ИСТОРИЯ КИТАЯ, 2-е издание - часть 35

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ КИТАЯ, 2-е издание

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  33  34  35 

 

 

 

ИСТОРИЯ КИТАЯ, 2-е издание - часть 35

 

 


725

важным обстоятельством, препятствующим повышению эффек-тивности работы акционированных предприятий, стало то, что и после акционирования государственный пакет акций крупных и средних предприятий остается самым крупным, а акционерам из числа рабочих не разрешено продавать принадлежащие им акции на рынке.

Впрочем, видя существующие проблемы, руководство КНР не спешит с принятием более радикальных мер. Постепенная «ре-альная» приватизация будет охватывать все большее количество предприятий госсектора, а само государство будет стремиться остаться гарантом социальной и политической стабильности, без которой создание современной структуры рыночных отношений вряд ли представляется возможным.

Развитие КНР в 90-е гг. показало способность существующе-го политического механизма не только преодолевать политичес-кие препятствия на пути экономических преобразований, но и обеспечивать поступательное развитие экономической реформы. Однако ирония истории заключается в том, что всякое движе-ние экономики вперед в современных условиях Китая означает развитие элементов гражданского общества, все более несовмес-тимых с авторитарным политическим механизмом. Все это дела-ет неизбежным — рано или поздно — реформирование полити-ческой системы, демократизацию политической жизни.

Как и когда, в каких формах это свершится — предсказать трудно. Китайская «социальная лаборатория» на Тайване пока-зала один из возможных вариантов постепенной и достаточно безболезненной смены политического режима. В КНР хорошо знают этот политический опыт, разнообразные связи КНР с соотечественниками на Тайване стремительно растут. Быстрое социально-экономическое развитие по обе стороны Тайваньского пролива демонстрирует сходство (но не одинаковость!) многих процессов модернизации китайского социума. Это еще раз под-черкивает социокультурное единство Тайваня с материком и, вместе с тем, демонстрирует процесс социально-политической конвергенции КНР и Тайваня. В начале 1995 г. Цзян Цзэминь выступил с широкой программой сближения соотечественни-ков. Эта программа еще раз свидетельствует о значимости тай-ваньского опыта для КНР, с одной стороны, и о влиянии успе-хов экономического развития КНР на процесс воссоединения — с другой. Чем быстрее идет процесс экономической и полити-ческой модернизации КНР, тем больше возможностей для мир-ного воссоединения, для объединения вокруг Пекина всех китай-цев, для возрождения «Большого Китая».


726

3. РАЗВИТИЕ ТАЙВАНЯ ПОСЛЕ 1976 г.


«Экономическое чудо» создавало, вне зависимости от субъек-тивных замыслов его организаторов, социально-экономические и социально-психологические предпосылки не только качественно нового витка экономического роста и развития, но и назрев-ших глубоких политических перемен.

По мере своего индустриального развития Тайвань все боль-ше втягивался в международное разделение труда, все больше делался интегральной частью мирового рынка. Во многом имен-но эта «открытость» стимулировала экономическое развитие Тай-ваня. Однако в то же время эта включенность в мирохозяй-ственные связи ставила тайваньскую экономику в зависимость от всех перепадов мировой экономики. Так, разразившийся в 1973 г. нефтяной кризис больно ударил по экономике Тайваня, полностью зависимой от импорта нефти, привел к сокраще-нию спроса на тайваньские товары на мировом рынке и со-кращению тайваньского экспорта. Но тайваньская экономика сумела преодолеть этот кризис. Решающую роль в этом сыграло сотрудничество государства с частным предпринимательством. В 1974 г. правительство выдвигает программу строительства де-сятка крупных объектов энергетики, транспорта, тяжелой про-мышленности (атомная электростанция, железные и шоссейные дороги, металлургия и т.п.). Эта программа не осталась на бу-маге, она была выполнена к концу 70-х гг., что помогло тайвань-ской экономике минимизировать кризисные потери и сохранить высокие темпы накопления капитала, промышленного производ-ства и экспорта. Успех этой программы позволил правительству продолжать программирование расширения строительства объек-тов, необходимых для более гармоничного развития экономики острова.

Реализация этих программ и их воздействие на рост произ-водства всех секторов народного хозяйства свидетельствовали о складывании на Тайване эффективной системы «смешанной эко-номики», в которой государственное и частное предпринима-тельство не только конкурировали, но и сотрудничали в разви-тии тайваньской экономики.

В течение второй половины 70-х, в 80-х и 90-х гг. уже на новом качественном уровне продолжается рост и развитие тай-ваньской экономики. Темпы этого роста значительны (почти 10% ежегодного прироста за рассматриваемый период) и, что очень важно, стабильны. Несмотря на все сложности развития миро-вого рынка в это время, Тайвань продолжает расширять свой экспорт, на который к началу 90-х гг. приходилось более поло-

727

вины ВНП (в 1952 г. — только 10%). Растет и импорт, в том числе и потребительских товаров в связи с огромным ростом покупательной способности тайваньского населения. Все благо-приятнее становится на Тайване инвестиционный климат, кото-рый постоянно привлекает зарубежных инвесторов. В 1990 г. размер прямых иностранных капиталовложений уже приближал-ся к 10 млрд дол. (однако отметим, что 3/4 этих средств при-ходилось на зарубежных китайцев — хуаяцяо). Стабильный эко-номический рост, постоянное превышение экспорта над им-портом привели к созданию на Тайване огромных валютных ре-зервов: в 90-х гг. они колебались около цифры 100 млрд дол. (деля первое место в мире с Японией). Тайвань начинает актив-ный экспорт капитала.

Интегральным показателем экономического развития Тайва-ня является увеличение душевого размера ВНП более чем до

10 тыс. дол. в 1992 г., что уже фиксирует выход Тайваня на уровень развитых индустриальных стран. При этом важно, что социальная направленность экономической политики в суньят-сеновском духе позволила избежать усиления социальной диффе-ренциации («богатые делаются богаче — бедные делаются бед-нее»). Более того, если в 1953 г. соотношение между среднеду-шевым доходом верхних 20% населения («богатые») и нижних 20% («бедные») было 15:1, то теперь оно сократилось до 4:1 (одно из наиболее благополучных соотношений в мире).

Рост благосостояния, повышение уровня образованности на-селения, расширение слоя высококвалифицированных рабочих и служащих, развитие частного предпринимательства создали ус-ловия для складывания так называемых новых средних слоев, или

«среднего класса», для возникновения элементов гражданского общества. Союзнические и дружеские отношения с западными демократиями (и с восточными тоже — Япония), логика собст-венного социально-экономического развития подталкивали Го-миньдан к политическим реформам, к либерализации политичес-кой жизни вслед за преобразованиями в либеральном духе жиз-ни экономической.

Необходимость этих преобразований становилась все очевид-нее в 70-е гг., и Гоминьдан вынужден был начать движение в этом направлении. Постановка и решение этих новых проблем были, однако, связаны уже не с харизматическим лидером Го-миньдана, президентом Китайской Республики Чан Кайши, а с именем его сына и политического наследника Цзян Цзинго (1910—1988). Судьба этого человека неординарна. В 1925 г. Чан Кайши направляет своего сына на учебу в Москву в Универ-ситет трудящихся Китая им. Сунь Ятсена — политическую шко-

728

лу китайских революционеров. В 1927 г. после разрыва единого фронта Цзян Цзинго выступил (или был вынужден выступить) с политическим осуждением своего отца и остался в СССР. Здесь он получил два высших образования, работал на заводе, в кол-хозе, в газете, вступил в ВКП (б), женился на русской девуш-ке. В 1937 г. в условиях постепенного сближения СССР с Ки-таем сумел вместе с семьей вернуться в Китай. Здесь он стал доверенным человеком Чан Кайши, активно включился в пар-тийно-политическую жизнь гоминьдановского Китая. После эва-куации на Тайвань Цзян Цзинго делает быструю политическую карьеру. В 1949 г. он назначается руководителем тайваньской организации Гоминьдана, вскоре начинает контролировать служ-бу безопасности и одновременно возглавляет Главное политичес-кое управление армии. В 1953 г. становится заместителем мини-стра обороны. В 1972 г. становится Председателем исполнитель-ного юаня, практически взяв в свои руки всю полноту власти при старом и больном отце, скончавшемся в 1975 г. В 1978 г. избирается Национальным собранием Президентом Китайской Республики. Умный, образованный, активный, он на всех по-стах проявил себя хорошим организатором и талантливым по-литиком, преданно и честно относившимся ко всем своим обя-занностям.

Как идейно-политический лидер Гоминьдана, он был храните-лем официальной идеологии суньятсенизма, но хранителем не догматическим, а достаточно прагматическим и гибким. Так, в своем докладе на пленуме ЦИК Гоминьдана в ноябре 1973 г. он повторил и подтвердил приверженность основным принципам суньятсенизма, но добавил: «Наша экономическая система осно-вывается на свободном предпринимательстве». Так сын продол-жил либеральное истолкование суньятсенизма, начатое его отцом еще в начале 50-х гг.

С именем и временем Цзян Цзинго связано начало активной деятельности оппозиционных сил. К этому периоду как бы уже сложились две основные оппозиционные тенденции: сепаратист-ская оппозиция и оппозиция демократическая. В реальной полит тической жизни эти тенденции зачастую переплетались, не сни-мая, однако, их принципиальных различий. При всей автори-тарности режима Чан Кайши, этот режим оставлял некоторое политическое пространство для инакомыслия. Прежде всего это возможности журнально-газетной деятельности. Постепенно ос-лабевает контроль за прессой, появляются издания интеллекту-альной оппозиции из академической среды. Некоторые журна-лы фактически становятся центрами консолидации оппозицион-ных сил.

729

гоминьдановских партийных и государственных структур и де-нежных средств и т.п. По вопросу о независимости Тайваня в партии не было единства и в тактических целях это требова-ние пока не выходило на первый план, оставаясь, однако, во многом структурообразующей идеей этой партии.

Политический вес ДПП правильно можно оценить при сопо-ставлении ее с другими политическими партиями, возникшими как грибы после дождя в связи с отменой чрезвычайного поло-жения. Участвуя теперь в выборах на многопартийной основе, только ДПП сумела стать реальной политической оппозицией Гоминьдану. На выборах в Национальное собрание в декабре 1991 г. ДПП получила более 23% голосов, а на выборах в За-конодательный юань в декабре 1992 г. — уже 31%, разделив мандаты с Гоминьданом (из 161 парламентских мест Гоминьдан получил 96, ДПП — 50, а остальные — независимые депутаты).

Однако двухпартийной системы не сложилось. Уже в августе 1993 г. группа авторитетных деятелей Гоминьдана образовала Китайскую новую партию (Чжунго синьдан). Эти деятели поки-нули Гоминьдан не столько по идеологическим соображениям, сколько из-за неприятия, как они сами подчеркивали, полити-ческого консерватизма Гоминьдана, разгула коррупции, слабос-ти внутрипартийной демократии и т.п.

В идеологическом плане Новая партия (НП) скорее проти-востоит ДПП. Основной состав НП — выходцы с континента, отнюдь не стремящиеся к созданию сепаратного государства, а, наоборот, выдвигающие идею воссоединения Китая в будущем, стремящиеся к развитию разнообразных связей с континентом как предпосылке такого объединения. Новая партия сразу же стала заметной политической силой, с которой должны были считаться ее соперники. Активно участвуя в местных выборах и приобретая некоторый опыт, эта партия добилась значительного успеха на первых для себя парламентских выборах — выборах в Законода-тельный юань в декабре 1995 г., получив 21 место (Гоминьдан получил 85 мест, ДПП — 54).

Все это говорило о том, что конституционная реформа дала уже свои плоды — на Тайване стала складываться многопартий-ная парламентская система. Такой ход политического развития Тайваня воздействовал и на внутрипартийные процессы в са-мом Гоминьдане. Обновление внутрипартийной жизни Гоминьда-на начиналось по инициативе Цзян Цзинго, понимавшего связь экономических и политических реформ на Тайване с необходи-мостью обновления гоминьдановской политической стратегии и стиля самой внутрипартийной жизни. Конечно, в такой поли-тической партии, как Гоминьдан, которую многие политологи

731

Еще более важной сферой оппозиционной деятельности дела-ются местные выборы, а затем и выборы в парламент. Само по себе проведение местных выборов было определенной данью Гоминьдана своим демократическим союзникам за рубежом, а также и на Тайване, ибо гоминьдановские власти нуждались в создании определенного политического имиджа, тем более что в своей борьбе с китайским и мировым коммунизмом Го-миньдан стремился выступать как альтернативная демократичес-кая сила.

Не имея возможности создать политическую партию, оппози-ционные политики выступали на местных выборах как «незави-симые» кандидаты и во многих случаях добивались успеха. По-степенно происходит консолидация оппозиционных сил, создает-ся, например, Тайваньская беспартийная группа помощи, кото-рая должна была оказывать помощь беспартийным кандидатам в предвыборной борьбе. Эта фактическая либерализация полити-ческого режима объясняется прежде всего политической терпи-мостью нового лидера Гоминьдана Цзян Цзинго, понимавшего историческую неизбежность глубоких политических перемен и справедливо полагавшего, что объективные социальные предпо-сылки для этого уже созрели.

Так, в сентябре 1986 г. группа тайваньских оппозиционных деятелей провозгласила создание Демократической прогрессив-ной партии (ДПП), грубо нарушив тем самым все еще дейст-вовавший закон о чрезвычайном положении. Власти не реагиро-вали. Новая партия, впервые объединившая оппозиционные эле-менты, была весьма пестрой по своему составу. Однако можно отметить, что это была прежде всего партия тайваньцев, стре-мившихся к независимости Тайваня.

Это был один из сигналов о том, что политические рефор-мы нельзя откладывать. Как лидер Гоминьдана, Цзян Цзинго многое сделал, чтобы подтолкнуть руководство Гоминьдана — старое и консервативное — к проведению политических реформ. Начало процессу демократизации политической жизни положила отмена в июле 1987 г. чрезвычайного положения, которая прин-ципиально изменила внутриполитическую обстановку на Тайва-не. ДПП стала легальной политической организацией, сумевшей своей предшествующей нелегальной работой создать себе боль-шой авторитет среди коренных тайваньцев. ДПП стала основной политической оппозицией правящей партии. Ее критика Гоминь-дана носила общедемократический характер, но со значитель-ными элементами сепаратизма. Так, ДПП требовала отказа Го-миньдана от монополии на средства массовой информации, ос-вобождения политических заключенных, разделения


730

определяют как партию ленинского типа (претензии на поли-тическую монополию, жесткая централизация, идеологическое единомыслие и т.п.), процессы демократизации могли идти очень медленно. Цзян Цзинго положил начало омоложению аппарата партии, усилив привлечение в партию и в ее руководство ко-ренных тайваньцев. Среди его выдвиженцев — тайванец Ли Дэн-хуэй, ставший мэром Тайбэя, а с 1984 г. вице-президентом. Ему же Цзян Цзинго поручил возглавить комиссию по разработке программы политических реформ. В Гоминьдане все большую роль начинают играть хорошо образованные, вестернизированные молодые технократы. Ли Дэнхуэй, после смерти Цзян Цзинго возглавивший Гоминьдан, продолжал развивать эту тенденцию. В 1993 г. XIV конгресс Гоминьдана по инициативе Ли Дэнхуэя ввел избрание председателя партии путем тайного голосования, а в программных документах Гоминьдан стал определяться не как «революционная» партия (так повелось со времен Сунь Ят-сена), а как «демократическая». Вслед за этим и выборы прези-дента Китайской Республики в 1996 г. были проведены путем прямого голосования избирателями Тайваня. Большинство изби-рателей отдали свои голоса за Ли Дэнхуэя.

Однако уже на президентских выборах 2000 г. Гоминьдан терпит поражение, и президентом Китайской Республики стано-вится кандидат оппозиции Чэнь Шуйбянь. Поражение Гоминьда-на, проявившего инициативу в ускорении процесса демократиза-ции, символизирует завершение определенного исторического этапа в жизни Тайваня. Конечно, это поражение не означает отстранение Гоминьдана от власти, вполне возможно Гоминьдан сможет победить на очередных выборах, продолжая активно уча-ствовать в политической жизни. Но это будет уже на другом историческом этапе. Именно поражение партии, проявившей инициативу в ускорении политических реформ, символизирует победу процесса демократизации Тайваня.

Большое значение для политической атмосферы Тайваня име-ли перемены в политической стратегии Гоминьдана в решении проблемы воссоединения Китая, предпринятые по инициативе Цзян Цзинго. После смерти Мао Цзэдуна руководство КПК выдвигает формулу «одно государство — две системы» как основу объединения Китая. Отклонив эту формулу, Гоминьдан вместе с тем на своем XII конгрессе (1981) выдвигает идею объединения Китая «на основе трех народных принципов Сунь Ятсена», снимая выдвинутый Чан Кайши лозунг «контрнаступления на материк». Гоминьдан как бы приглашал КПК к мирному соревнованию. Учитывая, что «три народных принципа Сунь Ятсена» были в 1923—1927 и в 1937—1945 гг. идеологической основой сотруд-

732

ничества Гоминьдана и КПК, а также тот факт, что послере-форменное экономическое развитие КНР и Тайваня во многом является реализацией суньятсеновских планов, выдвижение этой идеи не лишено большого смысла. Эти политико-стратегические изменения открыли огромные возможности для развития не толь-ко экономических, но и культурных и политических контактов через Тайваньский пролив. Их бурное развитие в 80-е и 90-е гг. создает принципиально новые объективные предпосылки для объ-единения Китая.

Развитие политических реформ на Тайване (вслед за глубоки-ми экономическими переменами) подводит к выводу о возмож-ности при определенных условиях самопреобразования автори-тарного режима в режим демократический. И, судя по всему, вслед за понятием «тайваньское экономическое чудо» возникает его политический аналог.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Глава I. Формирование основ государства и общества в Китае 8

  1. Археология о предыстории Китая 8

  2. Протогосударство Шан 16

  3. Чжоусцы и крушение Шан. Институционализация Чжоу 26

  4. Западное Чжоу: государство и общество 36

image

Глава II. Восточное Чжоу: период Чуньцю 46

  1. Период Чуньцю (VIII—V вв. до н.э.) 46

  2. Социально-политическая структура Китая в VII—VI вв. до н.э 55

  3. Духовная жизнь чжоуского Китая 68

Глава III. Восточное Чжоу: период Чжаньго 74

  1. От Чуньцю к Чжаньго: усиление центростремительных тенденций 74

  2. Конфуций и его учение 82

  3. Моисты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли 88

  4. Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая 98

Глава ГУ. Создание китайской империи. Династии Цинь и Хань 111

  1. Возникновение и крах империи Цинь 111

    image

    image

    image

    image

    image

    image

  2. Империя Хань. У-ди и его преобразования 120

  3. Династия Хань после У-ди. Реформы Ван Мана 133

  4. Вторая династия Хань (25—220) 138

Глава V. Китай в эпоху политической раздробленности 148

1. Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью им-


перии Цзинь(III—IV вв.)

148

2. Нашествие кочевников на Китай

152

3. Южные и северные государства (IV—VI вв.)

154

4. Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма,

даосизма

и конфуцианства

158

Глава VI. Восстановление и расцвет империи: династии Суй и Тан

165

1. Правление династии Суй (581—618)

165

2. Воцарение династии Тан (618—907)

169

3. Социально-политическая структура Танской империи

172

4. Внешняя политика Танской империи

177

5. Города, ремесло, торговля

179

6. Ослабление танской империи в VIII—IX вв

182

7. Крестьянская война IX в. и крах династии Тан

187

8. Культура танской эпохи

191

Глава VII. Китай в период правления династии Сун (960—1279)

199

1. Политика первых сунских императоров

199

2. Положение в деревне

202

3. Реформаторское движение в 30—80-х годах XI в

206

4. Новые тенденции в развитии экономики X—XIII вв

211

5. Культура в Х-ХШ вв

216

6. Сунское неоконфуцианство (XI—XIII вв.)

2 20

7. Нашествие чжурчжэней

223

Глава VIII. Китай в эпоху правления династии Юань (1271—1368)

.......... .

229

1. Завоевание Китая монголами

229

2. Китай под властью Монгольской империи

232

734

3. Свержение монгольского ига 240

Глава IX. Китай в эпоху правления минской династии (1368—1644) 243

  1. Династия Мин: государство и общество 243

  2. Императорская власть и оппозиция 251

  3. Минский Китай и внешний мир 256

Глава X. Китайская империя в XVII — первой половине XIX в 261

  1. Падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами 261

  2. Цинская держава в период расцвета (конец XVII—XVIII вв.) 267

  3. Общественный строй Китая накануне вторжения иностранных держав . . 283

Глава XI. Включение китайской империи в мировые экономические, полити-ческие и духовные связи 296

  1. Первая «опиумная» война 296

  2. Тайпинское восстание 308

  3. Китай и иностранные державы во второй половине XIX в 323

  4. Политика самоусиления и попытки реформ в Китае во второй поло-

вине XIX в 333

Глава XII. Назревание революционного кризиса 343

  1. Реформаторское движение и Кан Ювэй 343

  2. Революционное движение и Сунь Ятсен 350

  3. Восстание ихэтуаней 353

  4. «Новая политика» и развитие кризиса империи 356

  5. Подъем революционного движения 361

Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение Китайской республики (1911-1918 ) 365

  1. Победа Синьхайской революции 1911 г 365

  2. Политическая борьба после победы Синьхайской революции 379

  3. Развитие духовной жизни китайского общества после Синьхайской ре-волюции 389

  4. Социально-экономические сдвиги в послесиньхайские годы 412


Глава XIV. Китай после Первой мировой войны (1918—1927)

427

1. «Движение 4 мая» 1919 г. и подъем освободительной борьбы

427

2. Образование Коммунистической партии Китая (КПК)

435

3. Реорганизация Гоминьдана и создание революционной базы в Гуан-дуне


349

4. Китай накануне Национальной революции 1925—1927 гг

447

5. Начальный этап Национальной революции (май 1925 г. — июнь 1926 г.)

453

  1. Северный поход НРА (июль 1926 г. — март 1927 г.)

  2. Кризис и арьергардные бои Национальной революции (апрель—де-кабрь 1927 г.)

462


472

8. Социально-экономические сдвиги в Китае 1918—1927 гг

485

Глава XV. Китай в годы «нанкинского десятилетия» (1928—1937) 490

  1. Становление гоминьдановской власти 490

    Утверждение власти Гоминьдана и борьба за объединение страны. . . 490 Внешняя политика гоминьдановского правительства и развитие япон-

    ской агрессии 494

    Социально-экономическая политика нанкинского правительства 499

    Социальная природа гоминьдановской власти 506

  2. Гражданская война под лозунгом Советов 507

Изменение «маршрута революции» 507

Развитие советского движения 509

735

Китайская Советская Республика. 514

Поражение советского движения 517

3. Китай накануне японо-китайской войны 519

Завершение Великого похода и обострение фракционной борьбы в КПК 519

Общенациональный патриотический подъем. 520

Борьба за единый национальный фронт. 522

Глава XVI Национальна-освободительная война китайского народа против японскихзахватчиков(1937—1945). 526

1 Начало и основные этапы войны 526

Превращение очередного «инцидента» в национально-освободитель-

ную войну китайского народа против японских захватчиков 526

Первый период воины (июль 1937 г — октябрь 1938 г) 531

Второй период войны (ноябрь 1938 г —декабрь 1941 г) 532

Третий период войны (декабрь 1941 г — август 1945 г) 534

2 Развитие оккупированной части Китая ......................................................... 535 Создание марионеточной государственности на оккупированной тер-

ритории 535

Социально-экономическое развитие оккупированных районов 538

  1. Развитие гоминьдановских районов 544

    Социально-экономическая политика Гоминьдана и ее последствия. 544

    Социально-политическое развитие неоккупиро ванных районов. 550

  2. КПК и развитие освобожденных районов 558

    Освобожденные районы и вооруженные силы КПК в годы войны. 558

    image

    Развитие КПК в годы войны ...................... 564

  3. Заключительный этап войны и ее итоги 576

Глава XVII. Победа народной революции (1945—1949). 579

  1. Послевоенный политический кризис и начало нового этапа граждан- ской войны 579

  2. Кризис и развал гоминьдановского режима 582

  3. Развитие гражданской войны 588

image

4 Аграрная политика КПК ............. ........... 596

5 Победа КПК в гражданской войне. 608

Глава XVIII. Китай в 1949—1957 IT.: выбор пути развития. 618

  1. Создание новой государственности и начало модернизации Китая. 618

  2. Переход Китая к социалистическому строительству 634

  3. Развитие Тайваня в 1949-1957 гг 650

Глава XIX. Китай в 1957—1976 IT.; ПОПЫТКИ реализации маоистской утопии 656

  1. Политика «трех красных знамен» 656

  2. Политическая борьба в КПК и преодоление последствий «большого скачка» в первой половине 60-х гг 667

  3. «Культурная революций» (1966—1969) 674

  4. Обострение политической борьбы на завершающем этапе «культур-

ной революции» (1969-1976). 686

5 Развитие Тайваня в 1957-1976 гг ............ 692

image

Главе XX. Китай в Эпоху реформ (после 1976 г.) ..................................... 697

  1. Политическая и идеологическая борьба Переход к политике «реформ

    и внешней открытости». 697

  2. «Рыночный социализм» и особенности современной модернизации КНР 708

  3. Развитие Тайваня после 1976 г 727

736

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  33  34  35