Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 10

 

 

Курс V. «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 

ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ».  

 

Автор-составитель: доктор педагогических наук, профессор Богданова Р.У.                                           
 

Место учебной дисциплины /курса в основной образовательной программе 

Курс является  составной частью вариативного модуля 1   «Технологии формирования 

политической,  этнической  и  религиозной  толерантности»  и  обеспечивает    освоение 

обучающимся  профессиональных  компетенций  формирования  политической,  этнической  и 

религиозной  толерантности  школьников  в  педагогическим  процессе  на  определенной 

образовательной  ступени  на  основе  использования  знаний  об    особенностях  этнических, 

межконфессиональных и политических проблем взаимодействия, изученных в междисциплинарных 

курсах модуля. 

 

Количество часов на дисциплину/курс:  100;  количество  аудиторных часов на 

дисциплину: 24 час., из них лабораторных занятий:18 час., на самостоятельную работу – 76 

час.

 

 

Цель  дисциплины:  освоение  обучающимся  профессиональных  компетенций 

формирования  политической,  этнической  и  религиозной  толерантности  школьников  в 

педагогическим  процессе  на  определенной  образовательной  ступени  посредством  получения 

теоретических знаний в области воспитания толерантности, практических умений и навыков, 

позволяющих  решать  профессиональные  задачи  по  формированию  у  воспитанников 

толерантного сознания, отношения и поведения.  

 

Результаты освоения дисциплины / курса: 

В результате освоения курса студент будет демонстрировать: 

1. 

установку (ориентацию) на толерантное взаимодействие и понимание  необходимости 

создания толерантной среды в образовательном учреждении; 

2. 

практические навыки толерантного взаимодействия;  

3. 

знания  и  умения,  необходимые  для    формирования  толерантности  у  учащихся  в 

педагогическим процессе на определенной образовательной ступени; 

4. 

навыки  организации  толерантного  взаимодействия  (коммуникации)  и  общения  с 

другими людьми в поликультурной среде 

5. 

потребность  и  умения  исследовательской  и  моделирующей  деятельности  в  области 

воспитания толерантности. 

6. 

владение способами, методами и методиками толерантной Интернет - коммуникации. 

 

Текущая аттестация качества усвоения знаний 

В ходе аттестации оцениваются результаты освоения программы дисциплины, которые 

проявляются в теоретических и методических знания, которые применимы для решения задач 

формирования  толерантности  у  учащихся  в  педагогическим  процессе  на  определенной 

образовательной ступени. 

Для текущей аттестации используются  следующие формы: тестовые задания, опросы, 

эссе,    рефлексивные  карты,  анализ  «продуктов»  решения  профессиональных  задач  педагога-

воспитателя, заполнение стандартизированного листа наблюдения за проявлениями  студента   

в  процессе  решения  задач,  экспертные  листы  и  др.  (по  выбору  преподавателя  и  студентов). 

Преподаватель  самостоятельно  определяет  содержание,  формы  и  объем  материала, 

выносимого на текущую аттестацию.  

 

 

145 

Итоговая аттестация 

Защита  самостоятельно  разработанной  программы  воспитания  толерантности  у 

школьников  в  педагогическим  процессе  на  определенной  образовательной  ступени  (по  выбору 

обучающегося).  Критерии  оценки  программы  могут  быть  разработаны  преподавателем 

совместно с  обучающимися.     
 

Основное содержание  

Раздел I. Введение в педагогику толерантности 

Тема 1.1. Цели и задачи курса " Научно-практические основы воспитания 

толерантности у школьников» 

Понятие  толерантности.  Значимость  толерантности  для  современного  общества. 

Понятие интолерантности и ее последствий. Понятие педагогики толерантности. Цели и задачи 

педагогики толерантности и данного спецкурса. Принципы педагогики толерантности. 

Тема 1.2. Современные исследования в области педагогики толерантности 

Становление  и  развитие  педагогики  толерантности.  Исследования  отечественных 

ученых  в  данной  области  В.А.  Тишкова,  А.Г.  Асмолова,  Г.В.  Безюлевой,  Г.М.  Шеламовой, 

А.М. Байбакова, В.В. Шалина, С.Д. Сивачок, В.С. Кукушина, З.Ф. Мубиновой и др. Подходы 

отдельных ученых к проблеме формирования толерантности (В.А. Тишков  - толерантность как 

социальная  норма,  социальная  ценность  и  принцип  межличностного  взаимодействия;  З.Ф. 

Мубинова – толерантность как межнациональное терпимое, "принимающее" отношение и т.д.).  

Подходы  к  процессу  формирования  толерантности  у  школьников  ярославских  ученых 

(М.И. Рожков, Л.В. Байбородова). 

Правовые документы, регламентирующие внедрение идей педагогики толерантности в 

практику: "Декларация принципов толерантности", "Федеральная программа по профилактике 

экстримизма  и  терроризма",  "Конституция  РФ",  "Конвенция  о  правах  ребенка",  "Декларация 

прав человека". 

Практическое занятие – тренинг № 1 "Все мы разные, но все мы вместе". 
 

Раздел II. Педагогическое обеспечение процесса формирования толерантности у детей 

в условиях современной системы образования 

Тема 2.1. Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической 

компетентности  учителя 

Компетентностный подход к подготовке педагогов. Профессиональная компетентность 

современного  педагога  в  решении  задач  формирования  политической,  этнической  и 

религиозной  толерантности  школьников  в  педагогическим  процессе  на  определенной 

образовательной ступени.  

Компоненты  педагогической  толерантности:  доброжелательность,  внимательное 

отношение  к  другому,  безконфликтное  общение,  эмпатическое  способности,  общительность, 

педагогическое  сотрудничество,  умение  слушать,  коммуникативная  толерантность, 

диалогическое мышление, самопринятие и принятие других. Возможные приемы саморазвития 

педагогической толерантности. 

Практическое занятие  - тренинг № 2 "Разные миры – одна планета" 

Тема  2.2.  Принципы  воспитания  толерантности.  Их  соответствие  принципам 

педагогики ненасилия - педагогики сотрудничества. 

Понятие  принципов  воспитания  в  современной  педагогической  науке.  Основные 

принципы  педагогики  ненасилия  и  педагогики  сотрудничества.  Процесс  формирования  у 

учащихся  ненасильственных,  толерантных  форм  отношения.  Принципы  воспитания 

толерантности:  принцип  толерантной  среды,  принцип  условности  толерантности,  принцип 

личного  достоинства,  принцип  социальной  обусловленности  воспитания,  принцип  диалога  и 

сотрудничества и др. 

Практическое занятие  - тренинг № 3 "Сила толерантности" 

 

146 

Тема  2.3.  Содержание  воспитания  толерантности  в  системе  современного 

поликультурного образования. 

Понятие  поликультурного  образовательного  пространства:  подходы  к  организации 

педагогической  деятельности.  Понятие  межэтнической  толерантности  и  культуры 

межнационального  общения  как  одного  из  важнейших  (базовых)  компонентов  содержания 

воспитания  толерантности.  Этнокультура  в  системе  современного  образования,  ее 

педагогический потенциал. 

 

Практическое  занятие.  .  Критерии  и  показатели  толерантности.    Содержание 

воспитания толерантности в работах разных ученых. 

 

Тема 2.4. Формы, методы и приемы формирования толерантности. 

Понятие  формы,  метода  и  приема  в  педагогике.  Методы  воспитания  толерантности: 

беседа,  дискуссия,  пример,  поощрение,  социальная  проба,  анализ  воспитывающих  ситуаций, 

метод педагогической драматургии, метод убеждения, метод внушения и др. Приемы: ролевая 

маска,  микрофон  по  кругу,  непрерывная  эстафета  мнений,  эстафета  на  заданную  тему  и  др. 

Формы  воспитания  толерантности:  беседы,  диспуты,  тренинги,  КТД,  игровые  программы, 

классные часы и др. 

   

Раздел III. Проблемы толерантности в детской среде 

Тема 3.1Развитие толерантности у детей разных возрастных групп 

Толерантность в свете теорий развития личности: взаимосвязь ведущих идей педагогики 

толерантности  с  теорией  Эриксона,  теорией  оперантного  обуславливания  Спиннера, 

социально-когнитивная теорией Бандуры, теорией Пиаже, Колберга, Л.С. Выготского.  

Развитие  толерантности  как  нравственного  качества.  Критерии  и  показатели 

толерантности.  Возрастная  динамика  развития  толерантности  как  нравственного  качества. 

Уровни развития данного качества. 

Практическое  занятие.  Подбор  и  апробирование  диагностик,  определяющих  уровень 

сформированности толерантности. 

Тема  3.2.  Проблема  толерантности  в  отношениях  родителей  и  детей.  Способы  ее 

решения 

Взаимодействие родителей и детей: типы, особенности проявления. Проблема "отцов" и 

"детей" - последствие отсутствия толерантности во взаимоотношениях в семье. Толерантность 
– 

основа семейного благополучия. Подросток и родители: особенности отношений. Возможные 

варианты решения проблемы семейной интолерантности.  

Практическое занятие – тренинг № 4 "Семейный лад" 

Тема  3.3.  Ребенок  в  социальном  пространстве  школы:  толерантность  и 

интолерантность в принятии социально-ролевых позиций 

Своеобразие социально-ролевой позиции ученика в учебной деятельности: отношения к 

правилам поведения в школе, к учебным действиям и требованиям, к учебной деятельности, к 

учителю, к одноклассникам в процессе учебной деятельности. 

Свобода  выражения  на  уроке.  Границы  эффективности  принуждения  в  учебной 

деятельности.  Нормативные  аспекты  регуляции  поведения  и  проблемы  толерантности  в 

социальном пространстве школы. 

Процесс  адаптации  учащихся  к  образовательному  пространству  и  проблемы 

толерантности. Условия безопасной среды образования. 

Практическое занятие.  
 

Провести  исследования  по  обозначенным  направлениям  на  базе  студентов  I  курса 

Вашего вуза. Определить отношения студентов к правилам  поведения в вузе и готовность их 

выполнять. 

Определить своеобразие социально-ролевой позиции студентов в учебной деятельности. 

Сопоставить  данные  самостоятельного  исследования  с  показателями  по  школьной 

выборке. 

Тема 3.4. Проявление гендерной толерантности у детей разных возрастных групп 

 

147 

Понятие  гендера  и  особенности  гендерной  толерантности.  Знакомство  гендерными 

ролями и гендерная идентичность в дошкольном периоде – основа гендерной толерантности. 

Гендерные  стереотипы  и  их  связь  с  гендерной  толерантностью.  Особенности  влияния 

гендерных  стереотипов  на  взаимодействие  со  сверстниками  в  младшем  школьном, 

подростковом, юношеском возрастах. 

Практическое занятие – тренинг № 5 "Магия отношений"" 

Тема 3.5Национальная и конфессиональная толерантность в детской среде 

Особенности конфессиональной толерантности в детской среде; характерные установки, 

свойственных подросткам в области межнациональных отношений (к представителям других 

религий, неверующим, сектам). 

Особенности 

межнациональной 

толерантности, 

формирование 

этнического 

самосознания школьников. 

Признаки  межнациональной  интолерантности:  этноцентризм,  ксенофобия,  геноцид. 

Проявления  интолерантности   в  детской  среде  и  ее  особенности;  межнациональные 

межличностные конфликты, насилия над другими и т.д. 

Педагогические  условия  формирования  конфессиональной  и  национальной 

толерантности. 

Практическое  занятие  "Концептуальные  основы  воспитания  национального 

самосознания, межнациональной толерантности". 

Понятие национального самосознания. Процесс его формирования. 

Национальное самосознания как основа межнациональной толерантности. 

Системный  подход  при  воспитании  национального  самосознания  и  межнациональной 

толерантности. 

Этнопедагогизация образовательного процесса. 

Принципы управления процессом формирования национального самосознания. 

Тема 3.6. Концептуальное и программное обеспечение педагогики толерантности 

Понятие концепции и программы, их общие и отличительные признаки. Характеристика 

концепции воспитания толерантности М.И. Рожкова, программ: "Учимся толерантности" (С.Д. 

Сивачок),  "Программы  информационно-  психологического  просвещения  педагогического 

коллектива в области педагогического общения", (Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова), программы 

тренинга "Толерантность как основа корректного, бесконфликтного общения" (Г.В. Безюлева, 

Г.М.  Шеламова),  программы  факультатива  "Толерантное  общение  как  норма  жизни"  для 

учащихся  (Г.В.  Безюлева,  Г.М.  Шеламова),  тренинга  толерантности  для  подростков  "Жить  в 

мире  с  собой  и  другими"  (Г.У.  Солдатова,  Л.А.  Шайгерова,  О.Д.  Жарова),  уникальных 

программ  из  пособия  В.С.  Кукушина.  "Воспитание  толерантной  личности  в  поликультурном 

социуме". 

 

Практическое занятие. Характеристика одной из общеобозначенных  программ. 

  

Основные понятия 
 

толерантность, 

политическая толерантность 

 

этническая

 

толерантность

  

-   

религиозная толерантность

  

толерантное взаимодействие, 

педагогика толерантности 

педагогика сотрудничества 

воспитание 

профессиональная компетентность 

 

1. 

Работа  с  Интернет  –  сайтами  по  проблеме  толерантности  (прислать  работу  для 

размещения  на  сайте  «Интернет  и  толерантность»,  участие    в  опросах,  в  конференции,  в 

форуме и т.д.) 

 

148 

Рекомендуемая литература 
а) основная литература 

1) 

Воспитать  человека.  Сборник  нормативно-правовых,  научно-методических, 

организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М., 2003. 

2) 

Байбаков  А.М.  Введение  в  педагогику  толерантности:  Для  педагогов  и 

старшеклассников, М., 2002. 

3) 

Кукушкин  В.С.  Воспитание  толерантной  личности  в  поликультурном  социуме, 

Ростов–на–Дону, 2002. 

4) 

Рожков  М.И.,  Байбородова  Л.В.,  Ковальчук  М.А.  Воспитание  толерантности  у 

школьников, Ярославль, 2003. 

5) 

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. 

Тренинг толерантности для подростков, М., 2004. 

6) 

Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000. 

7) 

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002. 

б) дополнительная литература 

1) 

Воспитание в школе. - Научно-методический журнал. - Москва. 

2) 

Классный руководитель. - научно-методический журнал. - Москва. 

3) 

Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. М., 2006 

 

4) 

Толерантное  сознание  и  формирование  толерантных  отношений  (теория  и 

практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.  

5) 

Фопель К. Энергия паузы, М., 2002. 

 

Методические рекомендации 

(материалы) для преподавателя по курсу 

«НАУЧНО-ПРАКТИиЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 

ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ».  

 

Одной из важных задач современного образования становится воспитание толерантности 

у подрастающего поколения. Разрабатывается содержание нового направления педагогической 

науки  –  педагогики  толерантности  (А.  М.  Байбаков,  В.  А.  Тишков,  В.  В.  Шалин  и  др.), 

появляются  фундаментальные  и  прикладные  исследования  по  проблеме  воспитания 

толерантности (А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, Н. М. Борытко, Б. З. Вульфов, В. Н. Гуров, 

П. Ф. Комогоров, В. С. Кукушин, З. Ф. Мубинова, Б. Риэрдон, М. И. Рожков, Е. О. Смирнова, 

П.  В.  Степанов,  В.  В.  Уланов  и  др.).    Реализация  на  практике  ведущих  идей  педагогики 

толерантности  во  многом  зависит  от  усилий  специально  подготовленных  педагогов  к 

воспитанию  толерантности  у  школьников.  В  рамках  модуля  «Технологии  формирования 

политической, этнической и религиозной толерантности» подготовке специалистов к решению 

этой  задачи  посвящен  курс  «Научно-практические  основы  воспитания    толерантности  у 

школьников».  Он    обеспечивает    освоение  обучающимися  профессиональных  компетенций 

формирования  политической,  этнической  и  религиозной  толерантности  школьников  в 

педагогическим  процессе  на  определенной  образовательной  ступени  на  основе  использования 

знаний  об    особенностях  этнических,  межконфессиональных  и  политических  проблем 

взаимодействия, изученных в междисциплинарных курсах модуля. 

Программа  курса  рассчитана  на  100  час.    Из  них:    6  час.  лекций,  18  час.  практических 

занятий, 76 час. самостоятельная работа. 

 

Примерное тематическое планирование курса 

час. 

Лекции 

Самостоятельная работа 

Практические занятия 

1. 

Введение в педагогику 

толерантности 

1.Современные 

исследования  в  области 

педагогики толерантности 

 

 

149 

2. Правовые документы, 

регламентирующие 

внедрение идей 

педагогики толерантности 

в практику 

2. 

 

 

Презентация 

материалов 

современных  исследова-ний 

в 

области 

педагогики 

толерант-ности. 
 

Тренинг  №  1  "Все  мы 

разные, но все мы вместе". 

3. 

Педагогическое 

обеспечение 

процесса 

формирования 

толерантности  у  детей  в 

условиях 

современной 

системы образования 

 

 

4. 

 

 

Толерантность 

как 

составляющая 

педагогической  культуры  и 

педагогической 

компетентности  учителя 
-

Тренинг № 2 "Разные миры 

– 

одна планета" 

5. 

 

Содержание  воспитания 

толерантности  в  системе 

современного 

поликультурного 

образования. 

Формы,  методы  и  приемы 

формирования 

толерантности. 

 

Принципы воспитания 

толерантности. Их 

соответствие принципам 

педагогики ненасилия - 

педагогики сотрудничества 

Содержание воспитания 

толерантности в работах 

разных ученых. 

Формы, методы и приемы 

формирования 

толерантности  

Критерии и показатели 

толерантности 

Тренинг № 3 "Сила 

толерантности" 

6. 

Проблемы 

толерантности 

в 

детской среде 

 

 

 

 

7.. 

 

Диагностики, 

определяющие 

уровень 

сформированности 

толерантности 

Развитие толерантности у 

детей разных возрастных 

групп. 

Подбор  и  апробирование 

диагностик,  определяющих 

уровень  сформированности 

толерантности. 

8.. 

 

Решение 

 

проблемы 

семейной 

интолерантности. 

Проблема  толерантности  в 

отношениях  родителей  и 

детей. Способы ее решения. 

 

150 

 

Тренинг  №  4  "Семейный 

лад» 

9. 

 

Отношение  студентов  к 

правилам    поведения  в 

вузе  и  готовность  их 

выполнять 

Ребенок 

в 

социальном 

пространстве 

школы: 

толерантность 

и 

интолерантность  в  принятии 

социально-ролевых позиций 

Провести  исследования  по 

обозначенным направлениям 

на  базе  студентов  I  курса 

Вашего  вуза.  Определить 

отношения  студентов  к 

правилам  поведения в вузе и 

готовность их выполнять. 

Определить 

своеобразие 

социально-ролевой  позиции 

студентов 

в 

учебной 

деятельности. 

Сопоставить 

данные 

самостоятельного 

исследования с показателями 

по школьной выборке 

10. 

 

 

Проявление 

гендерной 

толерантности 

у 

детей 

разных возрастных групп. 
 

Тренинг  №  5  "Магия 

отношений"" 

11. 

 

Характерные  установки, 

свойственных  подросткам 

в 

области 

межнациональных 

отношений 

(к 

представителям 

других 

религий, 

неверующим, 

сектам). 
 

Национальная 

и 

конфессиональная 

толерантность  в  детской 

среде 

Концептуальные 

основы 

воспитания  национального 

самосознания, 

межнациональной 

толерантности". 

Понятие 

национального 

самосознания.  Процесс  его 

формирования. 

Национальное  самосознания 

как 

основа 

межнациональной 

толерантности. 

Системный  подход  при 

воспитании  национального 

самосознания 

и 

межнациональной 

толерантности. 

Этнопедагогизация 

образовательного процесса. 

Принципы 

управления 

процессом 

формирования 

 

151 

национального самосознания 

12. 

 

Характеристика 

программного 

обеспечения  педагогики 

толерантности. 

Концептуальное 

и 

программное 

обеспечение 

педагогики толерантности. 

Характеристика  одной  из 

общеобозначенных  

программ. 

Основное  содержание  программы  представлено  в  трех  разделах:  раздел  I.  Введение  в 

педагогику  толерантности,  раздел  II.  Педагогическое  обеспечение  процесса  формирования 

толерантности у детей в условиях современной системы образовании, раздел III. Проблемы 

толерантности в детской среде.   

Основные  понятиями  курса  являются  следующие:  -  толерантность,  политическая 

толерантность,  этническая  толерантность,  религиозная  толерантность,    толерантное 

взаимодействие,    педагогика  толерантности,    педагогика  сотрудничества,    воспитание,  - 

профессиональная компетентность 

Современные  подходы  к  педагогическому  знанию  в  данной  области  предполагают 

реализацию курса в единстве его теоретической и практической сторон. В соответствии с этим 

данный  курс  является  интегрированным.  Наряду  с  лекционными  и  семинарскими  занятиями 

присутствуют и занятия – тренинги, позволяющие развить  у  студентов практические навыки 

толерантного взаимодействия. В связи с тем, что программа построена на компетентностном 

подходе  и  она  направлена  на  освоение  обучающимися  профессиональных  компетенций 

формирования  политической,  этнической  и  религиозной  толерантности  школьников  в 

педагогическим  процессе  на  определенной  образовательной  ступени  посредством  получения 

теоретических знаний в области воспитания толерантности, практических умений и навыков, 

позволяющих  решать  профессиональные  задачи  по  формированию  у  воспитанников 

толерантного сознания, отношения и поведения, на лекции рекомендуется отвести всего  6 час. 

(соответственно  трем  разделам).  Все  лекции  будут  носить  вводный,  ориентационный  и 

установочный  характер.  Значительная  часть  часов  (18  час.)  отводится  на    практические 

занятия.  На  них  рекомендуется  обсуждать  результаты  выполненных  обучающимися 

самостоятельно  заданий,  организовывать  дискуссии,  тренинги,  осуществлять  презентации 

решения профессиональных задач по формированию у воспитанников толерантного сознания, 

отношения и поведения, проводить  в разных формах промежуточную аттестацию.  Основная 

часть  курса    (76  час.)  предполагает    самостоятельную  работу  учащихся.  Курс  завершается 

защитой самостоятельно разработанной программы воспитания толерантности у школьников в 

педагогическом процессе на определенной образовательной ступени  (по  выбору  обучающегося). 

Критерии  оценки  программы  могут  быть  разработаны  преподавателем  совместно  с  

обучающимися.     

Преподавателю для успешного освоения обучающимися курса необходимо стремиться 

создать комплекс педагогических условий: позитивное отношение студентов и преподавателей 

к проблеме воспитания толерантности, сформированность у будущих педагогов установок на 

его  организацию  и  собственное  толерантное  поведение,  субъектно-субъектные  отношения  в 

профессиональном  учреждении,  многоаспектность  подготовки,  использование  потенциала 

культурной среды и толерантного взаимодействия в подготовительном процессе 

В  процессе  организации  подготовки  будущих  учителей  к  воспитанию  толерантности  у 

школьников целесообразно: 

применять  активные  и  эвристические  методы  обучения  (методы  мозгового  штурма, 

эмпатии, гипотез, нормотворчества, видеометод и т.д.), рабочую тетрадь и технологию 

портфолио,  способствующие  активизации,  проблематизации  и  практической 

направленности  процесса  познания  студентами  вопросов  воспитания  толерантности  у 

школьников; 

регулировать  взаимодействие  студентов  в  процессе  подготовки,  обучать  основам 

толерантного  общения  и  взаимодействия  через  организацию  толерантной 

 

152 

образовательной среды в профессиональном учреждении, толерантное взаимодействие 

преподавателей со студентами, организацию тренингов, встреч с представителями иных 

культур; 

использовать  педагогический  потенциал  всех  форм  обучения  (лекций,  позволяющих 

познакомить  с  научно-теоретическими  положениями  педагогики  толерантности; 

семинаров,  формирующих  убеждения  по  проблемам  воспитания  толерантности  у 

школьников  на  основе  полученной  на  лекции  или  при  самостоятельной  работе 

информационной  базы;  практических  занятий  и  практикумов,  призванных 

сформировать  отдельные  практические  умения,  актуализировать  имеющийся  опыт, 

обобщить  и  систематизировать  знания  в  данной  области  воспитания;  тренингов  по 

развитию толерантности и отдельных качеств, способностей, умений по организации 

воспитания толерантности). 

Успешность  дальнейшей  самостоятельной  практической  деятельности  студентов  по 

воспитанию  толерантности  у  школьников  во  многом  обусловлена  их  потребностью  в 

исследовании проблемы и сформированными исследовательскими умениями. В соответствии с 

этим необходима организация целенаправленной научно-исследовательской работы студентов 

по  проблемам  воспитания  толерантности  у  школьников  через  индивидуальную  работу  со 

студентом, работу в исследовательской группе, написание рефератов, курсовых и выпускных 

квалификационных работ, участие в научно-практических конференциях, семинарах, научных 

неделях, конкурсах, научно-исследовательских проектах и т.д. 
 

Преподаватель  выполняет  различные  профессиональные  роли  (помощник,    консультант  – 

тьютор, модератор, партнер, координатор,  наставник группы магистрантов ) 

 

Рекомендации по использованию на занятиях 

технологии критического мышления 

Конструктивную  основу  технологии  составляет  базовая  модель  трех  стадий  "Вызов  - 

осмысление  -  рефлексия",  которая  позволяет  помочь  учащимся  самим  определять  цели 

обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали. 

На этапе вызова из памяти учеников "вызываются", актуализируются имеющиеся знания 

и представления об изучаемом. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая 

формы  работы,  роль  учеников  в  образовательном  процессе  активизируется,  формируется 

личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы, создаются условия для  

совершенствования навыков общения. 

На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит 

ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, 

учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит 

формирования  собственной  позиции.  Очень  важно,  что  уже  на  этом  этапе  с  помощью  ряда 

приемов  учитель  помогает  ученикам  самостоятельно  отслеживать  процесс    понимания 

материала. 

Этап рефлексии характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно 

перестраивают  собственные  первичные  представления  с  тем,  чтобы  включить  в  них  новые 

понятия.  Таким  образом,  происходит  "присвоение"  нового  знания    и  формирование  на  его 

основе  собственного  аргументированного  представления  об  изучаемом.  Анализ  собственных 

мыслительных операций определяет сущность данного этапа. 

 

Рекомендации по организации групповой работы 

      1. 

«Круглый стол». Члены группы поочередно (в произвольном порядке) 

высказываются. Пока один говорит, остальные слушают. Возможный вариант: говорящий 

держит жезл спикера. Передать жезл другому члену группы значит передать ему слово.) 

2. 

Обсуждение по кругу. Члены группы поочередно в заранее установленном порядке 

(например, по часовой стрелке)  высказываются. 

3. 

«Трехшаговое 

интервью». 

Группа 

разбивается 

на 

пары 

(в 

груп 

 

153 

пе  из  трех  человек  двое  интервьюируют  третьего).  Работа  в  парах: 

один  член  группы  интервьюирует  другого;  второй  член  группы  интервьюи 

рует первого (меняются). Группа собирается вместе: все члены группы выступают поочередно. 

4.  «1—2 

— 

все».  Каждый  член  группы  работает  над  подготовкой 

задания 

самостоятельно. 

Члены 

группы 

обсуждают 

свои 

результаты 

и 

готовят 

 

задание 

парах. 

Пары 

представляют 

свои 

результаты 

работы 

на обсуждение группы. Группа готовит итоговый вариант выполнения задания. 

5. 

«Номера». 

Ведущий 

устанавливает 

порядок 

нумерации 

членов  

 

в 

группе. 

Каждый 

член 

 

группы 

получает 

номер 

(как 

вари 

ант  —  этикетку  определенного  цвета).  Ведущий  дает  задание  группам  и  

предлагает  каждой  группе  сцепить  поднятые  руки  вместе  в  знак  того,    что  задание 

выполнено.    Группы  работают  и  по  завершении  работы  подают  установленный  сигнал. 

Ведущий  объявляет  номер,  и  только  один  член  от  каждой  группы  представляет 

результаты.  Номера,  которые  назначаются  членам  группы,  можно  заменить  цветами 

спектра. Этот вариант структуры часто называют «Цвета». 

6. 

«Аквариум».  Для  работы  в  группе  определяются  три  роли.  Группа  делится  на 

три  пары.  Члены  каждой  пары  берут  на  себя  исполнение  одной  из  ролей  (дублеры).  В 

каждой 

паре 

назначаются 

(выбираются) 

первый 

и 

второй  исполнитель  выбранной  (назначенной)  роли.  Оборудуется  место  для  работы 

исполнителей трех ролей (смена). Первая смена исполнителей (три человека) располагается 

у  стола,  вторая  —  садится  сзади(каждый  дублер  садится  за  спиной  своего  напарника). 

Ведущий устанавливает продолжительность работы смены (2—4 минуты) и дает сигнал 

к 

началу 

работы. 

Участники 

первой 

смены 

работают, 

второй 

— 

только наблюдают (любое вмешательство наблюдателей в работу запрещено). По истечении 

установленного времени исполнители меняются местами (пересаживаются). Теперь второй 

исполнитель  работает,  апервый  наблюдает.  Дублеры  начинают  работу  с  того  места,  где  ее 

прервал  сигнал  о  смене  участников  работы.  По  сигналу  учителя  смена  повторяется 

несколько  раз.  По  схеме  «Аквариум»  возможна  организация  работы  в  группах  по  четыре 

человека. В этом случае учащиеся проводят обсуждение не по три человека, а парами. 
7.  Jigsaw. 

Эту  организацию  работы  в  классе  предложил  Элиот  Андерсон,  развил  Роберт 

Славин, и сегодня она существует во множестве модификаций. Jigsaw обеспечивает высокий 

уровень взаимозависимости членов группы.  

Порядок работы: 

1)    Ведущий  формирует  группы  и  знакомит    их  с  организацией  предстоящей  работы. 

Изучаемый  материал  представляется  в  виде  пакета  текстов  (с  иллюстрациями  и  т.  п.)  и 

разбивается  на  несколько  разделов  по  количеству  членов  групп.  Количество  пакетов 

соответствует количеству групп; 

2)    каждая  группа  получает  свой  пакет  материалов,  а  каждый  ее  член  получает  один  из 

разделов и самостоятельно знакомится (работает) с ним установленное время; 

3)    на  следующем  этапе  члены  микрогруппы,  которые  работали  с  одинаковыми  разделами 

материала,  объединяются  в  экспертные  группы.  Эти  группы  обсуждают  проработанный 

участниками материал. 

4)    эксперты  возвращаются  в  собственные  группы  и  делают  сообщение  по  своему  аспекту 

изученного материала. 

5)  группы проводят итоговую процедуру рефлексии своей работы. 
8. 

«Мозаика».  Это  универсальная  структура  взаимодействия,  которая  основана  на  идее 

разделения  работы  между  исполнителями  с  последующей  сборкой  результатов.  Ее  можно  с 

успехом использовать, например, для организации работы внутри группы. При этом: 

• 

каждый  член  группы  разрабатывает  свой  раздел  материалов  (работает  над  ним 

самостоятельно, с участием других членов группы или других групп); 

• 

подготовленный  материал  представляется  партнерам,  изучается  и  (или)  используется 

совместно. 

 

154 

Экспертные группы можно как создавать, так и не создавать. Они могут организовываться по 

разным основаниям. Например, члены экспертных групп могут искать информацию по общей 

теме  в  различных  источниках  (учебник,  энциклопедия,  Интернет).  Можно  организовать 

несколько межгрупповых экспертных пар школьников и т. п. 

Еще  один  вариант  «Мозаики»  —  каждая  группа  разрабатывает  свой  аспект  общей  темы,  а 

работа по всей теме (сборка) ведется в рамках класса (фронтально). Количество вариантов этой 

структуры практически 

 

Рекомендации по проведению тренингов 

Программа предполагает знакомство обучающих с тренингами, которые они 

впоследствии могут проводить со школьниками для формирования  их политической, 

этнической и религиозной толерантностиВ частности, это такие тренинги, как: тренинг № 1 

"Все мы разные, но все мы вместе",  тренинг № 2 "Разные миры – одна планета", тренинг № 3 

"Сила толерантности",  тренинг № 4 "Семейный лад",  тренинг № 5 "Магия отношений". 

Приведем описание некоторых из них. 

Тренинг № 1. "Все мы разные, но мы все вместе" 

Цель:  стимулировать  потребность  в  самопознании  и  познании  особенностей 

окружающих,  сформировать  представления  о  "факторе  объединения"  данной  группы, 

толерантность к себе и к одногруппникам. 
             

Разминка 

Упражнение "мировое приветствие". 

Приветствовать  одногруппников   без  слов  принятыми  в  различных  странах 

способами: 

1. 

Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. 

2. 

Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками. 

3. 

Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки. 

4. 

Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам. 

5. 

Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. 

6. 

Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. 

7. 

Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза. 

8. 

Малайзия  –  мягкое  рукопожатие  обеими  руками,  касание  только  кончиками 

пальцев. 

9. 

Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами. [6, с. 16]. 

 

Упражнение "Изменяющаяся комната" (модификация) 

Передвигаться  по  комнате  и  реагировать  на  ее  "изменения".  При  этом  реагировать 

надо  так,  как  человек  обычно  поступает  в  подобных  ситуациях.  Вся  комната  залита  ярким 

оранжевым светом, свет повсюду – на стенах, на полу. А сейчас в комнату заходит страшный, 

ужасный Франкенштейн. Наступает темнота. Вдруг ужасы исчезают, сквозь окно пробивается 

лучик света, постепенно становится светлее, но вы замечаете, что комната наполнена жвачкой, 

липкой, сладкой. Вы пробираетесь сквозь нее… А теперь пошел серый дождь. Все вокруг стало 

мокрым и печальным [3, с.113]. 
 

Основная часть. 
  

Упражнение "Я – хороший, ты – хороший" 

Участники  находятся  в  кругу,  у  ведущего  в  руке  мяч.  Ведущий  подбрасывает  мяч 

вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем 

кидает  мяч  другому  и  называет  положительное  качество  этого  человека,  начинающееся  на 

первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех [3, с.113]. 
1. 

Какие  чувства  вы  испытывали,  когда  мяч  оказался  у  вас  в  руках  и  было  необходимо 

назвать свое положительное качество? 
2. 

Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому? 

3. 

Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам? 

 

155 

a. 

Упражнение "Никто не знает…" 

b. 

Участники бросают друг другу мяч со словами: "Никто из нас не знает, что (или 

у меня)…"   

4. 

Было ли задание сложным и почему? 

5. 

Узнали ли вы о других что-то новое? 

Упражнение "Рюкзачок успеха" 

Ведущий объясняет участникам, что для того, чтобы в жизни добиться успеха, нужно 

уметь прежде всего правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими 

людьми требует наличия у человека разных качеств. 

Педагог предлагает студентам собрать "рюкзачок успеха". Для этого каждый студент 

на  отдельном  листочке  записывает  два  качества:  первое  помогает  ему  добиться  успеха  в 

общении, а второе – мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий 

рюкзачок. Далее работа может проходить по одному из вариантов. 

вариант – педагог по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное, а 

студенты определяют "обладателя" этих качеств; 

II 

вариант – рюкзачок открывается через небольшой отрезок времени, и происходит 

анализ  изменений  в  каждом  студенте:  остались  ли  хорошие  качества,  смог  ли  студент 

избавиться от плохих. 
1) 

Что показалось сложным в этом упражнении? 

2) 

Кем считаете себя – пессимистом или оптимистом? 

3) 

Что вы понимаете под словом "успех"? 

4) 

Как вы собираетесь развивать свои положительные качества и бороться с отрицательными? 

Упражнение "Объединялка" 

Отставляются в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по 

помещению. На время игры для каждого раунда понадобятся по четыре больших листа бумаги 

(формат  А3)  и  скотч.  Необходимо  прикрепить  в  четырех  углах  комнаты  листы  бумаги  и 

написать  на  них  названия  цветов  (красный,  синий,  зеленый,  желтый).  Листы  крепятся  на 

видных местах. 

Члены  группы  становятся  на  середину  комнаты.  Объясняется,  что  в  ходе  игры 

участники  смогут  лучше  узнать  друг  друга.  Сначала  все  ходят  по  комнате,  затем  каждый 

останавливается  у  того  листа  бумаги,  который  кажется  ему  самым  подходящим.  Все 

участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно 

этот  цвет.  Каждый  должен  запоминать  всех,  кто  находится  в  том  же  углу  (3  минуты).  Во 

втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года. В третьем раунде можно 

использовать  названия  четырех  музыкальных   инструментов,  например:  скрипка,  саксофон, 

арфа, барабан. В четвертом, возможно, нарисовать на бумаге геометрические фигуры (по одной 

на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы. После 

каждого  раунда  игроки  собираются  в  середине  комнаты.  Порядок  игры  соблюдается  четко: 

участники должны останавливаться возле того места бумаги, надпись на котором нравится им 

больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом. В конце игры подведите 

итоги, задав участникам следующие вопросы: 

1) 

Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе? 

2) 

Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу? 

3) 

Что интересного каждый из вас узнал о других членах группах? 

 

Упражнение "Сменяющиеся команды" 

Отставить  в  сторону  стулья  и  столы,  чтобы  участники  могли  свободно  ходить  по 

помещению. Понадобится свисток (или колокольчик). Дается сигнал (свистните или позвоните 

в  колокольчик)  и  произносится  команда,  например,  "Четверки!".  Это  означает,  что  игроки 

должны  как  можно  быстрее  образовать  группы  по  четыре  человека  в  каждой.  Как  только 

команды  появились,  называется  действие,  которое  должны  выполнить  игроки,  например, 

"пожмите  каждому  руку  и  представьтесь  друг  другу",  затем  подается  следующий  сигнал. 

 

156 

Необходимо  следить  за  тем,  чтобы  каждый  раз  по  сигналу  образовывались  новые  команды. 

Предлагаются  новые  действия,  интересные  темы.  Основная  идея  игры  заключается  в  том, 

чтобы  участники  все  время  находились  в  движении,  общались  и  разговаривали  с  как  можно 

большим количеством людей. 

Возможные варианты раундов представлены ниже: 
1. 

"Тройки!" –  участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи 

им особенно нравятся; 

2. 

"Шестерки!" – игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что 

умеет хорошо делать; 

3. 

"Четверки!"  –  все  члены  команды  поднимают  руки  над  головой  и  сообщают  о 

месте своего рождения; 

4. 

"Пятерки!"  –  игроки  поднимают  брови,  каждый  говорит  о  том,  кого  считает 

лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин; 

5. 

"Семерки!" – попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг 

другу о звуках, которые им приятно слышать; 

6. 

"Двойки!" – игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения 

за прошлый год; 

7. 

"Восьмерки!"  –  каждый  участник,  почесав  подбородок,  задает  какой–нибудь 

волнующий его вопрос. 

В  конце  занятия  игроки  собираются  в  середине  комнаты,  выстраиваются  и 

обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы 

круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: "А–а–а!" 

Варианты. 

Можно  не  предлагать  сменяющим  друг  друга  командам  выполнять  действия,  а 

просить их лишь высказываться на различные темы, например: "Четверки! Скажите друг другу, 

чему  вы  здесь  хотите  научиться",  "Шестерки!  Скажите  друг  другу,  кто  кроме  вас, 

заинтересован в том, чтобы вы занимались в этой группе". 

Еще  одна  возможность:  члены  команды  совместными  усилиями  должны  изобразить 

какой-либо  предмет  (явление,  животное  и  пр.),  например:  "Шестерки!  Все  вместе  создайте 

загадочную машину (счастливого зверя, космический корабль)" [6, с. 64]. 
1) 

Кто чаще всего оказывался рядом с вами, а кто очень редко? Как вы думаете почему? 

2) 

Сложно ли было выполнять задание? 

3) 

Удалось ли вам каждый раз настроиться на совместную работу? 

  

 

Упражнение "Угадай, о ком идет речь"   

Каждый  участник  описывает  –  по  возможности  объективно  и  безоценочно  –  одного 

члена  группы  по  выбору.  Все  остальные  пытаются  угадать,  о  ком  идет  речь.  Материалы: 

бумага  и  карандаши.  Члены  группы  рассаживаются  за  столами  так,  чтобы  все  могли  видеть 

друг  друга.  Каждый  участник  выбирает  кого-нибудь  из  группы  и  письменно  фиксирует  его 

особенности:  черты  лица,  одежду,  строение  тела,  характерные  движения.  Не  следует  давать 

никаких психологических заключений. Например, нельзя говорить: "Андрей – нервный, сейчас 

в хорошем настроении, преисполнен сознания собственного достоинства.." Описание должно 

быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же 

установить личность выбранного человека. Членам группы следует работать аккуратно, чтобы 

никто не заметил, за кем ведется наблюдение. На составление письменного портрета отводится 

6  минут.  Один  за  другим  участники  зачитывают  свои  заметки,  а  остальные  каждый  раз 

отгадывают, кто был описан [6, с. 53]. 
1) 

Легко ли бы вести наблюдения и оформить результаты своего наблюдения? 

2) 

Какие чувства вы испытывали, когда вас описывали? 

3) 

Легко ли вы узнали описание себя другим? 

4) 

Какие чувства вы испытывали, когда описывали другого? 

5) 

Кого из группы описывали чаще, кого реже? Почему? 

 

157 

 

Заключительная часть. 

  

Упражнение "Письмо далекому себе" 

Участникам  предлагается  написать  письмо,  которое  откроет  каждый  из  них  только 

через  много-много  лет,  когда  станет  взрослым.  План  письма:  1)  приветствие,  рассказ  об 

увлечениях,  интересах;  2)  описание  себя  в  настоящем  и  описание-воображение  себя  в 

будущем; 3) цель жизни в настоящем 
1) 

Какие чувства вы испытывали, когда начинали писать письмо? Какие мысли возникли? 

2) 

Что ощутили, когда письмо было закончено? 

3) 

Какие качества позволяет развить в себе данное задание? 

 

Упражнение "Заповеди на черный день" 

Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках. 

Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей 

случаются приступы хандры, "кислого" настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в 

этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные 

достижения,  одержанные  победы,  способности,  радостные  события.  А  ведь  каждому  из  нас 

есть,  чем  годиться.  Иногда  полезно  человеком  составить  памятку,  в  которую  заносятся 

достоинства,  достижения,  способности  человека.  Во  время  приступов  плохого  настроения 

чтения  памятки  придает  бодрости  и  позволяет  оценивать  себя  более  адекватно.  Ведущий 

предлагает  участникам  проделать  подобную  работу.  Участникам  раздаются  бланки  с 

таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнять следующие графы. 

"Мои  лучшие  черты":  в  эту  колонку  участники  должны  записать  черты  или 

особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. 

"Мои  способности  и  таланты":  сюда  записываются  способности  и  таланты  в  любой 

сфере, которыми человек может гордиться. 

"Мои  достижения":  в  этой  графе  записываются  достижения  участника  в  любой 

области. 

Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает 

членам группы зачитать свои памятки. Заполненные памятки остаются у участников[5, с. 118]. 

Оформление каких колонок оказалось самым сложным? 

Как в дальнейшем поможет вам эта таблица? 

 

Тренинг  №3. "Сила толерантности" 

Цель: развить навыки педагогической толерантности 
I

. Разминка. 

Упражнение "Общий ритм" 

Цель:  – повышение сплоченности группы. 

Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, 

задавая  ритм,  который  группа  должна  поддержать  следующим  образом:  стоящий  справа  от 

ведущего  участник  делает  один  хлопок,  за  ним  –  следующий  и  т.д.  Должно  создаваться 

ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. 

Это  упражнение  редко  удается  с  первого  раза.  После  нескольких  пробных  кругов  из  игры 

постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм. 

Модификация  упражнения.  Ведущий  отбивает  в  ладоши  какую–нибудь  несложную 

музыкальную  фразу.  Затем  каждый  по  очереди  ее  повторяет  (возможно  одновременное 

отбивание ритма всей группой) [4, с. 32]. 

Упражнение "Акустики" 

Студенты  молча  сидят  в  кругу.  Закрыв  глаза,  они  сначала  концентрируют  внимание  на 

звуках,  доносящихся  извне  –  из  коридора,  с  улицы.  Через  одну  -  две  минуты  учитель 

спрашивает, что они слышали. Затем они вновь закрывают глаза и концентрируют внимание на 

звуках  внутри  класса.  Через  одну  -  две  минуты  учитель  вновь  спрашивает  их,  что  они 

услышали. 

 

158 

 II

. Основная часть 

Упражнение "Граница терпимости учителя

Каждый студент определяет границы терпимости учителя. Затем результаты выносятся на 

коллективное обсуждение. Голосованием устанавливается 10 пограничных принципов, 

неприемлемых для общения учащихся с учителем. Далее студенты объединяются в 3-4 группы 

и разыгрывают одну из пограничных ситуаций и предлагают свой способ выхода из 

сложившегося положения. 

Вопросы к обсуждению: 

Чего вы бы не допустили в классе? 

Чего бы вы не допустили в отношении учащихся к себе? 

Договорились  ли  бы  вы  об  этом  с  классом  или  хотя  бы  обсуждали  бы  это  с  учащимися?  В 

каких формах? 

Упражнение "Как быть толерантным в общении" [модификация] 

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, 

получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-

то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли 

выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное 

достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы 

вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот 

участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны 

разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, "обиженный" попытается 

достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не 

вымыл посуду. 

Схема достойного выхода из ситуации: 

1.  Начни  разговор  с  конкретного  и  точного  описания  ситуации,  которая  тебя  не 

устраивает: "Когда ты накричала на меня при ребятах…". 

2. 

Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по 

отношению к тебе: "… я почувствовал себя неудобно…". 

3.  Скажи  человеку,  как  бы  тебе  хотелось,  чтобы  он  поступил.  Предложи  ему  другой 

вариант  поведения,  устраивающий  тебя:  "…  поэтому  в  следующий  раз  я  прошу  тебя 

высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…". 

4.  Скажи,  как  ты  себя  поведешь  в  случае,  если  человек  изменит  свое  поведение:  "… 

тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям". 

Можно  предложить  выполнить  это  задание  нескольким  парам  участников  или  же 

предложить по данному алгоритму решить несколько педагогических ситуаций. 

Обсуждение: 

участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее 

удачным и почему [4, с. 56]. 

Упражнение "Я – высказывание, ты - высказывание" 

Педагог  объясняет  разницу  между  Я  –  высказыванием  и  Ты  –  высказыванием. 

Например, использование в речи Я – высказываний делает общение более непосредственным, 

помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я – высказывание предполагает 

ответственность говорящего за свои мысли и чувства ("Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома 

к  10  часам  вечера"),  а  не  нацелено,  как  Ты  –  высказывание,  на  то,  чтобы  обвинить  другого 

человека  ("Ты  опять  пришел  домой  в  11  часов  вечера!").  Если  мы  используем  Ты  – 

высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, 

раздражение,  обиду.  Использование  Я  –  высказываний  позволяет  человеку  выслушать  вас  и 

спокойно  вам  ответить.  Ведущий  просит  составить  Я  –  высказывания  для  предложенных 

ситуаций: 

1. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(ла) контрольную у соседа. 

2. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды. 

3. Твой учитель постоянно сравнивает твои результаты с результатами других. 

 

159 

Рефлексия: 
 

О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали? 

Как  вы  считаете,  какое  поведение  характерно  для  вас  при  разрешении  конфликтных 

ситуаций? 

Каковы преимущества толерантного общения? [4, с. 57] 

 
III

. Заключительная часть. 

 

Упражнение "Приятное и Неприятное" 

Студенты  по  двое  или  по  трое  пишут  на  рабочем  листе  различные  выражения, 

которые  они  сами  употребляют  в  общении  с  детьми  или  слышат  от  других  учителей. 

Разрешается писать абсолютно все, даже если это "очень неприличные" выражения. Листы эти, 

конечно, ни в коем случае не показываются педагогам. Студенты могут и даже должны писать 

также иноязычные выражения, бытующие в школе. Закончив работу, студенты без каких-либо 

комментариев  читают  вслух  все,  что  написали.  Затем  учитель  собирает  листы.  Перед 

следующим  игровым  уроком  учитель  составляет  из  имеющихся  в  его  распоряжении 

выражений два диалога (один "приятны", другой "неприятный") и разыгрывает их с коллегой 

или с кем-нибудь из учащихся без каких-либо комментариев перед всем классом. 

 

Приятные слова и выражения, которые мы говорим ученикам в школе: 

  

  

Неприятные (ругательные) слова и выражения, которые мы говорим ученикам в школе: 
  

 

Подведение  итогов.  Обсудите  со  студентами  после  ролевой  игры  вопросы, 

приведенные ниже: 

Что вам бросилось в глаза во время этого диалога? 

Есть  ли  разница  между  выражениями  (например:  более  или  менее  приличные; 

совеем неприличные?) 

Как вы себя чувствуете, когда кто-то говорит вам что-нибудь неприятное (например: 

"Мне обидно" или "Мне наплевать")? Как вы реагируете в таких случаях? 

В каких случаях вы сами говорите другим неприятные вещи? Думаете ли вы в этот 

момент о том, что вы говорите? 

Как  вы  себя  чувствуете,  когда  вам  говорят  что-нибудь  приятное  (например:  "Я 

стесняюсь" или "Мне это нравится", "Смотря кто говорит")? Как вы реагируете на это? 

В  каких  ситуациях  вы  сами  говорите  другим  приятное?  Как  вы  себя  при  этом 

чувствуете? Что легче: сказать другому гадость или что-нибудь приятное? Почему? 

Упражнение "Поэма о толерантности" 

Первый вариант. 

Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на 

своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма (например: "толерантность – 

это уважение и уверенность в том, что ты будешь понят", "это – возможность найти друзей", 

"таким  когда–нибудь  станет  наш  мир",  "толерантн6ость  –  это  непросто!"  и  т.д.).  Ведущий 

собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму. 

Второй вариант. 

Каждый  участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот 

дописывает свою строчку, продолжающую поэму и т.д. После этого, как каждый напишет по 

одной строчке на листе, законченная поэма возвращается ведущему. 

Поэму  можно  размножить  и  раздать  всем  участникам  тренинга.  В  завершении 

устраивается чаепитение. 

Полностью программу тренингов можно найти на сайте. 

 
 
 

 

160 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..