обществен-ных устоев, отношений, среды в формировании личностных качеств, умений взаимодейство-вать с социальной средой, другими людьми затрагивается в высказывании французского фило-софа-просветителя Д. Дидро: «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей заро-

дятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря».

При рассмотрении темы продумываем приведение примеров, доказывающих невозмож-ность нормального развития личности без взаимосвязей с обществом. К примеру, в традици-онной Японии самым суровым наказанием признавалось лишение человека общения со сво-ими близкими, заточение в горных пещерах, одиночество.

Для целого ряда тем ключевым понятием является понятие деятельности – специфиче-ской формы активности, присущей человеку и характеризующейся такими свойствами, как целенаправленность, осознанность, преобразовательный характер. Деятельность – универсаль-ная форма человеческого бытия, единственная возможность для него раскрыться, сформиро-вать комплекс личностных качеств, развить способности. Обратим внимание на высказывание российского психолога Б. М. Теплова: «Способность не может возникнуть вне соответству-ющей конкретной деятельности». Помимо понятия деятельности, контекст темы предпола-гает раскрытие таких понятий, как задатки и способности. К уровням развития способностей можно отнести одарённость, талант и гениальность. Утверждаем, что только деятельность поз-воляет превратить природные задатки в одарённость, талант и даже гениальность. Важно про-думать примеры, подтверждающие теоретические положения. Например, рассказать о фор-мировании способностей известных учёных, писателей, музыкантов, актёров, выдающихся спортсменов и т. д.


 

По сути, также о деятельности и её роли в формировании личности следует писать и в следующих высказываниях:

«Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда путём созерцания. Попро-буй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя» (И. В. Гёте).

«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Ф. Энгельс).

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г. Гегель).


 

Деятельная сущность человека позволяет объективировать, проявить его качества. Через дела, через поступки можно судить о человеке, какой он, что он может, какое влияние он ока-зывает на других людей, социальные процессы.

Высказывание учёного Ч. Дарвина «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным» поднимает проблему существенных различий между человеком и представителями животного мира. Ключевым эле-ментом различия учёный признаёт нравственные качества и ценности, свойственные человеку, человеческая совесть, не позволяющая человеку творить зло.

Нравственные искания человека, поиск им самого себя, своего места в жизни, понима-ние мира и других людей – проблемы, затронутые в утверждении австрийского писателя С. Цвейга: «Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей».

Проблемы формирования личности, развития человеческих качеств, способностей и талантов касается немецкий философ И. Г. Фихте. Он утверждает: «В понятии человека зало-жено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней – бесконечным». И сходное по смыслу: «В человеке есть разные стремления и задатки, и назначение каждого из нас – развить свои задатки по мере возможностей». Решив писать сочинение по любому из приведённых высказываний, акцентируемся на понятиях «индивид», «личность», «деятель-ность», «социализация». Подчёркиваем, что развитие и совершенствование человеческой лич-ности осуществляется на протяжении всей его жизни, человек является творцом самого себя, создание его личности начинается с первых мгновений пребывания на земле после рождения

и завершается с его уходом из жизни. Особенность человека – его стремление к изменению, бесконечность процесса самосовершенствования, переформатирования самого себя.

Д. Дидро в высказывании «Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить своё время так, как этого требует уважение к себе и потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему?» также обращает наше внимание на вклад человека в развитие мира, общества, цивилизации.


 

Важный содержательный блок тем – темы, раскрывающие роль и значение в жизни обще-ства различных социальных норм. Нормы – правила поведения, укоренённые в обществе и обеспечивающие ему целостность и поступательное развитие. В структуре социального кон-троля – многообразие социальных норм – механизмов регулирования общественных отноше-ний, поведения личности и социальных групп.

Набор высказываний, посвящённых значению норм, предполагает раскрытие ключевого понятия – сущность социального контроля, различных правил, выработанных людьми, обще-ством, за длительные века и тысячелетия его существования.


 

Обратимся к конкретным высказываниям:

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упуще-ния законодательства» (Г. Филдинг).

«Моральную силу невозможно создать параграфами закона» (К. Маркс).

«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Л. А. Сенека).

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. де Мирабо).


 

Выбрав любое из приведённых высказываний о социальных нормах, их регулирующем воздействии на общественные отношения, поведении социальных субъектов, обращаем вни-мание на сравнительную характеристику действия норм права и норм морали. Проблему сочи-нения можно сформулировать так: автор поднимает вопрос о роли и значении в жизни обще-ства таких социальных норм, как нормы права и морали. В теоретическом разделе сочинения, прежде всего, раскрываем понятие норм, обращаем внимание на специфику и особенности норм правовых и моральных, сравниваем сферу действия этих социальных регуляторов. В при-мерах необходимо показать ситуации, в которых действуют именно моральные нормы, имею-щие гораздо более тонкие, неформальные, психологические механизмы воздействия на лич-ность. Целесообразно коснуться вопросов применения по отношению к людям моральных и правовых санкций.

В контексте этих тем вполне уместны ссылки на литературные произведения, рассмот-рение нравственных коллизий литературных героев, например, Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».


 

К прокомментированным нами темам примыкают такие высказывания, как:

«Будь то общественная или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имею-щая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств» (Цицерон).

«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеж-дение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе» (Г. Гегель).


 

Встречаются в содержательном контенте тем, предлагаемых на экзамене для написания сочинения, также темы фокусные, обращающие наше внимание на такой элемент социального

контроля, как санкции. Приведём высказывание немецкого философа и экономиста К. Маркса:

«Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушения условий его существования».

Базовым понятием для раскрытия этой темы и является понятие социальных санкций. Под социальными санкциями понимаются способы, меры воздействия общества на поведение людей. Если поведение одобряется, тогда по отношению к личности предъявляются санкции позитивные, стимулирующие данное поведение. Если же общество осуждает деяние человека, по отношению к нему будут предъявлены негативные санкции.

Поскольку Маркс упоминает о наказании, в фокусе внимания в нашем сочинении будут именно негативные санкции, на характеристике и функциях которых нам следует остановиться особо.

Примеры следует подобрать также иллюстрирующие применение негативных социаль-ных санкций как способов защиты общества, социальной ткани от деструктивных, разруша-ющих её воздействий. Советуем привести один пример правового характера, наказания пре-ступников, другой же пример целесообразно привести о действии норм общественной морали. Специфическое воздействие на поведение людей оказывает такой механизм, как обще-ственное мнение. Именно общественное мнение, как правило, обеспечивает действенность соблюдения норм морали, этикета. Познакомимся с высказыванием П. Буаста: «Общественное мнение – это поток; даже и тогда, когда бы удалось нам отвести его течение, мы вынуждены

за ним следовать».

В словарях под общественным мнением понимается особая форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества, поведе-ние конкретных людей. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух пози-ции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом общественное мнение представляет собой сово-купность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Раскрыв функции общественного мнения как регулятора жизни общества, приводим примеры, в которых именно данный механизм способствовал разрешению той или иной ситу-ации, определил поведение в ней субъектов.

Важным механизмом, регулирующим поведение людей, диктующим способы общения, взаимодействия, взаимопонимания и взаимоприятия, являются нормы и правила хорошего тона – правила этикета. В цивилизованном обществе они весьма и весьма важны, не случайно русская поговорка гласит, что человека встречают по одёжке. Именно первое впечатление создаётся о человеке по тому, как он выглядит, как он знакомится, как себя ведёт. Обратимся ещё к одной проблеме, связанной с социальными нормами и социальным контролем, – нормам этикета.

Остановимся на нескольких высказываниях, в которых затрагивается данная проблема: Высказывание Ж. де Лабрюйера «Люди слишком беззаботно относятся к тому, что назы-

вают своим нравом; им следовало бы помнить, что быть добрыми недостаточно – они ещё должны казаться добрыми, коль скоро стремятся быть приветливыми, дружелюбными, благо-желательными, короче говоря – людьми» акцентирует внимание на таком аспекте этикета, как установление позитивного контакта с окружающими, формирование доброжелательной, бла-гоприятной для личности среды общения.

Афоризм Ф. Бэкона «Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны ино-странным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают» убеждает нас в том, что без соблюдения определённых правил поведения нас просто не поймут другие люди.

Тот же Бэкон утверждает, что «правила поведения – это перевод добродетели на общедо-ступный язык». Решив написать сочинение по этой теме, обращаем внимание на то, как важно строить общение, соблюдая правила хорошего тона, приводим иллюстрации из жизни, лите-ратуры, собственного опыта общения и взаимодействия с людьми.


 

Аналогичны по тематике высказывания:

«Учтивые манеры не всегда говорят о справедливости, доброте, снисходительности и бла-годарности, но они хотя бы создают видимость этих свойств, и человек по внешности кажется таким, каким ему следует быть по сути» (Ж. де Лабрюйер).

«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою» (Ж. де Лабрюйер).

«Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность. Вежливость и хоро-шие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете» (Ф. Честерфилд).

«В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо» (Д. С. Лихачёв).


 

Характеризуя значимость норм этикета, останавливаемся на их усвоении в семье, в дет-ском возрасте. И, действительно, базовые правила приличий формируются у нас в детские годы, когда родители, близкие объясняют нам, как следует себя вести, а как нет. Предлагаем привести также примеры из истории, как формировались те или иные нормы этикета, к при-меру, приветствие открытой ладонью в Древнем Риме свидетельствовало о миролюбии муж-чины, о том, что у него нет оружия. Следует помнить и о том, что у каждого народа, в каждой культуре есть свои правила. К примеру, у восточных народов не принято предлагать женщине поздороваться за руку. Приличным будет, если женщина первая подаст мужчине руку для при-ветствия, если сочтёт это для себя возможным.

Ряд значимых тем, представленных в социологическом разделе, посвящён месту, роли и значению семьи в воспитании детей, в формировании социальных статусов человека, в обес-печении целостности и стабильности общества.

Остановимся на нескольких типичных высказываниях для представления этого темати-ческого блока. Обратимся к высказыванию известного украинского педагога В. А. Сухомлин-ского: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Раскрывая тему семьи в предложенном контексте, обращаем внимание на воспитательную, социализиру-ющую функцию семьи. Семья представляется в качестве ключевого агента первичной социа-лизации. В семье ребёнок прежде всего учится добру, справедливости, состраданию.

Французский писатель В. Гюго во фразе «Всякая социальная доктрина, пытающаяся раз-рушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества» обращает наше внимание на связь семьи и общества. Формулируем определение семьи как социального института, показываем взаимосвязи семьи и общества в экономической, социальной, полити-ческой, культурной сферах, в воспитании и образовании детей.

Аналогичный контекст понимания семьи представлен в высказываниях французского писателя О. де Бальзака «Семья всегда будет основой общества», индийского поэта Р. Тагора

«Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации», американского педагога Ф. Адлера, который утверждал: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

Остановимся ещё на двух высказываниях В. А. Сухомлинского о семье. Фраза «В семей-ной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу» обращена к проблеме вза-

имопонимания между членами семьи, необходимости учёта интересов и потребностей каждого члена, уважении друг к другу. Только тогда можно достичь согласия и гармонии в отношениях с близкими. В определённом смысле, уступая близким, ограничивая свои запросы в интересах родных тебе людей, мы обучаемся отношению с людьми и в других группах и общностях. В этих сочинениях мы акцентируемся на понимании семьи как особой малой группы, раскрытии характера уз, связей, возникающих в семьях.

Фраза В. А. Сухомлинского «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» обращает наше внимание к институту брака как фундаментальной основе семьи. Раскрытие данного аспекта потребует обращения к правовому статусу семьи, правам и обязанностям супругов, условий устойчивости брачного союза. Аналогичный контекст содер-жания предполагается при написании сочинения по высказыванию М. Т. Цицерона: «Брачный союз – первая ступень человеческого общества».

Интересна постановка вопроса о сущности и особенностях семьи в высказывании Г. Гегеля: «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими – это семей-ные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия». Раскрывая тему, показываем, как происходит станов-ление в семье личностных качеств, характеризуем специфику семейных отношений, регулиру-емых моральными нормами, а также особые отношения между родственниками, подлежащими регулированию со стороны правовых норм.

Актуальна проблема связи семьи, семейного воспитания с формированием гражданской идентичности, развитием патриотических чувств. Об этом, в частности, упоминает Ф. Бэкон:

«Любовь к Родине начинается с семьи». Каждая семья, обеспечивая усвоение младшим поко-лением ценностей, устоев, традиций, чувства малой родины, сопричастности памяти предков, наиболее успешно формирует устойчивые патриотические чувства, нравственную зрелость. Подобный же контекст – в высказывании Уго Фосколо: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной». В каче-стве примера рекомендуем привести реализацию в российских школах детского исследователь-ского проекта «Моя родословная», в рамках которого дети узнают о своих предках, составляют собственное родословное древо.

Сложный, философский аспект семейной проблематики поднимает цитата из догматиче-ской конституции «Свет народам», принятой на Втором Ватиканском соборе в 1964 г.: «Семья

– это своего рода домашняя церковь». При комментировании этой темы необходимо остано-виться на общности церкви как совокупности людей и семьи, как особой малой группы. Как и у церкви, так и у семьи существуют строгие правила и нормы. И церковь, и семья обладают определённым сакральным смыслом для человека.

И, наконец, приведём высказывание, в котором поднимается проблема особенности, спе-цифики семьи в современном информационном обществе. Его автор, М. Кули, говорит: «Боль-шой семье приходит конец, а за ней – и супружеским парам; нам остаётся лишь держать кошек и попугаев». Раскрывая проблему, останавливаемся на анализе кризиса традиционной модели семьи в современном мире, росте индивидуализма, индивидуального пространства у каждого из членов семьи. В современной семье действительно уже нет тех скреп, которые свя-зывали людей в прошлом – совместный труд, чёткое разделение ролей в семье, забота жен-щины о сохранности семейного очага. Сложное общество, многообразие контактов, насыщен-ная информационная среда увлекает человека, особенно молодого, за рамки семейного круга. Обостряются конфликты поколений между детьми и родителями. Ослабевает единение между супругами, у каждого из них создаётся свой круг общения, своя среда, большую часть времени оба супруга часто проводят на работе. Социальные статусы и карьера для многих женщин ста-новится важнее семейного уклада и быта. Высказываясь по данной теме, необходимо познако-

миться с точками зрения и мнением современных учёных, социологов и психологов, исследу-ющих проблемы семьи.


 

Завершает социологический раздел проблематика этносов, этнического самосознания, взаимосвязи и взаимодействия между народами. Этнические общности занимают особое место в системе социальных групп. Основной контекст высказываний, включающихся по данной проблематике в экзаменационные материалы, связан с раскрытием самого понятия этноса, нации, народа, обоснованием необходимости взаимосвязи, уважения и толерантного отноше-ния между людьми, относящимися к разным этническим группам. Затрагиваем также понятие национальной культуры и национального менталитета, самосознания. В качестве примера при-ведём высказывание академика Д. С. Лихачёва: «Народы – это не окружённые стенами сооб-щества, а гармонично согласованные между собой ассоциации».

Проблема национальной памяти, сопричастности собственной истории и корням затра-гивается в высказывании З. Герберта: «Народ, который теряет память, теряет и совесть». Фран-цузский писатель В. Гюго обращается к проблеме нравственного и интеллектуального разви-тия народа как мерила его величия, места в историческом пространстве. Автор утверждает:

«Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».


 

И, наконец, интереснейшие высказывания российских мыслителей:

«Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей» (В. Соловьёв).

«Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах. Пословицы, поговорки, прибаутки, рожда-ясь в недрах народных масс, говорят о здоровом, могучем организме» (В. Даль).


 

Блок «Политология»

Перейдём к рассмотрению и анализу блока тем, относящихся к политологическому разделу курса «Обществознание». Раздел «Политология» всегда традиционно выбирается меньшим числом выпускников по сравнению с предыдущим разделом. Это обусловлено объ-ективными факторами: сложностью самой политической теории, необходимостью описания большинства теоретических моделей, разрабатываемых политологией (демократия, правовое государство, демократические выборы, гражданское общество и т. д.). В то же время полито-логическая проблематика представляется особо актуальной, востребованной, обращённой к гражданской активности, событиям и фактам общественной жизни, интересной для старше-классников.

Определённой сложностью написания сочинений по политологии можно признать необ-ходимость аналитического, отстранённого от эмоциональной привязки к конкретной позиции изложения материала, которое способны выдержать не все выпускники.

Остановимся на основных проблемах, представленных в политологическом блоке. Прежде всего, это понимание сущности власти, природы властных отношений в обществе, в первую очередь как отношений волевых, нацеленных на воздействие одних субъектов на пове-дение и волю других. В качестве конкретных примеров приведём следующие высказывания:

Немецкий философ Ф. Ницше пишет: «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти». Автор подчёркивает, что власть органически связана с человеческой жизнью, порож-дается стремлением к регулированию жизни других людей. Активность людей нацелена на

то, чтобы быть влиятельным, авторитетным хотя бы в том ближайшем кругу друзей, близких, который и определяет нашу социальную среду.

Природа общественной власти, её смыслы, предназначение в человеческом обществе затрагиваются в высказывании английского философа-просветителя Т. Гоббса: «Пока люди живут без общей власти, они находятся в состоянии войны всех против всех». Раскрывая тему, расписываем, прежде всего, функции власти, такие как регулирование широкого спек-тра общественных отношений, согласование интересов людей, предотвращение и разрешение конфликтов, организация совместной деятельности людей в группах, общества в целом.

Аналогичные содержательные аспекты затрагиваются философом и экономистом Ф. фон Хайеком в следующей фразе: «Дело не только в том, что само стремление организовать жизнь общества по единому плану продиктовано во многом жаждой власти. Более существенно, что для достижения своих целей коллективистам нужна власть, притом в невиданных масштабах». Российский общественный и государственный деятель В. Зубков обращается к проблеме ресурсов власти в высказывании: «Там, где власть не может дать силу праву, сила устанавли-вает своё право». Раскрывая приведённую тему, необходимо остановиться на самом понятии источников или ресурсов власти, особенностях их использования в управлении обществом. В частности, приведённое высказывание определяет в качестве основных ресурсов власти право и силу. Автор полагает, что эти ресурсы являются альтернативными друг другу. Власть, опи-рающаяся на правовые механизмы и рычаги, применяет силовое воздействие и принуждение, строго ограниченное законом, способом, признанным и одобренным гражданами. Та же власть, которая идёт на прямое применение силы, насилия, обесценивает тем самым законы, формаль-

ные основания, договор общества и власти.

Французский писатель П. Валери замечает: «Власть теряет всё своё очарование, если ею не злоупотреблять». В высказывании затрагивается аспект не только политической власти, рас-пространяющей своё влияние на всех членов общества, на регулирование наиболее важного и значимого спектра общественных отношений, но и на любые проявления властных отношений в обществе, например, в семьях. Осмысливается автором сама природа власти, её влияние на человека, обладающего ею. Властвующему субъекту крайне трудно ограничить своё воздей-ствие, особенно если оно не ограничено кем-то или чем-то, допустим, законом.

Французский революционер, активный участник Парижской коммуны Л. Э. Варлен обра-щается к способам, методам, при помощи которых власть воздействует на общество. Его выска-зывание «Жестокость – последнее прибежище всякой рушащейся власти», на первый взгляд, парадоксально. Диктаторы, всевластные правители часто обращаются к жестокости и насилию. Однако Варлен убеждён в том, что по-настоящему сильная и устойчивая власть не нуждается в жестокости, ей достаточно авторитета, правовых механизмов, доверия со стороны народа. Опять же вводим понятие ресурсов власти и особенностей применения каждого из них.

Английский философ Э. Берк обращается ещё к одному властному ресурсу – богатству. Богатство позволяет подчас разрешать вопросы, для которых недостаточно ни силовых, ни правовых методов. Берк пишет: «Если богатство – это власть, всякая власть так или иначе непременно приберет богатство к рукам». В то же время, поскольку богатство, финансовые возможности позволяют влиять и воздействовать на людей и обстоятельства, люди, обладаю-щие иными ресурсами, приложат усилия к тому, чтобы стать обладателями и богатства также. Английский писатель Э. Бульвер-Литтон также затрагивает проблему соотношения вла-

сти и богатства. Его высказывание «Нет такого демократического общества, в котором богат-ство не создавало бы своего рода аристократии» также обращает наше внимание на то, что материальные, финансовые ресурсы, собственность дают возможность приобретать и властные позиции в обществе. Раскрывая тему, можно остановиться на понятии «аристократия», срав-нить аристократию родовую, наследственную и аристократию богатства.

Ряд тем обращён к осмыслению сущности политики как явления. В контексте данных тем обращаем внимание на раскрытие понятия «политика», расписываем и комментируем функ-ции, назначение политики в обществе. Остановимся на высказывании французского государ-ственного деятеля, президента страны Ш. де Голля: «Политика слишком серьёзное дело, чтобы ею занимались одни политики». В нём поднимаются одновременно две связанные между собой проблемы: понимание роли и значения политики в обществе, а также необходимости активного участия граждан в политической жизни общества, невозможности передачи властных полно-мочий только политикам.

Раскрывая тему, приводим определение политики, комментируем его. Далее перечис-ляем и характеризуем функции политики. Это необходимо сделать, чтобы объяснить, что поли-тика действительно серьёзное дело. Далее раскрываем смысл политического участия граждан, пишем об опасности политического абсентеизма для судеб демократической власти.

Французский писатель, оратор, государственный деятель Ш. де Монталамбер высказы-вается о роли политики: «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами». Автор подчеркивает всеобъемлющий характер политического, проникновение поли-тики в ткань человеческих отношений, регулирование общественными процессами. Вне зави-симости от того, участвуем мы в голосовании или нет, политические властные решения каса-ются нас, нашей жизни. В контексте этой темы также необходимо подробно расписать сущность политики и её функций.

Актуальной проблемой политической теории во все времена было соотношение поли-тики и морали, нравственности. К примеру, французский просветитель Г. де Мабли писал:

«Хорошая политика ничем не отличима от хорошей морали». По мнению автора, выработка политических решений должна определяться, согласовываться с общечеловеческими прин-ципами нравственности. Можно обратить внимание на публичный, транспарентный характер современной политики, широкое освещение политических мероприятий в средствах массовой информации. Тем более важно, чтобы граждане признавали моральную актуальность и спра-ведливость политических действий.

Нравственный политик будет поддержан обществом, людьми, сможет опереться на силу морального авторитета.

Актуальность нравственных ориентиров, императивов в политике подчёркивает и рос-сийский писатель Ф. Искандер: «Ничто так не нуждается в нравственности, как политика, и никто так не ненавидит политику, как нравственные люди». По мысли писателя, политику все-гда непросто следовать принципам морали, часто политический выбор больше определяется рациональностью и прагматизмом и в меньшей степени моралью. Поэтому нередки случаи, когда высоконравственные люди избегают участия в политике, но тем самым только увеличи-вая своим отношением дефицит нравственности в политической жизни.

Проблему политики и морали затрагивает и российский правовед Б. Н. Чичерин в выска-зывании «Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». По мнению мыслителя, поддержка со стороны народа, солидарность мыслей, чувств и чаяний людей с деятельностью правителей – важнейшая опора власти. Вне всякого сомнения, искренне поддерживать народ будет только то правление, которое согласовано с нравственными принципами и устоями.

Французский писатель и дипломат Ж. де Бурбон-Бюссе подчёркивает еще один аспект политики: «Политика – это искусство балансирования между теми, кто хочет в неё войти, и теми, кто не хочет из неё выйти». В этом высказывании затрагивается проблема взаимоотно-шения правящей элиты и контрэлит, стремящихся к завоеванию власти, участию в принятии политических решений. Обращаем внимание на такую сторону политики, как искусство регу-лирования отношений между людьми, согласования и балансирования различных интересов. В теоретический раздел сочинения включаем определение политической элиты, раскрываем её функции.

Ключевым институтом политики выступает государство. Обратимся к характеристике высказываний, посвящённых государству и его роли в жизни общества.

Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Государство существует не для того, чтобы пре-вращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Это наиболее абстрактный, обобщённый взгляд на институт государства. В теоретическом раз-деле вполне уместно ввести понятие государства, раскрыть его наиболее значимые функции, нацеленные на регулирование общественной жизни, создание правовых механизмов воздей-ствия на общество.


 

Философ-просветитель Жан Мари Аруэ (Вольтер) затрагивает вопрос о качестве государственного управления, подчёркивая необходимость квалифицированных, даровитых людей, призванных принимать и реализовывать властные решения. Его высказывание «Госу-дарство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и в дарованиях» однозначно при-знаёт верховенство таланта и профессионализма над материальными средствами. И действи-тельно, даже имея значительные денежные ресурсы, но не имея качественных управленцев, компетентных политиков, государство не уберечь от кризиса и потрясений.

Французский политический философ Ж. Боден полагает, что «Государство есть осу-ществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что нахо-дится в их владении». Выбрав эту тему, обращаем основное внимание на раскрытие признаков и функций государства. Важно обратить внимание на понятие «государственный суверени-тет», объяснив его как принцип верховенства и независимости государственной власти, воз-можность для неё принимать самостоятельно широкий спектр решений. Далее акцентируемся на характеристике внутренних функций государства хозяйственно-экономической, социаль-ной, правотворческой и т. д.

Ряд высказываний затрагивает проблему о государственных преобразованиях, рефор-мах, необходимости для государства иметь силы и возможности для модернизации, обновле-ния. Жан де Лабрюйер подчеркивает: «При нововведениях и переменах в государстве прави-тели обычно думают не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности; бывают обстоятельства, подсказывающие, что нельзя слишком раздражать народ; бывают дру-гие, из коих ясно, что с ним можно не считаться». Любое государство, для того чтобы сохранить динамизм развития, актуальность для граждан, способность реагировать на вызовы времени, должно проводить реформы. Иногда эти преобразования могут быть болезненны и непопу-лярны для народа. Опыт и мудрость правителей и должны подсказать, какой лимит доверия они имеют у собственных граждан. Если же власти не пользуются авторитетом, доверием, устойчи-вой поддержкой, их поле манёвра при проведении реформ достаточно небольшое. Даже нуж-ные реформы провести такое правительство не сможет.

Эту же тему развивает и основатель британского консерватизма Э. Берк: «Государство, которое неспособно видоизменяться, неспособно и сохраниться». Автор обращает внимание на необходимость обновления, развития для государства. Только в таком случае оно может обеспечить себе будущее. Находясь в состоянии стагнации, застоя, государство перестаёт соот-ветствовать запросам времени, в нём неизбежно усилятся кризисные явления. В определённый момент исторического времени подобные государства распадаются. Однако тот же Берк неод-нократно подчёркивал, что реформы в стране не должны проводиться только ради реформ. Они должны быть обусловлены самим временем, эпохой, должны опираться на традиции и устои государства. Автор писал также: «К стране нельзя относиться как к чистому листу бумаги, на котором можно написать всё, что угодно».


 

Одним из ключевых понятий политологии является «правовое государство». Его сущно-сти и особенностям также посвящены афоризмы, представленные в экзаменационных вариан-

тах. Базовый принцип правового государства – разделение и независимость властей, выделение трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Учение о разделении властей было развито философами-просветителями. Существенный вклад в него внесли Ш. де Мон-тескьё и Ж.-Ж. Руссо. Монтескьё развивает теорию разделения властей. Он выделяет законо-дательную, исполнительную и судебную власти. Путём разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

Конец ознакомительного фрагмента.

 

 

 

 

////////////////////////////