Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 17

 

 

* * * 

В о с п и т а т е л ь . Вы  п о м н и т е , о чем мы говорили в про­

ш л ы й раз? 

Д е  т и . Да. 
В о с п и т а т е л ь . А сегодня  м ы начнем с  и г р ы  « М о е  у т р о » . 

Передавая  м я ч по кругу, мы будем друг другу рассказывать, 
ч т о мы делали  у т р о м . 

Проводится  ф и з к у л ь т м и н у т к а  « Х о м а - Х о м я ч о к » . 

Ребята, не  т о л ь к о люди, но и  ж и в о т н ы е приводят себя в поря­
д о к после сна.  К т о  м о ж е т  о б  э т о м рассказать? 

Дети рассказывают. 

А зачем мы умываемся, чистим зубы, моем руки, причесываемся? 

Дети отвечают. 

А  ч т о такое  м и к р о б ы ?  Ч т о вы о них знаете? 

Дети  в ы с к а з ы в а ю т свои предположения. Затем воспитатель читает 

стихотворение  « М и к р о б » . 

М и к р о б —  у ж а с н о вредное  ж и в о т н о е : 
Коварное и, главное,  щ е к о т н о е . 
Такое вот  ж и в о т н о е в  ж и в о т 
Залезет — и  с п о к о й н о там живет. 
Залезет, шалопай, и где захочется 
Гуляет по  б о л ь н о м у и  щ е к о ч е т с я . 
Он горд,  ч т о  с т о л ь к о от него  х л о п о т : 
И  н а с м о р к , и чихание, и  п о т . 
В ы ,  к у к л ы , мыли  р у к и перед  у ж и н о м ? 
Ой, братец  Л и с , ты  в ы г л я д и ш ь  п р о с т у ж е н н ы м . 
Постой-ка, у тебя  г о р я ч и й  л о б : 
Наверное, в тебе сидит  м и к р о б ! 

Иногда  м и к р о б ы попадают не  т о л ь к о на  р у к и или  л и ц о , но 

и в  н о с ,  г о р л о , и тогда мы начинаем чихать и  к а ш л я т ь . А  к а к 
защитить себя от  т а к и х  м и к р о б о в ? 

Дети высказывают свои предположения. 

Воспитатель предлагает детям провести закаливающее носовое дыхание. 

• Погладить нос  ( б о к о в ы е части носа) от  к о н ч и к а к перено­

сице, сделать  в д о х . На  в ы д о х е постучать по  к р ы л ь я м носа 
указательными пальцами  ( 5 — 6 раз). 

• Сделать по 8—10  в д о х о в и  в ы д о х о в через правую  н о з д р ю , 

затем — через левую, по очереди закрывая  о т д ы х а ю щ у ю ука­
зательным пальцем. 

9 *

  1 3 1 

• Сделать вдох  н о с о м . На  в ы д о х е  п р о т я ж н о  т я н у т ь звук 

м-м-м, одновременно  п о с т у к и в а я пальцами по  к р ы л ь я м носа. 
Б ы с т р о втянуть внутрь  ж и в о т а  б р ю ш н ы е  м ы ш ц ы , одновре­
менно сделать резкий  в ы д о х через нос  ( 3 — 4 раза). 

• Во время выдоха  ш и р о к о  р а с к р ы т ь рот и,  н а с к о л ь к о воз­

м о ж н о , высунуть  я з ы к , стараясь его  к о н ч и к о м достать до под­
бородка. Беззвучно произнесите: а-а-а  ( 5 — 6 раз). 

Еще  с п о с о б уберечь себя от  м и к р о б о в — закрывать рот и 

нос  н о с о в ы м платком. 

Организуется игра под названием  « М и к р о б ы » . 

М и к р о б ы  ж и в у т только там, где грязно, не  м о ю т пол и иг­
р у ш к и , не протирают пыль.  Ч т о же  н у ж н о делать? Как убе­
речь себя от  м и к р о б о в ? 

Д е т и .  Н у ж н о соблюдать  ч и с т о т у . 
В о с п и т а т е л ь . Правильно.  М и к р о б ы  б о я т с я свежего воз­

духа, и если окна и двери плотно  з а к р ы т ы , то в комнате ви­
димо-невидимо  м и к р о б о в .  Ч т о  ж е  н у ж н о делать? 

Д е т и . Проветривать  п о м е щ е н и е . 

В о с п и т а т е л ь . Как правильно проветривать  к о м н а т у ? 

Ведь если мы сейчас  о т к р о е м окна, то сразу заболеем. 

Дети отвечают. 

Проводится упражнение  д л я мелкой моторики рук  « С о л н ы ш к о » . 

Уши, носик и глаза 

помогают нам всегда 

Задачи: 

— уточнять и закреплять знания детей об органах слуха, 

з р е н и я , о б о н я н и я ; 

— воспитывать  п р и в ы ч к у к  з д о р о в о м у образу  ж и з н и ; 
—  ф о р м и р о в а т ь  л о г и ч е с к о е  м ы ш л е н и е ,  э с т е т и ч е с к и й 

в к у с ; 

— развивать  т в о р ч е с к у ю фантазию,  м у з ы к а л ь н ы й слух; 
— закреплять умение петь  г р о м к о или  т и х о в соответствии 

с  т е м п о м  м у з ы к и . 

* * *

 [ 

Дети под  м у з ы к у входят в  м у з ы к а л ь н ы й зал, где оформлены уголки: 

« М и р красок»,  « М и р  м у з ы к и » ,  « М и р здоровья». 

В о с п и т а т е л ь . Ребята,  п о с м о т р и т е , у нас сегодня  м н о г о 

гостей. Давайте поздороваемся. 

Д е т и . Здравствуйте,  м ы рады вас видеть! 

В о с п и т а т е л ь . Я  т о ж е очень рада видеть вас и гостей. 

И  ж е л а ю всем вам здоровья. Сегодня на занятии мы вспом­
ним о значении глаз, носа,  у ш е й . А для этого мы отправимся 
и путешествие в  « М и р  к р а с о к ,  м у з ы к и и  з д о р о в ь я » . 

Доносится звон  к о л о к о л ь ч и к а . 

Что вы  с л ы ш и т е ? 

Д е т и .  М ы  с л ы ш и м звон  к о л о к о л ь ч и к а . 
В о с п и т а т е л ь . Это  « М и р  м у з ы к и » .  К т о хочет пойти туда, 

должен идти на звон  к о л о к о л ь ч и к а . В  « М и р  к р а с о к » вам по­
м о ж е т попасть волшебный  к л у б о к . 

Воспитатель бросает клубочек, который указывает дорогу в  « М и р 

красок». 

А я вам  о т к р о ю дорогу в  « М и р  з д о р о в ь я » . 

Дети расходятся. 

Мир здоровья 

В о с п и т а т е л ь . Ребята, у нас в группе стоит какой-то зна­

к о м ы й запах. Резкий, не очень  п р и я т н ы й , но  п р и н о с я щ и й 
пользу  н а ш е м у  з д о р о в ь ю .  Ч т о вы чувствуете? 

Д е т и .  М ы чувствуем запах чеснока. 
В о с п и т а т е л ь . Что вам помогло почувствовать запах чес­

нока? 

Д е т и .  Н а ш  н о с ! 
В о с п и т а т е л ь . Значит, наш  н о с умеет распознавать раз­

ные запахи — приятные и даже  о п а с н ы е . А  е щ е для чего нам 
нужен  н о с ? 

Д е т и .  Н о с нужен,  ч т о б ы  д ы ш а т ь . 
В о с п и т а т е л ь . Совершенно верно.  Н о с  н у ж е н человеку 

для  д ы х а н и я . А кто мне  с к а ж е т , какое сейчас время года? 

Д е т и . Сейчас зима. 
В о с п и т а т е л ь .  К а к  н у ж н о правильно  д ы ш а т ь зимой  н а 

улице? 

Д е т и . Зимой  н у ж н о  д ы ш а т ь  н о с о м . 
В о с п и т а т е л ь .  П о ч е м у  н у ж н о дышать  н о с о м в  м о р о з н у ю 

погоду? 

Д е  т и . Воздух согревается в носу, а если вдыхать  р т о м , то 

м о ж н о заболеть,  п р о с т у д и т ь с я . 

В о с п и т а т е л ь . Правильно. Человек должен  д ы ш а т ь но­

с о м . В  н о с у  х о л о д н ы й воздух согревается и попадает в легкие 
уже теплым. А еще у нас в  н о с у есть  в о р с и н к и . Когда человек 
вдыхает воздух через  н о с , на  в о р с и н к а х оседают все  п ы л и н к и 

и в легкие попадает  у ж е  ч и с т ы й воздух.  Ч т о б ы ваш  н о с хоро­
ш о дышал,  н у ж н о делать  д ы х а т е л ь н у ю  г и м н а с т и к у . 

Д е т и  в ы п о л н я ю т . 

• Закрыть одну  н о з д р ю пальцем,  д ы ш а т ь через другую. 

Поменять местами  ( 4 — 5 раз). 

• Попеременно нажимая указательными пальцами то на 

одну  н о з д р ю , то на  д р у г у ю ,  п р о и з н о с и т ь звук  [ м ] . 

Мир музыки 

В о с п и т а т е л ь . Здравствуйте, ребята! Я  п р и в е т с т в у ю вас 

в моей «Стране  м у з ы к и » . А  к а к вы ее нашли? 

Д е т и .  М ы пришли  н а звон  к о л о к о л ь ч и к а . 
В о с п и т а т е л ь . А что помогло вам услышать колокольчик? 
Д е т и .  Н а ш и  у ш и ! 
В о с п и т а т е л ь . Совершенно верно.  У ш и  п о м о г а ю т нам 

слышать разные звуки. Давайте  п о с м о т р и м повнимательнее 
на  у ш и соседа.  У ш и у вас немного разные, но служат они 
всем  о д и н а к о в о . Мы  и м и слушаем  ( у ш к и - п о д с л у ш к и ) . Поду­
майте,  ч т о  б ы л о  б ы , если мы перестали бы  с л ы ш а т ь и очути­
лись в полной  т и ш и н е . 

Д е т и  о т в е ч а ю т . 

Сейчас мы с вами поиграем в  т и ш и н у . Закройте руками  с в о и 
у ш и и послушайте  т и ш и н у . А теперь  о т к р о е м  у ш и и послу­
шаем звуки вокруг нас. Скажите, что вы  с л ы ш и т е . 

Д е т и  о т в е ч а ю т . 

Все вокруг нас наполнено  с а м ы м и разными  з в у к а м и . Они за­
п о л н я ю т  т и ш и н у . Это  ш у м о в ы е или музыкальные  з в у к и ? 

Д е т и  о т в е ч а ю т . 

Теперь мы с вами поиграем. Закройте глаза и  п о с л у ш а й т е . 

(Шелест бумаги, скрип стула, звон колокольчика, звуки лью­

щейся воды.) Скажите, что вы  с л ы ш и т е ? 

Д е т и  о т в е ч а ю т . 

А теперь,  ч т о б ы мы с вами слышали еще лучше, давайте по­

трем мочки пальчиками. Молодцы! Сейчас мы поиграем в игру 

«Мама и  д о ч к а » . 

О д н а  и з  д е в о ч е к  б е р е т  к у к л у и  п о е т  е й  п е с н ю . 

Как девочка пела эту  п е с н ю ? Какая была песня по характе­
ру — быстрая, громкая? 

Дети отвечают. 

Как вы думаете,  м о ж е т ребенок заснуть под  б ы с т р у ю , гром­
к у ю  м у з ы к у ? Какая это была песня? 

Д е т и отвечают. 

Воспитатель выставляет рисунок с изображением людей. 

Ребята,  п о с м о т р и т е на  э т о т  р и с у н о к . Он вам нравится? 

Д е т и . Нет. 
В о с п и т а т е л ь .  П о ч е м у  о н вам  н е нравится? 

Д е т и .  Р и с у н о к некрасивый,  п о т о м у что глаза не разукра­

ш е н ы . 

В о с п и т а т е л ь . Как сделать, чтобы рисунок стал красивым? 

Дети отвечают. 

Садитесь за  с т о л ы и приступайте к работе. 

Дети садятся за столы и начинают разукрашивать глаза. 

Вы все справились с заданием. На этом наше занятие-путе­
шествие заканчивается. Вы отправляетесь дальше. 

П о д звуки  м у з ы к и дети собираются вместе. 

Ребята,  ч т о б ы вы могли попасть в другой  м и р , я предлагаю 
вам  о т д о х н у т ь и сделать  г и м н а с т и к у . 

Воспитатель читает стихотворение, а дети  в ы п о л н я ю т упражнение. 

Солнце глянуло в  к р о в а т к у 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Дети делают зарядку, 
Н у ж н о нам присесть и встать. 
Р у к и развести  п о ш и р е , 
П о б е ж а т ь по всей квартире 
И на месте  п о с т о я т ь — 

Раз, два, три, четыре, пять. 

А теперь, кто был в  « М и р е здоровья» — отправится на 

звон  к о л о к о л ь ч и к а — в  « М и р  м у з ы к и » . А тем,  к т о был в 

«Мире  м у з ы к и » , я даю  в о л ш е б н ы й  к л у б о ч е к . Он приведет 

вас в  « М и р  к р а с о к » . А остальные ребята пойдут со  м н о й в 

« М и р  з д о р о в ь я » . 

Дети выполняют. 

Вот мы и снова вместе. Я предлагаю вам  о т д о х н у т ь и выпол­
нить  г и м н а с т и к у . 

Воспитатель читает стихотворение, а дети  в ы п о л н я ю т упражнение. 

Буратино  п о т я н у л с я , 
Раз — нагнулся, два — нагнулся, 
Р у к и в  с т о р о н ы развел — 
Видно  к л ю ч и к не нашел. 
Ч т о б ы  к л ю ч и к  о т ы с к а т ь , 
Н у ж н о на  н о с о ч к и встать. 

П о д  м у з ы к у  в о с п и т а т е л ь и  д е т и  с о б и р а ю т с я  в м е с т е . 

Дети, на  э т о м наше занятие-путешествие заканчивается. 

Вам  о н о понравилось? 

Д е т и  о т в е ч а ю т . 

Ч т о вы вспомнили на занятии? 

Д е т и  о т в е ч а ю т . 

Ч т о  б ы л о интересного? 

Д е т и  о т в е ч а ю т . 

А в  к о н ц е нашего занятия-путешествия я  х о ч у  у г о с т и т ь 

вас  в о л ш е б н ы м  н а п и т к о м . Это фиточай  « З д р а в у ш к а » . 

Д е т и  п о д х о д я т к  с т о л у и  п ь ю т  ф и т о ч а й . 

Проделки Королевы Простуды 

Задачи: 

— формировать представление о здоровье как одной из ос­

н о в н ы х ценностей; 

— расширять знания о профилактике простудных заболеваний; 
— воспитывать  п о н я т и я о  з д о р о в о м образе  ж и з н и ; 
— развивать интерес к  п о з н а н и ю себя,  с в о и х возможнос­

тей и  с п о с о б н о с т е й . 

Предварительная работа: заучивание стихотворения С. Ми­

халкова  « Г р и п п » ; отгадывание загадок; беседа о простуде; 
дыхательная гимнастика. 

Материалы: указатели; плакаты; ватные  ш а р и к и ; отгад­

ки на загадки, капельки  д о ж д я , одежда для  к у к л ы ,  э с к и з 
гриба; цветные карандаши,  р и с у н к и с  « п у ш и с т и к а м и » . 

* * * 

Звучит музыка. 

В е д у щ и й . Сегодня такой прекрасный солнечный день! У нас 

много гостей и у всех хорошее настроение. Но я вынуждена вас 
огорчить. Наш товарищ попал в плен к Королеве Простуде. По­
слушайте, он сидит у нее в Королевстве, и ему очень грустно. 

Ребенок читает стихотворение С.  М и х а л к о в а  « Г р и п п » . 

У меня печальный вид, 
Голова с утра болит. 
Я  ч и х а ю , я  о х р и п . 
Ч т о такое — это грипп? 
Не  р у м я н ы й гриб в лесу, 
А поганый грипп в  н о с у . 

Поднялась температура, 
Я лежу и не  р о п щ у . 

П ь ю  с о л е н у ю  м и к с т у р у , 
К и с л о й горло  п о л о щ у . 
День лежу, второй лежу, 
Третий в садик не  х о ж у , 
И друзей не  д о п у с к а ю т 

Говорят,  ч т о заражу. 

Ребята, вы  х о т и т е его  о с в о б о д и т ь ? И самим уберечь себя от 

злых чар Королевы  П р о с т у д ы ? 

Д е т и . Да. 
В о с п и т а т е л ь . Тогда отправляемся с вами в путь. Закройте 

глаза, мы с вами перенесемся в волшебный мир сказок. 

Звучит музыка. 

В о с п и т а т е л ь 

Мы  о с т о р о ж н о  в х о д и м в сказку с вами. 
Дорога, лес  з н а к о м ы нам давно. 
Здесь все живет и  д ы ш и т чудесами, 

Загадками и тайнами  п о л н о . 

Но куда же нам идти? А вот красные горячие следы! Чьи они? 

Дети отвечают. 

А когда у человека поднимается температура? 

Дети отвечают. 

Вот сейчас мы с вами отправляемся в путь, и пойдем по сле­
дам. А чтобы не заболеть, нельзя наступать в течение заня­
тия на красные следы. В холодное время года очень легко 

попасть в Королевство  П р о с т у д ы . А какое сейчас время года? 

Дети отвечают. 

Что же случилось с  м а л ь ч и к о м ? Почему он заболел и оказал­
ся в Королевстве  П р о с т у д ы ? 

Дети отвечают. 

К а к  м и к р о б ы попадают в организм человека? 

Д е т и отвечают. 

Да, ребята,  т а к о й путь называется  « в о з д у ш н о - к а п е л ь н ы й » . 

А сегодня мы будем говорить о  т о м , как уберечь себя от про­
с т у д ы .  К а к не попасть во владения этой  у ж а с н о й  К о р о л е в ы ? 

Дети отвечают. 

Вот  о н и , красные горячие  с л е д ы . Вы  п о м н и т е ,  ч т о наступать 
на  н и х нельзя? 

Д е т и . Да. 
В о с п и т а т е л ь . А  р я д о м белые следы. Это следы здоро­

вья. По  к а к и м следам мы с вами  п о й д е м ? Как вы думаете? 

Д е т и .  П о  б е л ы м . 
В о с п и т а т е л ь . Идем друг за другом, не наступая на крас­

ные следы.  К т о наступит, тот попадет в плен к Королеве Про­
студе. Вот мы с вами и попали в «Замок ватных  о д е я л » . В  э т о м 
замке  ж и в у т  « к у т а л к и » . Там все  л ю д и  к у т а ю т с я ,  о д е в а ю т с я 
очень тепло, а все равно  б о л е ю т .  П о ч е м у  л ю д и  б о л е ю т ,  х о т я 
о д е в а ю т с я тепло? 

Дети отвечают. 

А как надо одеваться,  ч т о б ы не заболеть, не переохладиться? 

Дети отвечают. 

Организуется игра «Одень  к у к л у по погоде». 

Ребята,  в с п о м н и т е , как мы одевались с вами  з и м о й в группе, 
а как сейчас? 

Дети отвечают. 

В о т и  х о р о ш о , значит среди нас  « к у т а л о к » нет. Мы с вами 
всегда  д о л ж н ы  п о м н и т ь : одеваться  н у ж н о по  п о г о д е , не пе­
р е о х л а ж д а т ь с я ,  ч т о б ы  К о р о л е в а  П р о с т у д а не забрала вас в 
с в о й ледяной  д в о р е ц . А знаете, ребята, что  г л а в н у ю роль в 
борьбе с  п р о с т у д о й  и г р а ю т физкультура и  с п о р т .  К т о регу­
лярно занимается  с п о р т о м — всегда здоров и весел.  П о э т о м у 
б о л ь ш е играйте на  с в е ж е м  в о з д у х е ,  т о л ь к о одевайтесь облег­
ч е н н о , не  к у т а й т е с ь , тогда и болеть не будете. А теперь да­
вайте сделаем  з а к а л и в а ю щ е е  н о с о в о е  д ы х а н и е ,  к о т о р о е  т о ж е 
п о м о ж е т  н е  б о л е т ь .

  , ; 

Проводится  ф и з к у л ь т м и н у т к а «Носовое  д ы х а н и е » . 

• Открыть рот,  к о н ч и к  я з ы к а  п р и ж а т ь к нёбу.  В к л ю ч а е т с я 

р о т о в о е дыхание (5 раз). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..