Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 2

 

 

 

 
 

Раздел II. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 

 

 

Лекция 2 

 

Новые подходы в 

социологии этнического 

конфликта 

1. 

Социальные конфликты 

эпохи национализма 
 

2.Источниковая 

 

база  

исследования 

этнического 

конфликта 
 

3.Позитивистские 

и 

герменевтические 

методы 

познания:  преимущества  и 

границы применения 
 

 
 

--- 

 

Задание: 

 
 

1)Изучение 

библиографии 
 

2)Выяснение 

особенностей 

источниковой базы 

исследования 

этнических 

конфликтов разных 

типов 
 

3)Выяснение наличия 

художественно-

исторических 

реконструкций  

 

Case study 

1: Геноцид - Холокост - Шоа 

 

 

Лекция 3 

 

История антисемитизма: 

эпоха веры 

1.Иудаизм и христианство: 

общее и  особенное 

2.Еврейская диаспора и 

христианский антисемитизм 
 
 

 

Семинар 2 

 

История и  традиционная 

культура еврейского народа 

 

1.Этическая система иудаизма 

2.Еврейская традиционная 

культура 
 
  

Обсуждение докладов и 

реферативных сообщений 
 

 

Задания: 

 
 
 

1)Изучение 

рекомендуемых 

документов, 

исследований  и 

художественной 

литературы 
 

2)Подготовка докладов 

и реферативных 

сообщений 

 

Лекция 4 

 

История антисемитизма: 

эпоха знания 

 

1.Антисемитизм нового и 

новейшего времени 
 

2.Антисемитизм к.19-нач.20 

в.в. в Германии  

 

Семинар 3 

 

История и культура 

еврейского народа в новое 

время 

 

1.Реформистские течения в 

иудаизме в 19 веке 
 

2. История сионизма в России 

 

Задания: 

 

 
 
 
 

1)Изучение 

рекомендуемых 

документов, 

исследований  и 

 

17 

 

3.Асемитизм и антисемитизм 
19-

нач.20 в.в. в России 

 
 

 

3.Еврейская литература и 

искусство в конце 19 -  начале 

20 веков  
   

Обсуждение докладов и 

реферативных сообщений: 

художественной 

литературы 
 

2)Подготовка докладов 

и реферативных 

сообщений 

 

Лекция 5 

 

Государственный 

антисемитизм 

гитлеровской Германии 

 

1.Антисемитская политика и 

законодательство 1930-х 

годов 
 

2.Геноцид на 

оккупированной территории 

Европы  
 

 

Семинар 4 

 

Антисемитизм и фашизм 

 
 

1.Германское неоязычество и 

движение «folk» 
 

2.Социал-дарвинизм и 

идеология нацизма 
 
  

Обсуждение докладов и 

реферативных сообщений: 
 

Работа с документами 
 
 

 

Задания: 

 

1) Изучение 

рекомендуемых 

документов, 

исследований  и 

художественной 

литературы 
 

2) Подготовка 

докладов и 

реферативных 

сообщений 
 

3)Просмотр и анализ 

документальных 

фильмов 

(«Нацизм. 

Предостережение 

истории», «Нацизм: 

оккультные теории III 

Рейха», «Третий Рейх в 

цвете. Вторая мировая 

война». Составление 

аннотаций. 
 

4) Просмотр и анализ 
 

художественных 

фильмов 

(«Попугай, говоривший 

на идиш», «Список   

Шиндлера», 

«Пианист», 

«Жизнь 

прекрасна»).Составлен

ие аннотаций. 
 

 

Лекция 6 

 

Особенности Холокоста на 

оккупированной 

территории СССР 

 

1.Оккупационный  режим на 

 

Семинар 6 

 

Голоса и лица утраченного 

мира: еврейское население 

СССР в 20-30 годы 

 

1. Советские евреи в 20-40-е 

 

Задания: 

 

1)Изучение 

рекомендуемых 

документов, 

исследований  и 

художественной 

 

18 

территории СССР 

2.Проблемы Сопротивления 
 

годы: демография и социальная 

динамика 

2. Пережившие Катастрофу: 
 

метод включенного 

наблюдения 
  

Просмотр и анализ 

видеозаписей интервью с 

очевидцами 

 
 

Семинар 7 

 

Гуманитарная катастрофа, 

или моральные дилеммы 

Холокоста 

 

Просмотр и анализ 

видеозаписей интервью с 

очевидцами 
 

литературы 
 

2)Просмотр и анализ 

документальных 

фильмов 

«Дети из бездны», 

«Назови свое имя». 

Составление 

аннотаций 
 

3)Просмотр и анализ 

видеозаписей интервью 

с очевидцам 

(Интернет-ресурсы 

Архива USC, Los-
Andgeles

. Составление 

аннотаций.  

4)Выполнение   

аналитических  

заданий по темам 

«Эскалация 

ненависти», 

«Третьи лица: 

проблема выбора» 
 

4)Интервьюирование 

очевидцев 
 

 

Лекция 7 

 

Суд над фашизмом 

 
 

1.Проблемы суда над 

нацистскими преступниками 
 

2.Современные проблемы 

истории  Холокоста. 
 

3.Методика изучения 

Холокоста в разных странах 

мира 
 

 

Семинар 8 

 

Гуманитарная катастрофа, 

или моральные дилеммы 

Холокоста 

Работа с документами 
 

Просмотр и анализ 

фрагментов документального 

фильма 

«Нюрнбергский процесс», «Суд 

над Эйхманом», видеозаписей 

интервью с очевидцами 
 

 

Задания: 

 

1)Изучение 

рекомендуемых 

документов, 

исследований  и 

художественной 

литературы 
  

2)Просмотр и анализ 

художественного 

фильма «Пейзаж после 

битвы».Составление 

аннотации 
 

3)Интервьюирование 

очевидцев 
 

Case  study 

2: Чеченская война 

 

--- 

 

--- 

Задания: 

Изучение пакета 

документов и 

 

19 

литературы 
 

Case  study 

3: Боснийский  кризис  

 

--- 

--- 

Задания: 

Изучение пакета 

документов и 

литературы 

Case  study 

4:  Палестино- израильский конфликт.. 

 

--- 

--- 

Задания: 

Изучение пакета 

документов и 

литературы 

Раздел 

III

ПРАКТИЧЕСКАЯ 

ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИЯ 

В 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

 

Лекция 8 

 

Латентная конфликтность 

 

1. Современные миграции и 

конфликтогенные факторы в 

мегаполисе 
 

2.Государственные и 

общественные программы  

формирования 

толерантности и 

конструктивного 

взаимодействия  
 
 

 

Семинар 8 

 

Этноконфликтная  среда и   

средства педагогического 

воздействия   

1. Этносоциальная динамика   

северо-запада России и 

Петербурга в последнее 

десятилетие 
 

2.Национальные 

школы 

и  

этнокультурные центры 
 

3.Этнический конфликт в 

школьном коллективе 
  

Обсуждение докладов, 

реферативных сообщений и 

лучших проектов 
 

 

Задания: 

 
 

1)Изучение 

рекомендуемых 

документов и 

исследований  
  

2. «Экстремизм в 

городской молодежной 

среде»: 

:этноконфликто-

логический монито-

ринг 
 

3.«Современный 

антисемитизм»: 

кросскультурный 

анализ 

 

Лекция 9 

 

Общие принципы и методы 

изучения этнических 

конфликтов в школьном 

образовании 
 

1. В курсах истории 
 

2. В курсах обществознания 
 

3. Во внеклассной работе 

 

 

Семинар 9 

 

Обсуждение лучших проектов 

 

Задания: 

 

1. Моделирование 

уроков с 

этноконфликтологичес

кой проблематикой 
 

2.Экспликации  

внешкольных 

мероприятий, 

посвященных 

проблемам 

толерантности 

 

20 

Введение в теоретическую этноконфликтологию  

 

Этноконфликтология      является  одним  из  самых  молодых  «отраслевых»  ответвлений 

мировой конфликтологии.  

Ее  формирование    рассматривается  в  двух  контекстах:  1)  в  контексте  становления 

конфликтологии  как  комплексной  отрасли  обществоведческого  знания,  2)  в  контексте 

конфликтологического подхода как исследовательской парадигмы.   

Термин «теория конфликта» как альтернатива  «теории порядка» Т. Парсонса появилась 

впервые в 1956 г. в работе Л. Козера  «Функции социального конфликта», затем этот термин 

был  использован  Р.Дарендорфом.    Рождение  теории  конфликта  как    концептуально 

независимой  модели  состоялось  с  выходом  книги  Дж.Рекса  «Ключевые  проблемы 

социологической  теории».    В  1960  -  1970-е  годы    этнический    конфликта  стал    предметом 

научного анализа в исследованиях М. Бэнтона , К. Дойча , Г. Кона, Д. Кэмпбелла , Р. Сегала, Г. 

Сетон-Уотсона  ,  П.  Шибутани  ,  С.  Энлоу  и  других  авторов.    В  восьмидесятые  годы  было 

издано несколько теоретических работ английского исследователя Э. Смита, известного к тому 

времени   публикациями по проблемам этнорасовых отношений. Большую известность в нашей 

стране  приобрели теоретическая работа Э. Геллнера «Нации и национализм», опубликованная 

в 1991 г. на русском языке, 

 

исследование П. Ван ден Берщ «Феномен этничности», книга Д. 

Хоровица  «Конфликт этнических групп».  Со второй половины восьмидесятых и особенно в 

девяностые  годы  ведущим  предметом  исследования  зарубежной  этноконфликтологии  стала 

проблема выхода из социальных конфликтов, их урегулирования и разрешения.   
          

В  современной  этноконфликтологии  выделяется  несколько  школ.  По  мнению  В.  А. 

Авксентьева их можно представить следующим образом: 

•  «

реалистическая»,  восходящая  к  аналогичной  традиции  общей  конфликтологии,  

сторонники  которой  утверждают,  что  в  основе  этнических  конфликтов,  как  и  других 

социальных  конфликтов,  лежит  борьба  за  овладение  материальными  ресурсами,  за 

власть ради достижения экономических целей и что за национально-этнической формой 

социальной борьбы необходимо искать подлинные материальные мотивации;  

• 

«эволюционистская»,  сторонники  которой  считают,  что  причины  этнических 

конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической стратификации общества (к 

этой традиции  относятся сторонники статусных концепций этнического конфликта);  

• 

социально-психологическая,  в основе которой лежит методология фрейдизма;  

• 

антропологическая,  в  рамках  которой  можно  выделить  два  основных  течения  – 

культурно-антропологическое  и  социобиологаческое  (сторонники  первого  исходят  из 

того,  что  глубинные  источники  конфликтов  коренятся  в  культурных  особенностях 

народов,  в  их  ценностных  системах;  сторонниками  социобиологического  течения 

многие  компоненты  поведения  людей  в  этнических  конфликтах  рассматриваются  как 

нормативные, детерминированные природой человека).  

         

Основной 

теоретико-методологической 

проблемы 

современной 

этнической 

конфликтологии  является  вопрос о сущности этноса, о самом феномене этничности. Смысл 

современных  дискуссий  о  феномене  этничности  несколько  отличается  от  предшествующих 

попыток понять это явление как таковое, как предмет научного интереса сам по себе. Главный 

акцент в обсуждении проблемы этничности в 1990-е гг. сводится к поиску ответа на вопрос: 

является  ли  этничность  источником  конфликтов,  порождает  ли  этничность  как  таковая 

конфликты  или  она  лишь  вовлекается,  используется  или  даже  конструируется  для  других 

форм борьбы и достижения других целей?  

В      этом  аспекте имеется  определенное  различие  между  подходами,  или  в  работах по 

общей  конфликтологии,  в  которых  этнический  конфликт  рассматривается  наряду  с  другими 

типами и видами конфликтов, и в работах, специально и полностью посвященных этническим 

конфликтам. Особенно отчетливо это проявляется в понимании такой проблемы, как функции 

конфликта. Если в общей конфликтологии почти универсально признанным фактом является 

наличие  у  конфликтов  конструктивной,  созидательной  функции,  с  признания  которой  и 

 

21 

начинается собственно конфликтология , то в работах по анализу этнических конфликтов эти 

конфликты  понимаются  почти  исключительно  как  зло,  как  дисфункция,  которые  надо 

предотвращать, а если это не удалось сделать, то минимизировать негативные последствия. 

Поскольку  социальные  конфликты  в  современном  мире  имеют,  как  правило, 

многофакторную  природу,  сложно  говорить  об  этническом  конфликте  «в  чистом  виде».  В 

любом  конфликте,  в  котором  имеется  этнический  компонент, переплетаются  экономические, 

политические,  социальные  и  многие  другие  линии  соперничества,  мотивы  участия  в  таких 

конфликтах  будут  различные  у  разных  слоев  этнических  групп.  Эмпирически  фиксируемым 

признаком,    позволяющим  определить  тот  или  иной  конфликт  как  этнический  является 

идентификация по крайней мере одной из сторон конфликта себя или противника в этнических 

категориях. 

Следующим 

по 

значимости 

теоретико-методологическим 

вопросом 

этно-

конфликтологии  является  вопрос  о  возможности  создания  общей  теории  этнического 

конфликта.  Теоретические  модели  этнических  конфликтов    необходимы  для  эффективного 

прогнозирования  их  динамики  и  поиска  выхода  из  них.  Поэтому  одной  из  важных 

теоретических задач является кросс-культурный анализ этнических конфликтов и выработка на 

этой основе соответствующих теоретических моделей.  

В  этноконфликтологии  предложены  различные  типологии  этнических  конфликтов,  во 

многом  представляющие  собой  спецификации  типологий  в  общей  теории  конфликтов. 

Наиболее  распространенной  является  так  называемая  «  сферная  »  типология  этнических 

конфликтов  и,  соответственно,  выделение  таких  типов,  как  этноэкономический, 

этносоциальный, этнополитический и этнокультурный конфликты, с определением подтипов в 

каждой  из  названных  групп.  Создание  адекватной  типологии  этнических  конфликтов 

представляется  одной  из  важнейший  теоретических  и  практических  задач  этой  отрасли 

конфликтологического знания, а определение типа конкретного конфликта является одним из 

первых и исключительно значимых шагов его экспертизы.  

 

Практические задачи курса 

В  учебном  курсе,  посвященном  проблемам  профилактики  ксенофобии  и  экстремизма, 

сделана попытка использования практических возможностей этноконфликтологии. 

Стремление  использовать  практические  возможности  этноконфликтологии    в 

профессиональной педагогической деятельности  отразилось в сочетании общетеоретического 

подхода  с  конкретно-историческим.  Конкретно-исторический  подход  дает  возможность 

сформировать  негативное  отношение  к  интолерантности  посредством  изучения  ужасных 

трагедий,  которые  стали  ее  результатом.  Он  позволяет  также  добиться  понимания  мотивов 

действия, проникновения во внутренний мир людей, что и является основой толерантности. И 

собрать материал по этническим конфликтам для его дальнейшего использования.  

Большое  внимание  в  предлагаемом  курсе  уделяется  методу  этноконфликтологическо 

мониторинга.  Мониторинг  –  гуманитарная  технология,  которая      обеспечивает 

информационную  основу  экспертизы  и  консультирования  конфликтных  ситуаций  (т.е. 

составляет  часть  практической  конфликтологии).  Цель  этноконфликтологического 

мониторинга  -  сделать  межнациональные  отношения  в    полиэтничном  обществе 

контролируемыми,  а  межнациональные  конфликты  -  регулируемыми  и  разрешаемыми  в 

цивилизованных  институциональных  формах.  Этноконфликтологический  мониторинг 

предполагает: 

1)  программное  обеспечение  (определение  тех  конечных  задач,  которые  предстоит  

разрешить,  и  тех  операций,  посредством  которых  это  можно  сделать);  2)  концептуальное 

обоснование,  которое  призвано,  посредством  выбора  определенных  аспектов  анализа  в 

качестве  ведущих  ориентиров,  с  одной  стороны,  показать,  какие  конфликтогенные  факторы 

необходимо  принять  во  внимание,  а  с  другой,  -  сформулировать,  какие  целенаправленные 

действия и меры со стороны непосредственных участников или привлекаемых ими для помощи 

посредников способны эти конфликты нейтрализовать и урегулировать. 

 

22 

Конечная  задача  этноконфликтологической  экспертно-консультационной  службы 

заключается  в  разработке  и  внедрении  таких  демократических  и  гуманистических  способов 

урегулирования  этнонациональных  конфликтов,  как  компромисс  и    консенсус,  то  есть 

способов,  которые  позволяют  нейтрализовать  националистические  установки  и  снизить 

конфронтационные  устремления    участников  конфликта,  помочь  каждому    перейти  от 

жесткого  или  даже  насильственного  противодействия    к  эффективному  и  согласованному 

взаимодействию. 
      
 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ  СТУДЕНТОВ 

I

. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 

1. 

Какие социальные конфликты конца 20 века вы считаете наиболее опасными? 

2. 

Что такое ксенофобия? 

3. 

Что обозначают термином «этнос»? 

4. 

Что обозначают термином «нация»? 

5. 

Какие примеры  социальных конфликтов на этнической почве вы можете привести? 

6. 

Можете ли вы вспомнить литературные произведения, где в основе фабулы лежит 

этнический конфликт?  

7. 

Случалось ли вам быть свидетелями этнических конфликтов? 

8. 

Случалось ли вам ощущать на себе неприязнь окружающих? 

9. 

Приходилось ли вам задуматься о причинах этой неприязни? 

10. 

Какие страницы Интернета Вы посещаете регулярно? 

 

II

. ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ 

        

Цель  заданий:  совершенствование  навыков  информационного  поиска  и  исследования  по 

проблемам  культурных  барьеров,  интолерантного  сознания,  этноконфессиональных, 

межэтнических и этнонациональных конфликтов и моделирования устных выступлений перед 

аудиторией   
 

Раздел I. Теория  этнического конфликта  

• 

Позитивные функции конфликта в этническом контексте 

• 

Управляемы ли этноконфликтные процессы: вопросы теории и практики 

 

Раздел II. Феноменология конфликта Case study 1. Геноцид - Холокост – Шоа 

• 

Еврейская традиционная культура и этика иудаизма 

• 

Реформистские течения в иудаизме в  19 веке 

• 

Еврейская литература и искусство в конце 19-первой половине 20 веков  

• 

История сионизма в России 

• 

Германское неоязычество и движение «folk». 

• 

Социал-дарвинизм и идеология нацизма 

• 

Методика работы с темой Холокоста в разных странах мира 

• 

Свидетельства очевидцев: итоги интервьюирования 

 

Раздел  III.  Современные  миграции  и  межэтнические  отношения:  региональные 

особенности  

• 

Этносоциальная динамика северо-запада России и Петербурга в 1991-2007 г.г. 

• 

Национальные школы и  этнокультурные центры Петербурга 

• 

Экстремизм в городской молодежной среде: результаты этноконфликтологического  

мониторинга 

• 

Этнический конфликт в школьном коллективе 

 

23 

• 

Современные стандарты образования и работа с этноконфликтологической  проблематикой 

на уроках обществознания 

 

III

. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

 

Раздел II. Феноменология этнического конфликта 

 

Задание 1. 

Сравнительная таблица «Иудаизм и христианство: общее и особенное» 

Цель работы: выяснение содержания культурного барьера между иудаизмом и христианством 

как важнейшей причины христианского антисемитизма в средневековой Европе  
 

Основные параметры 

Иудаизм 

Христианство 

I

. Источники 

 

 

 
II

.Сущность вероучения 

  

1.Трактовка Бога  

  

2.Трактовка идеи Мессии 

  

3.Этическая концепция 

   

 

 

III

.Организация религиозной 

общности 
   

1.Границы общности 

   

2.Политическая концепция 

   

3.Способы организации 

      

общественных  связей 

 

 

 

IV

.Богопочитание 

     

(ритуальная система) 

    

1.Жертвоприношение 

    

2.Понятие религиозной 

       

чистоты 

    

3.Календарь и праздники 

 

 

 

  

Дополнительные вопросы 

1. 

Где и каким образом было изложено вероучение иудаизма? 

2. 

Где и каким образом было изложено христианское вероучение? 

3. 

Чем отличается христианский монотеизм от идет Единого Бога в иудаизме? 

4. 

Почему иудаизм не мог принять концепцию Христа как Богочеловека? 

5. 

.Можно ли считать, что христианская концепция – оригинальный способ адаптации 

монотеизма для массового сознания? 

6. 

Кто такой Машиах ? 

7. 

Какие аргументы выдвигает иудаизм против отождествления Христа с Машиахом?  

8. 

В чем  суть идеи второго пришествия Мессии, развитая в христианстве? 

9. 

Как трактуется  взаимоотношения между Богом и человеком в иудаизме? 

10. 

Как стали трактоваться взаимоотношения между Богом и человеком в христианстве? 

11. 

Какое развитие получила идея греха в христианстве? 

12. 

Какова степень ответственности человека перед богом в иудаизме и в христианстве?  

13. 

Какие социальные последствия имела идея незавершенности строительства мира? 

14. 

В чем заключался смысл новаторства Нагорной проповеди Христа?  

 

24 

15. 

Чем можно объяснить принципы строгий аскетизма и созерцательности в христианской 

этике? 

16. 

.В чем заключалось новаторство организационной идеи Нового Завета? 

17. 

Что такое Град Божий? 

18. 

В чем заключается суть религиозно-политического синкретизма  в иудаизме? 

19. 

Когда и каким образом была сформулирована политическая концепция христианской 

церкви? 

20. 

Каким особенностям календарей подчинены ритмы жизни иудеев и христиан? 

21. 

В чем заключаются сходства и различия праздников жизненного цикла, ежегодных 

праздников, ежемесячных и еженедельных у иудеев и христиан?  

22. 

В чем заключается неприемлемость христианских способов богопочитания с точки зрения 

иудаизма? 

23. 

Могли ли правоверные иудеи быть толерантны к христианству? 

24. 

Могли ли  правоверные христиане быть толерантны к ортодоксальному иудаизму? 

25. 

В чем заключается главная проблема ортодоксии с точки зрения теории конфликта?  

 

Рекомендуемая литература 

 

Источники 

1. 

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. С иллюстрациями Гюстава 

Дорэ. Библейские комиссии «Духовное просвещение»,1991(репринтное издание) 

2. 

Талмуд. Мишна и Тосефта.Т.I-VI/Критич.перевод Н.Перефковича Изд.2.Спб,1902-1904 

 

Исследования, справочная  и научно-популярная литература 

1. 

Аверинцев С.С. Древнееврейская литература//История всемирной литературы. Т.I,1983. 

С.271-302 

2. 

Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы//История всемирной 

литературы. 1983С.501-515 

3. 

Аверинцев С.С. Иудаистическая  мифология//Мифы народов мира. Т.I. 1987(а). С.581-590 

4. 

Белла Р. Н. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт//Религия. 

М.:Прогресс,1994 

5. 

Большой путеводитель по Библии (Пер. с нем.) М.:Республика,1993 

6. 

Комт Фернан. Христианская цивилизация.Изд.Лори,2006 

7. 

Мечковская Н. Б. Религиозные книги//Язык и религии. Лекции по филологии и истории 

религий. М.: Гранд,1998 

8. 

Павловский А. И. Ночь в Гефсиманском саду: Избранные библейские истории. 

Л.:Лениздат,1991  

9. 

Телушкин И. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и 

религии. М:Лехаим-Иерусалим:Гешарим,1998 

10. 

Электронная еврейская энциклопедия //www/eleven.co.il 

 

Задание 2 

Вопросы и задания для дискуссии на семинаре «История и традиционная культура 

еврейского народа». 

«Пиркей Авот» – основы еврейской этики 

Согласно древней традиции, по субботам между праздниками «Песах» и «Шавуот» евреи учат 

трактат  Мишны  «Пиркей  авот»  (поучение  отцов).  Этот  трактат  посвящен  вопросам  этики  и 

психологии  человека.  Здесь  можно  найти  универсальные  советы  еврейских  мудрецов  для 

многих жизненных ситуаций. Откройте для себя мир ценностей еврейской традиции.  
    

Цель задания – знакомство с герменевтическими методами изучения различий  в социальной 

и когнитивной деятельности представителей различных этноконфессиональных групп. 

Попробуйте дать  истолкование следующим высказываниям: 

 

25 

 

«Око – за око» 

 

«Ты говоришь: твоя кровь краснее?» 

  

«Пред слепым не клади претыкания»  

 

«Если твоя жена маленького роста, наклонись, чтобы выслушать ее»  

«Слишком застенчивый, чтобы задавать вопросы, никогда не выучится» 

«Там где нет людей, оставайся человеком» 

«Спасая одного, спасаешь весь мир» 
        

Есть ли среди этих утверждений такие, которые противоречат христианским ценностям? 

Какое решение приняли бы Вы при необходимости примирения сторон, различно толкующих 

каждую из обозначенных проблем? 

Задание 3 

Подготовка презентации (заочной экскурсии) «Поликонфессиональный Иерусалим» 

 

(к   теме «История и традиционная культура еврейского народа») 

 

      

Цель  работы  –  наглядная  демонстрация  значимости  религиозных  убеждений  в 

формировании  культурных  ценностей  этносоциальной  общности.  Экскурсия  проводится  на 

основе  слайд-фильма,  подготовленного  заранее.  Форма  –  заочная  экскурсия,  в  которой  

содержание отталкивается от зрительного объекта. 

 

Задание 

    

С  помощью  путеводителя  по  Иерусалиму  и  сканера  подготовьте  презентацию  

«Поликонфесиональный  Иерусалим»  и,  опираясь  на  зрительные  объекты,  изображенные  на 

слайдах, составьте рассказ  по следующим вопросам: 

1.С какой мелодией ассоциируется у Вас панорама Иерусалима? 

2.Что значит имя этого города? 

3.Кем был основан Иерусалим? 

4.Почему кладбище  в Кедронском ущелье – самое дорогое в мире? 

5.Чем стал отличаться христианский Христос от еврейского Машиаха? 

6.Что такое знаменитая «Стена плача»? 

7.Почему в Иерусалиме осталось мало памятников римской эпохи? 

8.Что стояло раньше на месте мечети Омара? 

8.Какая из мусульманских мечетей на Храмовой горе – самая важная?  

9.Когда пришли сюда крестоносцы? 

10. Что такое Виа Долороза? 

11.Какими постройками отмечены каждая из остановок Крестного Пути? чет 

12. Где был возведен Храм Гроба Господня? 

13.Кому он принадлежит теперь? 

14.Рядом с каким знаменитым  местом воздвигнуты православная Церковь Марии Магдалины 

и современная Церковь Всех Наций? 

15.Где находится могила  Девы Марии? 

16.Какое место отмечено Часовней Вознесения? 

17.Что такое Садовая Могила?  

18.На какой горе стоит Успенский монастырь? 

19.В какое время были построены нынешние стены Старого города? 

20.Чем знаменита мельница Монтефиоре? 

21.Где находится Храм Книги? 

 

 
 
 

 

26 

Задание  4 

Работа с литературными источниками 

(К теме «История антисемитизма: эпоха веры») 

 

Христианская литература об иудаизме  

  

Цель  задания:  познакомиться  с  источниками  христианской  мысли,  демонстрирующими 

конфессиональные и культурно-исторические причины «идеологических клише» - стереотипов 

восприятия инакомыслящих и инакодействующих.       

 

Иоанн Златоуст(ок.354-407). «Слово против иудеев» 

Фрагмент текста 

                         

//Иоанн Златоуст. Слово против иудеев.www.rne.org.ru 

     

«Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно 

отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Возсияло им  утреннее 

Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к 

себе  свет  и  избавились  от  мрака  заблуждения.  Они  были  ветвями  святаго  корня,  но 

отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. 
     

Они  с  малолетства  читали  пророков,  и  распяли  Того,  о  Ком  возвещали  пророки:  мы  не 

слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот 

почему  жалки  они;  ибо  тогда  как  другие  восхищали  и  усвояли  себе  блага,  им  (иудеям) 

ниспосланныя, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с 

псами,  а  мы,  будучи  раньше  псами,  возмогли,  по  благодати  Божией,  отложить  прежнюю 

неразумность  и  возвыситься  до  почести  сынов  (Божиих).  Из  чего  это  видно?  Несть  добро 

отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Матф. XV, 26); так сказал Христос хананейской жене, 

называя  чадами  иудеев,  а  псами  язычников.  Но  смотри,  как  после  изменился  порядок:  те 

(иудеи) сделались псами, а мы чадами. Блюдитеся от псов, говорит об них Павел, блюдитеся от 

злых делателей, блюдитеся от сечения. (Фил. III, 2. 3)» 

 

Вопросы к тексту 

1.Что для Иоанна Златоуста является Солнцем правды, а что – мраком заблуждения? 

2.Какими эпитетами награждает Иоанн Златоуст иудеев? 

3.Какие обвинения выдвигает он против них? 

4.Какие ритуальные действия иудеев порицает? 

5.Как автор определил бы иудеев в категориях современной социологии: как этническую, или 

как конфессиональную общность? 

6.К какой этнической общности автор мог бы отнести христиан? 

7.За что он порицает христиан?  

8.Как автор относится к язычникам? 

9.За что он порицает язычников? 

    

Иларион Киевский. «Слово о Законе и благодати»(написано между 1037 и 1050 годами) 

//Русская идея. (Сост. М. А. Маслин. М.: Республика,1992 

 

Фрагмент текста 

«О Законе, Моисеем данном, 

и о Благодати и истине , в Иисусе Христе явившихся; 

о том, как Закон отошел, 

а Благодать и истина всю землю исполнили, 

и вера на все языки простерлась 

и на наш народ русский. 

Похвала государю нашему Владимиру, 

 

27 

им мы крещены были; 

молитва богу от всей земли нашей. 

Господи, благослови, отче! 
 

Благословен был бог Израиля, бог христианский, 

что посетил людей своих и содеял им избавление, 

что не дал тварям своим вечно идольским мраком одержимым быть 

и в бесовском служении гибнуть. 

но сперва  он указал путь племени Авраамову 

Законом на скрижалях, 

а после сыном своим все народы спас, 

Евангелием и Крещением вводя их  

В обновление послебытия – в жизнь вечную…» 
 

Вопросы к тексту 

1.Какие верования сравнивает автор? 

2.Каким образом, по словам автора Господь указал человечеству путь к спасению? 

3.В чем автор видит преимущества христианства перед иудаизмом? 

4.Как трактуется автором понятие Закон, и что такое Благодать? 

5.Какие библейские и исторические персонажи упоминаются в «Слове»? 

6.За что автор восхваляет князя Владимира? 

7.О какой важнейшей ценностной установке христианской культуры идет речь в 

заключительной молитве? 

8.Можно ли на основании этого источника сделать вывод о наличии конфронтации между 

христианством и иудаизмом? 

9.Как выражается отношение автора к языческим народам? 
 

 

Задание 5 

 

Работа с документами 

 

(К теме 4. Антисемитизм и фашизм) 

 

Нюрнбергские законы 

 

      

Цель задания – знакомство со спецификой источников государственно-правовового 

харакера  в исследовании проблем дискриминации на этнической почве и 

совершенствование  навыков их анализа 

Текст источника:http//www/dhm.de/lemo/dokumente/nuernbergesetze/index/html 

1.«Закон о гражданстве Рейха, 15 сентября 1935 г. 

#1 

1.Подданным  государства  является  всякий,  находящийся  под  защитой  Германского  рейха,  и 

кто за это несет  особые  обязанности перед Германским государством 

2.Подданство Рейха даруется согласно указаниям Закона о подданстве Рейха 

#2 

1.Гражданином Рейха является лишь подданный немецкой или близкой ей крови, доказавший 

своим поведением, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и Рейху. 

2.Право гражданства  даруется путем выдачи свидетельства о гражданстве Рейха. 

3.Гражданин  Рейха,  как  единичный  носитель  этого  звания,  обладает  всеми  политическими 

правами в соответствии с законом. 

#3 

Министр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера издает правовые и 

административные акты по проведению в жизнь и дополнению данного закона 

 

28 

 

2.Закон о защите немецкой крови и немецкой чести, 15 сентября 1935г 

#1 

1.Брачные  союзы  евреев  с  гражданами  немецкой или  близкой  ей  крови  запрещаются.  Браки, 

заключенные  вопреки  закону,  недействительны,  даже  если  они  будут  зарегистрированы  за 

границей для того, чтобы обойти закон. 

2.Отмена уже заключенного брака может производиться лишь по требованию прокурора. 

#2 

Внебрачные  связи  между  евреями  и    гражданами  немецкой  или  близкой  ей  крови 

воспрещаются 

#3 

Евреям  не разрешается нанимать прислугу моложе 45 лет из граждан женского пола  немецкой 

или близкой ей крови. 

#4 

1.Евреям  воспрещатся  поднимать  флаги  Рейха  и  земель,  и  пользоваться  цветами 

государственного флага. 

2.Вместо  этого  им  разрешается  пользоваться  цветами  еврейской  символики.  Это  их  право 

находится под защитой государства. 

#5 

1.Нарушение запрета, обозначенного в #1, карается принудительными работами 

2.Нарушение  запрета,  обозначенного  #2,  карается  тюремным  заключением  или 

принудительными работами 

3.Нарушение запрета, обозначенного  в #3 и  #4, влечет за собой  тюремное заключение сроком 

до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний 

#6 

Министр  внутренних  дел  по  согласованию  с  заместителем  фюрера  и  министром  юстиции 

издает  правовые  и    административные  акты  по  проведению  в  жизнь  и  дополнению  данного 

закона. 

#7 

Закон вступает в силу  на следующий день после его провозглашения, а  #3 – лишь с 1 января 

1936 года. 

 

3.Первая инструкция по проведению в жизнь Закона о гражданстве.14 ноября 1935г. 

#1 

1.До  вступления  в  действие  дополнения  к    действующему  предписанию  о  свидетельстве  о 

гражданстве  Рейха  лиц  немецкой  или  родственной  ей  крови,  у  которых  во  время  действия 

закона  о  гражданстве  было  избирательное  право  в  Рейхстаг  или  кому  по  согласованию 

министра  внутренних  дел  Рейха  с  заместителем  фюрера  были  дарованы  временные  права 

гражданина Рейха. 

2.По согласованию министра внутренних дел Рейха с заместителем фюрера можно временно 

права гражданина отобрать. 

#2 

1.#1 действует также в отношении граждан со смешанной  еврейской кровью. 

2.Со  смешанной  еврейской  кровью  считается  лицо,  у  которого    одна  или  две  прабабушки 

являются  еврейками  чистых  кровей,  если  он  не  еврей  в  соответствии  с  частью  второй  #  5 

настоящего  закона.  Безусловно  считается  евреем  предок,  принадлежавший  к  еврейской 

общине. 

#3 

Правом  голоса  в  политических  вопросах  и  правом  на  государственную  службу  обладают 

только  граждане  Рейха  как  истинные  носители  полноты  политических  прав.  Министр  

внутренних  дел  Рейха  или  уполномоченное  им  учреждение  может  разрешить    в  переходный 

 

29 

период  в  качестве  исключения  дать  разрешение  на  вступление  на  государственную  службу. 

Это не касается внутренних дел религиозных общин. 

#4 

1.Еврей  не  может  быть  гражданином  Рейха.  Он  не  имеет  права  голоса  в  политических 

вопросах, и он не может состоять на государственной службе. 

2.Служащие-евреи  с  31  декабря  1935  года  отправляются  на  пенсию.  Если  эти  служащие 

принимали  участие  в  мировой  войне  на  стороне  Рейха  или  в  войсках  союзников,  то  при 

достижении  пенсионного  возраста  они  получат  полную  пенсию,  которая  начисляется  в 

соответствии  с  выслугой  лет  к  моменту  отправки  на  пенсию,  но  рабочий  стаж  их  нельзя 

увеличить. При достижении пенсионного возраста пенсия им снова пересчитывается с учетом 

рабочего стажа на момент выхода на пенсию. 

3.Внутренние дела религиозных союзов неприкосновенны. 

4.Рабочие  отношения  с  учителями  публичных  еврейских  школ  остаются  без  изменения  до 

нового урегулирования еврейского школьного вопроса. 

#5 

1.Евреем является лицо, которое в третьем поколении наследует чистую еврейскую кровь со 

стороны прабабушки. Вводится в действие также второе предложение второй части # 2. 

2.Евреем является также гражданин смешанных кровей, у которого обе бабушки чистых 

еврейских кровей, 

а) кто во время принятия настоящего закона принадлежал к еврейскому обществу или был туда 

же принят, 

б) кто во время  принятия настоящего закона состоял в браке с евреем или позе вступил в брак 

с лицом еврейской крови, 

с)  кто  был  рожден  от  брака  с  евреем  в  значении,  указанном  в  части  1,  заключенном  после 

вступления в силу Закона о защите германской крови и немецкой чести от 15 сентября, 

в)    кто  был  рожден  вне  брака  с  евреем  в  значении,  указанном  в  части  1,  и  кто  родился 

незаконорожденным после 31 июля 1936 года. 

#6 

1.Если в законах Рейха или НСДАП и ей подвластных организациях действуют регламенты о 

чистоте расы более жесткие, чем указано в  # 5, то их оставить без изменения. 

2.Все другие требования чистоты крови, более жесткие, чем указано в #5, могут быть введены  

в действие только по согласованию с министром внутренних дел Рейха и заместителя фюрера. 

Заявку на разрещение следует направлять министру внутренних дел Рейха. 

#7 

Освобождение  от  выполнения  статей  настоящей  инструкции  может  дать  фюрер  и 

рейхсканцлер.» 

 

Вопросы к документу 

1.Какой признак принадлежности к нации был принят в качестве основного критерия  

нюрнбергскими законами? 

2.Каким образом эти законы определили соотношение между понятиями  понятиями «нация» и 

«согражданство»? 
 

3.Как объяснить факт единогласного утверждения первого из этих законов немецким 

рейхстагом в сентябре 1935 года? 

4.С помощью каких мер, в соответствии с нюрнбергскими законами, нацисты предполагали в 

дальнейшем оберегать чистоту германской крови? 

5.Какие действия в соответствии с новыми  законами  должны были бы предпринять А. 

Эйнштейн, М. Бубер, Т. Адорно, Г. Маркузе, З. Фрейд, С. Цвейг и другие знаменитые деятели 

культуры еврейского происхождения, чтобы  считаться полноправными гражданами 

Германии? 

5.Что могло ожидать в Германии того еврея «по крови», который все же желал «доказать своим 

поведением, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и Рейху»? 

 

30 

6.Что такое «еврейский школьный вопрос»? 

7. Перечислите  положения нюрнбергских законов, которые можно назвать 

дискриминационными в отношении еврейского населения III Рейха.   

 

Задание 6 

 

Работа с  документами 

(К теме «Голоса и лица утраченного мира: еврейское население Восточной Европы СССР 

в 20-30 годы») 

Договор о  социалистическом соревновании 

      

Цель задания: отработать навыки анализа текстовых документов со школьниками. 

Задание 

       

Сформулируйте 20 вопросов к документу, который будет рассматривать на уроке по 

истории Отечества в теме «Социалистическая модернизация в СССР в 1930-е годы». 

Попробуйте предположить, что случилось  с этими людьми – мальчиком, его отцом и его 

пионервожатым - в 1941-1942 годах.   

 

Текст документа // «Ножницы и утюг».Фабричная многотиражка  швейной фабрики 

«Профинтерн» 

(г. Витебск).18 сентября 1930г. 

      

«Я, школьник  6-й белоруской школы, 2 класса, Исаак Нудельман, пионер 72 отряда базы 

швейников, вызываю  на соцсоревнование моего отца, рабочего 2-го пиджачного цеха  Мотеля 

Нудельмана,  и заключаю с ним договор. 
     

Я, пионер, обязуюсь всегда хорошо учиться, не опаздывать на уроки, а также в отряде 

исполнять все возложенные на меня обязанности, быть хорошим, примерным пионером, и 

моему отцу – никогда не делать прогулов и быть примерным рабочим, не делать брака, 

выполнять пятилетку в четыре года. И также нашему вожатому пионерами  Цирлину, 

работающему на швейной фабрике, побольше бесед и разъяснений пионерам , и выполнять 

также аккуратно  обязанности на фабрике, не иметь прогулов, выполнять пятилетку – в четыре 

года. Я подписываюсь на заем «Пятилетка в четыре года» на сумму 25 руб. и вызываю всех 

детей, родители которых работают на фабрике.          Пионер Исаак Нудельман. 
      

Я, рабочий М. Нудельман, на вызов своего сына даю обязательство остаться на фабрике до 

конца пятилетки».                     М .Нудельман» 

 

Задание 7 

Интервью с очевидцами 

(К  теме «ОсобеностиХолокоста на территории СССР» 

     

Цель  работы – собрать свидетельства очевидцев, позволяющие рекон-струировать события 

и  ощущения  людей,  переживших  ситуацию  конфликта  на  этнической  почве,  с  последующей 

оценкой  информационной  ценности  источника.          Задание  выполняется  индивидуально  на 

основе  общих  алгорит-мов  социологических  методов  исследования.  По  окончанию  работы 

предполагается коллективное обсуждение ее итогов. 

 

План работы 

I. 

Определение целей и задач исследования.  

II. 

Изучение других источников информации по теме  

III. 

Определение круга респондентов, знакомство с ними и подготовка их к интервью 

IV. 

Разработка вопросов  

V. 

Техническая подготовка (возможно использование диктофона и видеокамеры)  

VI. 

Определение длительности интервью, назначение места и времени проведения 

VII. 

Проведение интервью  

VIII. 

Обработка материалов  

 

31 

IX. 

Составление отчета включающего: 1) цели и задачи; 2) анкетные данные респондента; 

3) вопросы интервью; 4) полный текст интервью; 5) комментарии и выводы 

X. 

Определение достоверности информации, объективности оценок респондента и 

общей информационной ценности источника 

 

Основные вопросы для проведения  интервью* 

1. 

Анкетные данные: а) фамилия, имя, отчество; б) дата рождения; в) место рождения; г) 

место проживания; д) род занятий 

2. 

Сведения о семье: а) фамилии, имена, отчества родителей; б) профессия  и занятия  

родителей, социальный статус; в) фамилии, имена, отчества бабушек и дедушек;  г) 

род занятий старших членов семьи;  д) фамилии, имена  и занятия братьев и сестер 

3. 

Сведения о месте проживания семьи: а) название; б)географическое положение; в) 

население и ближайшие соседи 

4. 

Условия быта и атмосфера семьи:  а) жилье; б) питание; в) взаимоотношения в семье; 

г) семейные традиции и праздники 

5. 

Где и как учились? 

6. 

Приходилось ли когда-нибудь в детстве испытывать неприязнь окружающих на 

этнической почве?  

7. 

Как складывалась профессиональная карьера?  

8. 

Когда впервые всерьез столкнулись с проблемой национальной неприязни как 

ситуацией конфликта? Как это было? 

9. 

Можете ли рассказать о наиболее ярком инциденте, который запомнился? Как это 

было? 

10. 

Кто был инициатором конфликта? 

11. 

Как вели себя окружающие? 

12. 

Чем это закончилось? 

13. 

Как сложилась дальнейшая жизнь?  

*Кроме основных вопросов можно задавать дополнительные вопросы, которые помогают 

вспомнить детали и  уточнить оценки,  определить достоверность информации. 

 

Вопросы для оценки репрезентативности и достоверности исторического источника 

1.Что говорят о тех же событиях другие источники? 

2.Встречаются ли в рассказе очевидца противоречия? 

3. Встречаются  ли в рассказе очевидца  элементы   «формульного языка» и какие именно? 

4.Встречается ли в рассказе очевидца перенос оценок более позднего происхождения на 

рассказ о  своих ощущениях во время происходивших событий? 
 

Задания 8-9  для самостоятельной работы по темам «Эскалация ненависти» и  «Третьи лица: 

проблема морального выбора»  
       

Цель заданий: а) закрепление  представления о  Холокосте  как  о деструктивном трагическом 

финале долговременного этнонационального конфликта;  б) закрепление навыков 

аналитического подхода к изучению этнических конфликтов.     Задания выполняются на 

основе анализа видеозаписей интервью на русском языке с очевидцами Катастрофы 

А.Гельманом, Ф.Аксельрод, Л. Блехман, С.Черниной, Р.Левина  (Архив визуальной истории, 
USC, Los-Andgeles:  www.usc.edu/vhi)  

 

Задание 8.«Эскалация ненависти» 

      

Соотнесите основные сюжетные линии   рассказов  очевидцев со схемой, изображающей  

динамическую  структуру  конфликта  (Рис.1),  и    постройте  несколько  моделей  эскалации 

конфликта,  основанных   на   реальных событиях. 

 

Вопросы к видеодокументу: 

 

32 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..