Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 12

 

 

Знаком­

Выделение 

Признаки 

Составле­

Артикуляционная 

ство  с о 

звука [ы] из 

весны. 

ние пред­

гимнастика. 

звуком 

ряда звуков,  Словесная  ложений 

Самомассаж языка, 

[ы] 

слогов, вос­

игра «Что 

по кар­

лица. 

«Сере­

произведе­

с чем по­

тинкам 

Пальчиковая гимна­

дина 

ние слого­

меняли 

стика «Капель». 

весны» 

вых рядов: 

местами?» 

Фи зкул ьтминутка 

пы-ты-кы, 

«На лужайке поут­

пы-кы-ты 

р у » . 

и т.д. 

Упражнение на ре­

Подбор 

лаксацию «Дождь в 

картинок со 

л е с у » 

звуком  [ ы ] . 
Определе­
ние места 
звука в сло­
ве 

10 

Глаголы 

Развитие 

Словес­

Договари-

Артикуляционная 

про­

слухового 

ные игры: 

вание 

гимнастика. 

шедшего 

внимания 

«Что де­

предло­

Самомассаж языка, 

времени 

лали де­

жений. 

лица. 

единст­

т и ? » , 

Составле­

Пальчиковая гимна­

венного 

«Исправь 

ние пред­

стика «Капель». 

и мно­

ошибку 

ложений 

Мимические упраж­

жест­

Бурати­

по про­

нения. 

венного 

но». 

стой сю­

Физкультминутка 

числа 

Название 

жетной 

«Буратино». 

действий 

картине 

Гимнастика для глаз 

по кар­
тинкам 

11 

Звуки 

Выделение 

Дидакти­

Договари-

Артикуляционная 

[ ы ] , [и]. 

звуков  [ ы ] , 

ческие 

вание 

гимнастика. 

«Ком­

[и] из ряда 

игры: 

предло­

Самомассаж языка, 

натные 

звуков, сло­

« О д и н —  жений 

лица, пальцев рук. 

расте­

гов, вос­

много», 

Физкультминутка 

ния» 

произведе­

«Назови 

«Комнатные цветы» 

ние слого­

части 

(работа над четко­

вых рядов: 

растения», 

с т ь ю дикции, инто­

пи-пи-пы, 

«Подска­

национной вырази­

пи-пы-пи 

жи сло­

тельностью речи) 

и т.д. 

вечко» 

Выделение 
звуков  [ ы ] , 

[и] из ряда 

слов по кар­
тинкам. 
Словесная 
игра «Сколь­
ко частей в 
слове» 

12 

Звук 

Выделение 

Словесная 

Ответы на  То же самое 

[д'] 

звука [д'] из  игра «Уга­

вопросы 

«Позд­

ряда звуков,  дай-ка». 

няя вес­

слогов, про-

Признаки 

на» 

го варивание  весны. 
слоговых 

Подбор 

рядов: ди-

признаков 

де-дя и т.д. 

к слову 

Словесная 

«весна» 

игра «Жи­
вые звуки». 
Подбор кар­
тинок со 
звуком  [ д ' ] . 
Определе­
ние места 
звука в слове 

13 

Звуки 

Различие 

Дидакти­

Ответы на  То же самое 

[ д ] -

звуков  [ д ] , 

ческие 

вопросы 

[д'] 

[ д ' ] среди 

игры: 

«Позд­

других зву­

«Назови 

няя вес­

ков, слогов, 

месяц», 

на» 

проговари­

«Логиче­

вай и е сло­

ский по­

говых ря­

езд». 

д о в : да-да-

Признаки 

дя, ди-ды-ди  весны 
и т.д. 
Словесная 
игра «Жи­
вые звуки» 

14 

Сущест­

Развитие 

Подвиж­

Ответы на  Артикуляционная 

витель­

слухового 

ная игра 

вопросы 

гимнастика. 

ные в 

внимания, 

«Экскур­

Самомассаж языка, 

роди­

деление 

сия». 

лица, пальцев рук. 

тельном 

слов на 

Подбор 

Физкультминутка. 

и да­

части 

признаков 

Пальчиковая гимна­

тельном 

к словам 

стика (по выбору). 

единст­

«улица», 

Дыхательное упраж­

венного 

« г о р о д » 

нение «Ветерок» 

и мно­
жест­
венного 
числа 

15 

Звуки 

Различение 

Загадки, 

Беседа о 

То же самое 

[т], [д]. 

звуков [т], 

посвя­

правилах 

Правила 

[д] среди 

щенные 

дорожно­

дорож­

других зву­

дорожно­

го движе­

ного 

ков, слогов, 

му дви­

ния. 

движе­

прого вари­

жению, 

Заучива­

ния 

вание слого­

транспор­

ние за­

вых рядов: 

ту 

гадки о 

та-та-да, 

светофоре 

да-та-да 

И Т . Д 

Словесная 
игра «Жи­
вые звуки». 
Подбор слов 
со звуками 
[т],[д]. 
Определе­
ние места 
звука в сло­
ве. 
Игра «За­

кончи сло­
во» (дого­
варивай ие 
последнего 
согласного 
в слове) 

16 

Приста­

Развитие 

Дидакти­

Беседа по 

Артикуля ци он ная 

вочные 

слухового 

ческая 

содержа­

гимнастика понима­

глаголы 

внимания 

игра «На­

нию сти­

ния речи. 

о б о р о т » 

хотворе­

Самомассаж языка, 

(выпол­

ний 

лица. 

нение 

С. Мар­

Дыхательные уп­

инструк­

шака 

ражнения. 

ций) 

«Надуй 

Физкультминутка 

шар», 

« М я ч » 

«Шар 
лопнул» 

Окончание табл. 

17 

Состав­

Деление 

Словес­

Беседа по 

Артикуляционная 

ление 

слов на 

ная игра 

содержа­

гимнастика 

описа­

слоги 

«Назови 

нию кар­

Самомассаж языка, 

тельно­

весенние 

тинки 

лица. 

го рас­

месяцы». 

«Капель». 

Пальчиковая гимна­

сказа 

Загадки о 

Коллек­

стика. 

«Весна 

весне 

тивное 

Физкультминутка 

идет» 

составле­

п о сю­

ние рас­

жетным 

сказа «На 

картин­

лужайке 

кам 

поутру». 
Работа 
над рит­
мом и 

темпом 
речи 

18 

Звук [д].  Выделение 

Словес­

Догова-

Артикуляцио иная 

«Путе­

звука [д] из 

ные игры: 

ривание 

гимнастика. 

шествие 

ряда зву­

«Угадай­

предло­

Самомассаж языка, 

в город 

ков, слогов, 

ка», «На­

жений. 

лица. 

соглас­

проговари-

зови на­

Прогова-

Пальчиковая гимна­

ных 

вание сло­

секомое» 

ривание 

стика «Насекомые». 

звуков» 

говых ря­

слогов на 

Физкультминутка 

д о в : да-до-

одном 

« М о т ы л е к » 

ду

 и т.д. 

вдохе 

Словесная 

(развитие 

игра «Жи­

длитель­

вые звуки». 

ного вдо­

Подбор 

ха) 

картинок со 
звуком [д]. 
Определе­
ние места 
звука в 
слове, ко­

личества 

частей 

Музыкотерапия 

М у з ы к а — составная часть нашей  ж и з н и , а  п о т о м у она 

д о л ж н а  б ы т ь  т а к о й же разнообразной, как и  о к р у ж а ю щ и й 
нас  м и р .  Д е м о к р а т и з а ц и я  п е д а г о г и ч е с к о г о  п р о ц е с с а в дет­
с к о м саду позволяет  р а с ш и р и т ь  в о з м о ж н о с т и использования 
м у з ы к и .  М о щ н о е  п о л о ж и т е л ь н о е влияние  м у з ы к а оказывает 
и на  з д о р о в ы х , и на  б о л ь н ы х детей-дошкольников. 

Ч а с т о агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, 

переступив  п о р о г  м у з ы к а л ь н о г о зала,  п р е о б р а ж а ю т с я , вслу­
ш и в а ю т с я ,  у с п о к а и в а ю т с я . О  н е к о т о р ы х  п р и н ц и п и а л ь н ы х 
п о л о ж е н и я х  н о в о г о взгляда на роль и  м е с т о  м у з ы к и в до­
ш к о л ь н о м учреждении и пойдет дальше речь. 

1. Одной из  о з д о р о в и т е л ь н о - п р о ф и л а к т и ч е с к и х задач кол­

лектива ДОУ  д о л ж н о стать создание  о п т и м а л ь н ы х  у с л о в и й в 
период  п р е б ы в а н и я детей в их  в т о р о м  д о м е —  д е т с к о м саду. 
По утрам, в  м о м е н т приема детей в  д е т с к и й сад,  н е о б х о д и м о 
в к л ю ч а т ь записи  к л а с с и ч е с к и х и  с о в р е м е н н ы х произведе­
ний с  с о о т в е т с т в у ю щ и м  м а ж о р н ы м ,  с о л н е ч н ы м  з в у ч а н и е м . 

В  э т о м случае  м у з ы к а будет  в ы с т у п а т ь в качестве терапевти­
ч е с к о г о средства,  к о р р е к т и р у я  п с и х о ф и з и ч е с к о е  с о с т о я н и е 
детей. 

2.  П р о д о л ж а я  т е м у оздоровительно-профилактической на­

правленности  м у з ы к а л ь н о г о  с о п р о в о ж д е н и я ,  н е о б х о д и м о ис­
пользовать методику музыкально-рефлекторного пробуждения 
малышей после  н о ч н о г о и дневного сна. Оно  д о л ж н о быть 
индивидуальным, в зависимости от типа нервной  с и с т е м ы ре­
бенка. Для  э т о г о  м о ж н о отвести не менее 10  м и н . Для  п л о х о 
с п я щ и х детей — 1—2 мин и 6—8 мин — для тех,  к т о спал 
крепко. В  т а к о м индивидуальном пробуждении заложен боль­
ш о й коррекционно-профилактический эффект.  Ч т о б ы пробуж­
дение не вызвало отрицательных  э м о ц и й ,  н е о б х о д и м о исполь­

зовать  т и х у ю ,  н е ж н у ю ,  л е г к у ю  м у з ы к у . 10-минутная компо­
зиция должна быть  п о с т о я н н о й ,  ч т о б ы у детей выработался 
своеобразный рефлекс. Через полтора-два месяца музыкаль­
ная  к о м п о з и ц и я  м о ж е т  б ы т ь заменена на  д р у г у ю . 

Большое значение для оптимального пробуждения детей 

имеет текст,  п р о и з н о с и м ы й педагогом на фоне  м у з ы к и . Он не 
должен быть  г р о м к и м ,  о т р ы в и с т ы м , слова звучат  м я г к о , лас­
к о в о . 

Говоря о нетрадиционных формах использования  м у з ы к и , 

следует помнить, что  м у з ы к а не всегда  д о л ж н а звучать посто­
янно, с первой и до последней  м и н у т ы занятия. 

В методическом плане  м о ж н о порекомендовать следующее. 

1. Не все занятия  д о л ж н ы обязательно озвучиваться по­

средством  ж и в о г о аккомпанемента или  ф о н о г р а м м . 

2 . Музыкальное  с о п р о в о ж д е н и е  м о ж е т  б ы т ь  ч а с т и ч н ы м : 
— для создания в начале занятия  с о о т в е т с т в у ю щ е г о ассо­

циативного фона; 

— для организации детей,  п о в ы ш е н и я их  в н и м а н и я , со­

средоточенности; 

—  м у з ы к а  м о ж е т звучать в  к о н ц е занятия  к а к завершаю­

щ и й  и т о г о в ы й фрагмент и нести определенную установ­
ку на будущее; 

— музыкальное  с о п р о в о ж д е н и е  м о ж н о использовать так­

же во время  « ф у н к ц и о н а л ь н о г о  п и к а » для  с т и м у л я ц и и 
эмоциональной активности детей. 

3. Музыкальное сопровождение  м о ж е т быть комбинирован­

н ы м , сочетать как  ж и в о й аккомпанемент, так и самостоятель­
н у ю  и г р у детей на  п р о с т е й ш и х  м у з ы к а л ь н ы х инструментах, 
прослушивание грампластинок и аудиозаписей. 

Годовые задачи 

по музыкальному воспитанию 

в старшей логопедической группе 

Вид 

деятель­

ности 

Задачи 

Вид 

деятель­

ности 

воспитательно-

образовательные 

коррекционно-

оздоровительные 

Слушание 
музыки 
(музы­
кальное 
воспри­
ятие) 

— учить различать разнооб­
разный характер музыки; 
— давать развернутую харак­
теристику музыкального про­

изведения; 

— помочь разобраться в сред­

ствах музыкальной вырази­
тельности; 

— познакомить с музыкальны­

ми жанрами, их характерными 
особенностями; 

— объяснить различие двух и 
трех частных форм музыкаль­

ного произведения, тембра 
музыкальных инструментов; 

— познакомить с особенностя­

ми сольного и хорового испол­
нения; 

— развивать слуховое воспри­
ятие и стараться использовать 

его в ходе формирования и кор­
рекции произносительных навы­
ков; 

— развивать мимику лица, пере­
давая определенные чувства и 

настроение в соответствии с ха­
рактером музыки; 

— помогать войти в нужное 

эмоциональное состояние (лири­
ческая  м у з ы к а — общее успо­
коение; драматическая — возбу­
ждение, повышение жизненного 
тонуса); 

— развивать внимание, память, 

внутреннюю собранность 

Окончание табл. 

— помочь узнавать знакомое 
произведение по вступлению 
или яркому фрагменту 

Пение 

— воспитывать интерес и 

— обучать с  п о м о щ ь ю музыки 

л ю б о в ь к пению; 

менять ритм дыхания, моделиро­

— последовательно разви­

вать свое эмоциональное состоя­

вать певческий  г о л о с , фор­

ние; 

мировать вокальные навыки; 

— охранять детский голос от пере­

— совершенствовать музы­

грузок 

кальные  с п о с о б н о с т и ; 

— прививать  л ю б о в ь к само­

стоятельному пению, без 
помощи взрослых и под­

держки инструмента; 
— формировать песенное 
творчество 

Музы-

— содействовать развитию 

— способствовать оптимизации 

кально-

чувства ритма, музыкального  роста и развития опорно-двига­

ритмиче-

слуха, памяти, внимания, 

тельного аппарата; 

ские дви­

умения согласовывать дви­

— формировать правильную осанку; 

жения 

жения с музыкой; 

— содействовать профилактике 

— формировать навыки вы­

плоскостопия, развитию и функ­

разительности, пластичности,  циональному совершенствованию 
грациозности и изящества 

органов дыхания, кровообращения, 

танцевальных движений и 

сердечно-сосудистой и нервной 

танцев; 

систем организма; 

— совершенствовать навыки 

— развивать мышечную силу, гиб­

самостоятельного выражения  кость, выносливость, проприоцеп-
движений под музыку, 

тивную чувствительность,  с к о р о -

— воспитывать умения вы­

стно-силовые и координационные 

ражать эмоции, раскрепощать  с п о с о б н о с т и ; 
движения; 

— обучать навыкам адекватного 

— развивать лидерство, ини­

восприятия и выражения эмоций; 

циативу, чувство товарище­

— устанавливать равновесие в 

ства, взаимопомощи и трудо­

деятельности ЦНС; 

любия; 

— корректировать неправильные и 

— прививать  л ю б о в ь к ис­

лишние движения; 

кусству и хореографии 

— развивать внутреннюю собран­

ность, внимание, мышечную память; 
— снимать психоэмоциональное 
напряжение в группе; 
— воспитывать навыки адекватно­
го группового поведения; 
— социализировать ребенка; снимать 
эмоциональные зажимы и стрессы 

7 -  4 2 9 7 

9 7 

Перспективное планирование 

в старшей группе 

Содержание 

Репертуар 

Период 

I ква 

Слушание музыки 

• Различать эмоциональное содержание 
произведений, их характер и настрое­
ние  ( « Ч т о выражает музыка?»). 

• Воспринимать бодрый, энергичный 

характер марша, его четкий ритм и 
различать постепенное нарастание 
динамики в конце марша. 

• Различать спокойное, нежное, нето­
ропливое звучание мелодии, ощущать 
плавное движение в аккомпанементе, 
отмечать смену регистров. 

• Эмоционально воспринимать пьесу 
лирического характера. Выражать свое 
отношение к песне, высказываться о ее 
характере, темпе, динамике. 

• Воспринимать пьесу веселого, шут­

ливого характера, отмечать четкий, 
скачкообразный ритм, обращать вни­

мание на динамические изменения. 
Стремиться передать в движениях ха­
рактер музыки (индивидуально, после 
неоднократного прослушивания). 

• Воспринимать спокойное, чуть сдер­
жанное звучание мелодии, рисующей 
картину суровой и снежной зимы (пре­
обладание низкого регистра в мелодии) 

Пение 

• Упражнения для развития голоса и слуха. 

• Точно интонировать несложную по-
певку, петь в двух-трех ближайших 
тональностях. 

• Точно интонировать попевку и пока­
зывать движением руки направление 

движения мелодии 

« С о л н ы ш к о » , «Дождик», 
«Гроза», «Мама поет», 
« М ы шагаем на парад», 
«Человек идет», «О чем 
плачет дождик?» (Е. Ти-
личеева). 

«Рондо-марш» (Д. Каба­
левский). 

« Х о д и т месяц над луга­
м и »  ( С . Прокофьев). 

«Промелькнуло лето» 
(Д. Кабалевский). 

« К л о у н ы » (Д. Кабалев­
ский). 

«Зима»  ( М . Крутицкий) 

«Кукушка» (русская 
народная песня). 

«Качели» (Е. Тиличеева) 

Сентябрь, 

октябрь, 

ноябрь 

Сентябрь 

—//

 — 

Октябрь 

// — 

Ноябрь 

Сентябрь, 

октябрь 

 II — 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..