Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 8

 

 

клиентом в любом случае необходимо  учитывать культурно-специфичные ценности клиента, 

уметь видеть ситуацию в рамках его (или ее) этнической картины мира. 

Второе  лекционное  занятие  посвящено  методам,  этапам  и  этическим  аспектам 

психологического  консультирования.  Здесь  необходимо  осветить  основные  подходы  к 

психологическому  консультированию,  существующие  в  рамках  наиболее  широко  известных 

направлений  современной  психологии:  бихевиоризма,  психоанализа,  когнитивизма  и 

гуманистической  психологии.  Важно  познакомить  студентов  с  основными  идеями 

переоценочного  консультирования  Х.Джекинса,  на  материале  которого  построено 

большинство упражнений, знакомство с которыми будет осуществлено в практической части 

освоения  темы.  Описываются  основные  этапы  консультирования:  установление  контакта, 

прояснение  проблемы  клиента,  заключение  психотерапевтического  контракта,  работа  над 

проблемой  клиента,  завершение  работы,  определение  эффективности  психологического 

консультирования.  Особое  внимание  преподаватель  должен  уделить  этическим  правилам 

работы 

психолога-консультанта, 

показать 

их 

значимость 

для 

эффективности 

консультирования.  

На  практических  занятиях  студенты  знакомятся  с  конкретными  технологиями 

психологического консультирования в области формирования толерантности.  

Для  проведения  занятий  желательно  особым  образом  организовать  пространство: 

студентам лучше сесть в круг, так чтобы каждый мог видеть каждого.  

Среди используемых форм работы необходимо отметить следующие: 

Работа всей группой. Работа всей группой используется в трех различных ситуациях: 

информирование студентов, дискуссия, подведение итогов работы («круг») после выполнения 

отдельных заданий или в всего занятия. 

Работа в малых группах. Используются следующие варианты работы: ролевая игра, 

творческие задания, группы поддержки. 

Работа в парах, в ходе которой каждый участник по очереди отвечает на вопрос, 

предложенный преподавателем. 

Индивидуальная работа может проходить в виде учебно-терапевтической демонстрации 

или в виде внутренней работы студентов.  

Опишем  конкретные  виды  учебной  деятельности,  применяемые  на  практических 

занятиях по данной теме. 

Занятие  по  теме  «Техники  психологической  работы  с  различными  проявлениями 

интолерантности» 

Цель  данного  занятия  –  познакомить  студентов  с  технологиями  психологической 

работы с такими проявлениями интолерантности, как этнические стереотипы и предрассудки, 

подавление по признаку расы и этничности. 

Опишем те упражнения, которые могут использоваться при освоении данной темы. 

 

ДЕСЯТЬ «ЗА» И ДЕСЯТЬ «ПРОТИВ» ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ 

ЦЕЛЬ  –  осознание  роли  этнических  стереотипов  в  социальной  жизни  современного 

общества 

ВРЕМЯ – 20 мин. 

МАТЕРИАЛЫ  

Листы бумаги и ручки по количеству малых групп 

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 

Владение  информацией  об  этнических  стереотипах,  навыки  использования  активных 

методов обучения. 

ПРОЦЕДУРА 

Этап  1.  Ведущий  повторяет  с  участниками  понятие  «этнический  стереотип», 

рассматривает примеры этнических стереотипов. 

Этап 2. Участникам дается задание в течение 5-7 минут составить два списка. В первом 

должно содержатся десять пунктов в поддержку этнических стереотипов (10 «за»), во втором 

 

113 

списке – десять пунктов, указывающих на негативные последствия существования этнических 

на  индивидуальном,  межличностном,  межгрупповом  и  социальном  уровнях.  Студенты 

разбиваются на группы по 4-6 человек и выполняют задание. 

Этап  3.  Каждая  группа  представляет  результаты  своей  работы.  Преподаватель 

анализирует и обобщает высказывания участников. 

   

«СУД НАД ЭТНИЧЕСКИМ СТЕРЕОТИПОМ» 

ЦЕЛЬ – осознание и трансформация индивидуальных ЭТНИЧЕСКИХ стереотипов. 

ВРЕМЯ – 90 мин 

МАТЕРИАЛЫ:Доска, мел, ватман, фломастеры (1 набор), цветная бумага, ножницы.   

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО:  

Навыки  групповой  работы  c  использованием  активных  методов  обучения,  навыки 

психологического консультирования групп. 

ПРОЦЕДУРА 

Этап  1.  Участникам  предлагается  назвать  как  можно  больше  примеров  этнических 

стереотипов  и  предубеждений.  Процедура  проходит  по  принципу  «мозгового  штурма». 

Предварительно  ведущий  напоминает  участниками  основные  правила  его  проведения  – 

каждый  участник  свободно  высказывается,  все  высказанные  идеи  принимаются  и  не 

критикуются. Называемые участниками стереотипы записываются на доске и формулируются 

обобщенно, короткими фразами: «все русские - …», «евреи всегда…» и т.д.. 

Здесь  более  эффективным  будет  попросить  участников  называть  те    представления  и 

стереотипы,  которые  вызывают  у  них  наибольший  эмоциональный  отклик.  Таким  образом 

выполнение упражнения приобретает более личностный характер и в большей степени будет 

способствовать осознанию и трансформации индивидуальных этнических стереотипов. 

Этап 2. Участникам предлагается выбрать этнический стереотип, который наиболее для 

них  значим,  либо  вызывает  наибольший  протест.  С  этой  целью  проводится  голосование: 

каждый участник получает по 4-6 голосов (в зависимости от количества членов группы), далее 

он свободно распределяет их между вариантами стереотипов, выписанными на доске – может 

отдать все голоса одному  «стереотипу» или разделить по несколько голосов  между разными 

«стереотипами».  Стереотип,  набравший  наибольшее  количество  голосов,  становится 

«обвиняемым» на «Суде». 

Этап  3.  Участники  вытягивают  карточки  с  названиями  ролей  (Прокурор,  Адвокат, 

Присяжный). Таким образом, образуются три группы – обвинители (Прокуроры), защитники 

(Адвокаты) и Присяжные (по численности данная группа должна быть в полтора раза меньше 

двух предыдущих). Прокуроры и Адвокаты в течение 15-20 минут готовят свое выступление: 

придумывают  речь,  создают  образы  вымышленных  или  реальных  свидетелей,  которые  бы 

подтверждали их позицию. Присяжные разрабатывают критерии оценки выступлений, а также 

с  помощью  ватмана,  фломастеров,  цветной  бумаги  и  других  средств  создают  образ 

«Обвиняемого», творчески изображают выбранный для «Суда» этнический стереотип. 

Этап  4.  Участники  располагаются  в  помещении:  Адвокаты  и  Прокуроры  полукругом 

друг напротив друга, в центре полукруга судья (обычно его роль берет на себя преподаватель), 

замыкают  круг  присяжные,  которые  сидят  в  некотором  отдалении.  Процедура  проведения 

«Суда»  носит  достаточно  схематичный  характер.  «Судья»-ведущий  произносит  небольшую 

вступительную  речь,  затем  присяжные  представляют  «Обвиняемого».  Первой  выступает 

группа  Прокуроров:  они  зачитывают  «обвинительную  речь»  и  представляют  «свидетелей». 

Адвокаты  задают  вопросы  «свидетелям».  Второй  выступает  группа  Адвокатов:  они 

представляют  свою  речь  в  защиту  «обвиняемого»  стереотипа  и  представляют  «свидетелей». 

Прокуроры задают вопросы «свидетелям защиты». Далее Прокуроры и Адвокаты выступают с 

заключительными  речами  (данная  процедура  является  не  обязательной,  достаточным  может 

быть  обобщение  в  конце  выступления  сторон,  после  выступления  «свидетелей»).  Затем 

Присяжные в течение 5-10 минут обсуждают услышанное и выносят «приговор», («виновен» 

или «не виновен»), а также сообщают, почему они приняли подобное решение.  

 

114 

Этап 5. В заключении проводится подведение итогов. Участники в свободном порядке 

делятся на группы по 4-5 человек (либо собираются в общий круг) и обсуждают следующие 

вопросы: какие мысли и чувства вызвал у меня «Суд»? Чем была полезна подобная работа? С 

какими трудностями я столкнулся в процессе данной работы?      

КОММЕНТАРИИ 

Суда  над  этническим  стереотипом  можно  назвать  одной  из  форм  организации 

дискуссии. Данная форма работы позволяет максимально противопоставить противоположные 

точки зрения, выявить и озвучить все плюсы и минусы обсуждаемого феномена. 

Подобная работа, особенно в силу того, что по заданию ведущего участники выбирают 

стереотипы,  вызывающие  у  них  наибольший  протест,  может  задеть  их  глубинные  эмоции  и 

чувства. Для того, чтобы частично снять возможное эмоциональное напряжение, по окончанию 

«Суда»  участники  разбиваются  на  группы,  где  они  могут  поделиться  возникшими  у  них 

мыслями  и  чувствами.  Также  эффективным  является  проведение  какой-либо  подвижной  и 

веселой игры, где участники смогли бы много посмеяться по окончании «Суда».  

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО 

ПРИЗНАКУ ЭТНИЧНОСТИ ИЛИ РАСЫ  

ЦЕЛЬ  –  осознание  имеющегося  опыта  дискриминации  по  признаку  этнической  или 

расовой,  конфессиональной  принадлежности,  разрядка  связанных  с  дискриминацией  чувств, 

получение эмоциональной поддержки. 

ВРЕМЯ – 30 - 40  мин. 

МАТЕРИАЛЫ: Часы или таймер для контроля за временем. 

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО 

Знание  основных  понятий  переоценочного  консультирования  Х.Джекинса,  навыки  и 

опыт  индивидуального  психологического  консультирования  в  рамках  гуманистической 

парадигмы. 

ПРОЦЕДУРА 

Этап  1.  Ведущий  обсуждает  с  участниками  понятия  «подавление»,  «дискриминация», 

«дискриминация  по  признаку  этничности  или  расы»,  просит  привести  примеры  такой 

дискриминации, спрашивает, какие чувства испытывает человек в подобной ситуации.  

Этап  2.  Участниками  предлагается  в  парах  выполнить  упражнение,  для  чего  они 

распределяют роли «клиента» и «консультанта». «Клиент» вспоминает и рассказывает своему 

«консультанту» о ситуациях, когда ему или ей приходилось сталкиваться с дискриминацией по 

признаку этничности или расы (это может быть как личный опыт, так и истории, связанные со 

знакомыми, друзьями, родственниками). По истечении 7 минут студенты меняются ролями. 

Этап 3. Студенты собираются вместе и рассказывают по одному случаю дискриминации 

по признаку этничности на большом круге. 

Этап  4.  Общее  обсуждение.  Студенты  делятся  своими  впечатлениями  от  выполнения 

упражнения, говорят о том, что дала им подобная работа.  

КОММЕНТАРИИ 

Перед  выполнением  упражнения  в  парах  важно  напомнить  участникам  основные 

правила,  выполнение  которых  необходимо  для  поддержания  атмосферы  психологической 

безопасности: «консультант» только слушает своего клиента, не дает советов, не перебивает, 

принимает  его  или  ее  безоценочно,  относится  к  клиенту  с  полным  вниманием.  Выполнение 

упражнения  иногда  вызывает  определенное  сопротивление  участников,  которое  может 

проявляться  в  том,  что  никакие  случаи  «не  вспоминаются»,  поэтому  здесь  важно  соблюдать 

временной регламент, не меняться ролями раньше времени, в отведенные семь минут человек 

может  просто  помолчать.  Однако  обычно  во  время  выполнения  задания  на  большом  круге 

какую-то ситуацию, связанную с подавлением по признаку этничности, могут вспомнить уже 

все  участники.  При  обсуждении  упражнения  важно  отметить,  что  подавление  зачастую 

настолько  прочно  входит  в  нашу  жизнь,  что  мы  даже  не  замечаем,  что  подвергаемся 

дискриминации.  Поэтому  само  осознание  того,  что  данная  ситуация  ненормальна  –  это 

 

115 

большой шаг вперед. Чтобы участники не слишком глубоко погружались в тяжелые чувства во 

время  выполнения  упражнения,  о  случаях  дискриминации  им  предлагается  рассказывать 

«легким тоном». 

  

МОЯ ПОБЕДА НАД ДИСКРИМИНАЦИЕЙ  

ЦЕЛЬ – работа с чувствами беспомощности, возникающими в связи с дискриминацией 

по признаку расы или этничности. 

ВРЕМЯ – 30 – 40  мин. 

МАТЕРИАЛЫ: Часы или таймер для контроля за временем. 

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО 

Знание  основных  понятий  переоценочного  консультирования  Х.Джекинса,  навыки  и 

опыт  индивидуального  психологического  консультирования  в  рамках  гуманистической 

парадигмы. 

ПРОЦЕДУРА 

Этап 1. Ведущий обсуждает с участниками вопрос о том, как мы реагируем на ситуации 

дискриминации по признаку этничности, всегда ли можем им противостоять, что нам мешает 

отстаивать  свои  права.  Ведущий  напоминает,  что  на  самом  деле  позитивный  опыт 

противостояния  дискриминации  есть  у  каждого  человека,  и  об  этом  опыте  необходимо 

помнить, это наши важнейшие внутренние ресурсы.  

Этап  2.  Участниками  предлагается  в  парах  выполнить  упражнение,  для  чего  они 

распределяют роли «клиента» и «консультанта». «Клиент» вспоминает и рассказывает своему 

«консультанту» о ситуациях, когда ему или ей удалось успешно противостоять подавлению по 

признаку этнической или расовой принадлежности, случаи своей победы над дискриминацией. 

Об  этих  случаях  нужно  рассказывать  подробно,  с  гордостью,  радостным  тоном,  каждая 

история  заканчивается  фразой  «Это  была  моя  победа,  я  горжусь  этим».  «Консультант» 

помогает «клиенту» поддерживать победный тон. По истечении 7 минут участники меняются 

ролями. 

Этап  3.  Участники  собираются  вместе  и  рассказывают  об  одной  из  своих  побед  на 

большом  круге.  Группа  радостно  встречает  каждую  историю,  поддерживая  рассказчика 

аплодисментами. 

Этап  4.  Общее  обсуждение.  Участники  делятся  своими  впечатлениями  от  выполнения 

упражнения, говорят о том, что дала им подобная работа.  

КОММЕНТАРИИ 

Данное  упражнение  лучше  выполнять  после  «Актуализации  опыта  переживания 

дискриминации по признаку пола».  

 

Я КАК ПОДАВИТЕЛЬ  

ЦЕЛЬ  –  осознание  механизмов  передачи  и  закрепления  системы  этнических 

стереотипов, собственной роли в данном процессе. 

ВРЕМЯ – 40 – 50  мин. 

МАТЕРИАЛЫ  

Часы или таймер для контроля за временем. 

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО 

Знание  основных  понятий  переоценочного  консультирования  Х.Джекинса,  навыки  и 

опыт  индивидуального  психологического  консультирования  в  рамках  гуманистической 

парадигмы. 

ПРОЦЕДУРА 

Этап 1. Ведущий обсуждает с участниками вопрос о том, каким образом существующая 

в обществе система подавления и дискриминации по признаку расы и этничности сохраняется 

и  передается  из  поколения  в  поколение.  Ведущий  напоминает,  что  внешний  подавитель 

превращается во внутреннего, мы начинаем поступать с другими людьми и самим собой так 

же,  как  поступали  с  нами.  Такое  подавление  не  обязательно  проявляется  в  действиях,  это 

 

116 

может  быть,  например,  чувство  осуждения  другого  человека  по  причине  того,  что  он 

принадлежит к другой расе, действует, исходя из иных культурных норма. 

Этап 2. Студентам предлагается разбиться на группы по три человека. Каждому дается 5 

минут  на  то,  чтобы  вспомнить  случаи,  когда  он  или  она  подавляли  другого  человека  или 

самого себя по признаку этничности или расы.  

Этап  3.  Общее  обсуждение.  Участники  делятся  своими  впечатлениями  от  выполнения 

упражнения, говорят о том, что дала им подобная работа.  

КОММЕНТАРИИ 

Данное упражнение можно выполнять только после проведения работы над чувствами, 

связанными  с  переживанием  опыта  собственного  подавления  по  признаку  этничности 

(упражнения  «Актуализация  опыта  переживания  дискриминации  по  признаку  этничности»  и 

«Моя  победа  над  дискриминацией»);  невыполнение  данного  условия  приведет  к 

формированию у участников деструктивного чувства вины. 

 

МИР БЕЗ ЭТНИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА  

ЦЕЛЬ – осознание возможности выхода за пределы этнических стереотипов, работа с 

чувствами беспомощности, возникающими в ситуациях подавления по признаку пола. 

ВРЕМЯ – 40-50 мин. 

МАТЕРИАЛЫ: Листы ватмана, наборы цветных карандашей, фломастеров или 

маркеров (по числу малых групп). 

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО 

Владение знаниями по психологии этнических отношений, навыки использования 

активных методов обучения. 

ПРОЦЕДУРА 

Этап  1.  Участники  разбиваются  на  малые  группы  по  4  –  6  человек.  Каждой  группе 

предлагается  помечтать  о  мире,  в  котором  не  существует  этнического  неравенства, 

дискриминации, подавления по признаку расы и других видов дискриминации. Группа создает 

проект, модель такого мира и представляет эту модель на листе ватмана. На работу в малых 

группах отводится по 15 – 20 минут. 

Этап 2. Презентация работ малых групп. Каждая малая группа представляет свой проект 

и рассказывает о нем всем остальным участникам, которые могут задавать вопросы. 

Этап  3.  Общее  обсуждение.  Участники  делятся  своими  впечатлениями  от  выполнения 

упражнения.  
  

Тема  4.  Социально-психологический  тренинг  как  метод  формирования  толерантности. 

Изучение  этой  темы  предусматривает  проведение  одного  лекционного  и  одного 

практического занятия. 
         

В рамках данной темы предусмотрены два лекционных и три практических занятия. На 

лекции  по  теме  «Социально-психологический  тренинг  как  метод  формирования 

толерантности»  предполагается  рассмотрение  социально-психологического  тренинга  как 

одного  из  типов  обучающих  и  развивающих  программ  по  формированию  толерантных 

установок.    В  ходе  лекции  необходимо  обозначить  виды,  цели,  задачи  и  методы  социально-

психологического тренинга.  Структура тренинга.  Особое внимание следует уделить структуре 

тренинга  и  созданию  предметного  содержания.    Анализ  индивидуально-личностных 

особенностей участников тренинга – это неотъемлемая часть групповой работы.  Необходимо 

обозначить  распределение  основных  групповых  ролей  (роли,  связанные  с  решением  задач  и 

оказанием  поддержки).  Особое  внимание  следует  уделить  оценке  эффективности  тренинга 

(методы  обратной  связи,  анкетирование).    Социально-психологический  тренинг представляет 

собой  набор  методов  активного  обучения.    Классическими  методами  являются  групповые 

дискуссии (анализ конкретных ситуаций, «мозговой штурм», групповой самоанализ) и ролевые 

игры.  Разбор конкретных методов проводится в ходе практических занятий по темам «Тренинг 

 

117 

толерантности»,  «Методы  ослабления  предрассудков:  «мозаичный  класс»  и  ролевая  игра», 

«Культурный ассимилятор: техника повышения межкультурной сензитивности».  

  

Особое  место  среди  тренингов  толерантности    занимают    тренинг  этнокультурной 

компетентности и тренинг по преодолению мигрантофобии (Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У.). 

Широко  известны  две  основные  формы  тренингов:  общекультурный  и  культурно-

специфический.    Общекультурный  тренинг  направлен  на  осознание  самого  себя 

представителем группы или культуры.  В данном тренинге происходит ознакомление с такими 

явлениями как ценности, авто- и гетеро-стереотипы, этническая идентичность и этноцентризм.  

Культурно-специфический  тренинг  ставит  своей  целью  обучить  представителей  этнических 

групп эффективному взаимодействию друг с другом.  В процессе такого тренинга проводятся 

групповые дискуссии и ролевые игры, предлагаются кросс-культурные ассимиляторы, которые 

не  только  помогают  участникам  научиться  интерпретировать  причины  поведения 

представителей других культур, но и способствуют развитию толерантных установок.  
          

На  первом  практическом  занятии  по  данной  теме  можно  использовать  тренинговые 

упражнения  из  программ  тренингов  толерантности  (Н.М.  Лебедева,  О.В,  Лунева,  Т.Г. 

Стефаненко  Тренинг этнической толерантности для школьников.  М., 2004.  Солдатова Г.У., 

Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.  Жить в мире с собой и с другими.  Тренинг толерантности для 

подростков  //  Солдатова  Г.У.,  Москва:  Генезис,  2001.  Солдатова  Г.У.,  Шайгерова  Л.А., 

Макарчук  А.В.,  Хухлаев  О.Е.,  Щепина  А.И.  Позволь  другим  быть  другими:  тренинг 

толерантности  для  подростков  по  преодолению  мигрантофобии.  –  М.,  2002.  Фопель  К.  

Сплоченность и толерантность в группе. М., 2003). Ниже приводятся некоторые из них. 
 

Упражнение "Лукошко"(Солдатова Г.У. и др.  Жить в мире с собой и с другими.  Тренинг 

толерантности  для  подростков  //  Солдатова  Г.У.,  Шайгерова  Л.А.,  Шарова  О.Д.    Москва: 

Генезис, 2001.) 

Цели

1. 

работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда; 

2. 

развитие фантазии, творческого мышления. 

Необходимое время: 10 минут. 

Материалы:  пакет,  в  котором  находится  большое  количество  различных  предметов:  мячик, 

кукла, авторучка и т. д.  

Процедура  проведения.  Участники  с  закрытыми  глазами  по  очереди  достают  по  одному 

предмету и связывают его с понятием толерантности. Например, участник, доставший мячик, 

может  сказать:  “Этот  предмет  круглый,  бесконфликтный,  к  тому  же  он  напоминает  земной 

шар, где все люди должны относиться друг к другу с пониманием”. 
 

Упражнение  "Эмблема  толерантности".  (Солдатова  Г.У.  и  др.    Жить  в  мире  с  собой  и  с 

другими.  Тренинг толерантности для подростков // Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова 

О.Д.  Москва: Генезис, 2001.) 

Цели:  

1. 

продолжение работы с определениями толерантности; 

2. 

развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. 

Необходимое время: 20 минут. 

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч. 

Процедура  проведения.  Ведущий  предлагает  каждому  из  участников  самостоятельно 

нарисовать  такую  эмблему  толерантности,  которая  могла  бы  печататься  на  суперобложках, 

политических документах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы 

участники  рассматривают  рисунки  друг  друга  (для  этого  можно  ходить  по  комнате).  После 

ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на 

основе  сходства  между  рисунками.  Важно,  чтобы  каждый  участник  самостоятельно  принял 

решение  о  присоединении  к  той  или  иной  группе.  Каждая  из  образовавшихся  под-1  групп 

должна  объяснить,  что  общего  в  их  рисунках,  и  выдвинуть  лозунг,  который  отражал  бы 

 

118 

сущность  их  эмблем  (об  суждение—  3—5  мин.).  Заключительный  этап  упражнения  - 

презентация эмблем каждой подгруппы. 

Во  время  второго  практического  занятия  по  данной  теме  студенты  знакомятся  с 

механизмами  ослабления  предрассудков:  осознание  и  признание  предрассудков;  контакт 

между  группами,  обладающими  равным  статусом  и  преследующими  общие  цели  («гипотеза 

контакта»); специальный метод кооперативного обучения («мозаичный класс»).   

В  ходе  практического  занятия  студенты  осваивают  вышеобозначенные  механизмы  при 

помощи активных методов обучения (ролевая игра, «техника обучения «мозаичный класс»). 

«Мозаичный  класс»  (“jigsaw  classroom”)  –  особый  способ  организации  деятельности  в 

группе,  повышающий  взаимозависимость  ее  членов.  Техника  кооперативного  обучения 

«мозаичный  класс»,  направленная  на  ослабление  предрассудков  была  разработана  Эллиотом 

Аронсоном и впервые применена в 1971 году в Техасе.   

Ролевая  игра  как  способ  расширения  опыта  членов  группы  (участников  тренинга) 

посредством  предъявления  им  неожиданной  ситуации,  в  которой  предлагается  принять 

позицию  (роль)  и  затем  способ,  который  позволит  привести  ситуацию  к  достойному 

завершению. Приведем описание ролевой игры, направленной на ослабление предрассудков. 

 

Ролевая игра «Предрассудки» 

Цель:    предоставить  участникам  возможность  убедиться  в  том,  что  ответный  отклик  на 

высказывание-предубеждение может ослабить предрассудки. 

Оснащение: списки с заданиями и сценариями. 

Перед  выполнением  упражнения  ведущий  дает  краткую  инструкцию: «Сейчас  мы  начнем 

ролевую  игру,  направленную  на  ослабление  предрассудков.    Это  сложное  задание,  так  как 

ответ  на  предубежденное  высказывание  вызывает  у  собеседника  враждебные  чувства  и 

заставляет  защищать  свою  позицию.    В  нашей  жизни  мы  довольно-таки  часто  слышим 

откровенно негативные высказывания о группе людей или ее представителе.  Как быть в такой 

ситуации?    Как  лучше  всего  ответить  предубежденному  человеку?    Согласно  последним 

исследованиям  в  области  предрассудков,  даже  одно  высказывание  против  предубеждения 

может  значительно  повлиять  на  реакцию  других  людей.    В  то  же  время,  принятие  и 

равнодушие по отношению к предрассудкам увеличивает количество предубежденных мнений. 

Конечно,  данные  исследования  не  говорят  нам  о  том,  как  нужно  отвечать.    Сегодня  мы 

попробуем  с  Вами  разные  подходы  и  оценим  их  результативность.  Сейчас  мы 

сконцентрируемся на отработке навыков, позволяющих снизить эмоциональное напряжение и 

ослабить  предрассудок.  В  этом  упражнении  есть  три  роли.    Каждый  из  участников  должен 

попробовать  себя  в  разных  ролях.    Это  роли  коммуникатора,  реципиента  и  наблюдателя.    У 

каждой роли есть свое задание.  Сейчас нам нужно разбиться на триады и разыграть сценарии, 

в  которых  один  человек  (коммуникатор)  высказывает  предрассудок,  а  другой  человек 

(реципиент) отвечает на него». 

Задания: 

Задание  коммуникатора:    Выберите  сценарий  (или  придумайте  высказывание

2

)  и  выскажите 

предубеждение. 

Задание реципиента: Отвечайте на высказанное предубеждение таким образом, чтобы ослабить 

предрассудок. 

Задача наблюдателя:  Предоставьте участникам обратную связь.  Скажите о том, как в целом 

проходила беседа, что было эффективным, а что – менее эффективным в диалоге. 

Примеры сценариев: 
1

.  Высказывание: Не нравятся мне цыгане, потому что они грязные попрошайки и воры. 

Коммуникатор: дядя 

Реципиент: племянник 

Место действия: дом, семейный праздник.   

   

 

119 

                                                 

2.  

Высказывание: Кавказцы-мусульмане – террористы, они всегда распространяли свою веру 

огнем и мечом. 

Коммуникатор: друг 

Реципиент:  друг 

Место действия: одна из улиц города, рядом находится ресторан кавказской кухни 
3.  

Высказывание: Евреи жадные: они захватили все банки и природные ресурсы (добычу 

нефти, газа, золота). 

Коммуникатор: подруга 

Реципиент: подруга 

Место действия: дома при просмотре программы «Новости» по телевизору 
4.  

Высказывание: Все водители маршруток – чурки, понаехали эти нахрапистые мигранты и 

отбирают у русских людей работу. 

Коммуникатор: пожилая женщина 

Реципиент: девушка 

Место действия: маршрутное такси 

Ход работы.  После ознакомления с инструкцией каждой микрогруппе раздаются сценарии и 

задания  для  того,  чтобы  каждый  из  участников  попробовал  себя  в  разных  ролях.  Ведущему 

следует  сказать  о  том,  что  после  того,  как  реципиент  ответил  на  предубежденное 

высказывание,  у  участников есть 5-10 минут на дальнейшее развитие диалога.  Наблюдатель 

дает обратную связь после каждого разыгрывания ролей.   

Далее группы разыгрывают роли (20-30 минут).  

Затем следует дискуссия.   

Вопросы для групповой дискуссии: 

• Легко или трудно было высказываться против предрассудка? 

• Удалось ли Вам избежать конфликта? 

• Какое ответное высказывание более эффективно?   

• Как лучше всего отвечать – немедленно или выдержать паузу?   

• Когда более эффектно звучит ответ – в общественном месте или частной беседе?  

• В каких ситуациях было легче переубедить человека? 

• Сможете ли Вы теперь вмешаться в подобную ситуацию (с друзьями, членами семьи и 

незнакомцами)? 

 

Примечание.  Дискуссия на эту тему всегда  носит эмоциональный характер.  Многие 

участники осознают насколько трудно переубедить другого человека.  Кроме того, результатом 

этого упражнения может быть список возможных коммуникативных стратегий, ослабляющих 

предрассудки. 

Вот некоторые примеры стратегий: 
1. 

Вместо  того  чтобы  открыто  высказать  свое  мнение  в  форме  утверждения,  задайте 

коммуникатору вопрос.  Используйте следующий вопрос: «Вы думаете таким образом обо 

всех представителях этой группы?» 

2. 

Можно  использовать  когнитивный  диссонанс  для  изменения  позиции  коммуникатора.  

Пример подобной стратегии:  «Мне  удивительно слышать такое от тебя.  Я всегда думал 

(а), что ты открытый (свободный от предрассудков) человек». 

3. 

Скажите коммуникатору о своих чувствах, а не о том, как он должен себя вести.  Например, 

вместо  фразы  «Ты  не  должен  говорить  так»  скажите  «Меня  очень  огорчает  (печалит, 

волнует) подобное высказывание».  Другие примеры:  «Мне неприятно слышать подобное», 

«Меня  оскорбляет  такое  высказывание».    Фразу  «Ты  не  должен  говорить  так»  можно 

оспорить, а Ваши чувства – никогда! 

 
          

На третьем практическом занятии в рамках данной темы  рассматривается  культурный 

ассимилятор  как  техника  повышения  межкультурной  сензитивности.  Техника  «культурный 

ассимилятор»  была  предложена  Г.Триандисом  и  успешно  используется  в  тренинге 

этнокультурной  компетентности.    Ряд  отечественных  авторов  (Стефаненко  Т.Г.,  Лебедева 

 

120 

Н.М.,  Лунева  О.В.)  в  программы  тренинга  этнической  толерантности  включают  технику 

культурного  ассимилятора.    Данное  практическое  занятие  знакомит  студентов  с  примерами 

культурных  ассимиляторв  (отечественных  и  зарубежных  авторов)  и  обозначает  структуру 

создания  культурных  ассимиляторов.    При  ознакомлении  с  данной  техникой  преподаватель 

может организовать работу в микрогруппах по типу ролевой игры, когда каждая из микрогрупп 

получает задание разыграть соответствующую ситуацию. 
             

Ниже приводится пример культурного ассимилятора. (Источник: Берри Дж., Пуртинга 

А., Сигалл М., Дасен П.  Кросс-культурная психология. Харьков, 2007). 
 
 
 

Энергичный преподаватель 

По  окончании  колледжа  с  дипломом  специалиста  по  обучению  английскому  языку  (с 

испанским  как  вторым  языком)  Рик  Мейерс  занял  место  преподавателя  английского  языка  в 

довольно большой и прогрессивной школе смешанного типа в столице штата Юкатан Мериде, 

Мексика.  Он познакомился с руководителем объединения преподавателей языка во время тура 

по Мексике на весенних каникулах и чувствовал себя весьма свободно при общении с ним.   
 

Желая  начать  новый  учебный  год,  как  положено,  Рик  потратил  много  времени  на 

подготовку материалов к урокам и на дополнительные занятия с учащимися.  Казалось, что он 

всегда делал что-то, связанное со школой, часто завтракал и проводил свободное время после 

занятий с небольшими группами учащихся.   
 

Хотя  его  отношения  с  учащимися  улучшались,  после  нескольких  первых  недель  Рик 

заметил холодность и отчужденность со стороны его коллег-учителей.  Его редко приглашали в 

компании после  школы  и на  выходные  дни,  не  желали  общаться  с  ним  в  свободное  время  в 

школе.  Не зная, как поступить, Рик все больше замыкался в себе, чувствуя себя одиноким и 

отвергнутым. 
 

Какова основная причина беспокойства Рика? 

 

1. 

Для преподавателей в Мексике не характерно уделять так много личного внимания 

учащимся. 

2. 

Рик не уделял необходимое время общению с коллегами-преподавателями. 

3. 

Другие преподаватели были обижены, так как Рику учащиеся уделяли больше 

внимания. 

4. 

Рик ожидал, что его воспримут как специалиста.  Когда этого не случилось, он был 

разочарован тем, что его таланты не нашли применения. 

 

Объяснения: 

Хотя  наш  пример  предполагает  это  утверждение  как  возможное,  собственный  опыт  автора 

демонстрирует  противоположное.    Особенно  в  больших  и  прогрессивных  школах  контакты 

между преподавателями и  учащимися довольно частые, и их по многим причинам ожидают.  

Пожалуйста, выберите еще раз. 

Это  лучший  ответ.    Хотя  он  и  был  квалифицированным  в  педагогической  деятельности  и 

весьма  успешным в работе, отношения Рика с персоналом были минимальными.  Во многих 

местах  уровень  социализации  с  другими  людьми  имеет  решающее  значение.    Несмотря  на 

желание  большинства  американцев  выполнить  задание  эффективно и  хорошо,  следует  также 

уделять  внимание  социальным  нормам  и  ожиданиям  коллег,  чтобы  гарантировать  успех  на 

рабочем месте. 

В  рассказе  нет  никакого  указания  на  то,  что  учащиеся  отзывались  на  что-то  большее,  чем 

искренне предложенные Риком время и помощь.  Есть лучший вариант ответа.  Пожалуйста, 

выберите еще раз. 

 

121 

Хотя это может показаться причиной проблем для некоторых людей в определенных ситуация, 

нет  никаких  признаков  того,  что  это  является  проблемой  для  Рика.  Есть  лучший  вариант 

ответа.  Пожалуйста, выберите снова. 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 

 

Самостоятельная работа студентов

   

При  освоении  настоящего  курса  студент  должен  овладеть  навыками  проведения 

учебного исследования.  Разработка и проведение студентами учебного исследования является 

одной  из  основных  форм  самостоятельной  работы,  имеющей  своей  целью  закрепление 

учебного материала и в целом формирование исследовательских умений и навыков.  

  

Предполагается,  что  в  ходе  практических  занятий  студенты  совместно  разработают 

программу исследования на предложенную преподавателем тему (с участием и под контролем 

преподавателя).  В  ходе  самостоятельной  работы  каждый  из  них  или  в  составе  небольшой 

группы  (2-3  человека)  уже  сами  составят  программу,  пользуясь  методическими  указаниями, 

полученными в ходе практических занятий. 

Второй  этап  предполагает  выбор  стандартизированных  методик  для  исследования 

проблемы  и  разработку  собственного  инструментария  (опросного  листа  или 

стандартизированного  интервью).  Подобно  разработке  программы  сначала  обсуждение  и 

составление методик осуществляется на практических занятиях, а затем  уже каждый студент 

самостоятельно  или  в  составе  небольшой  группы  проводит  аналогичную  работу  уже  по 

собственной теме. 

Третий  этап  предполагает  проведение  исследования.  Учитывая  социально-

психологический характер курса и самого исследования, предусматривается опрос не менее 30 

испытуемых с учетом половозрастных или иных критериев отбора.  

  

И,  наконец,  на  четвертом  этапе  после  обработки  результатов  студенты    составляют 

аналитические  записки  с  интерпретацией  данных,  полученных  в  ходе  исследования, 

предполагающие  включение  в  текст  таблиц,  гистограмм  и  подобного  иллюстративного 

материала.      Поощряется  собственное  составление  инструментария,  высокое  качество 

математической обработки, глубина и продуманность при интерпретации полученных данных. 

Результаты исследования обсуждаются на практических занятиях. Проведение исследование и 

его качество учитывается при текущей или промежуточной аттестации студента.    Критерии 

оценки данных форм самостоятельной работы приведены в материалах   текущей аттестации.  

  

Материалы для самостоятельной работы 

Тема 1. Толерантность как социально-психологический феномен 

Конспектирование 

1. 

Асмолов А.Г.  Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в 

общественном сознании России.  М., 1998. 

2. 

Кон И.С. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости.  Минск: 

Харвест, 1998. - С. 5 – 47. 

3. 

Агеев  В.С.  Межгрупповое  взаимодействие:  социально-психологические  проблемы.  М., 

1990. С. 135–152. 

4. 

Оллпорт  Г.  Природа  предубеждения  \\  Век  толерантности:  научно-публицистический 

вестник/ Под ред А.Г.Асмолова, вып.5, М.,2003. 

 

Примерные темы для сообщений, докладов, рефератов 

 

1.Мигрантофобия

 

122 

(Литература:  Солдатова  Г.,  Шайгерова  Л.    Толерантность  как  способ  взаимной  адаптации 

местного  населения  и  вынужденных  мигрантов    //    Век  толерантности:  Научно-

публицистический вестник.  М., 2001. №5. Бондырева С.К., Колесов Д.В.  Миграция (сущность 

и явление).  Москва-Воронеж: Изд.-во Московского психолого-социального института, 2004. – 
29

6 с. Дятлова Е.В.  Опыт длительного проживания иностранных мигрантов в России: китайцы 

в  Сибири  //  Психология  беженцев  и  вынужденных  переселенцев:  опыт  исследований  и 

практической работы. Под ред. Г.У. Солдатовой. – М.: Смысл, 2001. С. 192 – 207.  Психология 

беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. 

Г.У. Солдатовой. – М.: Смысл, 2001. – 279 с.) 

2. Религиозная нетерпимость: 

(Литература:  А.  Верховский.  Религиозная  ксенофобия:  межконфессиональный  и 

внутриконфессиональный аспекты //  Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной 

России.  Москва:  Московская  Хельсинская  группа,  2002.  Версия  размещена  в  Интернет: 

http://mhg.ru/publications/1600B78

.  Евстигнеева  Ю.  Собкин  В.    Особенности  проявления 

конфессиональной толерантности в подростковой субкультуре //  Век толерантности: Научно-

публицистический  вестник.    М.,  2001.  №6.    Хомяков  М.  Б.    Проблема  толерантности  в 

христианской философии.  Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. Толерантность/ Общ. Ред. М.П. 

Мчедлова.  Москва:  Республика,  2004.  –  416  с.  Глава  7.    Веротерпимость  –  основа 

межрелигиозного согласия.) 
 

3.Антисемитизм. 
(

Литература: Гудков Л.  Ксенофобия и антисемитизм в постсоветской России  // Нетерпимость 

в России: старые и новые фобии.  Под ред. Витковской Г. И Малашенко А.  М.: Московский 

центр  «Карнеги»,  1999.Карабчиевский  Ю.    Народный  аттракцион  «Борьба  с  евреем»  //  

Психология  национальной  нетерпимости:  Хрестоматия  //  Сост.  Ю.В.  Чернявская.  -  Минск, 
1998.  - 

С.  457  -  486.    Рабинович  В.  Евреи  и  иркутское  общество  //  Нетерпимость  в  России: 

старые  и  новые  фобии.    Под  ред.  Витковской  Г.  И  Малашенко  А.    М.:  Московский  центр 

«Карнеги»,  1999.  Хоркхаймер  М.,  Адорно  Т.    Психоанализ  антисемитизма    //    Психология 

национальной нетерпимости: Хрестоматия // Сост. Ю.В. Чернявская. - Минск, 1998. - С. 1  

 

Задание для самостоятельной работы 

Упражнение  «Работа  с  текстом».  Вы  должны  прочитать  работу  И.С.Кона    и  письменно 

ответить  на  вопросы  к  прочитанному  материалу    (Кон  И.С.  Психология  предрассудка  // 

Психология национальной нетерпимости.  Минск: Харвест, 1998. - С. 5 – 13.): 

1.    В  своей  статье  И.С.Кон,  иллюстрируя  предубеждения,  приводит  пример  из  сказки  Е. 

Шварца  (диалог  Ланцелота  и  Шарлеманя).    Подумайте  и  приведите  примеры, 

иллюстрирующие  предубеждения  против  чужаков  (из  Вашего  личного  опыта  /  опыта  др. 

людей, литературных источников, СМИ и т.п.) 

2.    Как  определяет  стереотип  И.С.Кон?  В  чем,  на  Ваш  взгляд,  специфика  этнического 

стереотипа? 

3.    Статья  И.С.  Кона  в  основном  рассматривает  примеры  этнических  стереотипов  в 

американской  культуре.    Как  Вы  считаете  существуют  ли  специфические  особенности  таких 

явлений  как  стереотипы/предубеждения  в  Российской  Федерации?  Если  да,  то  в  чем  их 

специфика? 

4.  В статье представлены различные определения предубеждения.  Сравните их и ответьте на 

вопрос:  отличаются  ли  эти  определения?    Согласно  приведенным  определениям,  каковы 

основные составляющие предубеждения/предрассудка? 

5.  И.С. Кон выделяет такой социально-психологический феномен как этноцентризм. Чем 

отличается этноцентризм от предубеждения? 
14 - 174.) 

 

123 

Сравнительный  анализ  подходов  к  анализу  толерантности.  Оформляется  в  форме 

заполнения  таблицы  «Подходы  к  пониманию  и  исследованию  толерантности»  на  основе 

самостоятельно изученной литературы. 

Название 

подхода 

Ученые-

исследователи 

Трактовка  понятия 

«толерантности» 

Методы 

исследования 

Результаты 

конкретных 

исследований 

 

 

 

 

 

 

В  процессе  работы  могут  быть  использованы    научные  тексты,  монографии,  статьи, 

обнаруженные  самостоятельно. 
 

Эссе «Лики толерантности».   

Каждая  из  микрогрупп  получает  задание  составить  список  людей  в  мировой  и  российской 

истории, которых, по мнению студентов, можно назвать толерантными личностями.   Студенты 

должны  обосновать  выбор  той  или  иной  персоналии,  осуществов  биографическое 

исследование и представив «досье» на каждую историческую фигуру. (Примеры персоналий: 

Конфуций,  Мартин  Лютер  Кинг,  Юрий  Михайлович  Лотман,  Андрей  Дмитриевич  Сахаров, 

Индира  Ганди, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Тейяр де Шарден,  Януш Корчак). 
 

Рецензия на Интеренет-ресурсы, посвященные толерантности.  Примеры Интернет-

ресурсов представлены ниже.    

 

Адреса толерантности в Интернете:  

http://www.tolerance.ru/

 

Федеральная целевая  программа «Формирование установок 

толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» 

http://www.tolerinst.ru/

 

Институт Толерантности Всероссийской Государственной Библиотеки 

Иностранной Литературы им. М.И. Рудомино 

http://tolerantia.narod.ru/

  

Программа «Мы очень разные, но мы вместе» 

http://tolerantia.narod.ru/konkurs.htm

 

Конкурс "Изобразим толерантность сами" 

http://tomsk.fio.ru/works/34/koldina/

  

Томский региональный центр интернет-образования, 

занятия по толерантности для старшеклассников 

http://school-sector.relarn.ru/prava/school/library/tolerance/

  

Сайт 

"Школьный 

сектор", 

содержащий  текст  Декларации  принципов  толерантности  (утверждена  резолюцией  5.61 

генеральной 

конференции 

ЮНЕСКО 

от 

16 

ноября 

1995 

года)  

http://www.eu.spb.ru/ethnic/ethnic02.htm

  

Европейский  университет  в  Санкт-Петербурге, 

программа 

"Психологический 

тренинг 

этнической 

толерантности"  

http://www.psy-gratis.ru/grouptr.htm

 

«Гратис» Центр толерантности и гуманитарных технологий 

http://classic.fom.ru/obzor/o1007.htm

 

Фонд "Общественное мнение", опрос "Толерантность и 

нетерпимость в России" (октябрь 1999 года)  

http://peace.unesco.ru/

  

Информационная сеть культуры мира.  ЮНЕСКО. 

http://www.unesco.ru/toler/toler.html

  

Толерантность", международная программа ЮНЕСКО 

www.un.org

 

Сайт Организации Объединенных Наций 

www.ecri.coe.int

 

Сайт Европейской комиссии против расизма 

www.unhchr.ch

 

Сайт Верховного комиссара ООН по правам человека  

http://www.hro.org/ngo/

 

Портал "Права человека в России"  

http://www.tolerance.ngo.ru/

 

Специальный проект правозащитных организаций, посвященный 

терпимости и антирасизму 

www.hrights.ru

 

Институт прав человека 

www.mhg.ru

 

Московская Хельсинская Группа (правозащитная организация) 

http://www.tolerance.hrworld.ru/coalition.html

 

Международная общественная информационная 

кампания Толерантность 

http://tolerance.fio.ru/vote.php

 

Интернет и толерантность 

http://www.holofond.ru/

 

Фонд «Холокост» 

   

 

124 

  

Тема 2.   Технологии диагностики толерантности. 

В  рамках  данной  темы  предусмотрены  два  практических  занятия,  на  которых  студенты 

знакомятся  с  основными  типами  инструментария  и  осваивают  конкретные  диагностические 

методики  исследования  толерантности.  Самостоятельная  работа  предполагает  разработку 

программы  учебного    исследования.  Программа  исследования  должна  включать  следующие 

обязательные элементы: 

1. Описание проблемной ситуации, которая достойна исследования; 

2.  Краткий  анализ  специальной  литературы,  на  которую  опирается  исследователь  при 

разработке инструментария; 

3. Определение основных понятий исследования: 

4. Постановка цели и задач исследования. 

5. Формулировка предмета и объекта исследования. 

6. Выдвижение основной и рабочих гипотез исследования. 
7.

Обоснование методического аппарата 

 

Конспектирование 

1. 

Шлягина  Е.И.  Этническая  толерантность  личности:  опыт  эмпирического  исследования  // 

Век толерантности 2001. №3-4, с.124-131.  

2. 

Шлягина Е.Н., Ениколопов С.Н. Методы исследования этнической толерантности личности 

// Этническая психология.  История и методы.  Социализация и идентичность. Общение и 

конфликты.  Под ред. Егоровой А.И.  СПб.: Изд-во Речь, 2003. -  С. 101 – 105. 

 

Диагностические задания 

1. 

  

Тест «Насколько Вы терпимы?» (О.И. Тушканова) 

(Источник:  Толерантное  сознание  и  формирование  толерантных  отношений  (теория  и 

практика):  Сб.  науч.-метод.  ст.    М.:  Изд-во  Московского  психолого-социального  института; 

Воронеж:  Изд-во  НПО  «МОДЭК»,  2002.    -  С.  357  –  359.)  Данный  тест  студенты  могут 

заполнить самостоятельно. 

1. 

Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали.  Расстроитесь? а) 

да; б) нет. 

2. 

Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.  Что Вы предпочтете? 

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; 

б) чтобы играли и те, кто не знает правил. 

3. 

Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость? 

а) да;   б) нет. 

4.  Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми? 

а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует; 

б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать. 

4. 

Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, 

положением, обычаями? 

а) мне трудно было бы это сделать; 

б) я не обращаю внимания на такие вещи. 

5. 

Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? 

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; 

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере. 

6. 

Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое 

дело»? 

а) да;   б) нет. 

7. 

Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего 

внимания.  Как Вы на это реагируете? 

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня; 

б) я лишь радуюсь за него (нее). 

 

125 

8. 

В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое 

поколение, превозносит былые времена.  Как реагируете Вы? 

а) уходите пораньше под благовидным предлогом; 

б) вступаете в спор. 

А теперь подсчитаем очки.  Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а. 

Суммируйте результат. 

От 0 до 4 очков.  Вы непреклонны и даже упрямы.  Возникает впечатление, что Вы стремитесь 

навязать свое мнение другим во что бы то ни стало.  Часто повышаете голос.  Из-за Вашего 

характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, 

чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете. 
6-12 

очков.  Вы способны твердо отстаивать свои убеждения.  Вы, безусловно, можете вести 

диалог, менять свое мнение, если это необходимо.  Способны иногда и на излишнюю резкость, 

неуважение  к  собеседнику.    И  в  такой  момент  Вы  действительно  можете  выиграть  спор  с 

человеком,  у  которого  слабый  характер.    Но  стоит  ли  «брать  горлом»  тогда,  когда  можно 

победить более достойно? 
14-

18  очков.    Твердость  Ваших  убеждений  отлично  сочетается  с  большой  тонкостью, 

гибкостью  Вашего  ума.    Вы  можете  принять  любую  идею,  с  пониманием  отнестись  к 

достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете.  Вы 

достаточно  критически  относитесь  к  своему  мнению  и  способны  с  уважением  и  тактом  по 

отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны. 

 

2. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. 

Хухлаев, Л.А. Шайгерова) 

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными 

утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив 

каждого утверждения: 
 

 
 
 

№ 

 
 
 

Утверждение 

Аб

сол

ю

т

но н

е 

со

гл

асен

 

Н

е 

со

гл

асен

 

С

ко

рее 

не 

со

гл

асен

 

С

ко

рее 

со

гл

асен

 

С

огл

ас

ен

 

По

лн

ос

ть

ю

 

со

гл

асен

 

1. 

В средствах массовой информации может 

быть представлено любое мнение 

 

 

 

 

 

 

2. 

В смешанных браках обычно больше 

проблем, чем в браках между людьми 

одной национальности 

 

 

 

 

 

 

3. 

Если друг предал, надо отомстить ему 

 

 

 

 

 

 

4. 

К кавказцам станут относиться лучше, 

если они изменят свое поведение 

 

 

 

 

 

 

5. 

В споре может быть правильной только 

одна точка зрения 

 

 

 

 

 

 

6. 

Нищие и бродяги сами виноваты в своих 

проблемах 

 

 

 

 

 

 

7. 

Нормально считать, что твой народ 

лучше, чем все остальные 

 

 

 

 

 

 

8. 

С неопрятными людьми неприятно 

общаться 

 

 

 

 

 

 

9. 

Даже если у меня есть свое мнение, я 

готов выслушать и другие точки зрения 

 

 

 

 

 

 

10 

Всех психически больных людей 

 

 

 

 

 

 

 

126 

необходимо изолировать от общества 

11 

Я готов принять в качестве члена своей 

семьи человека любой национальности 

 

 

 

 

 

 

12 

Беженцам надо помогать не больше, чем 

всем остальным, так как у местных 

проблем не меньше 

 

 

 

 

 

 

13 

Если кто-то поступает со мной грубо, я 

отвечаю тем же 

 

 

 

 

 

 

14 

Я хочу, чтобы среди моих друзей были 

люди разных национальностей  

 

 

 

 

 

 

15 

Для наведения порядка в стране 

необходима "сильная рука" 

 

 

 

 

 

 

16 

Приезжие должны иметь те же права, что 

и местные жители 

 

 

 

 

 

 

17 

Человек, который думает не так, как я, 

вызывает у меня раздражение 

 

 

 

 

 

 

18 

К некоторым нациям и народам трудно 

хорошо относиться 

 

 

 

 

 

 

19 

Беспорядок меня очень раздражает 

 

 

 

 

 

 

20 

Любые религиозные течения имеют право 

на существование 

 

 

 

 

 

 

21 

Я могу представить чернокожего человека 

своим близким другом  

 

 

 

 

 

 

22 

Я хотел бы стать более терпимым 

человеком по отношению к другим 

 

 

 

 

 

 

  

Обработка результатов 

Для  количественного  анализа  подсчитывается  общий  результат,  без  деления  на  субшкалы. 

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" 
– 

1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются 

реверсивные  баллы  ("абсолютно  не  согласен"  –  6  баллов,  "полностью  согласен"  –  1  балл). 

Затем полученные баллы суммируются. 

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22. 

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19. 

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по 

следующим ступеням:  
22-60  – 

низкий  уровень  толерантности.  Такие  результаты  свидетельствуют  о  высокой 

интолерантности  человека  и  наличии  у  него  выраженных  интолерантных  установок  по 

отношению к окружающему миру и людям. 
61-99 – 

средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно 

сочетание  как  толерантных,  так  и  интолерантных  черт.  В  одних  социальных  ситуациях  они 

ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.  
100-132  – 

высокий  уровень  толерантности.  Представители  этой  группы  обладают 

выраженными  чертами  толерантной  личности.  В  то  же  время  необходимо  понимать,  что 

результаты,  приближающиеся  к  верхней  границе  (больше  115  баллов),  могут 

свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с 

психологическим  инфантилизмом,  тенденциями  к  попустительству,  снисходительности  или  

безразличию.  Также  важно  учитывать,  что  респонденты,  попавшие  в  этот  диапазон,  могут 

демонстрировать  высокую  степень  социальной  желательности  (особенно  если  они  имеют 

представление о взглядах исследователя и целях исследования).   

Для  качественного  анализа  аспектов  толерантности  можно  использовать  разделение  на 

субшкалы:  

 

127 

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21. 

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20. 

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22. 

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других 

этнических  групп  и  установки  в  сфере  межкультурного  взаимодействия.  Субшкала 

"социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления 

в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных 

людей),  а  также  изучать  установки  личности  по  отношению  к  некоторым  социальным 

процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие 

личностные  черты,  установки  и  убеждения,  которые  в  значительной  степени  определяют 

отношение человека к окружающему миру. 

  

3.  Знакомство  со  Шкалой  социальной  дистанции  (Шкалой  Э.Богардуса)  в  варианте 

Л.Г.Почебут. 

С  помощью  данной  шкалы  оценивается  степень  социально-психологического  принятия 

людьми  друг  друга,  степень  психологической  близости  людей,  способствующей  легкости  их 

взаимодействия. 

Инструкция  испытуемому:  Проранжируйте  представителей  указанной  национальности, 

отмечая  степень  приемлемости  их  для  себя  лично  только  по  одному  из  семи  предложенных 

ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении 

людей данной национальности (номер ответа – это величина балла): 
1. 

Принятие как близких родственников посредством брака. 

2. 

Принятие как личных друзей. 

3. 

Принятие как соседей, проживающих на моей улице. 

4. 

Принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я. 

5. 

Принятие как граждан моей страны. 

6. 

Принятие только как туристов в моей стране. 

7. 

Предпочел бы не видеть их в моей стране. 

Математическая обработка предполагает, во-первых, определение процентного соотношения 

ответов испытуемых по всем семи критериям. Во-вторых, обработка производится по ключу, 

что позволяет дать психологическую интерпретацию полученных данных. 

 

Ключ 

Критерий 

Оценка 

Критерий 

Оценка 



 

+3 
+2 
+1 




-1 
-2 
-3 

Шкала социальной дистанции дает возможность определить два основных показателя, каждый 

из которых имеет два варианта, оценивающих возможную и реальную социальные дистанции. 

Первый  показатель  –  социальная  приемлемость  –  отражает  стремление  к  взаимодействию  и 

интеграции  и  даже  ассимиляции  с  другим  этносом.  Второй  показатель  –  социальная 

экспансивность  –  отражает  выраженность  и  направленность  социальных  чувств 

представителей одного этноса по отношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные 

чувства  людей  по  отношению  друг  к  другу,  тем  меньше  между  ними  социальная  дистанция, 

тем плотнее их взаимодействие.  

1. Возможная социальная приемлемость (СПв) рассчитывается по формуле 

СПв = n/n-1,  

где n – количество респондентов. 

2. Реальная социальная приемлемость (СПр) рассчитывается по формуле 

СПр = ∑(+)+∑(-) / n(n-1). 

 

128 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..