Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 13

 

 

Песни 

• Воспринимать веселый, жизнерадо­
стный характер песни. Петь, правильно 
интонируя,  т о ч н о передавая ритмиче­
ский рисунок, динамику. Различать 
музыкальное вступление, запев, при­

пев, проигрыш. 

«Урожайная» (А. Фи­
липпенко). 

Сентябрь 

• Передавать радостное настроение 
песни, петь с подъемом, легким зву­
ком, смягчая окончания фраз 

« Д о ж д и к » (Е. Попляно-
ва). 
«Здравствуй,  о с е н ь ! » 
( Ю . Слонов). 

Октябрь, 

ноябрь 

• Дополнительный репертуар 

«Журавушка» (Е. Зариц-
кая). 
«Белочка» (3. Левина) 

Музыкально-ритмические движения 

• Осваивать танцевальные движения 
(дробный шаг, танцевальный, шаг с 
притопом). Обращать внимание на 
эмоциональность выполнения движе­
ний. 

«Русская лирическая», 
«Светит месяц»,  « В ы й д у 
ль я на реченьку» (рус­
ские народные мелодии). 

Сентябрь, 

октябрь, 

ноябрь 

• Передавать характер марша четкой 
ритмичной ходьбой. 

« М а р ш » (С. Прокофьев). 

Сентябрь 

• Передавать подвижный характер му­
зыки легким, ритмичным бегом. 

«Бусинки» (Б. Чайков­
ский). 

Октябрь 

• Четко, ритмично выполнять полупри­
седания («Пружинку»), согласуя свои 
движения с музыкой 

«Лакомка» (Вальдтей-
фель) 

Ноябрь 

Игры и хороводы 

• Выполнять игровые действия в со­
ответствии с характером двух  п ь е с : 

двигаться  т о п а ю щ и м шагом, изобра­
жая движения машин; маршировать 

б о д р о , энергично, изображая пеше­
х о д о в . 

« М а ш и н ы »  ( Ю . Чич-

ков),  « М а р ш » (Н. Бого­
словский). 

Сентябрь 

• Вести  х о р о в о д по кругу, различать 
голоса по тембру, выполнять соответ­
ствующие игровые движения. 

«Догадайся, кто  п о е т ? » 
(Е. Тиличеева). 

Октябрь 

• Передавать веселый характер народ­
ной игры, учиться двигаться одной 
линией 

« Б о я р е » ( р у с с к а я народ­
ная игра) 

Ноябрь 

II квартал 

С л у ш а н и е музыки 

• Различать образы в программной музы­

«Белка» (Н. Римский-

Декабрь 

ке  ( « О чем рассказывает музыка?»). 

Корсаков). 

• Воспринимать легкое, изящное зву­
чание пьесы в высоком регистре, узна­
вать ее, высказываться о ее характере. 

• Слушать пьесу, изображающую сме­

«Смелый наездник» 

—//

 — 

лого всадника, ощущать четкий ритм, 

(Р. Шуман). 

напоминающий стук копыт, различать 
трехчастную форму. Высказывать свое 
отношение к музыке, ее характеру, 
образу, переданному в ней. 

• Воспринимать четкий ритм марша и 

« М а р ш » (Д. Шостако­

Январь 

выразительные акценты, прислуши­

вич). 

ваться к различным динамическим 
оттенкам. Вспомнить и назвать пьесу 
такого же жанра. 

• Слушать пьесу веселого, плясового 

«Парень с гармошкой» 

—//

 — 

характера, отмечать элементы изобра­

(Г. Свиридов). 

зительности, подвижный темп, насы­
щенное звучание. 

• Воспринимать пьесу, передающую 

«Буденовец» (Я. Дубра-

Февраль 

образ отважного буденовца; ощущать 

вин). 

четкий ритм, выразительность акком­
панемента, передающего стук копыт; 
различать музыкальное вступление и 
заключение. Уметь передавать свое 
отношение к музыке. 

• Исполнять на ударных инструментах 

«Андрей-воробей» (рус­

Октябрь 

ритм попевок индивидуально и всей 

ская народная мелодия в 

группой. Стараться играть слаженно и 

обработке Е. Тиличее-

четко. 

вой). 

• Пальчиковая гимнастика 

См. комплексы ритмиче­

Сентябрь, 

ской разминки для детей 

ноябрь 

с нарушениями речи 

Пляски 

• Чувствовать плясовой характер му­

«Приглашение» (украин­

Сентябрь 

зыки, двигаться в соответствии с раз­

ская народная мелодия). 

личным характером ее частей (спокой­
но и подвижно), ритмично притопы­
вать, кружиться парами. 

• Передавать в движениях легкий, под­

«Дружные пары» 

Октябрь 

вижный характер польки. Начинать 

(И. Штраус). 

танец сразу после вступления. 

• Передавать в движениях праздничное  «Праздничная полька» 

Ноябрь 

настроение характера произведения, 

( В . Витлин) 

двигаться боковым галопом 

Музыкально-игровое творчество 

• Мягкими плавными движениями пе­

« В с я мохнатенькая» 

Сентябрь 

редавать образ кошечки. 

(Е. Тиличеева). 

• Слушать в исполнении взрослых пье­

«Звенящий треугольник» 

— // — 

су, различать и называть высокий ре­

(Р. Рустамов). 

гистр, тембр звучания инструмента. 

• Передавать в движениях образ медве­

«Игра с  М и ш к о й » 

Октябрь 

дя. 

(Г. Финаровский). 

• Стараться передать через движения 

«Лисонька» (Е. Болды­

Ноябрь 

хитрый характер лисы. 

рева) 

• Игра на инструментах 

Пение 

• Упражнение для развития голоса и 
слуха. 

• Петь легко, напевно, точно интони­

«Василек» (русская на­

Декабрь 

руя, соблюдая ритм. Петь по  о д н о м у и 

родная мелодия). 

коллективно в двух-трех ближайших 
тональностях. 

• Воспринимать  п е с н ю веселого, за­

«Елочная песня» 

—//

 — 

дорного характера, передающую 

(Т. Попатенко). 

праздничное новогоднее настроение, 
отмечать ее подвижный темп, танце-
вальность, различать запев и припев, 
музыкальное вступление и заключение, 
петь живо, весело, чисто интонируя, 
выполнять различные движения в со­
ответствии с музыкой. 

• Слушать песню, рассказывающую о 

«Здравствуй, зимушка-

—//

 — 

зиме, высказывать свое отношение к 

зима!» (А. Филиппенко). 

песне. Исполнять песню эмоциональ­
но, точно передавать мелодию, соблю­
дать динамические оттенки. 

• Петь протяжно, точно передавать 

« У кота-воркота» (рус­

Январь 

мелодию и ритм. 

ская народная мелодия). 

• Слушать веселую,  б о д р у ю песню, 

передающую любовь и уважение к 
российским воинам, стремление маль­
чиков быть похожими на них. Испол­
нять песню энергично, радостно, в 
темпе марша. 

«Бравые солдаты» 
(А. Филиппенко). 

Январь 

• Слушать попевку, исполнять ее вме­
сте с педагогом. Отмечать рукой дви­
жение мелодии вверх и вниз 

« Ч а с ы » (Е. Тиличеева) 

Февраль 

Песенное творчество 

• Импровизировать несложные мело­
дии на заданный текст. Стремиться 
петь в определенной тональности. 

« С в е р ч о к » (Е. Тиличее­
ва). 

Февраль 

• Дополнительный материал 

« Х о р о в о д » (Г. Портнов), 
« Ш е л веселый Дед Мо­
р о з » (Н. Вересокина), 
« П о д Новый  г о д » 
(Е. Зарицкий), «Как на 
тоненький ледок» (рус­
ская народная мелодия) 

Декабрь, 

февраль 

Музыкально-ритмические движения 

• Меняя движения в соответствии с 
изменением характера музыки, испол­
нять четко и ритмично ходьбу и бег. 

« Ш а г и  б е г »  ( Ф . Наде-
ненко). 

Декабрь 

• В соответствии с музыкой выполнять 
плавные пружинистые полуприседа­
ния. 

«Канава» (русская на­
родная мелодия). 

—//

 — 

• Легко, ритмично подпрыгивая, вы­
ставлять ноги вперед. 

«Полянка» (русская на­
родная мелодия). 

• Точно менять движения в связи с 
изменением динамики, выполнять рит­
мический рисунок хлопками и посту­
киваниями кулачков. 

«Кулачки и ладошки» 
(Е. Тиличеева). 

Январь 

• Передавать характер музыки мягкими 
плавными движениями рук в разных 
направлениях. 

« В а л ь с » (Р. Глиэр). 

Январь 

• Выполнять легкие ритмичные поско­
ки, двигаясь по кругу и в разных на­
правлениях 

«В ритме тарантеллы» 
(В. Агафонников) 

Февраль 

Игры и хороводы 

• Точно менять движения на сильную 

долю такта, двигаться легким бегом, 

заканчивать движение с концом музыки. 

• Передавать в связи с музыкой игро­
вые образы различного характера. 

• Выразительно и весело петь, испол­
нять в хороводе знакомые танцеваль­
ные движения: легкие поскоки, круже­
ние, пружинные приседания и поворо­
ты туловища 

«Будь ловким» (Н. Ладу-
хин). 

« М ы военные» (Л. Си-
дельников). 

«К нам приходит Новый 
г о д » (В. Герчик) 

Декабрь 

Январь 

Февраль 

Пляски 

• Двигаться легко, изящно, меняя на­
правление движения на музыкальные 
фразы, выполнять ритмичные хлопки, 
кружиться на месте. 

• Передавать плясовой характер музы­
ки, меняя движения в соответствии с 
разными вариациями, чередовать про­
стой и дробный шаг, уметь  б ы с т р о 
перестраиваться в кругу 

«Веселые дети» (литов­
ская народная мелодия). 

«Круговая пляска» (рус­
ская народная мелодия) 

Февраль 

—//

 — 

Музыкально-игровое творчество 

• Индивидуально инсценировать  п е с н ю 
в соответствии с ее текстом («мак рас­
тет», «мак цветет», «едят мак» и т.д.). 

• Инсценировать песню в соответствии 
с текстом (одному и всей группой) 

«Мак-маковистый» (рус­
ская народная песня). 

«Наши кони  ч и с т ы » 
(Е. Тиличеева) 

Декабрь 

Февраль 

Игра на инструментах 

• Передавать ритмический рисунок 
попевки на металлофоне (по одному и 
небольшими группами). 

• Уметь каждому и всей группой ис­
полнять на металлофоне несложную 
попевку. 

• Играть на металлофоне и треугольни­
ке несложную мелодию небольшим 
ансамблем,  т о ч н о передавая ритмиче­
ский рисунок. 

• Пальчиковая гимнастика 

«Смелый пилот» 
(Е. Тиличеева). 

«Гармошка» (Е. Тили­
чеева). 

« Л и с а » (русская народ­
ная мелодия). 

См. комплексы ритмиче­
ской разминки для детей с 
нарушениями речи (№ 2) 

Декабрь, 

январь 

Январь 

Февраль 

Декабрь, 

февраль 

III  к в а р т а л 

С л у ш а н и е  м у з ы к и 

• Различать средства музыкальной вы­

— 

— 

разительности («Как рассказывает му­
зыка?»). 

• Слушать пьесу, изображающую зву­

« Т а м б у р и н » (В. Агафон-

Март 

чание тамбурина, отмечать динамиче­

ников). 

ские изменения (громко — тихо). 

• Чувствовать поэтическое настроение 

«Вечерняя сказка» 

—//

 — 

пьесы, ясную фразировку, динамиче­

(А. Хачатурян). 

ские и темповые изменения. 

• Различать характер и средства музы­

« П о х о д н ы й марш» 

Апрель 

кальной выразительности в трех ва­

(Д. Кабалевский). 

риациях: пионеры, игрушечные солда­
тики и физкультурники на марше. 

• Воспринимать лирическую, плавную 

«Вальс» (Д. Кабалев­

Май 

мелодию в ритме вальса, чувствовать 

ский). 

танцевальный характер пьесы, отмечать 
разнообразные динамические оттенки. 

• Слушать пьесу танцевального харак­

«Неаполитанская песен­

—//

 — 

тера, различать трехчастную форму, 

ка» (П. Чайковский) 

темповые и динамические изменения 

Пение 

• Упражнение для развития голоса и 

— 

слуха. 

• Петь напевно, плавно в ближайших 

« Х о д и т зайка» (русская 

Март 

тональностях с сопровождением инст­

народная песня). 

румента и без него. 

• Петь легко, подвижно,  т о ч н о интони­

«Сорока-сорока» (рус­

Апрель 

руя фрагменты мелодии, построенные 

ская народная песня). 

на одном звуке. 

• Различать высокие и низкие звуки в пре­

«Колыбельная» (Е. Ти­

Май 

делах терции, петь попевку, показывая 

личеева) 

движением руки верхний и нижний звук 

П е с н и 

• Проникнуться радостным, весенним 

«Песенка о весне» 

Март 

настроением, переданным в песне. 

(Г. Фрид). 

Петь легко, весело, подвижно, четко 
произносить слова, различать музы­
кальное вступление, запев и припев. 

• Воспринимать веселый, игривый ха­
рактер песни. Петь легко, радостно, без 
напряжения. 

• Воспринимать веселую, задорную 
песню о дружбе детей, точно переда­
вать мелодию, ритмический рисунок, 
правильно брать дыхание. 

• Дополнительный материал 

«Капитошки»  ( М . Про­
кофьева). 

«Песенка друзей» 
(В. Герчик). 

« М а м а » , «Мамин  д е н ь » 
( О . Осипова) 

Апрель 

Май 

—//

 — 

Песенное творчество 

• Импровизировать (индивидуально) 
музыкальные ответы на вопросы педа­
гога, используя его образец, стремить­
ся петь в заданной тональности 

« Ч т о ты хочешь, кошеч­
ка?»; «Зайка, зайка, где 
бывал?» (Г. Зингер) 

Март, май 

Музыкально-ритмические движения 

• Легко и ритмично бегать, передавая в 
движениях изящный характер музыки. 

• Выполнять спокойный, простой 
шаг — на одну часть музыки, и дроб­
ный — на вторую, передавая плясовой 
характер мелодии. 

• Отмечать движением сильную  д о л ю 
такта, мягко и плавно передавать пла­
точек ребенку, сидящему справа. 

• Выполнять прямой галоп по одному 
(всадники) и, построившись по трое (уп­
ряжки), на вступление к пьесе постуки­
вать ногой — «кони бьют копытом» 

« Г а в о т » (Ф. Госсек). 

«Возле речки, возле мос­
та» (русская народная 
мелодия). 

«Передача платочка» 
(Т. Ломова). 

«Всадники и упряжки» 
(В. Витлин) 

Март 

—//

 — 

Апрель 

Май 

Игры и хороводы 

• На первую часть музыки — идти 
по кругу (спокойная ходьба), на вто­
р у ю — внутри круга  б ы с т р о , легко 
скакать небольшой группой в разных 
направлениях; на заключительные ак­
корды — успеть выбежать из круга. 

• Двигаться легким бегом в небольших 
кругах: 
• отмечать сильную долю такта удара­
ми в бубен и хлопками, кружиться на 
месте; 
• расширять и сужать круги. 

«Ловушка» (русская 
народная мелодия). 

«Игра с  б у б н о м » (поль­
ская народная мелодия) 

Март 

Апрель 

• Двигаться по кругу, исполняя песню, 
слушать и определять звучание бубна 
или погремушки и в соответствии с 

этим изменять движения (приплясывая 
на месте или кружиться) 

«Бубен или погремушка» 
(Е. Тиличеева) 

Май 

Пляски 

• Легко, изящно двигаться по кругу 
парами, меняя бег на пружинистые 
полуприседания и кружения в парах 
или по одному. 

«Парный танец» (Е. Ти­
личеева). 

Март 

• Инсценировать песню, применяя об­
разные танцевальные движения: хлоп­
ки в ладоши, дробный шаг, кружение, 
наклоны и  п о в о р о т ы туловища (впра­
во-влево). 

« М ы веселые матрешки» 
( Ю . Слонов). 

Апрель 

• Передавать легкий задорный характер 
танца, точный, ритмический рисунок. 
Повторять за ведущим разнообразные 

танцевальные движения 

«Танцуйте, как  я ! » 
(В. Золотарев) 

Май 

Танцевальное творчество 

• Придумать танец, используя знако­
мые танцевальные движения в соответ­
ствии с характером музыки 

« П о улице  м о с т о в о й » 
(русская народная мело­

дия) 

Апрель 

Игра на детских музыкальных инст­
рументах 

• Слушать пьесу в исполнении взрос­
лых на фортепьяно и детских музы­
кальных инструментах (металлофон и 
маракас), отмечая ее танцевальный 
характер, подвижный темп и четкий 
ритм. 

«Танец маленьких лебе­

д е й »  ( П . Чайковский). 

Март, 

апрель 

• Исполнять попевку в ансамбле на 
духовых музыкальных инструментах 
(металлофоны диатонический и хрома­

тический) в сопровождении фортепья­

но, играть четко, слаженно, правильно 
передавать ритмический рисунок, со­
провождая игру попевкой. 

«Сорока-сорока» (рус­
ская народная мелодия). 

Март 

• Слушать пьесу в исполнении педаго­
га, различать ее спокойный, колыбель­
ный характер, играть мелодию на ме­
таллофоне. 

«Спать пора,  М и ш к а » 
(В. Агафонников). 

Апрель, 

май 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..