Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 6

 

 

3.  Записать  вопросы,  которые  могут  быть  подняты  во  время  обсуждения  ситуации  в 

аудитории. 

4. Выявить отношения между событиями, описанными в пакете материалов, и поведением 

персонажей  ситуации,  с  концепциями  и  теориями,  изложенными  в  лекциях  и  учебниках. 

Анализ  реальной  политической  ситуации  дает  возможность  проверить  и  лучше  понять 

применимость и ограниченность концепций и теорий путем приложения абстрактных идей к 

реалиям жизни. 

5.  Сформулировать  альтернативные  пути  решения  проблем,  описанных  в  пакете 

материалов; назвать возможные приоритеты этих альтернатив, включая возможные преграды 

на пути их успешной реализации; указать оптимальный путь решения проблемы, описанной в 

материалах. 

Общие замечания: 

Изучая  материалы,  студент  может  столкнуться  с  трудностями  восприятия  и  анализа 

большого  по  объему  материала.  Не  следует  этого  бояться.  Преподаватель  предлагает,  как 

правило,  максимально  возможный  объем  информации  с  целью  помочь  вам  составить 

собственное представление о политическом проекте. 

Задача  студента  —  настроиться  на  работу  с  информацией  в  проектном,  а  не  в  текущем 

режиме хроникера. 

Слушатель не обязан запоминать все факты и цифры. Он должен научиться за большим 

объемом  информации, которую  предлагают  авторы  (а  жизнь  предъявляет  эту  информацию  в 

еще  большем  объеме,  в  «неочищенном»  виде),  увидеть  тенденцию,  уловить  направление, 

почувствовать нюансы и наметить основной алгоритм действий. 

 
 

Содержание семинарских занятий по разделу 1  

«Гуманитарные технологии формирования политической  

толерантности» 

 

Семинар 1.Идея толерантности в истории политической мысли 
1. 

Взаимосвязь идей политической, религиозной и этнической толерантности в работах 

политических философов эпохи Просвещения. 

2. 

Утилитаристская парадигма либеральной толерантности (Д.С.Милль). 

3. 

Политическая толерантность в деонтологической этике И.Канта. 

 

Литература: 

1. 

Ильинская С.Г. Толерантность как категория политической теории. Диссертация на 

соискание уч.ст.  к.п.н. – М.: Ин-т философии РАН, 2006.  

2. 

Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до 

Канта. М.: Юридический центр Пресс,  2001. 

3. 

Красухин К. Г. «Золотое правило этики: от Конфуция до Канта // Сокровенные смыслы: 

Слово. Текст. Культура: Сб. статей в честь Н. Д. Арутюновой / Отв. ред. Ю. Д. Апресян. – 

М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 564 – 
575.                                                                            

4. 

Локк Дж. Послание о веротерпимости. Соч. т.3. – М, 1988. 

5. 

Милль Дж. О свободе / Пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. – 1993. № 11. С. 10-15; 

№ 12. С. 21-26. 

6. 

«Послание о веротерпимости» Джона Локка: точка зрения. Екатеринбург. Издательство 

Уральского университета, 2002.  

 
 

Семинар 2. Современные концепции политической толерантности. 

 

81 

1. 

Либерально-деонтологическое  направление - «консенсусная терпимость» (Джон Ролз и 

Рональд Дворкин). 

2. 

Мультикультуралистские концепции – терпимость множества консенсусов (Чарльз Тейлор, 

Майкл Сэндел и Уилл Кимлика) 

3. 

Концепции «солидарности» как синтез предшествующих моделей (Юрген Хабермас и 

Сейла Бенхабиб). 

4. 

Концепция репрессивной толерантности Г.Маркузе. 

5. 

Постлиберальная ревизия политической толерантности. 

 

Литература: 

1. 

Долгова И. А. Лингвокультурный концепт «толерантность» // Проблемы 

лингвокультурологии и теории дискурса: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Н. А. 

Красавского. – Волгоград: Перемена, 2003. - С. 61-64.  

2. 

Ильинская С.Г. Толерантность как категория политической теории. Дисссертация на 

соискание уч.ст.  к.п.н. – М.: Ин-т философии РАН, 2006.  

3. 

Купина Н. А. Идеологическая толерантность // Лингвокультурологические проблемы 

толерантности: Тезисы докладов международной конференции. – Екатеринбург, 
2001.                                                                  

4. 

Риердон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. 

5. 

Синельникова Л.Н. Роль концепта толерантности в формировании демократического 

общества. Режим доступа: [http://embrus.org.ua]. 

6. 

Толерантность. М.: Республика, 2004. 

7. 

Толерантность и поликультурное общество. М., 2003. 

8. 

Уолцер М. О терпимости. М., 2000. 

 
 

Семинар 3. 

Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры. 

Для  современного  этапа  развития  политической  культуры  в  нашей  стране  характерно 

взаимодействие  традиционных  ценностей  российской  культуры  и  либерально-

демократических  ценностей,  в  рамках  которых  ведущую  роль  играет  политическая 

толерантность.  Этот  процесс  взаимодействия  носит  сложный,  неоднозначный,  а  нередко  и 

противоречивый  характер.  От  его  результатов  зависит  будущее  политической  культуры 

России, а значит, и ее будущее. В целом возможно несколько вариантов развития политической 

культуры  в  России.  Рассмотрите  эти  варианты.  Какой  из  них  кажется  вам  наиболее 

оптимальным,  а  какой  —  наиболее  вероятным?  Возможно,  вы  сможете  предложить  свою 

версию перспектив развития отечественной политической культуры. 

Вариант  I.  Либеральные  ценности  проникают  в  политическое  сознание  российского 

общества.  Происходит  постепенное  «размывание»  традиционных  ценностей  и  ассимиляция 

западных  политико-культурных  ориентаций. Либерализм  оказывает  значительное  влияние  на 

характер целеполагания и политического участия (экспансионистская модель взаимодействия 

политических культур). 

Вариант 2. Распространение либеральных ценностей носит, прежде всего, 

сегментарный характер. Наибольшее их усвоение наблюдается среди молодежи, а также 

социальных групп, выигрывающих в результате проводимых реформ (ограниченная 

экспансия). 

Вариант  3.  Либеральные  ценности  наиболее  распространены  среди  элитных  групп.  В 

маргинализированном же обществе  усиливается ностальгический синдром, проявляющийся в 

активизации архаических ценностей (модель непонимания и неприятия иной культуры). 

Вариант 4. В российском обществе происходит некритическое освоение либеральных 

идей, чреватое массовым отказом от последних в ситуации усиливающейся социальной 

фрустрации (модель псевдопонимания). 

 

82 

Вариант  5.  Взаимодействие  ценностей  носит  характер  конфликта  (модель 

конфликтного взаимодействия). 

Вариант 6.  «Открытие» либеральных ценностей создало ситуацию вызова российской 

политической культуре. Ответом на этот вызов может быть обретение политико-национальной 

идентичности  на  основе  понимания  как  иных  форм  политической  культуры,  так  и 

уникальности собственной (модель открытого интеркультурного взаимодействия). 

 

Литература: 

1. 

Воронова Т. А., Стернин. И. А. Концепт  «толерантность»  в русском сознании. Режим 

доступа: [http://tpl1999.narod.ru/]    

2. 

Денисовский  Г.М.,  Козырева  П.М.  Политическая  толерантность  в  реформируемом 

российском  обществе  второй  половины  90-х  годов  М.:  Центр  общечеловеческих 

ценностей, 2002. 

3. 

Капустин Б. Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. 

1994. № 3, 4. 

4. 

Кара-Мурза  А.А.,  Панарин  А.С.,  Пантин  И.К.  Духовно-идеологическая  ситуация  в 

современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4. 

5. 

Козырева  П.М.  Толерантность  и  динамика  социального  самочувствия  в  современном 

российском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002 

6. 

Политическая  наука.  Исследования  политической  культуры.  Современное  состояние. 

М.:ИНИОН РАН, 2006.  

7. 

Романенко Л. М. Лики российской толерантности. Размышления участницы симпозиума 

// Политические исследования. – М. - 2002. - № 6.                                       

8. 

Синельникова  Л.Н.  Роль  концепта  толерантности  в  формировании  демократического 

общества. Режим доступа: [http://embrus.org.ua]. 

9. 

Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М., 1997. 

10. 

Федорова  Т.Н.  Толерантность  и  формирование  демократической  политической 

культуры в транзитных обществах. Режим доступа: [http://www.portalus.ru].  

11. 

Шалин  В.  В.  Особенности  политической  толерантности  в  современном  российском 

обществе // Социология и общество. Труды Первого Всероссийского социологического 

конгресса  «Общество  и  социология:  новые  реалии  и  новые  идеи»  /  Под  редакцией 

Васильковой В. В., Козловского В. В., Скворцова Н. Г. – Спб., 2002. –С. 668 – 675. 

 

Семинар 4. 

Дискуссия Границы политической толерантности 

Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения. 

1. Каким должно быть отношение в демократическом государстве к политической оппозиции? 

Попробуйте  сформулировать  основные  принципы,  которым  необходимо  придерживаться  в 

этой сфере органам государственной власти. 

2.  Согласны  ли  Вы  со  следующим  утверждением  английского  писателя  Сомерсета  Моэма 

«Толерантность – другое название для безразличия». 

3.  Нужно  ли  быть  толерантным  к  политическим  экстремистам?    Кого  бы  Вы  отнесли  к 

политическим  экстремистам  в  современной  России?  Приведите  конкретные  примеры, 

доказывающие Вашу позицию. 

4.Выскажите  свое  отношение  к  следующему  утверждению:  «Любой  режим  толерантности  в 

основе своей репрессивен. Во-первых, всякий режим толерантности предполагает навязывание 

извне идентичности тем, кого затрагивает соответствующая политика. Во-вторых, позитивная 

концепция  терпимости  стимулирует  формирование  коллективного  субъекта  «изнутри».  В-

третьих, каждая любая либеральная версия толерантности предполагает наличие исключённых, 

а  объекты  терпимости  инкорпорируются  на  определённых  условиях,  устанавливаемых 

доминирующей группой». 

 

83 

5.  Политическая  корректность  –  это  свидетельство  нравственного  прогресса  современного 

общества  или  политический  фарс?  Используйте    материалы,  содержащиеся  в  эссе  Т.Толстой 

«Политическая корректность». 

 

Литература: 

1. 

Гулиев М.А. Безопасность и толерантность в постконфликтной реконструкции. Ростов 

н/Д, 2005. – 12 п.л.  

2. 

Денисовский  Г.М.,  Козырева  П.М.  Политическая  толерантность  в  реформируемом 

российском  обществе  второй  половины  90-х  годов  М.:  Центр  общечеловеческих 

ценностей, 2002. 

3. 

Ильинская С.Г. Терпимость и политическое насилие // ж. “Политические исследования”, 

2004г. №3.  

4. 

Козырева  П.М.  Толерантность  и  динамика  социального  самочувствия  в  современном 

российском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002 

5. 

Купина  Н.  А.  Идеологическая  толерантность  //  Лингвокультурологические  проблемы 

толерантности:  Тезисы  докладов  международной  конференции.  –  Екатеринбург, 
2001.                                                                  

6. 

Медведева 

Н.П. 

Толерантность 

как 

основа 

социальной 

безопасности  

Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.  

7. 

Риердон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. 

8. 

Романенко Л. М. Лики российской толерантности. Размышления участницы симпозиума 

// Политические исследования. – М. - 2002. - № 6.                                       

9. 

Толерантность. М.: Республика, 2004. 

10. 

Толстая  Т.  Политическая  корректность./  Н.  Толстая,  Т.Толстая  «Двое:  разное»  М. 

Подкова, 2001 

11. 

Шалин  В.  В.  Особенности  политической  толерантности  в  современном  российском 

обществе // Социология и общество. Труды Первого Всероссийского социологического 

конгресса  «Общество  и  социология:  новые  реалии  и  новые  идеи»  /  Под  редакцией 

Васильковой В. В., Козловского В. В., Скворцова Н. Г. – Спб., 2002. –С. 668 – 675. 

 

Семинар 5. 

Case-study 

Политическое противостояние Президента Б.Н.Ельцина и Верховного Совета (1992-1993 

годы) 

Студенты получают пакет документов, включающий в себя следующие материалы: 

1. 

Официальные документы (тексты указов и постановлений, заявления и обращения 

политических лидеров, итоги референдума и т.п.); 

2. 

Фрагменты воспоминаний участников событий; 

3. 

Фото и видеодокументы того периода. 

Главный вопрос, ответ на который необходимо дать: Почему политические разногласия 

между политическими оппонентами вылились в открытое вооруженное противостояние 

сторон, приведшее к человеческим жертвам? Можно ли было предотвратить такое 

развитие событий? 
 

Семинар 6.  

Практическое занятие 

«Экспертная оценка избирательной кампании». 

Студенты выступают в роли экспертов, подвергающих анализу на предмет уровня 

политической толерантности и возможных проявлений экстремизма предвыборные материалы 

различных политических партий: 

1. 

политические программы; 

2. 

печатные агитационные материалы (листовки, брошюры, постеры и т.п.); 

 

84 

3. 

опубликованные заявления и интервью лидеров; 

4. 

видеоматериалы (телевизионные ролики, выступления лидеров, политические дебаты и 

.т.п.); 

5. 

ресурсы в сети ИНТЕРНЕТ.  

 

Семинар 7. 

Практическое занятие  

«Методология и методики исследования политической толерантности и отношения к 

экстремизму. 

Предлагаемые методики: 

1. 

Анкета «Что я знаю и думаю об экстремизме?» Г.Л. Бардиер 

2. 

Диагностический тест отношений Г.У. Солдатовой 

3. 

Индекс толерантности 

4. 

Методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко 

5. 

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко 

6. 

Опросник ВИКТИ Г.Л. Бардиер 

7. 

Опросник ТУСЭП Г.Л. Бардиер 

8. 

Шкала социальной дистанции Э. Богардуса 

9. 

Методика диагностики уровня толерантности «ИНТОЛ» Л.Г. Почебут 

 
 

Вопросы для самоконтроля: 

Какое содержание вкладывается в понятие «политическая толерантность»? 

Назовите политических мыслителей 17-19 веков, внесших наибольший вклад в развитие идеи 

толерантности. Дайте характеристику их точек зрения. 

Сравните аксиологический, идеально-типический, онтолого-историцистский и конфликтный 

подходы к сущности и проявлениям политической толерантности. 

С какими новыми обстоятельствами связана постлиберальная ревизия концепции 

политической толерантности? 

Каково значение политической толерантности для становления и развития современной 

демократии? 

Какую роль играет государство в утверждении принципов политической толерантности в 

обществе? Охарактеризуйте основные направления деятельности органов государственной 

власти в этой сфере и оцените эффективность используемых инструментов. 

Приведите конкретные примеры проявления политической нетерпимости в современном мире. 

Назовите основные параметры нетолерантной политической культуры. 

Какова, на Ваш взгляд, динамика развития политической толерантности в своевременной 

России?  

10 

В чем Вы видите специфику проявления политической нетерпимости в российском обществе 

(в сравнении с развитыми демократическими государствами)? 

11 

Каковы пути формирования политической толерантности? 

12 

Существуют ли категории людей, групп и организаций, на которых, на Ваш взгляд, нельзя 

распространять принцип политической толерантности? Обоснуйте свою точку зрения. 

13 

Насколько в результате процесса политической социализации в современной России 

происходит формирование у подрастающего поколения политической толерантности? 

14 

Какую роль в этом играют: СМИ; Школа; Политические партии; Органы государственной 

власти; Молодежные организации. 

15 

С помощью каких методик можно выявить уровень политической толерантности? 

16 

Что из себя представляет «индекс толерантности»? 

17 

Какие бы изменения Вы бы предложили в воспитании и образовании российских школьников с 

целью более эффективного формирования у них установок политической толерантности? 

 

85 

18 

Какой смысл вкладывается в понятие «политическая корректность»? Приведите конкретные 

примеры из политической практики. Считаете ли Вы необходимым соблюдение принципов 

политической корректности в ходе избирательных кампаний?   
 
 

Темы для докладов и рефератов: 

1. 

Развитие идеи политической толерантности в эпоху Просвещения. 

2. 

Идея политической толерантности в идеологии и практике либерализма. 

3. 

Концепция «консенсусной терпимости» в работах Дж. Ролза и Р. Дворкина. 

4. 

Идея политической толерантности в современных концепциях мультикультурализма. 

5. 

Концепция «солидарности» Юргена Хабермаса. 

6. 

Концепция репрессивной толерантности Г.Маркузе. 

7. 

Основные направления постлиберальной ревизии концепции политической толерантности. 

8. 

Модель нетолерантности Джеймса Гибсона и ее значение для понимания специфики 

политической культуры переходных обществ. 

9. 

Дискуссии по концепту политической толерантности в российской политической науке. 

10. 

Политическая толерантность в российском общественном сознании. 

11. 

Политическая толерантность и проблема прав человека в условиях борьбы с терроризмом. 

12. 

Политика и практика отношений правящих элит с политической оппозицией (на примере 

конкретной страны). 

13. 

Роль СМИ в формировании политической толерантности. 

14. 

Политическая толерантность и политический экстремизм. 

15. 

Взаимосвязь политической, этнической и конфессиональной толерантности: теория и 

практика. 

16. 

Проблемы формирования политической толерантности российской молодежи. 

17. 

Причины политической нетерпимости в молодежной среде. 

18. 

Политическая толерантность в межгосударственных отношениях. 

 

 

Методические рекомендации студентам по разделу 2  

«Правовые технологии формирования толерантности» 

 

Темы докладов и реферативных сообщений. 

 

Тема 1. Право как один из элементов социальной регуляции. 

1. 

Границы толерантности с точки зрения права. 

2. 

Соотношение социальных регуляторов в современном мире. 

3. 

Современные правовые проблемы толерантности. 

4. 

Концепции понимания толерантности в зарубежной и российской юридической науке. 

 

Тема 2. Влияние международного права на формирование толерантности. 

1. 

Идеи толерантности и международное право: характер взаимодействия. 

2. 

Проблемы толерантности и прав человека в международном праве. 

3. 

Международно-правовые стандарты, закрепляющие принципы толерантности. 

4. 

Деятельность международных организаций по распространению идей толерантности. 

 

Тема  3.  Международно-правовые  стандарты  в  сфере  права  человека  как  основа 

формирования толерантного отношения к личности. 

Европейская система прав человека и вопросы толерантности. 

Всеобщая  декларация  прав  человека  1948  г.  и  ее  роль  в  формировании  толерантного 

отношения к личности. 

Гражданское общество и толерантность. 

 

86 

 

 

Тема 4. Роль национального законодательства в формировании толерантности. 

Пути формирования толерантного сознания в российском обществе. 

Проблемы соблюдения принципов толерантности в борьбе с терроризмом. 

Толерантность и защита прав ребенка в Российской Федерации. 

Правовое образование как средство воспитания толерантности в современном обществе. 

Политика Российской Федерации в сфере создания правовых условий развития толерантности. 
 

 
 

Задания и вопросы для самостоятельной работы по темам раздела 2 

«Правовые технологии формирования толерантности» 

 

Тема 1. Право как один из элементов социальной регуляции. 

1. 

Заполните таблицу о соотношении социальных норм: 

 

Право 

Мораль 

Обычай 

Корпоративные 

нормы 

Религия 

Способ 

формирования 

 

 

 

 

 

Форма 

существования 

 

 

 

 

 

Сфера действия 

 

 

 

 

 

Способ 

обеспечения 

 

 

 

 

 

Характер 

регулятивного 

воздействия 

 

 

 

 

 

 

2. 

Проведите  сравнительный  анализ  видов  толерантности.  Результаты  представьте  в  виде 

таблицы. 

3. 

Охарактеризуйте различные концепции понимания толерантности в юридической науке. 

4. 

Проанализируйте  основные  положения  «Послания  о  веротерпимости»  Дж.  Локка  и  дайте 

определение толерантности в соответствии с ними. 

5. 

Представьте  исторический  процесс  развития  толерантности  в  нормативно-правовых  актах  и 

договорах,  дайте характеристикуосновным этапам. 

 

Тема 2. Влияние международного права на формирование толерантности. 

 

1. 

Проанализируйте основные положения Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и 

дискриминации на основе религии и убеждений. 

2. 

Выявите точки соприкосновения идей толерантности и международного права. 

3. 

Составьте схему «Толерантность и права человека в международном праве». 

4. 

Приведите  выдержки  из  Декларации  о  правах  лиц,  принадлежащих  к  национальным  или 

этническим, религиозным и языковым меньшинствам, подтверждающие идеи толерантности. 

 

Тема  3.  Международно-правовые  стандарты  в  сфере  прав  человека  как  основа 

формирования толерантного отношения к личности. 

1. 

Определите, какие существуют правовые границы толерантного отношения к личности. 

2. 

Ответьте на вопрос, почему толерантное отношение к личности является основой современной 

системы прав человека. 

 

 

 

87 

Тема 4. Роль национального законодательства в формировании толерантности. 

1. 

Приведите  примеры  из  нормативно-правовых  актов  Российской  Федерации,  закрепляющие 

принципы толерантности. 

2. 

Выявите основные направления правовой политики российского государства в сфере создания 

толерантного отношения в подростковой и молодежной среде. 

3. 

Проанализируйте  соотношение  понятий  правового  воспитания  и  толерантности  и  результате 

оформите в виде схемы. 

4. 

Дайте  анализ  основных  положений  Федеральной  целевой  программы  «Формирование 

установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. 

5. 

Составьте схему «Национальная политика и толерантность». 

 

 

Учебный материал для самостоятельной работы студентов по разделу 2 «Правовые 

технологии формирования толерантности» 

 

Тест проверки остаточных знаний. 

 

 1. 

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 

1966 года право народов на самоопределение подразумевает следующие свободы: 

а). Свобода установления своего политического статуса; 

б). Свобода обеспечения своего экономического развития;  

в). Свобода обеспечения своего социального развития;  

г). Свобода обеспечения своего культурного развития;  

д). Все перечисленное. 

В  каком  из  приведенных  документов  сформулировано  классическое  определение 

толерантности:  

а). Устав Организации Объединенных Наций;  

б). Всеобщая Декларация прав человека;  

в). Декларация принципов толерантности;  

г). Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.  

В России центральным документом, закрепляющим принципы толерантности, является:  

а). Конституция РФ;  

б). Уголовный кодекс РФ;  

в). Трудовой кодекс РФ. 

Норма,  в  соответствии  с  которой  «всякое  выступление  в  пользу  национальной,  расовой  или 

религиозной  ненависти,  представляющее  собой  подстрекательство  к  дискриминации,  вражде 

или насилию, должно быть запрещено законом» закреплена в:  

а). Международном пакте о гражданских и политических правах;  

б). Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в). Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него  

г). Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или 

убеждений.  

Каким  международным  документом  предусмотрено  создание  и  деятельность  Комитета  по 

правам человека:  

а). Уставом Организации Объединенных Наций:  

б). Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в). Всеобщей Декларацией прав человека;  

г). Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии 

или убеждений.  

На  международном  уровне  базовым  документом,  закрепляющим  принципы  толерантности, 

является:  

а). Устав Организации Объединенных Наций;  

 

88 

б). Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в). Декларация принципов толерантности;  

г). Всеобщая Декларация прав человека. 

Недопустимость  дискриминации  по  мотивам  национальной,  расовой  или  религиозной 

ненависти в рамках реализации права каждого человека на образование закреплена в:  

а). Декларации принципов толерантности;  

б). Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в). Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах;  

г). Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. 

Обязательство  государств  осуждать  и  искоренять  всякую  практику  расовой  сегрегации  и 

апартеида закреплено в:  

а). Декларации принципов толерантности;  

б). Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;  

в).  Конвенции  против  пыток  и  других  жестоких,  бесчеловечных  и  унижающих  достоинство 

видов обращения и наказания;  

г). Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или 

убеждений;  

д). Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах;  

е). Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. 

Комитет  по  ликвидации  расовой  дискриминации,  образованный  при  Организации 

Объединенных  Наций в  соответствии  с  Международной  конвенции  о  ликвидации  всех  форм 

расовой дискриминации, состоит из:  

а). 12 экспертов;  

б). 13 экспертов;  

в). 18 экспертов;  

г).  Количество  экспертов  определяется  по  количеству  стран-участниц  Международной 

конвенции. 

В  соответствии  со  ст.  30  Конвенции  о  правах  ребенка,  в  государствах,  где  существуют 

этнические,  религиозные  или  языковые  меньшинства,  ребенку,  принадлежащему  к  таким 

меньшинствам:  

а). Не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию 

и исполнять ее обряды, пользоваться родным языком;  

б). Допускается возможность отказа в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою 

религию и исполнять ее обряды, пользоваться родным языком;  

в). Государства должны самостоятельно решать вопрос о разрешении или запрете пользоваться 

своей  культурой,  исповедовать  свою  религию  и  исполнять  ее  обряды,  пользоваться  родным 

языком. 

Право  ребенка  на  защиту  от  экономической  эксплуатации  и  от  выполнения  любой  работы, 

которая может представлять опасность для его здоровья, закреплено в:  

а). Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах,  

б). Конвенции о правах ребенка;  

в).  Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным 

и языковым меньшинствам;  

г). Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках. 

Какие  из  перечисленных  свобод  включает  в  себя  ст.  6  Декларации  о  ликвидации  всех  форм 

нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений:  

а).  Отправлять  культы  или  собираться  в  связи  с  религией  или  убеждениями  и  создавать  и 

содержать места для этих целей;  

б).  Создавать  и  содержать  соответствующие  благотворительные  или  гуманитарные 

учреждения; 

в).  Соблюдать  дни  отдыха  и  отмечать  праздники  и  отправлять  обряды  в  соответствии  с 

предписаниями религии и убеждениями; 

 

89 

г). Все перечисленное. 

В  каком  из  перечисленных  документов  определяется    Международный  день,  посвященный 

толерантности (16 ноября):  

а). Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или 

убеждений;  

б). Декларация принципов толерантности;  

в). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 

Можно  ли  утверждать,  что  в  рамках  Декларации  принципов  терпимости  ООН  понятия 

«терпимость» и «толерантность» являются идентичными:  

а). Да;  

б). Абсолютно нет;  

в). Они совпадают частично. 

В соответствии с Декларацией о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, 

религиозным и языковым меньшинствам лица, принадлежащие к таковым:  

а).  Имеют  право  активно  участвовать  в  культурной,  религиозной,  общественной, 

экономической и государственной жизни;  

б).  Имеют  право  участвовать  в  культурной,  религиозной,  общественной,  экономической  и 

государственной жизни только в рамках своего национального или этнического, религиозного 

и языкового меньшинства;  

в). Не обладают таким правом. 
 

Задания для самостоятельной работы с текстом. 
 

Семенов С.И. Гражданское общество и толерантность сегодня // Толерантность в современной 

цивилизации: Материалы международной конференции. Екатеринбург, 2001. С.24-37. 

«Теперь  в  истории  российской  цивилизации  открывается  новая  полоса  мира,  гражданского 

согласия  и  интеграции  в  универсальную  мультикультурную  цивилизацию  XXI  столетия. 

Необходимым и обязательным краеугольным  камнем согласия, мира и взаимопонимания как 

раз и выступает толерантность. 

При  этом  ее  нельзя  противопоставлять  гражданственности  и  толковать  как  забвение 

исторической  памяти.  Напротив,  толерантность  опирается  именно  на  гражданственность  и 

историческую память и предполагает не автоматический процесс, рассчитанный на природные 

институты биологического вида, а на сознательное поведение цивилизованных равноправных 

граждан, умеющих отстаивать свои интересы и ради этого договаривающихся между собой о 

совместных действиях. 

Эта новая полоса в истории предъявляет определенные требования и к личности гражданина, и 

к  гражданскому  обществу,  и  к  государству,  и  к  региональному  и  международному 

сообществам». 
 

Вопросы: 

1. 

Можно  ли  говорить  об  определенном  уровне  толерантности  в  те  периоды,  когда  в 

российской цивилизации была заметна активизация гражданского общества? 

2. 

Какими  свойствами,  по  Вашему  мнению,  должна  обладать  личность  гражданина,  для 

того, чтобы играть необходимую роль в преобразовании общества и мира? 

3. 

Каким  требованиям,  по  Вашему  мнению,  должно  отвечать  гражданское  общество  на 

данном этапе? 

 

Искакова  Г.К.  Проблема  толерантности  и  прав  человека  в  международном  праве  // 

Толерантность  в  современной  цивилизации:  Материалы  международной  конференции. 

Екатеринбург, 2001. С.37-45. 

«В  настоящее  время  в  международном  праве  существует  около  70  нормативно-правовых 

документов  в  области  прав  человека.  Действующие  международные  договоры,  пакты  и 

 

90 

конвенции создали юридически обязательные нормы поведения государств в области защиты 

прав человека. При этом международных стандарт, например, в рамках ООН по своей природе 

является  минимальным,  поскольку  это  результат  компромисса,  согласия  между  странами  с 

различными  правовыми  системами  и  традициями,  по  тем  или  иным  причинам  пришедшими  

общему выражению своих на практике ощутимо расходящихся позиций. Достижение согласия 

относительно  минимальных  стандартов  по  защите  прав  человека  стало  возможным  прежде 

всего  на  основе  признания  мировым  сообществом  ценности  человеческой  жизни,  осознания 

жизненной  необходимости  толерантного  отношения  друг  к  другу.  Практика  показывает,  что 

эффективное  разрешение  всех  противоречий,  в  том  числе  и  в  подходах  к  правам  человека, 

возможно через единство, через консенсус». 
 

Вопросы: 

1. 

В  чем  проявляется  универсальность  и  «неуниверсальность»  норм  Международного 

Пакта об экономических, социальных и культурных правах? 

2. 

Благодаря  чему  международные  документы  по  правам  человека  способны  вполне 

эффективно регулировать межгосударственные отношения и добиваться общих позиций 

по проблемам прав человека, терпимо относясь при этом к различиям и особенностям? 

3. 

В связи с чем (приведите примеры), целый ряд стран считает, что в действительности 

международное сообщество все еще далеко от универсального консенсуса относительно 

прав человека? 

 

Михайленко  В.И.  Толерантность  в  международных  отношениях  //  Вестник  Уральского 

межрегионального института общественных отношений. Толерантность. 2001. №1. С.29-50. 

«События 11 сентября 2001 года актуализировали проблему толерантности в международных 

отношениях.  При  любом  сценарии  развития  мировых  событий  проблема  толерантности  не 

утрачивет  своего  значения.  В  связи  с  этим  можно  утверждать,  что  поле  культуры 

толерантности  в  международных  отношениях  в  начале  XXI  века  неожиданным  образом 

становится  одним  из  важнейших  условий  дальнейшего  существования  человечества,  а 

возможно,  и  живой  природы  на  Земле.  Проблемы  внедрения  культуры  толерантности  в 

международные отношения давно ставятся в повестку дня международным сообществом. Даже 

в том случае, если толерантность обречена на маргинальные позиции, она является одним из 

действующих  факторов  международных  отношений,  постоянно  нуждающимся  в  усилении 

влияния». 
 

Вопросы: 

1. 

Какова,  на  Ваш  взгляд,  связь  принципов  «сдерживания»  в  биполярном  мире  и 

толерантности? Как изменяется ее роль при монополярном мире? 

2. 

Предложите  варианты  борьбы  с  цивилизационной,  религиозной,  национальной, 

этнической, расовой нетерпимостью, которая вызвана процессами глобализации. 

3. 

Каким  образом,  по  Вашему  мнению,  возможно  восприятие  и  формирование 

толерантной культуры поведения в международных отношениях? 

 

Толерантность  как  основная  этическая  и  правовая  доктрина  XXI  века  //  Толерантность  в 

современной  цивилизации:  Материалы  международной  конференции.  Екатеринбург,  2001. 

С.37-45. 

«В  современных  условиях  межгосударственные  отношения  должны  строиться  на  основе,  во-

первых, взаимных общих интересов и общечеловеческих ценностей, того, что ценно и важно 

для  любого  государства,  независимо  от  формы  правления,  государственного  устройства, 

уровня  социально-экономического  развития,  культуры  и  традиций;  во-вторых,  на  основе 

терпимого,  лояльного  отношения  к  иной  культуре,  иному  образу  жизни.  Народы, 

проживающие  на  территории  различных  государств,  отличаются  языком,  культурой, 

традициями,  но  их    всех  объединяет  то,  что  они  все  люди,  а  потому  для  каждого  из  них 

 

91 

ценными  являются  его  жизнь,  права  и  свободы.  Все  различия,  все  границы,  которые  люди 

провели между собой, второстепенны». 
 

Вопросы: 

1. 

Необходимо  ли  признание  толерантного  отношения  друг  к  другу  для  достижения 

согласия относительно стандартов по защите прав человека? 

2. 

Способствуют 

ли 

идеи 

толерантности 

эффективному 

регулированию 

межгосударственных отношений? 

3. 

Помогают ли идеи и методы толерантности в достижении общих позиций по проблемам 

прав человека? 

Семякин М.Н. Идеи толерантности в гражданском праве: институциональный подход // Логика 

толерантности и права: Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2001. С.208-215. 

«Толерантность  и  гражданское  право  —  в  таком  аспекте  проблема  ставится  впервые,  хотя 

фактически идеи терпимости, взвешенного отношения к правам и законным интересам третьих 

лиц  всегда  были  присущи  гражданскому  праву  как  в  советский,  так  и  особенно  в 

постсоветский период. В этом плане достаточно напомнить, что судебная практика занимает 

вполне твердую позицию, отказывая, например, в выселении ответчика из жилого помещения в 

зимний период времени, если, конечно, у него нет другого жилого помещения, пригодного для 

проживания.  В  обязательствах,  возникающих  вследствие  причинения  вреда,  суд  всегда 

учитывает не только объем и характер ущерба, но и поведение сторон, а также имущественное 

положение причинителя вреда и т. п.». 
 

Вопросы: 

1. 

Характерны ли идеи толерантности для регулирования рыночных отношений? 

2. 

Существуют ли границы, пределы терпимости  государства по отношению к участникам 

гражданского оборота? 

3. 

Какие  идеи  толерантности  получили  отражение  в  гражданско-правовых  нормах  и 

институтах? 

Толерантность,  право  и  насилие  //  Логика  толерантности  и  права:  Материалы  научной 

конференции. Екатеринбург, 2001. С.317-322. 

«Толерантность  и  право  соприкасаются  друг  с  другом  самым  тесным  образом.  Что  касается 

насилия, то оно объективно находиться в одном ряду с ними. Однако, в силу своей природы 

занимает среди них особое место.  

Основанием для утверждения того, что толерантность и право находятся в непосредственном 

соприкосновении,  может  служить  сходство,  имеющее  место  в  их  определении  и 

функциональном предназначении. Право в большинстве случаев трактуется как система норм, 

регулирующих  общественные  отношения  и  представляющих  собой  правила  поведения, 

которым должны следовать их участники». 
 

Вопросы: 

1. 

Можно ли рассматривать толерантность как социальную норму? 

2. 

Насилие  может  являться  системой  средств  и  методов  воздействия  на  общественные 

отношения? 

3. 

Можно  ли  на  ваш  взгляд  рассматривать  толерантность  и  естественное  право  как 

синонимы? 

 

Давлетшина Н. Проблема толерантности в российских СМИ // Толерантность в современной 

цивилизации: Материалы международной конференции. Екатеринбург, 2001. С.118-122. 

«Хорошо  известно,  что  наше  общество  является  обществом  весьма  противоречивым  и 

конфликтным,  в  нем  множество  серьезных  противоречий  в  экономическом,  политическом  и 

социальном  развитии.  Эти  противоречия  активно  дискутируются  в  средствах  массовой 

информации.  Демократические  средства  решения  вышеперечисленных  противоречий 

 

92 

практически  не  задействованы  средствами  массовой  информации.  Как  известно,  важнейшим 

инструментом 

стабильности 

демократического 

общества 

является 

наличие 

и 

функционирование различных структур гражданского общества. Это свидетельствует, с одной 

стороны, о том, что собственно структуры гражданского общества пока еще слабо влияют на 

развитие  демократических  процессов,  а  с  другой,  что  такие  инструменты,  как  консенсус, 

плюрализм,  толерантность  (или  терпимость)  не  задействованы  в  арсенале  демократического 

развития страны». 
 

Вопросы: 

1. 

Как идеи толерантности могут повлиять на урегулирование противоречий в российских 

СМИ? 

2. 

Какие принципы толерантности можно использовать для урегулирования конфликтов в 

российских СМИ? 

 

Кондакова Ю.В. Веротерпимость как важнейшая этико-социальная норма XXI века // Логика 

толерантности и права: Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2001. С.217-220. 

«Проблема  мирного  сосуществования  приверженцев  разных  вероисповеданий  наиболее 

актуальна  в  такой  многонациональной,  поликонфессиональной  стране,  как  Россия. 

Соблюдение  принципа  свободы  совести  предполагает  признание  права  человека  на 

самостоятельный выбор своих убеждений. Общество должно занимать толерантную позицию 

по  отношению  к  различным  религиям,  в  том  числе  и  к  новым  религиозным  объединениям. 

Однако проблемой современного демократичного общества становится то, что свобода совести 

оборачивается и свободой для тоталитарных сект. 

Разграничение  тоталитарных  сект  и  неортодоксальных  движений,  с  одной  стороны,  создает 

условия  для  защиты  общества  от  сектантской  агрессии  и,  с  другой  стороны,  определяет 

условия  формирования  толерантной  общественной  позиции  по  отношению  к  новым 

религиозным объединениям». 
 

Вопросы: 

1. 

Какую  роль  идеи  толерантности  играют  в  процессе  сосуществования  различных 

религиозных организаций? 

2. 

Как принципы толерантности позволяют мирно существовать различным религиозным 

организациям? 

 

Конашкова  А.М.  Проблема  политической  толерантности  //  Логика  толерантности  и  права: 

Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2001. С.301-304. 

«Проблема  политической  толерантности  в  современных  условиях  приобретает  особую 

значимость.  Это  определяется  прежде  всего  ее  принадлежностью  к  глобальной  проблеме 

взаимоотношения  личности  и  общества,  социально-нравственных  ценностей  индивида  и 

ценностей той или иной политической системы. Какое воздействие и в какой степени может 

оказывать государство на индивида, какое место отводится механизмам принуждения, какую 

роль играет «внутренняя организация» в процессе восприятия социальной действительности — 

эти и связанные с ними вопросы получают особое звучание». 
 

Вопросы: 

1. 

В чем по вашему мнению заключается проблема политической толерантности? 

2. 

Каким  образом  понятие  и  принципы  толерантности  могут  повлиять  на 

взаимоотношения общества и государства? 

 

Савва  М.В.,  Савва  Е.В.  Социокультурные  факторы  этнополитической  напряженности  на 

Северном  Кавказе  //  Логика  толерантности  и  права:  Материалы  научной  конференции. 

Екатеринбург, 2001. С.70-73. 

 

93 

«В  современной  российской  науке  бытует  мнение  о  высоком  уровне  этнополитической 

напряженности  на  Северном  Кавказе.  Причины  такого  положения  дел,  которые  выделены 

различными  авторами  в  рамках  разных  научных  дисциплин  нуждаются  в  систематизации  и 

детальном анализе. По мнению авторов, ключевую роль в системе факторов этнополитической 

напряженности и конфликтности играют социокультурные факторы. Экономические проблемы 

переходного  периода  и  чувство  экономической  депривации  значительной  части  населения 

характерны  для  всей  России  и  в  целом  —  для  пространства  бывшего  Советского  Союза. 

Однако конфликты с насилием стали характерной приметой только нескольких регионов, в том 

числе  Северного  Кавказа.  Именно  региональные  особенности  социально-культурной 

организации  определяют  высокий  уровень  напряженности  межэтнических  отношений, 

легкость  и  быстроту  перехода  этой  напряженности  в  кризисную  стадию  конфликта  с 

применением  насилия.  Без  учета  социокультурных  северокавказских  особенностей  нельзя 

говорить о научном подходе к урегулированию межэтнических конфликтов». 
 

Вопросы: 

1. 

Каким образом идеи толерантности имеют отношение к вышеописанным процессам? 

2. 

Какова роль толерантности в разрешении кризисной ситуации на Северном Кавказе? 

3. 

Как принципы толерантности могут повлиять на искоренение насилия в конфликтных 

регионах? 

 

 

 

АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ ПО КУРСУ «ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»  

 

Условия аттестации 

 

Контроль  за  качеством  освоения  программы  курса    «Политико-правовые  технологии 

формирования  толерантности»  осуществляется  путем  проведения  текущего  контроля 

успеваемости, а также путем проведения промежуточной аттестации. 

Текущий  контроль  успеваемости  магистров  проводится  с  целью  повышения  их 

успеваемости,  приобретения  и  развития  навыков  самостоятельной  работы,  активизации  их 

систематической самостоятельной работы, упрочения обратной связи между преподавателем и 

магистром и возможной коррекции содержания курса, повышения академической активности 

магистров и обеспечения оперативного управления учебной деятельностью. Текущий контроль 

успеваемости  магистров  является  постоянным  и  осуществляется  через  проверку  конспектов, 

обсуждение  вопросов  на  семинарских  занятиях,  подготовку  эссе  по  избранной  теме, 

написание  контрольной  работы  по  пройденному  материалу,  тестирование,  блиц-опросы, 

проведение дебатов. 

Промежуточная  аттестация  проводится  не  позднее,  чем  за  месяц  до  начала  сессии  в 

целях подведения итогов текущей успеваемости и решения вопроса о допуске магистра к сдаче 

зачета. Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования или проведения «круглого 

стола». 

Содействуя  решению  главной  задачи  высшего  профессионального  образования  – 

подготовке квалифицированного специалиста, тестирование выполняет следующие функции. 

Обучающая функция реализуется  в процессе подготовки к тестированию. В этот период 

студенты  вновь  возвращаются  к  пройденному  учебному  материалу.  При  этом  они  не  только 

закрепляют  полученные  знания,  но  и  получают  новые,  совокупность  которых  позволяет  им 

создать целостное представление о предмете. 

Оценивающая  функция  реализуется  в  процессе  проведения  тестирования.  Ответы 

студентов на контрольные вопросы позволяют преподавателям определить качество изучения 

пройденного материала и оценить степень усвоения учебной программы. 

 

94 

Воспитательная  функция  состоит  в  том,  что  тестирование  стимулирует  у  студентов  у 

студентов трудолюбие, взыскательное отношение к уровню своей подготовки, ответственность 

за  выполнение  учебной  программы,  развивает  чувство  справедливости,  уважения  к  науке, 

педагогическому труду преподавателей и другие деловые и моральные качества, необходимые 

для выпускника вуза. 

Подготовка студентов к тестированию включает три стадии: 

1. 

самостоятельная работа в течение учебного года (семестра); 

2. 

непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету; 

3. 

подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билете. 

На  непосредственную  подготовку  к  тестированию  студенту  необходимо  отводить  не 

менее трех дней. Ее целесообразно начинать с планирования и подбора нормативно-правовых 

источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу 

и вопросы для подготовки к зачету. Далее должен следовать этап повторения всего материала. 

Следующим  этапом  является  самоконтроль  знаний  изученного  материала,  который 

заключается  в  устных  ответах  на  вопросы,  выносимые  на  зачет.  Для  студентов,  которые 

усвоили  материал  в  полном  объеме  и  уверены  в  прочности  своих  знаний,  достаточно 

повторения учебного материала, а остальное время они могут уделить углубленному изучению 

наиболее сложных дискуссионных проблем. 
 

 

Тест для текущей аттестации по разделу № 1 «Гуманитарные технологии формирования 

политической толерантности» 

1.Впервые рациональная интерпретация толерантности была осуществлена: 
1. 

Аристотелем 

2. 

Джоном Локком 

3. 

Барухом Спинозой 

4. 

Шарлем Монтескье 

 

2.Жан-Жак Руссо разрабатывал идею политической толерантности в рамках: 
1. 

политического идеализма 

2. 

политического рационализма 

3. 

политического утилитаризма 

4. 

политического реализма 

 

3.Идея политической толерантности является ключевой для идеологии: 
1. 

консерватизма 

2. 

анархизма 

3. 

либерализма 

4. 

феминизма 

 

4.  В  современной  науке  существуют  следующие  подходы  к  трактовке  политической 

толерантности (выбрать нужное) 
1. 

Аксиологический  

2. 

Структурно-функциональный 

3. 

Системный 

4. 

Идеально-типический 

5. 

Онтолого-историцистский. 

6. 

«Конфликтный» 

7. 

Бихевиористский 

 

5.Идея терпимости множества консенсусов нашла свое отражение в: 
1. 

Либерально-деонтологических концепциях. 

 

95 

2. 

Мультикультуралистских концепциях 

3. 

Концепции «солидарности»  

4. 

Концепция репрессивной толерантности 

 

6.Автором концепции репрессивной толерантности является 

1. 

Джон Ролз  

2. 

Уилл Кимлика 

3. 

Юрген Хабермас 

4. 

Герберт Маркузе 

 

7.Постлиберальная ревизия толерантности связана с (выбрать нужное)
1. 

распадом коммунистической системы 

2. 

кризисом социального государства 

3. 

ростом сепаратизма 

4. 

международным терроризмом 

5. 

глобализацией 

6. 

падением курса доллара 

7. 

войной в Ираке 

 

8.Нетолерантность,  которая  связывается  с  системой  политических  и  идеологических 

ориентаций в отношении демократических институтов и процессов, в рамках концептуального 

подхода Д.Гибсона определяется как: 
1. 

«принципиальная нетолерантность» 

2. 

«плюралистическая нетолерантность»  

3. 

«мажоритарная нетолерантность» 

4. 

«лидерская нетолeрантность»  
 

 

9. По мнению Д.Гибсона, «мажоритарная нетолерантность» представляет 

(большую,  меньшую  –  выбрать  нужное)  угрозу  демократическим  ценностям,  чем 

нетолерантность меньшинства.   

 

 

10.  Вынесение  суждения  по  поводу  отдельных  людей  или  групп  на  основании  негативных 

обобщений и стереотипов, а не реальных фактов или конкретных поступков является: 
1. 

политическим мифом 

2. 

поиском «козла отпущения» 

3. 

предубеждением 

4. 

дискриминацией 

 

11.  Лишение  отдельных  лиц,  групп  или целых  сообществ  равных  социальных,  политических 

или  экономических  прав;  преследование  по  причине  этнического  происхождения, 

национальности, мировоззрения или других социальных факторов является: 
1. 

остракизмом 

2. 

дискриминацией 

3. 

бойкотом 

4. 

отчуждением 

 

12.  Препятствование  свободному,  открытому  обсуждению  политических  идей,  стратегий  и 

тактик;  препятствование  политическому  участию,  свободным  и  справедливым  выборам; 

ограничение  свободы  распространения  информации;  наказание  политических  диссидентов,  а 

 

96 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..