Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 4

 

 

народа.  Большой  интерес  у  слушателей  вызовет  рассказ  о  том,  что  такое 

этноконфессиональные общности, этноконфессиональные отношения и этноконфессиональные 

конфликты.    Преподаватель  должен  при  этом  показать  крайнюю  опасность  ситуации,  когда 

социальный  или  национальный  конфликт  принимает  форму  религиозного  конфликта.  Здесь 

целесообразно рассказать о том, какие усилия принимали представители РПЦ и мусульманских 

организаций,  чтобы  конфликт  в  Чеченской  республике  не  принял  характера  религиозного 

конфликта. 

 

Лекция 9. Религиозная ситуация в современной России. 

Целесообразно начать лекцию с раскрытия такого понятия, как «религиозная ситуация», 

показать ее многоструктурность. При этом преподаватель неминуемо должен будет коснуться 

проблемы  государственно-церковных  отношений,  без  которых  понять  характер  религиозной 

ситуации  в  стране  невозможно.  Необходимо  указать  и  ту  роль,  которую  играет  в  процессе 

развития религиозной ситуации в стране общественное мнение о религии, о верующих. После 

этого  преподаватель  может  рассказать  о  конфессиональной  картине  современной  России,  о 

характере церковно-государственных отношений, которые установились в нашем Отечестве в 

последние годы. 

 
                             

ПАМЯТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЮ 

( МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К 

ЛЕКЦИЯМ ПО КУРСУ «РЕЛИГИОЗННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» 

 

     

Подготовка к чтению лекций по курсу «Религиозная толерантность» включает в себя 

следующее: 

1. 

Уточнение темы и места в тематическом плане лекции. 

2. 

Изучение  программы  курса  «Религиозная  толерантность»,  подбор            используемой 

литературы,  технических  средств,  в  том  числе  художественных  фильмов, 

видематериалов и т.д. по отдельным темам курса. 

3. 

Определение  основных  образовательных  целей  и  задач  на  весь  цикл  своих  лекций, 

фиксация  главных  образовательных  продуктов,  знаний  и  умений  бакалавров  и 

магистрантов, которые должны стать результатом их образовательной деятельности. 

4. 

Разбивка курса на темы, а тем на отдельные лекции. 

5. 

Определение роли и места предстоящей лекции в изучаемом курсе, в изучаемой теме, ее 

связей с предыдущими и последующими лекциями. Определение смысла лекции, зачем 

и для чего необходимо ее чтение как слушателям, так и преподавателю. 

6. 

Формулировка целей и задач каждой отдельной лекции с учетом аудитории. Выявление 

и  обозначение  вербально  и  письменно  образовательных  продуктов,  которые  будут 

созданы слушателями в результате лекции. 

7. 

Включать  в  состав  обучающих  материалов  не  только  необходимую  учебную 

информацию,  но  также  практиковать  просмотр  кинофрагментов  или  обращение  к 

произведениям художественной культуы, способным в яркой и запоминающейся форме 

проиллюстрировать  те  или  иные  теоретические  положения.  Обращение  лектора  к 

художественному  материалу  будет  способствовать  эмоционально-образному 

восприятию  учебного  материала.  Целесообразно  также  использовать  различные 

официальные  документы,  видеозаписи  интервью  с    очевидцами  и  участниками 

ситуаций,  имеющих  отношение  к  проблеме  религиозной  толерантности  или 

интолерантности  (дискриминация  по  религиозному  признаку,  нарушение  прав 

верующих,  нарушение  принципа  свободы  совести  и  т.д.).  Это  также  будет 

способствовать эмоционально-образному восприятию материала. 

Лекции  целесообразно  чередовать  с  практическими  занятиями  (семинарами),  которые  

по  своему  содержанию  должны  быть  связаны  с  тематикой  лекционных  занятий  и 

 

49 

самостоятельной  работы.  В  ходе  проведения  семинарских  занятий  преподаватель  может 

прибегать к различным формам их проведения, о чем говорилось выше. 

Преподаватель должен объяснить студентам (магистрантам), что в процессе занятий он 

будет встречаться с новыми терминами и понятиями, знание значения которых поможет ему 

успешно  овладеть  курсом.  Поэтому  он  должен  постоянно  работать  над  пополнением  своего 

глоссария. Примерный глоссарий приведен ниже. 

 

 

Основные понятия 

 

Анафема 

Агликанство 

Бахаизм 

Буддизм 

Веротерпимость 

Войны религиозные 

Взаимодействие межрелигиозное 

Генотеизм 

Движения религиозные 

Движения новые религиозные 

Двоеверие 

Депривация 

Диалог межконфессиональный 

Ереси 

Инквизиция 

Интолерантность 

Исихазм 

Ислам 

Иудаизм 

Кальвинизм 

Католицизм 

Конфессия 

Конфликты религиозные 

Конфликты этноконфессиональные 

Культ 

Лютеранство 

Милленаризм 

Мистицизм 

Монотеизм 

Неопротестантизм 

Опыт религиозный 

Отношения межрелигиозные 

Отношения этноконфессиональные 

Политеизм 

Православие 

Протестантизм 

Религии мировые 

Религии национальные 

Религия 

Реформация 

Свобода 

Свобода религиозная 

 

50 

Свобода совести 

Секта 

Сектант 

Синкретизм религиозный 

Старообрядчество 

Суннизм 

Суфизм 

Толерантность 

Толерантность религиозная 

Фанатизм 

Фанатизм религиозный 

Христианство 

Церковь 

Экклесия 

Экстремизм 

Экстремизм религиозный 

Эсхатология  
 

Рекомендуемая  литература 

 

Основная литература 
1. 

Бек Ульрих. Общество риска. На пути к другому модерну. М. 2000.  

2. 

Великие религии мира / Под ред. Г.С. Померанц, З.А. Миркина. М., 2006 

3. 

Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. – М., 2001 

4. 

Володин А.В. Религиозный сепаратизм: проблемы теории и практики. М., 1999. 

5. 

Григоренко А.Ю. Воспитание религиозной толерантности в современной России // Свобода 

религии, нравственность и ответственность в российском обществе. М., 2006. С. 206-213. 

6. 

Григоренко А.Ю. Мировоззренческий плюрализм как основа межрелигиозного и 

межконфессионального диалога // Материалы научно-практической конференции «Свобода 

совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания. М., 2001. С. 103-108. 

7. 

Григоренко А.Ю. Проблема толерантности сквозь призму культурной антропологии и 

социологии // Религиозная толерантность: историческое и политическое измерение. 

М.,2006. С. 60-68. 

8. 

Григоренко А.Ю. Религия, общество, государство в современной России //Религиозные 

организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. 

9. 

Григоренко А.Ю. Северная столица – город межконфессиональной культуры // Свобода 

совести – важное условие гражданского мира и межнационального согласия. Материалы 

юбилейной международной конференции Москва, 27-28 ноября 2002. М.,2003 

10. 

Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема 

религиозной свободы и веротерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная 

свобода в плюралистическом обществе. М., 2000. С.106-118. 

11. 

Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. 

Философско-религиоведческие очерки. СПб., 2004. 

12. 

Григоренко А.Ю.Религиозные процессы на северо-западе России: традиции и 

современность// Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии: 

традиции и современность. (сост. А.Ю.Григоренко, А.М.Прилуцкий). СПб., 2005. 

13. 

Дорская А.А. Государственное и церковное право Российской империи  СПб., 2004 

14. 

Дорская А.А. Свобода совести в России: судьба законопроектов начала XX века. РГПУ им. 

А.И.Герцена.СПб., 2001 

15. 

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. 

16. 

Идентичность и толерантность / Отв. Ред. Н.М.Лебедева М., 2002 

17. 

Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М., 1994 

 

51 

18. 

Кепель Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма. М. 2004. 

19. 

Народы и религии мира. Энциклопедия.. М. 1998. 

20. 

Поляков К.И. Арабский Восток: проблема  исламского фундаментализма. М., 2001 

21. 

Права человека и религия. Хрестоматия. Сост. Игумен Вениамин (Новик). М., 200 

22. 

Права человека. Толерантность. Культура мира. // Документы. М. 2002. 

23. 

Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. / Сост. А.Юдин. М., 
2001. 

24. 

Религии народов современной России. Словарь. М., 2002. 

25. 

Религии  Санкт-Петербурга.  Историко-культурный  атлас.  (Под  ред.  В.  В.  Аржанухина). 

СПб., 2002 

26. 

Религиозная толерантность: историческое и политическое измерение. М.,2006. 

27. 

Религиозный диалог. М., 1995. 

28. 

Религия и глобализация на просторах Евразии. М., 2005. 

29. 

Религия и национализм. М., 2000. 

30. 

Риэрдон Бэтти. Толерантность – дорога к миру. М. 2001. 

31. 

Руффини Фр. Религиозная свобода: история идеи. М., 1995. 

32. 

Стецкевич М.С. Свобода совести.Уч. пособие для студентов. СПб,2006 

33. 

Толерантность (Ред.Мчедлов). М. 2004. 

34. 

Толерантность в межкультурном диалоге. М. 2005. 

35. 

Уолцер Майкл. О терпимости. М. 2000. 

36. 

Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов 

экстремизма в российском обществе 2001 – 2005 годы. Федеральная целевая программа. М. 
2002. 

37. 

Фундаментализм / Под ред. З.И. Левина. М., 2003 

38. 

Хатами М. Ислам, диалог и гражданское орбщество. М., 2001. 

39. 

Христиане и мусульмане. Межконфессиональный и межрелигиозный диалог. Хрестоматия. 

М., 2000. 

40. 

Шилов Н.В. Этноконфессиональные процессы в Мордовии. Саранск. 1998. 

41. 

Этноконфессиональные процессы в современном мире. Баку, 1989. 

42. 

Этносы и конфессии на Востоке: Конфликты и взаимодействия. М., 2005 

 
 

Дополнительная литература 
1. 

Архипелаг в океане. Православие в мусульманском мире. М. 2001. 

2. 

Бек Ульрих. Что такое глобализация? М. 2001. 

3. 

Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М. 1997. 

4. 

Вероисповедная политика Российского государства. М., 2003. 

5. 

Гаспринский И. Россия и Восток. Казань. 1993. 

6. 

Дробышева Л.М. О социальных и политических проблемах толерантности  // Публичная 

сфера и культура толерантности. М. 2002 с. 21 – 31. 

7. 

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М. 1990. 

8. 

Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. М. 1990. 

9. 

Иванова Л.О. Религия и права человека // Социологические исследования. 1998. № 6. с. 102-
106. 

10. 

Иоаннесян Ю.  Вера бахаи. СПб., 2003 

11. 

Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. Исторический опыт, 

особенности и актуальные проблемы. М. 2000. 

12. 

Материалы по исследованию религиозной ситуации на северо-западе России и в странах 

Балтии. Выпю.3.(Сост. А.Ю.Григоренко, А.М.Прилуцкий).СПб.,2006 

13. 

Мировой опыт государственно-церковных отношений. М. 1999. 

14. 

Митрополит Кирилл. Интеграция и многообразие. // НГ – Религия. 2002. 20 ноября. 

 

52 

15. 

Митрополит Кирилл: традиционализм и либерализм // Российская цивилизация. 

Этнокультурные и духовные аспекты. 

16. 

Мокшина Е.Н. Межконфессиональная ситуация в республике Мордовии (1990 – 1999) 

Регионология. 1999.  № 4 /200. - №1. 

17. 

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2000. 

18. 

Права человека. Сб. международных законов. М. 1999. 

19. 

Публичная сфера и культура толерантности. М. 2002. 

20. 

Рашковский Е. Церковь, государство, гражданское общество. // Мировая экономика и 

международные отношения.. 1994. № 4. с. 140-144. 

21. 

Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии (традиции и 

современность) (сост. А.Ю.Григоренко, А.М.Прилуцкий). СПб.,2005. 

22. 

Религия и закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных 

объединений в странах Балтии и СНГ. М. 2002. 

23. 

Россия и Восток: геополитика. // Цивилизационные отношения. М. 1996. 

24. 

Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 1-2. М., 1993. 

25. 

Свобода совести – важное условие гражданского мира и межнационального согласия. 

Материалы юбилейной международной конференции Москва, 27-28 ноября 2002. М.,2003 

26. 

Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт. Екатеринбург. 2000. ч. 1-2. 

27. 

Тульский М. Роль церкви в странах Европы и Сев. Америки. // НГ – Религия. 2000. 27 сент. 

28. 

Хантингтон Э. Столкновение цивилизаций. М. 1998. 

29. 

Чумакова Т.В. Православие. СПб., 2006.    

30. 

Этноконфессиональная ситуация в Приволжском федеральном округе. Сеть 

этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. – Бюллетень. № 45. 
– 

Опт. 2002 г.  

 

Интернет-ресурсы 

 

Институт толерантности 

http://www.tolerinst.ru/

 

Информационный портал о религии 

http://www.portal-credo.ru/

 

Справочно-информационный портал о религии 

http://www.religare.ru/

 

Государство и религия. Информационно-аналитический портал. 

http://www.state-religion.ru/

 

Религия в светском обществе. Информационно-аналитический центр «Сова». 

http://www.state-

religion.ru/

 

Информационный портал «Интернет и толерантность» 

http://tolerance.fio.ru/

 

Информационный портал «Толерантность»

http://www.tolerance.ru/

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ 

«РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» 

 

Изучение  курса  «Религиозная  толерантность»  проводится  как  в  форме  аудиторных 

лекционных  занятий,  так  и  в  форме  семинаров,  а  также  в  процессе  самостоятельной  работы 

слушателей.  Все  эти  три  формы  обучения  связаны  друг  с  другом  методически  и  логически, 

взаимодополняя друг друга, взаимодействуя друг с другом в целях повышения эффективности 

образовательного  процесса.  Важнейшим  элементом  работы  по  усвоению  слушателями  курса 

является самостоятельная работа.  

Самостоятельная  работа  по  курсу  «Религиозная  толерантность»  своей  целью  имеет 

освоение системы знаний о сущности религиозной толерантности, о длительном историческом 

пути человечества к веротерпимости, к свободе совести. Специфика самостоятельной работы 

как  формы  образовательного  процесса  состоит  в  том,  что  она  организуется  и  планируется 

 

53 

самим студентом и магистрантом в зависимости от его личных способностей, багажа знаний и 

т.д. и осуществляется в наиболее удобное для него внеаудиторное время. 

Самостоятельная  работа  слушателей  курса  «Религиозная  толерантность  включает  в 

качестве  важнейшего  своего  звена  изучение  научных  монографий  и  статей,  посвященных 

изучаемой проблеме, художественных и документальных произведений, связанных с этой же 

проблемой,  различного  рода  документальных  источников,  раскрывающих  ее  современное  и 

историческое значение. В ходе изучения указанных выше источников студент или магистрант 

должен найти ответ на поставленные преподавателем вопросы, подготовиться к обсуждению 

на  семинаре  различных  проблем  и  вопросов,  которые  входят  в  содержание  занятия  и 

раскрывают  изучаемую  тему  курса  «Религиозная  толерантность».  Ниже  приводятся  темы  и 

планы семинарских занятий. 

 

Семинарское занятие № 1. «Вводное занятие» 

1. Ознакомление с материалами, которые входят в УМК курса. 

2.  Разбор  и  анализ  задач,  стоящих  перед  слушателями  курса  «Религиозная 

толерантность». 

 

Семинарское занятие № 2. «Мыслители прошлого о толерантности» 

1.  Проблема  религиозной  толерантности  и  интолерантности  в  философской  и 

политической мысли 17 в. 

2. Проблема веротерпимости в общественной мысли эпохи Просвещения 

3. Проблема религиозной толерантности в общественной мысли в 19-20 вв. 
 

Семинарское  занятие  №  3.  «Проблема  религиозной  толерантности  в  творчестве 

русских писателей и мыслителей». 

1. Ф.М.Достоевский о свободе мысли и веротерпимости. 

2. В.С.Соловьев о веротерпимости и свободе совести. 

3. Место веротерпимости в учении Н.А.Бердяева о свободе. 
 

Семинарское занятие № 4. «Религия и общество» 

1. Религия: ее сущность и историческое развитие. 

2. Классификация типов религии.  

3. Религиозный фактор в истории общества и культуры. 

4. Конфессиональная картина современного мира. 

5. Религиозные процессы в условиях глобализации. 
 

Семинарское занятие № 5. «Диалог религий: возможен ли он?» 

1. Что такое диалог культур? 

2. Специфика межрелигиозного диалога 

3.  Межконфессиональный  диалог  –  основа  религиозной  толерантности,  гражданского 

согласия и мира в обществе. 

4.  Межконфессиональный  диалог  в  современной  России  (ислам  и  православие, 

христианство и иудаизм) 

 

Семинарское занятие № 6. «Государство и церковь в истории нашей страны» 

1. Что такое государственно-церковные отношения? 

2. Государственно-церковные отношения в Киевской Руси 

3. Государственно-церковные отношения в допетровскую эпоху. 

4.  Религиозная  реформа  Петра  1  и  характер  государственно-церковных  отношений  в 

1Российской империи в 17-18 вв. 

5. Государственно-церковные отношения в царской России в 19- нач. 20 в. 

6. Религиозная политика советской власти (1917-1990) 

 

54 

 

Семинарское занятие № 7. «Религиозные войны и конфликты в истории общества» 

1. Понятие религиозной нетерпимости и конфессиональные конфликты. 

2.  Виды  религиозных  конфликтов  (автономистские  или  сепаратистские,  национально-

ирредентистские, религиозно-общинные, межконфессиональные, милленаристские). 

3. Религиозные и межрелигиозные конфликты и войны: история и современность. 
 

Семинарское занятие № 8. «Этноконфессиональные отношения и конфликты» 

1. Религия и нация. 

2. Этноконфессиональные общности и отношения 

3. Специфика этноконфессиональных конфликтов. 

4. Этноконфессиональные конфликты в прошлом и настоящем. 
 

Семинарское занятие № 9. «Свобода совести в современной России» 

1. Конфессиональный портрет современной России. 

2. Российское законодательство о свободе совести. 

3. Проблема религиозной толерантности в общественном мнении россиян. 

 

Чтобы  подготовить  ответы  на  вопросы  каждого  семинара  студент  или  магистрант 

должен  во  время  самостоятельной  работы  обратиться  к  обязательной  и  дополнительной 

литературы, список которой он найдет в конце методических рекомендаций к курсу, а также 

использовать Интернет ресурсы. 

Необходимым  этапом  самостоятельной  работы  студента  является  самостоятельное 

написание  сочинений,  эссе,    рефератов.  Тема  реферата  выбирается  слушателем  из 

приведенного ниже списка тем. Желательно, чтобы тема реферата была связана с выполнением 

творческого проекта. Реферат – это текст, который является продуктом творческого прочтения 

источников  по  той  или  иной  теме  и  представляющий  собой  краткое  (сжатое)  изложение 

прочитанных  источников.  Для  написания  реферата  необходимо  использовать  как  минимум 

пять источников. 

К  сожалению,  традиционная  и  очень  эффективная  форма  самостоятельной  работы 

студентов (магистрантов) – подготовка рефератов – сегодня скомпрометировна тем, что в сети 

Интернет,  а  также  на  продаваемых  CD-Rom-ах  можно  найти  десятки  тысяч  уже  готовых 

рефератов практически на любую тему, чем широко и пользуются учащиеся, которые просто 

«скачивают» реферат на нужную им тему, иногда даже не удосуживаясь их скомпилировать. 

Поэтому учащийся должен быть готов к тому, что преподаватель не просто примет реферат, а 

попросит его защитить, отвечая на следующие вопросы: 

   - 

Почему была выбрана именно эта тема для написания реферата? 

   - 

К каким же результатам пришел автор в ходе написания реферата? 

   - 

Каким образом они были получены? 

   - 

Что в реферате принадлежит автору, а что списано из источников? 

   - 

Какие источники были наиболее трудными для понимания и реферирования? 

   - 

Каково ваше личное мнение о каждом из использованных вами источнике? 

   - 

Что нового вы узнали в процессе подготовки реферата? 

      
 

СПИСОК ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТА 

 

1. Что такое толерантность? 

2. Что такое веротерпимость? 

3. Что такое религиозная интолерантность и каковы причины, ее рождающие? 

4. Религиозные войны в 17 в. 

5. Конфессиональная картина современного мира. 

 

55 

6. Конфессиональный портрет современной России. 

7. Была ли религиозная толерантность в Древнем мире? 
8. 

Христианство: из гонимой 

 

в государственную. 

9.  Религиозная  интолерантность  и  толерантность  в  Западной  Европе  ув  эпоху 

Средневековья. 

10.  Вопросы  свободы  совести  и  веротерпимости  в  эпоху  Реформации  и  религиозных 

войн (конец 16 – нач. 17 в.). 

11. Лютер и Кальвин: их отношение к проблеме веротерпимости и свободы совести 

12. Спиноза о свободе совести и веротерпимости 

13. Дж.Локк о религиозной толерантности и свободе совести. 

14. П.Бейль – поборник свободы совести и веротерпимости. 

15. Вольтер и его отношение к свободе совести. 

16. Французские философы 18 в. о веротерпимости. 

17.  Обоснование  веротерпимости  Т.Джефферсоном  (автором  американской 

«Декларации независимости». 

18. В.Соловьев о свободе совести 

19. Причины религиозной интолерантности 

20. Сущность религиозного конфликта. Типы последнего. 

21. Этноконфессиональные конфликты, их специфика. 

22. Свобода совести в России: история и современность 

23. Государственно-церковные отношения в России: прошлое и настоящее. 

24. Государственно-церковные отношения: мировой опыт. 

25. Религиозные лидеры о веротерпимости и свободе совести. 

26. Религиозные процессы в эпоху глобализации. 
 

Если  студентам  достаточно  написание  реферата  для  получения  зачета  или  экзамена, 

тему  которого  он  берет  из  разработанной  преподавателем  тематики,  то  магистрант  для 

аттестации  должен  защитить  курсовой  проект,  который  является  неотъемлемой  частью 

учебного  процесса.  Выполнение  курсового  проекта  осуществляется  магистрантом 

самостоятельно под руководство преподавателя, вступающего в роли научного руководителя 

проекта.  Тему  курсового  проекта  магистрант  выбирает  самостоятельно,  пользуясь,  однако, 

рекомендациями преподавателя.  

Написание  курсового  проекта  есть  одна  из  форм  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 

работы магистранта, которая готовит их к самостоятельному выполнению профессиональных 

задач, развивает их аналитические способности. Подготовка магистрантом курсового проекта и 

его  защита  своей  целью  имеет  дальнейшее  развитие  у  автора  навыков  обобщения  и  анализа 

материала, умение пользоваться другими общенаучными методами и на их основании делать 

выводы,  строить  гипотезы  и  т.д.  Помимо  этого  выполнение  и  защита  курсового  проекта 

способствует  более  глубокому  усвоению  материала  изучаемого  учебного  курса.  Оценка 

курсовых проектов будет проводиться по следующим параметрам: 

   - 

степень творчества, 

   - 

новизна, 

   - 

оригинальность,  

    - 

личный вклад, 

   - 

логичность, 

   - 

аргументированность выводов, 

   - 

трудоемкость, 

   - 

актуальность темы, 

   - 

аргументированность ответов на вопросы при защите, 

   - 

оформление, 

   - 

литературный стиль работы.  

 

 

56 

     

По каждому критерию магистранту выставляется оценка в пятибалльной шкале.  

     

Оформление  и  структура  курсового  проекта  должны  соответствовать  принятому 

единому образцу. Рекомендуется следующая структура курсового проекта: 

 
   - 

титульный лист, 

   - 

оглавление, 

   - 

введение, 

   - 

основная часть, 

   - 

заключение 

   - 

библиография, 

   - 

приложения (если таковые имеются). 

Во  Введении  автор  обосновывает  научную  и  практическую  актуальность  выбранной 

темы,  указывает  на  тех  исследователей,  которые  занимались  этой  темой,  говорит  о  степени 

разработанности последней. Во Введении целесообразно сказать и о тех основных положениях, 

которые автор проекта выносит на защиту, отметив при этом их оригинальность и новизну. 

Основная  часть  –  это  изложение  хода  мысли  автора,  его  личные  рассуждения. 

Целесообразно основную часть разделить на три раздела (главы), состоящих в свою очередь из 

трех  параграфов.  Содержание  основной  части  должно  адекватно  описывать  объект 

исследования,  подвергая  его  всестороннему  анализу.  Автор  должен  при  этом  исходить  из 

принципа детерминизм, широко использовать метод единства исторического и логического. 

В  Заключении  обычно  подводятся  итоги  исследования,  говорится  о  практической 

значимости работы. 

В  ходе  изучения  темы  преподаватель  может  дать  в  качестве  домашнего  задания  во 

время  самостоятельной  работы  чтение  какого-либо  художественного  или  философского 

произведения  или  его  фрагмента,  связанного  с  изучаемой  проблемой  религиозной 

толерантности  или  интолерантности  и  попросить  студента  (магистранта)  прокомментировать 

прочитанное  или  ответить  на  вопросы  во  время  семинарского  занятия.  Вот  пример  такого 

задания. 

Прочитайте следующие фрагменты и ответьте на вопросы к ним: 
 

1) «Убить человека никогда не означает защитить учение, нет, это означает лишь одно – 

убить  человека.  Когда  женевцы  казнили  Сервета,  они  не  защитили  учение,  они  принесли  в 

жертву  человека;  но,  сжигая  человека,  в  своей  вере  не  утвердившись,  в  своей  вере  можно 

утвердиться, лишь дав сжечь себя ради этой веры». 

                                          

(Себастьян Кастеллио. Цит. По: Цвейг С.  

                                           

Совесть против насилия // Собр. соч.:  в 10 т.  

                                            

М., 1996. Т. 4. С. 264) 

 

Ответьте  на  вопросы:  а)Какая  основная  идея  пронизывает  весь  это  отрывок;  б)как, 

считаете  вы,  можно  защищать  свои  взгляды  (путем  убеждения  своих  оппонентов  или 

посредством насилия)? 

 

2)  «О Христос, Создатель и Царь мира, видишь Ты все это? Ужели Ты действительно 

стал  совсем  другим,  чем  был,  стал  таким  страшным,  враждебным  к  самому  себе?  Когда  Ты 

пребывал  на  земле,  не  было  никого  более  мягкого,  более  доброго,  чем  Ты,  никого,  кто  так 

мудро терпел насмешки и издевательства; опозоренный, оплеванный, осмеянный, с терновым 

венцом на голове, распятый вместе с разбойниками, униженный до предела. Ты молился за тех, 

кто нанес Тебе все эти оскорбления, кто изрыгал хулу на Тебя. Неужели это правда, что Ты 

теперь так изменился? Я молю Тебя наисвятейшим именем Твоего Отца: действительно ли Ты 

приказываешь  топить  в  воде,  рвать  тело  клещами  до  внутренностей,  попыпать  раны  солью, 

рубить  мечом,  жечь  на  малом  огне  и  всеми  мыслимыми  и  немыслимыми  видами  пыток  как 

можно медленнее мучить до смертного часа тех, кто исполняет Твои указания не совсем точно, 

 

57 

как  это  требуют  толкователи  Твоего  учения?  Действительно  ли  Ты  одобряешь  все  это, 

Христос? Действительно ли они – Твои слуги, те, кто повинен в этих бойнях, кто закалывает, 

расчленяет людей, словно убойную скотину? Неужто алчешь Ты человеческого мяса, если имя 

Твое  призывают  они  в  свидетели  при  этой  чудовищной  резне?  Если  Ты,  Христос, 

действительно  приказал  совершать  все  это,  что  же  остается  сатане?    О,  какое  ужасное 

кощунство  утверждать,  что  Ты  делаешь  то  же,  что  и  он!  О,  какими  низкими  должны  быть 

люди,  чтобы  Твоим  именем  вершить  все  те  ужасные  действия,  которые  измыслить  может 

только сатана». 

 
                                     

(Себастьян Кастеллио. Цит. По: Цвейг С.  

                                      

Совесть против насилия // Собр. Соч. в 10 т. 

                                       

М., 1996. Т. 4. С. 251) 

 

Ответьте  на  вопросы:  а)какие  цели  преследовала  средневековая  инквизиция,  б)  кто 

становился  в  эпоху  Средневековья  жертвой  тех  мучений,  которые  описаны  в  приведенном 

выше фрагмента,в) как соотносятся описанные в нем мучения, на которые обрекались люди, с 

подлинным духом христианского учения? 

 
3)

«Помню один августовский вечер. За обедом шли бурные споры из-за дела Дрейфуса. 

Маринетта, так же, как и я, принадлежала к лагерю «дрейфусаров», требовавших пересмотра 

дела. Она теперь превосходила меня в искусстве вовлекать аббата Ардуэна в прения и умела 

заставить  его  встать  на  ту  или  иную  сторону.  Ты  за  столом  восхваляла  газетную  статью 

Дрюмона,  а  Маринетта  вдруг  спросила  звонким  голоском,  словно  девочка  на  уроке  «Закона 

Божьего»»:  

   - 

Господин аббат, скажите, дозволительно христианам ненавидеть евреев? 

    

В  тот  вечер  аббат  Ардуэн,  к  нашему  большому  удовольствию,  не  отделался 

туманными отговорками. Он заговорил о важной роли народа, избранного свидетелем деяний 

Господа,  о  предсказанном  его  обращении  в истинную  веру,  которое  будет  возвещать  «конец 

времен».  Гюрбер  стал  возражать,  заявил,  что  надо  ненавидеть  палачей  Спасителч  нашего,  и 

тогда  аббат  ответил  ему,  что  каждый  из  нас  имеет  право  ненавидеть  только  одного  палача, 

виновного в муках Иисуса Христа: «Ненавидеть только самого себя, и больше никого…» 

                                        

(Мориак Ф. Клубок змей // Дорога в никуда. 

                                          

М., 1989. С. 184). 

 

Ответьте на вопросы: а) что вы можете рассказать об антисемитизме? б) возможен ли 

диалог  между  иудаизмом  и  христианство?  в)  кто  виноват  в  мучительной  смерти  Иисуса  в 

действительности? 

 
4)

«Итак,  религиозный  опыт  и  религиозное  верование  свободны  по  самому  естеству 

своему и отстаивают себя и свою свободу          , когда надо, даже до смерти. Поэтому борьба за 

свободу совести, ведшаяся в истории человечества, есть явление естественное, необходимое и 

духовно-верное. Она должна вестись в виде прямого осуществления свободного верования, с 

провозглашением  этой  свободы  и  доказательствами  ее  правоты  и  неуязвимости.  Она  должна 

вестись  не  только  как  борьба  за  свободу  веры,  но  и  как  борьба  за  свободу  ее  проявления, 

исповедания и церковного доказательства. И каждому исповеданию, которое сумеет доказать 

духовность  своего  искания,  своей  веры  и  своего  церковного  делания,  должна  быть 

общественно и государственно гарантирована подобающая ему свобода… 

   

Религиозная  свобода  не  есть  свобода  одного  человека  или  одного  исповедания;  она 

освобождает всех людей и все исповедания. Она отрицает вообще право человека навязывать 

другим, совращая их, или вынуждать у других – как веру, так и неверие. Никто не имеет права 

заставлять  других  веровать  во  что-нибудь;  но  именно  в  силу  этого  никто  не  имеет  права 

заставлять  других  не  верить  во  что-либо  определенное,  или  же  не  верить  ни  во  что. 

 

58 

Религиозная  «автономия»  есть  свобода  веры,  а  не  свобода  принуждения.  Она  есть  свобода 

«избрания веры» для себя и за себя, а не для других». 

 
                                                 

Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. 

                                                  

М., 1993. С. 77-80. 

 

Ответьте на вопросы: а) что Ильин понимает под действительной свободой совести, б) 

почему  нельзя  никого  обращать  в  веру  насильно,  в)  как,  по  мнению  Ильина,  следует 

относиться к другим религиям и вероисповеданиям. 

 
5).

«Сегодня  многие  исследователи  считают  матрицу  «свой-чужой»,  в  которой 

доминирует  различие  между  людьми  и  общностями,  одной  из  наиболее  фундаментальных  в 

истории  человечества,  в  истории  человеческой  психики  и  мышления.  Так,  заведующий 

кафедрой международных отношений СПбГУ В.И.Фокин считает, что в основе человеческих 

отношений лежит именно обнаружение различий (противопоставление «Свой – чужой» и что 

изначальное антропологическое состояние – это чувство страха перед «чужим». Защищая идею 

изначальной  психологической  дихотомии  «свой  –  чужой»,  В.И.Фокин  подчеркивает,  что 

позиция изначального различения «свои – чужие» в самоопределении человека базируется на 

этнографических  исследованиях,  где  это  различение  фиксируется  как  основа  всех 

традиционных архаических культур. 

Представление  о  «своих»  и  «чужих»  в  архаическом  сознании  образуют  весьма 

стройную, упорядоченную, со своей внутренней архитектоникой, систему, которая, особенно в 

архаическом обществе, выполняет немаловажные функции. А.К.Байбурин, например, считает, 

что необходимость противостояния «чужому» работает в направлении мобилизации социума. 

Можно  исследовать  дихотомию  «свой  –  чужой»  и  внутри  одного  типа  общества. 

Политические  антропологи  сегодня  уделяют  большое  внимание  сравнительному  анализу 

«своего»  и  «чужого»  в  современных  обществах.  Оказалось,  что  в  европейских  либеральных 

обществах  ближайший  «другой»  из-за  своего  традиционного  поведения  и  верований 

представляется  гораздо  более  далеким  от  европейцев,  чем  тот  африканец,  которого 

исследовали  антропологи  на  его  родине.  Известный  французский  специалист  в  области 

политической  антропологии  М.Оже  считает,  что  ныне  в  Западной  Европе  резко  изменилось 

понимание  «другого»:  исчезает  способность  терпеть  различия,  растет  нетерпимость  к 

«другому». А ткая нетерпимость, по его мнению, порождает чуждость, которая выражается в 

национализме,  регионализме,  «этнических  чистках»,  свидетельствующих  о  кризисе 

идентичности и увлечении чужостью, различием. 

Дихотомия  «свой  –  чужой»  проявляется  не  только  в  сфере  политического  сознания  и 

поведения  людей,  но  и  в  религиозной  сфере,  где  она  также  выполняет  определенные 

функции/дисфункции  в  социуме.  В  качестве  средств  отличия  «своих»  от  «чужих»  уже 

древнейшие  люди…  стали  использовать  различные  социокультурные  институты,  которые  в 

обществе выполняли двоякую, а именно интегративно-дезинтегративную функцию. Сплачивая 

членов коллектива в одно целое, способствуя появлению у них социокультурной, этнической 

общности,  эти  институты  в  то  же  время  противопоставляли  данный  коллектив,  данную 

общность  и  ее  членов  иным  коллективам,  иным  общностям.,  общинам,  родам,  этносам, 

государствам,  расам.  В  ряду  таких  социокультурных  институтов  находилась  и  религия. 

Интегрируя членов одной общности в единое целое, религиозные верования и ритуалы в то же 

время противопоставляли их представителям других общностей. Тем самым религия вносила 

новые  акценты  в  оппозицию  «мы  –  они»,  «свои  –  чужие»,  в  результате  чего  возникло 

противостояние религий «своих» и религий «чужих». 

Об  интегративной  функции  религии  сегодня  говорят  и  религиозные  лидеры,  и 

общественные деятели, и государственные чиновники, и журналисты. При этом все они как бы 

забывают  о  дезинтегративной  функции  религии,  о  ее  возможных  дисфункциональных 

последствиях. Забывают о том, что религия часто играла немаловажную роль в возникновении 

 

59 

конфликтов  в  обществе,  забывают  о  многочисленных  религиозных  конфликтах  и  войнах, 

которых  было  так  много  в  прошлом.  Не  было  в  истории  общества  ни  одной  эпохи,  и 

современная не есть исключение, без религиозной розни, нетерпимости, религиозных гонений 

и конфликтов. Не было в истории и ни одной религии, которая обошлась бы без демонстрации 

своего превосходства и преследований инаковерующих. 

Список примеров такого рода можно увеличивать до бесконечности, доводя его вплоть 

до самых последних десятилетий. Вспомним преследования хананеян израильтянами; первых 

христиан – сперва израильтянами, а затем – древними римлянами; «ведьм», еретиков и иудеев 
– 

Христинами;  протестантов  –  католиками,  а  католиков  –  протестантами;  мусульман  – 

христианами,  а  христиан  –  мусульманами;  анабаптистов        -  лютеранами;  суфиев  – 

правоверными  мусульманами;  квакеров  –  пуританами  в  Англии;  буддистов  –  синтоистами  в 

Японии; староверов и сектантов _ Православной церковью в дореволюционной России и т.д. 

Из  современной  истории  можно  вспомнить  гонения  на  бахаистов  со  стороны  официального 

истэблишмента  в  современном  Иране,  или  недавние6  преследования  христиан  в  Судане. 

Исторический  материал  позволяет  нам  сделать  важный  для  раскрытия  темы  статьи  вывод: 

история  религии,  как  и  история  общества,  есть  история  выяснения  отношений          между 

«своими» и «чужими». Что касается редких случае религиозной терпимости и согласия, то они 

являются весьма редкими и эпизодичными. Такие случаи скорее исключение, а не правило в 

истории религии. 

Это  правило  справедливо  в  отношении  практически  всех  религий,  в  том  числе  и  в 

отношении  дальневосочных  религий  (тгдуизма,  буддизма,  конфуцианства  и  даосизма), 

представители  которых  всегда  хвалились  открытостью  ко  всем  остальным  религиям  в 

понимании  истины.  Даже  в  этих  азиатских  религиях  можно  найти  претензии  на 

исключительность. Как писал Э.Трельч, «все религии родились абсолютными, поскольку они 

следуют иррациональному побуждению и выражают действительность, которая требует веры, - 

при этом не только ради признания ее (т.е. действительности), существования, но скорее ради 

признания 33 ценности». Но особенно актуальна была и до сих пор сохраняется в той или иной 

степени матрица «Свой – чужой» в так называемых авраамических религиях – в иудаизме, в 

христианстве,  в  исламе.  Для  любой  из  этих  религий  все  остальные  являются  заведомо 

«чужими». Рассмотрим механизм функционирования этой матрицы в теории и практике этих и 

всех остальных религий. 

Первичной здесь в этом отношении является именно «теория». Авторы и исполнители 

политики  религиозных  преследований  обычно  опираются,  если  так  можно  сказать,  на 

когнитивное  основание:  ведь  кажлая  религия  претендует  на  то,  чтобы  быть  единственно 

верной  и  истинной  верой;  претендует  на  абсолютное  и  универсальное  значение  своего 

вероучения. Исходя из этого, каждая из этих религий требует, чтобы ее признали таковою и 

другими.  Добиваясь  этого,  она  использует  различные  средства  вплоть  до  насилия.  Таким 

образом,  претензии  религий  на  абсолютный  характер  своего  вероучения  предоставляют 

религиозную  санкцию  для  практики  нетерпимости  и  дискриминации.  Религиозная 

нетерпимость  и  рознь  связаны  с  неспособностью  одного  религиозного  сообщества  понять  и 

признать право другого на истину, на обладание ею. Такое непонимание приводит сначала к 

вражде,  а  затем  –  к  репрессиям,  гонениям  и,  наконец,  к  религиозным  войнам,  в  которых  в 

кровавой  битве  сталкиваются  «свои»  и  «чужие»,  как  это,  например,  произошло  во  времена 

печально знаменитых «крестовых походов»… 

Понимание народами необходимости иного отношения к «чужим» религиям, к «чужим» 

конфессиям, признание права на свободу совести пришло весьма и весьма поздно. Ситуация 

стала  меняться,  по  крайней  мере,  в  Западной  Европе  лишь  в  эпоху  Нового  времени,  когда 

благодаря  усилиям  Дж.  Локка,  Д.  Юма,  И.  Канта  и  других  мыслителей  были  разработаны 

принципы идеологического плюрализма, было признано, что есть вопросы, в решении которых 

никто не может, в силу ограниченности способностей человеческого разума, претендовать на 

роль судьи, владеющего абсолютной истиной. К числу такого рода вопросов были отнесены и 

вопросы  вероисповедания,  религиозных  и  иных  убеждений,  мировоззрения  в  целом.  С 

 

60 

воцарившейся  в  странах  Западной  Европы  атмосферой  либеральных  ценностей  вынуждена 

была  считаться  и  церковь.  Среди  теологов  все  более  и  более  популярным  становилось 

признание,  что  человек  –  не  Бог;  поэтому  ни  человеку,  ни  земной  церкви  недоступна 

абсолютная  истина,  а  потому  в  обществе  должно  признаваться  много  истин,  в  том  числе  и 

религиозных.  Так  зарождались  основы  плюралистического  общества,  религиозной 

толерантности. В религиозной сфере эти процессы легли в основу экуменического движения. 

Но такое признание давалось церкви не легко и не сразу. Еще в 1832 г. папа Григорий 

XVI 

в  своей  энциклике  «Mirari  vos»  обличал  свободу  совести  как  «вздор».  Лишь  в  1965  г. 

Второй Ватиканский собор принял «Декларацию о религиозной свободе 

 

(А.Ю.Григоренко. Проблема толерантности сквозь призму  культурной антропологии и 

социологии // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерение. М.. 2006. 

С.60-68) 

 

Ответьте на вопросы: 

1. Что лежит в основе нетерпимости? 

2. В чем причины религиозных войн в прошлом? 

3.  Когда  человечество  осознало  необходимость  придерживаться  в  обществе  принципа 

толерантности? 

4. Что такое плюралистическое общество? 

 

 

АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ «РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» 

 

Порядок проведения аттестации 

 

Эффективность и результативность изучения курса «Религиозная толерантнтность», как 

и  всех  других  дисциплин,  входящих  в  состав  модуля,  оценивается  суммой  зачетных  баллов, 

исходя  из  100  максимальных  баллов.  Студент  (магистрант)  считается  сдавшим  экзамен 

(получившим  зачет)  в  виде  и  получившим  допуск  к  итоговой  аттестации  в  виде  защиты 

теоретического  проекта)  в  том  случае,  если  он  набрал  не  менее  60  баллов.  Промежуточная 

аттестация  состоит  из  двух  составляющих).  Первая  –  это  текущая  аттестация,  т.е.  оценка 

преподавателем итогов учебной деятельности студента (магистранта) в течение всего семестра. 

Такая  оценка  не  превышает  70  баллов.  Формой  текущей  аттестации  является:  текущее 

тестирование,  обсуждение  выступлений  и  докладов  на  семинаре,  домашние  задания  и  т.д. 

Сумма баллов, полученных студентом в результате обучения в семестре складывается из тех 

оценок (долей баллов), которые он получает за посещаемость, успешность выполнения заданий 

по самостоятельной работе, качество подготовленных докладов на пратических занятиях и т.д. 

Критериями  для  оценки  работы  студента  является:  оценка  качества  организации  работы, 

демонстрация  степени  владения  источниками  (чтение  литературы),  способность  отбирать 

нужные  учебные  материалы  и  средства  обучения,  логичность  и  достаточно  высокая  ясность 

аргументации во время выступлений и т.д. 

Вторая  составляющая-  это  промежуточная  аттестация,  т.е.  оценка  знаний    и  умений 

студентов  (магистрантов)  на  экзамене,  который  проходит  по  окончании  изучения  курса. 

Экзамен  оценивается  преподавателем  по  30  балльной  шкале.  Экзамен  целесообразно 

проводить  в  два  этапа  в  виде  1)  комплексного  тестирования  по  основным  положениям  и 

понятийному аппарату изучаемого курса и 2) решения учебных задач. Тестовые задания могут 

быть открытыми или закрытыми. Успешно прошедшие испытание студенты должны получить 

не  менее  25  баллов,  о  максимально  возможное  число  баллов  равняется  30.  Промежуточная 

аттестация  должна  продемонстрировать  знания  основных  понятий  изучаемого  курса,  что  и 

происходит во время комплексного тестирования, за успешное прохождение которого студент 

 

61 

может получить максимально количество баллов – 15. Во время второго испытания  (решения 

несложных,  но  творческих  задач)  проявляется  умение  студентами  решать  в  определенный 

интервал времени  несложных задач в объеме изучаемой дисциплины, что требует творческих 

способностей, навыков и компетенций. Вторая стадия промежуточной аттестации может быть 

оценена суммой в 15 баллов. Всего же за два испытания студент должен получить не менее 25 

баллов. Общая оценка промежуточной аттестации равняется в максимальном выражении 100 

баллам. Допущенным к итоговой аттестации по всему модулю допускается студент, набравший 

не менее 85 баллов. О порядке проведения итоговой аттестации в форме подготовки и защиты 

творческой работы речь будет идти отдельно. 
 

БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ 

«РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ». 

 

Оценка преподавателем результатов текущей успеваемости студента (магистранта). 

 

1. Посещаемость занятий                                      15 баллов 
                                                                                  

1 балл за каждое  занятие   

2. Работа со словарем, источниками                    20 баллов 

3. Самостоятельная работа                                    15 баллов 

4. Работа во время практических                          20 баллов 
    

занятий (доклад)  

 

ВСЕГО                                                                      70 баллов 
 
                  

2. Окончательное тестирование и решение задач 

а) тестирование                                                         15 баллов 

б) решение задач                                                       15 баллов 
 

ВСЕГО: 30 баллов 

ИТОГО:                                                                         100 баллов 
 

 

ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ 

«РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ». 

 

1. ТЕКУЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. 

Целью текущего тестирования является выяснение успеваемости и прилежности студента, его 

способностей и познавательных возможностей. Оно может включать следующие вопросы: 

1. Что лежит в основе нетерпимости? 

2. В чем причины религиозных войн в прошлом? 

3.  Когда  человечество  осознало  необходимость  придерживаться  в  обществе  принципа 

толерантности? 

4. Что такое плюралистическое общество? 

5. Почему религиозная терпимость является одним из важнейших условий выживания 

современного человечества? 

6.  Почему  столь  актуальным  для  современной  школы  является  воспитание 

веротерпимости у молодежи? 

 
 
 
 
 

 

62 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

 

Задание  1.  Изучение  и  конспектированике  научной  литературы  по  изучаемой  проблеме  и 

составление глоссария и конспектов. 

Задание 2. Подготовка докладов: 
1. 

Понятие религиозной нетерпимости и конфессиональные конфликты. 

2. 

Виды  религиозных  конфликтов  (автономистские  или  сепаратистские,  национально-

ирредентистские, религиозно-общинные, межконфессиональные, милленаристские). 

3. 

Религиозные и межрелигиозные конфликты и войны: история и современность. 

4. 

Религия и нация. 

5. 

Этноконфессиональные общности и отношения 

6. 

Специфика этноконфессиональных конфликтов. 

7. 

Этноконфессиональные конфликты в прошлом и настоящем. 

8. 

Конфессиональный портрет современной России. 

9. 

Российское законодательство о свободе совести. 

10. 

Проблема религиозной толерантности в общественном мнении россиян. 

Задание 3. Подготовка и проведение урока или лекции, посвященных проблеме религиозной 

толерантности.  Оценка  будет  учитывать:  теоретическую  и  практическую  актуальность 

избранной темы, содержание и продуманность плана, умение доступно излагать материал. 

Задание  4.  Составление  вопросов  и  задачи  для  мониторинга  состояния  и  динамики 

религиозной  толерантности  в  определенной  социальной  сфере  (в  городе,  районе,  стране, 

среди молодежи, учащихся и т.д.) 
 

ВОПРОСЫ ЗАВЕРШАЮЩЕГО (КОМПЛЕКСНОГО) ТЕСТИРОВАНИЯ 

ПРИМЕРЫ. 

 

1. 

Важнейшими признаками религиозной толерантности являются … 

2. 

Факторы, препятствующие формированию религиозной толерантности в современном 

российском обществе…  

3. 

Каковы  позиции  традиционных  конфессий  России  в  решении  вопросов  свободы 

совести и веротерпимости….  

4. 

Религиозная нетерпимость – это… 

5. 

Причины роста религиозной нетерпимости в современной России кроются в…. 

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 

 

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ 
1. 

Существовала ли веротерпимость в царской России? 

2. 

Соблюдались ли права верующих в годы советской власти?  

3. 

В чем сложность диалога между религиями по вероучительным вопросам? 

4. 

Какие,  на  ваш  взгляд,  основные  средства  и  способы  формирования  религиозной 

толерантности в нашей стране?  

5. 

Нарисуйте конфессиональный портрет современной России. 

6. 

Назовите  основные  препятствия  на  пути  формирования  атмосферы  религиозной 

толерантности в современной России? 

7. 

Какими 

средствами 

можно 

осуществлять 

профилактику 

религиозной 

интолерантности? 

8. 

Какими  качественными  и  количественными  показателями  можно  охарактеризовать 

религиозную ситуацию в стране, регионе и т.д.? 

9. 

Почему  религиозная  толерантность  есть  важнейшая  предпосылка  и  условие 

построения гражданского общества в современной России? 

 

 

63 

Курс III. «ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ 

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

 

 

Составители:   профессор, д.с.н. Г.И. Грибанова;  

доцент, к.ю.н., к.и.н.,  зав.кафедрой  международного права        кафедры истории А.А. Дорская 
 

 

Цель дисциплины: раскрыть сущность политической толерантности в современном обществе 

и  обучить  магистрантов  технологиям  формирования  навыков  толерантного  поведения  в 

политическом  пространстве;  сформировать  у  магистра  гуманитарных  технологий 

теоретических  и  практических  представлений  и  навыков  о  правовой  составляющей  в 

формировании установок толерантного сознания и поведения в обществе 
 

Задачи дисциплины: 

1. 

Проследить развитие идеи толерантности в истории политической мысли, изучить как 

изменения, так и преемственность в защите этой идеи; 

2. 

Обосновать  необходимость  политической  толерантности  для  эффективного 

функционирования социальных институтов и процессов в обществе 21 века; 

3. 

Установить  взаимосвязь  между  абстрактными  гражданскими  правами  и  свободами  и 

реальными политическими ситуациями; 

4. 

Ознакомить  магистрантов  с  проблемой  экстремизма  в  современном  российском 

обществе  и  обосновать  опасность  проявлений  экстремизма  для  свободного  развития 

российского общества и целостности российского государства; 

5. 

Научить методам диагностики и формирования политической толерантности 

6. 

Рассмотрение  права  как  одного  из  инструментов  формирования  толерантности  в 

обществе; 

7. 

Анализ  международно-правовых  стандартов,  способствующих  формированию  в 

обществе толерантного сознания; 

8. 

Формирование  представлений  о  системе  и  структуре  международных  организаций, 

целью которых является защита и контроль за соблюдением прав человека;  

9. 

Изучение влияния международно-правовых стандартов и международных организаций 

на  формирование  установок  толерантного  сознания  в  обществе;  взаимодействие 

национальных  правовых  систем  в  сфере  регулирования  межэтнического, 

межконфессионального и межкультурного взаимодействия; 

10. 

Формирование  представлений  о  месте  права  в  системе  технологий  формирования 

политический и иных форм толерантности; 

 

Ожидаемые результаты: 

1. 

В результате освоения данной дисциплины магистранты должны: 

2. 

Уяснить для себя смысл и необходимость политической толерантности, базовые формы 

ее проявления в жизни современного общества, 

3. 

Уметь оценивать с соответствующих позиций конкретные политические ситуации 

4. 

Способствовать развитию политической толерантности в сознании и поведении других. 

5. 

Знать  о  роли  и  значении  права  в  системе  технологий  формирования  политический  и 

иных форм толерантности. 

 

 
 
 

 

 

 

64 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..