Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 9

 

 

7.  М и р 
моих фан­
тазий 

Развивать рефлексию, 
творческое воображе­
ние, способность к 
творческой деятельно­
сти 

Беседа по теме. 
Рисование на тему «Я в волшебной 
стране». 
Заполнение «Дневника жизни». Тема 
« М о я мечта». 
Подвижные и интеллектуальные 

игры: «Тяни-толкай»,  « Н е о б ы ч н о е 
животное», «Фантастические гипоте­
зы» 

8.  М о е на­

строение 

Развивать  ч у в с т в о соб­
ственной значимости, 
навыки саморефлек­
сии. 
П о в ы с и т ь  о б щ и й эмо­
циональный фон и 
улучшить психологи­
ческий климат в группе 

Минутка вхождения в день. 
Рисование на темы:  « Х о р о ш е е на­
строение», «Грустное настроение». 
Рассказ на темы: «Когда у меня хо­
рошее настроение, то я  . . . » , «Как 
определить, какое настроение у че­
ловека?» 

9. Разговор 
взглядов 

Способствовать разви­
тию эмпатии, рефлек­
сии, положительного 
микроклимата в группе. 
Обучать детей формам 
коллективного общения, 
формирование нравст­

венных качеств и новых 
навыков взаимоотноше­
ния в группе 

Занятие на темы: «О дружбе»,  « М ы 
все знаем и умеем». 
Подвижные и интеллектуальные 
игры: «Найди  с в о ю половину», 
«Клеевой дождик»,  « И щ е м клад», 
«Художники»,  « Х о р о в о д » 

10.  М о й 

друг 

Воспитывать чувства 
дружбы и взаимопомо­
щи 

Беседа на тему  « М о й друг». 
Словесные игры: «Фотографии дру­
зей», «Выставка портретов друзей». 
Заполнение «Дневника жизни». Тема 
« М о и друзья». 
Моделирование и анализ проблем­
ных ситуаций. 
Э т ю д «Встреча с  д р у г о м » 

11.  М о й 

день рож­
дения 

Дать детям знания о 
том, как принимать гос­
тей, дарить подарки, 
веселиться вместе с 
друзьями 

Заполнение «Дневника жизни». Тема 
« М о й день рождения». 
Рассказы детей на тему. 
Музыкальные игры: «Волшебный 
стул»,  « П о д а р о к » 

67 

12.  М ы — 

веселые 

друзья 

Развивать чувство юмо­
ра, научить детей пони­
мать смешное и учиться 
шутить самому 

Задание на темы: «Отгадывание не­
былиц», «Смешная история». 

Чтение художественной литературы 
юмористического содержания. 
Составление смешных историй. 
Рисование на  т е м у «Смешная стра­

на» 

13. Урок 

мудрости 

Показать ребенку взрос­
лый мир, его  д о б р о т у 

Заполнить «Дневник жизни» 

14.  М о я 

семья 

Учить пониманию чу­
жих поступков и уме­
нию активно вступать в 
контакт со взрослыми, 
формировать чувство 
« с е м ь и » 

Детско-родительская игра  « М о я се­
мья». 

Подвижные и интеллектуальные 
игры: «Найди свой цветок», «Цве­
тик-семицветик»,  « А п е л ь с и н » 

15. Пове­

дение в 

общест­
венных 
местах 

Сформировать навыки 
поведения в обществен­
ных местах 

Беседа на тему «Правила поведения 
в магазине». 
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». 
Тематическое рисование 

16. На ули­

це 

Закрепить представле­
ние о правилах поведе­
ния в транспорте 

Беседа на тему «Поведение в транс­
порте». 
Решение проблемных ситуаций. 
Сюжетно-ролевая игра «Поездка на 
поезде, автобусе, в трамвае». 
Тематическое рисование на тему 
« Т р а н с п о р т » 

17.  М о й 

любимый 
герой 

Сформировать пред­
ставления о примере для 
подражания 

Рассказы детей на тему  « К т о такие 
герои». 
Тематическое рисование. 
Мини-конкурс  « М о й герой» 

18. Что 

такое хо­
р о ш о , что 
такое пло­
х о 

Дать представление о 

плохих и  х о р о ш и х по­
ступках. 
Отработать навыки по­
ведения 

Решение проблемных ситуаций. 
Э т ю д ы :  « Ч а с о в о й » ,  « Д о б р ы й маль­
чик»,  « Х о ч у , и все»,  « Э г о и с т » , 
«Ябедник», «Злюка», «Кривляка». 
Дидактические игры: «Два друга», 
«Три характера», «Чертенок», «Маль­
чик наоборот»,  « М о й двойник». 
Рисование на тему «Злой и  д о б р ы й » 

Окончание табл. 

19. Кон­

фликты, 
поведение 
и трудных 
ситуациях 

Отрабатывать навыки 
разрешения конфликт­
ных ситуаций 

Решение проблемных ситуаций. 
Подвижные игры:  « М и р  н а о б о р о т » , 
« С м е ш н ы е клоуны»,  « К о ш к и » , 
«Цветик-семицветик» 

20. Умей 
рассла­
биться 

Научить детей приемам 
расслабления 

Тренинг мышечного расслабления. 
Подвижные игры: «Дождь в лесу», 

«Подснежник» 

21. Будь 
внимателен 

Развивать внимание 

Дидактические и интеллектуальные 
игры: «Заметить все», «Ищи безоста­
новочно», «Запоминай порядок», «Ма­
ленькие обезьянки», «Пуговицы» 

22. Хозяин 
своего  « я » 

Развивать  с п о с о б н о с т и к 
самостоятельным оцен­
кам своих достижений 

Графические диктанты. 
Подвижные игры: «Разнеси письма», 

«Приказ командира», «На фабрике», 
«Варежки», «Магазин спортивной 
одежды» 

23. Вежли­
вый разго­
вор 

Познакомить с прави­
лами общения и поведе­
ния 

Игры-ситуации:  « К о т , петух и лиса», 
« Т е р е м о к » , «Сорока и медведь», 
«Лиса и петух». 
Словесные игры: «Уроки сказки», 
«Подарки друг другу». 
Сюжетно-ролевые игры: «Интер­
в ь ю » , «Звуковое  п и с ь м о » 

24. Пове­

дение за 

столом 

Познакомить с прави­
лами поведения за сто­
лом 

Моделирование ситуаций:  « Г о с т и » , 
«День рождения». 
Сюжетно-ролевая игра «Празднич­
ный  о б е д » . 
Музыкальная игра «Буратино» 

25. Теле­
фон 

Обучить правилам об­
щения по телефону 

Беседа по теме. 
Сюжетно-ролевая игра «Зазвонил 
телефон». 
Моделирование ситуаций 

26. Маль­
чик и де­
вочка 

Дать понятие о половых 
различиях людей. 
Развивать полоролевую 
идентификацию. 
Закрепить правила по­
ведения с противопо­
ложным полом 

Беседа «Мальчик и девочка». 
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», 
«Дочки-матери». 
Подвижные игры: «Джентльмены», 
«Горячий стул», «Комплименты». 
Чтение художественной литературы 
об уважительном отношении к жен­
щинам, о мужественных поступках 

Коррекционно-развивающая работа 

для детей с нарушениями речи 

Р а с с м о т р и м на примере  к о р р е к ц и о н н о г о  о б у ч е н и я детей 

средней группы с ОНР 1 степени,  в к л ю ч а ю щ е г о в себя техно­
л о г и и , направленные на оздоровление ребенка в  ц е л о м . 

К а к правило, речевые нарушения не  в о з н и к а ю т на фоне 

п о л н о г о здоровья.  Б о л ь ш и н с т в о детей с  н а р у ш е н и я м и речи 
имели различные  о т к л о н е н и я во время  в н у т р и у т р о б н о г о раз­
в и т и я , катальные  п а т о л о г и и или серьезные заболевания в 
первые  г о д ы  ж и з н и . 

Н а р у ш е н и я  р е ч и  о т р а ж а ю т с я  н а  п с и х и ч е с к о м  р а з в и т и и 

р е б е н к а ,  ф о р м и р о в а н и и  е г о  л и ч н о с т и и  п о в е д е н и я . Имен­
н о  п о э т о м у  к о р р е к ц и о н н а я  р а б о т а  д о л ж н а  с п о с о б с т в о в а т ь 
н е  т о л ь к о  и с п р а в л е н и ю  р е ч е в ы х  н а р у ш е н и й ,  н о и оздоров­
л е н и ю  в с е г о  о р г а н и з м а  р е б е н к а ,  с п о с о б с т в о в а т ь  е г о полно­
ц е н н о м у  п с и х и ч е с к о м у ,  ф и з и ч е с к о м у и  л и ч н о с т н о м у раз­
в и т и ю . 

В связи с  э т и м данная программа ставит перед  с о б о й две 

о с н о в н ы е задачи: развивать речь ребенка и  п р о в о д и т ь  о б щ у ю 
о з д о р о в и т е л ь н у ю работу. 

Первая задача предусматривает развитие всех  с т о р о н речи: 

п р о и з н о ш е н и я , лексико-грамматического строя речи, связной 
речи, вторая — укрепление  ф и з и ч е с к о г о здоровья (зрение, 
с л у х ,  о с а н к а и  т . д . ) . 

Эти задачи  р е ш а ю т с я  л о г о п е д о м в  т е с н о м  к о н т а к т е с вос­

п и т а т е л я м и , а  т а к ж е  д р у г и м и  с п е ц и а л и с т а м и :  п с и х о л о г о м , 
и н с т р у к т о р о м  п о  ф и з и ч е с к о й кульуре,  м у з ы к а л ь н ы м руко­
водителем,  в а л е о л о г о м ,  и н с т р у к т о р о м  п о  Л Ф К , массажис­
т о м . 

В  д а н н о й  п р о г р а м м е  п р е д с т а в л е н о  о б с л е д о в а н и е  д е т е й 

т р е х л е т н е г о  в о з р а с т а ,  с о д е р ж а н и е  к о р р е к ц и о н н о г о обуче­
н и я по  п е р и о д а м , а  т а к ж е  к а л е н д а р н о - т е м а т и ч е с к о е плани­
р о в а н и е . 

Планирование рассчитано на  у ч е б н ы й год. В первые три 

недели сентября  п р о в о д и т с я обследование детей. В  и ю н е ве­
дется индивидуальная работа. 

Отбор  л е к с и ч е с к и х тем  п р о и с х о д и т с учетом  в о з р а с т н ы х и 

индивидуальных  о с о б е н н о с т е й детей.  П о с к о л ь к у оздоровле­
ние  н е о б х о д и м о начинать со знакомства ребенка с  с о б о й , в 
содержание  к о р р е к ц и о н н о г о обучения введена лексическая 
тема «Я узнаю  с е б я » . Изучая ее, дети  п о з н а ю т себя, знако­
м я т с я с другими детьми в группе. 

Н а м и представлен материал по развитию  л е к с и к и , грам­

матики, нормализации  з в у к о п р о и з н о ш е н и я , совершенствова­
н и ю  н а в ы к о в  з в у к о в о г о и  с л о г о в о г о анализа,  о б щ е й речевой 
п р а к т и к и . 

В календарно-тематическом планировании  б о л ь ш и н с т в о 

занятий  с о ч е т а ю т в себе  л е к с и ч е с к у ю тему и  у п р а ж н е н и я для 
развития  з в у к о в о г о и  с л о г о в о г о анализа. 

И з у ч е н и ю  к а ж д о й темы  м о ж н о  п о с в я т и т ь  о д н о , два или 

три занятия, в  з а в и с и м о с т и от объема изучаемого материала. 
На всех занятиях  п р о в о д и т с я дыхательная, артикуляцион­
ная, пальчиковая гимнастика, постепенно  в к л ю ч а е т с я в за­
нятия  с а м о м а с с а ж языка, лица,  р у к . Обязательно использу­
ю т с я физкультминутка (в  т о м числе и с  м я ч о м ) ,  г и м н а с т и к а 
для глаз, паузы для релаксации, ведется работа над  т е м п о м , 
р и т м о м речи,  ч е т к о с т ь ю  д и к ц и и , интонацией, выразительно­

с т ь ю . Обращается внимание на осанку детей (сидя,  с т о я ) в 
ходе занятий и вне  и х .  Р а з в и в а ю с я  с л у х о в о е и зрительное 
внимание, зрительная и словесная память, образное и логи­
ческое  м ы ш л е н и е ,  в о о б р а ж е н и е . 

Все занятия  п р о х о д я т в  и г р о в о й форме, так  к а к игра явля­

ется ведущей деятельностью в  э т о м возрасте. 

Коррекционно-развивающее обучение 

в средней речевой группе 

Первый период обучения: сентябрь,  о к т я б р ь ,  н о я б р ь . 
Фронтальные занятия по  ф о р м и р о в а н и ю лексико-грамма-

т и ч е с к и х средств  я з ы к а ,  р а з в и т и ю  с в я з н о й речи и произно­
ш е н и ю  п р о в о д я т с я два раза в неделю, а индивидуальные — 
ежедневно. 

Содержание  к о р р е к ц и о н н о г о обучения включает в  с е б я : 
—  о б о б щ е н и е  п е р в и ч н ы х представлений детей об осени по 

с у щ е с т в е н н ы м признакам сезона, введение в речь наре­
ч и й ,  о б о з н а ч а ю щ и х  с о с т о я н и е  п о г о д ы , прилагательных: 
хмурый, дождливый; 

— расширение представления детей об  о в о щ а х и  ф р у к т а х с 

п о м о щ ь ю  с е н с о р н о г о обследования, введение в словарь 
с у щ е с т в и т е л ь н ы х ,  н а з ы в а ю щ и х  о в о щ и и  ф р у к т ы ; 

—  к о н к р е т и з а ц и ю представлений детей о  д и к и х и домаш­

н и х  ж и в о т н ы х ,  п е р е л е т н ы х  п т и ц а х  о с е н ь ю , введение в 
с л о в а р ь  с у щ е с т в и т е л ь н ы х ,  н а з ы в а ю щ и х  ж и в о т н ы х , 
п т и ц ; 

— закрепление в речи детей  с у щ е с т в и т е л ь н ы х с обобщаю­

щ и м значением  п о  и з у ч е н н ы м темам; 

— упражнение в употреблении существительных с суффик 

сами -онок, -енок, -am, -ят; 

— введение в словарь прилагательных,  н а з ы в а ю щ и х осно: 

ные цвета; 

— употребление в речи имен  с у щ е с т в и т е л ь н ы х в форме 

единственного и  м н о ж е с т в е н н о г о числа по изучаемым 
темам; 

—  з н а к о м с т в о ребенка с  с а м и м  с о б о й и  д р у г и м и детьми 

группе (знать о себе и  д р у г и х  д е т я х :  и м я ,  п о л , возраст, 
индивидуальные особенности — голос, цвет волос и глаз); 

— обучение ребенка  п о н и м а н и ю своего  с о с т о я н и я : удоволь 

ствие, радость, страх, грусть, определение  с о с т о я н и я че­
ловека  п о  м и м и к е лица, тембру голоса; 

— согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; 
— закрепление в речи  п р о с т ы х предлогов на, с, в, из; 
— упражнение в употреблении  м н о ж е с т в е н н о г о числа имен 

с у щ е с т в и т е л ь н ы х в родительном падеже; 

— образование и использование в речи  с у щ е с т в и т е л ь н ы х с 

уменьшительно-ласкательными  с у ф ф и к с а м и ; 

— умение различать  ж и в ы е и  н е ж и в ы е  п р е д м е т ы ; 
— совершенствование фразовой речи, повторение за взрос­

лыми рассказов-описаний, загадок-описаний из двух-трех 
предложений. 

При подборе лексического материала логопед ориентирует­

ся на следующие темы: «Я узнаю  с е б я » , «Ранняя  о с е н ь » , «Ово­
щ и » ,  « Ф р у к т ы » , «Сад,  о г о р о д » , «Золотая  о с е н ь » , «Сезонная 
одежда,  о б у в ь » ,  « Ж и в о т н ы е  н а ш и х лесов  о с е н ь ю » , «Перелет­
ные  п т и ц ы » , «Домашние животные  о с е н ь ю » , «Поздняя  о с е н ь » . 

На занятиях по  р а з в и т и ю  з в у к о в о й  с т о р о н ы речи осуще­

ствляется: 

—  з н а к о м с т в о с гласными звуками; 
— уточнение произношения гласных звуков:  [ а ] ,  [ у ] ,  [ и ] ,  [ о ] ; 
— выделение из ряда  з в у к о в гласных:  [ а ] ,  [ у ] ,  [ и ] ,  [ о ] ; 
— упражнение детей в анализе на слух слияний гласных 

з в у к о в :  [ а у ] ,  [ у а ] ,  [ и а ] ,  [ а и ] ,  [ и о ] ,  [ и у ] ,  [ о у ] ; 

— выделение начальных ударных гласных в словах. 

Индивидуальные занятия по  п р о и з н о ш е н и ю  п л а н и р у ю т с я 

ежедневно. В  э т о время  о с у щ е с т в л я е т с я : 

— уточнение произношения гласных звуков, а также соглас­

н ы х :  [ м ] ,  [ п ] ,  [ т ] ,  [ к ] ,  [ г ] ,  [ в ] , [д] и  и х  м я г к и х вариантов; 

— подготовка артикуляционного аппарата к постановке сви­

с т я щ и х  з в у к о в с  п о м о щ ь ю артикуляционной гимнасти­
ки и массажа; 

— постановка  с в и с т я щ и х  з в у к о в . 

На всех занятиях ведется: 

— работа по выработке правильного  ф и з и ч е с к о г о и речево­

го  д ы х а н и я , над плавностью речи и  м я г к о с т ь ю голоса; 

— работа над  ч е т к о с т ь ю  д и к ц и и , модуляцией голоса, инто­

национной выразительностью речи; 

— совершенствование  м и м и к и (удивление, радость, испуг, 

злость); 

— работа над мелкой и  о б щ е й  м о т о р и к о й с использовани­

ем  к о р р е к ц и о н н ы х  м я ч е й , определение размера, запа­
ха,  у п р у г о с т и ; 

— развитие зрительного и  с л у х о в о г о внимания, памяти, 

м ы ш л е н и я ,  в о о б р а ж е н и я . 

Второй период обучения: декабрь, январь, февраль. 
Фронтальные занятия по  ф о р м и р о в а н и ю лексико-грамма-

тических средств  я з ы к а  п р о в о д я т с я два раза в неделю, по 
формированию звукопроизношения — один раз в неделю (в не­
к о т о р ы х случаях эти виды занятий удобно  с о в м е щ а т ь ) . Ин­
дивидуальная работа ведется  е ж е д н е в н о . 

Содержание занятий по  ф о р м и р о в а н и ю лексико-граммати-

ческих средств  я з ы к а включает в  с е б я : 

— обучение  п о н и м а н и ю  п о л о в ы х различий детей в группе 

(я — девочка, мы — девочки, я — мальчик, мы — маль­
ч и к и ) , различение детей по одежде, прическе, другим 
особенностям; 

— знакомство ребенка со  с в о и м телом (учить понимать зна­

чение  к а ж д о й части своего тела —  р у к , ног,  у ш е й , голо­
в ы ,  т у л о в и щ а ) ; 

—  о б о б щ е н и е и расширение представлений детей о явле­

н и я х  н е ж и в о й природы  з и м о й , введение в речь суще­
с т в и т е л ь н ы х : мороз, метель, снегопад, сугроб; прилага­
тельных: белый, снежный, пушистый; наречий: мороз­
но, снежно; 

— расширение представлений о разнообразии птиц и их 

о б щ и х признаках, введение в речь существительных, на­
з ы в а ю щ и х  з и м у ю щ и х и  д о м а ш н и х  п т и ц ; 

— уточнение представлений об образе  ж и з н и  д и к и х и до­

м а ш н и х  ж и в о т н ы х  з и м о й , установление  п р о с т е й ш и х 
связей между зимними  у с л о в и я м и и  о с о б е н н о с т я м и по­
ведения зверей; 

— расширение представлений детей о новогоднем празд­

нике, закрепление в речи  с у щ е с т в и т е л ь н ы х : карнавал, 
хоровод, гирлянда, украшение, Снегурочка; 

— закрепление в речи детей  с у щ е с т в и т е л ь н ы х с обобщаю­

щ и м значением: посуда, продукты питания, игрушки, 

мебель, части тела, семья;  у п о т р е б л е н и е в речи имен 
с у щ е с т в и т е л ь н ы х в  ф о р м е единственного и множествен­
н о г о числа,  н а з ы в а ю щ и х  и г р у ш к и ,  п р о д у к т ы питания, 
предметы  п о с у д ы , мебель, части тела; 

— закрепление  у м е н и я  с о г л а с о в ы в а т ь слова в предложе­

нии в роде,  ч и с л е , падеже; 

— закрепление в речи  п р о с т ы х предлогов; 
—  о б р а з о в а н и е и  и с п о л ь з о в а н и е в  р е ч и  п р о с т ы х относи­

тельных прилагательных; 

— закрепление умения  с т р о и т ь предложения из двух-трех 

слов, повторять рассказ из двух-трех предложений, состав­
лять рассказы и загадки-описания о птицах, игрушках; 

— различение на слух  с у щ е с т в и т е л ь н ы х  м у ж с к о г о и жен­

с к о г о рода. 

И с п о л ь з у е т с я  л е к с и ч е с к и й материал  п о  т е м а м :  « З и м а » , 

« П о с у д а » ,  « П р о д у к т ы  п и т а н и я » ,  « Н о в о г о д н и й  п р а з д н и к » , 
« Р о ж д е с т в о » ,  « И г р у ш к и » ,  « З и м у ю щ и е  п т и ц ы » ,  « Д о м а ш н и е 

п т и ц ы » ,  « З н а к о м с т в о  с о  с в о и м  т е л о м » ,  « М е б е л ь » ,  « С е м ь я » . 

На фронтальных  з а н я т и я х по  ф о р м и р о в а н и ю произноше­

ния  о с у щ е с т в л я е т с я : 

— подготовка артикуляционного аппарата к постановке зву­

к о в всех групп  п р и  п о м о щ и  а р т и к у л я ц и о н н о й гимнас­
т и к и и массажа; 

— знакомство с  с о г л а с н ы м и звуками; 
— закрепление в речи  ч и с т о г о  п р о и з н о ш е н и я гласных:  [ а ] , 

[ о ] ,  [ и ] ,  [ у ] и наиболее  л е г к и х  с о г л а с н ы х  з в у к о в :  [ м ] ,  [ т ] , 
[ п ] ,  [ к ] и их  м я г к и х вариантов; 

— различие твердых и  м я г к и х  с о г л а с н ы х ; 
— выделение из ряда  з в у к о в гласных и  с о г л а с н ы х :  [ м ] ,  [ т ] , 

[ п ] ,  [ к ] ,  [ м ' ] ,  [ т ' ] ,  [ п ' ] ,  [ к ' ] ; 

— дифференциация  з в у к о в :  [ т — п ] ,  [ т — к ] ,  [ т — п — к ] ; 
— анализ  с л о г о в : ма, ам, ум, та, от, пи, ки. 
На индивидуальных занятиях —  п о с т а н о в к а и автоматиза­

ц и я  с в и с т я щ и х и  ш и п я щ и х  з в у к о в . 

Третий период обучения: март, апрель,  м а й . 

Фронтальные занятия по  ф о р м и р о в а н и ю лексико-грамма-

т и ч е с к и х средств  я з ы к а и развитию  с в я з н о й речи проводятся 
два-три раза в неделю, по  ф о р м и р о в а н и ю  з в у к о в о й  с т о р о н ы 
речи один-два раза в неделю. Общее  к о л и ч е с т в о фронтальных 
занятий в неделю —  ч е т ы р е . 

Содержание занятий по  ф о р м и р о в а н и ю лексико-граммати-

ч е с к и х средств включает в  с е б я : 

—  п о з н а н и е  с в о и х  о с о б е н н о с т е й и  з н а к о м с т в о с  д р у г и м и 

д е т ь м и  ( у м е т ь  р а з л и ч а т ь  м а л ь ч и к о в и  д е в о ч е к  п о 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..