Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 11

 

 

Организация самостоятельной работы 

Содержание самостоятельной работы 

Одной  из  задач  изучения  курса  является  создание  условий  для  самостоятельной  и 

исследовательской работы обучающихся, которая включает: 

1. 

работу  с  рекомендованной  и  самостоятельно  подобранной  литературой  по 

формирования  политической,  этнической  и  религиозной  толерантности  школьников  в 

педагогическим процессе на определенной образовательной ступени  
2. 

посещение образовательных учреждений разных типов и видов и наблюдение за 

методикой  формирования  педагогом  толерантности  школьников  в  разных 

образовательных ситуациях: 
3. 

выполнение  практических  заданий  по  освоению  конкретных  методик 

воспитательной  работы,  позволяющих  решать  задачи  формирования  толерантности 

школьников; 
4. 

проектирование  педагогической  программы  воспитания    у  школьников  разных 

возрастов  политической, этнической и религиозной толерантности  (ее фрагментов); 
5. 

разработку  конкретных  форм  формирования  политической,  этнической  и 

религиозной  толерантности  школьников  в  педагогическим  процессе  на  определенной 

образовательной ступени  на основе освоенных методик воспитательной работы; 
6. 

саморефлексию  студента  и  составление  самоотчета  об  освоении  им  программы 

дисциплины. 

Преподаватель    определяет  содержание  (темы)  самостоятельной  работы,  её  формы  и 

объем;    разрабатывает  и    подбирает  учебно-методическое  обеспечение,  которое  позволит 

студенту  эффективно  выполнить  самостоятельной  работы;  составляет  график    консультаций; 

осуществляет  индивидуальную  педагогическую  поддержку  студенту  в  его  самостоятельной 

работе;  включает  студентов  рефлексию  проведенной  самостоятельной  работы;    оценивает  её 

результаты.  Преподаватель    составляет  тематическое  планировании  самостоятельной  работы 

на весь период изучения курса. 

В тематическом планировании преподаватель отражает: 
1. 

темы учебной программы, которые студент осваивает самостоятельно; 

2. 

темы, которые студент осваивает по индивидуальной плану; 

3. 

темы индивидуальной самостоятельной работы;  

4. 

виды заданий; 

5. 

сроки выполнения заданий; 

6. 

критерии оценки самостоятельной работы. 

Типовые задания для самостоятельной работы 

Типовые  задания  для  самостоятельной  работы  по  данному  курсу  ориентированы  на 

формирование  у  студентов    системы  базовых  теоретико-методических  знаний  и 

профессиональных  практических  умений,  позволяющих  педагогу  эффективно  решать 

типичные  профессиональные  задачи  формирования  политической,  этнической и  религиозной 

толерантности школьников в педагогическом процессе на определенной образовательной ступени.  

Можно  предложить  следующий  примерный  перечень  заданий  для    самостоятельной 

работы обучающихся: 

1. 

Написание  мини-сочинения  на  тему  "Толерантность  или  (интолерантность)  во 

взаимоотношениях людей". 

2. 

Работа с текстами правовых документов. 

3. 

Оформление  сравнительной  таблицы  подходов  к  формированию  толерантности  у 

школьников. 

4. 

Самодиагностика  и  составление  программы  саморазвития,  компонентов 

педагогической толерантности. 

5. 

Анализ наличия толерантной среды в любом образовательном учреждении. 

6. 

Разработка методических рекомендацией по проведению одной из форм воспитания 

толерантности. 

 

161 

7. 

Рассмотрение  материалов  диссертационных  исследований  о  формировании 

толерантности  у  подростков  и  старшеклассников.  Определение  педагогических 

условий, способствующих формированию данного качества. 

8. 

Подбор  диагностик,  позволяющих  определить  наличие  у  подростка  во 

взаимоотношениях с родителями установок на толерантное поведение. 

9. 

Подбор  диагностик  для  выполнения  заданий  к  практическому  занятию  (по 

возможности апробирование на практике). 

10. 

Разработка  воспитательного  мероприятия  по  развитию  толерантности  во 

взаимоотношениях мальчиков и девочек в классном коллективе. 

11. 

Разработка  воспитательного  мероприятия  по  воспитанию  конфессиональной  или 

межнациональной толерантности. 

12. 

Моделирование элементов собственной программы по формирования политической, 

этнической и религиозной толерантности школьников в педагогическим процессе на 

определенной образовательной ступени.  

13. 

Работа  с  Интернет  –  сайтами  по  проблеме  толерантности  (прислать  работу  для 

размещения  на  сайте  «Интернет  и  толерантность»,  участие    в  опросах,  в 

конференции, в форуме и т.д.) 

 

Темы для самостоятельной работы студентов 

 

Темы  для  самостоятельной  работы  студентов    ориентированы  на  актуальные 

проблемы воспитания толерантности у школьников  и определяются в процессе собеседования 

преподавателя  со  студентами  с  целью  максимального  содействия  развитию  становлению   

профессиональной  компетентности  обучающегося.  Примерные  темы  для  организации 

самостоятельной работы представлены в тематическом планировании. 

 

Сопровождение и контроль за самостоятельной работой студентов 

Сопровождение  самостоятельной  работы  студентов  может  быть  организовано  в 

следующих формах

1. 

согласование  индивидуальных  планов  (виды  и  темы  заданий,  сроки  представления 

результатов)  самостоятельной  работы  студента  в  пределах  часов,  отведенных  на 

самостоятельную работу; 

2. 

консультации (индивидуальные и групповые) по оказанию помощи при разработке плана 

или программы выполнения задания; 

3. 

промежуточный контроль хода выполнения заданий; 

4. 

оценка результатов выполнения заданий. 

 

Определите технологию организации самостоятельной работы студента, через конкретные 

шаги. 

Шаг 1.  

Подготовительный 

Определение ведущей компетенции  (или ведущих 

компетенций) модуля – продукта 

Шаг 2. 

Этап целеполагания и 

планирования 

В какой форме будет осуществляться? 
 

Шаг 3. 

Консультирование 

Кто? 
 

Что? 
 

Когда? 
 

Где? 
 

Зачем? 
 

 

162 

Шаг 4. 

Рефлексивный этап 

Как будет проходить оценивание учебных достижений 

обучающихся? 
 

Шаг 5. 

Аналитический этап 

По каким критериям будет проводиться анализ? 
 

 

 

Организация консультаций 

  

Групповая консультация 

При обучении в дистанционной форме очень велика роль групповых консультаций — 

особой  формы  проведения  занятий,  основным  содержанием  которых  является  разъяснение 

слушателям  отдельных,  часто  наиболее  сложных  или  практически  значимых  вопросов 

изучаемой  программы.  Их  проведение  позволяет  обеспечить  максимальное  приближение 

обучения  к  практическим  интересам  и  запросам  каждого  слушателя  с  учетом  имеющегося  у 

него  опыта  и  степени  индивидуального  восприятия  изучаемого  материала.  Вместе  с  тем, 

обеспечивая активизацию познавательной деятельности слушателей, групповые консультации 

являются одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний. 

Групповые консультации проводятся, как правило: 

1. 

при необходимости подробно рассмотреть практические вопросы, которые были недостаточно 

или совсем не освещены в учебно-методических материалах; 

2. 

с  целью  оказания  слушателям  помощи  в  самостоятельной  работе,  в  подготовке  их  к 

выполнению  практических  заданий,  к  написанию  рефератов  или  выпускных  работ,  к  сдаче 

экзаменов и зачетов; 

3. 

при  самостоятельном  изучении  слушателями  тех  или  иных  нормативных  документов, 

инструкций,  положений,  постановлений  или  методик,  имеющих  отраслевое  и  межотраслевое 

значение. 

   

 

Программированная групповая консультация 

Программированная  групповая  консультация  является  специфической  формой 

проведения  групповых  консультаций,  сочетающей  в  себе  элементы  проблемного  обучения  и 

программированного  контроля  знаний.  Практика  показывает,  что  занятия  в  такой  форме 

проходят тем эффективней, чем больше вопросов задают слушатели, чем шире и предметней 

их содержание. Количество вопросов зависит иногда от неправильно выбранной темы (тогда 

их мало). 

В  случае  же,  когда  тема  подобрана  правильно,  а  вопросов  все  равно  мало,  ситуация 

объясняется по меньшей мере двумя причинами:  

1) 

тема  настолько  нова,  что  слушатели  просто  не  представляют  себе  всех 

трудностей, с которыми им придется встретиться на практике;  

2) 

у  слушателей  сложилось  ошибочное  мнение  о  простоте  рассматриваемой 

проблемы, причиной которого может быть неправильная оценка ее глубины, незнание всех ее 

нюансов или просто излишняя самоуверенность, переоценка своего прошлого опыта. 

При таком положении преподаватель должен сам предложить вопросы слушателям, то 

есть запрограммировать консультацию. Важно, чтобы эти вопросы были составлены на основе 

изучения ошибок и трудностей, с которыми слушателям приходится встречаться на практике в 

ходе  научных  рекомендаций  или  применения  нормативных  актов,  являющихся  предметом 

изучения.     

На  подготовленные  вопросы  преподаватель  сначала  просит  ответить  слушателей,  а 

затем  проводит  анализ  и  организует  обсуждение  неправильных  ответов.  Преподаватель  дает 

разъяснение  по  возникающим  у  слушателей  дополнительным  вопросам  в  связи  с  их 

ошибочными ответами 

Рекомендации  по  выполнению  заданий  самостоятельной  рабюоты  преподаватель  может 

найти в методических указаниях для студентов

 

163 

 

Рекомендуемая литература по организации образовательного процесса 

1. 

Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. Под ред. Н.Н. Никитина. 

М., 2006  

2. 

Компетентностный  подход  в  педагогическом  образовании:  Коллективная  монография/ 

Под ред. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во 

РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 

3. 

Новые  педагогические  и  информационные  технологии  в  системе  образования  ред. 

Е.С.Полат - М., 2004.  

4. 

Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения» . – М., 2006. 

5. 

Поиск по вопросам образования – 

http://info.studyweb.com

 

6. 

Портал «Все образование в Интернете» - 

http://www.alledu.ru

 

7. 

Уваров А.Ю. Кооперация в обучении; групповая работа. – М., 2000. 

Список  рекомендуемой  основной  и  дополнительной  литературы  по  курсу,  а  также  адреса 

сайтов приведены в программе и в методических указаниях для студентов 
 
 

 

Методические рекомендации  для студентов 

по курсу «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 

ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ».  

 

Уважаемый магистрант (студент)! 

 

Вы  продолжаете  освоение  модуля    «Технологии  формирования  политической, 

этнической  и  религиозной  толерантности».    Новый  курс  -  «Научно-практические  основы 

воспитания    толерантности  у  школьников».  Этот  курс  направлен  на  освоение  Вами 

профессиональных  компетенций  формирования  политической,  этнической  и  религиозной 

толерантности школьников в педагогическим процессе на определенной образовательной ступени.  

Вам    предстоит  получить  теоретические  знания  в  области  воспитания  толерантности, 

практические  умения  и  навыки,  позволяющие  решать  профессиональные  задачи  по 

формированию у воспитанников толерантного сознания, отношения и поведения.  

В результате освоения курса Вам  нужно будет продемонстрировать: 

1. 

установку  (ориентацию)  на  толерантное  взаимодействие  и  понимание  

необходимости создания толерантной среды в образовательном учреждении; 

2. 

практические навыки толерантного взаимодействия;  

3. 

знания и умения, необходимые для  формирования толерантности у учащихся в 

педагогическим процессе на определенной образовательной ступени; 

4. 

навыки организации толерантного взаимодействия (коммуникации) и общения с 

другими людьми в поликультурной среде 

5. 

потребность  и  умения  исследовательской  и  моделирующей  деятельности  в 

области воспитания толерантности. 

6. 

владение  способами,  методами  и  методиками  толерантной  Интернет  - 

коммуникации. 

Для  достижения  этих  результатов  Вам  необходимо    освоить  основное  содержание  

программы. Она включает три раздела

 

Раздел  I.  Введение  в  педагогику  толерантности.  В  нем  рассматриваются    цели  и 

задачи  курса,  изучаются    современные  исследования  в  области  педагогики  толерантности, 

анализируются  правовые  документы,  регламентирующие  внедрение  идей  педагогики 

толерантности в практику. 

Раздел  II.  Педагогическое  обеспечение  процесса  формирования  толерантности  у 

детей в условиях современной системы образовании. В нем речь пойдет о толерантности как 

 

164 

составляющей  педагогической  культуры  и  педагогической  компетентности   учителя, 

принципах  воспитания  толерантности  и  их  соответствии  принципам  педагогики  ненасилия  - 

педагогики  сотрудничества,  будут  также  вопросы,  связанные  с  содержанием  воспитания 

толерантности в системе современного поликультурного образования, с формами, методами и 

приемами формирования толерантности. 

  

Раздел  III.  Проблемы  толерантности  в  детской  среде.  В  нем  изучаются  такие 

проблемы,  как:    развитие  толерантности  у  детей  разных  возрастных  групп;  проблема 

толерантности в отношениях родителей и детей,. способы ее решения; ребенок в социальном 

пространстве  школы:  толерантность  и  интолерантность  в  принятии  социально-ролевых 

позиций;  проблема  проявления  гендерной  толерантности  у  детей  разных  возрастных  групп; 

проблема  национальной  и конфессиональной  толерантности в детской среде. Также в этом 

разделе  будут  рассмотрены  концептуальное  и  программное  обеспечение  педагогики 

толерантности. 

На  освоение  курса  отводится   100  час.    Вам  предстоит  прослушать  всего  3  лекции 

(соответственно  трем  разделам).  Все  они  будут  носить  вводный,  ориентационный  и 

установочный  характер.  Вы  примете  участие  в  9  практических  занятиях.  На  них  будут 

обсуждаться    результаты    выполненных  Вами  самостоятельно  заданий,  организовываться 

дискуссии,  тренинги,  осуществляться  презентация  решения  профессиональных  задач  по 

формированию у воспитанников толерантного сознания, отношения и поведения, проводиться 

в разных формах промежуточная аттестация.    

 

Какие основные темы Вам предстоит изучить   самостоятельно?  

1. 

Современные исследования в области педагогики толерантности 

2. 

Правовые документы, регламентирующие внедрение идей педагогики толерантности в 

практику 

3. 

Содержание воспитания толерантности в работах разных ученых. 

4. 

Формы, методы и приемы формирования толерантности. 

5. 

Диагностики, определяющие уровень сформированности толерантности 

6. 

Решение  проблемы семейной интолерантности. 

7. 

Отношение студентов к правилам  поведения в вузе и готовность их выполнять. 

8. 

Характерные  установки,  свойственных  подросткам  в  области  межнациональных 

отношений (к представителям других религий, неверующим, сектам). 

9. 

Характеристика программного обеспечения педагогики толерантности. 

 

Каково содержание Вашей самостоятельной работы? 

Самостоятельная работа включает: 

работу  с  рекомендованной  и  самостоятельно  подобранной  литературой  по 

формирования  политической,  этнической  и  религиозной  толерантности  школьников  в 

педагогическом процессе на определенной образовательной ступени  

посещение  образовательных  учреждений  разных  типов  и  видов  и  наблюдение  за 

методикой  формирования  педагогом  толерантности  школьников  в  разных  образовательных 

ситуациях; 

выполнение  практических  заданий  по  освоению  конкретных  методик  воспитательной 

работы, позволяющих решать задачи формирования толерантности школьников; 

проектирование  педагогической  программы  воспитания    у  школьников  разных 

возрастов  политической, этнической и религиозной толерантности  (ее фрагментов); 

разработку  конкретных  форм  формирования  политической,  этнической  и  религиозной 

толерантности школьников в педагогическим процессе на определенной образовательной ступени  

на основе освоенных методик воспитательной работы; 

саморефлексию  студента  и  составление  самоотчета  об  освоении  им  программы 

дисциплины. 

 

165 

 

Какие  задания  в процессе   самостоятельной работы Вам предстоит выполнить? 
1. 

Написание  мини-сочинения  на  тему  "Толерантность  или  (интолерантность)  во 

взаимоотношениях людей". 

2. 

Работа с текстами правовых документов. 

3. 

Оформление  сравнительной  таблицы  подходов  к  формированию  толерантности  у 

школьников. 

4. 

Самодиагностика  и  составление  программы  саморазвития,  компонентов 

педагогической толерантности. 

5. 

Анализ наличия толерантной среды в любом образовательном учреждении. 

6. 

Разработка методических рекомендацией по проведению одной из форм воспитания 

толерантности. 

7. 

Рассмотрение  материалов  диссертационных  исследований  о  формировании 

толерантности  у  подростков  и  старшеклассников.  Определение  педагогических 

условий, способствующих формированию данного качества. 

8. 

Подбор  диагностик,  позволяющих  определить  наличие  у  подростка  во 

взаимоотношениях с родителями установок на толерантное поведение. 

9. 

Подбор  диагностик  для  выполнения  заданий  к  практическому  занятию  (по 

возможности апробирование на практике). 

10. 

Разработка  воспитательного  мероприятия  по  развитию  толерантности  во 

взаимоотношениях мальчиков и девочек в классном коллективе. 

11. 

Разработка  воспитательного  мероприятия  по  воспитанию  конфессиональной  или 

межнациональной толерантности. 

12. 

Моделирование элементов собственной программы по формирования политической, 

этнической и религиозной толерантности школьников в педагогическим процессе на 

определенной образовательной ступени.  

13. 

Работа  с  Интернет  –  сайтами  по  проблеме  толерантности  (прислать  работу  для 

размещения  на  сайте  «Интернет  и  толерантность»,  участие    в  опросах,  в 

конференции, в форуме и т.д.) 

В  связи  с  тем,  что  основой  освоения  курса  является  самостоятельная  работа,  наши 

указания содержат, прежде всего,  рекомендации по её выполнению. 
 

Методические рекомендации: 

как работать с  литературой по формированию политической, этнической и религиозной 

толерантности школьников? 

Современное профессиональное педагогическое образование предполагает, что студент 

сам должен уметь выбирать способы работы с информацией для наиболее эффективного её 

осмысления и усвоения.  Поэтому  главное задание, которое является «сквозным» при работе с 

литературными источниками по проблеме воспитания толерантности у школьников, состоит в 

следующем.  

Вам перед чтением каждой статьи необходимо  будет выбрать самому  способ  

работы с представленной в ней информацией. При этом полезно использовать приемы 

технологии развития критического мышления.  

Приведем некоторые из них. 

1.  Инсерт 

Инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERT – Interactive Noting 

System  for  Effective  Reading  and  Thinking

)  в  дословном  переводе  означает:  интерактивная 

система  записи  для  эффективного  чтения  и  размышления.  (Авторы  –  Воган  и  Эстес,  1986; 

модификация Мередит и Стил, 1997). 

Прием осуществляется в несколько этапов. 

1  этап.  Надо  выбрать  систему  маркировки  текста,  чтобы  подразделить  заключенную  в 

нем информацию следующим образом: 

 

166 

 

«галочкой» помечается то, что им уже известно; 

  

знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; 

+ 

знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; 

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. 

Предложенные значки могут быть заменены другими символами по Вашему усмотрению. 

Например,  вместо  «+»  можно  использовать  «!».  Главное  –  четкие  критерии  ранжирования 

информации. 

2 этап: Читая текст, Вы помечаете соответствующим значком на полях отдельные абзацы 

и предложения. 

3  этап:  Вы  систематизируете  информацию,  расположив  ее  в  соответствии  со  своими 

пометками в следующую таблицу: 

– 

 

 

 

 
 

4 этап: Последовательное  обсуждение каждой графы таблицы с сокурсниками. 

 

2. Кластеры 

Кластеры  –  это  способ  графической  организации  материала,  позволяющий  сделать 

наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную 

тему.  Кластер  является  отражением  нелинейной  формы  мышления.  Иногда  такой  способ 

называют «наглядным мозговым штурмом» (Т.Вуджик). 

  

Последовательность действий проста и логична: 

1. 

Посередине  чистого  листа  написать  ключевое  слово  или  предложение,  которое 

является «сердцем» идеи, темы. 

2. 

Вокруг  «накидать»  слова  или  предложения,  выражающие  идеи,  факты,  образы, 

подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники») 

3. 

По  мере  записи,  появившиеся  слова  соединяются  прямыми  линиями  с  ключевым 

понятием.  У  каждого  из  «спутников»  в  свою  очередь  тоже  появляются  «спутники», 

устанавливаются новые логические связи. 

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, 

определяет информационное поле данной темы. 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 
1. 

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.  

2. 

Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 

3. 

Постараться  построить  как  можно  больше  связей.  Не    следовать  по  заранее 

определенному плану.  

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей 

работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать 

направления развития темы. Возможны следующие варианты: 

а) Укрупнение или детализация  смысловых блоков (по необходимости). 

б) Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.   

 

3. Синквейн 

Синквейн происходит от французского  «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из 

пяти  строк.  Используется  как  способ  синтеза  материала.  Лаконичность  формы  развивает 

способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких 

и кратких выражениях. 

Правила написания синквейна

Первая  строка  –  тема  стихотворения,  выраженная  одним  словом,  обычно  именем 

существительным. 

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными. 

 

167 

Третья  строка  –  описание  действия  в  рамках  этой  темы  тремя  словами,  обычно 

глаголами. 

Четвертая  строка –  фраза из четырех слов, выражающая  отношение автора к данной 

теме. 

Пятая  строка  –  одно  слово  –  синоним    к  первому,  на  эмоционально-образном  или 

философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). 

 

4. Таблица «З – Х – У» 

Таблица  «З – Х – У» : Знаю – Хочу знать – Узнал (Огле 1996). 

Один  из  способов  графической  организации  и  логико-смыслового  структурирования 

материала. Форма удобна, так как  предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 

Знаю 

Хочу узнать 

Узнал 

 
 

 

 

1 шаг: До знакомства с текстом самостоятельно или в группе заполните первый и второй 

столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». 

2  шаг:  По  ходу  знакомства  с  текстом  или  же  в  процессе    обсуждения  прочитанного, 

заполните графу «Узнал». 

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.  

Дополнительно  можно  предложить  еще  2  графы  –  «источники  информации»,  «что 

осталось не раскрыто». 

5. Двух-частный дневник 

Вы можете  использовать этот прием  при самостоятельной работе в процессе чтения текста, 

содержание которого предполагает личностную оценку, интерпретацию, сопричастность  

читателя. 

 

Записываем,  цитаты  из    текста,  которые 

произвели 

наибольшее 

впечатление 

(вызвали  воспоминания,  протест  или 

ассоциации; а может, озадачили) 

Даем комментарии: что заставило записать 

именно  эту  цитату?  Какие  мысли  она 

вызвала?  Какой  вопрос  возник  в  связи  с 

ней? 

_________________________ 
_________________________ 
 

___________________________ 
___________________________ 
 

 

6. Стратегия ПМИ 

Стратегия ПМИ:: плюс – минус – интересно (Эдвард де Боно). 

+ (плюс) 

–  

(минус) 

И (интересно) 

1. 
2. 
3. 

1. 
2. 
3. 

1. 
2. 
3. 

ПМИ  –  это  мощный  мыслительный  инструмент  и  инструмент  привлечения  внимания. 

Выполняя ПМИ, Вы намеренно направляете свое внимание сначала на аспекты Плюс, затем на 

аспекты  Минус  и,  наконец,  на  Интересные  аспекты.  Элемент  «И»,  или  Интересно,  выполняет 

несколько функций. Он может собирать вместе те аспекты и комментарии, которые не являются 

ни положительными, ни отрицательными.  «Было бы интересно посмотреть...» Таким образом, 

мыслитель поощряется к расширению идеи, а не к обращению с ней как с чем-либо статичным. 

Технология не позволяет заносить аспекты в  ту или иную графу по мере того, как они 

приходят на ум. Это совершенно неверно и зачеркивает весь смысл ПМИ. Упражнение ПМИ 

состоит в поочередном взгляде в различные стороны.  

 

ПМИ полезен потому, что имеет более косвенный характер, чем прямое несогласие или 

конфронтация.  

Методические рекомендации 

 

168 

по овладению способами, методами и методиками 

толерантной Интернет – коммуникации 

В  процессе  освоения  курса  Вам  предстоит  овладеть  способами,  методами  и  методиками 

толерантной Интернет - коммуникации.  Для этого Вы можете воспользоваться следующими 

адресами. 

1) 

Специальный  проект  правозащитных  организаций,  посвященный  толерантности, 

терпимости, антирасизму

www.tolerance.ngo.ru

  

2) 

Портал "Права человека в России": 

www.hro.org

  

3) 

Сайт Организации Объединенных Наций: 

www.un.org

  

4) 

Сайт Европейской комиссии против расизма: 

www.ecri.coe.int

  

5) 

Сайт Верховного комиссара ООН по правам человека: 

www.unhchr.ch

  

6) 

Правозащитная библиотека университета Миннесоты: 

www1.umn.edu/humanrts/

  

7) 

Информационная  сеть  культуры  мира,  программа  формирования  установок 

толерантного 

сознания 

в 

российском 

обществе:  

http://culture.of.peace.ru/tolerance

  

8) 

Сайт  "Школьный  сектор",  содержащий  текст  Декларации  принципов  толерантности 

(утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года): 

http://school-sector.relarn.ru/prava/school/library/tolerance/

  

9) 

Европейский  университет  в  Санкт-Петербурге,  программа  "Психологический  тренинг 

этнической 

толерантности":  

http://www.eu.spb.ru/ethnic/ethnic02.htm

  

10) 

"Толерантность", 

международная 

программа 

ЮНЕСКО  

http://www.unesco.ru/toler/toler.html

  

11) 

Фонд  "Общественное  мнение",  опрос  "Толерантность  и  нетерпимость  в  России" 

(октябрь 1999 года): 

http://classic.fom.ru/obzor/o1007.htm

  

12) 

Томский  региональный  центр  интернет-образования,  занятия  по  толерантности  для 

старшеклассников: 
 

http://tomsk.fio.ru/works/34/koldina/

  

13) 

Программа  Института  "Открытое  общество"  (Фонд  Сороса)  "Объединяем  усилия": 

http://ic.osu.ru/koordFS/prog/toler.shtml

  

Представим более подробно один из сайтов.  Его адрес

http://tolerance.fio.ru/

 

Основная  цель  сайта  -  содействовать  максимально  широкому  распространению  идей  и 

социальных образцов толерантности, также информации о способах и средствах формирования 

толерантной 

Интернет-коммуникации.  

Этот сайт  

1. 

рассказывает о том, что такое толерантность;  

2. 

предоставляет  информацию  об  организациях  и  людях,  занимающихся  проблемами 

толерантности;  
3. 

представляет партнеров, участвующих в реализации проекта; 

4. 

размещает информацию региональных партнеров о событиях, происходящих в рамках 

проекта и вокруг него; 
5. 

предоставляет возможность получать публикации по тематике толерантности; 

6. 

предоставляет  возможность  получать  информацию  с  других  сайтов  с  аналогичной 

тематикой;  
7. 

знакомит  посетителей  сайта  с  образовательными  программами  по  проблематике 

формирования  толерантных  отношений  в  обществе,  в  образовательном  процессе,  в 

Интернет – коммуникации; 
8. 

знакомит  посетителей  с  результатами  изучения  проблем  толерантности  в  СМИ, 

обществе и пр.;  
9. 

предоставляет  возможность  интерактивного  общения  участников  проекта  и 

представителей всех заинтересованных групп населения;  

 

169 

10. 

привлекает  и  заинтересовает  людей,  не  занимающихся  профессионально  проблемами 

толерантности.  

 

Приглашаем Вас принять участие в работе этого сайта:  

Вы можете прислать Вашу работу для размещения на сайте «Интернет и толерантность»;  

Вы  можете  присылать  информацию  о  событиях  и  фактах,  участниками  или  свидетелями 

которых  Вы  были,  которые  касаются  проблематики  формирования  толерантности  в 

обществе и мы разместим их в ленте новостей;  

Вы  можете  передать  нам  книгу,  которую  Вы  написали,  и  мы  разместим  ее  в  нашей 

библиотеке, в разделе публикации;  

Вы можете поделиться с нами результатами проведенного Вами исследования;  

Вы  можете  поделиться  вашим  опытом  реализации  образовательной  программы,  курса  по 

проблематике толерантности и мы разместим вашу программу в разделе образовательные 

программы; 

Вы можете принять участие в наших опросах;  

Вы можете дать адрес вашего сайта, отправив его по почте. 

Вы можете задать вопросы ведущим форума и принять участие в дискуссии;  

Вы  можете  принять  участите  в  конференции  или  даже  предложить  тему  конференции  и 

прислать доклад (или тезисы) по этой теме. 

 

Рекомендации  по выполнению исследовательских заданий  

по проблемам воспитания толерантности 

Примеры тем исследования 

Педагогические средства развития у старшеклассников толерантного отношения к чужому 

мнению 

Педагогические условия толерантного  взаимодействия подростков в сети Интернет. 

Педагогические возможности неформального общения классного руководителя со 

старшеклассниками 

Влияние семьи на толерантное отношение  школьников к людям 

Педагогические условия организации толерантного взаимодействия подростка со 

сверстниками 

Педагогические средства воспитания у младших подростков уважения к старшим  

Педагогические условия развития национальной идентичности (на примере воспитания 

еврейских детей) 

 

Основное содержание плана (п.п.1-8) и отчета(п.п9-11) 

проведения исследования 

1.Тема исследования. 

Цель исследования. 

3.Задачи исследования. 

4.Методы исследования (анализ, опрос, интервью, анкетирование) 

5.Используемые методики(содержание анкет, опросника, параметры и обработка полученных 

данных) 

База проведения микроисследования 

Дата проведения микроисследования 

План проведения микроисследования(порядок ваших действий)  

Полученные результаты микроисследования (обработка данных, сводная таблица, схема, 

анализ и т. д.)  

Основные выводы и предложения по результатам исследования.  

Самооценка выполнения микроисследования(затраченные материальные, временные и др. 

ресурсы; что удалось, что нет, возникшие трудности, удалось ли их преодолеть, как; какие 

умения и навыки приобрел в исследование + что то от себя добавить). 

 

170 

 

О выборе методов исследования 

Обязательным  этапом  педагогического  исследования  является  выбор  методов 

исследования,  которые  зависят  от  особенностей  решаемых  задач,  специфики  содержания 

проблем и возможностей исследователя. 
 

Метод  (от  греч.  methodos  -  путь  исследования  или  познания,  теория,  учение)  -  путь 

познания;  способ  построения  и  обоснования  научного  знания;  способ,  посредством  которого 

познается предмет науки (См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - 

Т.1.  -  С.44).  Фактом  педагогической  науки  является  то,  у  нее  нет  однозначного  набора 

исследовательских методов. Существуют различные классификации методов педагогического 

исследования. Так, принято выделять общенаучные и конкретно-научные  методы.  
 

1. Общенаучные 

 

Общетеоретические  -  абстракция  и  конкретизация;  анализ  и  синтез;  сравнение, 

противопоставление, индукция и дедукция 
 

- 

социологические- - анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг; 

 

-

социально-психологические -  социометрия, тестирование, тренинг, 

 

математические - ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция. 

 

2. Конкретно-научные 

 

а)  теоретические  -  анализ  литературы,  архивных  материалов,  документации  и 

продуктов  деятельности;  анализ  понятийно-терминологической  системы;  аналогий, 

основанных  на  общности  фундаментальных  законов  диалектики  для  процессов  различной 

природы;  построение  гипотез;  построение  мысленного  эксперимента;  прогнозирование; 

моделирование. 
 

б) эмпирические - наблюдения (полевые и лабораторные; формализованные (по жесткой 

программе)  и  неформализованные;  включенные;  прямые  и  косвенные;  сплошные  и 

выборочные;  самонаблюдения;    беседа;  педагогический  консилиум;  изучение  и  обобщение 

массового  и  индивидуального  педагогического  опыта;  педагогический  эксперимент 

(глобальный,  локальный  и  микроэксперимент;  естественный  и  лабораторный);  научно-

педагогическая экспедиция. 
 

Педагогика  -  гуманитарная  наука,  поэтому  особую  группу  составляют  специфические 

методы  гуманитарных  исследований,  включающие  такие  методы  описания  и  понимания 

человека,  как  интроспекции  (или  самонаблюдения),  самоотчета,  идентификации, 

биографический, педагогическая герменевтика и др. 
 

При  выборе  методов  научно-педагогического  исследования  рекомендуется 

руководствоваться следующими принципами: 

принципом совокупности методов исследования - для решения любой научной проблемы 

используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов; 

принципом адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые 

предполагается получить, возможностям исследователя;  

принципом  запрета  экспериментов,  использования  исследовательских  методов, 

противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред человеку (испытуемым), 

процессу его образования (развития), (образовательно-воспитательному процессу). 

 

Каждая  наука  разрабатывает  и  использует  методы  исследования,  отражающие  ее 

специфику; их выбор обусловлен: 

неоднозначностью  протекания  педагогических  процессов,  множественностью  факторов, 

одновременно  влияющих  на  результаты,  -  это  требует  использования  разнообразных 

взаимодополняющих  исследовательских  методов  и  приемов,  проверки  и  перепроверки 

полученной информации; 

неповторяемостью  педагогических  процессов:  в  отличие  от  исследований  в  области 

естественных  наук,  где  есть  возможность  многократного  повторения  опытов  и 

экспериментов,  педагогический  процесс,  педагогическую  ситуацию,  педагогический 

 

171 

эксперимент  кратно  воспроизвести  "в  чистоте"  практически  невозможно  -  это  требует  от 

исследователя корректности в формулировке обобщений и выводов. 

 

Выбранные  методы  исследования  конкретизируются  в  частных  методиках 

исследования.  

 

Рекомендации по решению профессиональных задач 

по проблеме воспитания толерантности 

О профессиональной задаче и её структуре 
 

Задача,  по  мнению  психологов,  составляет  главное  структурное  звено  любой 

деятельности.  Иерархически  организованная  последовательность  задач  лежит  в  основе 

программы  деятельности  человека.  Профессиональная  деятельность  педагога  по 

формированию  политической,  этнической  и  религиозной  толерантности  не  является 

исключением. 

Существуют  разные  подходы  к  конструированию  профессиональной  педагогической 

задачи,  выделению  её  структуры  и  содержательному  наполнению.  В  изучаемом  курсе  Вам 

будут предложеиы задачи по следующей  структуре. 

Обобщенная  формулировка  задачи  –  описание  имеющегося  в  практике  противоречия, 

трудностей, постановка вопроса. 

Ключевое  задание,  в  котором  обозначен  «продукт»  решения  задачи    (Что  требуется 

представить как результат решения ). 

Контекст  решения  задачи  –  имеющиеся  условия  (характеристика  людей,    ресурсов, 

конкретной ситуации и т.д.). 

Задания, которые приведут к решению (к «продукту»). Они могут быть приведены в  полном 

составе,  неполном, не приведены вообще. 

Контекст предложенной задачи в реальной жизни, который Вам предлагается выявить самим 

и решить задачу с учетом  этого контекста. 

 

Пример задачи. 

1. 

Обобщенная формулировка задачи.  

Современная социокультурная  ситуация в России характеризуется тем, что  достаточно 

сильны  миграционные  процессы.  В  связи  с  этим  в  традиционно  русскоязычных  классах 

оказываются дети других этнических групп,  вероисповеданий, жизненного и учебного опыта.  

Они отличаются от сверстников, которые уже давно учатся в этом классе  по внешнему виду, 

привычкам,  манере  поведения.    Нередко  эти  дети  прибыли  из  района  конфликта  или  семья 

вынуждена была переселиться с родных мест из-за неблагополучных экономических факторов. 

В  связи  с  тем,  что  русский  язык  для  них  неродной,  эти  школьники  часто  испытывают 

затруднения  в  учебе.  Часто  и  сами  они не  хотят  считаться  с  нормами  и правилами,  которые 

сложились в образовательном учреждении. Учащиеся класса, да нередко и учителя, не всегда 

по-доброму  принимают  «новичков».  Это  связано  со  многими  причинами.  Одна  из  них  – 

отсутствие чувства толерантности к другому человеку. 

2. Ключевое задание.  

Разработайте  стратегию  действий  педагога-воспитателя,  которая  позволит  наладить 

отношения ребенка из семьи мигрантов с учащимися конкретного класса. 

3. Контекст решения задачи. 

Вы  –  педагог-воспитатель  в  шестом  классе.  В  классе  учатся  дети  разных 

национальностей:  русские,  белорусы,  украинцы,  евреи,  есть  дети  от  смешанных  браков.  За 

время работы с ними Вы не замечали, чтобы они обращали особое внимание на национальные 

отличия  друг  друга.  В  классе  в  основном  ровные,  доброжелательные  отношения,  ребята  

охотно  участвуют  в  совместных  делах,  как  правило,  не  отказывают  друг  другу  в  помощи.  

Вместе  с  тем  иногда  не  хотят  уступать  друг  другу  и  дело  может  дойти  до  драки.  В  таких 

случаях  нередко  родители  пострадавшего  приходят  в  школу  для  выяснения  сложившейся 

ситуации.  Некоторые    из  них  при  этом  не  стесняются  в  выражениях  в  адрес  подростка, 

 

172 

обидевшего их ребенка. Однажды мама одного из мальчиков, которому досталось в  драке на 

перемене,  пригрозила    обидчику:  «В  следующий  раз,  жиденыш,  я  тебе  голову  оторву,  если 

только тронешь моего Сашу!» и ушла. Вы не успели среагировать сразу и не придали особого 

значения этому случаю, посчитав, что мама сказала это в запальчивости. 

В середине года в  класс пришёл «новенький». Беседа с ним показала, что это смышленый 

подросток,  очень  подвижный,  хорошо  поющий  и  увлекающийся  коллекционированием 

машинок,  однако  затрудняющийся  говорить  на  правильном  русском  языке.  Его  семья 

(родители  и трое  детей)  перебралась  в  город,  где  Вы  живете,  с  Кавказа.    Родители  не  могут 

найти  работу  по  специальности  и  вынуждены  пока  торговать  на  местном  рынке.  При  рынке 

есть гостиница, там они временно и живут. Мальчик в свободное от уроков время чаще всего 

находится при родителях и помогает им в работе.  

В  первые  же  дни  Вы  увидели,  что  ребята  Вашего  класса  не  хотят  принимать 

«новенького»  как равного себе. «Да, ну его! Понаехали тут всякие!» – выразила общее мнение 

одна из девочек. 

4. Задания, которые приведут к решению (к «продукту»)  

Определите, какое теоретическое знание, Вам необходимо для  решения данной задачи.  

Найдите  информацию  об  практическом  опыте  решения  аналогичных  задач  педагогами-

воспитателями. 

Разработайте  возможную  стратегию  действий    педагога-воспитателя,  которые  позволят 

наладить отношения ребенка из семьи мигрантов с учащимися конкретного класса. 

Попробуйте  спрогнозировать реакцию на Ваши действия школьников, других  участников 

образовательного процесса. 

Обсудите  предлагаемый  Вами  вариант  решения  задачи  со  своими  однокурсниками. 

Обратите  при  этом    внимание  на  возрастные  особенности  школьников,  соблюдение  прав 

участников образовательного процесса.  

Если  сочтете  нужным,  внесите  коррективы  в  решение  задачи,  оформите  её  решение 

представьте его студенческой группе. 

5. 

Контекст предложенной задачи в реальной жизни.  

Если  представится  возможность,  поговорите  с  педагогом,    который  стремится 

воспитывать  у  школьников    чувство  толерантности  к  другому  человеку  (иной  этнической 

группы, иного вероисповедания, с проблемами в физическом развитии и т.п.). Дайте описание 

контекста  ситуации в группе детей, с которыми работает педагог. Решите эту задачу на основе  

нового контекста. 
 

Методическая подсказка 

для решения профессиональной задачи педагога 

При решения профессиональной задачи педагога мы предлагаем Вам опираться на алгоритм, 

представленный в методической подсказке

Внимательно прочитайте текст задачи. Осмыслите (уясните) для себя её содержание. 

Выделите,  какую    профессиональную  задачу  требуется  решить  (напр.,  развитие  учебной 

самостоятельности  у  младших  школьников,    пробуждение  интереса  к  созидательной 

деятельности  у  подростков,    выявление  мнения  родителей  об  укладе  школьной  жизни  и 

т.д.). 

Обратите  внимание  на  то,  в  виде  какого  «продукта»,  необходимо  представить  решение 

поставленной профессиональной задачи (напр., текст программы, конспект урока, описание 

стратегии поведения, методическая разработка, выступление и др.) 

Проанализируйте  данные  в  тексте  задачи    условия  как  контекст    школьной  реальности, 

который необходимо учитывать при решении  конкретной профессиональной задачи. 

Проанализируйте  перечень  заданий,  выполнение  которых  позволит  Вам  решить  задачу  с 

точки  зрения  их  достаточности  для  этого.  Если  необходимо,  дополните  данный перечень 

или составьте свой.  

 

173 

Определите  критерии  оценки  решения  задачи  или  воспользуйтесь  уже  готовыми 

критериями (напр., предложенными преподавателем или составленными сокурсниками). 

Оцените свои возможности, свою профессиональную компетентность  для решения данной 

задачи.  Особое  внимание  обратите  на    то,  насколько  Вы  владеете  теоретической  базой, 

необходимой  для  решения  задачи.  Если  есть  время,  займитесь  самообразованием, 

позволяющим преодолеть барьеры  на пути решения задачи. 

Разработайте  вариант  решения  задачи,  опираясь    на  перечень  заданий,  данных 

преподавателем или собственный план действий.  

Обсудите    достоинства  и  недостатки  (плюсы  и  минусы)  предлагаемого  Вами  решения 

задачи с сокурсниками с учётом критериев оценки. Если возможно, внесите коррективы в  

решение задачи. 

10 

Оформите  полученный  «продукт»  решения  задачи  на  бумажном  и  /или  электронном 

носителе. 

11 

Представьте Ваш вариант решения перед студенческой группой или в микрогруппе.   

12 

Прорефлексируйте процесс решения Вами конкретной профессиональной задачи педагога. 

Спланируйте  работу по дальнейшему развитию своей профессиональной компетентности 

по решению данной группы задач. 

 

Методическая подсказка 

к рефлексии процесса решения  профессиональной задачи педагога 

После  решения  профессиональной  задачи  педагога    полезно  проводить  рефлексию 

процесса  её  решения.  Это  можно  делать  по-разному.  Предлагаем  Вам  один  из  вариантов, 

построенных на методике «незаконченное предложение». 

Для решения профессиональной задачи педагога Я: 
– 

определил  такое информационное «поле» ее решения   _______________________  

– 

познакомился со следующими источниками информации: _____________________  

– 

раскрывающих такие основные аспекты знания, необходимые для решения задачи   

– 

заранее подобрал аргументы по дискуссионным вопросам _____________________  

– 

принял участие в обсуждении  ____________________________________________  

– 

решил задачу   __________________________________________________________  

– 

представил её решение в виде следующего «продукта»  _______________________  

– 

продемонстрировал достижения ___________________________________________  

– 

столкнулся с такими трудностями _________________________________________  

– 

проявил инициативу и  ___________________________________________________  

– 

сотрудничал с  __________________________________________________________  

– 

с наибольшим  интересом ________________________________________________  

– 

с наименьшим интересом  ________________________________________________  

– 

в дальнейшем предполагаю _______________________________________________  

Советы по коммуникативному  взаимодействию 

с однокурсниками на занятиях 

 

Подсказка «Как организовать работу в группе?» 

Ведущий объявляет тему  и определяет регламент. 

«Круглый стол». 

Последовательность действий 

Каждый член группы должен: 

Обдумать задание, которое было дано ведущим. 

Кратко сформулировать  свою позицию и записать основные тезисы.  

Подобрать аргументы к тезисам и записать их. 

Опираясь  на  записи,  подготовить  краткое  выступление,  в  котором  нужно  изложить 

свою позицию. 

Все члены группы 

 

174 

Поочередно,  в  произвольном  порядке  высказываются  по  данному  вопросу.    При  этом 

важно  следовать  следующим  правилам:  «Не  повторять,  а  добавлять!»-  это  означает  

мысли,  которые были высказаны  другими членами группы нельзя повторять!  Можно 

сказать, например,  «Я согласен с мнением Пети, но хочу добавить…..»,  «Хотелось бы 

уточнить,  что…..».  Обратите  внимание,  что  пока  один  член  группы  говорит,  все 

внимательно слушают и записывают. 

Подводят итоги работы в группе, формулируют общий вывод.   

Придумывают форму представления результатов, например, можно это сделать в форме 

интервью, научного доклада, репортажа с места событий, сценке  и т.д. 

Представляют  результаты  своей  работы.  При  этом  важно  помнить,  чтобы  в 

представлении результатов были задействованы все члены группы. 

 

 

Обсуждение по кругу.  
 

Члены  группы  поочередно  в  заранее  установленном  порядке  (например,  по  часовой 

стрелке)  высказываются. 

Последовательность действий  

Продумать и договориться о порядке, в котором  все члены группы будут представлять 

свои  идеи,  например,  по  часовой  стрелке,  в  алфавитном  порядке  по  первой  букве 

имени. 

Далее  последовательность  действий  точно  такая,  как    при  форме  организации  работы  

«Круглый  стол».  Отличие  заключается  в  том,  что  все      члены  группы  на  протяжении 

всего обсуждения высказываются в заранее установленном порядке. 

 

Правила групповой работы 
1. 

Правила, которые помогут группе сложиться и не распадаться в ходе работы. 

a. 

спокойно (привычно) собираться в группы; 

 

  

b. 

не покидать группу говорить тихо и спокойно;  

c. 

соблюдать очередность; 

d. 

использовать взгляд;  

e. 

обращаться по имени;  

f. 

вести себя неконфликтно (не задираться). 

2. 

Правила, которые помогут группе эффективно выполнить стоящие перед ней задачи. 

Правила, которые способствуют эффективной работе. 

a. 

делиться своими идеями и мнениями; 

b. 

задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах); 

c. 

направлять групповую работу ( «Мы должны были...», «Достаточно ли у нас 

времени, чтобы идти этим путем?», «А что, если попробовать это?»); 

d. 

поощрять участие других членов группы («А что вы думаете... ): 

e. 

обращаться за разъяснениями  «Я не уверен, что вы имели виду...»); 

f. 

выражать (формально и неформально) поддержку и одобрение; 

g. 

предлагать объяснение или разъяснение; 

h. 

перефразировать («Верно ли я понял, что...?» ); 

i. 

воодушевлять группу («Это не беда!» ); 

j. 

делиться своими чувствами. 

3. 

Правила, которые помогут группе эффективно обмениваться информацией, серьезнее 

вести обсуждение. 

a. 

суммировать вслух; 

b. 

уточнять  («Согласен! А точнее будет сказать...»); 

c. 

просить развить идею («А как это связано с ...?»); 

d. 

поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо…»); 

e. 

проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились...»); 

f. 

планировать вслух. 

 

175 

4. 

Правила, которые помогут обсуждать возникшие вопросы по существу, найти 

дополнительную информацию 

a. 

критиковать идеи, а не людей («Елена молодец, но эта идея выглядит 

странно...»); 

b. 

сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»); 

c. 

объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою ...»); 

d. 

спрашивать о суждениях («Почему ты думаешь, что это верно...?»); 

e. 

продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент...?»); 

f. 

задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если ...?»); 

g. 

предлагать альтернативы («Есть еще два возможных варианта решения...»); 

h. 

проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы  

 

Памятка участнику дискуссии 

Дискуссия    (лат.  discussio  –  исследование,  рассмотрение,  разбор)  –  публичный  спор, 

целью которого является  выяснение  и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление 

истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается 

эффективным  способом  убеждения,  так  как  ее  участники  сами  приходят  к  тому  или  иному 

выводу.  Приобрести  умения  и  навыки,  необходимые  для  искусного  ведения  дискуссии,  Вам 

помогут следующие рекомендации. 

Помните, что каждый имеет такое же право  высказать свое мнение, как и Вы. 

Относитесь  с  уважением  к  своему  оппоненту.  Опровергать  можно  самым  решительным 

образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками и грубостью. 

Умейте правильно выделить предмет спора и четко его сформулировать. 

Не вступайте в спор, если Вы плохо знаете его предмет. 

Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор. 

Умейте четко определить свою позицию в споре. Не забывайте, что спор становится более 

плодотворным, если у участников полемики, дискуссии есть общность исходных позиций, 

начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждения нерешенных вопросов. 

Правильно  пользуйтесь  в  споре  понятиями. Важно,  чтобы  участники  спора  вкладывали  в 

употребляемые термины одинаковое содержание. В противном случае это может привести 

к двусмысленности, к непониманию позиции оппонента. 

Научитесь  слушать  своего  оппонента,  старайтесь  не  перебивать  его.  Это  необходимое 

условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним 

разногласий. 

Стремитесь  точно  понять  то,  что  утверждает  противная  сторона.  Не  приписывайте 

оппоненту побочных мотивов. 

10 

Не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться 

с некоторыми его доводами. Но, согласившись, постарайтесь показать, что эти доводы не 

имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника. 

11 

Не  горячитесь,  а  старайтесь  спорить  спокойно.  Имейте  в  виду,  что  их  двух  спорщиков, 

равных  друг  другу  во  всех  прочих  отношениях,  победителем  окажется  тот,  кто  обладает 

большей выдержкой и хладнокровием. 

12 

Следите за тем, чтобы в Ваших доводах и аргументах не было противоречий. 

13 

Не спешите признать себя побежденным, даже, если доводы противника покажутся Вам на 

первый взгляд убедительными. 

(Рекомендации составлены по кн.: Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991). 

 

Рефлексия освоения курса 

1. 

Заполните следующую таблицу на основании освоения курса «Научно-практические 

основы воспитания толерантности у школьников» 

Группы задач 

На развитие 

политической 

На развитие 

этнической 

На развитие 

религиозной 

 

176 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..