Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 16

 

 

Дети отрывают лепестки, воспитатель читает: «Здоровье дороже бо­

гатства» и «Береги платье снову, а здоровье  с м о л о д у » . Дети высказыва­

ют свои  пре дпол ож е ния . 

2. Цветы 

Н а ш и алые цветы 
Р а с п у с к а ю т  л е п е с т к и . 

Ветерок чуть  д ы ш и т , 
Лепестки  к о л ы ш е т . 

Дети складывают ладоши в 

виде бутона и прижимают 
друг к другу, затем медлен­

но же раскрывают, имити­

руя распускающийся бутон. 
Дети производят колеба­

тельные движения каждым 
пальцем. 

Н а ш и алые цветы 
Закрывают лепестки. 
Т и х о засыпают, 
Головой  к а ч а ю т . 

Детские пальчики образуют 

бутон. 

Дети производят круговые 

движения кистями, сложен­

ными в виде бутона. 

Организуется  ф и з к у л ь т м и н у т к а  « Д о ж д и к » . 

3. Релаксационная пауза 

Воспитатель предлагает детям нарисовать в тетради ромашку. У нее дол­

жно быть восемь лепестков, и все они должны быть красиво раскрашены. 

Дети  в ы п о л н я ю т . Организуется выставка рисунков. 

В о с п и т а т е л ь .  М о л о д ц ы , ребята, теперь наша  р о м а ш к а 

о п я т ь целая и невредимая, и ей интересно узнать, понрави­
лись ли вам ее  с о в е т ы . 

Дети передают  м я ч и к по  к р у г у и отвечают. 

Далее организуется игра на развитие слуховой  п а м я т и и внимания 

«Телефон». 

Цели: 

— развивать чувство единства,  с п л о ч е н н о с т и ; 
—• учить детей действовать согласованно. 

* * * 

1. Эхо 

Задача игры — настроить детей на работу, дать  к а ж д о м у 

почувствовать себя в центре внимания. 

Какой я, каше другие? 

Дети сидят на  с т у л ь ч и к а х в кругу. 

В о с п и т а т е л ь .  Т о т ,  к т о сидит справа  о т меня, называет 

свое имя и прохлопывает его в ладоши вот так: «Гри-ша, Гри­
ш а » , а мы  д р у ж н о за ним  п о в т о р я е м , как  э х о . Затем по по­
р я д к у  п р о х л о п ы в а ю т свое  и м я все  с и д я щ и е , а мы  п о в т о р я е м , 
к а к  э х о . 

Дети  в ы п о л н я ю т . 

2. Пальчики 

Цель  у п р а ж н е н и я —  к о о р д и н а ц и я  д в и ж е н и й и  м е л к о й 

м о т о р и к и , развитие памяти. 

В о с п и т а т е л ь 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. 
Мы с  т о б о й  п о д р у ж и м маленькие пальчики. 
Один, два, три, четыре, пять! 
Начинаем счет  о п я т ь . 
Один, два, три, четыре, пять! 

Вот и кончили считать. 

П о к а ж и т е правую руку, а теперь —  л е в у ю . Давайте подру­

ж и м наши пальчики. 

Дети складывают руки в замок и поочередно соединяют  п а л ь ч и к и 

правой и левой рук, начиная с мизинцев. 

Очень  х о р о ш о ! 

3. Волшебный мешочек 

Цель упражнения — активизировать тактильное восприя­

тие. 

В о с п и т а т е л ь . Это  в о л ш е б н ы й  м е ш о ч е к . Сейчас  в ы  п о 

очереди опустите руку внутрь  м е ш о ч к а и, не заглядывая туда, 
на  о щ у п ь определите, что в нем  л е ж и т .  К т о догадался, хра­
нит свой секрет и молчит. 

Дети  в ы п о л н я ю т . 

Ч т о же  л е ж и т в  м е ш о ч к е ? 

Д е т и .  В о з д у ш н ы й  ш а р и к ! 

4. Воздушный шарик 

Цель игры — научиться расслаблять  м ы ш ц ы  ж и в о т а . 
В о с п и т а т е л ь . Представьте, что  ш а р и к у вас в  ж и в о т е , 

и вы его  д о л ж н ы надуть.  П о л о ж и т е  р у к у на  ж и в о т . Набираем 
воздух, надуваем  ж и в о т и к , как  б о л ь ш о й шар. Чувствуете, как 

он растет? А теперь сделаем вдох и сдуем  ш а р и к . Отлично! 
П о в т о р и м  е щ е раз вдох-выдох, вдох-выдох. 

Д е т и  в ы п о л н я ю т . 

5. Угадай, чей голосок? 

Цель игры — развивать  с л у х о в о е восприятие. 
В о с п и т а т е л ь . Встанем в круг и возьмемся за руки. Один 

человек внутри круга.  К т о  х о ч е т встать в центр? 

В ы б и р а е т с я  в о д я щ и й . 

Ж е н я , ты сейчас в лесу. 
М ы зовем тебя:  « А у ! » 
Ну-ка глазки закрывай, не робей, 
К т о зовет тебя — узнай  п о с к о р е й . 

В о д я щ и й  о к л и к а е т  д е т е й  п о  о ч е р е д и .  И г р а  п о в т о р я е т с я  н е с к о л ь к о 

р а з . 

Мой «цветок волшебства» 

Цели: 

— дать детям четкие представления о  с к р ы т ы х в них воз­

м о ж н о с т я х развития чувств, ума, физического здоровья; 

— обогатить их опыт социокультурными представлениями; 
— побудить к активным  л и ч н о с т н ы м проявлениям. 

* * * 

1. Цветок «я» 

В о с п и т а т е л ь . Я хочу предложить вам путешествие в мир 

своих  в о з м о ж н о с т е й , чтобы лучше себя узнать. Каждый из 
вас — чудесный цветок, а каждый из лепестков — то, что очень 
важно для человека. Какие лепестки будут у этого цветка? 

Д е т и  с т р о я т  п р е д п о л о ж е н и я .  В о с п и т а т е л ь  р а с к л а д ы в а е т  л е п е с т к и с 

н а д п и с я м и :  « Я » ,  « М о е  т е л о » ,  « М о й  у м » . 

В центре цветка —  « я » , а остальные лепестки означают  т о , из 
чего  с о с т о и т мое  « я » . И первый лепесток говорит нам о важ­
ности нашего тела.  П о ч е м у ? 

Д е т и  с т р о я т  п р е д п о л о ж е н и я . 

Давайте сыграем в игру  « М о е  т е л о » . Я буду называть части 
тела, а вы подберете рифму. Например, пузик — арбузик. 

О р г а н и з у е т с я  и г р а  « М о е  т е л о » . 

М о л о д ц ы , ребята. Второй лепесток  « М о й  у м » .  Ч т о значит для 
человека  у м ? 

Дети отвечают. 

Правильно, дети, недаром в  п о с л о в и ц е  г о в о р и т с я :  « У м — все­
м у  г о л о в а » .  К а к  в ы  э т о понимаете? 

Дети отвечают. 

2. «Солнышко» 

Воспитатель предлагает  д е т я м выполнить  у п р а ж н е н и я на развитие 

мелкой моторики. Он читает четверостишие, а дети сгибают и разгиба­

ют пальчики. 

С о л н ы ш к о  п р о с ы п а е т с я , 
Л у ч и к и раздвигает. 
С о л н ы ш к о засыпает, 
Л у ч и к и собирает. 

В о с п и т а т е л ь . Возьмите карандаши и нарисуйте у себя 

свой  « ц в е т о к  в о л ш е б с т в а » ,  к а ж д ы й лепесток разным  ц в е т о м . 

Звучит музыка. Дети  в ы п о л н я ю т задание. 

Мои чувства. Мое настроение 

Цели: 

— познакомить детей с  п о н я т и я м и  « н а с т р о е н и е » и «чув­

с т в а » ; 

— учить понимать настроение другого человека; 
—  п о з н а к о м и т ь со  с п о с о б а м и управления и регуляции на­

строения; 

— диагностировать эмоциональное  с о с т о я н и е детей. 

* * * 

1. Музыка 

З в у ч и т веселая музыка. 

В о с п и т а т е л ь . Опишите настроение  м у з ы к и . 
Д е т и . Она веселая, озорная. 
В о с п и т а т е л ь .  Ч т о  в ы чувствовали, когда слушали эту 

м у з ы к у ?  Ч т о вам хотелось делать? 

Д е т и .  Х о т е л о с ь веселиться и танцевать. 

В о с п и т а т е л ь . У  м у з ы к и ,  к а к и у человека, есть настро­

ение. И  о н о бывает разным. 

З в у ч и т серьезная музыка. 

Ч т о вы теперь почувствовали? 

Д е т и .  М ы стали серьезными. 
В о с п и т а т е л ь . Какая  м у з ы к а вам больше понравилась? 

П о ч е м у ? 

Д е т и . Обе понравились. Но у  к а ж д о й  м у з ы к и свое настро­

ение. 

2. Чувства 

В о с п и т а т е л ь . Сегодня мы будем  г о в о р и т ь о третьем ле­

п е с т к е  н а ш е г о  « ц в е т к а - в о л ш е б с т в а » —  ч у в с т в а х .  К т о ска­
ж е т , где  ж и в у т  ч у в с т в а ? Найдите  м е с т о на теле, где  о н и на­
х о д я т с я . 

Д е т и . Там, где сердце. 

В о с п и т а т е л ь . Да, дети, ум — в голове, а  ч у в с т в а — в 

сердце.  П о э т о м у о чувствах и  г о в о р я т ,  « с е р д ц е м  ч у в с т в у ю » . 
А все тело —  э т о наш  б о л ь ш о й  д о м . 

Воспитатель выставляет рисунки с изображением двух волшебников — 

доброго и злого. 

Д е т и , к нам в  г о с т и  п р и ш л и два  в о л ш е б н и к а ,  п о п р о б у й т е 
угадать,  к а к и е чувства они  и с п ы т ы в а ю т . 

Воспитатель читает стихи, а дети определяют по  м и м и к е волшебни­

ков и по стихотворениям, какой персонаж злой, а какой добрый. 

Вспомните мультфильм  « П р и к л ю ч е н и я  к о т а  Л е о п о л ь д а » . Ка­
к и м и  б ы л и  м ы ш а т а ? 

Дети отвечают. 

А  к о т ? 

Дети отвечают. 

Ч т о ему прописал врач? 

Дети отвечают. 

Ч т о  п р о и з о ш л о с  к о т о м после  « о з в е р и н а » ? 

Дети отвечают. 

А  к т о вам больше понравился:  м ы ш а т а или  к о т Леопольд? 

Дети отвечают. 

2. Тренинг эмоций 

Волшебники предлагают детям закрыть глаза и превратить­

ся в шаловливых, сердитых и веселых  м ы ш а т . 

3. Займи свой домик 

« М ы ш к и » садятся на  с т у л ь ч и к и ,  р а с п о л о ж е н н ы е по кру­

гу, т.е. в свои  д о м и к и . Но им  х о ч е т с я погулять, порезвиться, 
побегать. По сигналу взрослого они веселятся, а в  э т о время 
один  д о м и к исчезает. Сигнал оповещает,  ч т о надо занять свои 

д о м и к и . Игра длится до тех  п о р ,  п о к а не останется самый 
ш у с т р ы й  м ы ш о н о к . 

В о с п и т а т е л ь . Какое настроение у нас после  и г р ы ? 
Д е т и .  Х о р о ш е е . 
В о с п и т а т е л ь . Развеселили  м ы злого  в о л ш е б н и к а ? 
Д е т и . Да. 

4. Пальчик-мальчик 

В о с п и т а т е л ь  ч и т а е т  с т и ш о к , а  д е т и  в ы п о л н я ю т  у п р а ж н е н и е  н а раз­

в и т и е  м о т о р и к и . 

Пальчик-мальчик, где ты  б ы л ? 
С  э т и м братцем в лес  х о д и л , 
С  э т и м братцем щи варил, 
С  э т и м братцем  к а ш у ел, 
С  э т и м братцем песни пел. 

В о с п и т а т е л ь . Нарисуйте  в о л ш е б н и к о в .  П о д у м а й т е , ка­

кие краски вы возьмете для изображения  д о б р о г о , веселого 
в о л ш е б н и к а , а какие для злого? 

Д е т и  в ы п о л н я ю т  з а д а н и е . 

В о л ш е б н и к и очень рады и  т о ж е  х о т я т вас отблагодарить и 
подарить вам  « в о л ш е б н ы е  ц в е т ы » . Они разного цвета: от бе­
лого до  ч е р н о г о . 

Д е т и  с а м и  в ы б и р а ю т  ц в е т о к ,  к о т о р ы й  и м  п о н р а в и л с я . 

З в у ч и т  п е с н я  В .  Ш а и н с к о г о  « У л ы б к а » . 

Добрый волшебник 

Я слабым помогать  г о т о в , 
П о п а в ш и м вдруг в беду, 
Всегда приветлив и здоров 
И правду  г о в о р ю . 
Не  ж а д н и ч а ю никогда, 
Ж а л е ю я  д р у г и х . 
О ш и б к и всем  п р о щ у всегда, 
Забуду я о  н и х . 
С  у л ы б к о й я всегда дружу, 
Всегда  г о с т я м я рад. 

Я  д р у ж б о й верной  д о р о ж у , 
Л ю б л ю я всех ребят. 

Злой волшебник 

А я с  у л ы б к о й не  д р у ж у 

И  л и ш ь обидам рад. 
Я гневом, злостью  д о р о ж у , 
К у с а ю всех подряд. 
Не  п о ж а л е ю никогда, 

Нигде и  н и к о г о . 
Л ю б л ю на свете я всегда 
Себя  л и ш ь  о д н о г о . 

Что делать, если у тебя 

плохое настроение? 

Цели: 

— продолжать учить детей различать  э м о ц и и ; 
—  у п р а ж н я т ь в регуляции своего эмоционального состоя­

н и я ; 

—  п о з н а к о м и т ь детей со способами саморегуляции. 

* * * 

1. Три настроения 

В ы с т а в л я е т с я  п л а к а т  « Т р и  н а с т р о е н и я » .  В о с п и т а т е л ь . Когда у человека все  х о р о ш о , все получа­

ется, он всем доволен и всех  л ю б и т . Его настроение  п о х о ж е 

на  ч и с т у ю воду: и мысли и чувства у него ясные и  ч и с т ы е . 

А значит, и  п о с т у п к и он будет совершать ... какие? 

Д е т и .  Х о р о ш и е . 
В о с п и т а т е л ь . Правильно, и тогда в голову приходят 

отличные идеи, настроение становится прекрасным и радост­
н ы м , как салют,  м ы с л и  т о ж е блестят и переливаются, как 
вода в  э т о м стакане. Но бывает,  ч т о  м ы с л и человека грустны 
и неприятны, ему плохо или обидно. Тогда его мысли  п о х о ж и 
на  т е м н у ю ,  м у т н у ю воду.  П о э т о м у постараемся как  м о ж н о 
чаще думать  . . . о чем? 

Д е т и . О  х о р о ш е м . 

2. Жужа 

Ж у ж а  с и д и т  н а  с т у л е .  Д е т и  б е г а ю т  в о к р у г ,  д р а з н я т , . щ е к о ч у т , дотра­

г и в а ю т с я . 

9 -  9 2 9 7 

Ж у ж а ,  Ж у ж а ,  в ы х о д и , 
Ж у ж а ,  Ж у ж а , догони! 

1 2 9 

Ж у ж а терпит, но когда ей все надоедает, она вскакивает и начинает 

гоняться за обидчиками.  К о г о поймала, тот попадает в плен и выбывает 

из игры. 

В о с п и т а т е л ь . Игра подняла вам  н а с т р о е н и е . Попыта­

емся его закрепить, выполнив ряд  у п р а ж н е н и й . А заодно нам 
в ы п у с т и т ь из себя злого дракона,  о ч и с т и т ь  м у т н у ю  в о д у и 
сделать  м ы с л и и чувства  ч и с т ы м и . 

•  « П о т о п а т ь  н о г а м и » или сделать  ф и з и ч е с к и е упражнения 

«  Р ы б к и », «  Л я г у ш к и ». 

• «Надуть воздушный шарик» «злостью» и дать ему лопнуть. 
•  « В о з д у ш н ы й  ш а р и к » на расслабление  м ы ш ц  ж и в о т а . 
•  « С м ы т ь » дурные чувства. 
•  « П о д н и м и себя  с а м » . Сидя на стульях, взяться двумя 

руками за стул снизу и  п о п ы т а т ь с я поднять  с е б я . 

2. Дракон ловит свой хвост 

Организуется игра. Дети  д е р ж а т с я за талию.  П е р в ы й — голова, по­

следний — хвост.  П е р в ы й игрок пытается схватить последнего. 

В о с п и т а т е л ь .  К а к о е у вас теперь настроение? 
Д е т и .  Х о р о ш е е . 
В о с п и т а т е л ь . А теперь давайте  в ы п о л н и м упражнение 

под названием  « К л я к с ы » . 

2. Кляксы 

Дети берут краску любого цвета и делают  к л я к с у . Затем лист свора­

чивается пополам, и дети говорят, на  ч т о  п о х о ж и их рисунки и  к а к о е у 

них настроение. 

Дети поют и исполняют танец-польку. 

Встаньте, дети, 
Встаньте в круг, 
Встаньте в круг, 
Встаньте в круг, 
Я твой друг 
И ты  м о й друг, 
Старый верный друг. 

Надо, надо умываться... 

Цели: 

— создать позитивное  о т н о ш е н и е к культурно-гигиеничес­

к и м навыкам; 

— усилить личностное  о т н о ш е н и е к культуре тела и  д у ш и ; 
—  п о м о ч ь организовать  ж и з н е н н ы й  о п ы т детей. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..