Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 9

 

 

Если СПр положительная и больше 50 процентов от СПв, то это свидетельствует о большей 

приемлемости  людьми  одной  национальности  представителей  другой  национальности,  о 

стремлении  к  интеграции,  близости,  ассимиляции  с  ними.  Если  СПр  положительная,  но 

меньше 50 процентов от СПв, то это говорит об автономности данного этноса, об отсутствии 

стремления  к  интеграции  с  другим  этносом.  Если  же  СПр  отрицательная  и  больше  50 

процентов от СПв, то это свидетельствует о стремлении одного этноса целиком обособиться от 

другого,  поддерживать  по  возможности  только  поверхностные,  формальные  контакты  с  его 

представителями. 

1. 

Возможная социальная экспансивность (СЭв) рассчитывается по формуле 

СЭв = N / N-1 

2. 

Реальная социальная экспансивность (СЭр) рассчитывается по формуле 

СЭр = ∑(+)+∑(-) / n(N-1). 

Если СЭр положительная и больше 50 процентов от СЭв, то это свидетельствует о глубоких 

позитивных  чувствах  и  об  искреннем  интересе  представителей  одной  национальности  к 

другой.  Если  же  СЭр  положительная  и  меньше  50  процентов  от  СЭв,  это  говорит  об 

определенной  напряженности  в  отношениях,  о  том,  что  не  все  представители  это 

национальности  с  искренним  интересом  и  сочувствием  относятся  к  другой  национальности. 

Если  СЭр  отрицательная  и  больше  50  процентов  от  СЭв,  то  это  говорит  о  глубокой 

психологической неприязни людей данной национальности к другой национальности в целом, 

но не к конкретным, реально живущим и действующим ее представителям. 

Студенты  могут  также  самостоятельно  ознакомиться  с  методиками  исследования  и 

диагностики  толерантности,  опубликованными  в  книге  Почебут  Л.Г.  Взаимопонимание 

культур.  Методология  и  методы  этнической  и  кросс-культурной  психологии.  Психология 

межэтнической толерантности. СПбГУ, Изд.С.-Петербургского университета, 2005. 

 

Тема 3.  Психологическое консультирование как технология формирования 

толерантности. 

Конспектирование 

Мэй  Р.  Искусство  психологического  консультирования.  –  М.:  Независимая  фирма 

«Класс», 1994. 

Задание для работы в микрогруппах 

Познакомьтесь с классификацией групп личностного роста, разработанной И.Вачковым 

на основании определения уровня развития группы.  

Выполните следующие задания: 

1. 

Выберите один из типов группы. Разыграйте ситуацию взаимодействия между членами 

группы,  находящейся  на  выбранном  вами  уровне  развития.  Представьте  свою  сценку 

остальным студентам. Их задача – отгадать, какой тип группы вы представляете. 

2. 

Наметьте  основные  пути  психологической  работы  с  группой  выбранного  вами  типа. 

Придумайте  одно-два  упражнения,  которые  могут  быть  использованы  при  работе  с 

группой данного типа, и направлены на формирование толерантности. 

  

Соотношение уровней взаимодействия между людьми, 

типов коллективного субъекта и важнейших 

характеристик полисубъекта (По И.Вачкову

Уровни 

взаимодействия 

между 

людьми 

Типы 

тренинго- 

вых групп 

Основные критерии развития группы 

(характеристики участников) 

Центрация 

Способ- 

ность к 

рассмотре- 

нию себя и 

общности 

Придание 

субъектной 

ценности 

Направлен- 

ность 

деятельности 

на 

совместность 

 

129 

как 

целостности 

субъект- 

субъектно

е 

взаимодей

ствие 

полисубъе

к- 

тное 

взаимодей- 

ствие 

«Галакти- 

ческий 

совет» 

на 

взаимодей- 

ствии 

с другими — 

«объединя- 

ющая» 

Рассматри- 

вает 

как 

целостность 

и себя, и 

свою 

общность, 

и другие 

общности 

видит 

самоценность 

себя и 

партнера  

деятельность 

направлена 

на 

саморазвитие 

и помощь 

в развитии 

другому 

деятель- 

ностно- 

ценностное 

взаимодей- 

ствие 

«Звездная 

система» 

на 

соответствии 

своих 

характеристи

к 

имеющимся 

образцам 
— 

«шаблонная» 

рассматривае

т себя и свою 

общность 

(но не другие 

общности) 

видит 

ценность 

и в себе, 

и в другом, 

но лишь 

в связи с 

совместной 

деятельность

ю 

деятельность 

направлена 

на 

достижение 

групповых 

целей 

субъект- 

объектное 

взаимодействие 

«Скоплени

е 

астероидов
» 

на себе 

и личных 

интересах — 

«замкнутая» 

способен 

рассматриват

ь свою 

общность, 

целостность 

(но не себя в 

ней) 

видит 

ценность 

в себе, 

но 

не признает 

ее 

в партнере     

деятельность 

направлена 

на 

достижение 

меркантильны

х целей 

предсубъектное 

(объект- 

объектное) 

взаимодействие 

"Черная 

дыра» 

на себе 

и личных 

интересах — 

«замкнутая» 

не способен 

осознать 

даже 

собственную 

целостность 

не придает 

ценности 

ни себе, 

ни другому 

осознанная 

деятельность 

почти 

не 

присутствует 

 

Задания для самостоятельной работы 

1. Ниже приведено описание случая из практики психологического консультирования. 

К психологу обратился мальчик 10 лет (ребенка привела мама). Отец мальчика – грузин. 

Ребенок  обладает  характерными  особенностями  внешнего  облика,  указывающими  на  его 

этническую принадлежность.  Ребенок недавно перешел в другую школу, где его тут же начали 

дразнить  одноклассники  и  обзывать  «черномазым»  и  другими  подобными  словами.  Мальчик 

отказывается ходить в школу.  

Опишите  основные  направления,  этапы  и  методы  оказания  психологической  помощи, 

которые Вы стали бы применять в подобном случае.  

2.  При  работе  над  данной  темой  студентом  предлагается  заполнять  «Дневник 

консультанта и клиента», в котором необходимо описать опыт, полученный при выполнении 

консультационных  упражнений.  Для  этого  необходимо  ответить  на  приведенные  ниже 

вопросы. 

2.1. Упражнение «Суд над этническим стереотипом» 

 

130 

• 

Что понравилось в исполнении своей роли? 

• 

Что было трудно? 

• 

Какие выводы Вы сделали в результате данной работы? 

2.2.Упражнение  «Актуализация  опыта  переживания  дискриминации  по  признаку 

этничности или расы» 

Вспомните  ситуации,  в  которых  Вам  приходилось  сталкиваться  с  дискриминацией  по 

признаку расы или этничности.  Какие ситуации Вы вспомнили? 

2.3. Упражнение «Моя победа над дискриминацией 

Вспомните ситуации, когда Вам удалось успешно противостоять ситуации подавления 

по  признаку  расы  или  этничности,  одержать  победу  над  дискриминацией.  Что  удалось 

вспомнить? 

2.4.Упражнение «Я как подавитель» 

• 

Вспомните ситуации, когда Вы сами подавляли другого человека или саму / самого себя 

по признаку этичности или расы 

• 

Чем была важна для Вас работа над темой «Дискриминация по признаку этничности и 

расы»? Какие выводы удалось сделать? 

  

Тема 4.   Технологии формирования толерантности с помощью социально-

психологического тренинга 

Конспектирование 

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум.  М.: Аспект Пресс, 2006. Глава 4.  Тренинг как 

метод развития этнокультурной компетентности. 

Н.М.  Лебедева,  О.В,  Лунева,  Т.Г.  Стефаненко    Тренинг  этнической  толерантности  для 

школьников.  М., 2004.  Раздел 1.  Теория и методология тренинга этнической толерантности.    
 

Берри Дж., Пуртинга А., Сигал М., Дасен П.  Кросс-культурная психология. Исследования и 

применение.    Харьков:  Издательство  Гуманитраный  центр,  2007.    Гл.  15  Коммуникация  и 

тренинг.  С. 438 – 454. 
 

 

Темы для докладов и сообщений 

1. 

Методы  измерения  социальных  установок  (Почебут  Л.  Г.  Взаимопонимание  культур: 

методология  и  методы  этнической  и  кросс-культурной  психологии.  Психология 

межэтнической толерантности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. – 

С. 155 – 167). 

2. 

Сексизм (Батлер Д., Гейс Ф. Л. Невербальные аффективные реакции в отношении лидеров 
– 

мужчин  и  женщин:  последствия  с  точки  зрения  оценки  лидерства  //  Общественное 

животное. Исследования. Под ред. Э. Аронсона. Т. 2. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 
143 – 186). 

3. 

Способы  борьбы  с  предрассудками  (Аронсон  Э.,  Бриджмен  Д.  Мозаичные  группы  и 

десегрегированный  класс:  преследование  общих  целей  //  Общественное  животное. 

Исследования. Под ред. Э. Аронсона. Т. 2. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 219 – 235;  

Аронсон  Э.  Общественное  животное.  Введение  в  социальную  психологию.  –  М.:  Аспект 

Пресс, 1999. – С. 343 – 361). 

Диагностические задания 

Знакомство  с  методами  оценки  эффективности  тренинга.  Вопросник  для  измерения 

толерантности    (В.С.Магун,  М.С.Жамкочьян,  М.М.Магура).  Данный  вопросник  был 

первоначально  разработан  для  оценки  влияния  тренинга  толерантности  (Солдатова, 

Шайгерова, Шарова, 2000) на сознание старшеклассников (Магун, Жамкочьян, Магура, 2000).  

 
 
 
 

 

131 

Бланк  методики 

Инструкция:  Выразите,  пожалуйста,  свое  отношение  к  следующим  суждениям. 

Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него. Затем 

выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.  

Вам  нужно  поставить  любой  значок  напротив  варианта  ответа,  который  Вы  выбрали.  В 

вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами 

варианту ответа.  Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.  

 

   

 
 

№ 

 
 

Утверждение 

С

овер

ш

ен

но

 

не 

со

гл

асен

 

    

П

ожал

уй,

 

    

не 

со

гл

асен

 

 Т

ру

дн

о с

казат

ь,

 

 с

огл

ас

ен

 ил

и н

ет

 

    

П

ожал

уй,         

со

гл

асен

 

По

лн

ос

ть

ю

 

 

 

 

Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: 

(выберите что-то одно) 
 

меня это не волнует – 1  

 

верно нечто среднее – 2 ______________________ 

  

и вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3  

 

 

 

Хорошая работа — это такая работа, где всегда ясно, 

что и как делать      

 

 

 

 

 

 

 

Есть  нации  и  народы,  к  которым  трудно  хорошо 

относиться 

 

 

 

 

 

 

 

Это замечательно, что молодежь может сегодня 

свободно протестовать против того, что ей не 

нравится, и поступать по-своему 

 

 

 

 

 

 

 

Мне трудно представить, что моим другом станет 

человек другой веры 

 

 

 

 

 

 

 

Личная свобода в поведении важнее хороших манер 

 

 

 

 

 

 

 

Меня раздражают писатели, которые используют 

чужие и незнакомые слова 

 

 

 

 

 

 

 

Человека надо оценивать только по его моральным и 

деловым качествам, а не по его национальности 

 

 

 

 

 

 

 

Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают 

принятыми в обществе правилами морали  

 

 

 

 

 

 

Люди, которые живут в соответствии с 

установленным порядком, лишают себя  в жизни 

многих радостей 

 

 

 

 

 

 

Истинной может быть только одна религия 

 

 

 

 

 

 

Человек, совершивший преступление, не может 

серьезно измениться к лучшему 

 

 

 

 

 

 

Когда учитель не может четко определить, что он 

хочет сказать,  это раздражает 

 

 

 

 

 

 

То, что Россия — многонациональная страна, 

обогащает ее культуру 

 

 

 

 

 

 ( 

На этот вопрос просим ответить только юношей

Для  своей  девушки  я  предпочел  бы  выраженную 

женственность 

 

 

 

 

 

 

132 

 ( 

На этот вопрос просим ответить только девушек

Для  своего  парня  я  предпочла  бы  выраженную 

мужественность 

 

 

 

 

 

 

Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной 

структуры, где командуют отец или мать, а дети 

обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше 

 

 

 

 

 

 

Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у 

меня: (выберите что-нибудь одно) 
интерес и стремление понять его суждения – 1  
желание переубедить его – 2  
раздражение – 3  

 

 

Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно 

использовать "сильные средства", чтобы избавиться 

от преступников и взяточников 

 

 

 

 

 

 

Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются 

 

 

 

 

 

 

Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди 

людей своей национальности, или национальности не 

стоит придавать значение? 
лучше выбирать среди людей своей национальности – 
1__________________________ 

   

национальности не стоит придавать значение - 2 

  

затрудняюсь ответить – 3  

 

 

Всегда легче довериться авторитетным людям 

(специалистам, уважаемым гражданам или 

религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, 

которые вызывают разброд в умах людей 

 

 

 

 

 

 

Нашей стране необходимо больше терпимых людей 
— 

таких, кто ради мира и согласия в обществе готов 

пойти на уступки  

 

 

 

 

 

 

Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и 

считаю, что другие должны сделать то же самое 

 

 

 

 

 

 

Мне хотелось бы пожить в чужой стране 

 

 

 

 

 

 

Человек другой культуры обычно пугает или 

настораживает окружающих  

 

 

 

 

 

 

Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до 

брака 

 

 

 

 

 

 

Уважение к старшим — одна из важнейших 

ценностей, которым надо учить детей 

 

 

 

 

 

 

Сильная личность не показывает своих чувств 

 

 

 

 

 

 

Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве 

и имеет непохожие на других взгляды и поведение 

 

 

 

 

 

 

Меня очень раздражает вид неубранной комнаты  
да – 1  
верно нечто среднее – 2  
нет – 3  

 

 

Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в 

фактах 

 

 

 

 

 

 

Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут 

быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел 

бы их не брать 

 

 

 

 

 

 

133 

 

Нет ничего аморального или патологического в 

сексуальных отношениях между людьми одного и 

того же пола  

 

 

 

 

 

 

То, что люди в нашей стране придерживаются разных 

и даже иногда противоположных взглядов, — благо 

для России 

 

 

 

 

 

 

Принимая решения, я считаю для себя обязательным 

считаться с общепризнанными нормами поведения 

("что такое хорошо и что такое плохо") 
да – 1  
когда как – 2  
нет – 3  

 

 

Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно 

было понять 

 

 

 

 

 

 

Нет такого межнационального конфликта, который 

нельзя было бы разрешить путем переговоров и 

взаимных уступок 

 

 

 

 

 

 

Было бы лучше для всех, если бы власти ввели 

цензуру на телевидении, чтобы уберечь 

общественную нравственность 

 

 

 

 

 

 

Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся 

(выберите что-то одно)
я предоставил бы им самим  выяснять свои 

отношения – 1  
не знаю, что предпринял бы – 2  
постарался  бы разобраться в их ссоре – 3  

 

 

Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и 

определенно 

 

 

 

 

 

 

Большинство преступлений в нашем городе 

совершают приезжие 

 

 

 

 

 

 

Не вижу ничего предосудительного в том, что 

девушки посещают пивные бары 

 

 

 

 

 

 

Многие проблемы будут решены, если мы избавимся 

от психически больных людей 

 

 

 

 

 

 

Сражаться со сложной задачей часто более 

увлекательно, чем решать простую 

 

 

 

 

 

 

Многие наши правила в отношении скромности и 

сексуального поведения — просто условности, и не 

стоит слишком серьезно к ним относиться 

 

 

 

 

 

 

Часто человек не виноват в своих проступках, 

поскольку его действия определялись внешними 

обстоятельствами 

 

 

 

 

 

 

Идти на уступки — это значит проявлять слабость 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов 

Полученный  балл  по  пунктам,  для  которых  предусмотрены  пять  вариантов  ответов, 

подсчитывается следующим образом.  

Прямые вопросы (№ 4, 6, 8, 10, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 35, 38, 43, 45, 46, 47): 

Варианты ответов 

Баллы 

совершенно не согласен 

- 2 

 

134 

пожалуй, не согласен 

- 1 

трудно сказать, согласен или нет 

пожалуй, согласен 

полностью согласен 

Обратные вопросы (№ 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 22, 24, 26, 28, 29,  33, 37, 39, 41, 

42, 44, 48): 

Варианты ответов 

Баллы 

совершенно не согласен 

пожалуй, не согласен 

трудно сказать, согласен или нет 

пожалуй, согласен 

- 1 

полностью согласен 

- 2 

 

Вопросы с тремя вариантами ответов (№ 1, 18, 21, 31, 36, 40): 

№ пункта 

18 

21 

31 

36 

40 

Варианты 

Ответов 

1  2 

1  2 

2  3  1 

2  3  1 

2  3  1  2  3 

Баллы 

2  0 

-2  2  0 

-2 

-2 

2  0 

-2 

0  2 

-2 

0  2  2  0 

-2 

  

Вопросы № 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 34, 35, 37 оказались особенно 

чувствительными  к  воздействию  тренинга  толерантности.  При  необходимости  измерить 

аспекты  толерантности,  в  наибольшей  степени  поддающиеся  воздействию,  можно 

ограничиться только этими вопросами. 

Задания для самостоятельной работы 

1. Разработка собственной программы тренинга толерантности.  Программа предоставляется в 

письменном виде.  В программе должны быть обозначены: цели и задачи тренинга, описание 

упражнений (цели упражнения, ход работы, метод работы, оснащение). 

2.Студенты разрабатывают собственный вариант «культурного ассимилятора» для программы 

тренинга толерантности. 

Критерии оценки представлены в материалах по текущей и промежуточной аттестации.  
 

  

АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И 

ФОРМИРОВАНИЯ» 

 

Условия аттестации 

Контроль  освоения  студентом      дисциплины  «Толерантность  как  социально-

психологический  феномен:  технологии  диагностики  и  формирования»  осуществляется  в 

рамках  балльно-рейтинговой  системы,  включающей  текущую  и  промежуточную  (зачет) 

аттестации.  Оценка знаний студента производится суммой баллов, полученных в ходе текущей 

и итоговой аттестации, максимальное количество которых  равно 100. 

Текущая  аттестация  представляет  собой  сумму  баллов  за  посещение  занятий  и  все 

выполненные студентом в течение курса обучения задания различного содержания.(см.табл.1) 

По текущей аттестации студент может получить до 60 баллов. 

Промежуточная аттестация также предполагает написание   письменной контрольной 

работы  (комплексного  тестирования),  задания  которой  носят        обобщающий  характер, 

позволяющий  оценить  степень  овладения  всем  материалом,  изученным  в  семестре  по   

дисциплине.    Максимальное  число  баллов    по  промежуточной  аттестации,  набираемых 

студентом - 40. 

Целью комплексного тестирования является диагностика сформированности различных  

компетентностей    студента.  Все  задания  подразделяются  на  три  категории  сложности:    1) 

 

135 

Задания,  направленные  на  выявление  таких  специальных  компетентностей  как  знание 

основных  теоретических  подходов  к  пониманию  толерантности,  знание  механизмов 

формирования  толерантности/интолерантности  на  межличностном  и  межгрупповом  уровнях;   

2) Задания, требующие не только воспроизведения выученного материала, но и  использование 

знаний  для  решения  специфических  аналитических    задач;      3)  решение  проблемной 

исследовательской    или  коррекционной  задачи.  Первая  и  вторая  категории  заданий 

представляют собой   вопросы, предполагающие выбор правильного ответа из предложенных 

или  его свободное формулирование. Третья категория предполагает выбор студентом одного 

из  двух  вариантов:  1)        представление  и  защиту  (на  основе  разработанной  в  течение  курса 

обучения программы)   результатов учебного исследования; 2)  представление разработанного   

комплекса  упражнений,  направленных  на  формирование  толерантности  или  варианта 

культурного ассимилятора для целевой аудитории. Если студент выбирает второй вариант, то 

на тестирование выносится то из двух заданий, которое не было выполнено в период текущей 

аттестации.  Необходимо  помнить  о  том,  что  отчет  о  результатах  учебного  исследования 

потенциально оценивается заведомо выше, чем два других задания. Вынесение того или иного 

задания  на  комплексное  тестирование  обговаривается  с  преподавателем  заранее. 

Максимальное  количество  баллов,  получаемое  за  тестирование  –  40.    Пропорция 

распределения максимально возможных баллов по категориям заданий -   1 категория - 25% - 

10  баллов,  вторая  категория  -   25%  -  10  баллов,  третья  категория  -  50%  -  20  баллов.                  

Студент допускается к промежуточной аттестации, при  условии, что он набирает в процессе 

текущей  аттестации  не  менее  50  баллов.  Зачет  выставляется  при  условии,  что    в  сумме    по 

результатам  текущей  и  промежуточной  аттестации  студент      набирает  не  менее  80  баллов.                 

Для допуска к итоговой аттестации по модулю в целом, студент должен набрать не менее 80 

баллов. 

Необходимым условием  успешного освоения дисциплины является выполнение и сдача 

всех необходимых материалов по текущей аттестации заблаговременно.   

Студент,  пропустивший  учебные  и  контрольные  мероприятия  по  любой  причине, 

осваивает  пропущенный  материал  самостоятельно  и  выполняет  контрольные  мероприятия, 

предусмотренные для   студентов, обучающихся по индивидуальному графику. 

 

Рейтинговая  система  предусматривает  поощрение  студентов  за  хорошую  работу  в 

семестре  проставлением  "премиальных"  баллов.    Поощрительные  баллы  начисляются  за 

стабильно  высокие  показатели  в  учебе,  проявление  самостоятельности  и  настойчивости  в 

получении дополнительных знаний по дисциплине, качественное выполнение дополнительных 

контрольных  заданий  повышенной  сложности.  "Премиальные"  баллы  могут  быть  получены 

также  за  счет  участия  в  олимпиадах,  конкурсах,  выставках,  конференциях  и  других 

проявлениях активного изучения дисциплины. 

Студенты  знакомятся  с  планом  самостоятельной  работы  и  балльно-рейтинговой 

системой  оценки  учебной  деятельности  на  первом  занятии,  что  дает  им  возможность  более 

ответственно  подходить  к  организации  собственного  учебного  процесса,  более  рационально 

распределять свое время.  Разнообразие предлагаемых дополнительных заданий и упражнений, 

объем  баллов  за  выполнение  которых  превышает  необходимый  для  аттестации  уровень, 

позволяет    студенту  осуществлять  выбор      в  соответствии  с  собственными  интересами      и 

повысить  свой  учебный рейтинг.  В то же время, включенный в задания многообразный  и 

интересный учебный материал способствует росту учебной мотивации студентов.  

              

 
 
 
 
 
 
 

 

136 

Типичные формы заданий для текущей аттестации 

 

ПИСЬМЕННЫЕ

 

Конспектирование.

 

Реферирование, аннотирование – создание научного текста на основе 

не менее, чем 5 источников.   

Эссе  -  письменные  ответы  на  заданные  темы.  Требуют 

самостоятельной переработки и интегрирования материала.  

 

 

Диагностические 

задания 

предполагают 

знакомство 

с 

диагностическим  инструментарием  и  проведение  самообследования  с 

последующей интерпретацией результатов. 

Методические  задания  предполагают  разработку  фрагментов  

технологий  формирования  толерантности  (упражнений  социально-

психологического  тренинга,  ситуаций  для  культурного  ассимилятора  и 

т.п.)  

УСТНЫЕ

 

 

Выступления,  сообщения,  доклады  на  основании  одного  или 

нескольких  источников.  Предполагают  демонстрацию  не  только 

когнитивных, но и коммуникативных умений и навыков.  

 

    

 

 

Критерии оценивания  типичных форм заданий приведены ниже. 

 

ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ  ПО  КУРСУ  «Толерантность  как 

социально-психологический феномен: технологии диагностики и формирования » 

Выполнение  заданий  для  самостоятельной  работы  предполагается  оценивать  по  следующим 

критериям

Критерии оценки докладов 

№ 

п/п 

 

Критерии  оценки 

Баллы 

Баллы 

начисляются  из 

расчета  1  балл  по 

каждому 

критерию, 

если 

данная 

характеристика 

имеет место.  

Полнота раскрытия темы 

 

Способность    логично    и  последовательно  излагать 

материал   

 

Контакт с аудиторией 

Доказательность выводов 

В выступлении используется иллюстративный материал     

Примеры тем докладов и сообщений: 

1. Философские основы толерантности 

Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки, 1997. №3-4. Локк Дж.  Послание о 

веротерпимости  //  Локк Дж.  Сочинения.  Т.3. М., 1988.  

Уолцер М. О терпимости.  М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. Хомяков М. Б. 

Толерантность: парадоксальная ценность  //  Журнал социологии и социальной антропологии, 

2003, т. VI. – С. 98 – 112. 

 

137 

2. Толерантная личность 
 

Адорно  Т.,  Сэндфорд  Т.Р.Н.,  Френкель-Брюнсвик  Э.,  Левинсон  Д.Дж.    Исследование 

авторитарной личности.  М., 2001. Бардиер Г.  Социальная психология толерантности.  СПб.: 

Изд-во  С.-Петерб.  ун-та,  2005.  –  120  с.  Практикум  по  психодиагностике  и  исследованию 

толерантности  личности  /под  ред.  Г.У.  Солдатовой,  Л.А.  Шайгеровой,  М.,  МГУ  им  М.В. 

Ломоносова,  2003.  Солдатова  Г.У.  и  др.    Жить  в  мире  с  собой  и  с  другими.    Тренинг 

толерантности  для  подростков  /    Солдатова  Г.У.,  Шайгерова  Л.А.,  Шарова  О.Д.    Москва: 

Генезис,  2001.    Приложение.    Лекция  "Чем  отличается  толерантная  личность  от 

интолерантной"  (подготовлена  на  основе  работ  Г.  Оллпорта).Шлягина  Е.Н.,  Ениколопов  С.Н. 

Методы исследования этнической толерантности личности // Этническая психология.  История 

и  методы.    Социализация  и  идентичность.  Общение  и  конфликты.    Под  ред.  Егоровой  А.И.  

СПб.: Изд-во Речь, 2003. -  С. 101 – 105. 

3. Антисемитизм. 
 

Гудков  Л.    Ксенофобия  и  антисемитизм  в  постсоветской  России   //  Нетерпимость  в России: 

старые  и  новые  фобии.    Под  ред.  Витковской  Г.  И  Малашенко  А.    М.:  Московский  центр 

«Карнеги», 1999. Карабчиевский Ю.  Народный аттракцион «Борьба с евреем» //  Психология 

национальной нетерпимости: Хрестоматия // Сост. Ю.В. Чернявская. - Минск, 1998. - С. 457 - 

486.  Рабинович  В.  Евреи  и  иркутское  общество  //  Нетерпимость  в  России:  старые  и  новые 

фобии.    Под  ред.  Витковской  Г.  И  Малашенко  А.    М.:  Московский  центр  «Карнеги»,  1999. 

Хоркхаймер  М.,  Адорно  Т.    Психоанализ  антисемитизма    //    Психология  национальной 

нетерпимости: Хрестоматия // Сост. Ю.В. Чернявская. - Минск, 1998. - С. 114 - 174.  

4.  Кавказофобия. 
 
 

Дятлов В.  Кавказцы в Иркутске: конфликтогенная диаспора // Нетерпимость в России: старые 

и новые фобии.  Под ред. Витковской Г. И Малашенко А.  М.: Московский центр «Карнеги», 
1999. 
 

5. Цыгане в современной России. 
 
 

Кулаева  С.  Положение  цыган    //    Национализм,  ксенофобия  и  нетерпимость  в  современной 

России.  Москва:  Московская  Хельсинская  группа,  2002.  Версия  размещена  в  Интернет: 

http://mhg.ru/publications/

 

 

6. Турки-месхетинцы в современной России. 
 

Осипов  А.  Положение  турок-месхетинцев  //    Национализм,  ксенофобия  и  нетерпимость  в 

современной  России.  Москва:  Московская  Хельсинская  группа,  2002.  Версия  размещена  в 

Интернет: 

http://mhg.ru/publications/

 

 

7. Толерантность в СМИ 

Асмолов  А.Г.    Формирование  установок  толерантного  сознания:  что  могут  СМИ?  //  Век 

толерантности,  2003,  №5.  -  С.  3  –  5.  Браун  Д.Р.,  Файерстпоун  Ч.М.,  Мицкевич  Э.  Теле–  и 

радионовости  и  меньшинства.    М.,  1994.  Малькова  В.К.,  Тишков  В.А.    Этничность  и 

толерантность в средствах массовой информации.  Москва: Издательство: "Альтекс" Институт 

этнологии  и  антропологии  РАН,  2002.  –  348  с.  Муратов  С.  Телевидение  –  орудие 

бессознательного  терроризма?  //  Век    толерантности,  2003,  №5.    С.  -  15-21.  Диагностика 

толерантности  в  средствах  массовой  информации.    Под  ред.  Мальковой  В.К.    М.:  Альтекс, 
2002. – 

с. 352. 

8. Педагогика толерантности 

Безюлева  Г.В.,  Шеламова  Г.М.  Толерантность  в  педагогике.  М.,  2002.    Безюлева  Г.В., 

Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М., 2003.  Болотина Т.В. Проблема 

прав  человека  в  содержании  образования  //  Педагогика,  1999.  №2.  Липман  М.  Обучение  с 

 

138 

целью  уменьшения  насилия  и  развития  миролюбия  //  Вопросы  философии,  1995.  №2. 

Лопуленко Н.А., Мартынова М.Ю В мире жить - с миром жить: Дружба и взаимопонимание в 

фольклоре народов России/ Хрестоматия для школьников, их учителей и родителей. М., 2002. 

Макаев  В.В.,  Малькова  З.А.,  Супрунова  Л.Л.    Поликультурное  образование  –  актуальная 

проблема современной школы // Педагогика, 1999. №4. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к 

миру.  М.:  Изд-во  «Бенфи»,  2001.  Степанов  П.  Толерантный  человек:  как  его  воспитать  // 

Народное образование, 2001. №6. 
 
 9. 

Тренинг как способ формирования толерантного самосознания. 

 
 

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И. Позволь другим 

быть  другими:  тренинг  толерантности  для  подростков  по  преодолению  мигрантофобии.  М., 

2002.  Солдатова  Г.У.  и  др.    Жить  в  мире  с  собой  и  с  другими.    Тренинг  толерантности  для 

подростков /  Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.  Москва: Генезис, 2001.  - 112 с. 

Психологический  тренинг  этнической  толерантности.  Европейский  университет  в  Санкт-

Петербурге.  Версия  размещена  в  Интернет: 

http://www.eu.spb.ru/ethnic/ethnic02.htm

 

Н.М.Лебедева,  О.В.Лунева,  Т.Г.Стефаненко,  М.Ю.Мартынова  Межкультурный  диалог. 

Тренинг 

этнокультурной 

компетентности. 

Москва 

2003

– 

268 

с. 

 

 

Критерии оценки эссе и рефератов 

№ 

п/п 

 

Критерии  оценки 

Баллы 

Баллы 

начисляются  из 

расчета  1  балл  по 

каждому 

критерию, 

если 

данная 

характеристика 

имеет место.  

Содержание работы соответствует названию 

Тема раскрыта в достаточной степени 

Выражена собственная позиция автора 

Выводы отличаются содержательностью и глубиной 

В  работе  используется  иллюстративный  материал  и 

наглядность в изложении содержания   

 

Данная  форма  работы  применяется  в  основном  при  изучении  первых  двух  разделов  курса  с 

целью активного осмысления полученных знаний. Примерные темы для написания эссе: 
1. 

Сущность и границы толерантности. 

2. 

Проблема соотношения идентичности и толерантности. 

3. 

От чего зависит толерантность? 

4. 

Толерантный ли я человек? 

5. 

Лики толерантности (биографии толерантных личностей). 

 

Критерии оценки конспекта обязательной литературы 

№ 

п/п 

 

Критерии  оценки 

Баллы 

Баллы 

начисляются  из 

расчета  1  балл  по 

каждому 

критерию, 

если 

данная 

характеристика 

имеет место.  

Содержание  источника  достаточно  полно  отражено  в 

конспекте 

Конспект 

содержит 

корректное 

библиографическое 

описание источника 

Конспект  правильно  оформлен  (в  частности,  содержит 

указания номеров страниц)  

Выделены  главные  идеи  и  положения  конспектируемого 

источника 

Студент  способен  ответить  на  вопросы  по  содержанию 

законспектированного источника   

 

139 

 

Для конспектирования предлагается список обязательной литературы по курсу (студент 

должен выбрать из списка литературы и законспектировать, по крайней мере, один источник). 
1. 

Агеев  В.С.  Межгрупповое  взаимодействие.  Социально-психологические  проблемы.  М, 
1990. 

2. 

Асмолов  А.Г.,.Солдатова  Г.У,.Шайгерова  Л.А  О  смыслах  понятия  «Толерантность»  
 

"ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 1 – 2. 

www.tolerance.ru

 

3. 

Бардиер Г.Л, О соотношении понятий толерантность и идентичность

 www.strategy-spb.ru

    

4. 

Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности.  Издательство Санкт-Петербургского 

университета, 2005. 

5. 

Братченко  С.Л.  Психологические  основания  исследования  толерантности  в  образовании 

http://hpsy.ru

   

6. 

Гриншпун  И.Б.  Понятие  и  содержательные  характеристики  толерантности  (к  вопросу  о 

толерантности  как  психическом  явлении)//  Толерантное  сознание  и  формирование 

толерантных  отношений  (теория  и  практика):  Сб.  науч.-метод.  Статей.  М-Воронеж,  2002, 

с.31-40.  

7. 

Кон  И.С.  Психология  предрассудка  //  Психология  национальной  нетерпимости.    Минск: 

Харвест, 1998. - С. 5 – 47 

8. 

Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы изучения этнической идентичности и 

толерантности в поликультурных регионах Росси и СНГ // Толерантность и идентичность: 

Сб. статей. - М.,2002, с.10-35.  

9. 

Оллпорт  Г.  Природа  предубеждения.//  Век  толерантности:научно-публицистический 

вестник/ Под ред.А.Г.асмолова, вып.5, М., 2003. 

10. 

Почебут  Л.Г.  Взаимопонимание  культур.  Методология  и  методы  этнической  и  кросс-

культурной  психологии.  Психология  межэтнической  толерантности.  СПбГУ,  Изд.С.-

Петербургского университета, 2005. 

11. 

Сикевич  З.В.  Этническая  неприязнь  в  массовом  сознании  россиян  //  Нетерпимость  в 

России: старые и новые фобии.  Под ред. Витковской Г. И Малашенко А.  М.: Московский 

центр «Карнеги», 1999. 

12. 

Солдатова Г.У. Толерантность-интолерантность две грани межэтнического взаимодействия. 

"ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 1 – 2. 

www.tolerance.ru

 

13. 

Солдатова  Г.У.,  Кравцова  О.А.,  Хулаев  О.Е.,  Шайгерова  Л.А.  Психодиагностика 

толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Инф-аналит бюллетень. №4 - 

М., 2002. с.59-65.  

14. 

Толерантное  сознание  и  формирование  толерантных  отношений  (теория  и  практика):  Сб. 

науч.-метод. ст.  М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-

во НПО «МОДЭК», 2002.  

15. 

Шлягина  Е.И.  Этническая  толерантность  личности:  опыт  эмпирического  исследования  // 

Век толерантности 2001. №3-4, с.124-131.  

16. 

Шлягина Е.Н., Ениколопов С.Н. Методы исследования этнической толерантности личности 

// Этническая психология.  История и методы.  Социализация и идентичность. Общение и 

конфликты.  Под ред. Егоровой А.И.  СПб.: Изд-во Речь, 2003. -  С. 101 – 105. 

 

Критерии оценки программы эмпирического исследования 

№ 

п/п 

 

Критерии  оценки 

Баллы 

  

Соответствие темы исследования проблематике курса 

Грамотная 

формулировка 

целей, 

задач, 

гипотез 

исследования 

Выбранная  тема  исследования  является  актуальной  и 

практически значимой  

Грамотно подобран психодиагностический инструментарий 

 

140 

Наличие списка литературы по заявленной теме   

 

Итого 

10 

(максимально 

возможная оценка) 

Данная  форма  работы  предлагается  студентам  при  изучении  раздела  2  («Технологии 

диагностики  толерантности»),  тема  исследования  выбирается  студентами  самостоятельно,  но 

обсуждается  на  соответствующем  практическом  занятии  с  преподавателем  и  другими 

студентами.  

Если  составление  программы  эмпирического  учебного  исследования  является 

обязательным  условием  для  прохождения  текущей  и  промежуточной  аттестации,  то 

проведение  учебного  исследования  –  это  возможность  получить  дополнительные, 

поощрительные баллы, не входящие в основной перечень.   

 

Критерии оценки отчета о проведенном эмпирическом исследовании 

№ 

п/п 

 

Критерии  оценки 

Баллы 

  

Соответствие темы исследования проблематике курса 

Выбранная  тема  исследования  является  актуальной  и 

практически значимой  

Адекватность  использованных  методов  поставленным 

целям и задачам 

Достоверность выводов 

Глубина интерпретации результатов 

Использование  разнообразных  источников,  в  том  числе 

зарубежных 

Соблюдение этики цитирования 

Оригинальность  исследовательского  замысла  и  средств  его 

воплощения 

Хорошее  оформление  работы,  наличие  иллюстративного 

материала 

10 

Наличие  практических  рекомендаций  по  результатам 

исследования 

 

Итого 

20 

(максимально 

возможная оценка) 

 

Однако, выполнение данного задания может быть зачтено и в качестве третьей составляющей 

комплексного тестирования, равно как и  тех заданий, критерии оценки которых указаны ниже. 

Разработка  варианта  культурного  ассимилятора  или  комплекса  упражнений  для  тренинга 

толерантности    являются  альтернативными  заданиями  и  для  текущей  аттестации  студенту 

предоставляется право выбрать одно из них. 
 

Критерии оценки разработанного варианта культурного ассимилятора 

№ 

п/п 

 

Критерии  оценки 

Баллы 

  

Наличие  описания  достаточного  количества  проблемных 

ситуаций (не менее четырех) 

Наличие  достаточного  количества  вариантов  объяснений 

каждой 

ситуации 

(одного 

правильного 

и 

трех 

неправильных) 

Наличие достаточно подробных комментариев к ответам 

Корректность ситуаций 

 

141 

Глубина знакомства автора с описываемой культурой   

 

Итого 

10 

(максимально 

возможная оценка) 

 
 

Задание  по  разработке  собственного  варианта  культурного  ассимилятора  дается 

студентам  при  изучении  раздела  4  («Социально-психологический  тренинг  как  технология 

формирования  толерантности»),  после  всестороннего  ознакомления  с  данным  методом  на 

лекционных и практических занятиях.  
 

Критерии оценки подбора упражнений для тренинга толерантности 

№ 

п/п 

 

Критерии  оценки 

Баллы 

  

Соответствие  целей  проведения  упражнений  проблематике 

курса 

 2 

Наличие  описания  целевой  аудитории  для  проведения 

упражнений 

Наличие описания этапов проведения упражнений 

Наличие 

описания 

необходимых 

материалов 

и 

оборудования 

Наличие  описания  возможных  трудностей,  возникающих 

при проведении упражнения   

Указание 

источников, 

из 

которых 

заимствованы 

упражнения  

 

Итого 

10 

(максимально 

возможная оценка) 

  

Данное задание предлагается студентам после знакомства с таким методом подготовки к 

эффективному межкультурному, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию, 

как общекультурный и культурно-специфический тренинг (в рамках изучения раздела 4). 
 

Материалы для комплексного тестирования 
 

Задания  первой  категории  сложности  (примеры)  –  за  каждый  правильный  ответ 

начисляется 1 балл (всего 10 баллов) 
1. 

Исследованием  черт  толерантной  личности  занимался  (подчеркните  необходимое): 

В.Лекторский, Г.Оллпорт, В. Соловьев, П.Николсон, Б.Риэрдон.   

2. 

Концепцию авторитарной личности предложил: а) У. Липпманн   б) Д. Катц   в) 

С. 

Милгрэм    г) Т. Адорно       д) Г.Оллпорт   

3. 

Норма  этнической  идентичности  предполагает  позитивную  идентификацию  со  своей 

этнической группой в сочетании с толерантностью….   

4. 

В  основе  феномена    этноцентризма  лежит  социально-психологический  механизм  

ингруппового фаворитизма.. 

5. 

Юдофобия  –  это:  а)  синоним  ксенофобии      б)  синоним  антисемитизма    в)  синоним 

интолерантности г) синоним предрассудка 

6. 

Технику культурного ассимилятора предложил: а) Г.Триандис  б) Г.Оллпорт  в) Э.Аронсон  

г) Г.Бардиер   

7. 

Крайней формой выражения интолерантности на межгрупповом уровне является…геноцид 

(истребление). 

 

142 

8. 

Интерпретация  поведения  и  результатов  деятельности  другого  (других)  на  основе  его 

группового  членства  называется:  этноцентризмом,  интолерантностью,  социальной 

каузальной атрибуцией, стереотипизацией. 

9. 

Какие  типы  этнической  идентичности  предполагают  наибольшую  интолерантность? 

Моноэтнический, 

моноэтнический 

гипер-трансформированный, 

биэтнический, 

этнонигилистический, этноиндифферентный, маргинальный. 

10. 

Какие  методы  диагностики  толерантности  повзоляют  избежать  эффекта  Розенберга  и 

эффекта  социальной  желательности?    Приведите  примеры.  Невербальные  или  

проективные методики 

Задания  второй  категории  сложности  (задачи)  –  за  каждый  полный  правильный  ответ 

начисляется 2 балла (всего 10 баллов) 
1. 

Объясните,  как  связаны  между  собой  такие  понятия  как  стереотип,  дискриминация, 

насилие, предубеждение. 

2. 

Каким образом метод мозаичного класса ослабляет предрассудки? 

3. 

Проективная  ситуация.    Представьте,  что  вы  находитесь  в  маршрутном  такси  и  слышите 

следующее  высказывание  от  соседа-пассажира:  «Все  водители  маршруток  –  чурки, 

понаехали эти нахрапистые мигранты и отбирают у русских людей работу».  Попробуйте 

ослабить  высказанный  предрассудок  с  помощью  известных  вам  коммуникативных 

стратегий.   

4. 

К вам обратился за консультацией школьник 6 класса со следующей проблемой: «Во дворе 

живет чернокожий мальчик. Его папа - из Нигерии. Ученик с ним подружился. Но его папа 

узнал и не хочет, чтобы он общался с негром, потому что это – опасно». Обозначьте этапы 

индивидуальной психологической консультации, дайте соответствующие рекомендации.  

5. 

Какие технологии диагностики толерантности можно использовать для предварительного и 

итогового тестирования в тренинге толерантности? 

 

Задания третьей категории сложности – всего 20 баллов 
 

В  качестве  заданий  третьей  категории  сложности  по  желанию  студента  могут  выступать 

следующие разработки (при условии, что они не были учтены при текущей аттестации): 

1. Отчет о результатах проведенного учебного исследования 

2. Представление программы тренинга толерантности 

3. Представление собственного варианта культурного ассимилятора. 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

143 

Обобщенная балльно-рейтинговая система оценки знаний 

по курсу «Толерантность как социально-психологический феномен: технологии 

диагностики и формирования» 

Формы работы 

Начисленные 

баллы 

I

. Оценка преподавателем результатов учебной деятельности 

(текущая аттестация) 

1.Посещение занятий (1 балл за каждое занятие) 
 

15 баллов 
 

Выполнение  диагностических  заданий  (2  балла  за  знакомство  с 

каждой методикой) 

 

(всего  не  менее 

10) 

2.Выполнение  плана самостоятельной работы: 
 

 

подготовка доклада 

 

5 баллов 
 

 

написание эссе по теоретическому материалу 

5 баллов 
 

 

 

конспектирование литературы по курсу  

 

 

5 баллов 
 

 

разработка  программы  эмпирического  исследования  по 

проблематике курса 

 

10 балов 
 

 

Методические задания, предлагаемые студенту на выбор: 

ботка собственного варианта «культурного ассимилятора» 

 

ботка комплекса упражнений  для тренинга толерантности 

 

 

10 баллов 
 
 

10 баллов 
 

Итого: 
 

60 баллов 

II

. Комплексное тестирование 

 

 

Итого:                                                                    40 баллов 

Всего: 
 

100 баллов 

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

144 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..