Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере - часть 1

 

 

Российский государственный педагогический университет 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение 

 

Курс 1. «Этническая конфликтология:  интолерантность и  конструктивность»  

 

Курс 2. «Религиозная толерантность» 
 

Курс 3. «Политико-правовые технологии  формирования толерантности» 
 

Курс 4. «Толерантность как социально-психологический феномен: технологии диагностики и 

формирования» 

 

Курс 5. «Научно-практические основы воспитания  толерантности у школьников» 
 

Итоговая аттестация по модулю «Технологии формирования политической, этнической и 

религиозной толерантности».  
 

Приложение 1. Виды и порядок организации самостоятельной работы магистранта по курсам 

модуля «Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности».  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Цель и задачи программы (модуля) 

Общей  целью  программы  (модуля)  является  подготовка  к  эффективному  решению 

профессиональных    педагогических  задач,  связанных  с  проблемами  конфликтности, 

толерантного сознания и поведения в условиях полиэтничной и  поликонфессиональной среды 

на основе междисциплинарного научного знания  и современных гуманитарных технологий.  

Задачи программы (модуля): 

1) 

освоение методологий исследования культурного многообразия социума и 

диагностики латентной  и открытой конфликтности;  

2) 

достижение  профессионального понимания духовных, институциональных, 

ценностно-нормативных факторов формирования современных форм толерантности;  

3) 

формирование теоретических представлений о содержании толерантности как 

социально-психологического феномена. 

4) 

приобретение профессиональной компетентности в отношении  проблем  

ксенофобии, нетерпимости, агрессии и других проявлений конфликтности на этнической и 

конфессиональной почве; 

5) 

формирование навыков диагностики толерантности и умения применять методы 

психологического консультирования в области этнической и религиозной толерантности; 

6) 

освоение гуманитарных технологий, направленных на формирование толерантного 

сознания и поведения в социуме; 

7) 

включение в действующие государственные и общественные программы 

формирования толерантности и  приобретение навыков моделирования;   

8) 

развитие  навыков информационного поиска и использования современных средств 

информации и коммуникации в целях достижения эффективного взаимодействия   

 

Принципы организации и структура программы  (модуля) 

 

Структура  модуля  обеспечивает  междисциплинарный  подход,  отвечающий  его  общей 

цели и задачам. Исходя из этой установки программа (модуль) состоит из 5 взаимосвязанных 

смысловых блоков (курсов):  

 

«Этноконфликтология:  социология  и история интолерантности и  конструктивности»  

«Религиозная толерантность» 

«Политико-правовые технологии  формирования толерантности» 

«Толерантность как социально-психологический феномен: технологии диагностики и 

формирования» 

«Научно-практические основы воспитания  толерантности у школьников» 
 

Этот комплекс  обеспечивает  освоение обучающимися профессиональных компетенций 

в  области  этнической,  религиозной  и  политической,  толерантности,  применимых  в 

педагогическом процессе на разных  ступенях школьного и внешкольного образования и в 

других сферах  педагогической деятельности: 

1. 

в музеях, 

2. 

в этнокультурных центрах,  

3. 

в местных административных органах, 

4. 

в центральных органах государственной власти, 

5. 

в общественных организациях и учреждениях, 

 

Аттестация по модулю 

 

Текущая  и  промежуточная  аттестация    производится  в  форме  обсуждений  и 

тестирований, в ходе которых  проверяется: 

усвоение теоретического материала; 

умение  оперировать  изученным  эмпирическим    материалом  и  производить  его 

сопоставительный анализ;  

усвоение базового понятийного аппарата; 

знание  информационных  источников  и  институциональных  структур,  связанных  с 

этноконфликтологической проблематикой; 

владение современными методами рассмотрения этноконфессиональных конфликтов в 

образовательной деятельности; 

Для  текущей  аттестации  могут  использоваться    тестовые  задания,  опросы,  эссе,  

рефлексивные  карты,  анализ  «продуктов»  решения  профессиональных  задач  педагога-

воспитателя, заполнение стандартизированного листа наблюдения за проявлениями  студента   

в  процессе  решения  задач,  экспертные  листы  и  др.  (по  выбору  преподавателя  и  студентов). 

Преподаватель  самостоятельно  определяет  содержание,  формы  и  объем  материала, 

выносимого на текущую аттестацию.  

Итоговая    аттестация  проводится  в  форме  защиты  индивидуального  проекта, 

позволяющего оценить приобретенные теоретические знания и практические навыки. 

 

Связь  модуля  «Технологии  формирования  политической,  этнической  и  религиозной 

толерантности»  с  другими  модулями:  «Технологии  проектирования  социальной  среды», 

«Технологии  обеспечения  психологической  безопасности  в  социальном  взаимодействии», 

«Технологии  управления  конфликтом»,  «Технологии  адаптации  мигрантов»,  «Технологии 

социального мониторинга».   

 

Апробация  модуля  «Технологии  формирования  политической,  этнической  и 

религиозной  толерантности».  Данный  модуль  встроен  и  реализуется  в  магистерских 

программах  2007  –  2008  уч.  г.  факультета  социальных  наук  РГПУ  им.  А.И.  Герцена  по 

направлению  521200  –  «Социология»,  профиль  521210  «Социология  культуры»;  по 

направлению  050400  –  Социально-экономическое  образование,  профиль  540406 

«Обществоведческое образование». 

 

КУРС I:  «ЭТНИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ:   

ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОНСТРУКТИВНОСТЬ» 

 

Составитель:  И. А. Лапина – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории 

РГПУ им. А. И. Герцена 

 

ПРОГРАММА КУРСА 

                                                     

Цель курса: подготовка к  решению профессиональных  педагогических задач в полиэтничной 

и  мультикультурной  среде,  формирование  профессиональной  компетентности  в  отношении  

проблем  ксенофобии, нетерпимости,  агрессии и готовности к экспертной и управленческой 

деятельности в сфере конфликтных межэтнических отношений 

Предполагаемые  результаты освоения: 

1) понимание  деструктивной специфики   этнических  конфликтов, причин  их  возникновения, 

социальной структуры и динамики; 

2)  знание    классических    примеров  долговременных  крупномасштабных  социальных 

конфликтов  на  этнической  почве  и      представление    о  современных  очагах  межэтнической  

напряженности в мире и стране; 

3)  обладание  навыками  аналитического  подхода  к    этническим  конфликтам  макроуровня, 

представление  о    способах    прогнозирования,  предотвращения  и  урегулирования  этнических 

конфликтов на макроуровне;  

4)  знание  системы  управления  конфликтными  ситуациями  на  микроуровне  и  способность  к 

организации конструктивного взаимодействия; 

5) представление о современных средствах формирования толерантного сознания,  социальных 

и  педагогических технологиях, применяемых в этой  сфере в разных странах; 

6)  владение  современными  методами  рассмотрения  этноконфессиональных  конфликтов  в 

образовательной  деятельности    и  дидактическим  материалом,  применимым  в  разных 

предметных областях при формировании учебно-методических комплексов;   
 

7)  знание  информационных  источников  и  институциональных  структур,  связанных  с 

этноконфликтологической проблематикой, представление о  деятельности  государственных и 

общественных  учреждений,  направленной  на  организацию  конструктивного  взаимодействия 

различных конфессиональных, этнических и культурных групп; 
 

8)  владение  стратегиями  профессионально-педагогического  поведения  в  ситуации 

конфликтного взаимодействия и скрытых последствий этнических конфликтов.   
  

Место и назначение курса в  образовательной программе 

 
       

Содержание  курса  «Этническая  конфликтология:  интолерантность  и  конструктивность» 

направлено на решение общих задач модуля  «Формирование этнической, конфессиональной и 

политической  толерантности».  Курс  является  одной  из    пяти    взаимосвязанных  частей, 

составляющих  этот  междисциплинарный модуль. 
     

Курс  этноконфликтологии  выполняет  когнитивные,  аксиологические    и  праксеологические 

функции, связанные с выяснением причин и  механизмов развертывания социальных конфликтов, 

имеющих  этническую  окраску,  и    способов  управления  ими.    Содержание  курса  обеспечивает 

выяснение  особенностей    и  конфликтогенных  факторов  полиэтничной  региональной  среды,  в 

которой предполагается профессиональная деятельность выпускника,   владение методами изучения 

конфликтов и технологиями превентивного действия.  
 

 
 

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала 

 

отражены в структуре курса, который состоит из: 
 

1) теоретической части,   представляющей возможности  этнической конфликтологии -  новой 

междисциплинарной  области  социогуманитарного  знания  -  в  решении    современных 

социальных задач, связанных с этнической конфликтностью; 
2) 

демонстрации  и  аналитического    разбора    классического(их)  примера(ов

долговременного(ых) крупномасштабного(ых) конфликта(ов) на этнической почве;  

3) практической части, направленной на изучение структурных, фукцио-нальных и культурно-

исторических  особенностей    полиэтничной  и  поликонфессиональной  среды  Санкт-

Петербурга, и освоение методов практической конфликтологии. 
    

Рассмотрение  возможностей  педагогического  воздействия  и  изучение  соответствующих 

средств  формирования  толерантного  поведения  и  навыков  межкультурной  коммуникации     

включается в содержание всех трех блоков. 
   

Формы занятий: 

лекции, семинары, практикумы, самостоятельная учебно-исследовательская работа. Возможно 

дистанционное обучение. 

Аттестация 

Текущая  и  промежуточная  аттестация    ориентирована  на  балльно-рейтинговую  систему 

оценки и производится в форме обсуждения докладов,  

тестирований и выполнения проектов, в ходе которых  проверяется: 

• 

усвоение теоретического материала, 

• 

усвоение базового понятийного аппарата, 

• 

умение  оперировать  изученным  эмпирическим    материалом  и  производить  его 

сопоставительный анализ,  

• 

знание  информационных  источников  и  институциональных  структур,  связанных  с 

этноконфликтологической проблематикой, 

• 

владение  современными  методами  изучения  этноконфессиональных  конфликтов  в 

образовательной деятельности, 

• 

владение знаниями и навыками технологий  управления конфликтами,  участники которых 

так или иначе позиционируют себя с этничностью 

Аттестация  по курсу  (промежуточная  по  модулю  в  целом)  включает  суммированную  оценку 

учебной  деятельности  студента  и  оценку  итогового  комплексного  тестирования,  которое 

должно продемонстрировать приобретенные универсальные, профессиональные и личностные 

компетентности, применимые  в области этнической конфликтологии. 
 

Основное содержание курса 

                                     

Раздел I. Теория этнического  конфликта.  
      

Теория конфликта. Предметное поле, задачи, методы, категориальный аппарат. 

Современная компаративистика и проблемы взаимопонимания.  Типология конфликтов. 

Теоретические модели конфликтов. Социологическая структура конфликта. Динамика 

конфликта. Особенности этнических конфликтов. Деструктивная функция как важнейшая 

особенность этнических конфликтов. Проблемы определения этноса. Значение определения 

этноса с позиций этнической конфликтологии.  Виды этнического взаимодействия.  

Конфликтное взаимодействие. Классификация этнических конфликтов. Специфика этнических 

конфликтов. Особенности изучения этнических конфликтов: социологические,  историко-

культурологические,  политические, правовые, экономические, психологические аспекты. 

Методы прогнозирования, предупреждения  и разрешения этнических конфликтов.  
 

 

       

Ключевые понятия:  

компаративный  подход,  концепция,  теория,  парадигма,  противоречие,  конфронтация, 

конфликт,    субъекты  конфликта,  объекты  конфликта,  предмет  конфликта,  зона  разногласий, 

латентная  стадия  конфликта,  эскалация,  кульминация,  инцидент,  постконфликтная  ситуация, 

примордиализм,  эволюционизм,  конструктивизм,  функционализм,  этнос,  нация,    этногенез, 

этническая  идентичность,  ценностные  ориентации,  ценностные  установки,  стереотипизация,  

этнические стереотипы, гомогенизация, унификация, дискриминация, интолерантное сознание, 

девиантное  поведение,  агрессия,    ксенофобия,  национализм,  шовинизм,  стратегии   

аккультурации,  сепарация,  ассимиляция,  интеграция,  маргинализация,  медиация,  

педагогическая профилактика, превентивные действия. 
 

Раздел II. Феноменология конфликта  
      

Реализация  историко-культурологического  и  историко-социологического  подходов  к 

изучению этнических конфликтов. Роль миграций в истории народов. Историческое прошлое и 

традиционная  культура  народов  как  важнейшие  факторы  формирования  этнической  и 

гражданской  идентичности.  Империи  и  национальные  государства.  Фантомные  факторы 

этнических  конфликтов.  Источниковая    база    исследования  конфликта.  Степень  изученности 

конфликта.  
 
      

Ключевые понятия:  

империя, нация-государство, федерация,  территориальная автономия диаспора, анклав,  

культурно-национальная (персональная) автономия, этногенетический  миф, этническая 

идентичность, гражданская идентичность,  национальное самосознание, национализм, 

этническая иерархия, титульный этнос, историческая ономастика. 
 

Case study 

1: Геноцид - Холокост - Шоа 

      

Краткая история еврейского народа. Традиционная культура. Еврейская диаспора в Европе. 

Христианский антисемитизм. Просвещение и антисемитизм нового  времени. Неоромантизм и 

проблема  культурного  кризиса.  Расистский  антисемитизм  в  Западной  Европе.  Германское 

неоязычество и идеология «folk». Антисемитизм в России. Национальные движения  в Европе 

и  сионизм.  Государственный  антисемитизм  в  III  рейхе.  Катастрофа  еврейского  населения 

Европы  в  годы  Второй  мировой  войны.  Особенности  Холокоста    на  территории  СССР. 

Проблемы  Сопротивления  нацизму.  Суд  над  фашизмом.  Источники  и  историография. 

Отражение Холокоста в литературе и искусстве. Архивы и музеи  Холокоста в разных странах 

мира. Современные проблемы истории  Холокоста. 
 
      

Ключевые понятия: 

иудаизм,  еврейская  традиция,  еврейская  диаспора,  ашкеназы,  сефарды,  христианство, 

антисемитизм,  «кровавый  навет»,  депортация,  марранизм,  гетто,  черта  оседлости,  хасидизм, 

Хаскала, реформизм, асемитизм, расизм,  германское неоязыччество, фашизм, Нюрнбергские 

законы,  нацизм,  «хрустальная    ночь»,  оккупационный  режим,  айнзацгруппы,  Ванзейская 

конференция,  лагеря  смерти,  коллаборационизм,  Нюрнбергский  процесс,  геноцид,  Холокост, 

Шоа, праведники  мира. 
 
                                    Case  stud 

2: «Чеченская» война… 

                                    Case  study 

3: Боснийский  кризис… 

 
                                    Case  stud

: 4: Палестино-израильский конфликт… 

 

Раздел  III.  Практическая  этноконфликтология  в  профессиональной  педагогической 

деятельности 

 

       

Ренессанс  национализма.  Зоны  этнонациональной  и  межэтнической  напряженности  в 

современном  мире.  Манипулирование  этническим  сознанием.  Современные  миграции  и 

конфликтогенные  факторы  в  мегаполисе.  Значение  и  методы  этноконфликтологического 

мониторинга.  Проблема  культурных  границ.  Этническая  толерантность.  Новые  модели  

функционирования полиэтничного   общества: мультикультурализм.  
        

Динамика  этнического  состава  населения  Санкт-Петербурга.  Государственная 

миграционная  политика  и  этническая    картина  современного  Санкт-Петербурга. 

Межэтнические  браки.  Национальные  школы.  Этнокультурные  центры.  Программы 

государственных  и  общественных  учреждений  по  формированию  толерантного  сознания  и  

организации  конструктивного  взаимодействия  различных  этнических,  конфессиональных  и 

культурных групп. Методика изучения этнических конфликтов и профилактики ксенофобии и 

экстремизма в школьном образовании. Моделирование этноконфликтологической тематики в  

образовательных программах разных уровней. 
     

Ключевые понятия: 

социальная  мобильность,  иммиграция,  эмиграция,  этническая  толерантность,  гендерные 

аспекты толерантности, экология культуры, этноконфликтологический мониторинг, латентная 

конфликтность,    логика  превентивного  действия,  общественная  инициатива,    социальное 

партнерство. 
 
Summary 
     

Современный  уровень  научного  знания  о  межэтнических  конфликтах  и  трудностях 

межэтнического  взаимодействия  в  условиях  мультикультурного  общества.  Проблемы 

формирования  политических,  юридических и экономических    механизмов  предотвращения  и  

урегулирования  межэтни-ческих  конфликтов:  история  и  современность.  Педагогические 

средства  прогнозирования,  предотвращения  и  урегулирования    конфликтов  на    этнической 

почве. 
 

Рекомендуемая литература 

Основная литература 
1. 

Авксентьев В. АЭтическая конфликтология . В 2 ч. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001-2003 

2. 

Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М.,2006 

3. 

Анцупов  А.,  Шипилов  А.  Конфликтология.  Учебное  пособие  для  студентов  высших 

учебных заведений. М.,2006. 

4. 

Век толерантности. Научно-публицистический вестник (Под ред. А. Г. Асмолова). М.,2001-
2007 

5. 

Геллнер Э. Нации и национализм. ( Пер. с англ.). М., 1981. 

6. 

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.,2000  

7. 

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.,1996 

8. 

Дарендорф Ральф. Тропы из утопии. М., 2002 

9. 

Декларация принципов толерантности//Век толерантности. М.:МГУ.2001.№1 

10. 

Конфликтология. Учебное пособие. (Под ред. А.С.Кармина). - СПб, 1998.  

11. 

Корнелиус Х.,Фэйр Ш. Картография конфликта. М.,2006 

12. 

Коротеева В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999  

13. 

Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб.,1999  

14. 

Лебедева  Н.М.  Введение  в  этническую  и  кросскультурную  психологию  /ИЭА  АН  РФ, 

ИНПО Мин.обр РФ. М..1998 

15. 

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997 

16. 

Майлз Р., Браун М. Расизм. М.,2004  

17. 

Почебут  Л.Г.  Взаимопонимание  культур.  Методология  и  методы  этнической  и 

кросскультурной  психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб..2005 

18. 

Садохин А.П. Этнология. М..2000 

19. 

Соколовский С. В. Перепелкин Л.С. Этническая социология. М.,1995 

 

20. 

Соколовский С. В. Перепелкин Л.С. Этноконфликтология. М.,1995.  

21. 

Сикевич З.В. Социология и психология межнациональных отношений.    СПб,1999; 

22. 

Сикевич З.В. Социологическое исследование. Практическое руководство. СПб.,2005 

23. 

Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М.,2001 

24. 

Толерантность: введение в понятие. Уч. пособие (Под ред. А. Ю. Сунгурова) СПб., 2007  

25. 

Этнические группы и социальные границы. Социальная  организация культурных различий.  

(Под ред. Ф. Барта).  М., 2006  

26. 

Этнокогнитология:  Подходы  к  изучению  этнической  идентификации.  (Ред.  Соколовский 

С.В.) / Институт природного и культурного наследия. М., 1994 

27. 

Этнические группы и социальные границы Социальная организация культурных различий: 

Сборник статей. / Сост. Ф. Барт, И. Пильщиков. М., 2006 

28. 

Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. М., 2006 

29. 

Юдина Т.Н. Социология миграции М., 2006 

 
 

Дополнительная литература 

К разделу I. Теория этнического  конфликта 
 
1. 

Андерсон  Б.  Воображаемые  сообщества.  Размышления  об  истоках  и  распространении 

национализма . М.,2001 

2. 

Балибар Э., Валлерстайн И. Раса. Нация. Класс. Двусмысленные идентичности. М..2003 

3. 

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб.,1999  

4. 

Дмитриев А.В.Конфликтология.М.,2000 

5. 

Колесова  Е.  Причины  современных  межэтнических  и  межнациональных  конфликтов. 

М.,1996  

6. 

Мнацаканян  М.О.  Этносоциология.  Нации,  национальная  психология    и  международные 

конфликты. М.,1998 

7. 

Кнабе Г.С. Жажда тождества. М.,2003 

8. 

Короленко  Ц.П.,  Донских  Т.А.  Семь  путей  к  катастрофе.  Деструктивное  поведение  в 

современном мире. Новосибирск.1990 

9. 

Котаджян  Г.  С.  Этнополитология  консенсуса-кофликта:  Цивилизационные  проблемы 

теории и практики. М.,1992 

10. 

Марков Г. Е. Немецкая этнология. М., 2004 

11. 

Михайлов В. М. Субъективные основы национального движения. Саратов,1993 

12. 

Никовская Л. И., Степанов Е. И. Состояние и перспективы этноконфликтологии. М., 2005 

13. 

Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Спб.,1993 

14. 

Сикевич З.В., Крокинская  О.К. Социальное бессознательное. СПб., 2005  

15. 

Социология межэтнической толерантности. (Под ред. Л. М. Дробиже-вой). М.,2003 

16. 

Этно-религиозный терроризм (Под ред. Ю.М.Антоняна). М.,2005  

 
 

К разделу  II. Феноменология этнического конфликта 
Case study 

1: Геноцид-Холокост-Шоа 

 
1. 

Абрамская И. Стоящие в стороне,  или стоящие рядом /Яд Вашем. Иерусалим,2007  

2. 

Альтман И. А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР.1941-1944. М,.2003 

3. 

Баго Я. III Рейх. Империя. Нацизм. От триумфа до эшафота. М.,2006 

4. 

Брухфельд  С.,  Левин  П.  Передайте  об  этом  детям  вашим.  История  Холокоста  в  Европе 
1933-

1945/ Правительство Швеции. Проект «Живая история».М.,2000 

5. 

Германский национализм (Сост. В. Пруссаков). М.,1994 

6. 

Главы  из  истории  и  культуры  евреев  Восточной  Европы.  Ч.1-4  (Сост.  Моше  Росман)/ 

Открытый университет. Тель-Авив,1995 

 

7. 

Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы.Германская мифология и нацизм. М..2004 

8. 

Гудрик-Кларк  Н.  Оккультные  корни  нацизма,  тайные  арийские  культы  и  их  влияние  на 

нацистскую идеологию. СПб.,1995 

9. 

Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней/Яд вашем. Иерусалим,2007 

10. 

Ионкис Г. Евреи и немцы в контексте истории и культуры. СПб.,2006 

11. 

История  Холокоста  на  территории    СССР.  Учебное  пособие  для  9  класса 

общеобразовательной школы (Сост. И. А. Альтман, А. Е. Гербер, Д. И. Полторак). М.,2001 

12. 

Каппелер  А.  Россия  –  многонациональная  империя.  Возникновение.  История.  Распад. 

М.,1997 

13. 

Катастрофа  европейского  еврейства.  Учебное  пособие.(Сост.  Дан  Михман).Ч.1-7/ 

Открытый университет. Тель-Авив,1995 

14. 

Клокова Г.В.История Холокоста на территории СССР в годы Великой отечественной войны 
(1941-

1945). Пособие для учителя. М.,1995 

15. 

Лакер У. Черная сотня  Происхождение русского фашизма М..1993 

16. 

Мадиевский С.А. Другие немцы. Сопротивление спасателей в  третьем рейхе. М.,2006 

17. 

Манхейм К. Групповая стратегия нацизма // Диагноз нашего времени. М..1996 

18. 

Национализм. Полемика 1909-1917. (Сост. М. А. Колеров). М.,2000 

19. 

Неизвестная Черная книга. Свидетельства очевидцев о катастрофе советских евреев (1941-

1944) /Яд ва Шем - ГА РФ. Иерусалим-Москва,1993  

20. 

Опитц Р. Фашизм и неофашизм. М..1992 

21. 

Поляков Л. Арийский миф. Исследование истоков расизма. М..2005 

22. 

Преподавание темы Холокоста в XXI  веке/ НПЦ «Холокост». М.,2000 

23. 

Райх В. Психология масс и фашизм. М..2003 

24. 

Телушкин И. Еврейский мир. М.,1999 

25. 

Фашизм  в  Европе:  прошлое  и  настоящее  /  Санкт-Петербургское  общество  «Мемориал». 

СПб,1996 

26. 

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности; Психология нацизма. М.,1995 

27. 

Холокост  в  русской  литературе.  Сборник  уроков  и  методических  рекомендаций  /  НПЦ  и 

фонд «Холокост»  М..2006 

28. 

Холокост  и  еврейское  сопротивление  на  оккупированной  територии  СССР.  Учебное 

пособие. (Под ред. А. Г. Асмолова. Сост. И. А. Альтман). М.,2002  

29. 

Черная книга. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сбоник 

документов и материалов. (Ред. И. Арад) /Яд Ва- шем . Иерусалим - Москва,1992 

30. 

Шнирельман В.А. Расизм вчера и сегодня// Рro et contra. V.9.№2 

   
Case study 

2: «Чеченская» война 

 
1. 

Анчабадзе  Ю.Д.,  Волкова  Н.Г.  Этническая  история  Северного  Кавказа    XVI-XIX  века. 

М.,1993 

2. 

Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М.,1994 

3. 

Депортации народов СССР (1930-1950-е годы). Документальные источники М.,1992 

4. 

Жданов  Н.В.  Исламская  концепция  миропорядка:  международный,  экономический  и 

гуманитарный аспекты. М.,1991 

5. 

История Востока. Т.1.М.,1997 

6. 

История народов Северного Кавказа Конец XVIII - 1917г. М.: Наука, 1988 

7. 

Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XVIII-XX веках. СПб.,1996 

8. 

Каппелер  А.  Россия  –  многонациональная  империя.  Возникновение.  История.  Распад. 

М.,1997 

9. 

Кисриев Энвер Ислам и социальные конфликты на Северном Кавказе // Религия и конфликт 

(Под ред. А. Малашенко и  С.Филатова /Московский центр Карнеги. М., 2007 

10. 

Кузнецов  В.  А.,  Чеченов  И.  М.  История  и  национальное  самосознание  (проблемы 

современной историографии  Северного Кавказа). Пятигорск- Москва, 1998 

 

10 

11. 

Левин З.И. Восток: Идентичность и глобализация /ИВ РАН. М.,2007 

12. 

Малашенко  А., Олкотт М. (Ред.) Реальность этнических мифов. М., 2000  

13. 

Малашенко А., Тренин Д.   Тревожные рубежи России: Чеченский фактор в постсоветской 

России /Московский центр Карнеги. М.,2007 

14. 

Народы Кавказа. М..1962. Т.т.1-2. 

15. 

Национально-государственное  строительство  в  Российской  Федерации:  Северный  Кавказ. 

Майкоп,1995 

16. 

Распределение    населения    Закавказья  и  Северного  Кавказа    по  вероисповеданиям// 

Кавказский календарь на 1897 год. Тифлис, 1896 

17. 

Россия и Кавказ. История. Религия. Культура (Рук. пр. Я. М. Гордин). СПб,2003 

18. 

Силаев  Н.  Миграционная  политика    российского  правительства  на  Северном  Кавказе  во 

второй половине XIX века//Вестник МГУ. Серия 8. История. 2002.№3 

19. 

Сюкияйнен Л. Исламская политико-правовая культура  и демократизация  в мусульманском 

мире:  конфликт,  или  совместимость?//    Религия  и  конфликт  (Под  ред.  А.  Малашенко  и  

С.Филатова  /Московский центр Карнеги. М., 2007. С.85-106 . 

20. 

Хмара Н., Головин Ж. О национальном районировании на Северном Кавказе в 20-30-е годы 

//Обозрение. 1995. №7-8 или : www.nsledie.ru/obzor/N07-08_95/7-8_13.html 

21. 

Цуциев  А.  Атлас  этнополитической  истории  Кавказа  (1774-2004)/Владикавказский 

институт  управления. Фонд «Кавказский институт демократии». М.,2006 

22. 

Черкасов А. Демография, потери населения  и миграционные потоки в зоне вооруженого  

конфликта в Чеченской республике// www.polit/ru/ressearch/ 
idia/2004/02/19/kniga_chisel.html 

23. 

Шнирельман  В.А.  Быть  аланами.  Интеллектуалы  и  политика  на  Северном  Кавказе  в  XX 

веке / ИЭА РАН.- М.,2006 

24. 

Щербина Ф.А. История  Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1913 

25. 

Элиасберг  Н.И.  Проблема  «Россия  –  Кавказ»  в  содержании  школьного  обучения// 

Обществознание. Учебник для 10  класса. СПб,2006 

26. 

Эльмурзиев Ю. Страницы истории чеченского государства //www.chechnyafree.ru 

27. 

Южный  Кавказ  –  нестабильный    регион  «замороженных  конфликтов».  Материалы 

Международной    конференции  по  Кавказу  Фонда  Ф.Эберта  (Берлин,  26-27ноября  2001г.) 

.Тбилиси, 2002 

 
 

К  разделу  III.  Практическая  этноконфликтология  в  профессиональной  педагогической 

деятельности        
 

1. 

Авксентьев  В.А.,  Гриценко  Г.Д.,    Дмитриев  А.В.  Региональная  конфликтология:  

экспертное мнение (Под ред. М.К. Горшкова). М., 2007 

2. 

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.М.,2000 

3. 

Бюллетень сети этнологического мониторинга  и раннего предупреждения конфликтов. 

М.:ИЭА РААН, 1993-2007  

4. 

Витковская Г. Кавказские мигранты в России: оценка и факторы адаптации, отношение 

местного населения// antropotok.archipelag.ru/text/ad03/htm  

5. 

Вишневский А. Альтернатива миграционной стратегии// www.polit.ru/research/ 

6. 

Володин А.Г.,Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции. Перспективы. М.,2002. 

7. 

Гайнутдин  Р. Ислам в современной России. М..2004 

8. 

Гейбуллаев  Г. К этногенезу азербайджанцев //www/karabakh-doc.gen.az/ru/azerpeople 

9. 

Гиренко  Н.М.  Этнос.  Культура.  Закон  /  Музей  антропологии  и  этнографии  им.  Петра 

Великого РАН.М.,2004  

10. 

Градировский С. От собирания земель к собиранию народов// www.polit.ru/research/ 

11. 

Градировский С.Этнический фактор в нациестроительстве//www.polit.ru/research/ 

12. 

Грани глобализации.  М.,2003. 

 

11 

13. 

Грановская Р.М..Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.,1994 

14. 

Гуськова Е.Ю. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. (Хроника 

событий).М..1998 

15. 

Давыдов А. А. Измерение социальной напряженности. М.,1992 

16. 

Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы 

национализма в России 90-х годов. М..1996 

17. 

Дреев  О.И.  Роль  национальных  обычаев  и  традиций  в  социальной  регуляции 

поведения.Л.,1982  

18. 

Зайончковская 

Ж.А. 

Миграционная 

ситуация 

в 

современной 

России//www.polit.ru/analytics/2005/10/14/migration.html 

19. 

Емельянов С.Е. Практикум  по конфликтологии. СПб..2004 

20. 

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.,1997  

21. 

Конструирование  этничности:  этнические  общины  Санкт-Петербурга  (под  ред.  В. 

Воронкова., И. Освальда). СПб.,1998 

22. 

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Одобрена 

Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №547 и представлена  утверждение 

Президента РФ // Российская газета. 10 июля 1996г. 

23. 

Крылова  Н.Л., Прожогина  С.В. Смешанные браки. М.,2002 

24. 

Кузнецов  И.М.  Лица  «кавказской  национальности»  в  многонациональной 

Москве//www.polit.ru/research/ 

25. 

Лапина И. А. Подготовка учителей в условиях роста этнонациональных противоречий 

//Петербургская школа : неприятие идеологии насилия и фашизма. СПб.,2000.  

26. 

Лапина И.А Этноконфликтология: проблемы междисциплинарного знания //Реальность 

этноса: национально- региональный компонент  в образовании. СПб,2001. С.56-60 

27. 

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, рекомендации, 

технологии. М.,1997 

28. 

Левин З.И. Менталитет диаспоры. М.,2001 

29. 

Малашенко А. Ислам для России /Московский центр Карнеги. М..2007 

30. 

Международные неправительственные организации. СПб., 2006.  

31. 

Методы этноэкологической экспертизы. М.,1999  

32. 

Мукомель В. Российские дискурсы о миграции// Вестник общественного мнения. 2005. 

№1 (www.polit.ru/research/2005/07/08/mukomel.html) 

33. 

На пути к толерантному сознанию (Под ред. А.Г. Асмолова). М., 2000. 

34. 

Национальная идентичность – теория и реальность /Гражданский контроль. СПб.,1999 

35. 

Национальное сознание и национализм  в Российской Федерации 1990-х г.г. М.,1994 

36. 

Национальные  истории  в  советском  и  постсоветских    государствах.  (Под  ред.  К. 

Аймермахера , Г.Бордюгова) /АИРО-XX. М.,1999  

37. 

Неймарк Норман М. Пламя ненависти: этнические чистки в Европе XX века. М.,2005 

38. 

Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 1 - … М.: РНИСиНП, 1993 - 

39. 

Очерки теории и политики этничности в России. М.,1997  

40. 

Права  и  свободы  народов  в  современных  источниках  международного  права. 

Казань.,1995 

41. 

Религии Санкт-Петербурга. Историко-культурный атлас. (Под ред. В. В. Аржанухина). 

СПб.,2002 

42. 

Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М., 1996. 

43. 

Петербуржцы. Этнонациональные аспекты массового сознания. Спб.,1995 

44. 

Полонская  Е.А.  Межэтническое  взаимодействие  как  социально-экономическая 

проблема. Волгоград, 1998 

45. 

Проблема  ответственности    за  разжигание    межнациональной  розни.  М.:  НИПЦ, 

Мемориал,1993 

46. 

Проблемы  правового  регулириования    межэтнических  отношений    и 

антидискриминационного  законодательства  Росийской  Федерации.  М.:  Немецко-

 

12 

русский обмен, 2004 

47. 

Пути  преодоления  стереотипов  тоталитарного  мышления  в  школьном  образовании 

/Гражданский контроль. СПб.,1999  

48. 

Религия и  и глобализация на просторах Евразии. М.,2005 

49. 

Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999  

50. 

Соколовский С.В. Этнополитика: программа учебного курса. М.: РГГУ, 1998 

51. 

Соколовский  С.В.  Права  меньшинств  и  международное  право:  проблемы 

самоопределения и суверенитета. М.: Московский общественный научный фонд, 1997 

52. 

Соколовский  С.В.  Этничность  как  ценность  //  Этика  Севера.  Т.1.-  Томск:  Изд-во 

Томского университета, 1993. 

53. 

Соколовский С.В. 1990 Методология и методы медико-демографических исследований. 

Новосибирск, 1990.  

54. 

Соколовский  С.В.  "Образы  Других":  историческая  топология  мышления  о  коренных 

народах в России // Этнометодология. Вып.5. - М., 1998 

55. 

Соколовский  С.В.  Мифология  единого  мира  и  регионализм:  территории,  культуры, 

народы // Этика Севера. Том 2. Томск: Изд-во Томск. ун-та ,1993 

56. 

Соколовский  С.В.  Меньшинства  в  российских  регионах:  отечественная  этнография  и 

политическая практика // Этнометодология. Вып.4. - М.: Путь, 1997. С.82-100 

57. 

Соколовский  С.В.  Индивидуальные  и  коллективные  права  в  контексте  проблемы 

меньшинств // Homo Juridicus. М.: ИЭА РАН, 1997. С.7-43 

58. 

Соколовский  С.В.  О  возможностях  диалога  между  юристами  и  антропологами: 

терминоведческие  заметки  //  Юридическая  антропология:  Закон  и  жизнь.  -  М.: 

Издательский дом "Стратегия",2000 

59. 

Соколовский  С.В.  Популяционная  структура  городского  населения  //  Сов.  этнография 

1991.№ 1 

60. 

Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М.,1998 

61. 

Суханова Н.В.Определение экстремизма и исследование социальных представлений об 

экстремизме  в молодежной среде. Противодействие экстремизму. СПб., «Норма»,2004 

62. 

Тишков  В.  А.  Реквием  по  этносу.  Исследования  по  социально-культурной 

антропологии. М..2003 

63. 

Толерантность:  путь  к  развитию.  Учебное  пособие.  (Сост.  Е.И.Казакова).  СПб.:Изд-во  

Ютас, 2007 

64. 

Фактор этноконфесиональной самобытности  в постсоветском обществе. М.,1992  

65. 

Шелохаев В.В.  Постановка и варианты решения национального вопроса //Либеральная 

модель переустройства России. М.: РОССПЭН,1996.С. 71-113  

66. 

Шнирельман В.А. Расизм вчера и сегодня// Рro et contra. V.9.№2 

67. 

Элиасберг Н.И. Обществознание. Учебник для 10  класса. СПб,2006 

68. 

Энциклопедический социологический словарь (под ред. Г. В. Осипова). М.,1995 

69. 

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М..1996 

70. 

Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных 

различий (Под ред. Ф. Барта). М.,2006 

71. 

Этнические проблемы и политика государств Европы. М.,1998 

72. 

Этно-национализм в Европе. М., 2000 

73. 

Этнос и политика. Хрестоматия. М.,2000 

74. 

Юхнева  Н.В.  Этнический  состав  и  этносоциальная  структура  населения  Петербурга: 

вторая половина Х1Х – начало ХХ века. Статистический анализ. Л.,1994 

 

Дополнительная литература на английском языке 
 

1. 

Сarment D., James PEthnic Conflict at the International Level // Wars in the Midst of Peace: 
The International Politics of Ethnic Conflict / Ed. by Garment D., James P. Pittsburg, PA, 
1997 

 

13 

2.  Eizenstadt S.N. A sociological Approach to comparative civilizations: The Development and 

Directions of a Research program. Ierusaem, 1986 

3.  Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, 1985 
4.  Management of the  Contemporary Society. London, 

б.г. 

5.  Redefining Cultural Identities. Zagreb, 2001 
6.  Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford , 1986; Smith A. D. The Ethnic Revival. 

Cambridge , etc., 1981;  

7.  Smith A. D. State and Nation in the Third World . Brighton , 1983.  
8.  Smith A. D. Ethnic Identity and Territorial Nationalism // Thinking Theoretically about Soviet 

Nationalities: History and Comparison in the Study of the USSR / Ed. by A. J. Motyl . New 
York , 1992 

9.  Social identity, intergrope conflict and conflict reduction/ Ashmore, Jussim, Wilder (eds.) 

Oxford: Oxford University Press. 2001 (http//:folk.uio.no/geirthe/Identity_politics.html 

10. The International Spread of Ethnic Conflict / Ed. by D. A. Lake , D. RothcMd . Princeton, NJ,  

USA , 1998.  

11. Van den Berghe P. The Ethnic Phenomenon. New York , 1987.  

 

Интернет-ресурсы 

Бюллетень Центра этноконфликтологического мониторинга при ИЭА РАН: www.eawarn.ras.ru/ 

Википедия – свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org/wik 

Институт визуальной истории и образования Университета Южной Калифорнии (Лос-

Анджелес): www.usc.edu/vhi 

Институт всеобщей истории  РАН: www.igh.ru/www.igh.ru 

Институт социологии РАН:www.isras.ru/Scientific_activity.html 

Институт этнологии и антропологии РАН: www.iea.ras.ru 

Информацинно-политический канал «Полит.ру»: www.polit.ru/research/ 

Календарь праздников народов мира: www.calend.ru/holidays/0/0/626/ 

Культурология. XX век.Энциклопедия: www.velikanov.ru/culturology/default.asp 

Левада-центр: www.levada.ru/press/2007111404.html 

Межрегиональный научно-просветительный центр «Холокост» (Москва):  www.holofond.ru 

Мемориал Яд Вашем (Иерусалим): www.yadvashem.org/hp_rus.htm 

Московский Центр Карнеги: www.carnegie.ru/ru/staff 

Образовательный центр имени Анны Франк: www.afet.org.uk 

Портал национальных общин ГУ Дом национальностей (С.-Петербург): 
www.etnosite.ru/obsh/96/11708.html 

Программа фундаментальных исследований  Президиума РАН «Адаптация народов и культур 

к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» : 
adaptation.iea.ras.ru 

Российский этнографический музей (Санкт-Петербург): 
www.ethnomuseum.ru/section33/827/833/1334.htm 

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: 
www.management.edu.ru/db/sect/59.html 

Центр конфликтологии ИС РАН: conflictolog1.narod.ru/data/project.html 

Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН: 
www.kavkazonline.ru/csrip/elibrary/uro/uro_26/uro_26_11.htm  

Электронная библиотека социологического факультета МГУ: lib.socio.msu.ru/l/library 

Электронная еврейская энциклопедия: www.eleven.co.il/article/11264 

Этнографическое обозрение (журнал ИЭА РАН): journal.iea.ras.ru/index.htm 
 

 

14 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ  

Структура и главные принципы моделирования курса  

        

Предметом    курса  этнической  конфликтологии,    предлагаемого  в  рамках    данной 

образовательной  программы,  является  социальная    этническая  конфликтность  как  одна  из 

форм    интолерантного  поведения.  Объект  изучения  –  причины,  динамика,  механизмы 

развертывания  и  способы  урегулирования  и  предотвращения  этнических  конфликтов, 

принимающих  социально  угрожающий  характер.  Инструмент  -  этническая  конфликтология  - 

новая    социальная  теория,  формирующаяся    как  интердисциплинарное    научное  знание, 

посвященное  выяснению, систематизации и разработке различных способов предотвращения и 

разрешения  этнических  конфликтов,  а  также    выяснению  их  позитивного  содержания. 

Этнический компонент отягощает многие современные социальные конфликты, превращая их 

в  трудно  прогнозируемые  и  плохо  управляемые.  Профессиональное  педагогическое 

сообщество,  вооруженное  современным  научным  знанием  и  представлением  о  многообразии 

мира и поликультурности как норме современной жизни, может и должно внести свой вклад в 

разработку  методов  и  технологий  профилактики  ксенофобии  и  экстремизма  и  разрешения 

этнических конфликтов педагогическими средствами.  

Структура  курса  последовательно  продолжает    модульный      принцип  построения 

образовательных  программ,  который  обеспечивает  гибкость  учебного  процесса  и    позволяет 

быстро  реагировать  на  общественные  потребности,  а  также  учитывать  индивидуальные 

интересы и потребности студентов. Курс состоит из  трёх 

 

разделов  (модулей):  «Теория 

этнического  конфликта»,  «Феноменология  этнического  конфликта»,  «Практическая  

этноконфликтология  в  профессиональной  педагогической  деятельности».  Курс  начинается  с 

общетеоретического  раздела,  представляющего  собой  компендиум,  вводящий  в 

межпредметную область нового, интердисциплинарного этноконфликтологического знания. В 

разделе  «Феноменология  этнического  конфликта»  в  роли  ведущих  избираются  историко-

культурологический  и  историко-социолоический  подходы.  В  этом  разделе  предлагается 

использовать  кейс-технологию,  рассматривая  во  время  аудиторных  занятий  в  качестве 

анализируемого объекта лишь один классический пример этнического конфликта. При общей 

экономии  аудиторного  времени  этот  способ  дает  возможность  продемонстрировать 

необходимость детального и образного изучения  конкретных этнических конфликтов, и, в то 

же  время,  освоить  общие  методы    исследования  этнического  конфликта,  что  является 

абсолютно  необходимым  в  сфере  гуманитарных  технологий.  В  качестве  классического 

примера  в  предлагаемой  программе  и  ее  методическом  сопровождении  показана  история 

европейского антисемитизма, завершившаяся невиданным по своим масштабам и жестокости 

геноцидом.  Этот  пример  позволяет  проследить  весь  сложный  комплекс  конфликтогенных 

факторов, в том числе  нематериальных, так называемых «фантомных» факторов  этнического 

конфликта, и дает возможность понять  важнейшие особенности  этнических конфликтов –  их 

синкретичность и деструктивность. Он также позволяет проследить длительную историческую 

динамику  конфликта,  особенности  различных  стадий  его  развертывания,  а  значит  и 

возможность  предотвращения  деструктивных  сценариев  развития  на  разных  этапах.  При 

выборе примера имеет значение и высокая степень дидактической разработанности проблемы, 

и ее актуализированность.  Изучение других примеров (перечень которых может изменяться) 

обеспечивается  пакетом  документов  и  материалов,  рекомендуемых  для  самостоятельного 

изучения.  Последний  раздел  –  «Практическая    этноконфликтология  в  профессиональной 

педагогической  деятельности»  -  посвящен  закреплению  навыков  исследования  

конфликтогенных  факторов  окружающей  этносоциальной  среды    и    организации 

конструктивного педагогического воздействия.  

Освоение  курса  предполагает  комбинированную  систему  обучения,  сочетающую 

традиционные  средства  и  методы  обучения  с  новыми  информационными  технологиями  и 

интерактивными методиками. Преобладающее значение имеют дискуссионные формы занятий 

и  самостоятельная  работа,  подготавливающая  к  профессиональной  деятельности.  В  качестве 

 

15 

новых  средств  обучения,  кроме  традиционных  печатных  изданий,  предполагается 

использование средств на электронных носителях: фото- и видеодокументов и учебных курсов 

на CD  и DVD-дисках и работа в сети Internet в сочетании с консультациями преподавателя. В 

состав обучающих материалов включаются не только документы официального характера, но и 

видеозаписи интервью с очевидцами событий, а также произведения литературы и искусства, 

имеющие  большое  значение  в  социальной  антропологии,  и  помогающие  эмоционально-

образному  восприятию  сюжетов.  Комбинированная  технология  обучения  обеспечивает 

быстрое  приобретение  навыков  информационного  поиска  и  применения    профессиональных 

знаний,  в  первую  очередь,  в  педагогической  практике.    Возможна  дистанционная  форма 

обучения. 

Предварительное    тестирование,  проводимое  в  начале    обучения,  поможет  провести 

корректировку  плана  и  программы    в  соответствии  с  исходным  уровнем  представлений  и 

интересами аудитории и отобрать необходимый и соответствующий этому уровню и интересам 

материал. 

Курс завершается демонстрацией студентами возможностей практического применения 

полученных  знаний,  умений  и  навыков    (приобретенных  компетенций)  в  профессиональной 

педагогической деятельности. 
          

Предлагаемая  ниже  таблица  –  наше  технологическое  «know  how»  -  является  удобной 

формой изображения одной из возможных траекторий учебного процесса, отражающей логику 

курса,  тематическое  содержание  и  последовательность  его  изучения,  формы  деятельности 

преподавателей и студентов в учебной аудитории и общий смысл заданий для индивидуальной 

самостоятельной работы. 

Этот  вариант  учебного  курса  апробируется    в  реализации  образовательной  программы 

подготовки магистров по направлению 540406 - «Социально-экономическое образование».  

Аудиторных занятий – 36 часов (из них: 18 лекционных, 18 – семинарских)  
 

Тематический план и распределение содержания курса по способам учебной 

деятельности 

 

Лекции 

 

Семинары 

Самостоятельная 

работа 

Раздел I. ТЕОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 

 

 

Лекция 1 

 

 

Этническая 

конфликтология как 

междисциплинарная 

область 

социогуманитарного 

знания 
 

1. Современная 

конфликтология: предметное 

поле, задачи, методы  

2. Особенности этнических 

конфликтов 

3.Социологическая и 

генетическая структура 

конфликта 
  

 

Семинар 1 

 

  

Современные методы 

прогнозирования и 

разрешения этнических 

конфликтов  
 

Работа с этнологическим и 

конфликтологическим 

понятийным аппаратом 
 
 
 

Работа с учебным текстом 

 

Задание: 

 

 
 
 
 
 

1.Описание и 

классификация  

примеров этнических 

конфликтов 
 
 

2.Изучение 

рекомендуемой 

литературы 
 
 

 

16 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..