Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 14

 

 

• Пальчиковая гимнастика 

См. комплекс ритмиче­
ской разминки для детей 
с нарушениями речи 
( № 3 ) 

В течение 

квартала 

IV квартал 

Слушание музыки 

• Что и как рассказывает музыка? 
Слушать и узнавать знакомые музы­
кальные произведения, высказывать 
свое мнение о них, составлять «про­
грамму концерта» из любимых произ­

ведений 

— 

Июнь, 

июль, 

август 

Пение 

• Исполнять знакомые песни для игр и 
х о р о в о д о в . Петь песню весело, под­
вижно и в то же время ласково. Начи­
нать после вступления, передавать 
динамические изменения. Исполнять 
хороводную песню подвижно, весело, 

выполнять движения в соответствии с 
текстом песни 

«Песня солнышку» 
(В. Иванников),  « М ы на 
луг ходили» (А. Филип­
пенко) 

Июнь, 

июль, 

август 

Музыкально-ритмические движения 

• Исполнять знакомые игры,  х о р о в о д ы 
и танцы 

По выбору детей 

Июнь, 
август 

Игра на детских музыкальных инст­
рументах 

• При исполнении знакомых попевок и 
песен, игр и танцев использовать раз­
нообразные духовые музыкальные 
инструменты, играя на них несложные 
мелодии или ритмический рисунок. 

• Пальчиковая гимнастика 

По выбору детей. 

См. комплексы ритмиче­
ской разминки для детей 
с нарушениями речи 
(№  4 ) . Повторение ком­

плексов № 1—3 

Июнь, 
август 

Июнь, 

июль, 

август 

Комплекс ритмической разминки 

для детей с нарушением речи 

Название 

Описание движений 

Веселые паль­
чики 

Ритмичные движения пальцев ног вверх-вниз вместе и попе­
ременно. Ноги в шестой позиции 

Незнайка 

И.п. — руки на поясе, ноги в первой позиции. Активное под­
нимание и опускание плеч 

Да и нет 

И.п. — руки за спиной в «замке», ноги слегка расставлены. 
На четыре счета —  п о в о р о т ы головы вправо-влево. На сле­
д у ю щ и е четыре счета — легкие наклоны головы вверх и вниз 

Буратино 

И.п. — руки на поясе, ноги в первой позиции. На счет  « 1 » 
выставить правую ногу на пятку, одновременно показать 
« н о с » вправо. На счет  « 2 » вернуться в и.п. То же самое по­
вторить с левой ноги 

Дождинки 

И.п. — произвольное.  « Л о в и т ь  д о ж д е в ы е капли» попере­
менно правой и левой ладошками с  п о с т е п е н н ы м их под­
ниманием 

Часики 

И.п. — руки внизу, ноги в шестой позиции, сделать один 
прыжок с поворотом на 90° с последующим хлопком. Повто­
рить 4 раза 

Мячики 

Упражнение выполняют только мальчики! Прыжки в поло­
жении «на корточках». Руки лежат на коленях 

Будь начеку! 
(упражнение на 
устойчивость 
внимания) 

Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожидан­
ный акцент в музыке ведущий опускается на одно колено. 
Остальные продолжают движение. Снова акцент в музыке, 
идущий впереди опускается на колено. Так продолжается до 
тех пор, пока все дети не встанут на  о д н о колено. Затем  э т о 
упражнение проделывается в обратном порядке, пока все не 
встанут с колен и не образуется вновь цепочка 

Стряхивание 
воды (регуля­
ция мышечного 
тонуса) 

На 4 счета потряхивание кистями то левой, то правой руки, 
на следующие 4 счета — кистями обеих рук. Затем выпол­
нить 4 хлопка в ладоши 

Змейка между 
стульями (раз­
витие чувства 
ритма) 

Стулья стоят по кругу на расстоянии двух-трех шагов один от 
другого. На музыку марша дети идут  « з м е й к о й » между 
стульями. На музыку бега начинают движение по внешнему 
кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. Снова звучит 
марш, движение  « з м е й к о й » возобновляется 

Вырастайка 
(регуляция 
мышечного 
тонуса) 

Дети сидят на корточках. Под музыку медленно поднимают­
ся, руки вытягивают вверх, напрягают их, наклоняются, 
« б р о с а ю т » руки, расслабляются в плечах, в поясе 

Веселый обруч 
(развитие тем­
пового чувства) 

Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленную му­

зыку поднимают их над головой и медленно опускают. Снова 
поднимают. На  б ы с т р у ю музыку катят обручи по полу и бе­
гут за ними 

Ванька-
встанька 

И.п. — ноги в шестой позиции, руки за спиной. Плавные 
перекаты с носка на пятку 

Фонарики 

И.п. — ноги в первой позиции, руки вытянуты в стороны, 
пальцы сжаты в кулаки. На счет  « 1 » — с силой разжать паль­
цы, на счет  « 2 » — снова сжать в кулак 

На батуте 

Высокие ритмичные прыжки на двух ногах 

Менуэт 

И.п. — ноги в третьей позиции, руки внизу, не касаются бе­
дер. На счет  « 1 — 2 — 3 » — выполнить три мягких касания 
пола носком, на счет  « 4 » — подтянуть ногу в и.п. Выполня­
ется поочередно то правой, то левой ногой 

Качалочка 

И.п. — ноги в первой позиции, руки сложены перед грудью 
« п о л о ч к о й » . Ритмичные покачивания «полочкой». Одновре­
менно пружинить на ногах 

Топ и хлоп 

И.п. — ноги в шестой позиции, руки на поясе. На счет  « 1 » —-
шаг правой ногой вправо, на счет  « 2 » — приставить к ней 
левую ногу и хлопнуть в ладоши, на счет  « 3 » — шаг левой 
ногой влево, на счет  « 4 » — приставить правую ногу и хлоп­
нуть в ладоши 

Учимся танце­
вать 

И.п. — ноги в первой позиции, руки на поясе. На счет  « 1 » — 
правая нога выдвигается вперед на носок, на счет  « 2 » — в 
и.п. На счет  « 3 » — левая нога выдвигается вперед на носок, 
на счет  « 4 » возвращается в и.п. На счет  « 5 » — правая нога на 
н о с о к в сторону, на счет  « 6 » — в и.п. На счет  « 7 » — левая 

нога на  н о с о к в сторону, на счет  « 8 » — в и.п. 

Клоуны (упраж­
нение на пере-
ключаемость 
движений) 

Дети стоят в две шеренги друг против друга. Под музыку 
Д. Кабалевского  « К л о у н ы » на начало каждого такта испол­

няют два противоположных движения. Одна шеренга присе­
дает, другая — выпрямляется с подъемом на носки 

Игра с водой 

И.п. — сидя на полу, руки опущены. Кистями рук бить легко 
по воображаемой воде 

Змейка 

Дети сидят по кругу.  Н а м у з ы к у марша идут  « з м е й к о й » по 
ковру. На  б ы с т р у ю  м у з ы к у — бегут по внешнему кругу. По 
окончании музыки все останавливаются на месте 

Куры — гуси 
(развитие рече­

вого дыхания) 

Активно и ритмично сближать кончики пальцев правой руки 
(2-й, 3-й, 4-й, 5-й — с большим). Пальцы касаются друг друга 
у самых ногтей. 
Куры, гуси да индюшки 

наклевалися петрушки, 
закусили лебедой, 
побежали за водой. 
То же левой рукой, затем двумя руками вместе 

Гармошечка 

И.п. — ноги в шестой позиции, руки на поясе. На счет  « 1 » — 
развести пятки врозь и присесть, на счет  « 2 » — вернуться 
в и.п. 

Чебурашка 

И.п. — ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, ла­
дони на уровне глаз. На счет  « 1 » — присесть с разведением 

коленей и раскинуть руки в стороны, голову наклонить на 
бок. На счет  « 2 » — принять в и.п. 

Лягушка 

И.п. — как в «Чебурашке». На счет  « 1 » — прыжок на двух 
ногах вправо, на счет  « 2 » — влево 

Жар-птица 

И.п: — ноги в шестой позиции, руки опущены вниз. На счет 
« 1 » — взмах руками вверх через стороны, на счет  « 2 » — вер­
нуться в и.п. 

Березки 

Ритмичное плавное покачивание поднятых рук вправо-влево 

Неваляшки 

И.п. — ноги слегка расставлены, руки опущены, но не каса­
ются бедер. На счет  « 1 » — наклониться вперед и вытянуть 
руки, на счет  « 2 » — вернуться в и.п. 

Собираем яго­

ды 

И.п. — ноги в первой позиции, руки опущены. На счет  « 1 — 
2» — сели, «сорвали ягодку», на счет  « 3 — 4 » вернулись в и.п. 

Веселое путе­
шествие (уп­
ражнение на 
распределение 
внимания) 

Дети стоят в кругу и рассчитываются на 1-2-3-й. Первые идут 
по кругу вправо, вторые — влево. Третьи стоят на месте и 
хлопают в ладоши. Затем движение меняется: первые хлопа­
ют, вторые идут направо, третьи налево. И наконец, третьи 
идут направо, первые — налево, вторые хлопают 

Функции специалистов ДОУ в организации 

коррекционно-развивающей работы 

Учитель-логопед 

• Обеспечение  г и б к о г о , щадящего режима. 
• Обогащение словарного запаса, формирование лексико-

г р а м м а т и ч е с к о г о  с т р о я речи. 

•  Ф о р м и р о в а н и е  з в у к о п р о и з н о ш е н и я с использованием оз­

д о р о в и т е л ь н ы х  т е х н о л о г и й . 

•  Г и м н а с т и к а артикуляционная, пальчиковая, дыхатель­

ная, для глаз. 

•  М а с с а ж и  с а м о м а с с а ж  я з ы к а , лица; физкультминутки, 

упражнения на релаксацию. 

• Работа с воспитателями и родителями. 

Педагог-психолог 

• Развитие всех  п с и х и ч е с к и х  ф у н к ц и й . 
• Психокоррекционнаяработа (индивидуальная, групповая). 
•  Т е к у щ е е обследование. 
•  П с и х о т р е н и н г (консультации для педагогов и родителей). 

Воспитатель 

• Обеспечение  г и б к о г о оздоровительного  р е ж и м а . 
• Наблюдение за  д и н а м и к о й развития детей. 
•  К о р р е к ц и о н н а я работа. 
• Использование оздоровительных  т е х н о л о г и й . 
• Работа с родителями. 

М е д и ц и н с к а я сестра 

• Вакцинация, витаминизация, медикоментозная  п о м о щ ь . 
•  Ф и з и о т е р а п и я . 
• Лечебно-профилактические  м е р о п р и я т и я . 
• Закаливание. 

М а с с а ж и с т 

• Индивидуальный лечебно-коррекционный и общеукреп­

л я ю щ и й  м а с с а ж . 

И н с т р у к т о р  п о  Л Ф К 

•  К о р р е к ц и я нарушений  о с а н к и ,  п о л о ж е н и я  с т о п , комби­

н и р о в а н н ы х дефектов. 

•  Ф о р м и р о в а н и е двигательного  р е ж и м а . 

Педагоги  д о п о л н и т е л ь н о г о  о б р а з о в а н и я 

•  К о р р е к ц и я мелкой  м о т о р и к и  ( о р и г а м и ) . 
• Коррекцияречедвигательноймоторики(театральньшкружок). 
•  К о р р е к ц и я сенсорного недоразвития  ( к р у ж о к изодеятель-

н о с т и ) . 

• Валеологическое образование (уроки  з д о р о в ь я ) . 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1 

Конспекты сюжетных занятий для всех 

возрастных групп с использованием 

здоровьесберегающих технологий* 

Всегда и везде вечная слава воде! 

Цели: 

— развивать речевое дыхание; 
— формировать правильную  а р т и к у л я ц и ю ; 
— развивать тактильные  о щ у щ е н и я ; 
— закреплять гигиенические  н а в ы к и . 

*** 

1. Ласковое имя 

В с п о м н и т е , как вас ласково называют дома, и, перебрасы­

вая мяч друг другу по кругу, называйте  э т о ласковое  и м я . 

2. Ухаживаем за цветком 

На столе стоит  к о м н а т н ы й  ц в е т о к . Дети садятся  в о к р у г 

стола. 

Ц в е т о к . Дети, я рад, что  ж и в у в дружной группе, где нет 

грубых слов, драк, обид. Ваши добрые и заботливые руки помо­
гают мне расти и дарить вам чистый воздух, красоту. Иначе я 
бы болел и был вялым и некрасивым. Вы понимаете мой цве­
точный язык и угадываете, когда я  х о ч у пить или умываться. 

В о с п и т а т е л ь . О чем нас  п р о с и т цветочек? 
Д е т и . Полить, протереть  л и с т о ч к и . 
В о с п и т а т е л ь . Даже цветы  л ю б я т быть  ч и с т ы м и . 

Ребята поливают цветы. 

3. Замарашка 

В о с п и т а т е л ь . Ой, кто-то  с т у ч и т с я в дверь. Да  э т о же 

Замарашка. Он  о б и ж а е т с я ,  ч т о все его дразнят: 

Замарашка Кирилл 
Месяц в баню не ходил, 
С к о л ь к о грязи,  с к о л ь к о ссадин! 
Мы на шее  л у к посадим! 

* В разделе «Уроки здоровья для дошкольников» приводится тематика заня­

тий с учетом возрастных групп. 

П о ч е м у его дразнят и не дружат с  н и м ? Давайте  п о м о ж е м 

Замарашке. 

Дети  в ы п о л н я ю т задание. 

4. У Мойдодыра 

В о с п и т а т е л ь . Я приглашаю вас в  г о с т и к  М о й д о д ы р у , в 

к о м н а т у , где  м о ю т  р у к и . 

А что нам  н у ж н о с  с о б о й взять? Вот волшебная  к о р о б о ч к а , 

о п у с к а я в нее  р у к у , отгадайте предмет, но не говорите вслух, 
т о л ь к о мне на  у ш к о . 

Д е т и 

Если б  м ы л о  п р и х о д и л о 
По утрам ко мне в кровать, 
И само меня бы  м ы л о 
Х о р о ш о  б ы это было! 

В о с п и т а т е л ь . Правильно,  э т о  д у ш и с т о е  м ы л о ,  к о т о р о е 

убьет всех  м и к р о б о в . А теперь послушайте песенку  в о д и ч к и : 

Водичка, водичка! 
У м о й , мое  л и ч и к о , 
Ч т о б ы глазки блестели, 
Ч т о б ы  щ е ч к и краснели, 
Ч т о б смеялся  р о т о к , 
Ч т о б кусался  з у б о к ! 

Дети поют песенку, произнося звук [с] протяжно. Затем моют руки с 

м ы л о м . 

П о м ы л и  р у ч к и ,  щ е ч к и , глазки.  М о л о д ц ы ! А  ч т о же теперь 

нам  н у ж н о взять? 

Д е т и . Полотенце. 

В о с п и т а т е л ь . Правильно, мягкое, пушистое полотенце. 

5. Волны 

В о с п и т а т е л ь . Вы любите купаться в речке, в море. Пред­

ставьте, что вы волны — надвигаетесь,  ш у р ш и т е , поглажива­
ете друг друга, проговаривая слова:  « М о р е  в о л н у е т с я . . . » . 

Дети выполняют. 

Вежливость на каждый день 

Цели: 

— обучить детей употреблять слова-приветствия, произно­

сить их с  с о о т в е т с т в у ю щ е й интонацией; 

8 —  9 2 9 7 

1 1 3 

—  з а к р е п и т ь  у м е н и е  и с п о л ь з о в а т ь  н е р е ч е в ы е  с р е д с т в а 

(улыбка,  ж е с т ы , взгляды), развивать правильное произ­
н о ш е н и е . 

* * * 

1.  С о л н ы ш к о (пальчиковая гимнастика) 

Дети  в ы п о л н я ю т задание воспитателя —  с г и б а ю т и разги­

бают пальчики. 

С о л н ы ш к о  п р о с ы п а е т с я , (Утро.) 
Л у ч и к и расправляет, (День.) 
Л у ч и к и собирает, (Вечер.) 
И засыпает. (Ночь.) 

2. Птицы 

В о с п и т а т е л ь . Здравствуйте, дети!  У т р о м , когда я про­

снулась,  п е р в ы м и меня приветствовали  п т и ц ы . Они просну­
лись раньше меня и весело щебетали,  г о в о р я о начале дня. 

З в у ч и т  м у з ы к а с голосами птиц. 

Д о б р о е  у т р о ! —  п т и ц ы запели, — 
Д о б р ы е  л ю д и , вставайте с постели, 
П р я ч е т с я вся темнота по углам, 
Солнце  в з о ш л о и идет по  д о м а м . 

С  к а к и х слов начали утро  п т и ц ы ? 
Д е т и . Они поздоровались. 
В о с п и т а т е л ь . А  в ы  к а к и м и словами встречаете  н о в ы й 

день? 

Дети отвечают. 

3. Разбуди куклу 

Н е о б х о д и м о изобразить, как разбудить куклу и что ей нуж­

но сказать, обращая внимание на  и н т о н а ц и ю . 

4. Маски 

Дети надевают  м а с к и и  п р о и з н о с я т слово «Здравствуйте» 

так,  к а к это сделали бы герои. 

5 .  П а р о в о з и к (артикуляционная гимнастика) 

В о с п и т а т е л ь .  Г у б ы складываем  т р у б о ч к о й и произно­

с и м звук  [ у ] . 

Один ребенок подражает гудку паровоза, остальные  и м и т и р у ю т  с т у к 

колес. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..