Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  10  11  12 

 

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 12

 

 

толерантности 

толерантности 

толерантности 

Успехи 

 
 
 

 
 

 
 

Проблемы 

 
 
 

 
 

 
 

План 

самокоррекции 

 
 

 

 
 

 
 

Советы 

преподавателя 

 
 

 

 
 

 
 

Результаты 

самосоздания 

 

 
 

 

 
 

 
 

2. 

Получите  экспертную  оценку  своих  сокурсников  о  Вашем  участии  в  решении 

профессиональных задач педагога по воспитанию толерантности 

3. 

Напишите итоговое резюме (рефлексивное заключение, эссе и т.д.) в свой портфолио  о 

результатах освоения Вами курса «Научно-практические основы воспитания толерантности у 

школьников» 

 

Рекомендуемая литература 

а) основная литература 

Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика / Под ред. Н.Н. Никитина. М., 
2006. 

Воспитать 

человека. 

Сборник 

нормативно-правовых, 

научно-методических, 

организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М., 2003. 

Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, 

М., 2002. 

Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Росто–на–

Дону, 2002. 

Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников, 

Ярославль, 2003. 

Солдатова  Г.У.,  Шайгерова  Л.А.,  Шарова  О.Д.  Жить  в  мире  с  собой  и  другими.  Тренинг 

толерантности для подростков, М., 2004. 

Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000. 

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002. 

 

б) дополнительная литература 

Воспитание в школе. - Научно-методический журнал. - Москва. 

Классный руководитель. - научно-методический журнал. - Москва. 

Толерантное  сознание  и  формирование  толерантных  отношений  (теория  и  практика). 

Сборник научно–методических статей, М., 2002.  

Фопель К. Энергия паузы, М., 2002. 

 

 

 

 
 

 

 

 

177 

АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ 

«

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ  ТОЛЕРАНТНОСТИ У 

ШКОЛЬНИКОВ» 

 

Условия аттестации 

 

 

«Научно-практические  основы  воспитания    толерантности  у  школьников»  -  освоение 

обучающимся  профессиональных  компетенций  формирования  политической,  этнической  и 

религиозной  толерантности  школьников  в  педагогическим  процессе  на  определенной 

образовательной  ступени  посредством  получения  теоретических  знаний  в  области  воспитания 

толерантности,  практических  умений  и  навыков,  позволяющих  решать  профессиональные 

задачи по формированию у воспитанников толерантного сознания, отношения и поведения.  

В результате освоения курса студент будет демонстрировать

установку  (ориентацию)  на  толерантное  взаимодействие  и  понимание    необходимости 

создания толерантной среды в образовательном учреждении; 

практические навыки толерантного взаимодействия;  

знания  и  умения,  необходимые  для    формирования  толерантности  у  учащихся  в 

педагогическим процессе на определенной образовательной ступени; 

навыки  организации  толерантного  взаимодействия  (коммуникации)  и  общения  с  другими 

людьми в поликультурной среде 

потребность  и  умения  исследовательской  и  моделирующей  деятельности  в  области 

воспитания толерантности. 

владение способами, методами и методиками толерантной Интернет - коммуникации. 

Проверка  освоения  курса  осуществляется  в  ходе  текущей,  промежуточной  и  итоговой  

аттестации.  

В  ходе  аттестации  оцениваются  результаты  освоения  программы  дисциплины, 

которые  проявляются  в  теоретических  и  методических  знания,  которые  применимы  для 

решения  задач  формирования  толерантности  у  учащихся  в  педагогическим  процессе  на 

определенной образовательной ступени. 

Для текущей аттестации используются  следующие формы: тестовые задания, опросы, 

эссе,    рефлексивные  карты,  анализ  «продуктов»  решения  профессиональных  задач  педагога-

воспитателя, заполнение стандартизированного листа наблюдения за проявлениями  студента   

в  процессе  решения  задач,  экспертные  листы  и  др.  (по  выбору  преподавателя  и  студентов). 

Преподаватель  самостоятельно  определяет  содержание,  формы  и  объем  материала, 

выносимого на текущую аттестацию.  

 
 

Варианты опросов 
 

Раздел I. Введение в педагогику толерантности 

Что такое толерантность и в чем состоит ее общественное значение? 

Что такое интолерантность, каковы ее признаки? 

В чем состоят последствия интолерантности? 

Что изучает педагогика интолерантности? 

Каковы цели и задачи педагогики интолерантности? 

Какие  из  задач  педагогики  толерантности  можно  отнести  к  временным,  а  какие  к 

постоянным? 

Основные принципы педагогики  толерантности. 

Каковы цели и задачи спецкурса "Педагогика толерантности"? 

В чем особенность регионального подхода к формированию толерантности  у школьников? 

 

 

178 

Раздел II. Педагогическое обеспечение процесса формирования толерантности у 

детей в условиях современной системы образования 

Соотнесите понятия педагогической культуры, мастерства и компетентности. 

Определите компоненты педагогической толерантности. 

Чем отличаются принципы воспитания от правил? 

 

Раздел III. Проблемы толерантности в детской среде 

1. 

В  чем  особенности  формирования  толерантности  как  нравственного  качества  в 

контексте отдельных теорий развития личности? 

2. 

Какова  специфика  развития  толерантности  на  каждом  возрастном  этапе  развития 

ребенка? 

3. 

В чем состоит  значимость взрослого на каждом возрастном этапе толерантности? 

4. 

Каковы  особенности социально-ролевой позиции ученика в учебном процессе?. 

5. 

В чем  сущность принципа эффективности принуждения в учебной деятельности? 

6. 

Какие особенности процесса адаптации ученика к образовательному пространству, Вы 

можете назвать? 

7. 

Какова специфика гендерной толерантности на различных возрастных этапах детства? 

8. 

Каковы  наиболее  характерные  установки  подростков  в  области  конфессиональных 

отношений? 

9. 

В чем отличительные черты концепции и программы. 

 

 

Варианты заданий 

Раздел I. Введение в педагогику толерантности 

Проследите развитие идей педагогики толерантности  в науке. 

Определите  основные  положения  правовых  документов,  регламентирующих  педагогику 

толерантности. 

Определите признаки толерантного и интолерантного класса. 

Подберите  диагностики,  позволяющие  определить  наличие  у  подростка  во 

взаимоотношениях с родителями установок на толерантное поведение. 

 

Раздел II. Педагогическое обеспечение процесса формирования толерантности у детей в 

условиях современной системы образования 

1. 

Раскройте  сущность основных принципов воспитания толерантности.. 

2. 

Проследите  связь  принципов  педагогики  толерантности  с  принципами  педагогики 

ненасилия и педагогики сотрудничества. 

3. 

Раскройте сущность поликультурного пространства. 

4. 

Определите содержание воспитания толерантности. 

5. 

Проследите  взаимосвязь  понятий:  межэтническая  толерантность,  этническое 

самосознание, культура мира, культура межнационального общения. 

6. 

Определите  условия  выбора  отдельных  приемов,  методов  и  форм  воспитания 

толерантности. 

7. 

Раскройте сущность каждого из приемов, методов и форм. 

 

Раздел III. Проблемы толерантности в детской среде 

1. 

Предложите  критерии и показатели толерантности. 

2.  2.   

Выявите   уровень развития толерантности в конкретном классе 

3. 

Изучите условия безопасной образовательной среды 

4. 

Дайте определение гендерной толерантности и рассмотрите ее критерии. 

5. 

Дайте  определение  конфессиональной  толерантности  и  выделите  особенности  ее 

формирования в детской среде 

 

179 

6. 

Выявите педагогические условия формирования конфессиональной и межнациональной 

толерантности. 

7. 

Раскройте особенности отдельных программ воспитания толерантности 

 

КАРТА САМООЦЕНКИ 

ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  РАБОТЫ 

Баллы(1-
7) 

составлять  исследовательскую  программу  по  изучению  ребенка  и  его  социально- 

педагогической среды 

 

выполнять исследовательскую программу на практике; 

 

вычленять  на  основе  проведенного  исследования  профессиональную 

воспитательную задачу, 

 

пользоваться библиографическими указателями по педагогике и др. наукам; 

 

находить необходимую теоретическую литературу по проблеме, 

 

кратко фиксировать нужную информацию  

 

анализировать зафиксированную информацию 

 

грамотно  излагать  состояние  изучаемого  вопроса  в  теоретической  литературе  на 

основе анализа; 

 

собирать педагогический опыт по решению конкретной педагогической задачи; 

 

анализировать  педагогический  опыт  по  решению  конкретной  педагогической 

задачи; 

 

обобщать педагогический опыт по решению конкретной педагогической задачи; 

 

формулировать  предложения  по  решению  рассматриваемой  в  работе 

профессиональной задачи. 

 

 

Качество работы по каждому критерию оценивается в баллах: 

1.Наиболее полно соответствует данному критерию – 3 балла 

2.Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла. 

3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл 

4.Не соответствует данному критерию – 0 баллов. 
 

Критерии оценки портфолио

3

  

1. 

Аккуратность (тщательность) выполнения. 

2. 

Факторы, отражающие понимание студентом учебного материала. 

3. 

Организация студентом портфолио. 

4. 

Полнота отражения изучаемого материала. 

5. 

Оформление. 

6. 

Факторы, отражающие размышления студента о своем познании. 

7. 

Творчество. 

8. 

Факторы, отражающие развитие студента.  

9. 

Наглядность, используемая в портфолио. 

 

Параметры  оценки работы студента 

Кол-во баллов 

      

Качество  работы 

7 

Во всех отношениях качественная работа. 

6 

В большинстве отношений работа высокого качества. Может не 

удовлетворять некоторым критериям. 

5: 

Работа относительно высокого качества. 
 

Соответствует всем критериям удовлетворительно  

3

 

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: 

Издательство «Альянс «Дельта», 2003

 

 

180 

                                                 

(хорошо) выполненной работы. 

4 

Соответствует критериям.  

Это минимум на удовлетворение стандарту. 

3 

Работа ниже стандарта. Подобная оценка на итоговом 
 

экзамене означает провал курса в целом. 

 

С этого уровня начинается провал. 

2 

Плохая работа во всех отношениях. 

1 

Работа не сдана вовремя или не выполнена. 

 

Рефлексия освоения курса 

1. 

Заполните следующую таблицу на основании освоения курса «Научно-практические 

основы воспитания толерантности у школьников» 

Группы задач 

На 

развитие 

политической 

толерантности 

На 

развитие 

этнической 

толерантности 

На 

развитие 

религиозной 

толерантности 

Успехи 

 
 
 

 
 

 
 

Проблемы 

 
 
 

 
 

 
 

План 

самокоррекции 

 
 
 

 
 

 
 

Советы 

преподавателя 

 
 
 

 
 

 
 

Результаты 

самосоздания 
 

 
 
 

 
 

 
 

2. 

Получите  экспертную  оценку  своих  сокурсников  о  Вашем  участии  в  решении 

профессиональных задач педагога по воспитанию толерантности 

3. 

Напишите итоговое резюме (рефлексивное заключение, эссе и т.д.) в свой портфолио  о 

результатах освоения Вами курса «Научно-практические основы воспитания толерантности у 

школьников». 

По  результатам  текущей  аттестации  студент  допускается/не  допускается  к 

промежуточная    аттестация 

по  дисциплине  -  защите  самостоятельно  разработанной 

программы воспитания толерантности у школьников в педагогическом процессе на определенной 

образовательной ступени (по выбору обучающегося). Критерии оценки программы могут быть 

разработаны преподавателем совместно с  обучающимися.    

 

Критерии оценки защиты 

разработанной программы воспитания толерантности у школьников (от 0 до 7 баллов) 
1. 

широта спектра   решаемых педагогом  профессиональных задач;  

2. 

соответствие содержания программы заявленным целям и результатам воспитательной 

деятельности; 
3. 

использование современных форм и технологий работы со школьниками; 

4. 

реалистичность программы воспитательной деятельности;  

5. 

связь программы с реальной жизнью современных школьников; 

6. 

реализация  педагогом  позиции профессионального содействия школьникам. 

 

181 

Оценка общественно-профессиональной  защиты (от 0 до 7 баллов) 

1. 

умение раскрыть сущность педагогического кредо куратора; 

2. 

умение раскрыть сущность реализованного программы /плана/ и основных результатов 

деятельности; 
3. 

логичность и последовательность  представления программы /плана/; 

4. 

умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность; 

5. 

адекватное использование средств наглядности; 

6. 

соответствие выступления регламенту. 

 

Построение рейтинга на основе используемых форм оценки. 

Рейтинг  по  отдельному  курсу  целесообразно  строить  на  основе  30…100-балльной 

оценки. При построении «суммарного» рейтинга вклад каждой отдельной оценки учитывается 

с  помощью  «весовых  коэффициентов».  Учет  «веса»  оценки  может  быть  произведен 

посредством  увеличения  (уменьшения)  максимального  числа  баллов  с  пропорциональным 

изменением всех оценок.  

Если  учащийся  набрал  более  необходимого  минимума  баллов  по  курсу,  то  ему 

зачитывается  курс  и  начисляется  соответствующее  количество  кредитов.  Количество  баллов 

определяет  оценку  качества  освоения  курса  (отметку).  Рейтинг  определяет  место  результата 

учащегося в его группе (потоке, факультете), т.е. тоже оценку качества освоения курса, но не 

абсолютную, а с учетом условий образовательного процесса.  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

182 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ОСВОЕНИЮ МОДУЛЯ  

«ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ  

ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ  

ТОЛЕРАНТНОСТИ» 

 

ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ 

 

Аттестация  по  каждой  из  дисциплин,  входящих  в  структуру  модуля,  являются 

промежуточными.  Успешно  прошедшие  ее  студенты  (магистранты)  допускаются  к  итоговой 

аттестации. 

Итоговая  аттестация  проходит  в  соответствии  с  требованиями  к  итоговой  аттестации, 

установленными 

государственными 

образовательными 

стандартами 

высшего 

профессионального образования 

Итоговая  аттестация  проходит  в  виде  написания  и  защиты  творческой  работы,  для 

которой  обязательным  является  ее  междисциплинарный  характер.  Ее  автор  должен  выбрать 

такую проблему для исследования, в процессе решения которой он должен будет использовать 

все  те  теоретические  и  практические  знания,  компетенции,  полученные  им    в  процессе 

освоения каждой из дисциплин, входящих в структуру модуля. В связи со сложностью выбора 

такой  проблемы,  помощь  студенту  (магистранту)  должен  оказать  преподаватель.  Творческая 

работа  должна  быть  самостоятельным  и  оригинальным  исследованием  ,  носящим  не  только 

теоретическую  направленность,    но  и,  по  мере  необходимости,  включать    эмпирическую 

составляющую.  Таким  образом,  подобная  структура  работы  будет    свидетельствовать  об 

определенном  уровне  профессиональной  подготовки,  дающим  автору  право  на  получение 

диплома, свидетельствующего о его компетентности. 

Методологической  продукцией  творческой  работы  является:  использованные, 

осознанные  и  описанные  автором  методы;  конкретные  и  аргументированные  выводы  и 

положения, выносимые на защиту; сформулированные гипотезы и версии, подтверждающиеся 

или отвергаемые в ходе работы; технологии поиска средств решения поставленных в начале 

работы проблемы и т.д. 

Дидактической  целью  творческой  работы  является  развитие  компетенций  и  навыков 

самостоятельного  творческого    мышления  и  решения  конкретных  проблемных  задач  и 

ситуаций, а именно:

  

1. 

Расширять или переосмыслять существующие знание и  профессиональную практику в 

сфере  технологий  формирования  политической,  этнической  и  религиозной 

толерантности. 

2. 

Исследовать,  разрабатывать,  реализовывать  и  адаптировать  проекты,  ведущие  к 

получению  нового  знания  и  новых  решений,  направленных  на  формирование 

ценностных ориентацией, основанных на высоком уровне этнической, политической и 

религиозной толерантности 

3. 

Демонстрировать  способность  устойчивого  интереса  к  разработке  новых  идей  или 

процессов  и  высокий  уровень  понимания  важности  выработки  навыков 

диагностирования  уровня толерантности  и управления им.    

4. 

Критически  анализировать,  оценивать  и  синтезировать  новые  и  сложные  идеи  и 

принимать стратегические решения на основании современных принципов этнической, 

политической религиозной толерантности.  

5. 

Демонстрировать  опыт  операционального  взаимодействия  и  способность  принятия 

стратегических решений в сложном окружении), в инонациональной, инокультурной и 

инорелигиозной среде.    

В  процессе  написания  творческой  работы  ее  автор  учатся,  и  овладевает  на  практике 

четко  и  грамотно  излагать  свои  мысли,  структурировать  информацию,  применять 

общенаучные методы анализа ситуации, проблемы с целью их решения, аргументировать свои 

мысли, овладевать искусством видения главных причинно-следственных связей и т.д. 

 

183 

Творческая  работа  допускается  к  защите  при  условии  ее  письменного  оформления  на 

компьютере  и  присутствия  отзыва  научного  руководителя  и  рецензента.  Объем  работы  не 

должен превышать двух авторских листов, равных 20 – 25 страницам. Текст работы печатается 

на  одной  стороне  листа  бумаги  формата  А4  (210x297)  одним  из  следующих  способов: 

машинописным;  компьютерным,  через  1,5  интервала  (сноски  через  1  интервал).  Размеры 

полей: левого – не менее 30 мм, верхнего и нижнего – не менее 20 мм, правого – не менее 10 

мм. Размер шрифта – 14. 
      

Оформление работы должно быть следующим: 

1. 

Титульный лист, который заполняется по единой форме. 

2. 

После титульного листа следует Оглавление работы с указанием всех ее частей, глав и 

параграфов. 

3. 

Введение,  в  котором  обосновывается  теоретическая  и  практическая  актуальность 

избранной  темы,  выдвигаемых  на  защиту  положений.  Во  Введении  должен 

присутствовать ответ на вопрос: почему студент (магистрант) выбрал именно эту тему, 

должна  быть  рассмотрена  основная  идея,  цель  и  проблема  работы,  а  также  методы,  с 

помощью которых предполагается ее освещение. 

4. 

Основная  часть,  которая  может  состоять  из  нескольких  частей  или  глав,  в  которых 

рассматриваются  теоретические  основы  выбранной  темы,  изложения  ее  основных 

вопросов.  Данная  часть  работы  предполагает  практическое  применение  научных 

методов  исследования  для  решения  проблемы,  стоящей  в  ее  центре.  Решение  этой 

проблемы и есть основная задача и основное содержание проекта, что и представляет 

главную  трудность  для  автора.  В  связи  с  этим  и  является  оправданным 

структурирование  работы  на  отдельные  главы,  параграфы,  разделы,  что  позволяет 

структурировать  и  аргументацию,  используемую  автором  в  процессе  решения 

избранной  исследовательской  задачи.  Целесообразно,  чтобы  один  параграф  содержал 

обоснование или решение одного положения, а все вместе они должны будут прояснить 

общую  концепцию  автора.  В  процессе  аргументации  своих  выводов  и  решения 

поставленной  исследовательской  задачи  автор  может  прибегать  к  различного  рода 

вспомогательной  информации,  широко  используя  статистический  материал,  анализ 

документов,  материал  СМИ  и  т.д.  В  ходе  работы  над  основной  частью  автор  должен 

использовать  общенаучные  методов:  анализ  и  синтез,  единства    исторического  и 

логического  и  др.  Нельзя  опускать  из  виду  и  требование  системности  при  решении 

проблемы, задачи. 

5. 

Заключение,  в  котором  отражены  главные  выводы  работы,  ее  назначение  и 

практическое  применение.  В  Заключении  автор  подытоживает  исследование,  в 

лапидарной  форме  излагая  все  ее  основное  содержание,  главный  ее  смысл,  главную 

идею 

6. 

Список  использованной  и  цитируемой  литературы  с  указание  всех  выходных  данных 

источников. 

 

ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РАБОТЫ. 

 

Качество  любой  творческой  работы  зависит  в  значительной  степени  от  того,  какой 

материал  был  собран  на  предварительном  этапе.  Поэтому  огромное  внимание  необходимо 

уделить  работе  с  литературой,  связанной  с  исследуемой  проблемой,  статистический  и  иной 

первичный материал. Следует использовать и современные средства получения информации, в 

первую очередь Интернет.  

Состояние  изученности  темы    целесообразнее  всего  начать  со  знакомства  с 

информационными  изданиями,  цель  выпуска  которых  предоставление  оперативной 

информации, как о самих публикациях, так и наиболее существенных сторонах их содержания. 

Их  ценность  заключается  также  в  новизне  сообщаемой  информации,  полноте  охвата 

 

184 

источников  и  наличии  справочного  аппарата,  позволяющего  быстро  систематизировать  и 

находить документы.  

Централизованным  сбором  и  обработкой  отечественной  и  зарубежной  литературы  по 

гуманитарным  дисциплинам  занимается  Институт  научной  информации  по  общественным 

наукам (ИНИОН), который осуществляет следующие виды изданий: 

• 

библиографические издания, которые извещают исследователя о том, что издано по 

интересующей  его  проблеме,  и  помогающие  ему  найти  эти  документы.  К 

библиографическим изданиям относятся библиографические указатели.  

• 

реферативные  издания,  которые  включают  сокращенное  изложение  содержания 

опубликованных  материалов.  К  реферативным  изданиям  относятся  реферативные 

журналы  и  реферативные  сборники.  Реферативные  журналы  ИНИОН  делятся  на 

серии: «История», «Социология», «Религиоведение», «Философия» и др. 

В поиске источников и литературы следует также использовать издания Всероссийской 

книжной  палаты,  которая  выпускает  библиографические  указатели  «Книжная  летопись», 

«Летопись  периодических  и  продолжающихся  изданий»,  «Летопись  газетных  статей», 

«Летопись  авторефератов  диссертаций»,  «Летопись  рецензий»,  а  также  издания  Российской 

государственной  библиотеки,  Всероссийской  государственной  библиотеки  иностранной 

литературы и др.  

Важную  роль    при  подготовке  и  написании    работы  играет  эмпирический  материал, 

собранный  студентом  (магистрантом)  во  время  мониторинга  состояния  этнической, 

политической  и  религиозной  толерантности  в  различных  социальных,  этнических  и 

религиозных  группах.      Условием  для  выполнения  данного  вида  работы,  могут  служить  как 

собственные полевые исследования, так и различные виды практик (научно-исследовательская, 

производственная)  в  ходе  которых  студент  (магистрант)  получит  возможность  для 

ознакомления  и  изучения  различных  этнических,  политических,  религиозных  групп  и 

движений.    Наличие  этой  разновидности  источников  (материалов)  должно  считаться 

обязательным условием для успешного выполнения работы. Их характер и качество позволят 

студенту  (магистранту)  продемонстрировать  уровень  приобретенных  компетенций 

необходимых  для  работы  в  инокультурной  и  инорелигиозной  среде,  а  также  в  области 

взаимодействия  различных  политических  сил,  свои  способности  решать  конкретные  задачи, 

связанные с формированием политической, этнической и религиозной толерантности.  

В  совокупности,  успешное  сочетание  результатов  анализа  научной  литературы  и 

эмпирических  данных,  позволит  студенту  (магистранту)  добиться  преодоления  дисбаланса 

между  практическим  и  теоретическим  знанием  и  выйти  на  новый  уровень  социо-

гуманитарного знания.  

Большое  значение  для  успешного  завершения  работы  имеет  планирование  действий 

автора  по  ее  написанию,  предварительное  обдумывание  каждого  шага  для  того,  чтобы  не 

делать лишней работы, не тратить лишнего времени. 

В  целях  грамотного  описания  научно-исследовательского  материала  предъявляются 

требования  не  только  к  содержанию  и  результатам  творческого  проекта,  но  и  к  его 

литературному  оформлению.  Исследование,  проведенное  студентом  или  магистрантом 

должно быть написано в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к 

книжным  стилям  литературного  языка,  которым  присущ  ряд  общих  условий 

функционирования и языковых особенностей:  

• 

обдумывание высказывания и его монологический характер; 

• 

строгий отбор языковых средств; 

• 

тяготение к нормированной речи. 

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки 

(естественные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная 

статья, доклад, учебник и т. д.). Его спецификой являются:  

• 

логическая последовательность изложения;  

• 

упорядоченная система связей между частями высказывания;  

 

185 

• 

стремление автора к точности;  

• 

сжатость выражения при сохранении полноты содержания; 

Значительную  роль  в  формировании  научного  стиля  играет  порядок  построения 

предложений и умение использовать различные языковые средства.  
 

 

ПРИМЕРЫ ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ 

 

1. 

Толерантность как объект религиоведческого исследования.  

2. 

Доверие и толерантность: проблема границ.  

3. 

Политическая корректность как средство формирования религиозной толерантности. 

4. 

Проблемы толерантности в современном российском обществе.  

5. 

Принципы толерантности и социальное партнерство. 

6. 

Психологические аспекты формирования толерантного сознания. 

7. 

Религиозная толерантность в поликультурных регионах России. 

8. 

Социально-психологические факторы этнической толерантности-интолерантности в 

поликультурных регионах России. 

9. 

Формирование культуры толерантности в сфере межконфессиональных отношений 

10. 

Толерантность и миграционные процессы. 

11. 

Религиозный фактор в геополитике. 

12. 

Религиозная толерантность и ее политико-правое измерение. 

13. 

Этноконфессиональные общности в современной России. 

14. 

Современная российская модель государственно-этноконфессиональных отношений. 

15. 

Этнорелигиозная тема в современных печатных российских СМИ. 

16. 

Этнический фактор и идейно-политические предпочтения. 

17. 

Религиозно-политический экстремизм. 

18. 

Религия и национализм в современной России. 

19. 

Ольстер: от национализма этноконфессионального к национализму гражданскому. 

20. 

Культура толерантности в современной парадигме образования   

 

 
 

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ 

 

КРИТЕРИЙ     

ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРУ  МАКСИМАЛЬНОЕ 

ЧИСЛО                                                                                                 

БАЛЛОВ      

Степень творчества 

Самостоятельное                                                                         

выполнение работы 

50 

Профессионализм 

Использование полученных                                                      

компетенций и навыков при 

сборе и анализе информации 

50 

Трудоемкость 

Количество и качество 

информации,                                                             

использованной при                                     

написании работы. Характер 

соотношения теоретического 

и эмпирического материала                                        

80 

Практическая польза       

Актуальность темы, воз-                                                           

ность ее использования 

при решении ситуаций,                                    

возможность применения                                          

40 

 

186 

результатов работы в                                          

будущей профессиональной                                          

деятельности студента. 
 

Умение защищать свои 

взгляды 

Логичность аргументов и их 

продуманность 

50 

Оформление работы 

Соответствие работы 

требования и ГОСТам 

предъявляемым к 

соответствующим 

квалификационным работам  

30 

ИТОГО: 

 

300* 

 
*

Работа считается защищенной в случае, если общее количество баллов – не менее 200. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

187 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

 

ВИДЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

МАГИСТРАНТА ПО КУРСАМ МОДУЛЯ  

«

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ  

ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ  

ТОЛЕРАНТНОСТИ» 

 

Составление библиографических списков  

Библиография (греч. – «книга», «писать») - 1) научное, систематизированное по какому-

либо признаку перечисление и описание книг и других изданий; 2) перечень книг по какому-то 

вопросу.  Составленные  самостоятельно  библиографические  перечни  являются  показателем 

результатов информационного поиска.  

Изучение литературы и конспектирование 

Результаты изучения литературы могут быть отражены в  конспектах, эссе, рефератах и 

терминологических словарях, кластерах. 

Конспект  (лат.  сonspectus  –  «запись»)    –  краткая  запись  содержания  источников  или 

исследовательской  литературы.  Возможно  полное  или  выборочное    конспектирование.  Для 

учебного  конспекта  обязательно  наличие  библиографических  ссылок.  Конспектирование 

документальных  источников  и  исследовательской  литературы  включает  ответы  на  вопросы 

заданий  для  самостоятельной  работы,  составление  хронологических,  сравнительных  и 

систематических таблиц.   

 

Эссе  (лат.  exagium  –  «взвешивание»;  франц.  Еssai;,  англ.  assay  –  «опыт»)  –  жанр 

публицистики,  свободная  трактовка  какой-либо  литературной,  философской,  моральной  или 

социальной  проблемы.  Противопоставляется  систематическому  научному  рассмотрению 

вопроса.  Используется как небольшое письменное задание в аудитории, или размышление над 

прочитанной литературой.  

Реферат (лат. referre – «излагать») -   письменная или устная работа, способствующая 

развитию навыков последовательного изложения мыслей  в виде связного текста и/или устного 

сообщения.    Реферат является формой, организующей самостоятельную работу студентов и, 

одновременно,  представляет  собой  наиболее  доступную  для  них  форму  научной  работы,  что 

позволяет сформировать  навыки научного анализа, сопоставления и обобщения.   

Критерии оценки реферата: соответствие тематике, степень раскрытия темы, четкость и 

логичность  научного  изложения,  уровень  научной  эрудиции  (использование  разнообразных    

источников информации, ее объем, использование специальной литературы), обоснованность 

выводов,  использование  иллюстраций  и  наглядность  в  изложении  содержания  работы, 

соблюдение этики цитирования и общих правил оформления. 

Терминологический  словарь  (лат.terminus  –  «конечный»)  –  слово  или  словосочетание, 

являющееся  названием  определенного  понятия  какой-нибудь  специальной  области  науки. 

Терминология  –  совокупность,  система  терминов.  Формы  словаря  могут  быть  разными. 

Ключевые  понятия  –  понятия,  акцентируют  смысл  текстового  фрагмента.  Глоссарий  - 

(лат.clossa – устаревшее слово) - толковый словарь устаревших или редких слов к какому-либо 

тексту.  

Тезаурус (греч.- «запас») - 1) словарь языка с полной смысловой информацией;  2) 

полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания. 

Кластер  (англ.  сluster  –  «гроздь»)  способ  графической  организации  материала, 

позволяющий проследить логические взаимосвязи элементов изучаемого объекта, посредством 

образов и ключевых слов, выражающих идеи, факты, формы взаимодействия. 

Подготовка доклада   

 

188 

Доклад изложение результатов учебного исследования. Структура доклада: постановка 

проблемы,  краткий  анализ  степени  изученности  проблемы,  актуальность  (научная  и 

общественная), задачи и  собственный вклад автора в  решение проблемы, резюме. 

Тезисы доклада (греч. – «утверждение») – положение, истинность которого должна быть 

доказана,  сжатое  изложение  доклада,  содержащее  перечень  таких  утверждений.  В  форме 

тезисов оформляется заявка на выступление, тезисы докладов публикуются как информация о 

содержании научного мероприятия. 
 

Структура конспекта по теме доклада может выглядеть следующим образом: 

I.Библиография 
      

1.Источники 

     

2.Иследования 

      

II.План доклада 

      

III.Тезисы доклада 

      

IV.Приложения 

       

В  докладе  может  быть  использована    компьютерная  презентация  (англ.  –  present  – 

«представлять»)  –  способ  представления  результатов  учебного  исследования  с  помощью 

мультимедийных средств, сопровождение реферативного сообщения или доклада.               
 

Экспликация внеклассного мероприятия – 

Это  сценарий мероприятия с описанием средств и методов его решения 

Экспликация включает следующие разделы: 

• 

Обоснование темы (актуальность, значимость, оригинальность) 

• 

Цели и задачи мероприятия 

• 

Развернутый план 

• 

Обзор материалов со ссылками на источники 

• 

Обоснование средств и приемов изложения и методов работы с аудиторией 

 

Иинтервьюирование 

Пример оформления материалов интервью можно представить в виде таблицы 

          

Очевидцы 

Вопросы 

 

Свидетель 1 

 

Свидетель 2 

 

Свидетель 3 

Кто входил в состав 

семьи 

 

 

 

Чем   занимались 

родители 

 

 

 

Что представлял из себя 

дом 

 

 

 

Какие семейные 

традиции существовали  

 

 

 

Каким был 

город/поселок 

 

 

 

Какие события 

запомнились 

 

 

 

Какой была школа 

 

 

 

Как строились 

отношения с 

окружающими, 

прявлялась ли 

нетерпимость на 

этнической и 

религиозной почве 

 

 

 

Какие события 

 

 

 

 

189 

рассматриваемого 

инцидента запомнились 

Как вели себя 

участники конфликта 

 

 

 

Как вели себя в 

конфликте « третьи 

лица»? 

 

 

 

 
 
«Case study»  

на  заданную  тему,  включает  подборку  документов  и  исследований  методом  «портфолио», 

Портфолио – (лат. рortа – «дверь», «доска»; folio – «лист»). В педагогических технологиях – 

активный  метод  обучения,  получивший  распространение  в  рамках  проективной  методики. 

Виды  «портфолио»:  1)  портфолио-образец  –  содержит  лучшие  работы,  собранные  на 

определенном  этапе  обучения  и  отражающее  учебные  достижения  учащегося;  2)  учебный 

портфолио    –  содержит  учебные  работы  и  оценки  обучающимся  своих  результатов;  3) 

портфолио-проект - информация о замысле, ходе и результатах  выполнения  проекта.  

В данном случае нас интересуют документы  и материалы, характеризующие: 

динамику и социологическую структуру конфликта, 

ценностные установки сторон,  

примеры поведения «третьих лиц», 

экспертные оценки конфликта, 

проекты по урегулированию конфликтной ситуации, 

фото-видео-материалы для использования в образовательном процессе. 

 

Проект  

Структура  портфолио-проекта  отражает  теоретический  уровень  освоения  курса  и  наличие 

практических  навыков информационного поиска, анализа, и интерпретации материалов:  

Титульный лист  

Содержание 

Реферативный обзор литературы по теме проекта 

Характеристика источниковой базы исследования 

Терминологический словарь 

Экспликация  проекта  (цель,  задачи,  методы,  условия  реализации,  план,  описание 

исследовательских процедур)  

Контрольно-измерительные материалы 

Приложения. Материалы,  использованные при реализации проекта 

Самооценка проекта. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

190 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12