Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 7

 

 

также  стремление  государства  к  тотальному  контролю  над  частной  жизнью  человека 

осуществляется в условиях: 
1. 

авторитаризма 

2. 

полиархии 

3. 

тоталитаризма 

4. 

гибридного политического режима 

 

13. Исходя из принципов политической толерантности государство должно (выбрать нужное)

1. 

допускать к выборам любые политические партии и организации 

2. 

ничем не ограничивать свободу слова 

3. 

обеспечивать политический плюрализм 

4. 

гарантировать права и свободы граждан 

5. 

не допускать проявлений политического экстремизма 

6. 

дать полную свободу деятельности СМИ 

7. 

строго соблюдать принципы политической корректности 

 

14. Политическая толерантность формируется в процессе: 
1. 

политической институционализации 

2. 

политической социализации 

3. 

политической диверсификации 

4. 

политической радикализации 

 

15.  К  наиболее  тяжелым  формам  проявления  политической  интолерантности  относятся 

(выбрать нужное)
1. 

геноцид 

2. 

сепаратизм 

3. 

сегрегация 

4. 

коммунитаризм 

5. 

ксенофобия 

6. 

терроризм 

7. 

индивидуализм 

 
 

 

Вопросы к промежуточной аттестации по разделу № 1 «Гуманитарные технологии 

формирования политической  

1.Эволюция понятия «толерантность» в истории политической мысли. 

2.Современные трактовки понятия «политическая толерантность». 

3.Основные направления современных дискуссий по проблемам толерантности.  

4.Соотношение политической толерантности и свободы слова. 

5. Толерантность и политическая культура. 

6.Политическая толерантность в отношениях между государством и социальной группой. 

7. Политическая толерантность в отношениях между социальными группами. 

8.Толерантность и права человека.  

9. Политическая толерантность и проблема борьбы с терроризмом.  

10.Толерантность в межгосударственных отношениях. 

11.  Режимы  толерантности  в  истории  России:  сравнительный  анализ  имперской  и  советской 

модели. 

12.Идеологическая основа политической толерантности в современной России. 

13.  Нетолерантная политическая культура.  

 

97 

14.  Роль  органов  государственной  власти  в  обеспечении  политической  толерантности  в 

российском обществе.  

15.  Реализация принципов политической толерантности в деятельности политических партий 

и общественно-политических движений и организаций современной России. 

16.Роль  политической социализации в формировании политической толерантности. 

17.Современные СМИ и формирование политической толерантности и противодействие 

экстремизму.  

18.Посредничество как инструмент обеспечения перехода на позиции политической 

толерантности.  

19. Политическая корректность: сущность и проявления. 

20.Проблемы формирования политической толерантности российской молодежи. 

21. Методология исследования политической толерантности и отношения к экстремизму. 

22. Методики исследования политической толерантности и отношения к экстремизму. 
 
 

Тест для промежуточной аттестации по разделу № 2 «Правовые технологии 

формирования толерантности» 

 

1. 

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 

декабря 1966 года право народов на самоопределение подразумевает следующие свободы: 

а). Свобода установления своего политического статуса; 

б). Свобода обеспечения своего экономического развития;  

в). Свобода обеспечения своего социального развития;  

г). Свобода обеспечения своего культурного развития;  

д). Все перечисленное. 
2. 

В  каком  из  приведенных  документов  сформулировано  классическое  определение 

толерантности:  

а). Устав Организации Объединенных Наций;  

б). Всеобщая Декларация прав человека;  

в). Декларация принципов толерантности;  

г). Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.  
3. 

В  России  центральным  документом,  закрепляющим  принципы  толерантности, 

является:  

а). Конституция РФ;  

б). Уголовный кодекс РФ;  

в). Трудовой кодекс РФ. 
4. 

Норма, в соответствии с которой «всякое выступление в пользу национальной, расовой 

или  религиозной  ненависти,  представляющее  собой  подстрекательство  к  дискриминации, 

вражде или насилию, должно быть запрещено законом» закреплена в:  

а). Международном пакте о гражданских и политических правах;  

б). Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в). Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;  

г). Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или 

убеждений.  
5. 

Каким международным документом предусмотрено создание и деятельность Комитета 

по правам человека:  

а). Уставом Организации Объединенных Наций:  

б). Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в). Всеобщей Декларацией прав человека;  

г). Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии 

или убеждений.  

 

98 

6. 

На  международном  уровне  базовым  документом,  закрепляющим  принципы 

толерантности, является:  

а). Устав Организации Объединенных Наций;  

б). Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в). Декларация принципов толерантности;  

г). Всеобщая Декларация прав человека. 
7. 

Недопустимость дискриминации по мотивам национальной, расовой или религиозной 

ненависти в рамках реализации права каждого человека на образование закреплена в:  

а). Декларации принципов толерантности;  

б). Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в). Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах;  

г). Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. 
8. 

Обязательство государств осуждать и искоренять всякую практику расовой сегрегации 

и апартеида закреплено в:  

а). Декларации принципов толерантности;  

б). Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в).  Конвенции  против  пыток  и  других  жестоких,  бесчеловечных  и  унижающих  достоинство 

видов обращения и наказания;  

г). Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или 

убеждений;  

д). Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах;  

е). Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. 
9. 

Комитет  по  ликвидации  расовой  дискриминации,  образованный  при  Организации 

Объединенных  Наций в  соответствии  с  Международной  конвенции  о  ликвидации  всех  форм 

расовой дискриминации, состоит из:  

а). 12 экспертов;  

б). 13 экспертов;  

в). 18 экспертов;  

г).  Количество  экспертов  определяется  по  количеству  стран-участниц  Международной 

конвенции. 
10. 

В соответствии со ст. 30 Конвенции о правах ребенка, в государствах, где существуют 

этнические,  религиозные  или  языковые  меньшинства,  ребенку,  принадлежащему  к  таким 

меньшинствам:  

а). Не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию 

и исполнять ее обряды, пользоваться родным языком;  

б). Допускается возможность отказа в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою 

религию и исполнять ее обряды, пользоваться родным языком;  

в). Государства должны самостоятельно решать вопрос о разрешении или запрете пользоваться 

своей  культурой,  исповедовать  свою  религию  и  исполнять  ее  обряды,  пользоваться  родным 

языком. 
11. 

Право  ребенка  на  защиту  от  экономической  эксплуатации  и  от  выполнения  любой 

работы, которая может представлять опасность для его здоровья, закреплено в:  

а). Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах,  

б). Конвенции о правах ребенка;  

в).  Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным 

и языковым меньшинствам;  

г). Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках. 
12. 

Какие из перечисленных свобод включает в себя ст. 6 Декларации о ликвидации всех 

форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений:  

а).  Отправлять  культы  или  собираться  в  связи  с  религией  или  убеждениями  и  создавать  и 

содержать места для этих целей;  

 

99 

б).  Создавать  и  содержать  соответствующие  благотворительные  или  гуманитарные 

учреждения; 

в).  Соблюдать  дни  отдыха  и  отмечать  праздники  и  отправлять  обряды  в  соответствии  с 

предписаниями религии и убеждениями; 

г). Все перечисленное. 
13. 

В  каком  из  перечисленных  документов  определяется    Международный  день, 

посвященный толерантности (16 ноября):  

а). Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или 

убеждений;  

б). Декларация принципов толерантности;  

в). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 
14. 

Можно ли утверждать, что в рамках Декларации принципов терпимости ООН понятия 

«терпимость» и «толерантность» являются идентичными:  

а). Да;  

б). Абсолютно нет;  

в). Они совпадают частично. 
15. 

В  соответствии  с  Декларацией  о  правах  лиц,  принадлежащих  к  национальным  или 

этническим, религиозным и языковым меньшинствам лица, принадлежащие к таковым:  

а).  Имеют  право  активно  участвовать  в  культурной,  религиозной,  общественной, 

экономической и государственной жизни;  

б).  Имеют  право  участвовать  в  культурной,  религиозной,  общественной,  экономической  и 

государственной жизни только в рамках своего национального или этнического, религиозного 

и языкового меньшинства;  

в). Не обладают таким правом. 
 
 

Вопросы  для  промежуточной    аттестации  по  разделу  по  разделу  №  2  «Правовые 

технологии формирования толерантности» 
1. 

Принципы толерантности в международных отношениях. 

2. 

Становление и развитие идей толерантности. Основные этапы развития. 

3. 

Развитие международного права в контексте формирования идей толерантности. 

4. 

 

Принципы  международного  права  и  их  роль  в  формировании  толерантности  в 

межгосударственной сфере 
5. 

 

Право  международных  договоров  и  международных  организаций  как  инструменты 

толерантного отношения 
6. 

Проблемы толерантности и прав человека в международном праве. 

7. 

Международно-правовые стандарты и принципы толерантности. 

8. 

Деятельность  международных  организаций  в  сфере  распространения  идей 

толерантности. 
9. 

Толерантность в контексте национально - правового регулирования. 

10. 

Правовое воспитание и толерантность в условиях современного общества. 

11. 

 

Конституционные  принципы  как  основа  формирования  внутригосударственной 

толерантности 
12. 

Основные  направления  политики  России  в  области  формирования  толерантного 

сознания и профилактики экстремизма. 
13. 

Правовые технологии формирования политической толерантности. 

14. 

Неправительственные  организации  как  инструмент  формирования  толерантности  во 

внешней и внутренней политике. 
15. 

Гражданское общество и толерантность. 

16. 

Декларация принципов толерантности 1995 г. 

 

100 

Курс IV. «ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ТЕХНОЛОГИИ 

ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ»  

                                                                                                                                             

Составители:   доцент кафедры психологии человека Ю.А. Поссель, доцент кафедры 

психологии  человека  П.В.Румянцева,  ст.  преподаватель  кафедры  психологии  человека 

Т.Л.Смолина 
                                                                                                                                                                        

Цель дисциплины   

 

1. 

Сформировать теоретические представления о содержании толерантности как 

социально-психологического феномена. 

2. 

Сформировать навыки диагностики толерантности и умения применять методы 

психологического консультирования в области этнической и религиозной 

толерантности. 

 

Задачи дисциплины: 

1. 

Введение в предмет и проблематику социальной психологии толерантности. 

2. 

Ознакомление с основными психологическими концепциями толерантности; 

3. 

Формирование  умений  и  навыков,  необходимых  для  диагностики  толерантности  на 

различных уровнях функционирования.    

4. 

Формирование  умений  и  навыков,  необходимых  для  практического  использования 

тренинговых программ, направленных на развитие толерантности у разных возрастных, 

профессиональных, этнических групп. 

 

5. 

Формирование  навыков  практического  применения  методов  психологического 

консультирования в области формирования этнической и религиозной толерантности. 

 

Ожидаемые результаты: 

1. 

Знание  основных  теоретических  подходов  к  пониманию  толерантности,  умение 

выделить социально-психологический аспект проблемы толерантности. 

2. 

Знание механизмов формирования толерантности/интолерантности на межличностном и 

межгрупповом уровнях. 

3. 

Владение  технологиями  диагностики    проявлений толерантности/инотолерантности на 

уровне личности и группы по отношению к разным социальным объектам. 

4. 

Готовность

 

к  практическому  использованию  существующих  программ  по 

формированию толерантного поведения.

 

5. 

Умение  разрабатывать  и  применять  программы  социально-психологического  тренинга 

по формированию толерантности. 

6. 

Умение  применять  методы  психологического    консультирования  в  области 

формирования этнической и религиозной толерантности. 

 

Принципы отбора содержания и организация учебного материала 

     

Тематика  курса  «Толерантность  как  социально-психологический  феномен:  технологии 

диагностики и формирования» представлена в нескольких разделах, соответствующих логике 

изложения  материала.  Первый  раздел  -  теоретический,  в  котором рассматриваются  научные 

подходы  к  толерантности  как    социально-психологическому  феномену,  выделяются  ее 

механизмы, виды и формы. Особое внимание в данном разделе уделено факторам и условиям 

формирования  толерантности,  принципам  и  правилам  толерантного  взаимодействия.  Второй 

раздел  посвящен  технологиям  исследования  и  диагностики  толерантности  на  личностном  и 

групповом  уровнях,  он  предполагает  знакомство  с  социально-психологическим 

инструментарием  и  конкретными  методиками.  Третий  раздел  нацелен  на  знакомство  и 

 

101 

отработку  навыков  использования    тренинговых  технологий,  а  также  технологий 

психологического консультирования в  формировании толерантности. 

Данная учебная программа предполагает следующие формы проведения учебных занятий: 

1. 

лекции,  в  ходе  которых  рассматриваются  концептуальные  основы  курса,  содержание 

основных феноменов; 

2. 

практические  занятия,  рассчитанные  на  овладение  технологиями  диагностики  и 

формирования  толерантности; 

3. 

самостоятельная  работа  студентов,  предполагающая,  во-первых,  знакомство  с 

литературой, во-вторых, выполнение специальных заданий в форме исследовательских 

проектов. 

 

Основное содержание курса 

 

Тема 1. Толерантность как социально психологический феномен. 

Понятие  толерантности.  Многообразие  подходов  к  пониманию  и  исследованию 

толерантности.  Специфика  философского  социологического,  психологического  и  социально-

психологического  понимания  толерантности.    Многогранность  понятия  толерантность. 

 

Проблема  границ  толерантности

 

Сущность  интолерантности.  Толерантность  как  черта 

личности  Межгрупповые  отношения  как  предпосылка  формирования  толерантности-

интолерантности.  

Противоречие  между  идентичностью  и  толерантностью.  Взаимосвязь  между  типами 

идентичности  и  толерантностью.  Доверие  и  толерантность.  Виды  толерантности. 

Толерантность_интолернатность  межличностная,  межгрупповая.  Классификация  результатов 

межгрупповых 

контактов 

по 

уровню 

толерантности: 

геноцид, 

ассимиляция, 

сепарация/сегрегация,  интеграция.  Толерантность  и  терроризм.  Факторы  и  условия 

формирования толерантности.  

Социально-психологические 

механизмы 

формирования 

интолерантности: 

группоцентризм,  стереотипизация,  социальная  каузальная  атрибуция.  Формы  существования 

интолерантных  отношений:  гипертрансформации  этнической  и  религиозной  идентичности, 

негативные стереотипы, предрассудки, социальные фобии. Принципы и правила толерантного 

общения и взаимодействия.   
  

Тема 2. Технологии диагностики толерантности. 

Технологии  диагностики  толерантности  на  уровне  личности..  Метод  опроса: 

письменные  опросники  и  интервью.  Стандартизированные  опросники.  Шкала  социальной 

дистанции  Богардуса  и  ее  модицификации  для  исследования  этнической  и  религиозной 

толерантности.  Методики  «Индекс  толерантности»,  «Типы  этнической  идентичности» 

Г.У.Солдатовой,  Рыжовой.  «ВИКТИ»  Г.Бардиер.Методика  «ИНТОЛ»  Л.Г.Почебут. 

Проективные  техники:  ассоциативный  эксперимент,  цветовой  тест  отношений  и  его 

модификации, проективные рисунки.  

Технологии  диагностики  толерантности  в  группе.  Наблюдение  как  метод  диагностики 

толерантности в группе. Индикаторы интолератных отношений в группе.  

Технологии диагностики толерантности в обществе. Язык вражды в СМИ. Мониторинг 

содержания  продукции  средств  массовой  информации.  Контент-анализ  продукции  СМИ, 

исследование направленности социальных стереотипов. 

Психосемантические процедуры в диагностике толерантности. 

 

Тема 3.  Психологическое консультирование как технология формирования 

толерантности. 

Психологическое  консультирование.  Сфера  применения  технологий  психологического 

консультирования в области формирования этнической и религиозной толерантности. Методы 

психологического 

консультирования. 

 

Этические 

аспекты 

психологического 

 

102 

консультирования.  Основные  этапы  психологического  консультирования.  Критерии 

эффективности  психологического  консультирования  в  области  формирования  этнической  и 

религиозной толерантности.  

Методы  психологического  консультирования,  направленные  на  формирование 

этнической  и  религиозной  толерантности.  Техники  психологической  работы  с  различными 

проявлениями интолерантности: этническими стереотипами, предрассудками, подавлением по 

признаку расы и этничности.   

Технологии  индивидуального  и  группового  психологического  консультирования  в 

формировании  этнической  и  религиозной  толерантности.  Этапы  индивидуальной 

консультации и динамика развития группы личностного роста. 

Специфика  применения  технологий  психологического  консультирования  при  работе  с 

различными группами населения. 

 

 

Тема 4.  Социально-психологический тренинг как технология формирования 

толерантности. 

Формирование толерантного сознания: программы по формированию толерантности.   

Социально-психологический  тренинг  как  метод  формирования  толерантности.    Виды, 

цели,  задачи,  правила  социально-психологического  тренинга.    Тренинг  толерантности.  

Тренинг  толерантности  по  преодолению  мигрантофобии.    Тренинг  этнокультурной 

компетентности.    Методы  социально-психологического  тренинга.    Методы  осознания  и 

ослабления предрассудков: «мозаичный класс» и ролевая игра.  Групповая дискуссия как метод 

социально-психологического  тренинга.  Культурный  ассимилятор:  техника  повышения 

межкультурной сензитивности.   
 

 

Организация самостоятельной работы 
 

 

В процессе обучению по модулю «Методы и процедуры этнопсихологического 

исследования» магистранты выполняют задания рабочей тетради, развивающие навыки 

сравнительного анализа психологических особенностей различных этнических групп. 

 
1. 

Участие в разработке инструментария исследования. Обоснование избранных методик. 

2. 

Участие в проведении учебного исследования. 

3. 

Анализ  полученных  данных  и  написание  контрольной  работы  по  результатам  этого 

анализа. 

4. 

Участие в разработке программы тренинга по формированию толерантности 

 

5. 

Самостоятельная работа дает магистрантам возможность получения дополнительных 

баллов – бонусов в случаях: 

6. 

Организация и проведение самостоятельного исследования. 

7. 

Самостоятельная разработка специальной процедуры или модификация существующей 

процедуры диагностики толерантности. 

8. 

Участие  в  научных  конференциях  и  семинарах  по  проблемам  этнопсихологии  и 

методическому обеспечению социально-психологического исследования. 

9. 

Написание тезисов или статей по материалам учебных исследований. 

 

Литература основная:  

1. 

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М, 
1990. 

2. 

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. 

3. 

Асмолов  А.Г.,.Солдатова  Г.У,.Шайгерова  Л.А  О  смыслах  понятия  «Толерантность»  
 

"ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 1 – 2. www.tolerance.ru 

 

103 

4. 

Бардиер  Г.Л,  О  соотношении  понятий  толерантность  и  идентичность

  www.strategy-

spb.ru

    

5. 

Бардиер  Г.Л.  Социальная  психология  толерантности.    Издательство  Санкт-

Петербургского университета, .2005. 

6. 

Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании 

http://hpsy.ru

   

7. 

Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о 

толерантности как психическом явлении)// Толерантное сознание и формирование 

толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Статей. М-Воронеж, 

2002, с.31-40.  

8. 

Кон И.С. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости.  Минск: 

Харвест, 1998. - С. 5 – 47 

9. 

Лабунская  В..  Социально-психологические  причины  интолерантного  общения.  "ВЕК 

ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 3 – 4. 

www.tolerance.ru

 

10. 

Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Психологическое консультирование. – СПб., 1998.  

11. 

Моховиков А.Н. Введение в психологическое консультирование. М., 1999 

12. 

Мэй  Р.  Искусство  психологического  консультирования.  –  М.:  Независимая  фирма 

«Класс», 1994. 

13. 

Оллпорт  Г.  Природа  предубеждения.//  Век  толерантности:научно-публицистический 

вестник/ Под ред.А.Г.асмолова, вып.5, М., 2003. 

14. 

Почебут  Л.Г.  Взаимопонимание  культур.  Методология  и  методы  этнической  и  кросс-

культурной  психологии.  Психология  межэтнической  толерантности.  СПбГУ,  Изд.С.-

Петербургского университета, 2005. 

15. 

Сикевич  З.В.,  Поссель  Ю.А.,  Румянцева  П.В.,  Смолина  Т.Л.  Практикум  по  этической 

психологии. СПб., 2006. 

16. 

Солдатова  Г.У.  Толерантность-интолерантность  две  грани  межэтнического 

взаимодействия. "ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 1 – 2. 

www.tolerance.ru

 

17. 

Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хулаев О.Е., Шайгерова Л.А. Психодиагностика 

толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Инф-аналит бюллетень. 

№4 - М., 2002. с.59-65.  

18. 

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.  Жить в мире с собой и с другими.  

Тренинг толерантности для подростков // Солдатова Г.У., Москва: Генезис, 2001. 

19. 

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И. Позволь 

другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению 

мигрантофобии. – М., 2002. 

20. 

Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): 

Сб. науч.-метод. ст.  М.: Изд-во Московского психолого-социального института; 

Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.  

21. 

Фопель К.  Сплоченность и толерантность в группе. М., 2003. 

22. 

Шестопал  Е.  ПРОБЛЕМЫ  ИЗУЧЕНИЯ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ  ТЕРПИМОСТИ.  "ВЕК 

ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 3 – 4. 

www.tolerance.ru

 

23. 

Шлягина Е.И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // 

Век толерантности 2001. №3-4, с.124-131.  

24. 

Шлягина  Е.Н.,  Ениколопов  С.Н.  Методы  исследования  этнической  толерантности 

личности // Этническая психология.  История и методы.  Социализация и идентичность. 

Общение и конфликты.  Под ред. Егоровой А.И.  СПб.: Изд-во Речь, 2003. -  С. 101 – 
105. 

 

Литература дополнительная: 

1. 

Асмолов  А.Г.  Толерантность:  от  утопии  к  реальности//  На  пути  к  толерантному 

сознанию/Под ред.А.Г.Асмолова. М., 2000. 

 

104 

2. 

Асмолов А.Г.. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ. "ВЕК 

ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 5. 

www.tolerance.ru

 

3. 

Бондырева  С.К.,  Колесов  Д.В.  Толерантность  (введение  в  проблему).    М.:  Изд-во 

Московского психолого-социального института, 2003 

4. 

Групповой  психологический  тренинг  Учебное  пособие.  (Серия:"Учебное  пособие")  / 

Сост. В.Э. Пахальян. СПб., 2006  

5. 

Дробижева  Л.  Об  условиях  формирования  толерантных  установок  общественного 

сознания и поведения групп в Российском социуме / Л.Дробижева // Век толерантности. 

№ 3-4. – С.14-17. 

6. 

Ениколопов  С.Н.  Агрессивные  установки  личности,  истоки  фобий  в  конкретных 

ситуациях. "ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 3 – 4. 

www.tolerance.ru

 

7. 

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2006 

8. 

Лебедева Н.М.Теоретико-методологические основы изучения этнической идентичности 

и толерантности в поликультурных регионах Росси и СНГ // Толерантность и 

идентичность: Сб. статей. - М.,2002, с.10-35.  

9. 

Скрипкина  Т..  Доверие  и  толерантность:  существуют  ли  границы.

 

"ВЕК 

ТОЛЕРАНТНОСТИ" выпуск 3 – 4. 

www.tolerance.ru

 

10. 

Солдатова Г.У.ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ, или как сделать 

так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души?  "ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ" 

выпуск 5. 

www.tolerance.ru

 

11. 

Соколов Е.М. Толерантность: состояние и тенденции / В.М.Соколов // СОЦИС. – 2003. - 

№8. – С.54-63. 

12. 

Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия / 

Л.Трубина // Воспитание школьников. – 2003. - №3. – С.33-35Хотинец В.Ю. Этническая 

идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002. - 124с.  

13. 

Петренко  В.Ф.,  Митина  О.В.,  Бердников  К.В.,  Кравцова  А.Р.,  Осипова  В.С. 

Психосемантический  анализ  этнических  стереотипов:  лики  толерантности  и 

нетерпимости. – М.: Смысл, 2000. – 73 с. (Серия «Библиотека психологии и педагогики 

толерантности») 

www.tolerance.ru

 

14. 

http://tolerance.fio.ru

  

15. 

http://tolerantia.narod.ru/

 

16. 

http://peace.unesco.ru

 

 

 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО КУРСУ 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: 

ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ»  

 

          

Актуализация  проблем  межнациональных  и  внутринациональных  отношений  в 

современном  обществе  способствовала  обращению  к  идеям  толерантности  и,  в  частности,  к 

вопросу  формирования  толерантного  самосознания  в  России.    Среди  программ, 

способствующих  развитию  миролюбия  и  веротерпимости  кроме  программ  ЮНЕСКО,  фонда 

Сороса  и  других  общественных  организаций  следует  особо  отметить  появление  системы 

программных  мероприятий,  представленных  в  российской  федеральной  программе 

«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском 

обществе" (2001 – 2005).  Одной из ключевых целей данной программы является разработка и 

внедрение образовательных учебных программ и их методического обеспечения для учебных 

заведений  всех  уровней,  системы  подготовки  и  переподготовки  педагогических  кадров  и 

администраторов  образования.  Данный  курс  разработан    в  соответствии  с  принципами 

инновационной программы   подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в 

 

105 

социальной  сфере     и  представляет  собой  попытку  восполнить  существующий  пробел  в 

системе российского образования.    

Авторы-  разработчики  курса      использовали  интегративный  и  комплексный    подход  к 

раскрытию  сути  толерантности  как  социально-психологического  феномена,  в  соответствии  с 

которым толерантность рассматривается на трех уровнях: личностном, групповом   и  уровне 

социума. Комплексность подхода представлена в двух аспектах: во-первых, курс строится на 

основе    тетрады  «теория  –  диагностика  –  коррекция  -  методика»,  что  на  уровне  ожидаемого 

результата предполагает: 

1. 

усвоение студентами теоретических знаний и концептуальных оснований рассмотрения 

феномена  толерантности,  знакомство  с  теоретическими  работами  отечественных  и 

зарубежных  ученых,  овладение  основными  понятиями  психологии  межгрупповых 

отношений;    умение  выделить  социально-психологический  аспект  проблемы 

толерантности,  знание  механизмов  формирования  толерантности/интолерантности  на 

межличностном  и  межгрупповом  уровнях  и    умение  интерпретировать  результаты 

исследований и реальные ситуации межгруппового взаимодействия; 

2. 

освоение      социально-психологических  технологий  исследования  и  диагностики 

проявлений  толерантности/инотолерантности  на  уровне  личности  и  группы  по 

отношению к разным социальным объектам; 

3. 

выработку умений и навыков в сфере технологий формирования толерантных установок 

на  уровне  личности  и  малой  группы,  готовность  к  практическому  использованию 

существующих программ по формированию толерантного поведения;  

4. 

умение  разрабатывать  и  применять  программы  социально-психологического  тренинга 

по формированию толерантности; 

5. 

умение  применять  методы  психологического    консультирования  в  области 

формирования этнической и религиозной толерантности.  

 

Второй  аспект  комплексного  подхода          предусматривает  постановку  двух 

взаимодополняющих  задач:    с  одной  стороны  -  обучения,  а  с  другой    -     развития 

интеллектуального и творческого потенциала студентов, формирование навыков критического 

мышления  и  исследовательской  интуиции.    Реализация  этих  задач  с  необходимостью 

предполагает  использование  наряду  с  такими  традиционными  формами  проведения  занятий 

как  лекции,  применение  активных  методов  обучения,  среди  которых  творческие  и 

практические задания, групповые дискуссии, элементы социально-психологического тренинга. 

Особое внимание уделено самостоятельной работе студентов, с примерами подобных заданий 

можно ознакомиться в разделе «Методические рекомендации для студентов)». 

Кроме того, предлагаются  и следующие формы работы: 

Диагностические  задания.  Данная  форма  работы  может  осуществляться  как  в  ходе 

практических  занятий,  так  и  самостоятельно.  Выполнение  диагностических  заданий 

предполагает знакомство с диагностическим инструментарием, проведение самообследования, 

уяснение  принципов  построения  методики,  а  также      последующую  интерпретацию 

результатов самообследования. 
        

Схема выполнения диагностических заданий строится по определенному плану и состоит 

из  ряда  этапов.  На  первом  этапе  студенты  получают  методику,  бланк  для  ответов  и 

инструкцию  по  заполнению  и  выполняют  ее.  На  втором  этапе  преподаватель  задает  вопрос: 

Как  Вы  думаете,  на  что  направлена  данная  методика,  что  она  позволяет  выявить?  Данная 

процедура позволяет активизировать исследовательскую интуицию студента. После получения 

удовлетворительного ответа, преподаватель называет авторов методики, ее название, сообщает 

цели  ее  проведения,  диагностические  показатели  (индикаторы),  а  также  (если  это  возможно) 

минимально и максимально возможные оценки (результаты). На третьем этапе преподаватель 

просит  студентов  спрогнозировать  свои  результаты  по  данной  методике,  основываясь  на 

знаниях  о  собственных  личностных  особенностях.  На  четвертом  этапе  осуществляется 

обработка  данных  с  помощью  ключа,  вычисляются  реальные  показатели.  На  пятом  этапе 

происходит  обсуждение  причин  рассогласований  и  совпадений  с  прогнозом,  обсуждаются 

 

106 

типичные  ситуации,  когда  использование  данной  методики  целесообразно,  а  также  целевая 

аудитория, для которой применение будет оправдано. 

Методические  задания.  В  данный  класс  заданий  входит  разработка        фрагментов  

технологий  оптимизации  и  подготовки  к  межэтническому,  межкультурному  и 

межконфессиональному взаимодействию (упражнений социально-психологического тренинга, 

ситуаций для культурного ассимилятора и т.п.) 

Задания  для  работы  в  микрогруппах.  Представляют  собой  обсуждение  проблемной 

ситуации,    совместное  решение  предложенной  преподавателем  задачи,  выполнение 

упражнений.  Как  правило  выполнение  этого  типа  заданий  сопровождается  групповой 

дискуссией,  что  не  только  позволяет  посмотреть  на  ситуации  с  разных  точек  зрения,  но  и 

способствует  выработке  навыков  конструктивного  общения  в  результате  совместной 

деятельности,  что  соответствует  основным  компетентностям,  формирование  которых 

предполагается в процессе освоения данной дисциплины. 

Особую роль среди методов преподавания дисциплины должны играть так называемые 

методы  активного  социально-психологического  обучения,  наиболее  полно  позволяющие 

осуществить на практике принципы компетентностного подхода к образованию.  

Методы  активного  социально-психологического  обучения  направлены  на 

формирование  толерантности  и  развитие  саморефлексии  в  области  межэтнического  и 

межкультурного  взаимодействия.  Данная  группа  методов  обучения  представлена  тремя 

блоками:  дискуссионные  методы,  игровые  методы  и  методы  социально-психологического 

тренинга. Все три вида методов активного социально-психологического обучения могут быть 

применены при освоении содержания данной учебной дисциплины.   

 

Разнообразие  предлагаемых  заданий  и  упражнений  позволяет    преподавателю 

построить занятия в соответствии с актуальными аспектами изучаемого феномена для данной 

категории  обучающихся.    В  то  же  время  включенный  в  курс  многообразный    и  интересный 

материал  способствует  росту  учебной  мотивации  студентов.  Перечень  предлагаемых 

литературных  источников  охватывает  как  классические  труды  отечественных  и  зарубежных 

исследователей,  так  и  работы  последних  лет,  посвященные      современным  проблемам 

толерантности.    
             

В  качестве  средств  обучения  кроме  традиционных  печатных  изданий          выступают:  

компьютерное   оборудование;   оборудование учебного назначения (бланки диагностических 

методик  с  ключами  обработки);  пакет  прикладных  статистических  программ  для  обработки 

результатов  учебных  исследований,  видео-  аудиовизуальные  средства  обучения;  электронная 

библиотека курса; ссылки на интернет-ресурсы. 
      

Необходимо  отметить,  что  важным  условием  успешного  овладения  материалом   

выступает  личность  преподавателя,  ценностные  установки  и  поведение  которого,  в 

идеале,  должны  являться  наглядным  воплощением  позитивных    принципов  и  моделей 

толерантного социального взаимодействия. 

Курс состоит из 3 разделов, включающих 7 лекционных и 8 практических занятий.     

Возможные  способы  учебной  деятельности  студентов  сгруппированы  по  тематическим 

разделам курса и представлены в следующей таблице:       
 

Распределение тематического содержания курса  

«Толерантность как социально-психологический феномен: технологии диагностики и 

формирования» 

Лекции 

 

Практические занятия 

Самостоятельная 

работа студентов 

Тема 1. Толерантность как социально-психологический феномен 

Лекция 1 

Понятие толерантности: 

виды и границы феномена 

Лекция 2 

Практическое занятие 1 

Этноцентризм, стереотипизация, 

социальная каузальная 

атрибуция 

Выполнение реферата, 

конспектирование, 

написание эссе 

 

107 

Социально-

психологические 

механизмы формирования 

интолерантности 

Тема 2. Технологии  исследования и диагностики этнической и религиозной 

толерантности 

Лекция 3 

Технологии диагностики 

толерантности 
  

Практическое занятие 2. 

Технологии 

диагностики 

толерантности 

на 

уровне 

личности 

Практическое занятие 3 

Технологии 

диагностики 

толерантности 

на 

уровне 

групповом  и  межгрупповом 

уровне 
  

Разработка программы 

учебного исследования 

Тема 3.   Психологическое консультирование как технология формирования 

толерантности. 

 
Лекция 4 

Психологическое 

консультирование как 

технология формирования 

этнической и религиозной 

толерантности. 

Лекция 5 

Методы, этапы, этические 

аспекты психологического 

консультирования 

Практическое занятие 4 

Техники 

психологической 

работы 

с 

различными 

проявлениями интолерантности 

Практическое занятие 5 

Этапы 

индивидуальной 

консультации 

и 

динамика 

развития  группы  личностного 

роста 

Ведение 

«Дневника 

консультанта и клиента» 

Разбор 

случая 

из 

практики 

психологического 

консультирования 
 
 

Тема 4. Технологии формирования толерантности с помощью социально-

психологического тренинга 

Лекция 6 .  

Социально-

психологический тренинг 

как метод формирования 

толерантности  

 

Лекция  7. 

Тренинг толерантности 

Практическое занятие 6  

Тренинг толерантности 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Практическое занятие 7  

Методы ослабления 

предрассудков: «мозаичный 

класс» и ролевая игра 
 
 
 
 

• 

Ознакомление с 

основными программами 

тренинга толерантности 

• 

Апробация упражнений 

тренинга толерантности  

• 

Составление 

собственной программы 

тренинга толерантности 
 
 
• 

Апробация техники 

«мозаичный класс» 

• 

Апробация и 

разработка модификаций 

ролевой игры для 

ослабления 

предрассудков 
 
 
• 

Создание собственного 

варианта «культурного 

 

108 

 
 
 

Практическое занятие 8  

Культурный ассимилятор: 

техника повышения 

межкультурной сензитивности 

 
 

ассимилятора» 

 

Рассмотрим  данные  виды  и  способы  учебной  деятельности  подробнее,  сгруппировав 

материал по темам учебного курса. 
 

Тема 1. Толерантность как социально-психологический феномен. 

При освоении данной темы студенты должны прослушать две лекции и посетить одно 

практическое занятие.    Основная задача лекций по данной теме -  сформировать у студентов 

понимание толерантности как многогранного феномена, способного проявляться в   ситуациях 

как  межличностного,  так  и  межгруппового  взаимодействия,  в  основе  которого  лежат 

социально-психологические основания. Важно донести до студентов многообразие подходов к 

пониманию  и  исследованию  толерантности,    специфику  философского,  социологического, 

психологического  и  социально-психологического  понимания  толерантности.          По  мнению 

Г.У.Солдатовой, формирование психологической устойчивости является краеугольным камнем 

практической  психологии  толерантности.  Диапазон  такой  устойчивости  очень  широк  –  от 

нервно-психической  до  социально-психологической  устойчивости.              Социально-

психологическая  устойчивость  предполагает  устойчивость  к  многообразию  мира,  к 

этническим,  культурным,  социальным  и  мировоззренческим  различиям.  На  этом  уровне  она 

выражается через систему социальных установок и ценностных ориентаций.  

  

Сторонами  и  проявлениями  этого  качества  могут  оказаться  эмпатия,  альтруизм, 

миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и другие.   

Особое внимание следует обратить на обсуждение вопроса о границах толерантности, 

который представляется чрезвычайно важным.  
         

Социально-психологические 

механизмы 

формирования 

интолерантности: 

группоцентризм,  стереотипизация,  социальная  каузальная  атрибуция.  Формы  существования 

интолерантных  отношений:  гипертрансформации  этнической  и  религиозной  идентичности, 

негативные стереотипы, предрассудки, социальные фобии.  

Моментом,  активизирующим  внимание  студентов,  является  иллюстрирование 

теоретических  положений  результатами  эмпирических  исследований,  описанием  конкретных 

ситуаций.    Следует  более  подробно  осветить  материал,  касающийся  различных  социальных 

фобий:    ситуативной  фобии, характеризующей    отношения  части представителей  титульного 

народа    к  представителям  меньшинств,  часто  -  этнических  мигрантов.  Для  крупных 

российских  городов  –  это,  прежде  всего,  кавказофобия,  для  сибирского  региона  и  Дальнего 

Востока – неприязнь к китайцам.    

Отношения  части  представителей  титульного  народа  (русских)  к  представителям 

укорененных  меньшинств,    негативная  оценка  которых  носит  культурно-исторический 

характер (евреи и цыгане). Форма проявления – предрассудок. 

Отношения  части  представителей  титульного  народа  к  так  называемым  иностранцам, 

временно  пребывающим  на  территории  России  и    существенно  отличающимся  от  коренных 

жителей по внешним признакам или особенностям социального поведения. Форма проявления 
– 

бытовая ксенофобия/расизм (африканцы, арабы, индусы и т.п.). 

Отношения  представителей  всех  выше  перечисленных  меньшинств  к  представителям 

титульного  народа,  которые  также  могут  иметь  характер  негативной  этносоциальной 

дистанции и выражаться в форме ситуативной фобии, предрассудка или ксенофобии. 

 

109 

Отношения  представителей  меньшинств  между  собой,  негативный  характер  которых 

может  быть  обусловлен  политическими,  культурно-историческими  или  религиозными 

мотивами    (армяне  и  азербайджанцы,  грузины  и  абхазы,  татары  и  башкиры  и  т.п.).  В 

заключение  целесообразно  с  привлечением  студентов  осветить  принципы  и  правила 

толерантного общения и взаимодействия или же обсудить данный вопрос в рамках выполнения 

заданий в микрогруппах.   

        

В  рамках  практического  занятия  по  данной  теме  студенты  закрепляют  полученные 

знания. В данном случае в качестве примера можно  привести упражнение, демонстрирующее 

работу  механизмов  стереотипизации  и  проекции  в  межэтническом  взаимодействии.  (см. 

Т.Г.Стефаненко. Этнопсихология. Практикум., М.: Аспект-Пресс, с.146). 

Необходимые  материалы:  перечни  прилагательных,  являющихся  «психологическими 

портретами»  различных  народов,  полученные  в  реальных  исследованиях  (см.Кобозоева  И.М. 

Немец,  англичанин,  француз  и  русский:  выявление  стереотипов  национальных  характеров 

через  анализ  коннотаций  этнонимов//Вестник  МГУ.  Сер  9.  Филология.  1995,  №3  с.100-118; 

Солдатенков  А.Н.Исследование  этнических  стереотипов  в  Ростовской  области//Этническая 

толерантность в поликультурных регионах России. М.: 2002, с.212-252). 

• 

щедрый,  терпеливый,  простодушный,  неорганизованный,  широкая  натура,  любит 

выпить, справедливый, открытый; 

• 

вежливый, 

сдержанный, 

педантичный, 

малообщительный, 

невозмутимый, 

консервативный, аккуратный, добросовествный, изящный; 

• 

агрессивный, жадный, злопамятный, ленивый, нахальный, нечестный, безнравственный, 

грубый; 

• 

элегантный,  галантный,  болтливый,  лживый,  обязательный,  развратный,  скупой, 

легкомысленный, раскованный; 

• 

аккуратный,  педантичный,  исполнительный,  экономный,  неинтересный,  въедливый, 

сдержанный, упорный, работоспособный; 

• 

талантливый, добрый, справедливый, трудолюбивый, обаятельный, сильный, уверенный 

в себе, честный; 

• 

гордый, верный традициям, уважающий старших, мстительный, гостеприимный, слегка 

высокомерный. 

Студенты получают данные перечни с инструкцией отгадать, кого имели в виду респонденты, 

давая  такие  описания. После  того,  как  все  выскажут  свое  мнение,  преподаватель  раскрывает 

«секрет», который заключается в том, что описания под номерами 3 и 6 являются искусственно 

созданными.  Описание  3  представляет  набор  только  отрицательных  качеств,  а  описание  6  – 

только  положительных.  Как  правило,  мнения  по  этим  описаниям  расходятся,  что  и 

демонстрирует проективность и недостаточную истинность  стереотипов.  
                

В рамках практического занятия можно организовать мини-дискуссии на тему  «Где 

находятся  границы  толерантности?»,  «Где  кончается  толерантность  и  начинается 

политкорректность?»      Резюмируя  результаты  обсуждения  важно  подчеркнуть,  что  так 

называемая  политкорректность  не  равнозначна  толерантности.  Политкорректность  –  есть  не 

более  чем  табуирование  проявления  этносоциальной  дистанции  во  внешнем  социальном 

поведении,  т.е.  своего  рода  культурный  этикет,  в  то  время  как    толерантность  предполагает 

глубинную  установку  на  преодоление  этносоциальной  дистанции,  признание  равноценности 

культур и менталитетов, ими порождаемых.  При условии дефицита времени, можно перевести 

данную работу в форму эссе. 
             

В  качестве  самостоятельной  работы  по  данной  теме  для  студентов  предусмотрено 

выполнение конспектирования источников из перечня обязательной литературы,   упражнений 

и  реферативной 

 

работы.    При  анализе  рефератов  важно  помнить,  что  наряду  с 

формальным  оцениванием  реферативной  работы,  необходимым  является  также 

формулирование  преподавателем  развернутой  обратной  связи,  предполагающей  акценты  не 

только  на  слабых  местах,  ошибках  и  недочетах,  но  и  в  первую  очередь,  на  положительных, 

 

110 

интересных,  оригинальных  аспектах  работы.  Это  будет  способствовать  росту  учебной 

мотивации студентов. 

 

Тема 2. Технологии диагностики толерантности. 

        

При освоении данной темы студенты должны прослушать одну лекцию и посетить два 

практических занятия. 

            

Полезным при освещении данной темы  может быть использование диагностической 

схемы  исследования  этнической  толерантности  Е.Шлягиной.      Следует  отметить,  что 

предложенная  схема  может  эффективно  использоваться  и  для  диагностики  других  видов 

толерантности  при  условии  соответствующей  модификации  методик.    Главный    принцип  – 

исследование этнической толерантности совместно с этнической идентичностью. Выделяются 

различные  уровни  анализа  и  соответствующие  этим  уровням  методологические  приемы  их 

изучения.  Так,  первый,  квазипсихологический  уровень  (социально-психологический),  на 

котором исследуются существующие в массовом сознании представления о чертах личности, 

нормах  поведения,  нравственных  ценностях,  отражающих  типичную  для  данного  этноса 

личность.      В  качестве  методических  приемов  здесь  выступают  зондирующие  массовое 

сознание  опросники:  шкала  Богардуса,  методика  приписывания  личностных  черт  Катца  и 

Брейли,  тест  Куна-Макпертленда,  метод  контент-анализа.  Результаты,  полученные  на  этом 

уровне рефлексируются испытуемым, сознательно контролируются и часто бывают социально 

желательными.  Анализ  на  этом  уровне  является  необходимым,  так  как  формирует  общее 

представление об этнической толерантности в массовом сознании, но недостаточным, так как с 

помощью  данных  методик  не  может  быть  диагностирован  бессознательный  слой  этнических 

проявлений  личности,  который  и  формирует  мотивы  ее  поведения.  На  втором  – 

интерпсихологическом,  интерсубъектном  уровне  анализа  исследуются  этнические 

операциональные установки, возникающие в ходе интериоризации существующих этнических 

стереотипов  и  определяющие  способы  поведения  в  совместной  деятельности.  Разработка 

адекватных методик этого уровня является перспективной и насущной задачей отечественной 

этнопсихологии. 

Третий, 

интрапсихологический 

глубинный 

уровень 

анализа 

этнопсихологических  прояявлений  личности  –  уровень  изучения  смысловых  установок, 

определяющий поступки личности и свидетельствующий об ее истинной толерантности. Это 

уровень диагностики бессознательного слоя этнопсихологических характеристик личности. В 

качестве методов здесь используются различные проективные методики. 

Таким образом, в качестве средств диагностики толерантности могут выступать метод 

наблюдения, опросные и проективные психологические методики, интервью, контент-анализ.   

Проективные  методики,  как  правило,  позволяют  получить  информацию  осознаваемую  не 

полностью,  и  вскрыть  глубинные  основания  социальных  установок  и  поведения  в  сфере 

межэтнических отношений. Следует отметить, что специфической особенностью социальных 

установок,  регулирующих  отношения  людей  в  пространстве  межкультурных  контактов  и 

межэтнических  взаимодействий,  выступает  их  высокая  эмоциональность  и  низкая 

осознаваемость.  С  методической  точки  зрения  это  означает,  что  такие  установки  не  всегда 

поддаются  полноценному  изучению  с  помощью  вербальных  методов.  Кроме  того,  с  точки 

зрения  Л.Г.Почебут,  изучение  таких  установок  с  помощью  вербальных  оценок  может 

спровоцировать  (в  силу  их  эмоциональной  насыщенности)  неблагоприятную  реакцию 

респондентов. 
            

На практических занятиях студенты осваивают методики диагностики толерантности на 

уровне  личности,  группы  и  общества  под  руководством  преподавателя.  Результаты 

самообследования  фиксируются  в  специальных  тетрадях  и  сдаются  преподавателю  перед 

промежуточной аттестацией.   При изучении данной темы студенты знакомятся с методикой 

«Направленность  личности  в  общении»  С.Л.Братченко,  которую  можно  рассматривать  как 

средство  диагностики  межличностной  толерантности  «Типы  этнической  идентичности» 

Г.У.Солдатовой,  «Индекс  толерантности»  Г.У.Солдатовой,  О.А.Кравцовой,  О.Е.Хухлаева  и 

Л.А.Шайгеровой,  Шкалы  социальной  дистанции  Богардуса.  Метод  незаконченных 

 

111 

предложений  «Наличие  этнической  (религиозной)  толерантности»  З.В.Сикевич  и  др.(см. 

Сикевич  З.В.,  Поссель  Ю.А.,  Румянцева  П.В.,  Смолина  Т.Л.  Этнопсихология.  Учебно-

методическое  пособие,  Спб,  2006).  Обсуждаются  возможности  социометрических  процедур 

для  диагностики  толерантности  в    группах  и  контент-аналитических  для  диагностики 

толерантности  в  СМИ.  Подобные  дискуссии  являются  необходимым      этапом    перед 

разработкой  программы  учебного  исследования.  Также  в  рамках  самостоятельной  работы  по 

этой теме возможно рецензирование Интернет-ресурсов, посвященных толерантности. 

 

Тема 3.  Психологическое консультирование как технология формирования 

толерантности 

При  освоении  данной  темы  студенты  должны  прослушать  две  лекции  (общей 

продолжительностью  четыре  часа)  и  посетить  два  практических  занятия  (общей 

продолжительностью  восемь  академических  часов).  Таким  образом,  именно  работа  на 

практических занятиях является основным видом деятельности при изучении данного раздела 

курса, это связано с тем, что данная тема предполагает освоение технологий психологического 

консультирования  как  средства  формирования  толерантности,  что  связано    именно  с 

получением  практических  навыков  и  собственного  опыта  выполнения  психотехнических 

упражнений, а не только с формированием знаний, имеющих отношение к данной предметной 

области.  

Первое  лекционное  занятие  в  рамках  данной  темы  посвящено  общим  вопросам 

применения  психологического  консультирования    в  области  формирования  этнической  и 

религиозной  толерантности.  Лекцию  целесообразно  начать  с  определения  понятия 

«психологическое  консультирование».  Консультирование  —  это  профессиональная 

деятельность, направленная на оказание помощи человеку в решении проблем, возникающих в 

различных сферах его жизнедеятельности. Содержанием психологического консультирования 

является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы 

или  организации  в  целом.  Психологическое  консультирование  можно  определить  как 

непосредственную  работу  с  людьми,  направленную  на  преодоление  трудностей  в 

межличностных  отношениях,  где  основным  средством  воздействия  является  определенным 

образом  построенная  беседа.  Психологический  смысл  консультирования  заключается  в  том, 

чтобы  помочь  человеку  понять  причины  проблем  в  социальном  взаимодействии:  в  личных, 

семейных и профессиональных контактах. Основной «мишенью» консультационной работы в 

области  формирования  толерантности  необходимо  считать  формирование  позитивной 

этнической  идентичности,  поскольку  связь  между  позитивной  этнической  идентичностью  и 

межэтнической  толерантностью  –  это  факт,  неоднократно  находивший  эмпирическое 

подтверждение  в  современной  этнопсихологической  науке.  Формирование  позитивной 

этнической  идентичности  –  важнейшее  условие  внутренней  гармонии  и  хорошего 

психологического самочувствия. Однако потребность в позитивной этнической идентичности 

нередко  остается  нереализованной,  наиболее  частой  причиной  этого  является  переживание 

различных форм дискриминации и подавления по признаку расы или этничности. Подобный 

опыт  приводит  к  трансформации  этнической  идентичности,  происходящей  под  влиянием 

действия  механизмов  психологической  защиты:  либо  человек  пытается  снизить  значимость 

этой характеристики,  либо трансформация идет в сторону повышения ценности собственной 

этничности,  вплоть  до  формирования  национального  фанатизма  и  нетерпимости  к 

представителям иных этнических групп.  В любом случае, нарушается связь между позитивной 

этнической  идентичностью  и  межэтнической  толерантностью.  Психологическая  работа  в 

данном  случае  состоит,  прежде  всего,  в  проработке  негативных  чувств,  связанных  с 

переживанием  опыта  дискриминации  по  признаку  этничности  или  расы.  Также  в  лекции 

необходимо  подчеркнуть,  что  этнопсихологические  особенности  человека  необходимо 

учитывать и при психологическом консультировании по поводу иных личностных проблем, на 

первый  взгляд  не  имеющих  непосредственного  отношения  к  этничности:  при  работе  с 

 

112 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..