|
|
содержание .. 33 34 35
725 важным обстоятельством, препятствующим повышению эффек-тивности работы акционированных предприятий, стало то, что и после акционирования государственный пакет акций крупных и средних предприятий остается самым крупным, а акционерам из числа рабочих не разрешено продавать принадлежащие им акции на рынке. Впрочем, видя существующие проблемы, руководство КНР не спешит с принятием более радикальных мер. Постепенная «ре-альная» приватизация будет охватывать все большее количество предприятий госсектора, а само государство будет стремиться остаться гарантом социальной и политической стабильности, без которой создание современной структуры рыночных отношений вряд ли представляется возможным. Развитие КНР в 90-е гг. показало способность существующе-го политического механизма не только преодолевать политичес-кие препятствия на пути экономических преобразований, но и обеспечивать поступательное развитие экономической реформы. Однако ирония истории заключается в том, что всякое движе-ние экономики вперед в современных условиях Китая означает развитие элементов гражданского общества, все более несовмес-тимых с авторитарным политическим механизмом. Все это дела-ет неизбежным — рано или поздно — реформирование полити-ческой системы, демократизацию политической жизни. Как и когда, в каких формах это свершится — предсказать трудно. Китайская «социальная лаборатория» на Тайване пока-зала один из возможных вариантов постепенной и достаточно безболезненной смены политического режима. В КНР хорошо знают этот политический опыт, разнообразные связи КНР с соотечественниками на Тайване стремительно растут. Быстрое социально-экономическое развитие по обе стороны Тайваньского пролива демонстрирует сходство (но не одинаковость!) многих процессов модернизации китайского социума. Это еще раз под-черкивает социокультурное единство Тайваня с материком и, вместе с тем, демонстрирует процесс социально-политической конвергенции КНР и Тайваня. В начале 1995 г. Цзян Цзэминь выступил с широкой программой сближения соотечественни-ков. Эта программа еще раз свидетельствует о значимости тай-ваньского опыта для КНР, с одной стороны, и о влиянии успе-хов экономического развития КНР на процесс воссоединения — с другой. Чем быстрее идет процесс экономической и полити-ческой модернизации КНР, тем больше возможностей для мир-ного воссоединения, для объединения вокруг Пекина всех китай-цев, для возрождения «Большого Китая». 726 3. РАЗВИТИЕ ТАЙВАНЯ ПОСЛЕ 1976 г. «Экономическое чудо» создавало, вне зависимости от субъек-тивных замыслов его организаторов, социально-экономические и социально-психологические предпосылки не только качественно нового витка экономического роста и развития, но и назрев-ших глубоких политических перемен. По мере своего индустриального развития Тайвань все боль-ше втягивался в международное разделение труда, все больше делался интегральной частью мирового рынка. Во многом имен-но эта «открытость» стимулировала экономическое развитие Тай-ваня. Однако в то же время эта включенность в мирохозяй-ственные связи ставила тайваньскую экономику в зависимость от всех перепадов мировой экономики. Так, разразившийся в 1973 г. нефтяной кризис больно ударил по экономике Тайваня, полностью зависимой от импорта нефти, привел к сокраще-нию спроса на тайваньские товары на мировом рынке и со-кращению тайваньского экспорта. Но тайваньская экономика сумела преодолеть этот кризис. Решающую роль в этом сыграло сотрудничество государства с частным предпринимательством. В 1974 г. правительство выдвигает программу строительства де-сятка крупных объектов энергетики, транспорта, тяжелой про-мышленности (атомная электростанция, железные и шоссейные дороги, металлургия и т.п.). Эта программа не осталась на бу-маге, она была выполнена к концу 70-х гг., что помогло тайвань-ской экономике минимизировать кризисные потери и сохранить высокие темпы накопления капитала, промышленного производ-ства и экспорта. Успех этой программы позволил правительству продолжать программирование расширения строительства объек-тов, необходимых для более гармоничного развития экономики острова. Реализация этих программ и их воздействие на рост произ-водства всех секторов народного хозяйства свидетельствовали о складывании на Тайване эффективной системы «смешанной эко-номики», в которой государственное и частное предпринима-тельство не только конкурировали, но и сотрудничали в разви-тии тайваньской экономики. В течение второй половины 70-х, в 80-х и 90-х гг. уже на новом качественном уровне продолжается рост и развитие тай-ваньской экономики. Темпы этого роста значительны (почти 10% ежегодного прироста за рассматриваемый период) и, что очень важно, стабильны. Несмотря на все сложности развития миро-вого рынка в это время, Тайвань продолжает расширять свой экспорт, на который к началу 90-х гг. приходилось более поло- 727 вины ВНП (в 1952 г. — только 10%). Растет и импорт, в том числе и потребительских товаров в связи с огромным ростом покупательной способности тайваньского населения. Все благо-приятнее становится на Тайване инвестиционный климат, кото-рый постоянно привлекает зарубежных инвесторов. В 1990 г. размер прямых иностранных капиталовложений уже приближал-ся к 10 млрд дол. (однако отметим, что 3/4 этих средств при-ходилось на зарубежных китайцев — хуаяцяо). Стабильный эко-номический рост, постоянное превышение экспорта над им-портом привели к созданию на Тайване огромных валютных ре-зервов: в 90-х гг. они колебались около цифры 100 млрд дол. (деля первое место в мире с Японией). Тайвань начинает актив-ный экспорт капитала. Интегральным показателем экономического развития Тайва-ня является увеличение душевого размера ВНП более чем до 10 тыс. дол. в 1992 г., что уже фиксирует выход Тайваня на уровень развитых индустриальных стран. При этом важно, что социальная направленность экономической политики в суньят-сеновском духе позволила избежать усиления социальной диффе-ренциации («богатые делаются богаче — бедные делаются бед-нее»). Более того, если в 1953 г. соотношение между среднеду-шевым доходом верхних 20% населения («богатые») и нижних 20% («бедные») было 15:1, то теперь оно сократилось до 4:1 (одно из наиболее благополучных соотношений в мире). Рост благосостояния, повышение уровня образованности на-селения, расширение слоя высококвалифицированных рабочих и служащих, развитие частного предпринимательства создали ус-ловия для складывания так называемых новых средних слоев, или «среднего класса», для возникновения элементов гражданского общества. Союзнические и дружеские отношения с западными демократиями (и с восточными тоже — Япония), логика собст-венного социально-экономического развития подталкивали Го-миньдан к политическим реформам, к либерализации политичес-кой жизни вслед за преобразованиями в либеральном духе жиз-ни экономической. Необходимость этих преобразований становилась все очевид-нее в 70-е гг., и Гоминьдан вынужден был начать движение в этом направлении. Постановка и решение этих новых проблем были, однако, связаны уже не с харизматическим лидером Го-миньдана, президентом Китайской Республики Чан Кайши, а с именем его сына и политического наследника Цзян Цзинго (1910—1988). Судьба этого человека неординарна. В 1925 г. Чан Кайши направляет своего сына на учебу в Москву в Универ-ситет трудящихся Китая им. Сунь Ятсена — политическую шко- 728 лу китайских революционеров. В 1927 г. после разрыва единого фронта Цзян Цзинго выступил (или был вынужден выступить) с политическим осуждением своего отца и остался в СССР. Здесь он получил два высших образования, работал на заводе, в кол-хозе, в газете, вступил в ВКП (б), женился на русской девуш-ке. В 1937 г. в условиях постепенного сближения СССР с Ки-таем сумел вместе с семьей вернуться в Китай. Здесь он стал доверенным человеком Чан Кайши, активно включился в пар-тийно-политическую жизнь гоминьдановского Китая. После эва-куации на Тайвань Цзян Цзинго делает быструю политическую карьеру. В 1949 г. он назначается руководителем тайваньской организации Гоминьдана, вскоре начинает контролировать служ-бу безопасности и одновременно возглавляет Главное политичес-кое управление армии. В 1953 г. становится заместителем мини-стра обороны. В 1972 г. становится Председателем исполнитель-ного юаня, практически взяв в свои руки всю полноту власти при старом и больном отце, скончавшемся в 1975 г. В 1978 г. избирается Национальным собранием Президентом Китайской Республики. Умный, образованный, активный, он на всех по-стах проявил себя хорошим организатором и талантливым по-литиком, преданно и честно относившимся ко всем своим обя-занностям. Как идейно-политический лидер Гоминьдана, он был храните-лем официальной идеологии суньятсенизма, но хранителем не догматическим, а достаточно прагматическим и гибким. Так, в своем докладе на пленуме ЦИК Гоминьдана в ноябре 1973 г. он повторил и подтвердил приверженность основным принципам суньятсенизма, но добавил: «Наша экономическая система осно-вывается на свободном предпринимательстве». Так сын продол-жил либеральное истолкование суньятсенизма, начатое его отцом еще в начале 50-х гг. С именем и временем Цзян Цзинго связано начало активной деятельности оппозиционных сил. К этому периоду как бы уже сложились две основные оппозиционные тенденции: сепаратист-ская оппозиция и оппозиция демократическая. В реальной полит тической жизни эти тенденции зачастую переплетались, не сни-мая, однако, их принципиальных различий. При всей автори-тарности режима Чан Кайши, этот режим оставлял некоторое политическое пространство для инакомыслия. Прежде всего это возможности журнально-газетной деятельности. Постепенно ос-лабевает контроль за прессой, появляются издания интеллекту-альной оппозиции из академической среды. Некоторые журна-лы фактически становятся центрами консолидации оппозицион-ных сил. 729 гоминьдановских партийных и государственных структур и де-нежных средств и т.п. По вопросу о независимости Тайваня в партии не было единства и в тактических целях это требова-ние пока не выходило на первый план, оставаясь, однако, во многом структурообразующей идеей этой партии. Политический вес ДПП правильно можно оценить при сопо-ставлении ее с другими политическими партиями, возникшими как грибы после дождя в связи с отменой чрезвычайного поло-жения. Участвуя теперь в выборах на многопартийной основе, только ДПП сумела стать реальной политической оппозицией Гоминьдану. На выборах в Национальное собрание в декабре 1991 г. ДПП получила более 23% голосов, а на выборах в За-конодательный юань в декабре 1992 г. — уже 31%, разделив мандаты с Гоминьданом (из 161 парламентских мест Гоминьдан получил 96, ДПП — 50, а остальные — независимые депутаты). Однако двухпартийной системы не сложилось. Уже в августе 1993 г. группа авторитетных деятелей Гоминьдана образовала Китайскую новую партию (Чжунго синьдан). Эти деятели поки-нули Гоминьдан не столько по идеологическим соображениям, сколько из-за неприятия, как они сами подчеркивали, полити-ческого консерватизма Гоминьдана, разгула коррупции, слабос-ти внутрипартийной демократии и т.п. В идеологическом плане Новая партия (НП) скорее проти-востоит ДПП. Основной состав НП — выходцы с континента, отнюдь не стремящиеся к созданию сепаратного государства, а, наоборот, выдвигающие идею воссоединения Китая в будущем, стремящиеся к развитию разнообразных связей с континентом как предпосылке такого объединения. Новая партия сразу же стала заметной политической силой, с которой должны были считаться ее соперники. Активно участвуя в местных выборах и приобретая некоторый опыт, эта партия добилась значительного успеха на первых для себя парламентских выборах — выборах в Законода-тельный юань в декабре 1995 г., получив 21 место (Гоминьдан получил 85 мест, ДПП — 54). Все это говорило о том, что конституционная реформа дала уже свои плоды — на Тайване стала складываться многопартий-ная парламентская система. Такой ход политического развития Тайваня воздействовал и на внутрипартийные процессы в са-мом Гоминьдане. Обновление внутрипартийной жизни Гоминьда-на начиналось по инициативе Цзян Цзинго, понимавшего связь экономических и политических реформ на Тайване с необходи-мостью обновления гоминьдановской политической стратегии и стиля самой внутрипартийной жизни. Конечно, в такой поли-тической партии, как Гоминьдан, которую многие политологи 731 Еще более важной сферой оппозиционной деятельности дела-ются местные выборы, а затем и выборы в парламент. Само по себе проведение местных выборов было определенной данью Гоминьдана своим демократическим союзникам за рубежом, а также и на Тайване, ибо гоминьдановские власти нуждались в создании определенного политического имиджа, тем более что в своей борьбе с китайским и мировым коммунизмом Го-миньдан стремился выступать как альтернативная демократичес-кая сила. Не имея возможности создать политическую партию, оппози-ционные политики выступали на местных выборах как «незави-симые» кандидаты и во многих случаях добивались успеха. По-степенно происходит консолидация оппозиционных сил, создает-ся, например, Тайваньская беспартийная группа помощи, кото-рая должна была оказывать помощь беспартийным кандидатам в предвыборной борьбе. Эта фактическая либерализация полити-ческого режима объясняется прежде всего политической терпи-мостью нового лидера Гоминьдана Цзян Цзинго, понимавшего историческую неизбежность глубоких политических перемен и справедливо полагавшего, что объективные социальные предпо-сылки для этого уже созрели. Так, в сентябре 1986 г. группа тайваньских оппозиционных деятелей провозгласила создание Демократической прогрессив-ной партии (ДПП), грубо нарушив тем самым все еще дейст-вовавший закон о чрезвычайном положении. Власти не реагиро-вали. Новая партия, впервые объединившая оппозиционные эле-менты, была весьма пестрой по своему составу. Однако можно отметить, что это была прежде всего партия тайваньцев, стре-мившихся к независимости Тайваня. Это был один из сигналов о том, что политические рефор-мы нельзя откладывать. Как лидер Гоминьдана, Цзян Цзинго многое сделал, чтобы подтолкнуть руководство Гоминьдана — старое и консервативное — к проведению политических реформ. Начало процессу демократизации политической жизни положила отмена в июле 1987 г. чрезвычайного положения, которая прин-ципиально изменила внутриполитическую обстановку на Тайва-не. ДПП стала легальной политической организацией, сумевшей своей предшествующей нелегальной работой создать себе боль-шой авторитет среди коренных тайваньцев. ДПП стала основной политической оппозицией правящей партии. Ее критика Гоминь-дана носила общедемократический характер, но со значитель-ными элементами сепаратизма. Так, ДПП требовала отказа Го-миньдана от монополии на средства массовой информации, ос-вобождения политических заключенных, разделения 730 определяют как партию ленинского типа (претензии на поли-тическую монополию, жесткая централизация, идеологическое единомыслие и т.п.), процессы демократизации могли идти очень медленно. Цзян Цзинго положил начало омоложению аппарата партии, усилив привлечение в партию и в ее руководство ко-ренных тайваньцев. Среди его выдвиженцев — тайванец Ли Дэн-хуэй, ставший мэром Тайбэя, а с 1984 г. вице-президентом. Ему же Цзян Цзинго поручил возглавить комиссию по разработке программы политических реформ. В Гоминьдане все большую роль начинают играть хорошо образованные, вестернизированные молодые технократы. Ли Дэнхуэй, после смерти Цзян Цзинго возглавивший Гоминьдан, продолжал развивать эту тенденцию. В 1993 г. XIV конгресс Гоминьдана по инициативе Ли Дэнхуэя ввел избрание председателя партии путем тайного голосования, а в программных документах Гоминьдан стал определяться не как «революционная» партия (так повелось со времен Сунь Ят-сена), а как «демократическая». Вслед за этим и выборы прези-дента Китайской Республики в 1996 г. были проведены путем прямого голосования избирателями Тайваня. Большинство изби-рателей отдали свои голоса за Ли Дэнхуэя. Однако уже на президентских выборах 2000 г. Гоминьдан терпит поражение, и президентом Китайской Республики стано-вится кандидат оппозиции Чэнь Шуйбянь. Поражение Гоминьда-на, проявившего инициативу в ускорении процесса демократиза-ции, символизирует завершение определенного исторического этапа в жизни Тайваня. Конечно, это поражение не означает отстранение Гоминьдана от власти, вполне возможно Гоминьдан сможет победить на очередных выборах, продолжая активно уча-ствовать в политической жизни. Но это будет уже на другом историческом этапе. Именно поражение партии, проявившей инициативу в ускорении политических реформ, символизирует победу процесса демократизации Тайваня. Большое значение для политической атмосферы Тайваня име-ли перемены в политической стратегии Гоминьдана в решении проблемы воссоединения Китая, предпринятые по инициативе Цзян Цзинго. После смерти Мао Цзэдуна руководство КПК выдвигает формулу «одно государство — две системы» как основу объединения Китая. Отклонив эту формулу, Гоминьдан вместе с тем на своем XII конгрессе (1981) выдвигает идею объединения Китая «на основе трех народных принципов Сунь Ятсена», снимая выдвинутый Чан Кайши лозунг «контрнаступления на материк». Гоминьдан как бы приглашал КПК к мирному соревнованию. Учитывая, что «три народных принципа Сунь Ятсена» были в 1923—1927 и в 1937—1945 гг. идеологической основой сотруд- 732 ничества Гоминьдана и КПК, а также тот факт, что послере-форменное экономическое развитие КНР и Тайваня во многом является реализацией суньятсеновских планов, выдвижение этой идеи не лишено большого смысла. Эти политико-стратегические изменения открыли огромные возможности для развития не толь-ко экономических, но и культурных и политических контактов через Тайваньский пролив. Их бурное развитие в 80-е и 90-е гг. создает принципиально новые объективные предпосылки для объ-единения Китая. Развитие политических реформ на Тайване (вслед за глубоки-ми экономическими переменами) подводит к выводу о возмож-ности при определенных условиях самопреобразования автори-тарного режима в режим демократический. И, судя по всему, вслед за понятием «тайваньское экономическое чудо» возникает его политический аналог. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 Глава I. Формирование основ государства и общества в Китае 8
Глава II. Восточное Чжоу: период Чуньцю 46
Глава III. Восточное Чжоу: период Чжаньго 74
Глава ГУ. Создание китайской империи. Династии Цинь и Хань 111
Глава V. Китай в эпоху политической раздробленности 148 1. Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью им-
734 3. Свержение монгольского ига 240 Глава IX. Китай в эпоху правления минской династии (1368—1644) 243
Глава X. Китайская империя в XVII — первой половине XIX в 261
Глава XI. Включение китайской империи в мировые экономические, полити-ческие и духовные связи 296
вине XIX в 333 Глава XII. Назревание революционного кризиса 343
Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение Китайской республики (1911-1918 ) 365
Глава XV. Китай в годы «нанкинского десятилетия» (1928—1937) 490
Изменение «маршрута революции» 507 Развитие советского движения 509 735 Китайская Советская Республика. 514 Поражение советского движения 517 3. Китай накануне японо-китайской войны 519 Завершение Великого похода и обострение фракционной борьбы в КПК 519 Общенациональный патриотический подъем. 520 Борьба за единый национальный фронт. 522 Глава XVI Национальна-освободительная война китайского народа против японскихзахватчиков(1937—1945). 526 1 Начало и основные этапы войны 526 Превращение очередного «инцидента» в национально-освободитель- ную войну китайского народа против японских захватчиков 526 Первый период воины (июль 1937 г — октябрь 1938 г) 531 Второй период войны (ноябрь 1938 г —декабрь 1941 г) 532 Третий период войны (декабрь 1941 г — август 1945 г) 534 2 Развитие оккупированной части Китая ......................................................... 535 Создание марионеточной государственности на оккупированной тер- ритории 535 Социально-экономическое развитие оккупированных районов 538
Глава XVII. Победа народной революции (1945—1949). 579
4 Аграрная политика КПК ............. ........... 596 5 Победа КПК в гражданской войне. 608 Глава XVIII. Китай в 1949—1957 IT.: выбор пути развития. 618
Глава XIX. Китай в 1957—1976 IT.; ПОПЫТКИ реализации маоистской утопии 656
ной революции» (1969-1976). 686 5 Развитие Тайваня в 1957-1976 гг ............ 692 Главе XX. Китай в Эпоху реформ (после 1976 г.) ..................................... 697
736 |