Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 5

 

 

Основное содержание курса 

Курс «ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-

ПРАВОВОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»  

состоит из двух разделов: 

«Гуманитарные технологии формирования политической толерантности» и «Правовые 

технологии формирования толерантности» 

 

Раздел. 1«Гуманитарные технологии формирования политической 

толерантности» 

 

Тема 1. Развитие идеи «толерантности» в истории политической мысли.  

Толерантность  в  истории  политической  мысли.  Борьба  за  свободу  совести  сторонников 

Реформации  (М.  Лютер).  Призыв  к  уважению  инакомыслящих  Ф.  Вольтера,  П.  Бейля. 

Трактовка  толерантности  с  точки  зрения  политического  утилитаризма  М.  Монтеня  и  Ж.-Ж. 

Руссо.  Борьба  за  практическое  воплощение  идей  толерантности  в  жизнь  общества  в  эпоху 

просвещения. Политическая толерантность в идеологии и практике либерализма. Современные 

концепции политической толерантности. 
 

Тема 2. Сущность и понятие «политической толерантности» в современном мире.   

Толерантность  как  феномен  политического  сознания,  как  норма  поведения,  ценность, 

отношение,  установка,  стиль  деятельности.  Толерантность  как  фундамент  общечеловеческой 

цивилизации  21  века.  Декларация  принципов  толерантности  (ЮНЕСКО,  1995  г.). 

Политическая толерантность групп и государств: сущность и формы правления. Обеспечение 

политической  толерантности  на  государственном  уровне.  Толерантность  и  права  человека. 

Толерантность и гражданское общество. Реализация принципов политической толерантности в 

деятельности политических партий и общественно-политических движений и организаций. 

Толерантность в межгосударственных отношениях. 
 

Тема 3. Социально-политические аспекты толерантности в современном обществе. (8 ч.) 
 

Политический  уровень  толерантности.  Активная  позиция  намеренного  невмешательства. 

Добровольное  согласие  на  взаимную  нетерпимость  разных  и  противодействующих  в 

несогласии  субъектов.  Социальные  аспекты  политической  толерантности.Политическая 

толерантность как основа демократии. Правление большинства и гарантии соблюдения прав и 

свобод меньшинства. Толерантность и политический плюрализм. Политическая толерантность 

и  право  на  оппозицию.  Политическая  толерантность  и  правопорядок.  Политическая 

толерантность  и  свобода  слова.  Политическая  корректность.  Границы  политической 

толерантности.  Политическая  толерантность  и  политический  экстремизм.  Проблемы 

толерантности  в  условиях  борьбы  с  терроризмом.  Политическая  толерантность  и 

идеологические установки. Политическое воспитание и образование как основа формирования 

политической толерантности. 
 

Тема 4. Методология и методики исследования политической толерантности (4 ч). 

Методологические  основы  исследования  политической  толерантности.  Количественные 

методы исследования. Качественные методы исследования. 
 

Тема 5. Технологии формирования политической толерантности (4 ч.) 

Социально-психологический  тренинг  политической  толерантности и  его  ограничения.  Акции 

толерантности. Конкурсы, выставки и работа со СМИ. 
 

Обязательная литература: 

1. 

Декларация  принципов  толерантности.  Утверждена  резолюцией  5.61  генеральной 

конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. 

 

65 

2. 

Конституция Российской Федерации. М., 1993. 

3. 

Федеральная  программа  «Развитие  установок  толерантного  сознания  и  профилактика 

экстремизма и насилия в российском обществе». 

4. 

противодействие экстремизму: сборник нормативных актов./Под ред. О.В. Тимченко 

СПб: Норма, 2003. 

 

Дополнительная литература: 

1. 

Денисовский  Г.М.,  Козырева  П.М.  Политическая  толерантность  в  реформируемом 

российском  обществе  второй  половины  90-х  годов.  М.:  Центр  общечеловеческих 

ценностей, 2002. 

2. 

Козырева  П.М.  толерантность  и  динамика  социального  самочувствия  в  современном 

российском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. 

3. 

Медведева  М.П.  Толерантность  как  основа  социальной  безопасности.  Ставрополь: 

Ставропольсервис школа, 2003. 

4. 

Политическая  наука.  Исследования  политической  культуры.  Современное  состояние. 

М.:ИНИОН РАН, 2006. 

5. 

Толерантность. М., 2004. 

 
 

Раздел 2. «Правовые технологии формирования толерантности» 

Тема 1. Право как один из элементов социальной регуляции 

Понятие права как одного из элементов социальной регуляции. Право в системе социальных 

норм.  Правовые  аспекты  межэтнического  взаимодействия.  Роль  права  в  регулировании 

межэтнических  отношений.  Право  и  религия.  Правовые  основы  межконфессиональных 

отношений.    Право  и  духовная  жизнь  общества.  Место  права  в  сфере  межкультурного 

взаимодействия.  

Тема 2. Влияние международного права на формирование толерантности.   

Понятие  международного  права  с  точки  зрения  международного  сотрудничества  и 

взаимодействия.  Соотношение  понятий  «взаимодействие»  и  «сотрудничество».  Субъекты 

международного  права  как  участники  процесса  взаимодействия  в  межэтнической, 

межконфессиональной и межкультурной сферах. Принцип сотрудничества государств и другие 

принципы  международного  права.  Обязанность  осуществления  международного 

сотрудничества  в  соответствии  с  Уставом  ООН  1945  г.  Объекты  сотрудничества  по 

Декларации  о  принципах  международного  права,  касающихся  дружественных  отношений  и 

сотрудничества между государствами, 1970 г. Процедура и методы сотрудничества по смыслу 

Заключительного акта СБСЕ 1975 г. Право международных договоров и право международных 

организаций  как  отрасли  международного  права,  включающие  систему  стандартов, 

способствующих  процессу  взаимодействия  в  межэтнической,  межконфессиональной  и 

межкультурной сферах. Международные договоры как основные источники международного 

права: двусторонние и многосторонние договоры. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., 

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международных пакт об 

экономических  социальных  и  культурных  правах  1966  г.  как  главные  ориентиры  всего 

процесса взаимодействия. Международные организации как субъекты международного права: 

региональные  и  универсальные  организации.  Роль  ООН  в  обеспечении  процесса 

международного сотрудничества и взаимодействия. 
 

Тема  3.  Международно-правовые  стандарты  в  сфере  права  человека  как  основа 

формирования толерантного отношения к личности. 

 

66 

Международные нормативные акты – главные источники преобразования стандартов в области 

межэтнического взаимодействия между различными общностями и государствами. Основные 

положения  Устава  Организации  Объединенных  Наций  в  контексте  межэтнического 

взаимодействия.  Обязанности  государств  соблюдать  и  поддерживать  права  человека  в 

соответствии  с  Международным  пактом  о  гражданских  и  политических  правах  1966  г. 

Гармонизация  и  укрепление  межэтнических  взаимоотношений  посредством  принятия 

Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в 

независимых странах» 1989 г.  

 

Тема 4. Роль национального законодательства в формировании толерантности. 

Гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с положениями нормативно-

правовых актов РФ и их соотношение с международно-правовыми стандартами.  
 

Источники и литература: 
 

1. 

Аракчаа К.Д. Коренные народы: международное и национальное право. М., 1995 

2. 

Аракчаа К.Д. Коренные народы: международное и национальное право. М., 1995 

3. 

Всеобщая  декларация  прав  человека  1948  г.  //  Международное  публичное  право.  Сборник 

документов: в 2 частях. Ч. 1. М., 2006. С. 394-398. 

4. 

Всеобщая  декларация  прав  человека  1948  г.  //  Международное  публичное  право.  Сборник 

документов: в 2 частях. Ч. 1. М., 2006. С. 394-398. 

5. 

Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М., 2005. (Российское 

юридическое образование) 

6. 

Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. 

М., 1993 

7. 

Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. 

М., 1993 

8. 

Декларация  ООН  о  правах  лиц,  принадлежащих  к  национальным  или  этническим, 

религиозным  и  языковым  меньшинствам  1992  г.  Международное  публичное  право. 

Сборник документов: в 2 частях. Ч. 1. М., 2006.  

9. 

Декларация  ООН  о  правах  лиц,  принадлежащих  к  национальным  или  этническим, 

религиозным  и  языковым  меньшинствам  1992  г.  //  Международное  публичное  право. 

Сборник документов: в 2 частях. Ч. 1. М., 2006. 

10. 

Европейская  конвенция  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод  от  4.11.1950  г.  (с 

изм. от 11.05.1994) // Собрание законодательства РФ от 8.01.2001 г. № 2. Ст. 163. 

11. 

Европейская  Хартия  о  региональных  языках  и  языках  меньшинств  1992  г.  // 

Международное публичное право. Сборник документов: в 2 частях. Ч. 1. М., 2006. 

12. 

Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990 гг. 

Т. II. Женева, 1991 

13. 

Конвенция  МОТ  №  169  «О  коренных  народах  и  народах,  ведущий  племенной  образ 

жизни,  в  независимых  странах»  1989  г.  //  Международная  защита  прав  человека: 

сборник документов. М.: Юридическая литература, 1991. 

14. 

Конвенция  МОТ  №  169  «О  коренных  народах  и  народах,  ведущих  племенной  образ 

жизни,  в  независимых  странах»  1989  г.  //  Международная  защита  прав  человека: 

сборник документов. М.: Юридическая литература, 1991. 

15. 

Конвенция  СНГ  об  обеспечении  прав  лиц,  принадлежащих  к  национальным 

меньшинствам  от  21.10.1994  г.  //  Информационный  вестник  Совета  глав  государств  и 

Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1994. №3. С. 74. 

16. 

Конвенция  СНГ  об  обеспечении  прав  лиц,  принадлежащих  к  национальным 

меньшинствам  1994  г.  //  Информационный  вестник  Совета  глав  государств  и  Совета 

глав правительств СНГ «Содружество». 1994. №3. С. 74. 

17. 

Конституция РФ 1993 г. (с изм. от 30.10.2006) // Российская газета от  25.12.1993. № 237. 

 

67 

18. 

Кряжков В.А. Статус коренных малочисленных народов России. Книга третья. М., 
2005 

19. 

Лукашук И.И. Международное право. В 2-х т.т. Общая часть. Особенная часть. М., 2000. 

20. 

Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. 

21. 

Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской 

Федерации. Тюмень, 1998. 

22. 

Международное право / Отв. ред. В.И. Кузнецов. М., 2001. 

23. 

Международное право / Отв. ред. Г.Ф. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2006. 

24. 

Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М., 2001. 

25. 

Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2003 

26. 

Международное  право:  Учебник  /  Под  ред.  В.И.  Кузнецова.  М.:  Международные 

отношения, 2001 

27. 

Международное публичное право /  Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2004. 

28. 

Международный   пакт   об   экономических,   социальных   и   культурных  правах 1966 г. // 

Международное публичное право. Сборник документов: в 2 частях. Ч. 1. М., 2006. С. 
439-446. 

29. 

Международный  пакт  о  гражданских  и  политических  правах  1966  г.  //  Международное 

публичное право. Сборник документов: в 2 частях. Ч. 1. М., 2006. С. 446-458. 

30. 

Международный  пакт  о  гражданских  и  политических  правах  1966  г.  //  Международное 

публичное право. Сборник документов: в 2 частях. Ч. 1. М., 2006. С. 446-458. 

31. 

Мурашко О. Ратификация Конвенции № 169 – назревшая необходимость и гарантия будущего 

коренных малочисленных народов России // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2003. № 
13 

32. 

Права человека. Основные международные документы. М., 1989. 

33. 

Право  и  национальный  язык:  регулирование  языковых  отношений  в  Российской 

Федерации. М., 1996 

34. 

Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004. 

35. 

Рамочная конвенция Совета Европы о защите прав национальных меньшинств 1995 г. 

36. 

Резолюция 1503 (XVIII) ЭКОСОС от 27.05.1970 г 

37. 

Современные  международные  отношения  и  мировая  политика:  /  Отв.  ред.  А.В. 

Торкунов. М.: МГИМО, 2004. 

38. 

Теория  государства  и  права  /  Под  ред.  М.Н.  Марченко.  М.,  2004.  (Классический 

университетский учебник) 

39. 

Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. М., 1999 

40. 

Устав ООН 1945 г. // Международное публичное право. Сборник документов: в 2 частях. 

Ч. 1. М., 2006. С. 77-78. 

41. 

Устав ООН 1945 г. // Международное публичное право. Сборник документов: в 2 частях. 

Ч. 1. М., 2006. С. 77-78. 

42. 

Федеральный  Закон  Российской  Федерации  «О  гарантиях  прав  коренных 

малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. (с изм. от 22.08.2004) 

// Собрание законодательства РФ от 03.05.1999. № 18. Ст. 2208. 

43. 

Федеральный  Закон  Российской  Федерации  «О  гарантиях  прав  коренных 

малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. (с изм. от 22.08.04) // 

Собрание законодательства РФ от 03.05.1999. № 18. Ст. 2208. 

44. 

Федеральный  Закон  Российской  Федерации  «О  территориях  традиционного 

природопользования  коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего 

Востока» от 7.05.2001 г. № 49-ФЗ // Российская газета от 11.05.2001 г. № 88. 

45. 

Федеральный  Закон  Российской  Федерации  «О  территориях  традиционного 

природопользования  коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего 

Востока» от 7.05.2001 г. № 49- ФЗ // Российская газета от 11.05.2001 г. № 88. 

 

68 

46. 

Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации общин 

коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 20.07.2000 г. 

№ 104-ФЗ (с изм. от 22.08.2004) // Российская газета от 22.07.2000 г. № 142. 

47. 

Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации общин 

коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 20.07.2000 г. 

№ 104-ФЗ (с изм. от 22.08.2004) // Российская газета от 22.07.2000 г. № 142. 

48. 

Хартия аборигенных народов Мира 1992 г. 

49. 

Хартия аборигенных народов Мира 1992 г. 

50. 

Харючи С.Н. Коренные малочисленные народы. Проблемы законодательства. Томск, 2004 

 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО КУРСУ 

«

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ 

ТОЛЕРАНТНОСТИ»  

Логика  образовательного  процесса,  осуществляемого  в  ходе  преподавания  курса 

«Гуманитарные  технологии  формирования  политической  толерантности»  предполагает 

наличие  трех  основных  взаимосвязанных  его  составляющих  -  обучения,  воспитания  и 

развития. Главная цель - не столько дать конкретные знания, сколько, вооружив ими, помочь 

личности  лучше  узнать  себя,  свои  возможности,  чтобы  адаптироваться  к  динамичной 

реальности и реализовать свой творческий потенциал. 

Преподавание  данного  курса  должно  основываться  на  инновационной  методике 

подготовки  специалиста,  ориентированной  на  обучаемого.  В  основе  ее  лежит  субъект  - 

субъектная  схема  взаимодействия  преподавателя  и  студента,  где  преподаватель  —  эксперт, 

арбитр,  тренер.  В  свою  очередь,  студент  также  выступает  в  роли  активного  звена, 

оперирующего  информацией,  применяющего  свои  знания  в  конкретной  ситуации, 

отрабатывающее профессиональные навыки. 

Освоение  курса  предполагает  комбинированную  систему  обучения,  сочетающую 

традиционные  средства  и  методы  обучения  с  новыми  информационными  технологиями  и 

интерактивными методиками. 

Предварительное    тестирование,  проводимое  в  начале    обучения,  поможет  провести 

корректировку  плана  лекций  и  практических  заданий  в  соответствии  с  исходным  уровнем 

политической  толерантности  аудитории  и  отобрать  необходимый  и  соответствующий  этому 

уровню и интересам материал.  

Курс  начинается  с  общетеоретических  лекций, позволяющих проследить  генезис  идеи 

толерантности в политической мысли и выявить его соотношение с  практикой. 

Далее  целесообразно  дать  анализ  современного  прочтения  концепта  политической 

толерантности,  обосновать  его  место  в  системе  политических  ценностей  либеральной 

демократии.  На  практических  занятиях  особое  внимание  следует  уделить  наиболее 

дискуссионным моментам, связанным с практическим применением принципа толерантности в 

политической жизни.  

В качестве методического обеспечения в курсе используются раздаточные материалы, 

представляющие  собой  хрестоматийные  тексты  (например,  выдержки  из  Декларации 

принципов толерантности, фрагменты публикаций), проблемные тексты (например, воззвания 

экстремистов,  фрагменты  из  программ  политических  партий),  эмпирические  материалы 

(например, наборы политических стереотипов, ситуации проявления нарушений прав и свобод 

граждан). 

В  качестве  средств  обучения  кроме  традиционных  печатных  изданий  предполагается 

использование средств на электронных носителях: фото- и видеодокументов на CD  и DVD-

дисках,  и  работа  в  сети  Internet  в  сочетании  с  консультациями  преподавателя.  В  состав 

обучающих  материалов  включаются  не  только  документы  официального  характера,  но  и 

видеозаписи интервью с очевидцами событий, а также произведения литературы и искусства, 

 

69 

помогающие эмоционально-образному восприятию сюжетов. Курс завершается демонстрацией 

студентами практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности. 
 

При преподавании данного курса следует обратить внимание студентов на следующие 

наиболее сложные и дискуссионные моменты изучаемой проблемы: 
 

1. Соотношение политической толерантности и свободы слова. Лозунг «свободы слова» 

воспринимается  как  данность  демократического  общества  до  тех  пор,  пока  он  не 

распространяется  на  те  группы,  чьи  взгляды  наносят  оскорбление  Вашим  глубинным 

убеждениям. В связи с этим необходимо совместно со студентами найти ответы на вопросы: 

«Что  такое  свобода  слова?»,  «Почему  она  столь  важна  для  демократического  общества?», 

«Может  и  должна  ли  свобода  слова  быть  ограничена?  В  каких  случаях?  Кто  принимает 

решение?». 
 

2.  Важно  последовательно  показывать  связь  между  абстрактными  гражданскими 

свободами и конкретными ситуациями. Студентам полезно осуществлять анализ исторических, 

психологических  и  социологических  параметров  политической  нетерпимости  на  примере 

конкретных ситуаций, стремясь ответить на следующие вопросы: «Почему одни группы людей 

отрицали права других?  Почему индивидуумы присоединялись к этим группам? Каковы были 

кратковременные  и  долговременные  последствия  нетерпимости  для    тех,  кто  нарушал  права 

человека, их жертв и общества в целом? 
 

3.Как правило, студенты хорошо усвоили, что демократия есть правление большинства, 

однако  далеко  не  всегда  помнят,  что  при  этом  должны  гарантироваться  права  меньшинств. 

Важно,  чтобы  они    четко  понимали,  почему  необходима  защита  прав  граждан,  входящих  в 

состав  различного  рода  меньшинств,  какие  именно  их  права  требуют  защиты,  и  какие 

политические  изменения  в  мире  привели  к  том,  что  это  стало  требованием  в  рамках 

международного права. 
 

4.Студенты  должны  видеть  разницу  между  признанием  права  человека  высказывать 

оппозиционные  взгляды  и  одобрением  этих  взглядов.  Российское  общество  заинтересовано, 

чтобы  взгляды  целого  ряда  социальных  и  политических  групп  не  разделялись  студентами. 

Студенты  должны  понимать,  что  они  имеют  полное  право  осуждать  взгляды  политических 

экстремистов и вести полемику с теми умеренными политическими силами, чьи позиции они 

не разделяют.  

5. 

В процессе преподавания важно научить студентов воспринимать чужую точку зрения, 

рассматривать  проблемы  под  различными  углами  зрения,  вставать  на  позицию  другого. 

Отсюда  необходимость  использования  активных  форм  обучения  –  ролевых  игр,  дискуссий, 
case-studies. 

Для  организации  инновационных  занятий,  развивающих  умения  и  навыки, 

необходимо  соблюдение  следующих  условий:  наличие  разработанных  преподавателем  идей, 

сценариев,  правил  занятия;  наличие  аудио-,  видео-  или  компьютерной  техники, 

демонстрационного  или  раздаточного  материала  к  каждому  занятию;  готовность 

преподавателя ко всяким неожиданностям, даже к тому, что он может чего-то не знать; доверие 

студента к преподавателю, чтобы в процессе обучения раскрыть свои «слабые стороны». 

6. Магистранты должны понимать роль права в системе социальной регуляции вообще, 

а  также  рассмотреть  международное  и  национальное  право  как  источник  формирования 

толерантности на межгосударственном, внутригосударственном и межличностном уровнях.  

Представляется  полезным  достаточно  широкое  использование  в  процессе  преподавания 

метода  анализа  конкретных  ситуаций  (case-study).  Целью  case-study  является  закрепление 

знаний посредством отработки навыков практического использования концептуальных схем, а 

также навыков группового анализа проблем и принятия решений. 

На  основе  анализа  конкретной  ситуации  и  предложенных  аналитических  и 

фактологических  материалов  аудитория  вырабатывает  оптимальное  (одно  или  несколько) 

политических решений, а также предложения по его сопровождению с применением методов 

политических  технологий.  С  этой  целью  слушателям  предоставляется  специально 

подобранный фактический материал по одному конкретному событию. 

 

70 

Предлагаемый в рамках программы данного курса пример case-study носит аналитический 

характер, поскольку предполагает выделение проблем, построение поля проблем. 

Преподаватель предъявляет студентам конкретную ситуацию, требующую коллективной 

оценки  и  коллективного  принятия  решения.  Конечный  результат  работы  группы  также 

подлежит оцениванию с помощью рефлексии. 

Специфика работы с case-study: при коллективной выработке решения отсутствуют роли, 

моделирующие деятельность отдельных лиц. Этот метод не является игровым, но включает в 

себя  элементы  игры:  разбивка  на  команды,  рецензирование,  соревнование  по  эффективному 

принятию решения. 

Технология  case-study  является  хорошей  проверкой  теории,  поэтому  обсуждению 

конкретной  ситуации  должна  предшествовать  теоретическая  подготовка  по  проблемам, 

которые в нем присутствуют. 

За день до занятия (как правило, вечером) пакет документов раздается студентам, которые 

знакомятся с ним индивидуально. На другой день учебную группу (15—20 человек) разбивают 

на  3-4  подгруппы  (по  4

-

5  человек  в  каждой).  В  течение  1,5-2  часов  в  подгруппах  в  разных 

аудиториях  обсуждается  ситуация  и  коллективно  решаются  его  задачи.  После  этого  группа 

собирается  вновь  в  полном  составе  и  начинается  дискуссия.  Выступают  представители  от 

каждой  подгруппы  и  аргументируют  позицию.  Каждая  подгруппа  обсуждает  не  только  свою 

точку  зрения,  но  и  мнение  своих  коллег.  Преподаватель  координирует  ход  обсуждения, 

направляя  его,  по  необходимости,  на  решение  поставленной  учебной  цели.  В  конце 

обсуждения преподаватель дает оценку каждой подгруппе и каждому слушателю. 
 

 

Курс «Гуманитарные технологии формирования политико-правовой толерантности» 

состоит из двух разделов:  

«Гуманитарные технологии формирования политической толерантности» и «Правовые 

технологии формирования толерантности» 

 

 

Предлагается следующий вариант построения лекций по разделу 

«Гуманитарные технологии формирования политической  

толерантности» 

 

Лекция 1. Развитие идеи «толерантности» в истории политической мысли . 

1. 

Первичные рациональные интерпретации политической толерантности: признание 

убеждений и веры «другого» (Дж. Локк); ценность разнообразия образов жизни в 

обществе (Дж. С. Милль). 

2. 

Призыв к уважению инакомыслящих Ф. Вольтера, П. Бейля.  

3. 

Идея  толерантности в рамках политического утилитаризма (М. Монтень, Ж.-Ж. Руссо). 

4. 

Борьба за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпоху 

Просвещения.  

5. 

Политическая толерантность в идеологии и практике классического либерализма. 
 

Лекция 2. Сущность и понятие «политической толерантности» 

1. 

Современные  подходы  к  трактовке  политической  толерантности:  Аксиологический 

(Г.Маркузе,П.  Николсон).Идеально-типический  (Дж.  Ролз).Онтолого-историцистский 

(Б. Уильямс, М.Уолцер).«Конфликтный» (Б.Капустин, Ш.Муфф). 

2. 

Толерантность  как  феномен  политического  сознания,  как  норма  поведения,  ценность, 

отношение, установка, стиль деятельности.  

3. 

Толерантность как неотъемлемая часть демократической политической культуры.  
 

Лекция  3.  Социально-политические  аспекты  толерантности  в  современном 

обществе 

 

71 

1. 

Роль политической толерантности  в регулировании взаимодействия 

2. 

между индивидами и их группами в политическом пространстве: отношения 

государство – социальная группа; отношения социальная группа – государство;  

3. 

отношения социальная группа – социальная группа. 

4. 

Толерантность и права человека.  

5. 

Политическая толерантность и свобода слова.  Проблемы толерантности в условиях 

борьбы с терроризмом.  

6. 

Толерантность в межгосударственных отношениях. 

 
 

Лекция  4.  Проблема  политической  толерантности  в  условиях  системной 

трансформации политических режимов. 

1. 

Режимы толерантности в истории России. Имперская модель терпимости 

2. 

Советская модель терпимости 

3. 

Проблема  формирования  политической  толерантности  в  современной  России: 

идеологический аспект. 

4. 

Нетолерантная  политическая  культура.  Концептуальная  модель  нетолерантности 

Джеймса  Гибсона:  концепция  «принципиальной  нетолерантности»;  концепции 

«плюралистической» и «фокусированной» нетолерантности; концепция «мажоритарной 

нетолерантности»; концепция «лидерской нетолeрантности». 

5. 

Роль  органов  государственной  власти  в  обеспечении  политической  толерантности  в 

российском обществе.  

6. 

Реализация  принципов  политической  толерантности  в  деятельности  политических 

партий и общественно-политических движений и организаций современной России. 

 
 

Лекция 5. Технологии формирования политической толерантности. 

1. 

Роль  политической социализации в формировании политической толерантности. 

2. 

Современные СМИ и формирование политической толерантности и противодействие 

экстремизму.  

3. 

Посредничество как инструмент обеспечения перехода на позиции политической 

толерантности: нормативный аспект (А.Я. Сухарев, В.Д. Зорькин, В.Е. Круцких); 

функциональный аспект (Ю.Г. Запрудский, К. Аргурис, О. Янг); организационный 

аспект (Дж. Беркович); статусно-ролевой аспект (К. Митчелл, Р. Фишер, Э. Шайн); 

коммуникативный аспект (Д.В. Калашников, У. Мастенбрук, А. Майер); 

культурологический аспект (К. Стивене); 

4. 

социально-психологический аспект (Д. Бартон, Н. Кельман).  

5. 

Технологии и критерии эффективности посредничества. 
 

 

Рекомендуемая литература для подготовки к лекциям: 

1. 

Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 

генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года 

2. 

Конституция Российской Федерации. М., 1993.   

3. 

Федеральная программа «Развитие установок толерантного сознания и профилактика 

экстремизма и насилия в российском обществе». 

4. 

Противодействие экстремизму: сборник нормативных актов. Под редакцией: О.В. 

Тимченко  

СПб: Норма, 2003.  

5. 

Доклад Правительству Российской Федерации «О ходе реализации в 2001-2002 годах 

федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и 

 

72 

профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» от 15 мая 2003 

года. / Век толерантности. 6’2003. 

6. 

Научно-методическая литература: 

7. 

Баскакова Е.В. Толерантная личность: сравнительный анализ. / Толерантное сознание и 

формирование толерантных отношений. М., 2002. 

8. 

Век толерантности. (журнал). - 2001-2004 гг.  

9. 

Воронова Т. А., Стернин. И. А. Концепт «толерантность» в русском сознании. Режим 

доступа: [http://tpl1999.narod.ru/]    

10. 

Гулиев М.А. Политическая толерантность и безопасность в урегулировании этнического 

конфликта модернизируемого общества. Рос- 

тов н/Д, 2005.  

11. 

Гулиев М.А. Безопасность и толерантность в постконфликтной реконструкции. Ростов 

н/Д, 2005. – 12 п.л.  

12. 

Денисовский Г.М., Козырева П.М. Политическая толерантность в реформируемом 

российском обществе второй половины 90-х годов М.: Центр общечеловеческих 

ценностей, 2002. 

13. 

Дзялошинский И.М. Культура, журналистика, толерантность. / Диагностика 

толерантности в средствах массовой информации. М., 2002. 

14. 

Дилигенский Г. Бизнес и общественное мнение. / Мы – сограждане (СМИ и общество). 

Том 2. М., 2002. 

15. 

Долгова И. А. Лингвокультурный концепт «толерантность» // Проблемы 

лингвокультурологии и теории дискурса: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Н. А. 

Красавского. – Волгоград: Перемена, 2003. - С. 61-64.  

16. 

Ильинская С.Г. Терпимость и политическое насилие // ж. “Политические исследования”, 

2004г. №3.  

17. 

Ильинская С.Г. Толерантность как категория политической теории. Дисссертация на 

соискание уч.ст.  к.п.н. – М.: Ин-т философии РАН, 2006.  

18. 

Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли 

до Канта. М.: Юридический центр Пресс,  2001. 

19. 

Козырева П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном 

российском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002 

20. 

Красухин К. Г. «Золотое правило этики: от Конфуция до Канта // Сокровенные смыслы: 

Слово. Текст. Культура: Сб. статей в честь Н. Д. Арутюновой / Отв. ред. Ю. Д. Апресян. 
– 

М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 564 – 

575.                                                                            

21. 

Купина Н. А. Идеологическая толерантность // Лингвокультурологические проблемы 

толерантности: Тезисы докладов международной конференции. – Екатеринбург, 
2001.                                                                  

22. 

Локк Дж. Послание о веротерпимости. Соч. т.3. – М, 1988. 

23. 

Медведева Н.П. Толерантность как основа социальной безопасности  

Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.  

24. 

Милль Дж. О свободе / Пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. - 1993. № 11. С. 10-

15; № 12. С. 21-26. 

25. 

Новикова Т.В. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста. Режим 

доступа: [ http://www.mediascope.ru/]. 

26. 

Политическая наука. Исследования политической культуры. Современное состояние. 

М.:ИНИОН РАН, 2006.  

27. 

«Послание о веротерпимости» Джона Локка: точка зрения. Екатеринбург. Издательство 

Уральского университета, 2002.  

28. 

Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М., 2003. 

29. 

Риердон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. 

 

73 

30. 

Романенко Л. М. Лики российской толерантности. Размышления участницы симпозиума 

// Политические исследования. – М. - 2002. - № 6.                                       

31. 

Синельникова Л.Н. Роль концепта толерантности в формировании демократического 

общества. Режим доступа: [http://embrus.org.ua]. 

32. 

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000. 

33. 

Толерантность. М.: Республика, 2004. 

34. 

Толерантность и поликультурное общество. М., 2003. 

35. 

Толстая Т. Политическая корректность./ Н. Толстая, Т.Толстая «Двое: разное» М. 

Подкова, 2001 

36. 

Уолцер М. О терпимости. М., 2000. 

37. 

Федорова Т.Н. Толерантность и формирование демократической политической 

культуры в транзитных обществах. Режим доступа: [http://www.portalus.ru].  

38. 

Хабермас. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 
1992.                                                                                        

39. 

Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии. Режим доступа: [http: // www. 
irs. ru / ~ alshev / habermas.htm].                                                                   

40. 

Шалин В. В. Особенности политической толерантности в современном российском 

обществе // Социология и общество. Труды Первого Всероссийского социологического 

конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» / Под редакцией 

Васильковой В. В., Козловского В. В., Скворцова Н. Г. – Спб., 2002. –С. 668 – 675. 

41. 

Этнополитология. Учебник. М., 2006.  

 

АНКЕТА 

для предварительного диагностирования уровня политической толерантности студентов. 

 

Каких политических взглядов Вы придерживаетесь? 
1. 

Либеральных 

2. 

Консервативных 

 

3. 

Социал – демократических 

 

4. 

Коммунистических 

 

5. 

Национально – патриотических 

 

6. 

Затрудняюсь ответить 

 

 

Исходя из Ваших убеждений, с какими суждениями об отношении к следующим партиям Вы 

согласны? 

  

Запретить в 

судебном 

порядке 

Не разрешать 

им пропаганду 

по 

телевидению, 

в газетах и т.д. 

Ничего не 

запрещать, но 

активно вести 

контрпропаганду 

Уважать их 

взгляды, 

вести 

дискуссии 

на равных 

Единая Россия 

 

 

 

 

Справедливая Россия 

 

 

 

 

Союз правых сил 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КПРФ (Зюганов) 

 

 

 

 

ЛДПР (Жириновский) 

 

 

 

 

 

74 

Национал-

большевики 

(Лимонов) 

 

 

 

 

Российское 

национальное 

единство (РНЕ) 

(Баркашов) 

 

 

 

 

  

На Ваш взгляд, достаточно ли серьезна сегодня  угроза роста фашистских организаций в 

России? 
1. 

Да, достаточно серьезна 

 

2. 

В какой-то мере эта угроза существует 

 

3. 

Нет, такой угрозы не существует 

 

 

Как, по Вашему мнению, надо поступать с теми людьми и организациями, которые 

проповедуют идеи русского национализма? 

 
1. 

Их в любом случае надо поддерживать 

 

2. 

Их можно поддерживать, только если при этом уважаются другие народы 

3. 

Их в любом случае нельзя поддерживать 

  

 

Если Ваша жизнь значительно ухудшится, то в каких акциях протеста Вы готовы будете 

участвовать? 

 
1. 

В митингах, демонстрациях 

 

2. 

В забастовках 

 

3. 

в различных актах гражданского неповиновения (пикетирование, голодовки, перекрытие 

движения и т.д.) 

 

4. 

В силовых акциях, вплоть до применения оружия 

 

5. 

Ни в каких 

 

 

Выскажите, пожалуйста, Ваше отношение к Б.Н.Ельцину, Е.Гайдару, А.Чубайсу и другим 

людям, активно проводившим социально-экономические реформы 90-х годов ( рыночные 

отношения, приватизация, свободные цены и т.д. ) 

1. 

Уважаю, так как они проделали ( хотя и с некоторыми ошибками ) большую и трудную 

работу по переходу России на новые общественные отношения 

 

2. 

Отношусь к ним спокойно: что-то они сделали хорошо, что-то плохо   

3. 

Отрицательно, так как они принесли России больше вреда, чем пользы 

4. 

Резко отрицательно, их надо судить за их дела 

 

 

Как Вы считаете, надо ли в судебном порядке пересмотреть итоги приватизации, 

проводившейся в нашей стране с 1992 по 2000 гг.? 

1. 

Обязательно надо 

 

2. 

В какой-то мере, может быть, и надо 

3. 

Не надо 

 

4. 

Затрудняюсь ответить 

 

 

Как Вы относитесь к людям с политическими убеждениями,  противоположными Вашим 

взглядам? 

1. 

С уважением к их взглядам, к их чувствам 

 

 

75 

2. 

Мне безразличны политические взгляды других 

3. 

Жалею их, считаю, что они заблуждаются 

 

4. 

Стремлюсь переубедить таких людей 

5. 

Считаю, что с ними надо вести борьбу 

 

Ваше отношение к воспитанию у людей патриотизма? 

1. 

Обязательно надо в школе, по ТВ, в газетах, через общественные организации вести 

широкую и эффективную работу по воспитанию любви к Родине, уважения ее истории, 

героев и т.д. 

2. 

Патриотизм следует пропагандировать, но строго ограниченно (не в школе и не на 

государственном уровне) и только в соответствующих случаях 

3. 

Не следует специально вести пропаганду и воспитание патриотизма, так как это является 

насилием над свободой взглядов личности 

 

4. 

Затрудняюсь ответить 

 

 

Следует ли установить какой-либо контроль над телевидением? 

Необходим общественный совет без права цензуры, который высказывал бы свои оценки 

работы ТВ, давал бы те или иные рекомендации 

Необходима общественная цензура на ТВ, которая имела бы право выносить 

предупреждения, запрещать аморальные, антиобщественные, с ее точки зрения, передачи 

Необходима государственная цензура с широкими административными правами 

Никакой цензуры на ТВ быть не должно 

 

 

Методические рекомендации для преподавателя по разделу 

«Правовые технологии формирования толерантности». 

 

Содержание курса 

 

Тема 1. Право как один из элементов социальной регуляции. 

На  первом  (вводном)  занятии  необходимо  уяснить  специфику  дисциплины,  а  также 

объяснить магистрантам цель и задачи дисциплины. Преподаватель должен дать определение 

социальной  регуляции  и  показать  ее  виды,  естественно,  уделяя  наибольшее  внимание  праву. 

Кроме  того,  важно  с  первого  занятия  показать,  насколько  велико  значение  толерантности  в 

современном обществе и как необходимо умело формировать навыки толерантного отношения. 

Поэтому на первом занятии важно дать характеристику диалектического осмысления единства 

содержания  и  формы  феномена  толерантности  в  науке.  Кроме  того,  следует  объяснить  само 

понятие «толерантность» и назвать основные признаки толерантности.  

Магистранты  должны  четко  уяснить  объекты  и  субъекты  толерантности,  знать  виды 

толерантности.  Каждый  из  видов  следует  разобрать  отдельно,  привести  примеры,  выяснить, 

какие  примеры  толерантности  знают  сами  магистранты.  Итак,  отдельно  рассматриваются:  1) 

Политическая  толерантность.  2)  Социальная  толерантность.  3)  Этническая  толерантность.  4) 

Религиозная толерантность. 5) Культурная толерантность. 

Очень сложным для рассмотрения является вопрос о границах толерантности. Прежде 

чем  говорить  о  них,  имеет  смысл  выяснить,  как  сами  магистранты  видят  границы 

толерантности. Затем можно переходить к рассмотрению форм толерантности. 

Принципы толерантности в международных отношениях нельзя изучать вне привязки к 

принципам толерантности в национальном понимании.  

 

Говоря о возникновении идеи толерантности, нужно показать основные этапы развития 

идеи  толерантности  в  научной  мысли.  Отдельное  внимание  должно  быть  уделено  эволюции 

подходов  к  пониманию  феномена  толерантности.  Изучению  этих  вопросов  будет 

 

76 

способствовать  отсылка  к  «Посланию  о  веротерпимости»  Дж.  Локка,  а  также  к  работе  «О 

свободе» Дж. Стюарта Милля.  

В  завершении  темы  следует  разобрать  вопрос  о  толерантности  в  историческом 

контексте ХХ века. Кроме того, необходимо обратиться к анализу концепций толерантности. 

Изучение  данной  темы  было  бы  неполным  и  неоконченным  без  выявления  современных 

проблем толерантности, причем, важно, чтобы магистранты сами попытались хотя бы в самом 

общем виде обрисовать эти проблемы, и после этого можно представить совокупность проблем 

толерантности уже четко и упорядоченно. 
 

Тема 2. Влияние международного права на формирование толерантности. 

Изучение  темы  следует  начать  с  рассмотрения  вопроса  об  истории  развития 

международного  права  в  контексте  формирования  идей  толерантности.  Это  достаточно 

сложный  вопрос,  поэтому  необходимо  отдельно  осветить  становление  системы 

международных отношений в XX веке. 

Изучение  влияния  международного  права  на  формирование  толерантности  следует 

начать  с  рассмотрения  вопроса  о  правах  человека  в  международном  праве.  В  частности, 

должны быть раскрыты такие вопросы, как: 1) Регулирование прав человека в международном 

праве. 2) Проблема толерантности и прав человека в международном праве. 3) Реализация идей 

и принципов толерантности в международно-правовых стандартах.  

Далее следует обратиться к таким источникам, как Декларация о ликвидации всех форм 

нетерпимости  и  дискриминации  на  основе  религии  или  убеждений  от  25  ноября  1981  г.  и 

Декларация  о  правах  лиц,  принадлежащих  к  национальным  или  этническим,  религиозным  и 

языковым  меньшинствам  от  18  декабря  1992  г.  Важно  осветить  основные  положения 

названных источников. 

В завершении темы следует обратиться к деятельности международных организаций в 

сфере  распространения  идей  толерантности.  Должно  быть  рассказано,  прежде  всего,  о 

деятельности  ООН,  ЮНЕСКО  и  Совета  Европы  по  обучению  правам  человека, 

гражданственности и толерантности. 
 

Тема  3.  Международно-правовые  стандарты  в  сфере  прав  человека  как  основа 

формирования толерантного отношения к личности. 

Приступая к изучению темы, важно уяснить роль толерантности как фактора мирового 

политического  процесса.  Магистранты  должны  узнать  о  существовании  концепции 

политкорректности  как  фактора  развития  толерантности.  Кроме  того,  при  изучении  данной 

темы  следует  рассмотреть  влияние  политической  культуры  постмодерна  на  международные 

отношения. Это достаточно тонкий и весьма интересный аспект изучаемой темы. О том, как 

происходит формирование новой парадигмы внешней политики, необходимо рассказывать, в 

первую  очередь,  в  контексте  межгосударственного  взаимодействия  в  области  развития 

толерантности. Основой данной парадигмы является защита прав человека. 

Завершая  изучение  темы,  нужно  обратиться  к  проблеме  гражданского  общества  и 

толерантности,  показав  особенности  формирования  толерантности  в  рамках  отдельных 

государств. 

 

Тема 4. Роль национального законодательства в формировании толерантности. 

Данная  тема  является  во  многом  определяющей  для  изучения  последующих  тем 

дисциплины.  В  начале  изучения  темы  магистранты  должны  получить  представления  о 

толерантность  в  общественном  сознании,  о  национальном  самосознании  и  межэтнической 

толерантности  в  вопросах  правового  регулирования.  Также  важно  рассмотреть  вопрос  о 

правовом  воспитании  и  толерантности  в  условиях  современного  общества.  Изучение 

названных  вопросов  станет  базой  для  анализа  и  исследования  всех  наиболее  значимых  и 

проблемных вопросов толерантности. 

 

77 

Отдельное  внимание  при  рассмотрении  данной  темы  важно  уделить  проблемам 

соблюдения принципов толерантности в деле борьбы с терроризмом. Этот весьма актуальный 

аспект проблемы нельзя оставить без должного внимания.  

Затем  следует  перейти  к  рассмотрению  вопроса  о  толерантности  как  условии  защиты 

прав ребенка, здесь нужно обратиться к примерам из опыта деятельности различных детских 

образовательных учреждений. 

 

 

Методические задания, которые могут быть 

использованы преподавателем 

 

1.  Посмотрите  10-минутный  короткометражный  документальный  фильм  «Submission» 

(«Повиновение» или «Покорность») режиссера Тео Ван Гога. Этот фильм стоил ему жизни. 2 

ноября  2004  г.  режиссер  был  убит  голландцем  марокканского  происхождения  Мухаммедом 

Буйери.  11  июля  2005  года  суд  приговорил  убийцу  к  самому  суровому  наказанию, 

предусмотренному законодательством Нидерландов за убийство, – пожизненному тюремному 

заключению. 

 

Как сообщает Associated Press, в ходе судебных слушаний 27-летний Буйери признал, 

что 2 ноября 2004 года действительно убил Ван Гога. При этом, по его словам, он отнюдь не 

раскаялся  в  содеянном,  так  как  действовал  в  соответствии  со  своими  религиозными 

убеждениями. «Я отрежу голову любому, кто нанесет оскорбление Аллаху или его пророку», – 

заявил  он  на  судебном  заседании  12  июля,  сжимая  в  руках  Коран.  Поведав  судьям  о  своей 

готовности  убивать  «неверных»  и  впредь,  Буйери  решил,  что  ему  больше  незачем  посещать 

суд, и перестал туда ходить. Лишь во вторник судебные приставы буквально силой заставили 

его явиться на заседание, чтобы выслушать приговор, который огласил судья Виллем Бентинк. 

К телу Тео Ван Гога Буйери приколол послание к автору сценария фильма ААян Хирси Али, 

беженке из Сомали, которая сделал в Нидерландах  политическую карьеру и стала депутатом 

парламента: 

"Это открытое письмо неверующему фундаменталисту, Аяан Хирси Али…  

Уважаемая госпожа Хирси Али!  

С  самого  Вашего  появления  на  политической  арене  Нидерландов  Вы  постоянно  заняты  тем, 

что  терроризируете  мусульман  и  ислам  своими  выражениями.  Вы  не  только  повернулись 

спиной к правде, но и маршируете в рядах солдат Зла. Вы не прячeте своей враждебности к 

исламу  и  мусульманам,  и  за  это  Вы  были  вознаграждены  Вашими  хозяевами  местом  в 

парламенте. Они нашли в Вас соратницу в своем крeстовом походе, соратницу, подающую им 

порох, так, что им не приходится самим пачкать свои ручки. Ослепленная жгучей ненавистью, 

Вы не в состоянии видеть, что являетесь лишь инструментом в их руках.  

Я  не  виню  Вас  в  этом,  госпожа  Хирси  Али,  в  качестве  солдата  Зла  Вы  тем  самым  лишь 

выполняете свою работу. То, что Вы так открыто выражаете свою ненависть, происходит не 

благодаря Вам, а благодаря исламской Умме (общине). Она забросила свое дело сопротивления 

несправедливости и злу и лежит себе, похрапывая.  

Это письмо … поможет сорвать с Вас маску.  

Хотелось  бы  начать  с  недавно  высказанного  Вами  предложения  проверять  мусульман  на  то, 

какой идеологии они придерживаются, при поступлении на работу.  

Ваше  предложение  весьма  интересно,  в  особенности  тем,  что  за  его  идеей  прячутся  гнилые 

лица  Ваших  политических  хозяев  (конечно,  они  появятся  только  в  том  случае,  если  мы 

применим к ним процедуру такой проверки, чтобы они были вынуждены в открытую заявить о 

своей идеологии)….  

…  Что  Вы  думаете  о  том  факте,  что  Вы  входите  в  состав  правительства,  поддерживающего 

государство, осуществляемого геноцид (имеется в виду Израиль - прим пeрев.)?… Учитывая, 

что Вы такая сторонница равных прав, Вы должны бы обратить на это внимание Ваших хозяев 

в правительстве…  

 

78 

…Ваш  интеллектуальный  терроризм  не  остановит  мусульманскую  молодежь….  Как  сказал 

когда-то  Пророк:  "Я  знаю  точно,  что  ты,  Фараон,  обречен!",  так  и  мы  хотим  использовать 

похожие слова и послать их в небеса к звездам, чтобы новость об этом разлетелась как волна 

по всм уголкам Вселенной:  

"Я знаю точно, что ты, Америка, обречена!" "Я знаю точно, что ты, Европа, обречена! Я знаю 

точно, что вы, Нидерланды, обречены!" "Я знаю точно, что Вы, Хирси Али, обречены!"  

Задание:  выскажите  свои  мнение  о  фильме  «Покорность».  Соблюдены  ли,  на  Ваш 

взгляд,  в  нем  принципы  толерантности?  Почему  и  фильм  и  поступок  Буйери  раскололи 

голландское  общество  на  две  части?  Какие  Вы  видите  пути  примирения  общества  в  данной 

ситуации? 

Найдите  в  литературе  или  Интернете  Декларацию  принципов  толерантности, 

утвержденную резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКОот 16 ноября 1995 года, 

прочитайте ее и следующие задания: 

а)  Поясните,  в  чем  общность  и  различие  положений,  изложенных  во  Всеобщей 

декларации прав человека (ст. 18 «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и 

религии»; ст. 19 «на свободу убеждений и свободно выражение их») и Декларации принципов 

толерантности  (ст.  1  п.  1  «толерантность  –  это,  прежде  всего,  активное  отношение, 

формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека»); 

б)  Аргументируйте  положение  ст.  2  Декларации  принципов  толерантности  «Мир 

невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира». 

в) Какие формы воспитания необходимо использовать для реализации положений п. 4.3 

Декларации принципов толерантности. 

  
3.
 

Ознакомьтесь с решениями Европейского суда по правам человека, касающихся 

религиозных проблем, и ответьте на вопрос: реализуется ли в них принцип религиозной 

толерантности? 

 

Статья 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод защищает 

право каждого индивидуума на свободу мысли, совести и религии. Интересно, что в течение 

довольно длительного времени статья 9 не играла какой-либо значимой роли в страсбургском 

прецедентном праве. Как отмечает судья ЕСРЧ Лех Гарлицкий, «во многих делах, касающихся 

религиозных  свобод,  заявители  также  ссылаются  на  нарушение  других  статей  Конвенции. 

Довольно часто Европейский Суд фокусирует свое решение на этих нарушениях и не считает 

необходимым как-то выделять претензии по статье 9»

1

Судебная практика по данному вопросу касается двух сфер: 
1) 

институциональный аспект религиозных свобод. Большинство религий не могут 

выполнять  свои  функции,  если  верующие  лишены  возможности  совместно  осуществлять 

религиозные действия. Таким образом, личная свобода религии не может быть обеспечена без 

дополнительной  гарантии  свободы  создания  и  функционирования  церкви  или  другого 

религиозного сообщества. 

За  последнее  десятилетие  у  Суда  было  несколько  поводов  для  обращения  к 

коллективному  аспекту  религиозных  свобод:  в  1997-1999  гг.  рассматривалось  г.  дело  Сериф 

против Греции, в 1999-2002 г.г. – дело Агга против Греции о наложении наказания на лидера 

раскольнического  мусульманского  сообщества  за  узурпацию  функций  священника,  в  1996-

2000  гг.  дело  Хасан  и  Чауш  против  Болгарии,  в  1997-2004  гг.  –  дело  о  вмешательстве 

болгарского  государства  в  процессы  раскола  и  объединения  мусульманских  общин, 

являющегося  нарушением  в  отношении  обеих  сторон  конфликта,  в  1999-2001  гг.  –  дело 

бессарабской митрополичьей церкви и других против Молдовы об отказе в регистрации одной 

из православных церквей. 

1

 

Гарлицкий  Л.  Государственное  регулирование  религии:  противоречивые  тенденции?  Замечания  относительно 

недавней практики применения прецедентов, касающихся статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных 

свобод // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 3 (56). С.50. 

 

79 

                                                 

Суд  постановил,  что  Конвенция  защищает  институциональную  составляющую 

религиозных  свобод,  т.е.  право  на  учреждение  и  организацию  функционирования  церквей  и 

других  религиозных  сообществ.  Суд  стал  рассматривать  свободу  религии  как  одну  из  основ 

демократического общества и как одну из предпосылок плюрализма. 

2) 

ограничения свободы религии в рамках закона.  

Практически все подобные дела связаны с Турцией, где согласно Конституции 1982 г., 

закреплен принцип «светского государства». 

Так, при рассмотрении дела Партии благоденствия, действовавшей в Турции, в 2003 г. 

ЕСПЧ  вынес  решение  запретить  данную  политическую  партию,  т.к.  ее  программа  и 

деятельность слишком откровенно перекликались с трактовками фундаменталистского ислама. 

ЕСПЧ  поддержал  мнение  Конституционного  суда  Турции  о  том,  что  Партия  благоденствия 

намеревалась  установить  множественность  правовых  систем,  что  приведет  к  дискриминации 

по  признаку  вероисповедания.  Наряду  с  этим  партия  намеревалась  в  контексте 

множественности  правовых  систем  применять  законы    шариата  к  внутренним  и  внешним 

отношениям  мусульманского  сообщества.  В  решении  ЕСПЧ  по  данному  делу  говорится,  что 

«государство  должно  действовать  как  нейтральный  и  беспристрастный  организатор 

исповедания различных религий, верований и убеждений». 

Другая группа дел связана со свободой публично демонстрировать свою религиозную 

принадлежность.  В  деле  Кокинакиса  и  Института  Отто  Премингера  ЕСПЧ  разграничил 

«ношение христианского {религиозного} свидетельства и неуместный прозелетизм». 

Основным  прецедентом  здесь  является  обоснование  решения  по  делу  Лейлы  Сахин, 

поддержавшее запрет религиозных символов (исламского платка) в публичных университетах 

Турции. Главными аргументами Суда являлись: 

А) светская природа учреждений публичного образования в Турции, 

Б)  важность  сохранения  «религиозного  мира»  в  учреждениях  высшего  образования. 

«Демонстрация  религиозных  символов  должна  проходить  в    определенном  месте  и 

определенным способом, чтобы не нарушать мирного сосуществования студентов различных 

вероисповеданий».  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. 

 

Неотъемлемой  частью  образовательного  процесса  является  самостоятельная  работа 

студентов/магистрантов  и,  прежде  всего  подготовка  к  семинарским  занятиям.  Кроме 

традиционных  форм  проведения  семинарских  занятий  существуют  такие  разновидности 

семинара как семинар-дискуссия, а также практическое занятии в форме case-study ,которым 

уделено центральное место в настоящем курсе.  

При подготовке семинара-дискуссии особое внимание уделяется самоподготовке студента 

как  полемиста.  Студент  тренируется  ответить  на  вопросы  о  том,  какие  незрелые  или 

обывательские,  ложные  представления  по  изучаемой  теме  могут  существовать  в  сознании 

отдельных  категорий  людей;  как  лучше  сформулировать  точку  зрения,  которую  собираются 

обсуждать; какие из сформулированных представлений необходимо оспаривать и т. д. 

При  подготовке  по  подготовке  к  занятию,  проходящему  в  форме  case-study  магистрант 

должен: 

1. Вечером накануне занятия прочитать пакет материалов первый раз бегло с тем, чтобы 

получить общее представление о последовательности событий и излагаемой проблеме. 

2.  Перечитать  материалы  столько  раз,  сколько  необходимо  для  того,  чтобы  вычленить 

проблему,  определить  ответственность,  взгляды,  позиции  и  взаимоотношения  персонажей, 

действующих в анализируемой ситуации; уяснить экономическую и политическую обстановку, 

в которой разворачивается сюжет. Полезно делать заметки, которые помогут при обсуждении 

ситуации в аудитории. 

 

80 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..