Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 3

 

 

 

1. 

В каких эпизодах каждого из свидетельств  воспроизводится картина предконфликтной 

ситуации? 

2. 

В каких эпизодах свидетельств  воспроизводится картина эскалации конфликта? 

3. 

В каких эпизодах свидетельств  воспроизводится картина кульминации конфликта? 

4. 

В каких эпизодах свидетельств  воспроизводится картина разрешения конфликта? 

5. 

В каких эпизодах свидетельств  воспроизводится картина постконфликтной ситуации? 

6. 

Какие  условия  сдерживания агрессии отсутствовали в каждой реальной ситуации? 

7. 

Какие субъективные факторы в каждом случае усиливали агрессию? 

 

Условные сюжетные линии 

• 

Начало оккупации 

• 

Принудительные работы 

• 

Мародерство 

• 

Акции  по уничтожению гетто 

• 

Освобождение 

• 

Жизнь после войны 

 
 

 

33 

Рис.1. Динамическая структура конфликта 

 
         

       

постконфликтная ситуация       

 
 
       

инцидент    

                                    
 

       

кульминация    

 
       

эскалация     

 
 
       

латентная стадия                 

                                                  
                                                                    

Итоговый вопрос: Какие закономерности динамического развития  конфликта, 

демонстрируют  полученные вами модели?  

 

Задание 9 «Третьи лица: проблема морального выбора» 

     

Соотнесите  все персонажи рассказа  с элементами схемы, отражающей 

социологическую структуру конфликта (Рис.2), и постройте модели, позволяющие 

наглядно продемонстрировать вывод о значении моральной позиции и личного выбора 

«третьих лиц». 

 

Субъекты конфликта (условные обозначения): 

  X - 

жертвы. 

  Y - 

палачи 

  Z - 

свидетели, среди которых: Z` -  безучастные наблюдатели 

                                                                Z`` -  

пособники 

                                                                Z``` - 

спасатели 

 

           

 

Рис.2.   Социологическая структура конфликта 

 

 

              Z```       Z```                            Z`                        Z``    

 

 

                          

X

                                                                                    

право  на    жизнь                                                               

Y    

                                                                                              

 
 

                 Z```         

Z```                                    Z``        Z`                              

 

34 

 

       

Вопросы  к видеодокументу: 

 

1) В каких условиях разворачивался инцидент: 
     

а) в предвоенных условиях при советской власти; 

     

б) в условиях немецкого наступления; 

     

в) в  условиях немецкого оккупационного режима 

     

г) в условиях наступления советской армии 

2) О каких  людях, ставших жертвами (X), рассказывает каждый из очевидцев? 

3) Кто выполнял роль палачей (Y)? 

1) 

Можете ли вы определить типы поведения представителей третей стороны (Z), о 

которых идет речь в каждом из воспоминаний:  
  

а) безучастных свидетелей (Z` ), 

  

б) пособников (Z``), 

  

в) спасателей (Z```).  

2) 

Как влияли окружающие условия на поведение людей? 

 

Итоговый вопрос : При каких  конкретных значениях  может быть выполнимо условие     

X+Z>Y+Z? 

Задание 10 

Работа с документом: 

(К теме гуманитарная катастрофа, или моральные дилеммы Холокоста») 

 

Протокол допроса свидетеля (ГАРФ, ф.7021, оп.69, д.343, л.1-5) 

Цель работы: закрепить навыки отбора исторических документов в дидактических целях 

Задание: сформулировать 20 вопросов к документу для подготовки работы с ним в школьной 

аудитории 

«1943год  октября  11  дня.  Помощник  военного  прокурора  воинской  части  №16651  капитан 

юстиции  Алексеев  допросил  в  качестве  свидетеля  нижеподписавшуюся  ,  которая,  будучи 

предупреждена  об ответственности  за дачу ложных показаний по ст.95 УК показала: 

Лярская Мария Савельевна, род.1910, уроженка п.Лиозно  Витебской обл., проживающая там 

же  по  Дачной  (Колхозной),ул.,  д.30,б/п.  Не  судилась.  По  существу  дела  показала:  Во  время 

оккупации  немцами  Лиозно  я  осталась  в  местечке,  где  живу  до  настоящего  времени,  Наше 

местечко немцы оккупировали летом 1941 г. Сразу же была организована полиция. Первыми 

вступили  в  полицию  Ковальский  Лев,  Турков  Константин,  Савицкий  Даниил,  Селезнев 

(однорукий), караваев Михаил, Дручкин и др. В феврале месяце 1942года начались зверства. 

Собрали всех евреев, отвели их в Адаминский сад и там порасстреливали: стариков, женщин и 

детей. Расстрелянных сбросили в ров и зарыли. Полиция выгоняла наше население зарывать 

трупы, Зарывали целый месяц, т.к. земля была мерзлая. Ходил зарывать и мой муж (сейчас он 

призван в армию).Он рассказывал, что трупов было очень много, среди них старики, женщины, 

дети.  Жители  района,  прилегающего  ко  рву,  рассказывали,  что  они  не  могли  брать  воду  из 

речки,  т.к.  по  рву  сочилась  кровь.  Расстреливали  полицейские  Турков,  караваев,  Савицкий, 

Хрулев.  Особенно  кровожадным  был  Турков.  Он  сам  рассказывал,  что  растреляно  было 

человек 500..У нас в местечке было много евреев. Турков жил недалеко от меня, в доме №28, и 

я его ежедневно видела. Пьяный, а пьян он был ежедневно, рассказывал, что детей бросали в 

яму  живыми.  Одна  женщина  –  учительница  Толочанкина  осталась жива.  Турков  пошел  и  на 

следующий день ее убил. Он сам об этом рассказывал. Здесь в местечке осталась жена Туркова 
– 

Окунева Евдокия. Расстреливая евреев, полицейские их грабили, и имущество забирали себе, 

Я видела, как Турков после расстрелов приносил домой к Окуневой вещи. Моя соседка Гукова 

рассказывала мне, что она видела, как Окунева несла на  речку мыть пальто, снятое Турковым 

с убитой им женщины…» 
 

 

Раздел III. Практическая этноконфликтология в профессиональной педагогической 

деятельности  

 

35 

Задание 1. Рекомендации к  исследовательскому проекту 

«Экстремизм в городской молодежной среде: этноконфликтологический мониторинг» 

    

Цель  задания: освоение методов и приемов  этноконфликтологического мониторинга. 

Методы: анализ документов; включенное наблюдение; опрос.  

 

Вариант 1.Экспертиза материалов на  наличие признаков, попадающих под определение 

«Экстремизм» 

     

Экстремизм  (от  лат.  extremus  –  крайний)  противоправное  вытеснение  оппонентов  из 

социальной  среды.      Система  мер  профилактики  террористи-ческих  и  иных  экстремистских 

проявлений  в  общегосударственном  масштабе  предполагает  выполнение  нескольких 

обязательных  требований:  во-первых,  превентивного  характера  предпринимаемых  мер;  во-

вторых,  комплексности,  которая  заключается  в  использовании  всех  возможных  рычагов 

оказания  положительного  влияния  на  обстановку;  в-третьих,  единого  управление  на 

федеральном  уровне,  подчиненного  общим  задачам  борьбы  с  устранением  противоправного 

экстремизма.  Важнейшим  условием    этой  системности  является    непрерывный, 

многоаспектный  мониторинг  социально-политической  обстановки  и  прогнозирование  ее 

развития.  Студентам  предлагается    тренинговое  упражнение  для  усвоения  методов  анализа 

печатной  и  электронной  продукции  на предмет  наличия  потенциальной  угрозы  экстремизма. 

Задание:  выявить  круг  источников  и  проанализировать    найденные  документы  на  предмет 

потенциальной  опасности  экстремизма,  пытаясь  выявить  ее  существенные  признаки:  а) 

стремление к насильственному очищению поля деятельности от оппонентов;  б) готовность к 

осуществлению этого мероприятия  противоправным путем.   

 

Вариант 2. Описание и анализ ситуаций проявления экстремизма на этнической почве 
 

Задание предполагает аналитический обзор периодической печати и  Интернета   

Вариант 3. Анализ символики  и выявление мотивации экстремистских настроений в 

среде экстремистских молодежных организаций 
 

Задание предполагает анализ опубликованных материалов и опрос участников неформальных 

объединений  и  группировок  с  целью  выяснения  их  объективной  и  субъективной  мотивации 

участия в группировках и их аргументации.  

 

Задание 2. Методический проект 

Вариант 1. Экспликация внеклассного мероприятия 

Примеры: «Дети в огне Холокоста» (вечер памяти жертв геноцида), «Холокост у стен 

Ленинграда» (экскурсия в г.Пушкин), фотовыставка, посвященная диаспорам Петербурга. 

Экспликация включает в себя: 

• 

Общественная актуальность проблемы 

• 

Цели и задачи мероприятия 

• 

План 

• 

Обзор материалов со ссылками на источники 

• 

Обоснование средств и приемов изложения и работы с аудиторией 

 

Вариант 2. Модель урока истории или обществознания, посвященного 

этноконфликтологической проблематике  
 

Примеры: «Немецкий оккупационный режим на территории СССР» (урок по истории 

Отечества для 11класса), «Этнонациональные конфликты современности» (урок 

обществознания для 11 класса). 
 

Вариант 3. Программа элективного курса, посвященного профилактике ксенофобии и 

экстремизма 
       

Пример : «Диаспоры Петербурга: история и культура» 

 

 

36 

АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ  

 

Порядок проведения аттестации 

 

Успешность  изучения  курса  «Этническая  конфликтология:  интолерантность  и 

конструктивность» , как и  каждой из дисциплин учебного плана, оценивается в системе зачетных 

единиц суммой 

баллов, исходя из 100 максимально возможных, и включает две составляющие. 

Первая составляющая − оценка преподавателем итогов учебной деятельности студента 

по изучению дисциплины, составляющая в сумме  70 баллов.  

План  самостоятельной  работы  студента  на  семестр  включает  несколько  заданий, 

успешность  выполнения    каждого  из  которых  оценивается  разным  количеством  баллов. 

Предполагается  текущая  проверка  преподавателем  знания  соответствующих  теоретических 

разделов  дисциплины  и  применения  их  на  практике.  Формы  текущего  контроля  знаний 

студентов:  текущее  тестирование,  обсуждение  докладов,  проверка  письменных  отчетов, 

коллоквиумы, обсуждение и апробация проектов и др. 

Система  70-балльной  оценки  объясняется  студентам  заранее:  когда,  какой  суммой 

баллов  будет  оцениваться  тот  или  иной  вид  их  труда,  какие  критерии  оценки  использует 

преподаватель,  когда,  как  и  по  каким  темам  будут  проводиться  тестирование  и  контроль  за 

выполнением  самостоятельной  работы.  Благодаря  регулярности  контроля  обеспечивается 

обратная связь, позволяющая преподавателю понять, каким темам или задачам следует уделить 

больше  внимания  и  соответственно  откорректировать  учебный  процесс.  Студенты  же  таким 

образом  имеют  возможность  самостоятельно    оценивать  свои  успехи  в  течение  обучения  и 

возможность    предполагать  результаты  аттестации,  что  создает  дополнительные  стимулы  к 

учебному труду и  практически исключает субъективность итоговой оценки. 

Вторая  составляющая  оценки  по  учебному  курсу  −  аттестация    знаний  с  помощью 

комплексного  тестирования  по  30-балльной  шкале.  Комплексное  тестирование  проводится  в 

письменной  форме  и  состоит  из  трех  частей:  общие  понятия  −  20%;  основная  часть  −  50%; 

решение проблемы − 30%. 

Общие  понятия  −  часть  комплексного  теста,  которая  включает  вопросы,  нацеленные  на 

выявление  знания  основных,  базовых  понятий  учебной  дисциплины.  За  правильный  ответ 

начисляется  1  балл.  За  неправильный  ответ  снимается  1  балл  (таким  образом  уменьшается 

вероятность «угадывания» ответов). Отсутствие ответа оценивается в 0 баллов.  

 

Балльно-рейтинговая система оценки знаний  

 

I

. Оценка преподавателем итогов учебной деятельности 

 

1.Посещение занятий 
 

15 баллов 

(1 балл за каждое занятие) 

2. Работа с документами 

10 баллов 
 

 

37 

3.Выполнение  

плана самостоятельной работы: 
   

а) подготовка доклада 

   

б) выступление с докладом 

   

в) разработка проекта 1 

   

г) апробация проекта 1 

   

д) отчет о проекте 1 

   

д) разработка Case Study 1 

   

ж) экспериментальная работа 

 

 
 

5 баллов 

5 баллов 

10 баллов 

10 баллов 

10 баллов 

5 баллов 

5 балов 

4.Коллоквиум 
 

10 баллов 

Итого: 
 

70 баллов 

II

. Комплексное тестирование 

а) общие понятия 

б) решение простых задач 

в) решение проблемных задач 
 

10 баллов 

10 баллов 

10 баллов 

Итого: 

30 баллов 

Всего: 
 

100 баллов 

  

Основная  часть  теста  требует  от  студента  умений  и  навыков  решения  за  ограниченное 

время большого количества относительно простых задач в объеме всего курса. Чтобы ответить 

на  вопросы  этой  части  необходимо  прибегнуть  к  аналитическим  операциям.  Каждый 

правильный  ответ  на  вопрос  в  этой  части  оценивается  в    2  балла.  За  неправильный  ответ 

снимается 1 балл. Отсутствие ответа оценивается в 0 баллов. 

       

Решение  проблемы  −  часть  комплексного  теста,  при  выполнении  которой  студент, 

основываясь  на  приобретенных  по  данному  предмету  знаниях,  самостоятельно  решает 

конкретную  проблемную  задачу  или  защищает  один  из  заранее  подготовленных  проектов. 

Полный  развернутый  ответ  на  этот  вопрос    оценивается  10  баллами.  Отсутствие  ответа 

оценивается в 0 баллов. 
      

Тестирование может включать вопросы открытого и закрытого типов. 

 
 

 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

38 

Курс II. «РЕЛИГИОЗНАЯ  ТОЛЕРАНТНОСТЬ» 

 

 

Составитель: доктор филос. наук, профессор, зав. кафедрой религиоведения 

А. Ю. Григоренко 

 

Цель:  Расширение  представлений    о  конфессиональной  картине  мира  и  региона, 

содействие  формированию  религиозной  толерантности,  освоению  теоретических  знаний  в 

области  толерантности,  овладению  интеллектуальными  навыками    по  анализу  и  оценке 

состояния  религиозной  толерантности  в  объекте  исследования,  а  также  практическими 

навыками  формирования  веротерпимости  в  различных  социальных  группах,  ученических  и 

студенческих коллективах и других сегментах социального поля. 
 

Предполагаемые результаты освоения курса: 

владение современными научными знаниями в области религиозной толерантности; 

развитие компетенции, связанной с формированием религиозной толерантности у 

различных групп населения; 

приобретение навыков формирования  толерантности  в коллективе; 

обретение практических навыков диагностирования и оценки религиозной ситуации в 

регионе  

способность к поиску и выбору наиболее эффективных средств формирования 

веротерпимости в различных сегментах общества.  

 
 

Место и назначение курса в  образовательной программе  

 
       

Курс  «Религиозная  толерантность»  направлен  на  решение  общих  задач  вариативного 

модуля    «Формирование  этнической,  конфессиональной  и  политической  толерантности»  и 

является одной из  пяти,  составляющих  его,  взаимосвязанных частей: 

1. 

Этническая конфликтология и проблемы толерантности 

2. 

Конфессиональная картина мира и межконфессиональная толерантность 

3. 

Политико-правовые  технологии  предотвращения  и  урегулирования  конфликтов    и 

формирования толерантности 

4. 

Психолого-педагогические  технологии  урегулирования  конфликтов  и  формирования 

толерантности 

5. 

Научно-практические основы воспитания толерантности у школьников 

Курс обеспечивает  освоение обучающимся профессиональных компетенций  в выборе 

стратегии  формирования  религиозной  толерантности    на  основе  использования  знаний  об  

особенностях проблем межконфессионального  взаимодействия. 
 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала   
 

отражены в структуре курса, который состоит из: 

           

1) теоретической части,   представляющей: 

а)  возможность  ознакомления  с  современным  научным  знанием    конфессиональной  картины 

мира, истории межрелигиозных отношений,  

б) специфику религиозных конфликтов как разновидности социальных; 

в) специфику управления современной конфессиональной ситуацией; 

г)решения  современных  социальных  и  педагогических  задач,  связанных  с  формированием 

религиозной терпимости в условиях глобализации; 
           

2) практической части, направленной на приобретение практических навыков 

диагностирования и оценки религиозной ситуации в регионе, способности к выбору   наиболее 

эффективных средств формирования веротерпимости в различных сегментах общества и 

приобретение  навыков формирования  толерантности  в коллективе. 
   

 

39 

Формы занятий: Лекции, семинары, практикумы, самостоятельная учебно-исследовательская 

работа. Возможно дистанционное обучение. 
 

Основное содержание курса 

 

Тема 1. Религия и общество 

Религиозный фактор в истории цивилизации и культуры. Современная конфессиональная 

картина мира. Религиозные процессы в условиях глобализации.   
 

Тема 2. «Религиозная толерантность и современный мир». 

Религия как социальный и духовный феномен. Социальные функции религии. Специфика 

религиозной толерантности. Современные религии и конфессии о веротерпимости. Свобода 

совести и религиозная толерантность в современном мире. Роль государства и права в 

формировании религиозной толерантности. 
 

Тема 3. «Веротерпимость – основа межрелигиозного согласия». 

Межконфессиональный  диалог  –  основа  религиозной  толерантности.  Христианство  и  ислам: 

доктринальное и культурное взаимодействие. Христианство и иудаизм: перспективы общения. 
 

Тема 4. Религиозная толерантность в современной России 

Конфессиональный портрет современной России. Религиозная ситуация в стране. Российское 

законодательство  о  свободе  совести.  Проблема  формирования  толерантных  отношений  и 

межконфессиональное сотрудничество. Православие ислам в современной России. 
 

Тема 5. Религиозная нетерпимость и конфессиональные отношения. 

Понятие  религиозной  нетерпимости  и  конфессиональных  конфликтов.  Общественно-

экономические факторы религиозной нетолерантности и конфессиональных конфликтов. Виды 

религиозных конфликтов (автономистские или сепаратистские; национально-ирредентистские; 

религиозно-общинные; межконфессиональные; милленаристские). Религиозный экстремизм и 

борьба с ним. 
 

Тема 6. Этноконфессиональные отношения и конфликты. 

Религия  и  нация.  Особенности  национального  самосознания  и  его  роль  в  становлении 

религиозной  толерантности.  Этноконфессиональные  общности:  сущность  и  специфика. 

Этноконфессиональные  отношения:  сущность  и  специфика.  Этноконфессиональные 

конфликты: особенности и особенности их урегулирования. 
 

Тема 7. Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии 

Религиозная  ситуация  в  регионе  и  ее  социологический  анализ.  Характер  и  уровень 

религиозности  населения в регионе. Общественное мнение о религии и его роль в развитии 

религиозной  ситуации.  Государственно-конфессиональные  отношения  и  их  измерение 

социологическими методами.  
 
 

Ключевые понятия: 

Религия,  церковь,  конфессия,  экклессия,  секта,  культ,  мировые  религии,  национальные 

религии,  новые  религиозные  движения,    депривация,  милленаризм,  эсхатология,  политеизм, 

монотеизм,  генотеизм,    иудаизм,    христианство,  исихазм,  религиозный  мистицизм,    ислам, 

суннизм,  шиизм,  суфизм,  буддизм,  бахаизм,  протестантизм,  лютеранство,  кальвинизм, 

англиканство,  неопротестантизм,  религиозный  синкретизм,    двоеверие,  ереси,  инквизиция, 

веротерпимость,  свобода  совести,  религиозный  опыт,  межконфессиональные  отношения, 

межконфессиональный диалог, межконфессиональное взаимодействие, религиозный фанатизм, 

религиозный экстремизм, толерантность. 

 

40 

Рекомендуемая  литература 

Основная литература 

 
1. 

Бек Ульрих. Общество риска. На пути к другому модерну. М. 2000. 

2. 

Великие религии мира / Под ред. Г.С. Померанц, З.А. Миркина. М., 2006 

3. 

Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма. // Доклад 

верховного комиссара ООН по правам человека 7 февраля 2002 г.М.,2002 

4. 

Григоренко А.Ю. Воспитание религиозной толерантности в современной России // 

Свобода религии, нравственность и ответственность в российском обществе. М., 2006. 

С. 206-213. 

5. 

Григоренко А.Ю. Мировоззренческий плюрализм как основа межрелигиозного и 

межконфессионального диалога // Материалы научно-практической конференции 

«Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания. М., 2001. С. 103-
108. 

6. 

Григоренко А.Ю. Проблема толерантности сквозь призму культурной антропологии и 

социологии // Религиозная толерантность: историческое и политическое измерение. 

М.,2006. С. 60-68. 

7. 

Григоренко А.Ю. Религия, общество, государство в современной России //Религиозные 

организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. 

8. 

Григоренко А.Ю. Северная столица – город межконфессиональной культуры // Свобода 

совести – важное условие гражданского мира и межнационального согласия. Материалы 

юбилейной международной конференции Москва, 27-28 ноября 2002. М.,2003 

9. 

Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и 

проблема религиозной свободы и веротерпимости // Вступая в третье тысячелетие: 

религиозная свобода в плюралистическом обществе. М., 2000. С.106-118. 

10. 

Григоренко А.Ю.Религиозные процессы на северо-западе России: традиции и 

современность// Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии: 

традиции и современность. (сост. А.Ю.Григоренко, А.М.Прилуцкий). СПб.,2005. 

11. 

Дорская А.А. Государственное и церковное право Российской империи  СПб.,2004 

12. 

Дорская А.А. Свобода совести в России: судьба законопроектов начала XX века. РГПУ 

им.А.И.Герцена.СПб.,2001 

13. 

Идентичность и толерантность / Отв. Ред. Н.М.Лебедева М., 2002 

14. 

Народы и религии мира. Энциклопедия.. М. 1998. 

15. 

Права человека. Толерантность. Культура мира. // Документы. М. 2002. 

16. 

Религии Санкт-Петербурга. Историко-культурный атлас. (Под ред. В. В. Аржанухина). 

СПб.,2002 

17. 

Риэрдон Бэтти. Толерантность – дорога к миру. М. 2001. 

18. 

Стецкевич М.С. Свобода совести.Уч. пособие для студентов. СПб,2006 

19. 

Толерантность (Ред.Мчедлов). М. 2004. 

20. 

Толерантность в межкультурном диалоге. М. 2005. 

21. 

Уолцер Майкл. О терпимости. М. 2000. 

22. 

Формирование  установок  толерантного  сознания  и  профилактика  различных  видов 

экстремизма в российском обществе 2001 – 2005 годы. Федеральная целевая программа. 

М. 2002. 

23. 

Шилов Н.В. Этноконфессиональные процессы в Мордовии. Саранск. 1998. 

24. 

Этническая толерантность в поликультурных регионах России/ Отв. ред. Н.М.Лебедева, 

А.Н.Татарко М., 2002 

 

Дополнительная литература 

1. 

Архипелаг в океане. Православие в мусульманском мире. М. 2001. 

2. 

Бек Ульрих. Что такое глобализация? М. 2001. 

 

41 

3. 

Воронцова  Л.,  Филатов  С.  Татарстан  –  скол  евразийства:  евроислам  плюс 

европравославие. // Дружба народов. 1998 № 8 с. 130-139 

4. 

Гаспринский И. Россия и Восток. Казань. 1993. 

5. 

Дробышева  Л.М.  О  социальных  и  политических  проблемах  толерантности    // 

Публичная сфера и культура толерантности. М. 2002 с. 21 – 31. 

6. 

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М. 1990. 

7. 

Журавский  А.В.  Христианство  и  ислам:  социокультурные  проблемы  диалога.  М. 
1990. 

8. 

Иванова Л.О. Религия и права человека // Социологические исследования. 1998. № 6. 

с. 102-106. 

9. 

Иоаннесян Ю.  Вера бахаи. СПб., 2003 

10. 

Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. Исторический 

опыт, особенности и актуальные проблемы. М. 2000. 

11. 

Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. Исторический 

опыт, особенности и актуальные проблемы. М. 2000. 

12. 

Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий 

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006 

13. 

Материалы  по  исследованию  религиозной  ситуации  на  северо-западе  России  и  в 

странах Балтии. Выпю.3.(Сост. А.Ю.Григоренко, А.М.Прилуцкий).СПб.,2006 

14. 

Мировой опыт государственно-церковных отношений. М. 1999. 

15. 

Митрополит Кирилл. Интеграция и многообразие. // НГ – Религия. 2002. 20 ноября. 

16. 

Митрополит  Кирилл:  традиционализм  и  либерализм  //  Российская  цивилизация. 

Этнокультурные и духовные аспекты. 

17. 

Мокшина  Е.Н.  Межконфессиональная  ситуация  в  республике  Мордовии  (1990  – 

1999) Регионология. /99 № 4 /200. - №1. 

18. 

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2000. 

19. 

Свобода  совести  –  важное  условие  гражданского  мира  и  межнационального 

согласия.  Материалы  юбилейной  международной  конференции  Москва,  27-28 

ноября 2002. М.,2003 

20. 

Права человека. Сб. международных законов. М. 1999. 

21. 

Публичная сфера и культура толерантности. М. 2002. 

22. 

Рашковский Е. Церковь, государство, гражданское общество. // Мировая экономика 

и международные отношения.. 1994. № 4. с. 140-144. 

23. 

Религиозная  ситуация  на  северо-западе  России  и  в  странах  Балтии  (традиции  и 

современность) (сост. А.Ю.Григоренко, А.М.Прилуцкий).СПб.,2005. 

24. 

Религия  и  закон.  Правовые  основы  свободы  совести  и  деятельности  религиозных 

объединений в странах Балтии и СНГ. М. 2002. 

25. 

Россия и Восток: геополитика. // Цивилизационные отношения. М. 1996. 

26. 

Россия  и  Восток:  проблемы  взаимодействия.  Ч.  1-2.  м.  1993.  Вернадский  г.В. 

Монголы и Русь. М. 1997. 

27. 

Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт. Екатеринбург. 2000. ч. 
1-2. 

28. 

Тульский М. Роль церкви в странах Европы и Сев. Америки. // НГ – Религия. 2000. 

27 сент. 

29. 

Хантингтон Э. Столкновение цивилизаций. М. 1998. 

30. 

Этноконфессиональная  ситуация  в  Приволжском  федеральном  округе.  Сеть 

этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. – Бюллетень. 

№ 45. – Опт. 2002 г.  

 

Интернет ресурсы 
1. 

Институт толерантности 

http://www.tolerinst.ru/

 

2. 

Информационный портал о религии 

http://www.portal-credo.ru/

 

 

42 

3. 

Справочно-информационный портал о религии 

http://www.religare.ru/

 

4. 

Государство и религия. Информационно-аналитический портал. 

http://www.state-

religion.ru/

 

5. 

Религия в светском обществе. Информационно-аналитический центр «Сова». 

http://www.state-religion.ru/

 

6. 

Информационный портал «Интернет и толерантность» 

http://tolerance.fio.ru/

 

7. 

Информационный портал «Толерантность»

http://www.tolerance.ru/

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО КУРСУ 

«РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» 

 

Курс  «Религиозная  толерантность»  направлен  на  освоение  слушателями  современных 

технологий  формирования  веротерпимости  и  посвящен  изучению  феноменов  религиозной 

терпимости  и  нетерпимости.  В  структуре  курса  последовательно  и  логично  реализуется 

модульный  принцип  построения  образовательных  программ    и  модульных  технологий, 

которые обеспечивают гибкость учебного процесса и позволяют своевременно удовлетворять 

возникающие  в  обществе  потребности  в  тех  или  иных  специалистах,  усилить  адресность 

подготовки  специалистов  по  запросам  конкретных  регионов,  а  также  учитывать 

индивидуальные  и  групповые  способности,  интересы  и  запросы  студентов  и  магистрантов, 

повысить  их  самостоятельность  и  ответственность  за  выбор  индивидуального 

образовательного  маршрута  в  своем  профессиональном  образовании.  Курс  обеспечивает 

освоение  обучающимся  профессиональных  компетенций  в  выборе  стратегии  формирования 

религиозной  толерантности  на  основе  использования  современных  знаний  о  специфике 

межконфессиональных и этноконфессиональных отношений. Курс состоит из семи логически 

взаимосвязанных  друг  с  другом  учебных  тем,  последовательно  раскрывающий  необходимый 

объем знаний и учений в вышеуказанной сфере. Освоение слушателем курса в полном объеме 

возможно  только  на  основе  комбинированной  системы  обучения,  представляющей  собой 

органическое  соединение  традиционных  средств,  методов  и  принципов  обучения  с 

современными  информационными  технологиями  и  интерактивными  образовательными 

приемами  и  технологиями.  Курс  начинается  с  общетеоретического  введения,  знакомящего 

слушателя  с  феноменом  толерантности,  разновидностями  толерантности  (этническая, 

политическая,  религиозна)  с  тем,  чтобы  в  последующем  ознакомит  его  со  спецификой 

религиозной  толерантности,  технологиями  ее  формирования  у  различных  возрастных  групп. 

Последняя тема посвящена изучению религиозной ситуации в стране, в регионе и актуальности 

формирования 

атмосферы 

веротерпимости 

в 

нашем 

многонациональном 

и 

многоконфессиональном государстве.  

При  изучении  курса  используются  различные  МЕТОДЫ  обучения,  под  которыми 

понимаются  способы  совместной  деятельности  преподавателя  и  слушателей  (студентов, 

магистрантов)  с  целью  достижения  последними  образовательных  целей  и  представляющие 

собой систему алгоритмизированных действий. В процессе преподавания курса для успешного 

его освоения слушателями преподавателю рекомендуется использовать такие апробированные 

временем  и  не  утерявшие  в  современных  условиях  своей  практической  и  теоретической 

актуальности  методы,  как:    методы  преподаватель-студент  и  их  совместная  работа;  метод 

восхождения  от  мысли  слушателя  от  абстрактного  к  конкретному,  объяснительно-

иллюстративные, 

репродуктивные, 

проблемного 

изложения, 

частично-поисковые 

(эвристические),  исследовательские  методы.  Так,  традиционный  метод  восхождения  от 

абстрактного  к  конкретному  позволяет  слушателю  анализировать  с  помощью  преподавателя 

содержание  учебного  материала:  выявлять  его  проявление  в  частных  связях  и  отношениях, 

фиксировать  выделенное  исходное  общее  отношение  в  знаковой  форме,  то  есть  выстраивать 

его  содержательную  абстракцию.  В  результате  этого  слушатель  получает  систему  научных 

понятий, с помощью которой он овладевает общим алгоритмом решения задачи и поблеем того 

 

43 

или иного типа. В данном курсе в результате использования этого метода слушатели получают 

более глубокие и основательные знания о том, что такое религиозная толерантность, понимают 

технологии  формирования  религиозной  толерантности  в  обществе,  коллективе.  Особое 

внимание  в  современных  условиях  преподаватель  должен  уделять  эвристическим  методам 

обучения,  с  помощью  которых  слушатели  на  основе  новейших  средств  обучения  создают 

образовательную продукцию как в изучаемом курсе, так и в организации своего образования. 

Примером  таких  методов  могут  быть  следующие:  эмпатия,  смысловое,  образное  и 

символическое видение, эвристические вопросы, конструирование понятий, правил, концепций 

и  теорий,  прогнозирование  ошибок,  образная  картина,  инверсия,  целеполагание  со  стороны 

слушателей,  рефлексия.  Среди  перечисленных  методов  в  нынешних  условиях 

образовательного  процесса,  в  котором  акцент  ставится  на  умении  мыслить,  готовности  к 

анализу усваиваемой информации, к самообразованию большое значение в обучении начинает 

играть метод рефлексии. Рефлексия (от лат. слова reflexio  - обращение назад) – это процесс 

самопознания  субъектом  образовательного  процесса  своих  внутренних  актов  и  состояний. 

Рефлексия  в  обучении  –  это  мыследеятельный  или  чувственно-переживаемый  процесс 

осознания  субъектом  образования  свой  деятельности.  Рефлексия  имеет  дело  с  содержанием 

предметных  знаний  и  деятельности  субъекта  образования;  она  есть  не  что  иное,  как 

исследование этим субъектом уже осуществившейся интеллектуальной деятельности для более 

четкого  выявления  результатов  этой  деятельности,  повышения  ее  более  эффективного 

применения  в  дальнейшей,  в  том  числе  профессиональной,  деятельности.  Преподаватель, 

применяющий  этот  метод,  чаще  всего  в  конце  учебного  занятия,  должен  исходить  из 

следующего  понимания  методики  организации  рефлексии  слушателя  в  процессе  обучения, 

включающего целый ряд этапов: 

1. 

прекращение предметной деятельности; 

2. 

припоминание  последовательности  выполненных  до  этого  интеллектуальных 

действий; 

3. 

анализ составленной им этой последовательности; 

4. 

оформление результатов в виде гипотез, теорий, выводов; 

5. 

проверка их в процессе последующих действий. 

     

В  результате  такого  образовательного  процесса  слушатель  получает 

интеллектуальный  опыт,  который  рефлексивно  преобразуется  им  в  знания,  отличающиеся, 

однако,  от  априорных,  т.е.  доопытных,  первичных знаний,  которые он  получил  до  этого. Их 

можно  назвать  «знаниваемым»  продуктом  слушателя.  Главными  особенностями  этого 

«знаниваемого» продукта слушателя являются у усвоенные последним способы деятельности, 

осознание  смысла  изучаемого  феномена,  самоопределение  слушателя  по  отношению  к  нему, 

инормационно-знаниваемое  прищение  слушателя.  Результатом  применения  эвристических 

методов,  в  том  числе  метода  рефлексии  является  более  детальное  и  образное  знакомство 

слушателей  с  феноменом  религиозной  толерантности, понимание  важности  ее  присутствия  в 

современном  демократическом  обществе,  в  особенности  в  таких  многонациональных  и 

многоконфессиональных, каковым является российское общество.  

При  использовании  указанных  выше  методов  в  образовательном  Процессе 

преподаватель может опираться как на традиционные, так и современные средства обучения и 

контроля.  СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ,  как  всем  хорошо  известно,  -  это  подлинные  орудия 

деятельности  преподавателя  и  слушателей.  Средства  обучения  –  это  самые  разнообразные 

материальные, а также и идеальные предметы и объекты, становящиеся средствами обучения в 

процессе  их  включения  в  процесс  образования  как  носители  учебной  информации  и  как 

инструмент  познавательной  (образовательной)  деятельности.  Средства  обучения  могут  быть 

классифицированы по разным критериям. По отношению к техническому прогрессу они могут 

быть  разделены  на  традиционные  (наглядные  пособия,  музеи,  библиотеки)  и  современные 

(средства  массовой  информации,  мультимедийные  средства  обучения,  компьютеры, 

компьютерные  сети).  По  характеру  воздействия  их  можно  разделить  на  визуальные 

(диаграммы,  демонстрационные  приборы),  аудиальные  (магнитофоны,  радиоприемники)  и 

 

44 

аудиовизуальные  (телевидение,  видеомагнитофоны,  видеофильмы  и  т.д.).  По  носителю 

информации их делят на бумажные (учебник, картотека, карты), магнитооптические (фильмы) 

и  лазерные  (CD-ROM,  DVD).  Процесс  классифицирования  средств  обучения  можно 

продолжать еще долго, но выделенные выше – это наиболее употребляемы преподавателем в 

высшей школе сегодня. На сегодняшний день эффективность процесса образования во многом, 

в  силу  особенностей  менталитета  современной  молодежи,  зависит  от  того,  насколько 

преподаватель активно использует технические средства обучения. Последние всегда играли и 

особенно  сегодня  играют  крайне  важную  дидактическую  функцию:  они  в  значительной 

степени  экономят  затраты  времени;  они  способствуют  увеличению  и  ускорению  передачи 

необходимой  в  процессе  обучения  информации  об  изучаемом  объекте;  они  способствуют 

глубине  рассмотрения  изучаемого  объекта,  явления,  процесса.  Их  целесообразно  широко 

привлекать  в  процессе  изучения  различных  проблем,  связанных  со  свободой  совести, 

религиозной  толерантности,  межконфессиональных  отношений,  религиозной  ситуации  в 

стране, в регионе. В сочетании с консультациями преподавателя они обеспечивают быстрое и 

активное  приобретение  навыков  информационного  поиска  и  анализа  источников  различного 

характера.  В  состав  технических  средств  обучения  можно  и  желательно  включать  не  только 

официальные  документы,  но  также  и  произведения  литературы  и  искусства,  помогающие 

эмоционально-образному  раскрытию  темы,  видеозаписи  интервью  с  участниками  событий, 

способствующие  проявлению  и  развитию  гуманистических  взглядов  у  студентов  и 

магистрантов,  преодолению  у  них  тенденций  социальной  агрессии,  ксенофобии  и  замене  их 

толерантность, терпимостью к «чужим». Благодаря применению преподавателем технических 

средств обучения резко актуализируется ОБУЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЙСТВИЯ. Студенты 

учатся  работать  над  реальными,  жизненными  задачами;  учатся  в  процессе  анализа  реальных 

проблем  (нарушение  прав  верующих,  дискриминация  по  религиозному  принципу  в  разных 

странах,  в  том  числе  и  в  России);  студенты  активно  работают  с  различными  базами 

информации для выбора и принятия решений в контексте современных различных ситуаций; 

наконец,  студенты  и  магистранты  учатся  мыслить  критически  и  аналитически,  принимать 

ответственность  за  личный  выбор  решения  в  конкретных  ситуациях  (отношение  к 

представителям других культур, наций, вероисповеданий). 

Большую  роль  в  повышении  эффективности  образовательного  процесса  играет 

правильный  выбор  ФОРМ  ОБУЧЕНИЯ.  К  формам  обучения  обычно  относят  наружный  вид, 

внешнее  очертание,  то  есть  определенный  и  узаконенный  в  вузе  порядок  образовательных 

действий. Конкретные формы обучения определяют и характер всего процесса обучения, и его 

отдельных  этапов,  стадий,  элементов.  Конкретные  формы  обучения  делятся  на  внешние  и 

внутренние. Внешние формы организации процесса обучения – это конкретный вид занятий, 

т.е.:  лекция,  семинар,  экскурсия,  конференция,  зачет,  экзамен,  тестирование  и  т.д.  Можно 

выделить  внутренние  формы  организации  образовательного  процесса:  вводное  занятие, 

практическое  занятие,  занятие  по  контролю  знаний,  умений  и  навыков  и  т.д.  Если 

преподаватель  будет  комбинировать  различные  сочетания  внешних  и  внутренних  форм 

обучения, то он добъется больших успехов, нежели в случае применения в процессе обучения 

одной какой-нибудь формы. Наиболее распространенных форм обучения в вузах, как на уровне 

бакалавриата, так и магистратуры является система лекция-семинар. В последнее время вузах 

все  более  пристальный  интерес  проявляют  к  самостоятельной  работе,  уделяя  ей  не  только 

внимание, но и отводя ей значительное количество учебной программы. 

Что касается САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ, то 

она  заключается  в  самостоятельном  овладении  научно-практической  информации,  умений ее 

анализировать, сравнивать с имеющимися знаниями и т.д. В процессе самостоятельной работы 

студенты  и  магистранты  во  внеаудиторное  время  самостоятельно  организуют  свой 

образовательный  процесс,  который,  однако,  не  пущен  на  самотек,  а  организуется  и 

контролируется  преподавателем.  В  процессе  самостоятельной  работы  студент  и  магистрант 

развивают  свои  творческие  способности,  углубляют  свое  знание,  объем  информации  с 

помощью  чтения  специальной  литературы,  работы  с  компьютерными  программами. 

 

45 

Целесообразно  уделять  большое  внимание  подготовке  учащимися  во  время  самостоятельной 

работы  различного  рода  творческих  работ,  которые  затем  защищаются  ими  на  семинарах. 

Преподаватель  также  может  практиковать  написание  своими  подопечными  различного  рода 

эссе, что не только будет способствовать дальнейшему развитию аналитических способностей 

тех,  кто  является  автором  этих  эссе,  но  и  средством  контроля  за  работой  студентов  и 

магистрантов  во  внеаудиторное  время.  В  процессе  изучения  курса  «Религиозная 

толерантность»  преподаватель  может  рекомендовать  изучение  философских,  исторических 

работ  по  освящению  сущности  и  генезиса  идеи  веротерпимости,  художественной  и 

документальной прозы по указанным вопросам.  

Предлагаемый ниже тематический план курса является наиболее адекватным вариантом 

траектории учебной программы с указанием способов и форм образовательного процесса. Он 

включен  в  учебный  план  подготовки  магистров  по  направлению  «Социально-экономическое 

образование»  по  программе  «Обществознание».  Трудоемкость      всего  курса      часов,  из  них 

аудиторных занятий – 36 часов (18 часов лекций, 18 – семинаров), на самостоятельную работу 

отводится – 78 часов. 
 
 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 

«РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» ПО СПОСОБАМ И ФОРМАМ УЧЕБНОГО 

ПРОЦЕССА 

 

ЛЕКЦИИ      

СЕМИНАРЫ    

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ                                                                               

РАБОТА 

Лекция 1 

Толерантность как 

духовно-социальный 

феномен 

Разновидности 

толерантности 

Семинар 1 

Подготовка аудитории к 

изучению проблемы 

Задания 

1. Определение толерантности 

2. Глоссарий 

Лекция 2 

Формирование   

представлений       о 

толерантности   в 

истории общества                      

Семинар 2 

Мыслители прошлого     о 

толерантности 

Конспектирование работ 

классиков философской  

и политической мысли 
 

Лекция 3 

Религия в истории 

общества  

Семинар 3 

Религия и общество 

1.Подготовка докладов                                                             

2. Изучение литературы 

Лекция 4 

Специфика 

религиозной 

толерантности. 

Формирование 

представлений о 

свободе совести в 

истории мысли  

Семинар 4 

Свободе совести в истории 

мысли 

Подготовка докладов и рефератов. 

Написание эссе и их обсуждение в 

группе.  
 
 
 
 
 
 

Лекция 5 

Веротерпимость 

основа 

межрелигиозного 

согласия  

Семинар 5 

Диалог религий. Возможен ли 

он? 
 
 
 

Написание и обсуждение докладов. 

 

46 

Лекция 6 

Свобода совести в 

истории России 

Семинар 6 

Государство и церковь в 

истории  нашей страны 
 

Изучение документов. Написание 

докладов. 
 

Лекция 7 

Религиозная 

нетерпимость и 

межрелигиозные 

конфликты  

Семинар 7 

Религиозные войны в истории 

общества 

Изучение литературы. Подготовка 

докладов. 

Лекция 8 

Религия и нация.  

Семинар 8 

Этноконфессиональные 

конфликты и их особенности 

Анализ научной литературы 

Лекция 9 

Религиозная ситуация 

в России  

Семинар 9 

Свобода совести в 

современной России  

Изучение литературы. Подготовка 

сообщений.  

 
                                 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО 

ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ЗАНЯТИЙ 

 

Лекция 1.  «Толерантность как социальный и духовный феномен» 

На  первом,  т.е.  вводном,  занятии  необходимо  рассказать  о  содержании  курса  и 

объяснить  слушателям  цель  и  задачи  преподаваемой  дисциплины.  После  чего  можно 

приступит  к  раскрытию  сущности  толерантности  как  социального  и  духовного  феномена, 

демонстрации  значения  толерантности  в  современном  обществе.  После  этого  целесообразно 

назвать  виды  толерантности  (политическая,  этническая,  религиозная  толерантность)  и 

остановиться на анализе каждого из них. 

 

Лекция 2. «Формирование представлений о толерантности в истории общества». 

В лекции следует подчеркнуть, что толерантность не является имманентным свойством 

человеческого общества. Идея толерантности возникает в западной цивилизации не ранее 17 в., 

а до этого в Западной Европе господствовала атмосфера религиозной нетерпимости и «охоты 

за ведьмами». После этого можно уделить внимание эволюции различных подход к проблеме 

толерантности в научной, философской, религиозной литературе. 

 

Лекция 3.  «Религия в истории общества» 

В  лекции  прежде  всего  следует  раскрыть  значение  религиозного  фактора  в  истории 

цивилизации и культуры, охарактеризовать социальные функции религии.  После этого можно 

рассмотреть  вопрос  о  роли  религии  в  современном  обществе,  рассмотрев  при  этом  такое 

явление,  как  секуляризация  общества.  Следует  при  этом  подчеркнуть,  что  в  условиях 

глобализационных  процессов  в  планетарном  масштабе  религиозная  толерантность,  как  и 

другие  виды  толерантности,  становится  единственно  возможной  формой  сосуществования 

народов, культур, религий. 

 

Лекция 4. «Специфика религиозной толерантности. Формирование представлений 

о свободе совести в истории мысли» 

После рассмотрения религии как особого социального и духовного феномена, анализа 

ее социальных функций и роли в обществе, преподаватель должен отметить, что несмотря на 

то, что в религии заложен глубокий гуманистический потенциал, ее роль в истории общества 

была  неоднозначной,  часто  противоречивой.  Так,  важнейшей  функцией  религии  является 

функция  интеграции  религия,  т.е.  религия  выступает  мощным  объединяющим  началом, 

 

47 

цементирующим  общество,  сплачивая  верующих  духовно  (а  церковь  и  организационно). 

Однако одновременно религия выполняла иногда и дезинтеграционную роль. Это означает, что 

религия  не  всегда  объединяет  всех  членов  общества  по  причине  существования  в  нем 

различных социальных и этнических групп. Таким образом религиозное сплочение в обществе 

может быть относительным. По этой причине религия объединяет лишь единоверцев, отделяя 

их от иноверцев, часто противопоставляя последним, которых она характеризует как чужаков 

или же, как это бывало в истории, называет врагами. Тем самым создавались предпосылки для 

разъединения общества по религиозному принципу. Далее преподаватель должен подчеркнуть, 

что  противоядием  таким  тенденциям  в  обществе  является  веротерпимость,  т.е.  религиозная 

толерантность.  После  такого  рассказа  преподавателю  следует  рассказать  о  длительном, 

нередко  трагическом  пути  человечества  к  веротерпимости,  религиозной  толерантности, 

начавшимся  в  17  в.  и  завершившимся  признанием  всех  конфессий,  всех  политических  сил, 

государств, что в современное общество может существовать только в условиях равенства всех 

религий, свободы совести и веротерпимости. 

 

Лекция 5. Веротерпимость – основа межрелигиозного согласия. 

Данная  лекция  является  логическим  продолжением  предыдущей.  В  данной  лекции 

преподавателю  рекомендуется  показать,  что  религиозная  толерантность,  веротерпимость  как 

важнейшее  условие  сохранения  в  обществе  гражданского  мира  и  согласия,  невозможна  без 

признания  религиями  ценности  друг  друга,  чему  должен  способствовать  диалог  различных 

религий,  конфессий,  церквей.  Особенно  это  актуально  для  многоконфессиональных  и 

многонациональных  обществ,  к  которым  относится  и  российское  общество.  Целесообразно 

теоретический  материал  лекции  продемонстрировать  на  конкретных  примерах  диалога 

православия и ислама, христианства и иудаизма и т.д. 

 

Лекция 6. Свобода совести в России. 

В  процессе  чтения  этой  лекции  преподаватель  должен  показать  специфику 

исторического  развития  России,  раскрыть  роль  христианства  (православия)  в  образовании 

российской  государственности  на  всех  этапах  истории  страны.  Только  так  преподаватель 

может  объяснить  своим  слушателям,  как  и  почему  Русская  Православная  Церковь  стала 

государственной  в  нашей  стране  и  сохраняла  такой  статус  вплоть  до  1917  г.  После  этого  он 

должен раскрыть сущность антирелигиозной политики советской власти на протяжении 70 лет 

ее  существования.  После  этого  преподаватель  может  перейти  к  анализу  взаимоотношений 

церкви  и  государства  в  современной  постсоветской  демократической  России,  раскрывая 

светский характер нашего государства. 

 

Лекция 7. Религиозная нетерпимость и межрелигиозные конфликты. 

В  данной  теме  преподавателю  рекомендуется  раскрыть  сущность  религиозной 

нетерпимости,  ее  истоки  и  причины,  показать,  что  религиозная  нетерпимость,  религиозная 

интолерантность  часто  является  источником  конфессиональных  конфликтов.  Очень  важно 

показать, что нередко в основе религиозной нетолерантности и конфессиональных конфликтов 

лежат  общественно-экономические  факторы.  Посе  этого  целесообразно  привести 

классификацию  известных  ученым  типам  религиозных  конфликтов,  охарактеризовав 

поочередно  автономистские  (сепаратистские),  национально  ирредентистские,  религиозно-

общинные  конфессиональные,  межконфессиональные,  милленаристские.  Теоретический 

материал можно проиллюстрировать примерами самого последнего времени: шииты и сунниты 

в Иране и Ираке, христиане и мусульмане в Ливане, мусульмане и индуисты в Индии и т.д. Это 

поможет подойти к теме религиозный экстремизм и раскрыть ее сущность. 

 

Лекция 8. Религия и нация. 

В  этой  лекции  надо  оказать  взаимосвязь  религии  и  нации,  показать,  что  нередко 

национальная  и  религиозная  идентификация  совпадают  в  рамках  одной  личности,  одного 

 

48 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..