Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 10

 

 

о д е ж д е ,  п р и ч е с к е ;  з н а т ь ,  ч е м  м ы  о т л и ч а е м с я  о т жи­
в о т н ы х ) ; 

— обучение ребенка  в ы р а ж е н и ю  с в о и х  ч у в с т в в  о б щ е н и и с 

детьми и  в з р о с л ы м и ; 

— уточнение представлений о признаках весны; 
— закрепление знаний  о с н о в н ы х цветов и их  о т т е н к о в ; 
—  з н а к о м с т в о с первыми осенними цветами; 
—  з н а к о м с т в о с  п р о ф е с с и я м и мам; 

— знакомство с цветущими комнатными растениями, уточне­

ние представлений о биологических процессах в природе; 

— расширение представлений о  ж и з н и  д и к и х и  д о м а ш н и х 

ж и в о т н ы х весной, о труде людей по  у х о д у за домашни­
м и  ж и в о т н ы м и ; 

— расширение представлений о птицах, их образе  ж и з н и , 

установление связей  м е ж д у изменением  п р и р о д н ы х ус­
ловий и прилетом птиц; 

—  з н а к о м с т в о с образом  ж и з н и  н а с е к о м ы х , обучение уме­

н и ю различать  и х ; 

— закрепление знаний детей о правилах  д о р о ж н о г о движе­

ния, расширение представлений о родном городе, улице; 

—  з а к р е п л е н и е в речи  п р о й д е н н ы х  п р е д л о г о в на, с, в, 

из, по; 

— продолжение работы над умением согласовывать слова 

в предложении в роде, числе, падеже; 

— употребление в речи повелительного наклонения глаго­

л о в : идти, бежать, лежать; 

— упражнение в пересказе текстов из двух-трех предложений; 
— обучение детей  п о д д е р ж а н и ю беседы:  у м е н и ю задавать 

в о п р о с ы и отвечать на  н и х . 

И с п о л ь з у е т с я  л е к с и ч е с к и й материал  п о темам:  « М а м и н 

п р а з д н и к » ,  « П р о ф е с с и и  н а ш и х  м а м » , «Весна,  п е р и о д ы вес­
н ы » , «Перелетные  п т и ц ы » ,  « П р о ф е с с и и : продавец, почталь­
о н » ,  « Т р а н с п о р т » ,  « П р о ф е с с и и  н а  т р а н с п о р т е » ,  « К о м н а т н ы е 
р а с т е н и я » ,  « Н а с е к о м ы е » ,  « Н а ш город,  м о я  у л и ц а » , «Прави­
л а  д о р о ж н о г о  д в и ж е н и я » ,  « Я  у з н а ю  с е б я » ,  « Л е т о » . 

Фронтальные занятия по  ф о р м и р о в а н и ю  з в у к о в о й  с т о р о н ы 

речи предусматривают  с л е д у ю щ у ю работу: 

— закрепление в речи  ч и с т о г о  п р о и з н о ш е н и я гласного зву­

ка  [ ы ] ,  с о г л а с н ы х :  [ х ] , [д] и их  м я г к и х вариантов; 

— закрепление умения различать на слух слова с началь­

н ы м и ударными гласными: а, у, и, о; 

— продолжение работы над выделением гласных:  [ а ] ,  [ у ] , 

[ и ] ,  [ о ] ,  [ ы ] и  с о г л а с н ы х :  [ м ] ,  [ т ] ,  [ к ] ,  [ х ] , [д]  и з ряда 
з в у к о в , в словах; 

—  с о г л а с н ы х :  [ м ] ,  [ т ] ,  [ к ] ,  [ х ] ,  [ д ] из ряда  з в у к о в , в сло­

вах; 

— выделение  к о н е ч н ы х  г л а с н ы х :  [ а ] ,  [ у ] ,  [ и ] ,  [ о ] ,  [ ы ] и со­

гласных:  [ п ] ,  [ т ] ,  [ к ] ,  [ м ] ,  [ д ] ,  [ х ] в словах; 

— упражнение детей в анализе слогов и  с л о в : an, па, уп, 

ип, пи, их, хи, дом, дым, кот, Дима; 

— закрепление представлений о гласных и согласных, твер­

д ы х и  м я г к и х  з в у к а х . 

Основная задача индивидуальных занятий заключается в 

первоначальном  ф о р м и р о в а н и и  з в у к о в о й  с т о р о н ы речи, что 
включает в  с е б я : 

— работу по  п о д г о т о в к е  а р т и к у л я ц и о н н о г о аппарата к по­

становке всех групп  з в у к о в ; 

— завершение процесса автоматизации  с в и с т я щ и х звуков 

в речи у детей; 

—  п о с т а н о в к у  ш и п я щ и х  з в у к о в ; 
—  к о р р е к ц и ю  с л о г о в о й  с т р у к т у р ы слова; 
— развитие  ф о н е м а т и ч е с к о г о  в о с п р и я т и я . 
На всех занятиях  п р о д о л ж а е т с я работа по  в о с п и т а н и ю пра­

вильного речевого  д ы х а н и я , над плавностью речи и мягко­
с т ь ю голоса,  ч е т к о с т ь ю  д и к ц и и , развитием всех  п с и х и ч е с к и х 
п р о ц е с с о в . 

Календарный план проведения фронтальных 

логопедических занятий в средней группе 

№ 

Тема 

Подготовка  Лексико-

Связная 

Оздоровительные 

п/п 

к звуко­

грамма-

речь 

технологии 

вому 

тические 

анализу 

игры 

и упраж­

нения 

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) 

Знаком­

Развитие 

Дидакти­

Развитие 

Артикуляционная 

ство с 

слухового 

ческие 

понима­

гимнастика. 

веселым 

внимания 

игры: 

ния речи 

Пальчиковая гимна­

язычком 

«Назови 

стика: «Оденем пер­

« Я уз­

мое имя», 

чатки»,  « П о м о е м 

наю 

«Девоч­

ручки», 

с е б я » 

ки — 

Физкультминутка 

мальчи­

«Буратино» 

ки» 

«Ранняя 

Развитие 

Называние  Развитие 

Артикуляционная 

осень» 

слухового 

признаков 

понимания  гимнастика. 

внимания 

сезона 

речи 

Пальчиковая гимна­

(с помо­

стика «Осенние ли­

щ ь ю лого­

стья». 

педа) 

Физкультминутка «Ли­
стья» (координация 
речи с движением) 

«При­

Развитие 

Дидакти­

Ответы на  Артикуляционная 

ключе­

слухового 

ческие 

вопросы 

гимнастика. 

ние Бу-

внимания 

игры: «На­

Самомассаж языка. 

ратино в 

зови лю­

Пальчиковая гимна­

стране 

бой  о в о щ » , 

стика. 

о в о щ е й » 

«На что 

Игра «Узнай  о в о щ » 

похожа 

(развитие глубокого 

геометри­

вдоха). 

ческая 

Физкул ьтминутка 

фигура», 

«Буратино» (коорди­

« О д и н — 

нация речи с движе­

м н о г о » 

нием). 
Гимнастика для глаз 

«Бурати-

Словесная 

Дидакти­

Ответы на  Артикуляционная 

но в го­

игра «Кто 

ческие 

вопросы 

гимнастика. 

роде 

вниматель­

игры: 

Самомассаж языка. 

гласных 

ней» (выде­

«Скажи 

Пальчиковая гимна­

звуков». 

ление звука 

ласково», 

стика  « К о м п о т » . 

Звук [а]. 

[а] из ряда 

« С о б е р и 

Игры: «Узнай фрукт» 

«Фрук­

гласных 

урожай», 

(развитие глубокого 

т ы » 

звуков). 

«Один — 

вдоха), «Укачай куклу» 

П о д б о р слов  м н о г о » 

(преодоление твердой 

со звуком [а] 

атаки гласных). 
Гимнастика для глаз 

«Путе­

Словесная 

Дидакти­

Ответы на  Артикуляционн ая 

шествие 

игра «Кто 

ческие 

вопросы 

гимнастика. 

в город 

вниматель­

игры 

Самомассаж языка. 

гласных 

ней» (выде­

«Сад — 

Пальчиковая гимна­

звуков». 

ление звука 

о г о р о д » , 

стика «Апельсин». 

Звук [у] 

[у] из ряда 

«Что где 

Физкультминутка 

гласных 

растет?» 

« Ч т о где растет?» 

звуков). 

(развитие ориенти­

П о д б о р слов 

ровки в пространстве, 

со звуком [у] 

внимания). 
Игра  « П о е з д » (пре­
одоление твердой 
атаки гласных) 

Звуки 

Выделение 

Дидакти­

Заучива­

Артикуляционная 

[а],  [ у ] . 

звуков [а], [у] 

ческая 

ние сти­

гимнастика. 

«Золо­

из ряда глас­

игра «На­

хотворе­

Самомассаж языка. 

тая 

ных звуков, 

зови ме­

ния 

Пальчиковая гимна­

о с е н ь » 

из звукосо­

сяц». 

« О с е н ь » 

стика «Осенние ли­

четаний [ау], 

Загадки на 

стья». 

[уа]. 

тему 

Упражнение «Лесен­

Словесные 

«Призна­

ка» (пение гласных 

игры: «Жи­

ки золо­

звуков, преодоление 

вые звуки», 

той осе­

твердой атаки глас­

«Подарим 

ни» 

ных, развитие дли­

картинки 

тельного выдоха). 

куклам». 

Физкультминутка с 

Подбор кар­

фитболом «Летает — 

тинок на 

не летает» 

звуки [а], [у] 

«Путе­

Выделение 

Дидакти­

Ответы на  Артикуляционная 

шествие 

звука [и] из 

ческие 

вопросы в  гимнастика. 

в  г о р о д 

ряда глас­

игры: 

игре 

Самомассаж языка. 

гласных 

ных звуков. 

«Оденем 

«Третий 

Пальчиковая гимна­

з в у к о в » . 

Словесная 

куклу на 

лишний» 

стика «Кулак — ла­

Звук  [ и ] . 

игра «Жи­

прогулку», 

донь —  р е б р о » . 

«Одеж­

вые звуки». 

«Третий 

Минутка расслабле­

да, 

П о д б о р 

лишний». 

ния (дыхательное 

о б у в ь » 

картинок на 

Загадки, 

упражнение «Дудоч­

звук [и] 

связанные 

ка»), 

с названи­

Физкультминутка 

ем частей 

« С а п о ж к и » 

одежды 

00 

« Ж и в ы е 

Развитие 

Подвиж­

Ответы на 

Артикуляционная 

и нежи­

слухового 

ная игра 

вопросы: 

гимнастика. 

вые 

внимания 

«Живое и 

кто  э т о ? 

Самомассаж языка. 

предме­

неживое» 

что это? 

Пальчиковая гимна­

т ы » 

(игра с 

стика «Дружба» 

мячом-

(развитие физиоло­

фитбо-

гического дыхания). 

лом) 

Физкультминутка 

«Девочки и мальчики» 

«Числи­

Развитие 

Словесная  Прогова-

Артикуляционная 

тельные 

слухового 

игра «На­

ривание 

гимнастика. 

один, 

внимания 

зови пе­

словосо­

Самомассаж языка. 

одна». 

релетную 

четаний с 

Дыхательное упраж­

«Пере­

птицу». 

количест­

нение «Воздушный 

летные 

Части 

венными 

шарик». 

п т и ц ы » 

тела птиц 

числи-

тельными 

Физкультминутка с 

один, од­

фитболом «Летает — 

на 

не летает». 
Пальчиковая гимна­
стика  « Д р у ж б а » 

10 

«Путе­

Выделение 

Дидакти­

Составле­

Артикуляционная 

шествие 

звука  [ о ] из 

ческие 

ние про­

гимнастика. 

в  г о р о д 

ряда глас­

игры: 

стых 

Самомассаж языка. 

гласных 

ных звуков, 

« К т о жи­

предло­

Пальчиковая гимна­

звуков». 

в звукосо­

вет в ле­

жений по 

стика «Сидит белка 

Звук  [ о ] . 

четаниях. 

с у ? » , «На­

картинкам 

на тележке». 

«Дикие 

Словесная 

зови дете­

Игра «Кукла плачет» 

живот­

игра «Жи­

ныша», 

(развитие речевого 

ные 

вые звуки». 

«Кто где 

дыхания, силы голо­

о с е н ь ю » 

П о д б о р 

живет?». 

са). 

слов на звук 

Загадки о 

Физкультминутка 

[о] 

животных 

«Заяц Егорка» (коор­
динация речи и дви­
жений) 

11 

Звуки 

Выделение 

Дидакти­

Ответы на  Артикуляционная 

[ о ] ,  [ у ] . 

звуков  [ о ] , 

ческие 

вопросы 

гимнастика. 

«Позд­

[у] из ряда 

игры: . 

Самомассаж языка. 

няя 

гласных 

«Третий 

Пальчиковая гимна­

осень» 

звуков. 

лишний», 

стика «Листья». 

Анализ 

«Что из­

Игра  « П и а н и н о » 

звукосоче­

мени­

(развитие длительно­

таний  [ у о ] , 

лось?», 

го речевого вдоха). 

[ о у ] . 

«Логиче­

Физкультминутка 

Подбор 

ский по­

«Дождик». 

слов на 

езд». При­

Гимнастика для глаз 

звуки  [ о ] , 

знаки 

[У] (Две 

поздней 

команды) 

осени 

12 

Звуки 

Словесная 

Периоды 

Заучива­

Артикуляционная 

W ,

 [У], 

игра «Жи­

осени, 

ние стихо­

гимнастика. 

[ и ] ,  [ О ] . 

вые звуки». 

признаки 

творения 

Самомассаж языка. 

«Позд­

Анализ 

поздней 

А. Гри­

Мимические упраж­

няя 

звукосоче­

осени 

шина 

нения «Театр масок». 

о с е н ь » 

таний  [ у о ] , 

«Листики, 

Пальчиковая гимна­

[оу], [ао], 

листочки» 

стика «Замок». 

[оа], [иу], 

Упражнение «Пиа­

[ои] и т.д. 

нино». 
Физкультминутка 
«Зарядка» 

13 

«При­

Развитие 

М о й кот. 

Составле­

Артикуляционная 

тяжа­

слухового 

М о я соба­

ние пред­

гимнастика. 

тельные 

внимания 

ка. 

ложений 

Самомассаж языка. 

место­

Дидакти­

по пред­

Мимические упраж­

имения 

ческие 

метным 

нения. 

" м о й " , 

игры: 

картинкам 

Пальчиковая гимна­

" м о я " » . 

«Назови 

стика: «В  г о с т и » , 

«До­

детены­

«Замок». 

машние 

ша», «Кто 

Дыхательное упраж­

живот­

где жи­

нение «Ветерок». 

ные 

вет?», 

Физкультминутка 

о с е н ь ю » 

«Один — 

« К о ш к а » 

много», 
«Скажи 

ласково». 

Загадки о 
домашних 
животных 

II период (декабрь, январь, февраль) 

«При­

Выделение 

Зарядка 

Ответы на  Артикуляционная 

ключе­

звука [м] из 

вопросы 

гимнастика. 

ния Бу-

ряда звуков. 

Самомассаж языка, 

ратино в  Анализ 

лица. 

городе 

звукосоче­

Пальчиковая гимна­

соглас­

таний [ма], 

стика «Гвозди — 

ных 

[ам],  [ м у ] , 

досточки, ребрыш­

звуков». 

[ум]. Под­

ки — кулачки». 

Звук [м] 

бор слов на 

Игра  « М е т е л ь » (раз­

звук [м] 

витие высоты, силы 
голоса, длительного 
выдоха). 
Физкультминутка 
«Снежная баба» (ко­
ординация речи и 
движений) 

Коллек­

Развитие 

Дидакти­

Составле­

Артикуляционная 

тивное 

слухового 

ческие 

ние пред­

гимнастика. 

состав­

внимания 

игры: 

ложений 

Самомассаж языка, 

ление 

«Назови 

по кар­

лица. 

рассказа 

месяц», 

тинкам. 

Дыхательное упраж­

по кар­

«Подбери 

Коллек­

нение «Насос и мяч». 

тине 

признаки»  тивное 

Пальчиковая гимна­

«Зима» 

составле­

стика  « С н е ж о к » . 

ние рас­

Физкул ьтминутка 

сказа 

«Снежная баба» 

Знаком­

Выделение 

Загадки 

Составле­

Артикуляционная 

ство с 

звука  [ м ' ] 

ние пред­

гимнастика. 

мягкими 

из ряда зву­

ложений 

Самомассаж языка, 

звуками. 

ков. 

по кар­

лица. 

Звук 

Анализ 

тинкам 

Дыхательное упраж­

[м-] 

слога ми. 

нение  « Н а с о с и мяч». 

Подбор 

Пальчиковая гимна­

картинок на 

стика  « С н е ж о к » . 

звук  [ м ' ] 

Физкультминутка 
«Снежная баба». 
Мимические упраж­
нения 

«В гос­

Выделение 

Дидакти­

Составле­

Артикуляционная 

тях у 

звуков  [ м ] , 

ческая 

ние про­

гимнастика. 

Маши и 

[ м ' ] из ряда 

игра «Что 

стых, рас­

Самомассаж языка, 

М и ш и » . 

звуков. 

измени­

простра­

лица. 

Звуки 

Словесная 

л о с ь ? » 

ненных 

Пальчиковая гимна­

[ м ] -

игра «Пода­

предло­

стика  « С н е ж о к » . 

[ м ' ] 

рим картин­

жений 

Игра «Сосулька» 

ки Маше и 

(расслабление мышц 

М и ш е » 

рук). 
Физкультминутка 
«Снежная баба» 

Предло­

Развитие 

Словес­

Договари-

Артикуляционная 

ги

 на,

 в. 

слухового 

ные игры: 

вание 

гимнастика. 

«Посу­

внимания 

«Назови 

предло­

Самомассаж языка, 

да» 

п о с у д у » , 

жений 

лица. 

«Что и 

Гимнастика для глаз. 

зачем 

Пальчиковая гимна­

нужно», 

стика «Посуда». 

«Скажи 

Физкультминутка 

наобо­

«Помощники» (работа 

р о т » , «Что 

над темпом и ритмом 

где ле­

речи, координация 

ж и т ? » 

речи и движений) 

Предло­

Развитие 

Дидакти­

Составле­

Артикуляционная 

ги

 в, из. 

слухового 

ческие 

ние пред­

гимнастика. 

«Про­

внимания 

игры: 

ложений с  Самомассаж языка, 

дукты 

« Ч т о мы 

предлога­

лица. 

пита­

купим в 

ми в,

 из 

Пальчиковая гимна­

ния» 

магази­

стика «Салат». 

не?», «Что 

Физкультминутка 

и куда 

« С ъ е д о б н о е — 

6 -  9 2 9 7 

8 1 

поло­

несъедобное» (игра с 

жим?», 

фитболом). 

«Приго­

Мимическое упраж­

товим сок 

нение «Театр масок» 

для Маши 
и  М и ш и » , 
«Какое 
э т о блю­
д о ? » 

«Путе­

Выделение 

Словес­

Составле­

Артикуляци онн ая 

шествие 

звука [т] из 

ные игры: 

ние пред­

гимнастика. Само­

в город 

ряда со­

«Составь 

ложений с  массаж языка, лица. 

соглас­

гласных 

предло­

числи­

Дыхательное упраж­

ных 

звуков, сло­

жение», 

тельными 

нение  « П о е з д » . 

звуков». 

гов, вос­

«Что с 

один, два 

Пальчиковая гимна­

Звук [т] 

произведе­

чем поме­

стика  « М а л ь ч и к — 

ние слого­

няли мес­

пальчик». Физкульт­

вых рядов. 

тами?» 

минутка  « К т о внима­

Словесная 

тельней». Мимиче­

игра «За­

ские упражнения 

кончи слово 

«Театр масок» 

звуком [т]». 
Подбор 
картинок со 
звуком [т]. 
Определе­
ние места 
звука в слове 

«Бура-

Выделение 

Загадки. 

Договари-

Артикуляционная 

тино на 

звука  [ т ' ] из 

Подвиж­

вание и 

гимнастика. 

ново­

ряда звуков,  ная игра 

составле­

Самомассаж языка, 

годнем 

слогов, вос­

«Укрась 

ние пред­

лица. 

празд­

произведе­

елку» 

ложений 

Дыхательные упраж­

нике». 

ние слого­

нение «Подарок под 

Звук  [ т ' ]  вых рядов: 

елкой». 

тя-ти-тю, 

Пальчиковая гимна­

ти-те-тя 

стика: «Пальчики 

и т.д. 

здороваются», «Пер­

Словесная 

чатки». 

игра «Зву­

Физкультминутка: 

ковой по­

«Снежная баба», 

езд». 

«Буратино» 

Подбор 
картинок со 
звуком  [ т ' ] . 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..